Клиперы Российского императорского флота

21
Клиперы Российского императорского флота

Шёл 1855 год и было решено строить в Архангельске паровые корабли для защиты Русского Севера:

«С получением … теоретического чертежа, для построения здесь шести клиперов, разбивка на плазе сделана, лекала приготовлены, кили и штевни связаны и для наборных членов леса выправлены. Для закладки клиперов в Большом адмиралтействе, на трех некрытых и одном крытом эллинге стапель-блоки положены, а также старые два эллинга в Среднем адмиралтействе исправны и в них стапель-блоки также на местах; теперь оканчиваются работаю спусковые фундаменты, но самую постройку клиперов за неполучением практических чертежей требуется приостановить. Уведомляя об этом Кораблестроительный департамент, прошу поспешить присылкою сюда практических чертежей означенных клиперов или корветов и чертежа вооружения их.»

Проблем было много, в первую очередь с паровыми машинами, но их решили, и в январе 1855 года шесть кораблей («Разбойник», «Опричник», «Стрелок», «Пластун», «Наездник» и «Джигит») были заложены в Архангельском Адмиралтействе. Кораблики вышли неплохие:



«…клипер обладает всеми качествами отличного мореходного судна. Остойчивость и плавучесть его поразительны: крен при свежем ветре и полных парусах до 4 ? градуса; при большом океанском волнении не было толчка ни в нос, ни в корму … Ход полным ветром удовлетворителен: при риф-марсельном ветре клипер бежал по 11 1/2 узла; в бейдевинд же должно ожидать лучшего … Поворот через фордевинд хорош и покоен, оверштаг же затруднителен и не всегда верен. Недостаток этот положительно можно отнести к парусам … Полагаю паруса решительно переправить и сделать фоковый марсель и брам-сель, они дали бы возможность всегда быть уверенными в поворотах оверштаг, а увеличивши этим площадь парусов прибавили бы ход в бейдевинд…»

Но на Крымскую войну они не успели, и было решено использовать их на Дальнем Востоке. Решение единственно разумное – в Европе большая война в ближайшее время стала невозможной, а готовить кадры для нового парового флота было необходимо. И лучше готовить их в дальних плаваниях и в обстановке, близкой к боевой. Хотя сначала была Балтика, куда новопостроенные парусно-винтовые корабли отправились сразу же после постройки. А уже оттуда, с 1857 по 1859 годы, они уходили на Дальний Восток. Корабли производили впечатление:

«Во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов … Образование носовых линий превосходное, корветы и клиперы свободно разрезают воду, не претерпевают ударов в носовую часть и на волнение всходят легко. «Джигит», имея два паровых котла, никогда не уступал в ходу прочим судам отряда с тремя котлами, между тем топлива брал на семь дней, когда прочие клиперы имеют его не более чем на четыре или пять дней. При 24 фунтах пара (1,68 атмосферы) ход был шесть узлов (11,1 км/ч), а при 45 (3,15 атмосферы) доходил до восьми - девяти (14,8-16,7 км/ч). Большая часть перехода осуществлялась под парусами. Так, у «Джигита» в 321-суточном плавании от Кронштадта до залива де Кастри из 190 ходовых суток лишь 15 суток 9 часов приходилось на долю машины, работавшей преимущественно в штиль и маловетрие.»

Но жизнь их оказалась короткой и довольно трагичной. Из шести кораблей погибло два – «Пластун» на Балтике в 1860 году от взрыва крюйт-камеры, а «Опричник» в Индийском океане просто пропал, версий много, но истина ушла на дно вместе с кораблём. Остальная четверка вернулась уже в другой Кронштадт и в состав другого Балтийского флота, флота парового и броненосного, где клиперам этого типа места не было. Да и денег на ремонт после труднейшей службы и похода не было, у флота в приоритете были мониторы для обороны Петербурга. В итоге в 1866 году совсем молодые корабли сданы порту, а с 1867 их начали исключать. Один разобрали, два стали мишенями для мин и снарядов, единственный «Стрелок» стал блокшивом и протянул в этом качестве до 1878 года.

Корабли ушли, но начало новому классу кораблей нашего флота было положено.

