Военное обозрение

США рассматривали возможность разрешить экспорт истребителей пятого поколения F-22

23
Серийный выпуск всех моделей F-22 Raptor, сделанных по заказу Пентагона, находился под официальным запретом на продажу за рубеж. Истребитель со всеми своими секретами не должен был достаться врагу. Американцы боялись, что технологии, применявшиеся при строительстве самолета, попадут в руки России или Китая через третьи страны.


Помимо комплексов электроники и связи, а также элементов, отвечающих за работу системы «стелс», самолет имеет двигатели с регулируемым вектором тяги, уникальную авионику. Поэтому Raptor не передавали даже странам-союзникам – хотя на это рассчитывали в Японии и особенно в Израиле. Чтобы сохранить статус-кво, придумали специальную добавку в законодательство, известную как поправка конгрессмена Дэвида Оби («Тhe Obey Amendment»). Хотя и в Токио, и в Тель-Авиве понимали, что это лишь формальное прикрытие для настоящих причин.

Концепт тактического истребителя с более продвинутыми характеристиками, чем у F-15, разрабатывался в середине 1990-х годов. Ради уникального проекта объединились специалисты из Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Первый образец «Раптора» был представлен в апреле 1997 года. Однако уже тогда не было единства мнений по поводу массового производства и применения новинки: самолет получился очень дорогим, а времена «холодной войны» с развалом СССР канули в прошлое.

Бюджету программа серийного выпуска обошлась во многие миллиарды долларов. Последний серийный F-22 поступил в распоряжение ВВС США в 2012 году, после чего конвейер был остановлен. Боевым дебютом истребителя принято считать исполнение задач в небе над Сирией в 2014 году. Хотя ранее сообщалось о применении этих истребителей 5 поколения и в Афганистане. Правда, смысл не до конца понятен. Для бомбардировок террористов вряд ли целесообразно использовать стелсы. Проверив самолет в реальных условиях, лоббисты ВПК попытались вернуться к вопросу о расширении выпуска – через разрешенную продажу на экспорт.



Этой схеме мешала поправка Оби, внесенная в Закон 1998 года об ассигнованиях минобороны. Она препятствовала передаче технологий усовершенствованного тактического истребителя F-22 любому иностранному правительству. Поправка считается действующей до сих пор – хотя выяснилось, что еще в конце 2009 года отдельной группе экспертов было поручено исследовать возможность для создания модификации «Раптора» с изменениями в наборе применяемых технологий, которую можно было бы продавать за рубеж.

Прототипом экспортного варианта послужили модели последних конвейерных сборок. В одном из первоначальных сценариев подразумевалось использование рабочих линий после официального завершения контрактов с Пентагоном – чтобы не иметь лишних затрат на перезапуск после консервации. При такой схеме один истребитель обходился бы в 165 миллионов долларов при общей смете в 8,3 миллиарда долларов. С учетом двухлетней паузы экспортная серия из 40 машин стоила бы уже 11,6 миллиарда, а «поштучный ценник» вырос бы до 232,5 миллиона за один самолет. Расходы прогнозировались без таких дополнительных нагрузок на бюджет как компенсации производителям и затраты на обучение пилотов и обслуживающего персонала, а также последующее сервисное обслуживание.

Считается, что технологии «Раптора» до сих пор представляют интерес для конкурентов – несмотря на то, что с появлением у ВВС США новейших F-35 и их модификаций Пентагон имеет на руках альтернативный набор сверхсекретных разработок, а у России и КНР хватает и своих «ноу-хау». Так или иначе, исходный программный код F-22 по-прежнему находится под запретом на передачу кому-либо, кроме американских ВВС. И признаков, указывающих на изменение существующего расклада, пока не предвидится.
Автор:
Использованы фотографии:
Официальный архив минобороны США media.defense.gov
23 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. knn54
    knn54 18 сентября 2021 15:40
    -4
    -разрешить ЭКСПОРТ истребителей пятого поколения F-22.
    Совсем плохие,однако.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 18 сентября 2021 15:44
      +5
      Это лучше чем на металл порезать. Их будут в любом случае списывать, логичнее кому-то продать с модернизацией.
      1. mvg
        mvg 18 сентября 2021 16:22
        +8
        продать с модернизацией

