Коммунистический Китай: блокада из Белграда

96
Коммунистический Китай: блокада из Белграда

Признать нельзя осудить


Федеративная Народная Республика Югославия, враждовавшая с СССР и его восточноевропейскими союзниками в 1948–1953 годах, официально признала КНР уже 3 октября 1949 года – через два дня после её провозглашения. Но обмен посольствами произошёл только 2 января 1955 года.

Дело в том, что Белград, всё активнее сближавшийся с Западом с конца 40-х (После Тито был потоп. Тяжёлое наследие хозяина Югославии), не мог не учитывать позицию западных держав в отношении КНР. Не мог Тито игнорировать и участие всего НАТО в прямой военной поддержке Южной Кореи в период Корейской войны (1950–1953 годов).



Характерно в этой связи, что ФНРЮ воздерживалась при голосованиях в ООН проектов советских резолюций в 1950–1952 годах, предлагавших осудить американскую оккупацию Тайваня и вторжение войск НАТО в Корею. Что, разумеется, вызывало многословную официальную критику со стороны Пекина и Москвы.

А в канун провозглашения КНР, 28 сентября 1949 года, правительство СССР в своей ноте обвинило правительство Югославии «в фактическом попрании и разрыве советско-югославского Договора «о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве» (1946 года). Поэтому СССР «считает себя свободным от обязательств, вытекающих из этого договора».

И почти через месяц после провозглашения КНР, 25 октября 1949 года ФНРЮ и СССР отозвали своих послов соответственно из Москвы и Белграда. Такая ситуация (дипломатический развод) сохранялась до июня 1953 года включительно. Пекин в тот период поддерживал Москву в конфликте с Белградом, поэтому посол КНР в Югославии даже не был назначен.

А на проамериканскую внешнюю политику Белграда, в том числе в отношении КНР, в тот же период указывало и то, что ФНРЮ официально признала ГДР только в октябре 1957 года – через восемь лет после провозглашения ГДР (7 октября 1949 года). Хотя дипотношения Югославии с ФРГ были установлены в 1951 году – уже через два года после её провозглашения.

Китайские церемонии


Но китайские дипломаты в Восточной Европе в первой половине 1950-х, особенно в Румынии и Польше, пытались «навести мосты» с Белградом. Это было сделано, чтобы использовать возможную нормализацию китайско-югославских отношений в качестве противовеса зависимости КНР от СССР.

Однако под давлением Москвы её восточноевропейские союзники в тот период не решились стать посредниками для урегулирования отношений КНР с ФНРЮ. Тем не менее Пекин в тот период воздерживался от разнузданной критики Тито, развернутой в СССР и восточноевропейских странах.

Фактическое присоединение Югославии в 1949–1954 годах к блокаде Западом КНР Тито объяснил главе КНР Хуа Гофэну много позже – в ходе своего официального визита в Китай с 30 августа по 7 сентября уже 1977 года.


Иосип Броз Тито с Хуа Гофэном (сопровождающий – крайний справа от Тито, во френче) в Пекинском гарнизоне НОАК (4 сентября 1977 года)

По оценке югославского лидера, США и другие страны НАТО оказывали давление на Белград, чтобы Югославия воздержалась от развития отношений с КНР. А в тот период отношения ФНРЮ с Западом, по словам Тито, имели для неё решающее значение, ввиду весьма реальной угрозы советского военного вторжения в Югославию с участием Болгарии, Венгрии и Румынии.

Тем более что 14 ноября 1951 года в Вашингтоне был подписан бессрочный договор ФНРЮ с США «О военно-техническом сотрудничестве и взаимном обеспечении безопасности» (действовал вплоть до распада Югославии). Поэтому сложившаяся ситуация сковывала, по мнению главы СФРЮ, югославско-китайское сотрудничество. Хуа Гофэн высказал понимание этих обстоятельств начала 1950-х.

Заметим, что упомянутый договор предусматривал:

«...Правительство США предоставит или будет продолжать предоставлять в распоряжение Правительства ФНРЮ оборудование, материалы, услуги или другую помощь в соответствии с Законом США «О взаимной помощи в обороне» 1949 года и Законом США «О взаимной безопасности» 1951 года».

А югославская сторона, в свою очередь,

«...предоставит США взаимную помощь, продолжая содействовать производству и передаче Соединенным Штатам в таких количествах и на таких условиях, которые будут согласованы, сырья и полуфабрикатов, необходимых США в результате недостатка или потенциального недостатка в собственных ресурсах и с учётом наличия их в Югославии».

Дипломатия на опережение


Но ещё до подписания того договора, 13 июня 1951 года глава отдела планирования Армии США генерал-лейтенант К. Эддльман и начальник генерального штаба Югославской армии генерал-полковник К. Попович подписали в Белграде соглашение на 1951–1953 годы «О срочной доставке в Югославию военных грузов и о военных консультациях».

Общий же объем американской военно-технической помощи Югославии за 1950–1954 годы превысил 450 млн долларов, включая льготные кредиты Белграду на поставки в ФНРЮ вооружений, боеприпасов и товаров двойного назначения из США.

