Военное обозрение

Маршал Ланн. Пик карьеры и гибель «Роланда французской армии»

213
Маршал Ланн. Пик карьеры и гибель «Роланда французской армии»
Ланн в битве при Эсслинге, литография XIX в.


В статье Жан Ланн. «Роланд французской армии» был начат рассказ об этом наполеоновском маршале. Мы говорили о юности Ланна, его участии в войнах на территории Испании и Италии, его знакомстве с Бонапартом. Сегодня мы продолжим и закончим этот рассказ.

Ланн в войне Третьей коалиции


Итак, после охлаждения отношений Наполеона и Ланна, вызванного бестактностью и бесцеремонностью этого генерала, не желавшего понимать, что времена изменились, и Бонапарт теперь руководитель государства, а не простой генерал, Первый консул все же вернул опального соратника на военную службу. Ланн был награжден орденом Почетного легиона, введен в число маршалов Франции и назначен командиром V корпуса Великой армии. Во время Ульмской операции (7–20 октября 1805 года) Ланн, услышав дальнюю канонаду, принял самостоятельное решение пойти к Вертингену. Здесь он нашел войска Иоахима Мюрата, атакованные превосходящими силами противника. Вместе они разгромили австрийцев.

15 октября того же года корпуса Ланна и Нея захватили высоты Ульма, взяв в кольцо австрийскую Дунайскую армию. Генерал Мак и эрцгерцог Фердинанд капитулировали через 5 дней. А затем Ланн принял активное участие в беспрецедентном захвате (без единого выстрела) хорошо укреплённого Таборского моста через Дунай.

В романе Л. Толстого «Война и мир» об этом ернически рассказывает адъютант Кутузова Билибин:

«Мюрат, Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.)
– Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный têtedepont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Поедемте втроем и возьмем этот мост».

О том, что было дальше (и о предыстории тех событий) я уже писал, не будем повторяться.

Рассказ об этой поистине невероятной трагикомической операции, которую в Австрии до сих пор называют «чудом Венского моста», вы можете прочитать в опубликованной ранее статье Две «гасконады» Иоахима Мюрата.


Эжен Луи Шарпантье. Захват моста через Дунай французами

После захвата Таборского моста в крайне опасной ситуации оказалась российская армия Кутузова. В результате отряду П. Багратиона, прикрывавшему отход основных сил, пришлось выдержать тяжелейший арьергардный бой у Шенграбена, в котором принимали участие также и некоторые части корпуса Ланна.

Затем было знаменитое Аустерлицкое сражение, в котором Ланн действовал на левом фланге французской армии.

Движение русско-австрийской армии началось в 4 часа утра. Первые три колонны союзных войск были нацелены против правого фланга французов, где находился III корпус маршала Даву. Согласно плану, составленному Вейротером, они пытались ещё и обойти его. Даву начал медленно отходить вглубь Гольдбахской долины, увлекая за собой русско-австрийские войска. Затем с Праценских высот спустилась 4-я колонна, с которой находился Кутузов – и попала под удар IV корпуса Сульта, который рассек союзную армию на две части.

Практически одновременно пошли вперёд войска левого фланга французов: корпуса Ланна и Бернадота ударили по фронту 5-й и 6-й колонн союзников, кавалерия Мюрата обошла их с фланга. Корпус Даву перешел в контратаку, а Сульт к этому времени захватил Праценские высоты. К 14:30 сражение союзниками было проиграно.

Расчлененная на несколько частей и практически неуправляемая русско-австрийская армия потерпела сокрушительное поражение.

Война Четвертой коалиции


После поражения России и Австрии поиграть мускулами решил грезивший славой Фридриха Великого прусский король Фридрих Вильгельм III. Он выдвинул ультиматум об эвакуации французских войск из германских княжеств.

И началась война, о которой Генрих Гейне сказал:

«Наполеон дунул на Пруссию, и она перестала существовать».

Король Фридрих Вильгельм III и его жена Луиза бежали тогда аж в окраинный прусский город Мемель, который литовцы потом назвали Клайпедой.

В кампании 1806–1807 годов в битве при Йене V корпус Ланна находился в центре французской армии. Слева от него занял позиции корпус Ожеро, справа находился корпус Сульта. Корпус Ланна первым двинулся вперёд и разгромил авангард прусской армии. В дальнейшем атака 100-го линейного полка, которую возглавил сам Ланн, стала одним из решающих эпизодов этого сражения.


Жан-Батист Детайль. Французы с прусскими штандартами после битвы при Йене

Новые сражения с русской армией


Менее удачным для Ланна стало столкновение с русскими при Пултуске (26 декабря 1806 года), в котором он получил очередное ранение (седьмое по счету).

После разгрома Пруссии, Наполеон повел свои войска на восток – в польские земли и занял Варшаву. Навстречу ему двинулась русская армия, главнокомандующим которой Александр I поставил престарелого и уже не вполне адекватного графа М. Ф. Каменского. Этот генерал-фельдмаршал, которого Державин назвал «Последним мечом Екатерины», когда-то считался соперником самого Суворова. Увы, времена славы этого полководца давно прошли, и признаки старческой деградации личности просто бросались в глаза. Уже Екатерина II в конце жизни говорила, что «Каменский ни к чему не годен». Павел I отправил его в отставку ещё в декабре 1797 года.

Александр попробовал было в 1802 году вернуть М. Каменского на службу, назначив военным губернатором Петербурга, но уволил менее чем через три месяца. Можно представить, насколько разочарован в своих генералах был тогда он, если снова вспомнил вдруг об этом уже давно отошедшем от дел старике, который безвылазно жил в деревне, ведя жизнь типичного «дикого» помещика-самодура.

Вначале Каменский решил дать генеральное сражение под Пултуском и бестолковыми распоряжениями по движению войск запутал не только своих генералов, но и самого Бонапарта. Наблюдая за странными перемещениями русских корпусов, Наполеон выжидал, не делая до поры «резких движений», так как опасался какой-нибудь «азиатской хитрости».

Закончилось все тем, что Каменский вручил Беннигсену приказ, в котором говорилось:

«Я ... верхом ездить не могу, следственно и командовать армией… Думать должно о ретираде в наши границы, что и выполнить сегодня».

После чего отправился в свое имение, где в августе 1809 года был убит крепостными, доведенными до отчаяния его самодурством.

Часть командующих корпусами, выполняя последнее распоряжение Каменского, двинули свои войска на восток. Бенигсен, прикрывая их движение, остался у Пултуска. Здесь его корпус и был обнаружен Ланном, который неправильно оценил силы противника и вступил в бой, имея почти в два раза меньше войск.

Первые атаки были отбиты, но с подходом дивизии Гюдена Ланн снова отдал приказ атаковать русских. Французы были отброшены на прежние позиции, и сражение закончилось «вничью».

На следующий день Бенигсен стал отводить свои войска (что он, в условиях общего отступления, собирался делать и без вмешательства Ланна). По старой, но свято почитаемой во всех армиях мира традиции, оба военачальника – Ланн и Бенигсен, бодро отрапортовали о победе.


A. Champion. Battle of Pułtusk, 1806

Наконец, 14 июня 1807 года авангард французской армии под командованием Ланна вступил в бой с отступающей русской армией у Фридланда. Численный перевес (и весьма значительный) был на стороне русских, однако Ланн держался целых 14 часов, пока не подошла драгунская дивизия генерала Груши. А затем явились и основные силы французов. Поражение в этом сражении вынудило русскую армию покинуть Польшу.

После этого Александру I пришлось начать мирные переговоры, завершившиеся заключением Тильзитского мира. В победу уже не верили даже ближайшие родственники Александра.

Великий князь Константин, младший брат императора, сказал ему тогда:

«Государь, если Вы хотите продолжения войны с Наполеоном, то лучше раздайте каждому из солдат и офицеров по заряженному пистолету и прикажите выстрелить в себя, результат будет таким же».

По итогам этой кампании Ланн получил... российский орден святого Андрея Первозванного. Это произошло в рамках своеобразного обмена высшими наградами империй.

Кроме Ланна, российский орден получили Наполеон и его брат Жером, Талейран, Бертье и Мюрат.

Кавалерами ордена Почетного легиона стали Александр I, его брат великий князь Константин, А. Б. Куракин, Д. И. Лобанов-Ростовский и А. Я. Будберг. А также (совершенно случайно) – правофланговый почетного караула Преображенского полка Алексей Лазарев.

Наполеон тогда вдруг изъявил желание наградить «храбрейшего из русских солдат». Александр обратился к командиру полка Козловскому, а тот, растерявшись, ответил: «На кого укажете, тот и будет храбрейшим». С орденом Лазарев получил французскую пенсию в 1 200 франков в год.

Маршал Ланн в Испании


Скучать своим маршалам Наполеон не давал, и в ноябре 1808 года Ланн отправился с императором в охваченную антифранцузским восстанием Испанию.

Командуя 3-м и 5-м корпусами, Ланн сумел 23 ноября того же года одержать победу над 45-тысячной испанской армией в сражении у Туделя, а затем довершить ее разгром в битвах при Палафоксе и Кастаньосе.

Затем в декабре он возглавил войска, осаждавшие Сарагосу. Решающий штурм начался 20 февраля 1809 года и оказался столь тяжёлым и кровавым, что произвел тяжёлое впечатление не только на испанцев, но и на французов. Ланн, получил небольшой отпуск, который закончился уже весной 1809 года.

Последняя весна маршала Ланна


В апреле 1809 года началась Война Пятой коалиции, в которой противниками Франции выступили Австрия и Великобритания. Ланн получил командование над II корпусом. Вместе с ним он сражался при Абенсберге (20 апреля 1809 года), Экмюле (22 апреля 1809 года) и Регенсбурге (23 апреля 1809 года).

Ланн мог погибнуть ещё у Регенсбурга. Когда солдаты отказались снова идти на штурм под плотным огнем австрийцев, он, взяв лестницу, пошел с ней один, сказав:

«Сейчас я покажу вам, что до того, как стать маршалом Франции, я был гренадером!»

За ним по долгу службы отправились адъютанты, к ним присоединились некоторые офицеры, а за ними – и солдаты. Крепость была взята.

