Венская битва

134

Введение


Вена, где выделяются высокие минареты и говорят на турецком языке, может показаться нам очень сюрреалистичной фантазией; однако австрийский город не раз рисковал стать исламским форпостом в Центральной Европе.

Первая попытка турок овладеть Веной была осуществлена в 1529 году, под предводительством Сулеймана Великолепного. Она потерпела неудачу.



Новая попытка турок завладеть Центральной Европой, подняться к Альпам, была предпринята в 1664 году и также окончилась поражением от армии графа Раймондо Монтеукколи в битве при Сан-Готтардо на реке Раба, что находится между Австрией и Венгрией. Столкновение закончилось двадцатилетним мирным договором между Османской империей и империей Габсбургов, однако оно не погасило турецких амбиций.

Султан использовал длительное перемирие на западных границах, чтобы сосредоточиться на восточных, где продолжался давний конфликт с персами. Затем, в 1682 году, добившись умиротворения на Востоке и не дожидаясь истечения срока договора, началась подготовка к новому нападению на Вену. Достойной причины для возобновления конфликта не было: Венгрия, наполовину контролируемая Австрией, а наполовину – в сфере влияния Турции, действовала как буфер между Габсбургами и Османской империей.


Турецкие амбиции


Турецкие цели по завоеванию Европы стали явно амбициознее при султане Селиме I (1465–1520), который наладил прекрасные отношения со своими западными соседями, в частности, с Венецией и Венгрией, но только для того, чтобы расшириться на Восток и в Африку за счет других мусульманских государств. После того, как турки разгромили персов-шиитов в битве при Чалдиране (1514) и расширили границы до современного Ирака, Селим I напал на королевство мамлюков, завоевав Сирию, Палестину, Египет и священные города Мекку и Медину. За восемь лет он утроил владения империи, создав зону конфликта с Западом в Средиземном море.

В то же время охрана святых мест также наложила на османского султана роль защитника ислама, что сделало Турцию ведущей страной всей мусульманской цивилизации.

На пути к Вене


Протестанты и другие антигабсбургские элементы Венгрии объединили свои силы и, также благодаря значительной помощи Османской империи, добились шаткой независимости от Австрии.

Султан Мухаммад IV приказал мобилизовать свои армии в январе 1682 года, но подготовка шла долго. Когда 6 августа он объявил войну, создание армий было еще не завершено, и вторжение было отложено до следующей весны. Турецкие силы были огромными (по разным источникам от 100 до 300 тысяч человек), поддерживались мощным тыловым аппаратом.

Задержка оказалась спасительной для императора Леопольда I, у которого было время найти союзников для своей защиты. Его поддерживала неустанная дипломатическая работа монаха-капуцина Марко д'Авиано, посланника Папы Иннокентия XI, который посетил европейские дворы, чтобы сформировать новую христианскую Священную лигу против турок.

Он получил резкий отказ от короля Франции Людовика XIV, который имел определенные договоренности с турецким султаном, и надеялся на ослабление Священной Римской империи, главного препятствия на пути к его экспансионистским целям в Германии. Однако, Марко д’Авиано удалось заручиться поддержкой короля Польши Яна III Собеского. Это имело огромное значение по причине того, что Собеский смог выставить одну из крупнейших военных сил того времени.

1 апреля 1683 года османская армия, наконец, начала медленным маршем двигаться к Вене. Ей предшествовал авангард из 40 000 татарских рыцарей, задача которого заключалась в том, чтобы держать под контролем действия армии Габсбургов и терроризировать местное население: они выполнили задание с особым усердием.

Христианская армия, возглавляемая герцогом Карлом V Лотарингским, мало что могла сделать для сдерживания силы, которая только в авангарде уже была вдвое больше, и отступила.

Защитой Вены занимался граф фон Штархемберг, которому должным образом помогал бургомистр Либенберг.

11 000 солдат и 5 000 граждан с 300 орудиями должны были отстоять Вену любой ценой, чтобы дать время прибыть подкреплениям. Венцы ждали целую плеяду союзных сил, в которую входили, помимо остатков габсбургской армии и полнокровной польской армии, солдаты из крупных немецких государств и даже из Великого герцогства Тоскана, плюс многочисленные добровольцы.

14 июля османы под командованием великого визиря Кара Мустафы были уже в пригородах Вены.

В связи с тем, что в османской армии не было тяжелой артиллерии для сноса венских стен, Кара Мустафа понимал, что бой будет долгим, изнурительным и главную роль в нем будут играть инженеры.

Выявив наиболее уязвимый участок стены, янычары, гвардия османской армии, расположились перед ним лагерем и немедленно начали подходные работы: серию извилистых траншей, которые позволили бы туркам быстро взять штурмом город.


Янычары


Корпус янычар был создан османскими султанами в четырнадцатом веке для обеспечения своей армии, основанной на феодальной кавалерии, солидным контингентом пехоты. Они немедленно составили сердце турецких армий, возвратив на мировую арену постоянную военную силу. Их набирали путем насильственной вербовки каждые 5 лет наиболее успешных подростков из христианских семей европейских провинций, что также преследовало цель лишить эти районы военных резервов.

Молодым людям приходилось принимать ислам (только мусульманам разрешалось иметь оружие), затем их отправляли в казармы, где они проживали большую часть своей жизни.

Одетые в униформу и собранные в отряды из 200 человек, называемых ортами, новобранцы проходили напряженную подготовку, которая превращала их в очень дисциплинированную военную силу.

Янычары пользовались такой репутацией, что им подражали различные европейские страны, по крайней мере, в униформе и в дисциплине.

Прибытие союзников


В августе бои приняли беспощадный характер: утром бомбили турецкие орудия, вечером под стенами города взрывались бомбы, а ночью начинались штурмы.

Однако стойкость защитников и эффективная организованность обороны не давали возможности туркам быстро овладеть городом. Наряду с солдатами, простые венцы также принимали участие в обороне города, сражаясь с турками, строя оборонительные сооружения.

Но продолжительные бои стали серьезным испытанием для венцев. Число защитников города становилось все меньше. Они погибали либо из-за турок, либо их убивала дизентерия.

Первые плоды методичной осадной тактики были получены в начале сентября, когда более мощные бомбы разрушили большие части крепостных валов. Туркам был открыт прямой путь в Вену.

