Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Без этого нельзя сделать отрасль эффективной

Без этого нельзя сделать отрасль эффективной

С 27 июня по 1 июля на территории Транспортно-выставочного комплекса «Россия» в городе Жуковский состоялся 2-й Международный Форум «Технологии в машиностроении-2012» (ТВМ-2012), организованный Минпромторгом, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) и Госкорпорацией «Ростехнологии». Объединенные экспозиции были представлены правительством Москвы, Торгово-промышленной палатой Самары, администрацией Рязанской области. На 8000 м2 под открытым небом были выставлены образцы военной техники и гражданского машиностроения. В павильонах общей площадью 11 600 м2 объединились сразу две международные выставки: выставка вооружений и военной техники «Оборонэкспо-2012» и выставка промышленных технологий и инноваций «Машпромэкспо-2012». В Форуме приняло участие более 300 компаний, в числе которых 20 – из зарубежных стран: Армении, Беларуси, Украины, Австрии, Германии, Индии, Китая, Сингапура, Франции.

В сравнении с ТВМ-2010, на ТВМ-2012 ГК «Ростехнологии» значительно увеличила показ средств ПВО и артиллерийских систем, разрешенных для экспорта. Были продемонстрированы такие оборонные системы, как ЗРК «Тор-М2Э», «Бук-М1-2Э», «Стрелец», ЗРПК «Панцирь-С1» на колесном и гусеничном шасси, ЗРС С-300В.

Впервые концерн «Моринформсистема-Агат» показал комплекс «Клаб-К» с новой системой целеуказания–обнаружения цели и замаскированными под стандартные 20-футовые морские контейнеры подсистемами универсального стартового модуля (УСМ), модуля боевого управления, модуля энергопитания и жизнеобеспечения. Особенностью ракетного контейнерного комплекса является его скрытная доставка на корабль-носитель и береговую позицию, а также оперативное развертывание при возможности нарастить боекомплект из нескольких УСМ, снабженных крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ. Почти вся демонстрировавшаяся боевая техника – российского производства, поэтому Форум можно назвать национальной выставкой сухопутных систем вооружений с зарубежным участием.


На отдельных стоянках расположились 27 единиц техники Министерства обороны. Среди них главными экспонатами стали оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», ЗРС С-300В, танки Т-90А и Т-80У, БМП-3, БРЭМ-1, 152-мм самоходное орудие МСТА, БМ «Град». Некоторые образцы, например, модернизированный танк Т-90С, боевая машина поддержки танков БМПТ разработки НПК «Уралвагонзавод» и грузовой автомобиль Урал-6370 были представлены впервые. 47 единиц новой техники были представлены ведущими предприятиями-концернами: «Созвездие», «Алмаз-Антей», «Вега», ООО «ВПК», ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗ «Урал», «Тренажерные системы». Работа «ТВМ-2012» впервые была ознаменована подписанием пакета соглашений ГК «Ростехнологии» и составляющими её холдингами с партнерами в автомобилестроении, двигателестроении, самолето- и вертолетостроении. Всего подписано 6 международных соглашений и 3 – российских.

Необходимо отметить яркую демонстрационную программу ТВМ-2012. С 29 июня по 1 июля на специализированном полигоне проходил широкомасштабный показ гражданской и военной техники в военно-патриотической программе «Непобедимые и легендарные».

В отличие от 2010 года на нынешнем Форуме значительно сократилась авиационная часть выставки. В первую очередь, из-за отсутствия специальной экспозиции беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Вероятно это связано с тем, что большинство фирм, создающих беспилотники, не входят в состав ГК «Ростехнологии». Одним из заметных событий, связанных с показом БЛА, была презентация группы компаний «Транзас», где продемонстрировали «Дозор-100» и «Филин-2» для МЧС.

Последний, стал развитием концепции БЛА «Филин-1», выставлявшегося на МАКС-2011. Размах крыла – 4,5 м, максимальная масса при пуске с катапульты составляет 60 кг при 15 кг полезной нагрузки, включающей систему цифровой аэрофотосъемки и гиростабилизированную оптико-электронную систему с лазерным дальномером ЗАО «Транзас-Авиация». Запаса топлива двигателя внутреннего сгорания 3W110 хватает на 14 ч полета. Посадка осуществляется на парашюте. Благодаря дальности действия командно-информационной радиолинии БЛА позволяет в реальном масштабе времени вести военную разведку или наблюдение экоресурсов лесного и сельского хозяйства на больших площадях на удалении до 120 км. Еще больший радиус действия достигается с ретранслятором. Редакторы журнала «Авиапанорама» смогли ознакомиться и с другими новинками «Транзас» в области вертолетного тренажеростроения, оценив качество визуализации полета и высокое правдоподобие электронного тренажера боевой стрелковой подготовки силовых подразделений.

