Военное обозрение

Bell 360 Invictus и Sikorsky Raider X: В американской прессе рассказали о перспективах разработки новых вертолетов в США

37

В последние десятилетия в США активно изучают возможность внедрения новых решений в авиастроении, в первую очередь, использовав их для создания новых моделей вертолетов армейской авиации. К 2030 году, пишет издание Defense News, планируется разработать и создать ударный (штурмовой) вертолет дальнего действия и штурмовик-разведчик. Оба будут использоваться для нужд армейской авиации, которая выполняет важную роль в локальных военных конфликтах.


Радикальная реформа вертолетного парка американской армии известна как программа Future Vertical Lift (FVL). Она предусматривает замену старых вертолетов наблюдения, разведки и поддержки Bell OH-58D Kiowa (в 2017 году их вывели из эксплуатации), а также ряда тяжелых ударных вертолетов десантно-штурмовым вертолетом увеличенной дальности полета и перспективным разведывательно-ударным вертолетом. Пока в качестве реальных претендентов на место финалиста тендера считаются проекты вертолетов Bell 360 Invictus и Sikorsky Raider X. В 2022 году армия должна провести сравнительные испытания прототипов и выбрать наиболее перспективный из них.

Генерал Роберт Барри в интервью Defense News подчеркнул, что Пентагон хочет один раз вложиться в разработку новых технологий, а затем использовать эти технологии на различных платформах. В свою очередь, генерал-майор Уолли Руген, непосредственно отвечающий за реализацию программы вертолетов в армейской авиации, считает, что такой подход позволит найти оптимальный путь к решению стоящих перед американскими вооруженными силами задач.

Армия ожидает модульный авиационный двигатель, чтобы можно было менять его отдельные компоненты без необходимости замены всей силовой установки целиком. Это позволит значительно сократить затраты на обслуживание, причем не только финансовые, но и организационные. Также в ВС США ждут от новых систем способности к быстрой интеграции с уже используемыми системами.

Между тем, от наличия привлекательных вариантов зависит и масштабность инвестирования: военное ведомство не собирается вкладывать средства в неперспективные проекты. Сейчас лидерам американского вертолетостроения придется напрячь свои возможности и показать себя с лучшей стороны, чтобы завоевать симпатии генералов Пентагона и, соответственно, претендовать на победу в конкурсе.

Для справки: вертолёт Sikorsky Raider X проектируется в варианте соосной схемы винтов с так называемым толкающим винтом в хвостовой части. Машину создают с реализацией принципа малой заметности. Для этого корпус "Рейдера" проектируется к производству из композитных материалов. Вертолёт может быть как пилотируемым, так и беспилотным. На борту он может транспортировать десант численностью до 6-7 человек. При этом вертолёт будет, как утверждают разработчики, обладать рекордными параметрами скорости - более 440 км/ч. Первый полёт прототипа состоялся более 5 лет назад.

Видео с испытаний весной этого года:


У Bell 360 Invictus максимальная скорость - скромнее: около 340 км/ч. При этом он будет оснащаться 20-мм авиапушкой и способен нести на своём борту около полутонны полезной нагрузки в виде в первую очередь ракет подходящих габаритов и массы.
Автор:
Использованы фотографии:
Twitter / Sikorsky
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. gridasov
    gridasov 13 октября 2021 19:18
    +2
    Военные заставляют чтить объективность и не лукавить в предлагаемых научно технических решений. Трезво мыслящие люди давно осознали пределы модернизации лопастных движителей и их бесперспективности. А поверить и узнать о новых разработках не хватает решительности.
    1. Mitroha
      Mitroha 14 октября 2021 07:06
      +2
      Беспилотный,но с десантом....Я бы не полез в такое negative
      "Хьюстон, у нас проблемы" железяка вышла из под контроля))
  2. Никишов
    Никишов 13 октября 2021 19:26
    +2
    Незаметно стала появляться боевая техника, которую уже и цап-царапнуть не получается, даже наглядно видя действующие образцы.
    Bell V-22 Osprey, Sikorsky Raider X, БПЛА в воздухе, на воде и под водой и прочее, прочее. И отрыв в технологиях будет увеличиваться, и прорва станет бездной.
    1. gridasov
      gridasov 13 октября 2021 20:29
      -4
      Увы ,но думаю многие понимают ,что все равно все достижения имеют очень посредственный вид в рамках известных методов по достижению плотности энергетики процессов. Полное ощущение граничных рамок энергетики процессов которые применяются .
    2. Горный стрелок
      Горный стрелок 14 октября 2021 07:43
      -1
      Цитата: Никишов
      Bell V-22 Osprey, Sikorsky Raider X, БПЛА в воздухе, на воде и под водой и прочее, прочее. И отрыв в технологиях будет увеличиваться, и прорва станет бездной

