Бетонные корабли. Необычный эксперимент в судостроении

89
Бетонные корабли. Необычный эксперимент в судостроении
Постройка корабля из бетона в США в период Первой мировой войны, фото: erazvitie.org

Люди тысячелетиями строили различные плавательные средства. Долгие годы единственным доступным и самым подходящим судостроительным материалом было дерево. Со временем ему на смену пришла сталь. Но даже тогда мысль кораблестроителей не остановилась. Человечество всегда искало альтернативные материалы, в XX веке таким материалом в кораблестроении неожиданно стал бетон.

Стоит отметить, что бетон, как и сталь, был более выгодным материалом, чем древесина. Такой материал не гниёт, не горит, обладает хорошей прочностью. При этом к необычным изысканиям кораблестроители обратились не от хорошей жизни. Спрос на железобетонные корабли появился в годы Первой мировой войны после возникновения одновременного дефицита стали и тоннажа действующих торговых флотов.



Первые эксперименты с бетонными судами


В XIX веке начался поиск альтернативного древесине материала, который можно было бы использовать в постройке кораблей. Очевидным выбором становилась сталь, которая придёт на смену дереву. Однако стоимость самой стали и стоимость постройки кораблей со стальным корпусом считалась большой. Сам процесс такого строительства в XIX веке выглядел очень трудозатратным и трудоёмким. Неудивительно, что поиски альтернативного материала в судостроении, который был бы дешёвым и технологичным, не прекращались.

Таким материалом неожиданно стал бетон. Ещё в середине XIX века французский изобретатель Жан Луи Ламбо предложил необычный проект, который привлёк внимание посетителей парижской Всемирной выставки 1854 года. Изобретатель представил вёсельную лодку, изюминкой которой были материал и технология изготовления.


Бетонная лодка Ламбо в музее Бриньоля, фото: podparusami.club

Каркас лодки был выполнен из проволочной сетки, которую облепили цементом. Своё изобретение Жан Луи Ламбо презентовал как нечто, способное полностью заменить дерево. Интерес к новинке проявили изобретатели из многих стран мира, которые принялись создавать собственные модели лодок и яхт. Правда, интерес этот продержался недолго и о проекте достаточно быстро забыли. Это было неудивительно, учитывая с какой скоростью в те годы шло развитие технологий.

Американские бетонные корабли


К идее постройки кораблей из бетона вернулись уже в первой четверти XX века. И вспомнили о такой возможности далеко не от хорошей жизни. До 1914 года постройкой железобетонных кораблей занимались не самые богатые страны мира. Такие корабли в единичных экземплярах выпускались, к примеру, Турцией и Китаем.

Однако после начала Первой мировой войны в мире возникла нехватка промышленных запасов стали, одновременно с этим нарастал дефицит тоннажа действующего торгового флота. Объёмы военных грузоперевозок нарастали, одновременно с этим корабли выходили из строя, в том числе будучи уничтоженными или перехваченными противником. На этом фоне уже с 1915 года практически все развитые страны обратили своё внимание на корабли из железобетона.

До 1919 года работы по постройке таких кораблей активно велись в США, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах, Италии и других государствах. В общей сложности было собрано не менее тысячи бетонных судов самого разного назначения (барж, сухогрузов, самоходных паромов, морских буксиров и т.д.) общим тоннажем более 600 тысяч тонн. При этом с окончанием Первой мировой войны постройка подобных кораблей снова сошла на нет.


Строительство первого американского бетонного корабля Faith, фото: twitter.com/CenturyAgoToday

Наибольшую известность получила серия бетонных кораблей, построенных в годы Первой мировой войны в США. На американцев произвёл впечатление проект норвежского конструктора Николая Фегнера, который в 1917 году построил железобетонное самоходное морское судно. 26-метровый корабль водоизмещением примерно 400 тонн получил название «Намсенфьорд».

Под впечатлением от норвежского проекта в США спустя год создали гораздо более крупное судно. В марте 1918 года на воду был спущен сухогруз Faith. Корабль был достаточно крупным. Длина корпуса превышала 100 метров, а водоизмещение составляло 6125 тонн. Мощность установленных на борту силовых установок составила 1760 л.с. Данный корабль окончательно убедил американцев в возможности и перспективности бетонного судостроения.

Практически сразу же президент Вудро Вильсон одобрил проект по постройке 24 бетонных кораблей для торгового и вспомогательного флота. Сумма проекта составила 50 миллионов долларов (с учётом инфляции более 11 миллиардов долларов по сегодняшнему курсу). Корабли должны были расширить транспортные возможности американского флота в годы Первой мировой войны. Но к моменту их активного строительства война подошла к концу.

По данной программе было достроено 12 кораблей, ровно половина из запланированного объёма. При этом все они были введены в строй уже после войны. Сегодня можно легко найти информацию о том, что стало с каждым из 12 построенных судов, эта информация доступна в интернете. Можно лишь отметить, что самый первый сухогруз Faith, который был построен ещё до закладки серии, прослужил всего несколько лет и затонул у берегов Кубы в 1921 году.


