«Cтратег», шестое поколение и БПЛА: главные концепты и новинки Airshow China

35

С 28 сентября по 3 октября в Чжухае проходил Международный авиационно-космический салон Airshow China 2021.

Это крупнейшая в Китае авиационная выставка, которую провели уже в 13-й раз. Участие в ней приняли представители 40 стран и регионов. Среди показанных образцов были достижения военного и гражданского авиапрома, системы противовоздушной обороны и многое другое.



Рассмотрим образцы боевой авиации.

Концепт истребителя шестого поколения


На международном авиакосмическом салоне официально представили облик перспективного китайского истребителя шестого поколения.

Разработчик – Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Самолет имеет два двигателя, кабину пилота и признаки технологий «стелс». Оружие размещается внутри фюзеляжа. Предполагаемых характеристик машины не приводят.


Пока что это лишь концепт, и каким именно будет новый самолет – неизвестно. Тем не менее Китай обрисовал общее направление. Очевидно, машину создают с оглядкой на западные разработки, такие как американский F/A-XX или европейский Future Combat Air System (FCAS).

Стоит сказать, что американцы уже испытывают демонстратор шестого поколения. Европейцы пока что показали лишь макеты: летающий демонстратор перспективного истребителя появится примерно в середине десятилетия.

Таким образом, у Китая в теории есть шанс обогнать своих оппонентов.

Достаточно вспомнить, что он еще в 2017 году принял на вооружение первый в своей истории истребитель пятого поколения J-20. Первый полет машина совершила в 2011: темпы разработки поистине впечатляют.

Концепт бомбардировщика H-20


Другое событие, на которое обратил внимание Telegram-канал Dambiev – первая официальная демонстрация корпорацией AVIC облика перспективного китайского малозаметного бомбардировщика H-20.


Как и в случае с «шестеркой», это не стало чем-то неожиданным. О программе разработки Китаем бомбардировщика-«невидимки» известно давно.

Не будет преувеличением сказать, что это первый чисто китайский стратегический бомбардировщик. ВВС и ВМФ Китая эксплуатируют Xian H-6, но он в широком смысле представляет собой модификацию старого советского Ту-16. На сегодня самолет устарел, как морально, так и физически.

В случае с H-20 Поднебесная не стала изобретать велосипед и пошла по пути, проложенному американцами с B-2 Spirit. Характеристики у китайцев, правда, будут скромней.

По информации China Daily, военные КНР хотят иметь бомбардировщик большой дальности (до 8 тысяч километров), способный нести до 10 тонн оружия.

Эксперты предполагают, что самолет могут оснастить российскими двигателями НК-321. По данным некоторых источников, бомбардировщик решили снабдить модернизированной версией двигателя WS-10, который устанавливают на истребитель Chengdu J-10.

Cамолет радиоэлектронной борьбы J-16D


Вживую на выставке можно было увидеть новый китайский самолет радиоэлектронной борьбы J-16D, построенный, как несложно догадаться, на базе советского Су-27.

Если говорить более детально, то машина стала версией китайского J-16, представляющего собой копию российского Су-30МКК.


Самолет двухместный. Одно место предназначено для пилота, второе – для штурмана-оператора, который и будет отвечать за применение радиоэлектронной аппаратуры.

J-16D должны штатно оснащать подвесными контейнерами радиоэлектронной борьбы. Вооружение, по данным блога bmpd, будет представлено противорадиолокационными ракетами. Нельзя исключать и применения ракет класса «воздух-воздух». Пушка на самолете отсутствует.

Первый полет J-16D совершил еще в 2015 году.

Выставочный экспонат показали с подвесными контейнерами (насколько можно судить, впервые) с аппаратурой: всего контейнеров четыре.

Текущий статус J-16D пока не известен, но с учетом недавней демонстрации самолет, скорее всего, скоро попадет в войска.

Истребитель-бомбардировщик JH-7A2


Китай обновил истребитель-бомбардировщик Xian JH-7 и представил его современную версию.

Самолет создали на базе JH-7A: выглядит он почти идентично с базовым вариантом.


Главным отличием стал расширенный ударный потенциал.

Это касается ракет класса «воздух-поверхность», бомб с лазерным наведением и так называемых распределителей боеприпасов с поправкой на ветер.

Главные задачи самолета, как легко предугадать – уничтожение морских и наземных целей.

FH-97


В наши дни невозможно себе представить хоть сколь-нибудь крупную авиавыставку без БПЛА.

Так или иначе, китайцы и здесь не подвели, явив миру сразу несколько примечательных концептов.


Корпорация China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) показала аппарат FH-97. Пока что, насколько можно понять, речь идет всего лишь о модели.