Когда турки уже были почти в городе, победа казалась вопросом дней; но у осман к этому времени стала явной весьма ощутимая слабость – результат стратегии великого визиря. Осторожность Кара Мустафы во время осады привела к тому, что практически вся турецкая армия была задействована для ускорения хода осадных работ, в результате чего огромный турецкий лагерь оставался практически беззащитным.

7 сентября армии Священной лиги собрались в нескольких километрах от города, готовые прорвать османскую осаду. Ян Собеский повел своих людей в необычайном форсированном марше, преодолев 320 км, отделяющих его от Вены, всего за 12 дней. Кроме того, к этому моменту из-за серьезных разногласий с Кара Мустафой татарские силы решили покинуть турецкую армию.


«Крылатые гусары»


Польская армейская элита, к тому моменту ставшая своеобразным анахронизмом – крылатые гусары представляли собой благородную бронированную кавалерию, подобную той, которая давно исчезла в Западной Европе. Хотя польские гусары не презирали огнестрельное оружие, их типичной тактикой по-прежнему была атака с использованием копья или сабли.

Копье долгое время оставалось прерогативой польской кавалерии: это оружие было очень сложным в использовании и требовало интенсивной тренировки.

Крах турецкой экспансии


11 сентября только леса к северу от Вены отделяли турецкий лагерь от христианской армии. Опытные австрийские охотники помогли воинам Священной лиги приблизиться к позициям турок. На следующий день, при первом появлении врагов, Кара Мустафа поспешно собрал несколько тысяч человек и направил их в атаку, надеясь на скорый разгром христиан.

Битва началась на Дунае.

Немецкая армия медленно начала отбрасывать турок, подавляя их упорное сопротивление. Около 4 часов дня польская армия вышла из леса. Кара Мустафа к тому моменту сумел развернуть все имеющиеся у него силы в линию, протяженностью почти 6 километров, в то время как янычары продолжали отчаянный штурм города.

Ян Собеский, лично возглавив 3 000 «крылатых гусар» и около 20 000 человек легкой кавалерии, обрушил удар на позиции турок. Удар такой массы оказал разрушительное воздействие. Турки тщетно пытались контратаковать. Правый фланг османского строя был ослаблен наступлением немецкой пехоты, и атака эскадры польских крылатых гусар прорвала его, угрожая всем турецким позициям.

Когда любая разумная возможность сопротивления исчезла, турецкая армия сдалась.

В 18:00 битва прекратилась в районе Вены, которой турки больше никогда не угрожали.

Сбежав в Белград, Кара Мустафа был задушен янычарами, которые признали его виновным в катастрофе.

Разгром турок под Веной положил конец их экспансии в Европе. С этого момента начался период постепенного отступления османского владычества из подконтрольных Стамбулу европейских земель.
134 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    11 октября 2021 04:37
    "Мы не для того обороняли Вену, чтобы сейчас Турция вступила в Евросоюз". Так говорил Папа (это который сидит в Ватикане)
    1. +14
      11 октября 2021 05:52
      Созвездие Щит
      Вообще-то Ян Гевелий назвал созвездие Щит Собеского.
    2. +8
      11 октября 2021 05:57
      -Сбежав в Белград, Кара Мустафа был задушен янычарами, которые признали его виновным в катастрофе..
      В польском войске было немало казаков.И польскому ВЫБОРНОМУ королю пришлось преодолеть мощное сопротивление собственных магнатов,подкупленных турками.Кстати через французского посланника.
      Теперь о великом везире.Есть версия,что он хотел из Вены сделать столицу СОБСТВЕННОЙ империи,поэтому обстрел велся только стен.
      Кара Мустафа отговорил султана,который хотел сам хотел возглавить поход.Звезды не рекомендовали,однако.
      Вызывает презрение австрийский император,который трусливо сбежал ,отказавшись возглавить оборону города.
  2. +34
    11 октября 2021 05:01
    Улыбнули «татарские рыцари», «тыловой аппарат» и др. перлы, то ли программного компилятора, то от переводчика от Гугл.
    Совет Автору, брать подобное в кавычки!
    1. +4
      11 октября 2021 05:06

      Вот пожалуйста татарский рыцарь
      1. +16
        11 октября 2021 05:32
        Александр, это не в нашей традиции. Рыцарь всё-таки один из субъектов феодальной системы. Для германцев, же в данном случае «вооруженный всадник». Аналогичное восхождение к термину «рыцарь» имели место в Англии и Франции.
        Тоже самое, как мы не называем небольшие подразделения пехоты татар - таборами, а не ротами или баталиями.
        С уважением, Влад!
        1. +3
          11 октября 2021 05:40
          Утро доброе!
          На картинке надпись "Еques" значит рыцарь!
          Так считали в средневековой Европе.
          Может мы не правильно термины или понятия трактуем?
          А это как ни как токумент!
          Один из любимых мной рисунков!
          1. +14
            11 октября 2021 05:49
            Цитата: ee2100
            Утро доброе!
            На картинке надпись "Еques" значит рыцарь!
            Так считали в средневековой Европе.
            Может мы не правильно термины или понятия трактуем?
            А это как ни как токумент!
            Один из любимых мной рисунков!

            На заборе тоже много, что пишут! laughing
            Особенно, любит это дело камрад Тимур (Бар1), кушать не может дай выложить карту с Тартартией!!!
            К слову с низу картинке написано, что это «рейтар», а не «рыцарь». На первый взгляд одно и тоже, но как говорят в Одессе - это две большие разницы.
            1. -9
              11 октября 2021 05:53
              Еques - это по латыни. А почему Вы отказываете в праве татарам быть рыцарями?
              Чем они хуже немцев,англичан,французов и др.?
              1. +18
                11 октября 2021 06:28
                Цитата: ee2100
                Еques - это по латыни. А почему Вы отказываете в праве татарам быть рыцарями?
                Чем они хуже немцев,англичан,французов и др.?

                Не лучше и не хуже! Тяжёлую конницу татаро-монголы имели ещё во времена Чингисхана. Вопрос в другом, была ли она - рыцарской. Боюсь что исходя из исторического понимания нет. Даже в атрибутике, средневековый рыцарь проходил посвящения (вассалитет), получал атрибуты рыцаря (золотые шпоры) и многое другое. Впрочем как «лыцари Запорожья». Могли их так называть, да! Но казачий круг никогда не был рыцарским орденом. Так и татарский или ногайский одоспешенный конный воин.
                1. -2
                  11 октября 2021 09:29
                  Мы рассматривали гравюру, а не понятие рыцарства вообще. И если автор где-то дословно перевёл "татарские рыцари" то могло бы и быть. В низу на гравюре действительно reittar всадник по немецки.
                  "Тяжёлую конницу татаро-монголы имели ещё во времена Чингисхана." Что это за тяжёлая конница?
                  " на заборе много чего пишут" это не аргумент.
                  1. +3
                    11 октября 2021 21:23
                    Цитата: ee2100
                    "Тяжёлую конницу татаро-монголы имели ещё во времена Чингисхана." Что это за тяжёлая конница?
                    " на заборе много чего пишут" это не аргумент.

