Марксистский анализ. Первая мировая. Первые залпы войны

85

Битва на Марне


Вначале все были убеждены, что война будет короткой. Все воюющие державы основывали свои планы на этом предположении.

Англичане даже не верили, что возникнет какая-либо необходимость отправлять солдат на землю. Вклад Великобритании, по их мнению, будет ограничен военно-морским флотом. На самом деле, могучий британский флот почти не участвовал в боевых действиях. Быстро стало ясно, что германская армия угрожала разгромом французской и бельгийской армиям, и англичане были вынуждены прийти им на помощь. И оказалось, что война в Европе, как и в прошлом, будет вестись «бедной пехотой».



Но вначале этого не понимали.

«Мы будем дома к Рождеству» – было распространенным заблуждением солдат всех армий. И, само собой разумеется, что все они вернутся с победой. Им предстояло испытать ужасный урок в окопах и на полях сражений на Марне и Сомме, в Танненберге и Галлиполи. Но это было еще в будущем.

Первые сражения войны отличались от более поздних кровавых сражений на истощение, которые велись в окопах. Начало войны было чрезвычайно подвижным делом, в котором в последний раз (по крайней мере, на западном фронте) видную роль сыграла кавалерия.

Первое сражение на Марне произошло всего в сорока восьми километрах к северо-востоку от Парижа, в долине реки Марна, и длилось с 6 по 12 сентября 1914 года. Следуя плану Шлиффена, разработанному до войны, немцы надеялись одержать быструю победу на Западе, прежде чем повернуть на Восток.

Люди в Берлине были настолько уверены в успехе, что верили, что французы будут выведены из войны в течение трех недель. Это было дико оптимистично.

Немцы быстро продвигались к Парижу, в то время как французская армия отступала под их яростным натиском. К первой неделе сентября французское правительство бежало из Парижа. Немецкие 1-я и 2-я армии (возглавляемые генералами Александром фон Клюком и Карлом фон Бюловым соответственно) двигались параллельными путями на юг, причем 1-я армия находилась немного западнее, а 2-я армия – чуть восточнее.


Клюку и Бюлову было приказано взять Париж единым ударом, поддерживая друг друга. Но вместо того, чтобы направиться прямо в Париж, Клюк решил преследовать измученную, отступающую французскую пятую армию.

Опьяненный своими первыми успехами, Клюк двинулся вперед. Его телеграммы в Берлин были торжествующими и чрезмерно уверенными, как будто все это было просто приятной прогулкой по сельской местности. Но, открыв брешь между немецкой 1-й и 2-й армиями, он подставил правый фланг 1-й армии под французскую контратаку.

3 сентября 1-я армия Клюка пересекла реку Марна и вошла в долину реки. Дальнейший её путь был остановлен контрударом французов.

И немцы, и французы были измотаны долгим и быстрым маршем, но французы были ближе к Парижу и имели преимущество в более коротких линиях снабжения, в то время как линии наступающих немцев были растянуты до предела.

Казалось невозможным, чтобы разбитая и деморализованная армия могла развернуться и сражаться, но именно это и произошло.

Французы сражались с отчаянной храбростью. Говорят, что именно во время этого сражения Фош отправил Жоффру знаменитую телеграмму:

«Mon centre cède, ma droite recule, превосходная ситуация, j'attaque».
[Мой центр уступает, мой правый отступает, ситуация отличная, я атакую].

Немецкое наступление было резко остановлено, но ужасной ценой человеческих жизней.

Потери французских войск (убитыми и ранеными) оценивались примерно в 250 000 человек. Потери немцев были почти такими же. Гораздо меньшие британские силы потеряли 12 733 человека.


Немцы отступили в долину Эны, где приготовились к новому сражению. В битве при Эне союзные войска не смогли прорвать немецкую линию обороны, и боевые действия быстро зашли в тупик. Ни одна из сторон не желала отступать.

Немецкая армия была вынуждена отказаться от своей идеи быстрой победы и начала рыть траншеи в оборонительных целях.

С отражением немецкой армии на Марне характер войны претерпел глубокие изменения. Поначалу рытье траншей должно было быть лишь временной мерой, но это ознаменовало фундаментальное изменение военной тактики. Дни открытых войн закончились. Обе стороны теперь увязли в грязи и крови окопов. Люди оставались запертыми в этих подземных логовищах до конца войны.

Однако революционное изменение тактики не сразу привело к соответствующему изменению менталитета генералов.

Французский главнокомандующий Жоффр, даже по сравнению со многими жестокими и некомпетентными генералами Первой мировой войны, выделяется как блестящий пример отсутствия военного таланта и человечности в равной мере. Здесь муловидное упрямство и идиотская негибкость подменили то подлинное упорство и дерзость, которые являются необходимыми качествами великого полководца.

Твердо убежденный в своем абсолютном превосходстве над человечеством, и, в частности, над своими коллегами-офицерами, Жоффр считал себя спасителем Франции. Фош сказал о нем, что, несмотря на отсутствие оригинальности, он никогда не колебался, принимая решение, и «он не знал, что Франция будет делать без него».

Проявляя полнейшее безразличие к гибели своих собственных солдат, Жоффр постоянно оказывал на них давление, чтобы они переходили в наступление. Французской армии было приказано провести серию бессмысленных точечных атак, единственным результатом которых стали тяжелые потери. Атакующие подразделения были скошены беспощадным ружейным и пулеметным огнем задолго до того, как они достигли вражеских окопов. Многие жертвы были оставлены умирать мучительной смертью, лежа на ничейной земле или болтаясь, как пугала, на вражеской колючей проволоке.

Рождество в окопах


Поражение Германии на Марне положило конец мечтам Берлина о быстрой победе.

Это также положило конец военной карьере Мольтке. Он был немедленно уволен. Но, во всяком случае, разочарование на стороне союзников было еще большим. Немцы, несмотря на свое поражение, имели под контролем примерно одну десятую территории Франции. Более того, оккупированная территория включала в себя некоторые из богатейших сельскохозяйственных угодий Франции, восемьдесят процентов ее угля, почти все ее запасы железа и большую часть ее промышленности.

Союзники выиграли битву, но не войну, которая теперь привела к тупику.

Первые траншеи были просто импровизированными сооружениями, часто просто воронками от снарядов, в которых перепуганные солдаты укрывались от разрушительного града пуль. Но вскоре они приобрели более стабильный и сложный характер, особенно на немецкой стороне, где солдаты пользовались гораздо лучшими условиями, чем их французские и британские коллеги. Их траншеи были глубже, лучше защищены и снабжены кухнями и другими удобствами.

Все войны состоят из коротких всплесков бурной деятельности, разделяемых длительными периодами «скуки».

