Проблема базирования ВМФ

94
Проблема базирования ВМФ

Начинать надо с точного, а именно с цифр – у современных США 33 базы ВМС. Это базы ВМС, всего баз у США 800. До США морями правила Великобритания, у неё зарубежных баз было мало, территорию вокруг своих баз захватывали и превращали в колонии. А вот колоний было много, где-то треть планеты, и везде, где возможно, базы ВМФ, того самого Royal Navy. Сейчас на путь создания океанского ВМФ стал Китай – 15 зарубежных баз.

Здесь возникает вопрос – а зачем эти самые базы нужны? Настроим ядерных корабликов, ракет поболе, да как... Мнение не ново, начав освоение Дальнего Востока, Русский и Императорский флот потерпел страшное поражение от второклассного в сущности государства. Нет, уголь находили, в мирное время без проблем, в военное – с проблемами, но находили. А вот ремонт, отдых экипажей, да и просто безопасные места, где можно починиться-отдохнуть, да и просто почувствовать себя в безопасности – нет.



Итог – одиссея Второй Тихоокеанской, которая, если бы не доброта французов в виде Носсибейска и Камраня с Ванг-Фонгом, не факт, что и дошла. Дошла, правда, для разгрома, но без поддержки французов и немецких угольщиков и сам-то поход был невозможен, да и освоение Манчжурии в целом. Да и Аляска, которую так любят поминать турбопатриоты – во многом её продали именно из-за недоступности, всё-таки гонять корабли по расстоянию в кругосветку – удовольствие недешёвое, а если вдобавок своих портов по дороге нет... Освоение Дальнего Востока тормозилось тем же – от Одессы и до Владивостока для русского корабля своих портов нет.

Всё это идёт ещё с времён Очакова и покорения Крыма: нет баз – нет и морской торговли, нет торговли – нет океанского флота, ВМФ вырождается в узкий инструмент против конкретных соседей, а уровень политики – в региональный. И в эпоху ракетно-ядерную ничего не поменялось: хочешь контролировать торговые пути и защищать Родину на дальних рубежах – посылай эскадры. А куда посылать? В пустоту? Где кораблям пополнить припасы, а морякам отдохнуть?

Проблему, конечно же, решали, решали с переменным успехом, начиная от Петра Великого, который флот-то и создал и морем болел серьёзно, понимая, что национальное богатство – оно в торговле, а торговля всю историю человечества в основном морская. И как только были решены проблемы со шведами и построен мало-мальски пригодный флот, в 1723 году началась подготовка к экспедиции на Мадагаскар и в Бенгалию. Идея была красивой: взять под покровительство мадагаскарских пиратов, создав промежуточную базу для торговли с Индией. Не вышло, корабли снарядили из рук вон, и они не смогли покинуть даже Балтику:

«Всемилостивейший император, когда б оные фрегаты в Ревеле изготовлены были до обретающихся на них офицеров, не мог бы повердить, что морской человек оные отправлял; из отправления провианта мог он присмотреть, что путь не на месяц или два, и трюм на обоих фрегатах пещаным балластом насыпал... Все легкие припасы положены назади, а тяжелые напереди, для того что фрегат «Амстердам-Галей» передом 8 дюймов грузнее настоящего знака... Большая часть матросов обносилась... ныне хотя в мою бытность денежного жалованья на 8 месяцев выдано, но... на кораблях купить достать нечего, и опасаюсь дабы не приняли за скудостью одежды нужды, от чего яко мухи могут помереть, и сие токмо упоминаю дабы на мне не взыскалось и офицерам в вину не притчено было, ежели за таковым недостатком случай какой позовется и над фрегатами не учинится.»

Следующей попытки пришлось ждать долго – России в эпоху дворцовых переворотов стало не до мирового океана. Вторая серьёзная попытка создать промежуточную базу для флота и колонию связана с известной РАК (русско-американской компанией) и Гавайями. Именно там были созданы три форта и плантации РАК, а царю предложен план оккупации островов. Шансы были, и шансы неплохие, но Петербург идея не заинтересовала. Американцы же в частном порядке разгромили и укрепления, и плантации, выдворив русских с островов. Не взлетело и в 1820 году, когда экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла ряд полинезийских островов, но не имея ни сил, ни инструкций, на них и не подумала закрепиться.

Последней же попыткой в 19 веке стала попытка Миклухо-Маклая в Новой Гвинее, но Морское ведомство сочло район отдалённым, а побережье – бесперспективным для крейсерской войны. Остаётся только гадать – как бы отразилось на судьбе России наличие базы на Гавайях и угольных станций в Полинезии, не думаю, что негативно. Но вышло что вышло, даже средиземноморская Суда, где отстаивались и ремонтировались наши корабли, базой ВМФ не была, а договор о разрешении использования французской Бизерты принёс единственный итог – там сгнил угнанный белогвардейцами Черноморский флот.

А дальше снова наступило безвременье, после Гражданской флота – и торгового, и военного – осталось чуть, а то, что строилось, было в стиле новомодной школы и к походам в океан не годилось. А базы... Надежды на Мировую революцию и Коминтерн казались надёжнее. Иллюзии рухнули в Испанскую войну, когда франкисты, обладая аж двумя вашингтонскими крейсерами, творили с советским торговым флотом что хотели, а послать для охраны оказалось некого. Именно тогда, к 1941 году, снова формулируется понимание важности и нужности зарубежных баз, но понимание теоретическое – дальше была война.

А вот по её итогам… Иосиф Виссарионович, при всех негативах, на ошибках учился крепко, и первые две базы появляются именно при нём – Поркалла и Порт-Артур. Да и корабли начинают строить массово, а появление просоветских режимов и начало деколонизации внушали надежды на будущее. Для большего же в тот момент кораблей попросту не было, да и ресурсов тоже, европейская часть России лежала в руинах.

Вопрос остро встал при Хрущеве, с одной стороны, тот сталинские базы сдал, причём не с самой умной аргументацией:

«Я считал, что не лучший способ завоевания доверия финского народа — держать у них под горлом ножик в виде военной базы… Как же мы можем призывать американцев вывести свои войска с других территорий, если наша база расположена в Финляндии? Она выполняет ту же роль, что и американские базы, к примеру, в Турции.»

С другой же, Хрущев это Влера в Албании, база ПЛ проект 613 в Средиземноморье, это Гвинея, Конакри, это попытка проникновения в Индонезию (Сурабая) и это начало работы в районе Африканского Рога (Сомали, Бербера). Правда, все затеи закончились нехорошо в итоге, но старт созданию сети баз ВМФ за рубежом был дан, а флот начал превращаться в океанский.

При Брежневе тенденция продолжилась, но укорениться всерьёз и надолго не выходило. Приятным исключением стал Камрань, а это ведь не только причалы и склады, это 169 гвардейский смешанный авиаполк (40 самолетов, включая Ту-16 и Ту-95 РЦ), это десантная группа морской пехоты, это госпиталь и ещё много всякого. База позволила плотно взять под контроль этот район Мирового океана, и немало нервов и денег США сожгли для противодействия.

А потом был погром, бросили в период 1991-2001 годы практически всё, и Камрань, и ПМТО, кроме сирийского Тартуса, корабли резали на металл... Сейчас вроде бы как о чём-то таком мысли бродят, благо корабли строятся, но...

Вернуть Камрань не вышло, всё, что позволили вьетнамцы – ПМТО и дозаправку наших воздушных танкеров. С Суданом попытка была хорошей, но... Опять не вышло, противодействие присутствию ВМФ РФ в Мировом океане идёт сильнейшее. Тартус наш, конечно, но это только Средиземноморье. В остальном же – ВМБ России нет ни в Венесуэле, ни на Кубе, нет нашего присутствия в районе Рога и в Индийском океане. В какой-то мере мы вернулись во времена Российской империи, когда при большом числе кораблей мест базирования просто нет, помимо, понятно, тех баз, что на своей территории.

А без этого дальнейшее развитие ВМФ попросту невозможно, впрочем, как и развитие торгового флота и расширение влияния России в мире в целом. И просто хорошее отношение здесь не помощник – этим путём шёл СССР, в итоге наше присутствие в океане зависело от личности правителя государства Третьего мира. Сейчас в той же Венесуэле режим дружественный, а завтра? Сомали тоже позволило, а потом передумало насчёт базы в Бербере, где мы, между прочим, построили глубоководный порт, и ушли. И ведь не только с Сомали. А вот США с Гуантанамо не ушли, и не думают. И может – пора брать пример не только с друзей, но и врагов?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    16 сентября 2021 18:08
    Может - заодно вспомним кто велел уйти из Камрани и Лурдеса? И это - отнюдь не ельцин...
    1. -1
      16 сентября 2021 18:23
      Цитата: paul3390
      Может - заодно вспомним

      что тогда стоял вопрос о существовании страны, а не каких-то базах, содержать которые было не на что.
      1. +8
        16 сентября 2021 18:27
        тогда стоял вопрос о существовании страны, а не каких-то базах

        В 2001?? belay Вообще-то - мотивировалось тем что типа на хрен России зарубежные базы не нужны.. А не отсутствием денег.. what
        1. +6
          16 сентября 2021 20:27
          Цитата: paul3390
          В 2001??