Севший на мель бетонный пароход SS Atlantus, фото 1926 года

Второй всплеск интереса к бетонным кораблям возник уже в годы Второй мировой войны. В этот раз в США удалось построить 24 подобных корабля. Все они были построены с 1942 по 1943 год. За межвоенный период технология строительства была улучшена, новые корабли были крепче и легче, чем предшественники.

К июлю 1943 года заказ был полностью выполнен, при этом на постройку одного корабля уходило меньше месяца времени. Два железобетонных корабля американцы затопили в качестве заграждений во время высадки в Нормандии. Часть из переживших войну судов использовалась в качестве волнорезов. А бетонный корабль Quartz, переживший Вторую мировую войну, американцы использовали при испытаниях ядерного оружия на атолле Бикини. Корабль служил для оценки уровня повреждений, наносимых ядерным взрывом.

Плюсы и минусы бетонных кораблей


Бетонные корабли, которые были построены в начале XX века, главным образом использовались для транспортировки угля, нефти, а также хорошо зарекомендовали себя для перевозки сухих сыпучих грузов, например сахара. В этом плане они превосходили даже стальные аналоги, так как на бетонных кораблях не было проблемы с образованием конденсата, от которой страдали обычные стальные суда. Так что для грузов, которые не терпели влажности, бетонные корабли были однозначно лучше.

К основным плюсам железобетонных судов относили низкую стоимость постройки, а также возможность использования низкоквалифицированного персонала, без отвлечения специалистов с традиционных судостроительных верфей. Важными плюсами называли также неподверженность бетона коррозии и огнестойкие свойства материала. Помимо этого, простота строительства положительным образом сказывалась на времени постройки кораблей.

Помимо плюсов у бетонных кораблей были и очевидные минусы. Чтобы обеспечить прочность, сопоставимую с металлом, толщина корпуса бетонных кораблей должна была быть в несколько раз больше. Тяжелый корпус таких судов становился причиной большой осадки, что уменьшало их проходимость на мелководье, в каналах и реках. В свою очередь большая толщина корпуса снижала и внутренний полезный объём трюмов.


Американский железобетонный нефтеналивной пароход «Пало-Альто», Калифорния, 1920 год, фото: wikimedia.org

Так как бетонные корабли тяжелее стальных, для обеспечения сопоставимых показателей грузоподъёмности пришлось бы строить корабли больших размеров, в том числе по габаритам, что ведёт к росту буксировочного сопротивления. Такие корабли необходимо оснащать более мощными силовыми установками, что делает их эксплуатацию во многих аспектах нерентабельной, сводя на нет все остальные экономические плюсы.

Ещё одним серьёзным недостатком стало то, что бетон, способный выдерживать сильные статические нагрузки, легко повреждается при сильных столкновениях или ударах. К примеру, американский сухогруз Cape Fear, спущенный на воду в 1919 году, затонул уже в 1920 году после столкновения с другим судном. Корабль с 19 членами экипажа на борту утонул всего за три минуты.

Опыт Первой и Второй мировых войн, а также послевоенного кораблестроения позволил сформировать номенклатуру судов, для которых железобетонная конструкция оказывалась наиболее оправдана и целесообразна. К этой категории отнесли корабли стояночного флота или несамоходные суда. Например, шаланды, баржи, паромы, лихтеры. Такие корабли долгое время могут находиться без ухода, они не ржавеют и требуют меньших затрат на ремонт, находясь на приколе десятилетиями.

При этом через несколько лет после Второй мировой войны железобетонное судостроение практически сошло на нет. В настоящее время такими проектами увлекаются в основном лишь единичные энтузиасты. Наиболее экономически эффективными и дожившими до наших дней остаются плавучие сооружения из железобетона – доки и дебаркадеры. Упрощённая технология постройки, большая долговечность и низкая стоимость строительства позволяют им существовать и в современном мире.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    13 сентября 2021 18:08
    Геринг, который был ответственен за выполнение четырехлетнего плана, из-за дефицита металла, тоже предлагал строить паровозы из бетона. И, кажется, несколько штук построили. Автору спасибо за статью...
    1. +8
      13 сентября 2021 18:28
      Про паровозы не слышал , возможно можно найти в сети данные .
      Во время ВМВ еще пытались построить авианосец из льда с опилками , если не ошибаюсь в Канаде .
      Были так же и бомбы из бетона .
      1. +6
        13 сентября 2021 18:42
        Да,проект получил название «Аввакум» (англ. Habbakuk), а возглавил его инженер Джеффри Пайк.Здесь была статья об этом:
        1. +12
          13 сентября 2021 22:15
          Вот эта пристань бетонная.

          Таких на Волге были сотни, ежели не тысячи.
          Думаю еще сотня служит.

