Военное обозрение

УАЗу – 80 лет: славное прошлое с армейской выправкой

83

Первая самостоятельная разработка, оказавшаяся на конвейере автозавода – УАЗ-450А. Источник: denisovets.ru


Ульяновск, так Ульяновск!


В предыдущих частях истории ульяновских автомобилей шла речь об эволюции модели УАЗ-469. В канун юбилея автозавода необходимо особое внимание уделить славной истории рождения предприятия.

Великая Отечественная война оказала колоссальное влияние на размещение промышленных предприятий. Стремительное наступление немцев в 1941 году вынудило правительство спешно эвакуировать заводы, имеющие оборонное значение. Первые авиаудары по Заводу имени Сталина немцы нанесли уже 23 июня. Однако предприятие работало до середины осени, вплоть до начала эвакуации. Директор Иван Александрович Лихачев получил распоряжение о переброске 40-тысячного завода вечером 15 октября. В книге «История Ульяновского автомобильного завода» этот эпизод, со слов начальника производства ЗИСа П. И. Смирнова, описывается следующим образом:

«Около 20 часов я пришел в кабинет директора. Лихачев нервно шагал из угла в угол. К поясному ремню гимнастёрки пристегнут револьвер. Увидев меня, он подошел, пожал руку и сказал: – Ну что ж, Павел Иванович, будем строить завод и налаживать производство автомобилей в Ульяновске. Таково указание правительства. Получай документы и деньги. Бери любую машину и не позднее, чем через два часа, выезжай через Горький в Ульяновск. Директором Ульяновского завода назначается Шварцбург.

Я заявил, что готов остаться в Москве до последнего момента, но получил вторичный и категорический приказ о немедленном выезде…

Вышел со двора. Валил мокрый, тяжелый снег. В темноте сновали люди. Кое-где вспыхивали синие огоньки подфарников.

Тяжело на душе у каждого автозаводца. Жаль было расставаться с родным заводом, и в то же время растет злоба к ненавистному врагу. Ладно, Ульяновск, так Ульяновск!»


Иван Александрович Лихачев. Источник: museum.mintrans.ru

Уже 20 октября 1941 года на новое место дислокации завода прибыли первые рабочие. Для размещения выбрали склады Государственного таможенного управления, которые были битком набиты слитками цветных металлов, станками, каучуком и медицинскими препаратами, поставленными по ленд-лизу. Переместить гигантское предприятие в Ульяновск полностью не удалось – моторостроители перебазировались в Миасс. К слову, именно задержка с выпуском двигателей стала в будущем причиной складирования большого количества ульяновских ЗИС-5 с полыми капотами.


ЗИС-5В. Источник: denisovets.ru

Первой продукцией Ульяновского филиала №4 Завода имени Сталина (Ульяновский автомобильный завод им. Сталина) оказались боеприпасы. Выпуск остро необходимых фронту снарядов организовали в феврале 1942 года в инструментальном цехе №2. А в конце апреля из ворот завода вышли, наконец, полностью укомплектованные грузовики ЗИС-5 – Миасс сумел в полном объёме поставить моторы. Сборка первых машин производилась на импровизированных деревянных стапелях из комплектующих, которые привезли ещё из Москвы. Главный конвейер запустили только в октябре 1942 года и это позволило поднять производительность в два раза до 60 ЗИС-5 в сутки. С конца 1943 года на предприятии также собрали несколько сотен американских Studebaker из поставляемых по ленд-лизу машинокомплектов. Через год было принято решение о переводе в Ульяновск производства не менее легендарной, чем ЗИС-5, «полуторки» ГАЗ-ММ. К окончанию войны освоить полный цикл на УАЗе не удалось, и первые ГАЗ-ММ вышли с конвейера уже в 1947 году. В сутки завод выпускал по 150 грузовиков, а закончил с ними только в 1951 году. Производство практически 100 % всех комплектующих «полуторки» ульяновским автозаводчанам удалось организовать самостоятельно. В 1949 году была даже предпринята попытка косметического, как бы сейчас сказали, рестайлинга ГАЗ-ММ.




ГАЗ-ММ из Ульяновска. Источник: denisovets.ru


Редкое фото ГАЗ-ММ, облагороженного на УАЗе. Источник: denisovets.ru

Надо отметить, что Ульяновский автозавод стал кузницей инженерных кадров самого высокого класса. Среди прочих выделяется фигура главного конструктора Бориса Львовича Шапошника, ставшего после войны руководителем СКБ Минского автозавода. Именно его таланту мы обязаны семейству тяжелых ракетовозов МАЗ.

Снаряды и грузовики были основной продукцией ульяновского завода, но не единственной. В августе 1942 года из Москвы пришла директива о срочном производстве стационарных малолитражных моторов Л-3/2 «Ленинец». Несмотря на то, что двигатель был отечественный, никакой документации по нему заводчанам не направили. В итоге директор завода Петр Шварцбург приказал конструкторскому бюро перейти на 16-часовой режим работы и оперативно «эскизировать» каждую деталь мотора. К концу сентября опытные образцы Л-3/2 были готовы. На базе этого моторного производства в 1944 году был образован отдельный Ульяновский завод малолитражных двигателей.

Армейская (и не только) история


Подробная 80-летняя история автозавода в Ульяновске займёт несколько статей, поэтому остановимся на самых значимых вехах послевоенного периода. Как и весь отечественный автопром, УАЗ находился под впечатлением от американских технологий. Несмотря на то, что предприятие ещё в конце войны фактически превратилось в филиал Горьковского завода, попыток создать что-то собственное инженеры не оставляли.


