Военное обозрение

О сравнении самолётов «разных поколений» эпохи Второй мировой войны

12

Сегодня страны с наиболее мощными и хорошо вооружёнными ВВС пытаются насытить парк этих самых военно-воздушных сил самолётами нового поколения. Пока лишь три страны в мире самостоятельно разработали и начали производство истребителей поколения 5. Это США, Китай и Российская Федерация. При этом десятки китайских J-20 продолжают летать на двигателях российского производства.


Наличие самолётов нового поколения обеспечивает изрядное превосходство в воздухе в случае использования их основных функций. Сегодня по количество истребителей поколения 5 лидируют США, суммарное число F-22 и F-35 у которых исчисляется сотнями.

А как обстояли дела с превосходством более современных истребителей над менее современными в эпоху Второй мировой войны. Хотя официального деления на поколения тогда ещё «юридически» не существовало, но де-факто оно было. Ведь были в годы войны самолёты, которые разрабатывались в середине тридцатых, а были и те, которые создавались уже по ходу войны.

В ролике на канале SkyArtist рассматривается вариант с советскими И-16 и Як-1 против Messerschmitt Bf.109. Так, Як-1 совершил свой первый полёт в 1940 году, а «мессер» тремя годами ранее.

О сравнении самолётов «разных поколений», эксплуатировавшихся в годы войны, рассуждает Борис Юлин:

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. serguei france
    serguei france 12 сентября 2021 23:17
    +1
    Ттоварищ Юлин, я согласен с вашими рассуждениями, но возникает логичный вопрос: как наши летчики на самолетах старого поколения уничтожили до ноября 1941 года такое количество вражеских самолетов, какое имелось у Люфтваффе на 22 июня 1941 года. Кстати, самые большие потери у немцев в авиации были как раз в 1941 году. Покончил жизнь самоубийством в ноябре 1941 Эрнс Удет, видя свои потери и то, что не удалось уничтожить советскую авиацию. То есть, наши летчики даже на устаревших самолетАХ нанесли громадный урон немецкой авиации. Раскройте, пожалуйста, этот аспект.
  2. swzero
    swzero 13 сентября 2021 07:29
    +1
    У як-1 против bf-109f шансов очень мало. Как ни странно у Ишаков последних серий- их больше. Ишак и на вертикали сильнее Яка, и в горизонтали, и в ролле и в динамике(а пушечный ишак еще и в вооружении). Як имел разве что большую максимальную скорость, но например у земли, и с учетом разгонных характеристик разница в реальной скорости была небольшой.Собственно в 42 году летчики требовали восстановить выпуск чаек и ишаков именно по этой причине - на ишаках и чайках у пилотов было больше выжить против фридрихов и густавов, чем на новых гробах вроде як-1 и Лагг-3 и Миг-3, особенно на фоне того что качество сборки у них в 42 году сильно упало и без того не высокие ттх, стали уж совсем печальными . Улучшить ситуацию с матчастью в 41-42 мог бы И-180. Но молодые эффективные менеджеры от авиации перекрыли ему кислород. Так же отмечу что главной проблемой нашей истребительной авиации были все же не ттх, а отсуствие нормальной радиосвязи и нормальной службы ВНОС. Отсутсвие возможности взаимодействовать в бою, наращивать силы, наводить самолеты на цель - это снижает эффективность намного больше чем ттх. В итоге наши мало того что летали на гробах,так еще и численно уступали зачастую в локальном воздушном бою.
    1. Arzt
      Arzt 13 сентября 2021 07:52
      0
      У як-1 против bf-109f шансов очень мало. Как ни странно у Ишаков последних серий- их больше. Ишак и на вертикали сильнее Яка, и в горизонтали, и в ролле и в динамике(а пушечный ишак еще и в вооружении). Як имел разве что большую максимальную скорость, но например у земли, и с учетом разгонных характеристик разница в реальной скорости была небольшой.Собственно в 42 году летчики требовали восстановить выпуск чаек и ишаков именно по этой причине - на ишаках и чайках у пилотов было больше выжить против фридрихов и густавов, чем на новых гробах вроде як-1 и Лагг-3 и Миг-3, особенно на фоне того что качество сборки у них в 42 году сильно упало ниже плинтуса и без того не высокие ттх, стали уж совсем печальными . Улучшить ситуацию с матчастью в 41-42 мог бы И-180. Но молодые эффективные менеджеры от авиации перекрыли ему кислород. Так же отмечу что главной проблемой нашей истребительной авиации были все же не ттх, а отсуствие нормальной радиосвязи и нормальной службы ВНОС. Отсутсвие возможности взаимодействовать в бою, наращивать силы, наводить самолеты на цель - это снижает эффективность намного больше чем ттх. В итоге наши мало того что летали на гробах,так еще и численно уступали зачастую в локальном воздушном бою.