Но роковой для Ланна все же стала битва при Асперне (также ее называют сражением при Эсслинге), которая состоялась 21–22 мая 1809 года.


Jean-Charles Perrin. Ланн во главе войск в битве при Эсслинге

Именно здесь Наполеон потерпел первое в своей жизни (и весьма крупное) поражение.

Ланн же тогда командовал правым флангом французской армии.

Для французов эта битва началась совсем неплохо: австрийцы были опрокинуты и отступали. Но неожиданно обрушился мост через Дунай, и часть французской армии оказалась на другом берегу перед лицом превосходящих сил противника. Спасать положение был отправлен Ланн.

Развязка наступила около 16 часов 22 мая, когда пуля сразила находившегося рядом с ним генерала Буде, и тут же пушечное ядро перебило ноги самому Ланну. Сделав из своих ружей носилки, 12 гренадеров эвакуировали маршала на остров Лобау.


Эжен Луи Лами. «Смерть Ланна»

Главный хирург армии Ларрей ампутировал ему ногу. Именно тогда приближенные увидели слезы на глазах посетившего Ланна Бонапарта.


Albert Paul Bourgeois. Наполеон и умирающий маршал Ланн

Между тем к вечеру 22 мая все солдаты Ланна смогли перебраться на остров Лобау. Французы потеряли порядка 24 тысяч человек, в том числе 23 генерала и одного маршала. Австрийцы – около 22 тысяч солдат и офицеров и 13 генералов.

Ланну приписывают знаменитую фразу:

«Гусар, который не убит в 30 лет, – не гусар, а дрянь».

(Вообще-то, не «дрянь», а другое слово). Сам он умер в возрасте 40 лет – в занятой французами Вене. Умирал долго, тяжело и мучительно. Произошло это 31 мая 1809 года. Предание утверждает, что последние слова Ланна были обращены к Наполеону:
«Живите и спасите армию!»

Впрочем, по другой версии, перед смертью Ланн, напротив, упрекал Бонапарта за предательство и забвение республиканских идеалов.

Тело маршала было привезено в Париж и торжественно захоронено в Пантеоне.

Любопытно, что в честь Ланна во Франции получил название новый сорт сирени с голубоватым окрасом соцветий. А память его жены увековечена в названии одного из сортов роз («Герцогиня Монтебелло»).

Внуком этого маршала был посол Франции в России, на балу у которого в день Ходынской трагедии танцевали Николай II и его жена Александра.


Бал у французского посла в день Ходынки.
Иллюстрация журнала «Всемирная история», 1896 г.
Автор:
213 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Korsar4
    Korsar4 7 октября 2021 05:24
    +13
    Первое знакомство с Ланном начинается с «Войны и мира» с истории про Таборский мост. Как и награждение Лазарева там упоминается.

    Сколько же граней в этом романе-глыбе.
    1. Кроу
      Кроу 7 октября 2021 06:48
      +13
      Сколько же граней в этом романе-глыбе.
      Да,такой роман мог написать только такой же человек!
      «— Какая глыба, а? Какой матёрый человечище! Вот это, батенька, художник...»
      К стыду своему не могу похвастать тем,что от первой до последней страницы прочел..Помню,у нас в школе мальчишки в основном «войну» читали,а девчонки «мир»,а в итоге класс в общем и целом мог заявить:«Мы прочли роман великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
      1. Korsar4
        Korsar4 7 октября 2021 07:08
        +10
        Ага. Тоже из синонимов масштабности вспомнил эту фразу. Каков автор, таков и роман.
        Заглотил на каникулах перед 10-м классом за шесть дней.
        Было время - периодически перечитывал.
        1. vladcub
          vladcub 7 октября 2021 15:09
          +3
          "переодически перечитывал" я только :"Казаки" перечитывал и то уже давно. А Достоевский другое дело.
          В прошлом году смотрел ТВ вдруг" стукнуло" : как Д
          остоевский описывает : Раскольникова?
          1. Korsar4
            Korsar4 7 октября 2021 15:40
            +3
            Достоевский - сложнее идёт. Его медленней читаешь.
            Но на вершине пирамиды отечественных романов - «Война и мир» и «Братья Карамазовы».
            А какой фильм у Пырьева вышел!
    2. Van 16
      Van 16 7 октября 2021 08:10
      +10
      "Сколько же граней в этом романе-глыбе"

      Некоторые пытаются использовать это в своих интересах, имею в виду один из последних романов Акунина " Мир и война ". Весьма прозрачный намек в названии. При всем уважении, где Акунин и где Толстой ..
      1. Korsar4
        Korsar4 7 октября 2021 14:04
        +6
        Не читал. Акунин человек очень неглупый. Но линейка его книг - исключительно коммерческая.
      2. vladcub
        vladcub 7 октября 2021 15:11
        +3
        Мне как-то Акунин не "приглянулся" своим взглядом на историю
    3. Проксима
      Проксима 7 октября 2021 08:16
      +9
      Цитата: Korsar4

      Сколько же граней в этом романе-глыбе.

      Ни много ни мало, "Война и мир" даже на Западе считается эталоном исторического романа, к которому даже за километр ни какое произаедение ещё не приблизилась. Лев Николаевич действительно fellow глыба, которую ни один культурный пласт человечества не в сосоянии сковырнуть с пьедестала! hi
      1. Пане Коханку
        Пане Коханку 7 октября 2021 10:22
        +9
        Лев Николаевич действительно fellow глыба, которую ни один культурный пласт человечества не в сосоянии сковырнуть с пьедестала!

        Соглашусь. Хотя я, конечно, читал его в школе, и повторное знакомство с наполеоникой у меня началось уже с Пикуля, "Каждому свое".

        Про Эсслинг, после ранения Ланна:
        Все летело кувырком, все усилия были напрасными. Генералиссимус Карл разгромил французов, они спасались на острове Лобау. Пылающие барки врезались в понтонные мосты, тараня их, воспламеняя их, и Массена с трудом собрал войска на «пятачке» Лобау. Артиллерия австрийцев обкладывала так густо, что труп лежал на трупе.
        — Сомкни ряды... стоять! — командовал Массена, потом сказал Чернышеву: — Зачем мне все это сдалось? Я давно мог бы жить — кум королю, а вместо этого... сами видите!
        — Что он вам наболтал? — спрашивал Наполеон.
        — Массена фырчит... как всегда, — ответил Чернышев.
        — Чтобы он не фырчал, делаю его герцогом Эсслингенским, и пусть он держит Лобау, пока не сдохнет...


        Кстати, Валерий наш, вроде, не писал про Массена? drinks
        1. Морской Кот
          Морской Кот 7 октября 2021 12:12
          +6
          Кроме Ланна, российский орден святого Андрея Первозванного получили Наполеон и его брат Жером, Талейран, Бертье и Мюрат.

          Талейран... Вот ведь проныра, и тут подсуетиться успел. Я всё жду когда кто-нибудь из наших прославленных авторов уделит внимание этому обаятельному негодяю.
          1. Пане Коханку
            Пане Коханку 7 октября 2021 12:51
            +4
            Талейран... Вот ведь проныра, и тут подсуетиться успел. Я всё жду когда кто-нибудь из наших прославленных авторов уделит внимание этому обаятельному негодяю.

            Кстати, да - пожалуй, самая удивительная кандидатура для такого награждения! yes
        2. ВлР
          7 октября 2021 12:24
          +9
          Пока с другими маршалами работаю. Что касается Массены, если не надоест самому и другим эта эпоха и эти люди, может, попробую и его включить в этот цикл.
          1. Пане Коханку
            Пане Коханку 7 октября 2021 12:48
            +5
            Что касается Массены, если не надоест самому и другим эта эпоха и эти люди, может, попробую и его включить в этот цикл.

            Лично мне и нашей компании не надоест. Это целый пласт истории в 25 лет, проведенный под знаком сначала революционных, потом наполеоновских войн. Кровавое время, но овеянное романтизмом, в некоем смысле... what Хотя война - это всегда грязь и кровь, ничего хорошего в ней нет. hi
          2. Морской Кот
            Морской Кот 7 октября 2021 12:57
            +6
            Валерий, не хотите разбавить "маршальскую серию" Талейраном, интереснейшая ведь личность. smile
            1. ВлР
              7 октября 2021 13:09
              +5
              Все может быть. Но если только после маршалов.
            2. Korsar4
              Korsar4 7 октября 2021 14:06
              +5
              Одни афоризмы его чего стоят.
              1. Морской Кот
                Морской Кот 7 октября 2021 14:20
                +6
                Да, по-настоящему умел укусить.
                За одно это ему у нас нужно поставить памятник. good
                Народ стоит своего правителя.


                Привет, Сергей! smile
                1. Korsar4
                  Korsar4 7 октября 2021 14:30
                  +5
                  Привет, Константин!

                  «Это больше чем преступление. Это - ошибка!».
                  Хотя есть версия что именно эту фразу Талейрану приписывают.
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 7 октября 2021 14:53
                    +5
                    Не могу не вспомнить товарища Саахва. laughing

                    Сейчас скажешь, что опять к бабам съехали. smile drinks
                    1. Korsar4
                      Korsar4 7 октября 2021 15:38
                      +5
                      Зато к каким!
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 7 октября 2021 15:56
                        +6
                        Невольно вспомнилось из какой-то дурацкой оперетки:
                        "Без женщин жить нельзя на свете, нет! В них солнце мая, в них любви рассвет, Тут нежный взгляд – признанье там, Как солнце луч, приятны нам!"(с)
                      2. Korsar4
                        Korsar4 7 октября 2021 16:09
                        +4
                        «Сильва».

                        То ли дело «Летучая мышь»: «Собака думает, что зовут жену. И не идёт. Жена думает, что зовут собаку. И тоже не приходит».
                      3. Морской Кот
                        Морской Кот 7 октября 2021 16:25
                        +7
                        Да, была роскошная сцена в исполнении братьев Соломиных. good
                      4. Korsar4
                        Korsar4 7 октября 2021 17:52
                        +4
                        Любая мелочь там восхитительна: от заключённых, раскачивающих стены до стрельбы глазами.
                      5. Морской Кот
                        Морской Кот 7 октября 2021 19:05
                        +5
                        Да, персонажи там будь здоров! laughing

                      6. Korsar4
                        Korsar4 7 октября 2021 20:01
                        +3
                        «Из чувства самосохранения» (с).
              2. Пане Коханку
                Пане Коханку 7 октября 2021 16:11
                +3
                Невольно вспомнилось из какой-то дурацкой оперетки:

                Ну, уж ты сказанул, дядя Костя! tongue Мартинсон бы с тобой не согласился! wink
                - Всем привет, люблю балет! good
              3. Морской Кот
                Морской Кот 7 октября 2021 16:31
                +5
                Мартинсон бы с тобой не согласился!