                    Насколько я помню, в Европе о монгольских одоспешенных всадниках и их лошадях узнали от венгров. В последующем «о тяжёлой коннице татар с луками и копьями» писал Марко Поло.
              2. +6
                11 октября 2021 14:37
                В данном случае написано по-латыни: конный воин-татарин, eques это "конный воин", сословие всадников в Риме - эквиты (equites). Или их тоже в рыцари запишите, заодно с гиппиями Спарты, которые вообще пешком ходили?
          2. +20
            11 октября 2021 07:46
            На картинке надпись "Еques" значит рыцарь!

            "Еques" - всадник.
            Может мы не правильно термины или понятия трактуем?

            Вы на правильном пути.
            1. +11
              11 октября 2021 08:00
              Любопытно, что название римских "всадников" произошло от коня, а европейского рыцарства - от кобылы.
              1. +6
                11 октября 2021 11:07
                Наверное первые владели латынью лучше, чем их потомки!!!
                У славян, на этапе начальном становления Древнерусского государства бытовал термин «Муж». 40 гривен виры за убийство последнего. Позже появляются - бояре и др. Чин конюшенного (связанный с лошадью) возникает только в 13 веке, наряду с дворянами. Последние впервые в ПВЛ упомянуты как смутьяны. Фактически данное служивое сословие формируется только в начале 15 века.
                Можно ещё поиграться с кабалой, закабаливанием и кобылой! Но боюсь если потеря личной свободы и происходило за долги (в форме получения кобылы (лошадь появится в русском языке позже) в собственность, то данный обычай был древним, возникшим на заре распада родоплеменного общества славян.
                Тема интересная Антон, потом вернусь может ещё, что вспомню.
                Ну и последнее, ребята не минусуйте Александра. Допускают ошибки все.
                1. 0
                  11 октября 2021 12:56
                  Не надо меня защищать! Пусть ставят am
                  И где я ошибки допустил?
                  1. +10
                    11 октября 2021 13:41
                    И где я ошибки допустил?

                    Александр, просто "Татарский рыцарь" полностью ломает шаблоны. laughing Вот так и появляются теории о "Великой Тартарии"! fellow Дети, не ссорьтесь! drinks
                    Хотите еще мозголомную картинку? Вот. wink
                    Литаврщик Лейб-Драгунского полка голштинского воинства Петра III.

                    Почему мозголомная? Литаврщик на все ораниенбаумское войско был лишь один, и в кирасирах. Более того, в лейб-драгунском полку... не было лошадей! belay
                    То есть, откуда взялся колоритный конный афроголштинец у Висковатова, можно лишь предполагать. request
                    Но, с учетом особой любви горе-императора к данному полку (в его мундире он и был захоронен изначально), могу предположить, что образ списали с арапа Нарцисса - которого свергнутый Петр просил прислать к себе в Ропшу... what
                    1. +5
                      11 октября 2021 13:59
                      арапа Нарцисса
                      Это тот который "шоколадный заяц"?
                      1. +5
                        11 октября 2021 14:00
                        Это тот который "шоколадный заяц"?

                        Дальний пращур. lol Имя "Нарцисс" потом превратилось в фамилию. yes
                        Мне, кстати, интересно, откуда Висковатов сотоварищи брал информацию о форме одежды. Ведь наверняка "шоколадный голштинский заяц" где-то фигурировал в источниках! Не с Луны же он свалился сразу в альбом! request
                      2. +5
                        11 октября 2021 14:04
                        Цитата: Пане Коханку
                        Имя "Нарцисс" потом превратилось в фамилию.

                        и не только в фамилию, а еще и в психологическое отклонение - нарциссизм wassat
                      3. +5
                        11 октября 2021 14:07
                        и не только в фамилию, а еще и в психологическое отклонение - нарциссизм

                        Действительно, кошмар... what Один-единственный не добравшийся до Ропши арап - а сколько последствий! request Между прочим, можно сказать, что в то время, когда настоящие арапы даже и не мечтали о БЛМ, у нас они уже ездили верхом в костюме а-ля Мюрат! laughing
                      4. +6
                        11 октября 2021 14:14
                        Цитата: Пане Коханку
                        Один-единственный не добравшийся до Ропши арап - а сколько последствий!

                        Был еще "арап Петра Великого", уже двоих насчитали.
                        А сколько их было среди кавказских горцев - кто ж знает:
                      5. +6
                        11 октября 2021 14:16
                        А сколько их было среди кавказских горцев - кто ж знает

                        Это абхазские негры. Или черные абхазы. Уникальная, в чем-то, народность на просторах бывшей РИ. hi
                      6. +5
                        11 октября 2021 14:49
                        Наше это-наше.Родное-посконное! laughing

                        Нюхнёшь и....заколдобишься! laughing
                        Привет друзья!
                      7. +4
                        11 октября 2021 14:51
                        Привет друзья!

                        Сергей, здоров!
                        Наше это-наше.Родное-посконное!

                        Да, а Боней М такие посконные, что посконнее некуда! Ра-ра-распутин! drinks
                      8. +3
                        11 октября 2021 14:57
                        Песня хорошааа!Люблю её,особо под стаканчик.А лучше-два.Нет!Три! laughing
                    2. +5
                      11 октября 2021 14:09
                      Цитата: Пане Коханку
                      арапа Нарцисса - которого свергнутый Петр просил прислать к себе в Ропшу..

                      И зачем же он ему понадобился? hi
                      1. +5
                        11 октября 2021 14:10
                        И зачем же он ему понадобился?

                        Затем же, зачем и собачка-мопс, и скрипка, и Елизавета Романовна Воронцова лично. Скучно было в окружении тюремщиков! hi
                      2. +5
                        11 октября 2021 14:20
                        Цитата: Пане Коханку
                        Затем же, зачем и собачка-мопс, и скрипка, и Елизавета Романовна Воронцова лично. Скучно было в окружении тюремщиков!

