Пароход-старец, более 100 лет живущий на озере Танганьика

33
Судьбы различных кораблей — интереснейшая тема для изучения. Каким-то из них суждено навсегда остаться проектом, реализованным лишь на бумаге. Какие-то были построены, но так и не проявили себя в бою. Другие, напротив, усеяли свой боевой путь громкими победами и, в расцвете сил, героически погибли в сражении. Есть и те, кто прожил свой век, а затем мирно ушёл на слом…

Но некоторым кораблям история уготовила поистине увлекательное и долгое путешествие по волнам времени. Они участвовали в сражениях, проходили сквозь войны, видели рождение и гибель государств, переходили из одних рук в другие. Биография таких кораблей порой продолжает пополняться и по сей день.



Яркий пример — немецкий транспортный пароход Graf von Götzen, однажды переделанный в военный корабль. Он стал непосредственным участником Первой мировой, был затоплен и восстановлен, прошёл через несколько модернизаций и, спустя более 100 лет, по-прежнему служит людям. Как же так получилось?


Пароход Graf von Götzen

Крупные европейские державы на протяжении веков занимались экспансией. Португалия, Испания и Франция контролировали значительные по размеру территории, не говоря уже про англичан, именовавших свою страну «империей, над которой никогда не заходит солнце». Германия же, несколько опоздавшая к колониальному разделу мира, не могла составить им конкуренцию. К началу XX столетия она имела лишь небольшие колонии в Африке. Ими были современные Того, Камерун, Намибия, Танзания, Руанда и Бурунди.

Немцы со свойственной им основательностью занимались благоустройством своих заокеанских владений. Инфраструктура, железные дороги, сельское хозяйство — всё это интенсивно развивалось. Наиболее активно прогрессировала Немецкая Восточная Африка. Её западная граница проходила по озеру Танганьика. Другой берег принадлежал Бельгии, а с южной стороны озера находились британские владения. Кайзер Вильгельм II вынужден был бороться за лидерство в регионе, в котором бурно развивались торговля и грузопассажирский поток.

Для этого на берегу Индийского океана было решено построить масштабный порт, а также усилить флот на озере Танганьика. В военное время флот служил силой, которая могла бороться с врагом, а в мирное — содействовал развитию торговли. Перед Первой мировой войной в Папенбурге на верфи Meyer-Werft были заказаны три парохода, один из которых построили и перевезли в Африку к 1914 году.

На тот момент транспортировка такого крупного объекта была сложной задачей. Однако с ней справились: пароход разобрали на части, чтобы перевезти на транспортных судах и по железной дороге, после чего собрали на месте. Graf von Götzen, названный в честь исследователя и экс-губернатора Восточной Африки, был торжественно спущен на воду в феврале 1915 года.

Это был крупный корабль: длина 70 метров, водоизмещение 800 тонн. Две паровые машины давали возможность развить 11–12 узлов скорости, что было достаточно прилично для данной акватории. Местом приписки стал порт Кигома, главный порт на берегах Танганьики. Во время Первой мировой войны новый пароход перестал считаться гражданским судном. Из метрополии пришло распоряжение подготовиться к боевым действиям и сформировать из имеющихся кораблей боеспособные единицы. Получив 105-мм и 88-мм орудия главного калибра и два вспомогательных 37-мм орудия, пароход стал именоваться SMS Graf von Götzen.


SMS Graf von Götzen

Боевые действия в Африке разительно отличались от происходящего в Европе. Никаких сражений лоб в лоб, только засады и внезапные нападения. В начале войны немцы решили уничтожить единственный бельгийский пароход на озере Танганьика, Alexandre Del Commune. Первая попытка была предпринята 23 августа 1914 года на реке Лукуге, где бельгиец укрылся под защитой береговых батарей. Пароход Hedwig von Wissmann (на тот момент единственный корабль германских морских сил Танганьики), находясь в зоне действия артиллерии противника, примерно два часа обстреливал Alexandre Del Commune. Получив значительное количество попаданий в котельную установку, серьёзно повреждённый бельгийский пароход выбросился на берег. Немцы же, вследствие искусного маневрирования, не получили вообще никаких повреждений.

