Российская империя. Новые факты
Предыдущая статья «Российская империя. Честный взгляд» вызвала неоднозначную реакцию. Много полемики и споров. Не имея возможности отвечать на каждый комментарий, автор принял решение опубликовать новую статью, содержащую дополнительные факты в подкрепление озвученной точки зрения. В статье рассмотрены темпы экономического роста Российской империи перед Первой мировой войной, развитие её промышленности, рост благосостояния граждан. Приводится широкий статистический материал, на основе которого можно сделать вполне однозначные выводы.
Темпы роста
Одним из главных показателей страны во все её эпохи являются темпы экономического роста.
Вот как оценивает развитие экономики Российской империи Пол Грегори:
И еще одна цитата Пола Грегори:
Что касается темпов роста Российской империи в сравнении с ведущими странами Запада, Пол Грегори приводит следующие цифры.
Россия (1883–1887 – 1909–1913) – 3,25 %.
Германия (1886–1895 – 1911–1913) – 2,9 %.
США (1880–1890 – 1910–1914) – 3,5 %.
Дополнительные сведения могут быть почерпнуты из следующих графиков:

График однозначно свидетельствует, что из ведущих стран Европы Российская империя занимала первое место по темпам экономического роста. В основу графиков положены расчеты Ангуса Мэддисона

Весьма показательны и доходы бюджета России, которые перед Первой мировой войной уступали только показателям Германии, превосходя и Англию, и даже США.
Развитие экономики и промышленности
В данной статье уместно привести более широкие сведения об экономическом и промышленном развитии Российской империи перед Первой мировой войной.
Воспользуемся для этого сведениями современного историка А. А. Борисюка. Он приводит следующие цифры.
Выплавка стали: 1892–1916 гг. – рост в 4,7 раза, 1916–1940 гг. – рост в 4,3 раза.
Выплавка чугуна: 1892–1916 гг. – рост в 4,2 раза, 1916–1940 гг. – рост в 3,9 раза.
Добыча угля: 1892–1916 гг. – рост в 8,5 раза, 1916–1940 гг. – рост в 4,8 раза.
Выработка электроэнергии: 1916 г. – 2,6 млрд кВт/час, 1924 г. – 1,6 млрд кВт/час.
Производство кирпича: 1894–1913 гг. – рост в 4 раза, 1913–1940 гг. – рост в 2,2 раза.
Производство стекла: 1894–1913 гг. – рост в 4,5 раз, 1913–1940 гг. – рост в 1,9 раза.
Производство цемента: 1894–1913 гг. – рост в 15 раз, 1913–1940 гг. – рост в 3 раза.
Андрей Анатольевич приводит также некоторые социальные показатели:
Изменение числа школ: 1894–1914 гг. – рост в 2 раза, 1914–1928 гг. – спад в 1,1 раза.
Изменение числа учеников: 1894–1914 гг. – рост в 3 раза, 1914–1928 гг. – рост в 1,2 раза.
Изменение числа больниц: 1903–1913 гг. – рост в 1,5 раза, 1914 – 1928 гг. – спад в 1,5 раза.
Особое место А. А. Борисюк уделяет программе строительства железных дорог. По его сведениям, в годы правления Николая II фиксируется наибольший прирост протяженности железных дорог общего пользования за всю историю России. Так, прирост протяженности железных дорог в период с 1894 года по 1917 год составил 46 тысяч километров.

Графики однозначно свидетельствуют, что никогда за всю историю России железные дороги не строились столь интенсивно, как в эпоху правления Николая II
Строительство железных дорог позволяет обеспечить заводы все более масштабными поставками топлива и сырья.
Главным грузом железных дорог империи становится каменный уголь. Снабжение предприятий углем было ключевой функцией железных дорог. Железные дороги становятся фундаментом индустриализации.
В России строительство железных дорог имеет специфику. Оно запускается более медленно, чем в Европе, но со временем выходит на более высокие темпы. Пока европейская промышленность обладает транспортным преимуществом, она занимает лидирующие позиции. Их заводы получают более конкурентоспособные возможности в снабжении топливом и сырьем, а, следовательно, благоприятные условия для развития.
Мы, несмотря на рекордный ресурсный потенциал, не можем в полной мере воспользоваться этим потенциалом из-за транспортных ограничений. В определенный момент Россию действительно опережает целый ряд стран: Германия, Англия, Франция и даже Австро-Венгрия.
Но это было лишь временно.
Со временем Россия опережает по протяженности железных дорог все европейские страны. Россия получает возможность воспользоваться своей рекордной ресурсной базой для промышленного рывка. Решение транспортных вопросов в условиях превосходящей ресурсной базы открывает России перспективы мирового лидерства.
Никакая революция была не нужна. Нужны были дороги, и они строились.
Это мнение А. А. Борисюка вполне соответствует точке зрения Пола Грегори, который называл строительство железных дорог условием для участия России в промышленной революции.
Отметим также, что с 1895 по 1906 годы в 2 раза увеличился речной флот. Он был самый крупный в мире.
В 1916 году в эксплуатацию вводится свыше 5 тысяч километров железных дорог общего пользования. Рекорд не побит до сих пор.
Документация Министерства путей сообщения Российской империи, хранящаяся в Российском государственном историческом архиве свидетельствует, что в 1916 году разрабатывается программа еще более форсированного строительства железных дорог – свыше 6 тысяч километров новых дорог в год. Причем это воспринимается как минимальная планка, чтобы только лишь не замедлять темпов развития экономики.
В советское время эти планы окажутся невыполнимыми.
Могут быть приведены и другие цифры.