Статичный характер позиционной войны привел к растущему любопытству к тому, что происходило на другой стороне. Близость врага означала, что их можно было слышать, хотя и редко видеть. Запахи от готовящегося ими завтрака доносились до солдат с другой стороны, которые размещались в тех же условиях сырости и холода, что и те. Время от времени между траншеями происходили громкие разговоры, а в некоторых случаях даже обмен разными предметами.

Таким образом, начало развиваться взаимное уважение, которое подготовило почву для братания.

В первые месяцы окопной войны существовало своего рода настроение «живи и давай жить другим», когда солдаты, находящиеся в непосредственной близости друг от друга, прекращали сражаться и вступали в небольшие братания. В некоторых секторах установливались неофициальные перемирия, позволяющие солдатам покидать окопы и лечить раненых товарищей. Иногда они приходили к молчаливому соглашению не стрелять, пока люди отдыхают, тренируются или работают на виду у врага.

1 января 1915 года «Норфолк кроникл» и «Норвич газетт» опубликовали следующее письмо, в котором содержится отчет очевидца об этом:

Забавный окопный инцидент. «Томми» и «Фриц» обмениваются подарками. Одна из странностей войны на западных полях сражений, во всяком случае (говорит «Дейли кроникл»), заключается в непосредственной близости противоборствующих сил в окопах, что дает возможность для разговора.

Но запись, безусловно, должна быть сделана в связи с инцидентом, описанным в письме рядового Х. Скраутона, Эссекский полк, родственникам в Вуд-Грин, Норвич. Он пишет:

«Как я уже говорил вам раньше, наши окопы находятся всего в 30–40 ярдах от немцев. Это привело к волнующему инциденту на днях. У наших товарищей была привычка перекрикиваться с врагом, и мы привыкли получать от них ответы. Нам велели вступить с ними в разговор, и вот что произошло.

Из наших окопов: «Доброе утро, Фриц». (Ответа нет). «Доброе утро, Фриц». (По-прежнему без ответа). «ДОБРОЕ УТРО, ФРИЦ».

Из немецких окопов: «Доброе утро».

Из нашей траншеи: «Как дела?» «Хорошо». «Иди сюда, Фриц». «Нет. Если я пойду, меня застрелят». «Нет, не застрелят. Давай». «Иди и принеси немного сигарет, Фриц». «Нет. Ты пройдешь половину пути до нас, а я до вас». «Хорошо».

После этого один из наших парней набил карман сигаретами и перелез через траншею. Немец перебрался через свою траншею, и довольно скоро они встретились на полпути и пожали друг другу руки, Фриц взял сигареты и дал в обмен на них сыр. Было приятно видеть немцев, стоящих на вершине своих окопов, и англичан тоже, с шапками, размахивающими в воздухе, все приветствовали друг друга.

Около 18 наших мужчин прошли половину пути и встретили примерно такое же количество немцев. Это продолжалось около получаса, когда обе стороны вернулись в свои окопы, чтобы снова стрелять друг в друга».

Опасности, присущие этому, не ускользнули от генералов. Они были особенно обеспокоены приближением рождественского сезона.

5 декабря 1914 года штаб II корпуса [генерал сэр Гораций Смит-Дорриен] издал инструкцию командирам всех дивизий:

Именно в этот период существует наибольшая опасность для боевого духа войск. Опыт этой и любой другой войны, несомненно, доказывает, что войска в окопах в непосредственной близости от противника скользят очень легко, если им позволяют это делать, в теорию жизни «живи и дай жить другим»...

Офицеры и солдаты погружаются в военную летаргию, из которой их трудно пробудить, когда снова наступает момент для великих жертв… Отношение наших войск легко понять и в определенной степени вызывает сочувствие…

Однако такое отношение наиболее опасно, так как оно обескураживает инициативу командиров и разрушает наступательный дух во всех рядах… Поэтому командир корпуса поручает командирам дивизий внушить подчиненным командирам абсолютную необходимость поощрения наступательного духа…

Дружеские отношения с врагом, неофициальные вооруженные действия, какими бы заманчивыми и забавными они ни были, абсолютно запрещены.

Но такие запреты были бессильны остановить тенденцию к братанию.

Обрывки песнопений, которые разносились по окопам в течение недели, предшествующей Рождеству, поощряли немецких и британских солдат обмениваться сезонными приветствиями и песнями между своими окопами.

Наконец, они начали выходить из относительно безопасных своих окопов и устанавливать прямой контакт с другой стороной, обмениваясь подарками и сувенирами.


Инстинктивно, солдаты поняли, что люди в других окопах были такими же рабочими, как и они сами, вовлеченными в бессмысленную бойню, чтобы защитить интересы королей, лордов и капиталистов. Многие солдаты с обеих сторон спонтанно шли в ничейные окопы (область между немецкими и британскими), где они обменивались едой и сигаретами и даже проводили совместные похоронные церемонии, иногда с собраниями, заканчивающимися пением гимнов.

Немцы начали с того, что поставили свечи на своих окопах и на рождественских елках, затем продолжили празднование пением колядок, на которые англичане ответили своими собственными песнями.

В канун Рождества 1914 года обе стороны объявили неофициальное перемирие, и на ничейной земле был сыгран футбольный матч. В некоторых местах перемирие длилось неделю. Подсчитано, что в нем приняли участие до 100 000 человек.

Однако офицерская каста с обеих сторон была взбешена этим спонтанным движением к братанию с «врагом».

На следующее Рождество часовые с обеих сторон получили приказ стрелять в любого солдата, который попытается распространить рождественское послание «мира на земле и доброй воли ко всем людям». Любой солдат, который высунет голову над парапетом, получит небольшой рождественский подарок в виде пули в голову.

Цель правящего класса всегда состоит в том, чтобы разделить рабочий класс по национальному, расовому, языковому и другим признакам. Это более видно на войне, чем в мирное время.

Генералы пришли в ужас от инстинктивного братания рабочих.