Вторая серия



Вторая серия парусно-винтовых клиперов оказалась счастливее, может – потому как была «иностранцами» по постройке, да строилась-проектировалась неспешно и не во время войны, а может – потому как опыт эксплуатации судов данного класса уже поднакопился...

«Гайдамак», построенный в Англии в 1860 году, сразу же отправился на Дальний Восток под командованием лейтенанта Пещурова.

«4 сентября 1860 г. в Нартфлитском адмиралтействе в присутствии графа Путятина спущен на воду заказанный русским правительством винтовой клипер «Гайдамак» в 1000 тонн и машиной 250 сил.»

Путь был непростым: Бразилия – Батавия – Гонконг – Шанхай, а дальше была служба. Исследование залива Петра Великого и открытие бухты Гайдамак, исследование бухты Находка, поход на Сахалин, где в Дуэ, при погрузке угля, клипер оказался на мели. Корабль хотели списать, но в итоге спасли и служба продолжилась.

Походы в Китай, в Сиам, на Филиппины, на клипере служил будущий писатель Станюкович. Тихоокеанская экспедиция Попова в США для поддержки Севера против Юга (фактически против Англии).

«В случае появления в порту какого-либо корсара, снаряжённого возмутившимися штатами, старший из присутствующих в порту командиров делает сигнал прочим судам «приготовиться к бою и развести пары». Если же ворвавшийся в порт корсар прямо начнёт неприятельские действия, то старший из командиров тотчас должен дать сигнал прочим судам «сняться с якоря по способности» и возмутителя общественного спокойствия атаковать.»

Клипер прошёл множество миль и множество стран, домой же «гайдамаки» вернулись только в 1864 году. Вернулся для ремонта и обучения, дабы в 1869 году снова уйти на Дальний Восток. Второй поход был гораздо скучнее и спокойнее, три года клипер использовали по сути как транспорт.

Был ещё и третий поход, и исследования в Приполярье, и новая экспедиция в США, и включение в состав эскадры Лесовского в 1880 году. Спустя пять лет один из самых знаменитых русских кораблей 19 века списали.

Второй клипер «Абрек», построенный в Финляндии, во многом повторил судьбу «Гайдамака», за исключением финала. После расформирования эскадры Лесовского клипер остался на Дальнем Востоке, охранял котиковые промыслы, потом служил блокшивом во Владивостоке. Косвенно блокшив поучаствовал и в Русско-Японской войне, служа судном-отопителем для отряда подводных лодок. Разобрали блокшив только в 1908 году.

«Всадник», под командованием капитан-лейтенанта Бирилева, оказался менее счастливым, начав службу с посадки на мель ещё во время испытаний на Балтике. В 1866 году он тоже отправился на Дальний Восток, где служил на Сахалине. Второй поход – исследование побережья Чукотки и Вторая американская экспедиция. Списан в 1881 году на Балтике.

Третья серия


«Камушки» («Жемчуг», «Алмаз», «Изумруд», «Яхонт») были построены в России в 1860-63 годах. Ещё чуть больше водоизмещение, выше скорость под парами (13 узлов), выше дальность и современнее вооружение. Судьба их тоже была типичной для кораблей того времени – походы на Дальний Восток сменялись на учения и ремонты на Балтике, дабы снова отправиться на Дальний Восток. Знаменитым стал клипер «Изумруд», участвовавший в экспедиции Миклухо-Маклая. Корабли даже после многолетней службы были надёжными.

«Клипер совершенно цел, течи не имеет, ни один болт у него не подался, ни один паз не разошелся; после Кронштадта он ни разу не конопачен; до сих пор не имеет не только повреждений каких-нибудь серьезных, но на нем даже ни одного лисельного рейка не сломалось… Прекрасный чертеж и хорошая и добросовестная постройка его, само собой, играют тут первую роль.»

Но их время прошло, а тратить деньги на модернизацию и перевооружение деревянных крейсеров никто не стал. Несмотря на добротность постройки и надёжность механизмов, в море уже царили совсем другие корабли.