      Да да, конечно. Забугорное значит прорывное, российское - "атстой"...отрыв в технологиях увеличивается...
      В России нет БПЛА? Есть. V-22 штучка интересная - но уж очень дорогая. И свою боевую эффективность (такую, чтобы ах...) не доказала. Что осталось из перечисляемого? Концепт Сикорского? Так это ещё не боевая машина. Полетает, шишек набьет. Докажет эффективность. Глядишь, и у нас появится похожее. Тем более, что соосная схема у нас ЛЕТАЕТ массово. В отличии от... Посему, бездну не наблюдаю. Нормальный процесс.
    3. Zaurbek
      Zaurbek 14 октября 2021 09:32
      -2
      Все эти технологии американцы начали отрабатывать еще в 70е.....тогда не пошло, сейчас, видимо, появились нужные технологии и напечатали кучу денег, которые надо освоить
  3. Наблюдатель2014
    Наблюдатель2014 13 октября 2021 19:26
    +3
    Камов Николай Ильич.Аплодирует уверен стоя! yes Соосный вертолёт с автожиром скрестить это только после хорошей и надёжной компьютерной поддержки получилось..Браво.Плюс винты не перехлёстываются....На этом витке развития американцы вырываются вперёд.Есть аргументированные возражения?Печатайте .Почитаем.
    1. Canecat
      Canecat 13 октября 2021 20:07
      +2
      Цитата: Наблюдатель2014
      Печатайте .Почитаем.

      Следующим прорывом будут подвесные баки и складывающиеся пилоны с вооружением. laughing
      1. Наблюдатель2014
        Наблюдатель2014 13 октября 2021 20:36
        -2
        Следующим прорывом будут подвесные баки и складывающиеся пилоны с вооружением.
        Ещё и систему дозаправки воткнут.К бабке не ходи. wink yes
    2. poquello
      poquello 13 октября 2021 20:22
      -12
      Цитата: Наблюдатель2014
      Камов Николай Ильич.Аплодирует уверен стоя! yes Соосный вертолёт с автожиром скрестить это только после хорошей и надёжной компьютерной поддержки получилось..Браво.Плюс винты не перехлёстываются....На этом витке развития американцы вырываются вперёд.Есть аргументированные возражения?Печатайте .Почитаем.

      читайте, читайте, спёртая как раз у Камова модель, правда сделали "как получилось"
      1. Flanker692
        Flanker692 13 октября 2021 20:53
        +18
        Как говориться: "не читайте до обеда советских газет". У вас на фото летательный аппарат Whispercraft из голливудского фильма "6-й день" с А. Шварценеггером:

        Нереализованная модель Ка-90 выглядит так:

        Технология Сикорски Х2 действительно похожа на концепт Ка-92:

        Но одни выплавили модельку, другие сделали 12тонный летательный аппарат.
        1. Flanker692
          Flanker692 13 октября 2021 21:09
          +12
          Данные модели Камов показал на выставке HeliRussia-2008. Первый полет Sikorsky X2 совершил в .. 2008 году через 3 месяца после выставки (какие шустрые американцы). Кроме того у данных концептов Сикорски развивать большую горизонтальную скорость позволяет не только толкающий винт но и технология Advancing Blade Concept — концепция опережающей лопасти. Используются два соосных винта с двумя редукторами, двумя автоматами перекоса, которые изменяют угол атаки отступающих лопастей. Т.о основную подъемную силу создают только опережающие лопасти. Все это Сикорски провернул еще на экспериментальном S-69 в 1973 году. Никакого плагиата у Камова тут и близко не может быть
          PS К вопросу о том, что концепция винтокрылой машины не способна перейти определенную черту, охарактеризованную законами физики. Получается если немного подумать, то способна.
          1. poquello
            poquello 13 октября 2021 21:24
            -3
            Цитата: Flanker692
            Данные модели Камов показал на выставке HeliRussia-2008. Первый полет Sikorsky X2 совершил в .. 2008 году через 3 месяца после выставки (какие шустрые американцы).

            а с этого места поподробнее,
            модель Сикорский S-97 Raider испытывалась в 15м
        2. poquello
          poquello 13 октября 2021 21:19
          -4
          Цитата: Flanker692
          Нереализованная модель Ка-90 выглядит так:

          или вот так

          или вот так
          Цитата: Flanker692
          Технология Сикорски Х2 действительно похожа на концепт Ка-92:

          выставка 2008 года

          ну и до кучи Ка22 Оспри, тьфу, Обруч, разработка 1960 года
          1. poquello
            poquello 13 октября 2021 21:21
            -3
            Цитата: poquello
            до кучи Ка22 Оспри, тьфу, Обруч, разработка 1960 года

            1. Flanker692
              Flanker692 13 октября 2021 23:07
              +6
              V-22 Osprey - это конвертоплан. Его винты разворачиваются и толкают аппарат, как самолет, думаю это понятно. Ка-22 - это винтокрыл поперечной схемы, его винты статичны. Разрабатывался для задач переброски больших грузов. Первый полет 1959 год. Для ускорения и удешевления корпус взят от самолета Ли-2, далее проблемы в реализации, закрытие программы. Если сравнивать с штатами, то его ближайший конкурент это всем известный CH-47 Chinook - винтокрыл продольной схемы. Эксплуатируется и сейчас. Первый полет - 1961 год, только вот он - модернизация своего старшего брата CH-46 Sea Knight (первый полет 1958 год), который развитие их деда H-21 (первый полет 1952 год). У Миля такая схема была только у Ми-12 (1968 год). Не нужно пытаться поймать за руку, придумывая очередную утку.
              1. poquello
                poquello 13 октября 2021 23:21
                -3
                Цитата: Flanker692
                Его винты разворачиваются и толкают аппарат, как самолет