        Сами признавались, что модергизировать нерентабельно. Если только Израилю, а он сам что то придумает.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 18 сентября 2021 16:28
          +3
          Для США нерентабельно, у неё иные масштабы. Для Израиля, Австралии, Японии, Ю.Кореи пойдёт. Хотя последнии два свои истребители разрабатывают.
          А так да окно возможностей закрывается, ближе к 30ым годам появятся еще несколько истребителей 5/6 поколения, тогда от F-22 смысла точно не останется.
        2. Flanker692
          Flanker692 20 сентября 2021 01:26
          0
          Не знаю кто там признавался, но F-22 в данный момент готовиться пройти очередную по ходу уже последнюю, но крупную модернизацию: радар, движок, прошивка и т.д. Самолет поддерживают бодрячком до появления NGAD, т.к. он остается в случае конфликта с равным противником "на острие копья". Вывод ожидается с 2030 года, и то при условии, что NGAD начнет появляться в войсках. Но у самолета все равно есть свои проблемы: стоимость часа 45-50тыс долл, годовой налет сертифицированных летчиков F-22 не более 60 часов в год, что экстремально мало для нормы ~120-150 часов, и боеготовность чуть более 50%. Не понятно с чем это связано. Может проблемы с запчастями от подрядчиков, но на вооружении есть куда-более старые F-15C и там с боеготовностью все в порядке. Может тупо экономят ресурс самолета. А может просто как раз идет плановый вывод самолетов на модернизацию, что делает их по факту небоеспособными.
          Данная статья основана на другой иностранной публикации. В ней так же сказано, что даже, если бы F-22 продали за рубеж, заказчики получили бы обрезанный вариант: более слабый радар (скорее всего от F-35ого) и т.д. В "рассекреченном" отчете для конгресса почти все заретушировано и осталось под грифом, там куча технологий, даже название которых засекречено и многое из этого должны были убрать из экспортного варианта.
          1. Flanker692
            Flanker692 20 сентября 2021 09:15
            -1
            Более того, не помню уже какие погоны из ВВС давали интервью, но речь зашла о Рапторе и в ответе прозвучало что-то типа: "F-22 и сейчас имеет прекрасный планер, но начинка самолета не гибкая, ее все тяжелее адаптировать под новые угрозы, и в обозримом будущем самолет перестанет отвечать возложенным на него требованиям к преодолению в некоторых сценариях. Но это не касается миссий воздух-воздух. В своей главной роли он и сейчас полностью удовлетворяет ВВС" Ну и речь зашла о NGAD: он сразу будет мультифункциональным с открытой архитектурой, которую легко адаптировать. К тому же есть куча намеков на то, что проект исследовательской лаборатории ВВС - Skyborg ( дроны в автоматическом режиме, сопровождающие истребители ) будет иметь непосредственное отношение к NGAD, а с бортовой системой Раптора, корни которой аж в конце 80ых - начале 90ых это будет мягко говоря тяжело сделать.
    2. Pandiurin
      Pandiurin 18 сентября 2021 15:59
      -3
      Цитата: knn54
      -разрешить ЭКСПОРТ истребителей пятого поколения F-22.
      Совсем плохие,однако.


      Сейчас когда организовали мини анлосакское НАТО - ауукус из трёх участников, почему бы не продемонстрировать особые доверительные отношения, продав очень дорогие супер самолёты 30 летней "выдержки".
  2. Из Томска
    Из Томска 18 сентября 2021 15:41
    -12
    Ф-22 старая ржавая калоша с авионикой из конца 80-ых прошлого века с постоянно слазящим стелс покрытием.
    На 1 час полета Ф-22 приходится 50 часов восстановления его стелс покрытия.
    1. ja-ja-vw
      ja-ja-vw 18 сентября 2021 22:06
      +1
      Цитата: Из Томска
      Ф-22 старая ржавая калоша с авионикой из конца 80-ых прошлого века с постоянно слазящим стелс покрытием.
      На 1 час полета Ф-22 приходится 50 часов восстановления его стелс покрытия.

      belay
      где ржавчина?

