Военное обозрение

Проект EMAV. Многоцелевой робот для Корпуса морской пехоты США

14

Платформы EMAV на испытаниях во 2-й дивизии морской пехоты, июнь 2021 г.


По заказу Корпуса морской пехоты США ведется разработка многоцелевого робототехнического комплекса EMAV. В рамках этого проекта компания Pratt Millet и смежные организации должны создать универсальную роботизированную платформу и разные варианты целевой нагрузки. Несколько таких вариантов EMAV уже демонстрируются и испытываются. В частности, до полигона дошли боевые модификации.

Робот для морпехов


Сухопутные войска США активно изучают тему перспективных РТК многоцелевого и боевого назначения, и для них уже разрабатывается целый ряд проектов. КМП не желает оставаться в стороне, из-за чего несколько лет назад стартовала программа Expeditionary Modular Autonomous Vehicle («Экспедиционное модульное автономное транспортное средство»). Ее целью является создание РТК, соответствующего нуждам и пожеланиям морской пехоты.

Согласно техническому заданию, РТК EMAV должен представлять собой гусеничную платформу с возможностью установки различных приборов и устройств. Габариты и масса как платформы, так и машин на ее базе должны соответствовать грузовым возможностям вертолета CH-47 и конвертоплана V-22.


Победителем ранних стадий программы EMAV стала компания Pratt Miller, имеющая значительный опыт в области транспорта и автоматизации. Ей доверена разработка базовой платформы комплекса и общая интеграция систем. На правах поставщиков отдельных агрегатов, в т.ч. крупных модулей разного назначения, к проекту привлечены другие организации. К примеру, в разработке боевого робота задействованы Northrop Grumman, Rafael и Oshkosh.

Основные конструкторские работы уже завершены, и в прошлом году на испытания вышел первый опытный образец новой платформы. Сейчас испытания проходят уже несколько машин. Проверяются их возможности в разных ролях и с разным оснащением.

Универсальная платформа


Платформа EMAV представляет собой гусеничное шасси размером с легковой автомобиль. Используется прямоугольный незащищенный корпус с плоской крышей, имеющей посадочные места для дополнительного оборудования. Ключевые агрегаты силовой установки и систем управления помещены внутри корпуса. При этом в передней и задней части машины имеются камеры и лидары внешнего монтажа.


Штатный пульт управления

EMAV оснащается гибридной силовой установкой на основе дизель-генератора, аккумуляторов и тяговых электромоторов. В зависимости от текущих потребностей, машина может двигаться за счет дизеля или только с использованием аккумуляторов. В последнем случае, как утверждается, обеспечивается почти бесшумная езда. Ходовая часть включает по пять опорных катков с индивидуальной подвеской на каждый борт. Используется сплошная резиновая гусеница.

Собственная масса платформы составляет 6800 фунтов (менее 3,1 т). Полезная нагрузка может достигать 7200 фунтов (3,27 т). Полная масса РТК – до 6,35 т. Гибридная энергоустановка позволяет при полной массе развивать скорость до 45 миль/ч (более 70 км/ч), а также преодолевать различные препятствия. В целом по подвижности EMAV не уступает значительной части «пилотируемых» гусеничных машин.

Платформа оснащена средствами технического зрения и системой управления с несколькими режимами работы. EMAV может ездить и использовать целевое оборудование по командам оператора. Также предусмотрен режим автономной работы с выполнением поставленной задачи. Пока сообщается только о возможности прохождения заданного маршрута, но в дальнейшем возможно и самостоятельное решение задач.


Перевозка условного раненого

Для управления используется переносная операторская станция. В руках оператора находится пульт с сенсорными экранами, а на спине размещаются блок обработки данных и средства связи. Принципы управления достаточно просты, что ускоряет процесс подготовки операторов. Так, на освоение базовых приемов вождения платформы требуется всего несколько дней.

Под разные задачи


В ходе первых этапов испытаний изделия EMAV были установлены ходовые характеристики. Кроме того, опробовали перспективные системы управления на разных режимах. Позже начались новые тесты, в т.ч. с имитацией решения реальных задач на условном поле боя.

В январе и феврале этого года платформа с пулеметным боевым модулем CROWS и легким БПЛА продемонстрировала свою способность вести разведку и осуществлять огневую поддержку. EMAV обеспечивала наблюдение, поиск целей и их последующее поражение. В другом эксперименте на машину установили пусковое устройство удлиненного инженерного заряда. РТК доставил его в нужную точку и расчистил проход через минное поле.


Разведывательный вариант с модулем CROWS и БПЛА

В начале лета состоялась проверка транспортных возможностей платформы, причем с участием достаточно сложного груза – условных раненых. Для этого на крыше гусеничной машины установили обычные армейские носилки. Опытная техника вышла на условное поле боя и обеспечила эвакуацию раненых в тыл. Сама перевозка не вызвала затруднений, однако для погрузки пострадавших требовалась помощь человека.