Четвертая серия


Спустя десять лет после камушков началась постройка клиперов второго поколения – типа «Крейсер». Для своего класса они были совершенством, лишний раз доказав пользу серийной постройки и плавного развития типа корабля от типа к типу, но они опоздали. Вины конструкторов в этом нет: на момент начала постройки «Крейсера» такие корабли были ещё актуальны, к моменту достройки «Опричника», в 1881 году – уже устарели. В ту эпоху, когда корабли устаревали ещё на стапелях, нормальный, в принципе, результат, тем более пользу флоту они принесли, а два из них поучаствовали в русско-японской войне, на ролях, конечно, третьестепенных, но всё-таки в качестве именно боевых кораблей.

«Длина клипера по грузовой ватерлинии составляла 63,25 м, ширина 10,1 м, осадка носом 4,1 м, кормой 4,4 м. Водоизмещение 1334 т. Машина мощностью 250/1500 (номинальных/индикаторных) л. с. Максимальная скорость под парами достигала 12 узлов. На полном ходу при запасе угля 200–220 т клипер мог пройти до 1600 миль. Парусное вооружение клипера по типу барка (с «сухой», то есть без реев, бизань-мачтой). Вес рангоута около 55 т, площадь парусов 1230 кв. м.»

Они уже задумывались стальными, но в итоге такими стали только три – дорого и коррозия, с которой ещё эффективно бороться не умели, а корабли эти крейсера, предназначенные для дальних походов и службы там, где нормальных баз нет и не предвидится. В итоге же – после походов на Дальний Восток корабли эти становились учебными, хотя свою страницу в истории флота они написали яркими красками. Например, «Разбойник» совершил две кругосветки, участвовал в основании Анадыря, посещал Англию... «Наездник» ходил на родину данного класса кораблей – Русский Север, где боролся с браконьерами и исследовал местные воды. Те же задачи были и у «Вестника» в 1893 году.

К 1904 году в Порт-Артуре находились два клипера – «Джигит» и «Разбойник», в ранге учебных судов. По понятным причинам яркой страницы давно устаревшие клиперы, переименованные на страх врагам, в крейсера второго ранга не внесли, но их моряки и пушки сражались на суше, а сами корпуса затопили при сдаче крепости.

Остальные же по-тихому списывали, дольше всех прослужил головной «Крейсер», в качестве транспорта «Волхов», а потом блокшива он дотянул до 1925 года. Остальные ушли раньше, как и та эпоха, которая породила парусно-винтовые корабли.

След в истории


За сравнительно малые средства Россия, в самый тяжёлый момент своей морской истории 19 века, получила паровые океанские корабли, которые и подготовили моряков нового поколения. Была отработана серийная постройка с улучшениями одного типа корабля, появилась практика океанских походов и целые поколения моряков, которые были в море дома. Клиперы внесли вклад что военный (сдерживание Англии угрозой крейсерской войны), что научный – изучение побережья России. Самый удачный тип кораблей того времени по соотношению цена-качество и самый, наверное, полезный как по результатам, так и по пройденным милям. Особо радует то, что за исключением одного – все они продукция русских верфей. Увы, отработать преемственность типов крейсеров нового поколения уже не вышло, что и обернулось для России тем, чем обернулось.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    5 октября 2021 05:35
    в январе 1855 года шесть кораблей («Разбойник», «Опричник», «Стрелок», «Пластун», «Наездник» и «Джигит») были заложены в Архангельском Адмиралтействе.

