Вперед и вверх: за шестым поколением истребителей

57

«Defense News», фактически коллега «Военного обозрения», допытал главу авиационного командования США генерала Марка Келли на предмет получения информации о том, как идут работы по созданию истребителя следующего поколения из программы NGAD.

Во многих мнениях самолет называют шестым поколением. Теперь оказывается, что это не просто самолет, но и комплекс беспилотных летательных аппаратов, космических аппаратов и неких киберплатформ. С последними все совсем непонятно.



Итак, NGAD, Next Generation Air Dominance или «Воздушное превосходство нового поколения». С одной стороны, все прекрасно понимают, что это еще одна черная дыра, в которую полетят деньги бюджета, с другой – американцы в лице Келли утверждают, что программа продвинулась дальше, чем ожидали многие, а полноразмерный демонстратор NGAD уже совершил свой первый полет.

Дальше у нас будет один вопрос, который, как я думаю, понравится многим, а многих удивит.

Да, в США разработали «систему систем», как они это называют сами. Точнее, это несколько семейств, объединенных одной задачей и сведенные в единую боевую систему под единым управлением.

Истребители, беспилотники, спутники в космосе, киберплатформы. С последними надо разбираться отдельно, а вот с остальным все более или менее понятно.

Истребители при поддержке беспилотников по идее концепции смогут проникать даже в районы A2/AD – Anti-Access/Area-Denial, зоны повышенной опасности, в которую войска НАТО не могут проникнуть без неприемлемого для них ущерба даже при превосходящих силах, прорывая любые системы ПВО, уничтожая авиацию и важнейшие цели противника.

Не сильно погрешу против истины, сказав, что таких зон в мире все две: это КНР и Россия. Именно в таком порядке, потому что само по себе открытое столкновение США и РФ не представляется возможным хотя бы потому, что для этого нет весомых причин. У России нет ничего, что могло бы довести США до открытого нападения.

А вот КНР, которую в США уже открыто называют главным соперником, и который сконцентрировал на своей территории огромное количество промышленных предприятий, принадлежащих собственникам из США в том числе. «Apple», «Boeing», «Qualcomm», «General Electric» – этим компаниям будет очень непросто отказаться от китайской промышленной платформы.

Так что если кому и светит «принуждение к послушанию», так это Китаю, который все больше демонстрирует свою независимость в плане политического и экономического курса.

Смогут ли сегодня ВВС США проникнуть внутрь воздушного пространства Китая? Сошлюсь на тот же «Defense News», которые в апреле этого года писал, что силами истребителя пятого поколения F-35A Lightning II это будет сделать очень и очень сложно по многим факторам, многие из которых нами не единожды обсуждались.

«Новости обороны» отмечают, что именно эту задачу и может выполнить самолет, который создается по программе NGAD. По крайней мере, звучало слово «должен». А на долю F-35A останется противостояние с китайскими самолетами и крылатыми ракетами, защищая американские военные объекты от ударов.

То есть, по мнению американских военных, новейший F-35 уже сегодня не годится для того, чтобы выполнять задачи, действуя против развитых стран с приличной структурой ПВО и ВВС. Между тем, F-35 – это вроде бы истребитель пятого поколения. И – уже то ли устарел, то ли не вышел на уровень решения таких задач, как боевые действия в зоне A2/AD.

Шестое поколение?


Хорошо, шестое. Которое разрабатывается во многих странах, не только в США. Англия, Китай, Германия, Франция, Россия – все работают над своими проектами следующего поколения. При всем том, что еще пятое не доведено до ума. Реально ни одна страна из тех, у кого есть истребители последнего поколения, не может сегодня уверенно сказать, что все вопросы к ее самолетам сняты с повестки дня.

Но тем не менее, все бросились создавать следующее поколение.

Возникает вопрос: что такого в следующем, шестом поколении, чем оно станет отличаться от пятого?

Сегодня пятое поколение истребителей летает на близких к предельным режимам. Для человека в кабине самолета. И, несмотря на помощь компьютеров, современному летчику приходится оперировать огромным количеством информации, контролировать в полете десятки параметров, и делать это все в более короткие промежутки времени.

Собственно, конструкторы давно уже говорят об искусственном интеллекте. Да, ИИ еще не развит так, как человеческий мозг, зато ему что 10g, что 20g – все равно. Ракеты уже маневрируют с перегрузками до 20g, а немцы утверждают, что их новейшая ракета IRIS-T способна выдержать и 60g.

Получается, что базовое отличие шестого поколения от пятого в плане «выше, дальше и быстрее» - в отсутствии пилота в кабине. Или опциональное присутствие человека в самолете.

Вперед и вверх: за шестым поколением истребителей

Но тогда не проще ли делать беспилотники, которые уже есть и которые не требуют систем жизнеобеспечения и спасения человека в конструкции.

