Военное обозрение

Суета вокруг РД-180: финал или еще нет?

121

РД-180 / ©Роскосмос


Начало осени ознаменовалось большим шумом в прессе по поводу прекращения действия контракта на поставку в США российских ракетных двигателей РД-180. Многие СМИ высказались на тему того, что и как будут дальше делать американцы после того, как поставки РД-180 прекратятся.

Поставки прекращены? Откуда пошла информация?

Информацию об этом разместил сайт The Verge со ссылкой на исполнительного директора компании United Launch Alliance (совместное предприятие «Боинга» и «Локхид-Мартина», занимающееся запуском космических аппаратов) Тори Бруно.

ULA к тому же является официальным подрядчиком у Пентагона. Правда, это особо ни о чем не говорит, SpaceX тоже подрядчик у этой структуры.

Интересно, но ни «Боинг», ни «Локхид-Мартин» не публиковали у себя никаких официальных заявлений на эту тему. Да и вообще, в американском сегменте по этой теме полнейшая тишина. Все профильные издания заполнила тема Афганистана и Байдена. Различной степени накала. Не до ракетных двигателей даже тем, кто должен был об этом писать.

Что касается The Verge, то этот сайт находится в третьей сотне по популярности в США. Но видимо, кто-то увидел эту публикацию, и, как обычно, пошла волна.

В принципе, ничего удивительного. Кто-то высказался на тему того, что США без РД-180 ничего не смогут, кто-то решил, что это очень невыгодно НПО «Энергомаш», который остался без такого источника дохода.

Истина как всегда где-то посередине.

На самом деле, что можно сказать по существу?

По существу, РД-180 действительно то, что о нем пишут, а именно крайне надежный и недорогой двигатель. За 20 лет использования которого не произошло ни одной аварии и катастрофы по вине самого двигателя.

По состоянию на 08 апреля 2021 года, то есть, более 20 лет с момента первого пуска РН «Атлас» с РД-180, из России в США было поставлено 116 двигателей. За 20 лет состоялось 92 пуска, все они признаны успешными.

С 2014 года отношения между Россией и США начали ухудшаться, двигатель неоднократно становился заложником политических игр, но целесообразность пересиливала амбиции и поставки продолжались. Соответственно, продолжались старты «Атласов» с военными спутниками в том числе.

Но в США начались активные работы по замене РД-180. В любом случае, стало понятно, что с российским двигателем надо что-то решать. Как бы РД-180 не был хорош, но само по себе его наличие в военных структурах США, а тем более, связанных с космосом, выглядело не очень вменяемо в глазах американцев.

Действительно пора было определиться, или Россия – потенциальный противник, или партнер по космическим программам.

Пока получается не очень, но работы, как говорится, идут в этом направлении.

Летом 2020 года ULA получила первый тестовый двигатель BE-4 производства «Blue Origin». ВЕ-4 призван заменить РД-180. Он отличается от российского двигателя, но суть в самом его наличии.

У американцев был еще запасной вариант с производством самого РД-180 по лицензии, они имеют право это делать до 2030 года. Однако, действительно нет никакого смысла пытаться наладить производство российского двигателя по лицензии, которая скоро закончится, лучше вложить деньги в свой двигатель. Так что здесь американцы действуют абсолютно логично и прагматично.

Суета вокруг РД-180: финал или еще нет?

16 апреля 2021 года Роскосмос сообщил об отправке в США последней партии из 6 двигателей РД-180.

Это не значит, что сотрудничеству конец. Но очень похоже на то, что американцы реализуют свою программу импортозамещения. Но – с определенной подстраховкой в виде товарного запаса из РД-180.

Если верить The Verge, то у «Боинга» и «Локхид-Мартина» на складах лежит около 30 двигателей. Как часто осуществляются в США запуски с помощью РН Atlas V – максимум, 5 раз в год. То есть, на таком запасе можно стартовать несколько лет. Очень разумно. За это время можно довести до ума ВЕ-4.

Естественно, сейчас многие говорят о том, что внедрение нового двигателя связано с определенными рисками, что ВЕ-4 будет хуже, чем РД-180, что вообще нет смысла менять РД-180, надо дружить с Россией и продолжать покупать РД-180. Но такое мнение идет в основном с нашей стороны.

У американцев мнение несколько отличается. Политически, экономически, они хотят, чтобы их продукцию выводили на орбиту «свои» ракеты. В принципе, это нормально для страны с такой патриотической накачкой. Отсюда вам и буйствования старины Маккейна, и иски от SpaseX.

Это нормально. Желание иметь свой двигатель, чтобы не зависеть (вариант – не кормить) от русских, да к тому же современный, со всеми этими экологическими штучками – это действительно нормально.

Другой вопрос, конечно, насколько эффективен будет ВЕ-4. Понятно, что рано или поздно, он начнет работать. Что-что, а строить двигатели американцы не разучились. Доделают и его. И на выходе будет и решение политических вопросов, раз так невтерпеж, и деньги не уйдут «на сторону», к потенциальному врагу. И двигатель будет американский и современный. Не +5% к тяге, конечно, но к самомнению точно.

РД-180 – прекрасный двигатель. Американцы убедились за 20 лет в его надежности и четкой работе. Но доводы от наших экспертов, что США лучше не ввязываться в разработку нового двигателя смотрятся просто несерьезно. К сожалению, многие наши СМИ просто призывают американцев деградировать. Это смотрится не очень красиво, тем более, что американцы все равно наше мнение не учитывают совершенно.

Действительно, зачем разрабатывать новые двигатели, ошибаясь, падая и вставая? Можно купить уже готовое и пользоваться им. До упора. Весь вопрос, когда этот упор настанет. Когда отношения между странами совсем ухудшаться или когда мы не сможем производить двигатель в необходимом качестве?

Запросто могут случиться обе ситуации. Но идти вперед, как показывает история, необходимо. Это называется прогресс. Технический и технологический.

Можно привести пример не из космической отрасли, а более приземленной. Почти 50 лет наш любимый «АвтоВАЗ» выпускает почти внедорожник «Нива». Почти в неизменном виде. С древним двигателем, архаичной КПП, неотключаемым полным приводом, опять же «суперсовременным» мостом и так далее. Опции этой машины умещаются на детской ладошке.

Как считалось, главное – цена и надежность. Остальное так… вторично. Потому «Ниву» сейчас на дорогах и вне их часто не увидеть, в отличие от более современных и комфортабельных конкурентов. Хотя какой конкурент из «Нивы»…

В космической отрасли у нас та же самая политика. Мы благополучно не стали работать ни над проектами межпланетных станций, ни над новыми кораблями, ни над новыми ракетами-носителями. С РН метания были определенные, но ни к чему пока не приведшие. У нас «на столе» остался древний «Союз», еще работы С.П. Королева и не менее древний «Протон». Этого было достаточно для организации системы космического извоза. Ключевое слово «было», потому что нас очень уверенно вышибают из этого сегмента более дешевые американские корабли многоразового использования.

Судя по тому, как тащили на орбиту древний же модуль «Наука» для фактически уже списанной станции МКС, с орбитальным строительством у нас примерно как с межпланетными полетами.

Так что здесь все понятно. И стремление США максимально обезопасить себя в плане космических стартов от импортозависимости, и реакция многих наших СМИ, бросившихся наперегонки приговаривать всю американскую космическую программу при отказе от использования РД-180.

Да, РД-180 хорош. Но он используется только в одной ступени у двух ракет, «Атлас» 3 и 5. Которые летают 2-5 раз в год. Да, это прекрасная «рабочая лошадка», которая исправно 20 лет таскала на орбиту американские военные спутники. Тяжелые, заметим.

Но видимо, эпоха сотрудничества России и США в космосе подходит к своему закономерному окончанию и в самом недалеком будущем страны, по-видимому, просто расстыкуются и разойдутся каждый в свою сторону.

Конечно, неприятно понимать, что «Энергомаш» лишится такого хорошего источника финансирования, как американские контракты. И что теперь в России определенная часть электората не сможет, надув щеки, гордо заявить, что «они на наших двигателях все выводят на орбиту!». И что наоборот, американцы будут гордиться тем, что избавились наконец-то от зависимости с русскими двигателями. Если в США вообще в курсе этого, кстати.

Скорее всего, там в курсе только те, кто совсем уж «в теме», как Илон Маск.

В любом случае, как бы не сложились ракетно-двигательные отношения между странами в дальнейшем, лучше бы нашим инженерам Роскосмоса подумать и прикинуть, где мы у себя сможем использовать РД-180. Говорят, это очень надежный и мощный двигатель… Удивительно, что у нас его нигде не используют.

А США пусть идут своим путем. Да, мы явно ничем не сможем им в этом помешать, стоит, наверное, больше подумать о своих будущих задачах и методах их выполнения.

