Военное обозрение

Операция «Пьедестал». Успех или поражение Королевского флота?

7
Во время Второй мировой войны Средиземное море стало полем боя между ВМС Великобритании с одной стороны и силами Стран Оси с другой. Германии и Италии было необходимо обеспечить бесперебойное снабжение своих армий для успешного проведения военной кампании в Северной Африке. Однако у них на пути встала британская военно-морская база на острове Мальта.


Стратегически положение этой ВМБ Королевского флота было весьма выгодным. Дислоцированные эскадрильи бомбардировщиков нанесли немалый урон судоходству Стран Оси у побережья Северной Африки. Но и частые налёты итальянских и германских ВВС постепенно истощали ресурсы базы. Для её снабжения Адмиралтейство один за другим отправляло конвои. Чтобы провести их, флот разрабатывал целые операции, порой привлекая значительные силы.

В 1942 году ситуация для защитников острова сложилась очень тяжёлая. В июне Королевский флот провёл две операции по снабжению острова, но из этих конвоев до Мальты дошло всего 2 транспорта. Если в августе не удалось бы доставить продовольствие, горючее и боеприпасы, то Мальта оказалась бы в критическом положении — под угрозой капитуляции.

Вопрос об очередной поставке продовольствия был решён в кратчайшие сроки. На первую половину августа была запланирована новая операция, получившая кодовое название «Пьедестал».


Авианосцы Королевского флота — Indomitable и Eagle. Фото с палубы авианосца Victorious

Для осуществления задуманного Адмиралтейство решило собрать самое сильное прикрытие, какое только было возможно. Сопровождать 14 транспортных судов должны были линкоры Nelson и Rodney, 3 авианосца (Victorious, Indomitable и Eagle), 7 крейсеров и 32 эсминца. Впервые в истории прикрытие конвоя осуществлялось столь значительными силами. В распоряжении эскадры имелось около 100 самолётов, в большинстве своём — истребители. На самой Мальте к началу операции имелось 159 боевых самолётов, которые должны были прикрыть конвой на последнем участке пути. Помимо этого, к Италии было выдвинуто несколько подводных лодок, на случай выхода в море итальянского флота. Общее командование осуществлял вице-адмирал Невилл Сифрет.

В ночь с 9 на 10 августа корабли прошли Гибралтар. Так как на Мальте не оставалось топлива, эскорт заправлялся заранее. Попутно проводились последние приготовления. Но в это же время их противник проводил свои приготовления. Эскадра итальянского флота в составе 3 тяжёлых и 3 лёгких крейсеров, а также 20 эсминцев готовилась выйти на перехват. А подводные лодки уже вышли на позиции. Близлежащие аэродромы гудели как ульи, принимая всё новые эскадрильи. Для уничтожения конвоя Страны Оси были готовы задействовать 600–700 самолётов.


Гибель авианосца Eagle

Днём 11 августа по конвою был нанесён первый удар. Германская подводная лодка U-73 прокралась в ордер и поразила 4 торпедами авианосец Eagle. Потеря ценного корабля лишила конвой почти одной пятой части истребителей.

В ночь на 12 августа произошло ещё несколько боестолкновений. Эсминец Wolverine тараном потопил итальянскую подводную лодку Dagabur. Также главные силы конвоя подверглись одной атаке со стороны германских пикировщиков, окончившейся безрезультатно. Но это было лишь начало. Основные боевые действия начались на следующий день.

С самого утра 12 августа конвой шёл под наблюдением самолётов-разведчиков противника. Немцам потребовалось некоторое время, но уже в 9 часам первая группа из 19 пикирующих бомбардировщиков Ju-88 появились над британскими кораблями. Несмотря на действия истребителей часть бомбардировщиков прорвалась, однако результатов не добилась. Конвой продолжил движение без потерь.

Масштабная атака авиации началась после полудня. Но различные группы итальянских самолётов заходили в разное время. Плохая координация итальянских пилотов позволила британцам успешно отбить все нападения. ПВО конвоя удалось сбить всего 4 самолёта. Но в 12:30 группа из 12 германских пикировщиков успешно поразила торговое судно Deucalion. Оно вышло из строя, и было добито торпедоносцами уже вечером.

Перехватывая конвой, итальянцы провели несколько экспериментов: был применён самолёт со взрывчаткой на радиоуправлении (окончилось неудачей из-за отказа радио) и была осуществлена атака авианосца осколочными бомбами с истребителей Re-2001 (несколько убитых и раненых на палубе, без урона кораблю).


