Военное обозрение

Многоцелевой самолет Let L-410. Первые полвека в эксплуатации

37

Первый опытный самолет L-410, 1969 г. Фото Airwar.ru


В конце 2021 г. исполняется 50 лет с начала регулярной эксплуатации легкого многоцелевого самолета Let L-410 на авиалиниях. За прошедшие десятилетия техника этого типа получила широкое распространение и нашла свое место в перевозках в десятках стран мира. Более того, после восстановления производства самолет ждет большое будущее.

В рамках международного сотрудничества


В середине шестидесятых в СССР и других странах соцлагеря оформилась необходимость создания нового пассажирского самолета. Для использования на местных воздушных линиях требовался недорогой в производстве и эксплуатации самолет, способный перевозить до 20 пассажиров или эквивалентный груз на расстояние 500-600 км. С учетом таких потребностей советский Государственный НИИ гражданской авиации провел необходимые исследования и сформировал техническое задание на перспективный проект.

Разработка нового самолета по требованиям ГосНИИ ГА осуществлялась несколькими советскими конструкторскими бюро и чехословацким предприятием Let (г. Куновице). Последнее в 1966-67 гг. создало новый проект L-410 или Turbolet. По результатам сравнения представленных проектов, а также с учетом сотрудничества в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) чехословацкий проект был принят к дальнейшей реализации.


Самолет с аэрофотоаппаратами L-410FG. Фото Airwar.ru

За несколько лет завод «Лет» завершил проектирование и построил опытный самолет. Первый полет новой машины состоялся 16 апреля 1969 г. Вскоре после этого было принято решение о подготовке серийного производства. Предполагалось, что завод в Куновице будет выпускать до 45-50 самолетов в год, что позволит со временем удовлетворить все потребности стран СЭВ.

Первые серии


В 1969 г. завод Let начал строительство пяти самолетов нулевой серии, а позже стартовала 1-я. Уже на этой стадии начали появляться различные нововведения, в результате чего часть самолетов 0 серии и последующие машины 1-й были отнесены к модификации L-410A. В 1971 г. технику этого типа начали передавать заказчикам. Первой ее получила чехословацкая авиакомпания Slov-Air. К концу года новые L-410A вышли на регулярные рейсы.

За несколько лет построили всего 31 «Турболет» модификации «А». В основном это были пассажирские машины с салоном на 17 мест. В ограниченном количестве также строились варианты L-410AS с улучшенным салоном, L-410AB и L-410AG с доработанной винтомоторной группой и L-410AF с набором аэрофотоаппаратов.


Один из L-410 российской армии, 2020 г. Фото Минобороны РФ

В 1973 г. на «Лете» построили и вывели на испытания модернизированный самолет с новыми двигателями M-601A чешской разработки. Такой вариант получил обозначение L-410M и вскоре пошел в серию. Производство этой модификации продолжалось до конца семидесятых годов, когда на конвейер встал следующий вариант. За это время построили несколько сотен самолетов – модификация «М» в итоге стала второй по общей численности выпущенной техники.

В нашей стране первые «Турболеты» появились в 1973 г. Пять машин L-410A предыдущего года выпуска прошли испытания и поступили в эксплуатацию. Вскоре после этого СССР разместил крупные заказы на следующую серийную модификацию L-410M. Планировалось закупить несколько сотен самолетов для министерства обороны и министерства гражданской авиации. Только для гражданских перевозок приобрели 100 машин.

«Укороченный взлет и посадка»


В 1978-79 гг. чехословацкие авиастроители запустили в серию новую модификацию – L-410UVP («укороченный взлет и посадка»). Увеличенное крыло с новой механизацией, усовершенствованное оперение и модернизированные двигатели M-601B обеспечили улучшение взлетно-посадочных характеристик. Также самолет получил набор авионики совместной советско-чехословацкой разработки.


L-410UVP-E20 на Северном полюсе, 2015 г. Фото Минобороны РФ

С начала восьмидесятых производились доработанные варианты L-410UVP. Заказчикам передавали технику с улучшенным салоном, самолеты аэрофотосъемки, а также специализированную транспортную модификацию. В 1984 г. появился самолет L-410UVP-E с новой силовой установкой на основе двигателей M-601E.

