Состояние и перспективы проекта «Суррогат»

37

Несколько лет назад Центральное конструкторское бюро «Рубин» впервые раскрыло информацию о своем новом проекте «Суррогат». Он предусматривал создание безэкипажного подводного аппарата, способного обеспечивать проведение учений флота и решать иные задачи. В дальнейшем работы продолжились, и недавно стало известно о завершении очередного их этапа. Подобные новости позволяют предполагать, что скоро «Суррогат» выйдет из стадии проектирования и доберется до производства.

Инициативная разработка


Впервые о проекте «Суррогат» рассказали в декабре 2016 г. К тому времени ЦКБ «Рубин» успело провести предварительные работы и сформировало примерный облик будущего подводного аппарата. Концепт представили командованию военно-морского флота, и проводились консультации на тему необходимости подобной разработки и путей ее развития с учетом потребностей потенциального заказчика.



Уже в 2016 г. ЦКБ «Рубин» раскрыло основные технические особенности «Суррогата» и круг решаемых задач. Также был опубликован предполагаемый внешний вид подобного аппарата. Любопытно, что в дальнейшем все эти данные неоднократно подтверждались и не подвергались значительной корректировке.

В феврале 2019 г. в отечественных СМИ появились сообщения о планах ВМФ по созданию и принятию на снабжение подводных аппаратов, способных выполнять функции мишеней и обеспечивать проведение учений. Какие-либо подробности таких планов на тот момент не уточнялись. Однако эти новости заставили вспомнить предыдущие сообщения о проекте «Суррогат».

Состояние и перспективы проекта «Суррогат»

"Суррогат" в море. Графика ЦКБ "Рубин"

В июне 2020 г. руководство ЦКБ «Рубин» вновь рассказало о «Суррогате». К этому времени бюро завершило научно-исследовательскую работу. Результаты такой НИР отправлены в профильные организации министерства обороны для оценки. Начаты необходимые консультации. При этом напоминалось, что НИР проводилась в инициативном порядке.

Последние новости о «Суррогате» относятся к первым числам сентября текущего года. РИА Новости привело слова неназванного представителя ЦКБ «Рубин», который рассказал, что подводный аппарат нового типа «спроектирован в России». При этом впервые утверждается, что основные возможности «Суррогата» необходимы «для обмана противника». Ранее речь шла только о проведении учений.

Облик и возможности


Согласно опубликованным материалам, безэкипажный аппарат «Суррогат» имеет вид малогабаритной подлодки. Длина изделия – ок. 17 м; водоизмещение, в зависимости от установленного оборудования, от 40 до 60 т. Предусматривается использование традиционного цилиндрического корпуса с набором хвостовых рулей и гребным винтом в кольцевом канале. Для дополнительных приборов имеются крепления на бортах корпуса и буксируемее устройство.

Аппарат предлагается оснащать электрической энергоустановкой на основе литий-ионных батарей. Расчетная максимальная скорость под водой достигнет 24 узлов. Экономическая скорость – 5 узлов, что позволит преодолеть до 600 миль. Глубина погружения – до 600 м. При использовании целевого оборудования продолжительность плавания будет на уровне 15-16 ч.


Принципы работы подводного аппарата на учениях. Графика ЦКБ "Рубин"

«Суррогат» должен получить современную автономную систему управления. Она должна обеспечивать прохождение по заданному маршруту и выполнение иных задач с учетом обстановки и возникающих ситуаций. Режим дистанционного управления, по всей видимости, отсутствует либо не может использоваться на основных режимах работы.

Проект «Суррогат» предусматривает использование модульной сменной полезной нагрузки. В зависимости от ставящихся задач, аппарат сможет нести те или иные приборы, на бортах или на буксире. В качестве основной нагрузки рассматриваются станции имитации физических полей. С их помощью аппарат будет воспроизводить шум и электромагнитное поле полноразмерной подлодки того или иного типа.

Типы и характеристики целевой нагрузки пока не уточнялись. Однако сообщалось, что такие приборы смогут создавать физполя дизель-электрических и атомных подлодок. Вероятно, предусмотрят возможность имитации отечественных и зарубежных кораблей разных проектов.

