Военное обозрение

Бартелеми Жубер. Генерал, который мог опередить Бонапарта

82
Бартелеми Жубер. Генерал, который мог опередить Бонапарта
Barthelemy Catherine Joubert


Великая Французская революция широко распахнула двери новых возможностей перед небогатыми и незнатными, но пассионарными молодыми людьми. Наиболее способные из них очень скоро достигли высот, о которых не смели даже и мечтать при старой королевской власти. Наибольшие шансы для продвижения вперёд давала именно армия. Франции требовались офицеры взамен эмигрировавших из страны дворян. Всё новые вакансии появлялись из-за быстрого увеличения численности республиканской армии. Офицеры постоянно гибли в боях, их место занимали хорошо проявившие себя сержанты и даже рядовые солдаты. В то удивительное и уникальное время каждый способный солдат во Франции действительно носил в своём ранце если не маршальский жезл, то офицерские погоны. Дворянским происхождением могли похвастаться лишь 20 % генералов и маршалов Наполеоновской Франции. Рядовыми солдатами воинскую службу начинали Ней, Мюрат, Бессьер, Лефевр, Сюше, Журдан, Сульт, Массена, Сен-Сир, Ланн – все они стали маршалами. Очень показателен пример Андре Массены, который за 14 лет службы в королевской армии дослужился лишь до сержанта. И за 5 лет службы в армии республиканской стал генералом. Николя Жан де Дье Сульт прошёл путь от рядового до генерала за три года (1791-1794 гг.), Лоран Гувион Сен-Сир – за два года (1792-1794 гг.).

Средний возраст генералов французской армии того времени – 39 лет. Наполеон Бонапарт чин бригадного генерала получил, когда ему исполнилось 24 года.


Антуан Жан Гро. Портрет молодого Бонапарта

А самым молодым обладателем генеральских эполет стал Жан Шрамм, который получил это звание в возрасте 23-х лет (в 1813 году).

Семь первых маршалов Наполеона были моложе 40 лет, Даву на тот момент исполнилось 34 года, Ланн, Ней, Бессьер и Сульт были старше его на год.

Смелости и способностей, разумеется, было мало: нужна была и удача. Никто не знает, сколько потенциальных выдающихся генералов погибло тогда, не успев дослужиться до офицерских эполет. И сколько толковых офицеров не стали маршалами только потому, что были убиты, не получив даже чин полковника или генерала.

«Взлёт» героя нашей статьи был стремительным, карьера – блестящей. Удача оставила его в последний момент, когда он уже мысленно примерял мундир консула республики, доставшийся в итоге Наполеону Бонапарту. Но не будем забегать вперёд.

Начало пути


Бартелеми Катрин Жубер (Barthelemy Catherine Joubert) родился 14 апреля 1769 года в бургундском местечке Пон-де-Во. Отец мальчика был уважаемым адвокатом. По его настоянию на юридический факультет Лионского университета поступил и его сын, которому суждено было стать популярным республиканским генералом. Однако характер юноши был слишком живым и бойким для занятий в аудиториях и библиотеках. Уже через год он самовольно ушёл из университета, чтобы поступить на службу в один из артиллерийских полков королевской армии. Стать военным у Жубера тогда не получилось. Отец добился расторжения его контракта, пришлось снова отправиться в университет – теперь Дижонский. Здесь он и встретил известие о революции в Париже. На этот раз родителям удержать его не удалось: в декабре 1791 года в составе Дижонского волонтёрского батальона он оказался в Рейнской армии. Начинать военную службу пришлось с самых низов, но храбрый рядовой Жубер быстро обратил на себя внимание командиров. Уже через несколько месяцев он получил первое офицерское звание.

От капитана до генерала


В 1793 году мы видим капитана Бартелеми Жубера в Альпийской армии. Здесь его рота на протяжении долгого времени сдерживала превосходящие силы австрийцев в Тендском горном проходе. Не получив подкрепления, французы попытались прорваться к своим частям, но были окружены и вынуждены сдаться по причине отсутствия боеприпасов. Атаковать противника, будучи практически безоружными, они всё же не рискнули. Времена ещё были почти рыцарские. Вместо того чтобы отправить храброго вражеского офицера в лагерь военнопленных, австрийцы отпустили его под честное слово не воевать против них в течение одного года. И военные власти Франции никаких претензий возвратившемуся из плена Жуберу не предъявили. Летом 1794 года, по истечении обещанного австрийцам года, Жубер был направлен в Итальянскую армию – уже в чине подполковника. Вначале он получил под своё командование один из батальонов, но весной следующего, 1795 года, новый командующий – Франсуа Келлерман, присвоил ему звание полковника и назначил командиром полубригады (французские линейные полубригады тех лет состояли из трех батальонов).

В ноябре 1795 года французская Итальянская армия (командование над которой принял уже Бартолеме Шерер) в Лигурии близ Лоано разгромила объединенные войска Австрии и Сардинского королевства. Соотношение сил было в пользу противников французов: 53 тысячи против 40 тысяч. Со стороны французов в этом сражении участвовали такие известные генералы, как Массена и Ожеро. Поскольку недавно прибывший Шерер плохо знал местную обстановку, план сражения подготовил Массена, который и возглавил атаку на решающем направлении. Две французские дивизии прорвали неприятельский центр, выйдя в тыл противнику, что и решило исход битвы. Успешно действовавший Жубер получил повышение, став бригадным генералом. В это время ему было всего 26 лет.


Hippolyte Bellange. Battle of Loano

В подчинении у Бонапарта


В марте 1796 года командующим Итальянской армией был назначен генерал Бонапарт. С этой кампании против австрийцев и началась большая слава Наполеона. Именно после Итальянского похода о молодом корсиканце всерьёз заговорили и на родине, и в Европе.

Суворов писал тогда своему племяннику А. Горчакову (отцу российского канцлера):

«О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу, и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пиемонтцев. О, как он шагает! ...

Он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска.»


Жан-Себастьян Руйяр. Портрет генерала Бонапарта, командующего армией в Италии

Но ранней весной 1796 года авторитет 27-летнего Бонапарта в армии был ещё не слишком высок. Его презрительно называли «генералом Вандемьером», намекая, что чин дивизионного генерала Наполеон получил после подавления роялистского восстания 3-5 октября 1795 года.


Sur-Acier. 13 Vendemiaire 1795, Gravure

В той же Итальянской армии четыре генерала – Массена, Ожеро, Лагарп и Серюрье, были равны ему по званию, но при этом имели гораздо больший боевой опыт.

Однако новый командующий быстро расставил всех по нужным ему местам. В одном из своих донесений в Париж он спокойно сообщает:

«Приходится часто расстреливать.»