Притом эта помощь оказывалась Белграду до первой половины 80-х годов включительно (подробнее см. – Lees L., «Keeping Tito Afloat: The United State, Yugoslavia, and the Cold War», Pennsylvania State University Press, 1997; «U. S. Diplomatic Records on Relations with Yugoslavia during the Early Cold War: 1948–1957», ed. by N. Ceh. Boulder, New York, 2002).

Югославия оказалась активной участницей блокадной политики Запада в отношении Китайской Народной Республики в первые же годы её существования. И только в январе 1955 года Белград и Пекин на фоне нормализации советско-югославских отношений обменялись послами и посольствами.

Но даже после фактического установления в 1955 году китайско-югославских отношений и при нормализации советско-югославских отношений с того же 1955 года Мао безжалостно критиковал руководство ФНРЮ. Так, в беседе с советским послом в КНР П. Ф. Юдиным 8 марта 1955 года Мао заявил:

«...Тито и его группа, заявляя о приверженности марксизму, ведут себя как троцкисты: кричат, что они за Ленина, но против Сталина. А марксисты не могут не признавать Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина как единое целое».


Более того:

«Тито и титовцам доверять нельзя – они очень крепко связали себя с империалистами. Потому мы осторожно говорим о возможном политическом сближении с Союзом коммунистов Югославии».

Однако через 13 лет, вскоре после известных событий в Чехословакии (1968), быстро пошла в рост китайско-югославская торговля, а в 1977 году Пекин и Белград, повторим, окончательно помирились друг с другом...
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    8 октября 2021 04:28
    Тито объяснил
    Это была многовекторность ! feel
    1. +10
      8 октября 2021 06:09
      Дружба ВСЕГДА бывает против кого то.
      У меня Тито всегда вызывал интерес.
      Как смог уцелеть во время неоднократных чисток в Коминтерне?.
      Потворствовал албанцам. Косово Хотя здесь понятно-он был хорватом,а не сербом.
      Ну и присутствие сына Черчилля Рандольфа в горах Югославии1943/1944 гг явно дало свои плоды.
      В свое время Сталин хотел создать Южнославянскую федерацию,куда вошла и бы Болгария.
      Причем возглавлял бы ее не Тито,а Димитров.Но не получилось.
      1. +3
        8 октября 2021 07:44
        Ничего не знал про все перечисленые интриги. Казалось бы, после 2МВ будет единственно социалистических...Хотя Коминтерн перестал....Может, когда и об этом авторы нам расскажут. Большой плюс статье
        1. +7
          8 октября 2021 08:22
          Дима! Вы тоже можете пойти в воскресенье в библиотеку Салтыкова-Щедрина, взять там подшивки ПРАВДЫ с 1946 по 1949 год и самостоятельно прочитать как Броз Тито за считанные годы превратился из коммуниста и продолжателя дела Сталина в кровавую собаку американского империализма.
          1. +2
            8 октября 2021 09:30
            У меня ненормирована работа.Часто выходной в понедельник wassat не пойду в библиотеку
            Правда, в музеи laughing хожу часто
            1. +3
              8 октября 2021 11:16
              Цитата: Reptiloid
              Правда, в музеи хожу часто

              Жаль, что воскресенье у Вас занято.
        2. +1
          9 октября 2021 12:30
          Единство социалистов-коммунистов это иллюзия. Просто в СССР информация давалась крайне ограничено, да и у нас сейчас тоже. Мало информации о сотрудничестве Китая с США против СССР в Афганистане, о тысячелетнем противостоянии Вьетнама и Китая. Мир всегда многовекторный.
      2. +1
        12 октября 2021 01:19
        Цитата: knn54
        Как смог уцелеть во время неоднократных чисток в Коминтерне?.
        Потворствовал албанцам. Косово

        Тито вовремя понял, что выжить шансы выше у коммунистического подпольщика в Югославии, чем у сотрудника Коминтерна в Москве. Тито надеялся присоединить Албанию к Югославии. Без Тито сербские руководители не смогли удержать за собой даже территории населенные сербами.
  2. +3
    8 октября 2021 04:50
    Я курить начинал с Югославского Ронхила.
  3. +1
    8 октября 2021 04:55
    Уже с начала 60-х годов по уровню фактических доходов на душу населения Югославия, гражданам которой разрешалось ещё и работать за рубежом, стала значительно опережать СССР и другие соцстраны. Нередко в СМИ экс-югославских стран поныне ностальгически, но вполне объективно отмечается в этой связи, что никогда их гражданам не удавалось так мало работать и так много зарабатывать, как при маршале Тито.

    https://topwar.ru/170530-posle-tito-byl-potop-tjazheloe-nasledie-hozjaina-jugoslavii.html
    Однако через 13 лет, вскоре после известных событий в Чехословакии (1968), быстро пошла в рост китайско-югославская торговля, а в 1977 году Пекин и Белград, повторим, окончательно помирились друг с другом...

