Никогда не сдаваться! Московская паника 15–16 октября 1941 года

179
Никогда не сдаваться! Московская паника 15–16 октября 1941 года
Жители Москвы строят баррикады на улицах города

Психическая атака


Немцы пытались сделать с Москвой то, что им удалось в Варшаве, Осло, Брюсселе, Роттердаме и Париже (Психологическая война. Как немцы штурмовали «крепость Голландия»; Кошмар Франции. Почему французы так легко сдались Гитлеру).

Летом 1941 года у гитлеровцев имелся огромный опыт по разжиганию паники в больших городах, во вражеских столицах. Немцы пытались повторить психотриллер и в Москве, вызвать в советской столице панику, сломить волю советского военно-политического руководства. Чтобы Москва капитулировала, как другие западные столицы, либо чтобы в советской верхушке произошёл раскол по вопросу продолжения войны.



Однако советское верховное руководство, видимо, изучив опыт стран Западной Европы, и зная, какую панику вызывают в крупных городах удары люфтваффе либо их угроза, позаботилось о защите столицы. Поэтому Сталин приказал в первый же месяц войны прикрыть Москву 30 авиационными полками и большим количеством средств ПВО.

Уже в июле 1941 года Московская зона ПВО под командованием Михаила Громадина включала в себя более 600 истребителей, более 1 300 зенитных орудий и пулеметов, 8 РЛС, более 600 зенитных прожекторов, более 100 аэростатов заграждения и т.д.

В основу ПВО Москвы был положен принцип круговой эшелонированной обороны с усилением западного и южного направлений, как наиболее опасных.

В последующем по личному указанию Сталина с целью улучшения системы управления истребительной авиацией зона ПВО была разделена на четыре сектора, по картушке компаса. В каждой зоне имелся свой командир, заместитель командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Посты наблюдения были вынесены от центра города на 200–250 км, что позволяло нашим истребителям встречать вражеские самолеты на дальних подступах.

В ночь на 22 июля 1941 года немецкие ВВС попытались устроить воздушный погром Москвы: на город устремились 220 бомбардировщика. Однако налёт был отбит, как и все последующие.


Советские самолеты-истребители МиГ-3 над московским Кремлем


Расчет счетверенной зенитной установки пулеметов «Максим» на крыше гостиницы «Москва». Октябрь 1941 г.

«Тайфун»


В самые страшные дни октября-ноября 1941 года, когда гитлеровцы пошли на решительный штурм Москвы, немцы снова попытались сломить волю русских к сопротивлению. Об этом писал военный летчик Станислав Грибанов в книге «Заложники времени».

С 21 октября по 20 ноября 1941 года, в наиболее тяжелые для Москвы дни, на город было совершено 54 налёта. Немцы сбросили сотни фугасных и 1 900 зажигательных бомб. С середины октября фашисты совершали воздушные атаки не только ночью, но и днем – по 4–5 налётов в сутки.

Гитлеровские пилоты пытались разбомбить Кремль, Генеральный штаб и электростанции. Две 100-килограммовые бомбы упали у штаба Московского военного округа на улице Осипенко. Затем штаб всё же зацепило, несколько офицеров было контужено взрывной волной, порезаны осколками стекла.

В конце октября командующий войсками Московского военного округа и Московской зоны ПВО докладывал в здании ЦК партии А. Щербакову. Во время доклада немцы атаковали здание, начался сильный пожар. Щербаков был контужен.

Таким образом немцы пытались нанести точечные удары по главным центрам столицы, по возможности, обезглавить страну. Также гитлеровцы били по центрам и памятникам культуры и искусства, историческим символам русского народа. Они пытались сломить сознание и волю нашего населения.

В бомбардировках Москвы прямым попаданием 500-килограммовой бомбы был разрушен театр имени Евгения Вахтангова. Сгорела Книжная палата на улице Чайковского, пострадала консерватория. Три бомбы ударили по Третьяковской галерее, бомбили Музей изобразительных искусств. Буквально чудом спасли музей-усадьбу Льва Толстого, которую засыпали «зажигалками». Мощный фугас разрушил и повредил почти два десятка зданий на Овчинниковской набережной. Ещё одна бомба взорвалась у Никитских ворот, у памятника Тимирязеву. Памятник снесло взрывной волной и разбило (уже утром его вернули на место). Ближайшие здания сильно пострадали.

Также к очагам поражения относились заводы «Динамо», «Серп и Молот», фабрика «Парижская коммуна», Всесоюзная строительная выставка, издательства газет «Правда», «Известия», Большой театр, МГУ и пр. Бомбы падали и на Кремль, погибло около 100 бойцов кремлевского гарнизона.


Вид разрушенного здания театра имени Вахтангова после налета немецких самолетов в ночь с 23 на 24 июля 1941 года. Во время налета погибли несколько сотрудников администрации театра, пожарный и два артиста, дежуривших на крыше


Подготовка к обороне. Улица Балчуг, Москва. Октябрь 1941 г.

Советская печать сообщать об этом не спешила или извещала скупо. В условиях большой войны это было разумно.

Фото жертв и разрушений, интервью с обезумевшими от горя людьми, известия о «парашютистах и шпионах» и подобном – всё это вызвало мощную волну паники и ужаса в Голландии, Бельгии и Франции. Жертвы Гитлера теряли волю к сопротивлению, обезумевшие толпы вели к деморализации армии. Руководство стран-жертв агрессии бежало или капитулировало.

Поэтому советские СМИ жестко контролировались, сообщения были краткими, сухими, пресса сохраняла спокойствие в самые страшные моменты войны. Радиоприёмники были изъяты, что сделало страну неуязвимой для вражеской пропаганды.

Это позволило избежать масштабной паники и осенью 1941 года. Гитлеровцы не смогли повторить психотриллер, создать волну страха и паники, как на Западе.

Сталинское правительство отметило важную особенность психологической войны: нарушение обычного порядка вещей. Больше всего людей деморализует ломка привычного образа жизни (хороший пример: 2020–2021 год – операция «пандемия»). Парализованный уличный транспорт, закрытые булочные, столовые, магазины, больницы и т.д. Поэтому власти старались после бомбардировок максимально быстро всё восстанавливать.

Во время вспышки паники 16 октября 1941 года Сталин, как вспоминал нарком авиапромышленности Алексей Шахурин, приказал немедленно

«наладить работу трамвая и метро. Открыть булочные, магазины, столовые, а также лечебные учреждения с тем составом врачей, которые остались в городе. Вам и Пронину надо сегодня выступить по радио, призвать к спокойствию, стойкости, сказать, что нормальная работа транспорта, столовых и других учреждений бытового обслуживания будет обеспечена».


Девушки-ополченцы готовятся к отбытию на защиту Москвы


Бойцы одного из рабочих батальонов на Ленинградском шоссе (ныне – Ленинградский проспект) в Москве. На переднем плане пестрое вооружение ополченцев: винтовки «Лебель» модель 1886/93, польский ручной пулемет wz. 28, и немецкий станковый пулемет MG 08. На заднем плане дома 10 и 12 по Ленинградскому шоссе. Октябрь 1941 г.


Батарея 76,2-мм зенитных пушек 3-К перед Центральным театром Красной Армии в Москве. Октябрь 1941 г.

Московская паника


К середине октября 1941 года в столице возникла угроза масштабной паники.

На подступах к городу шли упорные бои. Фашисты рвались вперёд, захватили Тверь-Калинин, Можайск и Малоярославец. Начались эвакуационные мероприятия: заводы и оборудование вывозили дальше на восток, важные объекты готовили к уничтожению.

Куйбышев (Самара) стал запасной столицей, туда эвакуировали часть правительства, аппарата управления, иностранных дипломатов, видных деятелей искусства. Туда же эвакуировали также и десятки оборонных заводов, этот город стал одним из крупнейших промышленных центров страны.

Чекисты и разведчики готовили в столице на случай оккупации города подпольную сеть, диверсантов, схроны с оружием, взрывчаткой и боеприпасами. Под важнейшими зданиями закладывались специальные заряды.

В это время пошли слухи, что фронт прорван, Сталин и правительство бежало из Москвы. Начальники на некоторых предприятиях и чиновники стали грузить семьи и добро в автотранспорт и оставили столицу. Всюду летал чёрный бумажный пепел: жгли важные документы. Местами началась паника, случаи мародерства. Громили магазины и склады. Наступил звёздный час для «дна», криминального элемента. Казанский и Курский вокзалы и вся территория вокруг были забиты испуганными людьми. Тысячи людей уезжали и уходили пешком по дорогам на Муром и Владимир.

Правда, уже 16 октября 1941 года власти спохватились.

Сталин приказал наладить нормальную работу предприятий, транспорта и магазинов. По радио выступил с разъяснением ситуации председатель Моссовета Василий Пронин. На улицах появились усиленные милицейские патрули. Мародёров и бандитов арестовывали и расстреливали.

В столице началось формирование добровольческих дивизий. На защиту города поднялись десятки, сотни тысяч жителей. Одни шли в дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, другие – рыли окопы, строили баррикады, третьи – делали снаряды и мины, четвертые – тушили пожары. То есть в целом народ был здравым. Стоило власти проявить твёрдую волю и показать силу, как здоровые силы общества возобладали.

Части НКВД занимали оборону на внутренних оборонительных рубежах города, способствуя наведению порядка. Войсками НКВД прикрыли Ленинградское шоссе, курсанты училищ НКВД заняли район Ржевского вокзала. Части дивизии имени Дзержинского расположились у стадиона «Динамо» и у Ваганьковского кладбища. В районе площадей Маяковского и Пушкина расположился резерв – Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН).


Девушки-сандружинницы одного из коммунистических рабочих батальонов, вошедших в состав 1-го полка Московских рабочих дивизии Московских рабочих (1-го стрелкового полка 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии) (справа-налево): Екатерина Каширкина, Зинаида Фролкина, Мария Медведева, Таисия (Юзефа) Ившина. Е. Каширкина и Т. Ившина прошли всю войну. З. Фролкина погибла при бомбардировке в декабре 1941 года. Командир взвода роты связи М. Медведева погибла в январе 1945 года в Венгрии.


Советские женщины на производстве ручных гранат РГД-33 в Москве. На первом плане: стахановки В. Елизарова (слева) и В. Кувшинова, выполняющие нормы на 130–145 процентов


Женщины в строю во время военного обучения в Москве. Девушки вооружены винтовками Mauser G 98, видимо, захваченными Красной армией у Польши.


Строительство баррикад на улицах Москвы

Сам Сталин принял решение остаться в Москве.

Он отказался покинуть Москву на самолёте. В отличие от польских и французских вождей, которые бежали из своих столиц в 1939 и 1940 годах. Советский вождь понимал, что если он покинет Москву, то боевой дух защитников будет подорван, и столица падёт.

Когда пошли слухи, что немецкие танки уже в Одинцово, Сталин поехал на ближайшую дачу в Кунцево. То есть он оказался бы на пути немцев, если бы они действительно прорвались к Одинцово. Сталин приказал разминировать дом и затопить печку.

Есть исторический анекдот, что когда Жуков предложил перенести штаб фронта из Москвы в Арзамас, то Верховный главнокомандующий предложил Жукову взять лопаты и копать себе могилы. Штаб остался в Москве.

В итоге железная воля и ум Сталина и его наркомов победили стратегию психологической войны Гитлера. Воля победила «управляемый хаос» и ужас. Блицкриг сорвался – Германия была втянута в затяжную войну, в войну на истощение. Русские дрались – яростно и до конца. Гасили волну отчаяния и страха яростью в бою и бешеной деятельностью в тылу.

России повезло, что в эти страшные мгновения истории во главе был настоящий вождь.