Шарлю Ожеро он сказал при первой встрече:

«Генерал, вы ростом выше меня как раз на одну голову, но если будете грубить мне, то я немедленно устраню это отличие.»

Ожеро – силач, храбрец, грубиян, которому с молодых лет убить человека было всё равно, что муху прихлопнуть, на этот раз предпочёл промолчать.

Массена же, как утверждают, выходя тогда от Бонапарта, пробормотал:

«Ну, нагнал же на меня страху этот малый.»

У Массены тогда, кстати, служил любопытный мулат по имени Тома-Александр, сын плантатора колонии Сен-Доминго (западная часть острова Эспаньола, сейчас – Гаити) и чернокожей рабыни. Перед отъездом во Францию, отец продал этого мальчика и трех его младших братьев в рабство. Именно старшего сына он и выкупил потом – через 4 года. А трое других его сыновей так и остались рабами. Этот мулат, по прозвищу «Чёрный дьявол», в революционной Франции дослужился до генеральского чина. В армии он был известен своей силой и храбростью. Тибо назвал его «лучшим солдатом своего времени», но утверждал, что «генерала из него не получилось». Тома-Александр Дюма стал отцом и дедом двух известных писателей. Их родственники, видимо, до сих пор живут в нищете в несчастном государстве Гаити.


Портрет Т.-А. Дюма из музея Александра Дюма, Париж

А вот такую армию оборванцев мы видим на картине Онфре де Бревиля «Итальянская армия»:


Знаковой эта кампания стала и для Жубера, который сразу же отличился в бою при Монтенотте (12 апреля 1796 г. – это первое сражение, данное Бонапартом в качестве командующего армией). В последующие два дня его полубригаде удалось захватить замок Коссерна (Жубер был ранен, но остался в строю).


Н. А. Тонэ. Штыковая атака на замок Кoссaриa 13 апреля 1796 г.

Затем его солдаты успешно сражались при Чеве (19 апреля 1796 г.), где французами командовал Ожеро, а Жубер возглавил одну из двух атакующих колонн. Потом была битва при Лоди (10 мая того же года), в которой Ожеро, Ланну и Бертье, чтобы удержать позиции, пришлось встать в строй своих солдат. Наполеон вначале взял под командование 28 артиллерийских орудий, а потом, как утверждают, возглавил атаку на мост через реку Адду. По распространённой версии, именно после битвы при Лоди во французской армии Наполеона стали называть «нашим Маленьким капралом».


Луи-Франсуа Лежен. «Генерал Бонапарт в сражении при Лоди»

15 мая 1796 года подчинённые Жубера находились в составе войск, взявших Милан. Затем полубригада Жубера прикрывала отход дивизии Массены к Донато, и внезапной контратакой отбросила наступающих австрийцев. Незалеченная рана воспалилась, и потому Жуберу пришлось некоторое время лечиться в Брешии. Вернувшись, он вначале получил должность коменданта города Леньяно, а затем сражался у Мантуи с австрийскими войсками фельдмаршала Альвинци. По итогам этой части кампании, осенью 1796 года Жубер был произведён в дивизионные генералы. Но особенно его прославила битва при Риволи (13-15 января 1797 г.). Стремясь деблокировать Мантую, австрийский фельдмаршал Альвинци нанёс удар севернее Риволи, где находилась дивизия Жубера: около 30 тысяч австрийцев атаковали 10 тысяч французов, которые держались целые сутки. В какой-то момент республиканские солдаты уже готовы были отступить, однако Жубер, под которым к тому времени была убита лошадь, встал в строй со своими гренадерами, а затем повёл их в штыковую атаку. Уже почти поверившие в свою победу австрийцы вынуждены были отступить.


Генерал Жубер в битве при Риволи, рисунок неизвестного художника

За это время Наполеон смог перегруппировать свои войска и перейти в наступление, нанеся австрийцам серьёзное поражение. Другим героем этого боя стал Массена, позже получивший титул герцога Риволийского.

Теперь, убедившись, что помощь не придёт, после 8-месячной осады сдалась Мантуя – 2 февраля 1797 года. Австрийский гарнизон крепости был отпущен с условием не принимать участия в боевых действиях до окончания этой войны.

Эту кампанию Жубер закончил уже в должности командира корпуса, который должен был образовать левое крыло армии, наступающей на Вену.

В начале марта 1797 года корпус Жубера через горы Тироля начал движение к Австрии. С боями ему удалось пройти 90 км, после чего Жубер принял решение идти на соединение с основной армией, которая в конце марта вступила в пределы Австрии, овладев городом Клагенфурт. Пройдя по занесённым снегом горным перевалам ещё 170 км, корпус Жубера в начале апреля вышел к австрийскому району Филлах, соединившись с главными силами французской армии. К этому времени истёк срок пятидневного перемирия, заключённого Наполеоном и австрийским командованием. Вместе с другими частями корпус Жубера перешёл в наступление, в ходе которого был занят город Леобен, авангардные соединения захватили перевал Земмеринг. Отсюда до Вены было всего 90 км. Испуганные австрийцы вступили в мирные переговоры, хотя дальнейшее продвижение Наполеона, не поддержанное двумя другими французскими армиями (Рейнско-Мозельская и Самбро-Мааская), могло закончиться для него катастрофой. Вначале, 18 апреля 1797 года, было заключено Леобенское перемирие.


Г. Летьер. Предварительный мир в Леобене, 18 апреля 1797 г.

А 17 октября 1797 года был подписан Кампорформийский мирный договор, согласно которому под власть Франции перешла большая часть Италии. Свою независимость потеряла и Венеция.

По традиции, с известием о победе в Париж должен был отправиться наиболее отличившийся генерал или старший офицер. На торжественном приёме, который устраивался в его честь, вестник победы обычно получал очередное воинское звание. Кроме того, он становился героем ряда статей в парижских газетах и обретал огромную популярность в столице. Летом 1797 года в Париж был отправлен именно Жубер, который в официальном письме Бонапарта Директории был назван

«неустрашимым» и «отличным генералом... которого всегда можно было видеть во главе атакующих колонн.»


Barthelemy Joubert

После возвращения Жубер был назначен военным губернатором Венеции.

10 декабря 1797 года в Париж прибыл сам Наполеон. В Люксембургский дворец, который занимало тогда правительство Французской республики (Директория), его сопровождали Бертье и Жубер. Эти генералы несли перед командующим знамёна Итальянской армии. Таким образом, совсем молодой генерал Жубер вошёл в состав военной элиты Франции и приобрёл большую популярность не только у своих солдат, но и среди парижан.

