Военное обозрение

Очевидный интерес и отсутствие конкурентов. Возможная поставка Ка-52К в Китай

36

Ка-52К в экспозиции "Армии-2015". Фото Wikimedia Commons


Россию и Китай связывают длительные и взаимовыгодные отношения в военно-технической сфере. В ближайшее время они могут продолжиться благодаря появлению очередного контракта. На этот раз речь идет о возможных поставках десятков ударных вертолетов Ка-52К «Катран». С их помощью ВМС НОАК смогут закрыть одну из важнейших ниш в морской авиации.

По данным прессы…


В сентябре 2017 г. российский завод «Прогресс» (г. Арсеньев) впервые посетила официальная делегация из Китая. Представители министерства обороны и внешнеполитического ведомства ознакомились с производственными площадками и продукцией предприятия. Особый интерес военных и дипломатов вызвал корабельный вертолет «Катран» – на тот момент новейшая модификация Ка-52 «Аллигатор».

Впрочем, тот визит не имел никаких реальных последствий. Интерес китайских военных не привел к началу переговоров или появлению контрактов на поставку техники. Более того, на протяжении нескольких следующих лет НОАК и Ка-52К в новостях вместе не упоминались. Многообещающие сообщения появились лишь несколько недель назад.


Характерной чертой "Картана" является складная несущая система. Фото "Вертолеты России"

16 сентября российское интернет-издание Avia.pro без ссылки на какие-либо источники сообщило, что «Китай анонсировал масштабную закупку российских вертолетов Ка-52К». Отмечается, что российскими «Катранами» заинтересовались военно-морские силы НОАК. Они наблюдали за боевым применением Ка-52, а также изучили особые возможности его корабельной версии. Также китайская делегация посещала завод-изготовитель и изучила Ка-52К.

Утверждается, что теперь вероятно появление контракта на поставку не менее 36 российских вертолетов. Такая техника должна будет войти в авиационные группы новейших универсальных десантных кораблей типа «075».

Китайские потребности


21 сентября новость о возможном появлении контракта развило китайское издание South China Morning Star. Оно приводит комментарии специалистов в военной области, в т.ч. неназванного источника, близкого к вооруженным силам. В целом они положительно оценивают и сам вертолет Ка-52К, и его возможные поставки.

Эксперты рассказали SCMP, что новые УДК «Тип 075» нуждаются в тяжелом ударном вертолете, и флот ищет подходящие машины этого класса. Достаточно давно ВМС НОАК начали изучать возможность закупки российской техники. Если заказ на Ка-52К появится, то страны в очередной раз расширят свое военно-техническое сотрудничество.


Складное крыло и пусковая установка с ракетами. Фото Vitalykuzmin.net

Специалисты напомнили, что Ка-52К является первым российским ударным вертолетом со складными лопастями несущей системы и крылом – это позволяет экономить место на корабле-носителе, в т.ч. на УДК «Тип 075». Вертолет защищен от морской воды и коррозии, а также имеет взлетную массу на 1,4 т больше, чем у базового Ка-52. Кроме того, «Катран» является единственной машиной своего класса, оснащенной катапультным креслом.

Неназванный источник, близкий к НОАК, подтвердил, что флот нуждается в тяжелом ударном вертолете палубного базирования. При этом, по его словам, китайская промышленность пока не может предложить технику этого класса, соответствующий требованиям нового УДК. В такой ситуации остается надеяться только на иностранного производителя.

Источник считает, что контракт на «Катраны» будет выгоден обеим сторонам. Россия получит деньги для развития своей оборонной промышленности, а Китай приобретет нужную технику. Последняя позволит НОАК ускорить перевооружение и выиграть время.

Благодаря Ка-52К или другим аналогичным вертолетам УДК «075» станут полноценными боевыми единицами с самыми широкими возможностями. Такие корабли помогут ВМС решать поставленные военно-политические задачи на всех стратегических направлениях.


Ка-52К во время испытаний на "Адмирале Кузнецове". Фото "Вертолеты России"

Любопытно, что контракт на вертолеты Ка-52К может стать третьим по стоимости в истории российско-китайского военно-технического сотрудничества. Согласно SCMP и другим изданиям, стоимость такого соглашения будет не меньше 720 млн долл. США. Пекин платил больше только за зенитные системы С-400 и истребители Су-35.

