Героическая борьба линкора «Марат»

175
Героическая борьба линкора «Марат»
Поврежденный линейный корабль Балтийского флота «Марат»

В советское время этот корабль изображали на почтовых марках и плакатах. Ему посвящали статьи в газетах и журналах. Флагман Краснознамённого Балтийского флота, вооруженный 305-мм орудиями, был способен громить врага своей мощной артиллерией. Защитник обороны Ленинграда линейный корабль «Марат» был ударным ядром Балтфлота, его символом.

«Петропавловск»


Корабль был заложен в 1909 году в Петербурге на Балтийском заводе. Это был дредноут класса «Севастополь».



Первые дредноуты русского флота были разработаны под руководством инженера, профессора Морской академии Ивана Бубнова и при участии математика и кораблестроителя Алексея Крылова. В 1911 году корабль «Петропавловск» спустили на воду, в декабре 1914 года он зачислен в состав Балтийского флота. Экипаж линкора насчитывал более 1 200 человек. Это был грандиозный проект морского судостроения того времени. Корабль принимал участие в Первой мировой войне.

В 1918 году во время Ледового похода Балтфлота вместе с другими кораблями БФ перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт. 31 мая 1919 года состоялся единственный морской бой «Петропавловска» (и линкора из серии «Севастополь»). Британские эсминцы преследовали эсминец «Азард», который проводил разведку под прикрытием линкора. Наш эсминец вывел противника прямо на орудия «Петропавловска». Дредноут обстрелял врага из 305-мм, а затем и 120-мм орудий. Английские эсминцы, которые сблизились с линкором до 47 кабельтовых, отступили.

В июне 1919 года «Петропавловск» принял участие в подавлении восстания гарнизонов фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь». Форты подняли восстание, когда на Петроград наступали белогвардейцы, и надеялись на поддержку британского флота. Красные линкоры «Андрей Первозванный» и «Петропавловск» обстреляли позиции восставших, и те покинули форты.

В марте 1921 года экипаж корабля принял участие в Кронштадском восстании. Мятеж подавили, часть экипажа линкора бежала в Финляндию. 31 марта 1921 года корабль переименовали в «Марат», в честь французского революционера Жана-Поля Марата.


Линейный корабль «Петропавловск» на якоре. Дореволюционные годы

«Марат»


В июне 1925 года во время учебного похода на линкоре «Марат» держал свой флаг народный комиссар по военным и морским делам Михаил Фрунзе. В 1928–1931 годах корабль прошёл ремонт и модернизацию. В довоенное время корабль совершил морские походы в Финляндию, Швецию, Норвегию, Англию и республики Прибалтики. В 1938 году на «Марате» впервые в мире была испытана система защиты от магнитных мин, разрабатывавшаяся в ЛФТИ под руководством Анатолия Александрова. Весной 1941 года систему защиты от мин установили, и «Марат» стал первым советским кораблем, имеющим защиту от магнитных мин.

Во время Зимней войны с Финляндией флагман Балтфлота вёл огонь по береговым позициям противника в районе Выборга. Начало Великой Отечественной войны «Марат» встретил в Кронштадте. За лето и осень более 600 моряков с линкора ушли воевать в морскую пехоту.

В августе 1941 года немецкая армия вышла на подступы к Ленинграду. 8 сентября 1941 года немецкие и финские войска блокировали Ленинград (Ленинград в блокаде) и главную базу Балтийского флота – Кронштадт. Немецкая группа армий «Север» пыталась с ходу взять Ленинград, захватить второй по важности город Советского Союза и уничтожить русский Балтийский флот. Тем самым немцы превращали Балтийское море в своё озеро, устанавливали прочную и сухопутную связь со Скандинавией, своими финскими союзниками и ресурсной базой. Создавали угрозу с северо-запада для Москвы, и могли направить большие силы северной группировки на другие направления.

Ленинград и Кронштадт были окружены. Бомбежки и артиллерийские обстрелы продолжались день и ночь. Гитлеровцы пытались раздавить наши войска в Ленинграде, сломить боевой дух противника. Важную роль в обороне Ленинграда играл Балтфлот и его флагман «Марат». Моряки возводили многочисленные укрепления, сотни ДОТов, для которых использовали броневые плиты из запасов. Только на Пулковских высотах было срочно построено более 200 огневых точек, бронированных корабельной сталью. В систему Ленинграда были включены линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсеры «Горький», «Киров», «Петропавловск» и другие корабли.

С помощью корабельной артиллерии флота были возведены десятки батарей. Моряки-балтийцы установили 130-мм морские батареи и орудия, снятые с «Авроры». Была построена Невская укрепленная позиция. Корабельные батареи около Ивановских порогов весь период Ленинградской обороны находились на переднем крае обороны: лишь р. Нева отделяла их от фашистов. Четыре железнодорожные батареи крупного калибра, укомплектованные моряками, защищали Ленинград с суши. Флотская авиация и зенитная артиллерия обороняли город. Почти половина личного состава Балтфлота сражалась на суше.

Артиллерия линкора «Марат» уже с 9 сентября вела огонь по гитлеровцам. Корабельная и зенитная артиллерия флота и флагмана сдерживала натиск противника, не давала вермахту возможности начать штурм города. Корабельная артмощь была одним из главных факторов, которые не позволяли немцам ворваться в Ленинград. В начале блокады советский линкор стоял на якоре в ковше Морского канала напротив Стрельны и вёл огонь по вражеским позициям. В первые дни блокады «Марат» выпустил по врагу 953 снаряда главного калибра.


Линкор Балтийского флота «Марат» на якорной стоянке. 1940

Гибель линкора


Немецкое командование сосредоточило усилия ВВС и артиллерии на бомбардировке Кронштадта и уничтожении основных боевых единиц Балтийского флота.

16 сентября 1941 года люфтваффе совершили массированный налёт и смогли повредить «Марат» (четыре прямых попадания 250-кг бомб). Также в советский флагман попало десять 150-мм артиллерийских снарядов. 78 моряков погибло и было ранено. На линкоре вышли из строя некоторые механизмы, была повреждена четвертая башня главного калибра, группа кормовых 76-мм зенитных орудий и носовая батарея 37-мм зениток. Это серьёзно ослабило противовоздушную оборону линкора. А советское командование не смогло усилить ПВО Кронштадта и кораблей, всё, что имелось, было брошено на защиту города. Вся флотская авиация работала в интересах командования фронта.

«Марат» своим ходом ушел в Кронштадт и 18-го встал к причалу Усть-Рогатки. Корабль сохранил боеспособность и его орудия главного калибра продолжали обстрел неприятеля. Чтобы уничтожить русский линкор, немцы из Германии привезли однотонные бомбы. Одним из немецких асов, который атаковал «Марат», был Ганс-Ульрих Рудель. 21–23 сентября люфтваффе совершило серию массированных налётов на Кронштадт. Немногочисленные силы ПВО Кронштадта и ослабленная зенитная артиллерия линкора не могли отразить все атаки немецких лаптёжников Ю-87.

23 сентября германские пикирующие бомбардировщики атаковали линкор. Первая однотонная бомба упала у левого борта. Корабль получил крен на правый борт. Затем в носовую часть попала ещё одна однотонная бомба. Она пробила броню, взорвалась внутри корабля, что вызвало подрыв боезапаса первой башни главного калибра. Произошёл мощный взрыв, уничтоживший носовую башню, надстройку корабля с её постами, зенитками, фок-мачту с носовой боевой рубкой и т.д. Упала носовая дымовая труба. Осколки разлетелись по всей Средней гавани. Столп дыма поднялся до 1 км. Погибли командир корабля капитан 2-го ранга П. К. Иванов, старпом капитан 2-го ранга В. С. Чуфистов и ещё 324 человека. Корабль получил 10 тыс. тонн воды при водоизмещении в 23 тыс. и затонул на глубине 11 метров.

Вот как описал гибель боевого корабля один из очевидцев:

«Отчётливо вижу, как громадная фок-мачта с трапами, рубками, мостиками и площадками, сплошь усеянная фигурами в белых матросских робах, медленно отделяется от корабля, не очень быстро валится в сторону, а затем разделяется на части и с грохотом обрушивается в воду... Чуть ниже мачты также медленно поднялась и орудийная башня, её три 12-дюймовых орудия отламываются и тоже летят в воду. Бухта кажется кипящей от массы брошенной в неё раскалённой стали».


Аэрофотоснимок поврежденного советского линкора «Марат»


Часть фок-мачты линкора Балтийского флота «Марат», отброшенная от корабля силой взрыва. Она была поднята и помещена на стенку кронштадтской гавани

Плавбатарея «Марат»


В ходе борьбы за живучесть морякам удалось предотвратить затопление части отсеков корабля. На помощь прибыли моряки с других кораблей. Корпус линкора лёг на дно, но глубина была небольшая и он полностью не затонул. Морякам удалось посадить линкор на ровный киль, и вскоре начались восстановительные работы. Экипажу «Марата» помогали спасатели «Сигнала» и «Метеорита», Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), рабочие Кронштадтского ремонтного завода.

Корабля после второй башни просто не было. Третья и четвёртая башни главного калибра были целыми, вторая башня нуждалась в ремонте. Поэтому решили использовать «Марат» в качестве несамоходной плавбатареи. В командование кораблем вступил капитан 3-го ранга Л. Е. Родичев. На корабле была сохранена команда в 357 человек.

Самоотверженными усилиями моряков и рабочих уже в октябре «Марата» частично восстановили, и линкор снова встал на защиту Ленинграда. 120-мм орудия сняли, создали три батареи, которые укрепили сухопутную оборону города. 31 октября 1941 года орудия третьей и четвертой башен открыли огонь по гитлеровцам, в ноябре 1942 года – «заговорила» и вторая башня главного калибра.

Чтобы защитить неподвижную плавбатарею от огня вражеской артиллерии и налетов авиации, на палубу уложили гранитные плиты толщиной 32–45 см, место котельного отделения усилили броневыми плитами.