Рыбинское КБ «Луч», входящее в состав концерна радиостроения «Вега», показало комплекс «Воздухоплаватель» с БЛА мини-класса, способным вести разведку наземных целей в радиусе 25 км, выполняя 2-часовой полет на высотах до 3 км при температурах от –20 до +50оС.

По сообщению специалистов концерна, «Воздухоплаватель» используется для полетов на малых высотах в гористой местности и над территориями, где находятся высотные здания и сооружения. В состав комплекса входит БЛА по схеме «летающее крыло» с размахом 2,1 м, наземный пункт управления и пусковая катапульта. Предусмотрено использование двух вариантов БЛА: один – массой 3,8 кг, другой – 5,1 кг. Оба БЛА оснащены стабилизированной ТВ-камерой и электродвигателем, обеспечивающим малошумный полет. Другой мини-БЛА – вертолетного типа – используется в составе многофункционального комплекса воздушной разведки «Колибри». Он создан специалистами столичной фирмы «НЕЛК». Летательный аппарат «Колибри» имеет массу 3,5 кг, максимальную высоту полета 500 м, 6 электродвигателей силовой установки запитываются от аккумуляторных батарей.

В павильоне F3, где располагалась обширная экспозиция ГК «Ростехнологии», наиболее посещаемыми были стенды Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), отличившиеся наглядной демонстрацией технологий, используемых в авиадвигателях. Вниманию экспертов впервые был представлен полноразмерный макет пермского двигателя ПД-14 и организована видеосвязь с испытательным стендом ОАО «Авиадвигатель», на котором в Перми испытывается двигатель-демонстратор. ПД-14 тягой 14 т разработан по программе создания семейства двигателей 5-го поколения с тягой 9–18 т на базе унифицированного газогенератора. Он проектируется по схеме двухконтурного, двухвального двигателя, без смешения потоков наружного и внутреннего контуров и стал первой за 25 лет собственно российской новинкой в области гражданского авиадвигателестроения. По сравнению с уже сертифицированными двигателями он обеспечивает экономию топлива на 12–16% и сокращение вредных выбросов на 30–45% (ниже норм САЕР/6).

Существенное снижение шума произойдет за счет вентилятора с установкой в конструкции двигателя и мотогондолы системы шумоглушения 2-го поколения. Одновременно с изготовлением опытных образцов ПД-14 ведется освоение технологий его производства. ОАО «ПМЗ» представило технику нанесения керамических теплозащитных покрытий на рабочие и сопловые лопатки, позволяющую увеличить межремонтный ресурс двигателя. На выставке были также представлены элементы наружного контура, реверсивного устройства и сопла двигателя ПС-90А2 из композитных материалов. Использование полимеров вместо металла обеспечило снижение массы двигателя.

Накануне презентации ПД-14 лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» и НПК «Иркут» подписали соглашение на поставку 35 пассажирских самолетов МС-21 с двигателями ПД-14. Небезынтересно заметить, что контракт «Авиакапитал-Сервис» и НПК «Иркут» на поставку 50 авиалайнеров МС-21 (твердый заказ) и 35 самолетов МС-21 (опцион) был подписан на МАКС-2011, а на ТВМ-2012 произошел лишь перевод в твердый контракт опциона на 35 ближне- и среднемагистральных МС-21 (18 шт. МС-21-200 и 17 шт. МС-21-300). Сумма контракта по каталожным ценам составила $2,32 млрд. Но она может измениться, т.к. самолеты будут поставляться только через декаду в 2022–2025 гг. Общий объем вложений в ПД-14 составил 70 млрд руб. Сертификация двигателя намечена на 2015 г., а готовность к серийному производству – на 2017 г. Учитывая заинтересованность ГК «Ростехнологии» и ОАО «ОАК» в продвижении на авиарынке МС-21, укомплектованного ПД-14, обе стороны подписали намерение о сотрудничестве в области его испытаний и доводки. На Форуме у специалистов и посетителей появилась уникальная возможность одновременно увидеть двигатель-демонстратор в действии и потрогать руками ПД-14/ПД-14А. Посетивший экспозицию министр Денис Мантуров с глубоким удовлетворением отметил, что проект реализуется в срок, с чем он и поздравил моторостроителей, пожелав успехов. В изготовлении деталей и узлов ПД-14 принимают участие 7 предприятий: пермские ОАО «Авиадвигатель», ОАО «ПМЗ», ОАО «Стар», предприятия Уфы «УМПО» и НПП «Мотор», рыбинское НПО «Сатурн», московский ФГУП «Салют». Головным разработчиком выступает ОАО «Авиадвигатель».

