Пиночет и все «принципиальные коммунисты» планеты

49

Но дипломатом быть обязан


Всего через неделю после кровавого переворота и убийства законного президента Сальвадора Альенде – 18 сентября 1973 года в Пекин прибыл новый состав посольства Чили. Дипломаты представляли хунту генерала Аугусто Пиночета. Это было первое «обновленное» посольство Чили где-либо.

Пиночетовские СМИ тогда восхищались прагматизмом Пекина в отношении Чили. И это, как отмечалось, несмотря на то, что китайская сторона неоднократно заявляла о поддержке внутренней и внешней политики правительства Альенде, как известно, взявшего курс на строительство чилийского социализма.



Сугубо деловой подход Пекина проявился в отношении Чили почти сразу после пиночетовского переворота.

Первым звонком стала реакция на выступление чилийского посла в КНР Армандо Урибе, представлявшего законное руководство страны. Он выступил в Пекине перед китайскими и зарубежными СМИ 13 сентября 1973 года с гневным осуждением зверств хунты и доказательно поведал о её связях с ЦРУ.

Уже на следующий день министр иностранных дел КНР Цзи Пэнфэй вызвал Урибе и лаконично заявил ему, что правительство Китая больше не считает его послом Республики Чили в КНР. Но провожать посла правительства Народного единства в Пекине 17 сентября пришли послы СССР и почти всех других социалистических стран, включая послов «не просоветских» Албании, Югославии и Северной Кореи.

Особая румынская позиция


Однако среди провожающих не было Николае Гайрилеску, тогдашнего посла чаушесковской Румынии в КНР. Ибо Николае Чаушеску не присоединился к совместному решению правительств других стран – членов Варшавского Договора (13 сентября) о разрыве их дипотношений с Чили. В Бухаресте не решились даже на отзыв посла из этой страны.

Румынский посол в Чили (в 1971–1975 годах) Корнел Флореску во второй декаде сентября 1973 года заверил чилийский МИД, что Бухарест не вмешивается во внутричилийские события и намерен продолжать политику сотрудничества с Чили. Это, разумеется, приветствовали в пиночетовском МИДе.

То есть проамериканский прагматизм Пекина и Бухареста, проявившийся и в отношении хунты Пиночета, был достойно оценён её зарубежными союзниками. Именно с осени 1973 года так называемые цивилизованные западные страны коллективно всё быстрее расширяли ассортимент румынских товаров, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования при их импорте на Запад.

В короткий период с 1973 по 1975 годы странами НАТО, Австралией и Новой Зеландией были отменены практически все ограничения, частично упразднённые уже вскоре после известных событий на острове Даманский 1969 года, на экспорт и реэкспорт этими странами в КНР товаров и услуг двойного назначения.

Рука руку моет...


Характерно, что главный пресс-официоз КНР «Жэньминь Жибао» даже через десятилетия после пиночетовского переворота 12 декабря 2006 года восхищалась, по крайней мере, экономической политикой хунты:

«...Во время своего правления Пиночет инициировал смелые, эффективные экономические реформы и продвигал свободную экономическую политику. Чилийская экономика развивалась быстрыми темпами. А с 1984 года чилийская экономика достигла высоких темпов роста – от 5 % до 7 % в год».

Вот почему, по мнению авторов издания, именно вскоре после 1973 года Чили стала локомотивом экономического роста в Латинской Америке. Не менее характерно, что эти оценки сопровождались хорошо известным фото, на котором Сальвадор Альенде и Аугусто Пиночет были, что называется, в едином руководящем коллективе.


О дальнейшем укреплении политико-экономических связей КНР с пиночетовской Чили в 70-х годах и позже подробно сообщала 16 июня 1987 года «Нью-Йорк Таймс»:

«...Генерал Аугусто Пиночет, который часто говорит о своей роли в борьбе с коммунизмом в Чили, сегодня тепло принял министра иностранных дел Китая и дал обед в его честь. Президент Пиночет в деловом костюме широко улыбнулся, приветствуя министра иностранных дел У Сюэцяня в президентском дворце. Их обед занял большую часть дня.
Визит китайского чиновника подчеркнул растущие торговые и другие связи между двумя странами, которые поддерживают хорошие отношения на протяжении почти 14 лет правого военного правительства в Чили.
Генерал Пиночет, которого несколько месяцев назад спросили, имеет ли смысл укреплять связи с Китаем для резко антикоммунистического режима, сказал, что важно, чтобы Китай, в отличие от Советского Союза и Кубы, практиковал политику невмешательства во внутренние дела других стран».

