Военное обозрение

Амфибия Su-Ki – японский аналог DUKW-353

24
Амфибия Su-Ki – японский аналог DUKW-353

В 1942 году во время битвы на Гуадалканале японская армия, доставляя припасы на побережье, столкнулась с проблемой нехватки транспортных средств, которые перевозили бы провиант с корабля на пляж и далее вглубь плацдарма к действующим подразделениям.


Грузы, оставленные на пляже, часто обстреливались кораблями союзников. Перспективы сохранить и доставить их в другое место были иногда очень мрачными: большая часть снаряжения могла быть просто уничтожена.

Только по этой причине командование армии и флота принимает решение о разработке специальных грузовых транспортных средств, необходимых для перевозки грузов непосредственно с морских транспортных и грузовых судов на внутренние склады. Так получила развитие идея грузовика-амфибии, концепция которой впервые была озвучена еще после Китайско-японской войны, когда впервые столкнулись с проблемами десантных перевозок.

Отсутствие амфибийных машин в целом в Императорской армии Японии (IJA) побудило в середине 1943 года выдать техническое задание на создание трех специализированных транспортных средств для нужд десантных морских отрядов и армейских подразделений, дислоцированных на тихоокеанских островах и в Юго-Восточной Азии, где местность изобилует водными препятствиями. Такими средствами должны были стать грузовой автомобиль-амфибия, легкая служебная машина-амфибия и эквивалент американского десантного гусеничного носителя (LVT).

Первой началась работа над грузовой амфибией.

Разработка была поручена фирме Toyota. И это было логично, поскольку эта компания много лет исследовала и разрабатывала полноприводные автомобили 4x4. За основу будущей машины инженеры фирмы взяли свой 2-тонный средний грузовик «То-Ки» с формулой 4x4.


Грузовик «То-Ки»

Идею использовать серийный грузовик японцы, скорее всего, подглядели у США, где уже использовали амфибию General Motors DUKW. Но, в отличие от американского аналога, японские военные попросили закрытую кабину экипажа и грузовой отсек с более высокими бортами.

Корпус грузовика выполнили по лодочному. В передней части корпуса в моторном водонепроницаемом отсеке находился двигатель, а за ним кабина с экипажем. Но, в отличие от своего американского собрата, кабина была закрытого типа с люком в крыше и боковыми дверями для посадки/высадки экипажа. Среднюю и заднюю часть занимала открытая погрузочная платформа с одной широкой дверью.


Общий вид грузовой машины-амфибии

Чтобы выиграть время, Toyota оставила основные компоненты трансмиссии на своем месте. Однако они, как и шасси, были вынесены за пределы корпуса-лодки. Также был сохранен один из ключевых элементов грузовика «То-Ки»: автомобиль с его инновационной раздаточной коробкой мог работать как в 2-колесном, так и в 4-колесном приводе.

Новый автомобиль получил имя «Су-Ки»


В общей сложности, без нагрузки, автомобиль весил 6,4 т. Масса полезной нагрузки – 2 т. Габаритные размеры автомобиля составляли 7,6 м – в длину, 2,2 м – в ширину и 2,4 м – в высоту в целом.

Амфибия была оснащена 6-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 65 л. с. (по другим данным – 63 л. с). Такой же стоял и на грузовике «То-Ки». Двигатель разгонял машину да максимальной скорости в 65 км/ч. О скорости на воде данные, к сожалению, отсутствуют.

Для откачки воды из корпуса и моторного отсека была разработана дренажная система и установлены помпы: с левой и правой стороны в передней части машины.

Для движения по воде в задней части корпуса был установлен гребной винт. Но полностью отсутствовал руль направления. Повороты на воде водитель осуществлял с помощью передней пары колес. При этом, согласно документам, подготовленным после войны специалистами США, все четыре колеса при включении винта отключались от силового привода.

Штатного оборонительного вооружения амфибия не имела.