И вот тогда – пожалуйста, та самая гиперзвуковая скорость, которая вроде как тоже является обязательным свойством машин 6 поколения. Абсолютной невидимости не достичь, это понятно. Но и человек в самолете, летящем со скоростью 5-6М тоже смотрится только теоретически.

Здесь NGAD смотрится более-менее вразумительно. Особенно если рассматривать «систему систем», как некий «рой». То есть, стаю беспилотных машин, разного назначения, работающих, как одно целое. Банда летающих Терминаторов. Кто-то несет ракеты, кто-то бомбы, кто-то модули РЭБ, кто-то средства связи, а кто-то контейнер с искусственным мозгом, который будет всем этим управлять.

И на некотором удалении – пара самолетов с людьми. С резервным каналом управления на тот случай, если искусственный мозг ракету словит в извилины.

Но так уже действуют современные противокорабельные или крылатые ракеты. Летят стаей, заменяют лидера, если того собьют, ведут других на цель и так далее.

Но то ракеты. Самолеты не такие быстрые, не такие незаметные. С ними действительно должно быть на следующем технологическом уровне.

Сегодня, если посмотреть на истребитель программы Penetrating Counter Air (F-X/PCA), то он должен уметь сражаться с истребителями противника, завоевывая превосходство в воздухе, сопровождать бомбардировщики, уничтожать цели различного характера на земле. Летать на большие расстояния, уметь дозаправляться в воздухе, нести много разных ракет и бомб и быть максимально незаметным для радаров.

Есть отличия от тех же F-35 или Су-57, которые предыдущего поколения? Вот именно.

Но и другие разработчики тоже не заявляют о чем-то революционном. Да, обещают более хорошие характеристики у самолетов шестого поколения, но о чем-то революционном или принципиально новом в оснащении не говорит никто.

Да, «летающее крыло» - вот единственная «новость». И тоже не из разряда новейших, эта концепция самолетов со Второй Мировой в деле.

Так что все эти разговоры о шестом поколении еще не скоро выйдут за грань разговоров. Видимо, циферка «6» в отчетах смотрится интереснее и (главное) дороже, чем «5». Или «5+». Или «5++». И очень хочется эту тему продать подороже, как не так давно британцы свой новый «Темпест» пытались за «6» выдать. Хотя он еще и как «пятерка» не летал.

В общем, шестое поколение, у которого из основных качеств только беспилотность и гиперзвук – слабый такой шаг вперед по сравнению с пятым поколением. Это просто увеличение размеров и возможностей уже существующих БПЛА, не более того.

Видимо, взлетевший демонстрационный макет в США – это да, «один маленький шаг». Но чтобы он стал действительно шагом для ВВС отдельно взятой страны, надо потратить еще много времени. И много миллиардов.

Возможно, тогда сказка о шестом поколении начнет становиться былью.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 сентября 2021 05:54
    Кто-то несет ракеты, кто-то бомбы, кто-то модули РЭБ, кто-то средства связи, а кто-то контейнер с искусственным мозгом, который будет всем этим управлять.
    А кто то средства связи что бы связаться с носителем средств связи. laughing А ещё "контейнер" может быть и с пилотом, ведь гиперзвук сам по себе не угроза пилоту, угроза - энергичное маневрирование на такой скорости.
    1. +6
      22 сентября 2021 06:07
      упорно фантазируют о 6ом поколении как под копирку,без хвостового оперения,значит о "сверхманевренности" можно забыть.
      1. +1
        22 сентября 2021 06:24
        Так что все эти разговоры о шестом поколении еще не скоро выйдут за грань разговоров.
        Автор поддался слухам и наговорил уже, наверное, и на седьмое поколение.
        При том количестве информации, говорить пока не о чем.
        1. +6
          22 сентября 2021 07:45
          Цитата: Вождь краснокожих
          Автор поддался слухам и наговорил уже, наверное, и на седьмое поколение