Отмечено также, что

«с приходом к власти Хуа Гофэна, затем Дэн Сяопина (1976–1981) началсь политика открытости и реформ, что не могло не привести к развитию отношений и с Чили. Военная хунта Пиночета тоже пошла на сближение: их отношения весьма прагматичные и гибкие».


Пиночет и глава китайского МИД У Сюэцянь (1987 г.)

Тирана – не вместе с Пекином


Здесь остаётся лишь особо отметить, что 1 октября 1973 года, в связи с 24-летием со дня провозглашения КНР, чилийская хунта официально объявила, что Чили по-прежнему признаёт КНР единственно законным китайским государством. Тем самым, Пиночет сохранил в силе только одно, но весьма важное внешнеполитическое решение Альенде.

Пиночет даже не подумал обернуться на США, традиционно поддерживающие независимый от КНР Тайвань... В этой связи трудно не согласиться с российским латиноамериканистом Игорем Денисовым:

«Военный переворот 1973 года привёл к власти хунту во главе с генералом Пиночетом. Но Пекин прекрасно ужился с диктатором. Вероятно, определяющими здесь были два момента: последовательный антисоветизм Пиночета и высказанная им поддержка принципа «одного Китая». Китай же спокойно и уверенно торговал с хунтой».

Но куда более в резком ключе осуждал эту политику руководитель Албании (в 1946–1985 гг.) Энвер Ходжа в своей книге «Размышления о Китае» (1981):

Пиночет и все «принципиальные коммунисты» планеты

«...Пекин, забыв свои заверения Сальвадору Альенде о поддержке, сразу признал кровавую хунту Пиночета, развивает с ней отношения. Даже США не помогают так открыто Пиночету, фашистскому палачу Чили, как ему помогает Китай. Своей позицией в отношении не только Чили, Китай, так называемый «социалистический», окончательно сомкнулся с западным империализмом. Всё активнее помогая Западу и его марионеткам в борьбе с международным коммунистическим и национально-освободительным движениями».

Характерно, что по чилийскому вопросу Пекин не вступал в полемику ни с Москвой, ни с Тираной... Хотя до этого Албания охотно присоединялась к Китаю чуть ли не по каждому спорному пункту.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 сентября 2021 05:21
    Для Пекина в первую очередь важны собственные интересы. Китайские лидеры всегда были прагматиками. Они могут "дружить" с кем угодно, но если это выгодно, легко расстаются с былыми союзниками и заводят новых.
    1. +12
      21 сентября 2021 06:42
      Отличная статья, отражающая сущность Китая.

      Характерно, что главный пресс-официоз КНР «Жэньминь Жибао» даже через десятилетия после пиночетовского переворота 12 декабря 2006 года восхищалась, по крайней мере, экономической политикой хунты

      Ну так Китай и российским Путиным восхищается! Но при этом друг Китай, являясь главным инвестиционным монстром планеты, инвестировать в Россию совсем не спешит. Кое-какие инвестиции есть, конечно, но они не значительны по сравнению с китайскими инвестициями в Европу, Африку и США.

      Вот и думай после этого, кто друзья Китаю, а кто не очень.
      Не надо верить лисе, чтобы не быть вороной, которая однажды сыр потеряла.
      1. +4
        21 сентября 2021 13:33
        инвестировать в Россию совсем не спешит.
        Инвестиции это НЕ подарки. Может и к лучшему, что китайцы не лезут в Россию соки выжимать.
        1. +4
          21 сентября 2021 15:03
          Цитата: Болторез
          Инвестиции это НЕ подарки.