          2000-2001 года. Ни денег ни ресурсов на что-то там не было.
          1. +6
            16 сентября 2021 23:09
            Цитата: Dart2027
            2000-2001 года. Ни денег ни ресурсов на что-то там не было.

            Такое ощущение, что на каждой ветке есть один-два дежурных турбопутриота, именно дежурных, которые нам всем пытаются объяснить , как нам хорошо живётся, про нетаналагавнетику, про великого и всемогущего всехпереигрывающего.
            Вот так читаешь и думаешь,если это делают не за деньги ,то как можно назвать такое состояние? what
            1. +1
              17 сентября 2021 07:13
              Цитата: Стропорез
              Такое ощущение, что на каждой ветке есть один-два дежурных турбопутриота, именно дежурных, которые
              постоянно ноют и исходят злобой при любой положительной новости.
              Вот так читаешь и думаешь,если это делают не за деньги ,то как можно назвать такое состояние?
              1. +5
                17 сентября 2021 08:42
                Цитата: Dart2027
                постоянно ноют и исходят злобой при любой положительной новости.

                А если вы эту положительность из пальца высасываете , а потом носитесь с этим , как с писаной торбой.
                Смешно же! laughing
                1. -4
                  17 сентября 2021 10:12
                  Цитата: Стропорез
                  эту положительность
                  для Вас как нож в сердце. Знаем, знаем.
                  1. +3
                    17 сентября 2021 10:17
                    Цитата: Dart2027
                    для Вас как нож в сердце. Знаем, знаем.

                    Не,не, не, чисто поржать , постебаться по приколу. К этому скакуаскому бреду серьёзно относится нельзя laughing
                    1. -3
                      17 сентября 2021 10:21
                      Цитата: Стропорез
                      Не,не, не, чисто поржать , постебаться по приколу.

                      Когда возразить на факты нечего это только и остается.
                      1. +4
                        17 сентября 2021 10:25
                        Цитата: Dart2027
                        Когда возразить на факты нечего это только и остается.

                        На ваши факты пещерно-дремучие вам вчера Маск возразил, а вы продолжайте скакать в турбопутриотическом угаре вокруг батутов, каботажного флота, сракет разнообразных и главное доказывайте каклапитекам , что чёрное море не они выкопали,а вы. laughing laughing laughing drinks
                      2. -2
                        17 сентября 2021 13:30
                        Цитата: Стропорез
                        На ваши факты пещерно-дремучие вам вчера Маск возразил

                        Что именно?
                        Цитата: Стропорез
                        а вы продолжайте скакать

                        Ну скачки это для любителей устраивать революции.
            2. 0
              17 сентября 2021 19:59
              Так Вам правду говорят.
              Вы не помните, что было в 2000 году?
              Стране было вообще не до Лурдеса и прочего.
              А триста лямов баксов в год, которые стоили содержать базу и людей там - это тогда для РФ были колоссальные бабки.
              Жаль, что ушли. конечно, но я полностью понимаю решение Путина.
              1. +1
                17 сентября 2021 21:19
                Я пока немного помню. Для Воронежа 300 баксов в месяц было очень хорошей зарплатой.
                1. +3
                  17 сентября 2021 21:49
                  вот именно, я помню как в ментуре работал, кефир купить было за счастье.
                  В командировку сгонял - вот было счастье - бабло подвалило.
            3. 0
              8 ноября 2021 14:57
              А у меня ощущение, что слишком много продажных крыс и дураков..
              1. 0
                6 декабря 2021 19:10
                Это не дураки. Это люди которые за очередное светлое будущее, за конфетку Маска опять готовы продать Родину.
          2. 0
            15 декабря 2021 15:50
            Забыли главное упомянуть: деньги. оч. большие деньги для 2001-го, и для вьетов и для русских.
            А именно: $100млн зелени требовали вьеты за Камрань в 1 год, но..., не так НО! Вьетнам был должен России $30 млрд. долл. Одних %% на эти 30 ярдов было больше 100млн.

            А что сделал ПУ? Прально - чтобы понравиться западным хозяевам - закрыл Камрань, ибо типа дорого, и... простил долг вьетов на 30 ярдов - а вдруг спасибо скажут?
            С - стратегия, мать вашу(CR)!
            1. 0
              15 декабря 2021 19:18
              Цитата: Nross
              и... простил долг вьетов на 30 ярдов - а вдруг спасибо скажут?

              А как бы он его получал?Ну не простил бы и что? Вьетнам все равно бы отказал в продлении и все.
        2. +3
          16 сентября 2021 22:33
          России новый западный мир показал безразличие и тупое скептическое отношение. Вера у нас ушла из-за того, что они на все наши старания указывали о нашей недоразвитости, когда их мир прогнулся под тяжестью грехов. Новый западный мир основан на пороках, основанных в отвращении традиционных ценностей и приветствовании греха, что неприемлемо для нас.
        3. +5
          17 сентября 2021 03:49
          Наш новый вождь решил с американцами подружиться. И не сразу понял, что они с ним дружить не хотят, только использовать.
      2. +5
        16 сентября 2021 18:55
        Цитата: Dart2027
        что тогда стоял вопрос о существовании страны, а не каких-то базах, содержать которые было не на что.

        Дротить ( кидать дротик в мишень означает - дротить) не надоело? Вопрос о существовании страны никогда не ставился. Был вопрос о сохранении СССР, который так успешно игнорировал ЕБН. Не таким тяжёлым был кризис, как его расписывают либералы...Они забывают говорить, что это их рук дело - ввергнуть страну в хаос безвластия, когда можно было безнаказанно урвать самые жирные куски...
        1. +6
          16 сентября 2021 20:28
          Цитата: ROSS 42
          Не таким тяжёлым был кризис, как его расписывают либералы...

          Они его как раз и не расписывают.
          Цитата: ROSS 42
          Дротить ( кидать дротик в мишень означает - дротить) не надоело?

          Вы про себя?
        2. -1
          6 декабря 2021 19:13
          Именно, что ставился! Стоит сейчас почитать Конституцию Татарстан, чтобы понять что страна (Россия) балансировала на грани развала
      3. 0
        26 сентября 2021 14:43
        "Руководить - значит предвидеть" И.В.СТАЛИН
        А порты на Севморпути...
        Восстанавливать приходится почти с нуля
        1. 0
          26 сентября 2021 14:59
          Цитата: RoTTor
          Руководить - значит предвидеть

          Это так, но верно и "по одежке протягивай ножки".
    2. +4
      16 сентября 2021 18:50
      Роман,без преувеличения. АКТУАЛЬНО.
      Повторюсь океанский флот России необходим был еще вчера.
      Без Севастополя не было бы ЧФ.Да и о возрождении Средиземноморской эскадры пришлось бы забыть.
      Сегодня.увы,нет в России ФЛОТОВОДЦЕВ.
      Во времена СССР,по сути миролюбивой станы, была и 8-я «Индийская» оперативная эскадра кораблей ВМФ .для решения задач в Индийском океане и Персидском заливе.
      Была база и в НДРЮЙ,остров Сокотра.
      1. +4
        17 сентября 2021 08:59
        Цитата: knn54
        Была база и в НДРЮЙ,остров Сокотра.

        Да НИКОГДА не было на Сокотре базы!!! Был ПМТО на Норке!!!
        1. +2
          17 сентября 2021 09:10
          Видимо Нокру в Норку переиначил Т9? smile
          1. 0
            17 сентября 2021 09:21
            Слов не хватает на эту Т мать его 9 am
            Звиняюсь hi
      2. +2
        18 сентября 2021 08:48
        Цитата: knn54
        Во времена СССР,по сути миролюбивой станы, была и 8-я «Индийская» оперативная эскадра кораблей ВМФ .для решения задач в Индийском океане и Персидском заливе.