                А мы ему скажем: "Вышибайте, Вилли, вышибайте!" laughing
            3. Intruder
              Intruder 7 октября 2021 21:36
              +1
              Константин, приветствую! hi
              Невольно вспомнилось из какой-то дурацкой оперетки:

              Что-то, очень дуратская... negative
              Напомнило, о:
              Also sprach Zarathustra - симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением от книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше.
              Произведение программное; состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения - около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра. В партитуре используются также орган и колокол.
              1. Предисловие, или Восход
              2. О потусторонниках
              3. О великом томлении
              4. О радостях и страстях
              5. Надгробная песнь
              6. О науке
              7. Выздоравливающий
              8. Танцевальная песнь
              9. Песнь опьянения
            4. Морской Кот
              Морской Кот 8 октября 2021 08:26
              +1
              Привет, Денис. hi Просто у меня к оперетте всегда было легкомысленное отношение как к легкомысленному жанру.
            5. Intruder
              Intruder 8 октября 2021 08:51
              +1
              Просто у меня к оперетте всегда было легкомысленное отношение как к легкомысленному жанру.
              У меня, кстати тоже именно такое отношение, но вот к классической опере иное, я застываю на часы, как компенсация видно wink - за советскую рок-культуру в 90-х и 80-х, скорее всего...
            6. Морской Кот
              Морской Кот 8 октября 2021 09:20
              0
              Про рок-культуру лучше не надо, я увлекался роками Пресли и Хэлли, когда ещё и в помине не было такого понятия как рок-культура.
            7. Intruder
              Intruder 8 октября 2021 09:27
              +1
              Про рок-культуру лучше не надо, я увлекался роками Пресли и Хэлли
              Константин, это так, вспомнилось с некоторой долей сарказма.., я благодаря стараниям старшего брата, вырос на Битлах и концертах Маккартни, до кучи и Скорпионы и парочка других групп и ансамблей!!!
  • Klio2
    Klio2 7 октября 2021 17:56
    +2
    Прекрасная Наталья Варлей
  • Толстый
    Толстый 7 октября 2021 15:49
    +6
    hi Сергей. А еще приписывают Жаку Фуше. yes
    Скорее всего это слова Буле де ла Мёрта...
    C'est pire qu'un crime, c'est une faute.
    Талейран не мог сказать эти слова, именно он убедил Наполеона в необходимости казни герцога Энгие́нского (Луи́ Антуа́н Анри́ де Бурбо́н-Конде), чем Наполеон впоследствии его порой упрекал.
    Существует еще версия фразы: "Это хуже преступления: это ошибка".
    1. Korsar4
      Korsar4 7 октября 2021 16:11
      +5
      Приветствую, Андрей Борисович!

      Не так важно, кто сказал.
      Но какое попадание в суть вещей. Хоть и циничное.
  • vladcub
    vladcub 7 октября 2021 15:17
    +5
    Костя, привет. Талейран конечно личность, но после него захочется Фуше и "маршальска" серия разобьеся
    1. Морской Кот
      Морской Кот 7 октября 2021 15:20
      +5
      Привет, Слава. hi Валерий написал, что о Талейране после маршалов, если будет желание. А насчёт Фуше -- тоже ведь легендарная личность.
      1. vladcub
        vladcub 8 октября 2021 07:03
        +1
        Согласен с тобой
  • vladcub
    vladcub 7 октября 2021 15:15
    +4
    Валерий, кроме Наполеоновских маршалов, о некоторых генералах расскажите?
    1. ВлР
      7 октября 2021 18:04
      +7
      О Жубере я уже написал. Быть может, о Дезе попробовать стоит? И Гоше. Но не могу обещать. Тут с тем, чем сейчас занят бы разобраться. Подготовленные по каждому из маршалов материалы я сокращаю примерно в 10 раз и литературно обрабатываю, чтобы получится читабельный динамичный рассказ, а не глава из учебника.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 7 октября 2021 18:52
        +6
        ... чтобы получится читабельный динамичный рассказ,