А доллары… Ну надо попробовать обойтись без них. Тем более, что их все равно будет становиться все меньше.
Автор:
121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. aybolyt678
    aybolyt678 10 сентября 2021 05:28
    +13
    статья хорошая взвешенная, но я категорически не согласен с концовкой статьи:
    А доллары… Ну надо попробовать обойтись без них. Тем более, что их все равно будет становиться все меньше.
    , - долларов будет становится все больше laughing
    1. Проксима
      Проксима 10 сентября 2021 06:02
      +20
      "У нас «на столе» остался древний «Союз», еще работы С.П. Королева и не менее древний «Протон». - из текста. С чего это вдруг "Союз" древний? request Ну да, Сергей Павлович создал прародителя "Союза" ракету Р-7. Но "Союз" постоянно модернизируется. Это ракета в своем сегменте отвечает всем современным требованиям. А вот дешёвый и надёжный "грузовик" Протон "снимается с пробега" не из за того, что он устарел, а из за токсичного топлива (пара гептил-амил). Надо уяснить, что ракеты это не айфоны, no которые стареют за пол года.
      1. Проксима
        Проксима 10 сентября 2021 06:24
        +9
        ВЕ-4 ни каким образом полноценно не может заменить РД-180. Возьмём хотя бы главную характеристику ракетного двигателя - тягу. У ВЕ-4 она планируется в 249,52 тс, а у нашего двигателя - 423,4 тс fellow Разница более чем! Да и под ВЕ-4 надо менять корпус ракеты, в керосиновый топливный бак сжиженный метан не закачаешь. Бак должен быть объёмнее, прочнее и так далее. Получается, если в ракете меняется корпус, ставится принципиально другой двигатель, то это уже другая ракета. То есть, бабушка с яйцами - это уже дедушка. lol Одним словом, типичные американские заявления, которые продолжаются вот уже как минимум десяток лет.
        1. BlackMokona
          BlackMokona 10 сентября 2021 07:21
          +14
          Движок Мэрлин у которого ещё меньше тяга, меньше УИ замечательно же заменяет.
          Фалькон-9 оборудованный такими движками легко громит Атлас-5 на внутреннем рынке США. А на международный даже не пускает на пушечный выстрел.
          Просто потому что лучше по цене/качеству
          1. BlackMokona
            BlackMokona 10 сентября 2021 07:52
            +8
            Ну и решил сделать подсчёт двигательной цены Атлас-5 и Фалькон-9 на основе данных открытых источников.
            И так в полном запаке Атлас-5 возит как Фалькон-9 с возращением.
            Двигательная цена Фалькон-9.
            10 двигателей по 1 миллиону долларов, итого 10 миллионов. Без учёта многоразовости.
            Возвращаются обратно 9 из 10 движков, представим на обслуживание тратим 11% от новых. (Сами SpaceX заявляют что никаких работ с движком не требуется, но повысим и учтём разную траспортировку и прочее)
            Ракета рассчитана на 10 полётов до ремонта, возьмём это краем.
            Итого 20 миллионов на 10 полётов или 2 миллиона на один полёт. Это с учётом многоразовости.
            Атлас-5 нуждается в следующих двигателях.
            РД-180 одна штука за 22 миллиона.
            РЛ-10 (вторая ступень он же разгоник центавр) одна штука за 17 миллионов
            GEM(боковые ускорители) пять штук по 7 миллионов.
            Итого 22+17+7*5=39+35=74 миллионов долларов
            Итого 10 против 74 миллионов без многоразовости. 7,4 к 1. При том что ы таком случае Фалькон-9 выводит больше груза чем Атлас-5
            Или 2 против 74 миллионов с многоразовостью. 37 к 1 при равном грузе на орбиту.
            Такие пироги.
            1. military_cat
              military_cat 10 сентября 2021 13:02
              +8
              Но доводы от наших экспертов, что США лучше не ввязываться в разработку нового двигателя смотрятся просто несерьезно.
              Это называется "магическое мышление". Люди глубоко в подсознании уверены, что, произнося слова о каком-то желаемом развитии событий, они тем самым помогают ему произойти.

              Это смотрится не очень красиво, тем более, что американцы все равно наше мнение не учитывают совершенно.
              Проблема возникает, когда эту магическую реальность начинают воспринимать как экспертные оценки те, кто принимает решения у нас. И тогда они перестают оценивать ситуацию адекватно.
              1. umah
                umah 13 сентября 2021 09:17
                -2
                Мы благополучно не стали работать ни над проектами межпланетных станций, ни над новыми кораблями, ни над новыми ракетами-носителями. С РН метания были определенные, но ни к чему пока не приведшие.

                По межпланетным станциям у нас закончен НИОКР "Нуклон". По новым кораблям у нас допиливается Федерация/Орел. Новый ракетоноситель - "Ангара".
            2. Моторист
              Моторист 11 сентября 2021 01:04
              +7
              Цитата: BlackMokona
              10 двигателей по 1 миллиону долларов

              Миллион [евро] стоит коленвал среднеоборотного движка мощностью до 8000 кВт. А это "просто" железка! В Европе.

              В США завтрак в простой забегаловке - 50 баксов. Где-то просчет... what
              1. kig
                kig 11 сентября 2021 03:31
                +5
                На сайте ULA сказано, что цена старта Атласа = 109 млн.
              2. BlackMokona
                BlackMokona 11 сентября 2021 06:58
                -1
                Такая цена движка Мэрлин, движок Мэрлин делается относительно массово, он движок крайне простой открытой схемы, полностью интегрировано всё производство внутрь компании чтобы не кормить армию подрядчиков, и проделана огромная работа по его удешевлению. Создатель двигателя Томас Мюллер рассказывал про разговоры с Маском по поводу цены и работ. И например особо отмечал разговор о многочисленных и дорогостоящих клапанах. И что Маск стребовал от него решение которое никто не использует так как путь к нему в разработке крайне тернист и наполнен взрывами движков на стендах. И он был таким но Маск просто выписывал снова и снова чеки заместо стандартных для бюрократов воя и криков. С требованиями делать чтобы сразу и правильно. Но разработку сделал и даже относительно быстро так как использовали методику Агиле, создали сначала совсем убогий по характеристикам движок но чтобы летал, а потом много лет доводили до современного состояния постепенно улучшая характеристики. Но основа с огромным числом упрощений производственного процесса остались, убрав большинство хитрой и сложной автоматики.
                И главное знаете сколько стоит новый движок Маска Раптор, который уже весь такой по ТТХ крутой с кучей наворотов?
                Целевая цена 250 тысяч долларов за штуку, текущая цена прототипов миллион долларов штука.
                Добиватся многолетней тяжёлой разработкой с взрывами и прочим весельем, а так же огромным массовым выпуском. Например мелкосерийное производство уже развернутое даёт по движку каждые 48 часов. Для сравнения за 22 года РД-180 было произведено аж 116 двигателей. Тем самым в ходе мелкосерийного производства за 232 дня производится тоже число двигателей что и за 22 года. Сами понимаете какие преимущества у такого подхода. А план делать их радикально чаще и больше. Считайте конвейер заместо индивидуального штучного производства на заказ.
                И получается что огромная вязанка движков Старшипа будет стоит дешевле чем движки Атласа.
                39 Рапторов(Первая плюс вторая ступень Старшипа) по 250 тысяч долларов это всего ничего 9.75 миллиона долларов. Дешевле одного РД-180.
                1. Дмитрий Владимирович
                  Дмитрий Владимирович 14 сентября 2021 14:59
                  0
                  Цитата: BlackMokona
                  Для сравнения за 22 года РД-180 было произведено аж 116 двигателей. Тем самым в ходе мелкосерийного производства за 232 дня производится тоже число двигателей что и за 22 года.

                  Давайте в Ваши здравые рассуждения, добавим производительность?
                  Тяга РД-180 на уровне моря (а это двигатель первой ступени) - 390 тс.
                  Тяга у Merlin 1D на уровне моря 66,6 тс.
                  390/66,6=5,85 то есть что бы получить сопоставимую тягу на стартовом столе одному РД-180 соответствует 6 шесть Мерлинов.
                  То есть 116 произведенных двигателей РД-180 заменили 696 двигателей Мерлин 1D
                  почти 700 двигателей заменяет 116 двигателей РД-180.
                  Кстати запасы прочности позволяют РД-180 и РД-191 довести до стадии многоразового использования. Этим надо заниматься
                  1. BlackMokona
                    BlackMokona 14 сентября 2021 19:47
                    0
                    Ну начнём с того что я указывал производство двигатель Раптор, а не Мэрлин.
                    1. Дмитрий Владимирович
                      Дмитрий Владимирович 15 сентября 2021 08:48
                      0
                      Цитата: BlackMokona
                      Ну начнём с того что я указывал производство двигатель Раптор, а не Мэрлин

                      Цена на Раптор разве известна? - кроме сомнительных деклараций, пока ничего не понятно.
                      Сомнительно, что более мощный Раптор, будет стоить дешевле мерлина.