    Что-то связующее в этих положениях есть...Может быть, воплощение желания «жить долго и счастливо»? belay
    А я помню, как по радио звучали и в лентах кинохроники то и дело мелькали имена Мао Цзэдуна и Иосипа Броз Тито...
    1. +5
      8 октября 2021 07:51
      Цитата: ROSS 42
      .....А я помню, как по радио звучали и в лентах кинохроники то и дело мелькали имена Мао Цзэдуна и Иосипа Броз Тито...
      good hi класс! Уважение к Вашему wink возрасту и памяти .
  4. +1
    8 октября 2021 05:11
    Мда what теперь на месте Югославии кучка раздробленных республик полностью зависящих от воли Вашингтона и Брюсселя.
    Предвидел бы Тито во что превратится Югославия.
    С китайцами не надо было ссориться надо было слушать их советы мудреца Конфуция... сейчас бы как китайцы нагибали бы Европу.
    1. +10
      8 октября 2021 08:21
      С китайцами не надо было ссориться надо было слушать их советы мудреца Конфуция...

      Ну, они сами тоже много чего наделали - "Большой скачок", "Культурная революция" - это тоже им Конфуций прописал? Единственное мудрое решение - площадь Тяньаньмынь 1989, после чего они сумели остаться единой страной. В случае победы китайского Горби (а мог реализоваться и такой вариант) они бы развалились - уйгуры с тибетцами точно бы отпали.
      1. +1
        8 октября 2021 09:37
        Приветствую, Сергей! hi Самое интересное, что с 1950года Китай многократно подавлял несогласных внутри страны, по памяти---более 10-12 раз, вторгался в Тибет, при этом участвовал в Корейской войне еще.....
        Вспоминаются прочитанные слова о том ,что Сталин хотел создать форпост СССР в Азии с опорой на Китай.....
        1. +6
          8 октября 2021 17:03
          при этом участвовал в Корейской войне еще.....

          Дмитрий, китайцы спасли КНДР своими "добровольцами". В Тибет китайцы не вторгались, они оттуда и не выходили. Очень на них Далай-Лама обижен, ну да и хрен с ним. Тибет всё делят индусы с китайцами. Мне даже непонятно, кому нужна эта высокогорная пустыня, там вообще ничего нет. Наверное, дело принципа. Каждые 20 лет тибетцы вдруг возбуждаются, китайцы их отстреливают, и опять всё замирает на 20-30 лет.
          1. +2
            8 октября 2021 19:05
            Сергей hi я безэмоционально излагаю, поскольку всем ясно насчёт корейской войны. laughing и добровольцев.
            История Тибета также, как и Китая, древняя и отношения бывали разные.....иногда правительства Китая прямо контролировали Лхасу, иногда--- меньшеВ 1912 году китайцы вывели аойска из Тибета. По разным причинам.Всё-таки в 1913 году Далай Ламе удалось издать Декларацию Независимости Тибета , он проводил реформы...тут роль ещё Англия сыграла....
            .В 1945 в Китае началась гражданская аойна.Гоминьдан. Также с Тибетом. Китайцы позже вошли в Тибет.
            1. +6
              8 октября 2021 19:28
              Да, конечно всё так, но Китай 1912 года и Китай 1949 года - это разные Китаи. Что касается Далай Ламы, то ему хочется играть роль восточного Папы римского и жить в тибетском Ватикане, но этого не хочет КНР и правильно делает. Ибо нефиг.
              1. 0
                8 октября 2021 19:37
                А встречалась ли Вам такая фраза
                Красноармейске хотели с боями прорваться в Тибет.....

                Как-то не сформулировать....Рерих, Барченко....?..?
                1. +3
                  8 октября 2021 19:42
                  Нет, не встречалась. Я застал некоторый период преклонения перед Рерихом в начале 80-х (часть местной "интеллигенции" считала, что там какое-то сокровенное "знание"), на меня этот бред не действовал. Вдобавок картины Рериха не идут ни в какое сравнение с картинами Роквелла Кента (член компартии Канады). Его картины были даже в школьном учебнике для младших классов. Но - не модно среди "интеллигенции" восхищаться творчеством коммуниста. Вот превозносить антисоветчика-морфиниста Булгакова - это модно до сих пор. В то время (начало 80-х) прочёл по настоянию одного "интеллигента" какую-то рериховскую книжку, но ничего там необычного не нашёл, кроме одного эпизода, как какой-то монах сидел на снегу чуть ли голым задом очень долго без видимых последствий. Вот и всё тибетское чудо. Роквелл Кент - это 50-60 года.
                  1. +1
                    8 октября 2021 20:29
                    Про Рериха, надо искать, что читал,,,,что агент....
                    Рокуэлла Кента знаю. good Я маленький читал старую книжку МОБИ ДИК, БЕЛЫЙ КИТ.Его иллюстрации, гравюры.У нас есть социалистическая его книга,чёрно-белая. С удивлением увидел цветные потом
                    1. +1
                      8 октября 2021 21:37
                      В школьном учебнике была цветная картина.
      2. +1
        8 октября 2021 10:23
        Повезло китайцам... их Горби ещё не родился smile.
        1. +2
          8 октября 2021 16:49
          их Горби ещё не родился