Что бы ни было у него в душе, какие бы гнетущие мысли не лезли в голову, внешне Сталин оставался спокоен и непоколебим. Не теряя воли и ясного ума, он заставлял работать и всю политическую, партийную и военную верхушку страны.

Гитлеровцы рвались вперёд, опрокидывали и громили одну нашу армию за другой. Блокировали Ленинград, который едва не пал, взяли Киев, прорывались в Крым и пошли на штурм Москвы. А Верховный составлял планы по развитию ВПК, топливно-энергетического комплекса, вводил вместе с британцами войска в Иран, чтобы обезопасить южную границу. Одновременно Сталин вел переговоры с американцами о поставках оборудования, которые ждали, что Советский Союз рухнет в течение нескольких недель.

Накануне праздника (7 ноября) 6 ноября состоялось знаменитое выступление Сталина на станции метро «Площадь Маяковского», посвященное 24-й годовщине революции.

«Главный боевик» НКВД Павел Судоплатов вспоминал: Сталин хотя и сдал, но по-прежнему излучал спокойную уверенность и властную силу. Его речь о неизбежности победы закончились длительными овациями. Сталина не хотели отпускать, и он только и мог, что показывать бушующему собранию на часы. Его энергия и воля позволили Москве выстоять, как и всей стране. Это был настоящий народный вождь.


Портрет Иосифа Виссарионовича Сталина в Кремле. Июль 1941 г.
179 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    13 октября 2021 05:46
    Паника была, но после того как Сталин издал указ о том, что паникёров расстреливать на месте без суда, всё прекратилось
    1. +38
      13 октября 2021 06:04
      Да, нашей стране повезло, что в тяжёлый момент у руля стоял такой человек.
      1. +15
        13 октября 2021 08:49
        Почему-то не вставляется коммент непосредственно под статьёй, приходится писать сюда. Автор, у компаса нет "катушки", там картушка.
        1. +7
          13 октября 2021 08:58
          Именно так - картушка.
        2. +6
          13 октября 2021 12:50
          Та же беда с комментариями.
          А по сути статьи, все эти события очень достоверно воспроизведены в фильме "Рождённая революцией". Там ещё такой шикарный закадровый текст, когда главный герой, милиционер, смотрел на сбегавшего из Москвы директора завода и думал, что движет этим человеком и сколько судеб от него зависит.
          1. +1
            3 декабря 2021 18:30
            совершенно верно !! вообще этот сериал ДОСТОВЕРЕН просто донельзя !! и кстати - то , что были задержаны диверсанты и некое лицо , распускающее панические слухи - это действительно было , причём массово .. немцы в город засылали и агитаторов и диверсантов просто целыми группами . и приказ о расстреле просто снимал сильную нагрузку с органов МВД .
        3. +1
          13 октября 2021 16:38
          я уже отправил фидбэк насчет каРтушки))) Но, скорее всего не поправят))
        4. 0
          13 октября 2021 17:21
          Я так понимаю, что со смартфона не вставляется?
          1. 0
            13 октября 2021 18:25
            Со стационарного компа не вставляется.
        5. -1
          15 октября 2021 10:29
          Протри глаза, грамотей: "...ПВО была разделена на четыре сектора, по картушке компаса."
      2. +4
        15 октября 2021 05:49
        Цитата: 210окв
        Да, нашей стране повезло, что в тяжёлый момент у руля стоял такой человек.

        Типа барин был сильный.....

        Дело в том, что Сталин формально был секретарём общественной организации, депутатом - - и до 1940 в правительстве СССР не занимал никакой должности.

        Дело в том, что лидера своего избрали нормальные люди, которые здраво мыслили и вступали в политическую партию по простым и честным мотивам.

        А Ельцина избрали их потомки-вступившие в партию, чтобы было легче разворовывать свою страну. Вся шваль обьединилась именно на этой почве. НАРОД СТАЛ ДРУГИМ. ВОТ В ЧЕМ. ДЕЛО. А НЕ В ВЕЗЕНИИ.
      3. +3
        15 октября 2021 10:50
        Цитата: 210окв
        Да, нашей стране повезло, что в тяжёлый момент у руля стоял такой человек.

        Сталин, это настоящий Мужик, Человек, Вождь.
        Именно он спасал российский народ от Геноцида устроенного троцкистами
    2. +27
      13 октября 2021 06:09
      Любой педагог скажет: лучшее воспитание - это пример собственного поведения. То, что Сталин остался в Москве, подействовало на горожан эффективнее всяких расстрелов на месте. Ну и естественно власти шли на маленькие хитрости, анонсировали на афишах премьеры и всевозможные концерты артистов театра и эстрады. Концерты Любови Орловой love анонсированные на конец октября - начало ноября являлись лучшим ответом на панические сообщения с фронта! good
      1. +2
        13 октября 2021 08:57
        Разрушенные здания прикрывали высокими заборами. Их было немало. Как бы не старались наши лётчики и зенитчики, вражеские самолёты прорвались к Москве
        1. +1
          13 октября 2021 15:51
          Что значит "прорвались"? Прорывались сотни, прорвались единицы. За первый месяц бомбежек из 1700 прорвались 50. Это менее 3%. Один из 33-х ! А радаров , как в Лондоне, у нас до 1943 года не было.
          1. +6
            13 октября 2021 16:25
            Откуда данные? В Москве за время всех налетов было разрушено более 5000 зданий, погибло 2500 человек. Безусловно из всех столиц воюющих стран ПВО Москвы было наиболее эффективным, это никто не опровергает. Просто наши воины не позволили стереть город, как это сделали с тем же Сталинград ом в августе во время налетов.
            1. Комментарий был удален.
          2. +3
            13 октября 2021 21:55
            Цитата: пушкарь
            А радаров , как в Лондоне, у нас до 1943 года не было.

            А википедия (подлая) пишет, что были.
            РУС-2 (акроним от радиоулавливатель самолётов) «Редут» — первый серийный импульсный радиолокатор в Союзе ССР.
            Импульсный радиолокатор выпускался серийно с 1941 года. Самый массовый радиолокатор советского производства в годы Второй мировой войны. В 1941—1945 годах произведено 607 единиц.
            Тип РЛС 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
            РУС-2 (двухантенная) 2 10 - - - - 12
            РУС-2 (одноантенная) - 15 14 39 43 21 132
            РУС-2с (стационарная) - 12 39 29 110 273 463
            Итого 2 37 53 68 153 294 607
            1. +1
              13 октября 2021 22:18
              Цитата: Tima62

              А википедия (подлая) пишет, что были.

              Бомбежки Москвы были в 1941 году. С июля по конец года. "Одной из причин слабости советской ПВО была нехватка радаров. Её удалось ликвидировать только в 1942-1943 гг. благодаря поставкам по ленд-лизу. Если за всю войну в СССР было произведено чуть более 600 радаров, то из-за границы было поставлено 2400 качественных РЛС."

              Источник: Налёты на Москву: сколько немецких самолётов сбила советское ПВО - Русская семеркаРусская семерка
              © Русская Семерка russian7.ru
              1. 0
                14 октября 2021 20:15
                Цитата: пушкарь
                Одной из причин слабости советской ПВО была нехватка радаров.

                Нехватка - означает, что их было мало (очень мало), но они все таки были.
                С Вашим предыдущим комментарием, согласитесь - есть разница.
                Цитата: пушкарь
                до 1943 года не было
                1. +2
                  14 октября 2021 22:35
                  Цитата: Tima62
                  Цитата: пушкарь
                  Одной из причин слабости советской ПВО была нехватка радаров.

                  Нехватка - означает, что их было мало (очень мало), но они все таки были.
                  С Вашим предыдущим комментарием, согласитесь - есть разница.
                  Цитата: пушкарь
                  до 1943 года не было

                  Не придирайтесь к словам. Первый комплекс был установлен, только установлен, но не введен в эксплуатацию 15.07.1941 года. Произведено за войну 607 локаторов. Сколько из них было поставлено на флот (а они и делались сначала для флота)? Сколько было уничтожено в ходе боевых действий? Основную работу делали "слухачи" ВНОС, а "Редуты"
                  из-за малочисленности и ненадёжности в 1941 году погоды не делали. Сплошного радиолокационного поля, как у англичан, до 1943 года у нас не было.
            2. Комментарий был удален.
    3. +17
      13 октября 2021 06:36
      Про переезд в Арзамас существуют отдельные воспоминания участников событий! Так историк Георгий Порхунов в своей статье "Достойный Верховный главнокомандующий" приводит разговор члена Военного Совета ВВС Западного фронта Степанова со Сталиным. Именно генерал выдвигает предложение о переезде, а Вождь отвечает ему: "Возьмите лопаты и копайте себе могилы. Штаб Западного фронта остается в Перхушково, а я остаюсь в Москве". Ну что тут скажешь, действительно достойный Верховный!
      1. +11
        13 октября 2021 09:19
        Про переезд в Арзамас существуют отдельные воспоминания участников событий! Так историк Георгий Порхунов в своей статье "Достойный Верховный главнокомандующий" приводит разговор члена Военного Совета ВВС Западного фронта Степанова со Сталиным. Именно генерал выдвигает предложение о переезде, а Вождь отвечает ему: "Возьмите лопаты и копайте себе могилы. Штаб Западного фронта остается в Перхушково, а я остаюсь в Москве". Ну что тут скажешь, действительно достойный Верховный!

        Маршал Голованов об этом же говорил.
        Ф. Чуев. 140 бесед с Молотовым.
        "Сегодня поехали к Молотову в Ильинское с Шотой Ивановичем Кванталиани и Главным маршалом авиации Александром Евгеньевичем Головановым.

        День выдался теплый. Голованов, высоченный, в темной полиэтиленовой куртке, без шапки, Шота, среднего роста, широкий, тоже без шапки.

        Мы сели в усовскую электричку. Я достал «свежий» номер «Комсомолки» – интервью с Г.К. Жуковым. Корреспондент В. Песков задает вопрос: «Не было ли опасным держать управление решающим сражением так близко от фронта?» Речь идет о штабе Западного фронта в деревне Перхушково во время Московской битвы. Жуков отвечает: «Риск был. Ставка мне говорила об этом. Да и сам я разве не понимал? Но я хорошо понимал и другое: оттяни штаб фронта – вслед за ним оттянутся штабы армейские, дивизионные. А этого допустить было нельзя…»

        – Врет! – резко сказал Голованов и отбросил газету на скамейку электрички. – Он ставил перед Сталиным вопрос о [c. 430] том, чтобы перенести штаб Западного фронта из Перхушково за восточную окраину Москвы, в район Арзамаса. Это означало сдачу Москвы противнику. Я был свидетелем телефонного разговора Сталина с членом военного совета ВВС Западного фронта генералом Степановым – тот поставил этот вопрос перед Сталиным по поручению командования фронтом. Сталин ответил: «Возьмите лопаты и копайте себе могилы. Штаб Западного фронта останется в Перхушково, а я останусь в Москве. До свидания». Кроме Степанова об этом знают Василевский и Штеменко. Жуков есть Жуков, но факт есть факт. А при встрече скажет, что либо такого не было, либо корреспондент не так написал, – усмехнулся Голованов."
        1. 0
          8 декабря 2021 10:36
          т.е. Голованов, абсолютная истина, а Жуков - так себе. Кем был Жуков во время войны и кем был Голованов? Жуков оправдал все авнсы выданные Сталиным и стал последним доводом короля. Действия же нашей дальней авиации вызывали слишком много вопросов и закончились понижением ее статуса и статуса ее командира. А маршал с генералами не спорит. даже в мемуарах.
          1. 0
            15 декабря 2021 18:22
            Цитата: Petrik66
            Жуков оправдал все авнсы выданные Сталиным и стал последним доводом короля.