В первых сообщениях о «Суррогате» упоминалась возможность применения другой аппаратуры. Так, при помощи гидроакустических и других приборов подводный аппарат сможет вести разведку или составлять карты местности. Подготовка к такой операции будет сводиться, главным образом, к несложной замене целевого оборудования.


Большой противолодочный корабль пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко". В будущем его условной целью может стать серийный "Суррогат". Фото ВМС США

Преимущества и возможности


Согласно основной идее проекта, аппарат «Суррогат» должен обеспечивать проведение учений флота по противолодочной обороне. Такое изделие должно будет имитировать полноразмерную подлодку условного противника. Оно сможет двигаться на глубине и совершать маневры, характерные для реальной цели. Кроме того, за счет дополнительных приборов небольшой аппарат будет демаскировать себя на том же уровне, что и подлодка.

Организация-разработчик считает, что безэкипажный имитатор-мишень имеет ряд важных преимуществ и может положительно повлиять на организацию флотских учений. В первую очередь, они сводятся к техническим особенностям такого подводного аппарата. Имея требуемые характеристики и возможности, он будет проще и дешевле полноценной подлодки в производстве и эксплуатации.

В настоящее время роль условного противника на учениях по ПЛО поручается экипажам реальных ДЭПЛ и АПЛ. Их приходится снимать с дежурства, что усложняет организацию мероприятий. Безэкипажный «Суррогат», в отличие от них, будет постоянно готов к учениям, и его применение не приведет даже к временному сокращению потенциала подводных сил. Впрочем, подобные учения нужны не только ПЛО, но и экипажам подлодок – они отрабатывают скрытное перемещение и выполнение боевой работы.

Еще одно преимущество – принципиальная возможность «замены» подлодок любых типов. Аппаратуру «Суррогата» можно настроить для имитации иностранных субмарин актуальных и перспективных типов, что существенно повысит эффективность подготовки ПЛО.


Ил-38Н - другой потенциальный "охотник" на имитаторы-мишени. Фото Минобороны РФ

Сообщается, что «Суррогат» может нести не только имитационную, но и исследовательскую или разведывательную аппаратуру. Его перспективы в таком контексте полностью зависят от грузоподъемности и списка совместимых приборов. При этом научные или разведывательные миссии вряд ли будут основными. Для таких целей можно использовать любые другие подводные аппараты существующих или перспективных типов. «Суррогату» следует поручать то, в чем он наиболее эффективен.

В последних сообщениях упоминается возможность «обманывать» подлодки противника. Действительно, ключевые способности «Суррогата» могут использоваться не только на учениях, но и в реальных боевых операциях. Простые и недорогие подводные аппараты могут отвлекать на себя внимание подводных и надводных средств ПЛО противника, помогая подлодкам решать поставленные задачи.

По решению заказчика


За несколько последних лет «Суррогат» прошел достаточно долгий путь от общего концепта до научно-исследовательской работы и проектирования. В ходе работ ЦКБ «Рубин» поддерживало связь с ВМФ и учитывало его мнения. Теперь готовая документация по новому проекту передана в профильные организации Минобороны, которым предстоит изучить ее. По результатам анализа будет определена ценность «Суррогата» для флота и необходимость продолжения работ.

Перспективы проекта пока остаются неопределенными. «Суррогат» разрабатывался в инициативном порядке и без заказа ВМФ, хотя и с учетом его мнения. Эти обстоятельства позволяют рассчитывать на интерес со стороны Минобороны, результатом чего позже станет запуск серии и принятие на вооружение. При этом последние новости о завершении проектирования дают повод считать, что судьба нового проекта решится в самое ближайшее время.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    17 сентября 2021 18:09
    Задумка хорошая и нужная. Может учения по ПЛО участятся...
    1. -8
      17 сентября 2021 21:45
      Задумка хорошая и нужная. Может учения по ПЛО участятся...


      Нужная для чего? Отработки ПЛО? Тогда и ПЛО суррогатная будет. Шняга полная. Обоснование в виде отсутствия отвлечения подводников от основных задач ПОЛНАЯ ЕРУНДА. А чем ещё в мирное время должны подводники заниматься? Да боевой подготовкой в море! В МОРЕ! И отрабатываться против надводников "стенка на стенку". И чем больше, тем лучше. Только в море, работая против реальных целей моряки станут моряками. Иначе хорошего ничего не будет.