В конце восьмидесятых компания Let разработала модификацию L-410UVP-E20 с улучшенной летными характеристиками и повышенной грузоподъемностью. В дальнейшем самолет модернизировали с использованием импортного двигателя General Electric H80-200, что позволяло выйти на «большой» международный рынок.

Самолет L-410UVP появился в нужное время и в благоприятной обстановке. «Лет» получала крупные заказы от стран СЭВ, а потом смогла найти заказчиков и из других стран. Производство удалось вывести на уровень 45-50 самолетов в год. В итоге версия «УВП» стала самой массовой в истории семейства L-410.


Самолет L-410UVP-E20. Фото Let / Aircraft Industries

Советская авиация получила свои первые L-410UVP в 1979-80 гг. После прохождения необходимых проверок и процедур машину допустили до эксплуатации в армии и в гражданской авиации. Впоследствии именно СССР стал основным заказчиком этих самолетов.

Тяжелые времена


На рубеже восьмидесятых и девяностых годов завод Let оказался в сложном положении. Соцстраны заказывали все меньше самолетов, а некоторые вообще отказались от новых покупок. В то же время, чешская компания смогла найти покупателей в дальнем зарубежье. Новые L-410UVP поздних вариантов отправлялись в Азию, Африку и Южную Америку. За счет низкой стоимости и высоких характеристик «Турболеты» на некоторых рынках смогли эффективно конкурировать с зарубежными образцами.

Впрочем, потребности и возможности новых покупателей были ограниченными, и общий объем портфеля заказов значительно сократился. В самые неудачные годы завод строил не более 5-10 самолетов. Выжить в таких условиях помогало обслуживание уже построенной техники и поставка запчастей. Однако и это не спасло предприятие от банкротства и нескольких смен собственников. По результатам этих процессов завод «Лет» был преобразован в компанию Aircraft Industries, a.s.

Многоцелевой самолет Let L-410. Первые полвека в эксплуатации

Кабина L-410UVP-E20. Фото Let / Aircraft Industries

В 2008 г. российская «Уральская горно-металлургическая компания» выкупила 51% акций «Эйркрафт Индастриз». Новый собственник начал восстанавливать производство и планировал выйти на темпы до 15-20 самолетов в год. Эти намерения удалось частично выполнить. Так, с 2009 по 2013 гг. завод построил ок. 60 самолетов. Затем УГМК выкупила оставшиеся акции, увеличив долю до 100%.

Новая эпоха


С 2010 г. компания Aircraft Industries разрабатывала проект глубокой модернизации L-410NG. Серьезной переработке подвергся планер и были заменены все ключевые узлы и приборы, что привело к росту всех основных летно-технических и эксплуатационных характеристик. В июле 2015 г. опытный L-410NG впервые поднялся в воздух.

Весной 2018 г. был дан старт серийному производству. Первый серийный «NG» годом позже был передан российскому заказчику. Также сообщалось о наличии заказов от Польши и Казахстана. На момент запуска серии имелись заказы на 16 машин. В дальнейшем появились новые контракты, и производство в Куновице продолжается.


Последняя модификация - L-410NG. Фото Let / Aircraft Industries

В середине 2016 г. было объявлено, что L-410 будет производиться и в России. Площадкой для строительства выбрали «Уральский завод гражданской авиации». Первые машины российской сборки были заложены в начале 2018 г. До конца года успели построить и вывести на испытания пять самолетов. В плане на следующий год стояло еще 18 машин.

Производство продолжается до сих пор и показывает хорошие результаты. Постепенно выросла степень локализации и имеется солидный портфель заказов. Так, летом этого года сообщалось, что завод строит уже 50-й самолет. Заказчиками новых L-410 в основном являются российские частные авиакомпании.

Общие результаты


Производство самолетов L-410 нулевой серии и первой модификации началось чуть более полувека назад – в 1969 г. В течение нескольких следующих лет производство набирало обороты, и затем до начала девяностых велось ритмично и с хорошими темпами. Следующие два с лишним десятилетия ситуация оставляла желать лучшего, но компании Let / Aircraft Industries удалось сохранить компетенции – чтобы затем восстановить производство и помочь с запуском работ на УЗГА.