Другой премьерой, подготовленной к 100-летию НПЦ газотурбостроения «Салют», стал авиадвигатель АЛ-31Ф М2 (2-го этапа модернизации). Модернизация двигателя АЛ-31Ф проводится без изменения габаритов и нацелена на ремоторизацию семейства самолетов Су-27, Су-30 и Су-34 ВВС в процессе их эксплуатации, а также для поставок инозаказчикам, без дополнительных изменений планера и мотогондолы. В беседе с редактором журнала «Авиапанорама» главный конструктор НПЦ Геннадий Скирдов и генеральный директор «Салюта» Владислав Масалов сообщили, что, по сравнению с завершенным в 2006 г. 1-м этапом модернизации, тяга на форсированном режиме увеличена с 13,5 т у АЛ-31Ф М1 до 14,5 т у АЛ-31Ф М2, назначенный ресурс повышен с 2000 до 3000 ч. Стендовые испытания АЛ-31Ф М2 подтвердили тягу двигателя 15 т, т.е. есть резерв для следующей модернизации. На АЛ-31Ф М2 установлена цифровая система автоматического регулирования FADEC с полным гидромеханическим резервом управления основного контура двигателя, что позволяет приспособить двигатель под любой борт – и аналоговый, и цифровой. Двигатель АЛ-31Ф М2 получил 3-ступенчатый компрессор низкого давления повышенной напорности, 6-ступенчатый компрессор высокого давления, усиленный промежуточный корпус, основную камеру сгорания с жаровой трубой охлаждения туннельного типа, эффективную турбину с повышенной температурой на входе в турбину благодаря изменению профилей лопаток и новой системе охлаждения, а также систему запуска без кислородной подпитки и улучшенную маслосистему.

При создании двигателя истребителя 5-го поколения будет использован опыт модернизации АЛ-31ФМ2, касающийся теплоизоляционных покрытий и решений по охлаждению полок сопловых блоков, а также использованию высокотемпературной турбины высокого давления с туннельным охлаждением. До конца года «Салют» завершит программу стендовых и ресурсных испытаний АЛ-31ФМ2. В производстве находятся два АЛ-31Ф М2, которые готовятся к летным испытаниям и планируется провести эти испытания в 2013 г. Ведутся переговоры с ОКБ «Сухой» по их проведению на самолете Су-34. В случае срыва переговоров НПЦ газотурбиностроения обратится в ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова», чтобы выполнить испытания на летающей лаборатории ЛИИ.

Уфимское ОАО «УМПО» представило технику изготовления рабочих и сопловых лопаток из интерметаллидных сплавов на титановой основе, применение которой позволило снизить вес двигателя, увеличить коммерческую загрузку и дальность полета. Большим достижением уфимцев является изготовление широкохордных лопаток вентилятора, применение которых позволяет снизить массу вентилятора и шум двигателя воздушного судна.

Самарское ОАО «Кузнецов» представило в двигательной экспозиции оригинальный силовой блок газотурбовоза в виде газотурбинного двигателя НК-361. По сравнению с дизелями он обладает высокой мощностью и экологичен, т.к. работает на сжиженном природном газе.
На стендах Объединенной авиационной корпорации (ОАО «ОАК») были показаны инновационные технологии создания авиационной техники на предприятиях корпорации. На примере моделей самолетов SSJ100 и МС-21 в масштабах 1:10, а также 3D-концепции кабины пилотов самолета МС-21 и макета пермского двигателя ПД-14 виден тренд российского авиастроения в сторону применения композитов.