Тем не менее проект крайне любопытен.

Скорее всего, перед нами то, что сейчас принято называть «беспилотным ведомым». В пользу этого говорит хотя бы его облик, почти полностью скопированный с американского XQ-58A Valkyrie. Мы видим очень схожее V-образное оперение, верхнее расположение воздухозаборника и внутренний отсек для вооружений.

Сам Valkyrie создали по программе научно-исследовательской лаборатории ВВС США, направленной по разработку экономичных авиационных технологий Low Cost Attritable Aviation Technologies (LCAAT). Задача LCAAT – сопровождать истребители F-22 или F-35 во время боевых миссий.

В случае с Китаем БПЛА также могут применить для сопровождения новых истребителей пятого поколения. Вероятно, FH-97 сможет выполнять в том числе ударные задачи.

CH-6


В числе других новинок из мира беспилотной авиации – разведывательно-ударный БПЛА CH-6.

Его относят к классу HALE (High Аltitude Long Endurance). CH-6 снабдили Т-образным оперением и двумя реактивными двигателями, которые установлены сзади.


Аппарат имеет длину 15 метров, его размах крыла составляет 20,5 метра. CH-6 может разгоняться до 800 километров в час, в то время как крейсерская скорость достигает 500–700 километров в час. Максимальная взлетная масса CH-6 – 7,8 тонны.

На выставке представили два типа компоновки: разведывательную и разведывательно-ударную. В последнем случае максимальная грузоподъемность составляет две тонны, а дальность полета достигает 4,5 тысячи километров.

Это лишь небольшая часть авиатехники Airshow China. В то же время стоит сказать, что многие другие экспонаты (например, истребитель J-20) мы могли видеть раньше, в том числе – с близкого расстояния. Одно можно сказать наверняка: знакомство с главными новинками Поднебесной нас только ожидает в будущем.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    6 октября 2021 05:32
    Плагиат и кража технологий китайские настоящие!Своего с нуля полный ноль,идей куча, макетов вагоны, технологий СВОИХ нету от слова совсем!
    1. +12
      6 октября 2021 05:45
      Цитата: Бережливый
      технологий СВОИХ нету от слова совсем!

      Ваши слова были актуальны лет 10-15 назад. Сегодня Китай поражает мир уже своими разработками. По количеству публикуемых научных работ они на первом месте. hi
      1. +5
        6 октября 2021 09:52
        Цитата: Ингвар 72
        Сегодня Китай поражает мир уже своими разработками.

        Какими именно?
      2. +1
        6 октября 2021 13:10
        Все эти публикуемые работы и патенты без реализации и внедрения пустое место и Китаю чисто своё создавать невыгодно намного дешевле и проще стибрить разработки копировать гибридизировать их и производить - с этой иглы Китай никогда не слезет так как это простой быстрый и прибыльный бизнес во всех сферах.
        1. +2
          6 октября 2021 15:32
          Цитата: Вадим237
          Все эти публикуемые работы и патенты без реализации и внедрения пустое место и Китаю чисто своё создавать невыгодно

          Поинтересуйтесь Вадик, сколько моделей электромобилей выпускает сегодня Китай. Да, половина идей в этих авто "заимствованая", но половина уже собственные разработки. Я понимаю, вы адепт секты "неимеетаналоговвмире", но голову все же лучше хоть изредка включать. Китай сегодня тратит на научные исследования в сотни раз больше, чем Россия. И крайне глупо думать, что эти инвестиции бесполезны. Ибо они у них не пилятся как у нас, а оцениваются по результатам.
          1. 0
            6 октября 2021 18:33
            "Какими именно?" - Вопрос повторить или вы опять лапшу всем будете вешать? Впрочем, вам не привыкать...
            1. -1
              6 октября 2021 19:04
              Цитата: tovarich-andrey.62goncharov
              "Какими именно?" - Вопрос повторить или вы опять лапшу всем будете вешать?

              "Задавайте больше вопросов, а получиу ответ, твердите, что это неправда" - Катехизис евреев в СССР.
              Лапшу у нас вешают правительство и его платные прихлебатели, коих здесь немало. wink

              Видосов по теме полно, ищите и обрящите.
              А еще лучше будет, если вы по правилам диалога опровергните мой тезис, доказав что все передовые китайские технологии плагиат.
          2. 0
            10 октября 2021 07:23
            Цитата: Ингвар 72
            Китай сегодня тратит на научные исследования в сотни раз больше, чем Россия. И крайне глупо думать, что эти инвестиции бесполезны. Ибо они у них не пилятся как у нас, а оцениваются по результатам.