Современная кабина на L-410NG. Фото Let / Aircraft Industries

Благодаря процессам последних лет производство L-410 последних модификаций продолжается до сих пор. Вероятно, в обозримом будущем оно не прекратится. Его сохранению способствует наличие ограниченного, но стабильного спроса на технику и запчасти, а также возможность проведения новых модернизаций с повышением характеристик и приведением параметров в соответствие с требованиями рынка.

С конца шестидесятых и до начала десятых силами завода «Лет» было построено более 1100 самолетов всех модификаций. К настоящему времени силами двух заводов в Чехии и России построена еще сотня машин. Весьма вероятно, что в ближайшие годы общее число L-410 вновь увеличится на десятки.

Главным заказчиком чехословацких самолетов в свое время был СССР – наша страна получила более 860 машин разных модификаций. К моменту распада Советского Союза в эксплуатации оставалось ок. 750 самолетов. Большая их часть досталась российским военным и гражданским структурам, тогда как остальные остались у вновь образованных стран.


Самолет российской сборки. Фото УЗГА

Ввиду ряда объективных факторов активный парк L-410 у нас и за рубежом не только рос, но и сокращался. В частности, с начала семидесятых в различных авариях и происшествиях было потеряно более 130 машин. Значительные количества самолетов списали в девяностых и двухтысячных. Тем не менее, активная эксплуатация L-410 продолжается. В 14 армиях мира остается более полусотни «Турболетов», а гражданские перевозки обеспечивают десятки самолетов в 18 странах.

Прошлое и будущее


Удачная конструкция и помощь «сверху» на международной основе помогли многоцелевому самолету L-410 Turbolet стать массовым и получить широкое распространение. Кроме того, был создан задел для дальнейших модернизаций и массовой эксплуатации в течение длительного времени.

Производство самолетов L-410 продолжается – несмотря на все трудности прошлого и нынешнюю жесткую конкуренцию на рынке. Самолеты новой постройки регулярно передаются заказчикам и затем выходят на работу. А это означает, что эксплуатация «Турболетов» не завершается после первых 50 лет, и в будущем эту технику ждут новые юбилеи.
Автор:
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AC130 Ganship
    AC130 Ganship 12 октября 2021 04:13
    +5
    Нет ни слова про удлиненную версию. Проект умер, так и не родившись или мы все-таки увидим не на картинке, а на ВПП L-610?
    1. Uncle Lee
      Uncle Lee 12 октября 2021 04:51
      +2
      эксплуатация «Турболетов» не завершается после первых 50 лет
      Вот что значит умелое производство....А наш АН-2 тоже неплох !
      1. faiver
        faiver 12 октября 2021 04:57
        +8
        Вот что значит умелое производство....А наш АН-2 тоже неплох !
        - вот только с 1960 года производили его в Польше
        1. Uncle Lee
          Uncle Lee 12 октября 2021 05:31
          0
          Цитата: faiver
          в Польше

          И чо ? L-410 и в Чехословакии и в России ! И до сих пор в КНР ! (Я про АН-2)hi
          1. faiver
            faiver 12 октября 2021 05:32
            +3
            я про умелое производство ... hi
            1. Uncle Lee
              Uncle Lee 12 октября 2021 05:37
              +2
              А я про сам самолет АН-2... hi
              1. faiver
                faiver 12 октября 2021 05:44
                +7
                А я про сам самолет АН-2
                - все верно, так как с умелым производством у нас как то не очень
                1. Uncle Lee
                  Uncle Lee 12 октября 2021 05:45
                  +3
                  Цитата: faiver
                  у нас как то не очень

                  Это я и хотел подчеркнуть.... hi
      2. 210окв
        210окв 12 октября 2021 05:34
        +5
        Летал я на нем несколько разв 80-х из Смоленска в Москву. Час лета и билет стоил где то в районе 14рублей.
      3. Stas157
        Stas157 12 октября 2021 05:39
        +5
        Про старый иностранный самолёт, которому исполняется вот уже 50 лет:

        . Более того, после восстановления производства самолет ждет большое будущее.

        В отдельно взятой стране, в рамках импортозамещения и не у себя на родине.
        1. faiver
          faiver 12 октября 2021 05:55
          +4
          Вам шашечки или ехать?
          Считаю что уральцы все правильно сделали, выкупили готовое производство с готовым отработанным самолетом. Или надо было десятилетия рожать что-то новое, с учетом того что старая конструкторская школа умерла, а новая является пока детским садом?
          1. Stas157
            Stas157 12 октября 2021 07:00
            +5
            Цитата: faiver
            Вам шашечки или ехать?