Размещение снайперов вдоль линии фронта было предпринято именно для того, чтобы предотвратить дальнейшее братание.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 сентября 2021 05:39
    Париж был спасен во многом храбрости и стойкости русского солдата! Когда у французов стало подгорать, то они начали умолять Россию: "Французская армия вынуждена будет выдержать могущественный натиск 25 германских корпусов. Я умоляю Ваше Величество приказать вашим войскам немедленное наступление. Иначе французская армия рискует быть раздавленной", - писал посол Франции в России Морис Палеолог русскому императору Николаю II 5 августа 1914 года. И еще полностью не готовая (ей было нужно еще несколько недель) к наступлению пошла вперед героическая 2-я армия генерала Самсонова в Восточной Пруссии откачивая немецкие резервы с Западного фронта! Армия погибла полностью, но Париж был спасен...Вот об этом французам так же не нужно забывать сегодня!
    1. +8
      23 сентября 2021 06:00
      Проявляя полнейшее безразличие к гибели своих собственных солдат, Жоффр постоянно оказывал на них давление, чтобы они переходили в наступление.
      Но "Бабы нарожают" приписывют только русским/советским военачальникам.
    2. +3
      23 сентября 2021 08:21
      Вообще-то с Восточно-Прусской операцией не все однозначно : в целом замысел был хорошим, но исполнение отвратительное.
      Об этом были публикации на сайте.
      Камрады, рекомендую : найдите публикации Олейнева, там ПОДРОБНО разобрана вся операция
    3. +1
      23 сентября 2021 08:25
      "ей было нужно ещё несколько недель" точно так же, когда в Арденах в 1945 союзниками вломили.
      Черчелль обращался к Сталину, чтоб начали наступление
      1. +6
        23 сентября 2021 10:05
        Классовую солидарность никто отменить не сможет. Вспоминаем наши диверсионные группы допустим на территории Финляндии, Норвегии. Группа искала самый бедный дом и естественно, там была поддержка и ни какого предательства.
        1. +6
          23 сентября 2021 10:11
          Или другой пример, я прораб-строитель, чтобы со смежной организацией договорится по поводу техники, материалов - это целая цепочка канители, согласование с вышестоящим начальством и так далее.. А так бригадир подошёл к другому бригадиру, чего-то там пере...здели и есть результат! Они роботяги, им нечего делить! Вот это и есть классовая солидарность! good
        2. +1
          23 сентября 2021 18:19
          Цитата: Проксима
          Классовую солидарность никто отменить не сможет. Вспоминаем наши диверсионные группы допустим на территории Финляндии, Норвегии.

          Не вижу связи между движением Сопротивления и "классовой солидарностью". Вторая мировая была борьбой классов? Каких?
        3. +1
          24 сентября 2021 19:07
          Проксима, прочитайте дневник Берия:"Отто Кусейнен уверял Сталина, что фины не станут сопротивляться. Финские рабочие повернут оружие против своего правительства"
      2. +4
        23 сентября 2021 14:02

        № 383
        ЛИЧНОЕ И СТРОГО СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ г-на ЧЕРЧИЛЛЯ МАРШАЛУ СТАЛИНУ

        На Западе идут очень тяжелые бои, и в любое время от Верховного Командования могут потребоваться большие решения. Вы сами знаете по Вашему собственному опыту, насколько тревожным является положение, когда приходится защищать очень широкий фронт после временной потери инициативы. Генералу Эйзенхауэру очень желательно и необходимо знать в общих чертах, что Вы предполагаете делать, так как это, конечно, отразится на всех его и наших важнейших решениях. Согласно полученному сообщению наш .эмиссар главный маршал авиации Теддер вчера вечером находился в Каире, будучи связанным погодой. Его поездка сильно затянулась не по Вашей вине. Если он еще не прибыл к Вам, я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и в любые другие моменты, о которых Вы, возможно, пожелаете упомянуть. Я никому не буду передавать этой весьма секретной информации, за исключением фельдмаршала Брука и генерала Эйзенхауэра, причем лишь при условии сохранения ее в строжайшей тайне. Я считаю дело срочным.

        6 января 1945 года.



        Где здесь просьба-то? А в некоторых статейках дописались до того, что Черчилль будто бы умолял Сталина это наступление начать.
        1. +3
          23 сентября 2021 22:28
          Цитата: Морской Кот
          На Западе идут очень тяжелые бои, и в любое время от Верховного Командования могут потребоваться большие решения. Вы сами знаете по Вашему собственному опыту, насколько тревожным является положение, когда приходится защищать очень широкий фронт после временной потери инициативы

          А это, что? Просто это дипломатический язык. В переводе на русский это примерно так: "Караул! Нас бьют! Помогите пожалуйста кто чем может! А то нас затопчут!" Как то так. То, что пошли на встречу и начали наступление раньше планируемого, факт общеизвестный, от себя могу добавить только одно Я не сторонник этого ПОЛИТИЧЕСКОГО решения! Может и солдат наших меньше погибло бы? Если бы не политика!
          1. +3
            24 сентября 2021 00:21
            А то нас затопчут

            Интересно каким образом, при полном господстве в небе союзной авиации.
            А в отношении сохранения жизней наших солдат с Вами абсолютно согласен.
          2. 0
            24 сентября 2021 09:03
            Цитата: неглавный
            В переводе на русский это примерно так: "Караул! Нас бьют! Помогите пожалуйста кто чем может! А то нас затопчут!"

            Переводчик "с дипломатического", надо сказать, из Вас никакой, увы.
            Цитата: неглавный
            Может и солдат наших меньше погибло бы?

            Именно это - "чтобы меньше погибло наших парней" - и было, как известно, главной мотивацией Уинни на протяжении всей войны.
        2. 0
          24 сентября 2021 05:40
          "...я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и в любые другие моменты, о которых Вы, возможно, пожелаете упомянуть. "
        3. +1
          24 сентября 2021 19:13
          Костя, спасибо за подленый документ, а то его перевирают постоянно
  2. -9
    23 сентября 2021 07:14
    муловидное упрямство и идиотская негибкость

    это и есть ...марксистский анализ? request

    Инстинктивно, солдаты поняли, что люди в других окопах были такими же рабочими, как и они сами, вовлеченными в бессмысленную бойню, чтобы защитить интересы королей, лордов и капиталистов.

    А ничего , что немцы стояли под столицей Франции -очень далеко от Германии?

    Может, все-таки, французы защищали свою Родину от нашествия иноземных оккупантов?

    А чуть позже , "пролетарии всех стран, соединятесь!" , таки, соединились, и наплевав со спокойной душой на весь марксизьм , пришли в СССР и устроили такие зверства над его пролетариями, каких мир еще не видел.
    1. 0
      23 сентября 2021 07:29
      Да какие пролетарии из вас , врагов большевиков-коммунистов ?
      Вы что в развязанную вами в России Гражданскую ,что при нападении вами на СССР и советский народ в 1941 ,что после захвата вами республик СССР ,занимались и занимаетесь одним делом -грабить страну и народ ,и уничтожать народ .
      1. -12
        23 сентября 2021 08:38
        Цитата: tatra
        ,занимались и занимаетесь одним делом -грабить страну и народ ,и уничтожать народ .

        Уничтожали народ в ГУЛАГе коммунисты, а грабили страну с конца 80-х коммунисты-оборотни.
        1. +1
          23 сентября 2021 08:40
          Вот ,и вся идеология врагов коммунистов ,"мы такие все невинно репрессированные ,и всегда и ко всему ни при чем ".
        2. -5
          23 сентября 2021 09:08
          Цитата: Башкирхан
          Уничтожали народ в ГУЛАГе коммунисты, а грабили страну с конца 80-х коммунисты-оборотни.

          Это были враги коммунистов, эти же враги коммунистов в 37-м всех коммунистов шлепнули....Татра, я правильно сказал?
          1. -10
            23 сентября 2021 09:23
            Цитата: Serg65
            Это были враги коммунистов, эти же враги коммунистов в 37-м всех коммунистов шлепнули....