                        Н-да, ну и компания:
                        арап Нарцисс, собачка-мопс, скрипка и Елизавета Романовна Воронцова лично!
                        Ну допустим по первым трем пунктам вопросов нет, а для чего ему Елизавета Романовна понадобилась? wassat
                      3. +5
                        11 октября 2021 14:44
                        Ну допустим по первым трем пунктам вопросов нет, а для чего ему Елизавета Романовна понадобилась?

                        Сергей, мы прямо провоцируем Морского Кота на то, чтобы он пришел, и объяснил нам, что и куда! laughing drinks
                      4. +6
                        11 октября 2021 14:54
                        Больше вопросов возникает по поводу арапа...Нарцисса. belay
                        Елизавета Романовна в хозяйстве завсегда пригодится.И скрипка тоже!Как в хозяйстве без скрипки?Никак не можно без неё.
                      5. +4
                        11 октября 2021 14:57
                        Привет! А барабан от Страдивари?
                      6. +6
                        11 октября 2021 15:02
                        Приветствую!
                        А тож?И барабану место найдётся.
                      7. +5
                        11 октября 2021 14:59
                        Больше вопросов возникает по поводу арапа...Нарцисса.

                        За неимением Елизаветы Романовны, имеем Нарцисса. wassat Что тут непонятного? request drinks
                      8. +4
                        11 октября 2021 15:35
                        Хосподи,на всё твоя воля!
                        Ну да,ну да,большая так сказать,счастливая императорская семья. laughing
                      9. +4
                        11 октября 2021 15:38
                        Ну да,ну да,большая так сказать,счастливая императорская семья.

                        Активисты БЛМ поставили бы Петру III пять плюсов из трех - за заботу об арапе. А если бы Нарцисс был еще и гомосексуалистом - царю-недоразумению сейчас рукоплескал бы весь "толерантный мир". laughing
                      10. +4
                        11 октября 2021 15:05
                        Цитата: Фил77
                        Больше вопросов возникает по поводу арапа...Нарцисса.

                        Может он пел красиво, сладкоголосо?
                        Что еще нужно когда играешь на скрипке? wassat
                      11. +5
                        11 октября 2021 15:11
                        "Негры голосистые,
                        Сладко поют,
                        Доброму молодцу,
                        Спать не дают"
                      12. +4
                        11 октября 2021 15:16
                        Может он пел красиво, сладкоголосо?

                        Да, и мы даже знаем, что конкретно он пел:
                        "Я шоколядный заяц, я ласковый мерзавец, я сладкий на все сто... О - о - о!" fellow
                      13. +4
                        11 октября 2021 15:19
                        В самом деле, не рэп же ему читать, под скрипку-то? Нет, конечно возможен еще вариант с регги...
                      14. +5
                        11 октября 2021 15:22
                        Не силён в этих музыкальных направлениях, но напрашивается блюз. По утраченной короне.
                      15. +4
                        11 октября 2021 15:30
                        Ну, принципиально есть еще соул...
                      16. +4
                        11 октября 2021 15:24
                        В самом деле, не рэп же ему читать, под скрипку-то? Нет, конечно возможен еще вариант с регги...

                        Он эпатировал императора "лунной походкой". yes Именно Нарцисс ее и изобрел, эту лунную походку, когда однажды вляпался в коровью лепешку обеими ногами... wassat
                      17. +4
                        11 октября 2021 15:28
                        Цитата: Пане Коханку
                        огда однажды вляпался в коровью лепешку обеими ногами...

                        Во дворце? wassat
                      18. +4
                        11 октября 2021 15:31
                        Во дворце?

                        В окрестностях Петерштадта, восточнее Нижнего Пруда! А обтирать - уже во дворец пришел! fellow
                      19. +5
                        11 октября 2021 15:38
                        Рэп под скрипку?Представил себе ЭТО и....начал хохотать!Браво Антон! good good good
                      20. +3
                        11 октября 2021 16:32
                        Представил себе ЭТО и....начал хохотать!
                        Суровые бро из гетто даже не улыбнулись
                      21. +4
                        11 октября 2021 16:40
                        Суровые бро из гетто даже не улыбнулись


                        Алексей, приветствую! drinks А мне вот этот бро очень даже нравится! good

                      22. +5
                        11 октября 2021 16:46
                        Доброго дня! А мне вот эта команда с энергетикой как у АЭС.
                        Три раза их видели. Хорошо бы еще-но ковид.
                      23. +5
                        11 октября 2021 17:12
                        Доброго дня! А мне вот эта команда с энергетикой как у АЭС.

                        Да, с энергетикой не поспоришь! Молодцы! Финны вообще очень хорошо с роком дружат. drinks
                      24. +3
                        11 октября 2021 17:23
                        Финны вообще очень хорошо с роком дружат
                        В России тоже есть хорошие команды.
                      25. +4
                        11 октября 2021 17:30
                        Или, скажем, "Бони' НЕМ"
                      26. +3
                        11 октября 2021 17:38
                        скажем, "Бони' НЕМ"
                        Панк-рок-фолк-историки позднесоветского периода laughing и одна из наиболее волиятельных(на мой взгляд ) русских рок-групп
                      27. +3
                        11 октября 2021 18:32
                        А мне вот, в свое время, творчество The Pogues очень зашло.
                      28. +4
                        11 октября 2021 18:20
                        А знаешь ли когда со сцены концертного зала в СССР прозвучала первая робкая попытка исполнения рэпа/лёгкая,лёгкая-почти невесомая!/?И кто был исполнитель? wink
                      29. +3
                        11 октября 2021 18:23
                        "Алиса", альбом "Энергия", композиция "Я - меломан".
                        Ну, то есть Кинчев думал, что это рэп laughing
                      30. +3
                        11 октября 2021 18:37
                        Не приходилось ли слышать,уважаемый Антон,песню "Я,ты,он она-вместе дружная страна...." в исполнении Софии Ротару и детского хора?Это конечно никакой не рэп,а скорее прочтение текста в песне,но...
                        Вообще это попытка шутки с моей стороны,но послушать её /песню/стоит.Конечно учитывая сколько прошло лет и то,что происходило это совсем в другой стране.Просто из любопытства. hi
                      31. +3
                        11 октября 2021 18:45
                        Сереж, я не настолько молод (увы!) , чтобы не помнить эту песню. Однако замечу, данный речитатив, всего лишь кавер-версия знаменитого произведения Серхио Ортеги.
                      32. +3
                        11 октября 2021 18:52
                        Ха,ха,ха,ха!Не учёл! laughing
                        "Эль пуэбло"?Нуууу,с большой натяжкой,на мой взгляд.
                      33. +3
                        11 октября 2021 18:57
                        И то, и другое - речевки под ритм-секцию.
                      34. +3
                        11 октября 2021 19:01
                        Ладно,дружище,отвлекусь на хоккей.Дерби.ЦСКА-Спартак. hi
                      35. +3
                        11 октября 2021 19:06
                        Хорошо. Я понимаю. hi
                      36. +3
                        11 октября 2021 17:19
                        Зачетно!
                        Алекс! hi
                      37. +5
                        11 октября 2021 18:03
                        Одарённые тамошние детишки из музыкальных школ.Тяга к прекрасному не знает границ.Это нормально. laughing
                      38. +5
                        11 октября 2021 16:14
                        не рэп же ему читать, под скрипку-то?
                        Не, рэп- это надо с оперной певицей на пару yes . Заодно лунную аферу американскую раскрыть.
                      39. +2
                        11 октября 2021 18:39
                        А вот эта вещь мне нравится! good
                      40. +1
                        11 октября 2021 21:14
                        Уже поюзано Бессоном
                      41. +3
                        11 октября 2021 14:56
                        а для чего ему Елизавета Романовна понадобилась?
                        Собачку выгуливать!
                      42. +4
                        11 октября 2021 15:04
                        Собачку выгуливать!