Бронированный стальной корпус имел толщину 5 мм, что обеспечивало броневую защиту от ружейного огня и шрапнели.


Автомобиль-амфибия «Су-Ки» с открытым люком в крыше кабины. Люк использовался для аварийного выхода водителя, а также, возможно, для размещения наблюдателя


Амфибия «Су-Ки», вид сзади. Под погрузочной платформой виден гребной винт, руль направления отсутствует

Сзади грузового отсека была распашная дверь для легкого доступа (выхода) к транспортному средству, загрузки/разгрузки любого полезного груза.

Но производилась ли погрузка техники и грузов на борт с помощью лебедки?

Неизвестно.

Так же непонятно, входили ли в комплект машины аппарели для загрузки легкой техники или личного состава?



Амфибия «Су-Ки» (вверху) и американская амфибия DUKW: сравнение общего вида и компоновки

Получившаяся машина по сравнению с союзным DUKW была совсем другим зверем: легкобронированным, с закрытой кабиной, полным приводом, но перевозила всего 2 т груза (против 3,3 т на воде у американца).

В период с ноября 1943 года по август 1944 года было произведено 198 амфибий. «Су-Ки» поступила на вооружение в декабре 1943 года или январе 1944 года и участвовала в боях до конца войны.

Десантные амфибии «Су-Ки» использовались японскими вооруженными силами на островах Тихого океана, но в основном на Соломоновых островах и островах Гилберта.

Так, во время подготовки десанта на остров Эллис была собрана практически половина имеющихся «Су-Ки». Японские военные также разработали свою тактику действий, связанную с новыми амфибиями. В начале, как обычно, берег обрабатывала корабельная артиллерия и авиация.


Несколько машин, подготовленных для десанта на о. Эллис, 1944 г.


Плавающий танк «Ка-Ми», с которыми должны были действовать амфибии «Су-Ки»

После этого под прикрытием авиации с транспортов к берегу шли плавающие танки «Ка-Ми» и «Ка-Чи». Вместе с ними на воду выходили амфибии «Су-Ки» с десантом на борту, чтобы поддержать танковую атаку на берегу. Во втором эшелоне шли другие амфибии с подкреплением или снаряжением и боеприпасами и т.п.

Однако операция, целью которой было уничтожение аэродромов союзников, закончилась провалом. При этом было потеряно до полутора десятков машин-амфибий.


Грузовая амфибия, брошенная при отступлении с о. Эллис

Вместе с этим кампания на острове Эллис подняла вопрос о строительстве специального десантного корабля по типу американской бронированной амфибии LVT.

Работы над проектом были начаты вначале 1944 года и с перерывами продолжались до середины 1945 года. Однако даже опытного образца сделано не было.

Причина крылась в том, что фирма Toyota, проведя анализ применения машин «Су-Ки», бросила все силы на ее модернизацию.

Так, вариант «Су-Ки 2» должен был быть уже гусеничным, чтобы улучшить проходимость, а ещё – лучше бронирован, чтобы действовать в боевых порядках с танками. На машине также планировали установить 2–3 пулемета для самообороны и поддержки десанта на берегу. Разработка этой, уже средней, штурмовой амфибии началась в конце 1944 года. Полезная нагрузка осталась такой же, как и на предыдущей машине, а количество десанта было сокращено до 18–20 человек (против 25 у предшественника).




Пара фото амфибии «Су-Ки». Вид спереди. Хорошо просматривается передний мост, обводы корпуса и люки доступа в моторный отсек

Весной 1945 года Toyota приступила к усовершенствованию «Су-Ки 2»: на машину планировали установить тяжелые и легкие пулеметы, гранатометы, а также усилить защиту в целом. Так появился, пока на бумаге, вариант «Су-Ки 3». В результате установки целого семейства вооружения уменьшился объем перевозимого груза, численность десанта также уменьшили.

Однако война закончилась в сентябре 1945 года, и построить прототип новой амфибии японцы не успели.