Авианосец Indomitable

После 18:00 началась самая серьёзная атака на конвой за день. Помимо итальянских торпедоносцев и истребителей сопровождения, над конвоем появились и их пикировщики. Первые попадания в 18:47 получил Indomitable, атакованный 12 германскими пикировщиками. Пилоты добились 2 прямых попаданий и 3 близких разрывов. Полётная палуба была сильно повреждена, а среди экипажа были большие потери, в том числе ранения получили множество лётчиков. Находившиеся в воздухе самолёты теперь были вынуждены садиться на Victorious. Так как места на корабле было мало, тяжело повреждённые машины просто выкидывали за борт.

Немного позднее, в 19:05, торпедное попадание получил эсминец Foresight, который затонул позднее.

Успех сопутствовал и итальянским подводникам. Подлодка Axum одним торпедным залпом поразила крейсеры Cairo, Nigeria и танкер Ohio. Первый вскоре был оставлен экипажем и добит союзниками, а второй отправился на ремонт в Гибралтар. И только Ohio продолжил свой полный опасностей путь к Мальте.

Смеркалось, и адмирал Сифрет предположил, что атак с воздуха уже не будет. Но это мнение было ошибочным. В момент когда в небе не было британских истребителей, почти 40 пикировщиков и торпедоносцев атаковали конвой. Рядом с танкером Ohio произошло несколько близких разрывов, но тот продолжил путь. Однако основное внимание противника привлёк транспорт Empire Hope. На него было сброшено более 15 бомб, некоторые из которых достигли своей цели. Empire Hope, перевозивший бензин и боеприпасы, был оставлен экипажем и торпедирован эсминцем сопровождения.

Примерно такая же участь постигла Clan Ferguson. После торпедного попадания на нём начался пожар. Судно было уничтожено взрывом от сдетонировавших боеприпасов.

Другое судно, Brisbane Star, также было торпедировано, но продолжило путь. Уже после 9 часов вечера пара торпедоносцев потопили транспорт Deucalion. А крейсер Kenya получил повреждения от торпеды с итальянской подводной лодки.


Конвой под атакой бомбардировщиков Оси

С наступлением сумерек конвой распался на отдельные группы. Ночь обещала быть долгой, так как на охоту вышли итальянские и немецкие торпедные катера. Их первой жертвой стал лёгкий крейсер Manchester. В ближайшие 4 часа было потоплено ещё 4 транспортных судна Glenorchy, Almeria Likes, Santa Elisa и Wairangi.

Значительных успехов добились и британцы. Эскадра итальянских крейсеров, имевшая все шансы разделаться с остатками конвоя, развернулась и пошла в базу. По одной из версий, на это решение повлияло то, что итальянцы опасались ответного авианалёта Королевских ВВС и не хотели рисковать.

С утра 13 августа в небе начали действовать самолёты Оси. Уже в 8 утра налёт совершили первые группы пикировщиков. После нескольких бомбовых попаданий взорвался транспорт Waimarama. Следующие звенья бомбардировщиков старались добить Ohio, но транспорт отделался лишь близкими разрывами и продолжил путь.

Операция «Пьедестал». Успех или поражение Королевского флота?

Прибытие уцелевших транспортных кораблей на Мальту

До Мальты оставалось совсем немного, и вскоре истребители с острова могли обеспечить безопасный переход конвою. Тем не менее, немцы успели повредить транспорты Port Chalmers и Dorset. Последний впоследствии был покинут командой и добит самолётами. Вышедшие из Ла-Валетты тральщики и катера после полудня встретились с первыми грузовыми судами: Melbourne Star, Port Chalmers и Rochester Castle.

Уже в сумерках пилоты Оси атаковали отставшие суда. Повреждённый Dorset был окончательно добит, а танкер Ohio получил попадание бомбы, но продолжил путь. Он едва держался на плаву, но эсминцы Ledbury и Penn, и несколько меньших судов старательно вели ценнейшее судно на Мальту. Утром 14 августа все они вошли на рейд Ла-Валетты. Чуть позже в порт пришёл транспорт Brisbane Star.


Танкер Ohio в гавани Ла-Валетты

На этом операция закончилась. Всего до Мальты добралось только 5 транспортных судов из 14. Также за 4 дня Королевские ВМС потеряли 1 авианосец, 2 лёгких крейсера и 1 эскадренный миноносец. Ещё 1 авианосец, 2 крейсера и 2 эсминца получили серьёзные повреждения. Королевские ВВС в общей сумме лишились не более 40 самолётов. Людские потери составили примерно 500 человек. Страны Оси за эти дни потеряли 2 подводные лодки и до 60 самолётов, а 2 крейсера и 1 подлодка получили повреждения.