Дальнейший взлёт Бартелеми Жубера


В начале 1798 года Жуберу было доверено командование действовавшей в Голландии Батавской армией. Таким образом, по своей должности он уже сравнялся с Бонапартом. Многие считают, что именно это назначение позволило Жуберу избежать участия в авантюрном Египетском походе Наполеона, который обязательно пригласил бы хорошо знакомого талантливого генерала.


Онфре де Бреваиль. Наполеон и его войска в пустыне во время египетского похода

Затем Жубер был переведён командовать Самбро-Маасской армией. Наконец, он снова оказался в Италии, где по приказу Директории захватил Пьемонт (часть Сардинского королевства). Но затем он вступил в конфликт с чиновниками Директории, злоупотребления которых озлобляли местное население. Кончилось всё отставкой непонятливого генерала. В Париже Жубер женился и на некоторое время отошёл от дел. Но уже весной 1799 года он был назначен командующим 17-ой дивизией. С одной стороны, это можно было рассматривать как понижение в должности. Однако именно из частей этой дивизии состоял весь гарнизон Парижа. Таким образом, на фоне катастрофического падения авторитета «директоров», Жубер становился хозяином столицы. Он мог подавить любой мятеж, и мог в любую минуту сам совершить государственный переворот. И в это же время в Париже оказался очень авторитетный и опытный человек, имевший огромные заслуги перед революцией и республикой.

Явление кукловода


Эммануэль Жозеф Сийес был одним из основателей Якобинского клуба. В 1791 году покинул его, оказавшись в клубе Феьянов, а потом – среди умеренных депутатов «Равнины» (в СССР использовалось уничижительное название «Болото», а верхние места, которые заняли радикалы, назывались «Горой»).

Сийес являлся членом Комитета общественного спасения, избирался председателем Конвента и Национального собрания, голосовал за казнь Людовика XVI. Оноре де Мирабо, автор «Декларации прав человека и гражданина», почтительно называл Сийеса «нашим дорогим учителем». Фактически Сийес являлся одним из отцов-основателей Французской республики.


David d'Angers. Sieyes

Это он написал знаменитый памфлет «Что такое третье сословие»:


«Что такое третье сословие? Всё. Чем оно было до сих пор при существующем порядке? Ничем. Что оно требует? Стать чем-нибудь.»

Он составил клятву, которую 20 июня 1789 года дали депутаты Генеральных штатов: не расходиться, пока Франции не будет дана новая конституция.


Огюст Кудер. «Клятва в зале для игры в мяч, 20 июня 1789 г.»

По его инициативе Генеральные штаты получили новое название – Национальное собрание.

Рассказывая о Сийесе, часто приводят его ответ на вопрос: чем занимался он в годы террора?

J'ai vecu. В СССР и России обычно дают такой вариант перевода: «Я выживал» – и перед нашими глазами предстаёт какой-то жалкий трусливый приспособленец. Но правильнее переводить: «Я жил». И мы видим совсем другого Сийеса – ловкого и уверенного в себе интригана, про которого коллеги-депутаты говорили:

«Будь в этом зале (Национального Собрания) портьера, можно было бы быть уверенным, что за ней скрывается Сийес.»

И опять дело в нюансах – малейшее смещение акцентов коренным образом меняет ситуацию. Нет, Сийес не прячется за портьерой. Он – остающийся незамеченным кукловод, дёргающий нити управления марионетками.

Его деятельность тревожила Робеспьера:

«Сийес не перестаёт действовать в подполье собрания; он роет землю и исчезает.»

О том же пишет другой «сильный человек» – Барер:

«Аббата Сийеса нигде не видно, но он повсюду; он действует в подполье Ассамблеи и Комитета; он роет землю, направляет, будоражит, создаёт фракции и сталкивает их, а затем исчезает, чтобы воспользоваться результатами.»

Трусом Сийес никогда не был. В решающий момент переворота 18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 г.) Сийес спокойно скажет растерявшемуся под напором депутатов «Совета пятисот» Бонапарту:

«Вас поставили вне закона, а Вы поставьте их вне зала.»

Но это будет позже. А весной 1799 года Сийес вернулся в Париж из Берлина, где ему удалось договориться о нейтралитете Пруссии. Теперь он вошёл в состав правительства, будучи избран на должность «директора».

Интрига Сийеса


Директория в это время стремительно теряла авторитет. Она едва не пала ещё в 1797 году, когда на выборах в Совет старейшин и Совет пятисот победила промонархическая партия клуба Клиши. Главный «директор» Баррас уже тогда искал «шпагу» – смелого и решительного генерала, который помог бы ему избавиться от политических противников. В качестве кандидатов он рассматривал Гоша и Моро, но выбрал Бонапарта. Наполеон тогда уклонился от очередного вооруженного вмешательства в политический конфликт. Ему и сомнительной славы «генерала Вандемьера» вполне хватало, а брать в свои руки власть в стране он пока ещё был не готов. Вместо себя он отправил республиканца Ожеро, который действовал решительно и без сантиментов, заявив «директорам»:

«Я прибыл, чтобы убивать роялистов.»

4 сентября 1797 года Ожеро во главе 10 тысяч солдат разогнал заседавших в Тюильри депутатов, арестовав многих из них (в том числе и популярного генерала Пишегрю). Результаты выборов были аннулированы.

Лучше с тех пор не стало, судьба Директории висела на волоске, и опытный «аппаратчик» Сийес прекрасно понимал опасность ситуации. Поэтому он решил сыграть на опережение: не дожидаться государственного переворота, а самому организовать его.

Сийес обратил внимание на командира гарнизона Парижа – неискушённого в политике умеренного республиканца Жубера. Который был дерзок, честолюбив и незаслуженно обижен Директорией. Именно его и выбрал в качестве своей «шпаги» Сийес. Опытный интриган и молодой честолюбивый генерал, популярный в войсках и народе, нашли друг друга.

Сийес – тонкий психолог, бывший генеральный викарий епископа Шартрского и действующий масон высоких градусов ложи «9 сестер», мастерски сыграл на всех «струнах души» молодого генерала. Некоторые утверждают, что Жубер не просто благосклонно отнёсся к возможности помочь «патриоту Сийесу» «навести порядок» в Париже и Франции, но и прямо сказал ему:

«Мне, если только захотеть, достаточно двадцати гренадеров, чтобы со всем этим покончить.»

Исследователи полагают, что уже в начале лета 1799 года был составлен план государственного переворота, воспользоваться которым довелось, увы, не Жуберу, а Бонапарту. Который потом бесцеремонно оттеснил в сторону самого Сийеса. А ведь и для Франции, и для Европы было бы, пожалуй, лучше, если бы к власти в Париже пришёл тогда не гениальный честолюбец Наполеон Бонапарт, а пусть и способный, но обычный человек – которому хватило бы одной, пусть изрядно округлившейся, Франции.