По окончании военных действий большая часть амфибий досталась американской армии. Но американские военные их нигде более не применяли, а просто разобрали на металлолом.


Американские военные осматривают трофейную амфибию «Су-Ки»

Сегодня на острове Понапе в Микронезии можно встретить несколько брошенных амфибий «Су-Ки». Среди них находится единственный более-менее целый экземпляр, правда, в достаточно плачевном состоянии.




Сохранившиеся до наших дней амфибии «Су-Ки» на о. Понапе

Тактико-технические данные амфибии «Су-Ки»

Производитель: Toyota
Серия: ноябрь 1943 – август 1944 года
Произведено: 198 шт.
Экипаж + десант: 1 чел. + 25 чел.
Вес: 6,4 тонны
Грузоподъемность: 2 тонны
Размеры: 7,6х2,2х2,4 м
Скорость максимальная: 65 км/ч (на суше)
Двигатель: 6-цилиндровый бензиновый двигатель
Мощность двигателя: 65 л. с.
Автор:
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. SaLaR
    SaLaR 14 октября 2021 18:06
    +7
    Не помогли Су Ки ..... good
  2. Пленник
    Пленник 14 октября 2021 18:28
    +7
    Что да как черт с ним, но назавание зачетное. «Как корабль назовешь, так он и поплывет». laughing
  3. Морской Кот
    Морской Кот 14 октября 2021 19:00
    +16
    Интересный материал, автору спасибо.

    По окончании военных действий большая часть амфибий досталась американской армии. Но американские военные их нигде более не применяли, а просто разобрали на металлолом.

    А куда они кроме металлолома годились, их же просто невозможно сравнивать -- американский DUKW и японское корыто на колёсах. laughing
    Японский «Ка-Ми» в нашей Кубинке, интересно, где наши отхватили этот утюг?
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 14 октября 2021 19:16
      +15
      Обожаю такие статьи! Не избитые, не писанные- переписанные по восемь раз!
      Автору - спасибо! Всегда буду с удовольствием читать такие вот "находки"!
    2. hohol95
      hohol95 14 октября 2021 22:28
      +6
      Корыто то оно и "корыто", но плавающее!

      Полноприводное...
      Может быть и советским военным надо было от конструкторов требовать не плавающий бронеавтомобиль, а подобный плавающий грузовик?
      1. Морской Кот
        Морской Кот 14 октября 2021 22:54
        +5
        Ни рыба, ни мясо и толком не пригодился, да и колея не европейская. Очередной экскремент. А вот плавающий грузовик пригодился бы. А то, кабы не ленд-лиз...
        1. hohol95
          hohol95 14 октября 2021 23:18
          +8
          Это БАД-2. Были и другие эксперименты. ПБ-7 стоял в Кубинке.
          Но это единичные экземпляры.
          Советский автопром был слаб и не мог тянуть все направления развития военного транспорта.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 14 октября 2021 23:28
            +5
            Ну понятно откуда у этого БАДа ноги растут. smile
            1. hohol95
              hohol95 14 октября 2021 23:47
              +3
              Не угадали Константин!
              БАД-2 изделие 1932 года КБ ОГПУ в Ленинградском Военном Округе!
              В 1933 году сделали 3 экземпляра ПБ-4.
              Всего их было 6, но в 1935 одну машину разобрали.
              1 экземпляр был в Кубинке.
              В 1936 создали ПБ-7. Испытывали, но затем тему плавающих бронемашин закрыли.
              1. Морской Кот
                Морской Кот 14 октября 2021 23:56
                +4
                Вот это БАД-2

                А вот это Фордовскмй ленд-лиз, с которого потом и содрали то, что выпускали после войны.

                Вот он, ГАЗ-46 (МАВ), там даже двигатель поначалу был родной Форд.