                      С учетом того, что только по открытым источникам, на разработку и первые прототипы были потрачены более 100 млн от ВВС США и более 67 млн долларов Спейс Х.
                      А реальные цифры нам не известны.
                      Вряд ли нам покажут чистую себестоимость с учетом разработки.
                      А говорить о 250 т долларов себестоимости - это все равно что брать цифры с потолка.
                      1. BlackMokona
                        BlackMokona 15 сентября 2021 14:06
                        0
                        В данный момент это декларации и заявления главы фирмы, владельца и ген.конструктора в одном лице. С его официального рупора зарегистрированного как положено.
                        Это цена разработки которая будет разрезана на число двигателей. А там планы делать по 100 Старшипов в год, посчитайте число движков и сколько будет НИОКР составлять в каждом если он например в итоге выйдет в миллиард баксов
                      2. Дмитрий Владимирович
                        Дмитрий Владимирович 16 сентября 2021 13:32
                        0
                        Цитата: BlackMokona
                        100 Старшипов в год, посчитайте число движков и сколько будет НИОКР составлять в каждом если он например в итоге выйдет в миллиард баксов

                        100 кораблей в год - это прожектерство. Что возить будем?
                        Турье, по 10000 долларов за билет?
                        Так их и на Южный полюс отправляется в год не больше 10000 человек, при гораздо меньшей цене туров. Полеты в космос - дорогое удовольствие и поток туристов-миллинеров быстро иссякнет
                        .
                        Столько полезной нагрузки нет, что бы оправдать строительство такого масштабного флота. и такое количество запусков.
                        Посчитать стоимость подготовки к запуску одного корабля и учесть что они возвращаемые и могут летать повторно, а то и 3, может и 4 раза в год.
                        Так вообще утопия.
                        Поскольку непосредственно имел отношение к ракетостроению, могу спрогнозировать рост пусковых услуг и снижение по цене пусков и стоимости кг полехной нагрузки.
                        Да - рост пусковых услуг будет, но и на 20 кораблей подобной грузпоподъемности ближайшие 10 лет не найдется работы.
                        А через 15 лет, корабли устареют.
                        6 шаттлов справлялись с огромным перечнем пусковых услуг военных, немого НАСА и прочих. Шаттлы как носители, устарели раньше, чем вылетали ресурс. 286 процессоры в самом современном к 2012 г. давно стали архаизмом.
                        Очень сложно набрать полезную нагрузку на тяжелый и даже на средние носители.
                        Кроме коммуникационных, военных и исследовательских аппаратов, выводятся в основном мелкие "мусорсаты".
                        Рынок пусковых услуг переполнен.
                        Да - есть шанс загрузить с десяток кораблей "турьем" на орбиту или в облет Луны.
                        Это предел современной потребности рынка. А расти он будет не так, как рассчитывает Маск.

                        Мелочь пускают.

                        Старшип - на данном этапе развития - утопия.
                        Громкое, раскрученное, но ничего революционного, что бы позволило кардинально снизить стоимость пуска.
            3. ultra
              ultra 13 сентября 2021 10:20
              +2
              Реальной цены изделий от Маска никто не знает,финотчетность компании это тайна.
          2. ecolog
            ecolog 12 сентября 2021 22:29
            0
            а пилить правильным пацанам из конгресса, НАСА, и прочих хороших контор на чём? Аполитично рассуждаете, понимаешь. Какой такой маск шмаск.
      2. Инженер Щукин
        Инженер Щукин 10 сентября 2021 08:08
        +9
        Вы не забывайте, что РД-180 это по сути 2 РД. На Вулкане будут стоять 2 ВЕ-4, поэтому и у себя умножьте на 2.
      3. arkadiyssk
        arkadiyssk 10 сентября 2021 08:35
        +9
        Так они и меняют ракету. Атлас с РД-180 прекращают производить и вместо делают Вулкан на метановом BE-4.
      4. Усатый Кок
        Усатый Кок 10 сентября 2021 11:57
        +13
        Только ВЕ-4 и не собираются ставить на атлас. Их будут использовать на новом РН Вулкан, который заменит собой и серию Атлас и серию Дэльта. И там изначально всë насчитали под новые движки. Так что не волнуйтесь за них, они и без вас всë учли и расчитали.
      5. awdrgy
        awdrgy 10 сентября 2021 23:07
        0
        Продают движки которые вражеские военные спутники на орбиту выводят. Это как??? А потом тратиться на защиту от них из нашего же кармана?Как это понимать?! Или они не враги ,а союзники? Только по ящику другое говорят. И где правда, а где бред?
    2. Обла4ныйCRAY
      Обла4ныйCRAY 10 сентября 2021 10:45
      0
      Не древний, а заслуженный. Хоть и не айфон, но за 70 лет кое что в мире поменялось.
    3. ja-ja-vw
      ja-ja-vw 11 сентября 2021 00:11
      -1
      Цитата: Проксима
      Но "Союз" постоянно модернизируется. Это ракета в своем сегменте отвечает всем современным требованиям.

      РН "Союз" древняя ракета.
      "модернизируется" там лишь система управления (БЦВМ) и чуть чуть ( совсем сухая масса), в основном обтекатели.
      Остальное НЕТ.
      пример
      8Д74/14Д22- открытого (!) цикла с УИ 252 / 313 с ( на уровне РДТТ)
      255!
      РДТТ БРПЛ UGM-27A 245-250 сек (теоретический импульс 266 сек)

      если бы вы знал особенности предстартовой подготовки офигели бы, это как Кривой стартер

      русский Geländewagen request
      но у гелика, хотя бы моторы и коробки меняли, оставив только наружные петли, неразрезные мосты и торсионы... ах да плоское лобовое стекло.
      Но много ли их покупают?
      1. Моторист
        Моторист 11 сентября 2021 01:26
        +5
        Цитата: ja-ja-vw
        если бы вы знал особенности предстартовой подготовки офигели бы

        Уж не знаю, что там на космодроме, но в Вашем ролике - пример простоты, надежности и долговечности. И ремонтопригодности, кстати. Как моторист Вам говорю. hi
        1. ja-ja-vw
          ja-ja-vw 11 сентября 2021 01:36
          +4
          Цитата: Моторист
          Как моторист Вам говорю.

          как "автолюбитель" (противное млин слово, со стажем в29 лет и категориями всеми кроме "автобусников"): ну его в ж.
          я на этот
          Цитата: Моторист
          пример простоты, надежности и долговечности.

          НЕ СЯДУ(ехать) сейчас ( и не садился с 1995), и детей внуков не посажу, и Вам не советую.
          Я кАнешно понимаю: атомная война интернет отключат и посему надо пользоваться записной книжкой и подтирать зад лопухом....
          однако это ку-ку (не мадумазель)
          зы. в локтевой она бьет знатно
          В 1876 году Николас Аугустин Отто запатентовал двигатель внутреннего сгорания, который, чтобы запустить, нужно было раскрутить до частоты запуска, используя внешний источник энергии. В те времена еще не был придуман электрический стартер, а потому источником энергии выступал сам человек

          15 июня 1911 года Кеттеринг представляет — электрический моторчик. Он в течение короткого промежутка времени развивал достаточно высокую мощность, достаточную для того, чтобы раскрутить коленвал двигателя до требуемой частоты вращения, а после запуска тот же электромотор использовали в качестве генератора, чтобы заряжать аккумуляторную батарею.
          основатель Cadillac, Генри Лиланд поверил в идею yes
          Вы мне на полном серьёзе предлагаете в 21 году 21 века пользоваться этим гумном?
          1. Моторист
            Моторист 11 сентября 2021 01:58
            +5
            Цитата: ja-ja-vw
            Вы мне на полном серьёзе предлагаете в 21 году 21 века пользоваться этим гумном?

            Я на полном серьёзе предлагаю перестать маяться (нецензурное слово). Не Вам, конечно же.

            Вы знаете, что двухтактные судовые движки с распредвалом уже не строят (типа, выбросы NOx и другие нецензурные слова)? А новые - опутаны десятками километров проводов, и далеко не в целях повышения надежности... Там даже местный пост управления с кнопками. С кнопками! Пост аварийного управления!