Два вертолета


Появится ли российско-китайский контракт, пока до конца не ясно. Однако интерес к вертолету Ка-52К со стороны очередного зарубежного флота вполне понятен и даже ожидаем. «Катран» отличается высокими характеристиками и широкими возможностями, а кроме того имеет минимум зарубежных конкурентов в своей области.

Ка-52К представляет собой доработанный вариант «Аллигатора» с рядом нововведений, необходимых для эксплуатации на корабле. Используются складные элементы несущей системы и крыла, применена антикоррозионная обработка агрегатов, скорректирован набор приборов и т.д. Два двигателя мощностью по 2400 л.с. обеспечивают высокие летные характеристики. Максимальная скорость достигает 300 км/ч, практическая дальность – 460 км.

Вертолет имеет развитый прицельно-навигационный комплекс на основе РЛС «Арбалет». При взлетной массе ок. 12 т машина несет 2 т вооружений. Имеется встроенная 30-мм пушка и четыре узла внешней подвески. Как и «Аллигатор», палубный «Катран» может нести управляемые и неуправляемые ракеты разных типов. В зависимости от типа вооружений, вертолет поражает цели на дальностях до 8-10 км, что позволяет выполнять удары из-за пределов зоны поражения ПВО противника.


Штатный Ка-27 авиагруппы и испытываемый Ка-52К. Фото "Вертолеты России"

Среди всех китайских разработок наиболее близким к Ка-52К по характеристикам является ударный вертолет Changhe Z-10. Он поступил на вооружение армейской авиации около 10 лет назад и активно эксплуатируется до сих пор. Вероятно, имеется принципиальная возможность создания палубной модификации, но о таком проекте ничего не известно.

По летным и боевым качествам Z-10 заметно проигрывает российскому «Катрану». Его максимальная взлетная масса составляет всего 7 т, а боевая нагрузка не превышает 1,5 т. Совместимые управляемые ракеты, в лучшем случае, не превосходят аналогичные российские образцы. Из-за большей тягооворуженности и запаса топлива Ка-52К превосходит китайскую машину в летно-технических характеристиках.

Очевидный интерес


Строя новые десантные корабли, ВМС НОАК столкнулись с трудностями в области палубной авиации. Из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый заключается в разработке совершенно нового палубного вертолета, характеристики которого соответствуют потребностям и требованиям УДК «Тип 075». Такие меры позволят поддержать собственную промышленность и защитить флот от негативных факторов, связанных с импортом. Однако они требуют времени и денег.

Более быстрым и, вероятно, дешевым является второй выход – закупка готового зарубежного образца, соответствующего имеющимся требованиям. Такой сценарий имеет свои преимущества и вполне реален. Китай не стесняется обращаться за помощью к третьим странам, если такое сотрудничество необходимо сейчас или даст положительные результаты в будущем.


"Катран" в полете. Фото "Вертолеты России"

На международном рынке присутствует целый ряд боевых вертолетов с разными характеристиками. Однако именно российский Ка-52К выгодно выделяется на фоне конкурентов за счет высокого уровня характеристик и набора особенностей, нужных для эксплуатации на кораблях. В целом, именно «Катран» является самым лучшим выбором на рынке.

В ожидании контрактов


С момента своего появления палубный Ка-52К регулярно участвовал в выставках и неизменно привлекал внимание зарубежных военных. По следам этих событий несколько раз появлялись сообщения о возможном появлении экспортных контрактов. Впрочем, пока имеется только один заказ. Стартовым иностранным покупателем «Катранов» стал Египет, планирующий сформировать боеспособную авиагруппу для своих УДК типа Mistral.

Вторым заказчиком может стать Китай – если, конечно, последние новости не являются обычными слухами и соответствуют действительности. Ясно, что китайский заказ принесет нашей промышленности значительную прибыль. Кроме того, он положительно повлияет на репутацию «Катрана» на международном рынке. Зарубежным странам покажут, что такая техника представляет интерес даже для современной и развитой армии в лице НОАК. Впрочем, о получении всех желаемых результатов можно будет говорить только после подписания контракта.
Автор:
36 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Серёга64
    Серёга64 4 октября 2021 07:13
    -1
    Кроме того, он положительно повлияет на репутацию «Катрана» на международном рынке.