    Потом два из них, спустя полвека погибнут а Порт-Артуре.
    1. +8
      5 октября 2021 07:16
      Вы внимательно прочитали статью? в Порт-Артуре погибнут корабли четвертой серии к кораблям заложенным в Архангельском Адмиралтействе отношения не имеющие, у нас и сейчас боевые корабли по полста лет не служат, что уж говорить о деревянных клиперах 19ого века.
  2. +13
    5 октября 2021 07:00
    Спасибо за рассказ!Касаемо гибели «Пластуна» - и сегодня в деле «Пластуна» гораздо больше вопросов, чем ответов…Получив доклад от начальника отряда о произошедшей трагедии, генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич утвердил особую комиссию по расследованию причин катастрофы клипера. Председателем ее был определен член Адмиралтейств— совета герой Севастопольской обороны вице-адмирал Панфилов. Следственной комиссии было поручено:
    «1. Рассмотреть рапорт начальника отряда о гибели клипера и все следующие к нему приложения.
    2. По содержанию имеющихся в виду сведений разъяснить и привести в точность все подробности, сопровождавшие гибель клипера „Пластун“ и спасение оставшихся в живых.
    3. Обратить строгое внимание на причины, по коим мог последовать взрыв в крюйт-камере клипера, и привести предмет сей чрез обследование в совершенную, по мере возможности, ясность.
    4. Постановить о вышеизложенном свое мнение.
    5. Следственное дело и мнение препроводить в управление флота генерал-аудитора».
    Пороховой взрыв крюйт-камеры «Пластуна» произошел в 5 часов 8 минут пополудни 18 августа во время следования под парусами в точке с координатами: широта 57 градусов 45 минут, долгота 20 градусов 5 минут. После взрыва клипер продержался на воде не более трех минут и пошел ко дну. При взрыве погибли: командир клипера барон Дистерло, старший офицер лейтенант Розенберг, лейтенант Гаврилов, мичман Леман, прапорщики корпуса флотских штурманов Евдокимов и Кочетов, вольный механик Гельм и 68 нижних чинов. Для оказания помощи погибавшим немедленно были спущены три катера, вельбот и шлюпка-четверка, которыми были спасены: лейтенант Литке, мичманы Кноринг и Березин, младший врач Иогансон и 30 человек матросов. Пятеро спасенных имели серьезные ожоги и ушибы, вследствие чего один из матросов вскоре умер.
    1. +15
      5 октября 2021 07:01
      В своих ответах на задаваемые председателем комиссии вопросы командир отряда кораблей показал следующее: во время встречи с «Пластуном» в Шербуре он осмотрел клипер, найдя его в состоянии, «способном удовлетворить самое взыскательное самолюбие». После осмотра Попов приказал лейтенанту Дистерло передать на другие корветы большую часть пороха, который там был на исходе. После передачи, по докладу командира «Пластуна», на клипере осталось лишь шесть пудов пороха. Во время стоянки в Копенгагене Попов произвел «Пластуну» артиллерийский смотр, пригласив на него для учебы всех офицеров с обоих корветов. Этот двухчасовой смотр также показал хорошее содержание материальной части на «Пластуне» и высокую выучку команды. Однако ряд замечаний командира отряда был довольно серьезным. В крюйт-камере отсутствовали пампуши (специальные тапки, которые положено надевать, находясь в крюйт-камере, во избежание высекания искры). По докладу командира клипера, старые пампуши износились. В углу крюйт-камеры была обнаружена связка боевых ракет, которые должны были храниться в специальных чемоданных ящиках далеко от пороха. Кроме этого на полу в крюйт-камере была обнаружена пороховая пыль. Пампуши Попов велел пошить, ракеты убрать, а пол в крюйт-камере вымыть. Самого командира «Пластуна» лейтенанта Дистерло Попов охарактеризовал как службиста и педанта, у которого понятия об уставе были таковы, что он требовал исполнения не только его смысла, но и буквы. «Я никогда не желал бы иметь лучшего товарища!» — заявил Попов. Впрочем, все понимали, что ничего другого сказать о командире клипера он в данной ситуации просто не мог, ибо самолично выдвинул его на командирскую должность в ходе плавания, а потому все претензии к покойному командиру клипера автоматически обращались претензиями к живому командиру отряда.
      1. +14
        5 октября 2021 07:03
        Оставшийся в живых лейтенант Литке показал, что он сменил барона Кноринга в четыре часа утра, менее чем за десять минут до взрыва. По заступлении он получил доклад, что старший офицер находится в крюйт-камере и наблюдает за проводимыми там работами.
        Артиллерийский кондуктор Федоров, которого тоже удалось спасти, рассказал, что он участвовал вместе с другими матросами в переноске ящиков из крюйт-камеры в кают-компанию. Закончив работать, он пошел спросить, не нужно ли еще чего-нибудь перенести, и на входе в крюйт-камеру встретил содержателя крюйт-камеры кондуктора Савельева. Тот сказал Федорову, что больше ничего не нужно и что он сам идет доложить ревизору о наведенном в крюйт-камере порядке. Едва Федоров спустился в машинное отделение, как раздался взрыв. Поэтому Федоров полагает, что в момент взрыва в крюйт-камере мог находиться только один Савельев.Внезапно особое внимание следователей привлекла фраза унтер-офицера Федорова о давнем конфликте между кондуктором Савельевым и бывшим в ту пору еще старшим офицером лейтенантом Дистерло. Дело было еще во время стоянки клипера в Хакодате. Тогда Дистерло распорядился положить ракеты и гранаты в крюйт-камеру, Савельев воспротивился этому, сказав, что там хранить боеприпасы неположено. На что Дистерло топнул ногой и крикнул: «Пошел прочь!» При этом Федоров добавил, что так, впрочем, Дистерло поступал всегда, когда выслушивал доклады своих матросов.
        Кроме этого в ходе дальнейшего опроса было выявлено, что на борту «Пластуна» находилось гораздо больше пороха, чем те шесть пудов, о которых доложил командиру отряда лейтенант Дистерло. По свидетельству матроса Килека, во время пребывания в Николаевске на борт клипера дополнительно доставили четыре бочонка пороха, которые так и остались стоять в проходе крюйт-камеры. Это же подтвердили и другие матросы из числа спасенных.
        1. +14
          5 октября 2021 07:04
          Характер взрыва и матросы, и офицеры описывали по-разному, Одним он показался как очень сильный выстрел, другим же — как протяжный шум, третьим — просто оглушительный треск. Матрос Алексеев, кого взрыв застал подле фок-мачты, вообще охарактеризовал его как некий пронзительный визг. Юнга Миртов рассказал, что ему показалось, будто перед самым выстрелом начали лопаться ударные трубки. Такую же мысль высказал и лейтенант Литке, который выдвинул версию, что в процессе передвижения ящиков в крюйт-камере матросы могли случайно надавить ящиком на одну из трубок, а та могла лопнуть и воспламенить рассыпанный по палубе порох, затем последовали детонация и взрыв.
