Военное обозрение

Противоминный полуманевр российского судостроения

32
Противоминный полуманевр российского судостроения

Тральщик. В привычном нам понимании, основанном обычно на материалах о Второй Мировой войне, это небольшой и неказистый такой кораблик. Пара пушечек отгонять бакланов, пулеметы, небольшой ход и тралы.


Но только глупец недооценит или с презрением будет отзываться о пользе этих кораблей. Война давно закончилась, но только не для этих кораблей. Сколько лет после войны тральщики чистили Балтику, сколько мин было обезврежено в Черном море – это была сверхпроблема. Которую решили не линкоры и авианосцы, а эти неказистые труженики моря.

Зачастую – за счет своих экипажей, ибо человечество придумало множество смертоносных вещей и набросало их в море.

Тральщики, хоть их и называют теперь кораблями противоминной обороны, актуальны совершенно так же, как и 100 лет назад, так как мины тоже не потеряли своей актуальности. Более того, мины стали «умнее» и опаснее. Об этом стоит поговорить отдельно, они того стоят.

Но у нас речь пойдет не о минах последнего поколения. А о кораблях, которые должны с ними бороться.


Где? На ум приходят четыре региона, где это может стать весьма актуально: Персидский залив, Балтика, Черное море и сирийское побережье. Причем, грамотно вываленные в Заливе три-четыре десятка мин смогут очень красиво парализовать мировую торговлю нефтью и вызвать некрасивые последствия.

Тральщик актуален и полезен.

А что у нас? У нас все очень своеобразно. Как обычно, впрочем. В августе флоту был передан заводом «Северная верфь» очередной корабль проекта 12700 «Александрит» - «Георгий Курбатов».


Очередной – это звучит красиво и уверенно. Это четвертый корабль проекта 12700. Вообще «Курбатов» был заложен первым, но из-за пожара постройка была очень сильно «сдвинута вправо». Если быть совсем точным – пожар запросто мог уничтожить корабль на стапеле. Этого не произошло, к огромному счастью, «Курбатова» отстояли и достроили.

Тральщики проекта 12700 – это так называемые БТЩ, базовые тральщики. Задачи этих кораблей с одной стороны, просты до безобразия: БТЩ в первую очередь должен находить и ликвидировать мины в прибрежной зоне. И наоборот, осуществлять постановку мин там, где это будет необходимо.

Кстати, с БТЩ проекта 12700 была связана очень странная история, о которой много тогда говорили специалисты. Это случилось не так давно, в 2017 году. Тогда главком ВМФ Владимир Королев (бывший уже главком) взял и перевел первый корабль проекта 12700 «Александр Обухов» и все следующие за ним корабли в МТЩ, морские тральщики.

МТЩ – это корабль несколько иного плана. Его основная задача – сопровождение корабельных группировок и обеспечение их противоминной безопасности на всем протяжении похода и выполнения задач.

Это корабли большего водоизмещения, чем БТЩ, соответственно, у них больше габариты и выше мореходность. «Александриты» совершенно не годятся для походов в дальнюю океанскую зону. Для этого у них нет ни мореходности, ни автономности.

Потом тральщикам вернули прежний статус БТЩ. Вообще сама по себе авантюра адмирала Королева была не от хорошей жизни. Просто, как всегда у нас, не продуманно поступил бывший Главком ВМФ. От того, что БТЩ превращается на бумаге в МТЩ, на деле так не выходит. И «тришкин кафтан» получается. Королеву деваться было некуда, пусть на бумаге, но с МТЩ надо было что-то делать.

Однако, если с «Александритами» у нас все более-менее, то есть, корабли пошли в серию и за ближнюю зону можно будет не опасаться, то вот с МТЩ все обстоит куда печальнее.

Морской тральщик – необходимый инструмент в корабельной группировке. Наши зачастую очень активные, но не очень понимающие господа поклонники каких-то там походов на другой край земли и там демонстрации российского флага или того хуже, эскадренных боев на просторах Мирового океана, они не понимают, что авианосец – не панацея от всех бед. Требуются корабли сопровождения, которые не дадут утопить это дорогостоящее корыто.