«Марат» вёл борьбу с вражескими батареями. Так, 12 декабря 1941 года корабль подавил немецкую батарею у поселка Беззаботный. 28 декабря линкор-инвалид вёл перестрелку с 280-мм орудиями вражеской железнодорожной батареи на станции Новый Петергоф. По нашему кораблю выпустили 52 снаряда, четыре попали в цель. «Марат» получил значительные повреждения, но немецкую батарею подавил. Одним немецким снарядом было потоплено вспомогательное судно «Водолей». В начале 1942 года экипаж «Марата» возрос до 500 человек. Для защиты плавбатареи установили зенитки. Корабль продолжал борьбу с немецкой артиллерией. Гитлеровцы вели обстрел «Марата», но значительных разрушений не добились.


Линейный корабль Балтийского флота «Марат» в Кронштадте во время аварийно-восстановительного ремонта. У борта линкора буксир типа «Ижорец»


Советский линкор Балтийского флота «Марат» во время аварийно-восстановительного ремонта и переоборудования в плавучую батарею


Поврежденный линейный корабль «Марат» в качестве плавучей батареи

31 мая 1943 года кораблю вернули историческое имя – «Петропавловск». Линкор продолжал борьбу с врагом до полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в январе 1944 года. В июне 1944 года орудия линкора сделали последние выстрелы по врагу – во время Выборгской наступательной операции.

За годы Великой Отечественной войны «Марат-Петропавловск» сделал 1 971 выстрел орудиями главного калибра.

После войны «Петропавловск» собирались полностью восстановить, модернизировать и усилить зенитное вооружение. Использовать для этого части корпуса линкора «Фрунзе» («Полтава»). Но в итоге от этих планов отказались.

Корабль использовали в качестве учебно-артиллерийского судна. В 1950 году корабль переименовали в «Волхов». В 1953 году вывели из состава флота и в начале 60-х отправили на металлом. К сожалению, «Петропавловск» не сохранили как корабль-музей вроде «Авроры».


Расчеты автоматических 37-мм зенитных пушек 70-К линейного корабля «Марат»
175 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -15
    22 сентября 2021 05:46
    В первые дни блокады «Марат» выпустил по врагу 953 снаряда главного калибра.
    Можно смело утверждать что именно флотская артиллерия, что ГК что зенитная, не дал пасть Ленинграду.

    Одним из немецких асов, который атаковал «Марат», был Ганс-Ульрих Рудель.
    Тогда он был ведомым.


    Автор не упомянул что на палубу линкора для большей стойкости к обстрелу уложили гранитные плиты. Правда уже после ремонта.
    1. +23
      22 сентября 2021 06:03
      Как не упомянул? Читаем статью внимательней.
      1. +20
        22 сентября 2021 10:39
        Немцы неоднократно обстреливали «Марат». 12 декабря 1941 года из 23 выпущенных по кораблю крупнокалиберных снарядов три достигли цели, причём два из них пробили верхнюю палубу и взорвались во внутренних помещениях. Стало ясно, что толщина горизонтального бронирования недостаточна, поэтому были форсированы работы по укладке на верхней палубе линкора гранитных плит с кронштадтской набережной. Эти работы ещё не успели закончить, когда 28 декабря по нему начало вести огонь 280-мм железнодорожное орудие, выпустившее 65 снарядов. Четыре из них накрыли цель, при этом был потоплен стоявший у левого борта транспорт «Водолей № 1». Один из снарядов мог привести к новой катастрофе, но, пройдя через снарядный и нижний зарядный погреба башни главного калибра № 3, он, к счастью, не разорвался. Впоследствии усиленная «гранитная» палуба свое предназначение успешно выполнила. Несмотря на то что 25 октября 1942 г. в «Марат» попали три 305-мм, 6 ноября того же года – один 203-мм и 8 октября 1943 г. – еще один 203-мм снаряд, существенных повреждений он больше не получил.
      2. +2
        22 сентября 2021 10:51
        Цитата: Grossvater
        Читаем статью внимательней.

        Я вот нашел такую несостыковочку -
        23 сентября германские пикирующие бомбардировщики атаковали линкор. Первая однотонная бомба упала у левого борта.
        У Штуки( Ю-87) и правда бомбовая нагрузка достигала до 1000 кг, но на трех(!) точках подвески, а не одной. request Либо я что то не знаю, либо линкор атаковали другие самолеты.
        1. +22
          22 сентября 2021 11:03
          Хотя Ju-87B-2 и Ju-87R-2, которыми была оснащена эскадра, и имели максимальную бомбовую нагрузку в 1000 кг, в начальный период войны на Восточном фронте их стандартным вооружением были главным образом фугасные бомбы SC50, SC250 и SC500.Обычно «Штуки» несли одну 250-кг бомбу под фюзеляжем и по одной 50-кг бомбе под каждой плоскостью, или же одну 500-кг бомбу под фюзеляжем.Поэтому неудивительно, что в Тирково не оказалось никакого оборудования, предназначенного для транспортировки и подъема 1000-кг бомб. В результате оружейникам пришлось при помощи другого наземного персонала сначала волоком тащить бомбы к стоянкам самолетов, а потом вручную поднимать их и подвешивать под фюзеляжи «Штук».
          16 сентября командование 8-го авиакорпуса Люфтваффе запросило бронебойные бомбы PC1000, которые специально предназначались для поражения хорошо бронированных целей. Чтобы понять, чем они отличались от фугасных бомб SC1000 общего назначения, достаточно сравнить их технические характеристики.
          Как видно, бомба РС1000 при почти равной общей массе имела меньшие размеры, чем бомбы типа SC1000, и значительно уступала последним по массе боезаряда. Однако для бронебойной бомбы было достаточно и такого заряда, поскольку она взрывалась во внутренних помещениях кораблей, фортов и т. д., где сила взрыва многократно возрастала за счет замкнутости и ограниченности пространства. Корпус бомбы РС1000 имел монолитную конструкцию и был изготовлен из кованой стали. Его толщина в носовой части достигала 34 см. Это было гарантией того, что за счет кинетической энергии, приобретаемой после сброса, бомба сможет пробить броневую палубу любого корабля.
          21 сентября на аэродром Тирково, где базировались две группы StG2 «Иммельман», наконец прибыли долгожданные 1000-кг бомбы. Точное количество поступивших бомб неизвестно, но из анализа последующих событий можно сделать вывод, что их было не более десяти штук.
          1. +6
            22 сентября 2021 18:52
            Искренне надеюсь, что кто-то из тянувших бомбы заработал грыжу. Или хотя бы порвал портки от натуги.
    2. +11
      22 сентября 2021 06:10
      Из примерно 100 тысяч снарядов выпущенных немцами под Ленинградом, по городу было выпущено около 30-ти. Остальное по было потрачено в безрезультатной контрартиллерийской борьбе.
      Конечно, основная заслуга в этом была транспортеров 1-го дивизиона 101-й артбригады КБФ, но и корабли отличились.
    3. +7
      22 сентября 2021 06:10
      Автор упомянул, даже толщину указал
      1. +4
        22 сентября 2021 06:16
        Цитата: faiver
        Автор упомянул, даже толщину указал

        Где были мои глаза!
        1. +7
          22 сентября 2021 06:17
          Ну никто из нас не молодеет hi
    4. +8
      22 сентября 2021 09:29
      Цитата: Владимир_2У
      Одним из немецких асов, который атаковал «Марат», был Ганс-Ульрих Рудель.
      Тогда он был ведомым.

      ...и ни кому неизвестным летчиком. Но вот угораздило ему попасть в "Марат" и пошла легенда, которую требовала геббельсовская пропаганда...более 500 танков fellow и так далее. А что, попал в линкор, а почему бы не попасть в целую танковую армию, делов то..
      1. +4
        22 сентября 2021 13:23
        Цитата: Проксима
        Но вот угораздило ему попасть в "Марат" и пошла легенда

        так, вроде, за Марата ему ничего не прицепили. РК ЖК только в январе 42-го получил.
    5. +1
      22 сентября 2021 18:19
      Он был тогда ведомым и еще не был асом вообще.
    6. 0
      30 сентября 2021 14:23
      После войны надо было найти Руделя и тихонько пристрелить. Почему НКВД до этого не додумался?
  2. +13
    22 сентября 2021 06:06
    К вопросу о "проекте испуганных" и равномерно-линейном расположении артиллерии.
    На Аризоне, в подобной ситуации, погибло 90% находящегося на борту экипажа, а разрушения были таковы, что ни о каком использовании, гипотетическом разумеется, речь идти не могла в принципе.
    1. +6
      22 сентября 2021 06:41
      78% экипажа Аризона. Более половины маратцев было на берегу, да и глубина меньше
      1. 0
        23 сентября 2021 14:03
        У Аризоны так же немалая часть была на берегу. 90% из бывших на борту.
    2. +3
      22 сентября 2021 18:21
      У Аризоны два погреба в одном месте. И калибр больше. А значит и пороха больше.
      1. +1
        22 сентября 2021 18:55
        Так и водоизмещение больше и проект на 30 лет моложе...
        1. +8
          22 сентября 2021 19:11
          Цитата: Jager
          проект на 30 лет моложе..

          ...???... belay
          А ничего, что "Аризона"(если вы её имели ввиду) заложенная в 1914году(когда вступил в строй "Петропавловск"), спущена на воду в 15-м и вступила в строй в 1916 году! Так что у ребят только два года разницы wink
      2. 0
        23 сентября 2021 14:03
        Я и писал о схеме расположения артиллерии.
    3. 0
      28 сентября 2021 10:12
      Цитата: Grossvater
      К вопросу о "проекте испуганных" и равномерно-линейном расположении артиллерии.
      На Аризоне, в подобной ситуации, погибло 90% находящегося на борту экипажа, а разрушения были таковы, что ни о каком использовании, гипотетическом разумеется, речь идти не могла в принципе.

