Десантные катера на воздушной подушке LCAC

22

Катера LCAC на учениях, 2011 г.

ВМС США располагают развитым десантным флотом, имеющим разные высадочные средства. Одно из основных – десантный катер на воздушной подушке LCAC, способный перевозить людей, технику вплоть до танков и различные грузы. Такие катера состоят на снабжении флота с середины восьмидесятых годов и за прошедшие десятилетия хорошо зарекомендовали себя. Однако они успели устареть морально и физически, и потому запланирована их постепенная замена.

Процессы создания


Проработка вопросов создания десантного катера на воздушной подушке стартовала в начале семидесятых по инициативе ВМС и КМП США. Силами нескольких флотских и коммерческих организаций был разработан ряд предварительных проектов подобной техники. Наилучшие результаты показал JEFF B от Bell Aerospace, сочетавший уже известные решения из готовых проектов и новые идеи.



На основе JEFF B к концу семидесятых разработали новый вариант десантного катера, после чего начался процесс строительства и испытаний опытной техники. К этому времени новый катер получил обозначение Landing Craft Air Cushion (LCAC), под которым получил широкую известность. Испытания прошли успешно и подтвердили расчетные характеристики. Катер получил рекомендацию к принятию на снабжение.

В начале восьмидесятых были улажены все технические и организационные вопросы, после чего Пентагон выдал первые контракты на производство. Начиная с 1982 г., планировалось вести строительство катеров с малыми темпами, а позже, при получении желаемых результатов, запустить полномасштабное производство.


Катер LCAC подходит к док-камере корабля USS Kearsarge (LHD-3)

Первый этап производства был поручен сразу двум подрядчикам. Компании Textron Marine & Land Systems (TMLS) и Avondale Gulfport Marine (AGM) получили отдельные заказы на 15 катеров в рамках «начального производства с малым темпом». Этот этап планировали продолжать до 1986 г., после чего ВМС собирались выбрать наиболее эффективного производителя и поручить ему следующее строительство.

Темпы производства


Закладка первых LCAC на двух судостроительных заводах состоялась в 1982 г. Уже в 1984-м катера передали заказчику. Еще через два года первое подразделение на LCAC достигло начальной оперативной готовности. Параллельно осуществлялось переоснащение других подразделений флота и подготовка к полноценному развертыванию и эксплуатации.

Первые 30 катеров были достроены и переданы заказчику в 1986-87 гг. Тогда же флот решил, что дальнейшее строительство будет осуществлять компания TMLS. Впрочем, вскоре пришлось искать нового подрядчика. Им стала верфь Lockheed Shipbuilding Company. В дальнейшем все новые катера строились силами двух предприятий, что позволило выполнить все планы в разумные сроки.

В конце восьмидесятых годов два подрядчика получили заказы на 48 серийных катеров. В дальнейшем заключались новые контракты на дополнительные партии разного объема и стоимости. В результате к середине девяностых годов общее количество строящихся и запланированных серийных LCAC достигло 91 ед. Средняя стоимость катера на тот момент достигала 27-28 млн долл.


Десантный катер поднимается в док-камеру корабля USS Portland (LSD-37) типа Anchorage

Строительство катеров LCAC было завершено в 2001 г. Почти за 20 лет производства основной заказчик в лице ВМС США получил все требуемые изделия в количестве 91 ед. Следует отметить, что количество техники в строевых частях всегда было меньше. Так, в начале двухтысячных в строю присутствовало только 72 катера. В дальнейшем их численность вновь сократилась: к концу десятых годов в строю было около полусотни катеров.

В 1994 г. компания TMLS начала производство LCAC по первому заказу Морских сил самообороны Японии. Затем последовало несколько новых контрактов, и к началу двухтысячных японский флот получил шесть катеров. Другие страны такую технику не покупали.

Технические особенности


Катер LCAC представляет собой судно на воздушной подушке общей длиной 26,4 м шириной 14,3 м. Снаряженная масса не превышает 89 т, полная с максимальной нагрузкой – до 185 т. На корпусе катера предусмотрена большая грузовая палуба, по бокам от которой находятся две надстройки с постами управления, элементами силовой установки и т.д.

LCAC в базовой конфигурации комплектовались четырьмя турбовальными двигателями Lycoming TF-40B суммарной мощностью 16 тыс.л.с. В ходе дальнейшей модернизации были внедрены современные двигатели Vericor Power Systems ETF-40B с цифровой системой управления. Мощность распределяется на четыре подъемных вентилятора и два маршевых винта в кольцевых каналах.