Почему же в решительный момент Жубер вдруг уехал из Парижа и оказался в Италии?

О том, что произошло дальше, мы поговорим в следующей статье.
Автор:
82 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Морской Кот
    Морской Кот 13 сентября 2021 06:42
    +8
    И опять дело в нюансах – малейшее смещение акцентов коренным образом меняет ситуацию. Нет, Сийес не прячется за портьерой. Он – остающийся незамеченным кукловод, дёргающий нити управления марионетками.

    "Серый кардинал" -- так теперь называют подобных "товарищей". Но с Наполеоном Сийес ситуацию просчитал плохо, хотя интриган был знатный и в людях хорошо разбирался. Хоть Наполеон его всячески облагодетельствовал, но от реальной власти устранил.


    Валерий, спасибо, будем ждать продолжения, тогда и о Жубере поговорить можно. smile
    1. Проксима
      Проксима 13 сентября 2021 10:02
      +14
      Весь трагизм таких талантливых военачальников, как Моро, Жубер, что они нарвались на Суворова. А ведь они были явные претенденты на узурпацию власти во Франции. Моро огреб по полной при Нови, а Жубер в этой битве вообще погиб. То ли дело Наполеон, который в это время отсиживаться в Египте, воюя, мягко говоря, не самыми лучшими армиями. Но стране нужен был герой-триумфатор, вот вам и Бонопарт, который, как будто бы, пошёл по пути Александра Македонского. Одним словом, Наполеону повезло, а Моро и Жуберу - нет crying (Александр Васильевич negative постарался).
      1. parusnik
        parusnik 13 сентября 2021 10:46
        +6
        Наполеону повезло, а Моро и Жуберу - нет
        Тут вообще парадокс при Нови сошлись,настоящий русский фельдмаршал и будущий и рядом похоронены, если не ошибаюсь.
        1. СЕРЖ ант
          СЕРЖ ант 13 сентября 2021 11:05
          +8
          Жубер в этой битве вообще погиб.
          Не успев толком принять в ней участия...Впрочем,мы уже начинаем опережать события - об этом в следующей статье у автора..Валерию благодарность за интересный цикл об интересных событиях и ярких людях той эпохи.
        2. Пане Коханку
          Пане Коханку 13 сентября 2021 11:48
          +9
          Тут вообще парадокс при Нови сошлись,настоящий русский фельдмаршал и будущий и рядом похоронены, если не ошибаюсь.

          Александр Васильевич похоронен в Александро-Невской Лавре, в конце Невского проспекта. А Жан-Виктор Моро - в католической церкви Св.Екатерины, Невский проспект, 32-34, неподалеку от канала Грибоедова и Гостиного двора.
          Чин маршала Франции Моро присвоил посмертно Людовик XVIII. Заодно присвоил его, также посмертно, и Жоржу Кадудалю. hi
          Я не помню, Валерий писал про Вандею и восстание шуанов? Там было много примечательных личностей-роялистов... hi
          1. ВлР
            13 сентября 2021 11:59
            +9
            Да, у меня была статья "Последняя Жакерия или Франция против Вандеи"
            1. Пане Коханку
              Пане Коханку 13 сентября 2021 12:13
              +7
              Да, у меня была статья "Последняя Жакерия или Франция против Вандеи"

              Можно обновить цикл! drinks Перезапустить его - с Гошем, Пишегрю, Жоржем Кадудалем! С первыми сражениями революционной армии! yes и с кровавыми безумствами "комиссаров" в Нанте - тоже... negative
          2. parusnik
            parusnik 13 сентября 2021 17:51
            +4
            в католической церкви Св.Екатерины, Невский проспект, 32-34
            Ах, да,да в районе одной магистрали Невский проспект, только в разных её концах.
    2. Пане Коханку
      Пане Коханку 13 сентября 2021 13:39
      +7
      Валерий, спасибо, будем ждать продолжения, тогда и о Жубере поговорить можно.

      Какие-то Вы все сегодня вяленькие, друзья мои! drinks
      Ну-ка, у кого как с грибами? wink Я вот мучился вчера, чистил! drinks
      1. Морской Кот
        Морской Кот 13 сентября 2021 13:49
        +3
        Зайди на Шпаковского пока там всё не вымарали. good
        1. vladcub
          vladcub 13 сентября 2021 16:21
          +2
          Костя, привет. Сейчас заходил туда. Что-то там не очень много народу. В другой раз там народу больше. Вероятно, Валерий оттяпал"голоса"?
          1. Морской Кот
            Морской Кот 13 сентября 2021 16:24
            +3
            Я про то, что Михаил рассказал об истории мата.
      2. Морской Кот
        Морской Кот 13 сентября 2021 16:20
        +3
        Моя Маша каждый день так "мучается". laughing
        1. Пане Коханку
          Пане Коханку 13 сентября 2021 17:09
          +3
          Моя Маша каждый день так "мучается".

          Я думал, ты - Кот-Рыболов, а ты - Кот-Гриболов? drinks
          1. Морской Кот
            Морской Кот 13 сентября 2021 17:16
            +3
            Я Кот - Котов, меня зовут "Незримой лапой" потому,
            Что я великий плут!"
            Т.С. Элиот написал эту поэму в честь всех Котов, в том числе и меня. soldier
            1. Пане Коханку
              Пане Коханку 13 сентября 2021 17:25
              +2
              Т.С. Элиот написал эту поэму в честь всех Котов, в том числе и меня.

              Я так и подумал! good
              1. Морской Кот
                Морской Кот 13 сентября 2021 17:42
                +2
                Ты умный, хоть и нахал. drinks
                1. Пане Коханку
                  Пане Коханку 13 сентября 2021 17:46
                  +2
                  Ты умный, хоть и нахал.

                  Я - любя! stop А ты классный, хотя еще тот затейник во всех сферах! drinks
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 13 сентября 2021 17:54
                    +3
                    У меня уже в глазах двоится, опять ночь не спал, добро бы ещё по бабам, а то... winked
            2. vladcub
              vladcub 14 сентября 2021 05:40
              +3
              Я давно говорю о кошачий мафии.
              Смотрю на своего кошака и думаю : еслб коты говорили. Это было б нечто
              1. Морской Кот
                Морской Кот 14 сентября 2021 20:15
                +1
                Я давно говорю о кошачий мафии.

                Так ты сам в составе этой мафии. smile
                1. vladcub
                  vladcub 15 сентября 2021 05:49
                  +1
                  Разве я кошак?
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 15 сентября 2021 05:50
                    +1
                    Нет, наверное, иначе бы поставил котам плюс. request
                    1. vladcub
                      vladcub 15 сентября 2021 05:53
                      +1
                      Значит я не состою в кошачей мафии
                    2. Пане Коханку
                      Пане Коханку 15 сентября 2021 10:30
                      +2
                      Нет, наверное, иначе бы поставил котам плюс.

