Из Лондона в Нью-Йорк за полтора часа: австралийские химики разработали катализатор для гиперзвукового авиадвигателя

17

Перевозить пассажиров со скоростью сверхзвука пробовали еще в ХХ веке – на самолетах типа «Конкорд». В СССР - на Ту-144. Судьба проектов известна. Судя по новостям, нынешний прогресс дозрел до реанимации идеи сверхскоростных пассажирских перелетов. Только теперь ученые намерены продвинуться дальше, пытаясь создать работоспособную схему для многоместного гражданского транспорта, способного преодолевать гиперзвуковой порог.

Одно из известных явлений в физике, с которым сталкивается любой специалист по аэродинамике – перегрев вещества на сверхвысоких скоростях. Подбором нужного сочетания материалов и поиском доступных технологий, позволяющих решить эту проблему в сфере гражданской авиации, занимаются давно. И вот в Австралии накануне сообщили о результатах проверки очередного варианта. Это некий особый сплав металлов с покрытием из цеолита, в определенной фазе исполняющий функцию катализатора необходимых реакций в силовой установке.



Работы проводились учеными Королевского технологического института в Мельбурне (RMIT University, Melbourne). При изготовлении состава применили новейшие технологии: напечатали «подопытный» материал на 3D-принтере. По итогам экспериментов сделали вывод: заданные характеристики катализатора работают, сплав выдерживает температурный режим, соответствующий степени нагрева на скоростях от пяти Махов и выше, а конкретно – на скорости от 6 100 км/ч


Журналисты успели подсчитать, что эти параметры близки к гиперзвуковым, и при подобных скоростях расстояние от Нью-Йорка до Лондона можно будет преодолеть за каких-то полтора часа. По более осторожным прогнозам, время коммерческого пассажирского перелёта может сократиться примерно до трёх-четырёх часов.

О каком-либо сенсационном прорыве в RMIT University не рассуждают, отметив лишь первые удачные шаги в открытом направлении. Каких успехов австралийские химики намерены добиться в дальнейшем, и помогут ли чудо-катализаторы на практике уверенно преодолевать гиперзвук? Вопрос открытый. Хотя перспективы многообещающие – и не только в сфере авиастроения.
  • Николай Стальнов
  • Официальный сайт Мельбурнского Королевского технологического университета rmit.edu.au
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 сентября 2021 14:18
    Так катализатор или покрытие?
    1. +7
      10 сентября 2021 14:31
      Собственно и Конкорд летел с Лондона в Нью-Йорк менее трех часов. Назад в будущее?
    2. +3
      10 сентября 2021 14:31
      Цитата: knn54
      Так катализатор или покрытие?

      Чтобы это не было, но первыми, кто будет пробовать этот "продукт" на зуб, однозначно будут военные, а уж потом и может быть гражданские.
  2. +24
    10 сентября 2021 14:18
    Оказывается, "британские учёные" - это заразно.
    Так это катализатор, позволяющий создать двигатель, тянущий гиперзвук?
    Или конструкционный материал, из которого будут делать самолёт, не разрушающийся на гиперзвуке?
    Журналисты успели подсчитать

    Я плакалъ
    1. +6
      10 сентября 2021 16:01
      Цитата: alch3mist
      Так это катализатор, позволяющий создать двигатель, тянущий гиперзвук?
      Или конструкционный материал, из которого будут делать самолёт, не разрушающийся на гиперзвуке?

      Вот, видимо, оригинал новости (https://www.rmit.edu.au/news/media-releases-and-expert-comments/2021/sep/3d-printed-catalysts-hypersonic):
      “Fuels that can absorb heat while powering an aircraft are a key focus for scientists, but this idea relies on heat-consuming chemical reactions that need highly efficient catalysts,”
      -----
      Разновидности топлива, которые могут приводить в движение летательный аппарат и при этом поглощать тепло, являются ключевым объектом внимания ученых, однако этот подход основывается на эндотермических (букв. - поглощающих тепло) химических реакциях, для которых нужны высокоэффективные катализаторы

      Речь идет об использовании топлива для охлаждения корпуса ЛА при гиперзвуковом полете, а описанный в заметке катализатор должен способствовать эффективному протеканию данного процесса.
      1. 0
        10 сентября 2021 20:49
        Цитата: Kalmar
        Речь идет об использовании топлива для охлаждения корпуса ЛА при гиперзвуковом полете, а описанный в заметке катализатор должен способствовать эффективному протеканию данного процесса

        Спасибо за перевод и ссылку. Я даже предположу, как вариант, что это катализатор может быть задействован в реализации схемы гиперзвукового ЛА "Аякс" концерна "Ленинец", который одно время планировал реализовать схему "внешнего горения", как они его называли.
        Там по трубкам, которые формируют поверхность ГЛА, течет углеводородная жидкость, например керосин, который под воздействием высокой температуры и катализатора разлагается на компоненты, одним из которых является водород. Водород поступает в камеру сгорания - далее как обычно.Примерно так. recourse
        Ну, если это так, то австралийцы копают в правильном направлении.
        Надо отметить, что в Австралии учеными в универах работают только иностранцы, как правило из КНР и Вост. Европы, такая работа считается малопристижной и местные не идут. Местные парни реальные: или овец разводят или идут в горнодобывающуб индустрию.
      2. -1
        10 сентября 2021 23:23
        Цитата: Kalmar
        Речь идет об использовании топлива для охлаждения корпуса ЛА при гиперзвуковом полете, а описанный в заметке катализатор должен способствовать эффективному протеканию данного процесса.