          Чтобы разобраться до конца с версией Литке, комиссия была вынуждена провести несколько экспериментов. Однако после их проведения общее мнение всех сходилось на том, что подобный ход событий слишком маловероятен и почти невозможен, ибо случайно раздавить трубку ящиком было просто нереально.
          Именно тогда впервые возникло предположение о возможности преднамеренного подрыва корабля. При последующем опросе все члены экипажа «Пластуна», кроме одного, отвергли такую возможность. Этим одним был унтер-офицер Федоров. Он сказал, что после долгих раздумий пришел к выводу, что взрыв стал следствием умышленных действий содержателя крюйт-камеры кондуктора Савельева. По словам Федорова, Савельев был очень озлоблен на командира. Обращение с командой со стороны командования клипера было вообще весьма плохим, но особенно доставалось именно Савельеву. Его буквально ненавидели и командир, и старший офицер. Дело доходило до того, что оба его даже часто били.
          1. +14
            5 октября 2021 07:05
            Сразу 18 человек показало, что командир со старшим офицером ежедневно били Савельева по лицу, ставили на ванты, сажали на бак, пороли линьками. Боцман Ларионов признал, что по приказанию командира он самолично не один раз бил содержателя крюйт-камеры линьками.
            Впрочем, о всех иных офицерах, кроме командира и старшего офицера, матросы отзывались только положительно.
            На этом комиссия свою работу и завершила. Дело о гибели клипера грозило перерасти в дело о порядках, царивших на кораблях российского флота и об унизительном и бесправном положении матросов. Подобное же разбирательство уже выходило за рамки компетенции комиссии. Думается, что и особого желания заниматься этой темой не было ни у членов комиссии, ни у ее председателя вице-адмирала Панфилова. В «Заключительном мнении», поданном генерал-адмиралу, комиссия констатировала примерный ход событий. Отметила возможность версии с раздавленными ударными трубками. Что касается версии сознательного подрыва крюйт-камеры кондуктором Савельевым, то комиссия записала по этому поводу следующее: «Савельев был человек ленивый, беспечный и не совсем трезвый. Строгость же командира и старшего офицера нередко доходила до того, что, кроме телесных наказаний, ставили его на ванты, привязывали к бушприту и били по лицу, так что редкий день мог пройти ему без обиды. Понятно, что такая жизнь в продолжении трех лет могла довести человека до отчаяния; перед самым же взрывом старший офицер приказал ему идти на бак для наказания по окончании работ. Савельев же с некоторого времени предавался излишнему употреблению вина и, как должно полагать, в утешение от испытываемого им взыскания в этот день также выпил двойную порцию рому; и хотя после этого прошло уже пять часов, но, работая в душной и тесной крюйт-камере, доведенный побоями и угрозами до крайности, он, под влиянием предстоявшего наказания, мог, при своей бесхарактерности и малодушии, в минуту досады решиться положить всему конец — лишить себя жизни вместе со всеми сослуживцами на клипере. Нельзя, однако же, не заметить, что большинство сослуживцев его отвергает возможность этого умысла, предполагаемого только кондуктором Федоровым».
            Так как пункт о кондукторе Савельеве был последним, следовательно, комиссия ненавязчиво давала понять, что она склоняется именно к версии об умышленном подрыве «Пластуна».
            1. +14
              5 октября 2021 07:06
              Закончив работу, комиссия вице-адмирала Панфилова передала все материалы в Морской генерал-аудиториат (прообраз нынешней военной прокуратуры). Там, внимательно изучив бумаги, поставили вопрос: не мог ли взрыв быть вызван какими-либо конструктивными недостатками самой крюйт-камеры. Изучение этого вопроса было поручено известному мореплавателю контр-адмиралу Унковскому. Им были изучены крюйт-камеры однотипных с «Пластуном» клиперов и допрошен строитель «Пластуна» штабс-капитан Василевский. Однако никаких серьезных недостатков в конструкции клиперной крюйт-камеры выявлено не было. Зато обнаружилось, что истинное положение дел на «Пластуне» весьма отличалось от представленного. Вопреки требованиям Морского устава осматривать командиром и старшим офицером крюйт-камеры один раз в четыре месяца и каждый раз после сильной качки, на «Пластуне» они осматривались раз в год, никто не инструктировал и не проверял матросов, привлекаемых для работы в крюйт-камере, отсутствовали периодические проверки безопасности фонарей, вспомнили и про злосчастные пампуши. Кроме того, вскрылся факт, что в крюйт-камере «Пластуна» вообще хранилось черт знает что: не только ракеты с гранатами, но и закупленные бобы для камбуза. Во время одного из штормов они так завалили входную дверь, что ее потом долго не могли открыть. Удивило аудиторов и полное незнание спасшимися офицерами состояния корабельной артиллерии, в то время как вахтенные начальники должны были владеть этим вопросом.
              Генерал-аудиториат в целом полностью согласился с выводами комиссии, признав, что и он склоняется к версии об умышленном взрыве клипера кондуктором Савельевым, хотя при отсутствии должного контроля за содержанием крюйт-камеры корабля со стороны командования там могло произойти что угодно. Из-за отсутствия конкретных фактов в отношении содержателя крюйт-камеры было определено: «При отсутствии всякого подозрения Савельева в умышленном взрыве и при отсутствии какого-либо указания на подобное намерение со стороны его, Морской генерал-аудиториат, имея в виду, что не только участь подсудимого, но и память умершего человека должны быть дороги для судящих, положил: устранить всякое подозрение на погибшего кондуктора Савельева в учинении умышленного взрыва». В конце концов генерал-аудиториат пришел к выводу, что «обнаруженные из следственного дела упущения и противозаконные действия должны быть отнесены единственно к вине командовавшего клипером и старшего офицеров — лейтенантов барона Дистерло и Розенберга, за что и следовало бы, по важности оных, предать их военному суду, но, за смертию обоих, заключение делаться не будет».
              1. +15
                5 октября 2021 07:08
                В заключительном акте значилось:
                «1. Гибель клипера „Пластун“ отнести к несчастию по неосторожности, вследствие бывшего на нем беспорядка по содержанию артиллерийской части.
                2. Так как виновные в этих беспорядках погибли при последовавшем взрыве, то настоящее следственное дело оставить без дальнейших последствий, а убытки по стоимости клипера и всего бывшего на нем и у нижних чинов казенного имущества, равно издержки, употребленные при обследовании дела, принять на счет казны.
                3. Спасшимся с клипера „Пластун“ офицерам, медику и нижним чинам, как ни в чем не причастным к гибели клипера, выдать не в зачет… офицерам полугодовые, а нижним чинам годовые оклады жалованья и сверх того выдать нижним чинам обмундирование, какое кому следовать будет».