        2. +3
          13 сентября 2021 22:16
          да, но там другие мотивы были - размеры и "непотопляемость", а не экономия
    2. +5
      13 сентября 2021 18:46
      несколько штук построили
      По воспоминаниям Альберта Шпеера, Геринг осенью 44го настойчиво пытался продвинуть ему идею постройки бетонных локомотивов как возможность обойти нехватку качественной стали. Попытки обьяснить морфинисту абсурдность и техническую сложность этой "умной" идеи результатов не дали-он к ней возвращался снова и снова,пока в 45м стало уже не до локомотивов.
      1. +11
        13 сентября 2021 19:00
        Насчет паровозов не знаю,а баржи бетонные немцы тоже строили.Еще остались в Калининградской области
        Калининградский залив
        Кстати, в других странах, в той же самой Германии, из подобных посудин делают хорошие музейные экспонаты. Например, один из них под названием «Capella», находится в портовом городе Росток.
        1. +13
          13 сентября 2021 19:04
          В Выборге завалялся построенный на Кубе рыболовецкий траулер из железобетона.

          Траулер "Бриз", 74 года постройки, таких было несколько(вроде 5)
          1. +8
            13 сентября 2021 19:27
            Красивый корпус. И почти вечный, бетон от времени только крепче становится.
            1. +2
              14 сентября 2021 09:15
              Сколько циклов замораживания и размораживания он выдержит?
              1. +3
                14 сентября 2021 19:27
                На Кубе!? Думаю даже над парой таких циклов придется попыхтеть. laughing

                Бетонные плотины в Восточной Сибири уже под 70 лет без проблем стоят. А там зимой до минус 50 нередко. Металл вот усталости и износу поддается.. А стены как были так и есть крепчайшие.
        2. +4
          13 сентября 2021 20:05
          hi Такая же бетонная баржа( тоже, наверное, трофейная-немецкая?), затопленная на прибрежном мелководье черноморского Очакова, использовалась как дебаркадер и импровизированный защитный мол для малых катеров и моторных рыбацких ботов.
          Сейчас рыбаки с удочками рыбачат и дети прыгают в воду с неё.
      2. +4
        13 сентября 2021 20:59
        Он мог и гораздо "опаснее" идею выдвинуть - строить из бетона макеты-обманки ж/д и военной техники. На бомбёжки которой будет тратится авиация союзников. А быстроотливамые в нужных местах бетонные "танки" и "локомотивы" вместо настоящих принимали бы удары бомб на себя.
        Фактически это несколько опорных бетонных столбов, сеток и полотнищ, деревянных щитов, бревен, изображающих локомотив на пути - а убери щиты - и путь свободен для настоящего поезда. И эта конструкция при взрыве бомбы развалится на части, которые потом соберут на место.
        Ну или грубые модели поездов-приманок для бомбардировок, складываемые каменщиками насухо из камней на неиспользуемых или повреждённых путях - ещё дешевле... К счастью - не додумался.


        "Изобретатель представил вёсельную лодку, изюминкой которой были материал и технология изготовления."
        А сейчас (в мирной жизни), из бетона строят прогулочные яхты, доступные даже рукам гаражистов-самодельщиков - например, плавает бетонная яхта "Афродита".
        1. 0
          20 сентября 2021 15:12
          А зачем в муляжах бетон, когда можно использовать палки и тряпки?
          1. 0
            20 сентября 2021 18:02
            Материя дорогая достаточно вещь а её потребуется многие тысячи квадратных метров, которые нужны на обмундирование, как минимум. Материя одноразовая и при попадании уничтожится а сложенный насухо, из бесплатных камней, каменный макет танка каменщик за полдня сможет поправить. Бетонный пустотелый ещё прочнее и многоразовей и достаточно лёгкий и транспортабельный - желательно только его тягачом на катках перетягивать периодически, чтобы на авиафотоснимках у вражеских разведчиков "бурлила жизнь".
            Вообще, изначальный автор хотел не просто бетон а жаропрочный бетон - чтобы изготовлять из него топку и теплообменник паровоза, экономя металл. На стационарных котлах всё так и устроено. И эта идея неглупа, при условии если делать высококачественные тонкостенные бетонные оболочки паровозных дымогарных коробок.
            В современности можно те же обсуждаемые бетонные техсуда печатать на верфях бетонным 3-д принтером, которым пользуются продвинутые строители.
            Со временем и новые верфи будут построены где такие принтеры имеют размеры самого дока и встроены в него как его основная часть.
            1. -1
              4 ноября 2021 07:50
              Материя дорогая достаточно вещь
              Цемент и стальная арматура, в условиях войны на истощение, тоже ни разу не дешевы и довольно дефицитны. Производство цемента - это высокотемпературный обжиг, потребляющий прорву топлива. Например.
              1. 0
                4 ноября 2021 10:16
                Ткань безнадёжно обогнала бетон ещё на стадии сырья.
                Есть Московский индекс хлопка (Moscow Cotton Index) (цены указаны в долл. США за метр. тонну): цена тонны сырья для тканей порядка 2500$. Цена куба бетона (2,5 т) порядка 42$.
                Поэтому в Ираке США покупали у местных бетонных заводов ж/б изделия для зашиты от подрывов а не пытались, например, применять всякие высокотехнологичные ткани на стальных каркасах.
                Исторически, в Германии, хлопок не растят, по понятным причинам, а импортируют, поэтому эта ценовая разница (для той исторической ситуации) только обострится и будет вообще проблемой одевать солдат и население хоть в что-то в условиях блокады. Поэтому в военное время немцы одеты на старых фото были весьма скромно, и дело тут не только в научно техических современных достижениях - одежда была дорогая и потому вся недовоенная одежда и униформа стали напоминать утилитарные робы. Единственный вариант производить свою ткань - это выработка вискозы; лесные массивы для получения этой ткани из дерева у немцев были свои и на оккупированных территориях.
          2. -1
            4 ноября 2021 07:47
            А зачем в муляжах бетон, когда можно использовать палки и тряпки?
            Ну как, чтобы дорого-богато...
  2. +4
    13 сентября 2021 18:12
    Ещё танки пытались обвешивать бетонными плитами вместо бронированых экранов.
  3. +7
    13 сентября 2021 18:18
    О яхтах из цемента на мелкой сетке слыхал, а о пароходах - впервые.
    Спасибо, Сергей! Интересно.
    1. +1
      26 сентября 2021 21:07
      Яхты такие, из бетона, и сейчас строят. Там большая масса ,под парусом, помогает при маневрах. Понятно, под мотором, лишний груз. А зимой, на киль-блоках, шпатель и вперед, ремонт корпуса.
  4. +10
    13 сентября 2021 18:23
    Помимо Французской небольшой гребной лодки, Россия была пионером в использовании железобетона при строительстве судов. Офицер царского флота Александр Рыльке (поляк, автор прекрасной книги «На службе корабля», после войны профессор Гданьского технологического университета) первым в мире запатентовал конструкции и методы строительства корпусов из бетона.