Дизельный УльЗИС-253, разработанный в НАТИ. Источник: denisovets.ru

После мертворождённого УльЗИС-253, который должен был получить двухтактный дизель, на заводе разработали пикапы семейства УАЗ-300. Машина очень походила на американские аналоги, могла перевозить до 1 тонны и была уникальной для СССР. Также в 1949 году собрали несколько УАЗ-302 – далёких предков современной полуторатонной «Газели». Грузоподъёмности 302-му относительно базовой модели добавила двухскатная ошиновка задней оси. В планах был и УАЗ-308, отличавшийся от предков полным приводом, но о его воплощении даже в опытном исполнении ничего не известно. Мотором у всех машин должен был стать 50-сильный агрегат от ГАЗ-М-20 «Победа».










Семейство УАЗ-300/302. Источник: denisovets.ru

Но производственным планам не суждено было сбыться – в 1952 году УАЗ неожиданно перепрофилировали под сборку… радиолокационных станций орудийной наводки СОН-4. Даже имя у предприятия появилось особенное – «Завод №852». Само собой, весь штат инженеров-разработчиков новых автомобилей распустили.

Вернули статус автомобильного завода УАЗу только в 1954 году, когда в Ульяновск перенесли производство Горьковского вездехода ГАЗ-69, ставшего на долгие годы основной продукцией предприятия. В это время возродилось собственное конструкторское бюро под руководством Петра Ивановича Музюкина. Инженера перевели в Ульяновск из Горького, и именно он курировал первую самостоятельную разработку УАЗа, получившую серийное воплощение. Это были грузовички вагонной компоновки УАЗ-450, выпуск которых наладили в 1956 году. К слову, машины практически в неизменном виде до сих пор на конвейере в Ульяновске – это самые возрастные отечественные автомобили, которые до сих пор на производстве. Только теперь они именуются «Семейство СГР» и очень оригинально рекламируются на сайте производителя:

«Проходимый, универсальный, неприхотливый и при этом с максимально простой конструкцией – автомат Калашникова из мира машин.»

Относительно сравнений с прославленным автоматом ульяновцы, конечно, погорячились, но «Буханки», как и разработки Михаила Тимофеевича, пользуются спросом за границей.


ГАЗ-69 на конвейере в Ульяновске. Источник: denisovets.ru






УАЗ-450А. Источник: denisovets.ru

Любители автодомов в Европе оценили архаичное очарование СГР и скупают машины десятками в год. Что-то подобное мы наблюдаем с мотоциклами «Урал», львиная доля которых продаётся любителям экзотики в Соединенных Штатах. Помимо Европы внедорожники продаются в регионах, где от машины требуется неприхотливость и высокая проходимость – это Куба, Чили, Лаос, Монголия, Казахстан, Белоруссия, Ирак и Мьянма. Кстати, именно экспортные поставки в своё время вынудили УАЗ вносить изменения в свои модели. С 1959 года ульяновский ГАЗ-69 вышел на рынки сразу 22 стран, большая часть которых отличалась жарким климатом. Используемая на заводе нитрокраска для автомобильных кузовов неплохо подходила к климату СССР, но в тропиках не выдерживала и пару лет. В итоге производственный процесс перевели на синтетические эмали горячей сушки, что повысило как долговечность, так и качество окраски. Правда, первые годы по такому циклу окрашивали только экспортные модификации ГАЗ-69, все без исключения кузова красить «синтетикой» стали только с 1964 года. Очередной пример отечественной сегрегации продукции – лучшее за рубеж, а оставшееся, и порой неликвидное – своим. Ульяновские ГАЗ-69 всегда имели дурную славу некачественно собранных машин. Однако они очень понравились индонезийским термитам! В 1956 году первые внедорожники поступили в островное государство и уже в порту оказались без колес. Агрессивные термиты насквозь проели натуральную резину шин. Ответом из Ульяновска стали специальные тропические колеса, вкус которых уже не привлекал насекомых.

Продолжение следует…
Автор:
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Кроу
    Кроу 13 октября 2021 05:38
    +21
    УАЗу – 80 лет
    С юбилеем!
    1. Стропорез
      Стропорез 13 октября 2021 10:42
      +8
      Цитата: Кроу
      С юбилеем!

      Это точно, Машины легендарные, шофёры с любовью называют "козлики", "буханки", "бобики".
      Представить без УАЗиков армейскую, деревенскую, охото-рыболовную жизни просто невозможно.
      Так что с юбилеем и желаем возрождения славных внедорожных традиций в современных формах! drinks
    2. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 13 октября 2021 14:21
      +10
      Чудесная статья. Не избитая. С редкими фото. Спасибо, автор! Ждём продолжения!
    3. Alien From
      Alien From 14 октября 2021 00:23
      +3
      Присоединяюсь! Хорошо написано, но мало) hi будем ждать)
  2. Aurel
    Aurel 13 октября 2021 05:43
    +4
    Ранняя "буханка", здорово крокодила Гену мне напомнила.
    1. Кот_Кузя
      Кот_Кузя 13 октября 2021 06:00
      -1
      Если не ошибаюсь, УАЗ первым в мире выпустил крупной серией автомобиль вагонной компоновки классического типа с двигателем в кабине.
      1. Zufei
        Zufei 13 октября 2021 07:13
        +15
        Jeep FC 1956 года не согласен)
        1. Кот_Кузя
          Кот_Кузя 13 октября 2021 09:20
          +1
          Цитата: Zufei
          Jeep FC 1956 года не согласен)