                Просмотрев представленные ему бумаги, Александр Второй поверх заключительного акта начертал: «Быть посему». Больше никто и никогда расследованием случившегося на «Пластуне» не занимался.
                Шигин Владимир Виленович "Паруса, разорванные в клочья. Неизвестные катастрофы русского парусного флота в XVIII–XIX вв"
                1. +8
                  5 октября 2021 08:40
                  Спасибо за столь подробный рассказ о "Пластуне". Можно было бы и отдельной статьёй оформить. С уважением! hi
  3. +8
    5 октября 2021 08:31
    По поводу гибели "Опричника", была интересная статья в "Техника Молодежи" в конце 80х, выдвигалась версия "пологой волны" ударившей в корму клипера, из-за чего он и затонул.
  4. +10
    5 октября 2021 08:56
    Деревянные паровые крейсерские суда 50 - 60 годов XIX века - вот свежая и очень интересная тема для сайтовских авторов-маринистов, которые никак не могут оторваться от своего бесконечного цусимского "повидла".
    Ведь только парусно-винтовых клиперов в Российском императорском флоте было 21.
    Что касается деления на "серии" и "типы" - это сегодняшние условности, принятые для удобства описания. Современниками они так не классифицировались.

    1. Клипера 1-й серии (Архангельские). 2. Клипера 2-й серии. 3. "Гайдамак" 4. Клипера 3-й серии.
    5. Клипера 4-й серии. 6. "Забияка".
    В итоге в 1866 году совсем молодые корабли сданы порту, а с 1867 их начали исключать. Один разобрали, два стали мишенями для мин и снарядов