Осенью 1914 года германская флотилия на озере получила подкрепление в виде переброшенного парохода Kingani. По большей части он занимался разведкой и снабжением.

Вскоре немцы получили сведения, что Alexandre Del Commune был вновь спущен на воду в Альбертвиле. И вторая попытка расправиться с бельгийцем увенчалась успехом. 22 октября 1914 года Hedwig von Wissmann приблизился к Альбертвилю и прицельным огнём, под обстрелом вражеских батарей, уничтожил Alexandre Del Commune.


Hedwig von Wissmann

Спустя год, 26 декабря 1915 года, англичане отыгрались: в засаду попал немецкий Kingani, патрулировавший север Танганьики. Другие два немецких парохода в это же время были атакованы бельгийской авиацией, из-за чего не смогли прийти на помощь. В итоге британцы захватили Kingani и пленили экипаж.

На поиски пропавшего парохода в январе 1916 года отправился Hedwig von Wissman. Его встреча с английскими катерами в устье Лукуги окончилась неудачно: пароход был потоплен. Следом пошёл озёрный флагман немцев Graf von Götzen, но, после обнаружения во вражеском порту Kingani, было принято решение не нападать на укреплённые позиции британцев.

Активные боевые действия завершились, Graf von Götzen вернулся в Кигому, где и поддерживалась его боеспособность. В этом порту в июне 1916 года на пароход была совершена атака, которая едва не стала для него последней. Пилоты бельгийских аэропланов сбросили несколько авиабомб, заявляя позднее, что нанесли серьёзные повреждения. Но, как оказалось, эти сведения не соответствовали действительности: сами немцы выявили лишь незначительные повреждения от осколков.

Для Германии в 1916 году война складывалась не лучшим образом. События в Европе, разумеется, отразились и на колониях. В частности, было приказано укрепить береговую оборону. Для этого орудия с Graf von Götzen были сняты и переправлены в Касангу. Пароход перестал быть боевой единицей и потерял возможность активно влиять на ход боевых действий. Позже немцы оставили Кигому и отвели пароход в устье реки Малагараси. Капитан, желая сохранить своё судно, распорядился демонтировать все механизмы, покрыть их слоем смазки, упаковать в водонепроницаемые чехлы и закопать неподалеку от озера. Корпус парохода заполнили песком, смазали и затопили у берега.

Однако судьба Graf von Götzen на этом не закончилась. После войны пароход вышел из «спячки». Его пробудили англичане, в 1927 году восстановив судно и дав ему новое имя — Liemba. Бывший немецкий озёрный флагман возобновил свои круизы по Танганьике, перевозя пассажиров вплоть до 1970 года. Затем пароход вновь ушёл на покой и целых 6 лет находился на ремонте, но после его завершения продолжил работу.


Liemba, бывший Graf von Götzen

Во время конголезских войн в 1997 году он перевёз свыше 75 тысяч беженцев. Долгое время Graf von Götzen был единственной связью с цивилизацией для местных жителей.

Сегодня последний корабль Кайзеровского флота, успевший принять непосредственное участие в событиях Первой мировой, продолжает рейсы по Танганьике. Очередной ремонт в 2016–2019 годах придал ему новых сил. Сейчас этот пароход крайне популярен и любим туристами!

Вспоминая события Первой мировой, предлагаем вам погрузиться в историю создания и боевого пути крейсера «Аскольд» — знаменитого корабля, сражавшегося в одно время с Graf von Götzen, но на другом конце света. Этому герою Русско-японской и Первой мировой войн посвящён один из выпусков программы «Масштаб 1:42» от компании Wargaming. Приятного просмотра!

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 октября 2021 05:31
    будет еще лет 100 плавать!!!
    1. +6
      7 октября 2021 06:26
      Плавает [censored] ,корабли ходят!
      1. +6
        7 октября 2021 07:30
        Почему тогда капитаны дальнего плавания, а не хождения?
      2. +3
        9 октября 2021 13:20
        Цитата: Кроу
        Плавает [censored] ,корабли ходят!