        Таки у Вас всё замечательно получается. smile drinks
      2. vladcub
        vladcub 8 октября 2021 06:59
        0
        Успехов Вам. Чем больше сделаете тем больше прочтем
  • parusnik
    parusnik 7 октября 2021 06:17
    +13
    Затем в декабре он возглавил войска, осаждавшие Сарагосу. Решающий штурм начался 20 февраля 1809 года и оказался столь тяжёлым и кровавым, что произвел тяжёлое впечатление не только на испанцев, но и на французов
    Ланн не испытывал радости от одержанной победы. "Какая война! Быть вынужденным убивать столько храбрых людей или пусть даже сумасшедших людей! Эта победа доставляет только грусть!"
    1. Кроу
      Кроу 7 октября 2021 07:03
      +11
      «Сарагоса только что сдалась, - пишет Ланн Луизе. – Какое грандиозное дело, дорогая моя подруга. Возможно, я уеду прежде, чем дождусь приказов Его Величества».
      Сарагоса не была отдана Ланном на разграбление, как это обычно бывало при взятии городов во время войны.Он ограничился тем, что наложил на город, согласно традиции, контрибуцию в размере 800 тысяч пиастров. Однако город был не в состоянии оплатить такую большую сумму и глава Хунты предложил оплатить контрибуцию сокровищами собора Нотр Дам дель Пилар - отцы города предложили маршалу букет цветов, выполненных из драгоценных камней, а маршалу Мортье – гвоздику в алмазах стоимостью 100 тысяч франков. В отличие от Ланна, принявшего этот дар, Мортье отказался от подношения.
  • Ольгович
    Ольгович 7 октября 2021 06:36
    +6
    Бессмысленные бесконечные войны, бесчисленные жертвы, героическая, но бессмысленная смерть.. В итоге пшик: разгромленная истощенная Франция, где многие французские бабы остались без своего счастья: для поколения, родившегося 1790-1795 г,, доля смертности составила 38%, что на 14% выше доли погибших даже в ПМВ
  • Кроу
    Кроу 7 октября 2021 06:57
    +11
    он, взяв лестницу, пошел с ней один
    «Есть ли добровольцы идти на брешь?» - осведомился Ланн.Ответа он не услышал.Послушаем Марбо :
    «Ну, коли так, я вам сейчас покажу, что прежде, чем стать маршалом, я был гренадером – и остаюсь им!» - воскликнул тогда неустрашимый Ланн, схватил лестницу и понес ее к пролому. Его адъютанты пытались остановить его, но он отпихнул нас плечом… Тогда я сказал ему следующее: «Господин маршал, вы ведь не хотите видеть нас опозоренными – но ведь так и будет, если вы получите хоть царапину, неся лестницу к валам, пока мы еще живы!» И потом, несмотря на его сопротивление, я выхватил один конец лестницы у него из рук и поднял ее себе на плечо, а Вири взял другой конец, и все наши адъютанты тоже подняли еще две лестницы по два человека на каждую. При виде маршала Франции, спорящего с адъютантами, кто первый полезет на штурм, крик энтузиазма вырвался у целой дивизии. Подбежали солдаты и офицеры. «Вино налито – начнем пить»!
  • Кроу
    Кроу 7 октября 2021 07:04
    +11
    По итогам этой кампании Ланн получил... российский орден святого Андрея Первозванного
    Наполеон разрешил носить маршалу: "Вы заслужили этот орден как на поле боя при Фридланде, так и при Пултуске. Этот орден одного из моих прежних врагов, сегодня моего близкого союзника, - почетен для вас и приятен для меня. Все для вас, мой дорогой Ланн".Всего за свою жизнь Ланн получил, не считая орден Андрея Первозванного, семь орденов: три степени ордена Почетного легиона, крест командора ордена Железной короны (Итальянское королевство), большой крест ордена Св. Генриха (королевство Саксония), большой крест ордена Христа (королевство Португалия) и крест шевалье ордена Золотого орла (королевство Вюртемберг).
  • Даниил Коноваленко
    Даниил Коноваленко 7 октября 2021 07:58
    +8
    Нда ..последние раны не зажили,как заживали ранее и Ланн умер тихо и спокойно.
    1. vet
      vet 7 октября 2021 08:28
      +6
      Разве мучительную смерть от сепсиса после ранения можно назвать "тихой и спокойной"?
      1. Кроу
        Кроу 7 октября 2021 08:49
        +10
        Адъютант герцога Монтебелло и очевидец ранения Марбо вспоминал:
        "Взволнованный маршал... сделал сотню шагов в направлении Гросс-Энцерсдорфа, задумчиво сел на край рва, откуда стал смотреть на войска. Через четверть часа четверо солдат, тяжело несущих тело мертвого офицера, полностью завернутого в шинель, остановились передохнуть недалеко от маршала. Шинель откинулась, и Ланн узнал Пузе. - "А! Эта ужасная сцена будет преследовать меня повсюду!...", - вскричал он. Ланн поднялся и пересел на другое место. Он сидел, прикрыв рукой глаза, скрестив ноги, погруженный в печальные размышления. И в этот момент небольшое ядро третьего калибра (имеется в виду 3-фунтовое ядро - самого мелкого калибра.), выпущенное из Энцерсдорфа, рикошетом попадает в маршала, прямо в его скрещенные ноги... Оно разбило ему коленную чашечку на одной ноге и подколенную впадину на другой. Я бросился к маршалу в тот же миг. Он мне сказал: "Я ранен... это ничего... дайте мне руку, помогите подняться...". Он попробовал встать, но это было невозможно!"
        Марбо взял плащ убитого Позе, собирался подложить его под Ланна. Но тот, отказался, заявив, что это плащ его друга и распорядился продолжать нести так, как несли. В конце концов солдаты соорудили носилки из ружей и донесли его до полевого лазарета.
        1. Кроу
          Кроу 7 октября 2021 08:57
          +11
          По словам главного хирурга Императорской гвардии и друга Ланна Д.-Ж. Ларрея
          "после первого же рикошета ядро большого калибра со всей силой ударило в левое колено маршала, раздробило его и, изменив направление, с не меньшей силой ударило по касательной по правому бедру, с которого сорвало кожный покров и большую часть мышц... и очень близко возле коленного сустава той же правой ноги, который, к большому счастью, не был задет. От удара о землю герцог Монтебелло испытал сильнейшее сотрясение мозга и внутренних органов... У маршала было бледное лицо, бледные губы, грустные и слезящиеся глаза, слабый голос и едва уловимый пульс".
          Марбо говорил,что сам маршал был против ампутации,но Ларрей настоял.После ампутации состояние раненого в первые дни после операции несколько улучшилось, и Наполеон 25 мая уверенно написал министру полиции Ж. Фуше:
          "Я думаю, что герцог Монтебелло будет ходить на деревянном протезе"
          Идея протеза, о которой пишет Наполеон, пришлась по душе маршалу, и он даже предполагает сделать заказ механику-протезисту Меслеру, живущему в Вене, чтобы тот сделал протез, аналогичный тому, который Меслер сделал для австрийского графа Палфи.В 5 или 6 ч 31 мая, после недельной агонии, маршал скончался на руках своего адъютанта Марбо
          "... бред сменился упадком сил. Он пришел в себя, узнал меня, пожал мне руку, заговорил о своей жене и пятерых детях, о своем отце... Я был у его изголовья, он прислонил голову к моему плечу, казалось, задремал, и испустил последний дух..."
          1. Astra wild2
            Astra wild2 7 октября 2021 13:41
            +1
            Простите,но :"небольшое ядро" и"ядро большого калибра"- это все таки разница
      2. [comment-show]
        Даниил Коноваленко
        Даниил Коноваленко 7 октября 2021 09:38
        +5
        Разве мучительную смерть от сепсиса после ранения можно назвать "тихой и спокойной"
        ?
        "Он пришел в себя, узнал меня, пожал мне руку, заговорил о своей жене и пятерых детях, о своем отце... Я был у его изголовья, он прислонил голову к моему плечу, казалось, задремал, и испустил последний дух..." Последние минуты Ланна.Если Вы эти последние минуты считаете мучительными и смертельными, спорить не буду..Не вижу смысла. hi
        [/comment-show] [comment-deleted]
        Комментарий был удален.
        [/comment-deleted]
    1. vet
      vet 7 октября 2021 10:04
      +6
      Умирал-то Ланн не несколько минут, а, фактически, с момента ранения. К тому же, был мужественным человеком. Другой, вполне может быть, в это же самое время, не о семье вспоминал, а визжал, как поросенок.
      1. Даниил Коноваленко
        Даниил Коноваленко 7 октября 2021 11:31
        +5
        Умирал-то Ланн не несколько минут, а, фактически, с момента ранения. К тому же, был мужественным человеком. Другой, вполне может быть, в это же самое время, не о семье вспоминал, а визжал, как поросенок.
        Пусть будет гречка.... smile
  • vet
    vet 7 октября 2021 08:10
    +12
    Эпоха Наполеоновских войн, наверное, один из самых интересных периодов мировой истории. Время героев - небезупречных - но настоящих. Невероятные судьбы и биографии. Наверное, последний раз в истории мы видим в войнах какие-то проблески рыцарства. Мне всегда, когда читаю про Ланна или того же Жубера, вспоминаются строки песни группы "Кино":
    "Две тысячи лет - война, война без особых причин.
    Война - дело молодых, лекарство против морщин.
    Красная, красная кровь - через час уже просто земля,
    Через два на ней цветы и трава, через три она снова жива
    И согрета лучами Звезды по имени Солнце".
    А по статье - достойное завершение интересного очерка.
    1. Кроу
      Кроу 7 октября 2021 09:06
      +13
      Даже жаль,что очерк завершен.Осталось только добавить,что забальзамированные останки герцога Монтебелло перевезли из Шёнбрунна в Страсбург. Год спустя тело маршала с большой помпой, с салютом и почестями по всем городкам и поселкам в сопровождении траурного кортежа, привезли в Париж. В день годовщины победы при Ваграме, 6 июля 1810 г., маршала торжественно похоронили в склепе Пантеона.В последний путь маршала провожал огромная траурная процессия на глазах одетого в траур всего Парижа. Четыре маршала империи (Монсей, Даву, Ж.-М. Серюрье и настоявший на своем участии в этой процессии Бессьер) несли траурный покров на гроб их славного коллеги. Рядом вышагивали с саблей в руке четыре солдата-инвалида, получившие ранения в сражениях под руководством Ланна.Имя Ланна выгравировано на восточной стороне Триумфальной арки на Площади Звезды,а сердце Ж. Ланна погребено на парижском кладбище Монмартр.
  • Толстый
    Толстый 7 октября 2021 08:49
    +12
    hi Валерий. Роскошный получился рассказ. Читается на одном дыхании и с удовольствием. Спасибо.
    Даже жаль, что у Наполеона ограниченное число маршалов smile
    1. Кроу
      Кроу 7 октября 2021 09:11
      +12
      Валерий. Роскошный получился рассказ. Читается на одном дыхании и с удовольствием. Спасибо.
      Присоединяюсь с удовольствием!
      Даже жаль, что у Наполеона ограниченное число маршалов
      Еще не все!Продолжить можно нашими,английскими,прусскими,австрийскими...Еще раз спасибо автору за интереснейшую наполеоновскую эпоху!
      1. ВлР
        7 октября 2021 09:15
        +14
        Следующая статья будет об Ожеро:
        Шарль Пьер Ожеро. Путь от дезертира до маршала
        1. Пане Коханку
          Пане Коханку 7 октября 2021 10:15
          +10
          Шарль Пьер Ожеро. Путь от дезертира до маршала

          Вот за это спасибо. Как и за Ланна. Прочитал с большим интересом. А про Ожеро не так много информации - хотелось бы знать больше.
          1. parusnik
            parusnik 7 октября 2021 20:19
            +3
            Троицкий Н. А. Маршалы Наполеона
        2. iva12936
          iva12936 7 октября 2021 11:09
          +9
          Спасибо! Будем ждать.
  • Ulrih
    Ulrih 7 октября 2021 09:25
    +2
    "Именно здесь Наполеон потерпел первое в своей жизни (и весьма крупное) поражение." - а этот вывод о крупном поражении сделан из чего?
    1. ВлР
      7 октября 2021 09:33
      +10
      Ну, вообще-то, это общепризнанная точка зрения - и у нас, и за рубежом. Формулировки разные - "первое поражение Наполеона", "первая личная неудача", и так далее. Но смысл один - не победа, и даже не ничья. Отход назад с большими потерями, превосходящими австрийские.
      1. Ulrih
        Ulrih 7 октября 2021 10:06
        +2
        Общепринятая точка зрения что Асперн первая неудача Наполеона, а не крупное поражение. Есть разница. К тому же потери обоих сторон примерно равные (23-24 тысячи) - от куда у Вас "превосходяшие потери"? К тому же остались на прежних позициях.
      2. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 7 октября 2021 10:47
        +7
        Цитата: ВлР
        Отход назад с большими потерями, превосходящими австрийские.

        То же самое было под Гейльсбергом в 1807 г., разве нет? И, кстати, если Вики под Асперном указывает потери то на то, то под Гейльсбергом потери французов явно превышали потери русских.
        Так что если считать Асперн неудачей Наполеона, то точно не первой.
    2. Толстый
      Толстый 7 октября 2021 09:53
      +7
      hi На сайте есть статья Алексея Подымова. https://topwar.ru/159999-kak-pobezhdali-napoleona-nepokornyj-dunaj-aspern-i-jessling-21-22-maja-1809-goda-chast-1.html
      Ваше право, можете делать свои выводы, но поражение, как говорится налицо... yes
  • faterdom
    faterdom 7 октября 2021 10:14
    +7

    По старой, но свято почитаемой во всех армиях мира традиции, оба военачальника – Ланн и Бенигсен, бодро отрапортовали о победе.

    Прям как Собянин с Коронавирусом... Оба победили, и не раз!
  • Хозяин Трилобита
    Хозяин Трилобита 7 октября 2021 10:30
    +9
    Возвращаясь к фразе о тридцатилетних гусарах. smile
    Я так и не нашел источника, который приписывал бы её именно Ланну - только Лассалю. Да и опрометчиво было бы со стороны Ланна, который, все-таки сам гусаром никогда не был, говорить такое.
    Мы не знаем (я, во всяком случае) когда именно эта фраза была произнесена, но со стороны человека, не являющегося гусаром, она в любое время звучала бы очень провокационно, тем более, что слово "jean-foutrе", использованное её автором - весьма грязное ругательство, один из вариантов перевода которого - "дама с низкой социальной ответственностью в штанах".
    Представьте себе реакцию на такую сентенцию со стороны того же Лассаля, которому на момент гибели в том же 1809 г., было тридцать четыре года. laughing
    Так мог сказать только гусар, причем чистопородный, этакий "гусарский шовинист", без единого пятна на репутации и с непререкаемым авторитетом в гусарской среде. Лассаль на такую роль подходит, Ланн - нет.
    1. vet
      vet 7 октября 2021 10:39
      +6
      А, с другой стороны, чего бы Ланну и не попровоцировать? С его-то репутацией и характером? Тем более, что ему было побольше 30 лет, но он-то не гусар - может пожить еще. А вот гусару - стыдно! Так что, иди и сдохни!
      1. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 7 октября 2021 10:58
        +6
        Ланн был грубияном, но не был идиoтом. Он мог предметно оскорбить персонально какого-то недруга, но посылать тяжкое оскорбление неопределенному кругу лиц было бы для него по меньшей мере странно.
        1. vet
          vet 7 октября 2021 11:07
          +6
          Зачем "кругу лиц"? Например, так: Разговаривал Ланн с каким-то гусарским генералом, которому уже под 40, что-то не понравилось в поведении собеседника - взял и намекнул (очень толсто), кем тот является. А присутствующие растиражировали.
          Но это, разумеется, версия.
          А вот гусарскому командиру, наоборот, как-то нехорошо своих подчиненных обижать. Он их,
          по долгу службы, вообще-то, беречь должен (чтобы было с кем дальше воевать), а не на смерть поголовно посылать - сразу по достижении 30-летнего возраста.
          1. Комментарий был удален.
            1. 3x3zsave
              3x3zsave 7 октября 2021 12:40
              +6
              "Как говорит мой друг Лассаль..."
              "Как говорит мой друг, капитан Михайлов..."
              1. Пане Коханку
                Пане Коханку 7 октября 2021 12:52
                +4
                "Как говорит мой друг, капитан Михайлов..."