    Тогда в речном судоходстве бетонные корабли и баржи (например, на Рейне) не были чем-то необычным.



    1. +5
      13 сентября 2021 18:37
      Россия была пионером в использовании железобетона при строительстве судов

      Советский Союз продолжил это дело.



      Одна половинка почти у берега, а вторая на глубине. Я нырял около этого дока, арматура из-за коррозии превратилась в острые пики, которые торчат из бетона.
      1. 0
        13 сентября 2021 19:17
        Цитата: Konnick
        Я нырял около этого дока, арматура из-за коррозии превратилась в острые пики, которые торчат из бетона.

        Я видел в Керченском рыбном порту в шестидесятые годы большой железобетонный корабль на плаву, правда он использовался как часть инфраструктуры судоверфи и в плавание уже не ходил, стоял у причальной стенке долгое время. О дальнейшей его судьбе мне неизвестно, скорее всего его где-нибудь затопили, потому что распилить судно было бы сложно и затратно.
  5. +2
    13 сентября 2021 18:37
    В 60-г х в Киеве были энтузиасты и\или сотрудники какого-то КБ спроектировали и построили несколько, не более пяти, бетонных крейсерских парусных яхт.
    Вроде, она из них как-то сохранилась до сих пор.

    Тяжеленные, они были не особенно удобны для своих экипажей, особенно при необходимости подъёма,да и условия обитания были не лучшие, как и в яхтах.с астиковым корпусом при плавании в холодных водах.
    Был ещё и большой дебаркадер с бетонным корпусом.
    А какие условия ля экипажей были на большихбетонных судах?
    Какие советские суда строили из бетона?

    В
  6. 0
    13 сентября 2021 18:54
    Евгений,спасибо-плюс.
    Еще .в советские времена (не помню в каком журнале) прочитал статью о попытках Ирана создать ПЛ из бетона.Вроде пару даже построили.Причем с помощью или ГДР,или ЧССР.
    В инете почему то информации нет.
    1. +1
      13 сентября 2021 19:00
      В инете почему то информации нет.
      Если и построили, то скорее всего такая подлодка совершила только одно погружение laughing
  7. -8
    13 сентября 2021 19:02
    Дарю ам идею в порядке бреда- бетонный авианосец "Дональд Трамп" , laughing метров на пятьсот.
    1. 0
      13 сентября 2021 23:43
      Ну вот спалил идею.
    2. 0
      14 сентября 2021 00:27
      Есть идеи куда более крупных сооружений - от нескольких километров и шириной несколько десятков метров - это подводные плавучие туннели для транспорта. Пока они только в головах инженеров, но и их время наступит.
  8. +4
    13 сентября 2021 19:03
    Неплохая технология для строительства дебаркадеров (плавучая пристань)
    1. +4
      14 сентября 2021 08:58
      Ну ладно. я понимаю статика. Но как интересно вели себя такие корабли в шторм? Как корпус реагировал на скручивающий момент? На излом на волне и прочие нагрузки. what Помню, в шторм когда шли в балласте так визуально было видно как корпус деформируется при продольном изгибе на волне.
      1. +1
        14 сентября 2021 19:34
        Цитата: Region-25.rus
        Как корпус реагировал на скручивающий момент?