У нас на три флота десять морских тральщиков. Шесть в составе Черноморского флота, два в составе Северного флота и два на Тихом океане.

Причем, противоминных кораблей, способных вывести атомную подводную лодку в оперативную зону океана или моря по сути всего два: это морские тральщики проекта 12660 «Рубин» «Владимир Гуманенко» и «Железняков», принадлежностью СФ и ТОФ соответственно.


Эти корабли, построенные довольно давно (1994 и 1988 год) - первые советские МТЩ, способные уничтожать глубоководные мины-торпеды «Captor», гидроакустические буи противолодочной системы оповещения «Colas» и другие подводные объекты противника на глубине до 1000 метров.

И именно эти тральщики способны вывести атомную подводную лодку на оперативный простор, обеспечив ей защиту от мин и торпед. Мина, выставленная на пути выхода АПЛ в Мотовский залив, например – это большая проблема.

«Рубины» в состоянии выполнить задачу по проводке АПЛ в океан, несмотря на свой возраст. Оборудование на них вполне современное, способное бороться с минами последних поколений. Акустическими, магнитными, электромагнитными, автоматическими.

«Железняков» и (особенно) «Гуманенко» оснащены вполне прилично. Они выполняют задачи по поиску мин с помощью гидроакустической станции, искателей-уничтожителей с дистанционным управлением, акустических и электромагнитных тралов. Для уничтожения мин различных принципов действия используются акустический и электромагнитный тралы, самонаводящиеся противоминные снаряды-торпеды, торпеда, получающая целеуказание от корабля. Применяется и традиционный контактный трал.

И вот только эти два корабля могут справится с такими важными задачами. Остальные морские тральщики в составе флотов – еще более древние корабли проекта 226 «Аквамарин» и его различных модификаций. То есть, построенные в интервале от 1960 до 1980 годов. Абсолютно неспособные работать против современных мин.

Исключение может составить «Вице-адмирал Захарьин» проекта 266.8, построенный в начале двухтысячных, имеющий относительно современные средства поиска.


С этим кораблем получилась вообще грустная история. Дело в том, что тральщики проекта 226МЭ (модернизированный, экспортный) охотно покупались другими странами. Но после начала 90-х уровень оснащения кораблей перестал устраивать заказчиков, и от этого тральщика отказался Вьетнам. Корабль дооборудовали и отправили служить на Черное море. Теперь это самый современный тральщик в составе ЧФ. Далекий от совершенства, но за неимением лучшего…

Вообще имеем худшее. Минно-тральные сил российского флота сегодня – это примерно на одном уровне по эффективности с авианесущими силами.

О морских тральщиках сказали, вернемся к базовым тральщикам. Если рассмотреть состав ВМС РФ сегодня, львиная доля БТЩ – это корабли проекта 1265 «Яхонт».


Этих тральщиков в СССР было построено 81 корабль. И они служат даже сегодня, если это можно назвать службой. Основное средство поиска на «Яхонтах» был КИУ-1, искатель-уничтожитель. Да, в 70-е годы это был вполне современный комплекс. Через 50 лет – сами понимаете, музейный экспонат, как и его носители.

Количество «Яхонтов» не могло компенсировать качества. Хотя с количеством тоже все более чем печально, но хотя бы есть свет в конце тоннеля в виде «Александритов».

Условно. Условный свет в конце безусловного тоннеля. Потому что «Александритов» если и закажут, то не столько, сколько нужно флоту.

Флот заявил о необходимости иметь в составе около 20 тральщиков. Вполне приемлемая цифра, учитывая, что тральщик – не фрегат, с ним проблем не должно быть.


Но экономическая ситуация в стране несколько пошатнулась, и заказ был уменьшен наполовину. И вместо 20 кораблей в гособоронзаказе осталось 10. Потом, правда, добавили еще 2 корабля.

Хватит этого количества, чтобы покрыть потребности флотов? Каждый сам может ответить себе на этот вопрос. Принимая во внимание, что «Яхонты» являются тральщиками только на бумаге.