            В общем, мне лично эти новомодно-популистские штучки претят, извините за нецензурщину. hi
            1. ja-ja-vw
              ja-ja-vw 11 сентября 2021 02:15
              +2
              Цитата: Моторист
              Вы знаете, что двухтактные судовые движки с распредвалом уже не строят

              и прекрасно.
              Авто задрючили на Евро 7, а на судах/кораблях и Евро 0 не знают.
              Я б снег их отправил разгребать на камчатке
              Цитата: Моторист
              В общем, мне лично эти новомодно-популистские штучки претят, извините за нецензурщину

              да все нормально.
              если бы Ваша версия была верная, то бабы наши ходили бы и сейчас в кокошниках, зубя чистили бы золой (хорошо хоть не толчёным кирпичем), а что бы пропитать сруб антисептиком: семья бы год писать (противное слово) ходила в чан, а потом мазала бы.
              Я за здоровый консерватизм, но не за идиотизЬм, хоть и здоровый
              1. Моторист
                Моторист 11 сентября 2021 02:24
                +3
                Цитата: ja-ja-vw
                Я за здоровый консерватизм, но не за идиотизЬм, хоть и здоровый

                Вы, наверно, не поняли. Я - за надежность и ремонтопригодность. В море и космосе это важно. На берегу это не так страшно - мимо проезжающая Газель дотянет на галстуке до мастерской.

                За "Евро-0" Вы, кстати, зря - мой двигатель на стенде выдавал около 165 г/кВт*ч, а автомобильный?
                1. ja-ja-vw
                  ja-ja-vw 11 сентября 2021 12:33
                  +1
                  за,что вам минус влепили-хз.
                  "мимо проходил"
                  ремонтопригодность ныне не в моде.
                  Цитата: Моторист
                  мой двигатель на стенде выдавал около 165 г/кВт*ч, а автомобильный?

                  многовато у вас
                  Выбросы вредных веществ энергетическими установками судов определяются на основе
                  Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MAPПOЛ 73/78) и сейчас Приложение VI МК МАРПОЛ

                  а у нас вот так:

                  сосчитаете?
                  мой
                  1. Моторист
                    Моторист 11 сентября 2021 14:11
                    +1
                    Цитата: ja-ja-vw
                    многовато у вас

                    Я не до конца чётко выразился, подумав, что "эффективный удельный расход топлива" понятно по умолчанию (т. е., КПД). Это не NOx, конечно же. По NOx - таблица ниже (https://dieselnet.com/standards/inter/imo.php), хотя меня [лично] этот параметр не интересует.

  2. Военком77
    Военком77 10 сентября 2021 06:02
    +1
    Здешним злопыхателям-русофобам стоит посмотреть фильм, снятый про РД-180 самими американцами - каналом History. В ютубе он называется "Горячие двигатели из холодной страны. США не смогли сделать то, что смог СССР.".
    1. Обла4ныйCRAY
      Обла4ныйCRAY 10 сентября 2021 10:48
      +6
      Мы умеем делать хорошие двигатели рд180, жаль что не умеем их применять сами.
      1. whitebeard
        whitebeard 12 сентября 2021 18:54
        0
        В наших отечествах пророков, как известно, не требуется, в том числе и среди двигателей ;)
  3. BlackMokona
    BlackMokona 10 сентября 2021 07:18
    +9
    Ну как хорошее, название SpaceX написано с ошибкой.
    РД-180 используется только на ракетах Атлас-5, ракеты Атлас-3 с 2005 года никуда не летают и давно сняты с производства.
  4. burger
    burger 10 сентября 2021 21:10
    0
    Цитата: aybolyt678
    долларов будет становится все больше

    У кого-то больше, у кого-то меньше.
  • Владимир_2У
    Владимир_2У 10 сентября 2021 05:29
    -2
    К сожалению, многие наши СМИ просто призывают американцев деградировать. Это смотрится не очень красиво
    Да уж покрасивее призывов силой оружия навязывать России "демократию" на американский вкус.
    1. Дедкастарый
      Дедкастарый 10 сентября 2021 05:46
      +15
      Хотя какой конкурент из «Нивы»…
      за "Ниву" было обидно...да,опций нет почти, НО ! цена то,не как у "паджеро" или"крузака" ! а по проходимости "нива" даст им фору, опять же над кузовом хозяин не трясётся из за царапин и вмятин ! машина по своему очень хороша .
      1. Пессимист22
        Пессимист22 10 сентября 2021 05:57
        +11
        Двигатель слабый на Ниве и раздатка.
        1. Дедкастарый
          Дедкастарый 10 сентября 2021 06:42
          +5
          Цитата: Пессимист22
          Двигатель слабый на Ниве и раздатка.

          зато ремонтируется на коленке в гараже !
          1. aybolyt678
            aybolyt678 10 сентября 2021 07:29
            +5
            Цитата: Дедкастарый
            зато ремонтируется на коленке в гараже !

            был бы он мощнее, меньше бы ломался
        2. aybolyt678
          aybolyt678 10 сентября 2021 07:28
          +9
          Цитата: Пессимист22
          Двигатель слабый на Ниве и раздатка.

          за свою жизнь убил 3 Нивы, раздатки ни разу не ломались. Шумные - да. Двигатель слабый - да!
      2. Константин Шевченко
        Константин Шевченко 10 сентября 2021 07:01
        +8
        "Нива" не вместительная как "Крузак" и "Паджеро", на экспедиционую машину не тянет.
        1. Беринговский
          Беринговский 10 сентября 2021 23:28
          +4
          Цитата: Константин Шевченко
          "Нива" не вместительная как "Крузак" и "Паджеро", на экспедиционую машину не тянет.

          Странный аргумент.
          А крузаку и паджеро вобще то по вместительности далеко до Урала- вахтовки.
          1. Константин Шевченко
            Константин Шевченко 11 сентября 2021 10:28
            0
            Дедкастарый сравнивает Ниву с Крузаком по цене, проходимости. Ответ был направлен ему. У каждой машины есть недостатки и плюсы. Ничего странного нету. Машины сравниваются среди гражданского сегмента. А так, я могу тоже как вы написать, - Unimog лучше по проходимости чем "Нива".
            1. Моменто
              Моменто 11 сентября 2021 16:19
              +3
              ниву надо с сузуки сравнивать. сузуки это классная японская нива. надежная и простая.
              1. Nikon OConor
                Nikon OConor 11 сентября 2021 17:49
                0
                Это которая грандвитара? Хорошая джаповская Нива.
                Еще на коленке ремонтируется Ланкрузер 75 (по пустыням белые такие ездили со значком ООН), если не ошибаюсь это лицензионная копия Лэндровера 75. Но по надежности и неприхотливости можно сравнить с Уазиком времен СССР военной версии.
                1. Nikon OConor
                  Nikon OConor 11 сентября 2021 17:57
                  0
                  Лэндровера 75.

                  нет все-же ошибаюсь наверное рэндж ровер ....хотя .... масло масляное.
                2. MrFox
                  MrFox 15 сентября 2021 20:59
                  0
                  Это который Судзуки Джимни, рамки, мосты полный привод и пониженная передача
              2. ultra
                ultra 13 сентября 2021 10:25
                0
                Вы бы хоть модель написали.
      3. vadimtt
        vadimtt 10 сентября 2021 07:24
        +3
        Да, Ниву не надо обижать. В своем сегменте отличный автомобиль, как старый вариант, так и новый. Правда, ценник уже почти до ляма добрался на современном. А движок и раздатка при этом старые. Зато хоть оцинковали и поставили гидроусилитель руля с кондеем. Хотя для 1.8 это уже слишком много. А если еще и автомат поставят (которого нет и вряд-ли у рено-ваз появится) то совсем грустно станет.
        1. whitebeard
          whitebeard 12 сентября 2021 18:56
          +2
          В этом-то и плюс рыночного регулирования цен - что если она будет слишком дорогая для своего качества - ее никто не будет брать ;) А если берут - значит, цена для покупателей соотв. желаемому качеству.
      4. ja-ja-vw
        ja-ja-vw 11 сентября 2021 02:19
        -1
        Цитата: Дедкастарый
        а по проходимости "нива" даст им фору,

        я помню её без гидроусилителя.... руколом на " форе"
        Цитата: Дедкастарый
        машина по своему очень хороша .