            Я не считаю, что все. В качестве Начальника ГШ - явно не оправдал и был быстро снят с должности. Ибо не его это.
    4. +18
      13 октября 2021 06:43
      Сейчас "гарант с друзьями" выделяют деньги на борьбу с коррупционерами.
      А тов. Сталин выделил бы место под кладбище!
      1. +11
        13 октября 2021 07:30
        Скорее, предложил бы самим выбрать место для упокоения себе и своим домочадцам.
        1. +4
          13 октября 2021 15:57
          Цитата: Чёрный Полковник
          Скорее, предложил бы самим выбрать место для упокоения себе и своим домочадцам.

          Если уж их расстреливать, то трупы сжигать и пепел спускать в канализацию. Какое там "место для упокоения.".
      2. -1
        14 октября 2021 14:44
        Цитата: Оби Ван Кеноби
        Сейчас "гарант с друзьями" выделяют деньги на борьбу с коррупционерами.
        А тов. Сталин выделил бы место под кладбище!

        Типа лес рубят щепки летят ? А если эти щепки по ошибке будете Вы и Ваши жена , дети , внуки , друзья ? А потом скажут , а подумаешь ошиблись ...Щепки ! Легко решать чужую судьбу .. Повесить , расстрелять , враг народа ! А свою судьбу , а судьбу детей и супруги ? Расстрелять ? А может сначала разобраться !
        1. +3
          15 октября 2021 21:02
          Цитата: 30 вис
          Цитата: Оби Ван Кеноби
          Сейчас "гарант с друзьями" выделяют деньги на борьбу с коррупционерами.
          А тов. Сталин выделил бы место под кладбище!

          Типа лес рубят щепки летят ? А если эти щепки по ошибке будете Вы и Ваши жена , дети , внуки , друзья ? А потом скажут , а подумаешь ошиблись ...Щепки ! Легко решать чужую судьбу .. Повесить , расстрелять , враг народа ! А свою судьбу , а судьбу детей и супруги ? Расстрелять ? А может сначала разобраться !


          А может сначала понять, почему у нас так бывает?
          "Щепки леттят" - - это когда нарушен закон на уровне чиновников. Вы небось кинофильм "Граф Монте-Кристо" смотрели? Что там было с большими начальниками, когда оказалось, что они замараны? Ась?

          А что у нас было с Борисом Николаевичем, когда он развалил. страну, расстрелял Верх.. Совет, а Гос Дума приняла в начале 1996 постановление о наличии состава преступления в его действиях?

          А. то было, что народ наш благослоченный избрал его. ПРЕЗИДЕНТОМ ВТОРОЙ РАЗ!!
          И протестов в народе не было.

          Если такое народ допускает, он сам как щепка и полетит туда куда ему и следует по справедливости..... Все в этом мире справедливо и всем воздается по Заслугам. .
          1. -2
            15 октября 2021 22:00
            А подумать Вы , не пытались ?
    5. +15
      13 октября 2021 09:17
      Цитата: Aurel
      Паника была, но после того как Сталин издал указ о том, что паникёров расстреливать на месте без суда, всё прекратилось

      Мой отец, после выхода из окружения находился в формировавшемся на Волге 4-м воздушно десантном корпусе, и для наведения порядка в Москве их 8-ю бригаду направили в октябре месяце.
      Рассказывал, как отлавливали диверсантов, паникеров, мародеров. К этим диверсантов и мародёров расстреливали, многих паникеров из числа партийных деятелей и чиновников, постигла та жа участь. В течении недели был наведён порядок и Москва начала жить без этого шлака и мусора.
    6. +1
      14 октября 2021 00:39
      этот момент отразили в сериале РОЖДЁННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ
  2. -6
    13 октября 2021 05:52
    (хороший пример: 2020–2021 год – операция «пандемия»)
    Вот это действительно хороший пример. Сталин (1941): работу транспорта, сферы обслуживания и проч. - восстановить, насколько это возможно. Путин (2020): всем надеть намордники и спрятаться по домам, а сам я - в бункер! Под какими, интересно, веществами, Боря Полстапятый и ему подобные умудряются сравнивать двух этих руководителей государства? request
    1. +18
      13 октября 2021 06:34
      А что, у нас не работает транспорт, сфера обслуживания и проч.? Всем надеть намордники, а разве в 1941 не приходилось носить противогазы? И хватить врать про "бункер"! У всех государственных руководителей были и есть бункеры, такова их опасная работа. Возьмите любой линкор или броненосец: самое защищённое и толстобронированное место - боевая рубка, в которой находится командир корабля. Потому что именно командир является главной целью противника. Порази командира, и вся команда будет деморализована, и её будет легко победить. Так же и глава государства. Даже если вспомнить самую демократическую страну мира, Соединённые Штаты Америки, каждый десятый её президент был УБИТ! А покушения совершались на каждого третьего! В конце концов пришло к тому, что президент США стал чисто подставной фигурой, не имеющей никакой реальной власти, и используемой только для представительских функций, да петушиных боёв на выборах. Это тоже своеобразный "бункер". Для РЕАЛЬНОЙ власти в США. В Англии ту же функцию выполняют бабушка и премьер-министр. Это тоже фигуры прикрытия.
      1. -17
        13 октября 2021 06:39
        А что, у нас не работает транспорт, сфера обслуживания и проч.?
        А память слегка поднапрячь - не судьба? как там у нас в прошлом году работала сфера обслуживания, ась? Про остальные ваши перлы даже говорить не стану, но попытка отмыть добела черного кобеля засчитана. Пирожок на привычном месте, можете взять.
        1. +13
          13 октября 2021 06:46
          У нас нормально работала. Лично я никаких существенных изменений в повседневной жизни не заметил. Впрочем, я в деревне живу. А это такое место, на которое всякие катаклизмы влияют гораздо меньше, чем на город. Ни кризис 1998, ни 2008, ни 2014, не сказались абсолютно никак. А пандемия до меня добралась в последнюю очередь, откушал я этой дряни, мало не показалось.
          1. +3
            13 октября 2021 11:08
            Цитата: Pavel73
            я в деревне живу

            Во время пандемии в деревне оказаться, это сказка!)) Свой участок, рядом лес, природа... А в городе сидишь безвылазно сутками в бетонной коробке, а на улице ездит матюгальник орет, чтобы все дома были. Как в тюрьме, словно срок мотаешь.

            Цитата: Pavel73
            Ни кризис 1998, ни 2008, ни 2014, не сказались абсолютно никак.

            Даже не сомневаюсь.

            И чем живет, и почему
            Не нужно золота ему,
            Когда простой продукт имеет.
            Отец понять его не мог
            И земли отдавал в залог.
        2. +1
          13 октября 2021 11:50
          А назовите мне белого кобеля?хоть одного?
        3. +1
          14 октября 2021 00:43
          ЭЭЭ... а вы сударёныш разве не смотрели по телевизору КАК отдыхали на одной Санкт-Петербургской улице всю ночь толпы народу ??? или может вы хотите наложить запрет на такой момент как ЛОКДАУН ?? и наверное когда у вас в хохлосвинии ходит грипп -- вы пляшете на улицах и взасос целуетесь друг с другом и собаками ?? странный вы какой то .. критикан недомазанный ..
      2. +7
        13 октября 2021 06:49
        Даже если вспомнить самую демократическую страну мира, Соединённые Штаты Америки, каждый десятый её президент был УБИТ! А покушения совершались на каждого третьего!
        Вот это вас "занесло"!
        Особенно демократично выглядит уничтожение миллионов местных коренных жителей, а также время освоения территорий.
        Все вопросы решались на месте с помощью ручного огнестрельного оружия. И демократические институты - суды, отсутствовали, по определению.
        Потом демократично ограбили Мексику. Отжали северные территории.
        Потом демократично грабили страны центральной и южной Америк.
        Потом....
        Список свойств и принципов американской "демократии" можно продолжать до бесконечности.
        1. +5
          13 октября 2021 06:54
          Я всего лишь хотел показать, что глава государства - тяжёлая физически, морально, и смертельно опасная работа. Так что "бункеры" разного рода для главы государства это, увы, необходимость. Разумеется, если он настоящий глава государства. А не подставная фигура типа американского президента. Который сам является одним из элементов "бункера". То есть прикрытия.
          1. +5
            13 октября 2021 07:09
            Да. В мире хватает больных людей, которые могут убить, "за просто так".
            Защита первого лица необходима.
            Спору нет.
            Но речь о другом.
            Меры безопасности должны коррелироваться с тем, что можно назвать - забота о народе.
            Когда заявляют о том, что необходимо самоизолироваться, то возникает закономерный вопрос - за какие средства сидящий в изоляции народ будет приобретать пищу, оплачивать коммунальные услуги и т.д.
            Если необходимо соблюдать масочный режим, то почему государство, и его руководитель, ничего не сделали для того, чтобы население получало те самые маски в любое время бесплатно. Наоборот стоимость масок взлетела в десять раз.
            И так далее.
            Оторванность главы государства от того народа, ради которого он и должен действовать, в виде отсутствия действенных мер помощи - это и есть причина негативной реакции на наличие "бункера".
            1. +3
              13 октября 2021 07:17
              Когда говорят о самоизоляции, это не значит "бросайте работу и сидите дома". Да и маски - не такая уж дорогая вещь, можно и купить. У меня в машине лежит упаковка 50 штук, не израсходовал ещё и половины.
              1. +4
                13 октября 2021 09:34
                У меня в машине лежит упаковка 50 штук, не израсходовал ещё и половины.
                Маски - такая штука, что могут и пригодиться.
                Я как-то закупил РТИ №1 в большом количестве (по случаю).
                Думал израсходую быстро.Но до сих пор еще запас значительный.
                Думаю что не пригодятся! hi

                Не в цене дело. А отношении власти (руководства страны) к чаяниям населения.
                Как сказал депутат саратовского ЗС - Бывали времена и хуже, но подлее сегодняшнего времени, не было.
                Об этом речь.
                1. +8
                  13 октября 2021 10:30
                  Это не время стало подлее! это люди стали жить в информационно более насыщенном пространстве. Человечество ждёт испытание на эволюцию и которое связано в большей мере с тем как люди будут способны переваривать большие потоки информации.
                  1. +1
                    13 октября 2021 15:47
                    Объем информации (зачастую абсолютно лживый и никчемный) "перевариваться" человеческим мозгом может только в каком-то максимальном (для данного мозга) количестве.
                    Речь о другом.
                    То что я, вы, мы получаем из окружающего информационного пространства можно условно разделить на две категории - необходимая и интересная.
                    Думаю что расшифровывать не надо.
                    Объем той информации, которая интересна может усваиваться в неограниченном (в рамках выносливости организма и мозга) количестве.
                    А вот необходимая (в рамках трудовой деятельности) усваивается значительно скромнее и с трудом.
                    Таковы свойства нашего мозга.

                    Я сомневаюсь в том, что человек перегруженный информацией, но имеющий заложенные в детстве и молодости моральные принципы, принятые в социуме, с увеличением нагрузки (информационной) вдруг перестанет эти принципы соблюдать.
                    Социальные навыки, необходимые для совместного бесконфликтного проживания в одной деревне, в одном городе, в одной стране закладываются в те поля и подполя мозга, которые для других информационных потоков не используются.
                    Если юноша или девушка в общественном транспорте не уступили место пожилому человеку, или женщине с ребенком, или инвалиду, то это говорит не о том, что он перегружен информацией, а о том, что его просто к этому не приучили.