          Это не вагон, а грузопассажирский автомобиль.
          1. Zufei
            Zufei 13 октября 2021 10:35
            +7
            Что такое вагон?
            1. Zaurbek
              Zaurbek 13 октября 2021 13:25
              +1
              Он покрупнее УАЗА и помощнее....Дизайн хороший - хоть сейчас выпускай.
        2. Intruder
          Intruder 13 октября 2021 22:03
          +3
          Jeep FC 1956 года не согласен
          Еще больше удивлена французская многоместная 75-сильная машина Charron вагонного типа, в 1913 году:
  3. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 13 октября 2021 06:05
    +10
    С Праздником! Садиться пассажиру в *буханку* неудобно, особенно с короткими ногами, но без ваших машин уже нам нельзя! Особенно в деревне и особенно зимой! Ура!
    1. Дедкастарый
      Дедкастарый 13 октября 2021 06:46
      +12
      шрамы на руках напоминают о нём...и всё таки,я его любил...и он меня периодически ! с Юбилеем !
  4. faiver
    faiver 13 октября 2021 06:52
    +8
    Ульяновские ГАЗ-69 всегда имели дурную славу некачественно собранных машин.
    - спорное утверждение...
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 13 октября 2021 08:40
      +9
      Согласен. А общий цикл статей очень познавательный, полностью соответствует тематике ВО. Не разные там путевые заметки с летнего отдыха, как у Шпаковского. Автору - респект! Жду продолжения.
    2. Торвлобнор IV
      Торвлобнор IV 13 октября 2021 12:48
      -1
      Ну, не знаю... Мой двоюродный дед, после войны отпахавший зав. гаражом в колхозе, на мой детский вопрос о ГАЗ-69: "Деда, а ты бы взял себе такой? (вместо "Москвича-2140)", поморщился и процедил: "Зачем мне это г@вно?"
      1. faiver
        faiver 13 октября 2021 13:21
        +4
        Ну Москвич-2140 тоже мягко говоря шедевром не был bully
        1. Торвлобнор IV
          Торвлобнор IV 13 октября 2021 18:11
          -3
          В Советском Союзе, мягко говоря, вообще не заморачивались с автомобилями для сельской местности. А причина одна: рядовому колхознику они были не по карману. По идее, должны были выпускаться неприхотливые пикапы, как в США, но кто бы их покупал, если заработать на такую машину в колхозе было невозможно. Максимум - мотоцикл с коляской. Ну и "Нива" для председателя, куда ж без нее. Дед заработал на "Москвич" пчеловодством, а выбора у него особого не было: "Жигули" в селе не котировались из-за слабой задней подвески, а "Запорожец" в хозяйстве практически бесполезен.
          1. Кот_Кузя
            Кот_Кузя 13 октября 2021 22:03
            -1
            Вы сами себе противоречите:
            Цитата: Торвлобнор IV
            рядовому колхознику они были не по карману

            И тут же в абзаце:
            Цитата: Торвлобнор IV
            Дед заработал на "Москвич" пчеловодством

            Вы уж определитесь, сочинители мифов, либо крестик снимите, либо трусы наденьте.
            1. Торвлобнор IV
              Торвлобнор IV 13 октября 2021 22:40
              +2
              В вашей вселенной "рядовой колхозник" и "пчеловодство" совместимы? Дед был заведующим гаражом - а это чуть ли не вторая после председателя должность в колхозе. И пчеловодством в серьезном масштабе ему удалось заняться уже на пенсии, т.к. это жутко сложная и трудоемкая штука. И хамить не надо, пожалуйста, спасибо.
              1. Lynx2000
                Lynx2000 15 октября 2021 09:59
                0
                Цитата: Торвлобнор IV
                В вашей вселенной "рядовой колхозник" и "пчеловодство" совместимы? Дед был заведующим гаражом - а это чуть ли не вторая после председателя должность в колхозе. И пчеловодством в серьезном масштабе ему удалось заняться уже на пенсии, т.к. это жутко сложная и трудоемкая штука. И хамить не надо, пожалуйста, спасибо.

                Пожалуй с Вами не соглашусь. Рядовой колхозник (совхозник) и пчеловодство соместимы, как правило член колхоза/совхоза ведущий колхозную/совхозную пасеку (пчеловод) разводил свою - личную (отводками, пойманными роями). Зарабатывал неплохо, премии по итогам откачки колхозной/совхозной пасеки, сдачи личного меда в Пчелоцентр.
                Кроме того, механизаторы в советских совхозах (колхозах) зарабатывали неплохо, зарплата в периоды посевной и уборочной увеличивалась.
                Тракторист К-700 получал не менее 600 руб. Комбайнер в уборочную страду от 600 руб. в месяц и выше, плюс премии от обмолота.
                В поселке, где мой дед был завгаром в совхозе, каждый второй водитель и механизатор были владельцами авто. Передовикам формой поощрения было право покупки автомобиля вне очереди.
          2. Старший матрос
            Старший матрос 14 октября 2021 09:24
            +1
            Цитата: Торвлобнор IV
            рядовому колхознику они были не по карману.

