Военное обозрение

Танковая эволюция: вымирание классов

8
Первые французские и немецкие танки не оставили после себя четкого представления о надежной машине: ходовая и тех, и других была с дефектами, и они не могли уверенно двигаться по изрытому воронками полю боя. В то же время британские ромбовидные танки, созданные в конце 1915 года, дали устойчивую линию развития. Mark I и его «потомки» были выполнены в виде параллелограмма с гусеницами. Такая форма создавалась для повышения проходимости. Гусеницы, скошенные спереди, улучшали сцепление с грунтом, помогали преодолевать широкие траншеи и выбираться из глубоких воронок. Впрочем, конструкцию «Марков» нельзя назвать совершенной: гусеничные ленты были большими и полностью открытыми для вражеского огня, сам танк нещадно трясло из-за отсутствия рессор, а двигатель внутри корпуса создавал адские условия для экипажа. Все это привело к тому, что от ромбовидных танков со временем отказались.


Новый виток танковой эволюции начался во Франции. В 1917 году там создали Renault FT-17, который полностью изменил представление о том, как нужно строить танки. Это первый в истории пример классической компоновки: гусеницы по бокам корпуса, изолированный моторный отсек и вращающаяся башня.


Во время Первой мировой войны танки зарекомендовали себя грозным оружием. Они хорошо справлялись с уничтожением врага, однако их мобильность оставляла желать лучшего. Гусеничные ленты в то время были очень плохого качества, а перевозка боевых машин на грузовиках обходилась слишком дорого. Решением всех проблем стал класс колесно-гусеничной техники, берущий свое начало в США. Талантливый инженер У. Кристи предложил использовать комбинированный движитель для экономии ресурса гусениц. В результате его танки могли двигаться как на гусеницах, так и на колесах и не требовали много времени для переключения с одного на другое. С 1919 по 1937 годы У. Кристи создал несколько опытных машин, но ни одна из них не прижилась в Америке. Над этим типом техники также работали в Польше, Англии, Чехословакии, Швеции и даже в Новой Зеландии, однако дальше опытных образцов дело не шло.

Новый этап развития колесно-гусеничных танков произошел в Советском Союзе. Там придумали схему, позволяющую быстро и относительно дешево перебрасывать танковые подразделения на большие расстояния своим ходом. На основе прототипов Кристи создали целое семейство танков БТ. Они строились крупными сериями и принимали активное участие в боевых действиях. В списке полезных качеств этих машин также были скорость и маневренность. По документам они развивали скорость по шоссе до 70 км/ч, а на гусеницах разгонялись до 50 км/ч.


От колесно-гусеничного хода начали отказываться после разработки новых методов закалки стали, которые в разы увеличивали прочность траков. Кроме того, появилось много противотанковой артиллерии, из-за которой машинам срочно потребовалось нарастить броню. Строить танк с противоснарядным бронированием на базе сложного движителя колесно-гусеничной машины оказалось задачей не из простых, и к концу 1930-х годов время стремительных легких машин закончилось.

Тогда же исчезли и последние танкетки, которые были очень популярны, но недолго. Классическим представителем этого класса можно назвать британскую Carden-Loyd Mk VI, которую выпускали с 1929 года. На ее основе другие государства разрабатывали свои проекты. Как пример — советская Т-27.

Танкетки не стали основой бронетанковых сил по нескольким причинам: низкая проходимость, малый запас хода, слабая броня, отсутствие вращающейся башни. Эти и другие проблемы помогли им быстро стать частью истории. Многие из танкеток доживали свой век в качестве транспортеров боеприпасов или легких орудий.

В истории танкостроения был период царствования очень небольшого, но крайне эффектного класса техники — многобашенных танков. В теории они должны были стать «чистильщиками окопов» и стрельбой вдоль траншеи врага (в обе стороны) уничтожать засевшую пехоту. Эта идея привела к созданию семейства многобашенных машин различных «весовых категорий». Например, легкий британский «Виккерс 6-тонный» в модификации «А» нес две расположенные рядом пулеметные башни и считался очень достойным танком для своего времени. И хотя на родине его не оценили, он исправно шел на экспорт и служил в армиях Польши, Финляндии и даже Китая. На основе «Виккерса» разрабатывались и ранние модели советского Т-26 с двумя башнями и пулеметным вооружением.

Примеры средней «весовой категории» — американский танк M1 Medium, британский Cruiser Mk. I, а также опытный «Виккерс 16-тонный». С последнего в буквальном смысле был срисован советский Т-28. В то время целью командования разных стран было создание машин, вооруженных как можно большим количеством пушек и пулеметов. Тогда же немцы построили три тяжелых Neubaufahrzeug. Эти танки не применялись в бою, но на пропагандистских фото смотрелись очень эффектно. Впрочем, даже они не дотягивали до советского Т-35, у которого было целых 5 башен. Этот танк выглядел очень мощно, но уже к середине 1930-х из-за массового распространения средств противотанковой обороны устарел и стал больше парадным, нежели боевым.