      Смотря что там сдетонировало.не вдаваясь в подробности-состав вв в погребах,расположение погребов,расположение погребов вспомогательного калибра и ТД и ТП...
  3. +7
    22 сентября 2021 06:11
    Спасибо автору, хотя бы эта статья написана нормальным языком, в отличии от двух предыдущих.
  4. +9
    22 сентября 2021 06:12
    Вот то что не сохранили ни одного линкора в качестве музея это плохо...
  5. +11
    22 сентября 2021 06:35
    Линкора Марат в море был способен сопротивляться и противостоять даже большим силам вражеской авиации , чем тем силам авиации ,, чем тогда , когда он стал у пирса в Кронштадте . И не только вражеской авиации , но и дальнобойной артилерии противника. Потому что корабль в движении хуже цель для авиации и артилери противника , чем фактически неподвижная цель у причала . Ведь если на артиллерийском корабле даже в открытом море действует в исправности вся БЧ-2 , но ход кораблю не обеспечивает БЧ-5 - самый мощный артиллерийский корабль обречён на гибель . Не может маневрировать ! А тут Марату у причала в Кронштадте, где была возможность маневрировать против вражеской авиации и артиллерии ? . Неподвижная мишень .
    Сколько атак авиации немцев могла отбить зенитная артилерия Марата , если корабль без хода у причала ? Даже если мог маневрировать хоть в акватории рейда ,и то это не маневр такого огромного корабля против авиации . А главный калибр Марата перенесён на плав базу ,это тоже самое обречённая цель против авиации . Однако , корабль в осаждённом Ленинграде был как солдат -перед тем что погибнуть, уничтожь как можно больше немцев ! А обречённый Марат уничтожил сотни немцев и не одну немецкую батарею . За что честь кораблю и слава его экипажу...
    1. +10
      22 сентября 2021 09:13
      В Кронштадте кроме собственной ПВО, линкор прикрывала пво базы и авиация флота, стояла РЛС Редут.
      В такой малой акватории как Финский залив линкор потопили был однозначно, примеров тому как пикирующая авиация расправляется с кораблями в открытом море множество.
      1. +7
        22 сентября 2021 11:26
        Цитата: mr.ZinGer
        В Кронштадте кроме собственной ПВО, линкор прикрывала пво базы и авиация флота, стояла РЛС Редут.

        На сентябрь 1941 г. зенитно-артиллерийская ПВО базы состояла из одного полка.
        Кронштадт защищал 1-й полк зенитной артиллерии под командованием капитана С.А. Игнатовского в составе трех дивизионов, зенитные огневые средства которого располагались на самом Котлине и окружающих его фортах. По две четырехорудийные 76-мм зенитные батареи, объединенные в 1-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион (озадн), под командованием старшего лейтенанта Н.Д. Конопатского дислоцировались на фортах Обручев (№ 413 и № 416) и Тотлебен (№ 412 и № 418). В состав 2-го озадн под командованием капитана П.И. Петрова входили четыре четырехорудийные 76-мм зенитные батареи (№ 414 — форт Комсомольский, № 421 — Беззаботное, № 422 — форт Константин, № 423 — форт Южный № 2), а также одна четырехорудийная 85-мм батарея № 420 на Мортирной. Такой же состав имел 3-й озадн под командованием стар-шего лейтенанта В.Е. Доронина. 76-мм батареи находились: № 431 — форт Северный № 5, № 432 — форт Северный № 1, № 433 — так называемый Военный угол (юго-восточная оконечность Котлина), № 435 — форт Северный № 3, а 85-мм № 424 располагалась на форте Южный № 1. Кроме этого имелась зенитно-пулеметная рота, дислоцировавшаяся на южной оконечности Усть-Рогатки. Итого 48 76-мм и восемь 85-мм орудий, а также три (по другим данным — шесть) 37-мм зенитных автомата, не считая корабельной артиллерии.

        Диспозиция зенитных батарей не обеспечивала одинаковой плотности огня со всех направлений. Наиболее надежно база прикрывалась с северо-запада, а с юго-востока, наоборот, слабо. Не обеспечивались непосредственным прикрытием огнем места стоянок кораблей в гаванях Кронштадта, на рейдах, особенно на Восточном, где сосредоточились почти все боеспособные крупные надводные корабли. Фактически полноценно участвовали в отражении воздушных ударов противника до трех батарей зенитной артиллерии, да батарея 37-мм зенитных автоматов на Усть-Рогатке. Именно воздушные удары 21 сентября балтийские зенитчики оценивают как наиболее тяжелые, ссылаясь прежде всего на фактор внезапности. Однако главное было не в этом. В условиях массированного налета с «проламыванием» системы ПВО в узком секторе, не то что командир полка, но и командиры дивизионов не могли централизованно управлять подчиненными силами, и батареи самостоятельно выбирали цели для обстрела. В результате многие самолеты противника вообще действовали без противодействия.
        © Платонов
        Систему зенитно-артиллерийской ПВО Кронштадта удалось наладить только к зиме.
        А за громкими словами авиация флота скрывался десяток истребителей - всё, что осталось Главной базе. Остальные ВВС КБФ работали в интересах сухопутчиков.
        1. +4
          22 сентября 2021 12:30
          Согласен, слабое пво, это наше больное место, но в финском заливе "Марат" был обречен, ему негде было спрятаться, не выходить же перед каждым налетом выходить в море и там маневрировать.
    2. +2
      22 сентября 2021 10:21
      Цитата: север 2
      корабль в движении хуже цель для авиации и артилери противника

      Эскадренный миноносец Ташкент с вами не согласен!
      1. +10
        22 сентября 2021 12:39
        А лидер эсминцев «Харьков», эсминцы «Беспощадный» и «Способный», как подтверждение моих слов. В финском заливе от авиации не спрячешься.
        1. +6
          22 сентября 2021 12:58
          Все эти случаи подтверждают лишь одно - на нашем ТВД корабли для авиации противника были одинаковыми по сложности целями что в базе, что на ходу.

          И, кстати, по поводу "лёгкости уничтожения кораблей в базе" - никто не хочет вспомнить операцию "Айсштосс"? wink Идеальные же ведь условия были - корабли не просто в базе, так ещё и стояли во льдах на реке, на местности с хорошими ориентирами.
          1. +3
            23 сентября 2021 08:38
            "Айсштосс" лишний раз показывает "мастерство" и храбрость немецких летчиков. Да и по "Марату".... В книге Ю. Мухина, где он глумился над немецкими летчиками, была схема падения бомб вокруг "Марата". Ощущение, что "Марат" был заколдованным. До Руделя.
    3. +2
      22 сентября 2021 18:56
      Тем не менее линкор выстоял.
    4. 0
      28 сентября 2021 10:16
      Цитата: север 2
      Линкора Марат в море был способен сопротивляться и противостоять даже большим силам вражеской авиации , чем тем силам авиации ,, чем тогда , когда он стал у пирса в Кронштадте . И не только вражеской авиации , но и дальнобойной артилерии противника. Потому что корабль в движении хуже цель для авиации и артилери противника , чем фактически неподвижная цель у причала . Ведь если на артиллерийском корабле даже в открытом море действует в исправности вся БЧ-2 , но ход кораблю не обеспечивает БЧ-5 - самый мощный артиллерийский корабль обречён на гибель . Не может маневрировать ! А тут Марату у причала в Кронштадте, где была возможность маневрировать против вражеской авиации и артиллерии ? . Неподвижная мишень .
      Сколько атак авиации немцев могла отбить зенитная артилерия Марата , если корабль без хода у причала ? Даже если мог маневрировать хоть в акватории рейда ,и то это не маневр такого огромного корабля против авиации . А главный калибр Марата перенесён на плав базу ,это тоже самое обречённая цель против авиации . Однако , корабль в осаждённом Ленинграде был как солдат -перед тем что погибнуть, уничтожь как можно больше немцев ! А обречённый Марат уничтожил сотни немцев и не одну немецкую батарею . За что честь кораблю и слава его экипажу...

      На минуточку,ПВО этих линкоров состояло из десятка -двух пулеметов.так что в базе его ещё более менее прикрывали
  6. +9
    22 сентября 2021 07:40
    Линейный корабль «Марат» на Спитхедском рейде. Англия, 1937 год.
  7. +1
    22 сентября 2021 08:19
    Корабля после второй башни просто не было.


    После первой башни - см. фото
    1. +6
      22 сентября 2021 16:26
      если конструктивно правильно-"до второй башни"
  8. +9
    22 сентября 2021 08:23
    Говорят история не терпит сослагательного наклонения. Но в ВОВ очень помогли бы нам специальные корабли ПВО. Опыт использования плавучей батареи "Не тронь меня" тому подтверждение.
    https://topwar.ru/30270-plavuchie-batarei-ne-tron-menya-i-marat.html
    1. +2
      22 сентября 2021 10:25
      Цитата: riwas
      очень помогли бы нам специальные корабли ПВО

      Немцам крейсер ПВО "Ниобе" как то не помог...
    2. +6
      22 сентября 2021 11:37
      Цитата: riwas
      Говорят история не терпит сослагательного наклонения. Но в ВОВ очень помогли бы нам специальные корабли ПВО. Опыт использования плавучей батареи "Не тронь меня" тому подтверждение.

      С учётом реального состояния корабельной ПВО ВМФ СССР, отечественным кораблям ПВО мало что светило бы. Ибо 90% эффективности ПВО заключаются в системе управления огнём (как писал командир АВ "Энтерпрайз" "без работающей СУАО 5" орудия пригодны разве что для ведения огня по горизонтальным бомбардировщикам на средней высоте, и то наводчики ВН и ГН постоянно пытаются сопровождать разные цели").
      Есть у СССР серийная система МПУАЗО, синхронно-следящие приводы, автоматические установщики трубок и т.д.? У нас в реале даже для ЭМ МПУАЗО отчаянно не хватало.
  9. +4
    22 сентября 2021 09:14
    Работа Руделя,будь он не ладен!
    1. +4
      22 сентября 2021 10:32
      Цитата: tralflot1832
      Работа Руделя,будь он не ладен!

      Надо отдать ему должное - меток и отважен. Он свою PC1000RS отцепил на высоте менее полукилометра в той роковой для Марата атаке. Яйца у Руделя железные.
      1. +9
        22 сентября 2021 10:41
        Вроде 7 раз убегал с нашей территории.Жалко с ДШК его танкист не завалил,только ногу прострелил за его наглость,сильным везёт.
        1. +5
          22 сентября 2021 10:55
          Я его хвастливый мемуар только единожды читанул - и на полку)
          Но пилот, тем не менее, выдающийся.
          1. +11
            22 сентября 2021 12:14
            Но пилот, тем не менее, выдающийся.
            Согласен.Многие ставят под сомнение число уничтоженной техники,но даже если приврал,то свои кресты заслужил,что уж там говорить..В июне 1972 г. газета «Истребитель» («Jagerblatt»), официаль­ный орган общества немецких лётчиков-истребителей, писала: «2530 боевых вылетов Руделя дают ему, пожалуй, право занимать первое место среди лучших пилотов всех времён. Самая высокая немецкая награда за храбрость во 2-й мировой войне по достоинству оценила это уникальное достижение».
            Советское командование в годы войны тоже по достоинству «оценило» Руделя, объявив, что выплатит премию в 10 тысяч руб­лей тому, кто уничтожит его или возьмёт в плен.
            По числу боевых вылетов и их результативности ни один другой пилот не смог даже приблизиться к Руделю. В ходе 2-й мировой войны он совершил 2530 боевых вылетов. Уничтожил 519 танков, свыше 800 автомобилей различных типов, 4 бронепо­езда, 150 позиций артиллерийских батарей, множество мостов. По­топил линкор «Марат», лидер эсминцев «Минск» (В некоторых источниках ошибочно указывается, что он потопил крейсер. Эта ошибка связана с тем, что немцы относили лидеры эсмин­цев типа «Минск» к классу лёгких крейсеров), эсминец «Стерегущий», около 70 различных десантных судов. Сбил 9 со­ветских самолётов, в т.ч. 7 истребителей и 2 Ил-2.
            Самолёт самого Руделя был подбит свыше 30 раз, в т.ч. не­сколько раз над вражеской территорией, при этом Рудель пять раз был ранен. Интересно, что его «Штука» во всех случаях была под­бита зенитным огнём и ни разу — истребителями. Шесть раз Ру­дель сам совершал посадку за линией фронта, чтобы вывезти экипажи сбитых Ju-87.
        2. +9
          22 сентября 2021 11:05
          Пулемётов ДШК на башнях танков в 1941 году не было, к тому же, попадание такой пули (12,7-мм) гарантированно обеспечивает отрыв конечности и чудовищный болевой шок, в таком состоянии не то что пилотировать самолёт, но и просто адекватно оценивать окружающее невозможно.
          1. +5
            22 сентября 2021 11:37
            У Руделя были,в мемуарах.В начале вроде 1945или конце 1944 он пулю получил и часть ноги ему ампутировали.И вообще он ИС 3 облетал. lol
            1. +4
              22 сентября 2021 11:56
              В конце 44-го ДШК уже стояли на башнях, не на всех машинах, конечно. Но как-то сомнительно насчёт выжившего после попадания пули из "полтинника", хотя чудеса в жизни бывают, поверим Руделю. smile
              1. +5
                22 сентября 2021 12:00
                Я вот всё ищу по немецким мемуарам.Как ИЛ 2 со всех стволов в лоб ,МЕ 262 завалили и вроде даже не один,ручки тормоза на МЕ 262 ,вроде не было.
                1. +1
                  22 сентября 2021 12:03
                  Увы, я не в курсе. От Вас слышу впервые, авиация для меня наука мудрёная и малоизвестная. request
                  1. +3
                    22 сентября 2021 12:30
                    У меня где то 6 томов таких мемуаров.У одного немца такой эпизод вычитал.Надо наверно законспектировать и на ВО вылодить.
                    1. +4
                      22 сентября 2021 12:36
                      Сказки "Братьев Гримм"? smile drinks
                      1. +1
                        22 сентября 2021 12:51
                        Это точно и плачь Лореляй,что их "плохие "русские и американцы в конце войны сбивали на взлётах и посадках. drinks
                    2. +3
                      22 сентября 2021 19:02
                      Туда же можно отнести и сказки Отто Кариуса "Тигры в грязи". Хотя чтиво занимательное. .
                2. +4
                  22 сентября 2021 15:04
                  Цитата: tralflot1832
                  ИЛ 2 со всех стволов в лоб ,МЕ 262 завалили и вроде даже не один

                  На сколько я знаю Талгат Бегельдинов на своем ИЛ-2 в лобовую сбил МЕ Bf.109, в 1943 году.
              2. +3
                22 сентября 2021 12:29
                На warspot-е есть разбор его "заслуг" и ранения. Возможно ему ступню прострелили из поостого зенитного ДШК.
                А в мемуарах он вообще утверждает о двух дырах от "40мм зенитки", которые "выдержала" его "Штука".
                1. +5
                  22 сентября 2021 12:34
                  Ты представляешь, что будет со ступнёй если в ней попадёт эта пуля?

                  Да её просто оторвёт вместе с ногой. От 12,7 - мм пули простых ранений не бывает, только смертельные.
                  1. +3
                    22 сентября 2021 12:38
                    В меня по счастью не попадали...
                    Возможно по касательной. Ступню то ампутировали. Или осколок от 37мм зенитки...
                    1. +6
                      22 сентября 2021 12:40
                      А это уже проблемы геноссе Руделя. request
                      Да, в меня тоже не попадали, иначе бы сейчас не беседовали, я служил с ДШКМ и неплохо знаю, что делает с мишенью пуля от этой машинки.
                      1. +5
                        22 сентября 2021 12:42
                        Пишут, что он был ранен несколько раз, но нет подробностей...
                        И сбивали его аж 32 раза...
                        Но, как писал Мухин -"ниразу пуля или осколок не попали в тупую башку Руделя". Судьба...
                      2. +8
                        22 сентября 2021 12:44
                        Да ладно, не такой уж он был тупой, на одной везухе далеко не уедешь, вспомни, что А.В. Суворов говорил по этому поводу.
                      3. +1
                        22 сентября 2021 12:49
                        Возможно "небеса" ему при рождении отмеряли "везения" на троих, а физическая сила досталась от предков. Он не пил, не курил, качался. И не летал на самолётах других типов. Только на Ю-87.
                        А "умность" его была в том, что летал он низко. Стрелял "вроде бы по танкам" , а с малокалиберным ПВО у РККА были большие проблемы.
                      4. +5
                        22 сентября 2021 13:19
                        а с малокалиберным ПВО у РККА были большие проблемы.

                        Не скажи, а если и было, то в начале войны.

                        А потом "приехал" Ленд-лиз.
                      5. +5
                        22 сентября 2021 14:40
                        Эх. Сколько того "лиза" приехало... А переправ сколько было, станций ж/д и прочих объектов...
                      6. 0
                        22 сентября 2021 14:48
                        Достаточно приходило. Лень лазить искать цифры -- всё это есть в открытом доступе. Но ты просто посмотри хронику парада Победы 45-го года, хотя бы на автомобили.
                      7. +5
                        22 сентября 2021 19:29
                        1100 ЗСУ на весь Восточный фронт. И только с 1944 года.
                        А до 1944 года и "четыре Максимки" были врадость...
                      8. +1
                        22 сентября 2021 19:55
                        1100 ЗСУ на весь Восточный фронт.

                        Так не на каждом же углу их было ставить, тем более мобильные установки на шасси М2 с великолепной проходимостью и подвижностью. К тому же в приоритете был груз, который наши заказывали в первую очередь, а янкам было всё равно что везти, могли и в сорок втором этими установками завалить, но, стал быть, не очень они были нужны нашему Генштабу.
                      9. +3
                        22 сентября 2021 21:57
                        Сомневаюсь в способности американской промышленности в 1942 году "завалить" наши части ПВО новыми ЗСУ. Производство которых только запустили на поток.
                        Не будем забывать и британцев!
                        И нашим "стратегам" бы следовало До войны не складировать снимаемые со списанных самолётов пулемёты ПВ-1 и ДА/ДА-2, а пустить их на производство ПЗУ! Хотя бы для защиты собственных аэродромов! Немцы ведь так любили расстреливать стоянки самолётов с бреющего полёта...
                        А большенство советских военных аэродромов не защищались даже зенитными пулемётами.
                      10. +1
                        23 сентября 2021 12:42
                        Сомневаюсь в способности американской промышленности в 1942 году "завалить" наши части ПВО новыми ЗСУ.

                        Напрасно сомневаешься, они смогли "завалить" свой флот кораблями всех классов, а производство конвойных авианосцев вообще поставили "на поток", да и не только свой флот. И такая "мелочь" как машина с пулемётами для их промышленности труда не составила.
                      11. +1
                        23 сентября 2021 14:01
                        Нарыл вот немного
                        В 1942 году производили двухпулемётные М-13 и М-14 на базе М-2 и М-5 соответственно. М-14 - 1600 шт ушли британцам. А те их переделали обратно в БТР.
                        1103 шт М-13 были у американцев.
                        А вот четырёхствольные М-16MGMC и М-17 (на базе М-5) стали выпускать в мае и декабре 1943 года! М-17 - декабрь 1943 года!
                        Раньше небыло. А М-16 видно янки не давали...
                        М-16 - 2 шт англичанам и 70 для "Свободной Франции"!
                      12. +1
                        23 сентября 2021 14:08
                        Как кто-то написал: у немцев, англичан, французов и русских перед войной уже были на вооружении танки различных типов, были так же разработаны серьёзные теории применения танков в бою -- у американцев не было НИЧЕГО, кроме денег, но им хватило и этого. В точку! (вроде бы это из А. Больных)
                      13. +1
                        23 сентября 2021 14:12
                        Просто деньги им бы не помогли. С деньгами они имели ну очень хорошую тяжёлую промышленность, судостроение и так далее. Плюсом - большая масса людей нуждающихся в работе и имеющих некоторые знания и образование!
                        А танки они к началу войны всё таки отработали и запустили в серию. Хотя бы лёгкие. Лёгкие М-3 пригодились всем.
                      14. 0
                        23 сентября 2021 14:25
                        М-3 хороший танк, но на нём одном "выехать" невозможно. К тому же у них не было ни Свечина с Трандафиловым, ни Лиддел Гарта с Де Голлем, я уж не говорю о Гудериане.
                      15. 0
                        23 сентября 2021 15:55
                        А вот до Гудериана у германцев были и другие люди. Те, кто начал развивать тему бронетехники и её использования ещё при Веймарской Республике.
                        Гудериан первым не стоит...
                      16. 0
                        23 сентября 2021 16:30
                        Люди, конечно, были, но именно ТАНКОВЫЕ войска сделал Гудериан. Потому как само по себе наличие танков ещё не заявляет о создании танковых войск.
                      17. +1
                        23 сентября 2021 14:16
                        Вся серия М-17 в 1000 шт была отправлена в СССР.
                      18. 0
                        23 сентября 2021 14:21
                        Да, "только для русских"!
                        Был ещё и вот такой вариант.
                      19. +1
                        23 сентября 2021 14:31
                        М-15А1. С октября и до февраля 1944 года произвели 1652 машины. 100 поставили в СССР. Остальные оставили себе!
                      20. +1
                        23 сентября 2021 20:35

                        Первоначальный вариант под названием Т28Е1.
                      21. +2
                        24 сентября 2021 00:23
                        Интересно, а у тебя нет фото и данных ещё каких либо разработок на базе М3?
                      22. +1
                        24 сентября 2021 08:24
                        Это не у меня. Это в "тырнете". Видел фото с миномётом. С гаубицей и естественно СУ-57 с 57 мм орудием (американская копия британской 6-ти фунтовки).
                      23. +2
                        24 сентября 2021 08:32
                        Ты этот имел в виду? Самоходный миномёт М4 (81-мм).

                        А как тебе вот это? Я такого ни разу не видел.
                      24. +1
                        24 сентября 2021 09:20
                        Это уже наши фронтовые "левши" посторались? Или опыты проводили на "строго научной" идее?
                      25. +1
                        24 сентября 2021 09:27
                        Меня что удивило -- маркировка на "Трёшке" американская армейская, вот это интересно. request
                      26. +1
                        24 сентября 2021 09:37
                        А может это М2 из первой партии?
                        Отдали под эксперимент в ГАУ...
                        Надо "рыть", но и работать надо...
                      27. +2
                        24 сентября 2021 09:39
                        Может быть и М2, но маркировка-то всё равно штатовская.
                      28. +1
                        24 сентября 2021 09:51
                        Откуда фото?
                      29. +2
                        24 сентября 2021 10:38
                        Набрал М3 и вывалилась куча фотографий, в том числе и эта.
                      30. +1
                        24 сентября 2021 10:28
                        Пишут, что это неумелый фотошоп. Из-за неубранной американской маркировки!!!
                      31. +2
                        24 сентября 2021 10:37
                        Похоже на правду. laughing
                      32. +1
                        24 сентября 2021 10:53
                        А самоходных миномётов было 3 типа - М4, М4А1 и М21. Разница в шасси и внутренней компановке.
                      33. +2
                        24 сентября 2021 11:06

                        М4А1

                        М21
                        Как американцы называли эти машины -- half-track .
                      34. +8
                        22 сентября 2021 13:21
                        Цитата: hohol95
                        И не летал на самолётах других типов. Только на Ю-87.

                        В воспоминаниях писал, что летал ещё на FW190.
                      35. +3
                        22 сентября 2021 13:14
                        Цитата: Морской Кот
                        Да ладно, не такой уж он был тупой, на одной везухе далеко не уедешь, вспомни, что А.В. Суворов говорил по этому поводу.

                        Командир счастливой штуки?
                        )
                      36. +2
                        22 сентября 2021 13:27
                        "Леетять уткии и чатыре гууся..."(с) laughing
                        Сколько ни летал, а под конец долетался.
                        Пропал наш квартирант, – радостно говорил отставной дворник Никита Пряхин, суша над примусом валеный сапог. – Пропал, миленький. А не летай, не летай! Человек ходить должен, а не летать. Ходить должен, ходить.
                        И он переворачивал валенок над стонущим огнем.
                        – Долетался, желтоглазый, – бормотала бабушка, имени-фамилии которой никто не знал. Жила она на антресолях, над кухней, и хотя вся квартира освещалась электричеством, бабушка жгла у себя наверху керосиновую лампу с рефлектором. Электричеству она не доверяла. – Вот и комната освободилась, площадь!
                      37. +3
                        22 сентября 2021 13:13
                        Цитата: hohol95
                        Но, как писал Мухин -"ниразу пуля или осколок не попали в тупую башку Руделя". Судьба...

                        Одному выдающемуся деятелю современного киноискусства боевая работа пикировщиков люфтваффе вообще представляется вот такой:
                      38. +2
                        22 сентября 2021 13:22
                        А эта шо за хфильма и про чаво? wassat
                      39. +5
                        22 сентября 2021 13:27
                        Цитата: Морской Кот
                        А эта шо за хфильма и про чаво? wassat

                        КА-А-АК????!!!!
                        Да это же ж........

                        Рекомендую сразу в переложении Бэда смотреть.
                      40. +2
                        22 сентября 2021 13:32
                        Если ставил и играл Никитка, то и пытаться не буду. negative
            2. +2
              22 сентября 2021 17:14
              И вообще он ИС 3 облетал.

              Это тоже из его мемуаров? ИС-3 в ВОВ не участвовали, были лишь на заключительном параде в Берлине в 1945 году.
              1. +1
                22 сентября 2021 19:06
                это был сарказм...
          2. +5
            22 сентября 2021 11:56
            Цитата: Морской Кот
            Пулемётов ДШК на башнях танков в 1941 году не было

            Его ранили 8 февраля 1945.
            На варспоте был любопытный разбор эпизода с ранением:

            https://warspot.ru/13416-trinadtsat-tankov-za-odnu-nogu
            1. +3
              22 сентября 2021 12:01
              Я уже понял и ответил коллеге Андрею.
      2. +9
        22 сентября 2021 10:48
        Позднее он вспоминал:
        «Угол пикирования составляет от 70 до 80 градусов. Я уже поймал „Марат“ на прицел. Мы мчимся вниз, прямо на него, и корабль медленно растёт, превращаясь в настоящего гиганта. Все его орудия нацелены на нас. Теперь ничто не имеет значения кроме нашей мишени, нашей цели…
        Чтобы не столкнуться с машиной командира, я увеличиваю угол пикирования, изо всех сил нажимая на ручку управления. Теперь мы пикируем под углом 90 градусов, это всё равно что сидеть на бочке с порохом… Мой „Ju-87“ пикирует удивительно устойчиво, не уходя в сторону ни на сантиметр. Я чувствую, что промахнуться невозможно. Прямо перед собой я вижу огромный „Марат“. По палубе бегут матросы, видимо, они несут боеприпасы. Я нажимаю кнопку сброса бомб на ручке управления и изо всех сил тяну её на себя. Сумею я отвернуть или нет? Перегрузка слишком большая… на какое-то мгновение я теряю сознание. Ещё не совсем придя в себя, я слышу голос своего бортрадиста-стрелка: „Господин обер-лейтенант, корабль взорвался!“ Над „Маратом“ поднимается огромное облако дыма высотой 350 метров. Вероятно, взорвались погреба…»
        «Штуки» гауптмана Штеена и обер-лейтенанта Руделя, несшие 1000-кг бомбы, наносили удар по «Марату». Невзирая на мощный зенитный огонь – в тот день только 37-мм и 76-мм пушки линкора успели выпустить 1530 снарядов, – они зашли на цель и перешли в пикирование. При этом самолеты неслись так близко друг от друга, что Рудель едва не протаранил летевшую впереди машину Штеена.Сам Рудель, переживший при этом пару неприятных секунд, потом вспоминал:
        «Мы расходимся буквально в нескольких сантиметрах! Тем временем середина корабля находится точно в центре моего прицела. Мой Ju-87 продолжает пикировать, но цель по-прежнему остается в центре прицела. Я чувствую, что промахнуться просто невозможно. Теперь прямо перед собой я отчетливо вижу „Марат“. По его палубе бегут матросы…»
        Гораздо более неприятные ощущения в эти секунды испытывали находившиеся внизу, на корабле. Старший мастер Балтийского завода А. М. Горчаников, выполнявший на линкоре ремонтные работы, впоследствии рассказывал:
        «23 сентября с утра корпусники направились в носовую часть корабля, где электрики ремонтировали поврежденный пучок кабеля. Мы, механики, работали в кормовой оконечности, в машинном отделении. Флагманский механик А. И. Абрамов поручил мне определить характер повреждений и выполнить ремонт переговорных труб, выходивших из рубки, а нашему механику Барабашу – исправить водоотливной насос. Около 10 часов мы услышали боевую и одновременно воздушную тревогу. По боевому расписанию броневой люк над нами был тотчас же задраен. Мы отчетливо слышали вой пикировщика».
        1. +8
          22 сентября 2021 10:51
          Тем временем немецкие пилоты один за другим нажали на кнопки сброса, и бомбы устремились вниз. Гауптман Штеен, который за несколько мгновений до этого был вынужден взять ручку управления на себя, чтобы увести свой Ju-87 немного вверх и тем самым избежать столкновения с машиной Руделя, уже не успел точно прицелиться. Сброшенная им бомба упала в воду около левого борта «Марата». Прогремел взрыв, и огромный корабль под действием возникшей волны начал крениться на правый борт.
          В этот момент в палубу линкора перед носовой надстройкой с фок-мачтой попала вторая бомба, сброшенная Руделем. Ее взрыв вызвал детонацию боезапаса в артиллерийском погребе башни главного калибра № 1.Командир подводной лодки Л-3, стоявшей у пирса недалеко от «Марата», капитан-лейтенант П. Д. Грищенко затем вспоминал:
          «Сплошной огонь охватил корабль в несколько секунд. Вслед за этим оглушительные взрывы, один, второй. Огромные клубы дыма и огня окутали носовую часть линкора, снова два взрыва. Отчетливо видно, как массивная металлическая фок-мачта со всеми надстройками, мостиками, площадками, сплошь заполненными фигурами в белых матросских робах и синих командирских кителях, медленно отделяется от линкора и, на лету разваливаясь, с грохотом падает в воду. Полностью исчезла носовая часть корабля, а с ней и орудийная башня с тремя 12-дюймовыми орудиями».
          Красочное описание страшной гибели линкора оставил и контрадмирал Пантелеев:
          «Вижу, как громадная фок-мачта с трапами, рубками, мостиками и площадками, сплошь усеянными фигурками в белых матросских робах, медленно отделяется от корабля, не очень быстро валится в сторону, а затем разделяется на части и с грохотом обрушивается в воду».
          1. +7
            22 сентября 2021 10:53
            Между тем Ju-87 благополучно вышли из пике над самой водой и устремились прочь. После войны Рудель в автобиографической книге «Моя жизнь на войне и в мирное время» писал:
            «Гауптман Штеен говорил нам во время инструктажа, что при взрыве 1000-кг бомбы радиус разлета ее осколков составляет около 1000 метров, но я не думаю теперь об этом! Я изо всех сил тяну ручку управления на себя. Перегрузка слишком большая, у меня темнеет в глазах, и на какое-то мгновение я теряю сознание. Еще не совсем придя в себя, я слышу в наушниках голос своего бортрадиста-стрелка фельдфебеля Шар-новски: „Герр обер-лейтенант, корабль взорвался!“
            Мы летим на высоте трех-четырех метров над водой. Я делаю легкий вираж и смотрю назад. Над «Маратом» в небо на высоту около 400 метров поднимается облако взрыва, по-видимому, это взорвался погреб с боезапасом…»
            Уже на отходе самолет Руделя, продолжавший лететь на предельно малой высоте, попытались перехватить три истребителя И-16. Однако два из них были быстро подбиты собственной зенитной артиллерией. Видимо, зенитчики метили в «Штуку», но снаряды взрывались далеко позади нее. Третий смог зайти «Штуке» в хвост, и ее пилот даже открыл огонь. Однако бортстрелок фельдфебель Шарновски не стал стрелять в ответ, так как заметил, что позади него появился Bf-109F из JG54 «Грюнхерц». Короткая очередь, и последний истребитель упал в воду.Сбитые И-16, вероятно, были из состава 13-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС КБФ, в которой в тот день погибли два летчика и еще один был ранен.
            1. +7
              22 сентября 2021 11:10
              Вообще-то, там было очень интересное продолжение - вернувшись после атаки, Штеен не угомонился, а приказал опять подвесить PC1000RS к своей штуке, но на взлёте споткнулся и скапотировал. Попавшая под хвост хауптману вожжа сделала своё дело - Штеен отобрал у Руделя машину и повёл свою группу на "Киров". Но на высоте 2км его штука была подбита прямым попаданием в хвост, и неугомонный хауптман рухнул в воду недалеко от "Кирова".
              Разумеется, тут же родилась легенда, что, мол, "до последнего момента пытался протаранить....", но это, полагаю, не более, чем героицЬская байка.
              1. +7
                22 сентября 2021 12:04
                Приветствую Тиля Уленшпигеля,в чье сердце стучит пепел Клааса,требующий возмездия!
                но это, полагаю, не более, чем героицЬская байка.
                Вы знаете,я тоже так считаю,хотя черт его знает,о чем он думал в последние минуты - шел ли на таран,или нет,но противники серьезные,надо отдать им должное.Можно вопрос - почему в Ваших комментариях именно PC1000RS?Ведь они были приняты на вооружение в 42,если не ошибаюсь..Бронебойная авиабомба с ракетным ускорителем PC 1000RS «Pol» (PC — Panzerbombe Cylindrich; толстостенная, бронебойная, цилиндрическая) принята в 1942 году на вооружение люфтваффе для замены обычных бронебойных бомб, которые при сбрасывании с высоты 1 км, как правило, не пробивали палубное бронирования тяжелых кораблей толщиной 180-200 мм. Для решения этой проблемы ракетный ускоритель увеличивает скорость бомбы на 160 м/с (PC 1000RS «Pol» в момент поражения имела скорость порядка 320 м/с).

                Длина PC 1000RS «Pol» — 2200 мм, диаметр — 395 мм, общий вес — 625 кг. Бронебойная боевая часть (БЧ) имела корпус из закаленной стальной отливки, которая закрывалась стальной массивной крышкой. БЧ содержала заряд взрывчатки весом 65 кг.
                Больше всего известны три образца «ракетных» авиабомб, снабженных ускорителями и по окончании разработки в 1942 году принятых на вооружение: PC 500RS «Pauline», PC 1000RS «Pol» и PC 1800RS «Panther» калибрами соответственно 500,1000 и 1800 кг. По своему устройству все три типа были практически идентичны. Применение этих авиабомб в Средиземном море позволило добиться неплохих результатов.
                1. +5
                  22 сентября 2021 12:29
                  согласен, RS лишние в модели бомбы. В Марат швыряли обычную, без ракетного ускорителя.
          2. +3
            22 сентября 2021 20:28
            Цитата: Кроу
            капитан-лейтенант П. Д. Грищенко затем вспоминал:
            «...... фок-мачта со всеми надстройками, мостиками, площадками,сплошь заполненными фигурами в белых матросских робах и синих командирских кителях, медленно отделяется от линкора и, на лету разваливаясь, с грохотом падает в воду.

            Цитата: Кроу
            контр-адмирал Пантелеев:
            «.....фок-мачта с трапами, рубками, мостиками и площадками, сплошь усеянными фигурками в белых матросских робах, медленно отделяется от корабля, не очень быстро валится в сторону, а затем разделяется на части и с грохотом обрушивается в воду».

            Кто у кого списал? recourse request
      3. +1
        22 сентября 2021 10:51
        "Человек с железными яйцами".
        1. +2
          22 сентября 2021 11:15
          Цитата: Морской Кот
          "Человек с железными яйцами"

          слишком уж пропагандистски, Константин) Открытка для гитлерюгенда прям...
          Что-нибудь атмосферное....скажем....
          1. 0
            22 сентября 2021 12:00
            Да, фото весьма выразительное, в смысле: "А добиться этой победы мне помогли мои Железные Яйца" и для пущей достоверности указал рукой, какие яйца он и имел в виду. laughing
            1. +1
              22 сентября 2021 12:06
              Цитата: Морской Кот
              и для пущей достоверности указал рукой, какие яйца он и имел в виду

              именно!
              ))
            2. 0
              22 сентября 2021 12:35
              Военный орден "Немецкого креста" - "Яичница"! У Руделя такой был! Вот такой был "омлет".
              1. -3
                22 сентября 2021 12:39
                Всегда удивлялся тупому дизайну этой награды, обычно они у немцев выполнены со вкусом и на высочайшем уровне.
                А тут...
                1. -1
                  22 сентября 2021 12:40
                  А тут "мутный рыбий глаз"...
                2. 0
                  22 сентября 2021 14:42
                  Цитата: Морской Кот
                  Всегда удивлялся тупому дизайну этой награды

                  лаконичному)
                  1. -2
                    22 сентября 2021 14:54
                    Ага, значок НАДСАП вписали в 8-лучевую звезду -- и точка, простенько и без затей. laughing
          2. +3
            22 сентября 2021 20:12
            Цитата: Пепел Клааса
            Что-нибудь атмосферное....скажем...

            Полковник Hans-Urlich Rudel выходит из своего Ju-87G-2 в окружении американских летчиков.)))
        2. Комментарий был удален.
      4. +1
        23 сентября 2021 13:44
        Надо отдать ему должное - меток и отважен. Он свою PC1000RS отцепил на высоте менее полукилометра в той роковой для Марата атаке. Яйца у Руделя железные.

        Что зациклились на этом штруделе? Пикировало и сбросило бомбы несколько самолётов. Никаких достоверных доказательств, что попал именно штрудель нет.
  10. -5
    22 сентября 2021 10:08
    Советский линкор Балтийского флота «Марат»

    не советский, а русский линкор "Петропавловск" был ударным ядром Балтфлота и его символом, ибо был спроектирован и построен русскими инженерами и рабочими до ВОРа.
    После ВОРа ничего подобного создать так и не смогли, несмотря на попытки.

    Четыре железнодорожные батареи крупного калибра, укомплектованные моряками

    самая мощная из них -11-я , укомплектована русскими 356-мм орудиями для линкора "Измаил" доВОРовской постройки.
    1. +3
      22 сентября 2021 10:38
      Мне вообще представляется глупостью назвать корабль именем мужика, который помер в ванне....
      1. +2
        22 сентября 2021 10:43
        именем мужика, который помер в ванне

        ..от руки бабы.
    2. +6
      22 сентября 2021 11:46
      Цитата: Ольгович
      самая мощная из них -11-я , укомплектована русскими 356-мм орудиями для линкора "Измаил" доВОРовской постройки.

      Британскими 356-мм орудиями для ЛК "Измаил". Ибо ОСЗ до революции не смог изготовить ни одного 14" орудия и, по некоторым данным, частично доделал задел по стволам лишь в 30-е, уже после изготовления шести ТМ-1-14.
      Во время постройки ТМ-1-14 в наличии имелись только стволы производства Vickers из партии в 10 единиц, доставленной до ВОР.
      1. -1
        22 сентября 2021 12:32
        Цитата: Alexey RA
        Британскими 356-мм орудиями для ЛК "Измаил"

        Обуховской разработки. Производилось Обуховским заводом и британской компанией Виккерс (акционер РАОАЗ), которая выпустила первую партию орудий. Всего флот получил 11 орудий: 10 из Великобритании и одно от Обуховского завода.

        Десять были почти готовы (отсутствовали лишь перекрывающие кольца казенника и затворы). Семь незаконченных Обуховским заводом тел 356-мм/52 орудий, возможно, было доделано в 1930-х гг., кроме того, сталинградский завод «Баррикады» (так теперь стал называться артиллерийский завод РАОАЗ) с конца 1930-х гг. занимался и перестволением этих орудий.
    3. +3
      22 сентября 2021 12:14
      Вы это к чему написали? Для Вас история Родины до и после 1917 года - это история разных государств?
      1. 0
        22 сентября 2021 20:53
        Родина одна, а государства разные, Вы же не будете сравнивать то, что есть сейчас, с тем, что было до девяностого года.
    4. +3
      22 сентября 2021 12:22
      Андрей hi , в описываемое время, он был всё-таки "Марат", как это ни прискорбно. А "Петропавловском" в то же время назывался совсем другой корабль и он тоже принимал участие в обороне Ленинграда.


      Андрей, я не порядке занудства, но справедливости ради, а то по Вашей логике получается, что и "Петропавловск" нужно называть по первому имени -- "Лютцов", а Ленинград -- Петербургом. Но ведь это не так. smile
      "Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,
      у каждой эпохи свои подрастают леса…
      А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
      поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа."(с)
      1. -1
        22 сентября 2021 12:51
        Цитата: Морской Кот
        Андрей , в описываемое время, он был всё-таки "Марат", как это ни прискорбно.

        Константин, hi , в описываемое время ему , как раз, и было возвращено его исконное, родное имя "Петропавловск" и произошло это в ВОВ, 31 мая 1943 г
        Цитата: Морской Кот
        о и "Петропавловск" нужно называть по первому имени -- "Лютцов",

        Лютцовым он был в совсем другой стране-Германии и смена названия логична, а вот с"Петропавловском" совсем другая история, что и доказало возвращение родного имени -признали ошибку.
        То же с Петербургом-название возвращено. А называть Ленинград Питером меня научили еще в совесткое время мои сослуживцы-офицеры, коренные ленинградцы.
        Цитата: Морской Кот
        А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
        поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.


        Почему же нельзя? Я заскакивал на свою Большую Дворянскую Петербурга, к дому, где жила моя семья, и там мало что изменилось за прошедшие века...
        1. +1
          22 сентября 2021 13:40
          ... ему , как раз, и было возвращено его исконное, родное имя "Петропавловск" и произошло это в ВОВ, 31 мая 1943 г

          Про это не знал, спасибо, что просветили.
          Кстати, мы в Москве и в те времена Ваш город Питером называли, да и мама у меня тоже из Питера, родилась в Дудергофе ещё при "царском режиме."
          А насчёт ех "Лютцова", его вроде бы не стали восстанавливать после войны?
          1. +2
            22 сентября 2021 14:52
            Цитата: Морской Кот
            А насчёт ех "Лютцова", его вроде бы не стали восстанавливать после войны?

            Именно восстанавливать не стали другой Лютцов, который был сначала Дойчланд, который союзники отдубасили бомбами в Свинемюнде, который экипаж затопил, который через год наши подняли и включили в списки ВМФ СССР. А ещё через год решили, что восстанавливать не будем, и затопили в центре Балтики.
            1. +2
              22 сентября 2021 15:08
              Про этот Лютцов я знаю, его корпус потопили во время учений аж в 1947 году. Другой Лютцов просуществовал дольше, претерпел ещё несколько переименований и был порезан "иголки" в 59-60 годах.
          2. -5
            22 сентября 2021 16:45
            так вам где то лет под 100.Ну для своего возраста бойко по клавишам стучите.
            1. +2
              22 сентября 2021 16:51
              Вы это к чему? Я вроде бы не просил комментировать свой стук по клавишам и с Вами дел не имею.
              Кстати, с Вами-то как раз всё понятно, я имею в виду возраст, безграмотность выше любой критики.
          3. +3
            22 сентября 2021 20:36
            Цитата: Морской Кот
            Кстати, мы в Москве и в те времена Ваш город Питером называли, да и мама у меня тоже из Питера, родилась в Дудергофе ещё при "царском режиме."

            Соседнюю Самару в годы советской власти называли Куйбышев,однако в народе её все называли Самарой, ныне же когда городу вернули историческое название в народе нет-нет да проскользнёт : поехал в Куйбышев. Вот и пойми кому,что надо.
        2. +5
          22 сентября 2021 21:31
          в описываемое время ему , как раз, и было возвращено его исконное, родное имя "Петропавловск"

          Мой дед, Морозов Николай Алексеевич, старшина второй статьи, прошел на "Марате" всю Финскую и Великую Отечественную. И ни разу на моей памяти он не назвал свой линкор "Петропавловском". Только "Марат" - никакого другого названия я от него не слышал.
          Так что не надо быть категоричным во мнении, какое имя для корабля по-настоящему родное. Всё-таки сам корабль - это лишь сложный механизм. Легендарным его сделала команда. И как минимум один ее член с Вами бы точно не согласился.
          1. -4
            23 сентября 2021 10:42
            Цитата: Bogalex
            Мой дед, Морозов Николай Алексеевич, старшина второй статьи, прошел на "Марате" всю Финскую и Великую Отечественную. И ни разу на моей памяти он не назвал свой линкор "Петропавловском". Только "Марат" - никакого другого названия я от него не слышал.
            Так что не надо быть категоричным во мнении, какое имя для корабля по-настоящему родное.

            чье-то мнение не меняет сути. А суть в том, что это был русский линкор "Петропавловск" - с названием понятным и близким русскому человеку.
            Что признала сама совесткая власть.

            А кто такой сумасшейдший фрнцуз Марат и не знал никто
            1. 0
              23 сентября 2021 12:56
              А кто такой сумасшейдший фрнцуз Марат и не знал никто

              Возможно Вы и не знаете, кто такой Марат, оттого и считаете его сумасшедшим.
              А вот в Советском Союзе об этой исторической личности знал абсолютно каждый.
              1. -4
                23 сентября 2021 13:19
                Цитата: Bogalex
                Возможно Вы и не знаете, кто такой Марат, оттого и считаете его сумасшедшим.

                его таковым считает любой нормальный человек:
                издатель «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма, он стал говорить о необходимости обновления общества принесением в жертву сотен и тысяч голов изменников fool

                Ярый защитник Монархии затем переобулся в... столь же ярого республиканца.

                И ЧТО тут знать?
                1. +2
                  23 сентября 2021 13:33
                  Фу, какой постыдный приём в диалоге... Реально отвратительный, используемый только крайне самовлюбленными, не терпящими никакой иной точки зрения, кроме собственной, людьми:
                  его таковым считает любой нормальный человек

                  То есть все, кто с Вами не согласны, не нормальные?
                  Абсолютно никакого желания к дальнейшему общению. Всего доброго.
                  1. -3
                    23 сентября 2021 14:16
                    Цитата: Bogalex
                    Фу, какой постыдный приём в диалоге... Реально отвратительный, используемый только крайне самовлюбленными, не терпящими никакой иной точки зрения, кроме собственной, людьми:
                    его таковым считает любой нормальный человек

                    фу, какой постыдный прием: это МОЯ точка зрения ,
                    о том, что его таковым считает любой нормальный человек
                    .Имею право.
                    Цитата: Bogalex
                    Абсолютно никакого желания к дальнейшему общению. Всего доброго.

                    сами выдумали , сами оскорбились..
                    удачи!
                    1. -1
                      23 сентября 2021 21:57
                      Совершенно верно.
                      Имеете право считать его таковым, как и остальные николашку тряпкой.
                      Все правильно каждому свое..
  11. +4
    22 сентября 2021 10:28
    Вот как описал гибель боевого корабля один из очевидцев:

    «Отчётливо вижу,


    Вообще-то, можно было бы и представить этого "одного из очевидцев" - это знаменитый Грищенко, командир Л-3.
  12. +7
    22 сентября 2021 10:32
    В довоенное время корабль совершил морские походы в Финляндию, Швецию, Норвегию, Англию и республики Прибалтики.


    3-8 августа 1934 г. «Марат» также посетил польскую Гдыню.




    интересно, что на среднем фото он был подписан как крейсер [sic!]


  13. -2
    22 сентября 2021 10:41
    И про Ганса Ульриха Руделя ни единого упоминания.
    1. +6
      22 сентября 2021 10:58
      Цитата: А. h.52
      И про Ганса Ульриха Руделя ни единого упоминания.

      Вы невнимательно читали:
      Одним из немецких асов, который атаковал «Марат», был Ганс-Ульрих Рудель.
      (из текста)
      1. +2
        22 сентября 2021 11:36
        Спсб. Прочитал по диагонали.
        1. +7
          22 сентября 2021 11:46
          Цитата: А. h.52
          Спсб. Прочитал по диагонали.

          Объём статьи не позволил Самсонову воткнуть подробности знаменитой атаки, но зато это сделал камерад aka Кроу. ))
  14. +8
    22 сентября 2021 11:28
    Это же, если не ошибаюсь, знаменитый камуфляж Смирнова (маскировка под гранитную набережную)?


    По крайней мере, одна из его работ - кр. Октябрьская Революция - до и после маскировки:

    1. +7
      22 сентября 2021 13:01
      Цитата: Пепел Клааса
      По крайней мере, одна из его работ - кр. Октябрьская Революция - до и после маскировки:

      Пошто линейный корабль "Октябрьская Революция" обидели? wink

      КР "Октябрьская Революция" - это уже послевоенный наследник, КРЛ пр. 68-бис, бывший "Молотовск".
      1. +3
        22 сентября 2021 13:18
        Цитата: Alexey RA
        Пошто линейный корабль "Октябрьская Революция" обидели?