    И это главное
    1. knn54
      knn54 4 октября 2021 08:17
      +3
      КРУГЛОСУТОЧНЫЙ вертолет-наличие двух пилотов позволяет более эффективное ведение боя в ночное время.
      1. Серёга64
        Серёга64 4 октября 2021 08:23
        -1
        Цитата: knn54
        вертолет-наличие двух пилотов позволяет более эффективное ведение боя в ночное время.

        Да и в дневное
        Нагрузка на одного пилота падает в 2 раза, а это увеличивает его эффективность (вертолёта)
    2. arkadiyssk
      arkadiyssk 4 октября 2021 11:12
      +4
      Это не главное, а самое загадочное. Репутацией Катрана мы могли спокойно заниматься уже 6 лет - просто поставив их Египту для Мистралей. Что вообще за мутная история с этим контрактом? Это же ненормально, когда по подписанному контракту ничего не происходит столько лет, причем сухопутную версию они купили. Не так красив в реальности Катран, как рисуют его в подобных статьях? Или просто сама концепция "ударный вертолет на УДК" бредовая и пропаганидируемая только нами?
      1. Серёга64
        Серёга64 4 октября 2021 11:17
        -3
        Цитата: arkadiyssk
        , а самое загадочное.

        Да никто и никогда тайны внешней политики не расскажет
        Если только сейчас начали рассекречивать газеты 45 года
      2. dauria
        dauria 4 октября 2021 12:43
        +2
        Или просто сама концепция "ударный вертолет на УДК" бредовая


        Кто его знает....Может и так . Американцы отдали предпочтение транспортным. И даже не вертолётам, а конвертопланам - фактически самолётам СВВП. А авиационную поддержку возложили на настоящую авиацию . Палубную и сухопутную при расширении плацдарма. Им такие вертолёты точно не нужны- толку как с козла молока. "Но вреда однако тоже никакого". Получается оружие бедных на авианосцы стран при захвате ещё более бедных.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 4 октября 2021 12:53
          +7
          Как бы нет. В КМП 141 ударных Bell AH-1Z Viper

      3. kova1967
        kova1967 5 октября 2021 16:50
        0
        Я думаю так что корабельная версия несёт меньше боевой нагрузки и меньший радиус применения. Это так-же как на морской авиации.Так-же авионика для экспортного варианта отличается очень сильно от оригинала.Правда с Мистралями эти корабли строялись для наших вертолётов и эксплуатировать на них другие очень проблемотично.
  2. evgen1221
    evgen1221 4 октября 2021 07:17
    0
    Продать всё-что пока еще чтото стоит.
  3. Пленник
    Пленник 4 октября 2021 07:48
    -3
    ХоШЬ как хоШЬ, а к будущим австралийским подлодкам подготовиться надо.
    1. Bez 310
      Bez 310 4 октября 2021 07:57
      +6
      Цитата: Пленник
      к будущим австралийским подлодкам подготовиться надо