По этой причине показан макет завода ЗАО «КАПО-Композит» в масштабе 1:120. ЗАО «КАПО-Композит» было образовано в августе 2011 г. Правительством Татарстана (9% уставного капитала) совместно с австрийской компанией FACC AG (24%) и ЗАО «АэроКомпозит» (67%). Завод площадью 33 тыс. м2 еще только предстоит строить на территории КАПО им. С.П.Горбунова. Пока же реконструируются под оборудование существующие корпуса. Запуск производства с изготовлением опытной партии агрегатов планируется в начале 2013 г. ОАК и АХК «Сухой» развернут выпуск композитов также в Ульяновске, где реконструируется цех на заводе «Авиастар-СП», а выпуск изделий начнется в середине следующего года, по завершению испытаний прототипов кессона крыла МС-21. На проектную мощность оба предприятия выйдут в 2017 г.

На стендах холдинга «Вертолёты России» была показана высокотехнологичная продукция, повышающая ресурс и снижающая стоимость вертолётов благодаря взаимозаменяемости узлов и высокому качеству деталей. Среди них: литейно-механический комплекс производства корпусных деталей из магниевых и алюминиевых сплавов, автоматизированный механообрабатывающий комплекс по обработке алюминиевых сплавов, производственная технология PLM (Product Lifecycle Management) с применением систем управления жизненным циклом (ОАО «Роствертол»).

Литейный комплекс ОАО ААК «Прогресс» уже позволил изготовить сложные отливки при высоком качестве изделий и значительном снижении издержек литья. Он стал основой центра компетенции холдинга и повысил объемы выпуска боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор». Механообрабатывающий комплекс на ОАО «Казанский вертолётный завод» задействован в серийном выпуске легких учебных вертолётов «Ансат-У» и средних многоцелевых вертолётов Ми-8/17 – самых массовых вертолётов в мире. Этот комплекс осуществляет автоматизированную многокоординатную обработку деталей с использованием электронных 3D-моделей, что позволяет увеличить качество при существенном снижении сроков и затрат на производство вертолётов.

В рамках программы модернизации холдинга специалисты ОАО «Редуктор-ПМ» смонтировали и завершают отладку уникальной в России и в мире линии химико-термической обработки деталей, которая использует вакуумные печи фирмы BMI (Франция), печи с защитной атмосферой фирмы IVA (Германия), закалочные прессы фирм Klingelnberg (Германия), Gleason (США) и другое новейшее оборудование. Эта линия выполняет термическую обработку деталей из конструкционных и легированных сталей в диапазоне от –70 до +1100°С, причем термическая обработка может производиться в защитной атмосфере и в воздушной среде с применением прессов.

Она позволяет сократить экономические издержки и стала новым шагом холдинга в реализации экологических программ. Уникальность линии в том, что она охватывает весь требуемый спектр технологических операций, несмотря на то, что сложная геометрия деталей вертолетов и особенности технических требований неоднократно ставили в тупик иностранных производителей. В кооперации с зарубежными партнерами внедрена новая техника формования геометрии лопасти несущего винта, что позволило сократить расходы на производство, увеличить ресурс лопастей и снизить стоимость лётного часа. Совместно с ЦАГИ разработаны и в настоящее время исследуются схемы индивидуального управления лопастью несущего винта, что увеличит крейсерскую скорость и повысит комфорт пассажиров благодаря снижению шума и вибрации вертолёта. Другая технологическая новинка ОАО «Редуктор-ПМ» – механически-замкнутый стенд испытаний агрегатов трансмиссии, которые проводятся для всех российских вертолётов, выпускаемых предприятиями холдинга.

На Форуме была также проведена презентация проекта перспективной системы мониторинга работоспособности и учета наработки агрегатов и систем вертолёта A-HUMS (Advanced Health and Usage Monitoring System), которая должна вывести безопасность вертолетов на качественно иной уровень.