          А вот я не увидел "загипнотизированного слухами" автора ! Вполне разумные и ,возможно , даже на трезвую голову рассуждения о хотелках военного сословия и "суровых" реальностях в нашем мире ! Мне понравилась статья,потому что весьма своевременная ! Что там проблемы авиации 6 поколения , когда я только что прочитал о "нейросетевой" стрелковке ! Я ,например когда выпью,ещё и не о таком рассуждаю,что Жириновский бы позавидовал !
          1. PCF
            +2
            22 сентября 2021 19:36
            Извините, коллега, но нужно внимательнее смотреть в текст.
            Итак, NGAD, Next Generation Air Dominance или «Воздушное превосходство нового поколения». ЦЫтато.
            Перевод корявый и слово next, это никак не "новое", а СЛЕДУЮЩЕЕ, это важно!
            Во многих мнениях самолет называют шестым поколением. опять ЦЫтато.
            Периодически почитываю англо-, испано- и немецкоязычные сектора околовоенного интернета. Там НЕТ никакого "шестого поколения", это выдумки русскоязычных деятелей. Нраиццо им употреблять громкие и красивые слова - инновации, не имеющие аналогов, уникальный.
            Если из этого весьма эмоционального сочинения выдернуть цифровую градацию поколений и привести к общемировым знаменателям, то получится истерика вокруг ПРЕДПОЛАГАЕМОГО (и желаемого) совершенствования авиационных средств поражения. А главное, я не могу ухватить центральную мысль повествования, либо "всеПропало", либо "мыВсеУмрём".
            Будет ли прогресс в авиатехнике? Он неизбежен.
            Будут ли МАССОВО выпускаться самолёты следующего поколения? Сомневаюсь. Пример F-22 многое объясняет, Су-57 подтверждает.
            Что лучше супернавороченная сотня истребителей всего живого или тысячи простых дешёвых ЛА, управляемых слегка подготовленными любителями компьютерных игр? Не знаю... Но как в похабном стишке, "зайцы толпою гасят даже льва".
            А если спуститься на грешную землю, то всё упирается в деньги и в правильное образование. Денег нет, но вы держитесь...
            Реальность жестока
            1. 0
              23 сентября 2021 00:35
              Цитата: PCF
              Перевод корявый и слово next, это никак не "новое", а СЛЕДУЮЩЕЕ, это важно!

              what
              очередной,ближайший,последующий, будущий
              quarter next year — квартал будущего года
              таким образом NCAD и есть "воздушное превосходство нового поколения"
              What is NGAD aircraft?
              The NGAD is described as a “family of systems” that allows the Air Force to control the sky at times and places of its choosing, but its centerpiece will be a fighter aircraft. Other parts of the system are likely to be unmanned escort aircraft to carry extra munitions and perform other mission

              Цитата: PCF
              Периодически почитываю англо-, испано- и немецкоязычные сектора околовоенного интернета. Там НЕТ никакого "шестого поколения",

              конечно "нет"
              https://aviationweek.com/sixth-generation-imaginary
              https://www.aerotechnews.com/blog/2021/04/15/six-predictions-for-the-sixth-generation-fighter/
              даже Ф/А-18 к нему "адаптировать" хочет боинг

              или
              USAF Leaders Preview Sixth-Gen Aircraft
              David A. Fulghum April 09, 2010

              USAF: 6.-GENERATION-KAMPFJET GING BEREITS IN DIE LUFT

              The UK Royal Air Force (RAF) chief of staff believes both the US Air Force’s (USAF’s) Digital Century Series aircraft acquisition reform effort (DCS) and the RAF’s Tempest sixth-generation fighter programme will bring out the best in both nations’ aerospace sectors.



              Die 6. Generation befindet sich in Russland und den USA bereits in der Entwicklung. Diese neue Generation wird aus bemannten und unbemannten Jets bestehen. Die Erprobung soll bereits 2025 erfolgen. Es wird spannend was die Zukunft bringt.


              Цитата: PCF
              Что лучше супернавороченная сотня истребителей всего живого или тысячи простых дешёвых ЛА, управляемых слегка подготовленными любителями компьютерных игр?

              для того, что бы 1000 дешевых бпла летали, управляемые блогерами и геймерами, сначала надо провести регрессию систем пво страны с помощью сотни другой Ф-22/NGAD.
              Иначе не долетят тышшы
      2. +1
        22 сентября 2021 11:20
        Цитата: Дедкастарый
        значит о "сверхманевренности" можно забыть.

        А для чего она нужна? Сейчас все просто- долетел до зоны пуска, стрельнул и назад. Воздушных боев в классическом понимании будут гораздо меньше
        1. 0
          23 сентября 2021 00:41
          Цитата: Оверлок
          А для чего она нужна?

          ракеты ВВ по $1 000 000 за штуку закончатся быстро, и по $100 000 закончатся.
          а воевать то надо будет
      3. -2
        22 сентября 2021 16:27
        Сверхманевреность-чушь.Будующие авиации-дешевизна и его следствие-количество.
      4. 0
        8 октября 2021 12:34
        - Она современному истребителю нужна, "как собаке пятая нога". Американцы этот компонент на истребителях упорно игнорируют, "ну, ту-пы-е!" laughing
      5. -2
        12 октября 2021 18:31
        значит о "сверхманевренности" можно забыть

        Далась она вам. Для чего она вообще нужна? Исключительно для авиашоу (показухи). Больше ни для чего.
        Любой манёвр это потеря скорости. И если от первой ракеты вы ещё сможете уйти (теоретически), то от второй точно нет.
        Американские истребители 6го поколения будут снабжены лазерными установками, которые способны сбивать ракеты или засвечивать их ГСН. Поэтому им "сверхманевренность" как собаке пятая нога. laughing
    2. +3
      22 сентября 2021 07:48
      Цитата: Владимир_2У
      угроза - энергичное маневрирование на такой скорости.