                    Если во власти находятся люди, которые рассуждают не о пользе конкретным людям и населению в общем, а об абстрактной пользе государству, то это говорит о том, что страна обречена на стагнацию и уничтожение, а не на развитие и процветание.
                    И информационная лавина здесь ни при чем.
                    Такие люди во власти. Такая власть.
                    Людоедская.
                    1. 0
                      13 октября 2021 18:23
                      Человек не использует подсознательную часть механизма анализа Работы мозга, которая работает как интуиция и обеспечивает именно жизнеспособность индивидуума. Однажды вступив на развитие интуиции человек может работать с информационным массивом не выбирая нужное и не нужное. Мозг сам отсортирует и в нужный момент Даст ссылку . Поэтому математические методы работы со сверхбольшими данными на функции постоянного значения числа скорее поймет творческая личность .
                      1. +1
                        14 октября 2021 09:54
                        Честно говоря не совсем понял вас.
                        Не проставленные запятые, заглавные буквы в тексте не позволяют правильно интерпритивать то, что вы хотели сказать.
                        Это первое.
                        Интуиция- слишком обобщающее понятие, не имеющее научного подтверждения.
                        Набор полученных знаний, на ровне с жизненным опытом - это и есть интуиция? Или это основа, для возникновения интуиции?
                        Не праздный вопрос!
                        Интуиция - это отдельное свойство каждого мозга? Или интуиция - это редкий дар, присущий отдельному индивидууму?
                        От ответов на эти краеугольные вопросы зависит то, насколько вы верно смогли оценить возможности мозга каждого человека работать со сверх большими объемами данных.
                      2. +1
                        14 октября 2021 10:44
                        Я принимаю Ваши упрёки! Но я невольно использую прием когда в доминанту текста ставлю не грамматику ,а смысловое содержание текста. И при этом Вы правы ,что тонкие мелочи ,в том числе и грамматика ,определяют важные качества личности. Что касается способности мозга осуществлять анализ на подсознательном уровне ,то это тема не праздных рассуждений. Нужны и компетенции и желание понять то ,что скрыто за неочевидностью многих процессов. Чтобы мне объяснить Вам ,что такое мультиполярный транзистор на числах натурального ряда или функция постоянного значения числа ,необходимо быть готовым слышать и делать выводы.
                      3. 0
                        15 октября 2021 06:55
                        Чтобы мне объяснить Вам ,что такое мультиполярный транзистор на числах натурального ряда или функция постоянного значения числа ,необходимо быть готовым слышать и делать выводы.

                        Надо добавить - уметь делать выводы.
                        Что определяется соответствующим образованием.
                        Одного желания мало.
                        Часто в жизни приходилось попадать на различные семинары, лекции, доклады, где часами различные ученые рассказывали о своих исследованиях и достижениях.
                        После окончания я выходил на свежий воздух и ловил себя на мысли о том, что ровным счетом ничего не понял.
                        Просто набор слов и фраз, которые ни дали ни грамма полезной информации.

                        Увольте, пожалуйста. stop
                      4. 0
                        15 октября 2021 09:03
                        Да ,но это Вы не поняли собратьев по разуму. Они же уверены в своих рассуждениях. Это говорит только о потенциальных возможностях мозга каждого воспринимать информацию. Лично я удерживаю уровень содержательности сказанного ,чтобы не тратить время на людей не способных воспринимать некоторую информацию. Это не значит ,что кто либо глуп . Это говорит о потенциале того или иного человека . Поэтому каждый решает свои задачи в процессе жизни. Я например сегодня говорю на дискуссионной площадке о теме того как уйти в математических технологиях от эталонных единиц измерения . Как любую единицу измерения любых физических параметров привязать к числу. Потяните?
                      5. 0
                        15 октября 2021 09:32
                        Скорее всего - нет.
                        Сфера моих интересов лежит в иной плоскости.
                        И, к слову, забирает очень много психической энергии.
                        Начинать, в моем возрасте, "с нуля", можно, но уже ни так просто, как ранее.
                        Но, любопытства ради, что значит "уход от эталонных единиц измерения в математических технологиях"?
                        Разъясните мне пожалуйста, по возможности, что подразумевается под термином "математические технологии".
                        Заранее благодарю.
                      6. 0
                        15 октября 2021 10:27
                        Признаюсь и сфера моих интересов привязанная к жизнеобеспечению совершенно в ином пространстве. Но тем не менее! Попробую объяснить . Ключевой задачей математики является информационное обеспечение того ,что мы воспринимаем как реальные физ эффекты и процессы. Т.е мы имеем мир вокруг нас и наши функциональные возможности восприятия этого мира. Но чтобы развиваться нужны некоторые знания имеющие фундаментальную основу для формирования мировосприятия. Если кратко ,то мы жертвы навязанной методики анализа того ,что с нами происходит. Но это не плохо и не хорошо. В рамках эволюции мы сами развиваясь создаём новые условия для каждого последующего поколения, которое возрастает на наших достижениях . Так вот в теории чисел есть глубочайшая прореха ,которую либо не видят ввиду уже навязанных и совсем не лишних знаний ,либо по комплексу других причин. В общем такие понятия как время ,пространство и многие другие понятия имеющие многозначимость в понимании не могут быть описаны теми методами которые построены на фундаменте математики как функции переменного значения числа. Т.е мы не можем частным решением и доказательством частностей описать многозначимость разновекторальность и раднодинамичность процессов. Нужны новые методики точного и однозначной трактовки в анализе больших данных. И одной из проблем фундаментальных знаний является возможность создания не субъективных представлений о единицах измерения ,а возможность описать единицы измерения как производное пространства описанного Числом. Т.е нужно понять ,что суть самого пространства является его свойства как структура привязанная к числу. Число оказывается можно использовать как эталон для построения прежде всего неразрывного пространства или как мы говорим причинно следственных неразрывности. Я бы сказал про то ,как использовать Число не используя его символов и того потенциала значений которые мы знаем. Или как число выразить электро магнитным импульсом в прямой трансформации значения . Иначе как уйти от субъективизма в анализе и осуществлять анализ относительно физики ,геометрии и структурных построений связанных с самим числом. Я понимаю ,что уже зашёл слишком далеко ,чтобы быть понятым. Это длинный разговор ,который приведет к простым и оптимизированным выводам .А если кратко то наш мозг это машина которую можно учить и научить работать с большими данными на основе фундаментальных знаний о Числе. Это краткое вступление в тему.
              2. +4
                13 октября 2021 11:08
                Как не израсходовал? А вы знаете, что маски надо менять каждые два часа?
                1. -3
                  13 октября 2021 19:30
                  А вы размер ячейки в маске и размер вируса знаете?
                  1. 0
                    21 октября 2021 14:00
                    А вирус - он сам по себе в воздухе летает, или таки на капельках влаги (чихнул/кашлянул/выдохнул)? ))
              3. -2
                14 октября 2021 20:07
                На Московском направлении также наступала и моторизованная дивизия СС Дас Рейх! Сражение у Бородинского поля! Командир Пауль Хауссер!
                А спустя два года, летом 1943 года дивизия Дас Рейх будет наступать в ходе операции Цитадель в составе 2-танкового корпуса СС!
        2. +5
          13 октября 2021 09:24
          Цитата: demo
          Особенно демократично выглядит уничтожение миллионов местных коренных жителей, а также время освоения территорий.

          ...завоевание англосаксами чужой территории, которую почему то называют "оплотом демократии".
          Как сказал И.В.Сталин "Я всё время думал, что демократия, это власть народа, но президент Рузвельт мне обЪяснил, что демократия это власть американского народа".
    2. +10
      13 октября 2021 06:38
      Цитата: Дальний В
      Путин (2020): всем надеть намордники и спрятаться по домам, а сам я - в бункер!

      В КНР тоже приказали всем носить маски. При вспышке эпидемии в КНР (примерно 10 заболевших в день в городе миллионнике) все сидят дома, работа предприятий останавливается. Выходить в ближайший магазин за продуктами может только один человек из семьи раз в три дня. Поэтому в КНР заболевших коронавирусом меньше, чнм умерших в России.Недавно комиссия из центрального министерства поехала выяснять причины разгильдяйства местного провинциального правительства и тамошних органов здравоохранения и оказывать оказание экстренной помощи в кризисной ситуации. Причина кризиса один тяжело заболевший коронавирусом и четверо выявленных бессимптомных носителей этой заразы. В России помирает ежедневно от коронавируса почти 1000 сограждан. Это 5% от ежедневных потерь во время последней войны с немцами или 80% годовых потерь за воемя войны в Афганистане.Однако Путин Мишустин, Соловьев и РТ не смогли сподвигнуть россиян на ношение масок в эпидемию.
      1. 0
        13 октября 2021 10:05
        Однако Путин Мишустин, Соловьев и РТ не смогли подвигнут россиян на ношение масок в эпидемию.
        Сказано специалистами не одну сотню раз - маска не предохраняет от вируса.
        Размер ячейки маски слишком велик.Это все равно, что стараться предохраниться от проникновения комаров с помощью сетки Рабицы. wink
        1. +15
          13 октября 2021 12:24
          Цитата: demo
          Однако Путин Мишустин, Соловьев и РТ не смогли подвигнут россиян на ношение масок в эпидемию.
          Сказано специалистами не одну сотню раз - маска не предохраняет от вируса.
          Размер ячейки маски слишком велик.Это все равно, что стараться предохраниться от проникновения комаров с помощью сетки Рабицы. wink

          Ошибка кроется в том, что вирусы не имеют крыльев и сами по воздуху не летают.
          Они переносятся частицами слюны и слизи при кашле и чихании
          от больных и носителей. Размер таких частиц в сравнении с вирусами -- гигантский.
          Правильная трёхслойная маска, при правильном её применении справляется со своей задачей.
          1. -4
            13 октября 2021 13:29
            Откуда Вы взяли,что вирус передаётся исключительно на капле, допустим слюны?
            1. +7
              13 октября 2021 19:47
              Цитата: ee2100
              Откуда Вы взяли,что вирус передаётся исключительно на капле, допустим слюны?

              Вирус передаётся:
              1. Воздушно-капельным путем (кашель и чихание).
              2. Контактным путём (через прикосновения).
              Воизбежание заражения мы носим маски и тщательно моем руки.
              1. -5
                13 октября 2021 20:31
                Источник укажите,что вирус Ковида передаётся со слюной и контактно- бытовым путём
                1. +6
                  13 октября 2021 21:32
                  Цитата: ee2100
                  Источник укажите,что вирус Ковида передаётся со слюной и контактно- бытовым путём

                  Вы всё равно не поверите.
                  1. -3
                    14 октября 2021 00:46
                    Могу и противоположные мнения привести. Со средины прошлого года научные исследования по распространению вируса не публикуются в открытой печати,да и может и не проводятся вообще,а то что пишут СМИ это мнение разных специалистов. Если не трудно найдёте высказывание за весну прошлого года Рошаля и посмотрите,что говорит он сейчас.
                    В одном Вы правы - это всё вопрос веры.
                    Весной прошлого года,когда полыхали все дома престарелых в Европе,немцы исследовали палаты, где лежали больные и пытались обнаруженный вирус "оживить" т.е. сделать его активным. Результат- ноль. Это по поводу контактно-бытового способа передачи . И ещё было подтверждено одно предположение. Я надеюсь Вы видели рисунок вируса и знаете почему он называется "корона-вирусом". Так вот, если вирус прикрепился куда-то своими зубчиками короны он инактивируется. В том числе и если он попал на капельку слюны - он тоже становится не активным. Верно,он крыльев не имеет, как и слюна ,но он может находится в воздухе довольно долго и только при соединении со слизистой человека он проникает в организм. Маски конечно помогают,как считается от 15 до 20 % уменьшается риск заражения, но не стоит забывать и ещё об одной вещи чисто психологической - люди стали сторониться друг друга и особенно те кто носит маски.
                    В прошлом году все ругали шведов за их политику в отношении Ковида. В прошлую пятницу был в Стокгольме- всё открыто и масок,даже в магазинах практически ни кто не носит.
                    Сейчас официально объявлено,что 30% заразившихся это вакцинированные.
                    Написать могу ещё много чего.
            2. +6
              13 октября 2021 20:01
              И в дополнение, несколько картинок:
              1. -3
                13 октября 2021 20:32
                Ещё весной прошлого года датчане доказали не эффективность масок. А плокпты это агитация.
                1. +5
                  13 октября 2021 21:36
                  Цитата: ee2100
                  Ещё весной прошлого года датчане доказали не эффективность масок. А плокпты это агитация.