      И как Ка-52К поможет в этом деле?
      1. arkadiyssk
        arkadiyssk 4 октября 2021 11:06
        +1
        Вот именно, для подлодок они готовят Z-20, клон американского UH-60.
  4. Vdi73
    Vdi73 4 октября 2021 07:58
    +10
    36 машин,35 в строй,одну на разбор для клонирования.
    1. Сибиряк 66
      Сибиряк 66 4 октября 2021 08:56
      +5
      Видимо количество машин оговаривается как минимальная цена за клонирование)
      1. Foxmara
        Foxmara 4 октября 2021 19:53
        0
        Так он оно так.. но будет как с самолётами. Движок не копируется.. а свой работает в разы меньше. Что хошь, то и делай
    2. bandabas
      bandabas 4 октября 2021 12:09
      +4
      Так на просто склонируют. Еще сделают модернизацию. По электронике- 100%.
  5. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 4 октября 2021 08:41
    +4
    взлетная масса больше, мощность двигательной установки больше, а агрегаты трансмиссии те же? это особенность эксплуатации палубного вертолета, когда большие потолки особо не требуются, а вот избыточная мощность для полетов в тропиках желательна (с учетом снижения располагаемой)? Взлетная около 12 тонн, вероятно, для вариантов вооружения с противокорабельными ракетами. Также определённым приемуществом является бортовая рлс вертолета, которая позволяет дополнить или заменить ка-31 (к тому же и огрызнуться может). Ещё интересно как изменится его нормальная взлетная масса с учётом того, что сухая масса возросла или какую достаточную массу (меньшую нормальной) , установят по опыту эксплуатации.
  6. Per se.
    Per se. 4 октября 2021 08:42
    +8
    Зарубежным странам покажут, что такая техника представляет интерес даже для современной и развитой армии в лице НОАК.
    Заполучив Ка-52К, армия НОАК станет ещё более развитой и современной. Пора бы уже понять, что Китай не будет сотнями закупать наши вертолёты, а традиционно скопирует всю схему или основные технические решения. Торгаши рулят, маму родную готовы продать, естественно, под самыми благими предлогами прибыли. Вот, только, китайцы нам же после и составят конкуренцию своими клонами. Распродают советские наработки, торопятся, новое не сильно в буржуинстве создаётся, а старое может актуальность потерять. Ладно бы уже свою армию насытили, и имели более новый вариант, так нет. Давние слова из песни явно не про нынешних господ.
    Время подвигов пламенных не уйдёт в забытьё!
    Жизнью честной и праведной славим время своё!
    Есть традиция добрая в комсомольской семье:
    Раньше думай о Родине, а потом о себе.
    1. moreman78
      moreman78 4 октября 2021 08:55
      +4
      Цитата: Per se.
      Зарубежным странам покажут, что такая техника представляет интерес даже для современной и развитой армии в лице НОАК.
      Заполучив Ка-52К, армия НОАК станет ещё более развитой и современной. Пора бы уже понять, что Китай не будет сотнями закупать наши вертолёты, а традиционно скопирует всю схему или основные технические решения. Торгаши рулят, маму родную готовы продать, естественно, под самыми благими предлогами прибыли. Вот, только, китайцы нам же после и составят конкуренцию своими клонами. Распродают советские наработки, торопятся, новое не сильно в буржуинстве создаётся, а старое может актуальность потерять. Ладно бы уже свою армию насытили, и имели более новый вариант, так нет. Давние слова из песни явно не про нынешних господ.
      Время подвигов пламенных не уйдёт в забытьё!
      Жизнью честной и праведной славим время своё!
      Есть традиция добрая в комсомольской семье:
      Раньше думай о Родине, а потом о себе.

      Для торгашей закон один - БАБЛО ПРЯМО СЕЙЧАС, а дальше хоть трава не расти...
    2. faiver
      faiver 5 октября 2021 08:11
      0
      много китайцы наших Ка-27 и их производных накопировали?
      1. Per se.
        Per se. 5 октября 2021 09:27
        +2
        Цитата: faiver
        много китайцы наших Ка-27 и их производных накопировали?
        Видно патриота от продаж... Много чего китайцы накопировали от России, но непосредственно от Ка-27, вот это.

        Китайские разработчики представили разведывательный беспилотный вертолет соосной схемы TD-220, появление которого во многом предопределило появление у Китая Ка-27. Это только начало.
        Заполучив Ка-52К, возможности создания полноценного вертолёта соосной схемы у Китая, без сомнения, увеличатся.
        Не надо забывать, что в своё время даже разбитый американский "Сейбр" из Кореи, или не взорвавшаяся ракета воздух-воздух с тепловой головкой наведения из Вьетнама, давали доступ к технологиям и созданию аналогичного оружия. Сейчас наши торгаши сами всё продают, такие нюансы им не понять, да им это и не надо, главное, сиюминутная прибыль.
        1. faiver
          faiver 5 октября 2021 10:35
          0
          так это совместная разработка с камовцами, как и Z-10
  7. prior
    prior 4 октября 2021 10:52
    +5
    Покупай лучшее; копируй лучшее; продавай лучшее, но дешевле.
    В этом весь Китай.
    1. Zufei
      Zufei 4 октября 2021 11:14
      +1
      Купят из лучшего, то, что им позволят купить. Или Ка-52
  8. avp5777
    avp5777 4 октября 2021 11:54
    -1
    У Китая с собственными вертолетами как везде: совсем никак.
    Разрабатывать еще не умеют, то, что им сделали на стороне, до сих пор до конца не понимают, как работает.