                        На самом деле, я бы на его месте оказаться не хотел. Тюремщики убрали всех свидетелей. Даже лакея Маслова, который вышел в сад подышать воздухом, схватили, и отправили в Питер, представив дело так, будто он - заболел. Думаю, последний день Петр начал осознавать, что его просто прикокнут.
                      43. +4
                        11 октября 2021 15:16
                        Цитата: Пане Коханку
                        Тюремщики убрали всех свидетелей

                        То есть Вы намекаете, что с мопсом, Нарциссом, скрипкой и Елизаветой Романовной они что-то не хорошее сотворили? hi
                      44. +5
                        11 октября 2021 15:18
                        То есть Вы намекаете, что с мопсом, Нарциссом, скрипкой и Елизаветой Романовной они что-то не хорошее сотворили?

                        Екатерина приказала послать собаку и скрипку, но те вряд ли успели доехать. Елизавета Романовна впоследствии же вышла замуж.
                      45. +3
                        11 октября 2021 15:21
                        Цитата: Пане Коханку
                        Екатерина приказала послать собаку и скрипку, но те вряд ли успели доехать. Елизавета Романовна впоследствии же вышла замуж.

                        Фу-фу-фу, ну слава богу!
                        А что с Нарциссом?
                      46. +3
                        11 октября 2021 15:25
                        А что с Нарциссом?

                        Бог знает. Поищу, но попозже.
                      47. +4
                        11 октября 2021 15:40
                        Всё ребята!Я уже от этой "конференции" под стол упал от смеха! good Пойду поработаю! wink
                      48. +3
                        11 октября 2021 15:43
                        Всё ребята!Я уже от этой "конференции" под стол упал от смеха! good Пойду поработаю! wink

                        Куда ты пошел? wink Мы еще про арапов не закончили! Вот побьем белых - будет у нас хорошая жизнь! good
                      49. Комментарий был удален.
                    3. 0
                      11 октября 2021 14:24
                      Николай, привет!
                      Не оправдываясь - Еques по латыни рыцарь или сделай обратный перевод с русского на латынь. Да бог с этими гравюрами drinks
                      Но если я напишу ,что думаю про Тартарию меня тут на молекулы разнесут.
                      Я тебе потом ,при личной встрече!
                      1. +2
                        11 октября 2021 14:27
                        Не оправдываясь - Еques по латыни рыцарь или сделай обратный перевод с русского на латынь.

                        А за что оправдываться? Вообще не вижу причин! По мне, так все верно, игра слов и вложенного смысла. Понятие "всадник" в Древнем Риме был неким аналогом титулу рыцаря. drinks Лошадь - вещь вообще сакральная. В средневековой Японии верхом могли ездить лишь самураи. Аналог "всаднику" или "рыцарю"? Прямой!
                        Но если я напишу ,что думаю про Тартарию меня тут на молекулы разнесут.

                        Не надо... У Михаила будет культурный шок. drinks Он только и промолвит в Ваш адрес: "И ты, Брут Александр?" belay
                      2. +2
                        11 октября 2021 14:56
                        Есть большая доля вероятности ,что конца октября в Питер приеду.
                        Но если Эдуард в своих изысканиях дойдет до нашего улуса,то может и не сдержусь laughing
                      3. +2
                        11 октября 2021 14:58
                        Есть большая доля вероятности ,что конца октября в Питер приеду.
                        Но если Эдуард в своих изысканиях дойдет до нашего улуса,то может и не сдержусь

                        Надо просто культурно позвать Эдуарда на культурную программу. wink
                      4. +1
                        11 октября 2021 15:00
                        Можно и так, но это будет выглядеть ,как симпозиум альтернативщиков, нелегалов.
                      5. +2
                        11 октября 2021 15:01
                        Можно и так, но это будет выглядеть ,как симпозиум альтернативщиков, нелегалов.

                        Не-не, мы будем легалами. И кассовый чек в подтверждение выпитого. good
                      6. +2
                        11 октября 2021 15:05
                        Т.е. под протокол?!
                      7. +3
                        11 октября 2021 15:13
                        Т.е. под протокол?!

                        С фотоотчетом. yes
                      8. +2
                        11 октября 2021 16:28
                        У меня с планшетом какая-то ерунда, не приходят уведомления на мой комментарий! И что только не делал. На телефон приходят
                      9. +5
                        11 октября 2021 16:44
                        У меня с планшетом какая-то ерунда, не приходят уведомления на мой комментарий! И что только не делал. На телефон приходят

                        Бог знает, я на ВО только с компа захожу. У меня ж мобильник - ламповый! drinks
        2. +7
          11 октября 2021 08:48
          Небольшое отклонение от темы.

          При подготовки к мероприятиям по празднованию Куликовской битвы употреблено сочетание «Армия Мамая». Насколько это корректно?
          1. +4
            11 октября 2021 10:48
            Цитата: Korsar4
            Небольшое отклонение от темы.