          Родился, но перед принятием решения по Тяньаньмыню его задвинули, где-то читал, что в Китае были большие споры перед тем, как танки пустить.
          1. +1
            9 октября 2021 02:51
            Родился, но перед принятием решения по Тяньаньмыню его задвинули
            Его "задвинули" ЗА ДВА ГОДА до Тяньаньмэня (после первых волнений 1986 года, от его консенсусов и плюрализьмов)... Это был Ху Яобан. Причём , он с поста Генсека ЦК КПК слетел раскаявшись и сам попросившись в отставку... , а через десяток месяцев его снова избрали членом Политбюро ЦК КПК .
            А начались протесты на площади Тяньаньмэнь (в 1989-м) после того как этот китайский горби (Ху Яобан) "отбросил тапки" - инфаркт микарда, вот такой рубец!...
            1. +2
              9 октября 2021 12:38
              Цитата: militarist63
              Это был Ху Яобан

              Нет. "Китайским Горбачёвым" называют Чжао Цзыяна. С 1987-го он генсек ЦК КПК после отставки Яобана. Чжао был единственным, кто был против военного положения. 20 мая Ли Пэн ввёл ВП и Чжао был снят со всех постов. Его либеральный курс вполне мог привести к событиям, схожим с советскими. Но партия не вняла его мнению и провела военную терапию. Вот почему он - китайский Горбачёв.
        2. -1
          8 октября 2021 21:04
          Цитата: Леха с Андроида.
          Повезло китайцам... их Горби ещё не родился

          Ерунда. Чжао на 12 лет старше Горби.
          1. -1
            9 октября 2021 02:52
            Пардон, а кто такой Чжао?
            1. -2
              9 октября 2021 10:47
              Чжао Цзыян. Полюбопытствуйте в гугле.
      3. +2
        8 октября 2021 14:20
        Цитата: Авиатор_
        это тоже им Конфуций прописал?

        Да нафига этим робятам Конфуций - у них есть цитатник председателя. Только у Библии тираж больше)
        1. +3
          8 октября 2021 15:30
          Ну, они тоже люди и любят... wink
          1. +4
            8 октября 2021 18:14
            Цитата: Морской Кот
            Ну, они тоже люди и любят..

            Когда тычешь в продавщицу дулом калаша, "пожалуйста" явно лишнее. bully
        2. 0
          8 октября 2021 19:24
          Цитата: Пепел Клааса
          у них есть цитатник председателя
          Не только
          1. +2
            8 октября 2021 20:51
            Цитата: sniperino
            Не только

            Хунвейбину нуднятину первых четырёх знать не обязательно. Во-первых, скучно. Во-вторых ... есть бестселлер.
    2. +1
      8 октября 2021 14:35
      Цитата: Леха с Андроида.
      надо было слушать их советы мудреца Конфуция... сейчас бы как китайцы нагибали бы Европу.

      С какого это перепугу конфуцианский традиционализм, отрицание реформ и сопротивление прогрессу помог бы нам "нагибать Европу"?? Когда конфуцианство было гос.идеологией (а это, на минутку, почти 1900 лет), Китай пребывал в глубокой заднице, превратившись в автаркию. И никого не "нагибал", будучи нагибаем сам. И это не конфуцианство вытащило его из ямы и превратило во вторую экономику мира.
  5. +5
    8 октября 2021 06:24
    по моему мнению , одной из причин почему Югославия при Сталине стала отворачиваться от СССР было то , что двум медведям жить в одной берлоге не комфортно. До смерти Сталина оба лидера- Тито и Сталин выглядели бесспорными авторитетными лидерами , по сравнению с которыми авторитеты лидеров остальных стран соц. лагеря были просто мизерными . Зато , они были послушны . И как только проявился конфликт между Сталиным и Титом , остальные лидеры соц. лагеря ,там Польши , Венгрии , Чехословакии , Румынии , Болгарии подержали СССР. Вот и стал Тито поворачиваться то к Китаю то к Западу . Но первое что больного для всего сталинского- коммунистического международного движения сделал Тито это было то , что Югославия прекратила помощь греческим коммунистам , они проиграли Гражданскую войну и Греция уже в 1952 году стала членом НАТО .
    Если говорить про сейчас так модную гибридно- информационную войну , то это не новшество . Как раз информационную вону против Тито тогда вёл Коминформбюро . При всём моём уважении к заслугам Сталина , у него были и явные просчёты как внутренней , так и в международной политике .... Но как только Сталина в СССР заменил ни где авторитета не нашедший Хрущёв , то и отношения между СССР и СФРЮ стали поправляться .
    1. +6
      8 октября 2021 07:03
      Цитата: север 2
      а в 1977 году Пекин и Белград, повторим, окончательно помирились друг с другом...

