США рассматривали возможность разрешить экспорт истребителей пятого поколения F-22
Помимо комплексов электроники и связи, а также элементов, отвечающих за работу системы «стелс», самолет имеет двигатели с регулируемым вектором тяги, уникальную авионику. Поэтому Raptor не передавали даже странам-союзникам – хотя на это рассчитывали в Японии и особенно в Израиле. Чтобы сохранить статус-кво, придумали специальную добавку в законодательство, известную как поправка конгрессмена Дэвида Оби («Тhe Obey Amendment»). Хотя и в Токио, и в Тель-Авиве понимали, что это лишь формальное прикрытие для настоящих причин.
Концепт тактического истребителя с более продвинутыми характеристиками, чем у F-15, разрабатывался в середине 1990-х годов. Ради уникального проекта объединились специалисты из Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Первый образец «Раптора» был представлен в апреле 1997 года. Однако уже тогда не было единства мнений по поводу массового производства и применения новинки: самолет получился очень дорогим, а времена «холодной войны» с развалом СССР канули в прошлое.
Бюджету программа серийного выпуска обошлась во многие миллиарды долларов. Последний серийный F-22 поступил в распоряжение ВВС США в 2012 году, после чего конвейер был остановлен. Боевым дебютом истребителя принято считать исполнение задач в небе над Сирией в 2014 году. Хотя ранее сообщалось о применении этих истребителей 5 поколения и в Афганистане. Правда, смысл не до конца понятен. Для бомбардировок террористов вряд ли целесообразно использовать стелсы. Проверив самолет в реальных условиях, лоббисты ВПК попытались вернуться к вопросу о расширении выпуска – через разрешенную продажу на экспорт.
Этой схеме мешала поправка Оби, внесенная в Закон 1998 года об ассигнованиях минобороны. Она препятствовала передаче технологий усовершенствованного тактического истребителя F-22 любому иностранному правительству. Поправка считается действующей до сих пор – хотя выяснилось, что еще в конце 2009 года отдельной группе экспертов было поручено исследовать возможность для создания модификации «Раптора» с изменениями в наборе применяемых технологий, которую можно было бы продавать за рубеж.
Прототипом экспортного варианта послужили модели последних конвейерных сборок. В одном из первоначальных сценариев подразумевалось использование рабочих линий после официального завершения контрактов с Пентагоном – чтобы не иметь лишних затрат на перезапуск после консервации. При такой схеме один истребитель обходился бы в 165 миллионов долларов при общей смете в 8,3 миллиарда долларов. С учетом двухлетней паузы экспортная серия из 40 машин стоила бы уже 11,6 миллиарда, а «поштучный ценник» вырос бы до 232,5 миллиона за один самолет. Расходы прогнозировались без таких дополнительных нагрузок на бюджет как компенсации производителям и затраты на обучение пилотов и обслуживающего персонала, а также последующее сервисное обслуживание.
Считается, что технологии «Раптора» до сих пор представляют интерес для конкурентов – несмотря на то, что с появлением у ВВС США новейших F-35 и их модификаций Пентагон имеет на руках альтернативный набор сверхсекретных разработок, а у России и КНР хватает и своих «ноу-хау». Так или иначе, исходный программный код F-22 по-прежнему находится под запретом на передачу кому-либо, кроме американских ВВС. И признаков, указывающих на изменение существующего расклада, пока не предвидится.
- Николай Стальнов
- Официальный архив минобороны США media.defense.gov
Информация