            При подготовки к мероприятиям по празднованию Куликовской битвы употреблено сочетание «Армия Мамая». Насколько это корректно?

            Добрый день Сергей, некорректно от слова никак. Впрочем как и в статье Автора «польская армия»! Впрочем я тоже, когда печатал ответ уважаемому Александру себя остановил и перепечатал, замерив слова «кавалерия» на «конницу».
            1. +4
              11 октября 2021 14:26
              Добрый день, Владислав! Того же мнения. Просто анахронизм.
      2. +17
        11 октября 2021 06:57
        Вот пожалуйста татарский рыцарь

        Это гравюра Корнелиса де Брюйне из альбома Illustrations de Diversarum gentium armatura equestris. Ubi fere Europae, Asiae atque Africae equitandi ratio propria ewpresaa est) (1575 г.)
        Надпись вверху на латыни - Eques Tartarus - татарский всадник.
        Внизу надпись на немецком - Tartarisch Reiter - татрский всадник.
        Просто надо пользоваться нормальным словарем, а не гуглетранслейтером.
        1. +8
          11 октября 2021 07:17

          А "рыцарь" - Rítter.
          1. 0
            11 октября 2021 09:20
            Ritter это по немецки, а по латыни eques.
            И с верху надпись татарский рыцарь ,а внизу татарский всадник.
            Еquitem это по латыни всадник ,есть ещё rector и vector.
            Т.к. в древнем Риме понятия рыцарь не было,может ошибаюсь,
            Eques переводится ,как " воинское звание и дворянский титул"
            Умничайте далее.
            1. +10
              11 октября 2021 10:14
              Умничайте далее.

              Умничать пытаетесь Вы, я оперирую печатной продукцией.
              Знакомы с такой книгой?

              Судя по Вашему комментарию, никогда в руках не держали, как и те лемминги, которые минусовали. А напрасно. Это классика.
              Страница 374, левая колонка, внизу.
              1. 0
                11 октября 2021 10:16
                П.3. член сословия. В Европе использовали латынь "своеобразную"
                1. +8
                  11 октября 2021 11:55
                  Цитата: ee2100
                  П.3. член сословия.

                  Татарский член римского сословия всадников.
      3. +6
        11 октября 2021 11:47
        Саша, привет. hi А это японский рыцарь, чем не вариант? smile
        1. +4
          11 октября 2021 12:46
          Привет, Костя!
          Очень даже вариант!
          Просто красава!
          1. +5
            11 октября 2021 12:48
            Только вот печень поверженного противника в сыром виде жрать любит, а так, да -- впечатляет.
            1. +3
              11 октября 2021 12:59
              Слушай! А может полезно? Мне беф а ля тартар нравится, даже очень. Строганина!
              Короче самураи практиковали сыроедение drinks
              1. +7
                11 октября 2021 13:50
                ... самураи практиковали сыроедение

                Ага, почти живьём.
                У самураев был людоедский обычай кимо-тори. По синтоистским поверьям, источником смелости в теле человека служит печень (кимо). Считалось, что, съев сырую печень поверженного противника, получаешь новый заряд смелости. Наиболее кровожадные самураи рассекали врага надвое от левого плеча до правого бока приёмом кэса-гири ("монашеский плащ") и тут же, выхватив из живого тела трепещущую печень, пожирали её.

                Вообще-то мерзость.
                1. +6
                  11 октября 2021 14:19
                  Ладно,уговорил! Рэ прожарка!
                  1. +4
                    12 октября 2021 15:25
                    Ладно,уговорил! Рэ прожарка!

                    А я думал, печень печенеги ели. Их так и называли - "печень - ег". laughing
                    1. +1
                      12 октября 2021 16:55
                      Боюсь спросить,а чем питаются самоеды?
                      1. +3
                        12 октября 2021 17:12
                        Боюсь спросить,а чем питаются самоеды?

                        Вот теперь и я боюсь об этом даже задумываться... belay Второй раз меня в тупик ставите за последние два дня! drinks
                        самураи практиковали сыроедение

                        У них же сыра нет нормального? Получается, "тофуедение"? wassat
                      2. +1
                        12 октября 2021 19:52
                        Вечер удался!
        2. +4
          11 октября 2021 20:48
          дон-Кихот Токийский. Я, когда был в Испании, очень заценил дыни из ла-Манчи. Умеют Санчи Пансы выращивать!
    2. +15
      11 октября 2021 05:55
      Совет Автору, брать подобное в кавычки!
      Или попробовать не полениться,да и перевести язык переводчика гугла на человеческий.
    3. +13
      11 октября 2021 08:50
      А мне как-то раз гуглопереводчик выдал такой шедевр об Алессандро Фарнезе - это был самый грозный саблезуб своего времени .
    4. +10
      11 октября 2021 08:52
      hi Владислав. Зырянов над своими текстами трудится, и это заметно. Надеюсь замечания идут на пользу yes Мне бы еще хотелось видеть иллюстрации подписанными. Весьма информативная статья получилась, хотя, если сделать выжимку, строк 10 -15 останется. Тем не менее - спасибо автору.
      1683 год. Злые османы идут на Европу... Юный Петр Алексеевич уже собирает "потешных"... А царевна Софья выбирает союзников... smile
    5. +8
      11 октября 2021 09:02
      Да, эскадра польской кавалерии - это сильно.
    6. +8
      11 октября 2021 10:25
      Тоже повеселило... Так же в одном предложении "германская армия", в следующем "польская армия"...
    7. 0
      12 октября 2021 03:40
      перепечатка перевода без нарушения авторских.
      из учебника ЕС?
      а кавычки требуют вдумчивой проверки --не в ту сторону смотрят тн авторы
    8. 0
      12 октября 2021 14:47
      Как "успешные" юноши - рекруты в янычары.
  3. Комментарий был удален.
  4. +18
    11 октября 2021 05:57
    Ужасный перевод, читать не возможно, язык сломаешь. Да и все гораздо интересней было, а не так как автор пишет. Обрывками все..Издевательство какое-то.
  5. +12
    11 октября 2021 06:49
    те кто из Вас были в Вене ,те не могли не видеть величественный собор Святого Стефана . Так вот , через несколько лет после победы в Венской битве из метала трофейных османских орудий завоёванных в этой битве, для собора Святого Стефана был отлит колокол впечатляющих размеров . Точно не помню ,весом что то около 25 тон. Колокол назвали Пуммерин их за специфического звучания пумммм...
    В 1945 году колокол Пуммерин был разбит при пожаре , а в 1951 году из осколков старого Пуммерина отлили новый колокол . Назвали его "Новый Пуммерин " и водрузили на колокольню собора Святого Стефана и он от туда звонит до сих пор. Безусловно , собор Святого Стефана есть один из самих красивых архитектурных украшений Вены , хотя конкуренция ему в Вене огромная ,среди архитектурных шедевров.
    Что касается конкретно Яна Собеского , то после победы при Вене он понял , что для дальнейшего противостояния османам , ему нужно приобрести нового могущественного союзника . Потому Собеский и пошёл на заключения Вечного Мира с Москвой. В России уже было кончившаяся Смута , в которой польско-литовский союз был позорно выгнан из Москвы , Россией уже почти семьдесят лет крепко правило новая династия Романовых . Вот потому Собеский и пошёл на Вечный Мир с Москвой , как с могучим союзников дальше противостоят османам . По этому Вечному Миру Россия вернула себе Смоленск и Киев .Но за Киев пришлось Москве полякам заплатить что-то 150 000 .рубл. Одним словом ,поляки и тогда были поляками. Между прочем именно потому сейчас в Украине не навидять Собеского и объединившись с турками украинские нацики несколько раз сейчас оскверняли даже пьедестал , перед установкой памятника Собескому в Вене .
    По правде говоря , Собеский часто не отличался постоянством , Так в начале в Польше
    так называемого Потопа Собеский примкнул к про шведской партии Карла Густа . Потом переметнулся в лагерь противников шведского короля . С начала воевал против Москвы , а потом в лице Москвы искал мощного нового союзника . И нашёл , пока Русские Цари окончательно не прозрели , что эту Речь Посполитую надо разорвать , раздербанить и разделить , потому что она после Золотой Орды был враг номер 1 для России. Что в конце концов и завершила Екатерина Великая вместе с той же самой Собеским спасённой от османов Австрией, Третьим , окончательным, раздело Речи Посполитой.
    1. +4
      11 октября 2021 12:40
      Вовремя предать - значит предвидеть.
  6. +5
    11 октября 2021 07:19
    авангард из 40 000 татарских рыцарей
    Это что за зверь такой?
    атака эскадры польских крылатых гусар