Операция «Пьедестал» не увенчалась грандиозным успехом Британии. Однако доставка даже такого количества топлива и боеприпасов сильно укрепила обороноспособность острова. Авиагруппы с Мальты вновь смогли наносить удары по коммуникациям противника, ослабляя его силы в Африке. Мальта продолжила своё сопротивление, в итоге завершившееся победой.

Узнайте историю становления британской морской авиации — от аэростатов и Supermarine Walrus к Westland Wyvern и Fairey Swordfish — в цикле документальных фильмов «Морские легенды» от компании Wargaming!

Автор:
7 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Кроу
    Кроу 23 сентября 2021 16:06
    +11
    Успех или поражение Королевского флота?
    Операция «Пьедестал» может считаться примером сражения, когда кажущиеся несоразмерно большими потери оправдываются достигнутым стратегическим результатом. Ведь речь шла о спасении «непотопляемого авианосца Британской империи» — Мальты.Днем 10 июня 1940 года Муссолини объявил войну Англии, а уже ночью специально оборудованный итальянский корабль перерезал первый из семи телефонных кабелей, связывавших Мальту с Гибралтаром. На уничтожение остальных шести кабелей ушло еще два месяца. Так началась блокада, затянувшаяся более чем на два года.Колыбель древней славы рыцарей-крестоносцев, которой за свою беспрецедентную оборону еще предстояло заслужить почетное прозвище "Средиземноморского Сталинграда", держалась с непоколебимым упорством. Но перед ее защитниками и мирными жителями вставал призрак врага более ужасного, чем германские и итальянские самолеты – голода. Мальта и в мирное время зависела от поставок продовольствия извне, а в условиях блокады двухнедельный рацион на одного человек составлял всего 300 гр. муки, 400 гр. мясных консервов, 400 гр. сахара и 200 гр. жиров. Женщины падали в обмороки в очередях за скудным пайком, у детей медики констатировали признаки истощения. Но еще страшнее был голод топливный – без горючего не взлетели бы самолеты, не ушли бы в бой подлодки и катера, остановились бы генераторы, питавшие электричеством жизнь и оборону Мальты…После того, как в сентябре 1941 г. на Мальту сумели прорваться восемь транспортов, доставивших 85 000 тонн грузов, регулярные рейды Союзных конвоев были сорваны агрессивными и энергичными действиями итало-германских сил, которые координировал из Италии один из лучших гитлеровских стратегов – генерал-фельдмаршал Кессельринг. До августа 1942 г. британцам ценой огромных потерь удалось провести на Мальту только четыре транспорта, и два них были потоплены германскими бомбардировщиками в бухте Гранд-Харбор на глазах охваченных отчаянием мальтийцев прежде, чем с них успели выгрузить большую часть жизненно важных для острова материалов. Ни один танкер до берегов Мальты в этот период так и не добрался.
    Аналитики британских штабов пришли к зловещему заключению: если к концу августа 1942 г. необходимые грузы (в первую очередь – топливо) не поступят на Мальту, остров падет. Роковой счет шел на дни, и командование Королевских ВМС лихорадочно принялось разрабатывать план экстренного спасения Мальты, не имевший права на провал. Операция по проводке конвоя, который должен пробиться на остров не позднее середины августа, получила название «Пьедестал», словно уже отливался памятник тем, кому предстояло найти могилу в обманчиво-ласковых волнах Средиземного моря…
    1. Кроу
      Кроу 23 сентября 2021 16:11
      +11
      Ohio получил попадание бомбы, но продолжил путь. Он едва держался на плаву, но эсминцы Ledbury и Penn, и несколько меньших судов старательно вели ценнейшее судно на Мальту. Утром 14 августа все они вошли на рейд Ла-Валетты. Чуть позже в порт пришёл транспорт Brisbane Star.
      Повреждения транспорта "Брисбэйн Стар".
      танкер «Огайо» был приведен в гавань Гранд-Харбор и для надежности посажен на мель. Толпы ликующих жителей Валетты встречали его аплодисментами и восторженными криками. Духовой оркестр на берегу играл «Правь, Британия, морями», и в тот день торжественные слова гимна звучали особенно уместно. Приход долгожданного конвоя на Мальту совпал с праздником Успения Богородицы, поэтому в мальтийской исторической традиции за ним прочно закрепилось название: «Конвой Святой Марии».Суда, прорвавшиеся на Мальту, доставили 32 000 тонн различных грузов и 15 000 тонн топлива – этого оказалось достаточно, чтобы обеспечить остров до декабря 1942 г.По части невосполнимых потерь в технике операция «Пьедестал» обошлась англичанам в один авианосец, два легких крейсера, один эсминец и девять транспортных судов. Потери погибшими составили примерно 500 человек.