      Очередной распил бабла. Вы только представьте "торпедолов", который эту шнягу к месту учений доставить должен будет, спустить за борт 50 тонн, потом поднять обратно. А шмякнуть слегка о надстройку? Волнение на море может быть.
      Распил, однозначно!
      1. +7
        18 сентября 2021 00:23
        Какой-такой распил ?
        Русским же языком написано - в инициативном порядке. То есть на заработанные тяжким трудом (от использования в коммерческих интересах Океанариума и бизнес центра Нептун) денежки создают такой необходимый флоту (да что там Флоту - всей стране) аппарат. Однозначно - молодцы.
      2. AVM
        0
        18 сентября 2021 11:53
        Цитата: Podvodnik
        ...Очередной распил бабла. Вы только представьте "торпедолов", который эту шнягу к месту учений доставить должен будет, спустить за борт 50 тонн, потом поднять обратно. А шмякнуть слегка о надстройку? Волнение на море может быть.
        Распил, однозначно!


        Реальность такова, что Дельфийского оракула в ней нет. Поэтому, найти правильный путь можно только путём проб и ошибок - между прочим, именно так работает эволюция в природе, путём естественного отбора.

        Так и с НИОКР. Огромная их часть не находит применения, но если их не делать, что единственным оружием до сих пор оставались бы палки и камни.

        Не зная реальных характеристик изделия и его возможностей Вы сразу уверенно говорите о "распиле".
        1. 0
          18 сентября 2021 21:26
          Не зная реальных характеристик изделия и его возможностей Вы сразу уверенно говорите о "распиле"


          Говорю, потому что знаю что такое боевая подготовка, как она проводилась, и какие результаты достигались. Потому что я в море ходил, и был неоднократным свидетелем неоднозначных ситуаций и решений командования, которые были ошибочными из за недостатка опыта и отсутствия должной морской практики.
          Для примера ситуация обучения катанию на велосипеде-пока педали сам крутить не начнёшь, никуда не поедешь.
          И применимо к морям-пока сам лично не попадешь в ситуацию, когда НЕСКОЛЬКО офицеров БИП ломают голову над классификацией цели и в конце концов тихо матерятся при выходе на ШП контакт и пройдя, как покажут расчеты, в десяти кабельтовых от цели и поняв свои просчеты и ошибки... . Ну какой суррогат это все смоделирует? Да никакой. Здесь поможет только выход в море, реальное обслуживание технических средств и учёт допущенных ошибок.
          Разработали за свой счёт? Да, это не распил. А поставлять флоту эту лишнюю головную боль за чей счёт будут? А средства доставки к месту учений за чей счёт делать? А обслуживание?

          Что значит обоснование "не отвлекать подводников от боевых служб?" Прежде чем их на БС отправить, их выучить нужно! И лучшей школы, чем морская практика нет. Личный состав должен знать возможности техники, оружия, свои пределы. Никакой суррогат это не заменит. А если попробуют заменить, то и навыки будут суррогатными! Неужели не понятно?
    2. 0
      18 сентября 2021 23:57
      По моему, год назад была аналогичная статья. Значит проект и ныне там!
  2. +1
    17 сентября 2021 18:13
    Что бы это не было, но выглядит и читается интригующе.
  3. +1
    17 сентября 2021 18:30
    Расчетная максимальная скорость под водой достигнет 24 узлов. Экономическая скорость – 5 узлов, что позволит преодолеть до 600 миль. Глубина погружения – до 600 м. При использовании целевого оборудования продолжительность плавания будет на уровне 15-16 ч.

    У кого с арифметикой отлично, помогите:
    5 узлов х 16 часов = 80 миль
    24 узла х 16 час = 384 мили
    600 миль : 5 узлов = 120 часов
    600 миль: 24 узла = 25 часов
    600 миль : 16 часов = 37.5 узлов
    "Что, где, когда" или на журфаке арифметике не учат? fool
    1. +5
      17 сентября 2021 19:22
      Вероятно, вы упустили несколько моментов
      Во первых- до 600- это не 600.
      Во вторых
      При использовании целевого оборудования продолжительность плавания

      Вполне возможно, что до 600 миль- это без целевого оборудования. А с целевым- дальность снижается, как и время работы.
      Проблема, возможно, не в арифметике, просто часто такие данные приводятся так, чтобы ввести читателя в заблуждение, не обманывая его напрямую.
      Никто ведь не написал, что он с целевым оборудованием способен за 16 часов пройти 600 миль, не так ли?
      Написано так, чтобы читатель так подумал.
      hi
      1. -1
        17 сентября 2021 19:40
        Во первых- до 600- это не 600.