Кстати, есть смысл, тем, кому это интересно, ознакомиться с результатами учений «Open Spirit», в которых раньше принимали участие наши корабли. Противоминные учения НАТО прповодятся на Балтике ежегодно, благо, материала хватает и количество обезвреженных мин Второй Мировой войны считается десятками.

Наши корабли перестали принимать участие в учениях. Может, по политическим мотивам, а может, потому, что ничего не могли показать кораблям НАТО, оснащенных по полной программе.

Теперь вся надежда на «Александриты». 12 кораблей – это не бог весть какая цифра, но это все-таки лучше, чем мамонты «Яхонты», которые ничего не могут.


Проект 12700 – современный проект. Корпус из стеклопластика, прочный, долговечный и не боящийся морской воды. И не магнитный, что для тральщика более чем жизненно. Технология не новейшая, но труженики Средне-Невского судостроительного завода настолько хорошо овладели ею, что могут строить корпуса кораблей до 80 метров длиной из стеклопластика.

Единственное, что опасно для таких корпусов – огонь. Так случилось с «Александром Курбатовым». Начался пожар, который мог высокой температурой деформировать корпус, который потом выправить просто не было бы возможности. Монолитный корпус пришлось бы просто утилизировать.

Корпус спасли, но постройка корабля затянулась на четыре года. Ничего, можно и подождать. Корабль того стоит.

Помимо пластикового корпуса, из того же материала сделаны и надстройки. Конечно, на корабле достаточно металла, который может формировать физические поля, на которые реагируют современные мины. Потому на тральщиках присутствует и классическая аппаратура размагничивания.

Минимизирована и акустическая активность корабля. Двигатели и все, что может издавать шум большой громкости, установлено на резиновые демпфирующие подушки.

Естественно, работали и над снижением электромагнитного излучения и электростатических полей. То есть, всего диапазона излучений, способных активировать взрыватели современных мин.

В дополнение к защите – хороший комплекс нападения на мины. Стационарные и буксируемые гидроакустические станции, искатели-уничтожители последних поколений, подводные поисковые аппараты. Аппараты как управляемые, так и подводные дроны, способные действовать самостоятельно.


К огромному сожалению, основные средства борьбы с минами почти ВСЕ были закуплены во Франции, которая сегодня является лидером по производству противоминного вооружения и средств поиска.

Первые корабли серии имели на себе:
- два автономных противоминных подводных аппарата «Alister 9» с рабочей глубиной до 100 метров;
- два телеуправляемых подводных аппарата типа «K-Ster Inspector» с рабочей глубиной до 300 метров;
- десять одноразовых телеуправляемых подводных аппаратов-уничтожителей мин типа «K-Ster Mine Killer»;

Плюс в комплекте должен был быть и противоминный телеуправляемый катер типа «Inspector-MK2». Вышла неувязка и катер не поместился на корабле, оказавшись чуть больше, чем требовалось согласно техзаданию.

На замену французской машине был срочно разработан катер «Сканда», способный действовать без экипажа, на дистанционном управлении.


Слава богу, хоть гидроакустическое оборудование и тралы отечественные. Но есть над чем задуматься, потому что очень сомнительно, что французы и дальше будут поставлять на такое оборудование для тральщиков.

Надо иметь свое.

Есть и вопросы к оставшимся «Яхонтам». Учитывая, сколько их еще осталось (более 20). Почему эти корабли, котрые, кстати, отличались от собратьев исключительно удобным размещением экипажа, представляющие собой сегодня музейную ценность (не в таких количествах) не взять и не модернизировать?

Почему древний и бесполезный КИУ-1 не заменить на новейший самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин СТИУ-3 «Маевка»?


Комплекс разработан, испытан, готов к работе. Он отечественный, что очень немаловажно в наше время.

Возникает вопрос, почему бы командованию флота не произвести такую модернизацию, причем, не только «Яхонтов», но и «Аквамаринов»? Кому помешают на флоте корабли с новейшим вооружением?

«Маевку» разработали специалисты АО ГНПП «Регион» из корпорации Тактического Ракетного вооружения. Это разработчики противолодочного «Пакет-НК», «Шквала» и многих других полезных вещей.