        потому, что дёшева. в свое время да...
        Но время прошло. она осталась "там"
        Детройт тоже был городом мирового автомобилестроения
      5. N.O.M.A.D.E.
        N.O.M.A.D.E. 12 сентября 2021 14:43
        0
        Ничего против нивы не имею, но фору в проходимости она даёт, как раз таки, что хозяин "не трясётся из за царапин и вмятин". Вот и весь секрет (плюс конечно меньшая масса, объем и всё остальное)
  • Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 10 сентября 2021 06:02
    -3
    На этом движке 20 лет выводились в космос военные спутники США которые шпионили за нами... хорошее сотрудничество ничего не скажешь. belay
    1. kig
      kig 11 сентября 2021 03:29
      -1
      Цитата: Леха с Андроида.
      На этом движке 20 лет выводились в космос военные спутники США

      Г-н Тори Бруно в своем твиттере рассказывает, что на РД180 его уговорил Госдепартамент. Целью было удержать наших инженеров после развала Союза от миграции в С Корею и Иран.
      1. ultra
        ultra 13 сентября 2021 10:26
        0
        Они там и не такое рассказывают. laughing
  • U-58
    U-58 10 сентября 2021 06:12
    +3
    Это конец. Конец первой серии, как говаривал незабвенный Остап Сулейман Берта Мария Бендер Бей Задунайский.
    Скоко верёвочке не виться, всё одно, конец будет.
    Всё, что происходит, должно было произойти.
    С очевидной неизбежностью и , кстати, не сегодня, а намного ранее. Тут уж американцы немного подкачали.
    И то: странно было бы, если такая технологическая держава не смогла бы смастырить свой собственный моторчик.
    Так какой будет серия вторая?
    Озвучивался план применения 180-й машины в качестве дополнения к РД171 на первой ступени Союза-5 ( или 7, точно не припомню).
    Вероятно, это план вынужденный, имеющий целью элементарно не потерять технологию производства.
    Как возобновляется, изготовление после "перерыва в изготовлении" лично мне хорошо известно. Очень тяжело и дорого. С проведением всяческих квалификационных испытаний, отработки вновь технологии (старые исполнители ушли, новые не умеют , часть оснастки утеряна, заржавела, распатронена и т.п.).
    Поэтому двигатель надо делать. Хотя бы, штучно.
    С другой стороны, огромный интерес к двигателю проявляет Китай. Даже несмотря на отсутствие своей "морковки" конкретно под него.
    И, несмотря на договорённости о защите интеллектуальный собственности, двигатель им нужен для последующего копирования или заимствования. Таков на сегодня Китай.
    Но в целом, перспектива у двигателя есть. Хотя, скорее всего, большой материальной выгоды он уже не принесёт.
    Разумеется, если у нас в стране сменится отношение к теме космоса, если и народ и правительство вновь заинтересуются пыльными тропинками далёких планет, судьба у РД-180 может сложиться более удачно.
    1. aybolyt678
      aybolyt678 10 сентября 2021 07:31
      +3
      Цитата: U-58
      Разумеется, если у нас в стране сменится отношение к теме космоса,

      чего ради оно сменится? у Рогозина главная задача - военные ракеты носители, спутники шпионы....
      1. U-58
        U-58 10 сентября 2021 09:27
        +3
        Так- то оно так. А [лично] Вы сможете ли назвать хотя бы один отечественный носитель, который невоенный , не шпион и т.д?))))
        Ракеты типа Алазань исключим из вопроса)))
        1. aybolyt678
          aybolyt678 10 сентября 2021 09:52
          0
          Цитата: U-58
          Вы сможете ли назвать хотя бы один отечественный носитель

          не смогу, я не спец, просто слушал выступление Рогозина, который определил состояние российской космической отрасли как удовлетворительное.
    2. Косм22
      Косм22 10 сентября 2021 09:31
      +6
      Какой будет вторая серия?
      Никакой.
      У российской космонавтики нет нового семейства РН под РД-180. Более того - появление такого носителя не просматривается даже в перспективе. Проект "Русь-М" накрылся медным тазом еще на стадии разработки. Вот такая ирония судьбы... Отличный двигатель у России есть, а ракеты под него нет. Не могут найти в России применения "поллитровке". Смогли приспособить только "чекушку" к "Ангаре". С однокамерниками, видать, работать лучше получается.
      Что касается надежд на возобновление поставок РД-180 в Штаты - они тщетны. 300 голосов «за» и 119 «против» в Конгрессе США узаконили запрет на использование российских двигателей после 2022 года.
      1. Иезекиль
        Иезекиль 10 сентября 2021 12:19
        -13
        Цитата: Косм22
        Какой будет вторая серия?
        Никакой
        .

        Если не секрет, вы украинец?
        1. Косм22
          Косм22 10 сентября 2021 14:47
          +10
          Не секрет. Русский.
          Рассказать всю биографию? Вряд ли это будет интересно всем читателям ресурса.
          Интересно другое. Почему все ура-патриоты любую новость о пробелах и промахах в российской космонавтике мигом сводят к украинскому вопросу? Это уже болезнь?
          Почему проблемы российского космоса должны волновать только украинцев? Россиян они не волнуют? Им наплевать на то, каким курсом идет РК, что он делает, что он не делает и что он должен делать в первую очередь?
          Откуда такой пофигизм? Летает второй "Союз" родом из прошлого века - значит, все прекрасно в королевстве датском?
          Начнешь тыкать носом в несуразности и ошибки РК - тут же прилепят ярлык бандеровца.
          Вот Вас лично что интересует - моя национальность или то, что в великой и могучей России не могут найти применение действительно неплохому движку РД-180? Да, дорогой. Да, габаритный, тяжелый и массивный. Да, одноразовый. Но что делать, если дальше успешных реляций на бумаге о разработке метановых и водородных двигателей дело не идет? Если сделать аналог Мерлина (простейшей конструкции, проще некуда) не представляется возможным? Коль на многоразовости ступеней на движках линейки Глушко можно ставить крест, так почему не попробовать хотя бы расширить линейку носителей? Глядишь - и оторвались бы от НОО, вышли бы на отлетную траекторию к другой цели.
          Ах да, забыл... У нас же в рукаве туз, пятый "Союз" с "Ангарой"! Что тут скажешь... Я о них уже столько говорил, что повторяться не буду.
          1. Беринговский
            Беринговский 10 сентября 2021 23:33
            +1
            Цитата: Косм22
            Почему все ура-патриоты любую новость о пробелах и промахах в российской космонавтике мигом сводят к украинскому вопросу? Это уже болезнь?.

            Нет, это методичка тролля. Ну что вы чесслово, новичек в инете? Не обращайте на таких внимания.
      2. aybolyt678
        aybolyt678 10 сентября 2021 19:50
        -3
        Цитата: Косм22
        Какой будет вторая серия?
        Никакой.

        ядерный движитель. Вроде работы идут.
    3. whitebeard
      whitebeard 12 сентября 2021 19:00
      0
      Гораздо логичнее уж тогда воткнуть его в УРМ Ангары вместо 1-камерного РД-19Х, он по габаритам проходит
  • Nexcom
    Nexcom 10 сентября 2021 06:18
    -2
    Я, конечно, прошу прощения - опять со своим ИМХО, но по-моему нашим деятелям ДАВНО НАДО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ с вопросом: США - потенциальный противник или партнер по трансформации России в либерастическую колонию? Что, прибыль в виде зелени глаза застит и начинаются двойные стандарты?
    Что-то я никак не могу себе представить чтобы во время первой холодной войны СССР гнал бы в США стратегически важные изделия и помогал им себя же давить таким вот образом (США же явно не голубей мира с помощью таких изделий запускают - это же очевидно). Хотя конечно щаз начнется: вы не понимаете, это другое, без таких контрактов космическая отрасль совсем загнется.... А может она загибается и загнется совсем по другой причине ? Может все-таки пришло время кардинально пересмотреть подход к коммерции и управлению космической отраслью?
    ИМХО вопрос этот давно назрел.
    1. U-58
      U-58 10 сентября 2021 06:44
      +3
      Политко- эконимеское положение на сегодня таково, что мы готовы продать всякое-любое всякому- любому, лишь бы была прибыль. Ибо денех нет, держаться уже сил нет. И даже трусы носим китайские, но не свои.
      За исключением ЯО, ракеты Сармат и им подобных вещей. Да и то, если бы не договор о нераспространении ЯО, и это бы продали....
      Так что, определяться нет смысла. Всё определено (украдено) до нас....
      1. Nexcom
        Nexcom 10 сентября 2021 06:47
        -8
        тогда это "финиш", к сожалению (если называть вещи своими именами)...
        по крайне мере при существующем стиле руководства.

        ЗЫ laughing я не сомневался что либеральные минусаторы подтянутся - вопрос как раз неудобный для них.
    2. слава1974
      слава1974 10 сентября 2021 08:38
      +5
      США - потенциальный противник или партнер по трансформации России в либерастическую колонию? Что, прибыль в виде зелени глаза застит и начинаются двойные стандарты?