            Да, тратит Китай "валом", но... пока ничего значительного не видно... Все концепции копируются. Детали и мелочи создают сами, это верно, но "ни одного велосипеда" ещё пока не изобрели... Возможно такое "количество" даст в какой-то момент и "качество".... Посмотрим... А то выпускать 100 тыс. хороших программистов, вовсе не равнозначно появлению одного Джобса или Маска...
            1. -1
              10 октября 2021 08:54
              Цитата: onstar9
              Все концепции копируются. Детали и мелочи создают сами, это верно, но "ни одного велосипеда" ещё пока не изобрели...

              Блажен кто верует. Забейте в Гугле "новейшие китайские изобретения", и будет вам прозрение. В ютюбе так же полно видео про именно китайские технологические разработки.
              А тезис "они все украли и скопировали" присущ только непроходимым уряклам и платным троллям, пытающихся очернением Китая скрыть отсутствие своих прорывов. hi
    2. Комментарий был удален.
    3. +10
      6 октября 2021 06:36
      [/quote][quote=Бережливый]Плагиат и кража технологий китайские настоящие!Своего с нуля полный ноль,идей куча, макетов вагоны, технологий СВОИХ нету от слова совсем!

      Это у Китая то нету? Напрасно вы так Китай недооцениваете. Да они лет через десять такими темпами впереди планеты всей будут,вместе взятой. Что им "слизать" надо было,они уже давно слизали,а теперь уже своими мозгами работают,коих у них хватает и наука,образование одно из лучших в мире стало.
      1. 0
        6 октября 2021 09:30
        Конечно лучше,там же ЕГЭ нету!!!
        1. +2
          7 октября 2021 13:53
          Цитата: МорякЧФ
          Конечно лучше,там же ЕГЭ нету!!!


          Как раз есть аналог выпускных тестов - не набрал баллов - дорога к бесплатному образованию навсегда закрыта.
          Поэтому в страны СНГ едут получать высшее образование те, кто не набрали высоких баллов на выпускных экзаменов в Китае. Хоть образование в ВУЗах СНГ не высоко котируется, но оно дешевле, чем в престижных ВУЗах КНР.

          Наоборот, получить высшее образование в Китае - престижно у обеспеченных студентов из СНГ.
          Стоит набрать - получить высшее образование в КНР, получите массу ссылок.
          У нас переводчик получал в Китае образование, заодно язык поднатаскал.
      2. -2
        6 октября 2021 13:13
        Да будет за счёт достижений всего мира которые ему дадут или он сам свиснет. Хоть один чисто китайский мировой известный бренд созданный китайцами с ноля назовите.
        1. +2
          6 октября 2021 14:00
          Цитата: Вадим237
          бренд созданный китайцами с ноля назовите

          Вадик, вы реально не понимаете, что с ноля абсолютно ничего не создается, причем во всем мире? Практически все делается с применением чьих-то разработок.
          Но ваши любимые эффективные манагеры и этого не могут. wink
      3. 0
        10 октября 2021 07:32
        Цитата: Vdi73
        Это у Китая то нету? Напрасно вы так Китай недооцениваете. Да они лет через десять такими темпами впереди планеты всей будут,вместе взятой. Что им "слизать" надо было,они уже давно слизали,а теперь уже своими мозгами работают,коих у них хватает и наука,образование одно из лучших в мире стало.

        Да уж теперь у них проблемы и будут. "Паровоз" они догнали, а вот смогут ли быть сами "паровозом"...вот это посмотрим. Паровозом быть, вообще-то, трудно... Ступать по "нехоженной территории" разработок и концепций, создавать направления развития науки и техники, которых пока нет в мире - это нужны инновационные таланты. Такими талантами отличались европейцы, которые всю индустрию на земле и создали. Другие пока не смогли. Даже "талантливые" японцы. Всё что у них есть - это усовершенствованные "донельзя" европейские технологии. Принципиально нового, своего - ничего. Китайцы пока тоже не отличались таким талантами. Учитывая что по производству и деньгам они догнали США, то по принципиально новым разработкам, результат сейчас почти "ноль". Ну, а в будущем - посмотрим.
      4. 0
        13 октября 2021 11:38
        Полно вам, тоже перегибаете. Я бы сравнил Китай с хваткой хозяйкой, которая знает как рулить делами своего большого клана, но вокруг тоже не дети... мальчики отличаются от девочек в плане отношений с правилами. Кто то их соблюдает, кто то рожден их ломать. Чего вы видели больше от Китая?
        На ближнее будущее у Китая намечается кризис несварения желудка и формирования новой национальной идентичности. Несварение от темпов роста пятой части населения и кризис не-европейской цивилизации в эпоху фазового кризиса европейской. В это время их наука и образование должны подстроиться под новую парадигму развития. Само по себе понятие "развитие Китая" при его населении - это головоломка. А технологии... экономисты отмечают относительно низкую производительность их технологического уровня. Не в отдельных местах, а в целом по муравейнику.
    4. +11
      6 октября 2021 06:57
      Цитата: Бережливый
      Плагиат и кража технологий китайские настоящие!Своего с нуля полный ноль,идей куча, макетов вагоны, технологий СВОИХ нету от слова совсем!