                  Датчане могли и ошибаться. Плакаты, это попытка наглядно объяснить ситуацию. В вашем случае, она не удалась, увы.
                  В любом случае, берегите себя. Храни вас Г-сподь. hi
                  1. -2
                    14 октября 2021 00:58
                    Когда я учился в институте на говорили,что капли слюны при разговоре разлетаются на метр,при кашле на два и чихании на 3.
                    Этот плакат говорит о том же самом,но только в процентах. И обратите внимание - хоть плакат выпущен каким-то антиковидным учреждением в плакате только о риске заражения,про вирус ни слова.
                    На каплях слюны могут передаваться микробы - возбудители ,например ангины- гнойной например. Да соблюдать дистанцию надо. Но если раньше заболевали,то контакты ограничивали.
                    Маски предназначены для мед.персонала и только,для того чтобы защитить пациента от"себя" .
                    Конечно и Вам не болеть! Но сейчас у власти даже не специалисты,а просто политики- неучи. И в добавок эта эпидемия приключилась когда практически во всех странах провели т.н. реформу здравоохранения - вот и результат.
        2. +5
          13 октября 2021 12:58
          Маску надо носить в первую очередь для того, чтобы не заразить других людей. Ну и маски бывают разные, с разной степенью защиты.
        3. +10
          13 октября 2021 13:26
          Цитата: demo
          Сказано специалистами не одну сотню раз - маска не предохраняет от вируса.
          Размер ячейки маски слишком велик.Это все равно, что стараться предохраниться от проникновения комаров с помощью сетки Рабицы.

          Поры кожи на 2 порядка превосходят размеры вируса ВИЧ, однако науке неизвестны случаи попадания этого вируса в кровь человека. Маска уменьшает в 2-3 раза вероятность заражения от от больного при ее ношении здоровым, и раза в 3-4 при ношении ее больным или тяжесть болезни. Практика ношения японцами масок в эпидемию гриппа показывает, что это действенная защита которая снижает заболеваемость более чем на порядок.
      2. -2
        13 октября 2021 10:13
        Китайская статистика - это еще тот случай.
        Когда необходимо что-то выставить в определенном свете, КПК даст нужную команду и статистика ответит необходимыми данными.
        Читаем ниже.
        Континентальный Китай
        Все случаи заболевания
        96 500
        Летальные исходы
        4 636
        Т.е. процент смертей -около 5.
        Весь мир
        Все случаи заболевания
        219 млн
        Летальные исходы
        4,55 млн
        Т.е. процент смертей - около 2.
        Ну и где достижение КНР?
        Россия
        Все случаи заболевания
        7,71 млн
        Летальные исходы
        214 тыс.
        Те же самые 5%.
        Маски не носим. Руки не моем. На вирус внимания не обращаем.
        1. +2
          13 октября 2021 13:31
          Цитата: demo
          Те же самые 5%.
          Маски не носим. Руки не моем

          В КНР 1500 000 000 населения. Вирус в КНР появился на полгода раньше. Его не знали чем лечить в первые месяцы. Если бы они не носили маски то китайцев померло в 5 раз больше русских или раза в 3 больше американцев. То есть благодаря ношению масок и вакцинации в КНР от ковида померло не полтора миллиона а всего 5000 человек.
    3. +6
      13 октября 2021 06:43
      Цитата: Дальний В
      Под какими, интересно, веществами, Боря Полстапятый и ему подобные умудряются сравнивать двух этих руководителей государства?

      Ацетоном дышит ..
      1. +4
        13 октября 2021 11:53
        Обсуждается статья легковесная Самсонова или пандемию?что за манера все переводить на сегодняшний день,тем более.что в большинстве случаев это абсолютно бессмысленно
    4. +6
      13 октября 2021 07:32
      У вас, видимо, другое представление, как нужно себя вести во время эпидемии.
    5. +1
      13 октября 2021 11:04
      Ну расскажи нам где его бункер и когда он там прятался, иначе ты балаболка.
  3. +5
    13 октября 2021 05:53
    Удивляюсь широкому обзору Александра... дошла очередь и до Сталина belay.
    А так статья патриотическая... чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных мер.
    Слава Богу руководство СССР приняло верные решения по обороне Москвы и её подступов... хоть и запоздалые... уже после киевского разгрома и под Вязьмой немцами войск РККА положение было отчаяным.
    Всего этого можно было избежать если бы не было наделано масса ошибок военного командования в оценке врага в приграничных сражениях РККА с Вермахтом.
    1. +3
      13 октября 2021 06:08
      Я не уверен, что в начале войны против таковых клиньев было действенные средство как глухая оборона. Вот с авиацией, да-ошибка катострофическая
      1. +8
        13 октября 2021 06:26
        Танков в РККА было предостаточно... но в руководстве РККА не было чёткого понимания как правильно использовать массы танков против такого врага как Гудериан.
        Мехкорпуса РККА бросались в бой частями без поддержки авиации, артиллерии и пехоты... конечно же немцы громили их нещадно.
        Понадобилось несколько крупных поражений чтобы это дошло до высшего командования.
        Хотя нам потомкам с высоты прошедшего времени это видно ясно... а в то время не все было так очевидно.
        1. -1
          14 октября 2021 20:07
          На Московском направлении также наступала и моторизованная дивизия СС Дас Рейх! Сражение у Бородинского поля! Командир Пауль Хауссер!
          А спустя два года, летом 1943 года дивизия Дас Рейх будет наступать в ходе операции Цитадель в составе 2-танкового корпуса СС!
      2. +2
        13 октября 2021 10:17
        Немцы создавали перевес в силах на острие клина в десятки раз и прошивали насквозь любую оборону, будь она хоть глухой, хоть еще какой! Плюс сверху, если позволяла погода, было непрерывное воздушное прикрытие и штурмовка.наших позиций. И только в Курской битве мы научились оброняться, а потом и наступать!
        1. +1
          13 октября 2021 11:39
          Так и под Курском оборона сильная создавалась на узких участках. Минные поля, артиллерийские позиции, противотанковые заграждения проще создать на ста километрах, чем на тысяче в 1941..
          1. +1
            13 октября 2021 14:15
            Поспорю с Вами - посмотрите подготовку обороны на Курском выступе в любом доступном источнике! Там сумасшедшие объемы инженерных работ, миллионы мин, сотни километров электрифицированных заграждений и рвов, а уж траншей выкопали - от Балтики до Красного моря хватит... Позиции ПТО я не учитываю, т.к. они все-таки мобильны, а вот земли народ нарыл тогда дай Бог. Думаю, что можно в книгу рекордов Гиннеса тот объем смело на первое место ставить.
            1. +2
              13 октября 2021 14:22
              Вы не поняли. На фронте в 100км.А так верно-сооружений там наши воины и гражданские понастроили пропасть. Но опять же в глубину обороны. Направление главного удара было известно. А вот в 1941...Мои родные в это время жили в Смоленске на Таборной Горе-рассказывали что зиму и весну 1941 на Белоруссию шли потоком эшелоны. Готовились ведь к нападению. Но ошибки свели все к трагедии тогда. Хотя в самом деле-не нам об этом судить.
              1. -1
                15 октября 2021 08:30
                Вот насчет нашего нападения на Германию - не повторяйте Резуна-Суворова, пожалуйста!!! Если бы мы тогда попробовали это, то разгром нас ждал бы на территории Польши неслабый, и все-равно сценарий войны был бы таким же примерно. А насчет той памятной записки Жукова в мае 1941 года насчет упреждения Германии и нанесения превентивного удара - мое мнение: это либо фальшивка, либо в послевоенные годы написанная таки самим Жуковым, но вот по чьей просьбе?!?...Вообщем, это останется исторической загадкой.
                P.S. Кстати, насчет весны 1941 года: мои родные жили в Муроме (через нас проходит дорога на восток) и неподалеку, за Окой уже, станция Навашино, но та уже Горьковской ж/д. Так вот, бабушка рассказывала, что с начала мая 1941 эшелоны как с людьми, так и с техникой, но под брезентом, в некоторые дни шли буквально с интервалами 15-20 минут. Технику и войска гнали на запад. Так что, передислокация уже имела место. Что это было, так никто и не знал, да и не узнал - впереди была война и как мы к ней готовились, но готовились однозначно. Хотя, начитавшись в прошлом разных мемуаров советских полководцев, ясности наши разведки Сталину в голову не добавляли, а лишь его запутывали: в итоге Сталин ожидал удара Германии, Финляндии, Румынии, Турции и даже жалкой и нищей Персии (Ирана). Ну, и Японии впридачу. Наша агентура запутала своих руководителей, а те в свою очередь Сталина. И мы получили 22 июня. Слава Богу, сил у страны было много и мы победили.
            2. -3
              14 октября 2021 20:10
              На Московском направлении также наступала и моторизованная дивизия СС Дас Рейх! Сражение у Бородинского поля! Командир Пауль Хауссер!
              А спустя два года, летом 1943 года дивизия Дас Рейх будет наступать в ходе операции Цитадель в составе 2-танкового корпуса СС!
          2. -1
            14 октября 2021 20:07
            На Московском направлении также наступала и моторизованная дивизия СС Дас Рейх! Сражение у Бородинского поля! Командир Пауль Хауссер!
            А спустя два года, летом 1943 года дивизия Дас Рейх будет наступать в ходе операции Цитадель в составе 2-танкового корпуса СС!
    2. +6
      13 октября 2021 07:35
      По прошествии десятилетий задним умом все мудры
    3. +6
      13 октября 2021 10:35
      Если кто замечает ,то человек многообразен в своих взглядах и поступках. Так и Сталин сыграл ключевую роль в Победе над врагом. Без Лидера ,без Светоча ,в реальном смысле этого слова массы никогда бы не совершили массовый подвиг всего Народа. При этом в других обстоятельствах Сталин был и другой человек.
      1. +1
        13 октября 2021 12:03
        Цитата: gridasov
        Без Лидера ,без Светоча ,в реальном смысле этого слова массы никогда бы не совершили массовый подвиг всего Народа.

        Исходя из вашего предложения -народ БЕЗ Сталина ничего бы не смог???!
        Хааааарошего вы мнения о нашем советском народе......
        fool
        1. +4
          13 октября 2021 12:50
          Не все так просто в этом мире. И никто не может оценить меры народного подвига . Но общество либо с Верой и надеждой победитель . Либо в панике и неуправляемом хаосе вымерающий.
        2. -3
          13 октября 2021 13:05
          Цитата: свой1970
          Хааааарошего вы мнения о нашем советском народе......

          Статья с тегом #сталин всенепременно выливается в соревнование дифирамбов. Комментариев, относящихся непосредственно к обстановке в Москве в тревожном ноябре 41-го без упоминания гения товарища Сталина, довольно мало.
        3. +2
          13 октября 2021 14:29
          О Советском народе..... Безусловно-низкий поклон нашим воинам и людям в тылу. Но идея и Вождь значат очень многое... Думаете за каких то двадцать лет народ сильно изменился? Ведь были и "пашивые овцы" и враги среди наших людей. И взять к примеру армию и народ во время ПМВ... Да, шли за веру, царя и отечество... Первое время, а потом идеал так потускнел, что с удовольствием хотели придушить. Вместе с окружением. Люди во все времена наши были сильны духом-главное что бы была цель и идеал.
          1. 0
            13 октября 2021 15:11
            Цитата: 210окв
            Первое время, а потом идеал так потускнел, что с удовольствием хотели придушить

            Поэтому белые офицеры стрелялись - когда понимали что проиграли войну?
        4. +1
          16 октября 2021 20:47
          Народ смог. Выдвинуть Сталина. Сталин наследными принцем не был. Должность занимал выборную.