Помимо инновационных разработок на объединенном стенде ОАО «ОПК «Оборонпром» и её дочерней компании ОАО «Вертолёты России», в макетах и моделях продемонстрирована новейшая вертолётная техника, а именно: новый средний вертолёт Ми-38, модернизированный Ми-171А2, создаваемый на базе популярных вертолётов типа Ми-17, легкий многоцелевой вертолёт Ка-226Т, модернизированные «Ансат» и супертяжелый Ми-26Т2 (см. «Авиапанорама» №2-2012). На Форуме были также представлены партнеры ОАО «Вертолёты России»: ООО «АэроТакси-Сервис» (производит и обслуживает интерьеры воздушных судов); ЗАО «Транзас» (разрабатывает программные продукты, навигационные системы, тренажеры для авиации); ЗАО ЦНТУ «Динамика» (разрабатывает, производит и осуществляет послепродажное обслуживание авиационных тренажеров); ЗАО «БЕТА ИР» (производит тестирующее оборудование и авиационную электронику); ОАО «Уральский завод гражданской авиации» (ремонтирует двигатели и их агрегаты, а также главные редукторы вертолётов). В частности, на Форуме ОАО «Вертолеты России» заключили важную сделку с французской компанией Turbomeca, на основании которой организуется техобслуживание, текущий и капитальный ремонт французских двигателей для вертолетов Ка-226Т и Ка-62. Передача французских технологий в этой области осуществлена впервые. Работы по ремонту будет проводить ОАО «Уральский завод гражданской авиации». Вертолёты приобретаются МО, МВД, МЧС России и авиакомпаниями «Газпромавиа», «ЮТэйр», а также крупными частными компаниями. 8000 российских вертолётов эксплуатируются в 110 странах.

На Форуме проведено более 20 конференций, круглых столов и семинаров, на которых выступило 190 приглашенных докладчиков, в основном, чиновники министерств и ведомств ОПК или высокопоставленные управленцы-менеджеры корпораций. Из 70 тыс. посетителей Форума участниками деловой программы мероприятий стали 3000 специалистов из 103 стран, реализующих с российскими машиностроителями совместные проекты. Остальные деловые события на ТВМ-2012 были связаны с подписанием зарубежных контрактов различными предприятиями машиностроительного и горнодобывающего комплекса России и совещаниями по перспективам их развития.

Пленарное заседание «Высокие технологии – определяющее условие устойчивого развития передового машиностроения национальных экономик» стало центральным событием Форума. На заседании выступили: министр промышленности и торговли Денис Мантуров, заместитель председателя Госдумы Андрей Воробьев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, директор ФСВТС Александр Фомин, гендиректор ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт» Борис Алешин, гендиректор ВНИИ авиационных материалов Евгений Каблов, президент общероссийской организации предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов, управляющий партнер компании Strategy Partners Александр Идрисов. Зарубежные деловые круги представляли гендиректор ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф (Frank Schauff), главный исполнительный директор компании General Electric Джеффри Иммельт (Jeffrey Immelt), председатель совета директоров Alcatel Lucent Филипп Камю (Philippe Camus), вице-президент корпорации China Poly Group Corporation – Ван Линь (Wang Lin), министр евразийской комиссии по промышленности и агропрому Сергей Сидорский.

Первоочередное внимание было уделено присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Выступая на пленарном заседании, Денис Мантуров объявил об индустриализации, которую будут определять четыре основных направления, а именно: управление полным жизненным циклом изделий, заимствованные из-за рубежа системы инженерии, новые материалы и новый тип инфраструктуры. Он подчеркнул, что необходимо уйти от принципа создания «натуральных хозяйств» и делать ставку на создание центров технологических компетенций. Отмечая перспективы развития техники, министр заявил о том, что планируется вложить значительные средства в производство композитов.

Председатель совета директоров Alcatel Lucent Филипп Камю в ответном выступлении предупредил наших чиновников, что интеграция в мировое экономическое сообщество повысит уровень конкуренции, т.к. Европа и Америка рассматривают Россию как кладовую ресурсов и рынок сбыта собственной продукции в области машиностроения, и даже в аграрной отрасли. «Конкуренция – очень полезное для промышленности явление. Мы стараемся обеспечить ее всегда, когда только можем, в любой отрасли, и это приносит результат», – подчеркнул он.

Первый вице-президент Союза машиностроителей Владимир Гутенев отметил, что в производство пришли информационные технологии, автоматизация и цифровизация, которые снижают затраты на труд, но требуют от работников промышленности высокой квалификации, что повышает актуальность подготовки профессиональных кадров и завершения реформы образования. «Прежде всего – ситуация с начальным и средним профессиональным образованием», которые уже утрачены. В числе недостатков высшего технического образования Гутенев перечислил сокращение естественнонаучных дисциплин, налогообложение, выпадение из перечня инженерных специальностей приоритетных для модернизации «кораблестроения» и «машиностроения». Самое главное, по словам Гутенева, что пора кардинально изменить оплату труда профессорско-преподавательского состава ВУЗов для сохранения научных и педагогических школ. Недопустимо, заметил он, что зарплата московского учителя в 3–4 раза выше зарплаты доцента ВУЗа. Владимир Гутенев подчеркнул, что слова «Владимира Путина о минимальной рентабельности в 15% при выполнении гособоронзаказа должны быть прямым руководством к действию…Рентабельность в машиностроении не должна быть ниже, чем в сырьевых отраслях... Без этого нельзя сделать отрасль эффективной».