      Пока у власти торговцы, ничего не изменится.Они и мать родную готовы продать ради прибыли.
      1. Nexcom
        Nexcom 10 сентября 2021 08:39
        +4
        Вы правы. Я полностью с вами согласен. Именно это я и имел ввиду.
        Только наверно не торговцы, а торгаши. Торговцы в моем понимании это несколько другое...
    3. aybolyt678
      aybolyt678 10 сентября 2021 19:54
      +1
      Цитата: Nexcom
      Я, конечно, прошу прощения - опять со своим ИМХО, но по-моему нашим деятелям ДАВНО НАДО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ с вопросом: США - потенциальный противник или партнер

      США капиталистическая страна, Россия тоже... Идейных противоречий нет, но !!! точно по Ленину нарастают внутренние противоречия империализма... Жаль Ильич не знал про ядерное оружие и возможность гибели всего живого на планете уже в 20 веке.
  • Цой
    Цой 10 сентября 2021 07:14
    +2
    Пока что Безос мало что смог доказать. BE4 поставили давным давно, но пока нет никакой информации по РН. Крайний срок уже на носу, а нью гленн где-то там далеко. Как и вулкан. Безос пока занят судами со спейс икс нежели чем реальной работой.
    1. U-58
      U-58 10 сентября 2021 11:10
      -1
      Двигатель довести до ума- это не утку в духовке дожарить. Тут надо... техницки....
      Доведут. Мож, не прям щас, но за год- два-три доведут.
      И тут я желаю им удачи. Она им нужна.
    2. whitebeard
      whitebeard 12 сентября 2021 19:01
      0
      Да американцы в любом случае не пропадут: Безос в срок не справится - заказы уйдут Масяськину ;)
  • donavi49
    donavi49 10 сентября 2021 07:58
    +5
    Кстати, по Светляку уже расследование прошло.

    Причина в браке клапана. На 15 секунде полета он закрылся и фактически задушил один из двигателей, который отключился. С этого момента полет шел исключительно на получение максимальной телеметрии. Из-за коррекций и потери тяги сильно недожали 1 ступенью до рубежа нагрузку. ЦУП активировал механизм уничтожения РН.
  • слава1974
    слава1974 10 сентября 2021 08:41
    +1
    Мы благополучно не стали работать ни над проектами межпланетных станций, ни над новыми кораблями, ни над новыми ракетами-носителями. С РН метания были определенные, но ни к чему пока не приведшие.

    Сейчас и американцы и китайцы разабатывают сверх тяжелые РН, а мы как закрыли проект "Энергия" в конце 80-х , так ничего и не делаем на эту тему.
    1. vitvit123
      vitvit123 10 сентября 2021 10:41
      -2
      А Ангара 5 это не тяжёлый класс ?
      1. U-58
        U-58 10 сентября 2021 11:03
        +3
        Тяжелый. Но самый лёгкий из тяжёлых.
        До Энергии ему (ей) далеко.
      2. Усатый Кок
        Усатый Кок 10 сентября 2021 12:37
        +2
        Тяжëлый. А для перспективных проектов нужен СВЕРХтяжелый класс. А это возможность выводить на НОО 50 и более тон. Ангара, в тяжëлом варианте может выводить лишь 30-35 т.
        1. ont65
          ont65 10 сентября 2021 13:50
          -3
          А в чем перспектива брат? У китайцев перенаселение, их целинный Марс партия осваивать зовет. Американцам за их преступления на Земле неуютно, им туда же спрятаться срочно понадобилось. У нас с финансами напряг, будем и тех, и других за бабки возить огромными корытами как у Маска?
    2. whitebeard
      whitebeard 12 сентября 2021 19:04
      0
      Энергия и для СССР-то была платиновая по стоимоисти, а уж для нынешней РФ - вообще брильянтовая. Если бы она была многоразово-крылатая, как в одном из вариантов Энергии-2/Вулкан, тогда норм, для редких сверхтяжелых нагрузок, а в 1-разовом вар. - совершенно неподъемная экономически вещь, чисто для "симметричного" ответа амерам
  • Старый прапор
    Старый прапор 10 сентября 2021 09:00
    -3
    рд 180 был хорош для своего времени, он устарел. Янки сделали лучше.
    1. Nexcom
      Nexcom 10 сентября 2021 09:24
      +1
      тогда может по этой причине его продавали американцам ?
    2. U-58
      U-58 10 сентября 2021 10:59
      +1
      Непохоже, что Вы "старый прапор". Скорее всего, просто прапор. (Ничего личного). Ибо что значит устарел? Каким таким параметрам или скажем выспренно, вызовам текущего времени не соответствует упомянутый двигатель?
      Его потенциал будет актуальным ещё лет 15-20, пока не перейдём на метан, водород или, паче чаяния, не создадим гиперпривод, нуль- переход и генератор кротовой норы)))
      1. Усатый Кок
        Усатый Кок 10 сентября 2021 16:45
        +5
        Вы только что сами, того не подозревая указали причину его устаревания. 10-15 лет он ещё прослужит, да только потому что в ракетной индустрии иновации не привносяься каждый год, это очень медленная отрасль.
        Причина же устаревания - топливная пара. Керосин + Кислород хорошо себя показывали всю вторую половину ХХ века. А главное, обеспечивали низкую цену топлива. Но чем дальше шло развитие, тем меньше был открыв по преимуществам. Первое и главное - мощность. Уже тогда, в ХХ веке выяснили что большую мощность имеют криогенные виды топлива. Потому все проекты тяжëлых РН в основном использовали его. В итоге, паре к-к закрыли путь в тяжëлое ракетостроение. Но оставалась ниша лëгкий и средних РН. И всë было хорошо, семейство наших семëррк было невероятно конкуретноспосрбной поп ричине низкой цены пуска. В том числе и по причине выбора топливной пары. Но SpaceX открыли КАЧЕСТВЕННО новый способ удешевить запуск РН на орбиту, путëм превращения их во многоразрвые. И в этом качественно новом способе - метан показывает себя лучше чем керосин. При той же невысокой цене, он будет меньше портить сам ракетный двигатель и по параметрам хранения не сильно отличается от жидкого кислорода. Обе эти причины значительно упрощают конструкцию и повышают надëжнлсть работу двигательной системе при сохранении многоразовости которая и делает запуски дешевле. И того - фактор мощности перекрывают криогенные виды топлива, а дешевизну перекрывает метан во многоразовых РН. И какая тогда ниша остался керосину?
    3. whitebeard
      whitebeard 12 сентября 2021 19:07
      -1
      Не то, чтобы устарел, но при нынешней экономике космостартов использовать в принципе более дорогие движки закрытой схемы (по сравнению с открытыми), к тому же потенциально могущие работать до 10 пусков - в одноразовом варианте - это слишком расточительно. А каких-то крупно-серийных дешевых двигл - хотя бы и открытых, как у Маска, у нас нет, кроме союзовских, но те слишком устаревшие как раз и маломощные.
  • sevtrash
    sevtrash 10 сентября 2021 10:31
    +6
    Все определяет уровень развития экономики. Россия не могла, не может, не сможет делать разработки высшего качества по всем/многим направленям. Нет такого уровня НИОКР, фундаментальных исследований, развития материально-технической базы, количества и качества населения. У американцев всего этого больше, к тому же они используют наработки, ученых со всего мира. Западного, так сказать, Японию, к примеру, тоже можно сюда отнести, по факту. Как и западный мир использует наработки американцев, с их позволения, конечно. Израиль, Турция, Япония, Корея и т.д и т.п.
    Отсюда вывод - без передовой экономики, образования, науки рассчитывать на что-то сложно. И этого мало - нужна интеграция с мировым сообществом, для использования того, что у них есть. Вот отсюда и перспективы и вырисовываются. Насколько они есть, насколько нет. Власть должна работать. А она вся в распилах.
  • sash-sash
    sash-sash 10 сентября 2021 11:34
    +1
    Если бы (да кабы) "кое-кто наверху" думал о перспективах страны не сиюминутно-одномоментно, то сегодня до четверти заправок в США принадлежали бы российским компаниям.
    Если бы (да кабы) ..............., то в России был бы Опель как, фактически, своя компания.
    Если бы (да кабы) ..............., Россия была бы главным партнером США по лунной - и не только - программе в космосе.
    Последнее особенно важно, потому что в США есть НАУКА (с большой буквы) в космических исследованиях, много десятилетние программы и деньги на это дело.
    Можно было (бы) перекачивать американские (и не только) технологии в Россию мощным потоком, как делают и делали это другие страны.
    Много чего можно было бы, если (бы) главной целью государства было повышение уровня жизни народа, а не дешевые внешнеполитические понты.
    _________________________________________________
    А Крым надо было просто купить, благо "там" все продается и покупается.
  • Altdoch
    Altdoch 10 сентября 2021 11:45
    -10
    Это о каких многоразовых и дешевых кораблях пишет автор? Шатлы или детища Илона Маска? Ну одних уже нет, других нет ещё. Слов много, а нормального анализа нет. Так, бла бла.
    1. BlackMokona
      BlackMokona 10 сентября 2021 12:17
      +6
      Грузовой Дракон и Пилотируемый Дракон, два многоразовых корабля Маска которые летают к МКС сейчас.
    2. military_cat
      military_cat 10 сентября 2021 12:25
      +7
      Цитата: Altdoch
      Шатлы или детища Илона Маска? Ну одних уже нет, других нет ещё.