            Желаю ехать непременно с шашечками, а не на пойми чем. Порою компромиссы до добра не доводят.

            В данном случае, власти не хотят вкладываться в свои разработки и создавать в России что-то новое в 21 веке. Предпочитают возрождать старый иностранный самолёт. И говорить про его большое будущее.

            Наверное это дешевле и проще. Тут вы правы.
            1. mmaxx
              mmaxx 12 октября 2021 16:11
              +2
              Власти тут палец о палец не ударили.
        2. Вождь краснокожих
          Вождь краснокожих 12 октября 2021 07:35
          +4
          А ещё L 410 служил кинематографа как "иностранный" самолёт. Пример - фильм "Похищение савойи". laughing
      4. Башкирхан
        Башкирхан 12 октября 2021 07:10
        +1
        Цитата: Uncle Lee
        А наш АН-2 тоже неплох !

        Ну да, летая на нем можно кино снимать.
    2. faiver
      faiver 12 октября 2021 05:25
      +4
      тоже интересно, вроде пишут что пытаются родить ТВРС-44, но...
    3. svp67
      svp67 12 октября 2021 06:07
      +7
      Цитата: AC130 Ganship
      L-610

      Его производство вроде то же было спланировано на площадке УЗГА в Арамиле, но пока таких точно не видел, а вот "410" летают и часто, особенно в "серой ливрее"

      Конечно немного жаль, что эта "Элочка" "съела" чисто советские проекты,того же Ана

      Но вот почему сейчас фирма "Су", да и ОАК вообще имея уже испытанный проект Су-80 его не пытается реализовать, вот это не понятно

      Да и за время эксплуатации, до этой трагедии с участием Л-410 произошло 14 катастроф:
      - 18 января 1979 года — авиакатастрофа вблизи Белгорода, произошедшая с самолётом Л-410М, выполнявшим учебно-тренировочный полёт, погиб экипаж, 3 человека
      - 3 августа 1979 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Ковалёвском лесу у аэропорта Ржевка в Ленинградской области с самолётом L-410M (Л-410М) предприятия «Аэрофлот», в результате которой погибли 10 человек, выжило 4.
      -7 января 1982 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта L-410M (Лет Л-410М) предприятия Аэрофлот, произошедшая близ Геленджика, при этом погибли 18 человек.
      -14 августа 1982 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Сухумском аэропорту Бабушара (Абхазская АССР, Грузинская ССР) на взлётной полосе столкнулись авиалайнеры Ту-134А и Let L-410M авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы SU-974 Сухуми—Москва и Г-73 Сухуми—Кутаиси). В катастрофе погибли 11 человек — все 9 пассажиров и оба пилота L-410.
      -29 марта 1983 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410M (Лет Л-410М) компании Аэрофлот, произошедшая в районе Поти, при этом погибли 6 человек, выжило 12
      -4 декабря 1984 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410MA (Лет Л-410МА) компании Аэрофлот, произошедшая близ Костромы, при этом погибли все, 10 человек.
      -26 августа 1988 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Иркутской области с самолётом L-410M (Л-410М) авиакомпании «Аэрофлот» при заходе на посадку в аэропорт Иркутск. В результате авиакатастрофы погибли все 4 человека, находившиеся на борту.
      -26 августа 1993 года — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410UVP-E (Лет Л-410УВП-Э) российской компании Саха-Авиа, при посадке в аэропорту Алдан (Якутия), при этом погибли 24 человека.
      -25 августа 2010 года с самолётом Let L-410 Turbolet в провинции Бандунду, Демократическая Республика Конго. В результате трагедии погибли 20 человек, один выжил
      -13 июля 2011 года - авиационное происшествие (катастрофа) с самолётом Let L-410 Turbolet бразильской авиакомпании Noar Linhas Aéreas, выполнявшим регулярный пассажирский рейс 4896 из международного аэропорта Гуарарапис (Ресифи) в аэропорт Мосоро с промежуточной посадкой в международном аэропорту Аугусту Северу (Натал). В катастрофе погибли все 16 человек, находившиеся на борту лайнера.
      -15 ноября 2017 года - авиационная катастрофа с самолетом Let L-410UVP-E20 авиакомпании «Хабаровские авиалинии», выполнявшим внутренний рейс RNI463 по маршруту Хабаровск—Чумикан—Нелькан, но при заходе на посадку в пункте назначения рухнул в лес в 1,2 км от аэропорта Нелькана. Из находившихся на его борту 7 человек (5 пассажиров и 2 члена экипажа) выжил 1
      -19 июня 2021 года - авиационная катастрофа,произошедшая у деревни Журавлево в Кемеровской области, с самолетом Let L-410UVP-E принадлежащему ДОСААФ. Его бортовой номер — RF-94603, серийный — 892328. Самолёт совершил первый полёт в 1989 году. Погибло 5 человек
      -12 сентября 2021 года - авиационная катастрофа, произошедшая на территории Иркутской области Российской Федерации. Авиалайнер Let L-410UVP-E20 (2014 года выпуска) российской авиакомпании «Аэросервис», выполнявший внутренний рейс ДУ-51 по маршруту Иркутск—Казачинское, совершил жёсткую посадку в 4 километрах от аэропорта пункта назначения. Из находившихся на его борту 16 человек (14 пассажиров и 2 члена экипажа) погибли 4 человека (3 пассажира и 1 пилот), остальные ранены
      -10 октября 2021 года - авиационная катастрофа, произошедшая в районе города Мензелинск (Татарстан, Россия).Сразу после взлёта из местного аэродрома самолёт L-410, принадлежащий ДОСААФ России начал терять высоту и врезался в землю. На борту находилось 22 человека (20 парашютистов и 2 члена экипажа). Выжили шестеро
      1. Bad_gr
        Bad_gr 13 октября 2021 01:31
        +1
        Цитата: svp67
        Но вот почему сейчас фирма "Су", да и ОАК вообще имея уже испытанный проект Су-80 его не пытается реализовать, вот это не понятно....
        Кроме Ана и Су, Элька ещё и Бериевцам дорогу перебежала: Бе-32 (Бе-30) были сняты с производства в угоду производства L-410. Документация в наличии имеется, было бы желание и деньги - уже бы выпускали.