      А если пилота поместить в ванну...а рядом чашечка кофе.....? what
      1. +1
        25 сентября 2021 15:57
        Не работает ванна, проверяли уже laughing Нужно хиленькие белковые структуры менять на что-то с кристаллической решеткой, короче - опять терминаторы выходят wassat
    3. +3
      22 сентября 2021 08:25
      А автоматика будет настолько умной, что даже при сбое "нё позволит" себя исправить.А при попытке "влезть" или активном противодействии противника "изделие" будет ЭФФЕКТИВНО валить своих.
  2. +1
    22 сентября 2021 06:15
    Возможно, тогда сказка о шестом поколении начнет становиться былью
    . Наверняка связать даже то, что уже сделано в одну эффективно работающую систему, задача не на один , два ... года. Будет изобретено, создано, что то ещё новое, более совершенное.
    Что сказать, создание военной техники, занимает много, много ресурсов и не слабых, таких, умов!
    Увы, увы, эти б ресурсы, да эти б умы, направить в мирные цели ....
  3. +2
    22 сентября 2021 06:38
    А вот КНР, который в США уже открыто называют главным соперником, и который сконцентрировал на своей территории огромное количество промышленных предприятий, принадлежащих собственникам из США в том числе. «Apple», «Boeing», «Qualcomm», «General Electric»
    В случае,мягко говоря, военного противостояния США и КНР, предприятия указанных фирм,американцы бомбить будут или владельцы не дадут?
    1. +1
      22 сентября 2021 08:42
      Цитата: parusnik
      В случае,мягко говоря, военного противостояния США и КНР, предприятия указанных фирм,американцы бомбить будут или владельцы не дадут?

      Смотря где и от чего они застрахованы. laughing
    2. -1
      22 сентября 2021 16:28
      Никаких военных противостояний.Только экономика.
  4. +1
    22 сентября 2021 06:57
    Никакое 6-е, да хоть 48-е поколение систем самолетов и беспилотников не в состоянии обеспечить деятельность инфраструктуры на земле. Они могут завоевать превосходство в воздухе, если у них получится конечно. Они могут разрушить наземную составляющую вооруженных сил противника. Но обеспечить жизнедеятельность наземной промышленной инфраструктуры может только присутствие человека. А тут у полосатых с их Табаки, как раз возникнут очень большие проблемы, тем более на территории Китая, им что, не хватило Вьетнама и других? А если это не достижимо, то на хрена огород городить?
    Надеюсь, я правильно понял мысль Романа, что это 6-е поколение призвано обеспечить промышленное доминирование полосатых на территории Китая и не только?
    1. +5
      22 сентября 2021 10:19
      Принцип простой и старее древнего Рима. Если ты ничем не можешь выделиться и вырваться вперёд, то толкни в говно соперников(для американцев вогнать соперника в первобытный век с помощью разрушения инфраструктуры) и на их фоне ты будешь выглядеть лучше. Вот вся суть американского бытия.
      1. 0
        22 сентября 2021 11:21
        Цитата: Griffit
        Принцип простой и старее древнего Рима. Если ты ничем не можешь выделиться и вырваться вперёд, то толкни в говно соперников(для американцев вогнать соперника в первобытный век с помощью разрушения инфраструктуры) и на их фоне ты будешь выглядеть лучше. Вот вся суть американского бытия.

        Если это работает, зачем изобретать велосипед?
        1. +1
          22 сентября 2021 12:33
          Наверно для того, что у соперников есть свои велосипеды. yes
      2. -1
        22 сентября 2021 13:51
        Дело в том, что в древнем Риме не было ракет с ядерной боеголовкой, вот и пользовались примитивными способами. А сейчас пока полосатые будут толкать Китай в это самое, оно самое к ним прилетит. wassat
  5. bar
    +7
    22 сентября 2021 07:11
    открытое столкновение США и РФ не представляется возможным хотя бы потому, что для этого нет весомых причин. У России нет ничего, что могло бы довести США до открытого нападения.
    А вот КНР, который сконцентрировал на своей территории огромное количество промышленных предприятий, принадлежащих собственникам из США в том числе. «Apple», «Boeing», «Qualcomm», «General Electric» – этим компаниям будет очень непросто отказаться от китайской промышленной платформы.