      Авионика — это обозначающий совокупность электронных систем, в основном пилотажно-навигационных, устанавливаемых на борту воздушного судна.

      конфигурация Increment 3.1:модернизированы самолёты с серийными номерами от 03-4045 до 10-4195, т.е. - с учётом того, что 06-4125 разбился в 2010 г. - ровно 150 штук; в дальнейшем все эти самолёты будут модернизированы и до Increment 3.2;
      Increment 3.2A, software-only upgrade с 2014 г.;
      в 2018г. стартовала модернизация до конфигурации Increment 3.2B,

      Да.. архитектура авионики Ф-22 основана на микропроцессоре Intel i960MX,но уже с 5 лота ставили PowerPC BAE RAD750 (а у нас то производят такой?).
      В 2024 году начнется финансирование усовершенствования сенсоров (БРЛС и прочего)
      ===============
      F-22 SRP какие 50 часов на 1 летный час.?
      Расчетный ресурс истребителя F-22A составляет 8 000 летных часов, recourse
      по вашему его 400 000 часов ремонтировать будут?
      259 лет при 7 часовом рабочем дне?
      1. Эль Чувачино
        Эль Чувачино 19 сентября 2021 19:47
        +1
        Вы выставили фото пластиковых моделек истребителей и спрашиваете, где ржавчина? Ясно-понятно...
        1. ja-ja-vw
          ja-ja-vw 20 сентября 2021 18:13
          +2
          Цитата: Эль Чувачино
          Вы выставили фото пластиковых моделек истребителей и спрашиваете, где ржавчина? Ясно-понятно...

          ЯсноПонятно by Олеся Медведева - YouTube good
          на выборы торопился.

          этой фото тестирование radar-absorbent material (RAM) 18 месяцев без капитального ремонта своего покрытия
          RAM представляет собой матрицу с множеством крошечных ферритовых сфер. Эти сферы частично отвечают за способность RAM поглощать и рассеивать радиолокационный сигнал.
          Когда сферы встраиваются в матрицу, они защищены от коррозии. Но когда матрица трескается или отваливается, феррит подвергается воздействию воздуха, и он ржавеет.
          по результатам тестов было обнаружено, что четыре панели на верхней части самолета наиболее подвержены коррозии и будут заменены - по цене 50 000 долларов на каждый самолет, не включая стоимости работ.
  3. mvg
    mvg 18 сентября 2021 16:21
    0
    Серийный выпуск всех моделей F-22 Raptor, сделанных по заказу Пентагона, находился под официальным запретом на продажу за рубеж

    Переведите с французского... В смысле серийные не экспортировались, а прототипы в легкую? Или гуугл переводчик?
  4. Комментарий был удален.
  5. Ros 56
    Ros 56 18 сентября 2021 16:28
    +2
    Не понял, какой экспорт, их же не выпускают уже давно? fellow request belay
    1. Троль
      Троль 18 сентября 2021 16:36
      0
      Походу это независимые вещи. Юридически независимые. Разрешение на экспорт и физический выпуск. Но не знаю. А так то вы правы, не выпускают их.
    2. Undecim
      Undecim 18 сентября 2021 17:02
      +2
      Не понял, какой экспорт, их же не выпускают уже давно?

      Этот вопрос рассматривался еще в 2009 году. Отчет стал доступен в этом году.
  6. Горный стрелок
    Горный стрелок 18 сентября 2021 16:32
    +1
    Хотят расконсервировать конвейер? Нашлись покупатели? А как же "Пингвин"? Они друг с другом конкурировать не станут? Ёмкость рынка конечна, один пойдёт за счёт другого.
    1. ja-ja-vw
      ja-ja-vw 18 сентября 2021 19:08
      +1
      Цитата: Горный стрелок
      Хотят расконсервировать конвейер?