          А потом народ смог выдвинуть Хрущева, Горби и Ельцина. Народ стал другим и лидеры народа стали другими. Только так и никак не наоборот.

          Каков "государство-образующий", таково и государство. Народа-не бывает "советским" или "антисоветским" Он русский, а существующее государство есть отражение душевного состояния народа.
      2. -3
        13 октября 2021 12:26
        Цитата: gridasov
        без Светоча ,в реальном смысле этого слова

        А без религиозного экстаза никак? Вожделение объекта поклонения - это издержки ментальности?
        1. +3
          13 октября 2021 12:52
          Религиозный или другой фанатизм отличается тем ,что порой позволяет одерживать мнимые победы. Только удержать долго они этого не могут.
          1. -7
            13 октября 2021 13:01
            Цитата: gridasov
            Религиозный или другой фанатизм отличается тем ,что порой позволяет одерживать мнимые победы. Только удержать долго они этого не могут.

            А свою тоску по "Светочу и Лидеру" Вы к какому типу фанатизма относите?
            1. +3
              13 октября 2021 13:10
              Я знаю ,что без мотивирующей основы в сознании человек очень ущербный. Немцы очень тщательно изучали поведение людей в критических для жизни условиях. Выживали Верующие и мотивированные . Про тоску поговорите с другими.
              1. -10
                13 октября 2021 14:28
                Цитата: gridasov
                Немцы очень тщательно изучали поведение людей в критических для жизни условиях. Выживали Верующие и мотивированные

                Написание слова "верующие" с заглавной буквы говорит о Вас больше, чем текст комментария. Вы, очевидно, из тех, кто готов прилепить на панель иконки с ликом Сталина вместо Николая Чудотворца (или каких там святых лепят).
                1. +5
                  13 октября 2021 15:10
                  Это говорит только о повышенном уровне жизнеспособности этих людей.
      3. +1
        13 октября 2021 14:16
        Вы приуменьшаете роль и патриотизм нашего народа. Роль личности в истории важна, но нас при СССР учили иначе.
    4. -6
      13 октября 2021 16:45
      Цитата: Леха с Андроида.
      Удивляюсь широкому обзору Александра... дошла очередь и до Сталина

      Но заголовок идиoтичeн
      .
  4. +13
    13 октября 2021 05:57
    России повезло, что в эти страшные мгновения истории во главе был настоящий вождь.
    «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
    1. +17
      13 октября 2021 06:25
      Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить разбойничьи орды немецких захватчиков. На вас смотрят порабощённые народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас непобедимое знамя великого Ленина!

      За полный разгром немецких захватчиков!
      Смерть немецким оккупантам!
      Да здравствует наша славная Родина, её свобода, её независимость!
      Под знаменем Ленина – вперёд, к победе!
      1. +6
        13 октября 2021 13:15
        Цитата: Кроу
        Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир как на силу

        Интересно, а как бы царек обратился к народу в подобном случае? Господа, банкиры, капиталисты... Да и обратился бы вообще? А если обратился то откуда, из бункера под триколором?))
        1. -1
          13 октября 2021 14:35
          Цитата: Stas157
          Интересно, а как бы царек обратился

          В точно таком же стиле. Духоподъёмный пафос с упоминанием былых побед. Есть сомнения? Единственно, что список
          мужественного образа наших великих предков
          был бы на пару имён длиннее.
    2. 0
      13 октября 2021 16:51
      Цитата: Uncle Lee
      России повезло, что в эти страшные мгновения истории во главе был настоящий вождь.
      «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»

      В.М.Молотов
  5. +13
    13 октября 2021 06:12
    зона ПВО была разделена на четыре сектора, по катушке компаса.

    Не по "катушке", а по "картушке". hi
  6. +12
    13 октября 2021 06:27
    я так в статье и не увидел массовой паники , объявленной в заголовке статьи . А если и были случаи, то они не носили массового характера . Так зачем акцент сначала ставить на два дня так называемой паники ,если на второй день , как пишет в статье , паники уже не было .Если была бы массовая паника , то она бы не заглохла бы на второй день и надо только представить , какая была бы эта лавина из многомилионного города . На оборот , массовыми были создания отрядов ополчения из гражданского населения Москвы . А вот мародёры , предшественники чубайских демократов , те конечно тогда ожили и стали грабить. И ещё , в панике наложила в штаны племя липовых большевиков - руководителей , потому они уже не первую неделю фронту приближаясь к Москве постепенно эвакуировали всякими возможными способами свои семьи , родственников и т.п . И вполне вероятно , что к середине октября они уже зудели по полной , что надо эвакуировать именно и ихние конторы и предприятия с самими директорами...
    И конечно , москвичи верили в Сталина , потому и массовой паники не было . А об отдельных случаях нечего и писать.
    Между прочем , всмотритесь в лица москвичей на фотографиях в статье . Какие красивые и сильного духа полны эти благородные лица . А где фотографии паникующих москвичей , раз речь уже завели об массовой панике...
    1. +11
      13 октября 2021 08:48
      Массовая паника была, просто об этом мало писали. Как весьма редкий случай ее описания в художественной литературе прочитайте «Живые и мертвые». Лучше всего о ней расскажут свидетели, но их почти не осталось. Я о ней довольно подробно слышал в детстве и юношестве от свидетелей.
    2. +5
      13 октября 2021 10:13
      Паника была. По шоссе Энтузиастов люди шли колонной как на Первое Мая. Москву покинули сотни тысяч жителей. Они уходили/уезжали и до 15-16-го октября, но в эти дни был пик исхода. Надо сказать, что исходу не препятствовали, а даже старались по мере возможности помогать. Видимо, к тому времени пришло понимание, что удерживать кого-то насильно- это накапливать протестный потенциал, который как раз больше всего подвержен панике.
      Я был знаком с человеком, который учился в то время в Москве в строительном техникуме. Ему тогда было 18 лет. Вот его рассказ.
      "Занятия прекратились, мы сидели в общежитии и день и ночь играли в карты.
      Что с нами будет, эвакуируют ли техникум?... Ничего не известно.
      Сидим, играем. На окнах мы сделали затемнение из одеял и не снимали их даже днем.
      Вдруг кто-то прибегает и кричит, что неподалеку находящаяся колбасная фабрика (видимо, мясокомбинат) открыла склады и народ тащит колбасу и сосиськи.
      Мы побежали туда. Так и есть- все тащут что-то в сумках, мешках и рюкзаках. Встретился один мужик, который руки внизу сцепил замком, а на обеих руках до самых плеч у него нанизаны круги колбас.

      Набрали колбасы, продолжили играть в карты и обжираться колбасой.
      На следующий день решили сделать еще один рейс, но ворота оказались закрыты а рядом стоял солдат с винтовкой и примкнутым штыком.
      В тот же день или на следующий, пришел кто-то из техникума и спросил "А что это вы на занятия не ходите?".
      Хотя мы приходили, в здании было пусто, многие двери распахнуты и на полу валялись какие-то документы..."
      Весной 1942 года он техникум закончил и его отправили... нет, не на фронт. А строить Серовский алюминиевый завод.
    3. +4
      13 октября 2021 12:06
      Цитата: север 2
      А где фотографии паникующих москвичей , раз речь уже завели об массовой панике...

      Вы время не попутали?????это сейчас селфи можно на трупе делать...
      А тогда за такое фото могли и шлепнуть тут же - "за распространение паники и ложных слухов"( даже статья в УК РСФСР 1926 года была)
  7. +13
    13 октября 2021 06:31
    Те,кто родился сразу после войны или десять лет спустя,хранят это все в своем сердце.Слушая рассказы живых свидетелей военных событий. А кому то нужна имитация. Недавно слушал двух умных людей о том,как возродить национальную политику Сталина.И возродить самоуважение русского народа.Здесь все непросто.Та политическая система была яростным противником системы,в которой мы живем. Главным в их разговоре была благодарность Сталина русскому народу. Я думаю вождь выразил эту благодарность всем национальностям,говорящим на русском языке.Потому что для врага не имло значения,кто с ним яростно борется. Чуваш,мордвин или русский. Здоровья всем.
    1. +2
      13 октября 2021 13:02
      Войну выиграл Советский народ как объединенная сила . И противник это недооценил. И сейчас опять нужна национальная идея объединяющая людей. Просто сейчас нет критического уровня общественно экономических отношений ,чтобы преодолевать кризис. Но это будет как всегда. Общество в своем развитии бесконечно повторяется как физические закономерности.
    2. 0
      13 октября 2021 14:00
      Цитата: nickolai.maliugin
      Недавно слушал двух умных людей о том,как возродить национальную политику Сталина.И возродить самоуважение русского народа.Здесь все непросто.Та политическая система была яростным противником системы,в которой мы живем.

      Из сталинской эпохи просто и быстро можно возродить видимо только плохое.Хорошие ее черты в современных условиях возрождению не поддаются. Кроме того современная пропаганда извращенно представляет социализм, коммунизм и реалии жизни при том же Сталине. Хотя у нас мечтают чтобы конструкторы работали как Микулины, Туполевы и Яковлевы, а зарабатывали бы как сталинские колхозники. Однако при Сталине Микулин имел достаточно средств и практиковал свободную любовь с молодыми красавицами. Русская википедия ошибочно пишет, что он из авиации ушел в медицинскую промышленность из-за здоровья. Но есть точка зрения, что когда Хрущев стал поднимать заработки колхозникам и снижать их инженерам и конструкторам Микулина это сильно возмутило. В сердцах на предложение умерить свои желания и жить немного в соответствии с коммунистическими нормами морали, он заявил, что если СССР хочет иметь нормальную авиацию и выиграть холодную войну за свое существование, коммунистическую мораль надо менять в соответствии с запросами Микулина. Хрущев оставил Микулина без работы. Микулин для своего друга известного писателя сделал аппарат, помогающий при приступах астмы. Медики оценили новаторское изобретение и Микулин смог устроиться на работу в промышленность медицинских аппаратов. Кроме того Стахановское движение было вызвано внедрением прямой честной сдельной оплаты. Стаханов и Бусыгин скептически относились к коммунистическому мировоззрению.
  8. +11
    13 октября 2021 06:35
    Документальное представление о том, что творилось в Москве, дает справка начальника столичного управления НКВД Михаила Журавлева от 18 октября:"Группа рабочих завода № 219 напала на автомашины, проезжавшие по шоссе Энтузиастов, и принялась захватывать вещи. Ими было свалено в овраг шесть легковых машин. В рабочем поселке завода имели место беспорядки, вызванные нехваткой денежных знаков для зарплаты. Помощник директора Рыгин 16 октября, нагрузив машину большим количеством продуктов питания, пытался уехать с заводской территории, однако был задержан и избит рабочими. Арестованы пять организаторов беспорядков".
    "16 октября во дворе завода "Точизмеритель" в ожидании зарплаты находилось большое количество рабочих. Увидев автомашины, груженные личными вещами работников Наркомата авиационной промышленности, толпа окружила их и стала растаскивать вещи. Разъяснения оперативного работника районного отдела НКВД Ныркова рабочих не удовлетворили. Ныркову и директору завода Гольдбергу они угрожали расправой".
    "16 октября рабочие колбасного завода Московского мясокомбината имени Микояна растащили до 5 тонн изделий".
    "Директор Краснохолмского комбината Шилов разрешил выдать пятнадцати работникам комбината по три-четыре метра материала "бостон". Стоявшие у ворот рабочие, ожидавшие зарплаты, увидев выносивших материал, стали возмущаться и отнимать ткань".
    "На обувной фабрике "Буревестник" из за нехватки денежных знаков задержалась выплата выходного пособия. В связи с этим 16 октября в 17 часов рабочие снесли ворота и проникли на территорию".
    "Директор фабрики "Рот-Фронт" Бузанов разрешил выдать печенье и конфеты. Между пьяными рабочими произошла драка".
    "17 октября рабочие завода электротермического оборудования, требуя выдачи зарплаты, вооружились молотками и лопатами, окружили территорию завода, и никого не выпускали".
    "На шарикоподшипниковом заводе № 2 рабочие собирались большими группами и проявляли намерения сломать станки".
    "17 октября на Ногинском заводе № 12 группа рабочих в количестве ста человек настойчиво требовала от дирекции выдачи хранившихся на складе 30 тонн спирта. Опасаясь серьезных последствий, директор вынес решение спустить спирт в канализацию. Ночная смена вахтерской охраны завода оставила пост и разграбила склад столовой с продовольствием. Группа рабочих этого же завода напала на ответственных работников Наркомата боеприпасов, ехавших из Москвы, избила их и разграбила вещи".
    "17 октября собравшиеся у ворот автозавода ЗИС полторы тысячи рабочих требовали пропустить их на территорию и выдать зарплату. Вахтеру, охранявшему проходную, разбили голову лопатой, двух милиционеров избили".
    "16 октября слесарь мотоциклетного завода Некрасов похитил со склада спирт и организовал коллективную пьянку, в ходе которой призывал уничтожать евреев".
    1. +5
      13 октября 2021 07:45
      "...призывал уничтожать евреев."
      "Айсберги! – говорил Митрич насмешливо. – Это мы понять можем. Десять лет как жизни нет. Все Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи. Верно Пряхин говорит. Отобрать – и все. Тем более, что вот и Люция Францевна подтверждает насчет закона." ("Золотой теленок").
    2. +1
      13 октября 2021 14:23
      Кстати, в фильме "Битва за Москву" (СССР, 1985 г.) показан маленький фрагмент паники в Москве.
  9. +4
    13 октября 2021 06:45
    Цитата: Леха с Андроида.
    Слава Богу руководство СССР приняло верные решения по обороне Москвы и её подступов