                      Предлагаю подарить Святославу кота. yes
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 15 сентября 2021 12:16
                        +1
                        Это как с детьми, лучше заводить самому и своих. drinks
                      2. Пане Коханку
                        Пане Коханку 15 сентября 2021 12:56
                        +1
                        Это как с детьми, лучше заводить самому и своих.

                        Соглашусь... what
      3. parusnik
        parusnik 13 сентября 2021 20:25
        +4
        О не плохая охота, но горькухи вижу есть в пакете или ошибаюсь?Вяленькие, тут Жубера,Наполеон заказал...от чистки грибов наверное пошло. smile
        1. Пане Коханку
          Пане Коханку 14 сентября 2021 12:39
          +3
          О не плохая охота, но горькухи вижу есть в пакете или ошибаюсь?

          Нет, Алексей Анатольевич - это не горькухи, а лисички! drinks совсем чуть-чуть.
          1. parusnik
            parusnik 14 сентября 2021 17:00
            +2
            Лисички,узнал,под ними показалось.. smile
      4. неглавный
        неглавный 13 сентября 2021 23:40
        +3
        Честно говоря фото у меня нет! Если поверите на слово, то раза в четыре больше! И 60 % белые, остальные подосиновики(красноголовики) И всё это за 40 минут! Уже чищенных получилось более 10 литров! Если, что, то я в Карелии. В этом году белых ... тьма! Жаль, что я это пропустил, ковид..., хоть концовку успел застать!
        1. Пане Коханку
          Пане Коханку 14 сентября 2021 12:41
          +4
          Честно говоря фото у меня нет! Если поверите на слово, то раза в четыре больше! И 60 % белые, остальные подосиновики(красноголовики) И всё это за 40 минут! Уже чищенных получилось более 10 литров! Если, что, то я в Карелии. В этом году белых ... тьма! Жаль, что я это пропустил, ковид..., хоть концовку успел застать!

          Андрей, приветствую! Это набрал за час с небольшим в Киришах. Большинство - подосиновики. Единственно - шляпки пришлось половину повыкидывать... recourse Ну и ладно, мне и этого хватит! yes Авось, на выходных драники сготовлю с грибами в прикуску. drinks
    3. vladcub
      vladcub 13 сентября 2021 16:15
      +3
      *хотя интрига был знатный "как говорится :" и на старуху бывает проруха"
  2. parusnik
    parusnik 13 сентября 2021 07:49
    +9
    А Сийес, действительно жил и довольно ловко.Клуб фельянов объединял либеральных монархистов.Фельяны были фактически правящей партией в Конституционной ассамблее, присутствовали в сменившем её Законодательном собрании. После свержения монархии часть фельянов влилась в лагерь роялистов. А что Сийес? Ушел на "Равнину",хотя "болото" более точное определение, его никто не трогал,"болото" булькало,но "гадов" там водилось достаточно."Равнина" попросту уклонялось от определения своей политической позиции.Сийес выжил и после восстановления монархии, отделался легким испугом, его изгнали из Фрвнции,как голосовавшего за казнь короля,Сийес, поселился в Брюсселе (удобное географическое место),жил там долго и счастливо и вернулся в Париж лишь после Июльской революции 1830 года. Он закончил свои дни при июльской монархии , почитаемый как мудрый старик, но в полном уединении.
    1. vladcub
      vladcub 13 сентября 2021 10:17
      +6
      "отделался лёгким испугом" Лёш, привет.
      Я как-то задумался :режим Людовика 18 был чистой пародией. Он опоздал эдак лет на100. Где - то лет 100 назад, ещё до Ришелье, он мог ещё, что-то, а потом. Старшие Валуа обмельчали. Людовик 16 тот хоть механик был хороший.
      Каково был роялистам убежденным роялистам, которые уцелели во Франции, видеть своего обожаемого монарха-тряпку. Он даже не смог обойтись без "вчерашних" бонопаитистов.
      Кажется, у Игнатьева читал, что потомки наполеоновской аристократии выделяются среди старой аристократии
      1. parusnik
        parusnik 13 сентября 2021 10:39
        +7
        hi Приветствую
        не смог обойтись без "вчерашних" бонапартистов
        .Они нужны ему были для консолидации общества.Поступил так же как и Наполеон, который провозгласив себя императором, стал привлекать аристократию.
        1. vladcub
          vladcub 13 сентября 2021 13:51
          +4
          Скорее ему " порекомендовали" союзники.
          Есть же информация, что Александр 1 допускал мысль,чтоб сохранить империю.
          Людовик 18 хуже нашего Николая "подкаблучника".
          С точки зрения здравого смысла. Людовик 18 нужно было "освободить сцену" ещё после "ста дней"
    2. vladcub
      vladcub 13 сентября 2021 16:24
      +2
      "гадов" там водилось достаточно " и он на их фоне не очень выделялся
  3. Ольгович
    Ольгович 13 сентября 2021 08:14
    -5
    французская Итальянская армия (командование над которой принял уже Бартолеме Шерер) в Лигурии близ Лоано разгромила объединенные войска Австрии и Сардинского королевства.
    Революционная "свобододюбивая" Франция была обыкновенным оккупантом и захватчиком, устанавливающим свои марионеточные режимы и правителей.
    1. vladcub
      vladcub 13 сентября 2021 09:45
      +7
      "свои марионеточные режимы" вообще-то республиканская Франция не первая придумала ставить марионеточные режимы.
      Надеюсь, выражение :"казанская сирота" и его историю Вы знаете? Это к тому, что мариореток все устанавливали
      1. Ольгович
        Ольгович 13 сентября 2021 10:22
        -2
        Цитата: vladcub
        республиканская Франция не первая придумала ставить марионеточные режимы.
        Надеюсь, выражение :"казанская сирота" и его историю Вы знаете? Это к тому, что мариореток все устанавливали

        так я об этом и сказал: "свободолюбивая" , якобы, Франция, несущая "свободы" себе и другим народам, оказалась, на поверку, не только не лучше тех, с кем боролась, но и на порядок более жесткой.