        хороший заход.... но ошибочный (частично), австралийский английский он такой
        катализатор
        - вещество, изменяющее скорость химической реакции
        /Толковый словарь Ожегова./
        Цитата: Kalmar
        охлаждения корпуса ЛА при гиперзвуковом полете

        не является химической реакцией
        Химическая реакция – это процесс, с помощью которого связи в атомах веществ перестраиваются для генерации новых веществ

        по Ефремову, в переносном смысле К- это "Факт, явление и т.п., способствующие развитию чего-л."
        1:1.
        Но мне неизвестен другие " катализаторы теплообмена", акромя : теплообменника радиатора, ну и скорости внешнего охладителя с его теплоёмкостью
        "катализатора теплородистости теплорода" как бы не существует
        Автор конечно написал (перевел статью так себе, в гугле видать) .. но не понял о чем она
        может мне разжевать? тема моя.... но это " статья" hi
        Цитата: alch3mist
        Оказывается, "британские учёные" - это заразно.
        Так это катализатор, позволяющий создать двигатель, тянущий гиперзвук?

        не смешно. и даже обидно... 20 + за спам
        1. +1
          13 сентября 2021 09:09
          Цитата: ja-ja-vw
          Но мне неизвестен другие " катализаторы теплообмена", акромя : теплообменника радиатора, ну и скорости внешнего охладителя с его теплоёмкостью
          "катализатора теплородистости теплорода" как бы не существует

          Насколько я понял статью, там речь не о простом теплообмене, а именно о неких химических реакциях. "Варят" топливо прямо в полете, если можно так выразиться. Есть ли что-то такое на практике (и возможно ли) - тут не могу сказать, не разбираюсь. Как говорится, за что купил, за то и продаю ))
          1. +1
            15 сентября 2021 18:13
            Цитата: Kalmar
            "Варят" топливо прямо в полете, если можно так выразиться.

            good
  3. +4
    10 сентября 2021 14:29
    О каком-либо сенсационном прорыве в RMIT University не рассуждают

    Судя по всему, молодые австралийские ученые грамотно отпиарили свою разработку катализаторов.
    Молодцы. Термин гипрзвук дает максимально глубокое проникновение в массы, надо эти пользоваться. Можно было вместо гиперзвука упомянуть истребитель 6-го поколения или гиперлуп.
    А имеет ли эта разработка хоть какое-то отношение к гиперзвуку или гиперлупу это вопрос второстепенный fellow
  4. +6
    10 сентября 2021 14:40
    Журналисты успели подсчитать, что эти параметры близки к гиперзвуковым, и при подобных скоростях расстояние от Нью-Йорка до Лондона можно будет преодолеть за каких-то полтора часа.

    Слепой сидит с табличкой "ПОМОГИТЕ СЛЕПОМУ", но почти никто не подает.
    Один из прохожих говорит:
    - У тебя неправильная табличка. Напиши другой текст, будут подавать.
    - Нет, это не годится. Я не могу врать.
    - А не надо врать. Послушай меня, опытного журналиста. Дай, я тебе напишу текст.
    Написал. После этого деньги посыпались дождем.
    Слепой никак не мог дождаться, чтобы узнать, что у него написано.
    Наконец, один из прохожих ему прочел:
    "СКОРО ВЕСНА. НО Я ЕЕ НЕ УВИЖУ."
  5. +1
    10 сентября 2021 14:51
    Там без всяких катализаторов вылезают такие сложности прочностных и тепловых перегрузок, что для большой конструкции будет как "камень преткновения".
    Вот и пусть их попробуют решить.
  6. +1
    10 сентября 2021 15:29
    Только теперь ученые намерены продвинуться дальше, пытаясь создать работоспособную схему для многоместного гражданского транспорта, способного преодолевать гиперзвуковой порог..

    В гражданской авиации отказались от сверхзвука. Уже были такие самолёты - Ту-144 и "Конкорд". Не смотря на это, "мечтатели" решили перейти сразу, аж на "гиперзвук". Ну, ну !
    1. 0
      10 сентября 2021 16:04
      Цитата: askort154
      В гражданской авиации отказались от сверхзвука. Уже были такие самолёты - Ту-144 и "Конкорд". Не смотря на это, "мечтатели" решили перейти сразу, аж на "гиперзвук". Ну, ну !

      "Хочешь миллион - проси десять". Кто знает, возможно, попытки создать пассажирский гиперзвуковой самолет позволят сделать "хотя бы" сверхзвуковой с приемлемой стоимостью эксплуатации )
    2. 0
      10 сентября 2021 16:17
      Ту-144 и "Конкорд". Не смотря на это, "мечтатели" решили перейти сразу, аж на "гиперзвук".
      Там единственный, хоть какой-то шанс для реанимации - сильно повышать высоту полета в значительно более разреженные слои атмосферы. Для снижения тепловых нагрузок. Но вылезут другие проблемы. Типа достаточности кислорода для поддержания горения в двигателе. и еще всякое.
  7. +1
    10 сентября 2021 18:13
    а у нас сегодня кошка родила вчера котят
  8. 0
    11 сентября 2021 05:28
    Каких успехов австралийские химики намерены добиться в дальнейшем, и помогут ли чудо-катализаторы на практике уверенно преодолевать гиперзвук? Вопрос открытый.

    Чудны дела твои, Господи!
    Журналисты успели подсчитать, что эти параметры близки к гиперзвуковым...

    Велики познания ваши, журналисты!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»