            Тут еще проблема в том, кого считать рядовым. К примеру, комбайнеры зарабатывали в страду недурно и машины покупали, особенно когда такая возможность была.
          3. Пепел Клааса
            Пепел Клааса 14 октября 2021 09:53
            0
            Служа давным-давно, на исходе Союза, в сельской школе учителем по распределению, слышал историю об уазике, в который воткнули двигатель от "Владимирца". Воочию видеть, правда, и заглядывать под капот не приходилось.
            1. Толстый
              Толстый 14 октября 2021 10:45
              0
              hi good Офигительная легенда
  5. Fitter65
    Fitter65 13 октября 2021 07:41
    +3
    Ульяновский танк, Боевая машина
    Российский УАЗ - ПАТРИОТ!!!!!
    С праздником, с 80-летием!!! У самого Патриот 2008 года, у друга "Буханка" 2010- или как мы их зовём Петрович и Борисыч. drinks drinks Как говорит один товарищ- да буханка изнутри больше чем с наружи!!!!
    1. serg.shishkov2015
      serg.shishkov2015 13 октября 2021 08:03
      +6
      Сколько мы в грузопассажирскую умудрялись посылок запихивать! Порой только одна она нас и спасала, когда остальным машинам временный кирдыкс приходил! а лет 10 назад вообще на *козле* пришлось в несколько рейсов вывозить! Город снегом накрыло по самое небалуйся! остальные почтовые машины даже со стоянки не вылезли!
      1. Крымский партизан 1974
        Крымский партизан 1974 13 октября 2021 09:39
        +5
        вообще на *козле*
        ..да уж, козёл практически неубиваемый, ..но Бобик УАЗ 469 это воистину бренд Ульяновцев...по ходу следующая статья будет посвящена ему
        1. serg.shishkov2015
          serg.shishkov2015 13 октября 2021 09:43
          +2
          Я не уточнил- этот козёл марки УАЗ,! модель не помню, цельнометаллический
          1. Крымский партизан 1974
            Крымский партизан 1974 13 октября 2021 09:54
            +3
            Я не уточнил- этот козёл марки УАЗ,
            .....ну вощет определённым легендарным авто автомобилисты награждают особой погремухой.....например ..Мерседес-мерин, БМВ-бумер, ГАЗ-66 -шишига, ГАЗ-63-козёл а УАЗ 469 Бобик...кстате проходимец ЛуАЗ-луноход
            1. serg.shishkov2015
              serg.shishkov2015 13 октября 2021 10:07
              +2
              Согласен, но для меня как- то по наследству от ГАЗ-69 к УАЗ-469 перешло! Извините, бывает!
              1. Крымский партизан 1974
                Крымский партизан 1974 13 октября 2021 10:13
                +4
                Извините, бывает!
                ...да не что извинятся...обои "проходимцы" легендарны...кстати у нас в Крыму туркомпании по горам используют именно эти два проходимца....ну и так ка я родом из Пожарной Охраны про УАЗ могу много историй поведать...положительных, потому как негативных не упомню
            2. Sergej1972
              Sergej1972 13 октября 2021 12:36
              +2
              В нашей местности и ГАЗ-69, и УАЗ-469 называли "козлами".
              1. Крымский партизан 1974
                Крымский партизан 1974 13 октября 2021 12:49
                0
                В нашей местности и ГАЗ-69, и УАЗ-469 называли "козлами".
                ......лучше назвали бы их Моралами...это больше к ним подходит
                1. Lynx2000
                  Lynx2000 15 октября 2021 11:37
                  0
                  Цитата: Крымский партизан 1974
                  В нашей местности и ГАЗ-69, и УАЗ-469 называли "козлами".
                  ......лучше назвали бы их Моралами...это больше к ним подходит

                  69-й называли Козликом, а УАЗ-469 называли Бобиком. В Сибири косулю (козулю) называют козлом хотя относится к оленям, а марал - крупный подвид благородного олень. yes

                  Что 69-й, или 469-й достойные автомобили своего времени в момент рождения, не хуже Лэнд Роверов, позже Тойот ЛК 40 и ММС.
                  1. Крымский партизан 1974
                    Крымский партизан 1974 16 октября 2021 10:00
                    +1
                    не хуже Лэнд Роверов, позже Тойот ЛК 40 и ММС.
                    ...
                    ну исходя из практики при 3-м Ялтинском горном пожаре 2 Ренжровера из лесничества вышли из строя на первый же день, на второй день практически все автоцистерны , остались в строю только 2 Бобика, Боливар (так мы его прозвали ) АЦ-40(131) дизельная версия , две Шишиги , и Унимог (неваляшка, потому как часто опрокидывался из за высокого клиренса) , ...вот этот транспорт и стал залогом успеха отпохав от начала тушения до конца...а Бобики это настоящие спасители были
                    1. Lynx2000
                      Lynx2000 16 октября 2021 13:45
                      0
                      Цитата: Крымский партизан 1974
                      ну исходя из практики при 3-м Ялтинском горном пожаре 2 Ренжровера из лесничества вышли из строя на первый же день, на второй день практически все автоцистерны , остались в строю только 2 Бобика, Боливар (так мы его прозвали ) АЦ-40(131) дизельная версия , две Шишиги , и Унимог (неваляшка, потому как часто опрокидывался из за высокого клиренса) , ...вот этот транспорт и стал залогом успеха отпохав от начала тушения до конца...а Бобики это настоящие спасители были

