Военное обозрение

Синтетическое жидкое топливо в Германии: прошлый опыт и новые технологии

80
Синтетическое жидкое топливо в Германии: прошлый опыт и новые технологии

Завод Leuna-Werke, один из основных производителей синтетического бензина. Фото Бундесархив ФРГ


На территории Германии имеются нефтяные месторождения, однако их объем весьма ограничен. Вследствие этого страна серьезно зависит от поставок импортной нефти и нефтепродуктов, что может угрожать национальной безопасности. В отдаленном прошлом проблема зависимости решалась при помощи производства синтетических жидких топлив из доступного сырья. Теперь же технологии схожего назначения предлагаются для улучшения экологии.

Старые технологии


Поиски альтернативных способов получения жидкого топлива для замены нефтепродуктов начались в десятых годах XX в. Первую технологию, пригодную для массового использования, в 1913 г. предложил будущий нобелевский лауреат Фридрих Бергиус. Двумя годами позже он построил и запустил первый завод, использующий новый процесс. Впоследствии права на использование метода «бергинизации» приобрели более крупные предприятия.

Процесс Бергиуса предусматривал использование в качестве сырья угля или лигнита. Измельченное сырье перемешивалось с набором специальных добавок и катализаторов, и из него делали суспензию. Последняя перемешивалась с водородом, так же получаемым с использованием угля, а затем подавалась в химические реакторы, где поддерживались температуры до 450-485°C и давление до 500-700 атм.

На выходе образовывалась синтетическая сырая нефть – смесь газойля, дизельного топлива, нескольких газов и других компонентов. Такой промежуточный продукт затем перерабатывали, выделяя средние и тяжелые масла, бензин и газы.


Реклама бензина от Leuna-Werke. Графика LW / Wikimedia Commons

В 1926 г. химики Франц Фишер и Ханс Тропш предложили альтернативную технологию, имевшую свои преимущества. Так, она позволяла использовать в качестве сырья как каменный, так и бурый уголь, имевшийся у Германии в больших количествах. К концу двадцатых т.н. процесс Фишера–Тропша был освоен разными предприятиями и давал стране необходимое топливо. При этом предлагались разные способы совершенствования технологии.

Процесс Фишера–Тропша начинался с выработки т.н. синтез-газа или водяного газа – смеси угарного газа и водорода. Его получали путем обработки измельченного угля перегретым водяным паром. Синтез-газ можно было получать и другими способами. Он мог сразу использоваться в двигателях внутреннего сгорания. Также путем смешения с другими веществами синтез-газ превращали в жидкое топливо. Технология позволяла получать разные виды горючего, но экономически оправданным был только синтетический бензин.

Процессы на практике


Процесс Бергиуса использовался в промышленности с середины десятых годов, а через 10-12 лет началось внедрение метода Фишера–Тропша. Обе технологии в исходном и доработанном виде неплохо показывали себя и вносили определенный вклад в обеспечение народного хозяйства и армии жидким горючим. Однако доля синтетических бензинов и масел в общем потреблении Германии до определенного времени оставалась незначительной. В тот период страна полагалась на закупки иностранной нефти и нефтепродуктов.


Одним из главных потребителей бензина в нацистской Германии было Люфтваффе. Фото Бундесархив ФРГ

Ситуация стала меняться с приходом к власти нацистов. В 1936 г. была принята программа развития производств синтетического топлива. Планировалось построить несколько новых заводов, работающих по двум основным процессам. Они должны были увеличить общий выпуск горючего, снизив потребности в импорте. К работам привлекли все крупные организации из состава конгломерата IG Farben.

Первые заводы новой постройки заработали в 1938 г., они использовали «бергинизацию». В 1939-м запустили несколько заводов на методе Фишера–Тропша. Уже в 1940 г. выпуск нового топлива вышел на уровень 70-80 тыс. баррелей в день. Этого хватало для покрытия трети потребностей страны на тот момент. В дальнейшем показатели отрасли увеличивались. Их пик пришелся на 1944 г., когда 25 заводов вместе выработали 5,7 млн т топлива. При этом производство не отличалось экономичностью. Рекордный годовой выпуск горючего потребовал израсходовать порядка 60 млн т угля.

Вместе с производством росла потребность в рабочих руках. С 1941 г. эту проблему решали за счет рабского труда. Рабочими заводов становились военнопленные и узники концлагерей. Нацисты даже не думали улучшать условия труда или соблюдать технику безопасности. В результате значительная часть подневольных работников погибла от отравлений и травм, а прочие подорвали здоровье.

В мае 1944 г. британская авиация начала регулярные удары по заводам и хранилищам синтетического топлива в Германии и на оккупированных территориях. Бомбардировки в течение нескольких месяцев нанесли непоправимый ущерб отрасли, а также внесли свой вклад в ухудшение положения нацистов. Весной 1945 г. остававшиеся предприятия по выпуску синтетических топлив прекратили работу. Страны-победители запретили восстанавливать это производство.


Новый "экологически чистый" завод в Верльте. Фото Atmostar

Экологические цели


В послевоенный период обе Германии получили доступ к зарубежной нефти и могли получать ее в необходимых количествах. Также были разведаны и освоены собственные месторождения. Все это в целом закрыло нужды ФРГ и ГДР в жидком топливе, а также позволило в течение многих лет даже не вспоминать о производстве синтетических горючих.

Впрочем, технологии синтеза вновь привлекли внимание, но не по экономическим причинам. Теперь они должны поспособствовать улучшению экологической ситуации. Немецкая некоммерческая группа Atmosfair при содействии федерального министерства окружающей среды, компании Siemens и ряда других организаций разработала и реализовала проект «зеленого» завода по выпуску авиационного керосина. Предприятие построено в коммуне Верльте (Нижняя Саксония) и на днях начало работу.

Завод должен использовать усовершенствованный процесс Фишера-Тропша. В качестве сырья для производства синтетической нефти применяется углекислый газ из атмосферы и из биогазовой установки. Водород будут добывать путем электролиза из воды местных водоемов. Электроэнергию предприятие получает от ближайшей ветроэлектростанции. Полученную сырую нефть перегонят в авиационный керосин.

К началу 2022 г. завод Atmosfair должен выйти на проектную мощность – порядка 8 баррелей керосина в сутки. Такое топливо будет стоить ок. 5 евро за литр, значительно больше «простого» керосина. Однако авторы проекта напирают на его экологические преимущества. Они указывают, что сырье и энергия для производства топлива берутся из окружающей среды. Благодаря этому при сгорании керосина в атмосферу выбрасывается столько же углерода, сколько было использовано на стадии производства. Баланс веществ не изменяется, что полезно для природы.


Сможет ли завод обойти конкурентов - большой вопрос. Фото Atmostar

В Atmostar считают, что в дальнейшем новое синтетическое топливо станет экономически выгодным. Однако для этого необходимо ввести дополнительные налоги на ископаемое горючее, чтобы оно подорожало до необходимого уровня. В таких условиях синтетический керосин станет конкурентоспособным и привлечет инвесторов. Также будет возможным расширение производства, в т.ч. с выпуском новых видов продукции.

Нужды и выгоды


Таким образом, за прошедший век с небольшим Германия накопила большой научный и технологический опыт в сфере производства синтетического жидкого топлива и замены традиционных нефтепродуктов. В отдаленном прошлом необходимость в таких технологиях фактически пропала, но теперь их предлагается возродить, причем на новой базе и с иным идеологическим обоснованием.

Последние новости об экологически чистом заводе представляют определенный интерес, но вряд ли привлекут внимание покупателей топлива или инвесторов. Несмотря на все оригинальные идеи, керосин от Atmosfair экономически невыгоден и не способен конкурировать с топливом из ископаемой нефти.

Ситуация может измениться в его пользу только при введении новых несправедливых ограничений, способных ударить по уже существующим предприятиям и их клиентам. Станет ли Германия жертвовать сложившейся промышленностью и инфраструктурой ради актуальных экологических идей – покажет время.
Автор:
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. svp67
    svp67 7 октября 2021 18:13
    +6
    Водород будут добывать путем электролиза из воды местных водоемов.
    Леса извели, сейчас и реки изведут... Да и ни какого синтетического бензина они сейчас добывать не будут, ограничатся водородом...
    1. Комментарий был удален.
    2. Cowbra
      Cowbra 7 октября 2021 19:12
      +5
      Кин-дза-дза - фильм пророческий
    3. Svarog
      Svarog 7 октября 2021 20:20
      -4
      Цитата: svp67
      Леса извели, сейчас и реки изведут...

      Не совсем понял..вы о России?
      1. Проксима
        Проксима 7 октября 2021 21:58
        +2
        "К началу 2022 г. завод Atmosfair должен выйти на проектную мощность – порядка 8 (!!!) belay баррелей керосина в сутки." - из текста - целых восемь бочек керосина fellow ну это как минимум революция в мировой энергетике drinks drinks Грета Тумберг не нарадуется наверное good
    4. Гражданский
      Гражданский 7 октября 2021 21:06
      +2
      В качестве сырья для производства синтетической нефти применяется углекислый газ из атмосферы и из биогазовой установки. Водород будут добывать путем электролиза из воды местных водоемов.

      Вот такую бы небольшую, да на дачу! С такими ценами на бензин, самое то.
      1. Альф
        Альф 7 октября 2021 21:19
        +12
        Цитата: Гражданский
        В качестве сырья для производства синтетической нефти применяется углекислый газ из атмосферы и из биогазовой установки. Водород будут добывать путем электролиза из воды местных водоемов.

        Вот такую бы небольшую, да на дачу! С такими ценами на бензин, самое то.

        Кто ж Вам позволит-то ? Если уже курей запретили на участках разводить...
      2. fif21
        fif21 7 октября 2021 21:31
        +4
        Цитата: Гражданский
        С такими ценами на бензин,

        На даче можно и самогон градусов под 80 гнать, используя только продукты собственного производства! Чем не топливо? wassat
        1. вадим dok
          вадим dok 8 октября 2021 16:14
          +1
          Одно время в Бразилии автомобили использовали спирт!Авто работали на смеси 85%спирт +15 % бензин!
      3. ja-ja-vw
        ja-ja-vw 7 октября 2021 22:05
        +3
        Цитата: Гражданский
        С такими ценами на бензин, самое то.

        5 Евро за литр? вы готовы себя заправлять по 430 рублей литр?
        1. gsev
          gsev 8 октября 2021 00:55
          +1
          Цитата: ja-ja-vw
          5 Евро за литр? вы готовы себя заправлять по 430 рублей литр?

          Получение нефти из угля рентабельно при цене нефти примерно 200 долларов за барель. Но там есть и экологические проблемы. При реакции возможно выделение метилового спирта. Кроме того при многих химических реакциях пусть и в малых дозах но может выделяться и всякая побочная дрянь вроде фосгена.
          1. Гуру
            Гуру 8 октября 2021 10:18
            +2
            выделяться и всякая побочная дрянь вроде фосгена
            Фосген это- -CCl₂O- Откуда Хлор возьмется ? belay
            При реакции возможно выделение метилового спирта.
            Если его не употреблять вовнутрь, то ничего страшного в нем нет.
            Кроме того при многих химических реакциях
            В том то и дело , что химических ,а не ядерных. Главная проблема в данной технологии это - температуры до 450-485°C и давление до 500-700 атм. Основная проблема это давление.
          2. ja-ja-vw
            ja-ja-vw 8 октября 2021 11:29
            +2
            Цитата: gsev
            Получение нефти из угля рентабельно при цене нефти примерно 200 долларов за барель


            Цитата: gsev
            Но там есть и экологические проблемы. При реакции возможно выделение метилового спирта.

            метиловый спирт- из него синтетический каучук для автомобильных шин, пластики для интерьера и экстерьера автомобилей. В смеси с бензином метанол может использоваться как топливо.
            Цитата: gsev
            пусть и в малых дозах но может выделяться и всякая побочная дрянь вроде фосгена.



            Фосген является крупнотоннажным продуктом промышленного органического синтеза, мировой объем производства в 2015 г. составлял 8,526 млн. тонн
            Цитата: Гуру
            Откуда Хлор возьмется ?

            может, может
            SO2 выделяется в приличных количествах
            2SO2+О2 (из воздуха)=SO3 (олениум)
            Даже при небольшой температуре
            2SO3+CCl4->S2C5Cl2+COCl2
            CCl4
            СР4 метан присутствует в любом случае
            а Сl вероятно используется в технологии или сам по себе
            В земной коре хлор — самый распространённый галоген.
      4. КЕРМЕТ
        КЕРМЕТ 8 октября 2021 19:43
        0
        Проще оплатить бензин, чем штат технологов и ремонтных служб для этого заводика
      5. tolancop
        tolancop 12 октября 2021 12:44
        0
        Цитата: Гражданский
        Вот такую бы небольшую, да на дачу! С такими ценами на бензин, самое то.

        А от счетов за электроэнергию глаза на лоб потом не полезут?
      6. kimvladimiril
        kimvladimiril 12 октября 2021 14:53
        0
        Это какого же размера надо иметь дачу, чтобы на ней поместился целый завод?
  2. DrRey
    DrRey 7 октября 2021 18:20
    0
    8 баррелей в сутки судя по всему ошибка. А так идея хорошая, но спасет ее только масштаб, хотя вряд ли. При таких способах получения сырья путей снижения издержек как-то не наблюдается.
    1. ROSS 42
      ROSS 42 7 октября 2021 18:32
      +8
      Цитата: DrRey
      8 баррелей в сутки судя по всему ошибка. А так идея хорошая

      Нет здесь ошибки:
      Новый завод, расположенный в Верльте (Германия), использует воду и электричество от четырех близлежащих ветряных электростанций для производства водорода. Водород объединяется с диоксидом углерода — часть его улавливается непосредственно из воздуха — с образованием сырой нефти, которая затем перерабатывается в топливо для реактивных двигателей. Синтетический керосин является углеродно-нейтральным. Это означает, что при сжигании такого топлива, дымоход или выхлопная труба улавливают углерод, что приводит к чистым отрицательным выбросам СО2.
      Завод Atmosfair призван продемонстрировать экономическую и технологическую целесообразность производства электронного топлива. Начиная со следующего года, он будет производить всего 8 баррелей в день, или 1272 л, реактивного топлива, а это означает, что на заправку одного небольшого пассажирского самолета потребуется 3 недели. Тем не менее, предприятие будет продавать электронное топливо немецкой авиакомпании Lufthansa и, согласно плану, надеется нарастить производство в ближайшие годы.
    2. t-12
      t-12 7 октября 2021 18:37
      +3
      В оригинальной новости - 8 баррелей:

      is expected to begin producing eight barrels (about 1 ton) of synthetic kerosene a day in early 2022.

      https://www.dw.com/en/sustainable-aviation-fuel-power-to-liquid/a-59398405
    3. Кузнец 55
      Кузнец 55 7 октября 2021 20:03
      0
      Я прочел в немецкой Википедии об этом предприятии .
      44 кг топлива в час , это чуть более тонны в сутки .
      Но это опытное предприятие , возможно будут строить и большей производительностью .
  3. Eug
    Eug 7 октября 2021 18:20
    +2
    Насколько я знаю, при СССР в Харькове проводилась разработка подобной технологии в интересах ВМФ, только не помню - или Физико-Техническим Институтом Низких Температур (ФТИНТ), или Институтом Проблем Машиностроения (ИПМАШ)..
    1. knn54
      knn54 7 октября 2021 18:42
      +5
      Евгений,в горбачевские времена в СССР приезжали спецы из ЮАР.
      Но учитывая запасы нефти и ее цену проект закрыли из за нерентабельности.
      -Однако для этого необходимо ввести дополнительные налоги на ископаемое горючее, чтобы оно подорожало до необходимого уровня.
      Запад давно хочет навязать ,в первую очередь РФ т.н "углеродный налог".
      Суть сводится к введению дополнительных импортных пошлин на любые товары и услуги, связанные с использованием "грязных" т.е не "зеленых" источников энергии и/или сырья.
      Что будет означать повышение пошлин на экспорт российских товаров в ЕС.Т.е железо и сталь азотные удобрения и т.д они покупать не будут.
      Будут "душить" любого конкурента.доходы упадут,безработица, социальные бунты.
      Но это пока их "теоретические" желания.
      1. FireLake
        FireLake 8 октября 2021 17:30
        +2
        Вообще-то это практика. В целом в стране, где экономика завязана на продажу сырья, может прокатить. Надо дать народу денег и развивать экономику потребления на основе собственной пром базы. Но это сложно...
    2. ycuce234-san
      ycuce234-san 7 октября 2021 22:50
      -1
      Вообще, разработки давно двигаются дальше "химии". Например, уже пробуют делать в металле электрические танки.
      А, с учётом постепенного прогресса в сверхпроводниках высокотемпературных, будущее может выглядеть как снабжаемые, по заменившим нефтегазотрубопроводы, магистральным континентальным электрокабелям от АЭС и термоядерных токамаков, роботизированные электротанки с гауссами и реилганами. Сейчас электропушку, причём вполне близкой к межконтинентальной дальности, уже вполне упаковывают в металле, в габариты небольшого экспериментального корабля.
  4. Alex_Bora
    Alex_Bora 7 октября 2021 18:22
    +10
    Углеродный баланс!!! А в этот баланс они сумасшедшие затраты углерода для выработки электроэнергии на реализацию этой, по определению, энергоемкой технологии как всегда скромно умолчали.
    Впрочем, как все их новые завиральные теории про зелёную энергетику, борьбу с углеродным следом.
    Неприятно, что наше правительство, аккурат после встречи дедушкой Джо на высшем уровне, взяв под козырёк, начало информационную накачку по этой теме.
    1. Егоза
      Егоза 7 октября 2021 18:29
      0
      Цитата: Alex_Bora
      Неприятно, что наше правительство, аккурат после встречи дедушкой Джо на высшем уровне, взяв под козырёк, начало информационную накачку по этой теме.

      Я Вас умоляю! Одно дело в газете и совсем другое на практике. для показухи можно и не такую "прогрессивность" показывать.
      1. FireLake
        FireLake 8 октября 2021 17:31
        0
        Уже давно ростом с францами пилит проект по водороду. Так что идём правильным путем: вожород топливо будущего
  5. hohol95
    hohol95 7 октября 2021 18:26
    +1
    Если на производство 1 литровой пластиковой бутылки тратится 1 литр воды - то сколько воды готовы "загубить немцы для производства "зелёного" водорода?
    И, что они пить будут после исчерпания водных ресурсов??? fool
    1. Кonstanty
      Кonstanty 7 октября 2021 19:26
      +2
      Насколько я понимаю, при электролизе воды, кроме водорода, мы получаем еще и чистый кислород.
      Если так, то это беспроигрышный вариант.
      1. fif21
        fif21 7 октября 2021 21:34
        +1
        Цитата: Кonstanty
        Насколько я понимаю, при электролизе воды, кроме водорода, мы получаем еще и чистый кислород.

        Правильно! А мы пойдем другим путем ! Вода- вот топливо будущего. hi
      2. Alex_Bora
        Alex_Bora 8 октября 2021 07:47
        +4
        Если бы все так было просто.
        При разложении воды необходимо гораздо больше энергии, чем получится после сжигания водорода в двигателях, котлах и т. д. Какой при этом получится углеродный след? Наверное больше, чем сжечь просто бензин. Только теперь предполагается платить за этот след тому, кто его сделал. Мы начнем продавать водород, но и нас обяжут платить за его углеродный след.
        Это перекраивание мировой экономики. Стремление затормозить развивающиеся экономики Азии и в перспективе Африки. Пусть они все будут ещё платить Западу за свои товары, за их углеродный след. Ну и нас вместе с ними.
        1. FireLake
          FireLake 8 октября 2021 17:32
          0
          Ну а чо не так? Капитализьма однако
    2. Троль
      Троль 7 октября 2021 20:43
      -2
      А почему именно загубить? В Германии достаточно строго относятся к охране природы. В каналах и речках рыба на самом деле водится. Водится вся палитра пресноводной рыбы, ершей до угря.
      ..
      По существу:
      В Германии во главе всего сидит американский капитал. То есть пусть фирмы и называются старыми, знакомыми, немецкими названиями, но управляются они дядей Сэмом. А ему ничего европейского не жалко и он что хочет то и делает.
    3. Альф
      Альф 7 октября 2021 21:21
      +4
      Цитата: hohol95
      И, что они пить будут после исчерпания водных ресурсов???

      Байкал-то велик. Китаю хватит и гансам тоже. А нам в очередной раз скажут, разведя ручками-Там же тоже люди и Прошу принять с пониманием...
      1. Пепел Клааса
        Пепел Клааса 7 октября 2021 22:03
        +2
        Кстати, отчего-то вспомнилось, что Каддафи ещё в 1991-ом ванговал, что американцы его убьют (а Ливию распотрошат) из-за его планов начать освоение Нубийского горизонта, который занимает половину Сахары.
    4. ycuce234-san
      ycuce234-san 7 октября 2021 23:20
      -1
      Бывают непитьевые природные воды - например, подземные естественные рассолы.
      Никто не будет тратить высококачественное водное сырьё на промышленные нужды.
  6. AllBiBek
    AllBiBek 7 октября 2021 18:30
    +1
    Вот только нынешние ДВС от топлива по этим технологиям - умрут за несколько часов работы.
    Кроме, разумеется, мультитопливных для военной бронетехники старых образцов.
    Но - Грета не одобряет.
    А то, что сжигание в буржуйках ветряков и солнечных батарей - это непрактично, немцы имеют все шансы понять уже по итогам ближайшей зимы.
    И сильно надеюсь, что они не вернутся к идее топить печи всякими Гретами.
    Хотя, было бы полезно и познавательно. Для Европы.
    1. Абрам Иваныч
      Абрам Иваныч 7 октября 2021 20:41
      +5
      Грет лучше использовать в газогенераторах или биореакторах, простое сжигание неэффективно, поскольку зеленые на 99.99% состоят из говна.
  7. Sancho_SP
    Sancho_SP 7 октября 2021 18:47
    +4
    Здравое зерно в том, что надо быть готовым к тому, что нефть и газ кончатся, а вечный двигатель не изобретется.
  8. фа2998
    фа2998 7 октября 2021 19:06
    +1
    Цитата: Eug
    разработка подобной технологии в интересах ВМФ,

    Раньше корабли ходили просто на НЕФТИ.Так зачем делать искуственную нефть когда природной в избытке.
    Это в Германии постоянно в блокаде,да и своей нефти нет-там необходимость,хоть и дорого.
    1. Альф
      Альф 7 октября 2021 21:23
      +2
      Цитата: фа2998
      Так зачем делать искуственную нефть когда природной в избытке.

      Смотря кому. Есть некоторые страны, у которых нефть есть только учебниках химии, а продавец за горлышко держит, да нежненько так время от времени сжимает, чтоб посговорчивей были..
      1. bubalik
        bubalik 7 октября 2021 22:21
        +1
        продавец за горлышко держит

        Политика.
        по состоянию на 1 января 2019 года, по данным Bundesverband Erdgas, Erdöl und Geoenergie e.V., доказанные запасы нефти в Германии составляли 14,2 млн тонн. Доказанные запасы нефти к северу от Эльбы составляли 8,4 млн т, к западу от Эмса — 1,9 млн т, в междуречье Везера и Эмса — 1,7 млн т, в верхнем течении Рейна — 1,2 млн тонн.
    2. AllBiBek
      AllBiBek 7 октября 2021 21:25
      0
      Ну, а до этого они ходили чисто посредством силы ветра, а ещё до того - посредством мускульной тяги))
  9. Baron Pardus
    Baron Pardus 7 октября 2021 19:20
    0
    Блин, трудно найти фотку Юнкерса или Хенкеля? На фотке с подписью как "Люфтваффе потребляло безнин" - Итальянских 3х моторный бомбардировщик, вроде бы СМ79.
    1. Lynnot
      Lynnot 7 октября 2021 19:57
      +3
      Тётушку Ju не узнали?
      1. Baron Pardus
        Baron Pardus 7 октября 2021 21:20
        0
        Не узнал. Наверное рефлексорно - раз 3х моторный - значит Итальянский:-). 3х моторниками именно итальянцы прославились, а я кстати, не раз думал, что было бы если бы на Пе-2 поставить 3й мотор, в носу. Суммарная мощность 3х климовых, (3300лс), была бы приблизительно равна двум мерлинам (1650лс каждый). Приблизился бы Пе-2 по ЛТХ к Моските?.
        1. Болторез
          Болторез 7 октября 2021 22:14
          0
          по ЛТХ к Моските?.
          Москита smile на заводе полировался, да и полегче был, так что скорее всего нет.
          1. Baron Pardus
            Baron Pardus 7 октября 2021 22:25
            0
            Тогда интерестно насколько бы повысились ЛТХ. По идее экстра движок - экстра тяговооружённость, а значит больше скорость и, возможно, бомбозагрузка... С движками у нас традиционно невесело. Как тогда, так и сейчас.
            1. Болторез
              Болторез 7 октября 2021 22:43
              0
              По идее экстра движок
              Еще и экстра запас топлива. Но тут гадать сложно-рассчитывать надо. Не исключен0 что с лишними 800 л\с был бы и порезвее.
              Вообще-то "Москит" на 700 кило тяжелее. Но вот покрашен он очень хорошо- облазил( снаружи) весь.
              1. Baron Pardus
                Baron Pardus 8 октября 2021 01:15
                -1
                Подождите, ВК105 был, емнип 1200ЛС, а не 800лс, или я чего то опять путаю? Значит 3 таких движка это 3600лс. С таким набором пешка должна утащить на себе и больше бомб, и больше горючки по идее. А Москита - Кроссавчег. У меня ещё в СССР была модель Москито. Купил модельку под названием "Дальний Истребитель" - и это был Москито. "Эксортный истребитель" это был П38, "Морской Истребитель" - это был Хеллкет, "Фронтовой Истребитель" Это был СПТИФАИЕР, "Морской бомбардировщик" - это был Бьюфайтер. Я авиацией 30-40х увлекаюсь с детства. Вообще военной техникой увлекаюсь с детства, но с этих моделек - долго ржал. Если 11 летний я, смог по тем книжкам что у меня были идентифицировать модели этих самолётов, то и другие смогли. Зачем прятать то что легко найти. Кстати, даже то что я узнал какие это самолёты, не помешали наставить на них Красные Звёзды. Мол НАШИ и всё тут. В дополнение у меня был Тайфун, и П47 (модел даже красить не надо было, уже была чёрная, с советскими звёздами смотрелась крайне ГОТИЧНО).
                А мой дружбан, Сашка , где то нашёл на свалке ЗДОРОВЕННУЮ пластиковую БЕЛУЮ модель двух моторного самолёта сделанного по двухбалочной схеме. Мы оба достаточно разбирались в самолётах чтобы понять что это - не П38, и не немецкая РАМА. Покопавшись в книжках Сашка нашёл что это был П61. Как на мусорку попала белая, некрашенная модель П61 - неизвестно. Но Сашка ей очень гордился. Ни у кого другого этой модельки не было. А вот у моего другого дружбана, был Авро Ланкастер. Откуда он его откопал - он так и не сказал.
                1. Болторез
                  Болторез 8 октября 2021 10:59
                  +2
                  Я посчитал мощность трех гипотетических движков Пе-2 против двух у Москита.
                  не помешали наставить на них Красные Звёзды
                  Один "москит" с красными звездами летал. А "Спитфайер" с красными звездами и повоевал неплохо. Да и под МагенДавид кстати полетал.
                  1. Baron Pardus
                    Baron Pardus 8 октября 2021 17:18
                    0
                    Под Моген Дуведом даже Ме-109 отметился и далеко не один. Театр Абсурда, евреи с маузерами К98, и на Мессерах, деруться за независимость с британцами на спитфаиерах и с ли энфильдами. А Спитфаиер - красава. Лучший истребитель Второй Мировой, как по моему скромному мнению. По комбинации: скорость/манёвренность/скороподъемность равных ему просто не было. Воевал и на суше и на море.
                    1. FireLake
                      FireLake 8 октября 2021 17:39
                      0
                      Не соглашусь... лучшие были американцы. Р51 до сих пор моя самая большая любовь. А кувшин так просто терминатор
                  2. FireLake
                    FireLake 8 октября 2021 17:38
                    0
                    Как и 109 ) под МагенДавид воевало все что могло )
  10. Intruder
    Intruder 7 октября 2021 19:33
    -1
    Автору спасибо, за актуальность статьи в сфере последних новостей из Европы с ее энергетическими проблемами при переходе на "зеленку" в глобальных экономиках!
    Станет ли Германия жертвовать сложившейся промышленностью и инфраструктурой ради актуальных экологических идей – покажет время.
    Ну, если брать на весы, период перехода и легкие своих детей и потомков с потенциалом негативных климатических катастроф, лично я выберу временные сложности и даже нагрузку на личный бюджет, ради успешности данного технологического перехода...
    Но, другие 25% всегда были и будут против, под любыми предлогами...как и всегда!!!
    1. Usher
      Usher 8 октября 2021 00:11
      0
      Цитата: Intruder
      Автору спасибо, за актуальность статьи в сфере последних новостей из Европы с ее энергетическими проблемами при переходе на "зеленку" в глобальных экономиках!
      Станет ли Германия жертвовать сложившейся промышленностью и инфраструктурой ради актуальных экологических идей – покажет время.
      Ну, если брать на весы, период перехода и легкие своих детей и потомков с потенциалом негативных климатических катастроф, лично я выберу временные сложности и даже нагрузку на личный бюджет, ради успешности данного технологического перехода...
      Но, другие 25% всегда были и будут против, под любыми предлогами...как и всегда!!!

      Это еще спорно, что данная "технология" "полезна" для экологии. Углеродный баланс в природе более важен, чем кислородный. Если понижать количество углекислого газа в атмосфере, замерзнем к чертям собачим и не оттаем. "Земля снежок" слышали? Как говорится лучше семь раз потом покрыться, чем один раз инеем. А вообще, кислороды вырабатывает планктон и бактерии в океане, а не леса. Лучше заботится о чистоте океанов.
      1. Intruder
        Intruder 8 октября 2021 00:40
        0
        А вообще, кислороды вырабатывает планктон и бактерии в океане, а не леса. Лучше заботится о чистоте океанов.
        Тоже, верно...но, реальную заботу о Мировом Океане мы не потянем ни в этом веке, не в следующем, нет необходимых технологий, а то что есть, всего лишь жалкие "эксперименталы" фанатов и научных сообществ, типа: "пробы пера" за счет грантов и только. До кучи, мы там постоянно не живем, только "топчем" поверхность и "немного" высоко-активного мусора сеем на дно, легко посчитать, хоть и не точно, объем его воды и площадь дна не исследуемую столетиями, там!?
        Если понижать количество углекислого газа в атмосфере, замерзнем к чертям собачим и не оттаем.
        Ну, это фантастика, просто биосфера не даст Человеку его понизить, до уровня "снежка" на поверхности всей, возможно где-то и льды наступят, но и это было в малых ледниковых, последний недавно вообще был по шкале времени биосферы, там, так-то саморегулирующиеся система и миллиардами лет, до человека "Разумного"...еще все сама делала, по современным теориям - до 8 миллиардов существование, а Человечеству с его технологиями, всего ничего, почти пару минут, на этой "линейки времени"! lol
        1. Usher
          Usher 8 октября 2021 00:44
          0
          Я имел в виду не мусор в Океане (хотя он тоже опасен), а нарушение экологического баланса. Когда просто десятками миллионами тонн в год, вылавливается рыба и другие.
          1. Intruder
            Intruder 8 октября 2021 00:50
            +1
            десятками миллионами тонн в год, вылавливается рыба и другие
            Ну..., она тоже каждый год рождается, именно рыба и всякие ракообразные, не морские млекопитающие, которых всегда было мало из-за биологических ограничений определенного типа!? Кстати, я не ем почти рыбу, в любом виде приготовления пару десятков граммов раз в полгода - это не потребление..., поэтому меня можно записать, в секту: "рыбозащитников"!!! lol Так, что не тот пример...для биосферы глобальной, опять же мы вылавливаем не везде ее, а она имеет свойство мигрировать еще по всей площади разных акваторий Мирового, и учет там запасов, только в теории точен, почти!!!
            1. Usher
              Usher 8 октября 2021 00:51
              0
              Ну как бы система жила с этими недостающими миллионами, сейчас же, кому то чего то не хватает. И так далее по цепочке. Мы просто пока не видим конца цепи разрушений.
  11. Pavel57
    Pavel57 7 октября 2021 19:57
    +1
    Цитата: Baron Pardus
    Блин, трудно найти фотку Юнкерса или Хенкеля? На фотке с подписью как "Люфтваффе потребляло безнин" - Итальянских 3х моторный бомбардировщик, вроде бы СМ79.

    Ю-52 был трехмоторным.)))
  12. Grossvater
    Grossvater 7 октября 2021 19:58
    +1
    Украсть ящик водки, продать, деньги пропить!
    Сама по себе идея связывать углекислый газ здравая. Мешает только одна мелочь. Закон сохранения всего кроме денег request . Невозможно расщепить химическое соединение и затратить при этом меньше энергии, чем при его обратном синтезе. Иными словами, при разделении, что углекислого газа на углерод и кислород, что воды на водород и кислород даже при идеальных, неосуществимых на практике условиях, будет потрачено столько же энергии, сколько потом выделится при сгорании углерода, водорода и их соединений.
    Точка, приехали.
    Вообще, если не истерить, то альтернативный секс, пардон, альтернативные источники энергии вполне имеют право на существование.
    Только не надо пытаться приставить их к тому, к чему они не подходят.
    1. helloween
      helloween 7 октября 2021 20:47
      -1
      Технологии не стоят на месте. И процесс созидания идёт семимильными шагами. Только в РФ не хотят об этом задумываться. Сколько и чего придумал Чубайс со своим наноцентром? Фактически ничего. Лишь тянул деньги из бюджета
      А по поводу затрата энергии--не совсем так. В Швеции с помощью газа сжигают мусор. Так вот,энергиивыделяемая в этом процессе гораздо больше чем затраченной. Одно время шведы даже задумывались о покупке мусора в соседних странах
      1. Grossvater
        Grossvater 7 октября 2021 21:51
        +5
        О Господи! Не может такого быть. Не может! По закона природы! Дедушку Ломоносова вспомните наконец!
        Не надо было школу прогуливать. Извините! Надо брать для расчета не энергию выделяющуюся при горении газа и используемую для интенсификации горения мусора, а энергию потраченную на изготовления этого самого мусора! Тогда все сойдется. Ну почитайте, пожалуйста, хоть учебники за седьмой, восьмой класс!
        1. helloween
          helloween 17 октября 2021 16:12
          0
          https://tass.ru/obschestvo/4285030
          Специально для такого умника как вы. Почитате-поумнеете
        2. helloween
          helloween 17 октября 2021 16:15
          0
          Сейчас в стране сжигается более 2 млн тонн своего мусора. И местного сырья даже недостаточно — дефицит приходится покрывать за счет импорта. В 2015 году страна в этих целях дополнительно ввезла более 1,3 млн тонн отходов из-за рубежа — в основном из Норвегии, Ирландии и Великобритании.
        3. helloween
          helloween 17 октября 2021 16:16
          0
          Так что свои учебники читай сам. Ненавижу провалов застрявших в эпоху Хрущева. Вот из таких формируют патриотов типа рогозина
      2. Usher
        Usher 8 октября 2021 00:13
        0
        Цитата: helloween
        Технологии не стоят на месте. И процесс созидания идёт семимильными шагами. Только в РФ не хотят об этом задумываться. Сколько и чего придумал Чубайс со своим наноцентром? Фактически ничего. Лишь тянул деньги из бюджета
        А по поводу затрата энергии--не совсем так. В Швеции с помощью газа сжигают мусор. Так вот,энергиивыделяемая в этом процессе гораздо больше чем затраченной. Одно время шведы даже задумывались о покупке мусора в соседних странах

        Сжигают? А куда отходы и выбросы? Тоже в соседние страны)
        1. helloween
          helloween 17 октября 2021 16:14
          0
          https://tass.ru/obschestvo/4285030
          Почитайте. Там есть ответы на ваши вопросы. И да--швеция уже зарабатывает,покупая мусор у других стран
    2. burger
      burger 7 октября 2021 22:15
      0
      Цитата: Grossvater
      Иными словами, при разделении, что углекислого газа на углерод и кислород, что воды на водород и кислород даже при идеальных, неосуществимых на практике условиях, будет потрачено столько же энергии, сколько потом выделится при сгорании углерода, водорода и их соединений

      Так и что не так. Вы накапливаете энергию из возобновляемых источников в топливе, то есть топливо это аккумулятор. Понятно будут потери, так они и сейчас есть.
  13. Комментарий был удален.
  14. bk0010
    bk0010 7 октября 2021 21:15
    0
    Однако для этого необходимо ввести дополнительные налоги на ископаемое горючее, чтобы оно подорожало до необходимого уровня. В таких условиях синтетический керосин станет конкурентоспособным и привлечет инвесторов.
    Сволочи.
    1. Grossvater
      Grossvater 7 октября 2021 21:51
      0
      Так ить в этом то и весь цимес!
  15. Чёрный Полковник
    Чёрный Полковник 7 октября 2021 22:49
    0
    Немцы последнее время освоили новый танец - пляска на граблях. Никак не каются, всë норовят остаться без энергоносителей ГРЭС закрыли, АЭС закрыли. Осталось оставить самолеты без горючки.
  16. сергей хухарев
    сергей хухарев 7 октября 2021 23:03
    -3
    Человек в своей стихии и все замыслы его направлены на то как бы нагадить самому себе и природе. Вы представляете что будет если все будут извлекать углекислый газ из атмосферы и водород из воды? Деревья оставшись без углекислого газа не смогут проводить фотосинтез и расти, завянут и сдохнут со всеми вытекающими из этого экологическими проблемами. Вода после извлечения водорода окажется перенасыщена кислородом, сильнейшим окислителем. Если лишний кислород поступит в атмосферу, то его повышенная концентрация приведёт к заболеваниям и гибели многих живущих сейчас существ и организмов.
  17. Gembyh124
    Gembyh124 8 октября 2021 07:03
    0
    Вроде, как раз для немецкой авиации требовалось топливо из натуральной нефти
  18. В.А.Ш.
    В.А.Ш. 8 октября 2021 09:54
    0
    Возможность выпускать "эрзац-бензин" была одним из факторов того, что на немецкие танки того времени ставили бензиновые двигатели. Выпуск подобного дизтоплива в тогда был гораздо затратнее.
  19. Alexey RA
    Alexey RA 8 октября 2021 12:46
    -1
    В Atmostar считают, что в дальнейшем новое синтетическое топливо станет экономически выгодным. Однако для этого необходимо ввести дополнительные налоги на ископаемое горючее, чтобы оно подорожало до необходимого уровня. В таких условиях синтетический керосин станет конкурентоспособным и привлечет инвесторов.

    Рынок сам себя отрегулирует. © laughing
  20. Виталий Черничкин
    Виталий Черничкин 9 октября 2021 07:38
    0
    Очень странная статья. Не готов спорить,но лет 10 назад читал книку Купцова Странная история стрелкового оружия. Автор утвержлал, что на производство 1 тонны синт. бензина требовалось всего 3 тонны угля. Из них 2 тонны шли на подогрев процесса гидролиза. А в 1 тонне бензина литров 1300 будет. В статье пишется, что Германия после 1 мировой производила мало синт бензина, а ведь она по условиям мирного договора была обязана поставлять синт топливо в Англиб и Францию. И размеры были не малые. Значит производила достаточно. Ну и автор статьи стыдливо умолчал о причинах запрета производства синт бензина в побежденной германии. Выходит, что стоимость бензина объемом1300л равна стоимости 3т угля. Стать думаю дизинформационная
  21. Gunter Preen
    Gunter Preen 10 октября 2021 08:51
    +1
    Капиталисты введут очередной налог, на ископаемое топливо. И будут вещать о заботе о природе и экологии, набивая собственные карманы.
  22. kamakama
    kamakama 11 октября 2021 13:12
    0
    Если отвлечь от конкретики, то все это - обсасывание форм консервации энергии. Нефть, лес, уголь - консервировали энергию прошлого. Ветер, гидро, солнце - энергия настоящего, свободный поток, так сказать. А эти товарищи просто предлагают новый способ консервации, не в ГАЭС, ни в химических аккумуляторах. Уже много раз считано и пересчитано, что углеводороды - наиболее эффективный способ аккумуляции энергии по соотношению масса/объем к вырабатываемой энергии на сегодняшний момент технологического развития. Ядерная энергетика в теории еще круче, но с учетом биозащиты - далеко позади, особенно для мелких потребителей
    А способы генерации этих углеводородов могут быть разные. Сейчас мы находимся в энергетике этом смысле на том же уровне, что и рыбная отрасль - да, можно добывать еще пока дикие культуры (прямой вылов), но вполне существуют и работают рыбные фермы. В этом смысле качка нефти будет идентична сбору дикоросов - можно, но зачем, когда засеиваются поля? Только непонятно, когда это переход будет оформлен
  23. alien308
    alien308 15 октября 2021 22:45
    -1
    Автора забанить. Безграмотных копирайтеров в топку.