На днях показали новый вариант РТК с разведывательно-боевыми функциями. В такой конфигурации шасси получает дополнительные элементы защиты. Кроме того, использован боевой модуль Medium Caliber Weapon System (MCWS) совместной разработки Rafael, Oshkosh и Pratt Miller. Он оснащен 30-мм пушкой XM810 и спаренным пулеметом на стабилизированной установке, несет оптико-электронные средства и метеодатчики, а также защищен дымовыми гранатометами.

Вполне вероятно, что в ближайшем будущем Pratt Miller совместно с другими организациями предложит и иные конфигурации перспективного РТК. В первую очередь, следует ожидать внедрение новых боевых модулей с пулеметным или пушечным вооружением, т.к. проекты такого рода получают повышенное внимание Пентагона. Впрочем, платформу EMAV могут оснастить и иным оборудованием.


EMAV с боевым модулем MCWS

Перспективы проекта


В целом проект EMAV от компании Pratt Miller похож на несколько других современных образцов, разработанных по заказу вооруженных сил США. В очередной раз предлагается средних размеров платформа, способная нести различные приборы или вооружение. Какие-либо принципиальные нововведения или технические прорывы отсутствуют, либо о них пока не сообщают.

Однако проект EMAV имеет несколько любопытных особенностей, которые могут повлиять на его разработку и перспективы. В первую очередь, следует отметить, что компания Pratt Miller является новичком в деле создания военной техники. Ранее она поставляла армии вспомогательные системы, но сложная техника не разрабатывалась и не производилась. Не так давно компания опробовала свои силы в новом направлении – и, похоже, справилась с поставленной задачей.

Не менее интересен заказчик и его планы. КМП США проявляет интерес к новым технологиям и направлениям, и теперь эти процессы дошли до сферы многоцелевых роботов тяжелого класса. При этом требования к новому РТК предусматривают достаточно жесткие ограничения, связанные с перевозкой техники по воздуху.

Проект EMAV. Многоцелевой робот для Корпуса морской пехоты США

Благодаря этому EMAV во всех исполнениях будет сочетать достаточные боевые / рабочие характеристики и высокую мобильность. КМП сможет перебрасывать такую технику в разные районы по морю или по воздуху, а затем так же выполнять эвакуацию. Нетрудно представить боевые ситуации, в которых такая мобильность успешно дополнит прочие функции и возможности, а также даст преимущество перед противником.

Очевидное будущее


Следует отметить, что реальное будущее проекта EMAV все еще остается под вопросом. Опытная техника в разных конфигурациях проходит испытания и хорошо показывает себя, но командование не готово назвать конкретные сроки принятия на вооружение и запуска серии. Также не уточняется, каким будет окончательный круг модификаций РТК, и какие из созданных машин поступят в войска.

Впрочем, несмотря на всю неизвестность, один факт очевиден. КМП США всерьез заинтересовался темой средних и тяжелых робототехнических комплексов, способных вести бой и решать вспомогательные задачи. Это означает, что в обозримом будущем такая техника дойдет до принятия на вооружение, изменит облик морской пехоты и даст ей новые возможности. Весьма вероятно, что первым образцом этого класса в КМП станет именно нынешний EMAV.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны США, Pratt Miller
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 11 октября 2021 04:40
    +1
    Что то клиренс у машинки маловат, камень под брюхо и привет! Ну так и Pratt Miller по гоночным машинам больше специализировались, списфичный опыт. laughing
    1. Леха с Андроида.
      Леха с Андроида. 11 октября 2021 05:03
      +2
      По болоту и песку сгодится...а так идея неплохая.
      Универсальная платформа со сменяемыми модулями...хошь санитарка,хошь зенитка,хошь пулеметная точка...как военные на эту идею отреагируют?
    2. Intruder
      Intruder 11 октября 2021 16:40
      -2
      Ну так и Pratt Miller по гоночным машинам больше специализировались, списфичный опыт.

      Ну, история знает много образцов деятельности разных производителей, особенно когда "надо":
      1.
      Coca-Cola: Фанта для фронта
      Фанта была создана немецким подразделением Кока-Колы во время Второй мировой войны. Немецкое подразделение компании из-за войны не имело возможности получать концентрат Кока-Колы, и ему было необходимо чем-то загрузить производство. Основными компонентами нового напитка стал яблочный жмых (отходы производства сидра) и молочная сыворотка (побочный продукт сыроваренного производства). Получившийся напиток был желтого цвета и сильно отличался по вкусу от апельсиновой фанты, которая сейчас наиболее распространена. Выпускался напиток на немецком заводе кока-колы в Эссене.