График наглядно показывает, что дореволюционных значений в области машиностроения и металлообработки СССР достиг лишь около 1929 года.

То же самое касается и выплавки стали. Только к 1929 году СССР достиг дореволюционных показателей. Отметим, что рост выплавки стали в Советском Союзе очень близок к тренду Российской империи

Дореволюционного уровня добычи угля Советский Союз достиг только к 1929 году. Десять лет страна восстанавливала утерянные после революций 1917 года позиции.
Уже в начале ХХ века – до революции – Россия начинает опережать крупнейшие экономики Европы. Знаковым моментом становится опережение экономики Франции – одного из экономических лидеров ХIХ века.
Следует отметить, что многие, если не большая часть, строек первых пятилеток были спроектированы еще до революции.
Например, знаменитая «Магнитка» началась в 1916 году, а в конце 1917 года стройка встала. Возобновление работ произошло только в 1927 году. Строительство ДнепроГЭС должно было начаться в 1915 году, но ему помешала война.
Все заводы, производящие железнодорожные локомотивы по сегодняшний день, построены в дореволюционной России. Достаточно посмотреть год их основания.
Например: Невский машиностроительный завод основан в 1857, Коломенский завод – в 1863, Брянский завод (БМЗ) – в 1873, Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги выпускали локомотивы в 1896, Луганский тепловозостроительный завод (ЛНР) основан в 1896 году.
Также была спроектирована трассировка линий московского метрополитена, который планировалось начать строить в 1920 году.
Отдельно следует сказать о плане электрификации страны, которые был разработан еще в 1909 году, начало его реализации было намечено на 1915 год, но из-за войны передвинуто на 1920. После революции план ГОЭЛРО был присвоен большевиками.
Как отмечает Пол Грегори:
Был ли в Российской империи голод?
Голод в империи уже давно стал объектом манипуляций.
Но массовый голод ведет к скачкам смертности. Их можно видеть, например, в 1920-е и 1930-е годы. В империи таких скачков нет. Коэффициент смертности постоянно снижается, а его колебания сокращаются. Рекордными темпами создается транспортная система, позволяющая перебрасывать продукты и медикаменты в нуждающиеся регионы.

Графика наглядно показывает отсутствие резких вспышек повышения смертности в Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ века.
Вместе с этим фиксируется резкий рост объемов урожая.
Урожаи зерновых – главных сельскохозяйственных культур, растут намного быстрее, чем в сопоставимые периоды после революции. Причем темпы роста урожая опережают темпы роста населения.

Темпы роста сельскохозяйственной продукции в Российской империи превышают те же темпы после революции.
После революции ситуация ухудшается, объемы урожая резко сокращаются. Страну охватывают голод и массовые заболевания. Число заболевших сыпным тифом доходит до 2 млн человек в год. Заболеваемость малярией доходит до почти 10 млн человек в год. Однако эти данные в советские годы были засекречены.
Некоторые люди ссылаются на упоминания голода в различных дореволюционных книгах или даже словарях. Но, как правило, упускается из виду важный факт: само понятие голод довольно широкое. Голодом можно считать, например, ограниченность в продуктах в различной степени, которая действительно могла быть в империи в моменты неурожая и которая успешно преодолевалась. А можно считать пиковые значения голодной смертности, как в 20-е и 30-е годы. Пиковых колебаний смертности, характерных для Советского союза, в Российской империи не было.
Данные Пола Грегори также свидетельствуют о невозможности голода в Российской империи в начале ХХ века.
И еще:
Благосостояние граждан
В годы правления императора Николая II наблюдается заметное повышение уровня жизни населения.
За последнее четырёхлетие до Первой мировой войны количество вновь учреждавшихся акционерных обществ возросло на 132 %, а вложенный в них капитал почти учетверился.
Прогрессивный рост благосостояния населения наглядно доказывается следующей таблицей вкладов в государственные сберегательные кассы:

В 1914 году в государственной сберегательной кассе было вкладов на 2 236 000 000 рублей.
По сведениям Пола Грегори, перед началом Первой мировой войны российский доход в расчете на душу населения составлял одну треть показателей Франции и Германии и около 60 % показателя Австро-Венгрии. Следует добавить, что общая сумма налогов (на одного жителя в рублях) составляла:
Россия – 9,09
Австрия – 21,47
Франция – 22,25
Германия – 22,26
Англия – 42,61.
Таким образом, благосостояние жителей России было ниже, чем во Франции и Германии, но, с учетом налогового бремени, было примерно равно уровню Австро-Венгрии.
По абсолютному уровню жизни людей СССР догнал царскую Россию только к началу 1960-х годов, потеряв полвека, а по относительному, в сравнении с другими наиболее развитыми странами, не догонял Российскую империю никогда.
За последние 10 лет до Первой мировой войны превышение государственных доходов над расходами выразилось в сумме 2 400 000 000 рублей.
Эта цифра представляется тем более внушительной, что в царствование императора Николая II были понижены железнодорожные тарифы и отменены выкупные платежи за земли, отошедшие в 1861 году к крестьянам от их бывших помещиков, а в 1914 году, с началом войны, и все виды питейных налогов.
В заключение
Что можно сказать в заключение?
Статистические данные приведены выше, и они красноречиво свидетельствуют о том, что Российская империя в начале ХХ века не была отсталой страной.
Россия имела среди ведущих стран мира очень достойные показатели экономического роста, уступая из топовых стран только США, причем немного. Весьма убедительны и показатели дохода бюджета страны, которые имели очень высокие темпы роста, а в абсолютных показателях немного уступали лишь Германии.
Иными словами, в начале ХХ века Россия была богатой страной.
Ряд дореволюционных экономических показателей (выплавка стали, выплавка чугуна, добыча угля, производство строительных материалов, строительство железных дорог), по своим темпам роста опережали даже показатели индустриализации 1930-х годов. При этом весьма показательно, что абсолютных значений Российской империи многие из этих показателей (в том числе производство продукции машиностроения и металлообработки) в Советском Союзе достигли только к 1928–1929 годах. То есть десять (!) лет экономика страны только восстанавливалась после революций 1917 года.
Революция и последовавшая за ней невразумительная аграрная политика сделали из доходного российского сельского хозяйства, приносившего огромную прибыль стране, убыточное советское сельское хозяйство, когда уже в 1928–1929 годах Советский Союз был вынужден впервые в истории импортировать зерно. И никакое количество новых тракторов не спасало ситуацию, поскольку крестьянство оказалось в совершенно бесправном положении и никак не было мотивировано повышать эффективность своего труда.
Каким могло быть будущее Российской империи в случае успешного прохождения кризиса 1917 года?
Рассуждать об этом можно только гипотетически, тем не менее общие контуры могут быть даны, исходя из тех проектов, строительство которых было запланировано до революций. Очевидно, что страну ждало еще более интенсивное строительство железных дорог, массовая электрификация, строительство промышленных гигантов, таких как Магнитогорский металлургический комбинат, ДнепроГЭС и др.
Индустриализация Российской империи продолжилась бы в 1920–1930 годы, достигая все более внушительных абсолютных показателей. Конечно, она бы отличалась от советской модели в сторону большей рыночности и большей прибыли для страны. Скорее всего, большую бы роль играла легкая промышленность и производство потребительских товаров, по сравнению с тяжелой промышленностью. Но это означает, что страна зарабатывала бы больше денег, повышая благосостояние граждан.
Революции 1917 года отбросили страну на десятилетия назад. Уровня 1913 года ВВП СССР достиг около 1928–1929 годов. В этих условиях пресловутое отставание от стран Запада значительно усилилось и потребовало радикальных мер по созданию индустриальной мощи. И, поскольку эволюционный путь развития экономики был перечеркнут революциями, к 1930-м годам оставался только радикальный путь развития. И он имел свою цену, крайне высокую. Но это тема отдельной беседы.
Информация