            В 37 коммунисты шлепнули врагов народа большевков. А потом уже коммунистов расстреляли враги коммунистов. Такое вот колесо генотьбы.
            1. -9
              23 сентября 2021 09:25
              Цитата: Башкирхан
              В 37 коммунисты шлепнули врагов народа большевков

              Согласен, я их по ошибке коммунистами назвал...
          2. -8
            23 сентября 2021 10:59
            Цитата: Serg65
            Это были враги коммунистов, эти же враги коммунистов в 37-м всех коммунистов шлепнули....Татра, я правильно сказал?

            hi
            позволю себе внести ясность: коммунисты шлепнули врагов коммунистов в 1936 , но... оказались врагами коммунистов и были шлепнуты настоящими коммунистами в 1937-38, которые, в свою очередь, оказались врагами коммунистов и были шлепнуты супернастоящими комунистами в 1940 , но оказались врагами коммунистов и были шлепнуты суперпупурнастоящими коммунистами в 1953 г,, которые тоже врагами оказались, их выбросили и образовались, казалось бы , уже алмазной чистоты коммунисты, но тут ....пришла Татра belay recourse
            1. -1
              23 сентября 2021 12:56
              Цитата: Ольгович
              пришла Татра

              laughing И пришла не одна, а с отрядом коммунистов... what или некоммунистов, а может быть врагов коммунистов..... recourse ля...я запутался!!!!
              1. 0
                23 сентября 2021 14:16
                Какая разница, финал всё равно однозначен. drinks
            2. -3
              23 сентября 2021 14:15
              Цитата: Ольгович
              которые тоже врагами оказались, их выбросили и образовались, казалось бы , уже алмазной чистоты коммунисты

              Кстати печенеги и половцы тоже были врагами коммунистов, Татра не даст соврать.
            3. 0
              23 сентября 2021 14:18
              Думаю, есть смысл уже говорить об эволюционной теории тёти Татры. Происхождение врагов коммунистов в процессе ретроградного идеологического митоза.
        3. Комментарий был удален.
      2. -2
        23 сентября 2021 10:11
        Цитата: tatra
        Да какие пролетарии из вас , врагов большевиков-коммунистов ?

        Эхм...Тут вот какое дело, тётушка:
      3. -11
        23 сентября 2021 11:08
        Цитата: tatra
        Да какие пролетарии из вас ,

        Вы в каком полк..Ой! - заводе служили? "Красная трудолюбка"? "Красная незаможница?"

        Посрамите же нас, сирых инженерОв hi

        Искренне хочу пожать мозолистую трудовую длань. hi
        1. -7
          23 сентября 2021 11:41
          Цитата: Ольгович
          Вы в каком полк..Ой! - заводе служили? "

          Я тоже пребываю в восхищении: после 12тичасовой смены у чесально-трепального станка, после собрания цеховой партячейки, после пикета у заводской администрации против замены компота на кисель в комплексном обеде, после митинга в поддержку коммунистов Ботсваны - у тётки Татры ещё остаются силы гонять тут веником врагов коммунистов!
          Цитата: Ольгович
          Посрамите же нас, сирых инженерОв

          От вас, образованных, все напасти....А ещё шляпу надел....
        2. -7
          23 сентября 2021 14:13
          .Ой! - заводе служили? "Красная трудолюбка"? "Красная незаможница?"

          Не, это было в сельской местности -- колхозы "Стальное вымя" и "Красное дышло", но пили там исключительно коктейль "Слеза пролетарки". laughing drinks
          1. -4
            23 сентября 2021 14:57
            Цитата: Морской Кот
            колхозы "Стальное вымя" и "Красное дышло"

            Извиняюсь, но колхозы назывались "40 лет без урожая" и "Червоно дышло"! drinks
    2. ort
      0
      23 сентября 2021 16:36
      Цитата: Ольгович
      А чуть позже , "пролетарии всех стран, соединятесь!" , таки, соединились, и наплевав со спокойной душой на весь марксизьм


      И стало им счастье...... пролетариям то есть. А вот буржуи- соединились глобально и на самом деле, да так ловко, что даже междусобойные буржуйские войны им шли только в прибыль. В единстве сила !

      По - моему ЭТО и есть торжество марксистского подхода. И марксизм совершенно не пострадал от того, что некоторым "танцорам" даже и свои........ мешают, а не только единство классовых интересов. Идея есть инструмент- умный применит на пользу, а глупый-этим инструментом другому такому же полу- дурку череп проломит. Инструмент не виноват.
  3. +12
    23 сентября 2021 07:43
    При чтении статьи создается устойчивое впечатление, что читаешь ответ школьника-троечника по теме Первой мировой, который кое как выучил домашнее задание. К тому же для этого троечника русский язык явно не родной, поэтому даже свои куцые познания изложить ему очень сложно.
    Англичане даже не верили, что возникнет какая-либо необходимость отправлять солдат на землю.