Многобашенные танки, несмотря на свою грозность, отличались массой изъянов: сложная конструкция, огромный вес (хотя броня была тонкой), а также большие проблемы с управлением огнем. Последним из этого класса техники можно назвать M3 Lee. Его разработали в 1940-м году и вооружили двумя орудиями — в башне и спонсоне.

В ходе Второй мировой появилась новая разновидность бронетанковой техники — штурмовые САУ, разработанные для поддержки пехоты. Первые из них создали в Германии в 1940-м году. Самоходки были проще и дешевле танков, а вооружались довольно мощными пушками. В числе их целей была не только пехота врага, но и бронетехника, а также полевые укрепления. Типичный представитель этого класса — немецкий StuG III. Шасси машины такое же, как у танка Pz.Kpfw. III, вместо башни — боевая рубка, а в качестве орудия — 75-мм пушка.


Штурмовые САУ применялись до конца войны и сыграли заметную роль на полях сражений. Они исчезли в 1950-х годах вместе с массовым распространением нового противотанкового оружия — управляемых противотанковых ракет, гранатометов и т.д.

В послевоенное время в мире танков произошло массовое вымирание классов. Остался лишь один. Средние и тяжелые танки объединились в одном универсальном типе под названием основной боевой танк. Такая машина сочетает в себе мобильность среднего танка с броней и вооружением тяжелого.

Больше подробностей об эволюции танковых классов смотрите в видео от компании Wargaming.

Автор:
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 12 октября 2021 04:35
    +2
    Первые французские и немецкие танки не оставили после себя четкого представления о надежной машине: ходовая и тех, и других была с дефектами, и они не могли уверенно двигаться по изрытому воронками полю боя. В то же время британские ромбовидные танки, созданные в конце 1915 года, дали устойчивую линию развития.
    recourse Более чем спорно. Слишком категорично. При всем уважении к Гоблину, боевая техника - не его... hi
    1. aleks neym_2
      aleks neym_2 12 октября 2021 05:47
      +2
      Все первые танки, скорее всего, представляли собой САУ - к классу танков притягивались за уши, а проект Менделеева то и вообще больше похож на передвижной дот. Единственное исключение - француз Рено (опытные образцы в счёт не берём)
    2. Морской Кот
      Морской Кот 12 октября 2021 11:37
      +3
      .... британские ромбовидные танки, созданные в конце 1915 года, дали устойчивую линию развития.

      Более чем спорно.

      Согласен с Вами, эта "устойчивая линия" выродилась лишь в несколько модификаций того же Mark I и после войны благополучно была сдана в утиль.
      Mk VIII -- вот на этой модели всё и закончилось, 1919 по 1920 годы выпустили сотню машин и поставили точку.
  2. Niko
    Niko 12 октября 2021 08:16
    +2
    Почитать с утра под кофе можно.Однако любой ребёнок знает что и сейчас существует огромное разнообразие боевых гусеничных машин(да и не гусеничных тоже) которые можно в той или иной степени отнести к "танкам" ,особенно в контексте этого материала, и особенно его заголовка
  3. ja-ja-vw
    ja-ja-vw 12 октября 2021 17:58
    0
    Цитата: Wargaming
    Первые из них создали в Германии в 1940-м году. Самоходки были проще и дешевле танков, а вооружались довольно мощными пушками.

    французы.
    ACL 1931 \ ACL 135 от Ateliers et Chantiers de la Loire построена раньше

    ARL 40 V39 (ARL 1940 V939 40) раньше начат проект
  4. 75Сергей
    75Сергей 13 октября 2021 11:28
    +1
    Ну история то движется по спирали.
    Что основной, что легкий танки гарантированно уничтожаются современными адекватными средствами поражения, так зачем строить тяжелые?
    Хоть "Спрут" и считается самоходкой, но что то он очень смахивает на легкий танк, тут главное не попадаться.
  5. раиф
    раиф 14 октября 2021 00:16
    0
    статья для 12-летней девочки, вдруг решившей поиграть в WoT.
    совершенно несолидно для данного сайта. зато повеселили фразы типа "двигатель внутри корпуса" - есть танки, где двигатель снаружи или в прицепленной сзади тележке?
  6. tank64rus
    tank64rus 15 октября 2021 16:31
    0
    Всё возвращается на круги своя. Сейчас уже есть лёгкие танки, часть ОБТ можно отнести к средним,а Армату к тяжёлым.