                      Живу маленько восточнее, на Дальнем Востоке (Камчатка), с обстановкой на западный рубежах Родины не знаком, 3-й ялтинский пожар - это бедствие случилось в 2018 году?
                      Рейндж Роверы в лесничестве - очень большая роскошь, может быть Лэнд Роверы Вы имели ввиду?
            3. Tima62
              Tima62 13 октября 2021 22:35
              0
              Цитата: Крымский партизан 1974
              ГАЗ-63-козёл

              ГАЗ 63 (папа Шишиги) - ???
              1. Крымский партизан 1974
                Крымский партизан 1974 14 октября 2021 10:29
                0
                ГАЗ 63 (папа Шишиги) - ???
                .....да уж..ошибка кроется в деталях...но в целом всё верно про погремухи....вот интересно почему Ниве ВАЗ 2121 не дали погремуху
  6. prior
    prior 13 октября 2021 08:47
    -7
    Опять статья про славное советское прошлое.
    Может хватит?
    Прокакали мы его все дружно и никто, как я вижу, возвращать его не собирается.
    Что за удовольствие ковыряться в старой кровоточащей ране, новых что-ли мало?
    1. Fitter65
      Fitter65 13 октября 2021 08:56
      +8
      Цитата: prior
      Опять статья про славное советское прошлое.
      Может хватит?

      А что, вас от воспоминаний Нашего Славного Прошлого скрючивает, что-ли? Так не читайте. А если есть что вспомнить то почему-бы и нет стеснятся нам не чего, и с чего вы взяли что это старая кровоточащая рана? Глупей комментария честно говоря не видел...
      1. prior
        prior 13 октября 2021 09:04
        -5
        Меня ваше мнение никак.
        Нет ничего глупее комментировать глупые комментарии.
        1. Fitter65
          Fitter65 13 октября 2021 12:06
          +1
          Цитата: prior
          Нет ничего глупее комментировать глупые комментарии.

          Согласен, сглупил когда ваш комментарий прокомментировал...А на счёт вашего мнения мне оно вооще,даже в соседний забор не упиралось.
    2. Евгений Федоров
      13 октября 2021 09:02
      +17
      Не переживайте, во второй части истории расскажу про плачевое состояние и перспективы УАЗа. В Ульяновске в этом смысле все не очень хорошо
      1. Fitter65
        Fitter65 13 октября 2021 12:08
        0
        Цитата: Евгений Федоров
        Не переживайте, во второй части истории расскажу про плачевое состояние и перспективы УАЗа. В Ульяновске в этом смысле все не очень хорошо

        Ну да и наших пессиместических оптимистов радовать тоже надо.А то вдруг будет хуже , а они даже на это не надеялись. laughing laughing laughing good good
      2. Ярик Антипов
        Ярик Антипов 13 октября 2021 12:36
        0
        Ну не знаю насколько плачевно. У них мало денег на новую модель, но сейчас им все равно не стоит ее выпускать. Качество они сделали весьма приемлимым, но до сих пор старыми байками про ржавые ломучие уазы полнится интернет. Сейчас нужно набрать аудиторию разными приятными плюшками, денег накопить.
        1. Fitter65
          Fitter65 14 октября 2021 02:53
          0
          Цитата: Ярик Антипов
          Качество они сделали весьма приемлимым, но до сих пор старыми байками про ржавые ломучие уазы полнится интернет.

          Байки про вечно ломающийся Патриот, или обожаемый мной УАЗ-452( ни чего что я по старому) это вообще не объятное. То одни на Патриоте, на новой машине только с салона, едут и замерзают на заднем сиденье. Оказывается одной печки в переди мало- блин сколько знаю в Патриоте 2 печки и одна как раз на заднеи ряд дует. Другие на скорости 40 км в час включают пониженную и у них раздатка сыпится- тут вообще без коментов. У ещё одного эксплуатанта вообще рычаг поворотного кулака Во время движения сломался, правда ровно по передним болтам, и так ровно как болгаркой, а самое смешное колёса даже не разъехались в разные стороны, что должно было произойти. Да много чего из личного опыта. лет несколько назад. Менял в конце апреля резину.тут один"сосед" пригнал из Владика, толи Надю,толи гайю, не помню точно , о её через 2 года сдал, но суть не втом подходит спрашивает ключи( на японке то они зачем если в гаражах есть УАЗ) стоики менять, ну ладно, хлтя что менять ведь только что купил, ладно прошло времяв сентября я готовлюсь к дальнему походу в тайгу, он подходит с вопросом- сосед а ты не мог бы дать ключи а то НА ЭТИХ РОССИСКИХ ДОРОГАХ не одна японская подвеска не выдерживает. Да лано без проблем. после поездки в тайгу у меня крякнул задний амортизатор - да и пробег был не большой 88 тысяч, но ладно. меняю я аморы подходит этот перец, и вздыхает - вот что значит русская машина всё с ней ковыряешся... Блин у него значит российские дороги , а я что на российском "Патриоте" по германским автобанам езжу? Про то как у одного знакомого есть друг, а у сестры его жены брат мужа купил Патриот т ак изматерился- это вообще информация из первых рук. Или как один пишет как он при росте в 186 сантиметров еле за руль Патриота смог залезть, , а вот в СR-V он сиденье отрегулировал... Блин а что мешало это в Патриоте сделать. Если что то салон Патриота Выше сотого Крузака на 5 сантиметров. это мы с другом измеряли салон его Крузака и моего Патриота... А тут он взял 452-й 10 года... Да вот не знаю почему, но на нём за рулём по тайге ехать такой "щенячий восторг"... Это как после Паджерика на НИВУ сесть и по пахоте, по пахоте, по пахоте laughing laughing laughing good drinks
      3. Zaurbek
        Zaurbek 13 октября 2021 13:27
        +1
        Мне кажется, что у ГАЗ возможностей больше эту нишу захватить...Есть массовый выпуск коммерческих ГАЗелей и , даже 6ст автомат презентовали на выставке
      4. Hermes
        Hermes 13 октября 2021 19:05
        +3
        Добрый день.
        Читаю TopWar достаточно давно (года 4 точно), но пожалуй первый раз пишу комментарий.
        Хочу сказать, что УАЗ переживает очень сложные времена.
        Новых моделей нет - , буханка из 50-х годов (небольший пластик на морде и другая приборная панель не делают из этой машины что то новое), Simbir/Патриот - по сути тоже в творческом застое, Скорая на базе Патрика - то еще убожество. Принципиально новых идей нет, машины умудряются поставлять ржавыми даже на выставочные стенды (это легко гуглится, проверьте кто не верит), некоторые дилеры раньше вообще машины полностью перебирали до продажи. Про закручивание гаек молотком я молчу. Здание заводоуправление продано, площади проданы, многие детали поставляются с Китая и с других дружественных стран и фактически просто собираются на конвеере.
        Попытки сделать местный Крузак с таким подходом обречены на неудачу.
        И самое противное то, что цена неоправданно высока по отношению к качеству сборки и самих комплектующих. При этом топы на оплату труда не жалуются, тем более что есть постоянный клиент в виде банановых республик и военных.
        Жаль.
        1. Евгений Федоров
          13 октября 2021 19:17
          +1
          Попытки сделать местный Крузак с таким подходом обречены на неудачу.