        И, соотвественно, правильно ее давили
        1. Хибинский Пластун
          Хибинский Пластун 13 сентября 2021 13:43
          +1
          Согласен с вами. Тот же Бонапарт. В Итальянском походе грабил всех в подряд. Для него не существовало нейтральных, контрибуциями обкладывал всех без разбора. О чем бонапартофилы стыдливо обходят стороной.
          К стати будет помянуто, как была разграблена Москва и её монастыри этими бонапартограбителями.
          Еслиб Россия ответила той же монетой в 1814 или 1815 представляю, как визжала бы сейчас наша "прогрессивная" писательская братия! Ну, а так, ну пограбили Москву, пограбили монастыри-ну, что такого?
          1. parusnik
            parusnik 13 сентября 2021 17:57
            +4
            О чем бонапартофилы стыдливо обходят стороной.
            Вы имеете в виду академика Тарле? smile Так он в своей работе "Наполеон" прямо об этом пишет и не скрывает. smile
      2. ВлР
        13 сентября 2021 10:29
        +7
        Политика - она такая: или ты ставишь нужный тебе марионеточный режим в значимых для твоего государства странах, либо - кто-то другой ставит там марионеточный режим, но уже "ненужный" тебе. Как на Украине, например.
    2. Astra wild2
      Astra wild2 13 сентября 2021 12:14
      +4
      Коллега,Андрей."Ольгович". Кто для Вас Наполеон:"узурпатор",чистолюбивый авантюрист или император Наполеон 1?
      "Король Неопалитанский","герцег Риволли"и прочие клоуны самые настоящие марионетки.
      Республиканская армия Франции ,шла с лузунгами:"Свобода, Равенство". Эти лозунги больше нравились молодым пьемонтцам чем их"законный"король
      1. Кронос
        Кронос 13 сентября 2021 13:38
        +4
        Он же против России воевал, а значит узурпатор для ужаленного монархиста Ольговича.
        1. vladcub
          vladcub 13 сентября 2021 14:36
          +3
          Тогда скорее :"упертый националист".
          Как я помню, Наполеона считали узурпатором ВСЕ сторонники монархии и во Франции и в Европе
          1. parusnik
            parusnik 13 сентября 2021 18:00
            +2
            Как я помню,
            Слава, скажи честно , сколько тебе лет? Неужели, тебе стало доступно "средство Макропулоса" laughing
            1. vladcub
              vladcub 14 сентября 2021 05:22
              +3
              Естественно. А ты как думал?
              1. parusnik
                parusnik 14 сентября 2021 05:44
                +2
                Понял, вычеркиваю laughing
      2. Ольгович
        Ольгович 13 сентября 2021 14:47
        -4
        Цитата: Astra wild2
        Наполеон:"узурпатор",чистолюбивый авантюрист или император Наполеон 1?

        человек, утопивший в крови и оккупировавший всю Европу.
        Цитата: Astra wild2
        Республиканская армия Франции ,шла с лузунгами:"Свобода, Равенство".

        У гитлеровцев тоже на бляхах было "С нами Бог!"
        Цитата: Astra wild2
        Эти лозунги больше нравились молодым пьемонтцам чем их"законный"король

        исчез наполеон-исчезли и его ставленники.
        1. Astra wild2
          Astra wild2 13 сентября 2021 15:19
          +2
          В Италии тоже,впоследствии,исчезли"законные "короли Неаполя, Пьемонта и остался Виктор Эмануил. По моему он разогнал всех"законных "правителей. В таком случае и он узурпатор?
          1. Ольгович
            Ольгович 13 сентября 2021 16:15
            -1
            Цитата: Astra wild2
            В Италии тоже,впоследствии,исчезли"законные "короли Неаполя, Пьемонта и остался Виктор Эмануил. По моему он разогнал всех"законных "правителей.

            это уже их, итальянцев, внутреннее дело
  4. vladcub
    vladcub 13 сентября 2021 09:04
    +7
    Валерий, спасибо за Жубера. Я о нем почти ничего не знаю.
    Сразу хотел сказать :"ничего не знаю", а потом вспомнил : он воевал против Суворова. Кажется, у Дюма читал, что у него был девиз:"вперёд и только вперёд".
    1. ВлР
      13 сентября 2021 09:17
      +10
      Да, в следующей статье будет рассказ о битве при Нови - против Суворова, которую со стороны французов начинал Жубер, а закончивал Моро.
      1. vladcub
        vladcub 13 сентября 2021 09:37
        +5
        Уже в ожидании.
        1. СЕРЖ ант
          СЕРЖ ант 13 сентября 2021 11:01
          +5
          у него был девиз:"вперёд и только вперёд".
          Нет,при каких обстоятельствах были произнесены (впрочем,некоторые историки сомневаются в этом как часто бывает по отношению крылатых фраз и выражений) эти слова Валерий в следующей статье расскажет,в которую я опять чуть впереди паровоза не въехал.Хотя вполне мог быть такой девиз - личной храбрости и отваги парню не занимать было.Наполеон зря не сказал бы :«…неустрашимый Жубер по храбрости настоящий гренадер, а по своему знанию дела и военным способностям — отличный генерал».
          1. ВлР
            13 сентября 2021 11:07
            +6
            Да, обязательно расскажу про эту фразу и "обстоятельства" smile
            1. СЕРЖ ант
              СЕРЖ ант 13 сентября 2021 11:35
              +5
              Не сомневаюсь и заранее благодарю - интересное время и не менее интересные личности!Я тут подумал,что может Наполеон своими успехами во многом и обязан тому,что ставил на высокие посты таких,как Жубер - молодых и отчаянно храбрых..Во многом благодаря им и пришла слава военная французской армии."Птенцы гнезда Наполеона" - по аналогии с нашим Петром..
              1. Astra wild2
                Astra wild2 13 сентября 2021 12:29
                +7
                Коллега СЕРЖант,а Вы правы: Мюрат, Ней, Лан, Дау их звезда вспыхнула при Наполеона и погасла без него.
                Хотя, Лан ,кажется, погиб до"реставрации". Не уверена.
                1. Даниил Коноваленко
                  Даниил Коноваленко 13 сентября 2021 12:53
                  +5
                  Ланн тяжело ранен и затем умер в сражении при Эсслинге 22 мая 1809 года .…император держал его на руках когда ему ядром раздробило обе ноги, и во второй и последний раз в своей жизни Наполеон плакал.(с) Е. В. Тарле "Наполеон"
                  1. Пане Коханку
                    Пане Коханку 13 сентября 2021 13:12
                    +4
                    и во второй и последний раз в своей жизни Наполеон плакал

                    Даниил, ЕМНИП, первый раз он плакал, когда убило Дезе при Маренго? hi
                    Ланн тяжело ранен и затем умер в сражении

