Они были первыми: пистолеты Лаумана и Борхарда

67

Когда в 1961-ом году на экраны СССР вышел научно-фантастический фильм режиссёра Павла Клушанцева «Планета бурь», я обратил внимание на необычный пистолет в руках американского астронавта Аллана Керн. Подумал, что это некий необычный «фантастический пистолет» специально для Венеры. И только в наши дни узнал, что стреляет он из пистолета Борхарда образца 1893 г. – К-93!

Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.
Книга Бытия 25:25


История огнестрельного оружия. А было так, что пулемет Хайрема Максима, который был им создан в 1884 году, заметным образом подстегнул работу конструкторов в этой области по всему миру. В том числе и тех, кто работал над пистолетами, стремясь сделать их многозарядными и скорострельными.



Одним из таких конструкторов-оружейников был и австриец Йозеф Лауманн, проживавший в местечке Оттакринг, ставшим после 1892 года предместьем Вены. Уже в 1889 году он сконструировал свой первый пятизарядный пистолет с оригинальным ручным управлением и магазином на пять патронов, патент на который был им получен в 1890 году. Пистолет имел цилиндрический затвор и ёмкость для патронной обоймы, расположенную «по-маузеровски». Затвор управлялся рычагом с прорезью в задней части, в которую входил спусковой крючок. Подаёшь его вперёд – затвор отходит назад. Тянешь назад – затвор идёт вперёд, при этом в ствол попадает патрон из магазина, затвор запирает ствол, после чего следует нажатие на спусковой крючок и выстрел!


Схема самого первого пистолета Лаумана модели 1891 года. Затвор, как видите, сзади запирал предохранитель, откидывавшийся при нажатии вниз

Конструктор пытался усовершенствовать эту базовую модель. Им было создано несколько пистолетов с затвором, управляющимся рычагом, на которые он опять-таки получил несколько патентов.


Схема пистолета Лаумана модели 1891 года по патенту 1892 года[/center]
И вот тут-то ему и пришла в голову мысль, что всё это же самое затвор в его пистолете можно заставить проделывать и силой отдачи! Он быстро его переделал и уже 9 июня 1891 года подал заявку на австрийский патент первого в истории самозарядного пистолета. Правда, получил он его лишь 25 ноября, что даёт основание некоторым историкам считать первым пистолет Сальватора Дормуса, поскольку его патент был выдан 11 июля 1891 г. По конструкции он походил на его первый пистолет с рычагом взвода, однако был полностью самозарядным. Видимо, вследствие спешки он не придумал ничего лучше, как использовать переднюю часть спусковой скобы, которую, как и раньше, следовало отвести вперёд. Понадобилось ввести в конструкцию разобщитель, который ставил спусковой крючок в положение, не мешавшее движению затвора. Был ли изготовлен хотя бы один пистолет такой конструкции, неизвестно.

Они были первыми: пистолеты Лаумана и Борхарда
Схема пистолета М1891 года с управлением затвора передней частью спусковой скобы

Понятно, что такая конструкция была не слишком удобна с точки зрения её использования. Поэтому Лауман уже в 1892 году этот пистолет переделал. Теперь затвор взводился массивным рычагом, располагавшимся на ствольной коробке справа перед спусковым крючком. Тоже не лучший вариант, но… сделал он именно так! Интересно, что в самозарядном пистолете Лаумана использовался полусвободный затвор, открытие которого осуществлялось с замедлением за счёт высокого трения в системе рычагов. То есть это был… фрикционный затвор, позволявший уменьшить вес затвора и мощность возвратной пружины. Причём рассчитано всё было так, что при ручном взводе затвора никакого трения или торможения не было. Оно возникало только при выстреле! Оригинальное решение, что и говорить. Таких пистолетов было изготовлено несколько десятков. Общая длина пистолета составляла 228 мм, ствол имел длину 142 мм, вес был внушительным – 1109 г. А вот патронов в магазин вмещалось явно мало – всего лишь пять калибра 7,8-мм собственной конструкции Лаумана. Пистолеты эти передали австрийским военным для испытаний, но те, испытав их, отклонили данную модель в 1896 году.


Схема устройства пистолета Лаумана и его затвора по американскому патенту №534894 от 26 февраля 1895 года


Вот этот рычаг для взведения затвора справа. Схема пистолета Лаумана по американскому патенту 1895 года. Круглая кнопка с рифлением – фиксатор обоймы в магазине

Интересно, что в ряде источников этот и другие пистолеты Лаумана имеют двойное название: Шёнбергер-Лауман. Что, кстати говоря, неудивительно, поскольку известно, что начиная с 1890 года Лауман получал финансовую помощь от братьев Шёнбергеров, а затем они же и приобрели его патенты. Есть данные, что один из братьев был управляющим австрийской оружейной фабрики «Österreichische Waffenfabriks-Gesellschaft» в Штейре, так что ничего удивительного в этом нет. Есть и пистолет Шёнбергера-Лаумана М1894, в котором использовались патроны калибра 8-мм, известные как Шёнбергер 8-мм.


Схема устройства пистолета Лаумана по американскому патенту №534894 от 26 февраля 1895 года. Хорошо видно устройство предохранителя. Деталь Р1 – индикатор взведённого ударника

На пистолете Шёнбергера-Лаумана образца 1894 года появилась ещё одна важная деталь: стержень в задней стороне затвора перед предохранителем. Если он выступал над рамкой, это означало, что ударник поставлен на боевой взвод. Общая длина пистолета составляла 321 мм, длина ствола 145,7 мм, вес 1256 г. Было две модели этого пистолета одного веса, но различавшихся по размерам. Оба пистолета имели пачечное заряжание, весьма характерное именно для оружия, выпускавшегося в Австро-Венгрии. В магазинах обоих пистолетов помещалась пачка с пятью патронами калибра 8 мм Шёнбергер.


Пистолет Лаумана М1892 г. Вид справа

Кстати, именно пачечное заряжание стало одной из причин, по которым этот пистолет не получил распространения. Помимо сложности механизма и высоких требований к качеству выделки, заряжание пистолета пачкой оказалось весьма неудобным, а её ёмкость – мала. Если бы создатели пистолета поставили на него, ну, скажем, тот же шести- или десятизарядный съёмный магазин, то… вполне могло быть и так, что именно этот пистолет занял бы нишу пистолета Маузер К96. То есть неудача пистолет постигла прежде всего в силу определённой традиционности его системы боепитания!

Совсем не так было с пистолетом Гуго Борхардта К93— по сути первого в мире по-настоящему удачного образца самозарядного оружия под пистолетный патрон. Создал его Гуго Борхардт – в то время являвшийся главным инженером оружейной фирмы «Людвиг Лёве и Ко», которая в 1896 году вошла в состав DWM (Deutsche Waffen und Munitionsfabrikenruen), крупного предприятия по производству различных видов оружия, а также боеприпасов, которая незадолго до этого (в 1889 году) была основана в городе Карлсруэ, земля Баден-Вюртемберг. Ну а после 1896 году местом пребывания штаб-квартиры DWM стал Берлин.

Борхардт занялся своим пистолетом в самом начале 90-ых, и уже в начале 1893 года первый образец его пистолета был готов. То есть работал он совсем с небольшим отставанием от Йозефа Лаумана с его пистолетом М1892 г. Конструкция его была запатентована сначала в Англии, после чего в Германии, Франции, Италии и США, и даже у нас в России, где получил привилегию сроком на 10 лет. В этом документе его оружие было названо так: «Повторительный пистолет, действующий отбоем».


Хуго Борхард в молодости. Интересно, что карьеру оружейника начинал… в США, где работал у Винчестера и даже разработал несколько револьверов собственной конструкции, сохранившихся в музее этой фирмы. Оружие было вполне современным, но так как компания «Винчестер» как раз в это время договорилась с компанией «Кольт» о разделе сфер влияния, то выпускать его не стали. А потом он вернулся в Европу и начал работать в Германии, благо опыта ему было не занимать

Удивляться этому не приходится, ведь идея оружия, которое могло бы стрелять само и к тому же ещё и много-много раз, в те годы буквально носилась в воздухе. Но реализацию её на практике сдерживали… патроны с дымным порохом. Даже начинающий стрелок, имея «ковбойский» винчестер со скобой Генри, вполне мог делать 30 выстрелов за одну минуту, а после некоторой тренировки и все 60. Но цель от него была бы скрыта облаком густого дыма, разве что стрелять ему пришлось бы в сильный ветер. Ну а самозарядному оружию требовалось бы ещё больше боеприпасов, и к тому же дыма от него было бы ещё больше, не говоря уже о том, что продукты его сгорания сильно загрязняли бы автоматику такого оружия. Но как только появились патроны, снаряжённые бездымным порохом, ситуация начала меняться практически сразу. Да и сами войны понемногу стали совершенно другими…

Вот под эти самые новые условия и патроны с бездымным порохом, которые он же сам и придумал, Хуго Борхард и сконструировал свой пистолет.


Пистолет Борхарда 1894 года выпуска из музея Гленбоу в городе Калгари, провинция Альберта, Канада

В то время в большой моде были шатунно-кривошипные механизмы, те же паровозы были перед глазами у каждого, поэтому особо ничего нового он придумывать не стал, а попросту взял и приставил к длинному пистолетному стволу шатунно-кривошипный механизм, управляющий затвором, с разобщителем и шепталом, однако магазин с подпружиненным подавателем сделал съёмным, разместив его в рукоятке самых простых очертаний. Он также придумал устанавливать на свой пистолет ещё и съёмный приклад, наполовину состоящий из его же кобуры, с которым он превращался в пистолет-карабин.


Схема устройства пистолета Хуго Борхардта из патента №75837


Работа механизма пистолета Борхарда. Схема из патента №75837

Из-за того, что вся механическая часть пистолета – затыльник его рамки и кожух, прикрывающий возвратную пружину, оказалась сдвинутой довольно далеко назад, пистолет приобрёл несколько непривычный внешний вид, однако пользоваться им было в достаточной степени удобно. Так, и рукоятка взведения затвора, и предохранитель, и кнопка магазина находились на пистолете слева и легко управлялись левой рукой.


Пистолет Борхарда К93, вид слева. Хорошо виден предохранитель: вертикальная пластинка с поперечной насечкой, а также большая рифлёная кнопка фиксатора магазина, которая подпружинена той же пластинчатой пружиной, что и пластинка предохранителя. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)



Справа на пистолете никаких управляющих им деталей нет. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)


Автоматика пистолета Борхарда работала за счёт короткого хода ствола назад при выстреле, то есть использовала силу отдачи. Затвор запирался рычагами кривошипно-шатунного механизма

При выстреле ствол, а также затворная коробка и сам затвор отходили назад по направляющим на рамке пистолета. При этом, пройдя небольшое расстояние, ролики задней части одного из рычагов затвора упирались в заднюю часть рамки, имевшей форму горки. Ролики по этой горке двигались вверх, и рычаги затвора складывались, выходя из мёртвой точки – то есть положения, при котором ствол был заперт затвором. Сам затвор продолжал движение и отходил ещё дальше назад, извлекая при этом гильзу из патронника. Специальный выступ рычага при этом взводит ударник и сжимает боевую пружину. Возвратная пружина в виде двух металлических полос, находящихся в специальном кожухе в задней части пистолета, давит на затвор, и он идёт теперь вперёд, захватывает из магазина очередной патрон и досылает его в ствол, ударник же фиксируется шепталом и становится на боевой взвод. Затвор приходит в крайнее переднее положение, ствол запирается, а пистолет готов к следующему выстрелу.

Прицельные приспособления пистолета самые простейшие: треугольная мушка на стволе и целик, расположенный на рамке пистолета в задней части.


Целик в задней части затворной рамы и рукоятка взведения затвора. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)

Съёмный деревянный приклад крепится к оружию с помощью Т-образного выступа, расположенного на кожухе возвратной пружины. Весил пистолет примерно так же, как и пистолет Лаумана: с неснаряжённым магазином и без приклада – 1270 г, длина без приклада составляла 352 мм, а с прикладом – 680 мм, ствол имел длину 190 мм (или 154 мм), ёмкость магазина составляла восемь патронов 7,65×25 мм Борхардт.


Т-образный выступ крепления съёмного приклада. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)


Пистолет К93 с прикреплённой кобурой-прикладом. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)

Как и многие другие оружейники того времени, Борхардт для своего пистолета создал и оригинальный патрон калибра 7,65-мм, получивший его имя. С этим патроном его пистолет обладал скорострельностью 72 выстр/мин, при этом патрон позволял придавать 5,5-граммовой пуле начальную скорость в 385 м/с. А поскольку ствол пистолета был довольно длинным, то при такой скорости пули кучность у него была очень хорошей. И патрон этот настолько всем понравился, что послужил прототипом для патронов к пистолетам Бергмана, Манлихера, Маузера, Токарева и к японскому пистолету Намбу.

Хуго Борхард во всех смыслах пошёл дальше Лаумана и на своём пистолете применил ряд совершенно новых и ранее не встречавшихся технических решений, но зато впоследствии применённых практически на всех последующих образцах пистолетов. В их числе:

Отъёмный магазин с размещением в рукоятке.
Кнопочная защёлка магазина, на левой стороне рамки пистолета.
Безрантовый патрон с гильзой бутылочной формы с кольцевой проточкой для зуба экстрактора.
Свинцовая пуля в металлической оболочке.


Маркировка пистолета Борхарда. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)

Кстати, патрон Берхарда оказался настолько хорошим, что Йозеф Федерле и его два брата, разрабатывавшие на заводах Пауля Маузера свой пистолет К96, тут же его на нём и использовали. Правда, заряд патрона был ими усилен за счёт применения пороха лучшего качества, да и сама его навеска в патроне была увеличена. Соответственно, скорость пули возросла до 420 м/с. Ну а позднее этот же патрон был использован для пистолетов и пистолетов-пулеметов, создававшихся советскими конструкторами – пистолета ТТ и пистолетов-пулеметов ППД и ППШ. Этот же патрон, но в укороченном варианте (с 35 мм до 30 мм) был использован в пистолете германского конструктора Георга Люгера и в пистолете «Намбу» японского генерала Кийиро Намбу.


Приклад крупным планом. Вид слева. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)

Очень важным было и то, что для своего пистолета Борхард создал прекрасно работающий магазин. Даже такую мелочь придумал, как отверстия на его плоскостях для контроля за количеством патронов. В магазинах ранних выпусков подающая пружина была плоской, склёпанной из 12 стальных пластинок. Но в 1895 году её заменили двумя витыми, а на корпусе магазина сделали рёбра жёсткости. Дно магазина отличалось от современных конструкций и было сделано из… ореховой древесины. Щёчки рукоятки пистолета были также из ореха и крепились к рамке винтами – каждая своим. Деревянный приклад с одной стороны был соединён с кожаной кобурой, вернее – это кожаная кобура пистолета была укреплена на деревянном прикладе!


Устройство магазина из германского патента Борхарда №91998

Появление пистолета К93 разом перечеркнуло все предыдущие конструкции пистолетов и вызвало целую бурю откликов в прессе, и все отклики были в основном восторженными. Мнение военных, однако, особенно российских, было более сдержанным. Так, после тестирования пистолета в России в 1898 году отмечалось, что его удобнее заряжать и разряжать, нежели «маузер» с его обойменным заряжанием; что он более безопасен, чем «маузер», так как при вставленном магазине он всё ещё не заряжен, а ударник его не взведён; но плохо то, что пистолет не имеет затворной задержки и указателя наличия патрона в патроннике. Хотя пистолет при неполной разборке разбирался всего на 10 частей, российские военные посчитали, что для нижних чинов и это слишком много, и что они будут терять запорные винты и штифты. Кроме того, пистолет безупречно работал, лишь будучи хорошо смазанным, и был весьма чувствителен к загрязнению.


Реклама пистолета Борхарда в России. 60 царских рублей за пистолет – деньги немалые. В начале ХХ на один рубль можно было купить воз дров, не очень большой, но воз – кубометра на два, не меньше!

Немецкий патент на этот пистолет за номером №75837 Борхард получил 9 сентября 1893 года, а уже вскоре завод Людвига Леве приступил к его производству. Всего было выпущено около 3000 таких пистолетов. Интересно, что сам его создатель вскоре утратил интерес к оружию и даже не попытался усовершенствовать свою конструкцию на основе сделанных ему военными замечаний. Сделать это довелось уже другому человеку…

Продолжение следует…
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    25 октября 2021 18:08
    А, ведь, действительно, выглядит пистолет футуристически!)
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +12
      25 октября 2021 18:21
      Привет, Игорь. hi
      Как ни странно, не взирая довольно громоздкий вид, он довольно плотно сидит в руке, но про стрельбу из него ничего сказать не могу, не пробовал.
      1. +7
        25 октября 2021 18:57
        Привет. Я про этого Борхарда только из статей ВО и узнал. Вообще, со стрелковой мало имел дела. Стрелял - ещё меньше laughing
        ПМ, АК, ПКТ да "мелкашка".
      2. +16
        25 октября 2021 18:59
        Мне тоже не доверили,даже разобрать не дали,не то что пострелять..Удалось только на клочке бумаги зарисовать карандашиком как это другие делают
        1. +17
          25 октября 2021 19:21
          Мне тоже не доверили,...

          Дело не в недоверии, у ребят в музее Вооруженных Сил просто патронов не было, во ВНИИ Судэкспертизы был только десяток "на всякий пожарный", так что дружно всем обломилось, хотя машинка была очень в хорошем качестве. Кстати, точно так же и по той же причине мы все проехались мимо "Парабеллума" под патрон 7,65 × 25 мм Борхардт, а это уже была машинка из моего музея.
          1. +4
            26 октября 2021 09:46
            Для Парабеллума был патрон 7,65х21, укороченный Брохардт. Потом на его бвзе уже сделали патрон 9х19 Luger. Патроны 7,65х25 Борхардти 7,63х25 Маузер метрически абсолютно одинаковые, только мощности немного отличаются.
  2. +8
    25 октября 2021 18:11
    Спасибо, замечательная статья , иллюстрации великолепны.
    1. +18
      25 октября 2021 19:04
      Присоединяюсь!А картинки тоже люблю оченно
      вот опять не удержался...
      1. +17
        25 октября 2021 19:25
        А зачем удерживаться -- красивая работа. good
        А вот моё бумагомаранье шариковой ручкой и фломастерами. smile
        1. +10
          25 октября 2021 20:09
          Цитата: Морской Кот
          А зачем удерживаться -- красивая работа. good
          А вот моё бумагомаранье шариковой ручкой и фломастерами. smile

          5+!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
        2. +2
          26 октября 2021 12:44
          hi Возможно, все будут смеяться. Этот пистолет, в виде реплики, был выполнен в пластмассе советской промышленностью. Можно было пулять пластмассовыми на пневматике...
          У меня был такой.
          Разумеется, что это Борхарт даже ни разу не упомянуто было
          1. +1
            26 октября 2021 13:52
            Ни разу не видел. А фото, случаем, не осталось? Не может быть чтобы они в игрушке смогли повторить все детали.
            1. +1
              26 октября 2021 15:06
              К сожалению нет. В игрушке пулялку сделали, а не реплику, Габарит позволил.... была возможность.
              Детали? в игрушке? Щаз! Фото нет, я пользователем был. Попадал через раз... Такое длинно темно-зеленое сооружение....
              1. +2
                26 октября 2021 15:41
                Кажется я знаю, что это, если оно зелёное, покупал сыну, приклад съёмный, доп. рукоятка под ствол, пульки в барабане. Если оно, то там Борхардтом и не пахнет. smile
                1. +2
                  26 октября 2021 16:16
                  Зато похоже, барабан? не помню, честно, но было круто... Чудеще огромно, обзолно и пуляей laughing
                  1. +2
                    26 октября 2021 17:22
                    Да, игрушечка впечатляла fellow
  3. +5
    25 октября 2021 18:18
    Я не понимаю, вот честно не понимаю. Если вы хотите знать как сделать пистоль... это очень просто - берете трубу соответствующего диаметра (думаю если хорошо поищете то найдете, главное бесшовную) под 16-й или какой вам угодно калибр. Следом берете шпингалет оконный (советский), режете камеру на кольцо и зацепляете эту камеру одним концом на шпингалет второй на цевьё - всё... У вас в руках оружие. Ах, да... кончик шпингалета надо заточить так чтобы как раз по капсулю. Что может быть проще?
    1. +9
      25 октября 2021 19:02
      да да ,знаем , делали . только потом шпингалет из глазницы торчит
      1. +6
        25 октября 2021 19:19
        Поэтому чтобы не торчал - стрелять нужно из старого утюга, который грели на огне... Сверлишь дырку, в ней другую, тонкую для двух проводов. В "ствол" лампочку от фонарика с раздавленным стеклышком. Заряд из спичечных головок, из шарика от шарикоподшипника пуля. Батарейка на ручке, кнопка. Пристроился, кнопку нажал и...
        1. +6
          25 октября 2021 19:40
          Господин Калибр, не надо на до мной смеяться - всё что я говорю, это прожито. И прожито это не в каких-то городах, где выстрел это что-то аномальное, а в геологоразведочном поселке где выстрел это обыденное. Срезаешь трубку с УКБ 500 и у вас появляется прекрасный стволик как раз под мелкашку. Думаю дальше мои мысли вам объяснять не надо. И не надо на меня ругаться, я такой каким меня сделала жизнь. Лучше бы поняли меня.
          1. +5
            25 октября 2021 20:08
            Цитата: Сергей Аверченков
            И не надо на меня ругаться, я такой каким меня сделала жизнь. Лучше бы поняли меня.

            Разве я на Вас ругаюсь? Вы поделились своим опытом - я своим, разве нет? Тут для Вас нет ничего обидного.
            1. +2
              25 октября 2021 20:15
              Вот и славно, что без обид. Простите если что-то, ведь это ваша статья, а я вот так резко. Еще раз, извините. Без многообразия мнений жизнь была бы скучна. Вы не находите?
              1. +1
                25 октября 2021 20:29
                Цитата: Сергей Аверченков
                Без многообразия мнений жизнь была бы скучна. Вы не находите?

                Это и моя точка зрения.
            2. +12
              25 октября 2021 20:18
              У нас тоже был такой "Самоделкин", мастерил "ружжо" со ствола трехлинейки. Эффект был ошеломительный в полном смысле этого слова - затвор застрял во лбу, пробив лобную кость.
              Правда экспериментатор остался жить, но с дыркой в голове.
              1. +3
                26 октября 2021 08:48
                Цитата: Undecim
                Правда экспериментатор остался жить, но с дыркой в голове

                Умственные же способности не пострадали;так как в тот момент они отсутствовали ...(хотелось бы добавить... wink )
                1. +3
                  26 октября 2021 08:51
                  Это я проиллюстрировал, к чему ведут рекомендации о конструировании оружия из подручных материалов на коленке.
                  1. +3
                    26 октября 2021 09:53
                    Когда-то в интернете был сайт "оружейников-самодельщиков"( похоже,его давно уже нет...)...Вот там был разбор ошибок с примерами , совершаемых начинающими "самодельщиками" оружия ...Немало было примеров ,занятных и печальных одновременно... recourse
      2. +5
        25 октября 2021 19:28
        Хорошо, есть в вашем ответе правда, но давайте немного усложним конструкцию и поставим ограничитель. Хотя... если честно мы пацанами это не делали. Ну ладно. Пусть будет по вашему.
      3. +7
        25 октября 2021 20:02
        Я только сейчас сообразил и почему мы не ставили ограничители - каким образом шпингалет может вылететь назад? Вы либо не знаете конструкцию советского шпингалета, либо крепили его очень плохо. Это как я в своем первом осмысленном выстреле - белка ранена (потом сдохла), ружьё на месте, а я на два метра (примерно) взад отлетел. :) 12 калибр... А что вы хотели? Именно взад :)))
  4. +11
    25 октября 2021 18:44
    И вот тут-то ему и пришла в голову мысль, что всё это же самое затвор в его пистолете можно заставить проделывать и силой отдачи!

    В книге Vom Ursprung der Selbstladepistole: Repetier- und Selbstladepistolen in Österreich-Ungarn 1884 bis 1918. Österreichische Pistolen этот момент описан следующим образом: "Йозеф Лауман проводил испытания своего пистолета Laumann 1891 Repeating Pistol и в какой-то момент затвор, после выстрела под влиянием отдачи, самопроизвольно открылся, извлек гильзу, а затем под действием пружины дослал следующий патрон из магазина в патронник ствола. Нештатная ситуация сперва вызвала у конструктора своего рода шок, но затем к нему пришла мысль, что энергию отдачи можно использовать для перезаряжания оружия".
    Пистолет Лаумана М1892 г. Вид справа

    Тут надо внести уточнение. Это Schönberger-Laumann Model 1894 Semiautomatic Pistol. А Laumann Model 1892 Semiautomatic Pistol выглядит несколько по другому.

    Главное отличие - восьмигранный ствол.
    1. +7
      25 октября 2021 19:13
      Цитата: Undecim
      "Йозеф Лауман проводил испытания своего пистолета Laumann 1891 Repeating Pistol и в какой-то момент затвор, после выстрела под влиянием отдачи, самопроизвольно открылся, извлек гильзу, а затем под действием пружины дослал следующий патрон из магазина в патронник ствола. Нештатная ситуация сперва вызвала у конструктора своего рода шок, но затем к нему пришла мысль, что энергию отдачи можно использовать для перезаряжания оружия".

      Читал как раз про этот момент и долго думал, вставлять его или нет? Но потом мне показалось, что уж больно похоже на беллетристику и не стал. Вот они личные пристрастия журналиста...
      1. +10
        25 октября 2021 19:19
        Сделать это довелось уже другому человеку…
        Позвольте полюбопытствовать,а фамилия этого человека не Люгер случаем будет?Тогда остается подождать как всегда интересной статьи.
        1. +11
          25 октября 2021 19:22
          Цитата: Кроу
          Позвольте полюбопытствовать,а фамилия этого человека не Люгер случаем будет?Тогда остается подождать как всегда интересной статьи.

          Ох, Вы какой, ну да ладно... Конечно, он, это же понятно. Будет как минимум три статьи-продолжения.
          1. +2
            26 октября 2021 16:22
            Цитата: kalibr
            Будет как минимум три статьи-продолжения.

            О, как! Ждем'с с нетерпением!
      2. +6
        25 октября 2021 19:29
        Вячеслав Олегович, Вопрос о том, делаются ли открытия случайно или их появление определяется какой-то закономерностью является предметом серьезного научного изучения.
        Есть несколько классификаций научных достижений и технических изобретений.
        Для примера.
        Обязательные открытия решают очевидные проблемы, такие как лечение
        заболеваний сердца, объяснение движения звезд на небе и др. Открытия-задачи связаны с накоплением фактов или появлением концепций, которые не объяснены или не
        согласуются с научными теориями. Открытие-шанс связано со счастливым случаем,
        который, как считал Луи Пастер, становился возможным в результате блестящей
        тренировки ума
        1. +1
          26 октября 2021 15:28
          Цитата: Undecim
          Вячеслав Олегович, Вопрос о том, делаются ли открытия случайно или их появление определяется какой-то закономерностью является предметом серьезного научного изучения.

          Было у кого то - не шел эксперимент, потом вдруг пошел.Оказалось что обиженный лаборант начал плевать в раствор.
    2. +4
      25 октября 2021 19:19
      Интересно, что в самозарядном пистолете Лаумана использовался полусвободный затвор, открытие которого осуществлялось с замедлением за счёт высокого трения в системе рычагов.

      Тут тоже необходимо уточнение. Система рычагов в пистолете Лаумана не применялась.

      Применялся запирающий блок. На фото его выступ виден в U-образном вырезе вилки, перемещающей запирающий блок и затвор. Подбором углов соприкосновения запирающего блока и пазов рамки достигалось замедление затвора.
      1. +3
        25 октября 2021 19:26
        Цитата: Undecim
        Применялся запирающий блок

        Я посчитал, что система рычагов это вилка-водитель затвора и спусковой крючок, ее привод. Это же два рычага, нет? Один из них обеспечивал замедление трением о выступ на затворе.
        1. +4
          25 октября 2021 19:41
          Нет, Вячеслав Олегович, замедление осуществлялось трением запирающего блока ( на фото он за вилкой) о рамку.

          На этом снимке этот узел видно лучше - он имеет прямоугольную форму.
          1. +3
            25 октября 2021 20:05
            На этом снимке этот узел видно лучше - он имеет прямоугольную форму.[/quote]
            Действительно...
  5. +5
    25 октября 2021 18:44
    Скорострельность 72 в/мин это весьма достойно, интересно какова боевая
  6. +11
    25 октября 2021 18:47
    Правда, получил он его лишь 25 ноября, что даёт основание некоторым историкам считать первым пистолет Сальватора Дормуса, поскольку его патент был выдан 11 июля 1891 г.

    Пистолет Сальватора-Дормуса.
    Создателями пистолета были эрцгерцог Австро-Венгрии Карл Сальватор (Carl Salvator) и австрийский офицер Георг фон Дормус (Georg Ritter von Dormus).


    1. +5
      25 октября 2021 20:13
      Патрон с закраиной?
      1. +4
        25 октября 2021 23:18
        Патрон с закраиной?


        8 x 17 R Dormus
        1. +3
          25 октября 2021 23:26
          Значит, все таки можно...
  7. +6
    25 октября 2021 18:58
    Госпидя! Что значит:"Некоторые историки..." ? А если не "некоторые",а многие ?

    А "по большому счёту" интересны все пистолеты , созданные в конце 19 века...и все они были первыми !
  8. +8
    25 октября 2021 19:14
    с 1890 года Лауман получал финансовую помощь от братьев Шёнбергеров, а затем они же и приобрели его патенты
    Вероятно Лауман заключил с братьями Шёнбергерами взаимовыгодный договор, после чего передал им права на свои патенты. Братья получали перспективные технические разработки, которые в случае успеха могли принести хорошую прибыль, а Лауман получал финансирование, доступ на оружейный завод Штейр и правительственные испытания, а так же коммерческое продвижение своих пистолетов. В заголовке американского патента
    указана фамилия братьев Шёнбергер, как партнеров: «JOSEF LAUMANN, OF VIENNA, AUSTRIA-HUNGARY, ASSIGNOR TO GEBRUDER SCHONBERGER, OF SAME PLACE».
    Есть данные, что один из братьев был управляющим австрийской оружейной фабрики «Österreichische Waffenfabriks-Gesellschaft» в Штейре
    Любопытно...Ну ты посмотри,а..кругом кумовство и коррупция.Тогда действительно нет ничего удивительного,что в 1894 году компания «Остеррайхише Ваффенфабрик-Гезельшафт» приобретает все патентные права на пистолет у братьев Шёнбергер.Только не взлетел пистоль,что называется..Не пошел..
  9. +4
    25 октября 2021 19:35
    Спасибо, Автор, за статью!
    Так вот как выглядел «папа» культового «парабеллума».
    А я то думал, что Люгер был первым, кто использовал кривошипный механизм в затворе.
    1. +5
      25 октября 2021 19:53
      Цитата: КСВК
      А я то думал, что Люгер был первым, кто использовал кривошипный механизм в затворе

      Вообще-то, на ВО уже были "упоминания" , что при создании пистолета Люгера использованы идеи Борхарда ! yes
      1. +7
        25 октября 2021 20:13
        Владимир! Так и статья про Люгер тоже была. Но в моей будет новый текст с высоким уровнем новизны и совершенно новые фотографии, не из статьи на ВО! Повторения не будет.
        1. +5
          25 октября 2021 20:55
          Ждём-ссс, с нетерпением ! fellow
          1. +3
            26 октября 2021 07:14
            Именно эта цитата там и будет в эпиграфе -ха-ха!
    2. +3
      25 октября 2021 20:11
      Цитата: КСВК
      А я то думал, что Люгер был первым, кто использовал кривошипный механизм в затворе.

      Я тоже раньше так думал...
    3. +9
      25 октября 2021 20:23
      Первым был Хайрем Максим.
  10. +6
    25 октября 2021 19:57
    Цитата: Сергей Аверченков
    Срезаешь трубку с УКБ 500 и у вас появляется прекрасный стволик как раз под мелкашку

    А можно еще штангу-толкатель клапана не помню какого движка распилить, тоже внутренний канал 5,6 мм laughing
  11. +3
    25 октября 2021 20:19
    Они были первыми:пистолеты Лаумана и Борхарда А вот фигушки ! Впервые автоматический пистолет упоминается в 1664 г. !
  12. +3
    25 октября 2021 20:35
    Забавно, что пантограф приравняли к КШМ... А запирание ствола за счёт КШМ вообще заинтриговало. Может, погуглите разницу между вумя типами механизмов? Они хоть и очень похожи, но принцип действия чуть-чуть отличается.
    1. +5
      25 октября 2021 21:41
      А запирание ствола за счёт КШМ вообще заинтриговало.

      Надо же, больше ста лет прошло, а запирание затвора с помощью кривошипно-ползунного механизма еще кое-кого интригует.
      Тут не "гуглить надо", а открывать учебник по теории механизмов и машин, если образовательный ценз позволяет, а не морочить людям голову пантографами.

  13. +3
    25 октября 2021 22:05
    Дно магазина отличалось от современных конструкций и было сделано из… ореховой древесины.


    Кстати - эти технологические решения были так крепко забыты, что о них не вспомнили даже во время великих войн: ВМВ, ПМВ.
    Хотя в пистолетах и прочем вспомогательном вооружении это было бы полезно, очень полезно тогда - наидешевейшие дымные пороха, пачечная зарядка или дульнозарядность, многочисленные деревянные части, кривошипы и пр.
    Это позволило бы сэкономленные ресурсы направить на изготовление более остро востребованных вооружений.
    Да и интересно было бы поразмышлять - например, как сложилась бы обстановка, если бы среди окопных подразделений были бы, предназначенные для точной стрельбы, массовые простейшие дульнозарядные "карамультуки" - они гораздо дешевле затворного оружия, достаточно точны, а их повсеместное наличие позволило бы сильно нарастить давление снайперского огня на противника.
    1. 0
      26 октября 2021 11:50
      hi Давайте не станем "лихачить" на возможностях. Снайперское оружие отдельно а личное отдельно, тем более оружие для самообороны.
      С Уважением.
      1. 0
        27 октября 2021 00:20
        Снайперское оружие отдельно а личное отдельно, тем более оружие для самообороны.


        Там не совсем было бы затворное снайперское оружие. Скорее коллективное оружие подразделения для цели точной стрельбы, в виде набора нескольких наипростейших очень длинноствольных гладкоствольных дульнозарядных ружей. Ружья не закреплены за конкретным бойцом и любой боец, который считает возможным и необходимым, может воспользоваться одним из них - попросту, если уверен в своём попадании - бери и стреляй, попал, значит будет учтено в отпуске, нет - "Индейцу Кривой Глаз" нужно будет весь этот ружейный набор вечером перечистить а не только использованное...Дальше на больших массах людей работает машина отсева и кто то, проявивший себя поступает на начальные полевые снайперские курсы, выявляются таланты и далее, далее...Американцы любят ружья применять и могли бы воспользоваться такими во въетнамской, корейской войнах и даже в своём "афганском сидении". На противника будет постоянное давление моральное, снайперобоязнь, так как при таком подходе везде и у всех солдат развиваются в той или иной мере навыки точной стрельбы и желание их активно применять.
        Из экономических соображений, кстати, в военное время, можно было бы вернуться к черному пороху во всяком вспомогательном вооружении - гранатах ручных, минах, фугасных огнеметах струйных, минах морских и наземных. У черного, ещё парусной эпохи, пороха для этого энергетика достаточная была бы а технологические требования и цена поменьше были бы. Тогда, например, были бы в стране дополнительные ресурсы на автотранспорт, оптику, радио, авиабензины и пр.
  14. +1
    26 октября 2021 01:57
    И темнеменее,в нём уже чётко прослеживается все черты оружия первой четверти 20го века.
  15. +5
    26 октября 2021 04:19
    Автору большое спасибо. Пистолет Боргхарда выглядит как настоящее произведение искусства, имхо. Можно просто даже снимками любоваться.
  16. +2
    26 октября 2021 04:42
    Ну у матрасов было и не такое оружие, а и даже забавней) Типа пистолета Джеймса Бонда, ака Girojet
  17. 0
    26 октября 2021 16:11
    Вячеслав Олегович в своём репертуаре! Великолепная статья об очень интересном оружии!
    Спасибо!
    Ждём про Люгера...
  18. 0
    26 октября 2021 16:12
    Вячеслав Олегович, а есть какие-то отзывы о том, каков "Борхардт" был в деле?
  19. 0
    22 декабря 2021 13:38
    Именно пистолеты ранних конструкций вызывают особый интерес!
    К счастью, информации в интернете по ним достаточно немало. Не то что в прежние "коммунистические" времена. Спасибо за статью!