                И что он говорит?
                1. Хозяин Трилобита
                  Хозяин Трилобита 7 октября 2021 13:07
                  +4
                  Он говорит:
                  Если женщина хочет, её нужно покормить!
                  1. Пане Коханку
                    Пане Коханку 7 октября 2021 13:13
                    +8
                    Если женщина хочет, её нужно покормить!

                    Смотря, какая женщина...
                    Зато я в воскресенье насладился оригиналом вот этого портрета в Новгородском музее! Портрет 1790 года.
                    Ранее портрет принадлежал музею в усадьбе А.А. Аракчеева "Грузино".
                    https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/entity/OBJECT/107930?publ=5715722&index=1


                    Похоже, таких портретов два. Один из них - в Гатчине. Могу ошибаться. Но этот уже писался при Павле, как императоре - добавлен орден Св.Иоанна Иерусалимского.
                    1. Хозяин Трилобита
                      Хозяин Трилобита 7 октября 2021 13:22
                      +5
                      Я думал, напишете "смотря чего хочет". smile
                      А по поводу портрета - всё-таки эта эпоха полна своеобразного очарования. Если смотреть на вершину айсберга.
                      А вот как на самом деле выглядели русские князья, точнее, большинство из них, мы, видимо, так и не узнаем...
                      1. Пане Коханку
                        Пане Коханку 7 октября 2021 13:26
                        +5
                        Всё-таки эта эпоха полна своеобразного очарования. Если смотреть на вершину айсберга.

                        Да-да! Именно так. А на самом деле все было гораздо более тяжким, нежели сейчас. Просто мы об этом не задумываемся! Мемуары и романы.. пишут дворяне! request
                        Вы когда-нибудь читали Бестужева-Марлинского? Того самого декабриста, который пропал без вести в бою на мысе Адлер. Я не читал. А он ведь писал романтические книги! hi
                      2. Хозяин Трилобита
                        Хозяин Трилобита 7 октября 2021 13:56
                        +5
                        Не читал. Я вряд ли соберусь. Возраст уже не тот - романтические книги читать. laughing
                        Хотя... может лет через двадцать-тридцать в детство впаду... smile
                      3. Пане Коханку
                        Пане Коханку 7 октября 2021 14:32
                        +5
                        Хотя... может лет через двадцать-тридцать в детство впаду...

                        Если впадете, то "Колобок" - бестселлер на все времена для чтения! yes
                    2. Klio2
                      Klio2 7 октября 2021 17:52
                      +1
                      "читали Бестужева- Марлинского"я читала, но давно . Он не очень понравился
                    3. Пане Коханку
                      Пане Коханку 7 октября 2021 17:53
                      +2
                      "читали Бестужева- Марлинского"я читала, но давно . Он не очень понравился

                      Думается, специфический представитель короткой эпохи, которая нам не понятна.
                    4. Korsar4
                      Korsar4 7 октября 2021 18:05
                      +5
                      Фильм «Рыцарский замок» не очень понравился. Уступает значительно «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго».
                    5. Klio2
                      Klio2 7 октября 2021 20:04
                      +3
                      Фильм:"Рыцарский замок"хороший он много лучше повести.
                      "Баллада "конечно ярче,но и "Айвенго" яркая книга
            2. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 13:55
              +5
              я неправильно прочитал дату первого портрета.
              XVIII в., конец (1790 г.).

              Видимо, имеется в виду, конец 90-х годов. Но не ранее 1797. Потому что орден Ал.Невского Аракчеев получил в 1797-м.
          2. Klio2
            Klio2 7 октября 2021 17:48
            +2
            На портрете изображение Аракчеева,но нижний отличается фоном . Лицо какое-то размытое ,а ордена четко прорисованы . Мне он не понравился
            1. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 17:52
              +2
              На портрете изображение Аракчеева,но нижний отличается фоном . Лицо какое-то размытое ,а ордена четко прорисованы .

              Фото взято с просторов интернета, там может отличаться освещение. Видимо, впоследствии Лампи "дорисовал" своему визави "мальтийский крест".
              Мне он не понравился

              Не поверите, он не нравился слишком многим! laughing А за глаза его вообще звали не иначе, как "большой обезьяной в мундире"! fellow
      2. 3x3zsave
        3x3zsave 7 октября 2021 13:16
        +5
        "Социопат я, говорит, и хочу жить на крыше, в Стокгольме, в котором нет памятника Бернадоту" tongue
        1. Пане Коханку
          Пане Коханку 7 октября 2021 13:20
          +5
          "Социопат я, говорит, и хочу жить на крыше, в Стокгольме, в котором нет памятника Бернадоту"

          Я смотрю, вы с Михаилом соревнуетесь в цитировании моих вчерашних фраз... wink Прям памятливые! drinks
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 7 октября 2021 13:26
            +5
            вы с Михаилом соревнуетесь
            Дааа??? И кто лидирует? Каковы ставки?
            1. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 13:28
              +5
              Дааа??? И кто лидирует? Каковы ставки?

              Плюс за фото Аракчеева твой? Значит, ты. А Михаил жадничает. tongue А если его - значит, ты жадничаешь. А, нет, смотрю, сравнялись. laughing
              Ничего, напишу я еще про "жадных медвежат". wink
            2. 3x3zsave
              3x3zsave 7 октября 2021 13:31
              +6
              Нет, мой второй
            3. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 13:33
              +6
              Нет, мой второй

              А ты, мой жадный, но честный медведик! drinks
            4. 3x3zsave
              3x3zsave 7 октября 2021 13:38
              +5
              Дожил, блин! То единороссом обзовут, тов эпатаже обвинят...
              Друзья называется! crying
            5. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 13:40
              +6
              То единороссом обзовут

              Это кто тебя такими словами обругал? belay "А может, святой отец, вы еще и партийный?" (И.Воробьянинов). wassat
            6. 3x3zsave
              3x3zsave 7 октября 2021 13:48
              +6
              медведик
              Артиста обидеть может каждый!
            7. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 16:04
              +5
              Артиста обидеть может каждый!

              Ага, ты прямо трагик высшей пробы, я уже рыдаю. crying good
              Так вот. Помнишь, ты в 2017-м говорил, что "мешать раствор надо по методу жадных медвежат"? wink
              Я нашел историческое подтверждение. Наглядное. drinks
            8. Mihaylov
              Mihaylov 7 октября 2021 16:37
              +2
              Цитата: Пане Коханку
              Я нашел историческое подтверждение. Наглядное.

              Герб Старой Руссы? hi
            9. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 16:56
              +3
              Герб Старой Руссы?

              Ага! yes Если бы я не знал про этот герб, то сказал бы, что на нем два хитрозадых медведика, подмигивая друг другу и вполголоса матерясь, мешают цемент, жадно пытаясь сэкономить. wink drinks
            10. Mihaylov
              Mihaylov 7 октября 2021 17:00
              +3
              Цитата: Пане Коханку
              два хитрозадых медведика мешают цемент,

              А цемент коричневый бывает? да еще на стуле почему-то лежит.... wassat
            11. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 17:03
              +3
              А цемент коричневый бывает? да еще на стуле почему-то лежит....

              У этих жадных медвежат - бывает. Они его пополам с кизяком мешают. wink А с заказчика сдирают по полной! bully
            12. Mihaylov
              Mihaylov 7 октября 2021 17:08
              +3
              Цитата: Пане Коханку
              Они его пополам с кизяком мешают.

              дак кизяк - это давний строительный материал, проверенный тысячелетиями (как говорили строители пирамид) wassat
            13. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 17:09
              +3
              дак кизяк - это давний строительный материал, проверенный тысячелетиями (как говорили строители пирамид)

              И даже кизяк тоже надо мешать жадно и экономно! wassat
            14. Mihaylov
              Mihaylov 7 октября 2021 17:12
              +3
              Цитата: Пане Коханку
              И даже кизяк тоже надо мешать жадно и экономно!

              конечно, а то кизяка и на одну пирамиду не напасешься, и так всем Египтом напрягались... wassat
            15. Пане Коханку
              Пане Коханку 7 октября 2021 17:14
              +3
              конечно, а то кизяка и на одну пирамиду не напасешься, и так всем Египтом напрягались...

              Я теперь понял смысл выражения "кизяк мамонта". Окаменелый - отличный стройматериал! laughing
            16. Mihaylov
              Mihaylov 7 октября 2021 17:16
              +3
              Цитата: Пане Коханку
              Я теперь понял смысл выражения "кизяк мамонта". Окаменелый - отличный стройматериал!