    Мне одному показалась странной эта логика? С Россией, у которой "нет ничего", воевать не будут, а раскатать Китай, вместе с кучей американских предприятий, которые сейчас в более-менее мирное время зарабатывают полосатым миллиарды бабла, запросто? Уничтожив при этом ту самую "промышленную платформу", от которой "непросто отказаться"? recourse
    Как-то эта сова не слишком натягивается на тот глобус.
    1. +3
      22 сентября 2021 07:40
      Цитата: bar
      Мне одному показалась странной эта логика? С Россией, у которой "нет ничего", воевать не будут, а раскатать Китай, вместе с кучей американских предприятий, которые сейчас в более-менее мирное время зарабатывают полосатым миллиарды бабла, запросто?

      Логика верна. Между Россией и США нет причин для вооруженного конфликта. Если убрать трескучую пропаганду и реваншистские замашки текущей власти, это как взаимоотношения Австралии и Бразилии, мы в параллели. В отличии от Китая с которым и у нас и у США прямой конфликт интересов и жёсткая конкуренция.
      1. bar
        +3
        22 сентября 2021 07:56
        Логика США - давить конкурентов по абсолютной гегемонии на Земле, и про "реваншистские замашки текущей власти" - это пальцем в небо. Реваншистские замашки были, и есть, и будут у всех властей США, начиная с времён первых переселенцев. И замашки эти передались им по наследству от наглосаксов. Это основная логика развития полосатых при всех властях. И Россия давно кость в горле полосатых в Азии, в Европе, на Севере, где она пытается отжимать хоть какое-то влияние. Так что про "нет причин для вооруженного конфликта" - это полная ерунда.
        Назревающий конфликт с Китаем из этой же серии. Но с Китаем сложнее. Если в России полосатым нечего терять, то в Китае огромное количество американских капиталов, которые в случае войны пропадут.
        Ну а про конфликт интересов России и Китая оставлю за скобками.
      2. +1
        22 сентября 2021 11:22
        Цитата: OgnennyiKotik
        В отличии от Китая с которым и у нас и у США прямой конфликт интересов и жёсткая конкуренция.

        И все равно это не будет решаться силой. Будут взаимные компромиссы
      3. 0
        22 сентября 2021 15:42
        Цитата: OgnennyiKotik
        Логика верна. Между Россией и США нет причин для вооруженного конфликта.

        ну да ну да.. примерно также как между Британией и Германией в 1914 и США и Японией в 1942... yes
        Цитата: OgnennyiKotik
        В отличии от Китая с которым и у нас и у США прямой конфликт интересов и жёсткая конкуренция.
        у Китая интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и какой у нас там с китайцами конфликт? belay очень прошу, обойдитесь без тайваньских бредней о Китае на пол Сибири hi
    2. -3
      12 октября 2021 18:56
      С Россией, у которой "нет ничего", воевать не будут

      С какой стати метрополии воевать со своей колонией? В России чё, революция? Непредсказуемая смена власти? Или национально-осбодительное движение появилось, с которым Путин не может справиться?
      Ничего этого нет. Всё находится под полным контролем США. Война с Россией лишена всякого смысла. А воинственные высказывания mr.Putina это всего лишь голимый трёп для поддержания своей власти.
  6. bar
    +1
    22 сентября 2021 07:18
    Я давно говорил, что следующее поколение истребителей - это их связка с беспилотниками, которые расширяют ударные возможности не только количественно, но и качественно. И то, что у нас уже идут испытания Су-57 с С-70 внушает оптимизм. Мы и в этом вопросе обгоняем полосатых. good
    1. -3
      22 сентября 2021 16:31
      С-70 отстой.Дорогая,бесполезная вундервашля.Беспилотник должен стоить как
      мобильник.
    2. +3
      22 сентября 2021 17:56
      Прошу прощения, спущу на землю...
      Skyborg - программа лаборатории BBC США по внедрению дронов в качестве сопровождающих на боевые миссии. Количество первоначальных участников - 13 компаний, как именитых, типа Локхида, Боинга, Нортропа, так и не очень больших и мало известных.
      Одна из таких фирм уже фаворит: дрон XQ-58 компании Kratos в совместном демонстрационном полете с истребителями F-35 и F-22:

      Он же сбрасывает имитатор боеприпаса (что еще не демонстрировал С-70):

      Другая программа, демонстрирующая американские дроны: беспилотник MQ-25, разрабатываемый для нужд ВМС США, заправляет F-35 (российские дроны подобное не демонстрировали):

      Под MQ-25 уже строят линию, скоро пойдет в серию. Не за горами и версия РЭБ скорее всего с чем-то по программе Next Generation Jammer, предполагающей новую станцию групповых помех на замену AN/ALQ-99.
      Другая программа: беспилотник X-47B взлетает полностью в автоматическом режиме с авианосца впервые в мире в 2013 году, впервые в мире X-47B заправиться в воздухе также самостоятельно в 2015 году (российские дроны не демонстрировали):