«Маевка» может искать и уничтожать мины на глубине до 300 метров. Горизонтальная скорость аппарата 6 узлов, вертикальная – 1 узел. Длина – 3 метра, ширина – 1,6 метра, высота – 0,84 метра. Масса – 740 килограммов. Масса заряда для уничтожения мин – 100 килограммов. Толщина перерезаемого стального троса – до 12 миллиметров.

У аппарата своя гидроакустическая станция, «Маевка» может выходить в атаку на мину по указаниям корабельной информационной системы, транслируя действия на борт корабля при помощи видеокамеры.

Почему это оружие, или, скажем, новейший комплекс «Александрит» не могут занять место на кораблях, тем самым, действительно превращая их в корабли, которые смогут служить и служить реально, а не на бумаге?

12 «Александритов» - это, конечно, шажок вперед по пути возрождения флота, но нужны реальные шаги. Увы, но нам в первую очередь необходимо создавать не авианосцы, а корабли, которые должны будут их защищать.


Или, как вариант, выводить подводные ракетоносцы на ударные позиции в океане. Авианосец с такой работой не справится. Нужен трудяга-тральщик. Очень нужен.
Автор:
32 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 22 dmdc
    22 dmdc 21 сентября 2021 06:41
    +18
    Нет на ТОФе никаких "Рубинов" и никогда не было. И автор не в теме что "Александриты" теперь, снова или опять, Морские тральщики.
    1. Наводлом
      Наводлом 21 сентября 2021 08:04
      +5
      Цитата: 22 dmdc
      Нет на ТОФе никаких "Рубинов" и никогда не было.

      похоже, что «Железняков» в составе Черноморского флота, а «Гуманенко» - Северного.
      http://russianships.info/today/
    2. 22 dmdc
      22 dmdc 21 сентября 2021 08:36
      +11
      Приказ ГК ВМФ от 16.08.2021 757 об отнесении противоминных кораблей пр. 12700 к подклассу "Морские тральщики".
    3. venik
      venik 21 сентября 2021 23:04
      +4
      Цитата: 22 dmdc
      И автор не в теме что "Александриты" теперь, снова или опять, Морские тральщики.

      ========
      Автор еще и не в курсе, что серия из 12 тральщиков "Александрит" будет продолжена, до 22 единиц!.
      Кроме того, автор очевидно не вкурсе, что БТЩ (изначально) Тральщики проекта 12700 "Александрит" и МТЩ "Рубин" (пр.12660) не так уж и сильно отличаются ни по габаритам ни по водоизмещению, ни по дальности хода:
      .......................................МТЩ "Рубин"......БТЩ "Александрит"
      -----------------------------------------------------------------------------------
      Водоисм. (станд./полн.), т.: 900/1228..................800/890
      Длина, м:..................................70............................61,6
      Ширина, мю:............................12............................10,3
      Осадка (max), м.:......................4..............................3,3
      Дальность, миль (узл.):.......1500 (12).................1500 (10)
      Автономность, сут.:.................15..............................10
      Скорость (max), узл.:..............18..............................16
      Экипаж, чел.:...........................60 .............................44

      Т.е: "Александрит" по водоизмещению, габаритам и ТТХ, гораздо ближе, к морским тральщикам, состоящим на вооружении ВМФ РФ, нежели к базовым (крупнейшие из которых пр. 1265, имеют полное водоизмещение 480 т)!!! Увы, но это так! Хотя конечно не помешали бы более мореходные МТЩ, с в/и не менее 1200-1300 т.
      1. Serg65
        Serg65 22 сентября 2021 08:54
        0
        Цитата: venik
        не помешали бы более мореходные МТЩ, с в/и не менее 1200-1300 т.

        what Зачем? 266-й проект отлично проявил себя в Персидском заливе.
        1. venik
          venik 22 сентября 2021 12:03
          0
          Цитата: Serg65
          what Зачем? 266-й проект отлично проявил себя в Персидском заливе.