                    Его внук, маркиз Монтебелло, был тем самым послом Франции в России, который закупил множество роз по случаю коронации Николая II. Тогда же произошла Ходынская катастрофа. Царю ставили в вину, что, мол, он, после всего случившегося, поехал к искомому послу на бал...
                  2. Astra wild2
                    Astra wild2 13 сентября 2021 15:12
                    +2
                    Значит я не ошиблась,что он умер раньше
  5. Ulrih
    Ulrih 13 сентября 2021 09:25
    +5
    "Исследователи полагают, что уже в начале лета 1799 года был составлен план государственного переворота, воспользоваться которым довелось, увы, не Жуберу, а Бонапарту. Который потом бесцеремонно оттеснил в сторону самого Сийеса. А ведь и для Франции, и для Европы было бы, пожалуй, лучше, если бы к власти в Париже пришёл тогда не гениальный честолюбец Наполеон Бонапарт, а пусть и способный, но обычный человек – которому хватило бы одной, пусть изрядно округлившейся, Франции. " - и опять, какие именно исследователи? И от куда автору знать что было бы лучше для Франции? Особенно если учитывать то что инициаторам войн совсем не Франция была и в 1800 и в 1805 итд.
    1. Хибинский Пластун
      Хибинский Пластун 13 сентября 2021 13:53
      +2
      Да, что вы, а Булонский лагерь был создан для потешных маневров? А лишение независимости-Венецианской республики(не монархии) Голландии, Швейцарии этак брызги. А Наполеон так хотел чужого добра так хотел.. тьфу тобиш мира..
      1. Ulrih
        Ulrih 13 сентября 2021 14:13
        +2
        Хмм, а это тут причем? Я разве написал что Наполеон был святой или еще что? Нет. Я написал что автору статьи не может быть известно что было бы лучше для Франции. И учитывая то, что Европейские монархии создавали коалиций против Франции а потом против Наполеона, то утверждение что Жюбер смог бы довольствоватся Францией очень сомнительное, так как ему скорее всего не дали бы ей довольствоватся.
        1. Хибинский Пластун
          Хибинский Пластун 13 сентября 2021 14:43
          +1
          Ну вообще то революционная Франция открыто провозгласила свержение королевских династий Европы. И действовала в этом направлении. Нападала даже на нейтральные страны. Тот же Египетский поход, явно не стремление к миру. Османская империя вообще была до того чуть ли не союзницей Франции. А при захвате Ионических островов, русского консула посадили в крепость. А Россия тоже не воевала с Францией. И тоже явная провокация.
  6. север 2
    север 2 13 сентября 2021 11:20
    0
    Наполеоновская армия была разбита в Италии при Треббии в июне 1799 года , а армия Жубера в Тироли была разбита и погиб сам Жубер в августе 1799 года . Политическая ситуация между этими
    периодами во Франции стала такова , что поползли слухи , что Жубер погиб не от вражеской пули...
    Ведь душа заговора против Директория Съейес рассматривал Жубера в качестве потенциального
    военного диктатора Франции . То есть , Жубер был основным конкурентом Наполеону . А то , что
    останки Жубера Наполеон с почестями захоронил , так это не впервые в истории ,кто плачет над
    могилой им уничтоженного своего конкурента . В Тулоне и сейчас есть форт имени Жубера , где Наполеон захоронил останки своего конкурента...
    1. Даниил Коноваленко
      Даниил Коноваленко 13 сентября 2021 13:09
      +2
      То есть , Жубер был основным конкурентом Наполеону .
      ..Наполеон ,на тот момент в списках заговорщиков не значился.
      Наполеоновская армия была разбита в Италии при Треббии в июне 1799 года
      Французкой армией в сражении при Треббии командовал Макдональд.
    2. vladcub
      vladcub 13 сентября 2021 14:59
      +1
      "Жубер погиб не от вражеской пули" точно так же как и Щерс.
      Впрочем подождём Валерия
      1. Даниил Коноваленко
        Даниил Коноваленко 13 сентября 2021 16:28
        +3
        "Жубер погиб не от вражеской пули"
        От вражеской, от вражеской. Французский историк А.Вандаль пишет так:"Глухо циркулировал слух, будто Жубер, сраженный в самом начале боя, был ранен вовсе не вражеской пулей, но кем-то из предателей-якобинцев, прокравшихся в ряды армии или в обоз; что это гнусная фракция, искавшая в каждом народном бедствии удовлетворения своим зверским аппетитам и мести за свои обиды, недавно только пытавшаяся среди Марсова Поля умертвить двух членов Директории, подло преследовала по пятам молодого генерала с целью убить в лице его надежду всех честных людей во Франции». Можно ли было этому верить? Многие думали, что это было убийство. Перед отъездом в армию Жубер получил довольно безграмотное письмо, в котором его земляк настоятельно просил свидания. Жубер, по-видимому, не соглашался. Возможно, его хотели предупредить об опасности и посоветовать быть настороже. Как бы то ни было, правительство, объявив в стране траур, оказало памяти Жубера необычайные почести.Наполеон в это время сражался в Египте, ему было не до интриг. Сийес готовил переворот.Наполеон, узнал о планах Сийеса, когда прибыл во Францию из Египта. И еще момент, когда готовилась экспедиция в Египет, Бонапарт о заговоре не знал,заговор был в зародыше. И даже если Жубер был жив,и Наполеон произвел переворот, Жубер ,оказался бы на стороне Наполеона,а вот вот генерал Гош навряд ли,он был популярнее Жубера,кроме того в начале сентября 1797 года Гош послал войска в Париж для помощи Директории в осуществлении антироялистского переворота,утвердив у власти Директорию, но скончался, одни историки пишут от пневмонии,некоторые предполагают, что был отравлен.И произошло это в том же1797 году.Всего 29 лет было.
        1. vladcub
          vladcub 14 сентября 2021 05:32
          +2
          Данил, Вы обогнали Валерия
    3. parusnik
      parusnik 13 сентября 2021 18:51
      +4
      Наполеоновская армия была разбита в Италии при Треббии в июне 1799 года
      В это время армия которой командовал Наполеон, находилась в Египте.Как он мог оказаться в двух местах в одно и тоже время? laughing Может под "наполеоновская армия", вы имеете ввиду войска Директории? smile Не надо тут РенТВ с севером-2 устраивать. Жубер,находился под командованием Наполеона, во время Итальянской компании и ни как не мог составить ему конкуренцию.Наполеон считал Жубера одним из лучших генералов Республики, которому несколько недоставало только опыта, чтобы стать выдающимся полководцем.Выбор Сийеса пал на Жубера, только потому что у Жубера были разногласия с Директорией, когда он находился в Италии, он резко выступал против грабежа страны,который устроили чиновники Директории.За что и был отозван,это было в начале 1799 года.Жубер подал в отставку.Но Директория весной 1799 года вновь призвала Жубера на службу, вверив ему командование 17-й дивизией, составлявшей парижский гарнизон.Поэтому Сийес и стал обрабатывать Жубера. А Наполеон воевал в Египте.Ну и последнее,Жубер , после своей смерти, был похоронен в Париже, когда Наполеон, стал первым консулом, он не забыл своего боевого соратника по Итальянскому походу. По его распоряжению с целью увековечить память о Жубере его останки были перевезены в Тулон и перезахоронены в форту Ламальго, переименованным в "форт генерала Жубера".Впоследствии Жуберу был воздвигнут памятник в городе Бурк-ан-Брес -главный город его родного департамента, а его статуя украсила парадную лестницу сената Франции. И потом, да ходили слухи о его убийстве, но считали , что это дело рук якобинцев.
      1. север 2
        север 2 13 сентября 2021 19:15
        -1
        Цитата: parusnik
        Наполеоновская армия была разбита в Италии при Треббии в июне 1799 года
        В это время армия которой командовал Наполеон, находилась в Египте.Как он мог оказаться в двух местах в одно и тоже время? laughing Может под "наполеоновская армия", вы имеете ввиду войска Директории? smile Не надо тут РенТВ с севером-2 устраивать. Жубер,находился под командованием Наполеона, во время Итальянской компании и ни как не мог составить ему конкуренцию.Наполеон считал Жубера одним из лучших генералов Республики, которому несколько недоставало только опыта, чтобы стать выдающимся полководцем.Выбор Сийеса пал на Жубера, только потому что у Жубера были разногласия с Директорией, когда он находился в Италии, он резко выступал против грабежа страны,который устроили чиновники Директории.За что и был отозван,это было в начале 1799 года.Жубер подал в отставку.Но Директория весной 1799 года вновь призвала Жубера на службу, вверив ему командование 17-й дивизией, составлявшей парижский гарнизон.Поэтому Сийес и стал обрабатывать Жубера. А Наполеон воевал в Египте.Ну и последнее,Жубер , после своей смерти, был похоронен в Париже, когда Наполеон, стал первым консулом, он не забыл своего боевого соратника по Итальянскому походу. По его распоряжению с целью увековечить память о Жубере его останки были перевезены в Тулон и перезахоронены в форту Ламальго, переименованным в "форт генерала Жубера".Впоследствии Жуберу был воздвигнут памятник в городе Бурк-ан-Брес -главный город его родного департамента, а его статуя украсила парадную лестницу сената Франции. И потом, да ходили слухи о его убийстве, но считали , что это дело рук якобинцев.