          Это как сказать! Экономика с низким уровнем инвестиций, как правило, бывает депрессивной. С высоким - процветающей. Инвестиции идут туда где выгодно, где отдача есть. А если нет отдачи частные инвестиции не заманишь. Китай инвестирует во всем мире. Крупные китайские инвестиции идут в США и Европу. И там не считают, что это плохо. Это выгодно всем. Кремлевские заманивали Китай в разрекламированную Силу Сибири, но китайцы не пошли. Эрдоган тоже не стал вкладываться ни в Турецкий поток, ни в Аккую.
          1. +3
            21 сентября 2021 15:11
            Крупные китайские инвестиции идут в США и Европу.
            На них не надавишь- демократизируют на раз.А потом высушат и еще раз демократизируют.
            заманивали Китай в разрекламированную Силу Сибири
            Великий Правитель(не президент,не лидер) сказал" торговать ресурсами-торговать Родиной"
          2. 0
            29 ноября 2021 13:45
            Цитата: Stas157
            Экономика с низким уровнем инвестиций, как правило, бывает депрессивной. С высоким - процветающей.


            Вопрос в том, кому достаются "плоды процветания".
            А то, как в сказке - "по усам текло, а в рот не попало".
            Инвестиции, конечно, полезны, когда сопровождаются доступом к новым технологиям.

            Вообще то, в США уже давно озаботились масштабом китайских инвестиций и в отдельных отраслях пытаются их ограничить. Как ранее, делали преграды для японского капитала.
            Предпочтительнее самому быть инвестором, а не объектом для чужих инвестиций.
      2. +2
        22 сентября 2021 13:48
        Но при этом друг Китай, являясь главным инвестиционным монстром планеты, инвестировать в Россию совсем не спешит.

        Лучше как нибудь без китайских инвестиций. Тогда своего точно ничего не останется. Китайцы даже рабочую силу привезут сюда, а использовать будут только наши ресурсы и гадить.
    2. +4
      21 сентября 2021 10:20
      Василию
      Китайцы не столько *прагматичны* сколько продажны. Китайцы ещё при Мао договаривались с американцами о покупке Китая. Китайцы ДО СИХ ПОР обслуживают американские интересы. Китайские разногласия с некоторыми кругами в США сегодня не более чем разногласия с ЧАСТЬЮ американского *истеблишмента*. По крайней мере в Китае именно ТАК воспринимают некоторые разногласия с американцами и связывают их только с Трампом.
      Китайская *идеология* к коммунизму отношения не имеет. Вон американские власти себя называют - демократами, англичане - демократы во главе с королевой, а французы со своей марсельезой до сих пор пыжатся быть колониальной империей.
    3. +1
      21 сентября 2021 10:25
      Цитата: Tucan
      Для Пекина в первую очередь важны собственные интересы. Китайские лидеры всегда были прагматиками. Они могут "дружить" с кем угодно, но если это выгодно, легко расстаются с былыми союзниками и заводят новых.