        К слову, был вариант этого самолёта с валом (редуктором) между двигателями:
        при проблемах с одним из двигателей, мог одним двигателем крутить оба винта.
      2. dmmyak40
        dmmyak40 14 октября 2021 22:08
        +1
        Катастрофа 14 августа 1982 года - один из самых безобразных случаев преступного разгильдяйства : КВС самовольно без разрешения диспетчера начал выруливать для занятия исполнительного старта при том, что в
        это же время Ту-134 начинал разбег для взлета. Самое печальное, что если бы КВС Л-410 просто бы дал режим и по прямой выкатился бы на ВПП ничего бы не было. НО, он попытался развернуться обратно на РД и не успел - Ту-134 пропорол крылом его фюзеляж по всей длине...
  2. Tucan
    Tucan 12 октября 2021 04:18
    +5
    Безусловно, L-410 в прошлом играл очень заметную роль в региональных авиаперевозках во времена СССР. Но с учётом того, что это Военное обозрение, стоило бы больше рассказать про его использование в вооружённых силах разных стран.
  3. ASAD
    ASAD 12 октября 2021 04:55
    +1
    Что-то я запутался, самолёт производят вЧехии и России,а хозяин кто? И чьи двигатели?
    1. faiver
      faiver 12 октября 2021 05:22
      +3
      хозяева наши, выкупили чешский завод
    2. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 12 октября 2021 05:46
      +3
      Цитата: ASAD
      а хозяин кто?

      Да вроде по русски написано
      УГМК выкупила оставшиеся акции, увеличив долю до 100%.

      чьи двигатели?