        Битва при Треббии - это битва между французской Наполеоновской армией и русско-австрийскими войсками . Я ведь не написал , что битве при Треббии французской Наполеоновской армией руководил Наполеон . В чем же дело. Так же я не написал , что Наполеон останки Жубера в Тулоне похоронил сразу после гибели Жубера . В чём же дело и причём здесь РенТВ ?
        1. parusnik
          parusnik 13 сентября 2021 20:18
          +5
          Вы можете объяснить почему армию Директории вы называете наполеоновской, Наполеон в это время даже еще не консул?
          А то , что останки Жубера Наполеон с почестями захоронил , так это не впервые в истории ,кто плачет над могилой им уничтоженного своего конкурента .
          Ключевая слово захоронил, а не перезахоронил.РенТВ?
          кто плачет над могилой им уничтоженного своего конкурента .
          Вы что реально считаете, что убийство Жубера организовал Наполеон?
          То есть , Жубер был основным конкурентом Наполеону .
          С чего вы взяли что Жубер был конкурентом Наполеону? Когда созревал заговор, Наполеон был в Египте.Он о нем узнал, по возвращении из Египта.Еще раз, Жубер служил под началом Наполеона, о какой конкуренции может идти речь?После Итальянской компании,Жубер пошел на повышение и дороги их разошлись.Конкурентом по славе был генерал Моро, который во время Итальянской компании Наполеона, командовал Рейнской армией и одерживал блестящие победы в Германии. По смыслу вашего комментария получается, что Наполеон считал Жубера конкурентом на консульство и организовал его убийство.
  7. Даниил Коноваленко
    Даниил Коноваленко 13 сентября 2021 12:55
    +4
    А ведь и для Франции, и для Европы было бы, пожалуй, лучше, если бы к власти в Париже пришёл тогда не гениальный честолюбец Наполеон Бонапарт, а пусть и способный, но обычный человек – которому хватило бы одной, пусть изрядно округлившейся, Франции.
    Это уже альтернатива... smile
  8. Astra wild2
    Astra wild2 13 сентября 2021 14:26
    +1
    Коллеги, я особо не интересовалась Бонопартом и его генералами,но имена :Жубер, Пешегрю как- то забылись.
    Часто встречаю :"Триумфальная арка" и прч. Надо будет прочесть о ней.
    Кажется, там увековечены имена всех наполеоновских генералов?
    А до .Бонопарта кто у них увековечен: Ришелье, Генрих Наваррский и все?
    1. Даниил Коноваленко
      Даниил Коноваленко 13 сентября 2021 14:37
      +4
      На стенах Триумфальной арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армиями, а также имена 660 французских военачальников.Еще увековечена память маршала Вобана.В честь Вобана его родная деревня, прежде называвшаяся Сен-Леже-де-Фушре , в 1867 году указом Наполеона III была переименована в Сен-Леже-Вобан. Вобану посвящён ряд музеев:
      Музей Вобана (дом Вобана) на родине маршала, в деревне Сен-Леже-Вобан;
      Музей Вобана в Нёф-Бризахе.
      Возведено несколько памятников Вобану:
      В городе Авалоне, на площади, носящей имя Вобана, работы Бартольди (1873 год);
      Рядом с музеем Вобана в Сен-Леже-Вобан, работы Анатоля Гийо (1905 год);
      Статуя Вобана в сквере рядом с Домом инвалидов в Париже;
      В городе Безансоне, работы Пьера Дюка (2007 год).
      1. Astra wild2
        Astra wild2 13 сентября 2021 15:09
        +3
        Значит у них увековечены:Жанна д,Арк,Решелье,Генрих Наваррский и Вобан?
        А если не военных, государственных деятелей до 1791,кого-то увековечили?
        1. Даниил Коноваленко
          Даниил Коноваленко 13 сентября 2021 15:49
          +3
          Памятники Карлу Великому,Монтеню,Этьену Марселю..Монтень , конечно больше философ,но в период религиозных войн, пытался примирить стороны.Католики ,заключали в Бастилию,Генрих Наваррский предлагал быть ему советником , получил отказ.Э.Марсель, проявил себя в столетней войне, за что и удостоился памятника.
  9. Astra wild2
    Astra wild2 13 сентября 2021 15:04
    +2
    Цитата: Кронос
    Он же против России воевал, а значит узурпатор для ужаленного монархиста Ольговича.

    Я отлично помню,что Наполеон воевал против России,но я считаю,что он император
  10. vet
    vet 15 сентября 2021 08:13
    +2
    Хорошая статья по интересной теме