              Да, но очень редкий: только для отделки царских помещений! wassat
      3. Roman_VH
        Roman_VH 7 октября 2021 22:55
        0
        Теперь это называется "дендро-фекальные технологии"
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 17:16
    +6
    мешать раствор надо по методу жадных медвежат
    Уже неактуально
  • Пане Коханку
    Пане Коханку 7 октября 2021 17:19
    +3
    Уже неактуально

    Обалдеть! belay Ты когда успел стать фазендейро? good Как не толерантно, однако! lol
    За кадром звучит песня группы "Запрещенные барабанщики"? wink
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 17:29
    +4
    За кадром звучит песня группы "Запрещенные барабанщики"?
    Нет, заставка к сериалу "Рабыня Изаура"
  • Пане Коханку
    Пане Коханку 7 октября 2021 17:32
    +4
    Нет, заставка к сериалу "Рабыня Изаура"

    Знаешь, если тебе купить шляпу и хлыст... what То в этом что-то есть! yes
  • bubalik
    bubalik 7 октября 2021 21:24
    +2
    На Боярского похож.
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 21:31
    +3
    Угу. А Безруков на Высоцкого.
  • Roman_VH
    Roman_VH 7 октября 2021 22:57
    +2
    Скорее на Милославского (Куравлева) только злого
  • Толстый
    Толстый 7 октября 2021 21:25
    +3
    hi Антон wassat
    Lere Lere, Lere-Lere-Lere,
    Lere Lere, Lere-Lere-Lere,
    Unga zunga ungue
    Unga zunga unga e
    Tanguele za ungue
    Unga zunga
    Zunga
    Retirantes - Orquestra Som Livre
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 21:34
    +2
    Примерно так и звучало.
    Андрей! hi
  • bubalik
    bubalik 7 октября 2021 21:21
    +2
    laughing это вместо миксера? Антон hi
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 21:29
    +4
    Не, это протоарии бродят по бетону "противосолонь", бетон для Аркаима заклинают.
    Сергей! hi
  • Пане Коханку
    Пане Коханку 8 октября 2021 14:55
    +1
    Не, это протоарии бродят по бетону "противосолонь", бетон для Аркаима заклинают.

    Бесовщина адская, опомнись! belay Что говоришь! Противусолонь! wassat
  • 3x3zsave
    3x3zsave 8 октября 2021 15:28
    +1
    И пошли они несолоно хлебавши
  • Mihaylov
    Mihaylov 7 октября 2021 14:06
    +7
    Цитата: 3x3zsave
    и хочу жить на крыше, в Стокгольме

    Добрый день Антон,
    Видимо, вот на этой крыше:
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 7 октября 2021 15:16
      +5
      Это стокгольмский район Вазастан?
      Сергей hi
      1. Mihaylov
        Mihaylov 7 октября 2021 15:24
        +4
        Цитата: 3x3zsave
        Это стокгольмский район Вазастан?

        Да, а на этой крыше и жил Карлсон, вон там даже столик стоит wassat
      2. Пане Коханку
        Пане Коханку 7 октября 2021 16:01
        +4
        Да, а на этой крыше и жил Карлсон, вон там даже столик стоит

        Мелковат столик, можно поставить не более четырех пятилитровых банок с вареньем. sad
      3. Mihaylov
        Mihaylov 7 октября 2021 16:03
        +4
        Цитата: Пане Коханку
        Мелковат столик, можно поставить не более четырех пятилитровых банок с вареньем.

        Это только кажется: оптический обман, просто далеко: дом-то довольно высокий:
  • Liam
    Liam 7 октября 2021 14:00
    -4
    Цитата: 3x3zsave
    "Как говорит мой друг Лассаль..."

    Не мучайте Рыжова.Он же не обязан знать почему эту фразу первоисточник у которого он скопипастил приписал Ланну.Поэтому и отправил в бой своего духовника/пресссекретаря/альтерэго с ником Vet.Вот блог где эту фразу приписывают Ланну а не Лассалю
    cjmb
    Settembre 10 2011, 21:11

    210

    "Гусар, который не убит в тридцать лет, — не гусар, а дрянь!"
    Сказавший это человек погиб в 40 лет


    https://cjmb.livejournal.com/45879.html

    Если бы автор не просто копипастил статьи а хотя бы минимально изучал самостоятельно темы то знал бы что эту фразу приписал Ланну Е.В.Тарле в своем 12 томнике.


    1. ВлР
      7 октября 2021 16:01
      +3
      Уважаемый, я в отличие от Вас имя и фамилию не скрываю. И мне некогда самому с собой разговаривать. Комментарии к своим статьям - да, просматриваю, и если считаю нужным - отвечаю. В основном, на задаваемые вопросы.
      1. Liam
        Liam 7 октября 2021 20:01
        -4
        Послушайте...не пытайтесь проехаться по ушам людей и оскорблять их интеллект.Что это за аккаунт с ником Vet,когда он "родился",в каких темах выступает,какими комментами-любой здоавомыслящий человек в состоянии оценить сам и сделать свои выводы заглянув в его профиль.Так что оставьте эту патетику для более доверчивой публики.
    2. Klio2
      Klio2 7 октября 2021 19:23
      +2
      Лиам,я думала,что это ошибка появилась в конце 19в . Возможно, Тарле это , где-то прочёл. Ведь, он использовал какие-то материалы?
    3. 3x3zsave
      3x3zsave 7 октября 2021 21:25
      +4
      Я только одного не могу понять, когда я спорю со Шпаковским, мне сыпятся "плюсы", когда Вы спорите с Рыжовым - Вам, "минусы"...
      1. Liam
        Liam 7 октября 2021 21:37
        -1
        )))
        Когда я спорю с Шпаковским-мне тоже в основном плюсы.Ну за исключением несухопутного кота.Но там понятно..у человека это уже личная неприязнь и сердцу не прикажешь.
        Ктати..подозреваю что если Вы поспорите с Рыжовым-тоже минусы посыпятся.
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 7 октября 2021 22:00
          +3
          Уже спорил, не посыпалось.
          1. Liam
            Liam 7 октября 2021 22:08
            -1
            И какая была тема спора?
          2. 3x3zsave
            3x3zsave 7 октября 2021 22:14
            +2
            "Норманность" потомков Ролло Пешехода.
          3. Liam
            Liam 7 октября 2021 22:19
            -2
            Это серьезно...попробуйте как нибудь скинуть публично ссылку на блоги откуда наш креакл копипастит свои творенья,которые выдает за плод собственного творческого зуда над которыми корпел бессонными ночами в плену писательских мук.Посмотрим сколько плюсов соберете
          4. 3x3zsave
            3x3zsave 7 октября 2021 22:40
            +3
            Если честно, мне не интересно этим заниматься. Когда и если Рыжов опупбликует мнение противоречащее моим представлениям о Средневековье, буду бодаться до конца!
          5. Liam
            Liam 7 октября 2021 22:44
            0
            Мне интересно спорить по темам с людьми обладающими знаниями по этим темам.А с копипастеромспорить-себя не уважать.С Зыряновым Вы ж не спорите?
          6. 3x3zsave
            3x3zsave 7 октября 2021 22:51
            +3
            Зырянова я не читаю, как и Харалужного, как и Самсонова.
            Но, "два миллиона ливров приданого" сравнимы со спорным высказыванием Ланна?
          7. Liam
            Liam 7 октября 2021 22:59
            +1
            Цитата: 3x3zsave
            Зырянова я не читаю, как и Харалужного, как и Самсонова.

            Я не ставлю между ними знак равенства.Зырянов копипастит нейтральные темы.Эти же двое разжигают худшие проявления человеческой натуры.В моей иерархии Зырянов на три головы выше.Хотя он понятия не имеет что копипастит.Кстати и Зырянова я тоже не читаю как и остальных копипастеров.
          8. 3x3zsave
            3x3zsave 7 октября 2021 23:05
            +3
            Хотя он понятия не имеет что копипастит
            Угу. Потому и пропал с ресурса. Судебные приставы, видимо, пришли...
          9. Liam
            Liam 7 октября 2021 23:11
            +1
            Вряд ли.У него совсем другие проблемы насколько я знаю.Лучше пожелаем человеку здоровья
          10. 3x3zsave
            3x3zsave 7 октября 2021 23:28
            +3
            Дай Бог здоровья всем!
  • Klio2
    Klio2 10 октября 2021 08:47
    0
    Это уже называется:"пристрастие"
  • Толстый
    Толстый 7 октября 2021 22:05
    +5
    Все просто yes миннезингеру, менестрелю и жонглеру можно, а Лиам себя таким вроде не позиционирует и однако, порой, слишком сильно злой (ИМХО)
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 7 октября 2021 22:10
      +3
      Нет, Андрей, моя стезя шута на этом ресурсе очень не проста.
      1. Толстый
        Толстый 7 октября 2021 22:24
        +3
        Антон, и в мыслях не было уж очень сильно упрощать. Так, схематично... Мне импонирует твое отношение к обсуждениям, не легкомысленное, но летящее... не могу не одобрять. Коряво я как-то мысль оформил, но как-то так.
      2. 3x3zsave
        3x3zsave 7 октября 2021 22:32
        +4
        Все хорошо! good
  • Liam
    Liam 7 октября 2021 22:15
    0
    Цитата: Толстый
    Все просто yes миннезингеру, менестрелю и жонглеру можно, а Лиам себя таким вроде не позиционирует и однако, порой, слишком сильно злой (ИМХО)

    Называть вещи своими имена(лжеца-лжецом,копипастера-копипастером,лицемера-лицемером)-это нормальное поведение любого нормального человека.
    1. Толстый
      Толстый 7 октября 2021 22:32
      +5
      Ну вот. Я же говорил... Вы слишком нормальны...
      Для любого нормального человека? Бросаетесь "срывать маски" а сами даже имя свое скрываете - неискренне как-то это, сиречь - ненормально... Не находите противоречия?
    2. Liam
      Liam 7 октября 2021 22:51
      0
      Цитата: Толстый
      срывать маски

      Маски можно сорвать только только у кого она есть.Скоморохов или вот Зырянов-тоже копипастники.Но они по своему честны в этом,комедию не ломают и никого дурить авторством не пытаются,а честно зарабатывают свой кусок хлеба.Для меня это уважительная позиция к себе и читателям и я даже не прикалываюсь над их творениями.
      Цитата: Толстый
      имя свое скрываете

      )))Сомневаюсь что Вы когда либо спрашивали мое имя и я отказался его назвать.Кто спрашивал-получил ответ.Многие коллеги не дадут соврать)
    3. Толстый
      Толстый 8 октября 2021 00:04
      +3
      yes Они (названые вами) не "копипастеры" а "перепостеры"... Для примера: есть такой сайт Адьютант.ру. Они перевели Карцова и Дирина с дореволюционногой грамматики на современную, убрав яти и еры... При этом объявили обязательной ссылку на их текст. Да это работа, понимаю...
      При том реконструкторы с сайта Петробригада, проделав более сложную работу, восстановив утраченные страницы репринтного издания этим почему-то не озаботились...
      Все авторы используют разнообразные материалы, творчески перерабатывая, адаптируя и компилируя тексты первоисточников и это заслуживает признания, а не раздраженного брюзжания.
      Если продолжить предложенную Вами линию придется называть "копипастером" даже батюшку в церкви laughing
      П.С. Представиться не в личном кабинете, а публично разве зазорно? Прошу простить, если такой момент был и я пропустил (не все ветки читаю)
      С Уважением.
    4. Liam
      Liam 8 октября 2021 00:26
      0
      Меня напрягает не то что Рыжов копипастер ,а то что ломает комедию и пытается выдать свои копипасты за оригинальные труды потом и кровью бессонными ночами трудами и муками выстраданные так скать.А будучи неоднократно пойманным на этом вместо того что бы хотя бы гордо промолчать-юлит,выворачивается,выводит на сцену сомнительные акки,отрицает очевидное и тд.Это уже наглость и ложь.Ничего плохого в том что зарабатывает копейку писаниной не вижу,но зачем пытаться дурить людей претензиями на собственные исследования когда это не так.
      К тому жу его переработки переполнены такими милыми вещами как расизм,шовинизм,ксенофобия и прочими милыми вещами.И эти элементы-действительно продукт его пера,которые он привносит в тексты оригинальных статей других авторов.А его комменты в других темах -уровня неандартальца.

      ПыСы.Мие имя Виктор hi
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 22:35
    +3
    С этой точки зрения, мне непонятен Ваш антагонизм с "Хозяином трилобита".
  • Liam
    Liam 7 октября 2021 22:54
    -1
    А я не раз говорил это открыто.Он довольно умен и начитан в отличии от многих.Но слишком часто,по крайней мере до недавних пор,занимался клоунадами с фоменковщиной и петросянством вместе серьезных обсуждений
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 22:58
    +4
    Он пытался быть серьезным в своей первой ипостаси, забанили. Надеюсь, мое шутовство Вас не смущает?...
  • Liam
    Liam 7 октября 2021 23:08
    0
    Что значит пытался быть серьезным? Человек такой каков он есть-остальное позерство,актерство и неискренность.А мне клоунады не нравятся.Предпочитаю искренную вражду
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 23:18
    +3
    Забавно. Он придерживается того же мнения.
  • Liam
    Liam 7 октября 2021 23:21
    +2
    Ну вот..значит я не ошибся что неглупый человек)
  • 3x3zsave
    3x3zsave 7 октября 2021 23:24
    +3
    И зачем вражда?
  • Liam
    Liam 7 октября 2021 23:33
    +1
    Не знаю что Вы под этим подразумеваете.Пишет умные вещи-я так и говорю.Пишет глупости-тоже говорю.А уж его реакция на мои замечания-его дело,на которое имеет право.У каждого свой характер и реагирует как ему хочется,я не воспринимаю это как что то личное.Мне кажется я со всеми себя так себя веду.В том числе и с Вами.
    Позорных вещей которых я не приемлю абсолютно,он не пишет(в отличии от например морского кота),поэтому не вижу никаких проблем обьективно к нему относится.
  • bubalik
    bubalik 7 октября 2021 23:29
    +5

    3x3zsave
    Сегодня, 00:18


    Liam
    Сегодня, 00:21


    Самые лучшие аргументы — это те, что приходят потом. wink
  • Пане Коханку
    Пане Коханку 8 октября 2021 15:33
    +2
    Самые лучшие аргументы — это те, что приходят потом.

    Соглашусь. Прочитал беседу с очень большим интересом! Достойно! hi
  • Пане Коханку
    Пане Коханку 7 октября 2021 12:56
    +8
    Звучит как начало рассказа о дедушке Ленине.

    Ага, как он из хлеба сделал чернильницу, из молока - чернила, а из соседа по камере - Надежду Константиновну Крупскую. laughing У моего деда было полное собрание сочинений - обязан был иметь, как профессор... Я единственное, что прочитал - его статью про падение Порт-Артура. Мне лет пятнадцать было, думал, новое по истории узнаю - только прочитал роман Степанова "Порт-Артур"... А там, в статье - жгучая критика царизма! Надо сказать, справедливая. hi
    1. Astra wild2
      Astra wild2 7 октября 2021 13:23
      +4
      Я вперёд прочла "Семья Звонаревых" ,а потом"Порт Артур".
      1. Пане Коханку
        Пане Коханку 7 октября 2021 13:24
        +4
        Я вперёд прочла "Семья Звонаревых" ,а потом"Порт Артур".

        Из "семьи" только первую главу прочитал. Далее не касался. Почему-то стало неинтересно...
        1. Astra wild2
          Astra wild2 7 октября 2021 15:39
          +2
          Я уже давно читала,,в" медовый "месяц. Будите смеяться,но это правда. В течении первых 1,5-2 месяцев,я мужа почти не видела - служба
          1. Пане Коханку
            Пане Коханку 7 октября 2021 15:46
            +3
            Будите смеяться,но это правда. В течении первых 1,5-2 месяцев,я мужа почти не видела - служба

            Ничуть не буду. Все понятно - служба.
  • Mihaylov
    Mihaylov 7 октября 2021 11:58
    +7
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Я так и не нашел источника, который приписывал бы её именно Ланну - только Лассалю.

    Всегда считал, что это сказал Лассаль, непонятно почему тут вообще Ланн "всплыл"?
    Это же Лассаль, насколько я помню, отличался самыми экзотическими нарядами, сильно переплюнув даже Мюрата?
    И еще умудрился проходить 4 года "jean-foutrе" (по собственному определению) drinks
    1. Хозяин Трилобита
      Хозяин Трилобита 7 октября 2021 12:41
      +4
      Я тоже не нашел источников, указывающих на авторство Ланна. Но я не спец по этой эпохе - прошло уж очень много лет, как я бросил увлечение наполеоникой. Думаю, всё-таки источники какие-то есть - надо спросить автора или коллегу Кроу - он первый указал на Ланна как на автора фразы.
      Я так мельком глянул биографию Лассаля - он, в общем-то воевал почти всегда рядом с Ланном, наверняка они были прекрасно знакомы, так что и с этой фразой Ланн мог быть знаком непосредственно из уст самого Лассаля, мог и повторить её по какому-нибудь подходящему случаю.
      Но, повторюсь, поверхностный поиск про Ланна в этом контесте ничего не даёт.
  • Astra wild2
    Astra wild2 7 октября 2021 12:41
    +4
    Михаил, Катька хрюшка(забыла телефон)высказала мнение.
    Путаница началась в конце 19в.,когда в России решили обобщить французские источники по наполеоновcким войнам. Кто-то по небрежности перепутал фамилии. Автор мог рассуждать так:слова пренадлижаат храбрецу и грубиЯну,а Лан был такой
    1. Хозяин Трилобита
      Хозяин Трилобита 7 октября 2021 12:55
      +5
      Может быть всё что угодно. Но пока у нас нет первоисточника этой информации, поэтому ждём, что нам поведают коллеги - не могли же Валерий и Кроу одинаково ошибиться. Значит где-то об этом что-то сказано, пусть даже в небольшой заметке в ЖЖ или ВК.
      1. Кроу
        Кроу 7 октября 2021 13:52
        +7
        Нет,Михаил,ссылки на ЖЖ или ВК или тому подобное не дам просто потому,что не сохраняю - прочитал и дальше пошел,а книгу одну вспомнил,раз этот вопрос так принципиален и Трилобиту,и его Хозяину)).Троицкий, "Александр I и Наполеон",если память не подводит.А вообще мне это не принципиально - Ланн или Лассаль.Лассаль сказал эту красивую фразу?Ради Бога!Позволю себе процитировать коллегу Даниила Коноваленко :"Пусть будет гречка"!
        1. Хозяин Трилобита
          Хозяин Трилобита 7 октября 2021 14:09
          +6
          Интересно другое. Вы с Валерием, как я понимаю, не сговариваясь, указали авторство Ланна. Я не смог навскидку найти источник этой информации, мне стало интересно. Поискал - везде Лассаль. Но и по нему тоже ничего конкретного не нашел - когда, кому он это сказал, при каких обстоятельствах. Доискиваться нет ни времени, ни желания, но интерес-то остался. Вот и хочется понять - "откуда дровишки".
          С точки зрения практического интереса, такие изыскания помогают оценить достоверность источника. Если автор позволяет себе ошибки такого рода, значит смело доверять его трудам нельзя - всё надо проверять и подвергать сомнению.
          Возможно, вы где-то нашли какое-то исследование, в котором автор говорит, что эта фраза приписывается Лассалю, но первым сказал её Ланн и далее следуют какие-то материалы, подтверждающие именно этот тезис. А возможно, что вы с Валерием стали жертвой чьей-то ошибки, тогда интересно чьей именно.
          Хотя мне, как и вам, сам факт не особо важен.
  • Korsar4
    Korsar4 7 октября 2021 14:10
    +7
    В книге Нерсесова «Маршалы Наполеона Бонапарта» упоминается, что ошибочно фраза Ланну приписывается. Источник формулировки - Лассаль.
  • Astra wild2
    Astra wild2 7 октября 2021 12:15
    +5
    Коллеги, Валерий добрый день. Сегодня двойная радость: есть ссылка в раздел История и работа Валерия..
    Для меня работы Валерия и Вячеслава Олеговича это УКРАШЕНИЕ САЙТА !
    Эдуард,прошу прощения,что Вас не упомянула,но Вы редко бываете на сайте и немудрено забыть
  • Морской Кот
    Морской Кот 7 октября 2021 12:27
    +10

    Наполеон тогда вдруг изъявил желание наградить «храбрейшего из русских солдат». Александр обратился к командиру полка Козловскому, а тот, растерявшись, ответил: «На кого укажете, тот и будет храбрейшим». С орденом Лазарев получил французскую пенсию в 1 200 франков в год.