    Чтобы назвать это произведение "марксистским анализом", надо иметь очень развитую фантазию.
    1. +6
      23 сентября 2021 10:12
      Скорее, зарисовка некоторых аспектов ПМВ. Но читать было интересно.
      О некоторых особенностях эпизодов "братания" я не знала.
      Все эти страны столько раз воевали друг с другом на географически малой территории, так изучили друг другаи и так были связаны экономикой, что их народы подсознательно начали воспринимать себя как совокупность людей, связанных едиными интересами. А вот интересы верхушек действительно расходились.
      1. +3
        23 сентября 2021 12:20
        hi доброе утро, Людмила Яковлевна! wink таки да!
        ....читать было интересно....
        Мне, например ещё было интересно то, что статьи о 1МВ мы уже читали за авторством Олейникова, Самсонова.
        Теперь другой автор, который кому-то школьника напомнил. В этом, наверно, нет ничего плохого, или обидного, поскольку речь идёт о разных возрастах авторов и читателей .
        К сожалению, систематическое многолетнее изучение марксизма ушло в прошлое.
        Как я понимаю, при СССР ----хочешь, не хочешь, изучай марксизм!
        Партия сказала, Комсомол ответил Есть!
        А теперь --- всё сами, сами....Ну хочу я изучать марксизм..Уже давно. А не изучаю....
        1. +8
          23 сентября 2021 12:45
          Доброе утро, Дима! )))
          Дело в том, что марксизм перестал подходить для оценки современных реалий, ибо из неё, реальности, выключены большие коллективы рабочих, на сознательность которых данное учение опиралось, противопоставляя их классу капиталистов. Повсеместная роботизация в западных странах приводит к последовательному исключению таких коллективов из производства, значит их не может быть в политической жизни, тем самым исключая опору на них ортодоксальной марксистской теории.
          Доводилось читать про японские заводы, производящие огромное количество продукции при наличии всего трех рабочих. Это такая линейка, требующая всего лишь загрузки сырья под присмотром одного оператора, далее один наладчик, под присмотром которого оборудование всей технологической линейки, и на выходе -- автоматическая упаковка и отгрузка продукции также под присмотром одного оператора. Естественно, эти люди держатся за свои рабочие места. Это, конечно, крайность, но такая, к которой стремится каждый капиталист. В результате образуется огромное количество людей, не востребованных серьезным производством, что делает их лишними в глазах капиталистов. Ведь рано или поздно эти "лишние" найдут форму протестного объединения вне совместных рабочих коллективов и уже спонтанно находят. Эта новая реальность, делающая людей лишними и потому объединяющая их, должна получить идеологическое описание как расширение марксистской идеологии. Но не получает.
          1. +2
            23 сентября 2021 13:08
            Спасибо,Людмила Яковлевна! love Тут что ещё.? В этом нашем коллективе несколько человек критиковали марксизм автора.Наверно, уже не во всяких коллективах есть люди, знающие марксизм. Вот на моей работе их не было раньше, нет и теперь. Хотя, может, recourse учредители изучают тайно . Но не скажут
            Со временем фальсификации на тему марксизма будут расти .Кто во что горазд.
          2. +3
            23 сентября 2021 22:05
            Как то не до конца. тогда к примеру в некоем ограниченном, пространстве ( территории, государстве, земном шаре), только эти "трое" и смогут покупать то огромное количество товаров которое сами и производят, а "лишние" , как вы говорите, не будут. Вот честно, о марксизме, можно и нужно рассуждать, вникая в него. Опять же, согласно марксизму, капитализм кровно заинтересован в прибыли и он прекрасно понимает, что нищим покупателям ничего не продашь, тогда и вступает в дело "единство и борьба противоположностей", когда да, капитализм одинаково заинтересован и в удешевлении производства, и в повышении платёжеспособности покупателей. В противном случае эти "трое" будут работать на склад, что вместо прибыли даст капиталисту убыток.
            Ну и классика: "Марксизм не догма, а руководство к действию". Посему постоянно приплетая рабочий класс, как антагониста капитализма и основную действующую силу, современные толкователи марксизма упёрлись в стену идеологемы "рабочий класс" , который нынче исчезающе мал. Они не знают, что делать и что говорить. а между тем Марксизм ведь рассматривает борьбу угнетённых и угнетателей. Просто в то время, самым передовым и организованным, из угнетённых, был рабочий класс, что абсолютно не означает его, рабочего класса, приоритет в борьбе с угнетателями в другое время. Марксизм рассматривает борьбу классов как перманентную (до их полного исчезновения) и возглавить эту борьбу может (и должен), наиболее подходящая в данный исторический период, часть общества. Этих толкователей их противники на этом же рабочем классе и ловят, а как же: нет рабочего класса - нет марксизма.
            1. +4
              23 сентября 2021 22:29
              только эти "трое" и смогут покупать то огромное количество товаров которое сами и производят, а "лишние" , как вы говорите, не будут.


              Вы правильно ставите вопрос, коллега.
              Отсюда разговоры про безусловный базовый доход. Который уже пытаются внедрять, и даже у нас обсуждается его возможность. Разговор о "лишнем" человечестве обширный, интересный, и если достанет сил, продолжу его завтра.
          3. +1
            27 сентября 2021 05:21
            Марксистская идеология основана на постулате, что капитал не может производить, это могут делать люди, занятые производством, и поэтому существует эксплуатация человека человеком. Ваш пример опровергает этот фундаментальный постулат, поэтому коммунистическую идеологию нельзя расширить, чтобы включить его.
          4. -1
            7 декабря 2021 13:11
            Роботизации - это не "выключение" рабочих масс из производства и общественной деятельности, а, следовательно, борьбы с капитализмом...
            Роботизация - это наглядный пример опровержения марксовой теории об источнике прибавочной стоимости - эксплуатации капиталистом рабочего...
        2. +1
          23 сентября 2021 13:50
          Цитата: Reptiloid
          А теперь --- всё сами, сами....Ну хочу я изучать марксизм..Уже давно. А не изучаю....

          Да при чём тут, нафиг, вообще марксизм?? Этот митрофанушка с тем же успехом мог в заголовок воткнуть, скажем, теорию струн или телеологию Ламарка. Это просто неуклюжая попытка придать некий вес своей банальной писанине - автор-то пробавляется ею на дзене обычно, как я понял. Просто перелепил на своей дешёвке ярлычок - "марксизм", типа, у требовательной аудитории ВО должен вызвать интерес и добавить кликбейт. В плане
          Цитата: депрессант
          зарисовка некоторых аспектов ПМВ.
          вообще смешно рассматривать это всерьёз - писать, к примеру, о "марнском чуде" и ни словом не обмолвиться о его настоящем творце - мсье Галлиени - это профанация.
          1. 0
            23 сентября 2021 14:01
            Цитата: Пепел Клааса
            Цитата: Reptiloid
            А теперь --- всё сами, сами....Ну хочу я изучать марксизм..Уже давно. А не изучаю....

            Да при чём тут, нафиг, вообще марксизм?? ......
            так я дальше и написал,
            ..фальсификации на тему марксизма будут расти...
            кто-то будет верить.
            И я не случайно laughing вспомнил статьи других авторов ВО о 1МВ
            1. 0
              23 сентября 2021 16:47
              Цитата: Reptiloid
              ..фальсификации на тему марксизма будут расти...

              а зачем фальсифицировать то, о чём у масс довольно смутное, мягко говоря, представление? Да и как сфальсифицировать теорию прибавочной стоимости? Глобализацию? Монополии? Поляризацию доходов?
          2. 0
            23 сентября 2021 17:46
            Просто перелепил на своей дешёвке ярлычок - "марксизм", типа, у требовательной аудитории ВО должен вызвать интерес и добавить кликбейт.
            hi good
          3. 0
            23 сентября 2021 22:39
            Цитата: Пепел Клааса
            Да при чём тут, нафиг, вообще марксизм?? Этот митрофанушка с тем же успехом мог в заголовок воткнуть, скажем, теорию струн или телеологию Ламарка.

            хватит ли вам жизни, просто перепечатать все то что написано Марксом?
            Маркс для умных людей перестал быть догмой уже 100 лет назад. Это лишь методология. Современное человеческое общество сейчас рассматривается не с позиции Марксизма а с позиции науки Этологии.
      2. +5
        23 сентября 2021 13:43
        О некоторых особенностях эпизодов "братания" я не знала.

        Людмила Яковлевна, я запамятовал, Вы английским владеете? О таком явлении, как Live and let live в русскоязычной литературе нет ничего. Я бы рекомендовал Вам книгу Trench warfare, 1914-18 : the live and let live system.

        Но читать было интересно.