В тот же день под его председательством состоялось заседание расширенного координационного комитета общественных советов при федеральных органах власти. Вел заседание академик Евгений Велихов, обрисовавший перспективы формирования гражданского общества страны через эффективное взаимодействие с министерствами общественной палаты и её общественных советов, способных преодолеть бюрократические препятствия на пути отстаивания прав граждан благодаря авторитету членов советов. Выступления участников комитета были посвящены вскрытым в обществе проблемам «крышевания» малого и среднего бизнеса и предложениям по совершенствованию работы советов при правительственных учреждениях. Наиболее содержательный доклад о помощи гражданам, пострадавшим от произвола и неправосудных решений, сделал сопредседатель общественного совета при МВД, поэт Илья Резник.

Организованный Комитетом по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты РФ, ТВК «Россия» и Союзом машиностроителей круглый стол «Развитие предпринимательской и инновационной деятельности в промышленности» уделил внимание частно-государственному партнерству в отечественной промышленности. Докладчики поделились своими проблемами и опытом, накопленным в отраслях промышленности. Президент «Опоры России» Сергей Борисов заметил, что «сейчас ценится скорость доведения нового продукта до рынка, гибкость в принятии решений, динамичность развития и все эти качества демонстрируют предприятия малого и среднего бизнеса, поэтому они сегодня имеют все шансы прорваться на глобальные рынки». Небезынтересно отметить, что в целях развития предпринимательства на Форуме стартовал первый открытый конкурс гражданских инновационных проектов организаций и предприятий, модератором которого выступил начальник Департамента инноваций и стратегического развития ГК «Ростехнологии» Александр Каширин, а председателем оргкомитета конкурса был избран генеральный директор корпорации Сергей Чемезов. Целью конкурса стало привлечение предприятий к развитию инновационной экономики, содействие наращиванию потенциала ОПК по производству и рыночному продвижению высокотехнологичной продукции. Конкурс проводится по направлениям: «Лучшая разработка инновационного продукта мирового уровня», «Лучший инновационный продукт», «Лучший инновационный бизнес» и «Лучшая команда менеджеров инновационного проекта».

Важнейшим событием Форума стала конференция «Роль оборонно-промышленного комплекса в модернизации страны и общества». В ней приняли участие: заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, вице-президент Союза машиностроителей и заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков, гендиректор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин, глава ФСВТС Александр Фомин, президент Академии военных наук Махмут Гареев, первый заместитель гендиректора ГК «Ростехнологии» Алексей Алешин, представители Вооруженных Сил и экспертных сообществ. Конференцию посетили 250 официальных делегатов. Во вступительном слове вице-премьер сообщил, что Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ создает Совет по государственно-частному партнерству, задачей которого станет борьба с монополизмом в сфере ОПК. Дмитрий Рогозин подчеркнул: «В настоящее время государством выделяются большие средства на развитие обороноспособности нашей державы. И очень правильно, что военные технологии стали соседствовать с гражданскими технологиями. Однако для того, чтобы развивать высокотехнологичную индустрию, инновационные направления, в оборонно-промышленный сектор необходимо привлекать бизнес, у которого должен быть интерес, то есть возможность получения прибыли, позволяющая вкладываться в дальнейшее развитие, в кадры, в новые технологии».