          ========
          "Аквамарин" для своего времени был весьма удачным проектом. Но для сопровождения отрядов кораблей в дальних походах (в.т.ч. и обеспечения противоминной защиты авианосной группы), желательно иметь что-то более мореходное и автономное, типа "Рубина" или даже чуть поболее!
          1. Serg65
            Serg65 22 сентября 2021 14:51
            -1
            Цитата: venik
            для сопровождения отрядов кораблей в дальних походах

            what Кстати, а зачем тральщику сопровождать отряд кораблей в дальнем походе?
            1. venik
              venik 23 сентября 2021 22:19
              -1
              Цитата: Serg65
              Кстати, а зачем тральщику сопровождать отряд кораблей в дальнем походе?

              =========
              Глупый вопрос. А зачем их отправляли в свое время в Персидский залив, где дежурили отряды кораблей ВМФ СССР??? Ответ - очевиден: для обеспечения противоминной защиты!
              1. Serg65
                Serg65 24 сентября 2021 08:24
                -1
                Цитата: venik
                Глупый вопрос

                laughing Отнюдь! Зачем нужен тральщик для охраны отряда кораблей в открытом море!
                Цитата: venik
                зачем их отправляли в свое время в Персидский залив

                Не поверите, но в первую очередь для конвоирования танкеров сухогрузов !!!! wink
                Применение тральщиков по прямому предназначению началось через год и имело единичные случаи!
                Цитата: venik
                где дежурили отряды кораблей ВМФ СССР

                А тральщики как раз и были теми самыми кораблями ВМФ СССР дежурившими в Персидском заливе, а выполняли они роль современных кораблей пр. 22160 сильно ненавидимых нынешними "флотоводцами"!
                1. venik
                  venik 24 сентября 2021 17:01
                  +1
                  Цитата: Serg65
                  Не поверите, но в первую очередь для конвоирования танкеров сухогрузов !!!! wink
                  Применение тральщиков по прямому предназначению началось через год и имело единичные случаи!

                  =========
                  Да я в принципе - "в курсе"! Но для таких задач, гораздо лучше бы подошли противоминные корабли с бОльшей дальностью хода, бОльшей автономностью и мореходностью!.
                  -------------
                  Цитата: Serg65
                  А тральщики как раз и были теми самыми кораблями ВМФ СССР дежурившими в Персидском заливе, а выполняли они роль современных кораблей пр. 22160 сильно ненавидимых нынешними "флотоводцами"!

                  ==========
                  Что касается 22160 - то сколько уже "тапочек с дивана" огреб, пытаясь объяснить, что этот проект не так уж и плох и по крайней мере НУЖЕН, ВМФ, в.т.ч. и в мирное время, ибо имеет малую стоимость (как строительства, так и эксплуатации), при невероятных (действительно не имеющих аналогов) для корабля такого класса дальности и автономности. Полное (буксировочное) сопротивление - там тоже невероятно низкое, да и мореходность намного выше, чем у большинства "одноклассников"..... Есть нарекания, по скорости, шумности и вооружению.... Но, первые две проблемы могут быть решены путем установки силовых агрегатов на вибропоглощающие "башмаки" и применения винта переменного шага.... А вот дополнительное вооружение в виде АК-630 и "Гибки" (с ПЗРК и ПТУР "Атака" (по схеме: 2+1 или 1+2), там бы не помешало...... Ну а в военное время: так есть возможность быстро смонтировать 2 контейнера с ПКР "Калибр", "Оникс" или "Уран" или КР......
                  Так нет же: "эксперты" твердо убежденные, что корабль ВМФ должен быть нафарширован оружием, как утка яблоками, истошный визг поднимают......
                  1. Serg65
                    Serg65 27 сентября 2021 08:12
                    +1
                    Цитата: venik
                    "эксперты" твердо убежденные, что корабль ВМФ должен быть нафарширован оружием, как утка яблоками

                    В таком плане можно сравнить с Буревестниками! Корабль в 2 раза больше по тоннажу, с дальностью плавания в 2 раза меньше и со слабым вооружением для такого корабля!
                    1. venik
                      venik 27 сентября 2021 14:08
                      0
                      Цитата: Serg65
                      В таком плане можно сравнить с Буревестниками! Корабль в 2 раза больше по тоннажу, с дальностью плавания в 2 раза меньше и со слабым вооружением для такого корабля!