      2.
      Во время Второй мировой войны, немецкий филиал компании Kodak использовал рабов из концлагерей. Вильгельм Кеплер, один из ведущих экономических советников Гитлера, сотрудничал с компанией Kodak. Когда в Германии началась пропаганда нацизма Кеплер посоветовал Kodak и ряду других американских компаний, использовать для работы еврейских «сотрудников». Предприятия «Кодак» работали в фашистской Германии, используя бесплатный рабский труд. При это они выпускали не только кинопленку, которая шла на создание отечественных агитационных фильмов и роликов распространяющихся по всему миру (а так же на каждом истребителе люфтваффе был киноавтомат, помогавший в фиксации и дальнейшем разборе ситуации немецким летчикам), но и наладили выпуск детонаторов и других изделий военного назначения.

      3.
      Начиная с 1933 г., когда Гитлер пришел к власти, с помощью таких машин была сделана перепись населения, чтобы в дальнейшем ни один еврей не остался "незамеченным". Немецкий филиал компании IBM, специализирующейся на оборудовании (тогда), программировании и информационных услугах (теперь) поставлял нацистам сортировочные машины (для концлагерей), счетные машины и перфорационные карты.

      4.
      Кроме авиационных моторов и ракет компания BMW делала отличные мотоциклы для нацистов.
      Компания, которая сегодня является одним из самых популярных производителей автомобилей в мире, для Рейха делала авиационные моторы для Luftwaffe и мотоциклы с пассажирской “люлькой”.

      5.
      Филиал General Motors в Германии принадлежал Opel. На заводах этой компании штамповалась бронетехника рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. В 1943 году немецкий филиал General Motors разработал и стал выпускать моторы для Messerschmitt-262 – первого реактивного истребителя Люфтваффе.
  2. Бережливый
    Бережливый 11 октября 2021 05:24
    +3
    Могли бы башню сделать более плоской, но пошире и подлиннее, а то мишень великолепная вышла.
    1. Арон Заави
      Арон Заави 11 октября 2021 06:32
      +2
      Цитата: Бережливый
      Могли бы башню сделать более плоской, но пошире и подлиннее, а то мишень великолепная вышла.

      Они просто использовали рафаэлевскую башню со Страйкера. В принципе пока такие машины нужны больше для нароботки опыта применения, а не для использования в б/д.
  3. riwas
    riwas 11 октября 2021 05:42
    +2
    Боевого опыта использования таких машин маловато. Насколько эффективна, например, защита таких машин от гранатометов, различных УР, малокалиберных пушек, стойкость к помехам. Насколько эффективно наложено взаимодействие с поддерживающей пехотой.
    1. Hagen
      Hagen 11 октября 2021 07:37
      0
      Цитата: riwas
      Насколько эффективна, например, защита таких машин от гранатометов, различных УР, малокалиберных пушек

      Судя по тому, что масса машины ок.3100 кг, а грузоподъемность больше собственной массы, то брони на машине минимум. Так что защитой от средств поражения типа малокалиберных автоматических пушек (2А42, 2А72), РПГ или ПТРК, да даже 12,7 мм снайперских винтовок, будет служить лишь низкий силуэт машины (очевидно высота корпуса машины менее 1 метра). Вопросы взаимодействия с другими подразделениями будут решаться в процессе поиска организационно-штатного места этой техники в применяющей ее структуре. Для стойкости к помехам будет применен "искусственный интеллект", как на БПЛА со способностью работы по заложенным алгоритмам на случай потери связи с оператором. Интересная платформа. Думаю, идея получит дальнейшее развитие.
    2. Intruder
      Intruder 11 октября 2021 16:46
      -1
      защита таких машин от гранатометов, различных УР, малокалиберных пушек, стойкость к помехам
      Скорее для реактивных гранат, ПТУРов и МЗА/ЗСУ - они расходный материал сейчас, чтобы сохранить личный состав и только...проще массовое производство организовать, чем платить семьям погибших и "отчитываться" перед своими национальными правительствами и СМИ в потерях, да и массового клонирования личного состава, пока нет!
      А помехи, это вопрос уже к уровню используемым технологий и насколько хорошо они используются и кем/где, как в области защиты коммуникаций на поле боя, так и в РЭБ/РЭП!
  4. lis-ik
    lis-ik 11 октября 2021 09:01
    +4
    Почему робот, если управляется оператором?
    1. Intruder
      Intruder 11 октября 2021 16:48
      0
      Почему робот, если управляется оператором?
      Ну, скорее журналисткий тренд, если экипажа нет на борту - робот, а оператор - это удаленное управление роботом, через человеко-машинный интерфейс в идеале! drinks
  5. FreeDIM
    FreeDIM 11 октября 2021 14:24
    +2
    Где то я уже похожее видел.. Брэдли..
    Было:

    Стало:
    1. looker-on
      looker-on 11 октября 2021 16:26
      +2
      drinks о да да.Кто еще не смотрел -очень советую
    2. Intruder
      Intruder 11 октября 2021 16:54
      0
      И смогли реализовать, в машинку которая успела повоевать, там где было "горячо":

      1. Pike
        Pike 13 октября 2021 07:05
        0
        Только ТТХ "несколько" изменились от начальных )