        Вы тоже считаете, что 80 миль - это "до 600" ?
        Я, к сожалению, ретроград. Поэтому
        1. +4
          17 сентября 2021 19:48
          Формально 80 миль- это до 600, с арифметикой все в порядке.
          И то что с целевым оборудование 16 часов- почему бы и нет?
          Просто не написали, что до 600- это без целевого оборудования, пустой.
          Посмотрите внимательно- нигде ненаписано, что с целевым оборудованием он 600 способен пройти.
          1. -1
            17 сентября 2021 19:51
            Формально 80 миль- это до 600, с арифметикой все в порядке.

            Полностью с Вами согласен. Но при одном условии: все 600 миль должен плыть исключительно "стремительным домкратом".
    2. D16
      +5
      17 сентября 2021 20:01
      У кого с арифметикой отлично, помогите

      В принципе все правильно и логично.
      1. 15-16 часов время работы при использовании целевого оборудования. Оно ест электричество, Потому так мало миль.
      2. На 24х узлах он 16 часов не пройдет. Сядут батарейки. Это максимальная скорость в краткосрочном периоде.
      3. Единственные цифры, скорее всего соответствующие действительности, но без целевого оборудования что с этого толку? wink
      4. На 24х узлах он не пройдет 600 миль.
      5. При использовании целевого оборудования (16часов), которое тоже ест электричество, ни о каких 600х милях речи не идет.
      Так что с арифметикой все в порядке. Надо обращать внимание на всякие мелочи и недосказанности lol .
      1. 0
        17 сентября 2021 20:51
        Честно говоря, разница 80 миль с целевым оборудованием и 600 без него - то есть в 7-8 раз- вызывает сомнение в цифре 600.
        Все таки большой расход энергии именно на движение.
        1. D16
          +1
          17 сентября 2021 21:09
          Не факт. Кто сказал, что с целевым оборудованием этот имитатор будет идти 16 часов со скоростью 5 узлов?
          "аппарат сможет нести те или иные приборы, на бортах или на буксире".(с)
          1. +1
            17 сентября 2021 22:19
            5 узлов указан как экономический ход, то есть предполагает максимальную дальность
            16 часов- как максимальное время с оборудованием
            1. D16
              +1
              17 сентября 2021 22:25
              Так и есть. Оборудование на бортах или буксире. Портит гидродинамику и жрёт электричество. Причем одновременно laughing .
    3. 0
      18 сентября 2021 23:59
      "Что, где, когда" или на журфаке арифметике не учат?
      На журфаке учат вешать лапшу на уши. А уж 4 арифметических действия для них избыточно.
  4. +1
    17 сентября 2021 18:32
    А шо? Можно "Суррогат" и в "ловушку-уничтожитель" ПЛ ,,преобразовать,, ! Погонится мериканская субмарина за "суррогатом ",приняв его за рашен подлодку ,с дурными мыслями: "ох, сейчас вструмлю...!"... А "Суррогат " оставит по пути "kakaшky " (мину-торпеду)..."вот и вся,вот и вся...песня кончилася !"
    1. +2
      17 сентября 2021 21:32
      А "Суррогат " оставит по пути "kakaшky " (мину-торпеду)


      Чего ради? Как "он" узнает о наличии вражеской пл?Средств обнаружения нет. А если бы и были, то в таких размерах они бесполезны.
      Для обычного минирования не применим. Мины некуда "совать".
      1. 0
        17 сентября 2021 23:26
        Цитата: Podvodnik
        ак "он" узнает о наличии вражеской пл