        Увы мне, увы!!
        Спасибо hi
  15. +10
    22 сентября 2021 12:11
    Кстати, "Марат" мог вообще не дожить до ВМВ. 7 августа 1933 года в ходе учебных стрельб расчёт 2-й БШ ГК грубо нарушил инструкции по действиям в случае затяжного выстрела, преждевременно открыв замок орудия. После этого находившийся в казённике заряд внезапно воспламенился, и форс огня пошёл в башню и погреба, поджигая другие заряды. Корабль спасло только своевременное затопление подбашенного отделения и артпогреба.
    Наиболее вероятная причина нарушения расчётом башни инструкций была выяснена в ходе расследования. Скорее всего, дело было в том, что пропуск нескольких выстрелов мог стоить места в соцсоревновании башен. В показаниях экипажа, особенно спецов, постоянно встречалось, что знание техники подменяется энтузиазмом и нездоровой штурмовщиной.
    Ценой отступления от инструкции стали 68 жизней.
    Первый: из 68 погибших лишь 5 были профессиональными военными моряками (1 командир, 3 «сверхсрочника» и 1 курсант военно-морского училища), а остальные 63 – краснофлотцами срочной службы, причём из них 34 человека (ровно половина всех погибших) служили только «по первому году» (при этом надо учитывать, что на флоте традиционно учитывалась только собственно корабельная служба, без учёта предварительной 8-месячной (на тот момент) учёбы в Учебном отряде флота, то есть годом призыва на флот следует считать предыдущий к указанному в документе). В общем, как это не печально, половина погибших – это «салаги»…
    Второй: из 68 погибших лишь 24 погибли в самой 2-й башне главного калибра при выбросе огня из преждевременно открытого затвора, остальные же 44 человека погибли в принудительно (по приказу с командного мостика корабля) затопленных подбашенном отделении, артиллерийском погребе и прочих подпалубных помещениях корабля. Сколь не трагичной была гибель этих 44 утонувших человек, но в случае неотдачи приказа на затопление и последующего взрыва погреба число жертв в результате было бы во многие десятки раз больше.
    © К.Б.Стрельбицкий
    1. 0
      22 сентября 2021 12:44
      Цитата: Alexey RA
      Скорее всего, дело было в том, что пропуск нескольких выстрелов мог стоить места в соцсоревновании башен.

      Эх, как же многого были лишены моряки Королевского флота....Они не устраивали капиталистическое соревнование башен в честь, скажем, 350-летия Порохового заговора.
      Слабаки...
      laughing
      1. +10
        22 сентября 2021 13:25
        Похожий случай произошел на "Iowa" в 1989 году, 47 человек погибло.
        1. +7
          22 сентября 2021 13:45
          Цитата: mr.ZinGer
          Похожий случай произошел на "Iowa" в 1989 году, 47 человек погибло.

          У янки и раньше подобное случалось.
          U.S.S. "Mississippi" (BB-41)
          Во время артиллерийской практики 12 июня 1924 года на его борту в результате взрыва в башне ГК №2 погибло 3 офицера и 45 матросов и старшин, а еще 9 человек получили ранения. Спустя примерно 4 часа после трагедии при аварийном разряжании левого орудия этой же башни пострадало еще 10 человек. Взрыв произошел после 7-го залпа. Орудия после выстрела вернулись в положение заряжания, затворы откры­лись. Был дослан снаряд в левый ствол, за ним по­следовали 4 заряда в картузах, после чего досылатель отошел в исходное положение. Вдруг неожидан­но у затвора появилось небольшое облако сероватого дыма и пламени, а затем последовал мощный взрыв. Дым и огонь заполнили все боевое отделение башни, в результате чего 48 человек задохнулись.
          © С. Сулига. Линейные корабли типа «Нью Мексико».
      2. +6
        22 сентября 2021 13:58
        Цитата: Пепел Клааса
        Эх, как же многого были лишены моряки Королевского флота....Они не устраивали капиталистическое соревнование башен в честь, скажем, 350-летия Порохового заговора.
        Слабаки...

        Сдаётся мне, что соревнование между башнями у них всё равно было. Ну не могли офицеры упустить такой стимул в подготовке личного состава. smile

        У их кузенов из-за океана капсоревнование точно было.
        На довоенных фотографиях линкоров иногда встречаются оттененные буквы Е ("Efficiency"), изображенные на башнях главного калибра. Это знаки отличия, полученные за особо эффективную стрельбу. Большинство этих наград было заработано именно в результате стрельб SRBP (Short Range Battle Practice).

        Причём соревнование расчётов башен в скорострельности ГК в ходе Short Range Battle Practice привело к тому, что пришлось менять методику стрельбы для данной учебной задачи, в приказном порядке ограничивая скорострельность:
        Следует отметить, что результаты были поистине выдающимися — настолько, что в 1938 году командование морских операций вынуждено было издать специальный приказ, строго запрещающий производить залпы с интервалом менее 24 секунд (это для тяжелых 356-406-мм орудий!!!), ибо имелись опасения, что при еще более частой стрельбе, достигаемой зачастую некоторыми кораблями, система продувки ствола после выстрела не успевает справляться с выдуванием из ствола горящих остатков предыдущего заряда, что может привести к взрыву в башни при следующем цикле заряжания. В результате теперь уже "сверхбыстрая" стрельба стала наказуемой и строго штрафовалась путем вычета штрафных очков при оценке результатов стрельбы.
        © Линейные корабли Соединенных Штатов Америки. Часть II. Линкоры типов "New York", "Oklahoma" и "Pennsylvania".
  16. +2
    22 сентября 2021 14:36
    Цитата: север 2
    Потому что корабль в движении хуже цель для авиации и артилери противника , чем фактически неподвижная цель у причала

    Действия люфтваффе на Чёрном море показали, что разница небольшая.
  17. 0
    22 сентября 2021 18:23
    Постоянно все пишут: вот жалко корабль не сохранили. А чего там было сохранять? Обрубок по 2-ю башню? Ну, меру-то надо знать.
  18. +1
    22 сентября 2021 18:59
    А у меня дедушка на Марате служил срочку до войны.
    Жалко я маленький был мало из рассказов запомнил.
  19. BAI
    +3
    22 сентября 2021 21:54
    Красные линкоры «Андрей Первозванный» и «Петропавловск»

    Андрей Первозванный никогда не был линкором. Это броненосец.
    1. 0
      23 сентября 2021 16:22
      Цитата: BAI
      Андрей Первозванный никогда не был линкором. Это броненосец.

      Тут нужно чётко разделять фактическое положение дел и формальную классификацию.
      Фактически "Андреичи", "Евстафии" и прочие дожившие до ПМВ ЭБР были броненосцами.
      Формально же после перехода РИФ на классификацию 1907 года класс броненосцев был заменён на класс линейных кораблей. И бывшие ЭБР формально стали ЛК, не изменив при этом ТТХ ни на йоту. smile
      У нас и "Измаилы" поначалу броненосными крейсерами числились.
  20. +3
    23 сентября 2021 14:10
    на Марате погиб брат моей бабушки. вечная память.
  21. 0
    23 сентября 2021 15:57
    Крайне прискорбно, что не оставили в качестве музея хотя бы один из линейных кораблей типа «Севастополь»! Без сомнения это героическая история, как и сами величественные корабли были этого достойны!!!
  22. 0
    23 сентября 2021 17:36
    Вот как описал гибель боевого корабля один из очевидцев:

    Корабль не погиб. Он бил тяжело поврежден, воевал до конца войни и мог бить полностью востановлен если надо.
  23. -1
    23 сентября 2021 17:41
    Цитата: Таврик
    Цитата: север 2
    Потому что корабль в движении хуже цель для авиации и артилери противника , чем фактически неподвижная цель у причала

    Действия люфтваффе на Чёрном море показали, что разница небольшая.

    На Черном море бил потоплен только один бронирований корабль - старий крейсер.
    Ни один другой бронирований советский корабль немци не потопили за всю войну.
  24. +1
    26 сентября 2021 10:03
    В феврале 2021 года ушёл из жизни последний маратовец Николай Владимирович Чирков. Он прослужил на линкоре с 1940 по 1947 год.
    Он обслуживал 37-мм автомат на носовой надстройке и был ранен 16 сентября 1941 г., когда в линкор попало несколько снарядов и бомб. Был эвакуирован в госпиталь, что и спасло ему жизнь при взрыве линкора 23 сентября. Позже он вернулся на линкор и прослужил на нем всю войну.
    16 сентября 2021 г. Николаю Владимировичу исполнилось бы 100 лет...
  25. Eug
    0
    28 сентября 2021 13:13
    "Морякам удалось посадить линкор на ровный киль"
    Очень хотелось бы знать, кто руководил борьбой ха живучесть, ибо и командир, и старпом погибли. Как по мне, именно такая посадка во многом обеспечила возможность дальнейшего боевого применения. Героизм и профессионализм, так сказать, "в одном флаконе"...
  26. 0
    28 сентября 2021 15:02
    Бесконечные переименования кораблей кроме крайнего удивления ничего не вызывают. Моряки, этот выпендрёж на всех флотах мира, или это наше особое "достижение"?
  27. 0
    28 сентября 2021 21:22
    Старый, испещеренный боевыми шрамами боевой медведь!! Виват Марату и экипажу!!! !
  28. 0
    27 апреля 2022 15:38
    Ганс-Ульрих Рудель (ставший впоследствии самым титулованным военнослужащим вермахта) потопил советский линкор «Марат» во время воздушного налета на порт Кронштадт, попав в нос корабля 1000-килограммовой бомбой.
  29. 0
    8 марта 2023 21:17
    Можно было бы сохранить "Марат", как корабль-музей, по типу "Аврора", если бы не вражина Хрущев, по приказу которого резали на металлолом без сантиментов артиллерийские корабли....