    и такое было?
    Когда любая разумная возможность сопротивления исчезла, турецкая армия сдалась.

    гугл транслейтер? recourse

    Удивительно, что Европе удалось объединиться, зато каков результат!

    Жаль, что этого не произошло для обороны Константинополя...
  7. +14
    11 октября 2021 07:36
    Автор с упорством, достойным лучшего применения, продолжает издеваться над бедной Клио.
    Не могу понять одного, что мешает с таким же упорством прочитать хотя бы одну книгу по истории Венгрии, чтобы не мучить тему и читателя.
    Кстати, чтение способствует овладению нормальным, литературным языком и навыкам излагать на нем свои мысли.
    1. +8
      11 октября 2021 08:07
      Не стреляйте в музыканта - он играет как умеет ! laughing
      1. +6
        11 октября 2021 18:01
        Не стреляйте в музыканта - он играет как умеет !
        Он не умеет играть..
  8. +10
    11 октября 2021 08:16
    Классика жанра - нет ничего хуже для армии, осаждающей город, чем быть атакованной извне. Полководец из Кары Мустафы видно так себе. Тяжелые пушки не взял, нормальную разведку не обеспечил.

    Статья так себе - очень поверхностна и с кучей странных оборотов типа "татарский рыцарь"...
  9. +10
    11 октября 2021 08:31
    Хуже описания Венской битвы я не видел
  10. +12
    11 октября 2021 08:53
    Когда турки уже были почти в городе, победа казалась вопросом дней; но у осман к этому времени стала явной весьма ощутимая слабость – результат стратегии великого визиря.
    Автор не выдумывайте.Туркам удалось взять один из ревелинов и частично закрепиться на двух бастионах.Да,в городе свирепствовал голод, однако страдали и осаждающие - огромной турецкой армии не под силу было прокормиться в местности, которую сами турки и выжгли. Кара Мустафа знал о подходе неприятеля, но не предпринял каких-либо значительных шагов. Он полагал, что взятие Вены дело ближайшего времени, а для отражения атаки союзников он решил бросить в бой отряды кавалерии, оставив пехоту янычар в окопах. Получалось, что лучшие силы турецкой армии вынуждены были бездействовать в окопах, в то время как против поляков и имперцев сражалась легкая кавалерия, иррегулярные отряды и только часть янычар. Турки были истощены длительной осадой, болезнями, а сама армия сильно поредела с начала осады: многие погибли, многие были рассеяны по Австрии и Венгрии в гарнизонах и летучих отрядах, многие дезертировали.
    Война, начавшаяся с осады Вены и победы союзников, будет длиться еще 15 лет и только в конце века в 1699 году завершится Карловицким миром по которому турки навсегда потеряют Венгрию и Трансильванию. А Польша по этому миру вернет себе украинские земли, но не сможет утвердиться в Молдавии. Автор , пишите на русском, а не занимайтесь переводами.
  11. +6
    11 октября 2021 10:02
    Ну и видео посвященное событию. soldier Любопытно, но сам исторический сюжет, похоже был взят Толкиеном для своей битвы у Минас Тирита из "Властелин колец".
    1. +4
      11 октября 2021 12:48
      Да, верно сказано. Пука люди - те же охотники, провели благородных рохиррим прямо в тыл ордам орков и харадрим. даже слоны не помогли. По анлогии : Гендольф - Марко д'Авиано (....мутный). Только после этой славной победы, полякам окромя памятников и заслуженной славы, ничего не осталось и через 20 лет ,в Польше только ленивый не ходил и шведы, и мы, и саксонцы. Лучше бы дома сидели.
      1. +5
        11 октября 2021 14:51
        Только после этой славной победы, полякам окромя памятников и заслуженной славы, ничего не осталось и через 20 лет
        А кофе? Варшавские кофейни стали завоевывать Европу.Поляки ввели моду..на кофейни.
        1. +4
          11 октября 2021 15:48
          А вот в Вене первую кофейню открыл поляк – Ежи Кулчицкий. Произошло это вскоре после того, как король Ян III Собеский разгромил в 1683 году турецкую армию, осаждавшую Вену. Шляхтич и авантюрист Кулчицкий знал шесть языков, в том числе и турецкий, что позволило ему несколько раз въезжать и выезжать с территории осаждённого города, ожидавшего прибытия польского правителя. После победоносной битвы в руках Кулчицкого оказались брошенные турками запасы зелёного зерна. После этого он открыл заведение, в котором, одевшись в турецкий костюм, жарил кофейные зёрна.
          Ему даже памятник поставили в Вене ,где мужик под турка одет. А вот в Турции в 15 веке кофе начали варить.
          1. +4
            11 октября 2021 15:51
            Венцы, начали жарить, поляки жарить,молоть и варить ,все одно из тех же трофеев , которые под Веной достались. smile
          2. +4
            11 октября 2021 18:47
            Встречал версию, что там всё было ещё интересней. Якобы Кульчицкий, неоднократно бывавший в Турции и хорошо знавший кофе, в награду за (на минуточку) спасение Вены попросил брошенные при бегстве осман запасы кофейных зерен. Думаю, монарх весьма удивился столь нелепой просьбе (кофе в Европе тогда не был в ходу). А среди пленных нашелся специалист, варивший кофе чуть ли не самому Кара Мустафе. В итоге открытое Кульчицким заведение не только стало весьма прибыльным, но и дало старт победному шествию кофе по Европе. Кстати, личность Кульчицкого весьма загадочна. По одним сведениям, он мелкий польский шляхтич, по другим - казак. Его образ нашел отображение в литературе, в частности, замечательной тетралогии Владимира Малика "Тайный посол".