        Вы это серьёзно ? belayА статью читали? А то что-то не похоже... Мдааа...! Оказывается, вы и мой коммент не поняли...Сожалею... request
  5. -1
    17 сентября 2021 19:29
    Название Суррогат дурацкое. Надо переименовать.
    1. +2
      17 сентября 2021 20:44
      Ну это, как я понимаю название ОКР. А настоящее название потом будет.
  6. 0
    17 сентября 2021 21:24
    [quote=Avior]Вероятно, вы упустили несколько моментов
    Во первых- до 600- это не 600.
    [quote] Абонент Оператору - у меня проблема с PIN кодом! - И какой Вы вводите? -Четыре 0 и четыре 1. - Так четыре 0, или четыре 1? - А какая разница, все равно ведь четыре звездочки!
  7. 0
    18 сентября 2021 17:15
    это же можно как надувной танк на земле использовать)
  8. 0
    18 сентября 2021 21:47
    простые и не дорогие

    Да ладно, спасибо... .
    Очень не дорогие.
    Хотите совершенствовать противолодочные навыки? А вы у моряков спросили, что им для этого надо? Нет? И зачем огород городить? Если Вы в этом разбираетесь как свиньи в апельсинах?
    Если хотите помочь- постройте КОМПЛЕКСНЫЙ(е) тренажёр(ы) типа "Ольхи" (в Палдиски был такой). Загружаете туда экипажи надводников, подводников, летунов и прочих причастных и отрабатывайте их там до потери сознания! Пусть воюют друг против друга, взаимодействие отрабатывают... .Вот тогда толк будет.
    1. +1
      20 сентября 2021 11:32
      Конечно запрос должен быть от самих моряков. Но, на своем опыте разработчиков КСА (в иной области) мы знаем, что конечные эксплуатанты часто даже не знают ЧТО мы можем и не всегда понимают, КАК им это использовать. По идее сбором и обобщением такой информации и выработкой методик применения должны заниматься военные НИИ - это их работа. Но, ничего не попишешь, уровень таких прикладных НИИ очень упал, судим по своей области. Поэтому эти задачи "популяризации" приходится брать на себя Разработчикам - самим вникать в предметную область, объяснять Эксплуатанту, что он выиграет. И лишь в процессе испытаний и опытной эксплуатации они "входят во вкус", выдают нам дельные замечания и рекомендации, и начинают сами творчески использовать инструменты, которые мы им даем. Но это процесс сложный, конфликтный и весьма затратный (XXI век на дворе - хочется больше научно обоснованных, системно-инженерных подходов со стороны Заказчика/Эксплуатанта и поменьше "метода научного тыка").

      Не отрицая необходимости учений с выходом в море кораблей для "игры в кошки-мышки", нужно признать, что это Очень дорого. А обучение нужно вести постоянно.
      А как наши будут реалистично имитировать параметры НК и ПЛ противника - их габариты и форму, скорость, динамику движения и сопутствующие физ. поля? Так наши моряки научатся охотиться только друг за другом? Подобные комплексы позволят реалистичнее воспроизводить "портреты" систем противника, закладывая в них данные, добытые разведкой.

      Этот аппарат - "мобильная платформа". Он может служить для обучения. Они будут полезны при тестировании наших новых кораблей и систем, при разработке новых тактических приемов. Могут работать как мобильная составляющая распределенной системы наблюдения (нести ГАС, магнитометры, фото детекторы и пр.) и быть ложной целью для средств наблюдения противника.

      Еще более перспективным мне представляется использование для этих целей "роя" (тут уместнее говорить - "косяка") подводных беспилотников (БППА). Согласованно маневрируя индивидуально/группами, меняя свои параметры акустической видимости, такой косяк БППА сможет имитировать движение группы НК, ПЛ, "портреты" работы их ГАС, пусков торпед и ракет, а также различные шумы моря и пр. (причем, т.к. динамика видимости зависит не от физической скорости БППА, а лишь от режима "мерцания гирлянды" , то рой может имитировать как перемещение очень быстрых и маневренных объектов, так и пространственно протяженных).

      Но крайне важно проектировать систему применения - чтобы кроме самого аппарата были созданы модульные программируемые источники/приемники сигналов и инструментарий для сбора и анализа данных разведки и построения модели сигналов -> Ввода упражнения в обучающую/тестирующую КСА -> Загрузки нужных сигналов в имитатор -> Выполнения упражнения -> Сбора и анализа данных о выполнении упражнения/теста. Это даже сложнее, чем сам носитель!