  2. ***
    Семь футов под килем!...
    ***
  3. +8
    7 октября 2021 06:11
    Почему вспомнился этот пароход? Почему не своя шхуна "Надежда" 1912 года постройки, парусник с интереснейшей судьбой, совершивший кругосветное плавание, с 1947 гола и до сих пор использующийся как учебное судно. На ходу и под парусами и под двигателем.
    https://foundation-of-historic-boats.ru/classes/klassicheskie-yahty/7-shhuna-nadezhda/

    Вот позавчерашнее фото

    1. +4
      7 октября 2021 06:17
      За *Надежду* спасибо! А год постройки как я понимаяю-1912, очепятка, бывает.
      1. +1
        7 октября 2021 06:31
        Спасибо, исправил.
    2. +11
      7 октября 2021 06:27
      Можно и вспомогательное судно "Коммуна" вспомнить. С 1915 го работает.
      1. +4
        7 октября 2021 06:45
        Это отдельно! Это- наша гордость! ещё столько же! * Волхов*- вперёд! Ура!
        1. +5
          7 октября 2021 13:47
          Я когда прочёл статью об этом судне- был в шоке. Во- первых, от передовой русской инженерной мысли а во- вторых- от качества постройки судна.
      2. +7
        7 октября 2021 12:38
        «Коммуна» (до 1922 года — «Волхов») — морское вспомогательное судно Военно-Морского Флота Российской Федерации (ВМФ России), спасатель подводных лодок, по конструкции — катамаран. Старейшее судно ВМФ России, и старейшее в мире судно, фактически находящееся на вооружении и выполняющее боевые задачи.
      3. +5
        8 октября 2021 05:40
        к 100-летию проверили приборами толщину обшивки в подводной части. износ смехотворный-0,15 мм. из такой стали впору межгалактические лайнеры строить!
    3. +1
      7 октября 2021 06:43
      Интересно, а где находится " надежда" и кто эксплуатирует?
      1. +5
        7 октября 2021 08:17
        В настоящий момент шхуна "Надежда" принадлежит "Фонду поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт" и находится в Санкт-Петербурге (яхтенный порт "Геркулес" возле "Лахта Центра").
        https://foundation-of-historic-boats.ru/classes/klassicheskie-yahty/7-shhuna-nadezhda/
        1. +4
          7 октября 2021 13:45
          Спасибо за справку. Я и не слышал о ее существовании. Хотя, некоторые парусные суда- видел.
          1. +2
            7 октября 2021 14:40
            Пожалуйста. hi
            Там у меня, похоже, неточность имеется. Шхуна сейчас принадлежит не "Фонду поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт", а питерскому Яхт-клубу, располагающемуся по одному с вышеупомянутым фондом адресу (Береговая, 19), но при этом находится на попечении этого самого фонда.
            А парусник - это просто песня. smile
    4. +3
      7 октября 2021 07:40
      Тоже, интересное судно.
      Но, все таки, классы разные.
      А, вообще, считаю, что кинематографисты должны молиться на эти суда!
  4. +4
    7 октября 2021 06:15
    Крепкий старичок... вот у кого можно поучиться как бережно хранить раритеты.
    А не отправлять в переплавку на иголки.
    1. +3
      7 октября 2021 06:34
      Цитата: Леха с Андроида.
      Крепкий старичок... вот у кого можно поучиться как бережно хранить раритеты.
      А не отправлять в переплавку на иголки.

      да уж...вспомнишь "сарычей"- слёзы наворачиваются...
    2. +4
      7 октября 2021 07:36
      Думаю что помимо эксплуатации в пресной воде и, скажем так, в пресной влажности воздуха, есть ещё и такой фактор, что сейчас никому нафиг не нужно тащить на это озеро новое судно да ещё и по частям. Поэтому его и не списывают на гвозди.
  5. +4
    7 октября 2021 06:18
    Наш пароход-старец с Невы отремонтировали бы, да людей по заливу катали.
  6. +4
    7 октября 2021 06:18
    Интересная статья! респект от бывшего учителя географии!
    1. +4
      7 октября 2021 06:36
      Цитата: serg.shishkov2015
      Интересная статья! респект от бывшего учителя географии!