                      =========
                      Ну, не совсем удачный пример: "Буревестник как раз имеет весьма мощное для корабля такого водоизмещения противолодочное вооружение. Их кстати иногда классифицировали как БПК....А вот если сравнивать с "поющими фрегатами" - вот там действительно!
                      1. Serg65
                        Serg65 28 сентября 2021 07:22
                        0
                        Цитата: venik
                        Ну, не совсем удачный пример

                        Ну от чего же...1135 чистый противолодочник с очень слабым ПВО, конвойная ценность ниже среднего как и у пр. 266!
                        Цитата: venik
                        .А вот если сравнивать с "поющими фрегатами"

                        Ну друг мой, это продукт своего времени...идеальный образец начала изменения корабельной военно морской моды! wink
                      2. venik
                        venik 28 сентября 2021 13:41
                        0
                        Цитата: Serg65
                        Ну от чего же...1135 чистый противолодочник с очень слабым ПВО, конвойная ценность ниже среднего как и у пр. 266!

                        ========
                        Ну так его именно для задач ПЛО и создавали! А вот сравнивать СКР 1135 с МТщ 266, в качестве кораблей эскорта - я бы не стал! Абсолютно разные возможности! ПВО там - слабенькое, что да, то да! Но по крайней мере - самооборону корабля 2 "Осы" и 2х2 76 мм или 2х1 100 мм все же как-то обеспечивали......
                        -----
                        Цитата: Serg65
                        Ну друг мой, это продукт своего времени...идеальный образец начала изменения корабельной военно морской моды!

                        =========
                        Когда-то это был мой любимый корабль! Изящный, лаконичный, вроде все есть, но ничего лишнего..... В юности мечтал построить его модель, уже и корпус сделал,.... а потом как-то закрутился, так и не доделал..... А вот 1135А - до сих пор на столе стоит!
                      3. Serg65
                        Serg65 29 сентября 2021 09:27
                        0
                        Цитата: venik
                        Но по крайней мере - самооборону корабля 2 "Осы" и 2х2 76 мм или 2х1 100 мм все же как-то обеспечивали

                        Это мой родной проект, 8 календарей на нем отходил. В составе ордера, да ... согласен, корабль на своем месте. В патруле (слежении) смертник, в прочем как и любой другой корабль. В одиночном конвоировании ..... как свадебный генерал, одиночные катера, самолеты отпугнуть от конвоя способен, а при жестком наезде на конвой...бессилен. Лодки верврага гонял тузик зайцев, это бесспорно....в мае 91 года СКР Жаркий на БС в Средиземке умудрился прямо под ТАРКР Калининым обнаружить вражескую лодку, ГАС Калинина её не видел!
                      4. venik
                        venik 29 сентября 2021 10:18
                        0
                        Цитата: Serg65
                        В одиночном конвоировании ..... как свадебный генерал, одиночные катера, самолеты отпугнуть от конвоя способен, а при жестком наезде на конвой...бессилен.

                        =========
                        Вы имеете ввиду воздушную атаку? Или наезд надводных сил?
                        P.S. Ну а насчет слабого ПВО, так тут вопрос: А что еще кроме "Осы" туда могли впихнуть? "Шторм" - слишком громоздкий, "Волна - тоже, да и устарела она к тому времени.....
                        А в целом, 1135 - выглядел вполне себе внушительно по сравнению с НАТО-вскими "одноклассниками"! hi drinks
                      5. Serg65
                        Serg65 29 сентября 2021 12:02
                        -1
                        Цитата: venik
                        Вы имеете ввиду воздушную атаку? Или наезд надводных сил?

                        Одновременная атака. Причем со стороны авиации зачастую звездный налет.
                        Цитата: venik
                        А что еще кроме "Осы" туда могли впихнуть?