        Ну и какие задачи решала 8-я эскадра? Только, пожалуйста назовите реальные, а не выдуманные , мифические, придуманные для оправдания самого факта ее существования.
        1. 0
          8 ноября 2021 15:04
          Обеспечивала сохранность твоей жизни и жизни твоей семьи, зря как видно, не в коня корм.
          1. 0
            8 ноября 2021 20:56
            Умник, я в этой эскадре три боевых отпахал в 80-е.
    3. 0
      8 ноября 2021 14:55
      Вспомни, больше вспомнить вам нечего.
    4. 0
      21 ноября 2021 09:30
      Может - заодно вспомним кто велел уйти из Камрани и Лурдеса? И это - отнюдь не ельцин...


      это вова куролесов.....
  2. +18
    16 сентября 2021 18:22
    нет баз – нет и морской торговли, нет торговли – нет океанского флота, ВМФ вырождается в узкий инструмент

    Мне кажется, уважаемый автор ставит все немного с ног на уши. Именно зависимость от морской или океанской торговли делает необходимым создание сильного флота, а флот в свою очередь не может нормально существовать без сети баз.
    Для России морская торговля не критична, океанский флот ей в большей степени нужен для (скажем мягко) давления на потенциальных противников, которые без морских коммуникаций быстро впадут в ничтожество.
    Идея встречи агрессора на дальних морских подступах - вообще лукавство, т.к. береговые силы при прочих равных условиях всегда имеют превосходство над корабельными группировками.
    1. +3
      16 сентября 2021 20:37
      Для начала нужно понять, по какому пути намерена наша страна идти в будущее. Если и далее по пути невыносимого капитализма, то, при уготованной роли сырьевой полуколонии, ей действительно не нужен ни боевой океанский, ни торговый флоты.
      Цитата: Gato
      Для России морская торговля не критична, океанский флот ей в большей степени нужен для (скажем мягко) давления на потенциальных противников...

      Поэтому вполне согласен.
      Но... если в какой-то момент здравый смысл возобладает, и страна встанет на путь народного социализма, то крепкому государству просто необходим и большой торговый флот, и сильный военно-морской, который будет отстаивать национальные интересы, в том числе и охранять торговый...
      1. +2
        16 сентября 2021 22:56
        и страна встанет на путь народного социализма
        - друзья президента не поймут.... hi
      2. +2
        17 сентября 2021 07:58
        Цитата: Doccor18
        страна встанет на путь народного социализма,

        Расскажите, что такое "народный социализм"? Мне много лет, я жил при Хрущеве, Брежневе, и далее - не было такого термина в газетах и радио.
        1. +2
          17 сентября 2021 09:47
          Не каждое словосочетание из комментария является термином. Чуть выше я писал о "невыносимом капитализме"...
          Социалистическая идея в последние десятилетия сильно дискредитирована. Полно социалистических партий во многих государствах, которые по сути таковыми не являются. Провалы социалистов в Греции, странный социализм в Китае и тд. и тп. Истинная народная сущность социализма извращена в угоду современным реалиям и сиюминутным плюшкам. Поэтому я и счел нужным употребить словосочетание "НАРОДНЫЙ социализм". Но не стоит искать под ним научную базу и требовать обоснований.
          1. +1
            17 сентября 2021 10:57
            Цитата: Doccor18
            Но не стоит искать под ним научную базу и требовать обоснований.

            ТО есть, что это такое Вы не знаете? Или это что-то такое, когда всем всегда хорошо?
            1. +1
              17 сентября 2021 13:48
              Вы внимательно прочитали мой комментарий? Создается впечатление, что нет.
              Или вы хотите услышать, что я имел ввиду, под словосочетанием "народный социализм"? Это социализм, при котором в управлении государства непосредственно принимает участие народ, а не несменяемая каста партноменклатурщиков. А если притока свежей народной крови нет, то любая замкнутая каста необратимо вырождается. Что мы и увидели...
      3. +2
        17 сентября 2021 09:17
        Цитата: Doccor18
        при уготованной роли сырьевой полуколонии

        Как слово "полуколония" приемлемо сейчас к России? И что означает "ПОЛУколония"?
        Цитата: Doccor18
        крепкому государству просто необходим и большой торговый флот

        Т.е. только при народном социализме страна может стать крепкой державой?
        Цитата: Doccor18
        крепкому государству просто необходим и большой торговый флот

        what Странно, а все время считал что торговый флот нужен при увеличении торговли с заморскими странами! Основной морской торговый трафик США идет в Европу и Азию, нужен ли нам большой торговый флот что бы торговать с Европой и Азией?
        1. +4
          17 сентября 2021 14:25
          Цитата: Serg65
          И что означает "ПОЛУколония"?

          Это когда за красивым фасадом столицы и мощными РВСН скрывается экономика, напрочь зависящая от импорта... от текстиля до электроники, от фармацевтики до семенного материала...

          Цитата: Serg65
          Т.е. только при народном социализме страна может стать крепкой державой?

          Безусловно.
          Капитализм сам себя со временем сжирает...

          Цитата: Serg65
          Странно, а все время считал что торговый флот нужен при увеличении торговли с заморскими странами!

          Чтобы значительно увеличить торговлю, нужно иметь сильную экономику и конкурентноспособную промышленность, а чтобы иметь их, нужно больше вкладывать в науку и образование, и... в развитие торговли, (ведь тот богаче, кто больше торгует...) Замкнутый круг. А чтобы серьезно торговать не только с соседями, но и со всеми странами мира - нужен большой и современный торговый флот...
          СССР имел 8-ой в Мире торговый флот по тоннажу, почти полторы тысячи судов. РФ сейчас имеет в полтора раза меньше судов и вдвое меньший тоннаж (19 место в Мире), но и из него только 40% ходят под Российским флагом...
          1. -1
            17 сентября 2021 14:56
            Цитата: Doccor18
            Это когда за красивым фасадом столицы и мощными РВСН скрывается экономика, напрочь зависящая от импорта... от текстиля до электроники, от фармацевтики до семенного материала...

            Интересная формулировка...т.е. США и Великобритания, если исходя из этой формулировки, то же полуколонии....?
            Цитата: Doccor18
            Капитализм сам себя со временем сжирает...

            Может быть, хотя живет всяко больше 74-х лет.
            Цитата: Doccor18
            Чтобы значительно увеличить торговлю, нужно иметь сильную экономику и конкурентноспособную промышленность

            А что бы их иметь, надо было 30 лет назад башкой думать! После того как сами свою же страну в позу поставили, теперь ищем крайнего позабыв о прошлом!
            Цитата: Doccor18
            чтобы серьезно торговать не только с соседями, но и со всеми странами мира - нужен большой и современный торговый флот...

            Давайте построим большой и современный флот ...... и будем торговать...ну к примеру...с Мадагаскаром! Друг мой, пока мы к Мавроди как полоумные несли свою денежку, ставили банки с водой перед телевизором и вкушали ушами слова Аум синрике, мир не стоял на месте. Предвижу ваше ...за 20 лет мы полностью деградировали...наоборот, проводим индустриализацию-2 без раскулачивания, арестов и трудармий...соглашусь что медленно, но уверенно!
            Цитата: Doccor18
            СССР имел 8-ой в Мире торговый флот по тоннажу, почти полторы тысячи судов

            Ну во первых сравнивать ВЕСЬ СССР с одной единственной бывшей РСФСР, согласитесь не корректно! Во вторых расцвет советского торгового флота связан с огромными закупками пшеница в США, Канаде, Аргентины и сахарного тростника на Кубе...это обратные рейсы...а туда что везти? К середине 80-х почти половина судов либо простаивали, либо использовались на убыточных каботажных рейсах, вторая половина зачастую ходила под фрахтом!
            Цитата: Doccor18
            з него только 40% ходят под Российским флагом...

            what Надо же, я думал меньше!
          2. 0
            18 сентября 2021 09:04
            Цитата: Doccor18
            СССР имел 8-ой в Мире торговый флот по тоннажу, почти полторы тысячи судов. РФ сейчас имеет в полтора раза меньше судов и вдвое меньший тоннаж (19 место в Мире), но и из него только 40% ходят под Российским флагом...

            Итак, имеем всего 700 судов разной степени изношенности. Из них 60% работают на забугорных дядей. Остается в сухом остатке 420 корабликов. И что, стоит ради них городить базы в Мировом океане и платить за их содержание миллионы и миллиарды долларов? Нагнать туда кучу кораблей и ПЛ, авиацию, морскую пехоту, ПВО. Да еще и организовывать там недешевую боевую подготовку. Вы в своем уме?
            1. -1
              18 сентября 2021 09:43
              Для начала нужно понять, по какому пути намерена наша страна идти в будущее.

              От сего и нужно отталкиваться.
              Вы в своем уме?