          Полностью с Вами согласен. Похоже, от идеи собственного Прадо окончательно отказались. Приходится констатировать, что отечественная школа разработки и постройки внедорожников медленно, но верно умирает. Нового УАЗа не будет. Новая Нива, если и будет, то на базе Дастера. Чем будут заменять класс УАЗов в армии вообще не понятно. Полноприводная техника собственной разработки останется только у военных, но здесь специфические требования и на гражданке они никому особо не нужны. Горько смотреть, как целая отрасль переходит в зависимость от импортных технологий.
          1. FireLake
            FireLake 15 октября 2021 15:16
            -1
            Чем будут заменять класс УАЗов в армии вообще не понятно. 

            Геликами. Немцы друзья, а друзей бросать нельзя.
            Хотя если без сарказма то думаю тигры будут.
      5. Hermes
        Hermes 13 октября 2021 19:16
        +1
        Есть еще отличная книга в бумажном варианте, только фотографии не могу выложить, видимо потому что еще не прошел авторизацию.
        Называется: "История Ульяновского автомобильного завода", Москва: Профиздат, 1988. — 148 с. — (История фабрик и заводов). — ISBN 5-255—00026—4. "

        Сканированный вариант книги легко гуглится в сети.
        1. Евгений Федоров
          13 октября 2021 19:19
          +2
          Да, у меня сейчас на столе она лежит))) Я в тексте на этот источник ссылаюсь
          1. Hermes
            Hermes 13 октября 2021 19:23
            +2
            Я жил от УАЗа в километре :) школьником был там на экскурсии. По сути ТЭЦ-1, которая сейчас обеспечивает город теплом, водой и электричеством, строилась и развивалась в том числе чтобы обеспечить потребности автозавода.
            А знакомая работала в конторе, бывший Автодетальсервис, и каких только ужасов про рекламации она не рассказывала...
    3. Кот_Кузя
      Кот_Кузя 13 октября 2021 09:25
      -3
      Цитата: prior
      Прокакали мы его все дружно и никто, как я вижу, возвращать его не собирается.

      Вы не прокакали, а проскакали laughing . И возвратились вы к чудовищному, монструозному режиму, вобравшему все самое худшее из СССР. Кстати, так именно украинцы руководили СССР почти всю ее историю, особенно если учесть украинское лобби Украинской КП, тогда как никакого КП РСФСР не было, неудивительно, что именно украинцы ввели все то плохое, что было в СССР. И вот сейчас мы на Украине видим карикатуру на СССР.
      1. prior
        prior 13 октября 2021 09:31
        +2
        Да, я родился на Украине, в воинском гарнизоне, рядом с селом из которого Григорий Вакуленчук, который поднял восстание на броненосце Потёмкин. 45 лет живу в Москве. Гражданин России. Бандеровцев ненавижу. И кто вы после этого?
        1. Кот_Кузя
          Кот_Кузя 13 октября 2021 09:42
          -1
          Цитата: prior
          Бандеровцев ненавижу