      Многоразовый грузовой:



      Многоразовый пилотируемый:

  • Terran Ghost
    Terran Ghost 10 сентября 2021 11:57
    +1
    У американцев был еще запасной вариант с производством самого РД-180 по лицензии, они имеют право это делать до 2030 года.

    Предельные сроки действия патентов на РД-180 истекли в декабре 2020 года. С 01.01.2021 любые компании-производители могут совершенно легально делать копии данного двигателя не платя никаких лицензионных отчислений. Если смогут осилить производство, само собой.
    И увы, скорее всего вопрос появления копий данного двигателя китайского производства - лишь вопрос времени.
    Другой вопрос, конечно, насколько эффективен будет ВЕ-4. Понятно, что рано или поздно, он начнет работать. Что-что, а строить двигатели американцы не разучились.

    Насчет "разучились или нет" вопрос кстати интересный. Все "Фальконы" от "СпейсИкс" работают на двигателях "Мерлин 1". Двигатель кстати сам по себе очень даже хороший - в первую очередь по соотношению массы двигателя к выдаваемой им тяги. Правда с минусом в виде того, что величина выдаваемой одним двигателем тяги не слишком велика. Проблема решается тем, что на "Фальконах" работают пакеты из большого количества двигателей. То, что когда-то похоронило отечественную (советскую то бишь) ракету Н-1 - синхронизация работы большого "пакета" двигателей сейчас решаемо за счет соверменных электроники и компьютерных технологий.
    1. whitebeard
      whitebeard 12 сентября 2021 19:14
      +1
      У Масяськина же не просто так двиглы дешевые, но при этом не очень мощные - ибо по открытой схеме, а она проще и безопаснее. А с учетом его потоковых, крупносерийных способов производства всё еще удешевляется. Н-1 же работала на "закрытых" НК-93, а в них гораздо быстрее развиваются аварийные ситуации (при наличии оных) и больше вибронагрузка, соотв., при той электронике заставить это всё вместе работать было очень сложно (и то - почти получилось, если бы Брежнев не отменил программу, по которой еще оставалось 4 изготовленных ракеты, то она бы полетела, ибо проблемы уже почти были решены на момент отмены). В общем, нашей космонавтике очень пригодились бы дешевые "открытые" современные движки, тем более что у нас ракеты пока одноразовые - жалко каждый раз терять дорогие "закрытые"
  • Glagol1
    Glagol1 10 сентября 2021 12:12
    -10
    Разработки СССР в авиации и космосе ещё долго будут актуальными и востребованными. Союзы ещё полетают, Ту-160 и Ко. ещё поучаствуют в ядерной триаде, технологии орбитальных станций ещё долго будут передовыми. Да и все уже российское - это на 50-90% из наследия СССР. А вот американцы удивительным образом часть своего растеряли. Один Сатурн чего стоит...
    1. Flanker692
      Flanker692 10 сентября 2021 21:28
      +2
      По технологиям орбитальных станций с точностью до наоборот. по системам жизнеобеспечения в нашей стране нет никаких прорывных технологий. в штатах в новой станции будет применена новая система обеспечения экипажем всем необходимым единственным отходом которой будет являться метан, который собираются использовать в качестве топлива для маневровых двигателей. Итого за исключением твердых отходов, полностью рециркулируемая среда обитания. Сами отсеки станции будут из гибкой обшивки "раздуваемые" в несколько раз на орбите. Их уже вроде начали испытывать на земле. Повторюсь, России тут нечего предложить, ничем от станции МИР наша новая гипотетическая станция отличаться не будет. НАСА не собирается сотрудничать с Россией за исключением резервирования средств доставки, да и сам Рогозин заявляет: а нам больно то и не надо, мы сами тут свое "казино" организуем. Только вот зачем выделять деньги, не малые, на историю, идущую по второму кругу? Нужны вложения в исследования и разработки, а это значит на неопределенный срок мы остаемся без станции. В то же время китайцы, под словесными интервенциями с предложением сотрудничества от Роскосмоса, так же самостоятельно уже начали выводить блоки своей собственной станции, она конечно не будет такой большой как МКС, зато своя первая.
      А по поводу Сатурна: абсолютно новая ракета сверхтяжелого класса SLS отправит к Луне тестовую беспилотную миссию Артемида-1 (новый пилотируемый корабль Орион массой 25 т) в ноябре этого года. Далее пилотируемый облет, далее посадка на Луну, далее база на Луне, далее все тоже самое уже на Марсе. Россия же запуск миссии Луна-25 (аппарат массой менее 2 т) назначила на май 2022 г. Эту станцию (она будет неподвижной, оборудованной по сути не очень сложными приборами) должен отправить к Луне ракетоноситель среднего класса Союз-2.1б (праправнук ракеты Р-7 Королева). Это при то, что индийцы отправили станцию на орбиту Луны. Китайцы на Марсе, не считая уже 4ех успешных миссий марсоходов американцев. А арабы, уже эмираты блин, отправили свою станцию к Марсу.
      На наследии СССР уже давно невозможно строить новые амбициозные проекты. Только повторять успехи дедов. Я не вижу тут продвижения в глобальной миссии освоения космоса. Тут только поддержка штанов Роскосмосом для оправдания своего существования. Нет никаких даже планов по высадке на Луну или Марс, денег нет ни то что на эти программы, на "Сферу" то с миру по нитке собирают. Хотя Путин в 2018 году перед президентскими выборами говорил, что в 2024 году полетим на Луну. Шансы есть, но точно не у россиян. По количеству пусков мы просели уже давно очень сильно, а где нет пусков, нет оборота больших денег там не может быть новых технологий.
      1. Fil743
        Fil743 11 сентября 2021 00:04
        +1
        отправит к Луне тестовую беспилотную миссию Артемида-1 (новый пилотируемый корабль Орион массой 25 т) в ноябре этого года

        вы сначала ноября 2021 года дождитесь. Первый пилотируемый на Луну уже перенесен на 2025 год. Причем по тем же причинам, что и перенос старта Луна-25 на 2022 г. - дополнительный объем проверок и тестов. Только у вас об этом - ни гугу, зато про перенос Луны-25 описали смачно, "с удовлетворением".
  • Солдатов В.
    Солдатов В. 10 сентября 2021 13:12
    +3
    Кругом одни проблемы. В России как правило движение начинается с замены головы, царя, генсека и т.д.
    Может вернуться к этому традиционному способу улучшить жизнь?
  • avg avg
    avg avg 10 сентября 2021 13:32
    -4
    Романа можно не читать ...
  • Intruder
    Intruder 10 сентября 2021 13:42
    +2
    Хм, статья актуальная и спасибо Автору!!!
    Но..., если добавить, что:
    - Есть у этих "американских партнеров" - РН Falcon 9, использующая двигатели семейства Merlin (и же в наличии вторая версия данного "мотора"), впервые по числу пусков обошла носитель Atlas V, получающий российский силовой агрегат РД-180.
    И этот движок, работающий на паре RP-1/LOX. Про данный двигатель можно сказать, что хоть он и является самым эффективным газогенераторным двигателем на данной топливной паре в истории США и обладает рекордной тяговооружённостью в целом он в первую очередь сделан с упором на безотказность, многоразовость и дешевизну;
    - Есть у них же и Раптор, первый в мире запускаемый в полномасштабное производство ЖРД с наиболее эффективным закрытым циклом - так называемым «полнопоточным закрытым циклом» (то есть, с дожиганием предварительно газифицированных и окислительного, и топливного компонентов);
  • Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 10 сентября 2021 13:59
    +4
    Ну разрыв уже заметен невооруженным глазом - они пойдут дальше орбиты, мы будем мусолить орбиту на РОСС или просто скатившись до чисто военного космоса. Отдельные приборы мы по прежнему со слюнями радости готовы будем им продать - как только мосье щелкнет пальцами, потому что это поддерживает наше ЧСВ -гордость,нужность,"а без нас не могут" и так далее. А им на это суть плевать - мен земли на бусы или рабочих устройств на бумажки это суть одно и то же. Что важного для дальних или лунных миссий мы им не продадим -они сделают сами, а они могут сделать сами - у США хорошие бюджеты и много умных людей .
    1. Валерий Мухин
      Валерий Мухин 11 сентября 2021 12:13
      -2
      Вы вероятно не в курсе наличия Лунной программы Роскосмоса?
      Есть все шансы, что мы сядем на луну не позже НАСА и китайцев.
      1. Liam
        Liam 11 сентября 2021 12:15
        +1
        Цитата: Валерий Мухин
        Вы вероятно не в курсе наличия Лунной программы Роскосмоса?
        Есть все шансы, что мы сядем на луну не позже НАСА и китайцев.