              В своем.
              Остается в сухом остатке 420 корабликов. И что, стоит ради них городить базы

              Ради них - нет. Смысл "играть в гегемона", если таковым совершенно не являешься...
        2. -1
          6 декабря 2021 19:15
          Россия это по факту конституционная колония.
          1. +1
            7 декабря 2021 07:41
            Цитата: WertGan
            Россия это по факту конституционная колония.

            belay конституционная колония....расшифруйте свою мысль, молодой человек!
            1. -1
              7 декабря 2021 20:51
              Расшифровываю: это страна, чей колониальный статус закреплён в её Конституции
              1. 0
                8 декабря 2021 06:20
                А че колония тогда бунтует....и как только колонизаторы на это смотрят?
                1. -1
                  8 декабря 2021 21:19
                  Бунтует... В любом трудовом коллективе есть бузовики и ничего - работают. Россия платит - это главное. И потом, не так уж и бунтует. На референдуме 20 года основные колониальные статьи не отменили... Не смогли. Иноагентов в перечне всего менее 300 до сих пор, хотя закон о НКО приняли ещё в 2012 году. С Навальным 10 лет не могли разобраться. Все условия по ограничению на олимпиадах выполняем. Требования ВОЗ выполняем. Пенсионный возраст повысили. Центробанк по прежнему делает, что велит ФРС. Не так уж и бунтуем... Так что ваш сарказм или недоверие неуместны. Давайте, попробуем вспомнить какие требования международных органов мы не выполнили ? Есть варианты ?
                  1. +1
                    9 декабря 2021 07:56
                    Цитата: WertGan
                    Есть варианты ?

                    Их у меня есть!
                    1.Отказ требованиям Венецианской комиссии об изменении поправок к 79-й статье Конституции РФ.
                    2. Россия не выплатила компенсации депортированным грузинам, присужденные ЕСПЧ!
                    3. Россия отвергла все обвинения и требования по Крыму, выдвинутые международным сообществом.
                    4. Россия отказала требованиям США разорвать отношения с Китаем в обмен на отказ США о введении санкций по СП-2.
                    Цитата: WertGan
                    Пенсионный возраст повысили

                    Пенсионный возраст кто России поднять?
                    Цитата: WertGan
                    Центробанк по прежнему делает, что велит ФРС

                    ФРС? И что велит ФРС Центробанку?
                    1. 0
                      9 декабря 2021 13:19
                      Да. Идёт борьба... Повышать ставку он велит. Сокращать денежную массу.
                      1. 0
                        10 декабря 2021 08:25
                        recourse Ох тяжала нынче борьба с ветряными мельницами...!
                        hi Удачи вам , в вашей нелегкой борьбе!
                      2. 0
                        11 декабря 2021 10:32
                        С мельницами, это когда десятки людей разных специальностей, включаются в горячие обсуждения проблемм базирования флота.... А мы с вами говорили о реальных вещах, которые касаются каждого: нас, наших детей и внуков. Знаете, как пример: подростки пускают слюни на гламурных красавиц в интернет- пространстве, в то время как вокруг есть совершенно реальные женщины. Также вот и здесь... Приходит народ с работы, а тут новая статья... Флот негде базировать в планетарном масштабе. Есть о чем задуматься!
                      3. 0
                        13 декабря 2021 06:26
                        Цитата: WertGan
                        Есть о чем задуматься!

                        Задуматься над ангажированной статьей или самому разобраться в реальном состоянии флотских и околофлотских дел?
                        Здесь кому что нравиться!
                      4. 0
                        26 декабря 2021 09:35
                        Конечно, самому разобраться) И задуматься над тем, что без сувениры экономики и валюты, толкового флота нам не построить
      4. +2
        17 сентября 2021 21:23
        И естественно главная валюта мира - рубль, без которой невозможно удержание мирового океана.
        11 АУГ обязаны дополнять это великолепие.
    2. +6
      17 сентября 2021 05:49
      Цитата: Gato
      Для России морская торговля не критична

      Боюсь Вас разочаровать , но именно морская торговля всё более и более критична и значима для нашей экономики и (ВНИМАНИЕ !) для "нашего" бизнеса .
      Рассмотрим некоторые позиции нашей внешней торговли :
      * Торговля ресурсами :
      1) Торговля сырой нефтью .
      ... РФ занимает одно из 3-х первых мест в торговле нефтью . И поставляет её далеко не только в Европу . И не только по трубопроводам . А танкерами , зачастую собирая их в караваны . РФ имеет нефтеперерабатывающие заводы за рубежом , где перерабатывает свою нефть и реализует нефтепродукты на зарубежных рынках . Российскому бизнесу принадлежат целые сети АЗС в различных странах мира . И на этих заводах перерабатывается далеко не только российская нефть , но и нефть , получаемая в качестве платы за наши товары , вооружение и в качестве платы по кредитам ... от других государств планеты Земля (Венесуэла , Иран , Ирак , иногда и Ливия ...) .
      ... В Арктике в последние годы разведаны и начинают осваиваться огромные запасы углеводородов - нефтяные запасы превосходят ресурсы Персидского залива (при этом нефть экстралёгкого класса , наивысшего качества) , запасы газа и конденсата там превосходят запасы Катара и Ирана ... Но это шельф . При высоких ценах на нефть и газ всё это будет добываться и вывозиться морским путём .
      2) Торговля сжиженным газом .
      ... В настоящее время в РФ реализуется целая серия проектов по строительству газосжижающих заводов : в Арктике , на Балтике(Усть-Луга) , Новоросийске , Сахалине ... Заказаны за рубежом и готовятся к постройке на отечественных верфях огромное количество океанских газовозов , в т.ч. ледового класса . Для их строительства строятся огромные суперверфи(в Большом Камне и Кольская верфь) , для их проводки во льдах Арктики строится огромный ледокольный флот .
      Потребителями нашего СПГ являются Европа , Китай , Индия , ЮВА , Япония , ведутся переговоры о долгосрочных контрактах с государствами Латинской Америки(Бразилия) .
      3) Торговля УГЛЁМ .
      Это относительно новая статья нашего экспорта , но ОЧЕНЬ перспективная . Исполинские запасы коксующегося угля в Якутии привлекли внимание Китая и Индии . Китай желает получать каждый год 35 млн. тонн этого продукта , Индия - 45 млн. тонн . А только эти две заявки превосходят современную добычу РФ в 1,5 раза . А есть и ещё желающие . Для этого приходится строить в суровых краях новые ж\д , угольные порты , разрабатывать огромные карьеры , для обеспечения только этих карьеров эл. энергией заказаны четыре плавучие атомные электростанции .
      Это огромные капиталовложения , и это ОГРОМНЫЕ объёмы товарооборота .
      И возить их из портов тоже океанскими сухогрузами .
      4) Торговля зерном .
      ... РФ в последние годы уверенно вышла на 1-е место в мировой торговле зерном и лишь будет только укреплять свои позиции . А это тоже торговля морем . В очень много стран , преимущественно южных .

      Это наиболее весомые позиции в нашей морской торговле .
      Торговлей занимается т.н. российский бизнес .
      Это огромные объёмы грузоперевозок и на просто фантастические суммы .
      Для обеспечения этих грузоперевозок уже заказаны и ждут очереди быть заказанными сотни судов класса "супер"(супертанкеры , супергазовозы , сухогрузы) на отечественных верфях(которые сами ещё строятся) и на зарубежных . Число идёт на сотни .

      И ЭТО ВСЁ НАДО ОХРАНЯТЬ .
      Ибо занимаются этими бизнесами очень серьёзные и влиятельные люди .
      Защищать , разумеется , будет государство .
      Конкретно - ВМФ РФ .
      Но для этого Государство должно иметь ЧЕМ это охранять .
      Причём охранять отечественное судоходство нужно ВО ВСЕХ АКВАТОРИЯХ нашего торгового судоходства .
      То-есть Флот по определению должен быть , должен быть Океанским , должен присутствовать и иметь боевую устойчивость в любом регионе Мирового Океана , где такая торговля у нас ведётся .
      Так что самим ходом вещей , Государство Российское вынуждено будет такой Флот строить и иметь . Причём для обеспечения его боевой устойчивости в ДМ и ОЗ , придётся строить и авианосцы . request
      Да-да . yes Те самые , которые всей публике на сайте уже оскомину набили ... Но строить придётся .
      Ибо Торговый Флот уже заказан и строится .
      В Арктике и не только идёт просто титаническое строительство и развёртывание мощностей и инфраструктуры ... Часто без особой огласки - деньги любят тишину .
      Строятся всё новые гасосжижающие заводы , причём этим занимается далеко не только НОВАТЭК , но и Газпром и Роснефть ...
      Вкладываются в эти проекты просто колоссальные средства . И далеко не только государственные .