      Концепция нравится. Все зависит от полноценности и цены реализации.
      1. 0
        21 сентября 2021 00:29
        Концепция нравится. Все зависит от


        Согласен, нравится. И очень многое Вы правильно подмечаете. Но!
        Батарейки маловаты для того, что Вы описываете, связь невозможно постоянно поддерживать, роем управлять, как Вы предлагаете, в этом случае невозможно. Чем этот рой к месту применения доставить и оперативно выпустить?
        Согласен, флот и сам не всегда говорит, что ему нужно. Здесь необходимы сначала обоснования, моделирование, расчеты, тактика и взаимодействие с наукой и промышленностью. Для этого люди грамотные нужны, кадровый отбор нормальный. А в случае с суррогатом объект есть, а по его применению мыслей нет. Что толку фантазировать без расчетов?
        Поговорка есть в тему, про седло. Вещь крутая, вот только нужно ли оно корове?
      2. 0
        21 сентября 2021 00:34
        Это даже сложнее, чем сам носитель!

        Это не просто сложнее, это и дороже в несколько раз.
        1. +1
          22 сентября 2021 18:46
          Разделяю Ваш скепсис. "Корову" бы желательно спросить. Именно поэтому уделил много внимания роли методического обеспечения со стороны военных НИИ (без этого велик риск потратить немалые средства, которые можно пустить на менее экзотические, но не менее (а то и более) важные задачи: постройка и модернизация кораблей, обучение, береговое обеспечение и быт моряков).

          Это не просто сложнее, это и дороже в несколько раз

          Абсолютно верно. Поэтому и хочется видеть комплексную научно проработанную программу, идущую от перспективных потребностей моряков. И уже под нее создавать оборудование и носители.

          Но, с другой стороны, такие смелые НИР нужны. Без них мы отстанем в этой перспективной сфере (тренд на роботизацию явный). Прежде чем замахиваться на "рои" (да, пока это фантастика), нужно набить шишки в менее амбициозных программах типа этой. Чтобы отработать вопросы на которые Вы обратили внимание: энергетика, связь, автономность и "Чем этот рой к месту применения доставить и оперативно выпустить?".
          1. 0
            22 сентября 2021 19:37
            Поэтому и хочется видеть комплексную научно проработанную программу


            Ваши бы мысли, да кому надо в уши.

            Честно признаюсь, за время службы, хоть и давно это было, сложилось впечатление, что никому нахрен (это если цензурно) ничерта не нужно.
            А при попытке сделать что то нужное часто слышишь в лицо: "Тебе что, больше всех надо?" Эта фраза больше всего "нравится". Прямо девиз какой-то.

            Опять упёрлись в известную фразу известного человека:"Кадры решают все!"
          2. 0
            22 сентября 2021 19:51
            Без них мы отстанем в этой перспективной сфере


            Для начала нужно решить, на сколько это перспективно вообще. На сколько это "седло" нужно "корове", и не будет ли оно ярмом во всех смыслах. Решается это не очень сложным моделированием и расчетами: сделали, доставили, где хранить, кто обслуживает, как доставлять туда, как доставить обратно, как перезарядить, как обеспечить навигационную безопасность, как применять, а не маловат ли запас хода, как перепрошить программу, ГДЕ ВЗЯТЬ БАЗУ ФИЗ ПОЛЕЙ партнеров, обучить учителей, обучить персонал, ЗИП опять же. Взять калькулятор и сложить. Присвистнуть и сказать:"Да за каким фигом оно это надо?"
            1. 0
              23 сентября 2021 16:51
              Для начала нужно решить, на сколько это перспективно вообще.

              Без этого ни одну серьезную программу и начинать не стоит. Вот, военные моряки (и особенно Ваши коллеги подводники и ПЛО-шники) часто сетуют на удручающее положение морской авиации.Возможно, что на данном этапе восстановление морской авиации важнее? Понимать и считать надоть, но это дело вашей военной науки.

              ГДЕ ВЗЯТЬ БАЗУ ФИЗ ПОЛЕЙ партнеров, обучить учителей, обучить персонал, ЗИП опять же.