Нормальная нагрузка LCAC составляет 54 т, максимальная – 68 т. Это позволяет катеру перевозить до 180 солдат, один основной танк или иные грузы соответствующей массы и размеров. Максимальная скорость с нагрузкой превышает 40 узлов; технически достижима скорость более 70 узлов. Дальность плавания, в зависимости от скорости и груза, составляет 200-300 миль.


Выгрузка танка на берег

Катера оснащаются современным радиоэлектронным оборудованием навигации и связи. Экипаж из пяти человек работает в двух кабинах, эргономика которых напоминает самолеты. Для самообороны имеются две единицы ствольного вооружения – пулеметы нормального или крупного калибра либо автоматический гранатомет.

Катера на службе


В 1986 г. первое подразделение ВМС на LCAC достигло начальной готовности. В следующем году такие катера впервые подняли на борт десантного корабля USS Germantown (LSD-42) в рамках развертывания. В дальнейшем катера нового типа регулярно привлекались к различным учениям, боевым и гуманитарным операциям.

В зависимости от поставленных задач, катера LCAC могли применяться самостоятельно или вместе с десантными кораблями. Габариты и водоизмещение катера были определены с учетом возможностей и ограничений десантного флота. Их могли и могут перевозить десантные корабли-доки и более современные УДК. Так, корабли-доки старого типа Anchorage могли нести до четырех LCAC, а более крупные Whidbey Island – до 5 ед. УДК, такие как San Antonio или Wasp несут 2 или 3 катера соответственно.

Таким образом, десантные катера LCAC достаточно быстро смогли стать многочисленной, эффективной и гибкой составляющей десантных сил. В первую очередь, этому поспособствовал высокий уровень тактико-технических характеристик.


Старое и новое: катер LCAC на испытаниях ракетного комплекса NMESIS

Любопытно, что количество строевых LCAC не равнялось числу выпущенных катеров. Уже в девяностых начались процессы, сократившие возможное количество катеров в эксплуатации. Так, две единицы перевели в категорию опытовых судов для проведения различных испытаний. Еще 17 списали из-за повреждений, выработки ресурса или для разборки на запчасти. В итоге после завершения строительства серии общая численность LCAC в ВМС США составляла лишь 72 единицы.

Продление сроков


Назначенный срок службы катера LCAC изначально составлял 20 лет. В связи с этим с середины девяностых Пентагон и TLMS работали над программой продления ресурса Service-Life Extension Program (SLEP). Ее разработали и утвердили в 2000 г. – за несколько лет до предполагаемого срока списания самых старых катеров. Предложенные меры позволяли продлить срок службы катера на 10 лет.

Программа SLEP была разделена на два этапа. Первый предусматривал замену радиоэлектронного оборудования современными образцами. Эти меры были реализованы в течение нескольких первых лет и положительно повлияли на эксплуатацию катеров, в т.ч. с точки зрения стоимости. В ходе второго этапа проводится капитальный ремонт с частичной заменой и обновлением корпусных конструкций. Кроме того, катер вновь получает современное оборудование.

В десятых годах последовательно провели несколько новых проектов ремонта и модернизации. В очередной раз осовременили электронику, доработали корпус и юбку, а также обновили силовую установку. Дальнейшие модернизации уже не планируются ввиду разработки совершенно нового десантного катера.

Десантные катера на воздушной подушке LCAC
Головной катер нового типа SSC на испытаниях

Программа SLEP в целом решила свои задачи. Без нее самые старые катера LCAC пришлось бы списать в 2004-2005 гг., а после капитального ремонта они прослужили до 2015- го. Все мероприятия по обновлению наличной техники завершились в 2020 г., благодаря чему самые последние образцы смогут оставаться в строю до 2030 г.

Перспективная замена


Для поддержания десантных сил на должном уровне, в 2011 г. ВМС запустили программу Ship-to-Shore Connector (SSC), целью которой является создание современного аналога LCAC с более высокими тактико-техническими характеристиками. В 2012 г. победителем конкурсной части программы стала компания TMLS.

Проект SSC предусматривает использование отработанной архитектуры и ряда решений проекта LCAC. При этом внедрены новые материалы, компоненты и решения, благодаря чему катер имеет нормальную нагрузку 75 т и показывает более высокие ходовые характеристики. Еще одной целью проекта было упрощение и удешевление эксплуатации.