          Шарий тоже бендеровцев ненавидит, у него канал даже с заглавием "Antinazi". Но это совсем не мешает ему скакать за украинскую исключительность, и что Украина должна войти в ЕС и НАТО, что только украинский язык должен быть государственным, что ни о какой федерализации Украины и речи быть не может, что "Крым это Украина!" и т.д. Абсолютно то же самое можно сказать про якобы "пророссийских" Бойко, Мураева, Рабиновича и прочих продажных тварей вроде Януковича. Вы же сами скачете с лозунгом "Украина - не Россия!", из которого так легко вылепить лозунг "Антироссия", что и сделали с Украиной в 2014 году благодаря именно таким как вы, для которых "Украина не Россия!". В 2014 и 2019 гг 90% украинцев голосовали за русофобов и нацистов вроде Порошенко, Тимошенко, Гриценко, Ляжко, Тягнибока, Яроша и примкнувшего к ним позднее Зеленского. Причем эти кандидаты совершенно не скрывали свои русофобские и нацистские взгляды, и 90% голосовавших за них украинцев прекрасно знали про их взгляды, и следовательно, разделяют их, раз они голосовали за них. И я более чем уверен, что все они придерживались взгляда "Украина не Россия". Тем более что они скакали с лозунгами "Украина це Европа!".
          1. prior
            prior 13 октября 2021 09:59
            +1
            Если хотите знать моё мнение, я повторюсь. Потому, что писал уже в комментариях ранее.
            Украинство, как течение изначально было создано, как идеология противопоставления украинцев русским. Как средство разобщения, разделения, вражды. Из этого выросло Украина не Россия.
            Если бы Украину в целом в Советском Союзе назвали Новороссия, Малороссия или другая какая нибудь ...россия, то отношения сейчас были бы, как с Белоруссией, как минимум.
            Пока будет существовать национальность украинец и страна Украина в наших отношениях ничего хорошего не будет, потому что украинство враг всему русскому и государство Украина тоже.
            Поэтому там всё происходит, как происходит.
            Думаю, что в Кремле этого не понимают. А если и понимают, то не в состоянии предпринять что-либо решительное и радикальное. И всё талдычат про братский народ. В рядах армии изменника Власова тоже был братский народ и что?
            Мои близкие родственники в 50-тые годы непосредственно пострадали от тех самых бандеровцев, которые воевали и против Советского Союза и против Советской Украины.
            А ваши?
            1. Кот_Кузя
              Кот_Кузя 13 октября 2021 21:57
              -3
              Цитата: prior
              В рядах армии изменника Власова тоже был братский народ и что?

              С каких это пор предатели стали "братским народом"? Может для вас предатели это братья. Но не для меня.
              Цитата: prior
              Мои близкие родственники в 50-тые годы непосредственно пострадали от тех самых бандеровцев, которые воевали и против Советского Союза и против Советской Украины.

              У моего отца патриоты Украины матери кишки заживо выпустили, а отца исподтишка в спину выстрелили. И как я теперь к украинцам должен относиться?
            2. FireLake
              FireLake 15 октября 2021 15:19
              -1
              Если бы Украину в целом в Советском Союзе назвали Новороссия, Малороссия или другая какая нибудь 

              Опять клятый совок виноват... wink
              1. prior
                prior 16 октября 2021 07:58
                0
                Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт.
          2. Крымский партизан 1974
            Крымский партизан 1974 13 октября 2021 10:04
            0
            "Украина не Россия!".
            .......ну вот,понеслось...давай лучше по теме...как там нашлась у вас замена нашим Бобикам?...по ходу нет...а може я чёт пропустил...
            1. faiver
              faiver 13 октября 2021 13:26
              +2
              Человек русским по белому написал что уже 45 лет живет в России и является гражданином РФ
              1. Крымский партизан 1974
                Крымский партизан 1974 13 октября 2021 17:03
                0
                Человек русским по белому написал что уже 45 лет живет в России и является гражданином РФ
                ...мой коммент был адресован коту кузе а не к приору....по сему мне интересно как там в нау обстоит дело с "проходимцами". то есть авто полноприводные
                1. faiver
                  faiver 13 октября 2021 17:08
                  0
                  Прошу извинить за мою невнимательность... hi
                  1. Крымский партизан 1974
                    Крымский партизан 1974 13 октября 2021 17:13
                    +1
                    Прошу извинить за мою невнимательность..
                    да брось , какие могут быть извинения когда мы тут обсуждаем "проходимцев" (авто полноприводные), я к примеру продал недавно свою Ниву за ненадобностью....но дело ведь в том на уровне военного автопрома есть замена Бобикам? ну я считаю что в обозримом будущем нет ни у нас ни где либо ещё
                    1. faiver
                      faiver 13 октября 2021 17:20
                      +1
                      но дело ведь в том на уровне военного автопрома есть замена Бобикам?
                      - соответствующей замены нет, это неоспоримый факт, ни Патриот ни Хантер не конкуренты простому карбюраторному УАЗ-3151.
                      1. Крымский партизан 1974
                        Крымский партизан 1974 13 октября 2021 17:25
                        +2
                        карбюраторному УАЗ-3151.
                        ....да уж....а если трамплёр надёжно изолировать от воды и патрубок вывести повыше капота,да пятоковую резину, то это просто бомба..что бы застрять это надо хорошо постараться
                      2. faiver
                        faiver 13 октября 2021 17:30
                        +3
                        Плюс серьги заменить на газелевские, и о чудо - Бобик перестает козлить... good
                      3. Крымский партизан 1974
                        Крымский партизан 1974 13 октября 2021 17:35
                        0
                        Плюс серьги заменить на газелевские, и о чудо - Бобик перестает козлить... good
                        ...ооооо, этого я не знал,...кенту подскажу....он экстримал....удивительно что до сих пор неубился...ну а Бобикам виват, виват, виват
                2. Пепел Клааса
                  Пепел Клааса 13 октября 2021 17:35
                  +1
                  Цитата: Крымский партизан 1974
                  ну я считаю что в обозримом будущем нет ни у нас ни где либо ещё