    Но и закупать полностью на стороне тоже логично не хотят: требуют полную документацию и специалистов на период полного собственного освоения производства.

    А 90-е и нулевые уже прошли, беда.
    1. bandabas
      bandabas 4 октября 2021 12:13
      +4
      Когда то у них и тайконавтов не было. А, сейчас глобальные планы по космосу. Потому что с "рогозиными" и прочими "сердюковыми" там быстро разбираются.
  9. bk0010
    bk0010 4 октября 2021 12:13
    +2
    Странно, что китайцы решили сдирать Ка-52К, а не какой-нибудь Super Stallion: Ка-52К ударный, его в противолодочный переделать сложно будет.
  10. sen
    sen 4 октября 2021 12:31
    +1
    Никак на Тайвань десант готовят.
  11. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 4 октября 2021 15:12
    +1
    Что значит скопируют?
    Это что, штаны распороть и заново сшить?
    Так и там ещё и материальчик соответствовать должен, и ниточки, да и строчку ровную суметь...
    А тут технически сложное изделие.
    Китайцы что, не знают как вертолет летает, знают.
    Однако свой сделать не смогли. Почему вы думаете, что смогут повторить наш?
    Просто померят линейкой и выстругают из полена?
    Редуктор например, он ничуть не проще того же движка, даже наш Миль и то проблемки имеет. Тут технологии, то бишь умение надобно. И с движками у них тоже пока не всё получается, и это только пара проблем навскидку, а сколько там таких ноухау....

    И кстати про тайконавтов, в девяностые на Китай много наших работало, много чему их научили, некоторые даже сели потом....
  12. ё-моё
    ё-моё 4 октября 2021 15:46
    +3
    А через полгода, после поставки установочной партии, появится "китайский" аналогичный. Какой-нибудь "шунь вын фунь - покоритель дракона" ... .
  13. Klingon
    Klingon 4 октября 2021 20:20
    0
    Цитата: bandabas
    Так на просто склонируют. Еще сделают модернизацию. По электронике- 100%.

    Почему до сих пор сами не слепили ни одного соосного вертолёта? Думаю с простого копирования без передачи технологий толку мало будет
  14. Klingon
    Klingon 4 октября 2021 20:26
    0
    Я не пойму этих китайцев, зачем им понадобилось Ка-52К? Есть же у них DJI, вот пусть наклепает им складные пилотируемые версии своих Квадкоптеров, для УДК , и будет какой-нибудь Ди Джи Ай Мэвик УДК Про ( это если с противокорабельной ракетой) ну или версия Мини , который был бы только с пушкой wassat
  15. 75Сергей
    75Сергей 5 октября 2021 08:25
    +1
    Ну с один десяток машин Китай пожалуй купит, а дальше сам.
  16. kova1967
    kova1967 5 октября 2021 16:59
    +2
    А не будет как всегда? Китай купит пару вертолётов, а через год у них появится сотни клонов КА-52. Правда не таких качественных но их будет много!!!!!
  17. Вдым
    Вдым 8 октября 2021 08:39
    0
    Купят наши китайские "партнеры" пробную партию и опять все скопипастят....
  18. Джунгар
    Джунгар 13 декабря 2021 15:42
    0
    Строя новые десантные корабли, ВМС НОАК столкнулись с трудностями в области палубной авиации. Из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый заключается в разработке совершенно нового палубного вертолета, характеристики которого соответствуют потребностям и требованиям УДК «Тип 075». Такие меры позволят поддержать собственную промышленность и защитить флот от негативных факторов, связанных с импортом. Однако они требуют времени и денег.
    Купят КА-52К штук 12, от остальных 24 откажутся, скопируют и сделают себе свой.....