    Возможно поражение немцев под Москвой было обеспечено Сторчаком и его диверсантами, которых он в инициативном порядке обучал борьбе с танками. Столкнувшись с тактикой активной обороны немецкие разведподразделения при недостатке артиллерии и боеприпасов вынуждены были отказаться от блицкрига. Иначе после Вязьмы немецкие подвижные подразделения смогли бы прорваться к Москве до того как подольские курсанты смогли встать в оборону.
    1. +7
      13 октября 2021 09:18
      Не Сторчак и Судоплатов с его диверсантами, а сотни тысяч москвичей из дивизий народного ополчения. Они защитили тогда столицу. Впрочем, Москву защищали и армия, и народ! Я думаю, что даже войдя в Москву, немцы бы ввязли в такие уличные бои, которые получили потом в 1942 году в Сталинграде. Город бы конечно пострадал сильно, если бы вообще что-то осталось. Увы. Но, слава Богу, до этого не дошло!
      1. +1
        13 октября 2021 14:06
        Цитата: Андрей Жданов-Недилько
        Не Сторчак и Судоплатов с его диверсантами,

        Однако многотысячный Западный и Брянский фронты немцы смогли полностью разгромить быстрее чем вынудить советское командование отвести подразделение Сторчака на переформирование.
  10. +6
    13 октября 2021 06:45
    Мародёров и бандитов арестовывали и расстреливали.
    Сколько человек расстреляли, неизвестно.В ходе облав в городе задержали свыше 20 тысяч дезертиров и лиц без документов, которых направили в армию.За самовольное бегство и разбазаривание казенного имущества угодили под суд несколько чиновников, в частности, заведующие отделами горисполкома Фрумкин и Пасечный, управляющий трестом местной промышленности Коминтерновского района Маслов, директор обувной фабрики Хачикьян, директор продбазы треста "Мосгастроном" Антонов и его заместитель Дементьев.
    1. 0
      13 октября 2021 14:25
      Другого выхода не было. Вы бы на месте городских властей и коменданта города действовали бы точно так же. И не спорьте. В этом случае палка имеет один конец.
      1. +2
        13 октября 2021 17:52
        А почему Вы решили , что буду спорить? laughing
  11. +8
    13 октября 2021 07:57
    В 80-х смотрел интервью то ли лётчика, то ли из кого-то из командования ВВС. Такую историю поведал, не знаю правда или нет...
    В очередной сильный авианалёт, Сталин попросил передать лётчикам, что он работает в своём кабинете, потому, что знает, что они немцев к Кремлю не допустят.
    Там он был, или в бункере, естественно никто не знал. Но лётчики, узнав, что он работает в Кремле, дрались до последнего. Вот такая то ли, байка, то ли быль...
    1. +4
      13 октября 2021 09:11
      Летчики могут напридумывать всякое... У меня первый тесть был летчиком; так он мне за мою краткую супружескую жизнь ( три года ) с его дочкой столько нарассказывал и о встречах с НЛО и инопланетянами, и о сопровождении их америкосами над Норвегией, и о полетах над Китаем в 1970х... Особенно, после первой бутылки водки. Вторую я не открывал, ибо знал - тесть выпьет легко, а вот тогда у меня будут проблемы с тещей!
      1. +3
        13 октября 2021 10:27
        Летчики во время обороны Москвы готовы были пожертвовать жизнью только лишь чтобы немецкий бомбардировщик сбросил свой груз на пустырь или хотя бы не в центре столицы. И вообще, москвичами овладела идея отстоять Москву во что бы то ни стало. Без этого не возможно было создать 12 дивизий народного ополчения. После регулярного призыва в армию в июне, это 3/4 оставшегося мужского населения. А ведь еще были сформиованы коммунистические батальоны, батальоны специального назначения НКВД.
    2. 0
      13 октября 2021 14:16
      Цитата: samosad
      В 80-х смотрел интервью то ли лётчика, то ли из кого-то из командования ВВС. Такую историю поведал, не знаю правда или нет...
      В очередной сильный авианалёт, Сталин попросил передать лётчикам,

      Об этом есть в мемуарах Голованова и сталинского наркома авиапромышленности Щахурина. В условиях жесткой вертикали верхи часто находятся в неведении о положении дел на земле. Гризодубова совершила гражданский подвиг сподвигнув свое начальство доложить Сталину, что в Москве началась паника. Перед этим авиаразведчики посмелившие доложить своему начальству, что немецкие танку идут на Юхнов двое суток гадали, расстреляют ли их по приказу Берии как гонцов принесших неудобную весть.
      1. 0
        15 ноября 2021 18:02
        Спасибо, значит не подвела память...)
  12. +6
    13 октября 2021 08:03
    Необходимо заметить, что большую роль в Московской панике 15 –16 октября 1941 года, сыграли не вражеские агенты, а "сарафанное радио".Паника распространяться начала,среди руководителей среднего звена.
    1. +3
      13 октября 2021 10:37
      И один день в истории Московского метрополитена, когда он не работал - это был день 16 октября 1941 года.
    2. +1
      13 октября 2021 13:59
      Неприступные крепости берутся изнутри. Поэтому распространение слухов это один из методов дезорганизации общества
  13. +5
    13 октября 2021 08:28
    Зато сейчас,Кремль может только комментировать!!!!Как Песков комментирует рост цен на продукты!!!
  14. +8
    13 октября 2021 08:59
    Сам Сталин принял решение остаться в Москве.

    Слава великому Сталину!
    1. +2
      13 октября 2021 10:43
      Правильное, сильное, смелое и мудрое решение принял тогда вождь. Впрочем, другого варианта у него не было.
      В апреле-мае 1945, уверен, что и у Гитлера были аналогичные мысли, но вот шансов отстоять свой Берлин у него не было никаких. Не надо было затевать войну! Или... войну надо было выигрывать. Но мы не будем обсуждать авантюризм Гитлера. Мудрость великого Сталина налицо.
    2. +1
      13 октября 2021 13:51
      Пойду и выпью вискаря за такого человека.
  15. +4
    13 октября 2021 08:59
    зона ПВО была разделена на четыре сектора, по катушке компаса

    Довожу до сведения аффтара, что катушки у бабушки в швейной машинке, а у компАса - каРтушка, якорь от ТАРКРа в известное место am
  16. +1
    13 октября 2021 11:37
    Победили только из за того что у нас была у власти только одна партия КПСС!Была бы многопартийность СССР бы не было!
  17. 0
    13 октября 2021 11:52
    Щербаков...
    Это был человек, которому Сталин доверял как себе. Он мог бы стать преемником Сталина. Но...
    В конце октября командующий войсками Московского военного округа и Московской зоны ПВО докладывал в здании ЦК партии А. Щербакову. Во время доклада немцы атаковали здание, начался сильный пожар. Щербаков был контужен.

    Что говорят о контузии?
    В большинстве ситуаций, заработав контузию, человек тут же теряет сознание. В таком состоянии организм может провести от нескольких минут до нескольких суток. Чаще всего контузия сопровождается ударом головного мозга, повреждением легких, а также органов слуха. Несколько реже повреждаются органы брюшной полости. Еще реже повреждаются почки и половые органы. Все это сопровождается нарушением слуха и речи. У человека также может частично или полностью пропасть зрение.

    Отец рассказывал, что во многих случаях контузия остается с человеком на всю жизнь -- он испытывает боли! И чтобы превозмочь состояние, особенно если работать по 24 часа в сутки, как это нередко приходилось делать Шербакову, люди начинают употреблять сриртное в избыточных количествах.
    Генерал-полковник Щербаков умер в ночь с 9 на 10 мая 1945 года.
    1. 0
      13 октября 2021 19:41
      Цитата: депрессант
      он испытывает боли! И чтобы превозмочь состояние

      Думаю, причина его алкоголизма явно не в отлетевшем в голову куске штукатурки.
      1. 0
        13 октября 2021 20:03
        С Вами можно согласиться, коллега. А, может, всё вместе.
  18. +4
    13 октября 2021 12:41
    Театр Красной армии

    В плане имел вид идеальной пятиконечной звезды

    и, наряду с Кремлём, служил прекрасным ориентиром германским пилотам.
    Кстати, прямо на ним и совершил свой знаменитый воздушный таран. мл. лейтенант Виктор Талалихин.
    1. +3
      13 октября 2021 13:50
      Я тоже про это слышал (таран) .не могли бы Вы дать больше инфы, а то тут один "знаток" меня высмеял, говорит чего уж, прямо над мавзолеем...
      1. +2
        13 октября 2021 13:59
        Информация тут расходится, где-то пишут, что сбил тараном в ближайшем Подмосковье, пишут, что он вообще сбил в разных района ещё четыре самолёта, не считая тарана, так что, думаю, точно сказать просто невозможно. Но над мавзолеем никто никого никогда не сбивал, только Руст приземлился однажды.
    2. +3
      13 октября 2021 16:30
      Привет дружище!
      Бирюлёво.Памятник нашим лётчикам погибшим на этом месте в ночь с 11 на 12 октября 1941 года.Не дотянули на сбитом самолёте.
      1. +2
        13 октября 2021 16:32
        Привет, Серёжа! smile
        Даже не знал про этот памятник.
        1. +2
          13 октября 2021 16:48
          Это лётчики экипажа 177-го авиаполка ПВО,на момент гибели ребятам было по 22-23 года!
      2. 0
        13 октября 2021 16:50
        Это вам за пацанов.
        1. +1
          13 октября 2021 19:23
          Ещё немного об этом памятнике.Имена лётчиков.

          По некоторым данным самолёт был СБ.
  19. +3
    13 октября 2021 13:00
    Под важнейшими зданиями закладывались специальные заряды.