        Если Вам было интересно, то книга Леонарда Сирила Дейтона "Вторая мировая: ошибки, промахи, потери" должна Вам понравиться. Она есть в сети на русском. В ней очень много и о первой мировой.
        1. +6
          23 сентября 2021 14:10
          Виктор Николаевич, добрый день hi )))
          К сожалению, английский учила только в институте, не придавая ему значения, ибо факультатив. Но о войнах этих много читала в русских изданиях, причины этих войн ясны, также ясны и причины поражения в них. Потому мне интересны лишь подробности, основанные на документах, которые нахожу у Ремарка и русских писателей.
          И, знаете, в последнее время зябко становится от погружения в истории войн 20-го века. Будто сводки с фронта, который далеко, но приближается.
          1. +1
            23 сентября 2021 14:23
            Цитата: депрессант
            ....И, знаете, в последнее время зябко становится от погружения в истории войн 20-го века. Будто сводки с фронта, который далеко, но приближается.
            Это была Первая Мировая Война при капитализме .Подобных войн раньше не было.
            1. +4
              23 сентября 2021 14:48
              Я бы поостереглась делать такие заявления. Разве что эти -- Мировые.
              1. +1
                23 сентября 2021 15:10
                Да, конечно, hi были войны 30летняя, 100летняя, другие.
                30летняя---первая общеевропейская война.
                Но эта, упомянутая , именно Мировая. По количеству людей, техники, новых видов вооружения. Также новые изобретения, достижения,.....
          2. +9
            23 сентября 2021 17:31
            интересны лишь подробности, основанные на документах, которые нахожу у Ремарка
            "Excusez-moi,cherе madame Людмила Яковлевна,но .. Ремарк..?Около полутора месяцев на фронте, ранение и последующий год службы в канцелярии госпиталя...Согласитесь, слабовато для закаленного в боях ветерана, каким предстает Ремарк под впечатлением от его, без сомнения, великого романа «На Западном фронте без перемен».Осмелюсь порекомендовать Эрнста Юнгера.У него «В стальных грозах» почерпнете больше подробностей, основанных на документах,так как в отличие от многих других авторов, побывавших на фронте лишь «проездом», Юнгер знал войну так хорошо, как никто другой.
            «Я установил, что, не считая таких мелочей, как рикошеты и царапины, на меня пришлось в целом четырнадцать попаданий, а именно: пять винтовочных выстрелов, два снарядных осколка, четыре ручных гранаты, одна шрапнельная пуля и два пулевых осколка, входные и выходные отверстия от которых оставили на мне двадцать шрамов».
            Но это,конечно же,дело вкуса..
            1. +6
              23 сентября 2021 17:54
              Но почему-то более известен Ремарк.
              Видимо, дело в воздействии таланта писателя на читателя. В мере этого таланта. И я вообще-то в большей степени имела в виду "Триумфальную арку". Она мне ближе. Мне хватило недели, чтобы, поварившись в частично фронтовой полосе при распаде Союза, вынести представление о том, что война для рядового гражданина -- это непередаваемый ужас. Что всеми силами и возможностями дипломатии политическое руководство страны должно избегать войны.
          3. +2
            23 сентября 2021 22:44
            Цитата: депрессант
            И, знаете, в последнее время зябко становится от погружения в истории войн 20-го века. Будто сводки с фронта, который далеко, но приближается.

            Аналогично! попал материал по "молодой гвардии" г. Краснодон.. В школе это читали, на линейках знамя поднимали, доклады делали.... А сейчас вдруг аж слезы брызнули.. Или про барак № 20 в Маутхаузене и история восстания! Что ждет Человечество если оно продолжает идти тем же путем?
  4. +4
    23 сентября 2021 07:47
    Хорошо, что читателей предупредили, что это марксистский анализ.

    В Книгу рекордов Гиннеса, внесена Мария Петровна Сергеева собравшая самую большую коллекцию спичечных коробков.
    Она тридцать лет проработала уборщицей в лаборатории бакт-анализа местной санэпидемстанции.
    1. +4
      23 сентября 2021 07:53
      Цитата: А. Привалов
      Хорошо, что читателей предупредили, что это марксистский анализ.

      Это издевательство над марксизмом,просто самое настоящее глумление,а не марксистский анализ.
      1. +2
        23 сентября 2021 07:59
        Просто перевод начала книги, служившей источником для данной статьи, я уже публиковал на Дзене, в связи с чем мне тут пришлось начать публиковать, как бы, 3/4 книги.
        1. +3
          23 сентября 2021 08:07
          Видимо,по этой причине и сумбурно получилось,ведь у Ленина много работ было по данной тематике.
        2. +4
          23 сентября 2021 08:32
          А разве на русском языке, с нормальным переводом, этой книги нет?
        3. +1
          23 сентября 2021 12:04
          Цитата: Владимир Зырянов
          в связи с чем мне тут пришлось начать публиковать, как бы, 3/4 книги.

          Какой книги-то?
    2. +3
      23 сентября 2021 08:27
      Цитата: А. Привалов
      В Книгу рекордов Гиннеса, внесена Мария Петровна Сергеева собравшая самую большую коллекцию спичечных коробков.
      Она тридцать лет проработала уборщицей в лаборатории бакт-анализа местной санэпидемстанции.

      А,вот хранительницу музейных ценностей (90-х годов-начало нулевых) из Эрмитажа,что вынесла из музея 200 музейных экспонатов (в корыстных целях),в книгу рекордов не внесли.
      1. -4
        23 сентября 2021 09:28
        Цитата: bober1982
        А,вот хранительницу музейных ценностей (90-х годов-начало нулевых) из Эрмитажа,что вынесла из музея 200 музейных экспонатов (в корыстных целях),в книгу рекордов не внесли.

        Это же был процесс перерождения социализмо-ориентированного советского человека в новый капиталистический уклад. Концепция поменялась и произошла смена парадигм. Хотя сейчас придет Татра и скажет что музейные ценности вынесли враги коммунистов.
        1. 0
          23 сентября 2021 11:27
          Цитата: Башкирхан
          Это же был процесс перерождения социализмо-ориентированного советского человека в новый капиталистический уклад.

          Да какие там "процессы", несуны - такой же неотъемлемый символ советской эпохи, как балет, космос и счастливая пионерия.
          1. -1
            23 сентября 2021 15:53
            Цитата: Пепел Клааса
            несуны - такой же неотъемлемый символ советской эпохи

            Значит это был осознанный возврат к советским традициям в эпоху зарождения дикого российского капитализма.
            1. +1
              23 сентября 2021 16:38
              Цитата: Башкирхан
              Значит это был осознанный возврат к советским традициям

              что значит "возврат"? Откуда? Клептоманские рефлексы ниоткуда не приходили и никуда не уходили - они были всегда. Базовый инстинкт.
    3. +3
      23 сентября 2021 09:54
      Цитата: А. Привалов
      Хорошо, что читателей предупредили, что это марксистский анализ.