    2 июля 1869 года корпус клипера "Джигит" без мачт и бушприта, с демонтированной кормовой рубкой и со снятым винтом был затоплен артиллерийским огнём во время маневров на Транзундском рейде.
    В настоящее время полностью сохранившийся корпус корабля находится на глубине около 13 метров. С большой долей вероятности можно предположить, что сохранилась и паровая машина с котлами. Подъем корабля для последующей реставрации не представляет особых затруднений при нынешней судоподъемной технике.
    1. +7
      5 октября 2021 09:24

      Так сегодня выглядит ровесник "Джигита", датский парусно-винтовой деревянный фрегат "Юлланд".
  5. BAI
    +6
    5 октября 2021 09:43
    Что-то скорость не впечатляет: 12-13 узлов.
    Смотрим клиппер "Катти Сарк" 1869 г постройки. Скорость - 21 узел. Принял участие во Второй мировой. Под парусами ушел от немецкой подводной лодки. Жив до сих пор, в качестве музея.
    1. BAI
      +4
      5 октября 2021 09:53
      А это он в море.
    2. +9
      5 октября 2021 10:53
      Катти Сарк исключение из правил, те же американские "супер фрегаты", выдавали не более 9 узлов при оптимальных условиях, средняя же скорость и вовсе была в пределах 6,5 узлов. Так что вполне нормальная скорость под парами. А вот с сохранением кораблей в качестве музеев, это да, наша беда. Сколько кораблей ушло на "иголки", это ведь не только возможные музеи, это может быть и выбор жизненного пути тысяч пацанов при посещении таких музеев. Был в Новороссийске на Кутузове, у взрослого дух захватывает от такой махины, а представьте мальчишек!
    3. +8
      5 октября 2021 11:24
      "Катти Сарк" изначально строили для гонок за чаем, а не для войны.
    4. 0
      5 октября 2021 15:53
      То, что он развил когда-то такую скорость, еще не значит, что она такой всегда была.
      Да и парусное вооружение стоит посмотреть. Машины нет, винта нет. Груз возил легкий.
    5. 0
      5 октября 2021 15:54
      Да и сожгли его выше ВЛ. В 2006 или 2007 году. Не успел тогда посмотреть его.
    6. 0
      6 октября 2021 18:27
      Так "Катти Сарк" действительно клипер с, можно сказать, венцом парусного вооружения. "Виджхаммер". А русские клипера таковые только по названию. Первая серия вообще были гафельными шхунами, потом их переделали в барки. С точки зрения управления эта схема самая простая, но ждать о нее суперскорости не приходится.
  6. 0
    5 октября 2021 15:32
    Очень интересно, но катастрофически мало иллюстраций...