                  "Где-либо ещё" - это где? Он где-то стоит на вооружении?
                  1. Крымский партизан 1974
                    Крымский партизан 1974 13 октября 2021 17:43
                    -1
                    "Где-либо ещё" - это где?
                    ....там где есть в изобилии АК и РПГ-7..чес говоря я даже беглых расчётов не могу предоставить....надеюсь не надо тебе рассказывать об том что идёт передел нашего мира и появляются всё больше государств в государстве
      2. Стропорез
        Стропорез 13 октября 2021 10:25
        +15
        Цитата: Кот_Кузя
        Шарий тоже бендеровцев ненавидит, у него канал даже с заглавием "Antinazi". Но это совсем не мешает ему скакать за украинскую исключительность, и что Украина

        Слушай, иди ты , ну это,на другую ветку с этой украиной, достали уже своим помётом .
        Статья про УАЗ!!!
        1. Кот_Кузя
          Кот_Кузя 13 октября 2021 22:48
          -4
          Цитата: Стропорез
          Слушай, иди ты , ну это,на другую ветку с этой украиной, достали уже своим помётом .

          Ты украинофоб? Вообще-то Украина пишется с заглавной буквы.
      3. Пепел Клааса
        Пепел Клааса 13 октября 2021 18:42
        +3
        Как же вы достали своим ххлофобским cpaчeм, ей-богу. Ну в любую тему....При чём, одно и то же всякий раз. Вы, блин, сами от себя не устаёте?
  • Кузнец 55
    Кузнец 55 13 октября 2021 10:36
    +8
    Я думаю статья не о славном Советском прошлом , она о развитии автомобилестроения в Союзе .
    И СССР из истории не вычеркнуть .
    Одно то , что за короткий срок переместили огромное число заводов на восток страны , уже говорит о народе , которому многое по плечу .
    Отличная статья , отличные фото . Между прочим , старые фото , рассказывают иногда больше слов .
    Жду с нетерпением продолжения
    1. Пепел Клааса
      Пепел Клааса 13 октября 2021 19:04
      0
      Цитата: Кузнец 55
      Я думаю статья не о славном Советском прошлом , она о развитии автомобилестроения в Союзе

      А разве одно от другого отделимо?
  • tralflot1832
    tralflot1832 13 октября 2021 12:00
    0
    В далеком 1999 году,видел "буханку"в Рейкявике.Бордовый металлик,и ходовая Исландская платформа,чтоб засунуть дикий типоразмер колёс.
    1. Пепел Клааса
      Пепел Клааса 13 октября 2021 17:37
      +2
      А я в Мюнхене видел. Песочного цвета, с эмблемой Африканского корпуса. Только без свастики, ясное дело.
  • Вольный ветер
    Вольный ветер 13 октября 2021 14:27
    +1
    Чёрт с ними козлом и буханкой, писал что из себя они представляют. А вот что моторы л-3 выпускались на уазе даже не знал. Это такая фиговина одноцилиндровая, весом под сотню килограммов, мощностью 3 лошадиные силы. Заводился ремнём, на маховик наматывался. В детстве мне чуть руки не оторвало, в обратку схватил.
  • Пепел Клааса
    Пепел Клааса 13 октября 2021 20:56
    +1
    Дизельный УльЗИС-253, разработанный в НАТИ.

    коллективное фото ульяновцев на фоне 253.

    Вообще, в буколическом сражении "кит или слон", думаю, Уль-253 бьёт ЗиСа-150.
  • Пепел Клааса
    Пепел Клааса 13 октября 2021 21:14
    +2
    Также в 1949 году собрали несколько УАЗ-302 – далёких предков современной полуторатонной «Газели».

    Хоть режьте, но 300/302 - самый красивый уазик)
    Стильная штучка)


    там ещё, вроде, полноприводную версию рассматривали - 308.
    По поводу этого фото:

    Это же ноябрьская демонстрация 1949-го, вроде. Согласно заводским анналам, коробку для машины собрали в Горьком 5-го, доставили в Ульяновск 6-го, в тот же день поставили, она заклинила из-за стружки, перебрали, опять поставили, и 7-го 300-ый проехал в рядах демонстрантов.
  • Kukota
    Kukota 14 октября 2021 09:23
    +1
    Но производственным планам не суждено было сбыться – в 1952 году УАЗ неожиданно перепрофилировали под сборку… радиолокационных станций орудийной наводки СОН-4. Даже имя у предприятия появилось особенное – «Завод №852».

    Ну не совсем так-перепрофилировали отдельные цеха, а не весь наш завод. Эти цеха впоследствии и стали отдельным ныне Механическим заводом.

    Кстати, наш завод и товары народного потребления выпускал. Вот бы купить сейчас тарелки и ложки с надписью УАЗ :)

    фото
  • Монар
    Монар 15 октября 2021 16:44
    0
    Уже 20 октября 1941 года на новое место дислокации завода прибыли первые рабочие. Для размещения выбрали склады Государственного таможенного управления, которые были битком набиты слитками цветных металлов, станками, каучуком и медицинскими препаратами, поставленными по ленд-лизу.

    Какой нафиг ленд-лиз в октябре 41-го?