              Трудно представить что у ВМФ нет централизованной базы данных характеристик и физ.полей кораблей, побережий и пр. Есть же разведка (ГРУ или как оно там сейчас называется), "Гидрографическая служба ВМФ"; у "Главного управления глубоководных исследований МО" (ГУГИ) всякие сверхсекретные "лошарики" в морских глубинах тоже явно не просто работают; флот несет дежурство/учения, работает ПЛО, есть некая сеть ГАС; в НИИ Крылова и ЦАГИ есть отделения физ. полей; наши арктические научные ледовые станции тоже слушают море. По идее вся эта информация куда-то должна сводиться, обобщаться. И выдаваться в виде "портретов" для загрузки в КСА/АСУ наблюдения и наведения? (или все "настолько секретно", что некий НИИ МО/ФГУП "сидит на этих данных" и никому они недоступны ? - тогда караул. Надеюсь, что это не так)

              Но, даже если такого банка пока нет, то проведение НИРа должно обозначить проблему и толкнуть к решению. Это будет полезный организационно-технический результат.

              Или Вы выше задались вопросом "Чем этот рой к месту применения доставить и оперативно выпустить?". Явно "суррогаты" (особенно с прицелом на "рои") должны быть приспособлены для доставки на НК, ПЛ (в типовых торпедных аппаратах, пусковых шахтах ракет и во внешних контейнерах-обтекателях), самолетами и вертолетами. Или же специализированными ПЛ-транспортерами для доставки и обслуживания "косяков" . Нужны унифицированные "контейнерные" системы транспортировки и обслуживания всего этого хозяйства.
              (т.е. их нужно спроектировать или до/переоборудовать имеющиеся НК и ПЛ - это затраты, затраты)

              Вопросов уйма. Для Разработчиков, одним из главных выходов такого НИР должны стать обоснование ("на фига козе баян?") и картированные технологические цепочки и Отраслевые Стандарты (MIL-SPEC), отражающие видение самими Заказчиками/Эксплуатантами их предметной области. Четко выраженные в понятных инженерам таблицах, графиках, формулах и алгоритмах. Иначе нам работать очень сложно.

              ...Взять калькулятор и сложить. Присвистнуть и сказать:"Да за каким фигом оно это надо?"

              Или окажется, что суммарный военно-экономический эффект напротив велик и есть смысл городить огород? Общий тренд на роботизацию явно вырисовывается, вести разработки необходимо. Но, без излишнего "инновационного зуда" (все же это не ракетно-ядерное оружие, которое все перевернуло).
              1. 0
                23 сентября 2021 19:52
                По идее вся эта информация куда-то должна сводиться


                Конечно, должна. Вот только воспользоваться ей я не мог.
                Услышав от акустика "ледокол одновальный семилопастной" все мои действия по классификации были "никакими". Вся "звериная дивизия" никогда не могла (в мою службу) воспользоваться этими данными для классификации целей(определить конкретный тип пл, к примеру). А ведь кому как не этой дивизии такие данные были нужны. Эти самые "портреты" нечем было обрабатывать. Причина банальна: "барсы" разрабатывались во времена, когда 133 серия микросхем была за счастье, а долговременное ЗУ строилось на ферритовых кольцах с ручной прошивкой. Прикомандированные в автономку спецы подключали свой комп в обычный разъем для наушников на "Скате" и самостоятельно что то "мудрили". Хоть так...
                1. +1
                  25 сентября 2021 13:38
                  Удручает. Но будем надеяться, что по сравнению со временем Вашей службы, ситуация постепенно улучшается.
                  А наш диалог, неплохая иллюстрация того, чего можно добиться даже при таком кратком и поверхностном обсуждении - раз-два копнув мы вышли на важное направление работы - создание ЕДИНОГО БАНКА ФИЗ. ПОЛЕЙ как системы сбора, анализа, хранения и доведения актуальных данных до всех заинтересованных пользователей (для обучения экипажей, настройки аппаратуры наблюдения и целеуказания, разработчикам АС/АСУ/КСА и прикладной науке для более глубоких исследований). В результате мы получим хорошую базу для повышения эффективности флота и для осознанного внедрения таких платформ как "суррогат".
                  И спасибо за Ваши разъяснения.
  9. 0
    2 декабря 2021 10:52
    А вот интересно - обманывать реального противника, имитируя нашу подлодку, в то время, пока реальная подлодка совсем другими делами занимается, эта штука может?
  10. 0
    3 декабря 2021 19:31
    Ну и для отвлечения внимания от основных сил сгодится.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»