Строительство первой партии SSC началось в 2014 г., и с начала 2020-го технику передают заказчику. Строительство планируют продолжать до начала тридцатых годов; параллельно будет осуществляться списание устаревших LCAC. Всего будет построено 80 новых катеров, из них 72 предназначены для строевых частей.

Таким образом, история LCAC медленно, но верно приближается к своему завершению. Уже создан новый проект катера с повышенными характеристиками, и теперь ВМС могут планировать списание старой техники. В ближайшие годы катера двух типов будут использоваться параллельно, а к тридцатым годам заслуженные, но устаревшие LCAC окончательно уступят свое место.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    3 октября 2021 05:09
    Что всегда у американцев поражало так это масштабность! Наш "Зубр" хоть и лучше, но по количеству не сравнить...обидно, как-то.
    1. -2
      3 октября 2021 05:52
      Цитата: aleks neym_2
      Что всегда у американцев поражало так это масштабность! Наш "Зубр" хоть и лучше, но по количеству не сравнить...обидно, как-то.

      Чем лучше? Это вообще плавсредства разного класса.
      Катер на воздушной подушке (Landing Craft Air Cushion, LCAC) является высокоскоростным средством высадки десанта с больших десантных кораблей-доков.
      https://topwar.ru/27421-kater-na-vozdushnoy-podushke-lcac.html
      1. +14
        3 октября 2021 07:30
        Камрад погорячился маненько. lol
        Но, тем не менее, в ВМФ СССР были аналогичные американским LCAC (покрупнее только - 108 тонн стандартного водоизмещения и 114 тонн полного) десантные КВП проекта 1206 "Кальмар".
        И они т.ж. могли использоваться в составе БДК проекта 1174 "Носорог".
        Выход катера на воздушной подушке проекта 1206 из док-камеры советского большого десантного корабля "Иван Рогов". 1981 г.
        1. +3
          3 октября 2021 10:29
          А сейчас у нас нет связки Десантный корабль-док - ДКВП, а задачи для такой связки всегда могут найтись
          1. +3
            3 октября 2021 11:58
            Очень может быть, что в составе УДК проекта 23900 типа "Иван Рогов" будут присутствовать десантные катера на воздушной подушке "Мурена-М" проекта 12061М - фактически обновлённые "Мурена-Э" проекта 12061Э, что были построены на "Хабаровском судостроительном заводе" для ВМС Южной Кореи (на снимке ниже).
            Как будто собираются построить 8 таких катеров (по 4 штуки на каждый вертолётоносец).
        2. +2
          3 октября 2021 16:51
          В СССР много чего было. Зато у нонешних руководителей- громодье планов. И море откатов. На свой карман.
      2. +4
        3 октября 2021 10:21
        1.Десантный катер проекта 21820 "Дюгонь"
        2.Десантный катер проекта 12061"Мурена".Используется также морскими пограничниками
        1. +1
          3 октября 2021 17:49
          "Дюгонь" на воздушной каверне. Там другой способ поднятия судна над водой; это по сути выход на глиссирование на скорости при помощи образующейся под днищем воздушной каверны.
          Штука хорошая, но опосля самостоятельного выхода на сушу обратно в воду может вернуться исключительно только с посторонней помощью. lol
    2. 0
      3 октября 2021 07:29
      Наш "Зубр" хоть и лучше, но по количеству не сравнить...обидно, как-то
      Наш "Зубр"не катер, это вам ни о чем не говорит?
      Хотя по желанию большего количества я с вами согласен.
      1. +3
        3 октября 2021 10:00
        Где я сказал/написал, что ДКВП "ЗУБР" - КАТЕР? ДКВП - десантный КОРАБЛЬ на воздушной подушке - читайте внимательно и не приписывайте то чего нет...
        1. +2
          3 октября 2021 10:29
          Цитата: aleks neym_2
          Где я сказал/написал, что ДКВП "ЗУБР" - КАТЕР? ДКВП - десантный КОРАБЛЬ на воздушной подушке - читайте внимательно и не приписывайте то чего нет...

          Вы сравниваете их десантный катер с нашим ДКВП . Ещё вопросы есть?
          Пишите внимательно, чтобы нам не вчитываться hi
    3. +2
      3 октября 2021 09:24
      Цитата: aleks neym_2
      Что всегда у американцев поражало так это масштабность! Наш "Зубр" хоть и лучше, но по количеству не сравнить...обидно, как-то.

      ======
      Не надо расстраиваться! Просто доктрины - разные: у США морская пехота - это один из основных родов войск (причем - самостоятельный!). Общая численность КМП - превышает 200 тыс.чел., или почти 14% от общей численности вооруженных сил !). А у нас МП - входит, как составляющая в состав ВМФ, ее роль, задачи и численность гораздо скромнее: от 12.5 до 35 тыс. чел (по разным источникам), что составляет всего 1.3-3.5% от численности СВ РФ. Отсюда и гораздо более скромные потребности в десантно-высадочных средствах! Так, что все естественно! hi
      1. +1
        3 октября 2021 10:08
        Я соглашаюсь с вами: какие задачи, то и такие средства - лишнего не надо...(Может в Чёрное Море загнать атомный авианосец? с юмором!)
        1. 0
          3 октября 2021 13:25
          Цитата: aleks neym_2
          Может в Чёрное Море загнать атомный авианосец? с юмором!

          =========
          "Залететь то может"...... Но ЧТО после этого от него останется? Ну разве что зона радиоактивного заражения?! request
          1. +2
            3 октября 2021 14:00
            Та свой-же, и он уже стоит: как Гитлер (если я не ошибаюсь) сказал - КРЫМ ЭТО НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ АВИАНОСЕЦ! Служил в ПВО - с Ай -Петри далеко видать, а всё Чёрное Море как на ладони + средиземка с Израелем и Суэцем...а ядерных, в моё время, и в Балаклаве хватало...
            1. +1
              3 октября 2021 19:58
              Цитата: aleks neym_2
              как Гитлер (если я не ошибаюсь) сказал - КРЫМ ЭТО НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ АВИАНОСЕЦ!

              ========
              good Никогда не слышал, чтобы гитлер такое говорил, но сути это не меняет! Есть у меня друг (очень не глупый человек, кстати!), которому ну никак не могу втолковать "азбучную" истину: "кто контролирует Крым - тот контролирует ВСЁ Черное Море"! Он считает, что при наличии МБР и КР "Калибр" - Крым потерял свое стратегическое значение, и никак не может понять, что БРК "Бастион" и ОТРК "Искандер" - из Крыма "дотягиваются" до ЛЮБОГО натовского порта, не говоря уже о Босфоре! А С-400 в купе с упомянутыми "Бастионами" и "Искандерами", позволяет держать под прицелом ВСЁ что плавает и летает в/над этой акваторией! Про то, что Бельбек, вместе с самолетами находится почти посредине этой акватории, так и вообще уже не говорю....hi
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. 0
                    4 октября 2021 15:11
                    Дело в то: Ялта, надувной матрас, лёгкий вечерний бриз... и он через три дня в Турции! Нет ничего хорошего, как промывка мозгов (при наличии) с помощью путешествия в гордом одиночестве по морю-окияну: в борьбе за жизнь все дурные мысли куда-то деваются...
      2. +4
        3 октября 2021 10:31
        Это скорее недоработка нашей доктрины. У нас Камчатка, Чукотка и почти все побережье Охотского моря по факту острова, а еще Сахалин и Курильские острова
        1. +3
          3 октября 2021 11:12
          Именно. Многие считают, что средства высадки десанта нужно только для наступательных операций. Хотя на самом деле те же десантные катера/корабли на воздушной подушке здорово помогу в переброске подкреплений для защиты отдаленных областей Дальнего Востока. Причем с возможностью высаживать десант на неподготовленный берег.
          1. +1
            3 октября 2021 11:35
            Цитата: Товарищ И
            Хотя на самом деле те же десантные катера/корабли на воздушной подушке здорово помогу в переброске подкреплений для защиты отдаленных областей Дальнего Востока

            Хотя были и у нас десантные операции огромных масштабов(тот же Крым в ВОВ) ,казалось бы, кому как ни нам это понимать
  2. -2
    3 октября 2021 13:18
    Вся эта американская красота пригодна только для высадки на райских пляжах.Про Дальный Восток не знаю,а в Европейской части России это Тамань до Геленджика,Восточный Крым,побережье Азовского моря,Калининградская область,Ленинградская обл,П ов Рыбачий и Архангельская обл.Но туда ещё дойти надо,и организовать снабжение десантов,чтоб не получилось как в Дюнкерке и унас как с десантом на м Пикшуев.
  3. 0
    3 октября 2021 17:43
    В ходе второго этапа проводится капитальный ремонт с частичной заменой и обновлением корпусных конструкций. Кроме того, катер вновь получает современное оборудование.


    Наверное, движки получились очень удачными, раз ни американцы, ни японцы - не жаловались и не пытались их сменить радикально. Поменяли только то что устаревает вследствие естественного течения прогресса и износа.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»