Причина катастрофы болгарского МиГ-29 подтвердилась после расшифровки в России бортового самописца

38
В расследовании дела об авиакатастрофе МиГ-29 и трагической гибели пилота поставлена точка. В профильном подразделении российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» расшифровали данные бортового самописца, который после катастрофы был передан российской стороне на изучение представителями минобороны Болгарии.

В июне нынешнего года самолет выполнял задачи в рамках совместных болгарско-сербских учений «Шабла-21». В ночь с восьмого на девятое июня борт пропал с радаров, командование объявило о прекращении учебных маневров и начале поисково-спасательной операции. Обломки истребителя МиГ-29 были найдены вскоре на глубине около 70 метров у болгарского побережья в Черном море.



Пилот – начальник штаба эскадрильи Третьей авиабазы «Граф Игнатьево» майор Валентин Терзиев, погиб при выполнении задания. В последний путь его проводили с почестями, присвоив посмертно высокую награду и звание подполковника. Двумя неделями позднее подняли на поверхность бортовой самописец истребителя, обнаруженный в районе падения. Прибор оказался поврежден, и для извлечения информации его решено было передать российским специалистам.

Выяснением причин катастрофы занималась военная комиссия. Первоначально рассматривались несколько версий – от ошибок, допущенных в момент пилотирования до отказа оборудования на борту самолета. По отдельным данным, состояние авиатехники в болгарских ВВС на начало 2021 года оставляло желать лучшего. В летном состоянии поддерживалась лишь часть эскадрильи «советских» времен, оставшейся на балансе болгарского министерства обороны. Навигационное и иное оборудование 12 истребителей МиГ-29 и трех самолетов модификации МиГ-29УБ считалось устаревшим.

Министр обороны Болгарии Георгий Панайотов на специально организованном брифинге озвучил предварительные выводы комиссии: потеря пилотом пространственной ориентации в момент исполнения воздушного маневра. Эта версия легла в основу отчета болгарских следователей. Впоследствии она подтвердилась в ходе тщательного изучения бортового самописца российскими экспертами, которое завершилось накануне. Получается, что речь не шла о какой-либо технической неисправности самолёта.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -32
    16 сентября 2021 17:59
    Так навигационное оборудование устаревшее, видать отказало или ещё что. Ведь если б работало хорошо, то пилот бы не потерял ориентацию. Летали же годами на нём и ничего, вряд ли тут какой-то невероятный маневр был.
    1. +30
      16 сентября 2021 18:08
      Цитата: horus88
      Ведь если б работало хорошо, то пилот бы не потерял ориентацию

      При серьезных перегрузках, даже на простейших виражах, пилот зрение может потерять, не то, что ориентацию. Отец, военный летчик, называл такое состояние "рассвет-темнота", когда периодически отливает кровь от головы и темнота, как шторку закрыли. На малых высотах это опасно. Приборы в этом деле не помогают. Летчик их может вообще не видеть...
      1. +22
        16 сентября 2021 18:32
        Думаю что здесь главный фактор не малая высота,а водная гладь.Еще и ночью.Когда нет ПРИВЫЧНЫХ ориентиров,пилот начинает ориентироваться на свой вестибулярный аппарат,не обращая внимание на приборы.
        В таком состоянии самолет,попадающий в возушный поток, создает у пилота ощущение задравшегося носа.
        И он переводит его в режим пикирования...
        1. +8
          16 сентября 2021 20:33
          Цитата: knn54
          Думаю что здесь главный фактор не малая высота,а водная гладь.

          Да и раньше летчики в ночное время разбивались над морем путая небо и морскую поверхность.
    2. +7
      16 сентября 2021 19:55
      Так навигационное оборудование устаревшее, видать отказало или ещё что. Ведь если б работало хорошо, то пилот бы не потерял ориентацию. Летали же годами на нём и ничего, вряд ли тут какой-то невероятный маневр был.

      Такое суждение имеет место быть. Болгарские МиГ-29 из первых серии, произведенные сорок лет назад. У них нет автоматические системый на выхода из опасных состояний. Полет проводился в сложные условия, воздушная мишень сработала нещатно, пилот был заслеплен яркой вспышки. Вопреки нещатной ситуации, он был решен сбить ее. (Это кстати говорить о готовность болгарских летчиков рисковать и сражатся, если нужно). Эфект оптической иллюзии, привел к ошибочное восприятие положения в пространстве и к катастрофе.
      Нужные новые современные самолетый, 29-ках уже надо списывать. hi
      1. +7
        16 сентября 2021 21:39
        Цитата: pytar
        Нужные новые современные самолетый, 29-ках уже надо списывать.