                        При модернизации ЗРК Ураган (он же Штиль), правда от тяжелее ПУ Оса-М на 23 тонны...но на 11356 он при видоизмененной ПУ вполне уместился. Раструб вполне можно было заменить Водопадом, в место носовой Осы, немного потеснив кубрик БЧ-3 воткнуть Ураган, а в место кормовой Осы поставить АК-630.
                        hi drinks
                      6. venik
                        venik 29 сентября 2021 15:21
                        0
                        Цитата: Serg65
                        При модернизации ЗРК Ураган (он же Штиль), правда от тяжелее ПУ Оса-М на 23 тонны...но на 11356 он при видоизмененной ПУ вполне уместился.

                        =======
                        Да, уместился! Но он ("Ураган") появился значительно позже! Как и "Уран", который тоже на 1135 уместился! Но все это было ПОЗЖЕ.......
                        -------
                        Цитата: Serg65
                        Раструб вполне можно было заменить Водопадом

                        =======
                        Так вроде при модернизации его и ставили... Или я не прав?
  2. Наводлом
    Наводлом 21 сентября 2021 07:23
    +2
    Не берусь судить о технической грамотности статьи.
    Кое-где просится правка
    представляющие собой сегодня музейную ценность (не в таких количествах) не взять и не модернизировать?

    и уточнения (какое противоминное оборудование получают Александриты сейчас)
    Но в целом отличная статья удалась.
    И тема благодарная.
    Спасибо, Роман.
  3. slm976
    slm976 21 сентября 2021 09:10
    +30
    Автор в очередной раз взял чужую статью, пересказал её своими словами и выложил под своим именем, во всём мире это называется плагиат(((.
    Оригинальная статья "Пахари глубин", на прошлой неделе была опубликована в Военно-Промышленном курьере:
    https://vpk-news.ru/articles/63835

    Причём как обычно, автор пересказывает статью бездумно, без какого либо анализа и проверки, повторяя ошибки оригинальной статьи, как например, автор пишет:

    А что у нас? У нас все очень своеобразно. Как обычно, впрочем. В августе флоту был передан заводом «Северная верфь» очередной корабль проекта 12700 «Александрит» - «Георгий Курбатов».


    - хотя любой человек хоть немного интересующуйся судостроением знает, что противоминные корабли проекта 12700 строит и соответсвенно передаёт флоту Средне-Невский судостроительный завод. Так откуда автор взял "Северную верфь!?
    А о ней было написано в оригинальной статье:

    В конце августа на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге произошло значимое для ВМС событие. Черноморскому флоту был передан корабль противоминной обороны «Георгий Курбатов», построенный по проекту 12700 «Александрит».


    Еще раз, по моему, для того чтобы писать на тему флота, надо флотом хотя бы интересоваться, реально переживать за него, озвучивать свои мысли, а не просто заполнять сайт пересказом чужих статей, да еще и с ошибками...
    1. Артём Карагодин
      Артём Карагодин 21 сентября 2021 10:22
      +6
      Спасибо за информацию,коллега! А то я чуть не одобрил публикацию Романа.
      1. slm976
        slm976 21 сентября 2021 10:51
        +4
        Здравствуйте. Пожалуйста. В данном случае, если кого и следует плюсовать, то автора оригинальной статьи))..
    2. Alexey RA
      Alexey RA 21 сентября 2021 15:08
      +5
      Цитата: slm976
      Автор в очередной раз взял чужую статью, пересказал её своими словами и выложил под своим именем, во всём мире это называется плагиат(((.

      К сожалению, это уже превратилось в традицию.
      1. slm976
        slm976 21 сентября 2021 15:20
        +1
        К сожалению, это уже превратилось в традицию.