      Ключевой фактор - организация ВВС и тактика.
      Например группу армии "Север" поддерживало 670 самолетов, а в составе СЗФ 1150.
      При двукратном превосходстве вполне можно было нивелировать превосходство в ТТХ.
      1. swzero
        swzero 13 сентября 2021 11:02
        0
        Тактика тупо упирается в радиосвязь нормальную и ВНОС(РЛС в т.ч.). Полеты парами в рассредоточенных порядках без нормальной связи не возможны. Выделение охотников и групп расчистки воздуха - тоже. Вот и летали на патрулирование и непосредственное сопровождение- отдавая инициативу противнику и не имея возможности нарастить силы в бою. Новые тактические приемы Покрышкина стали возможны только благодаря наличию отличных радиостанций на аэрокобрах. Когда там же, на кубани весной 43-го , Савицкий в своем корпусе, летающем на яках пытался их применить - ничего толком не вышло. Т.е. ключевое отчиличе между самолетами 30-х и 40-х не в ЛТТХ, а появлении нормальной связи, а позже и РЛС, которые позволили координально изменить тактику применения. Те же убогие харрикейны, которые имхо по ЛТТХ были намного хуже ишаков, благодаря связи и РЛС, вполне себя показали в битве за британию. У немцев хоть РЛС до 43 года на остфронте и не было, но была очень хорошо развита служба наблюдения и радиоперехвата - на каждую радиостанциюна самолете, приходилось несколько радиостанций на земле. Нам о таком оставалось только мечтать в начале войны из-за отсуствия матчасти- как качество, так и кол-во радиостанция было совершенно недостаточным.
        1. serguei france
          serguei france 13 сентября 2021 13:55
          0
          И у ваших размышлений есть большой резон, тем более что И-16 производился и в 1942 году, а летали они еще дольше. Без связи в той войне уже было сложно воевать-факт неоспоримый.
          1. swzero
            swzero 13 сентября 2021 15:09
            0
            И-16 в 42 году не производился. Эвакуированный завод N458 в начале 42 года собрал в баку 83 штуки УТИ-4. Это были последние серийные И-16. В частях же они вполне себе воевали и в 43 году. Например в 4 Гвиап КБФ. И воевали вполне неплохо. Судя по воспоминаниям Голубева им удалось решить к этому времени проблемы с радиосвязью, что положительно сказалось на эффективности.
            1. serguei france
              serguei france 13 сентября 2021 18:07
              0
              '' И воевали вполне неплохо"'. Насколько эффективно И-16 мог противостоять Эмилю и Фридриху, какое ваше мнение? Я пишу статьи на Дзене об гражданской авиации -интересно было бы написать статью "' Cравнение И-16 с Эмилем и Фридрихом"".
              1. swzero
                swzero 13 сентября 2021 21:30
                0
                ну по воспоминаниям пилотов ишаки поздних типов с эмилями вполне нормально могли бодаться - если и не на равных, то с неплохими шансами на успех. Против Фридриха конечно все намного хуже- только в лоб встречать, подловить на выходе из атаки с набором намного сложнее. Но опять же все зависит от ситуации. Например при сопровождении штурмовиков в 41-43 годах наши истребители(даже новые) максимум что могли сделать это разворачиваться в лоб на атакующий фридрих/густав, либо строить оборонительный круг над илами(если илы тоже в круге). Собственно для этих целей ишак и даже чайка подходили лучше, чем яки и тем более лагги. Во первых звезда защищала пилота в лобовых атаках, во вторых выше маневренность и энерговооруженность- проще парировать атаки противника и возвращаться в строй. В бою между истребителями , опять же не имея возможности эшелонировать боевые порядки и сильно уступая в вертикальном маневре, все сводилось к оборонительному кругу/рою(у немцев встречал такое описание) и всрече атакующих в лоб. Т.