      Аналогичные прототипы в Китае: ранний Лиянь (2013 год, очень похож на C-70, который показали у нас в 2019 году) или поздние Цайхун-7 (тяжелый CH-7 выполнен по схеме летающее крыло, говорят начнут массово клепать в следующем году). Аналог в Европе - дрон Дассо nEUROn. Все образцы летают, многие подтвердили что самостоятельно, как минимум Кратос и Дассо применяют боеприпасы. Кто-то, такие как Локхид, продвинулись еще дальше и оснастили дрон интегрированным ОЛС для скрытного поиска противника. Так что С-70 от Сухого, выполняющего взлет/посадку/сопровождение, и выставочные макеты от МИГа и Кронштадта - пока мало для "обгоняем полосатых". И несколько деталей, символизирующих о ранней стадии и пока что ограниченности ресурсов программы С-70. Испытания, судя по репортажу https://www.youtube.com/watch?v=nPIaf5PUOxk&t=490s&ab_channel=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F24, проводят под контролем оператора, не доверяют еще полностью мозгам. Летный прототип летает с несвойственным для беспилотников двигателем с форсажной камерой за неимением собственного специализированного изделия. А оно, судя по плоскому соплу выставочных макетов, будет.
      1. +3
        22 сентября 2021 18:04
        Цитата: Flanker692
        Аналог в Европе - дрон Дассо nEUROn. Все образцы летают, многие подтвердили что самостоятельно,


        Цитата: Flanker692
        применяют боеприпасы.

  7. +7
    22 сентября 2021 07:31
    «Шестое» поколение это вовсе не истребитель, это целый комплекс где привычный нам истребитель лишь составная часть. Мультиплатформенность, квазиИИ, распределённая сеть получения и обработки данных, максимальная сетецентрическа, нейросеть, стирание границ человек/робот, продвинутый стелс и тд и тп.
    Гиперзвуковая скорость это чистые выдумки и мода. Не нужна она истребителям от слова совсем, слишком много минусов. Попытка впихнуть ее в 6 поколение это желание остаётся в привычных координатах ЛТХ, они достигли своего апогея в 4 поколении, дальше принципиально они не будут улучшаться.
    1. 0
      22 сентября 2021 16:41
      С чего это вдруг? Раньше вот и водолазы могли опускаться под 100 метров пока не придумали барокамеры и дыхание через жидкость. Так что если придумают компенсаторы перегрузки на организм то лётчики снова будут актуальными и при гиперскоростях.
    2. 0
      23 сентября 2021 04:28
      Цитата: OgnennyiKotik
      Гиперзвуковая скорость это чистые выдумки и мода.

      Гиперзвук может быть реализован в контексте комплекса, т.е. дроны, например. Ну или "стелс" станет ещё более "опциональным", чем на F-35.
  8. +1
    22 сентября 2021 07:51
    В вопросе с "шестым" поколением истребителей важны не столько деньги, хоть и без них тоже ничего не выйдет, сколько технологический прорыв которого что-то не видно. Да был уже в истории прицидент, когда поколение сменилось до появления сколь-либо удачного представителя предыдущего - это переход от первого поколения ко второму. Но там был именно переход от планера поршневого с "впиханным" реактивным двигателем или уродцев с кучей нерешаемых проблем, к полноценным Миг-15 и "Сейбрам". А сейчас что? Управление роем беспилотнику? - Так что мешает установить соответствующие средства связи и управления на существующие машины, даже не на истребители, коль скоро они в опасных зонах летать не будут, а, например, на военно-транспортный, где нет ограничений по объему, энергоснабжению и размещению дополнительных операторов, или на самолёт ДРЛО, имеющий ещё и превосходящие средства обнаружения? Понятно кроме освоения бюджетов и отсутствия этого самого роя, так как полноценных ИИ ещё нет, а полагаться на каналы связи там, куда именно хотят прорываться американцы, а не против малоразвитых стран и бабаев, смешно. Да, беспилотность и сверхманевренность, с ростом предельных перегрузок до 20-30g, это действительно был бы истребитель шестого поколения, но опять же, для этого нужен ИИ.
    1. +1
      22 сентября 2021 18:46
      Не стоит недооценивать противника. Американцы учения Red Flag проводят в условиях РЭБ. Забивают не только БРЛС, но даже и радиосвязь. Летчиков сразу обучают действовать в подобных ситуациях. Было бы наивным полагать обратное. В штатах в отличии от России до сих пор существуют специализированные самолеты борьбы с РЭБ и ПВО - F-16CJ (те самые "Дикие ласки", часто размещаются в Европе и тренируются целенаправленно против нас, кстати) а так же флотские EA-18G (они и РЭБ, и антиРЭБ в одном лице). США и ее союзниками на технике США накоплен большой опыт "некинетической войны" с противниками под час совсем не напоминающими бабаев.
      Одно из отличий 5ого поколения как раз помехозащищенные каналы связи. F-22 и F-35 используют распределенные апертуру своих сенсоров и носовую АФАР еще и в качестве станции связи, что, как ими заявляется, позволяет создать направленные каналы передачи, которые на порядок надежнее всенаправленных стандартов прошлого. Эта же технология будет на B-21 и NGAD и ее импортируют на переходные бюджетные 4++: F-15EX и FA-18 Блок 3.
      1. 0
        22 сентября 2021 20:19
        Вот и я о том же. Пилотируемый самолёт, да, может использовать РЛС с АФАР в качестве средства связи, нести помехозащищенное оборудование, наконец, пилот может выполнять боевую задачу самостоятельно, не полагаясь на радиосвязь. Более того, он часто, особенно на самолётах с применением технологии "стелс", вообще старается сохранять радиомолчание и не включать радар, чтобы не "светиться". Но если мы говорим о "рое" беспилотников, то комплектация их таким же оборудованием как у полноценного истребителя и сделает каждый из них по цене соизмеримым с истребителем, причем без возможности полноценной работы без связи. Во всяком случае, пока не будет ИИ способного заменить человека.
      2. +2
        22 сентября 2021 21:13
        Вблизи военного объекта Хелендейл, Калифорния возможно засветилась новая разработка ВВС США, возможно в рамках NGAD.