      На сайте производителя написано
      моторы GE H85-200 и воздушные винты AV 725.
      1. ASAD
        ASAD 12 октября 2021 06:27
        0
        А если ещё санкции введут? В Чехии будут собирать? В октябре истёк срок модернизации малых аэропортов,не продлят позакрывают большинство.
    3. CastroRuiz
      CastroRuiz 12 октября 2021 13:57
      +4
      Ест и ческие движки.
  4. rocket757
    rocket757 12 октября 2021 06:10
    +2
    Прошлое и будущее
    . Вот уж действительно, когда нужно ехать , а не на шашечки смотреть. Так до появления флаеров и до летают.
  5. Дальний В
    Дальний В 12 октября 2021 06:11
    +6
    Когда я слышу "L-410", моя рука тянется к пистолету (которого, правда, нету). У нас 4 года назад под Нельканом "элька" разбилась, тогда полеты этих "ласточек" приостановили по всей стране для всех компаний. Сейчас уже третье за четыре месяца крушение - и полеты приостановил только ДОСААФ. Остальные могут продолжать эксплуатацию. Ну, а то, что жим-жимом в полете можно стальной лом перекусить - это проблемы пассажиров, ага. Ну, а чо, пассажирам все равно деваться некуда - у нас взлетка короткая, только "эльки" и принимает.
    1. faiver
      faiver 12 октября 2021 06:31
      +6
      Не очень понимаю претензии в самолету, претензии то надо предъявлять к авиакомпаниям эксплуатантам, которые стараются экономить на всем...
      1. Дальний В
        Дальний В 12 октября 2021 06:39
        +2
        Под Нельканом как раз-таки претензия к самолету - при заходе на посадку включилась реверсивная тяга. Такую же фигню через пару месяцев выхватили в Комсомольске, хорошо, что еще до взлета - рейс отменили, "эльки" поставили на прикол. Потом сказали, что со всем разобрались, недостаток устранили, можно летать. Можно-то оно, конечно, можно... Грибы тоже все подряд съедобные. Но некоторые можно кушать только один раз.
        1. GREG68
          GREG68 12 октября 2021 14:38
          +2
          Под Нельканом как раз-таки претензия к самолету - при заходе на посадку включилась реверсивная тяга.
          Ну так это-же опять вина не самолёта, а человека. Либо неквалифицированное или халатное регламентное ТО, либо самолёт уже выработал все возможные сроки годности, а их всё продляют и продляют, а ставит подпись на СЛГ опять-же человек...
  6. Zaurbek
    Zaurbek 12 октября 2021 09:42
    +2
    А какие перспективы по ТВД? "Родного производителя" купили американцы из Дженерал Электрик.
  7. ОДНАКО 200
    ОДНАКО 200 12 октября 2021 11:00
    +2
    L-410 это пример, когда "в рамках социалистического содружества" отдавали предпочтение импортным моделям, в ущерб советским КБ. А в последнии годы аварии с L-410 стали обыденностью.
  8. AlexFly
    AlexFly 12 октября 2021 12:32
    +4
    В память о погибших в Мензелинске..... друзьям и семьям R.I.P.
    Не знаю, как у всех, но у меня отношение к этому детищу социалистического сотрудничества весьма неоднозначное..
    Может самолёт и не плох, но валится с неба с завидной регулярностью.. Стоит только погуглить... 118 начиная с 75 года..
    Сам я в нём сиживал, вонь керосина смешивалась с протеканием конденсата в салон.. Приятнейшие чувства обостряя..
    Да, и моторчики у него в никуда... Не убедить меня этим гением мысли о его совершенстве..
    Просто других нет и не будет в ближайшие долгие годы..
    1. mmaxx
      mmaxx 12 октября 2021 16:13
      +1
      Это, наверное, самый правильный комментарий.
  9. lopuhan2006
    lopuhan2006 12 октября 2021 13:06
    +3

    Его производство вроде то же было спланировано на площадке УЗГА в Арамиле, но пока таких точно не видел, а вот "410" летают и часто, особенно в "серой ливрее"

    Конечно немного жаль, что эта "Элочка" "съела" чисто советские проекты,того же Ана