      Принципы принципами, а денежки подай!
      1. +2
        8 октября 2021 07:22
        Цитата: kalibr
        Цитата: север 2
        а в 1977 году Пекин и Белград, повторим, окончательно помирились друг с другом...

        Принципы принципами, а денежки подай!

        так после того, как Сталин обломал рога Югославии стать центром притяжения всего коммунистического движения в Восточной Европе с желанием Тито к себе приблизить и привлечь ещё и коммунистов Франции и Италии , с тех пор Белграду стало деньги утром , а принципы вечером...
        1. +5
          8 октября 2021 08:18
          Цитата: север 2
          с тех пор Белграду стало деньги утром , а принципы вечером...

          Вот именно. А еще она сумела встать во главе всего движения Неприсоединения и заработать на этом ценный политический капитал!
          1. +4
            8 октября 2021 09:59
            И итогом всего этого гражданская война, интервенция, развал страны. Вот и вся ценность этого политического капитала. По сути это был ещё один нож в спину коммунистического движения. Человество ещё не раз умоется кровью из-за своей глупости.
            1. +1
              8 октября 2021 11:15
              Чихал я на все человечество. Вот югославские ботинки в 1977 году мне были очень кстати. Какая кожа, а качество кроя и прошив. Все только и спрашивали: "А где достал?" Достал, не купил. Кстати, живут они после своей гражданской войны опять же лучше, чем наши абхазцы после своей... Следов ее не видно никаких. А у них видно до сих пор. Кто у них там отдыхал - скажут...
              1. 0
                8 октября 2021 12:03
                Цитата: kalibr
                Чихал я на все человечество.

                В том числе и на себя? Невозможно быть человеком вне общества.
                Цитата: kalibr
                Вот югославские ботинки в 1977 году мне были очень кстати. Какая кожа, а качество кроя и прошив. Все только и спрашивали: "А где достал?" Достал, не купил.

                Это да понимание политики и экономики у нашей интеллигенции до сих пор где-то на уровне югославских ботинок 1977 года.
                1. 0
                  8 октября 2021 12:20
                  А Вы, Макар, к какому социальному слою принадлежите, интересно? Неужели к пролетариату?
                  1. +2
                    8 октября 2021 12:27
                    Цитата: kalibr
                    Неужели к пролетариату?

                    К буржуазии меня врядли можно отнести. Поэтому наверное скорее - да, чем - нет.
                    1. +2
                      8 октября 2021 12:47
                      Цитата: IS-80_RVGK2
                      Цитата: kalibr
                      Неужели к пролетариату?

                      К буржуазии меня врядли можно отнести. Поэтому наверное скорее - да, чем - нет.

                      То есть Вы гегемон?! Ну-ну!
                      1. 0
                        8 октября 2021 14:14
                        Не стоит завидовать. Вы тоже недалеко ушли.
                      2. 0
                        8 октября 2021 14:43
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        Не стоит завидовать. Вы тоже недалеко ушли.

                        Мне Вам? Смеетесь...Дистанция между нами огромного размера во всех смыслах...Вы чукча, который читатель, а я властитель умов. "Поэт в России больше, чем поэт"
                      3. -2
                        8 октября 2021 14:51
                        Цитата: kalibr
                        Дистанция между нами огромного размера во всех смыслах

                        Тут вы правы. Я не умею красиво излагать свои глупые мысли.
                        Цитата: kalibr
                        Вы чукча, который читатель, а я властитель умов.

                        Не хочу вас расстраивать... Но пока на властителя умов вы не тянете. О вас никто не говорит. Совсем никто.
                        Цитата: kalibr
                        "Поэт в России больше, чем поэт"

                        Не помню за вами такого. И что у вас ещё и стихи есть? Можно ознакомиться?
                      4. 0
                        8 октября 2021 17:10
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        О вас никто не говорит. Совсем никто.

                        Мысли у Вас действительно глупые. И не надо, чтобы говорили. Это как раз самое последнее дело. Надо чтобы читали! А с этим проблем как раз нет. На цифры просмотров перед материалами посмотрите.
                      5. -1
                        8 октября 2021 17:16
                        Цитата: kalibr
                        Мысли у Вас действительно глупые.

                        Вы меня расстраиваете Вячеслав Олегович. А я то думал что читая ваши статьи хоть чуточку стал умнее.
                        Цитата: kalibr
                        И не надо, чтобы говорили.

                        Так не интересно.
                        Цитата: kalibr
                        Надо чтобы читали!

                        То что на заборе написано тоже читают.
                      6. +2
                        8 октября 2021 17:52
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        То что на заборе написано тоже читают.

                        Ну надписи на заборах и статьи на ВО читаются по-разному. Вы, кстати, загляните еще на сайт Правда.ру. Там у меня на сегодня 330 статей и многие тоже по-своему интересны.
                      7. -2
                        8 октября 2021 19:54
                        Макар, его греет количество, на качество у него квалификации не хватает.
                      8. 0
                        8 октября 2021 20:12
                        Цитата: Авиатор_
                        его греет количество, на качество у него квалификации не хватает.