        1. +1
          23 сентября 2021 14:18
          Интересные фото. Но думаю это спланированная акция. Трудно даже представить что это какой-то прототип от которого отказались. Т.к. отсеянные на ранних этапах конкуренты B-2, F-22, F-35 не публикуются и вообще секретны: ответственные люди отказываются давать по ним комментарии. Днем, да еще и без брезента такие штуки не перевозят и в упор в тикток (возможно направленный "привет" китайцам) не транслируют. Бен Рич (бывший глава Skunk Works) описывал, что во время летных испытаний F-117 контролировали не то что зевак с фотоаппаратами, а даже график пролета советских спутников-шпионов, которые активизируются, каждый раз когда база в Мохаве оживает. А вдруг факап? ) Видно, что это легкий уменьшенный макет для замера ЭПР (снизу стойка для установки на постамент, такой же был у Have Blue - уменьшенного демонстратора малозаметности F-117). В тоже время NGAD уже поднят в воздух, значит программа продвинулась куда дальше. Это может быть его дрон-напарник только если.
          1. 0
            23 сентября 2021 14:43
            Цитата: Flanker692
            Но думаю это спланированная акция.

            Тоже так думаю. Что это именно гадать бесполезно.
  9. +1
    22 сентября 2021 08:49
    Принципиальный прорыв возможен только с точки зрения материаловедения. Новое "железо" нужно. В корне что-то другое. И тогда можно рассчитывать на принципиальный скачок в других направлениях самолетостроения
  10. +2
    22 сентября 2021 12:03
    Все любят рассказывать сказки и рисовать кадры из мультиков.

    а на самом деле ,и Ф35 - это отнюдь не истребитель - охотник за ракетами, как в статье, а маленький стелс-бомбер.

    И 6 е поколение - раньше описывалось как скоростное и способное действовать в ближнем космосе,

    Но видно дорого, и теперь от этого остался один рой. А единица Роя по умолчанию должна быть дешева, т.е. никакой суперости единицы, только количество.

    Что в принципе и нормальное модернизированное 5е тянет.
  11. +2
    22 сентября 2021 16:54
    Like the article leaves to see there is not an important feature that the 5th can not reach at this point, and that can contribute in the definition of the future 6th Generation.

    Unmanned technologies will not define the new generation, because can be applied to the aircrafts of the previous generations, not only the 5th generation. Unmanned technologies were applied in the past to the MiG-17, MiG-19, MiG-21 and even have been applied to the An-2. Of course unmanned technologies are rapidly evolving and improving, but is not the type of feature that defines a new generation.

    Of course, in every generation, there are projects with poor performance, like the F-35, but the top in the potential development of the 5th generation has not been reached still. The limit for the 5th Generation is not totally evident still.

    The talking about the 6th Generation is in a very early stage. There is nothing still, and there is much scientific work to do for every project trying. The tone of the article is good in overall terms, but in other cases, there is very much propaganda about the 6th Generation.
    1. 0
      22 сентября 2021 18:31
      Как видно из статьи, нет важной особенности, которую 5-е не может достичь на данный момент, и которая может внести свой вклад в определение будущего 6-го поколения.