    Но вот почему сейчас фирма "Су", да и ОАК вообще имея уже испытанный проект Су-80 его не пытается реализовать,
    Да и за время эксплуатации, до этой трагедии с участием Л-410 произошло 14 катастроф:
    - 18 января 1979 года — авиакатастрофа вблизи Белгорода, произошедшая с самолётом Л-410М, выполнявшим учебно-тренировочный полёт, погиб экипаж, 3 человека
    - 3 августа 1979 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Ковалёвском лесу у аэропорта Ржевка в Ленинградской области с самолётом L-410M (Л-410М) предприятия «Аэрофлот», в результате которой погибли 10 человек, выжило 4.
    -7 января 1982 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта L-410M (Лет Л-410М) предприятия Аэрофлот, произошедшая близ Геленджика, при этом погибли 18 человек.
    -14 августа 1982 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Сухумском аэропорту Бабушара (Абхазская АССР, Грузинская ССР) на взлётной полосе столкнулись авиалайнеры Ту-134А и Let L-410M авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы SU-974 Сухуми—Москва и Г-73 Сухуми—Кутаиси). В катастрофе погибли 11 человек — все 9 пассажиров и оба пилота L-410.
    -29 марта 1983 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410M (Лет Л-410М) компании Аэрофлот, произошедшая в районе Поти, при этом погибли 6 человек, выжило 12
    -4 декабря 1984 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410MA (Лет Л-410МА) компании Аэрофлот, произошедшая близ Костромы, при этом погибли все, 10 человек.
    -26 августа 1988 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Иркутской области с самолётом L-410M (Л-410М) авиакомпании «Аэрофлот» при заходе на посадку в аэропорт Иркутск. В результате авиакатастрофы погибли все 4 человека, находившиеся на борту.
    -26 августа 1993 года — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410UVP-E (Лет Л-410УВП-Э) российской компании Саха-Авиа, при посадке в аэропорту Алдан (Якутия), при этом погибли 24 человека.
    -25 августа 2010 года с самолётом Let L-410 Turbolet в провинции Бандунду, Демократическая Республика Конго. В результате трагедии погибли 20 человек, один выжил
    -13 июля 2011 года - авиационное происшествие (катастрофа) с самолётом Let L-410 Turbolet бразильской авиакомпании Noar Linhas Aéreas, выполнявшим регулярный пассажирский рейс 4896 из международного аэропорта Гуарарапис (Ресифи) в аэропорт Мосоро с промежуточной посадкой в международном аэропорту Аугусту Северу (Натал). В катастрофе погибли все 16 человек, находившиеся на борту лайнера.
    -15 ноября 2017 года - авиационная катастрофа с самолетом Let L-410UVP-E20 авиакомпании «Хабаровские авиалинии», выполнявшим внутренний рейс RNI463 по маршруту Хабаровск—Чумикан—Нелькан, но при заходе на посадку в пункте назначения рухнул в лес в 1,2 км от аэропорта Нелькана. Из находившихся на его борту 7 человек (5 пассажиров и 2 члена экипажа) выжил 1
    -19 июня 2021 года - авиационная катастрофа,произошедшая у деревни Журавлево в Кемеровской области, с самолетом Let L-410UVP-E принадлежащему ДОСААФ. Его бортовой номер — RF-94603, серийный — 892328. Самолёт совершил первый полёт в 1989 году. Погибло 5 человек
    -12 сентября 2021 года - авиационная катастрофа, произошедшая на территории Иркутской области Российской Федерации. Авиалайнер Let L-410UVP-E20 (2014 года выпуска) российской авиакомпании «Аэросервис», выполнявший внутренний рейс ДУ-51 по маршруту Иркутск—Казачинское, совершил жёсткую посадку в 4 километрах от аэропорта пункта назначения. Из находившихся на его борту 16 человек (14 пассажиров и 2 члена экипажа) погибли 4 человека (3 пассажира и 1 пилот), остальные ранены
    -10 октября 2021 года - авиационная катастрофа, произошедшая в районе города Мензелинск (Татарстан, Россия).Сразу после взлёта из местного аэродрома самолёт L-410, принадлежащий ДОСААФ России начал терять высоту и врезался в землю. На борту находилось 22 человека (20 парашютистов и 2 члена экипажа). Выжили шестеро[/quote]
    В половине катастроф человеческий фактор(ошибки пилота и техников), а учитывая ушатанность техники, оснащение ДОСААФ, интенсивность эксплуатации
    то самолёт и не причём. Последняя катастрофа пример 20 человек с экипировкой вместо 10-12 по инструкции, было меньше глядишь спланировал бы, а не упал.
    1. AlexFly
      AlexFly 12 октября 2021 19:27
      +1
      Не знаю, где вы нашли информацию про 14 катастроф....
      Вот вам ссылочка в студию...
      https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_accidents_and_incidents_involving_the_Let_L-410_Turbolet
    2. AlexFly
      AlexFly 12 октября 2021 20:49
      +1
      По инструкции, как вы гутарите положено 1800кг груза, если вес 20 парашютистов не превышает этой величины, то почему и не летать?