      Маркс и Энгельс изучают анализ Зырянова.
      Холст.
      Масло?
      1. +1
        23 сентября 2021 11:54
        Цитата: Пепел Клааса
        Холст.
        Масло?

        Масло.Но не холст.Дерево
        1. -1
          23 сентября 2021 19:11
          Дерево
          Буратино?
  5. +3
    23 сентября 2021 08:36
    "выделяется как блестящий пример отсутствия военного таланта" Игнатьев в своей книге:" Пятьдесят лет в строю" о нем положительно отзывался
  6. +3
    23 сентября 2021 09:00
    Когда автор узнаётся по первым же строкам - это должно ему льстить. Но не в случае Зырянова.
    Марксистский анализ.....?
    У Зырянова довольно смутное представление о марксизме и аналитике. Примерно, как у бьюти-блогерши о бозоне Хиггса.
    1. -1
      23 сентября 2021 18:12
      У Зырянова довольно смутное представление о марксизме и аналитике.
      Все гораздо хуже, Зырянов, пришел на сайт всерьез и на долго. У него обо всем смутное представление."Книга-источник знаний".Вот он из этого источника и пьет, абсолютно не вдаваясь в подробности. Из букв составил слоги, из слогов слова, из слов предложения.Он не митрофанушка, а петрушка,которого увлекал этот процесс.
      1. 0
        23 сентября 2021 19:05
        Тогда всё ещё печальнее.
  7. +4
    23 сентября 2021 09:51
    А где тут марксизм и где тут анализ?
  8. +3
    23 сентября 2021 10:32
    Хм... Анализ , марксизм? Быстрая пробежка по боевым действиям и весь анализ об "окопных братаниях", а причини войны?
  9. +11
    23 сентября 2021 10:32
    Немцы начали с того, что поставили свечи на своих окопах и на рождественских елках, затем продолжили празднование пением колядок, на которые англичане ответили своими собственными песнями.
    Считается, что первыми инициативу проявили немцы.
    «Я стоял на стрелковой ступени окопа, глядя на немецкую линию обороны, и думал о том, как разительно отличается этот Святой вечер от тех, что были у меня прежде, — вспоминал британский стрелок Грэм Уильямс. — Вдруг вдоль бруствера немецких окопов то там, то здесь стали появляться огни, которые, по всей видимости, давали свечи, зажженные на рождественских елках; свечи горели ровно и ярко в тихом и морозном вечернем воздухе. Другие часовые, которые, конечно же, увидели то же самое, бросились будить тех, кто спал, с воплем: «Глянь только, что творится!» И в этот момент противник начал петь «Тихая ночь, дивная ночь…» В ответ мы исполнили свой псалом. С немецкой стороны раздались дружные аплодисменты, за которыми грянул еще один любимый ими рождественский мотив».
    Капитан 2-го батальона полка Гордонских горцев в письме «любимой маме» констатировал, что «стал свидетелем весьма удивительного события».
    До этого, около 10 утра, он увидел мирно настроенных немцев у британских окопов.
    «Мы как раз готовились открыть по ним огонь, когда увидели, что у них нет винтовок, и тогда один из наших пошел им навстречу, и примерно через две минуты пространство между двумя линиями обороны было заполнено солдатами и офицерами с обеих сторон — они пожимали друг другу руки и желали друг другу счастливого Рождества. Я тоже пошел на нейтральную полосу и пожал руки некоторым их офицерам и солдатам. Из этого я сделал вывод, что большинство из них хотели бы вновь оказаться дома, как и мы — у нас целый день играли волынки и все ходили на открытом пространстве, ничего не опасаясь», — резюмировал Чейтер.
    В отличие от перемирий, традиционно заключавшихся во время предыдущих войн и всегда санкционированных сверху, в указанном случае это было исключительно желание личного состава. Временная пауза была продиктована не только религиозными мотивами, но и острой необходимостью похоронить убитых солдат, чьи тела оставались лежать в нейтральной зоне. Были проведены совместные службы по отпеванию павших. Из рассказов о том, как началось перемирие, известно, что на других участках Западного фронта инициатива исходила и от англичан, которые, выбросив белый флаг, «подошли к немецким окопам, неся в руках рождественские пирожки». Неофициальный договор между рядовыми воинами подразумевал перемирие на 48 часов.
    «Трудно представить себе более удивительное зрелище. Наши солдаты и немцы стояли группами или гуляли между траншеями, как будто дело происходило в Гайд-парке, — сообщалось в письме британского солдата, текст которого приводится в научной статье историка Марины Оболонковой «Эпизод истории Великой войны как элемент исторической памяти европейцев: Рождественское перемирие 1914 года». — Курьезно то, что некоторые из немцев раньше жили в Лондоне.Я встречал одного немца, с которым ежедневно по утрам отправлялся в одном и том же поезде из Финчли в Сити».
    По фронтовым письмам видно, что на многих Рождественское перемирие произвело сильное впечатление. В тылу известие о недолгом перерыве в боевых действиях было в основном воспринято положительно. Британские газеты опубликовали на первой полосе снимок по-братски позирующих английского и немецкого солдат. Само собой, высшее командование было, мягко говоря, не в восторге от увиденного.
    «Это хорошо показывает, в какую мы впали апатию, и в дополнение указывает на то, что все наши приказы были даны впустую, — с горечью отмечал в своем дневнике 26 декабря генерал Королевских вооруженных сил Гораций Смит-Дорриен. — Я давал ясный приказ о том, что общение с частями противника не может быть одобрено ни при каких условиях».
    1. +9
      23 сентября 2021 10:33
      На следующее Рождество часовые с обеих сторон получили приказ стрелять в любого солдата, который попытается распространить рождественское послание «мира на земле и доброй воли ко всем людям».
      На Западном фронте немцы пытались покинуть свои окопы под белым флагом в пасхальное воскресенье 1915 года, но были остановлены предупредительными выстрелами британцев. Однако в ноябре саксонцы кратковременно братались с ливерпульцами.
      Идея Рождественского перемирия не вошла в традицию Первой мировой. На следующий год командование германской и британской армий распространило предупреждения о категорическом недопущении повторных братаний. Отдельным подразделениям предписывалось организовать рейды и атаковать вражескую линию фронта в этот день, в то время как артиллерийский заградительный огонь должен был помешать возможному общению с врагом. Затяжной ход войны и жестокие бои с газовыми атаками, в свою очередь, в значительной степени способствовали озлоблению солдат. Братство сменилось ненавистью. Масштабных попыток вновь сыграть в футбол и затем поболтать под пиво больше не происходило. Историкам известны лишь совсем локальные братания в 1915, 1916 и 1917 годах.
      Впоследствии феномен Рождественского перемирия наблюдался в различных военных конфликтах XX века, например, между Парагваем и Боливией в ходе Чакской войны в 1932 году, а также во Вьетнаме в 1966-м.
      1. +12
        23 сентября 2021 10:36
        на ничейной земле был сыгран футбольный матч.
        Об одном таком футбольном сражении вспоминал лейтенант Йоханнес Ниман из немецкого 133-го Королевского Саксонского полка, сообщивший, что его солдаты выиграли у «томми» из Королевского Варвикширского полка со счетом 3:2. А с английской стороны лейтенант Королевской полевой артиллерии Альберт Уинн утверждал, что в другом матче против пруссаков и ганноверцев удачно выступили шотландцы из полка ланкширских фузилеров, защитившие честь владычицы морей со счетом 4:1.
        Эти необычные и вполне дружественные футбольные встречи так запомнились их участникам, что много десятилетий спустя после войны на месте их проведения, в поле у бельгийского городка Комин-Варнетон, некогда находившегося на Ипрской дуге, установили памятный знак в виде футбольного мяча. Пожалуй, это единственный в мире мемориал, к которому несут и цветы, и раскрашенные в разные цвета футбольные мячи.
        Но были и солдаты, не одобрявшие братаний. Так, в перемирии не участвовал 16-й Баварский резервный пехотный полк, находившийся в тот момент во Французской Фландрии. Ефрейтор 1-й роты этого подразделения Адольф Гитлер, тремя неделями ранее награжденный Железным крестом 2-го класса, возмущенно говорил своим сослуживцам:
        «Такого на войне быть не должно. Неужели у вас, немцев, совсем не осталось чувства чести?»
        1. +13
          23 сентября 2021 10:37
          На немецко-австрийском Восточном фронте фиксировались отдельные проявления Рождественского перемирия. К братанию стремились военнослужащие Русской императорской армии (РИА), исповедовавшие западные течения христианства. К слову, в ее рядах сражалось немало воинов немецкого происхождения. Но стремились отложить оружие в сторону, конечно, не только они. На русском Северо-Западном фронте были отмечены случаи замирения между солдатами рейхсхеера и военнослужащими 249-го Дунайского пехотного и 235-го Белебевского пехотных полков.
          Командующий 1-й армией генерал Александр Литвинов отмечал в своей телеграмме в штаб фронта, что немцы все чаще приглашают русских в гости. Согласно его рапорту, 20 солдат, четыре унтер-офицера и один ефрейтор 301-го Бобруйского пехотного полка 76-й пехотной дивизии приняли приглашение и, оставив свои позиции, пошли в расположение врага. В ходе братаний состоялись состязания по песнопению. Солдаты менялись хлебом, папиросами, алкоголем и шоколадом.
          В войсках Австро-Венгерской империи служило немало представителей славянских народов, которые в подавляющем большинстве не считали русских врагами. Эти солдаты стремились к перемирию в первую очередь. Знаменитый генерал Антон Деникин в своих мемуарах утверждал, что самые масштабные братания русских военных произошли не в рамках Рождественского перемирия 1914 года, а на Пасху 1915 и 1916 годов.
          «Братание имело даже традиционный характер в дни Святой Пасхи; но вызывалось оно исключительно беспросветно-нудным стоянием в окопах, любопытством, просто чувством человечности даже в отношении к врагу — чувством, проявлявшимся со стороны русского солдата не раз и на полях Бородино, и на бастионах Севастополя, и в Балканских горах. Братание случалось редко, преследовалось начальством и не носило опасной тенденции», — писал полководец.
          Генерал Юрий Данилов также не видел серьезной опасности в кратковременных встречах солдат враждующих армий. Весьма снисходительно он описывал такую сцену в своих очерках:
          «На нейтральной полосе между окопами завязывается оригинальное знакомство. Сблизившиеся люди пожимают друг другу руки, обмениваются непонятными словами, газетами, папиросами, а иногда и бутылкою спирта или другого напитка.
          С нашей стороны наиболее смелые, влекомые все тем же любопытством, заглядывают в чужие окопы и рассказывают потом чудеса о житье-бытье немецких солдат».
    2. +6
      23 сентября 2021 11:36
      .Я встречал одного немца, с которым ежедневно по утрам отправлялся в одном и том же поезде
      Много немцев в те времена работали в Англии официантами. Поэтому англичане часто орали через окопы " Официант,официант" а с немецкой стороны отвечали " уже иду,господа"
  10. -2
    23 сентября 2021 12:32
    Автор натянул классовую теорию на глобус на примере ПМВ. А ведь в ВОВ подобные вещи, хоть и не братания, происходили довольно часто, хотя трудно подумать, что советские солдаты питали добрые чувства к немецким рабочим.