      Беспилотные технологии не будут определять новое поколение, потому что могут быть применены к самолетам предыдущих поколений, а не только 5-го поколения. В прошлом беспилотные технологии применялись на МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и даже на Ан-2. Конечно, беспилотные технологии быстро развиваются и совершенствуются, но это не тот тип функций, который определяет новое поколение.

      Конечно, в каждом поколении есть проекты с плохими характеристиками, такие как F-35, но вершина в потенциальном развитии 5-го поколения еще не достигнута. Предел для 5-го поколения еще не совсем очевиден.

      Разговоры о 6-м поколении находятся на очень ранней стадии. По-прежнему ничего нет, и для каждого проекта нужно проделать большую научную работу. В целом тон статьи хороший, но в других случаях очень много пропаганды о 6-м поколении.
    2. 0
      22 сентября 2021 18:32
      Так лучше ваш комментарий выглядет .
  12. 0
    22 сентября 2021 17:06
    Истребители 6 поколения перейдут на междусабойчики в воздухе на пушечное вооружения и мастерство летчика,ракеты воздух -воздух самолет противника видеть не будут,все будут летать в "домике".
  13. +2
    23 сентября 2021 06:34
    Шестое поколение это (должно быть) "амфибия", космос - атмосфера. И оружие на иных физ принципах.
  14. 0
    26 сентября 2021 09:21
    Цитата: Вождь краснокожих
    Так что все эти разговоры о шестом поколении еще не скоро выйдут за грань разговоров.
    Автор поддался слухам и наговорил уже, наверное, и на седьмое поколение.
    При том количестве информации, говорить пока не о чем.

    Может Вы просто не знаете о количестве информации?
  15. 0
    8 ноября 2021 13:19
    Почему то макеты 6го поколения уже без килей....они не саневренные или маневренность как то по другому обеспечивается? Почему все фишки не встроить в условный Раптор или Ф35?
  16. 0
    18 ноября 2021 14:11
    Но тогда не проще ли делать беспилотники, которые уже есть и которые не требуют систем жизнеобеспечения и спасения человека в конструкции.

    И вот тогда – пожалуйста, та самая гиперзвуковая скорость, которая вроде как тоже является обязательным свойством машин 6 поколения.

    - Г-н Скоморохов, вы в очередной раз порете очередную глупую чушь, "глазом не моргнув", - нет и никогда не было в арсенале истребителя 6-го поколения "гиперзвуковой (>5M) скорости". И быть не могло! Жаль, что вы никогда не слышали про тепловой барьер.
    Я же просил вас законспектировать и запомнить, чем реально отличается одно поколение истребителей от предыдущего и от последующего - боевой эффективностью, то есть способностью истребителя поколения N гарантированно, многократно и с разгромным счётом победить в дуэльной ситуации без какой бы то ни было внешней поддержки истребитель поколения N-1.
    А вы не поняли, не законспектировали, не запомнили.
    И продолжаете упорно нести тупую чушь про "гиперзвук" там, где им ни у кого не пахнет и даже пахнуть не может!
    1. 0
      18 ноября 2021 14:15
      Коллега,комбинированная схема..? ПРД там на конечной фазе?
      Пахнет,сильно пахнет.
      Не 8 мах конечно,ну да ладно....
  17. 0
    18 ноября 2021 14:50
    Цитата: Pashhenko Nikolay
    Конечно, в каждом поколении есть проекты с плохими характеристиками, такие как F-35

    - F-35 - это не самолёт "с плохими характеристиками", это самолёт, где выполнены в полном объёме тактико-технические требования именно к данной модели самолёта.
    но вершина в потенциальном развитии 5-го поколения еще не достигнута. Предел для 5-го поколения еще не совсем очевиден.

    Разговоры о 6-м поколении находятся на очень ранней стадии. По-прежнему ничего нет, и для каждого проекта нужно проделать большую научную работу.

    - Если 5-ое поколение скачкообразно отличается от 4-го прежде всего наличием малозаметности (или стелсовости), с уменьшением фронтальной ЭПР на 2-4 порядка, то для 6-го поколения подобных скачков не будет и не требуется, - там будет именно качественное развитие характеристик 5-го: малозаметности, ситуационной осведомлённости (режимы LPI БРЛС, РТР, электронно-оптических датчиков), дальнобойности и точности ракет. Плюс несомненное совершенствование уровня бортовой компьютерной сети.
    И полезные опции, включая возможное использование подчинённых БПЛА - как истребителей, так и ударников.
  18. -1
    2 января 2022 21:48
    Мир не стоит на месте.
  19. 0
    18 января 2022 19:28
    ////Все работают над своими проектами////