        Вот это и напрягает!((
  4. Avior
    Avior 21 сентября 2021 09:14
    +14
    По поводу Александритов пр12700 пару лет назад была, помнится, на ВО очень подробная статья Климова. С очень подробным разбором проекта от корпуса до средств миноискания. Критическим разбором, скажем так.
    В том числе по поводу средств обнаружения мин
    6. Первоначально планировавшиеся к поставки одноразовые уничтожители K-Ster (в отличие, например, от немецких Sea Fox) крайне дороги, очень сложны в эксплуатации и не обеспечивают применения при минусовых температурах (!). Вместо них были поставлены «гражданские» обследовательские ТНПА SeaScan, которые вообще неспособны решать боевые задачи.

    https://topwar.ru/156497-chto-ne-tak-s-novejshim-pmk-proekta-12700.html
    там же были ссылки на статьи специалистов - корабелов по поводу стеклопласикового корпуса
    На фото виден набор из балок с тавровым сечением (!), при этом пояски балок набраны в полную толщину и разрезаны (!). Все это напоминает макет стального корпуса, изготовленный из стеклопластика, но никак не стеклопластиковый корпус… Такие варианты конструкции и балок набора использовались на заре пластмассового судостроения, когда еще мало кто знал, как работать с этим материалом; но уже лет 40 такие конструкции не применяются…

    https://www.korabel.ru/news/comments/o_stekloplastikovom_sudostroenii_i_novom_tehnologicheskom_rekorde.html
    Были затронуты и другие вопросы.
    А по поводу морских тральщиков - американцы на часть эсминцев Арли Берк ставят системы поиска мин, что позволяет решить вопрос с мореходностью.
    планируется оснастить 6 кораблей (DDG 91-96) перспективными системами минной защиты RMS (сокр. англ. Remote Minehunting System). Основным элементом системы RMS является необитаемый управляемый подводный аппарат, способный обнаруживать морские мины на глубинах от 6 до 50-60 м

    По последней тенденции, которая сейчас в разработке на Западе, корабль база вообще на минное поле заходить не будет- остановился в стороне, выпустил автоматические безэкипажные катера, способные на подходе к минному полю самостоятельно выпустят подводные аппараты поиска и уничтожения мин, способные работать в том числе в автономном режиме. При таком подходе комплексы поиска и уничтожения мин богут базироваться на разных кораблях- от судов снабжения до боевых кораблей, причем не обязательно крупных.
  5. Костя Лавинюков
    Костя Лавинюков 21 сентября 2021 11:47
    +5
    Этот повторяющийся абзац в середине фишка автора?
    1. Кузь
      Кузь 21 сентября 2021 19:11
      +21
      Цитата: Костя Лавинюков
      Этот повторяющийся абзац в середине фишка автора?

      Нет, это размещение копии с ошибками
  6. владимир1155
    владимир1155 21 сентября 2021 13:29
    -1
    очень злободневная статья, миннотральные силы необходимо наращивать и развивать
  7. RABIT102
    RABIT102 21 сентября 2021 21:39
    -1
    А Королёва то расстреляли?)
  8. timokhin-a-a
    timokhin-a-a 22 сентября 2021 10:14
    +3
    И опять пальцем в небо... Александрит - самый большой и мореходный тральщик в ВМФ, Роман. Ну и остальное примерно в том же духе...
  9. eehnie
    eehnie 22 сентября 2021 12:14
    0
    I tend to think that Russia will apply to its sea based and air based combat fleets, the same philosophy that has been applying to its land based combat fleet in the last years, that allowed to Russia to successfully help to its allies with land based combat armament, like in the case of Syria.

    It means that Russia can give exit in the short-term (maybe by teh end of 2021) to the last units of the combat projects that are not to continue in the Russian Armed Forces (Projects 641 done?, 106 done?, 613, 1204, 1134, 1174 and 1259( /2)), by decommission and scrapping, museization, or help to allies (only the Project 1204 can keep some mechanical reserve for help).

    But in the rest of the cases of remaining sea based combat projects that are to continue in th e Russian Armed Forces, including the Projects 697, 1258, ( /0)266( /6/8) and 1265, maintenance of the units is certain to be assured, and economically prudent modernizations are almost certain, in the mold of these of some veteran land based projects like the BRDM-2, in order to keep a level of functionality that can be appreciated by the countries that receive the help at the right moment.
  10. alberigo
    alberigo 23 октября 2021 01:54
    0
    Очень необходимые корабли. До ВОВ ими немного пренебрегают, в силу тех же экономических причин, но потом локти кусали во время Таллинского перехода, да и около Севастополя. Однако к чести минеров быстро справились с аккустическими и магнитными минами.