            1. +2
              11 октября 2021 21:50
              думаю, что таки он был еврей.
        2. +2
          12 октября 2021 13:16
          Известна такая легенда ( Я именно так это слышал на экскурсии по Вене):
          Родился в Кульчицах, недалеко от Самбора (в то время — Корона Королевства Польского в составе Речи Посполитой, в настоящее время — Львовская область Украины) в шляхетской семье Кульчицких-Шелестовичей. Крещён в православной вере, несмотря на то, что его отец впоследствии принял католичество. В молодости примкнул к запорожским казакам, во время одного из походов казаков попал в плен к туркам, где хорошо выучил турецкий язык и обычаи (в том числе и обычай пить кофе). Помимо турецкого, Кульчицкий также свободно владел немецким, венгерским, румынским и польским языками. Был выкуплен из турецкого плена сербскими купцами, после чего работал в качестве переводчика в белградском филиале Восточной австрийской торговой компании (нем. Orientalische Handelskompagnie). Накопив некоторые средства, открыл в 1678 в Вене собственную торговую компанию.
          В июле 1683 Вену осадила турецкая армия под командованием великого визиря Кара-Мустафы. Город защищали 16 тысяч солдат под предводительством графа Рюдигера Штаремберга. В осаждённом городе начался голод, эпидемии, и городские власти уже были готовы сдать Вену туркам. В этой ситуации Кульчицкий предложил свои услуги, чтобы выбраться из города за подмогой. Штаремберг решил отправить его с письмами к императору Леопольду I и герцогу Лотарингии Карлу V. 13 августа Кульчицкий вместе со слугой, Юрием Михайловичем, нарядившись в турецкие одежды и распевая турецкие песни, пошли через позиции турок. Там их остановил турецкий офицер-ага, поинтересовавшись, кто они и откуда. На это Кульчицкий ответил, что он — турецкий купец, который ведёт поставки провианта для армии султана. Благополучно миновав турецкие позиции, Кульчицкий и Михайлович едва не погибли в одном из придунайских сел, где местное население приняло их за настоящих турок. Успешно завершив свою миссию, Кульчицкий доставил письмо Карла V в осаждённую Вену, после чего городские власти отменили решение о сдаче города.
          12 сентября 1683 произошла Венская битва, в результате которой польско-австро-германские войска под командованием короля Речи Посполитой Яна III Собеского, нанесли сокрушительное поражение турецкой армии.
          После этой победы в ознаменование заслуг Кульчицкого городской совет Вены наградил его крупной сумой денег, подарил дом в престижном районе Леопольдштадт и освободил его компанию от налогов на 20 лет, 10 января 1684 Кульчицкий был назначен личным переводчиком с турецкого языка австрийского императора и получил должность «цесарского придворного курьера» в Турции. Кроме того, Кульчицкому предоставили право самостоятельно взять себе в награду часть захваченного трофейного имущества, и он выбрал в качестве награды 300 мешков кофе, начав приобщение венцев к этому напитку. Поначалу Кульчицкий разносил кофе по улицам города в кувшинчиках на подносе, но этот напиток ненавистных венцам турок поначалу не пользовалься спросом. Тогда Кульчицкий стал подслащивать кофе медом, добавлять в кофе молоко и сахар, откуда пошёл рецепт знаменитого «кофе по-венски». Кроме того, ему приписывают изобретение круассанов — рогаликов в виде «турецкого полумесяца». В 1686 в подаренном ему доме Ю.Кульчицкий открыл первую в Вене (и третью по счёту в Европе) кофейню под названием «Дом под голубой бутылкой» («Hof zur Blauen Flasche»). В ней хозяин, одетый в турецкие одежды, сам обслуживал посетителей. Вслед за ним кофейни в Вене начали открывать другие предприниматели, а сам Кульчицкий возглавил венский цех продавцов кофе. Портрет Кульчицкого долгое время висел на главенствующем месте в здании, где венские хозяева кофеен собирались для решения своих цеховых проблем. Кроме того, на специальном штандарте венских кофейщиков была изображена сцена предоставления императором Леопольдом I организатору «кофейного движения» привилегии — лицензии на открытие первой кофейни.
          Ю.Кульчицкий умер от туберкулеза в Вене 20 февраля 1694 в возрасте 54 лет.

  12. +4
    11 октября 2021 17:20
    "40 000 татарских рыцарей" - давно так не смеялся, зато как приятно татарам))))
  13. +1
    12 октября 2021 13:04
    Император до начала осады сбежал из Вены ,бросил напроизвол свою столицу.После победы король Польши не стал дожидатса императора а сам, как победитель торжественно вьехал на коне в Вену и там ,на улице встретил императора .Император холодно поблагодарил короля на что король учтиво снял шляпу и ответил,что всегда рад оказать императору столь мелкую услугу.
  14. 0
    13 октября 2021 12:24
    40000 татарских рыцарей - это сильно!