                Как говорится -- найдите разницу. laughing
                Так что всё я угадал правильно.
                1. hohol95
                  hohol95 15 октября 2021 05:05
                  +3
                  С послевоенной амфибийной техникой всё так и было. Скопировали подогнав под возможности промышленности.
    3. militarist63
      militarist63 15 октября 2021 02:15
      +3
      Японский «Ка-Ми» в нашей Кубинке, интересно, где наши отхватили этот утюг?
      А в чём проблемы с отхватыванием??! Как будто наши не воевали с самураями! Мест , с подобным добром нами захвачено было немало!
      1. Морской Кот
        Морской Кот 15 октября 2021 12:30
        +3
        В том-то и дело, что на территорию Манчжурии и Курильских островов десанты высаживали мы, а не японцы. Вот и возникает вопрос откуда у нас в трофеях японские десантно-высадочные средства, которых и так в Японии было выпущено считанное количество по отношению к другой технике.
        По Вашему получается, что коли мы воевали с Японией, то у нас в трофеях должны быть японские крейсера и авианосцы?
        1. militarist63
          militarist63 16 октября 2021 10:52
          0
          В том-то и дело, что на территорию Манчжурии и Курильских островов десанты высаживали мы, а не японцы
          Странное какое-то у вас представление...! what Типа техника для высадки на побережье может находится только там , куда высаживался десант...?! wink Хочу спросить вас , а где ж этой всей десантной технике (и подразделениям вооружённым этой техникой) надлежит находиться пока никаких десантных операций не проводится и не планируется??!.... wink
          Или могет их производят непосредственно к десантной операции... и они одноразового использования...?! laughing
          1. Морской Кот
            Морской Кот 16 октября 2021 12:10
            0
            Или могет их производят непосредственно к десантной операции... и они одноразового использования...?! laughing

            Совершенно верно изволили заметить, именно так всё и происходит. laughing

            Счастливо оставаться, берегите желудок и занимайтесь троллингом с кем-то другим.
      2. сибиряк54
        сибиряк54 15 октября 2021 14:26
        +1
        militarist195\Есть такое слово-курилы..Там было всё.
    4. Alexey RA
      Alexey RA 15 октября 2021 15:25
      +1
      Цитата: Морской Кот
      Японский «Ка-Ми» в нашей Кубинке, интересно, где наши отхватили этот утюг?

      Шумшу.
      На Курилах из-за традиционной самостийности IJA и IJN кроме армейского 11-го танкового полка были и флотские 51-й и 52-й отряды береговой обороны на Ка-Ми.

      © Waralbum. Захваченные на острове Шумшу японские плавающие танки Тип 2 «Ка-Ми».

      А вот остатки "Ка-Ми" на Шумшу в 2013 г.:

      © pressa_tof Фотоотчет "Поход памяти - 2013".
      1. Морской Кот
        Морской Кот 15 октября 2021 16:16
        +1
        Спасибо, Алексей. hiС Вашей помощью разобрался.
        Самое смешное, что это один и тот же танк, а я было решил, что два разных.
        Здесь с поплавками:

        А здесь без них:

        На этом фото хорошо видно, что поплавки съёмные:

        А я поначалу запутался в извращениях самурайской технической мысли. laughing
  4. Виктор Ценин
    Виктор Ценин 14 октября 2021 19:23
    +7
    Очень интересно, спасибо, ведь на самом деле японская боевая техника малоизвестна.
  5. 3x3zsave
    3x3zsave 14 октября 2021 21:05
    +4
    Даже и не слышал о подобных образцах техниики!
    Спасибо, Михаил!
  6. Petrik66
    Petrik66 14 октября 2021 21:25
    +4
    Красивые корабли, красивые самолеты, а вот с танками и производными, не сложилось, только у французов были такие же .
  7. sgapich
    sgapich 14 октября 2021 22:36
    +7
    Там вроде ещё и якорь прилагался.
  8. militarist63
    militarist63 15 октября 2021 02:07
    +2
    А чё модераторы не блокируют такое оскорбительно-ругательное название....?! wink
  9. faiver
    faiver 15 октября 2021 03:38
    +1
    Мда, японцы еще те затейники, забавная поделка