                        Насчет качества я Вам писал, Сергей, вчера. Подробно.Когда Вы мне объясняли, что к.т.н круче, чем к.и.н. Неужели Вы уже забыли? Нельзя быть таким забывчатым. К тому же Макару, что качество, что количество - все едино.
                      9. -1
                        8 октября 2021 20:21
                        Когда Вы мне объясняли, что к.т.н круче, чем к.и.н.

                        Про "крутизну" я не писал. Мне знакомы к. и. н. с гораздо большей ответственностью к содержанию статей, нежели вы. Вот об этом и была речь. Кто такой гегемон нынче - поняли?
                      10. +2
                        8 октября 2021 20:22
                        Цитата: Авиатор_
                        Мне знакомы к. и. н. с гораздо большей ответственностью к содержанию статей, нежели вы.

                        На ВО?
                      11. +2
                        8 октября 2021 17:11
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        "Поэт в России больше, чем поэт"
                        Не помню за вами такого.

                        Пора бы знать, что это фигура речи.
                      12. -2
                        8 октября 2021 17:17
                        Пора бы понять что я чуть менее чем полностью состою из сарказма и постиронии. Ну и то что я люто бешено ненавижу глупость и вранье.
                      13. +3
                        8 октября 2021 17:50
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        Ну и то что я люто бешено ненавижу глупость и вранье.

                        Да, надо бы понять, но к старости становишься или слишком серьёзным или напротив. Вот у меня первое... А что до конца Вашей фразы про глупость и вранье, то лично я только "за". Я их тоже ненавижу.
                      14. +4
                        8 октября 2021 18:10
                        Цитата: kalibr
                        То есть Вы гегемон?! Ну-ну!

                        — Буржуй?
                        — Сам ты буржуй! Он не буржуй был. Предводитель дворянства.
                        — Пролетарий, значит?
                        — Сам ты пролетарий! Сказано тебе — предводитель.
                        (с)
                      15. -1
                        8 октября 2021 19:52
                        Гегемо́ния (др.-греч. ἡγεμονία — предводительство, управление, руководство) — политическое, экономическое, военное превосходство
                        Сейчас гегемоном в России является буржуазия. Навряд ли IS-80_RVGK2 (Макар) к ней относится
                      16. +2
                        8 октября 2021 20:21
                        Цитата: Авиатор_
                        Навряд ли IS-80_RVGK2 (Макар) к ней относится

                        Какое счастье!
                2. +3
                  8 октября 2021 18:12
                  Цитата: IS-80_RVGK2
                  Это да понимание политики и экономики у нашей интеллигенции до сих пор где-то на уровне югославских ботинок 1977 года.

                  Ну, а у их антагонистов - на уровне скороходовских.
                  Паритет?
                  1. -3
                    8 октября 2021 18:34
                    Цитата: Пепел Клааса
                    Паритет?

                    Печаль. А кто антагонист то?
              2. +4
                8 октября 2021 13:23
                лучше, чем наши абхазцы после своей.
                Только потому что " работающий абхазец"- это как "сапоги всмятку" или "бабник-гомосек" wassat
                1. +5
                  8 октября 2021 14:08
                  Как это Вы верно заметили...
    2. +6
      8 октября 2021 11:48
      Как раз информационную вону против Тито тогда вёл Коминформбюро.

      Титовая Югославия, продолжила антисоветскую пропаганду почти до смерти Тито. Правда изменился тон, стала индиректная, но внушения были все те же антисоветские. Помню в 70-80-тых слушали эмисиях радио Белград на русский и болгарский. В некоторые отношения их можно было сравнивать с "Голос Америки" и "Свободной Европой". Радио Белград как то бы придерживалось к условно более сдержанны тон. Роль "собаках" в антисоветизма исполняли другие локальные югославские радиостанции. Например Радио Скопие генерировало примитивная пещерная пропаганда, превозходящая даже самых оголтелых западных радиостанции. В своем большинстве, граждане СФРЮ считали себе выше, чем граждане Восточной Европой. Смотрели на нас с пренебрежением. Ведь югославый могли свободно шарахатся по миру, имели западную валюту, ползовали все "прелести" западную культуру, как разного рода порнографическая продукция. Если бы не случился распад СФРЮ в 90-тых, Югославия первая из вост-европейских стран вошла бы в ЕС и в НАТО! Вообщето с подписания на 14 ноября 1951 года бессрочного договора с США «О военно-техническом сотрудничестве и взаимном обеспечении безопасности», Югослави стали называть неофициальным членом пакта!
      1. -1
        8 октября 2021 12:44
        Зато теперь то радость какая. Болгары в НАТО и могут смотреть свысока на ошметки Югославии. Ну как не рабоваться что у соседа корова сдохла.
        1. +2
          8 октября 2021 13:44
          Зато теперь то радость какая.

          Где вы увидели радость?!?! belay Война, кровопролития, всегда плохо! no

          Болгары в НАТО и могут смотреть свысока на ошметки Югославии.