        Ровно так же как обычный железобетонный мост на проезжающие большегрузы. У упругостью у бетона хуже, зато на сжатие намного лучше стоит. Да, такой корпус надо делать толще чем металлический как раз потому что изгибаться сильно не должен. А уже если запас заложили, то его так просто уже не скрутишь.
        1. +2
          14 сентября 2021 20:55
          А уже если запас заложили, то его так просто уже не скрутишь.
          не в курсе бетона) Но благодарю за ответ hi
      2. +1
        15 сентября 2021 10:20
        Цитата: Region-25.rus
        Ну ладно. я понимаю статика. Но как интересно вели себя такие корабли в шторм? Как корпус реагировал на скручивающий момент?

        Бетон гнется. Считается, что бетонный элемент (типа балки) может без повреждений прогибаться на 1/250 часть длины.
        1. +1
          15 сентября 2021 18:33
          спорить не буду)) Насчет бетона. Но Вы видели как гнет и скручивает корабли в сильный шторм? (я отнюдь не спорю)
          1. 0
            15 сентября 2021 22:27
            Цитата: Region-25.rus
            Но Вы видели как гнет и скручивает корабли в сильный шторм?

            В жизни не видел. Но на ютубе есть ролики. Гнет. Мне кажется, вполне в пределах возможностей бетона. Если расчетные деформации выходят за пределы возможностей, можно: а) сделать корабль жестче (чтобы его меньше гнуло); б) уменьшить удлинение (собственно, это тоже увеличит жесткость).
  9. +6
    13 сентября 2021 19:21
    Ещё в середине 60-х прошлого века на средней Волге было много всяческих железобетонных плавучих прибрежных сооружений вроде дебаркадеров, причалов, брандвахт. Часть из них была частично обшита деревом.
    В Чебоксарах был завод ЖБИ выпускавший герметичные железобетонные блоки с пустотами внутри. Сцепки из них буксировали вниз по реке и использовали для строительства грузовых причалов.
    1. +3
      13 сентября 2021 23:59
      В Чебоксарах был завод ЖБИ выпускавший герметичные железобетонные блоки с пустотами внутри.


      То есть фраза "По реке плывёт кирпич ..." не такая уж и несуразная ?
      Хм. А если эти пустоты заполнить пенопластом - чудесный понтонный мост можно слепить. wink
      Пенопласт обворачиваем сеткой ( не обязательно стальной ), приглашаем узбеков-штукатуров ..Да и бетон вспенивать вместо пенопласта наверное можно .И мост на Сахалин , в Крым , на Аляску готов. Подумаешь, пару секций разводных будет - в Питере привыкли к такому. Или зимой через Волгу , никому не помешает - один чёрт лёд полгода
      1. +4
        14 сентября 2021 01:34
        Цитата: dauria
        То есть фраза "По реке плывёт кирпич ..." не такая уж и несуразная ?

        В источнике по реке плыл топор. hi
        1. +4
          14 сентября 2021 02:11
          В источнике по реке плыл топор


          Отстали от жизни...Кукуевский топор -это в старину. Теперь и кирпич плывёт , "деревянный ,как стекло" laughing
          1. 0
            14 сентября 2021 09:00
            "деревянный ,как стекло"
            а еще он (кирпич) и по стенам ползает - "По стене ползет кирпич. Красной армии боец. Я хотел его поймать - улетел пернатый зверь" laughing hi
          2. +2
            14 сентября 2021 14:54
            Цитата: dauria
            Отстали от жизни...Кукуевский топор -это в старину. Теперь и кирпич плывёт , "деревянный ,как стекло"

            Читаем внимательно: в источнике. А вы мне новодел-перепевки красноплеснявые показываете. Никто основы ни в грош не ставит. Вот, так и история переписывается.
            1. 0
              14 сентября 2021 15:05
              Вот, так и история переписывается.

              Что такое история, Александр ? Через три- четыре столетия всё от Шаляпина до Шнура вместе с Пугачёвой спрессуется в один "культурный слой" толщиной в пару сантиметров. Между валиками первого фонографа и СD - дисками. И только фанат- археолог , копаясь в архивах и земле сумеет перевести с нашего русского на "будущий" русский наш никчёмный спор. .
              1. +2
                14 сентября 2021 19:07
                Цитата: dauria
                Вот, так и история переписывается.

                Что такое история, Александр ? Через три- четыре столетия всё от Шаляпина до Шнура вместе с Пугачёвой спрессуется в один "культурный слой" толщиной в пару сантиметров. Между валиками первого фонографа и СD - дисками. И только фанат- археолог , копаясь в архивах и земле сумеет перевести с нашего русского на "будущий" русский наш никчёмный спор. .

                Ну, да, конечно.
                "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет..."
                (с)
  10. +4
    13 сентября 2021 19:22
    Ещё в середине XIX века французский изобретатель Жан Луи Ламбо предложил необычный проект, который привлёк внимание посетителей парижской Всемирной выставки 1854 года.