Говоря о роли ОПК, он напомнил, что с 1980-х активно обсуждалась диверсификация экономики: «Много говорилось о том, что нельзя сидеть на нефтегазовой игле. Но сделано было слишком мало». Говоря о развитии промышленности, Рогозин остановился на ключевых факторах. Среди потенциальных направлений, способных предопределить успех модернизации, вице-премьер выделил сверхзвуковые технологии, искусственный интеллект, который позволит создать БЛА 6-го поколения. По военно-техническому сотрудничеству с другими странами, Россия занимает второе после США место. Доля мирового экспорта вооружений у России 24% против 33% у США. По словам гендиректора ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолия Исайкина, в прошлом году Россия поставила зарубежным партнерам вооружений на $10,718 млрд. В структуре поставок на первом месте авиатехника – немногим более 50%, доля поставок техники ВМФ составляет свыше 11%, средств ПВО – свыше 11%, вооружений для сухопутных войск – более 21%, доля остальных видов вооружения – 4%. За прошлый год объемы контрактов с инозаказчиками по тематике ПВО увеличились на 28% сказал заместитель гендиректора Игорь Севастьянов.

По его заявлению, Россия в качестве субподрядчика участвует в тендерах Пентагона на поставку боеприпасов для коалиционных сил в Афганистане, и шансы «Рособоронэкспорта» на победу очень велики. Продолжая тематику конкурентоспособности и рентабельности ОПК, председатель научно-технического совета ГК «Ростехнологии» Юрий Коптев отметил, что наивысшую рентабельность в Гособоронзаказе имеет авиастроительная отрасль: по итогам 2011 г. ее показатели были на уровне 6,2%. Ниже рентабельность в радиоэлектронике – 3,2%. Отрасль общих вооружений имеет рентабельность на уровне 1%, а производство боеприпасов – убыточно. Он же обратил внимание участников на то, что механизм реализации федеральных целевых программ предусматривает большой объем внебюджетного финансирования. «Сегодня входной билет для участия в госпрограммах – 40%. Но при существующей рентабельности накопить такие средства просто невозможно», – подвел итог Ю.Коптев.

Первый заместитель гендиректора ГК «Ростехнологии» Алексей Алешин остановился на инновациях в госкорпорации. Говоря об инновационных проектах, он напомнил, что финансирование ОКР предприятиями корпорации составило 62 млрд рублей, т.е. за год работы программы инновационного развития доля расходов на НИОКР по предприятиям ГК возросла в пять раз и в 17 раз увеличилось число патентов. Творческий потенциал ГК «Ростехнологии» составляют более 220 НИИ и КБ, в которых работают 200 тыс. сотрудников. Однако доля ученых старшего возраста высока, и ключевым вопросом стало обновление кадров с привлечением молодежи к научно-исследовательским проектам.

Большой интерес на Форуме вызвали семинар-совещание «Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей промышленности: проблемы и пути их решения», организованный Комитетом Госдумы РФ по промышленности совместно с Союзом машиностроителей под руководством председателя этого комитета ГД Сергея Собко и заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрия Михайлова, а также международная научно-практическая конференция «Государственные корпорации, ВУЗы и научные организации: проблемы и перспективы сотрудничества в инновационной сфере», проведенная по инициативе ГК «Ростехнологии», Российской академии наук и Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. Актуальность затрагиваемых тем заставила участников мероприятия продлить дискуссию на три часа, вплоть до закрытия выставки.

В рамках военной программы состоялся круглый стол на тему «Военно-техническое сотрудничество как фактор капитализации отношений Россия – НАТО», организаторами которого выступили ФСВТС России и ОАО «Рособоронэкспорт». Кроме того, для делегаций иностранных государств на полигонах ФГУП «ГНПП «Базальт» и ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ» состоялись показы гранатометного и стрелкового оружия.

ФСВТС организовала конференцию «Современные технологии послепродажного обслуживания поставляемого на экспорт вооружения и военной техники и их дальнейшее развитие на основе информационных систем интегрированной логистической поддержки». Всего ФСВТС России с отечественными участниками ВТС было проведено более 100 презентаций новой техники и переговоров по линии ВТС с руководством и представителями официальных военных делегаций из 28 зарубежных государств, в ходе которых обсуждались вопросы реализации имеющихся контрактов, а также намечались планы будущих поставок.

Прошли также юбилейная конференция Московского регионального отделения ООО «СоюзМаш России» и Заседание Делового совета при МКВЭС ОДКБ.

Конференция «Машиностроение в России: точки роста, инвестиции и банковское финансирование», организованная Новикомбанком, также вызвала интерес у участников ВТС, т.к. гостями мероприятия стали более 100 руководителей ведущих предприятий машиностроения и смежных отраслей.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии провело конференцию «Роль и место современных инструментов управления качеством в повышении конкурентоспособности российской промышленности в условиях вступления России в ВТО».