          Никогда на никого не смотрим свысока. Нам чужое имперское мышление. Со всех соседей стараемся поддерживать хорошие, дружеские отношения!

          Ну как не рабоваться что у соседа корова сдохла.

          Вы свой менталитет, на других не перекладываете! У нас своя пословица - Мир у соседа, мир и у твоего дома. А еще - Сосед палит, сосед гасит.
          1. 0
            8 октября 2021 14:29
            Цитата: pytar
            Нам чужое имперское мышление.

            Больше всего о чужом имперском мышлении как я заметил рассуждают те кто как раз империями и грезит. Великими Болгариями, Польшами, Финляндиями и т. д. laughing
            1. +1
              8 октября 2021 15:41
              Больше всего о чужом имперском мышлении как я заметил рассуждают те кто как раз империями и грезит. Великими Болгариями, Польшами, Финляндиями и т. д.

              "Заметили"? laughing Как раз тот случай - "в чужом глазу соломину видеть, в своём — бревна не замечать.."! lol
              1. 0
                8 октября 2021 16:20
                Тут весь фокус в том что эта соринка величиной с бревно. laughing
                1. 0
                  8 октября 2021 16:34
                  Тут весь фокус в том что эта соринка величиной с бревно.

                  Тут весь фокус в восприятиях. Если человеку величина соринки кажется больше чем величине бревна, имеем налицо явное расхождении между восприятиях и реалностью. bully
                  1. -1
                    8 октября 2021 17:09
                    В общем вы против Великой Болгарии? Так и запишем. Мсье масон глобалист. laughing
                    1. 0
                      9 октября 2021 18:20
                      В общем вы против Великой Болгарии? Так и запишем. Мсье масон глобалист.

                      Надеюсь, что хоть вам самому понятно ,что вы хотели сказать...
                      1. -2
                        9 октября 2021 19:43
                        Мне понятно что вам ничего непонятно. laughing Впрочем вам это простительно. Тут русские не всегда понимают мой сарказм, а вы болгарин. Вам имперский язык не родной. laughing
                      2. +1
                        10 октября 2021 10:52
                        Тут русские не всегда понимают мой сарказм...

                        Я заметил.
                      3. -2
                        10 октября 2021 10:57
                        Не обижайтесь. Никак не могу удержаться от сарказма когда вижу ошибочность мнения. smile
                      4. +1
                        10 октября 2021 11:03
                        Не обижайтесь.

                        На самом деле, посмеялся. laughing Всегда смешно, когда встречаю людей, считающие свое мнение одинственно правильным и верным!
                        Никак не могу удержаться от сарказма когда вижу ошибочность мнения.

                        Я воспринимаю разницу в мнениях совершенно по другому. Вот так:
  6. +5
    8 октября 2021 08:55
    в ООН проектов советских резолюций в 1950–1952 годах, предлагавших осудить американскую оккупацию Тайваня и вторжение войск НАТО в Корею.
    Мне одному кажется странной ремарка про вторжение войск НАТО в Корею?
    1. +7
      8 октября 2021 12:04
      Вероятно, автор хотел сказать "войска ООН", да получилась оговорка по Фрейду :)
    2. 0
      8 октября 2021 12:07
      В Корее среди стран-интервентов - 56% страны-участницы альянса (50% от состава альянса), а если справедливо считать Филиппины, Австралию, Зеландию, Южную Африку, Колумбию в связке с Британией и США (ANZUS, OAS и прочее), то 56% превратятся в 87%. Членов же ООН участвовало в интервенции - 28%.
      Поэтому тут каждый может для себя делать выводы.
      1. +3
        8 октября 2021 12:19
        Цитата: Гнусный скептик
        Членов же ООН участвовало в интервенции - 28%.

        Вообще-то страны НАТО тоже являются членами ООН.
        Цитата: Гнусный скептик
        Поэтому тут каждый может для себя делать выводы.

        Я просто к тому, что вторжение проводилось под эгидой ООН, что ставит под сомнение существование советской резолюции, направленной на осуждение вторжения НАТО в Корею.
        1. 0
          8 октября 2021 12:24
          Вообще-то страны НАТО тоже являются членами ООН.

          И что это меняет в смысле моего сообщения? ))
          Я просто к тому, что вторжение проводилось под эгидой ООН, что ставит под сомнение существование советской резолюции, направленной на осуждение вторжения НАТО в Корею.

          Нахождение серьезных геополитических игроков в составе любых организаций не исключает самостоятельной политической игры. Как раз для таких игроков подобные организации являются лишь инструментом для ее осуществления (предшественник ООН для этой цели и создавался).
          1. +2
            8 октября 2021 12:29
            Цитата: Гнусный скептик
            И что это меняет в смысле моего сообщения? ))

            Цитата: Гнусный скептик
            Членов же ООН участвовало в интервенции - 28%.