        Здесь дело не в самолёте, а в том кто там был!
        1. +1
          17 сентября 2021 09:06
          Здесь дело не в самолёте, а в том кто там был!

          Наверно и то и то имеют значение! Плохое техническое состояние Миг-29 создавало проблемы. В 2017 г. доходилось до отказ пилотов лететь на ним.
          24.10.2017 г. Пилоты авиабазы ​​Граф Игнатьево сегодня утром отказались от полета. Об этом сообщает bTV. Все пилоты заявили, что неуверенно летят на своих МиГ-29, а запланированные учебные полеты провалились.
          https://www.clubz.bg/59889-pilotite_na_graf_ignatievo_otkazvat_da_letyat
          Правда после етого мигах отремонтировали, но все равно налет остается ниский, а это беспорно негативны фактор повышающий риска! Неудовлетворительны остается и уровень компетентности руководство полетов! К него тоже есть критика. hi
      2. +10
        17 сентября 2021 08:27
        Цитата: pytar
        Болгарские МиГ-29 из первых серии, произведенные сорок лет назад. У них нет автоматические системый на выхода из опасных состояний.

        Это неправда. Система автоматического управления обеспечивает увод самолета с заранее заданной опасной высоты, кроме того имеется режим "Приведение к горизонту" (на фото расположение кнопки).

        1. +2
          17 сентября 2021 09:07
          Система автоматического управления обеспечивает увод самолета с заранее заданной опасной высоты, кроме того имеется режим "Приведение к горизонту"

          Ясно. Принимаю заметку. hi
      3. 0
        17 сентября 2021 08:31
        Нужные новые современные самолетый, 29-ках уже надо списывать.

        так Болгария вроде уже и прикупила Ф16. Теперь американскую технику будете привлекать в качестве причины....
        1. +4
          17 сентября 2021 09:12
          так Болгария вроде уже и прикупила Ф16. Теперь американскую технику будете привлекать в качестве причины....

          Поставка Вайперов еще не началась. Да и Мигах не спишут сразу. Вообщето в доклад "Военной полиции" по поводу аварии, как причина указанна "ошибка пилота", а не "техническая проблема".
          Пилоты люди, они могут ошибатся. Техника тоже может подвести. Это опасная профессия, не кажды может стать летчиком!
      4. -3
        18 сентября 2021 03:50
        Возможно уже пришла пора списывать и пилотов болгарских ВВС по причине крайне низкой готовности.
        1. +2
          18 сентября 2021 11:07
          Возможно уже пришла пора списывать и пилотов болгарских ВВС по причине крайне низкой готовности.

          Август месяц был "черным" для российских ВВС. Случилась череда тежелейшие авиакатастроф, погибло много летчиков. Когда такое случается, надо не "списывать пилотов", а усиливать контроль на ТО самолетов, и улучшать подготовку пилотов! Надеюсь в РФ и у нас, ответственные за случавшегося сделают выводы!
    3. +3
      17 сентября 2021 08:33
      Цитата: horus88
      Ведь если б работало хорошо, то пилот бы не потерял ориентацию.

      Летел нач. штаба, скорее всего для подтверждения квалификации. Налёт, исходя из должности, никакой. Вот и не выдержал перегрузок.
      1. +5
        17 сентября 2021 09:29
        Летел нач. штаба, скорее всего для подтверждения квалификации. Налёт, исходя из должности, никакой. Вот и не выдержал перегрузок.

        М-р В.Терзиев летит на МиГ-29 с 2015 г. Несмотря на свою должность, у него налет не такой малый. Он часть элитой болг. авиации. Один из самых опытных пилотов. До аварии у него не было ни одного летного произшествия. 6-того мая вел формации перелетающая на парада над Софии. Знаково, в 29.06.2019 г. он участвовал в демонстрации по катапультирование и спасание военного летчика! Судьба намекала, но не помогла, в критический для себя момент Валентин не успел катапультироватся и спастить!
        Видео с последнее интервью М-ра Терзиева:
    4. +2
      17 сентября 2021 08:55
      Человеческий организм корректно работает, только при векторе силы в землю, т. к. эволюционно других не было и при перегрузках датчики организма начинают глючить. Пилот может не понимать, где верх, а где низ.
  2. +3
    16 сентября 2021 17:59
    вероятно тут свой злой рок сыграл маленький налет в последнее время этого летчика из-за плохого состояния авиапарка
  3. 0
    16 сентября 2021 18:05
    Сразу после катастрофы какой-то болгарский "эксперт" написал, что его сбили сербы (было на ВО).
    1. +1
      16 сентября 2021 19:00
      Насколько я помню, братушкинские експерды кричали что все дело в том что самолеты российские (советские), а вот F-35 вообще безаварийные...
    2. Комментарий был удален.
  4. 0
    16 сентября 2021 19:02
    Ну и где же наши братушки, которые рассказывали что все дело в том что самолеты гов (зачеркнуто) плохие, потому что русские???
  5. +19
    16 сентября 2021 19:37
    Еще на 14.07. 2021 г. раследуящая произшествии служба "Военная полиция" публиковала подробный доклад с заключением. Короткое резюме переведенно мною на русском сдесь:

    Базовая версия военной полиции: Потеря пространственной ориентации стала причиной катастрофы истребителя МиГ 29 9 июня этого года, в которой погиб летчик майор Валентин Терзиев. В трагедии сыграли свою роль и неверная оценка риска со стороны группы боевого управления и руководство полетах. Сопровождающими причинами являются особенности полетов над морем в ночное время, характеризующиеся отсутствием визуальных ориентиров за пределами кабины пилотов и самолета, необходимость пилотирования только по приборам, а также неправильное распределение внимания перед тем, как предпринять маневр для выхода из атаки.
    Пилоту была поставленна задача сбить воздушная мишень в ночные условия на высоте ок 6 тысь. метров над уровня моря. Установленно, что мишень еще с запуска сработала не штатно.
    Расследование установило, что запущенная цель внезапно стала падать быстрее, чем ожидалось, и это потребовало дополнительного маневрирования, чтобы пилот мог поразить ее. Сложные условия полета привели к тому, что у пилота возникла визуальная иллюзия, что цель находится над ним (такое упражнение - стрельба по цели должна производиться с снижением по отношению к цели). Этот вид визуальной иллюзии известные под названия «очарованием».
    Внимание пилота было сосредоточено на цели, а не на параметрах полета (скорость, высота, пространственное положение). После пуска ракеты он предпринял стандартный маневр для выхода из атаки, но, скорее всего, не контролировал положение самолета относительно горизонта из-за визуальной иллюзии. Он думал, что цель находится над ним, и стрелял из горизонтального полета, но на самом деле он был в относительно плоском пикировании, и цель была обстреляна сверх этого, на фоне моря.
    Запас высоты, который имелся у самолета после пуска ракеты, давал дополнительную уверенность в том, что он без проблем выйдет из атаки, поскольку в сознании пилота пока полет был управляемым и управляемым. Комиссия считает, что до последнего момента полета пилот не восстановил правильную ориентацию для ситуации в пространстве и, следовательно, не предпринял действий для выхода из аварийной ситуации, которая привела к тому, что ситуация перешла в катастрофической.
    Основанием для таких выводов является тот факт, что в последний момент перед прерыванием радиосвязи и исчезновением отметки истребителя с РЛС летчик спокойным голосом запускает стандартный отчет об отключении главного выключателя систем управления вооружением и об нормальная работа двигателя.

    Было разсмотренно и несколько альтернативные версии, но в процес раследования они были отвергнутые.

    Полная версия доклада, с всех параметрах полета по времени на болг. яз. в *pdf сдесь:
    https://www.scribd.com/document/515758943/20210714-Doklad#download&from_embed


    Экспертиза записей "черной коробки" сделанная российскими специалистами потвердила версию болгарских военных следователей.

    Майор Валентин Терзиев.
    1. +6
      17 сентября 2021 04:22
      Цитата: pytar
      Короткое резюме переведено мною на русском здесь:

      Вот такие комментарии стóят тысяч сообщений-междометий или «глубоких диванных» размышлений...
      Спасибо за исчерпывающую информацию.
      1. +5
        17 сентября 2021 09:54
        Вот такие комментарии стóят тысяч сообщений-междометий или «глубоких диванных» размышлений...Спасибо за исчерпывающую информацию.

        Уважаемый Юрий Василевич, я не являюсь специалистом по теме, но с интерес почитал весь доклад. Там посекундно описанно положение самолета и все параметры. Как понял, пилот начал подход к цели с высь. 6 тыс. м., а цель на находилась на выс. 5 тысь. м. и стала резко /нещатно/ терят высоту. Переходя к плоское пикирование с вис. 1433 м. и на скорость 948 км.ч. запускает ракету. 7-секунд позже, мишень пораженна. С выс. 1310 м. на той же скорости, МиГ-29 начинает сход справо. Связь с самолета теряется 5 секунд после поражении цели.
        При всей сложности ситуации м-р Валентин Терзиев погиб, но задания исполнил! hi
  6. +12
    16 сентября 2021 19:50
    Потеря пространственной ориентировки не редкий случай в авиации.
    Аэродром Лерц, ночные полеты, ПМУ, самолет МиГ-27, опытный летчик, полет над Балтикой,катастрофа.
    ЕМНИП, год 1980.
    Вывод комиссии проводившей расследование аналогичный.
    1. +15
      16 сентября 2021 20:17
      Потеря пространственной ориентировки не редкий случай в авиации.

      Как ни странно, такое является частая причина и для ДТП при вождении ночу! Случается как на правой дороги, так и на извилистой. Отсуствие контрасных ориентиров, ослепление встречных авто, может неожиданно привести к потери ориентации и к тежелейшие катастрофы! Я сам попадал в таких ситуации. Особенно запомнился случай, когда вел авто ночу по извилистой горной дороги! Заслепили, за мной облизывая бампера следовала фура. Справо пропасть, а вокруг ничего не видно! Отражения света окончательно сбили ориентации где лево, где справо! Получилась оптическая иллюззия как то бы находишся в воздухе, а видишь только какоето яркое петно! Кошмарное переживание, надо признать! hi
    2. 0
      16 сентября 2021 22:29
      Добрый вечер, однополчанин! Я тоже в этом полку служил. Только немного позднее.
      1. 0
        16 сентября 2021 22:32
        Добрый. В какой АЭ?
        1. +2
          16 сентября 2021 22:33
          Как обычно: начинал летехой в 3-й, затем первая. 1988-1993 гг. Потом вывелись и сменили МиГ-27 на МиГ-29.
          1. +1
            16 сентября 2021 22:37
            2 АЭ, в 1990 заменился в Жангиз-Тобе.
            1. +1
              17 сентября 2021 11:23
              Очень рад! Значит 2 года служили вместе. drinks
            2. 0
              17 сентября 2021 18:08
              В 1990 я срочку служил в Жангизе -РВСН.
  7. +7
    16 сентября 2021 20:44
    Царство небесное летуну...
    1. 0
      17 сентября 2021 19:31
      С одной стороны да а с другой стороны он в НАТО ... Надеюсь если случится что то то славяне( болгары) будут на нашей стороне ...
  8. mvg
    -13
    16 сентября 2021 23:01
    Вот так бывает. Угробишь технику, сам погибнешь, а тебе, вместо возмещения ущерба, внеочередное звание и медалька. Чтоб пенсию родным увеличить. Как у нас футболистам. После проигрыша - пересмотр контракта в сторону увеличения (Зелимхан Бакаев) Лимит, однако, Светлоликий сказал.
  9. -2
    17 сентября 2021 08:53
    Потеря ориентации, а. т. к. ЭДСУ нет, то и "панической кнопки" тоже.
    1. +5
      17 сентября 2021 12:20
      Цитата: EvilLion
      а. т. к. ЭДСУ нет, то и "панической кнопки" тоже.

      Как это взаимосвязано?

      САУ-451. Режим "приведение к горизонту" предназначен для автоматического приведения самолета к горизонтальному полету при потере летчиком пространственной ориентировки.
      Включается режим вручную нажатием кнопки-лампы ПРИВЕД.К ГОРИЗ. Включение режима возможно при любых значениях углов крена и тангажа. При этом снимаются все включенные ранее режимы САУ, кроме режима ДЕМПФЕР.
      Если в момент включения режима | γ | >80°, то управление сначала происходит только в канале крена, а при входе в зону углов крена (по модулю) от 7° до 80° - в каналах крена и тангажа. При углах крена (по модулю) менее 7° и углах тангажа (по модулю) менее 40° автоматически включается стабилизация курса. При углах крена (по модулю) менее 7° и углах наклона траектории (по модулю) менее 5° автоматически включается с задержкой 4-5 секунд режим СТАБИЛИЗАЦИЯ ВЫСОТЫ.

      Такой режим есть даже на МиГ-21, оснащенных автопилотом АП-155.
  10. Комментарий был удален.
  11. +2
    18 сентября 2021 14:48
    Над морем при плохой видимости горизонта потеря пространственной ориентировки вполне реальная.
  12. 0
    19 сентября 2021 12:10
    Ну хоть где-то Петров с Бошировым оказались не причастны.