е. тут опять ишаки и чайки выглядели как бы и не лучше. А вот что касается перехвата ударных машин -то тут да, например против ю-88 и бф-110, бф-109е(в 41 году уже эмиль использовался в основном как истребитель-бомбардировщик/штурмовик) , у чаек и ишаков иногда были проблемы с тем чтобы догнать - тут новые самолеты имели преимущество. Штуки и Хенкели ишаки вполне догоняли. Можно почитать по теме интервью голодникова в "я дрался на истребителе", мемуары голубева из 4 гвиап и например речкалова(хотя он и на чайке воевал).
                1. swzero
                  swzero 13 сентября 2021 21:53
                  0
                  ну еще у архипенко мемуары есть как он на чайке воевал.
                2. serguei france
                  serguei france 13 сентября 2021 22:02
                  0
                  22 июня: если не считать наши уничтоженные самолеты на аэродромах, то немцы заявляют что сбили в воздушных боях и зенитками 322 наших самолета. "'Однако в условиях хаоса, неразберихи и откровенного головотяпства советские летчики сумели достойно встретить противника. По некоторым данным, в воздушных схватках, развернувшихся от Балтики до Черного моря, они сбили за день 244 вражеских самолета"'. если это правда, то не так и плохо все было.
                  1. swzero
                    swzero 13 сентября 2021 22:43
                    0
                    думаю если бы не выведенные из строя машины на аэродромах(я даже не про утро 22 июня, а про систематические удары немцев в течении всего дня и в последующие дни), то немцы положили бы большую часть своей авиации еще в июне. Но увы - опять в матчасть все упирается- не было у нас зенитных автоматов в нужных количествах для прикрытия аэродромов. Если бы наши аэродромы были прикрыты мза , как немецкие немцы там половину ударников оставили еще 22 июня. Ну и опять же не успели развернуть перед войной нормальную сеть аэродромов(изза недостатка строительной техники и автотранспорта в том числе и отсутствия технологий постройки быстровозводимых аэродромов), из-за чего самолеты даже выводить не куда было из под удара.
                  2. swzero
                    swzero 13 сентября 2021 22:53
                    0
                    По поводу потерь-есть например интересные мемуары В.Дириха из ,KG-51 "Эдельвейс" летавшей на новейших Ju-88. 22 июня его эскадра потеряла 15 полных экипажей в целом ,а например только ее 3 группа - 14 самолетов безвозвратно(сбитые или списанные изза повреждений)- или 50% численности:
                    Вечером, после того как в 20.23 приземлился последний самолет, командир эскадры оберст-лейтенант Шульц-Хейн в своем штабе в замке Полянка, в Кросно, подвел неутешительный итог.

                    Шестнадцать человек из летного персонала (15 полных экипажей) погибли или пропали без вести; в одной только III группе из-за повреждений были непригодны к эксплуатации или разбились и были полностью разрушены 14 самолетов - потери 50 %. В других группах ситуация была немного более утешительная. .
                    К слову официальные немецкие данные потерю такого кол-ва ju88 не признают. Это к слову об достоверности официальных немецких потерь. Но стоит отметить - часть потерь -заслуга собственных новых кассетных осколочных бомб, которые были очень опасны и для немецких же самолетов, но при этом были очень эффективны при ударах по аэродромам