            В том, что членов ООН участвовало во вторжении 100%. А 28% из них не являлись членами НАТО и "подпевалами США". Просто обратил внимание на вашу оговорку - не более того.
            Цитата: Гнусный скептик
            Нахождение серьезных геополитических игроков в составе любых организаций не исключает самостоятельной политической игры

            Безусловно. Но моих сомнений это не развеяло.
            1. -1
              8 октября 2021 13:07
              В том, что членов ООН участвовало во вторжении 100%. А 28% из них не являлись членами НАТО и "подпевалами США". Просто обратил внимание на вашу оговорку - не более того.

              Вы знакомы с кругами Эйлера?
              1. +2
                8 октября 2021 13:10
                Цитата: Гнусный скептик
                Вы знакомы с

                Нет.
  7. +5
    8 октября 2021 09:37
    Только что закончил читать не плохую книгу по истории Югославии (Югославия в XX веке: Очерки политической истории. М.: «Индрик», 2011. 888 с.). В принципе, по моему мнению, исходя из логики процессов сама по себе идея единого югославянства утопична в силу различных интересов балканских народов. Попытка объединения под социалистическим началом была лишь отсрочкой центробежных процессов. Взаимоотношения с СССР ухудшились из за различных взглядов на политическое устройство Балкан Сталина и Тито (Тито видел в составе Югославии как минимум Албанию, а в идеале Болгарию и Грецию). После фактического разрыва тяжелое экономическое положение, в том числе в продовольственной сфере, толкнуло югов на сотрудничество с западом, а там и рады иметь буфер на Балканах. Но с другой стороны в том же ООН СФРЮ нередко поддерживал советские инициативы. Вот такой клубок противоречий в пороховом погребе Европы.
    1. +2
      8 октября 2021 11:30
      Тито видел в составе Югославии как минимум Албанию, а в идеале Болгарию и Грецию

      Мегаломанские проекты, всегда заканчивают плохо...
      1. +1
        8 октября 2021 12:43
        Цитата: pytar
        Мегаломанские проекты, всегда заканчивают плохо...

        Только когда они строятся на фантазиях, а не на объективном анализе реальности.
        1. 0
          8 октября 2021 13:49
          Только когда они строятся на фантазиях, а не на объективном анализе реальности.

          Если на фантазиях, значит мегаломанские. А еще реальность имеет свойство изменятся во времени. Не учета изменениях приводит к жуткие трагедии.
          1. +1
            8 октября 2021 14:30
            Цитата: pytar
            А еще реальность имеет свойство изменятся во времени.

            Реальность меняется, законы развития общества остаются.
            1. +1
              8 октября 2021 15:42
              Реальность меняется, законы развития общества остаются.

              С этим не поспоришь! Так и есть! yes
    2. 0
      8 октября 2021 12:37
      Цитата: seba
      Попытка объединения под социалистическим началом была лишь отсрочкой центробежных процессов.

      Эти процессы неизбежны только в капиталистической ОЭФ. Поскольку капиталист всегда старается опереться на национализм в своих экономических интересах. Поэтому объединение России и Белоруссии в нынешних обстоятельствах крайне маловероятно, а уж объединение с стальными бывшими республиками СССР и вовсе ненаучная фантастика.
      1. +2
        9 октября 2021 13:50
        Цитата: IS-80_RVGK2
        ...... объединение России и Белоруссии в нынешних обстоятельствах крайне маловероятно, а уж объединение с стальными бывшими республиками СССР и вовсе ненаучная фантастика.
        конечно, никакой местный царёк не поступится ни кусочком своей власти....а уж от всей власти точно не откажется
  8. +6
    8 октября 2021 11:23
    ФНРЮ воздерживалась при голосованиях в ООН проектов советских резолюций в 1950–1952 годах, предлагавших осудить американскую оккупацию Тайваня и вторжение войск НАТО в Корею.

    Каких "открытий" на ВО только не бывает! Вообще-то, американцы и их союзники в ходе войны на Корейском полуострове действовали под мандатом ООН.
  9. Комментарий был удален.
  10. +1
    8 октября 2021 20:33
    С Хуа Гофэном интересная ситуация. После смерти Мао Хуа стал Председателем ЦК КПК. А незадолго до этого, после смерти Чжоу Эньлая, стал Премьером Госсовета. То есть он одновременно возглавлял и ЦК партии, и правительство. Но власть у него постепенно забирал заместитель Председателя ЦК КПК и премьера Госсовета Дэн Сяопин. К концу 1978 именно Дэн стал фактически главным человеком в партии и стране. Хотя Хуа ещё два года официально возглавлял Госсовет и три года ЦК партии.
  11. 0
    8 октября 2021 21:59
    Цитата: Леха с Андроида.
    С китайцами не надо было ссориться надо было слушать их советы мудреца Конфуция... сейчас бы как китайцы нагибали бы Европу.

    И они бы построили "Великую Китайскую стену" вокруг Северной Америки , привозя глинобитные
    кирпичи на флотилии джонок во времена экспедиций Джэн Хэ .
    " Чванство , зависть , эгоизм , по словам Конфуция , до добра не доведут , знает и ..."
    Станислав Лем .