    Причём про часть из них после закладки попросту забыли. Например, в 2005 г. при разборке фундамента гостиницы "Москва" были обнаружены ящики с 20-кг шашками тротила с общей массой ВВ более тонны.
    1. +1
      13 октября 2021 13:31
      Откуда такая информация, Андрей? У меня в Моспроэкте были знакомые на хороших должностях, я бы знал.
      1. +1
        13 октября 2021 17:11
        Из *Российской газеты*.
        1. +1
          13 октября 2021 17:15
          Цитата: Фил77
          Из *Российской газеты*.

          Синхронно. smile
          1. 0
            13 октября 2021 18:06
            У Вас более развернуто.Конец рабочего дня,так что я -кратенько. hi
        2. 0
          13 октября 2021 17:17
          Очень приятно. Одно "утешает", что всё это в центре, сюрпрайз для верхов и нуворишей.
      2. +1
        13 октября 2021 17:13
        Цитата: Морской Кот
        Откуда такая информация, Андрей? У меня в Моспроэкте были знакомые на хороших должностях, я бы знал.

        Из официального печатного органа Правительства Российской Федерации - "Российской Газеты".
        Строители нашли тротил в старом фундаменте

        О находке тут же стало известно милиции и спасателям. Строительную площадку на "Охотном Ряду" к большому неудовольствию прогуливающихся в скором времени оцепили. На месте работали все оперативные службы столицы.

        Расфасованная по двадцать килограмм взрывчатка хранилась в ящиках, которые были замурованы в нижнем основании фундамента гостиницы. На момент подписания номера "РГ" сообщили, что точный вес извлеченной взрывчатки называть рано. Но к вечеру уже достали больше тонны тротила. Впрочем, спасатели еще работали, доставая из ямы все новые и новые ящики.

        © Взрывчатка под "Москвой". 11.07.2005.
  20. 0
    13 октября 2021 13:49
    Все просто ,есть всегда люди готовые драться и умирать, а есть те, кто хочет выжить. ВЫЖИТЬ любой ценой - бегством, предательством. А есть и откровенная сволочь, она потом в 91 году ходила в малиновых пиджаках и с золотыми цепями. Соотношение стандартное 15 - 70-15. при любой власти, в любое время. Власть посыпалась за счет номенклатурной мрази, которое удирала по шоссе Энтузиастов на машинах. Жгли парт билеты. Можно представить ,что будет сейчас, в Европе, если джипы ИГИЛ подьедут))))))))
    1. +1
      13 октября 2021 13:54
      Можно представить ,что будет сейчас, в Европе, если джипы ИГИЛ подьедут))))))))

      Все побегут массово делать обрезание. laughing
      1. +1
        13 октября 2021 13:54
        или менять пол
        1. +1
          13 октября 2021 14:09
          или менять пол

          Не поможет. laughing
  21. 0
    13 октября 2021 14:30
    В последующем по личному указанию Сталина с целью улучшения системы управления истребительной авиацией зона ПВО была разделена на четыре сектора

    какой всесторонне одаренный человек-и в ПВО знал все лучше всех!

    Советская печать сообщать об этом не спешила или извещала скупо. В условиях большой войны это было разумно.

    Эта " разумность" и отсутствие даже минимальной информации и приводила к появлению самых невероятных слухов и панике, в т.ч. 16 октября, сам же автор и пишет, что
    В это время пошли слухи, что фронт прорван, Сталин и правительство бежало из Москвы. Начальники на некоторых предприятиях и чиновники стали грузить семьи и добро в автотранспорт и оставили столицу. Всюду летал чёрный бумажный пепел и пр
    ..

    Поэтому советские СМИ жестко контролировались, сообщения были краткими, сухими, пресса сохраняла спокойствие в самые страшные моменты войны

    лживыми они были. А разве стоящий насмерть народ-герой заслужил слушать такое в ноябре 1941:
    Если судить не по хвастливым заявлениям немецких пропагандистов, а по действительному положению Германии, нетрудно будет понять, что немецко-фашистские захватчики стоят перед катастрофой. В Германии теперь царят голод и обнищание, за 4 месяца войны Германия потеряла 4 с половиной миллиона солдат, Германия истекает кровью, её людские резервы иссякают, дух возмущения овладевает не только народами Европы, подпавшими под иго немецких захватчиков, но и самим германским народом
    ?
    Нет, он заслужил УВАЖЕНИЯ и ДОВЕРИЯ, а не лжи

    Сталин приказал наладить нормальную работу предприятий, транспорта и магазинов. В итоге железная воля и ум Сталина и его наркомов победили

    а прекратили работать предприятия, метро, возникла паника , да вообще гитлеровцы оказались под Москвой разве при каком-то другом командующем?

    Москва выстояла благодаря железной воле и массовому героизму русского народа при обороне своей русской столицы-в первую очередь.
    1. 0
      13 октября 2021 19:24
      Как пел Высоцкий: : "Воля волей, если сил невпроворот...". Где была воля русских людей при Калке, когда князья пересрались, а русских воинов плетьми гнали степняки? Где была воля русских людей в 1237-1240 годах, когда татары прошли сквозь Русь как нож сквозь масло по той же причине? Где была воля русских людей в Смутное время, когда в Москве панували не только поляки, но и шпана из Запорожья? Где была воля русских людей, когда крымчакам платили дань до Екатерины 2-й? Где была воля русских людей, когда в Манчжурии японцы гоняли их ссаными тряпками в 1904-1905 годах? БЕЗ РУКОВОДИТЕЛЯ и созданной им элиты любая масса - стадо баранов.
      1. -1
        14 октября 2021 09:52
        Цитата: Seamaster
        Как пел Высоцкий: : "Воля волей, если сил невпроворот...". Где была воля русских людей при Калке, когда князья пересрались, а русских воинов плетьми гнали степняки? Где была воля русских людей в 1237-1240 годах, когда татары прошли сквозь Русь как нож сквозь масло по той же причине? Где была воля русских людей в Смутное время, когда в Москве панували не только поляки, но и шпана из Запорожья? Где была воля русских людей, когда крымчакам платили дань до Екатерины 2-й? Где была воля русских людей, когда в Манчжурии японцы гоняли их ссаными тряпками в 1904-1905 годах? БЕЗ РУКОВОДИТЕЛЯ и созданной им элиты любая масса - стадо баранов.
        Остановите "железной" волей ководителя хотя бы одного барана, да.
  22. +1
    13 октября 2021 14:55
    В последнее время стало принято рассуждать, что падение Москвы вовсе не означало проигрыш войны. Мол места было ещё много.
    Нет! Падение Москвы, означало потерю в военном отношении всей территории до Урала. Просто в силу конфигурации путей сообщений.
    Поэтому победа под Москвой, это не начало коренного перелома. Это сам перелом в ходе войны!
    И да! Иосиф Виссарионович повел себя в этой ситуации очень мудро и очень смело!
  23. +1
    13 октября 2021 17:28
    Обратил внимание как и автор на "разношёртность" винтовок у ополченцев. В первую мировую войну трофеев и импортных союзных сотни тысяч набралось. Полежали 20 лет - и,... пригодились!

    Так наверное и сейчас где то на складах лежат сотни тысячи наганов и ППШ.
    1. 0
      13 октября 2021 19:29
      А вот в 1914 наши представители мотались по всему миру, закупая винтовки ЛЮБОЙ системы и ЛЮБОЙ сохранности. В Японии, Мексике, США.... Например, Северный фронт был постепенно переведен на "арисаки". Кстати, в Японии закупили и наши трофейные трехлинейки, захваченные японцами в 1904-05 годах. Правда, прицелы пришлось переделывать под новый патрон.
  24. 0
    13 октября 2021 22:26
    Москвичи своим мужеством и стойкостью доказали превосходство над сверхрасой. Далеко не все поддались панике в период эвакуации важных оборонных заводов из Москвы, министерств, ведомств и других государственных служб, но вылезли из щелей грабители, хапуги, любители лёгкой наживы и засланцы абвера. Они попытались создать хаос, посеять страх и панику. Но посмотрите фото тех лет и вы увидите серьёзные, уверенные лица молодых москвичей не сомневающихся в своей Победе. Так оно и произошло.
  25. 0
    14 октября 2021 17:57
    На фотке не 76,2 мм, а 85 мм пушенция, 52-К. Кто также считает?
  26. 0
    14 октября 2021 19:06
    Смотришь на эти фото и понимаешь, как было тревожно, страшно и жутко.... Но, не смотря ни на что, выстояли и победили! Вечная слава героям, вечная слава и память нашим предкам, вечная память всем тем, кто погиб за Родину!.....
  27. -1
    14 октября 2021 20:03
    На Московском направлении также наступала и моторизованная дивизия СС Дас Рейх! Сражение у Бородинского поля! Командир Пауль Хауссер!
    А спустя два года, летом 1943 года дивизия Дас Рейх будет наступать в ходе операции Цитадель в составе 2-танкового корпуса СС!
  28. 0
    14 октября 2021 20:11
    На Московском направлении также наступала и моторизованная дивизия СС Дас Рейх! Сражение у Бородинского поля! Командир Пауль Хауссер!
    А спустя два года, летом 1943 года дивизия Дас Рейх будет наступать в ходе операции Цитадель в составе 2-танкового корпуса СС!
    1. 0
      16 октября 2021 14:22
      "Кричал по радио, что в Сталинграде он, как на параде он и ест он шпик..."
      Чем закончилась его боевая карьера, не просветите?
  29. 0
    16 октября 2021 19:14
    Спасибо. Интересно. Особенно поражают эти факты в сравнении с Голандией и Францией (ссылки в начале статьи).
  30. -1
    17 октября 2021 21:02
    Немцы пытались сделать с Москвой то, что им удалось в Варшаве, Осло, Брюсселе, Роттердаме и Париже (Психологическая война. Как немцы штурмовали «крепость Голландия»; Кошмар Франции. Почему французы так легко сдались Гитлеру).

    Летом 1941 года у гитлеровцев имелся огромный опыт по разжиганию паники в больших городах, во вражеских столицах.


    Автор (по привычке) занимается пропагандой, демагогией и даже ложью.
    Варшава не поддалась панике и не сдалась, как другие указанные столицы. Бои за Варшаву длились с 8 по 28 сентября. Паники не было. Более того:
    17 сентября, после агрессии СССР против Польши, Адольф Гитлер, находившийся под Варшавой, отдал личный приказ обстрелять Королевский замок, чтобы заставить столицу Польши капитулировать. Капитуляция Варшавы была согласованным германо-советским условием раздела территории Польского государства между Третьим рейхом и СССР. Как следствие, немецкая армия предприняла эскалацию действий (вопреки 4-й Гаагской конвенции), направленных против гражданского населения Варшавы и направленных на то, чтобы заставить город сдаться как можно скорее.
  31. 0
    23 октября 2021 18:04
    Была и команда о том, что часть населения, которые не заняты нигде отправить в среднюю Азию. Не будет лишних ртов и жертв. Всех отъезжающих попросили сжать ключи от квартир в ЖЭК. На восток отправлялись и заводы. Как раз много московских заводов были отправлены в Свердловск. На таком заводе работал.
  32. 0
    10 ноября 2021 09:32
    Бред какой-то о панике и обороне Москвы. Была эвакуация правительства в Куйбышева и уехали туда все, Сталина ждали 2 поезда, из города массово бежало начальство с семьями, заводы и магазины закрыли, евреи в полной мере ощутили смертельную опасность и как могли "эвакуировались". Была устроена мобилизация в московское ополчение и гребли всех подряд, для оснащения ничего не сделали (одежда своя, оружия нет, командиры необучены, люди не имели никакой военной подготовки), даже пушечное мясом назвать сложно. Войска НКВД это формирования предназначенные для охраны (одни стрелки с старыми карабинами) и не способны участвовать в армейских операциях, поэтому защитить Москву от вермахта не могли.