      Учителей "бывших" не бывает...этот крест по жизни тащат. hi
      1. +2
        7 октября 2021 06:43
        Может быть вы и правы, как с чекистами- чекист выходит на пенсию , когда на его могиле появляется пирамидка со звездой,,, грузчик- бывший ученик, 40 лет- ума нет, до сих пор учить приходиться,,,
        1. +2
          7 октября 2021 06:44
          Цитата: serg.shishkov2015
          Может быть вы и правы, как с чекистами- чекист выходит на пенсию , когда на его могиле появляется пирамидка со звездой,,, грузчик- бывший ученик, 40 лет- ума нет, до сих пор учить приходиться,,,

          пороли мало... laughing
          1. +2
            7 октября 2021 07:51
            Я человек не агрессивный, но сколько уж раз ему вваливал! положил посылку-картину на пол нашего *Форда*, накладывает на неё другие посылки и по ней ходит! я когда это увидел- думал -его морду об стену размажу!
  7. +5
    7 октября 2021 08:05
    Ох уж эти озерные пароходы!
    У многих озеро ассоциируется с небольшим водоемом, на котором можно окуньков половить. А озера- они разные.
    Большому озеру- большой пароход. smile
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      7 октября 2021 14:25
      Сергей, привет. smile
      Что за авианосец, никак не могу разобраться. Ясно, что времён Второй Мировой. Конвойщик, или Эскортник?
      1. +6
        7 октября 2021 16:05
        "IX-81 Сэйбл» (англ. IX-81 Sable ("Соболь")— учебный авианосец военно-морских сил США в годы Второй Мировой Войны. Вместе с аналогичным кораблем USS Wolverine ("Россомаха")(IX-64), являлся одним из двух когда-либо созданных пресноводных авианосцев и авианосцев, оснащенных гребными колесами. Был перестроен из колесного парома Greater Buffalo на озере Мичиган. Всю свою карьеру провел на Великих Озёрах, используясь для обучения летчиков авианосной авиации США взлетно-посадочным операциям. Одним из пилотов, прошедших подготовку на борту авианосца был будущий 41-й президент США Джордж Буш-старший. Списан 7 ноября 1945, продан на слом в 1948 году."
        Извините, воспользовался Викой, что бы вспомнить название feel ! Прикольная посудина!
        1. +7
          7 октября 2021 16:36
          С ума сойти! Только после Вашего объяснения обнаружил колёса. Ну, янки, ну дают! good
          "Америка - России подарила пароход, две трубы, колёса сзади..." laughing

          Спасибо, Алексей! hi Я такого даже предположить не мог -- колёсный авианосец! Абзац!!! drinks
      2. +8
        7 октября 2021 17:30
        Учебный с Великих озёр.
        Он к тому же колесный:))
        На нем Буш тренировался.
    3. Комментарий был удален.
  8. +1
    8 октября 2021 15:56
    Вождь краснокожих (Назарий), уважаемый, наши кинематографисты снимают пароходы на Женевском озере, валюту же в РФ режиссёрам не платят. Или на Барина я наговариваю? Ну стыдно-стыдно Барину, пусть и Герою Труда Российской Федерации, снимать шедевры на Северной Двине. Хотя по ней с 1941 (это год капитального ремонта) ходит колёсник "Н.В. Гоголь", а построен он был в 1911 году. Даже "Википедия" не забыла о нём...В начале 80-ых годов прошлого века, когда я был сварщик МП "Звёздочка", старичка этого и я ремонтировал.
    По Северной Двине с её приливами и отливами, ветрами и морозами из Архангельска бегали по островам дельты теплоходы "Коммунар" (1940 года рождения) и "Балхаш" (1944 года рождения). "Коммунар" будет экспонатом музея, стоит с этого года на ремонте у пристани в центра Архангельска.
    В каждодневной, на первый взгляд не очень заметной работе, в Архангельске трудится участник двух войн буксир "Энтузиаст" проекта 129 тип "Ижорец", спущен на воду в 1935, начал работу в 1936 году. Материал об этом заслуженном ветеране :нашёл на сайте 29.ru от 11.10.2019 года: https://29.ru/text/transport/2019/10/11/66267841/ А если в на сайте "Водный транспорт" набрать :"Проект 129, тип Ижорец" - окажется, что такой ветеран не один трудится в стране. "Энтузиаст" и у нас в Северодвинске, судя по фото в "Водном транспорте", работал...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»