      Немцы и итальянцы потеряли чуть более 100 человек, две субмарины и до 60 самолетов.
      Однако успех немцев и итальянцев обнулялся находившимся в чреве «Огайо» грузом. 10 тысяч тонн нефти и керосина позволили авиации Мальты избавиться от дефицита топлива. Этих запасов хватило до декабря 1942 года.
      «Непотопляемый авианосец» снова громил итальянские конвои, а Роммель жаловался на недостаточное снабжение своей армии. Именно нехватка припасов оказалась одним из главных факторов, предопределивших поражение немцев в битве при Эль-Аламейне.
      1. Кроу
        Кроу 23 сентября 2021 16:14
        +10
        Участвовавший в проводке конвоя на Мальту, которая получила название "Пьедестал",авианосец Флота Его Величества авианосца "Игл"
        был торпедирован и потоплен немецкой субмариной U73
        под командованием капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума
        1. Кроу
          Кроу 23 сентября 2021 16:21
          +11
          Данная атака вошла в историю подводной войны, как одна из самых блестящих и успешных атак, совершенной немецкой подлодкой. К сожалению, у "Игла" не было шансов уцелеть, так как Розенбаум, прекрасно выбравший позицию для залпа, буквально в упор поразил его своими торпедами. Все четыре торпеды, выпущенные с U73, попали в цель и отправили корабль на дно.Неважно, каким способом U-73 сумела проскользнуть внутрь кольца охранения, но, оказавшись рядом с авианосцем, она не стала терять времени. В этот момент рядом с конвоем и Соединением F находились 13 эсминцев, остальные были вместе с Соединением R в нескольких милях от места событий. Никто не заметил следы торпед. Судя по всему, немецкая лодка прошла под третьей и четвертой колоннами транспортов. Капитан-лейтенант Розенбаум имел недвусмысленный приказ: его целью были авианосцы, а не торговые суда.Сразу после залпа лодка ушла в глубину, заполнив носовые цистерны. Все свободные члены экипажа были собраны в носовых отсеках. Они услышали 4 взрыва, а через 12 минут докатился грохот взрывающихся котлов авианосца. Лишь после этого взорвалась первая глубинная бомба.Спустя три часа разрывы глубинных бомб прекратились. Розенбаум поднялся под перископ. Гидрофоны вышли из строя и не работали, так что иного выхода не было. Но едва только бегло осмотрев окружающее пространство, он убедился, что вражеские эсминцы ушли – и как раз вовремя, потому что за кормой лодки тянулся широкий масляный след. Из поврежденной цистерны вытекало горючее. Должно быть, его не заметили лишь потому, что на месте гибели авианосца переливалось радужными разводами огромное масляное пятно.
          Поднявшись на поверхность и перекачав остатки топлива из поврежденной цистерны, Розенбаум послал первое сообщение адмиралу Крейшу, главнокомандующему операциями подводных лодок в Средиземном море:«Состав конвоя: линкор (под вопросом) – один, авианосец – один, название «Игл», крейсеров – два, эсминцев – пятнадцать плюс девять (или десять) транспортов…»
          После чего последовали данные о курсе, местоположении и времени, когда подлодка в последний раз наблюдала конвой. Розенбаум завершил доклад следующими словами:
          «Игл» поражен четырьмя торпедами с дистанции пятьсот ярдов. Был ясно слышен звук, когда он пошел ко дну. Лодка подверглась бомбардировке глубинными бомбами, повреждений не имею».
          Тем же вечером, в десять часов, экипаж «U-73» поймал передачу немецкого радио.
          В специальном бюллетене сообщалось, что германская подводная лодка потопила в Средиземном море британский авианосец «Игл». И вскоре потоком пошли сообщения по радиотелеграфной связи с поздравлениями в адрес команды «U-73» и ее командира капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума за их выдающееся достижение.
          Сообщения о гибели авианосца заняли центральное место во всех газетах.
          Той же ночью Розенбаум записал в своем военном дневнике: «Ну и день! Один из тех, когда кажется, что все идет как по маслу. Двое суток мучился дизентерией, но сейчас температура спала, и дело наконец пошло на поправку…»Похоже, именно этот факт доставил ему максимальную радость, даже большую, чем Рыцарский крест