      С нас пример брали. Фашистская Италия стала одной из первых стран, признавших Советскую Россию. В благодарность ей были предоставлены огромные таможенные льготы, а также право на получение ряда концессий, в частности в районе Грозного — на добычу нефти. Италия закупала в СССР зерно, нефтепродукты, лес, масло, семена, яйца, лен, продавая сельхозмашины, химические продукты, электромоторы, автомобили, самолеты, зенитные пушки и торпеды, грузовые и военные суда — например, крупнейший эсминец того времени "Ташкент". Карл Радек писал в "Известиях" в июле 1934-го: "Между СССР и Италией существуют отношения, которые принесли пользу обеим державам..." О Германии пресса обеих стран писала враждебно. Римская "Оссерваторе романо" сообщала читателям: "Если Европа хочет мира, надо вырвать корень преступлений, а корнем преступлений является германский национал-социализм".
      В сентябре 1934 года Италия поддержала принятие СССР в Лигу наций. Москва отблагодарила Рим через два года: когда Лига наций ввела экономическую блокаду Италии, захватившей Эфиопию, СССР фактически проигнорировал ее. Не прервала советско-итальянского романа и испанская война 1936 года, хотя итальянский корпус выступил на стороне Франко, а советские "добровольцы" — на стороне республиканцев.
    4. +2
      21 сентября 2021 18:22
      Простите, а какого чёрта для Пекина должны быть важны чьи то ВООБЩЕ интересы кроме своих собственных? А какого чёрта для Берлина, Москвы, Парижа, Лондона, Вашингтона, Токио, Варшавы, да и вообще кого угодно, должны быть важны чьи то интересы кроме своих собственных? Задача любого государства заботиться, в первую очередь о СВОИХ гражданах, а остальные - идут лесом. Если политик, ЛЮБОЙ политик заинтересован в интересах какого либо государства, или компании, кроме своего собственного - это предатель.
    5. 0
      24 сентября 2021 02:40
      Так что от таких друзей нужно держаться как можно дальше
  2. +2
    21 сентября 2021 05:25
    У Китая "особый" путь, но что хотели авторы сказать то? СССР торговал с США и ФРГ и ничего, вот и Китай торговал с Чили. А вот с Кубой после советско-китайского раскола не очень, к примеру и особенно "не очень" как раз после переворота в Чили.
    1. +6
      21 сентября 2021 05:45
      Цитата: Владимир_2У
      У Китая "особый" путь, но что хотели авторы сказать то? ........
      hi авторы, по моему давно и тщательно исследуют произошедшее, как в СССР, так и в других странах, выбирают малоосвещённые события, произошедшие при социализме. Пишут авторы на трудпые темы. Респект им.
      1. 0
        21 сентября 2021 08:19
        Цитата: Reptiloid
        Пишут авторы на трудпые темы. Респект им.

        Присоединяюсь. hi
        Цитата: Reptiloid
        тщательно исследуют произошедшее
        Уже спорно, отношения Кубы и Китая никак не рассмотрены, а ведь Куба была и надеюсь остаётся форпостом коммунистических идей в Западном полушарии.Румыния упомянута, а Куба нет, нелогично.
        1. +1
          21 сентября 2021 08:46
          Цитата: Владимир_2У
          ......., отношения Кубы и Китая никак не рассмотрены, а ведь Куба была и надеюсь остаётся форпостом коммунистических идей в Западном полушарии.Румыния упомянута, а Куба нет, нелогично.
          а как их рассмотреть? На основе чего?События 50летней давности по зарубежной печати отслеживать?
          Я там ниже Алексею предполорал, что в советских газетах не ьыло об этом, а какие-то специальные внутрипартийные указания на этот счет на каком уровне находятся......
          Мама говорила, что дедушка мой много чего всякого секретнгго знал и пытался с бабушкой говорить на эти темы, семья была политизирована, как и окружение , но вот бабушка, та, наоборот, строго пресекала некоторые разговоры при ребёнке(то есть моей маме)
          Мне кажется, что с трудностями информации о том времени и связано то, что статьи бывают небольшими ..??
          1. 0
            21 сентября 2021 08:54
            Цитата: Reptiloid
            а как их рассмотреть? На основе чего?События 50летней давности по зарубежной печати отслеживать?