      Вы спросите : "На какие деньги строить этот Океанский Флот ?" ...
      Отвечу .
      Одна только сверхприбыль получаемая в этом(!) году Газпромом может покрыть все расходы на строительство этого Флота .
      Не прибыль , а добавочная\сверхплановая прибыль Газпрома полученная ТОЛЬКО в этом году .
      А ещё в этом году подорожал УГОЛЬ .
      В ТРИ РАЗА !
      Кроме того , если брать ежегодный доход бюджета от зерновой(!) торговли и тратить её на строительство Флота , то могучий Океанский Флот , с 6(шестью) авианосными группами(авианосцы среднего ВИ , неатомные , но с катапультами и самолётами ДРЛОиУ) и эскортами к ним , фрегатами , эсминцами(22350М) и крейсерами ... может быть построен за 15 - 17 лет ТОЛЬКО за счёт прибыли от зерновой торговли . Я не утрирую .
      Для того , чтобы построить 6 АВ среднего ВИ , авиакрылья и эскорт к ним , а так же базовую инфраструктуру в полном объёме , нужно потратить сумму равную 10% от совокупных золото-валютных резервов РФ . 10%(!) от ЗВР в течение 15 - 17 лет .

      Так что не переживайте - деньги на строительство Флота ЕСТЬ . Они всегда были .
      Просто Флот прежде был не нужен .
      Хозяевам жизни Флот был не нужен .
      А теперь - понадобился .
      Ну нельзя порядочному бизнесу , да при таких масштабах , без охраны .
      Это на пенсии у правительства денег нет . А вот на строительство атомных ледоколов "Лидер"(3 шт.) и двух УДК , деньги нашлись сразу и в полном объёме .
      А раз будет Флот , будут и базы для оного - переговоры о них уже несколько лет назад водились . Просто рано нам базы иметь , пока Флота не видать .
      1. +2
        18 сентября 2021 09:13
        Цитата: bayard
        И ЭТО ВСЁ НАДО ОХРАНЯТЬ

        Позвольте спросить - от кого? От сомалийских пиратов? Так с этим ЧВК отлично справляются. От кого охранять-то перевозку зерна, угля и нефти с газом? От потребителей что ли? Морские перевозки - это вопрос политики, а не войны. С войной все наши морские перевозки закончатся.
        1. +1
          18 сентября 2021 16:01
          Цитата: Силуэт
          Позвольте спросить - от кого? От сомалийских пиратов?

          smile Ну что Вы , какие пираты ? С ними действительно справятся ЧВК , ну и патрульные\сторожевые корабли в местах их роения .
          Цитата: Силуэт
          От кого охранять-то перевозку зерна, угля и нефти с газом?

          Посмотрите на страны , которые живут морской торговлей(а мы такой страной уже являемся и продолжаем усугублять это явление до мировых масштабов) ... США , Англия , Франция , Голландия(да-да) , Китай , Япония , Корея(южная её часть) и пр.
          Значительная часть этих стран(европейские в первую очередь) обединены экономическими союзами и военными блоками , поэтому безопасность своего судоходства осуществляют коллективно .
          А вот Китай в союзах не состоит и потому расчитывает исключительно на собственные силы .
          И строит флот .
          И Япония - живёт морской торговлей и имеет мощный флот .
          Южная Корея(!) - живёт торговлей и имеет очень современный военный флот , и продолжает его развивать и совершенствовать .
          Англия , Франция - всё то-же самое , но они ещё и в блоке НАТО .
          Сейчас мощный флот начинает строить ... Австралия .

          А РФ с каждым годом всё больше и больше зависит от торговли морем .
          Ну нельзя всё и везде трубой качать .
          А что бывает , когда безопасность своего судоходства государство обезопасить неспособно ?
          ... Помните , как везли обычным судном отремонтированные вертолёты и др. технику для Сирии и Англия своим флотом это судно остановило и едва не арестовала ?!
          В нейтральных водах !!!
          И как тогда пришлось их положения выходить ?
          Особенно с началом нашей операции в Сирии и началом работы "Сирийского экспресса" ?
          Таскать грузы на военных БДК !!!
          Или собирать суда караванами и вести под охраной !
          Или Вы забыли , что РФ находится под санкциями ведущих военных и военно-морских держав ?
          А если они введут санкции на торговлю русским газом ?
          Русской нефтью ?
          Зерном ?
          Вооружением ?
          В суд на них подадим ? lol
          Для такого уровня торговли страшны не самолийские , а совсем другого рода пираты .
          И воспринимают они ТОЛЬКО СИЛУ .

          При такого уровня торговле , при таких объёмах и масштабах , не иметь средств для гарантии свободы судоходства ... это признак психической и умственной неполноценности .
          К тому же вновь открытые гигантские месторождения на Арктическом Шельфе тоже нужно охранять . И всю инфраструктуру их добычи и транспортировки .
          Или предложете ... покупателям самим брать это под охрану и таскать самовывозом ?
          Так они и присвоят сами месторождения , территории и акватории .
          Силой уже своего флота .
          РФ окружена отнюдь не друзьями и альтруистами .
          И её территория отнюдь не безжизненная и безплодная пустыня .
          Мы живём в богатейшей ресурсами стране площадью в 1\7 суши этой планеты .
          Посмотрите на наш Дальний Восток . С запуском СМП на полную мощность , когда по нему вереницами пойдут караваны танкеров , газовозов , угольных сухогрузов , контейнеровозы с товарами из Китая , Японии и Кореи в Европу и наоборот ... ЧЕМ мы станем охранять эту магистраль ?
          Чем мы будем защищать свои земли Дальнего Востока - Курильские острова , Камчатку , Чукотку , Сахалин ?
          Там у нас все сообщения только морем ... Нуи воздушным транспортом .
          И ладно бы эти земли пустыми лежали и планов бы на них не существовало .
          Но планы есть .
          Планы грандиозные , ибо там нетронутые кладовые несметных богатств , для освоения которых нужно строить инфраструктуру , города и посулки , перерабатывающие мощности , предприятия глубокого передела(как в случае с медными месторождениями) .
          Или Вы считаете , что Государство и Бизнес вкладывая в эти проекты просто колоссальные средства не должны заботиться о их ... безопасности ?
          Они что , для "дяди" это делают ?
          Или расчитывают получить прибыль ?

          И ещё вопрос .
          Враги РФ , имеющие свой интерес и планы на эти богатства , как будут себя вести ?
          Что предпринимать ?
          Что говорить ?
          Что предлагать ?
          - "Отдайте это всё на откуп(освоение за малое вам вознаграждение) международным - транс-национальным компаниям " . yes
          - "Сибирь слишком велика для одной России - это международное достояние и должна принадлежать международному сообществу" . yes
          - "Северный Морской Путь не может принадлежать одной России , США и НАТО должны обеспечить свободу судоходства в этих акваториях" . yes
          - "Северные Территории - законные владения Японской Империи , незаконно отторгнутые коммунистической Россией" . yes
          - "Зачем России Флот ? Она же сухопутная держава ! Оставьте обеспечение свободы судоходству более правильным партнёрам и ПЛАТИТЕ" . yes
          - "России не надо строить крупные корабли океанской зоны , надо строить литоральные кораблики и катера и пребывать в благодушной прострации " . yes
          - "Иновационные корабли проектов 22160 и 20386 - будущее флота России . Ура товарищи и господа !!!" . yes
          - "Устанавливать двигательную установку в корпус фрегата "Адмирал Головко" нужно не на стапеле , а на плаву , предварительно спустив недостроенный корабль на воду . Дабы первый комплект ГЭУ угробить при попытке установить , а второй загрузить по частям портовым краном ... почти в слепую и далее не знать , как отъюстировать его составные части , дабы он не разнёс сам себя при первом же запуске" . yes
          - "Затопить плавдок во время планового спуска на воду авианосца "Адмирал Кузнецов" , нанеся корпусу корабля серьёзные повреждения и едва не утопив его вместе с доком . Что привело к тому , что закончить ремонт авианосца невозможно ибо дока нет , а вредители и саботажники строить сухой или закупать плавучий док , не торопятся " . yes
          stop Если у нас столь заинтересованные и целеустремлённые недоброжелатели , то могут ли они удержать себя от активного противодействия планам нашего государства ?
          От подкупа чиновников , бизнесменов , ответственных специалистов , прессы , медиа , блогеров и прочих активистов , строчащих посты на профильных и не очень сайтах ?
          Более того - в природе ли их такая сдержанность ?
          Или это как раз и есть инструмент их экспансии , овладения рынками , пространствами , территориями , государствами и их ресурсами ?

          Вот поэтому я и свидетельствую , что самим ходом вещей Россия обречена строить океанский флот , ибо Торговый Океанский Флот она уже строит . Как обречена она и на яростное противодействие наших недобросовестных конкурентов и недоброжелателей . На их козни , провокации , диверсии , санкции , саботаж их агентами выполнения задач государственной значимости .
          И все мы это наблюдаем .
          На этом сайте - тоже .
          bully
          1. +1
            18 сентября 2021 18:48
            А если предположим за условный миллион долларов построить судно-рудовоз и после его спуска на воду совершить один рейс из Австралии в Германию с грузом титано-магнетитовой руды то этот условный миллион долларов судно отобьет практически за один рейс и дальше сможет работать только на прибыль часть которой можно тратить уже на строительство военного флота обеспечивающего его безопасность ?
            1. +2
              18 сентября 2021 19:30
              Это Вы описали именно подход адмирала Горшкова в строительстве Флота . Тогда было такое правило - прежде чем заложить одну ПЛА , необходимо построить :
              - один океанский танкер ,
              - один океанский сухогруз ,
              - два плавучих крана ,
              - два рыболовецких траулера ,
              - одно пассажирское судно ,
              - два портовых и один океанский буксир .
              Это к примеру . В среднем на один боевой корабль должно строиться не менее 10 гражданских и коммерческих судов .
              Цитата: Osipov9391
              А если предположим за условный миллион долларов построить судно-рудовоз и после его спуска на воду совершить один рейс из Австралии в Германию с грузом титано-магнетитовой руды то этот условный миллион долларов судно отобьет практически за один рейс

              Подобный же пример мне однажды привёл один старый корабел из Северодвинска , только в качестве примера был один океанский танкер с нефтью , который после своей постройки отбивал свою полную стоимость за один рейс по маршруту Гамбург - Мельбурн . И всю оставшуюся жизнь сей танкер зарабатывал на строительство военного флота .
              То же делали и рыболовецкие траулеры , сухогрузы и пр. суда построенные по сей программе .
              Горшков считал , что строить Океанский Военно-Морской Флот можно ТОЛЬКО построив мощный торговый , прмысловый и коммерческий флот . Отслужившие на военном флоте матросы , старшины , офицеры и мичманы , должны иметь место для трудоустройства , где смогут приложить свои знания , навыки , опыт . А Флот при этом будет иметь кадровый резерв на случай мобилизации из людей не отвыкших от моря и не утративших навыки .

              Мощный коммерческий флот в РФ уже строится , месторождения на Арктическом Шельфе разрабатывается , СМП осваивается и оборудуется , на Камчатке собираются строить перевалочный СПГ ХАБ для перевалки СПГ с газовозов ледового класса в обычные , ибо ледовый класс обходится почти в 4 раза дороже и возить по всему маршруту поставок ими слишком накладно . Новые порты в Арктике и на побережье Охотского моря , новые мощнейшие верфи в Приморье и на Кольском полуострове ... Всё это надо ОХРАНЯТЬ .
              И обеспечивать свободу судоходства на всех маршрутах следования сих танкеров , газовозов , сухогрузов ...
              Возможно осознав это , количество планируемых к постройке фрегато-эсминцев 22350М заявлено - 20 - 24 шт. И строить их намереваются на нескольких верфях одновременно .
              Откуда деньги на флот ?
              Да оттуда-же - от торговли .
              hi
    3. Комментарий был удален.
  3. +9
    16 сентября 2021 18:41
    Русский и Императорский флот
    Так их было два? Какой из двух у Цусимы погиб?Русский или Императорский.Так к сведению, еще раньше Аляски, продали Калифорнию, какому-то проходимцу,буквально за копейки, за не несколько десятков тысяч долларов.Потом, на проданной территории нашли золото и довольно быстро."Золото в Калифорнии, самое отборное! Чилийцы, на корабли пока всё золото не увели!"(с)
    А вот США с Гуантанамо не ушли, и не думают.
    США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме, а юрисдикция Кубы носит чисто формальный характер, что признано Верховным судом США. "С практической точки зрения Гуантанамо - это не заграница", постановили судьи.Басманный суд сможет принять такое решение ,ну хотя бы в отношении российской базы в Гюмри? Дальнее зарубежье просто не упоминаю. smile
    1. -3
      16 сентября 2021 18:50
      Цитата: parusnik
      Басманный суд сможет принять такое решение ,ну хотя бы в отношении российской базы в Гюмри?

      Да у него дел до 2024 года под завязку...Некоторые наивные ждут, что он сможет принять решение по преступному сговору о продаже народной собственности за копейки и результатам пресловутой приватизации.
      feel
    2. +2
      16 сентября 2021 20:29
      Цитата: parusnik
      США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме, а юрисдикция Кубы носит чисто формальный характер, что признано Верховным судом США. "С практической точки зрения Гуантанамо - это не заграница", постановили судьи.

      Постановили американские ВМФ, а суд просто озвучил.
  4. +2
    16 сентября 2021 18:48
    Идея встречи агрессора на дальних морских подступах - вообще лукавство, т.к. береговые силы при прочих равных условиях всегда имеют превосходство над корабельными группировками.

    В статье прямо указано зачем нам нужны базы:
    франкисты, обладая аж двумя вашингтонскими крейсерами, творили с советским торговым флотом что хотели

    Не все сводится лишь к прямому противостоянию , и не всегда тем же США удобно открыто подогнать свой флот для поддержки явно скомпрометировавших себя "своих негодяев" , а вот неспособность нашего флота в удаленном регионе противопоставить что то "негодяю" , или наоборот, прикрыть союзника , подрывает репутацию нашего государства и уменьшает желание с нами сотрудничать.
    1. +13
      16 сентября 2021 19:16
      прикрыть союзника , подрывает репутацию нашего государства и уменьшает желание с нами сотрудничать.

      Не хочу быть циничным, но назовите хотя бы одного союзника, выгода от сотрудничества с которым покроет затраты на создание и содержание флота, достаточного для поддержания репутации.
      Флот США - не пример, поскольку создан он для совсем других целей, а именно - контроля международной морской торговли. А поддержка своих негодяев - это так, побочная задачка, приятный бонус.
      1. -2
        16 сентября 2021 19:33
        А у нас такого флота нет - поэтому и нет таких союзников. Сейчас наши буржуины решили наконец вкладывать миллиарды во всякие ЦАР и Венесуэлы , и чтобы обезопасить свои вложения , нанимают что то вроде ЧВК , чтоб не допустить любимый метод США по смене собственника в таких странах на американских - госпереворот. Но у них есть и другой метод - натравить соседнее государство , организовав войну. Китайцы вложили сотни миллиардов в добычу ископаемых и прочее в странах третьего мира , но понимая риски , бешеными темпами начали строить современный флот и базы для него, в том числе и заграничные. Не думаю , что авианосцы им нужны для битвы за Тайвань через пролив.
  5. +3
    16 сентября 2021 19:19
    Главный вопрос: а нужен ли нам океанский флот и мировая политика? По-моему, быть региональной державой, зато самой сильной в этой весовой категории - гораздо более прагматичная и выполнимая цель.
    1. +6
      16 сентября 2021 20:06
      Цитата: Басарев
      Главный вопрос: а нужен ли нам океанский флот и мировая политика? По-моему, быть региональной державой, зато самой сильной в этой весовой категории - гораздо более прагматичная и выполнимая цель.

      Если США откажется от роли мирового гегемона и не появятся желающие занять их место ( а они появятся) - то конечно. А самя главная мечта- если бы все люди были честными и порядочными , то и сами государства были бы не нужны , ни армии , ни полиция , ни судьи , инспекторы , охранники , ВПК , сколько бы человечество съэкономило бы денег , и сколько людей дополнительно могло заняться мирным трудом )))
    2. -1
      16 сентября 2021 23:31
      Цитата: Басарев
      По-моему, быть региональной державой, зато самой сильной в этой весовой категории

      что за такая загадочная весовая региональная категория, если по таким показателям как запасы природных ресурсов и арсенал ЯО страна на первом месте в мире
      1. +3
        16 сентября 2021 23:40
        Цитата: Наводлом
        что за такая загадочная весовая региональная категория, если по таким показателям как запасы природных ресурсов и арсенал ЯО страна на первом месте в мире

        Только нынешняя РФ к этим показателяи не имеет никакого отношения, ЯО досталось от СССР, а ископаемые дала природа , а разведала и организовала добычу опять же советская страна.
        За истекшие 30 -ть лет мы не имеем не единого сколько нибудь значимого достижения не только мирового уровня ,но и регионального.
        Хотя нет, по кол-ву миллиардеров и общему тоннажу их яхт, а также по обще площади в кв. киломентрах их дворцов мы видимо в первых строчках рейтингов.
        1. +1
          17 сентября 2021 08:06
          Цитата: Стропорез
          Только нынешняя РФ к этим показателяи не имеет никакого отношения, ЯО досталось от СССР, а ископаемые дала природа , а разведала и организовала добычу опять же советская страна.

          только это известно каждому школьнику
          а я намекаю на другое - никто не позволит России стать региональной державой с тем, что досталось нам от природы и предков.
          Мир на наших глазах становится многополярным. Быть региональной державой означает уйти в сферу влияния одного из этих полюсов. То-есть, в топ-20.
          То-есть, Франция но в десятки раз больше, богаче природными ресурсами и... под чьим-то влиянием.
          В итоге через 20-30 лет от армии остаются рожуи да ножки. А зачем? Воевать не с кем. Приходите и берите тёпленькими.
          1. +1
            17 сентября 2021 10:14
            Цитата: Наводлом
            никто не позволит России стать региональной державой с тем, что досталось нам от природы и предков

            Именно так.
  6. +1
    16 сентября 2021 19:35
    Камрань, 17-я ОПЭСК, 169-й ОГСАП...
    Просто "выбросили в пропасть".
  7. +6
    16 сентября 2021 19:40
    Я думаю это общее отражение нашей внешней политики-она не системна. У нас нет долгоиграющего плана -ни на ближнюю зону,ни на материк. Те планы что "вроде как есть" это набор неких представлений , степень адекватности которых в рамках нашей политической системы традиционно не оценивается сколь-нибудь трезво. Ни при царе,ни при СССР,ни тем более сейчас. Я считаю что у нас кишка тонка мыслить себя глобальной державой а-ля США или Великобритания или КНР, или даже на худой конец Франция - мы либо прокуковали удобные исторические моменты, либо сейчас объективно экономически не в лучшей форме для того,чтобы это было оправданно. Однако замыслы на Евразию-Африку как "зону контроля" в перспективе нам стоит выстраивать и через создание СЕТИ баз. Хотя бы по причине того, что это увеличивало бы наш собственный вес в Евразийских делах, как в наиболее приоритетных на обозримый период. В Африке нам следовательно желательно иметь минимум 3 базы - на западе, востоке и поближе к югу. Базу на востоке Африки могла бы заменить какая-либо база в ближневосточных государствах - но с учетом специфики региона мне трудно судить насколько это была бы реализуемая идея. Желательно было бы обрести присутствие в Индийском океане. Наконец между Индийским океаном и нашей территорией на востоке страны однозначно нужен еще один перевалочный пункт . Итого - на вскидку , 5-6 баз чисто на Евразию+Африку. Это самый минимум. В довесок к тому что мы имеем уже в САР. При наличии этих объектов +- можно было бы говорить о том, что мы имеем какой то план и возможности действовать в регионе приоритетной важности .
    Соответственно это должны быть крупные объекты - и прежде всего это должен быть именно КОМПЛЕКС. Возведение всего этого имеет смысл только в случае нашей готовности подобно клещу вцепиться в эти объекты и эксплуатировать их нещадно долгие годы с политическими,военными и экономическими целями. Про американские государства итд - лучше забыть до момента ,пока у нас не будет по крайней мере 4 флота мира.
  8. +1
    16 сентября 2021 20:07
    Цитата: paul3390
    Может - заодно вспомним кто велел уйти из Камрани и Лурдеса? И это - отнюдь не ельцин...

    Вспомнить можно, но каждый период времени конкретен. Тот был период инерции надежд на хороший Запад.
  9. +4
    16 сентября 2021 20:15
    нет баз – нет и морской торговли, нет торговли – нет океанского флота, ВМФ вырождается в узкий инструмент против конкретных соседей, а уровень политики – в региональный. И в эпоху ракетно-ядерную ничего не поменялось: хочешь контролировать торговые пути и защищать Родину на дальних рубежах – посылай эскадры. А куда посылать? В пустоту? Где кораблям пополнить припасы, а морякам отдохнуть?


    У меня простой вопрос к автору, какая страна, в современном мире, готова пойти на конфликт с США и предоставить России территорию для создания военно-морской базы. В этом вопросе надо понимать, что если такая страна и появится, России придётся не только содержать военно-морскую базу, но и оказывать финансовую и экономическую помощь этой стране, после того как весь, так называемый "цивилизованный мир" начнёт сворачивать, по команде США, экономическое и финансовое сотрудничество с этой страной . Сколько это будет стоить России и нужна ли такая база ?
    1. +2
      16 сентября 2021 20:26
      У меня простой вопрос к автору, какая страна, в современном мире, готова пойти на конфликт с США и предоставить России территорию для создания военно-морской базы

      Сейчас на путь создания океанского ВМФ стал Китай – 15 зарубежных баз.

      Тут есть другой вопрос - если мы у себя не в состоянии занять собственный рынок - зачем нам чужие? Под лежачий камень вода не течет - а наш крупный бизнес в основном предпочитает лежать. А нет достаточно крупных интересов за рубежом - нет и возможности "окупить " создание и содержание океанского флота...
      1. 0
        16 сентября 2021 21:00
        Цитата: старпом Лом
        Сейчас на путь создания океанского ВМФ стал Китай – 15 зарубежных баз.


        Не стоит сравнивать Китай и Россию в экономическом плане. В Китае сейчас идёт программа "Голубое небо", сокращается металлургическое производство для того, чтобы улучшить экологию к Олимпиаде, они осознано идут на уменьшение доходов ради Олимпиады, Россия не может не то, что позволить такое, но даже подумать о таких действиях.

        Тут есть другой вопрос - если мы у себя не в состоянии занять собственный рынок - зачем нам чужие? Под лежачий камень вода не течет - а наш крупный бизнес в основном предпочитает лежать. А нет достаточно крупных интересов за рубежом - нет и возможности "окупить " создание и содержание океанского флота.

        Борьбу за рынки не кто не отменял, но вести "агрессивную политику" в этом вопросе Россия пока к сожалению не может, этому есть примеры.
  10. Eug
    +1
    16 сентября 2021 20:24
    Нужны базы вместе с логистическими цепочками к ним. Иначе - терпеть, как в случае с Турцией.. Как по мне, выход - заморские территории (покупать, арендовать, обеспечивать стабильность) с самоокупаемым хозяйственно- финансово - военным комплексом...
  11. 0
    16 сентября 2021 21:00
    Идея была красивой: взять под покровительство мадагаскарских пиратов, создав промежуточную базу для торговли с Индией.
    А пираты то хотели браться под покровительство? laughing
  12. 0
    16 сентября 2021 21:09
    Цитата: smaug78
    А пираты то хотели браться под покровительство? laughing

    А их бы стали спрашивать? Петр горбачизмом головного мозга не страдал....
  13. +4
    16 сентября 2021 21:26
    Тема, наверное здравая, но несвоевременная. Базы это деньги, большие деньги на их содержание. Разве у нас такой огромный военный бюджет, чтобы тратить его на заморские базы? И потом - какие корабли на эти базы отправлять? Океанских кораблей по всем флотам десятка два наберётся и не все из них исправны, многие совершенно устарели. Может они и смогли бы где-то охранять наши торговые корабли, но для флота есть важнейшие задачи у наших границ: обеспечение развертывания РПКСН, охрана Крыма и конкретно моста, защита Южных Курил. Поэтому считаю, что начинать надо с главного - возрождения флота военного и торгового, возрождения морской авиации. Когда выйдем на устойчивое развитие наших ВМС тогда и о зарубежных базах можно будет подумать.
  14. +1
    16 сентября 2021 21:27
    Читал где то статью что Дания предлагала продать Никобарские и Вергинские острова России. Вроде как мать Николая 2 была датской принцесой.С географической точки зрения Никобарские острова в Индийском океане как раз лежат на морских коммуникациях на Дальний Восток да и Вергинские острова тоже напротив Панамского канала ,видать дальновидных адмиралов и политиков в те времена не нашлось.
  15. +4
    16 сентября 2021 22:08
    Начинать надо с точного, а именно с цифр – у современных США 33 базы ВМС. Это базы ВМС, всего баз у США 800.