Тематика проблем интеграции обсуждалась на круглом столе «ВТО и перспективы модернизации российского машиностроения», организованном Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) под председательством члена правления АЕБ, президента Alstom Russia Филиппа Пегорье (Philippe Pegorye), настойчиво рекомендовавшего нам европейскую сельхозпродукцию и машины, но так и не ответившего на вопросы об участии АЕБ в утилизации вывозимых в Россию из Европы подержанных автомобилей и о снятии ограничений на экспорт в Европу продукции российского машиностроения.

ФС «Росприроднадзор» при поддержке ТВК «Россия» и общественного совета при федеральной службе по надзору в сфере природопользования провели круглый стол «Система рейтинговой оценки эколого-экономической эффективности российского бизнеса». В мероприятии приняли представители ГК «Ростехнологии», ФС «Росприроднадзор» и 36 других организаций. По итогам этой встречи было принято решение о проведении в июне 2013 г. на территории ТВК «Россия» выставки «Технологии в экологии».

2-й Международный Форум «Технологии в машиностроении – 2012» стал крупнейшим событием выставочной программы года для отечественных машиностроителей и оружейников, получив положительную оценку зарубежных участников, приглашенных делегатов и гостей. Итоги подвел Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин: «Форум не только приобрел прописку в Жуковском. Он приобрел авторитет и признание». Принято решение правительства, по которому Форум «Технологии в машиностроении» будет проводиться с периодичностью раз в два года, по четным годам.
Автор: Сергей Филипенков
Первоисточник: http://www.aex.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Karavan 12 сентября 2012 09:16
    К сожалению, в нынешних условиях любую отрасль может сделать эффективной только один метод управления дающими на нее деньги чиновниками:
    1. мангуст 12 сентября 2012 11:53
      хи-хи-хи, а где бандупутинаподсуд? bully
      мангуст
  2. саша 19871987 12 сентября 2012 09:18
    шикарная статья,русский гигант встает с колен,пускай наши "доброжелатели" трепещут)
  3. ShturmKGB 12 сентября 2012 10:31
    Думаю все будет хорошо, время нужно только и, что бы каждый россиянин на своем месте способствовал этому успеху...
  4. Каа 12 сентября 2012 11:59
    Ассортимент уже радует, еще бы и вопрос количества решить
  5. Joker 12 сентября 2012 13:53
    Смотрел вчера фото с этой выставки, ничего нового там нет, все то же самое что и всегда, есть конечно свои изюминки, например как камаз Тайфун, но это все так, просто для показухи выставлено, покупать в армию как у нас повелось, это не будут. Что понравилось, так это беспилотники, характеристики не видел конечно, но внешне сделаны очень качественно, причем частниками как обычно. Обидно что ничего не покупают себе и смысл тогда в этих вставках? НАТО у своих все заукпает, США себе делает, союзники наши по цене не потянут такие новинки, если только по 10 штук продавать малыми партиями или задаром отдавать. Только душу травят.
  6. sergo0000 12 сентября 2012 16:00
    Душу травят такими статьями эт точно!
    Только вот в этом году в августе в Казани ,ни от КАПО им. Горбунова,ни от холдинга "Вертолёты РОссии",ни от ОАО"Казанский Вертолётный Завод"на выставке-авиашоу "Куркачи-2012"-ни одной новинки я так и не увидел.Одни наши ветераны сельского хозяйства АН-2,СЕСНЫ,да парочка "РОбинсонов"!Ах да,ещё планеры безмоторные!"Шикарное" шоу!Жаль нашу гражданскую авиацию.Одна надежда ,что развитие военной даст толчок к возрождению отечественому гражданскому авиапрому!Хватит уже может совещаться,может пора делом заняться.Страна советов блин!
    1. mind1954 13 сентября 2012 03:08
      Не надо печалиться, вся жизнь впереди,
      Вся жизнь впереди, надейся и жди !!!

      mind1954
  7. MI-AS-72 13 сентября 2012 06:22
    В общем-то рутинная работа по модернизации, не массовой а единичной на отдельных технологических процессах и на отдельных предприятиях нам обывателям приподносят за великие достижения, парят мозги типа за Рассею болеем и работаем денно и нощно, в это же время за большие деньги спонсируем футбольные клубы запада и всякие европейские лиги которые пользы государству и его нарду не приносят, чудны дела твои господи.
    MI-AS-72

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня