Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. 150-миллиметровая самоходная гаубица "Хуммель" ("Шмель")

24
15 cm Panzer-Haubitzer 18/1 auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/"Hummel"

Конструктивно самоходная гаубица аналогична самоходной противотанковой пушке "Насхорн", однако в боевой рубке вместо 88-миллиметровой противотанковой пушки на станке смонтирована качающаяся часть полевой 150-миллиметровой гаубицы "18/40" имеющей длину ствола 30 кал. Гаубица могла стрелять осколочно-фугасными снарядами массой 43,5 килограмм на дальность 13,3 тыс. м. Поскольку использовали выстрелы раздельного заряжения, ее скорострельность была относительно низкой. Угол вертикального наведения составлял 42 градуса, а горизонтального – 30 градусов. Чтобы уменьшить силу отдачи на часть гаубиц установили дульные тормоза. Для управления огнем применялись прицелы, которые обычно применялись в полевой артиллерии, поскольку самоходная гаубица в основном использовалась в качестве орудия полевой артиллерии и стояла на вооружении танковых дивизий в артиллерийских полках. Самоходная гаубица производилась серийно. Всего в период с 1943 по 1944 год было изготовлено более 700 самоходок "Шмель".

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. 150-миллиметровая самоходная гаубица "Хуммель" ("Шмель")
Прототип с дульным тормозом


"Хуммель" была последней тяжелой артиллерийской самоходной установкой, разработанной компанией "Алкетт", и установленной на спец. шасси GW III/IV.

Двигатель, как и в случае с САУ "Насхорн", располагался впереди, что дало возможность уменьшить высоту боевого отделения. Орудийный ствол находился на высоте 2300 мм, что было неплохим показателем для машин данного типа.

Фирма "Дойче Эйзенверке" в период с 1943 по 1945 г. выпустила 666 ед. этого эффективного и чрезвычайно мощного оружия, которое было предназначено для комплектации танковых батальонов в танковых дивизиях. Самоходкой могли уничтожаться любые цели в связи с чем спрос на самоходную гаубицу, как на средство огневой поддержки, был очень высоким. Но промышленность не могла в полном объеме удовлетворить запросы армии, и эти самоходки поступали на вооружение только в элитные части.

Орудия прототипов были оснащены дульными тормозами, однако серийные машины их не имели – о себе давала знать нехватка стали высокого качества. Кроме того, выпуск дульных тормозов требовал дополнительных ресурсов и времени, которых не было. Не конвейерная сборка также давала о себе знать.

Однако Шпеер не конвейерную сборку бронетехники представлял, как добродетель, говоря о том, что "германская промышленность не приемлет американский и российский конвейерный метод, а полагается в основном на квалифицированный немецкий труд".

Хотя именно неимение больших предприятий стало причиной того, что германская промышленность не выдержала соревнование с танкостроением антифашистского блока. Серийная броня немецкого производства делилась на несколько групп по марке стали и толщине. Наряду с гетерогенной броней все-таки больше выпускалось гомогенной. Бронелисты по технологии производства разделялись на броню с поверхностной закалкой и равномерно закаленные. После потери Никопольского бассейна в Германию уменьшились поступление марганца. Никель доставляли только с севера Финляндии.




Постоянный недостаток легирующих сталей причиной того, что резко ухудшилось качество серийной брони. Лобовые листы корпуса "Королевского тигра" или "Пантеры" зачастую попросту раскалывались при попадании советских 100-миллиметровых или 122-миллиметровых бронебойных снарядов. Устранить данный недостаток пытались навешиванием защитных экранов, увеличением углов наклона и толщины бронелистов. Из броневых марок сталей имеющих пониженную легируемость так и не нашли конструктивного материала удовлетворительной снарядостойкости.

Боекомплект самоходной гаубицы ограничивался 18 выстрелами, размещавшимися в боевом отделении в боеукладках. Поэтому приходилось использовать подвозчики боеприпасов, которые являлись теми же САУ, однако, не имеющими вооружения. Четыре самоходные гаубицы обслуживались примерно одним транспортером боеприпасов, однако этого было явно недостаточно. На производство значительно большего количества вспомогательных машин шасси танков попросту не хватало.

Самоходную установку "Хуммель" никогда не использовали как штурмовое орудие. Для этого самоходка должна была войти в состав артиллерийских частей, которые располагали оборудованием для управления огнем. В танковых подразделениях в данной поддержке необходимость отсутствовала, однако там самоходка становилась дополнительным огневым средством, способным вести огонь прямой наводкой по целям, которые были видны наводчику. Несмотря на то, что "Шмель" в этой роли себя отлично показал, его использование в данной роли было равносильно стрельбе по воробьям из пушки. Но Восточный фронт в 1943 году являлся таким театром военных действий, где в расчет в первую очередь бралась огневая мощь.

Название самоходки – "Хуммель" – было безобидным и нейтральным, но 27.02.1944 Гитлер приказом по немецкой армии запретил использовать для обозначения машины это слово.





В войсках первые САУ появились в мае 1943 г., а их боевое крещение прошло под Курском летом того же года. Сначала самоходки поступили на вооружение войск СС, а потом и вермахта. В немецких войсках по состоянию на 10 апреля 1945 г. имелось 168 машинами данного типа.

По ходу производства в машину вносились незначительные изменения, связанные в основном с выработкой задела одних комплектующих или началом производства новых. Машины условно можно разделить на САУ раннего и позднего выпусков. Анализ фотографий самоходных гаубиц «Хуммель» позволяет установить следующий внешние различия:

Самоходные гаубицы раннего выпуска
- ленивцы от PzKpfw IV модификации D;
- выхлопные трубы укладываются над ленивцем только на одном надгусеничном крыле;
- на лобовой бронеплите укреплено по одному опорному запасному катку;
- по фаре Bosh установлено на каждом предкрылке;
- ведущие колеса такие же как на танках PzKpfw III модификации E;
- поддерживающие ролики гусеницы обрезинены, аналогичны роликам танка PzKpfw IV модификации D;
- вентиляционные решетки двигателя в левом и правом броневых листах рубки;
- над ленивцами откидные предкрылки.

Самоходные гаубицы позднего выпуска
- ленивцы используемые на PzKpfw IV модификации F;
- выхлопные трубы уложены с обоих бортов на надгусеничных крыльях;
- пара запасных опорных катков размещены на кормовом броневом листе;
- на переднем левом предкрылке установлена одна фара Bosh;
- ведущие колеса аналогичны колесами танков PzKpfw III модификации J;
- поддерживающие стальные ролики аналогичны роликам танков PzKpfw IV модификации H;
- вентиляционные решетки двигателей прикрывают бронещитки;
- над ленивцами не установлены откидные предкрылки.

Развертывание самоходных артиллерийских установок «Hummel» и организация подразделений, в которых на САУ «Hummel» стоит на вооружении.

Организацию артиллерийских полков панцердивизий регламентировали штатным расписанием Kriegsstarkenachweisung (KStN 431), оснащение артиллерийских полков регламентировало штатное расписание Kriegsausrustungsnchweisung (KAN 431), два расписания было утверждено 16.01.1943; 01.06.1944 утвердили новый штат — KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung). Один из 3-х мотопехотных батальонов в соответствии с расписанием KStN 431 (в большинстве случаев первый) перевооружался САУ. Две из трёх батареи артполка танковой дивизии получали самоходные установки «Wespe»; каждая батарея насчитывала шесть самоходок и 1–2 транспортёр боеприпасов Munitionstrager.




Третья батарея получала 6 самоходок «Hummel» и 2 машины Munitionstrager созданные на базе данной машины. Штаб батареи на вооружении имел две машины Panzer-Beobachlungwagen (артиллерийский корректировщик) созданных на базе PzKpfw II иPzKpfw III. Артиллерийские батареи панцергренадёрских отдельных дивизий в конце войны тоже получили САУ «Wespe» и «Hummel» на вооружение. Впервые самоходки «Hummel» были использованы летом 1943 г. под Курском, в конце 1943 года «Хуммели» использовались на всех участках фронта. Новые САУ в 1943 году продемонстрировали высокую боевую эффективность и надёжность.

Маркировка и камуфляж

В первые месяцы 1943 года постепенно вновь построенную бронетехнику Германии начали окрашивать в новый тёмно-желтый базовый цвет – Dunkelgelb. В тот же цвет окрашивались "Hummel",однако существуют фотографии самоходных артиллерийских установок «Wespe» и «Hummel» из девятой панцердивизии СС, где видно, что самоходки окрашены в серый базовый цвет, по которому нанесены зеленой краской пятна.

Так как самоходки «Hummel» были предназначены для ведения огня из закрытых позиций, которые расположены в нескольких тысячах метров от передовой, не было острой необходимости в изощрённом камуфляже. Большинство снимков показывает, что САУ окрашены в базовый цвет Dunkelgelb (тёмно-желтый), поверх которого при помощи распылителя красками RAL6013 (зелёной) и RAL8017 (коричневой) нанесены пятна. В зимний период самоходки полностью окрашивались в белый цвет. Новые камуфляжные окраски наносились во второй половине 1944 года. В отдельных случаях в 1945 году камуфляж наносился на заводе, и не только с использованием краскопульта, но и кистью. Установить точную окраску по чёрно-белым фотографиям времен Второй мировой войны практически невозможно.

Общим для всех самоходных установок «Hummel» было место нанесения креста – опознавательного знака — на борту рубки приблизительно на один метр за вентиляционными решетками двигателя.

Вместо трёхзначных номеров, используемых на танках, на бортах самоходок были нанесены буквы от «A» до «F» как это принято в артиллерийских подразделениях, также встречались машины с литерами «G», «О» и «R». В большинстве случаев буквы были нанесены на лобовые и кормовые броневые листы рубок. «Танковые» трёхзначные номера крайне редко встречались на самоходках «Hummel», в частности, так маркировались САУ артиллерийского полка второй танковой дивизии SS «Das Reich» и сто шестнадцатого артиллерийского полка пятой танковой дивизии (Pz.Ar.R. 116). Существует фотография самоходки имеющей номер «158» входящей в состав пятой панцердивизии. Номер расшифровывается как первая рота, пятый взвод, восьмая машина. Однако, «танковые» номера на самоходках артиллерийских полков оставались большой редкостью.

Под идентификационными буквами наносился регистрационный номер (такой как TZ-04), в некоторых случаях номер был написан на переднем левом предкрылке.

Литерой «А» обозначался номер в батарее.

Во второй половине Второй мировой войны дивизионные эмблемы на германскую бронетехнику наносились крайне редко, и «Hummel» исключения здесь не представляют. Экипажи писали собственные имена установок на стволах орудий от руки. Обычно самоходки называли именами жён, любимых девушек или известных деятелей.

Уцелевшие самоходки «Hummel»

Сегодня в мире насчитывается 5 уцелевших самоходных артиллерийских установок «Hummel». Возможно, ещё несколько САУ данного типа находится в Сирии.

Тактико-технические характеристики 150- миллиметровой самоходной гаубицы "Хуммель" ("Шмель"):
Модель – "Hummel";
Войсковой индекс – Sd.Kfz.165;
Производитель – "Deutsche Eisenwerke";
Шасси – GW III/IV;
Боевая масса – 23,5 т;
Экипаж – 6 человек;
Скорость по шоссе – 45 км/ч;
Скорость по проселку – 28 км/ч;
Запас хода на шоссе – 21 км;
Запас хода на местности – 140 км;
Емкость бензобака – 218 л;
Длина – 7170 мм;
Ширина – 2950 мм;
Высота – 2850 мм;
Клиренс – 400 мм;
Ширина гусеницы – 400 мм;
Двигатель – "Maybach" HL120TRM;
Мощность – 300 л.с.;
Орудие – sPH 18(M);
Калибр – 150 мм;
Длина ствола – 29,5 калибров;
Начальная скорость снаряда – 595 м/с;
Боекомплект – 18 выстрелов;
Дополнительное вооружение – MG-42;
Бронирование –20-30 мм.



Наводчик САУ "Хуммель"


Немецкая САУ «Хуммель» 13-го артиллерийского полка 13-й танковой дивизии, уничтоженная советскими войсками в Венгрии. Броня вокруг бовеого отделения сорвана взрывом, часть ее лежит около машины


Немецкая 150-мм САУ «Хуммель» на базе «универсального» шасси GW III\IV, уничтоженная взрывом боекомплекта после попадания подкалиберного 57-мм снаряда. Номер советской трофейной команды «273»






24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 сентября 2012 10:10
    Однако Шпеер не конвейерную сборку бронетехники представлял, как добродетель, говоря о том, что "германская промышленность не приемлет американский и российский конвейерный метод, а полагается в основном на квалифицированный немецкий труд".

    Как говорится, без комментариев.
    1. Прохор
      +14
      12 сентября 2012 10:22
      Комментарии - на стене Рейхстага!
  2. Skavron
    0
    12 сентября 2012 10:19
    Пожалуй, лечшая немецкая самоходнвя гаубица
  3. valiant
    +1
    12 сентября 2012 10:29
    Добавлю свои пять копеек по теме:
    1. SdKfz 165 Хуммель из 9-й танковой СС дивизии Гогенштауфен

    2. САУ «Веспе» и «Хуммель» (на заднем плане), уничтоженные войсками 1-го БФ близ Бранденбурга
  4. sergey05
    +3
    12 сентября 2012 10:29
    Хорошая статья и хорошая самаходка. Жаль у нас не было аналога. Для критиков су152 - штурмовое орудие.
    1. 0
      12 сентября 2012 11:18
      Критики найдутса,есть сдесь такие оригиналы.
      1. Skavron
        0
        12 сентября 2012 11:32
        Дык, а что критиковать-то? Хуммель чистая гаубица для стрельбы с закрытых позиций, 152 - более универсальная самоходка, но менее "заточенная" как гаубица.
        1. +2
          12 сентября 2012 11:44
          Есть тут оригиналы считающие что СССР подобные сау были не по карману,личный состав ркка был безграматным и не смог бы освоить такую тяжолую технику,так же не хватило бы снарядов для их снабжения и логистики.Повторюсь это мнение не мое.
          Я считаю что можно было бы сократить число Т-34 ради получения в состав танковых и механизированных частей самоходные гаубицы.
          1. Skavron
            +1
            12 сентября 2012 11:58
            ну просто изначально упор делался на буксируемую артиллерию, кстати весьма качественную.
            1. +3
              12 сентября 2012 14:02
              Изначально упор делался на количестве танков, в ущерб всему основному.
              1000танков - это звучит грозно, а 1000- грузовиков (тягачей, другой техники в том числе и артиллерии) не звучит. А насколько хватит 1000 танков без "поддержки"? 41 год это показал, правда и в 45 работали в основном танками.
          2. Прохор
            +3
            12 сентября 2012 11:59
            Я считаю что можно было бы сократить число Т-34 ради получения в состав танковых и механизированных частей самоходные гаубицы.
            И сократить тем самым потери тех-же Т-34, уничтожая противотанковую артиллерию с помощью самоходных гаубиц.
          3. Братец Сарыч
            +1
            12 сентября 2012 17:20
            Очень может быть! Не со всеми задачами способен танк справиться, а мощная поддержка была просто необходима...
      2. 0
        12 сентября 2012 11:38
        Kars,аватарка на ремонте? wink laughing
        1. 0
          12 сентября 2012 11:40
          Цитата: datur
          аватарка на ремонте?

          Не понял.Вроде на месте.
      3. Kibb
        +1
        12 сентября 2012 11:50
        О, третья серия- я лутше почитаю, нервы не железные
        1. +2
          12 сентября 2012 12:03
          зато по ходу последняя.17cm K72 на самоходной базе в серию так и не дали.
          Хоть может про американские Прист,Горилла и Кинг-Конг статьи сделают.


          А так согласно элементарной матиматике Хуммелям вообще было не жить.Наша МЛ-20 обладала большей дальнобойностью ,ан нет воевали и так что у немцев за них(САУ)чуть ли не драка была.Наводит на мысли?

          Кстате я там фото с М-30 на базе французкого Лорена в составе бронепоезда закинул.
          1. +2
            12 сентября 2012 20:24
            Интересное фото нашол,жаль сопроводиловки нет
  5. +1
    12 сентября 2012 11:24
    шикарная самоходка,шикарная статья
  6. AlexMH
    +3
    12 сентября 2012 12:06
    Cамоходка хорошая, у немцев вообще была хорошая артиллерия - современная, точная, с системами управления огня, звукометрией и прочим....Но сама идея, заложенная в немецкие машины такого типа, порочна. Шла гигантских масштабов война, нужны были десятки тысяч танков, сотни тысяч орудий - простых, технологичных, массовых. А немцы упорно разрабатывали специализированные машины на самых разных шасси, выпускали их в нескольких сотнях экземпляров, отнимая мощности у танков, которых им тоже не хватало. Такая концепция подошла бы для небольших войн или для мирного времени, когда качество важнее количества. В условиях тотальной войны такая стратегия - непозволительная роскошь. Например, у СССР за войну было в серийном производстве фактически 3 танковых шасси (т-70, Т-34 и КВ-ИС) и от силы 6 типов самоходок на них. Да, нам не хватало артиллерийских и зенитных САУ, зато количество! Читаешь любую книгу о немецкой бронетехнике - десятки шасси,немецких, французских, чешских, трофейных, и еще больше машин на их базе- штурмовые, артиллерийские, противотанковые, зенитные, ремонтные, транспортеры и так далее. Ну и как, помогло?:)
    1. +1
      12 сентября 2012 12:23
      Цитата: AlexMH
      и еще больше машин на их базе- штурмовые, артиллерийские, противотанковые, зенитные, ремонтные, транспортеры и так далее. Ну и как, помогло?:)



      Ну учитывая что Германия по сути воевала против большей части мира с такими гигантами как СССР США Англия которые не ощущали недостатка в ресурсах особенно США то помогло.С нашей стратегией вполне возможно они проиграли бы раньше и СССР не потяряло бы 96.5 тыс. танков и сау Уничтоженными.73.3 % от общего числа и 427 % к численности парка на 22.06.1941
      при этом германия сохранила на апрель 1945
    2. Братец Сарыч
      0
      12 сентября 2012 17:23
      А что толку-то в количестве? У немцев ситуация была вынужденная - что было, то и в бой бросали...
      А специализированные машины просто необходимы...
  7. borisst64
    0
    12 сентября 2012 12:47
    Вопрос по наличию дульного тормоза еще раз подтверждает сложность и важность этой детали артсистем. Последние российские орудия оснащены новым дульным тормозом, смотрится непривычно, но заявлено о хороших характеристиках.
    1. Прохор
      0
      12 сентября 2012 13:12
      Я, если честно, не понимаю отсутствие дульных тормозов у танковых пушек, для которых важен каждый сантиметр отката!
      Обычно говорят о том, что они создают большую запылённость перед танком, мне подобный аргумент кажется слабым. Вот для секторов БПС, пожалуй, проблемы будут....
  8. AlexMH
    0
    12 сентября 2012 13:43
    Предполагается, что дульный тормоз увеличивает дерганье ствола, чем снижает точность стрельбы и ухудшает условия работы стабилизатора. Кроме того, он демаскирует танк при стрельбе за счет пылевого облака, ухудшает условия работы наводчика из-за того же облака, увеличивает габариты и так очень длинной пушки, может нанести урон своей пехоте, если она рядом. Но на артСАУ дульный тормоз более чем оправдан, если, конечно, она не ведет огонь прямой наводкой, что крайне нежелательно:)
  9. +1
    12 сентября 2012 15:11
    Интересно из воспоминаний Грабина о возможностях Ф-34. Я больше нигде не слышал (не читал) о использовании Т-34 как дивизионных орудий, типа "самоходка".

    Из танка появился уставший Огурцов. Николай Семенович был счастлив: его теория блестяще подтвердилась, танковые пушки Ф-34 при нужде могут с успехом заменить дивизионную артиллерию. Кстати, во время войны был случай, когда генерал Огурцов использовал пушки средних танков Т-34 - наши Ф-34 - для ведения артиллерийского огня по дальним целям с закрытых позиций, то есть в роли дивизионных пушек. Результаты стрельбы были эффективными. Подобное использование танковой артиллерии могло бы иметь более широкое распространение при лучшей теоретической и практической подготовке танкистов к ведению такой стрельбы. Особенно это важно было в начале войны, когда в армии остро ощущался недостаток дивизионных пушек. Автор: Грабин Василий Гаврилович - Книга: "Оружие победы" - Страница 98
    1. Братец Сарыч
      0
      12 сентября 2012 17:24
      Тоже запомнилось - только не от особо большого ума это! Использовать дорогие танки в качестве дешевых дивизионных пушек!
      1. Емеля
        +2
        12 сентября 2012 19:54
        Т-34 вряд ли ресурс своих пушек израсходовать успевали. А при наличии возможности - отчего бы и не использовать?
    2. Емеля
      +1
      12 сентября 2012 19:51
      ключевые слова
      Цитата: igordok
      при лучшей теоретической и практической подготовке танкистов к ведению такой стрельбы
      1. +1
        12 сентября 2012 19:57
        О да.танкистам это очень надо.особенно с углом возвышения в +25 градусов.Да еще и 76,2 мм ОФС с массой ВВ в 800 грамм.прямой новодкой это куда не шло,а при стрельбе по площадям это немного странновато.
        Взять ту же М-30 122 мм масса ВВ 3.8 кг.
        1. Емеля
          +2
          12 сентября 2012 20:15
          "...в роли дивизионных пушек..." - а дивизионными тогда были 76,2мм ЗиС-3, угол возвышения которых, кстати, на первых модификациях составлял 27 гр.
          1. 0
            12 сентября 2012 20:23
            Цитата: Емеля
            "...в роли дивизионных пушек..." - а дивизионными тогда были 76,2мм ЗиС-3

            Вот это то и плохо,что такие были дивизионками.Потому то и шли наши танки на неподавленные пт позиции немцев.
            а насчет угла возвышения--то до ЗИС-3 и когда это кутаков пишет их не было(начало войны упоминаетса) были Ф-22 с большим углом возвышения вплоть до 75 градусов,но только толка особого не было с унитарным снарядом.
            1. Прохор
              0
              13 сентября 2012 08:35
              Да, к сожалению, в начале войны сильно сказались стереотипы предыдущих Первой мировой и Гражданской, где кроме трёхдюймовок ничего толком и не было.
              В Афгане и Чечне действовали, соответственно, по канонам Великой Отечественной. Хождение по граблям - у нас в крови, хорошо хоть перестраиваться быстро не разучились! wink
    3. 0
      13 сентября 2012 17:37
      Читал что американские танкисты перед атакой отстреливали один боекомплект в рамках общей артподготовки. Стреляли по сути наугад, в общем направлении, но за счет массовости полезный эффект имел место.
  10. Братец Сарыч
    0
    12 сентября 2012 17:25
    Остается только радоваться, что не было больших серий у немцев!
  11. 0
    12 сентября 2012 21:15
    Хорошая САУ. Достаточно мобильная и мощная.
  12. 0
    22 октября 2012 16:22


    World of Tanks