        Шансы стропроцентные.Главное хорошо подобрать место и обойти лунные лужи
      2. Knell Wardenheart
        Knell Wardenheart 11 сентября 2021 12:25
        0
        Сядем чем ? Стационарным аппаратом с 20 кило полезной нагрузки ? Это типа технический прорыв, триумф воли ? Проекты за "Луной-25" пока это абстракция разной степени - такая же как "Нуклон" или "Енисей" или "РОСС" .
        Я напомню что мы высаживали на Луну куда более сложные конструкции еще 50 лет назад. Если мы этим собираемся хвастать перед американцами и пускать пыль в глаза мировому сообществу - то нет, не получится. Потому что у США было на Луне 12 человек а Китай высаживал луноход на обратной ее стороне . Нам как минимум нужно отправить на Луну высокоавтономный подвижный аппарат сравнимый с марсоходами или пару человек - чтобы это можно было рассматривать по-серьезному как некий масштаб.
        Наша космонавтика давно и большей частью занимается задачами масштаба "мышиная возня" - ни полетов к дальним телам системы ,ни исследование или фотографирование их спутников,ни АМС , ни автономные аппараты на малых небесных телах или планетах -ни черта из этого. На западе это прекрасно видят и правильно интерпретируют -в отличии от наших собственных граждан, которые ну никак не желают видеть в этом чистоганного упадка .
  • p0pulivox
    p0pulivox 10 сентября 2021 20:33
    0
    Цитата: Иезекиль
    Цитата: Косм22
    Какой будет вторая серия?
    Никакой
    .

    Если не секрет, вы украинец?

    Если не секрет, вы тролль? winked
  • p0pulivox
    p0pulivox 10 сентября 2021 20:38
    -1
    Цитата: Косм22
    Не секрет. Русский.
    Рассказать всю биографию? Вряд ли это будет интересно всем читателям ресурса.
    Интересно другое. Почему все ура-патриоты любую новость о пробелах и промахах в российской космонавтике мигом сводят к украинскому вопросу? Это уже болезнь?
    Почему проблемы российского космоса должны волновать только украинцев? Россиян они не волнуют? ...
    Начнешь тыкать носом в несуразности и ошибки РК - тут же прилепят ярлык бандеровца.
    Вот Вас лично что интересует - моя национальность или то, что в великой и могучей России не могут найти применение действительно неплохому движку РД-180? ...

    Неужели Вы наивный человек? К украинскому вопросу на множестве ресурсов всё и сразу сводят обычно не ура-патриоты (хотя и они тоже), а расплодившиеся тролли и боты...
  • Fil743
    Fil743 10 сентября 2021 23:52
    0
    Удивительно, что у нас его нигде не используют.

    Потому как и права на его использование так же находятся у США. Это уже 20 лет как НЕ наш двигатель, а америкосовкий, просто его делали у нас. Чтобы РД-180 начали использовать в России, его надо изменить, модернизировать.
  • Fitter65
    Fitter65 11 сентября 2021 01:21
    +4
    «Ниву» сейчас на дорогах и вне их часто не увидеть,
    Интересно, а на каких дорогах Ниву часто не увидишь?
    Хотя какой конкурент из «Нивы»…
    Особенно учитывая что конкурентов ей в тайге нет, ну тем кто не знает не понять , Роме не объяснить...
  • avaks111
    avaks111 11 сентября 2021 07:26
    +1
    Дочитал до средины и понял-Скоморохов!!!
  • sifgame
    sifgame 11 сентября 2021 11:50
    +4
    Статья норм, но категорически не согласен по поводу Нивы, только что ходил в магазин и отметил для себя две! Нивы и одну Шеви, а до магазина всего 50 метров. И это не деревня , город миллионник, здесь до плохой дороги еще доехать надо))
  • Валерий Мухин
    Валерий Мухин 11 сентября 2021 12:11
    -2
    >Мы благополучно не стали работать ни над проектами межпланетных станций, ни над новыми кораблями, ни над новыми ракетами-носителями. С РН метания были определенные, но ни к чему пока не приведшие. У нас «на столе» остался древний «Союз», еще работы С.П. Королева и не менее древний «Протон». Этого было достаточно для организации системы космического извоза.


    Автор живет в параллельной реальности?
    Количество работ надо новыми носителями превысило разумные рамки и их приходится сокращать. Протон давно уже не выпускается - вместо него собирается Ангара. Межпланетная станция скоро стартует, а новый корабль ждет только завершения строительства нового космодрома.
  • KrolikZanuda
    KrolikZanuda 11 сентября 2021 14:14
    +2
    Автор, если уж Ниву взяли для сравнения, то хоть вникните в вопрос. Тачка в десятке самых продаваемых авто российского рынка, а Вы её на дорогах не видите?
    Топ-25 самых популярных автомобилей в России в первой половине 2021 года (в сравнении с тем же периодом 2020-го)

    Модель 6 месяцев 2021, шт. 6 месяцев 2020, шт. Динамика
    Лада Гранта 71208 49922 +43%
    Лада Веста 57031 42615 +34%
    Kia Rio 44750 36164 +24%
    Hyundai Creta 38800 29554 +31%
    Hyundai Solaris 33541 18444 +82%
    Лада Нива Legend/Лада Нива Travel 30108 19439 +55%
  • VasYok
    VasYok 11 сентября 2021 14:48
    +1
    Американцы 20лет покупали за копейки РД180 с единственной целью- лишь бы он НЕ ДОСТАЛСЯ Китаю. Сейчас Китай располагает своими мощными РД.
  • Вячеслав-р
    Вячеслав-р 11 сентября 2021 19:32
    +2
    Статью и автора на мыло. Автору надо научиться советоваться с людьми компетентными в освещаемых вопросах, а не писать отсебятину начитавшись западных низкопробных статеек и не показывать свою низкую компетентность. Линейка Союзов это бренд, который постоянно улучшается и обновляется. Самая первая ракета Союз отличается от современной ракеты Союз, как радио Попова от телевизора. Давайте тогда в продолжение авторской глупости скажем, что японцы до сих пор выпускают старые телевизоры Sony и Panasonic, а компания apple не может придумать ни чего ново кроме apple.
  • ivpe211
    ivpe211 12 сентября 2021 00:57
    -2
    а че там с рд-181?
    свои ракеты родятся непонятно когда.
    Их просто некому проектировать и некому производить. Нет людей. Те что были советские уже ушли. Новые не пришли. Те что есть - сосредоточены на военной продукции.
  • Arc Grem
    Arc Grem 13 сентября 2021 09:24
    -1
    у Безоса проблемы с двигателями ..есть смысл переместить ЭНергомаш всем коллективом в штат Техас
  • Nemestnyi
    Nemestnyi 13 сентября 2021 12:37
    -1
    Цитата: Arc Grem
    у Безоса проблемы с двигателями ..есть смысл переместить ЭНергомаш всем коллективом в штат Техас

    А что, у Энергомаша есть серийный метановый двигатель?
  • синоби
    синоби 14 сентября 2021 06:58
    0
    Пара керосин+кислород позволяет делать простые и мощные двигатели за счёт отсутвия принудительного зажигания,в рабочих камерах нет лишних дырок.Но на планетах нашей системы нет керосина и сложных химпроизводств,а вот метан присутствует практически повсеместно.Добыть из него водород плёвое дело при наличии катализатора и источника энергии от изотопного элемента.Компактные ожижители газа (холодилки) давно не новость.И вот тут метановые двигуны оставляют всё остальное позади при путешествиях по системе.В принципе метан даже можно использовать напрямую в классических ЯРД как рабочее тело вместо водорода,правда КПД будет несколько ниже.
  • svoit
    svoit 15 сентября 2021 09:23
    0
    Цитата: aybolyt678
    долларов будет становится все больше

    Только не у нас crying
  • Slippery
    Slippery 16 сентября 2021 17:55
    0
    Цитата: Дмитрий Владимирович
    100 кораблей в год - это прожектерство. Что возить будем?
    Турье, по 10000 долларов за билет?
    Так их и на Южный полюс отправляется в год не больше 10000 человек, при гораздо меньшей цене туров. Полеты в космос - дорогое удовольствие и поток туристов-миллинеров быстро иссякнет

    Мобильники, ноуты в 90х тоже для избранных были а что теперь ? у каждого школьника в руках .
  • pryamoinalevo
    pryamoinalevo Вчера, 17:28
    +1
    Нам больше не надо. Сами с усами.
    И с 22 мы больше не покупаем места на союзах