    Не много поправлю автора, надеюсь он будет не против;

    " В 1848 году на юге Франции садовод Joseph Louis Lambot построил небольшую гребную лодку, обмазав песчано-цементным раствором каркас из железных прутьев и сетки. Это была не только первая бетонная лодка, но и ознаменовало появление железобетона в качестве конструкционного материала. Многие строители лодок следовали методам Lambot во второй половине 19-го века, в частности Gabellini and Boon которые построили ныне знаменитый шлюп "Zeemeeuw" в 1887 году."

    Если кого интересует эта тема есть интересная, на мой взгляд, книга Tony C. Liu and James E. McDonald "Бетонные корабли и суда: прошлое, настоящее и будущее".
  11. +7
    13 сентября 2021 19:25
    В Канаде, в проливе Маласпина из десяти бетонных судов, построенных во время мировых войн, соорудили волнорез для защиты гавани целлюлозно-бумажного комбината.

    1. +5
      13 сентября 2021 19:28
      Девять кораблей постройки времен Второй мировой, десятый - SS Peralta - последний уцелевший бетонный корабль времен Первой мировой войны.
  12. +4
    13 сентября 2021 19:30
    норвеги вроде бы до недавнего времени делали бетонные траулеры. с толстой стенкой они не хуже стальных. по истечении срока жизни бетона(лет 30) их яко бы просто топили. и бетон иногда называли армоцемет и армировали стекловолокном- оно не ржавеет. яхты такие три штуки построили в Тольятти на экспериментальном железобетонном заводе. одна стоит памятником в Тольятти в яхт клубе Дружба. Одна на даче как домик. третья не знаю где. толшина стенки около 3см в среднем. очень ходкие были. как гоночные тяжеловаты, как прогулочно туристические-вполне. яхты якобы ходили на Черное море и обратно. в первых номерах "Катера и Яхты" была статья про них.
  13. +1
    13 сентября 2021 19:56
    Вот честное слово, не знал про такие изделия! Автору респект good
  14. +1
    13 сентября 2021 20:09
    Ёлы-палы ! Из чего только суда не строили ! Представьте себе...даже из дерева ! belay Пускали в ход и солому(папирус) !Сейчас и "железо" уже не в моде ! Стеклопластик, люминий-это наше "всё" ! Хотели суда и из титана, но оказалось дороговато !Что там на очереди? Углепластик? Карбид бора?
    1. +1
      13 сентября 2021 22:52
      Цитата: Nikolaevich I
      Сейчас и "железо" уже не в моде ! Стеклопластик, люминий-это наше "всё" !

      Может, что-то мелкое и эксклюзивное только. Большего тоннажа пароходы строят из стали.

      Мне недавно тов. Turist1996 поведал (https://topwar.ru/185963-minoborony-opredelilos-s-datoj-podnjatija-andreevskogo-flaga-na-korable-protivominnoj-oborony-i-sudne-tylovogo-obespechenija.html#comment-id-11700661), что тральщик проекта 12700 - из стекловолокна, но это относится к эксклюзивам.
      1. +1
        14 сентября 2021 06:40
        Цитата: Моторист
        Может, что-то мелкое и эксклюзивное только. Большего тоннажа пароходы строят из стали.

        Да я насчёт "железа не в моде" ,конечно же, пошутил ! Просто вспомнил период,когда наблюдался в судостроительстве "ажиотаж" по поводу применения стеклопластика и алюминиевых сплавов..."Эксперты" тогда предрекали "будущее господство кораблей из стеклопластика и алюминия"... Тогда же и начинали строить такие суда и корабли...
      2. 0
        4 ноября 2021 07:58
        Сейчас и "железо" уже не в моде ! Стеклопластик, люминий-это наше "всё"
        Может, что-то мелкое и эксклюзивное только. Большего тоннажа пароходы строят из стали
        Так то минные тральщики бывают из стеклопластика. Чтобы немагнитный корпус был.
  15. +6
    13 сентября 2021 20:10
    Не корабли, конечно, но... Еще было огромное количество плавмастерских постройки Болгарии и Югославии
    Хорошая штука, все необходимое оборудование есть - металлообрабатывающий, столярный, котельный, кузнечный, инструментальный, электро- и радио участки, кран 25 т, генератор, кубрики, камбуз, кают-компания, душевые, раздевалки и т.п. Я на новую такую попал - влюбился.
  16. +3
    13 сентября 2021 20:23
    В сущности, бетонные корабли стали технологическими предшественниками нынешних стеклопластиковых и подобных. Соблюдён главный принцип - смола и армирующие волокна. Ещё есть легенда, по которой минойцы использовали полотняные корабли. Совершенно аналогично - слои тканей покрывали смолой.
  17. 0
    13 сентября 2021 20:24
    На броненосце "Потёмкин" бетон использовался в бронировании башен главного калибра.
    1. 0
      13 сентября 2021 21:46
      Цитата: Ватервейс 672
      На броненосце "Потёмкин" бетон использовался в бронировании башен главного калибра.