    К примеру, немецкий пулеметчик дает трассера ночью поверх окопов. Со стороны тыла кажется идет войнушка, но на передовой прекрасно считывают месседж немца: я стреляю поверх вас, а вы стреляйте поверх нас и будем жить дружно.
    1. +6
      23 сентября 2021 12:59
      Цитата: Flanke
      Автор натянул классовую теорию на глобус на примере ПМВ. А ведь в ВОВ подобные вещи, хоть и не братания, происходили довольно часто,

      Ну, Вы тоже сову-то не натягивайте. Негласные поведенческие правила во время ВОВ с "рождественскими братаниями" на Ипре мало общего имеют, если не сказать - вообще ничего общего. А то потом появляется клюква типа "складских перемирий" в "Штрафбате" (прошу прощения, что помянул этот отстой).
      Пожалуй, похожа работа похоронных команд, сволакивавших трупы с нейтралки, описанная Ремарком
    2. +1
      23 сентября 2021 22:53
      Цитата: Flanke
      я стреляю поверх вас, а вы стреляйте поверх нас и будем жить дружно.

      это вы дзена перечитали. Если вы солдат а ваша семья на оккупированной территории, а вы уже видели трупы сожженых детей изнасилованных женщин - то никто там мирно не жил. Стреляли в ночи без толку тогда когда прикрывали разведгруппу.
  11. +3
    23 сентября 2021 23:35
    И еще интереснее случае описываются в литературе. Группа чешских солдат из австро-венгерской армии шли по лесу сдаваться в плен русским. Шли с винтовками. Напоролись на группу примерно такой же численности вооруженных русских солдат, которые шли сдаваться австрийцам. Завязался спор, а потом и драка - решали кто кому будет сдаваться. Чехи победили. Избив русских, они еще навьючили на них свои и русские винтовки и заставили вести их в русский тыл. Дошли и сдались. Не знаю, как из этой ситуации выкрутились неудачники-русские.
  12. 0
    27 сентября 2021 05:29
    Побратимство произошло во время Первой мировой войны между болгарскими и русскими частями. После первого контакта и без Рождества. Русское командование сочло это неприемлемым и заменило русские части румынскими.
  13. Комментарий был удален.
  14. +1
    29 ноября 2021 03:53
    Маркс сказал если эти люди марксисты тогда я не марксист и читая эту статью я понимаю Маркс был прав!