      очень здравый подход, минимум затрат,максимум отдачи. вам напомнить историю "автоваза",или откуда ноги растут наших "уралов и днепров ", а про " запорожец" сказать ?
      1. +1
        6 октября 2021 07:16
        Дедкастарый-фиат124 для АвтоВАЗа мы закупили официально у итальянцев в количестве 12 машин для последующего производства у тебя!Про остальное тоже знаю хорошо, но мы то честно покупали,или брали лицензию на выпуск!
        1. +3
          6 октября 2021 07:52
          Цитата: Бережливый
          Дедкастарый-фиат124 для АвтоВАЗа мы закупили официально у итальянцев в количестве 12 машин для последующего производства у тебя!Про остальное тоже знаю хорошо, но мы то честно покупали,или брали лицензию на выпуск!

          сути не меняет.расскажите про "лицензию" от БМВ,с "порше" там понятно,всё по честному.
        2. +6
          6 октября 2021 08:01
          Ту-4? Тоже лицензия?
          1. +6
            6 октября 2021 08:56
            ага)), не официальная
          2. 0
            17 октября 2021 10:23
            ту -4 делался по прямому указанию сталина хотя острой необходимости не былою
            1. 0
              18 октября 2021 04:26
              С чего это? Ядерную бомбу (и не только) на чём то возить надо было. А у СССР своего бомбёра стратега не было. От слова совсем.
    5. +4
      6 октября 2021 12:57
      Цитата: Бережливый
      Плагиат и кража технологий китайские настоящие!Своего с нуля полный ноль,идей куча, макетов вагоны, технологий СВОИХ нету от слова совсем!

      ========
      А вас не смущает, что Япония и Южная Корея, когда-то также начинали? bully
      1. -1
        6 октября 2021 13:14
        Как так они начинали - гибридизацией и копированием?
        1. +2
          6 октября 2021 13:17
          Цитата: Вадим237
          Как так они начинали - гибридизацией и копированием?

          =======
          И копированием - тоже! И причем в наглую! Представьте себе!
      2. -1
        10 октября 2021 07:37
        Цитата: venik
        А вас не смущает, что Япония и Южная Корея, когда-то также начинали?

        А в чём японцы и южноеорейцы создали что-то принципиально новое? Что именно? Всё что у них есть - это основы Западных разработок, которые согласен, они довели до высочайшего качества и значительно усовершенствовали. Но, идеи этих разработок не они создавали изначально. Чипы самые лучшие в мире тоже тайваньцы выпускают, но не они чипы придумали.
    6. 0
      17 ноября 2021 01:36
      Цитата: Бережливый
      Плагиат и кража технологий китайские настоящие!Своего с нуля полный ноль,идей куча, макетов вагоны, технологий СВОИХ нету от слова совсем!


      Этим все вначале занимаются. И это нормально. СССР, Япония, Ю. Корея и Китай конечно. Потом когда появляется своя школа и кадры начинают делать свое оригинальное.
      И еще ваше последнее утверждение крайне ошибочно. Наберите в поиске "Китай Бьет Рекорды По Числу Полученных Патентов На Изобретения"
  2. +2
    6 октября 2021 07:45
    Спасибо. Интересно и познавательно.
  3. +1
    6 октября 2021 15:49
    хотелось бы более развёрнутую статью с фото о новинках, тут очень всё скупо
  4. 0
    7 октября 2021 00:32
    >На сегодня самолет устарел, как морально, так и физически.
    Последние модификации свежие и китайцы весьма довольны ракетоносцем.
  5. -1
    18 октября 2021 16:12
    Просто балдею от дремучих урряяя-патриотов! Сами НИЧЕГО НЕ МОГУТ путного сделать, а Китай хают. Дибилы, блин.
    На днях Китай испытал гиперзвуковую ракету, обогнувшую земной шар на суборбитальной высоте и способную нести ЯО. Даже американцы оказались в ах/е и не понимают за счёт чего это было достигнуто. Что уж говорить про лапотную Россию.
    1. 0
      23 декабря 2021 22:13
      Да любая ныне существующая ракета это может, даже старенький союз. Со своей дремучестью сначала разберись.
  6. 0
    9 ноября 2021 11:18
    раньше воровали, а сейчас уже все свое.....