      Подтвердить сможете ?
      1. -2
        13 сентября 2021 21:50
        Википедия Вам в помощь.
        1. +1
          13 сентября 2021 21:59
          Цитата: Ватервейс 672
          Википедия Вам в помощь.

          А коротко словами можно ? Кстати, Вика не особый авторитет.
          1. +2
            13 сентября 2021 22:05
            Цитата: Альф
            Цитата: Ватервейс 672
            Википедия Вам в помощь.

            А коротко словами можно ? Кстати, Вика не особый авторитет.

            Специально сейчас пробежался по Потемкину, нигде и ничего про бетон нет.
          2. -5
            14 сентября 2021 07:16
            Если сравнивать ранее построенный броненосец "Три Святителя" и "Потёмкин", то на втором было вдвое больше 152 мм орудий. Достигалось это за счёт снижения веса брони. На "Потёмкин" установили цементированую броню вместо использовавшейся ранее сталежелезной. Вес уменьшился, защитные параметры остались прежними.
            1. +4
              14 сентября 2021 09:52
              Цитата: Ватервейс 672
              цементированую броню

              Не значит бетонную. Цементированная - сзакаленным поверхностным слоем!
              1. +3
                14 сентября 2021 19:39
                Не спугните. Это первые ласточки новой волны. Раз "цементированная" значит бетонная! Аргумент железобетонный прямо. Думаю можно ожидать новую волну споров в серии про линкоры и броненосцы. lol
                1. +1
                  14 сентября 2021 20:48
                  Цитата: Saxahorse
                  Не спугните. Это первые ласточки новой волны. Раз "цементированная" значит бетонная! Аргумент железобетонный прямо. Думаю можно ожидать новую волну споров в серии про линкоры и броненосцы. lol

                  А я уж испугался, думал, не ровен час, Карбайн вернулся...Блин, больше года его уже нет, а память о нем сохранилась...
              2. +1
                20 сентября 2021 20:35
                Не просто закалённым, а с поверхностным слоем насыщенным углеродом. Плиту мазали с изнанки глиной, совали в печку, а над лицевой поверхностью прогоняли светильный газ.
                Или, как вариант, засыпали лицевую поверхность мелкожёванным коксом.
                Держали в печке пару недель, а потом закаливали с одной стороны.
                Мда! Бетонная броня на Таврическом, это круто!
            2. 0
              15 ноября 2021 04:59
              Это пять!! Цементированная броня! Нет, шесть!
  18. +6
    13 сентября 2021 20:25
    Бетонный буксир 1920 года в музее Бремерхавен.


    А вот и современная бетонная яхта из Щецина.

  19. 0
    14 сентября 2021 00:02
    часть судов ленд-лиза типа Либерти строили из бетона кажется
    1. +2
      14 сентября 2021 00:32
      Вот это вряд ли - Либерти были океанскими судами а бетон не любит изгибных напряжений в открытом море. Скорее строили бетонные портсуда и речсуда Нового Света а высвободившийся металл шел на либерти.
      1. +1
        14 сентября 2021 11:14
        Бетонное судостроение все равно остается перспективным делом, например использование в бетонной смеси стеклянные микросферы в качестве инертного материала вместо песка, а арматуру делать из углепластика , кстати и то и другое давно имеется в продаже.
      2. +1
        14 сентября 2021 12:12
        Цитата: ycuce234-san
        Вот это вряд ли - Либерти были океанскими судами а бетон не любит изгибных напряжений в открытом море. Скорее строили бетонные портсуда и речсуда Нового Света а высвободившийся металл шел на либерти.

        пишут 24 шт сделали на базе проекта Либерти. т.е. технически это был не сам Либерти так как корпус был бетонный. якобы из каких то 6шт сделали ПЛАВАЮЩИЙ волнолом в Канаде и он до сих пор плавает!!!
        1. +1
          14 сентября 2021 12:53
          Сделать "на базе проекта Либерти" не получится, не переработав проект. У судов из металла обшивка обычно имеет натяжение (работает на растяжение как мембрана, подобно палатке или зонтику на каркасе) а бетонный корпус должен работать на сжатие и чуть на изгиб.

          Суда те плавают потому что за ними следят - бьетонный корпус практически вечный (лодочка из 19 века, прекрасно сохранилась), но вот дожди-снега-льды, заливающие трюмы, могут и утопить так, что придётся судоподъемом заниматься.
          1. 0
            14 сентября 2021 13:19
            Цитата: ycuce234-san
            Сделать "на базе проекта Либерти" не получится, не переработав проект. У судов из металла обшивка обычно имеет натяжение (работает на растяжение как мембрана, подобно палатке или зонтику на каркасе) а бетонный корпус должен работать на сжатие и чуть на изгиб.

            Суда те плавают потому что за ними следят - бьетонный корпус практически вечный (лодочка из 19 века, прекрасно сохранилась), но вот дожди-снега-льды, заливающие трюмы, могут и утопить так, что придётся судоподъемом заниматься.