    А для повышения "точности" надо сравнить параметры из околовсяческих отраслей наших знаний про Флот и его базирование: сравним длину береговой черты РФ и США и климатические условия (по географии); сравним бюджет американского флота и российского (финансы); сравним кол-во и ВИ построенных кораблей РФ и США скажем за последние три года (экономика). Давайте по одёжке протягивать ножки, у нас до сих пор нет базы для единственного авианесущего корабля у себя на родине! Автор льет крокодиловы слёзы по Гавайям, а когда мы на Курилах (о-в Матуа) сподобимся изобразить нечто подобное, что там было при японцах? Или отрезанную от большой земли "базу" на Камчатке в Авачинской бухте можно приравнять к материковым базам американского флота? Даже Севастополь ещё за семь лет до ума не довели, а нашим "флотоводцам" подавай отдых экипажей на Кубе и в Камрани!
  16. +2
    16 сентября 2021 23:53
    вообще то у РФ есть уже несколько ненужных баз, Балтийск, Владивосток, Новороссийск, необходимы базы только на СФ, плюс Петропавловск Камчатский и Севастополь, и несколько ПМТО, а именно Балтийск, Каспийск, Спб, Советская Гавань, Тартус..., ..... а вот из Лурдеса зря ушли... можете минусовать
  17. +2
    17 сентября 2021 06:05
    С военно-стратегической точки зрения автор рассуждает верно. Но вот с точки зрения элементарной логики уже не очень, на мой взгляд.
    В новой и новейшей истории правило одно: сначала сильная экономика, а только уже потом военная сила -- иначе эту военную силу будет просто не на что содержать, все затраты будут совершенно зря.

    Ну хорошо, ну понастроим сейчас "на последние гроши" кучу баз по всему миру -- а дальше-то что? Ведь там куча постоянных расходов:
    - Купить элиту местных стран (да ещё и купить настолько щедро и надёжно, чтобы их точно не смогли "перекупить" вероятные противники);
    - Построить достаточное количество современных кораблей для создания сильной группировки в регионе (такой, которую уже не сможет "просто шугнуть" первая же реально сильная АУГ вероятного противника);
    - Отстроить и оснастить саму базу;
    - Содержать и снабжать эту базу (да ещё и не забывая регулярно башлять "типа-союзникам", на территории которых находится база).
    - Финансировать хорошую кадровую школу, включая нормальные зарплаты, а также значительное увеличение часов учений и практической подготовки;
    - Финансировать качественную работу конструкторов, включая нормальные зарплаты, а также затраты на все необходимые материалы и НИОКР;
    - В конце концов, хотя бы проводить регулярное обслуживание, обновление и переоснащение как самой базы, так и всей базирующейся на ней техники...

    Думаю, всем понятно, что это просто гигантские деньги -- из расчёта даже на одну базу, не говоря уж о нескольких единицах или даже десятках баз. Под силу ли вся эта "ярмарка тщеславия" небогатой (скажем мягко) стране???

    Ради "поднятия патриотизма и рейтингов" персонально власти и всех тех, кто заблаговременно пристроился к "кормушке" -- ну, в принципе, теоретически-то возможно...
    Только вот что будет потом с такой страной, которая настолько нерационально расходует свои и без того достаточно скудные средства? Что потом может случиться внутри такой страны -- которая "живёт не по средствам", и последние гроши направляет не в экономику, а на "мерянье известным трёхбуквенным органом"? Два примера в нашей истории мы уже видели (точнее, один видели лично, а второй только помним по истории). В третий раз хотим "бессмысленного и беспощадного"???
    Ведь простого обывателя нельзя долго кормить таким "величием", срок воздействия этого "магического финта ушами" ограничен по времени. Рано или поздно обыватель всё равно плюнет в ура-телевизор и обратит внимание на всё то, что творится вокруг него -- как минимум заглянет в собственный холодильник или сравнит свой уровень жизни с другими странами, а как максимум начнёт задавать всё более острые и злые вопросы власти. Но денежек-то уже нет, тю-тю -- почти всё безвозвратно потратили на безрассудные "военные понты", развивать экономику больше не на что. Финита ля комедия, товарищи...

    В общем, основная мысль этого моего комментария -- тут надо семь раз подумать и все "отмерять". Или сто. Или даже тысячу. Пока не поймут.
    Как это сделали те же "хитромудрые" китайцы, например. Которые сначала за несколько десятков лет достаточно успешно развили экономику (причём, ещё и умело воспользовавшись слабостью западных компаний к максимизации прибыли, двойная мудрость!) -- а только уже потом, накопив реальные экономические силы, начали "играть мускулами", мощно вкладываться в ВПК, начинать тотальное переоснащение своих ВС, вести переговоры о создании военных баз на чужих территориях, и вообще участвовать во всех этих прочих "взрослых играх".
  18. 0
    17 сентября 2021 08:49
    Главная проблема зарубежных ВМБ, не считая политики - ВМБ на своей территории. Точнее отсутствие гарантированной связи между первыми и вторыми. И что будет с ВМБ, не связанной с территорий России,более того, находящейся в тысячах километров, в случае войны, когда туда не удастся послать снабжение и флот - "Погибаю, но не сдаюсь"? На южном направлении, в случае чего, кораблям и судам снабжения нужно будет прорываться через: черноморские проливы, Средиземное море, вдоль берегов потенциально враждебных государств, Суэц или Гибралтар. На Балтике: через Финский залив, Датские проливы и Северное море. На Севере: мимо члена НАТО Норвегии, мимо Форер и Исландии, затем Шетлендов и Англии. На Дальнем Востоке чуть лучше, хоть у Владивостока и сходные проблемы, но появляется куча природных факторов, как то: сейсмо-цунамиопасность, климат, отдаленность и связанные с ними малая населеность. У нас, к сожалению, главная проблема - отсутствие нормального полноценного выхода в Мировой Океан. И решить ее почти нереально - нужен захват или политическое присоединение Скандинавии, Турции и Японии. Даже освоение Дальнего Востока проблемы не решит. Охотское море замерзает, Курилы и Камчатка - пороховая бочка, на Чукотке, мягко говоря, холодно, и опять же, льды большую часть года. И не надо нас ровнять с США, Британией или Китаем, у всех у них с выходом в океан намного лучше чем у нас. С другой стороны, это же является и нашим преимуществом, так как затруднит, в случае войны, применение вражеских флотов, при атаке нашей территории. Тем же авианосцам на западном направлении, придется работать из Средиземного и Северного морей (капитану или адмиралу, который заведет АУГ в Чёрное или Балтийское моря можно сразу "Героя России" давать), или из ограниченных акваторий Баренцевого и Норвежского морей, где ещё и погода большую часть года исключает применение палубной авиации.
  19. 0
    17 сентября 2021 13:12
    Цитата: bayard
    Просто рано нам базы иметь , пока Флота не видать .

    Поддерживаю полностью! Но вот с океанским флотом пока беда. И негде строит в нужных объемах - одна СФ не справляется, Янтарь будет занят на БДК, Залив на УДК, Балтийский завод - ледоколы, Адмиралтейские верфи - подлодки в основном и некем (нужны кадры, они как известно решают все!) и нечего - где проекты новых суперфрегатов и ЭМ? Про ракетные крейсера и АВ промолчим. И самое главное имеющаяся инфраструктура не сможет принять массовое строительство кораблей 1 ранга - чтобы ее сделать необходимо еще очень много вложить денег на ее доведение до нормального уровня и качества. Особенно на ЧФ, СФ и ТОФ
  20. exo
    0
    18 сентября 2021 14:25
    Какими темпами корабли океанской зоны строятся, с такой скоростью и мысли роятся.Пока,говорить не о чем. Для флота прибрежной зоны,заморские базы-роскошь.
  21. 0
    19 сентября 2021 15:43
    Отлично доведена информация. Мировой океан без зарубежных баз закрыт. Кто прав и виноват история рассудит, пока состояние у разбитого корыта. Испания отказала в заправке, Судан с базой это не легко с логистикой. А без нее нет флота.
  22. Eug
    0
    26 сентября 2021 08:14
    Как по мне, базы, коммуникации к которым пролегают рядом с потенциально враждебными территориями, имеют "отрицательную связность" - термин С.Переслегина. Другое дело, если базы находятся на территориях, способных самостоятельно (без поддержки
    метрополии) постоять за себя... на сегодня это фантастика. Выход, как по мне - суда снабжения для дальних походов (рандеву:в океане), они же могут и менять часть экипажа. Другое дело, что и с ними небогато...
  23. Комментарий был удален.
  24. 0
    21 ноября 2021 09:36
    Такое ощущение, что на каждой ветке есть один-два дежурных турбопутриота, именно дежурных, которые нам всем пытаются объяснить , как нам хорошо живётся, про нетаналагавнетику, про великого и всемогущего всехпереигрывающего.

    Так оно и есть, то "неудобное" голосование заблокируют, то коменты закроют если они на "запретные" темы...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»