          1. Кроу
            Кроу 23 сентября 2021 16:25
            +10
            Что же в это время происходило на борту «Игла»? Генри Ратбоун был сигнальщиком.
            «Утром несколько раз объявляли воздушную тревогу, но наконец я смог вернуться в кубрик связистов, чтобы перекусить. Я мечтал вздремнуть в своей койке. Я должен объяснить, что наш кубрик расположен на одну палубу ниже главного кубрика ближе к носу корабля. Когда «Игл» получил попадание, у меня сначала создалось впечатление, что нас бомбят. Но через несколько секунд корабль резко повернул влево, сильно накренившись. Вспыхнули несколько ламп аварийного освещения, и я сумел взобраться по трапу на главную палубу.
            К этому времени крен увеличился, и стало трудно держаться на палубе. Но столы в кубрике были прочно закреплены, и мы использовали их, чтобы держаться. Я добрался до трапа правого борта, который вел на платформу, выступающую за борт. Первый из нас нашел линь и помог нам выбраться из кубрика, подбадривая нас голосом. Мне повезло потому, что я умел плавать, и мой спасательный пояс был в хорошем состоянии. Я помню, что «Игл» практически лежал на борту. Я смог спуститься в море перебравшись через «торпедные були». Интересно, что случилось с ними на левом борту?
            Несколько человек, спасшихся с платформы, увидели что командир авиационной боевой части в фуражке с золотым шитьем плавает рядом с нами. Мы обменялись несколькими словами, но все мы стремились как можно дальше отплыть от тонущего корабля. Однако, когда это случилось, конец старого корабля оказался мирным. Не возникло никакого водоворота, который мог засосать нас.
            Теперь в дело вступили эсминцы, которые начали сбрасывать глубинные бомбы. Я надеялся, что они не будут проходить слишком близко, так как не был уверен, что переживу сотрясения от взрывов. К счастью, море было теплым и тихим, и через 45 минут меня подобрал буксир «Джонти». Я увидел большой синий флаг в рундуке и вытерся им. Я был из тех, кому повезло».
            История Леса Оуэна оказалась похожей:
            «Это произошло, когда мы отстали от конвоя, чтобы принять возвращающийся самолет. Мы получили в среднюю часть 4 попадания торпедами. Я не могу вспомнить приказ покинуть корабль, но было ясно, что он сразу начал тонуть, валясь на левый борт. Самолеты посыпались в воду, и значительная часть команды, включая моего старого друга Джинджера Герхарда, корабельного парикмахера, пропала без вести.
            Я думаю, что с того момента, как мы получили попадания, до момента, когда он затонул, прошло 7 минут. В это время на корабле была объявлена боевая тревога, мой пост был у переднего пом-пома. Прежде чем прыгнуть за борт, я попытался закрыть кранцы, чтобы снаряды не посыпались наружу, иначе они могли покалечить наших товарищей, поднимающихся на полетную палубу. Затем я подумал, что времени еще достаточно и фактически спустился по борту корабля до булей вместе с большинством команды. Затем я надул спасательный пояс, снял бахилы и прыгнул в море. Сначала меня увлек водоворот от тонущего корабля, но потом я вынырнул на поверхность и смог ухватить стул из кубрика. Затем меня вместе с 6 товарищами чуть не разорвало глубинными бомбами, которые сбрасывали эсминцы.
            Спустя некоторое время – нам показалось, что это были часы – нас подобрала шлюпка, спущенная буксиром «Джонти». С нее нас забрал эсминец «Малкольм», который позднее высадил нас в Гибралтаре».
            Так закончилась служба ветерана «Игла». Официальная британская история сообщает: «Если нам и было суждено потерять его, воды Средиземного моря, которое он так хорошо знал, стали самой лучшей могилой». "
          2. ElTuristo
            ElTuristo 19 ноября 2021 18:27
            0
            Спасибо интересная информация.Дизентерия она такая сама на 3 день проходит-облегчение после запора просто невероятные-понимаю подводника:)...двойной гешефт:)
  2. Морской Кот
    Морской Кот 24 сентября 2021 08:17
    +9
    Танкер Ohio... бывает же такое, прямо заговорённый корабль, мало того, что он сам пожаро и взрывоопасен, так ещё и бесконечные атаки и попадания. Так ведь дошел, довели до пункта назначения.
    Отличный капитан и великолепная команда! good

    Контр-адмирал Х. М. Берроу, ЧБ, командовавший ближним эскортом, пожал руку капитану Дадли Мейсону.