            Не укоряю авторов статьи но вот например по таким источникам.
            http://maoism.ru/13561
            1. +1
              21 сентября 2021 09:02
              Вечером посмотрю, спасибо.
        2. +1
          7 ноября 2021 20:11
          Так а чего, понятно как Куба отреагировала на переворот 1973 года - очень негативно
  3. +3
    21 сентября 2021 05:56
    Авторы преувеличивают роль Китая в событиях 1973 года.Изначально операция "Джакарта" была поддержана США. Именно на экономическую помощь США рассчитывала хунта. Китай нужен был лишь для пропаганды.Кроме нее Китай в то время ничего не мог дать.
  4. +8
    21 сентября 2021 06:02
    Китай, сам себе на уме был, даже тогда когда дружили с СССР.
    1. +2
      21 сентября 2021 06:26
      hi приветствую, Алексей! В 70х Китай уже, по моему, с СССР совсем не дружил? Скорей , наоборот.
      1. +3
        21 сентября 2021 06:29
        А я написал про 70-е? hi
        1. +1
          21 сентября 2021 06:34
          Не написали wink , просто в статье речь о 1973.
          А не помните ли Вы, Алексей, была давно статья о том, что был проведён экономический анализ и план развития составлен при Альенде. .....? И сразу----переворот?
          Память подводит....... recourse .. кто автор той статьи request
          1. +3
            21 сентября 2021 06:42
            Дмитрий, объясняю свой комментарий,мне не удивительна политика КНР в отношении Чили.Это вкратце.Если память подводит поищите на сайте или Вы мне предлагаете это за Вас сделать? smile hi
            1. +1
              21 сентября 2021 06:55
              Конечно, нет, не предлагаю, но надеялся, что Вы знаете, как это часто бывало.....
              А насчёт политики Китая, Албании, Румынии.....---тут что интересно? СССР их не поддерживал, естественно, а вот сообщалось ли гражданам об отношении этих стран к хунте?
              Получается, что нет? Иначе бы статьи этой не было? Вот что.
              1. +1
                21 сентября 2021 16:54
                О том, что КНР поддерживает отношения с режимом Пиночета, в СССР писали. Как и то, что Албания, несмотря на разногласия с СССР, этот режим осуждает. При Брежневе отношение к Албании было демонстративно примирительное, но само руководство Албании во главе с Ходжей навстречу СССР не шло. А вот про позицию Румынии были больше намёки. Но, по-моему, в ежегодниках "Политика, экономика, идеология" о ней скупо упоминалось.
                1. 0
                  21 сентября 2021 17:23
                  Спасибо за информацию.
                  ...в СССР писали.....
                  насколько широко освещалось?Вот что. Бабушка помнила про всякие внутрипартийные события. Раз в месяц были какие-то для них инструкции в Смольном. Кроме инструкций и лекции ещё ходили в те магазины---книги, продукты. Она много чего рассказывала..
                  Вот ,например, про Чили что? Незадолго до переворота как раз наши там были, с их предприятия тоже, насчёт поставок...С Пиночетом за руку....
                2. 0
                  21 сентября 2021 17:31
                  Насчёт Румынии что было? Поздравляли друг-друга с Государственными революционными праздниками.И с Китаем также. Но как-то подчёркнуто сдержанно. Товары из этих стран были. Не знаю, как насколько прерывались из-за Даманского. А вот нассчёт Албании----человечка албанского из " Весёлых картинок " удалили, говорили, что не упоминали вообще
                  1. 0
                    21 сентября 2021 18:59
                    А что там за человечек албанский был? Чешского Гурвинека помню.)
                    1. 0
                      21 сентября 2021 19:06
                      Цитата: Sergej1972
                      А что там за человечек албанский был? Чешского Гурвинека помню.)

                      сейчас уже и не помню....это ведь были случайносохранившиеся старые журналы.Не мои.Куда делись? request
                      1. 0
                        2 октября 2021 16:04
                        Вот, из Википедии: В «Клуб Весёлых человечков» входят восемь персонажей, большинство из которых было известно задолго до создания журнала:

                        Карандаш — художник из повести Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина», лидер всей группы, председатель «Клуба Весёлых человечков»[1];
                        Самоделкин — робот из повести Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина», мастер на все руки;
                        Буратино — персонаж сказки «Золотой ключик» А. Н. Толстого;
                        Чиполлино — персонаж сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари;
                        Петрушка — персонаж кукольного театра;
                        Гурвинек — персонаж чехословацкого театра кукол, созданный в 1920-е годы Йосефом Скупой, в 1950-е годы стал популярен в СССР как герой мультфильмов;
                        Незнайка — персонаж сказок Николая Носова;
                        Дюймовочка — персонаж одноимённой сказки Х. К. Андерсена (она появляется не во всех произведениях о «Клубе Весёлых человечков», а иногда вместо неё фигурирует Синеглазка из Зелёного города).
                  2. +1
                    21 сентября 2021 19:26
                    Вообще про Румынию писали много, и обмены делегациями были, и журнал был, на русском языке "Социалистическая Румыния сегодня". В общедоступных СМИ никакой критики в адрес Румынии не было. Только эпизодически упоминалось , что " по ряду вопросов руководство СРР занимает позицию, отличную от позиции других стран, входящих в ОВД". В принципе, при желании любознательный советский гражданин вполне мог узнать о том, что у СРР особая позиция по поводу ввода войск в ЧССР (что, к слову, совершенно не мешало тесным отношениям между Румынией и Чехословакией в разных сферах и многочисленным обменам делегациями) в 1968, ввода советских войск в Афганистан, свержения Пол Пота в Кампучии и в связи с вьетнамско-китайской войной. У нас никогда не скрывали, что Румыния не стала бойкотировать Олимпиаду 1984 года в Лос-Анджелесе. Об этом писали в ежегодниках "Политика. Экономика. Идеология". Да, кстати, можно было и почитать в свободно рапространявшемся журнале " Социалистическая Румыния сегодня". Но, при всём при этом, Румыния считалась дружественным государством, членом социалистического содружества. И на съездах РКП, других мероприятиях в Румынии много говорилось о советско-румынской дружбе, звучали восхваления Брежнева. А, а съездах КПСС тоже никогда о разногласиях с Румынией не говорили. Судя по всему, Брежнев и другие руководители СССР к румынскому фрондированию относились спокойно. Если взять Албанию, то интересно, что её лучшими друзьями были просоветские Вьетнам и Куба, несмотря на то, что по отношению к СССР Албания была настроена враждебно. И во время китайско-вьетнамского конфликта симпатии были на стороне Вьетнама. Ещё у Албании были очень хорошие отношения с КНДР, несмотря на то, что последняя поддерживала Пол Пота, а во время вьетнамо-китайского конфликта соблюдала нейтралитет с большими симпатиями скорее к КНР.
                    1. +1
                      21 сентября 2021 19:36
                      Был фильм, "Комиссар полиции обвиняет". Сериал. Я его посмотрел, когда была статья авторов о Румынии.Мульты были, по моему. Родственники хвалили румынскую обувь.
                      Дома есть книга 50х годов, наша, большая, красивые картинки, Албанские сказки.
    2. +4
      21 сентября 2021 08:11
      Китай, сам себе на уме был, даже тогда когда дружили с СССР.

      Ещё Сталин говорил: "Мао-Цзедун как редиска - снаружи красный, а внутри белый".
  5. +4
    21 сентября 2021 08:07
    Надо заметить, что к 1973 г единого коммунистического в мире не существовало, поэтому позиция Китая и Румынии в отношении Пиночета и не удивительна.
    1. 0
      21 сентября 2021 19:31
      Да, если честно, СССР в 70-х поддерживал отношения и торговал с военным антикоммунистическим режимом правого толка в Аргентине, куда более жёстким и кровавым по сравнению с режимом Пиночета.
      1. 0
        29 ноября 2021 13:49
        Мало ли кто с кем торгует. Торговля - не союз.
        1. 0
          29 ноября 2021 18:40
          Так и у КНР с пиночетовским режимом была торговля, а не союз.
  6. +6
    21 сентября 2021 09:55
    проамериканский прагматизм Пекина и Бухареста

    Здесь нет никакого проамериканского а только прокитайского и проромунского прагматизма.
    СССР "дружил" и с Рейха и с США и с Британии и с фашисткой Италии и сам Сталин говорил, что политика СССР не прогерманская или проамериканская, а только просоветская.
    В то же самое время и СССР и КНР оставались антифашистами и антикапиталистами точно так же как Пиночет, Черчиль, Гитлер и Муссолини оставались антикоммунистами. Руководители СССР при Сталина и КНР думали что внутрение дела Чили, Британской империи, Германии, Италии и так далее должни решат народи етих стран.
    Что здесь неясного и непонятного?
  7. 0
    21 сентября 2021 16:35
    Есен пень, в Китае коммунисты какие то не такие - кривые они.
  8. 0
    26 сентября 2021 09:43
    Автор - типичный пример соотечественника- обывателя. Его абсолютно не интересует сущность рабочего движения и в частности- его коммунистического направления.