            судостроение у англов амеров было на высоте- одних либерти наклепали больше 2700, а были еще и проекты до них и после - Виктори.
            соответсвенно корпус пересчитали под бетон, а вся начинка типовая от либерти.
            да и на либерти жаловались на первые, потом марку стали сменили и стало нормально, хотя это был со всех сторон эрзац.
            вечный бетон наверное с армированием из стекловолокна должен быть, но почему то не пошло
            1. 0
              15 сентября 2021 00:00
              Это потому что стекловолокно (glass fiber) и полиэфирная смола (polyester resin) были запатентованы в США только в 1937 году. А война вот вот уже. И строить из стекловолокна что то тогда это как сейчас построить Skylon да ещё и с корпусом сразу из одномерного фуллерена - "Прекрасное далёко" такое себе когда то сможет позволить но ни мы ни предки пока нет. Хотя сейчас есть такая - стекловолоконная арматура, взамен металлической.
      3. +1
        14 сентября 2021 19:43
        Цитата: ycuce234-san
        Вот это вряд ли - Либерти были океанскими судами а бетон не любит изгибных напряжений в открытом море.

        Строили конечно, но это были не Либерти а совсем другой проект. А изгибных напряжений любой океанский корабль не любит, потому бетонные просто делали толще (и тяжелее).
  20. +2
    14 сентября 2021 11:57
    Суррогатные суда из сборного железобетона были хороши в условиях военного дефицита металла. Как и железные скороспелки США типа "Либерти".

    Плюс в том, что судостроители не опускали рук, а находили возможность строить флот.
  21. +3
    14 сентября 2021 12:52


    Да было дело.Во времена ВОВ использовали бетон из-за нехватки металла.Так же как деревянные мины ,стеклянные гранаты
    1. +1
      14 сентября 2021 13:20
      для бетона еще и рабочие высококвалифицированые не нужны
      1. +1
        14 сентября 2021 13:55
        Цитата: vl903
        для бетона еще и рабочие высококвалифицированые не нужны

        Как и бетон не 300
        1. 0
          14 сентября 2021 14:09
          да бетон качественный , водостойкий, плюс много возни с армированием- оно должно быть плотным, качественным
          но все относительно.
          опять же построили 24шт бетонных, а стальных всех проектов наверное под 4 тысячи
  22. +2
    14 сентября 2021 16:05
    Яхта из бетона, Тольятти.
    1. 0
      15 сентября 2021 07:37
      Цитата: KrolikZanuda
      Яхта из бетона, Тольятти.

      эта двухкилевая. а третья "Мечта" однокилевая. Строил начальник Опытного жбк. Он был энтузиастом и бетона и яхт. Так говорят
  23. +2
    14 сентября 2021 18:31
    Когда был малым, в середине 60-х годов, в Одессе на пляже "Отрада", метрах в 10-ти от берега стояла затопленная немецкая баржа из бетона. Мы с пацанами заплывали через большую пробоину в борту во внутрь, ловили крабов. Где-то в году 69-70 её подорвали и обломки тракторами вытащили из воды и вывезли.
  24. 0
    20 сентября 2021 20:37
    Интересная статья!
  25. 0
    7 октября 2021 10:11
    Понятно что и у нас в стране была другая цивилизация. Понятно что поколение егэ даже знать не знает, что наша страна первая запустила Спутник земли, первая отправила человека в космос. Да что говорить , подросло поколение которое не знает что мы победили в Великой Отечественной Войне.
    Автор, понятно что ты думаешь что за мкадом великая пустошь и людей там быть не может, априори.
    Но всё же, ну хоть в интернет загляни, что ли. Да на всех наших реках, где осуществляется судоходство, в том числе пассажирские перевозки , стоят дебаркадеры бетонные. оставшиеся от прошлой цивилизации. И обрати внимание, они не врыты в землю. Они именно на плаву. И на зимний период их вытаскивают на берег.
  26. Комментарий был удален.
  27. 0
    4 ноября 2021 07:24
    Наиболее экономически эффективными и дожившими до наших дней остаются плавучие сооружения из железобетона – доки и дебаркадеры. Упрощённая технология постройки, большая долговечность и низкая стоимость строительства позволяют им существовать и в современном мире.
    Еще вроде некоторые буксируемые нефтегазодобывающие платформы льют из бетона. Например, платформа "Троль":

    Все ее гигантское основание, включающее поплавковые и балластные цистерны, отлито из железобетона.
  28. 0
    30 ноября 2021 14:55
    строят и сегодня. Не корабли в полном смысле лова, а доки . Принимал участие в проекте подобном.
    Азербайджан заказывал в Городце на ССК . Глвный корабел русский дядька, живет в Бургасе в Болгарии, рассказывал о том что в Баку все снесли , в металлолом.на месте освободившемся поставили остров для конкурса Евровидения. Плевался ругался.Теперь все что у них осталось строится или ремонтится в других странах.
  29. 0
    30 ноября 2021 15:00
    https://www.gsverf.ru/composite-shipbuilding.html

    судосроители считают что есть композитное судостроение, в которое включены элементы из ьбеона.