    Алексей Евдокимович Лазарев (1775 (?) — 23 марта (4 апреля) 1825) — прапорщик гвардейской инвалидной роты № 1 гвардейской инвалидной бригады в составе лейб-гвардии Гарнизонного батальона.
    В 1807 г., будучи гренадером Преображенского полка, был награждён на параде русских и французских войск в г. Тильзите императором Франции Наполеоном орденом Почетного легиона. Лишён ордена в 1809 г.
    (В 1809-м году по повелению российского цесаревича и великого князя Константина Павловича, унтер-офицера лейб-гвардии Преображенского полка Алексея Лазарева лишили ордена Почетного легиона за «учиненные им дерзкие поступки против фельдфебеля Тиравина и разжаловали без суда в рядовые», переведя в Азовский пехотный полк.)
    1. vet
      vet 7 октября 2021 12:37
      +8
      А они разве могли и имели права лишать человека иностранного ордена? И вдобавок солидной "пенсии", которая шла из французской казны? Не они давали орден, не им, рассуждая логично, его отнимать. И русский царь французскому бухгалтеру- не указ. Если, действительно, вот так взяли и лишили человека, награжденного иноземным императором, иностранного ордена и иностранных денег - это уже беззаконие и произвол.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 7 октября 2021 12:41
        +10
        Получается, что могли. request Вся информация об этом из Вики, а это парень, Лазарев, позднее опять влип в историю, и, вроде бы, застрелился.
        1. Кроу
          Кроу 7 октября 2021 14:08
          +12
          Константин Павлович был еще тот г-н. Он вообще доставал всех в подшефном ему Гвардейском корпусе, пока наконец-то не свалил в Польшу. Разжаловать с лишением наград - стандартная процедура, а то что награжден иностранным орденом, юридический казус который как-то решили.По Уставу Почетного Легиона невозможно лишить кого-либо этой награды. За время наполеоновских войн его были лишены всего два человека Ней и Бурмон. Но оба за измену государству.
          Теперь в список попадает еще русский унтер. Славная кампания для маршалов.
          Но маршалов ордена лишала коллегия ордена. А тут, какой-то цесаревич, берет на себя такие права...Ну как по мне это зависть - как же,у простого мужика из рук самого Наполеона!Ну судите,а хранцузский орден отобрать...Не-спра-вед-ли-во.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 7 октября 2021 14:17
            +8
            Когда в этой стране соблюдались законы, что при царе, что при всех прочих... request
          2. Пане Коханку
            Пане Коханку 7 октября 2021 14:56
            +8
            Он вообще доставал всех в подшефном ему Гвардейском корпусе, пока наконец-то не свалил в Польшу.

            Великий Вождь, он еще и успел поляков вооружить. negative Дело в том, что Константин Палыч очень усердно занимался польским войском. Неисправные ружья сразу сдавались в ремонт или на склады, а он взамен требовал исправных - из России. Вот, и вооружил ясновельможных для восстания! request
            По Уставу Почетного Легиона невозможно лишить кого-либо этой награды.

            Был один удивительный человек, который носил русские и прусские ордена вместе с орденом Почетного Легиона. Огюст Монферран. Получив награду от Бонапарта, он потом ставил в Петербурге символ победы над ним же - Александровскую колонну.
            1. Кроу
              Кроу 7 октября 2021 15:05
              +8
              вооружил ясновельможных для восстания!
              Да говорю же г-н!Вроде себе (коллекционер же ж!) орден заграбастал,но это не точно,а то опять допрос учинят "где слышал,кто тебе сказал,при каких обстоятельствах,а ты докажи"))
              1. Пане Коханку
                Пане Коханку 7 октября 2021 15:08
                +6
                но это не точно,а то опять допрос учинят "где слышал,кто тебе сказал,при каких обстоятельствах,а ты докажи"))

                Но при этом патологически не хотел править Россией!
                Вы "Союз спасения" смотрели?
              2. 3x3zsave
                3x3zsave 7 октября 2021 15:56
                +7
                а то опять допрос учинят "где слышал,кто тебе сказал,при каких обстоятельствах,а ты докажи"))
                "Я вам музыку играю, а вы мне пальцы рубите!" crying laughing
                1. Пане Коханку
                  Пане Коханку 7 октября 2021 17:16
                  +7
                  "Я вам музыку играю, а вы мне пальцы рубите!"


                  Всегда быть в маске... судьба... твоя!... laughing

            2. Mihaylov
              Mihaylov 7 октября 2021 15:08
              +6
              Цитата: Пане Коханку
              Огюст Монферран.

              Голявкин часто наведывался в рюмочную у Исаакиевского собора. Звонил оттуда жене. Жена его спрашивала: — Где ты находишься?
              — Да так, у Исаакиевского собора.
              Однажды жена не выдержала: — Что ты делаешь у Исаакиевского собора?! Подумаешь — Монферран!
              1. 3x3zsave
                3x3zsave 7 октября 2021 15:23
                +6
                — Где ты находишься?
                - Рядом, между пивной и микрозаймами.
                - Вот ты, блин, сейчас полгорода описал!
              2. Пане Коханку
                Пане Коханку 7 октября 2021 15:56
                +6
                Огюст Монферран.

                Я почему про фильм "Союз спасения" вспомнил.
                Тут дело-то в чем. Милорадович вовсю педалировал Константина на престол (не в фильме - в жизни!). Но он не мог не знать, что именно Константин абсолютно не хочет править Россией! Патологически! Он об этом заявил еще в ночь убийства своего отца. stop
                Чем руководствовался Михаил Андреевич, пропихивая присягу Константину? Законом? Личными симпатиями? Или... what
                А если бы Константин стал императором.. не желающий править Константин.. кому бы он доверил все государственные проблемы? Тому, кого хорошо знал. По войнам с Наполеоном. По службе. soldier
                Этим лицом мог бы быть только сам Милорадович. Остальных героев 1812-го года уже половины и в живых не было. hi
                Но это так, моя личная "теория заговора". laughing drinks
                1. Mihaylov
                  Mihaylov 7 октября 2021 16:16
                  +5
                  Цитата: Пане Коханку
                  Но он не мог не знать, что именно Константин абсолютно не хочет править Россией! Патологически!

                  А точно он не хотел править?
                  Меня терзают смутные сомнения: что-то он все-таки мутил: от престола вроде как отрекся, а подтверждать не спешил, выжидал: а вдруг сложится? drinks
                  1. Пане Коханку
                    Пане Коханку 7 октября 2021 16:21
                    +5
                    А точно он не хотел править?

                    Точно. Вообще никак. Ему было достаточно Польши - своего маленького царства.
                2. Klio2
                  Klio2 7 октября 2021 18:35
                  +2
                  "личная" теория заговора"Милорадовича в правительство предполагали и члены:"Северного общества" .
                  Это была сильная фигура: командующий гвардией, очень популярен в армии и обществе .
                  Есть предложения,что он , Сперанский и ещё кто-то стояли за восстанием декабристов
                3. Cartalon
                  Cartalon 7 октября 2021 20:55
                  +2
                  Эта теория ещё у Эйдельмана была
                  1. Пане Коханку
                    Пане Коханку 8 октября 2021 09:51
                    +2
                    Эта теория ещё у Эйдельмана была

                    Вот, видите, какой я не образованный! request Про Эйдельмана был не в курсе!
          3. Klio2
            Klio2 7 октября 2021 18:21
            +3
            "славная компания для маршалов,а может для ветер офицера? Два маршала-изменника
            О Бурмоне не слышала, возможно, Мормон?"герцег Рагузский"потом-"рагузьер"
  • Klio2
    Klio2 7 октября 2021 18:13
    +3
    Желаю всем доброго вечера.
    Собиралась на работу и забыла телефон. У меня ZTE,а у него батарея слабая . Утром поставила заряжать и забыла.
    У Астры глянула: есть ссылка:" История",а дома уже нет ссылки.
    ОБИДНО. Я тогда "превратилась" к комментариям"Морского кота",он и Владкуб любят историю : всегда их вижу
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 7 октября 2021 18:18
      +4
      Купите "пауэрбанку"
      1. Klio2
        Klio2 7 октября 2021 20:16
        +2
        Была,но я потеряла.
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 7 октября 2021 20:28
          +1
          Абзац! Как можно потерять "пауэр банку"?
          1. Klio2
            Klio2 10 октября 2021 12:00
            +1
            Где-то положила и забыла ,а она молча лижит
    2. Korsar4
      Korsar4 7 октября 2021 18:26
      +2
      В кого Вы превратились? А дома не возражали?
  • Klio2
    Klio2 7 октября 2021 19:13
    +3
    Цитата: Korsar4
    В кого Вы превратились? А дома не возражали?

    Писала "прицепилась",а получилось"превратилась"
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 7 октября 2021 19:18
      +4
      Уничтожте Т9, и Вере посоветуйте. Кстати, почему Вы называете ее "Астрой"? Все, кому интересно, знают как ее зовут
      1. Klio2
        Klio2 7 октября 2021 19:46
        +2
        Не знаю, возможно, по привычке, когда она нам впервые дала читать,мы все выискивали её комментарии. Все таки наша
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 7 октября 2021 20:38
          +3
          "Привычка" здесь не работает. Хотите быть полноценным агентом, называйте людей и вещи, своими именами
          1. vladcub
            vladcub 8 октября 2021 07:14
            +3
            Антон, прямо наставление по шпионажу
          2. Klio2
            Klio2 10 октября 2021 08:45
            +1
            Это не из"Семнадцать мгновений весны".
    2. Korsar4
      Korsar4 7 октября 2021 20:07
      +3
      Зато как замечательно вышло.
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 7 октября 2021 20:40
        +3
        Да, хреново вышло, если честно...
  • helloween
    helloween 7 октября 2021 20:19
    +5
    Моя любимая эпоха. Последние войны насыщенные духом рыцарства и уважения к противнику. Великие люди,великие битвы. Слава всем. И французам и и победившей коалиции.
  • Vagabung
    Vagabung 8 октября 2021 20:55
    0
    Движение русско-австрийской армии началось в 4 часа утра. Первые три колонны союзных войск были нацелены против правого фланга французов, где находился III корпус маршала Даву.

    Не находился там корпус Даву. Там находилась дивизия Леграна из корпуса Сульта. А Даву спешил туда "на всех парах". И уже когда удалось выбить Леграна из Тельниц и Сокольниц, и он вынужден был отступить, к нему стали подходить части из корпуса Даву. В авангарде шла дивизия Фриана, следом драгунская дивизия Брусье.