    Он в принципе не может поверить, что такое чудо- юдо на практике возможно. ( Этим в России не интересуется почти никто ! Просто потому, что единственное истинно народное движение- у нас - это "движение" ЗеКов- ОПГ- АУЕ, а всё остальное- фантастика и "утопия")
    Зато его интересуют те правители , которые использовали и продолжают успешно использовать имидж "коммунистов". Другими словами- интерес сводится к интересу холопа ;" какие диковинные султаны к каких землях правят и какие же они все гады, особенно комуняки !"
  9. 0
    1 октября 2021 06:36
    История показала что Китай были правы.Пиночет оказался талантлив в управлении страны выведя Чили из кризиса.Чили по уровню и качество жизни час занимает первое место в южной Америки и все это достижение Пиночета.
    1. 0
      2 октября 2021 16:29
      По уровню ВВП на душу населению по номиналу Чили уступает Уругваю. По ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, наоборот, Уругвай немного уступает Чили. Поэтому правильнее сказать, что Уругвай и Чили в этом отношении являются самыми развитыми странами. Тут уже вопрос в том, какой показатель, ВВП на душу населения по номиналу или ВВП на душу населения по ППС, мы считаем более объективным. Но, скажем, система образования, как высшего, так и среднего, в Чили хуже, чем в Аргентине или Уругвае. Вообще, лучшая система образования в Южной Америке и вообще в Латинской Америке это система образования Аргентины. Если брать индекс человеческого развития, то это показатель у Аргентины совсем немного уступает чилийскому. А если брать не показатели на душу населения, а абсолютные величины, то всем стран Южной Америки по размеру экономики далеко до гигантской Бразилии. А чилийская экономика по абсолютным показателям всего лишь шестая экономика Южной Америки. Уровень оплаты труда в Чили самый высокий в Южной Америке, но второй во всей Латинской Америке, уступает костариканскому.
      1. 0
        2 октября 2021 16:37
        Цитата: Sergej1972
        ВВП на душу населения по номиналу или ВВП на душу населения по ППС, мы считаем более объективным.

        ППС- утешение для бедных.Это когда заштопанные домотканные портки в одной стране приравниваются к брюкам от Армани в другой и обьясняют что это одно и то же ибо оба одеты.
  10. 0
    18 октября 2021 21:53
    Российское руководство до сих строит иллюзии о союзе с Китаем.. Ну-ну...
  11. 0
    28 октября 2021 13:57
    Экономика Чили сделала рывок при сильно американском содействии. Полосатым важно было показать Латинской Америке “привлекательность капитализма”. Ибо кроме Кубы и Чили сильные антиамериканские настроения были в Никарагуа, Венесуэле, Эквадоре и тд. Кстати, позднее это проявилось. И американцы сильно в Чили залезли. Отсрочили выплаты по всем кредитам, дали новые длинные и дешевые займы, инвестиции и беспошлинный торговый режим. Конечно, после такого золотого душа рост в 5% годовых случился, только это никакое не чилийское чудо.
  12. 0
    7 ноября 2021 20:03
    Уважаемый автор!
    А нельзя ли подобным образом сделать обзор отношений Испании с Израилем (с 1948) и Финляндией с 1944-го, понятно до 1976 года. Интересно, как развивались отношения Израиля с пронацистким государством, "Голубая дивизия" и т.д.
    Также интересны отноршения Финляндии с Франко; вроде ей разрешили продолжать с ним отношения в обмен на полное признание Монголии, это правда?
  13. 0
    29 ноября 2021 09:19
    саудовцы и "принципиальный светоч демократии"- США.
  14. 0
    29 ноября 2021 13:48
    Цитата: василий50
    По крайней мере в Китае именно ТАК воспринимают некоторые разногласия с американцами и связывают их только с Трампом.


    Трампа нет, а проблемы в отношениях лишь растут. В КНР на самом деле уже открыто говорят о системном характере конфликта с США.