      конвейера уже нет давно.
      были на хранении инструменты и видеоинструкции, но в 2017 поползли слухи, что их утилизировали.
      ещё апреле 2016 года конгресс заказал официальное исследование стоимости и возможности возобновления производства F-22.

      Потребуется приблизительно 50 миллиардов долларов на закупку 194 дополнительных F-22.

      - Итого включает оценку от 7 до 10 миллиардов долларов на единовременные начальные затраты и 40,4 миллиарда долларов на закупку самолетов.
      Приблизительно 50 миллиардов долларов на закупку 194 дополнительных F-22.

      Ориентировочная стоимость от 206 до 216 миллионов долларов за самолет (стоимость последнего произведенного F-22 составляла 137 миллионов долларов).
      FB-22
  7. Undecim
    Undecim 18 сентября 2021 17:14
    +5
    Вопрос экспорта F-22 и, соответственно, создания для этого экспортного варианта, периодически поднимался, начиная с 1998 года, когда Lockheed Martin и ВВС проводили совместное исследование возможности создания экспортного варианта.
    Снова к этому вопросу вернулись в 2006 году. В 2009 году Lockheed Martin провела инициативную проработку экспортного варианта.
    И наконец в 2009 году была еще одна, очередная попытка рассмотреть вопрос. Отчет об этой программе и стал доступен.
    Желающие и владеющие языком могут его посмотреть тут.
    https://www.documentcloud.org/documents/21062362-100300_f-22-export-configuration-study_redacted

    Непонятно, что в этой информации сенсационного. Наличие экспортной модификации позволило бы значительно снизить расходы на производство самолета для собственных ВВС. Все закономерно.
  8. ja-ja-vw
    ja-ja-vw 18 сентября 2021 18:50
    0
    Серийный выпуск всех моделей F-22 Raptor, сделанных по заказу Пентагона, находился под официальным запретом на продажу за рубеж.

    чего-то у меня с русским языком "не то" или с восприятием.
    Как может находиться под запретом "серийный выпуск"?
    всех моделей F-22 Raptor
    а их моделей много? спарка небось есть и штурмовик
    Так или иначе, исходный программный код F-22 по-прежнему находится под запретом на передачу кому-либо, кроме американских ВВС.

    belay
    размер исходных кодов для F-22 составляет 1,7 миллионов строк.
    90% кода написано на языке Ada
    / можно смело отдать, тк он "жестко привязан" к железуи без железа, ни что будет/
    Прототипом ALIS (F-35) послужило программное обеспечение истребителя F-22.
    Однако теперь не 1,7 миллионов строк кода, – а 8,6 миллионов.
    При этом, подавляющая часть кода написана на C/C++.
    в ALIS ковыряются евреи, англичане и итальянцы.
    Зачем кому-то нужен исходный код Ф-22?
    --------------------------------------------------------
    Да не возможно возобновить производство Ф-22 от слова "ни как"
  9. Berg Berg
    Berg Berg 18 сентября 2021 21:14
    +2
    Рассматривать они могут много чего , только вот кто из возьмёт за 300 миллионов , а потом за ними ещё и уход нужен за один вылет 100 тысяч выложи да положь ,не каждому по карману . Раньше до Революции ходило такое выражение ,"хочешь развалить какую нибудь страну подари им дредноут!"
  10. Генерал Песчаных Карьеров
    Генерал Песчаных Карьеров 18 сентября 2021 21:22
    +1
    Распродают имущество, что совсем денюжек нет, несмотря на печатный станок?))
  11. Чарик
    Чарик 19 сентября 2021 14:08
    0
    теперь можно продавать-технологии "цап-царапнуты" и китайцами и русскими
  12. kalaitsidis.christoforos
    kalaitsidis.christoforos 21 сентября 2021 03:35
    0
    Поздно пить боржоми