                а на ка22 поперечные не толкают? )
          2. Flanker692
            Flanker692 13 октября 2021 21:28
            +7
            Про Ка-92 уже ответил.
            Новость с этим слайдом о "перспективным ударным вертолетом Камова, развивающим 700 км/ч" появилась в 2018 году. К этому моменту X2 летал уже 10 лет, а Raider - 3 года. Если кто и подглядывал за соседом, то это был Камов.
            1. poquello
              poquello 13 октября 2021 21:31
              -3
              Цитата: Flanker692
              Про Ка-92 уже ответил.
              Новость с этим слайдом о "перспективным ударным вертолетом Камова, развивающим 700 км/ч" появилась в 2018 году. К этому моменту X2 летал уже 10 лет, а Raider - 3 года. Если кто и подглядывал за соседом, то это был Камов.

              каким слайдом?
              Цитата: poquello
              Цитата: Flanker692
              Данные модели Камов показал на выставке HeliRussia-2008. Первый полет Sikorsky X2 совершил в .. 2008 году через 3 месяца после выставки (какие шустрые американцы).

              а с этого места поподробнее,
              модель Сикорский S-97 Raider испытывалась в 15м
              1. Flanker692
                Flanker692 13 октября 2021 21:50
                +7
                каким слайдом?

                Ваш слайд где генеральный конструктор Камова С.Михеев что-то рассказывает на фоне силуэта вертолета. Этот слайд датирован 2018 годом, точнее первое упоминание 29 октября.
                а с этого места поподробнее,
                модель Сикорский S-97 Raider испытывалась в 15м

                Sikorsky X2 - первый полет август 2008 года. Демонстратор технологии ABC.

                Sikorsky Raider - первый полет 2015 год. Прототип, участник программы FARA будущего разведывательно-ударного вертолета США на замену OH-58D Kiowa Warrior.
                В 2019 году ее и программу FLRAA (замена UH-60 Black Hawk) закинули до кучи в упомянутую программу FVL. Где по сути попробуют создать на одной перспективной базе максимальное количество вариантов вертолетной техники. Вот DEFIANT Х (увеличенная копия S-97) как раз на замену UH-60. А ударный вариант этих прототипов (вместо десантного отделения - внутренний отсек вооружение) на замену AH-64 Apache.
                1. poquello
                  poquello 13 октября 2021 23:00
                  -2
                  Цитата: Flanker692
                  Ваш слайд где генеральный конструктор Камова С.Михеев что-то рассказывает на фоне силуэта вертолета. Этот слайд датирован 2018 годом,

                  Цитата: Flanker692
                  Новость с этим слайдом о "перспективным ударным вертолетом Камова, развивающим 700 км/ч" появилась в 2018 году. К этому моменту X2 летал уже 10 лет, а Raider - 3 года.

                  аа, вон чего, это с трд,
                  близкий принцип

                  с поддувом в зад 89 год )
        3. yehat2
          yehat2 13 октября 2021 22:48
          +4
          в СССР разрабатывали около 10 радикально иных проектов вертолетов, и не только миль и камов - другие авиа кб тоже участвовали, но всю эту активность зарубили на уровне ЦК партии. Остались только некоторые и только крайне консервативные проекты. К 80-м годам СССР подошел, имея научный задел для массовых прорывов, но процентов 70 перспективных работ было зарублено из-за деятельности группировки Горбачева, которая уничтожила почти все средства для инвестиций за 7 лет. Одной из их жертв стал Буран. Может, я скажу неожиданные вещи, но рейдер Сикорского - это убожество, потому что эта машина на технологиях уровня 70-х годов, просто на современных запчастях. У СССР были проекты интереснее.
        4. Zaurbek
          Zaurbek 14 октября 2021 09:33
          +2
          Нарисовать можно, что угодно. Американцы все схемы пробовали еще в 60-70 годы. Вспомните Шайен......СССР подобный прожект не потянул
  4. Aurel
    Aurel 13 октября 2021 19:28
    +1
    Смотрится эффектно.
  5. Flanker692
    Flanker692 13 октября 2021 20:02
    +10
    Небольшое уточнение. В статье на видео показан S-97 - куда более скромный предшественник DEFIANT Х. Такое сейчас название у прототипа Локхид Сикорски/Боинг.

    Вчера они выпустили короткий промо о достижении скорости в 457 км/ч. В ролике можно рассмотреть вблизи этот аппарат
  6. Комментарий был удален.
  7. agoran
    agoran 13 октября 2021 21:22
    +3
    Статья полна противоречий.
    Вы уже определитесь или тяжелый штурмовик или легкий разведчик, два в одном не получится.
    Модульный авиационный двигатель? Да, ладно. В полевых условиях разобрать двухвальный движок и собрать, ну не знаю.
    Усложнение конструкции (с толкающим винтом) и как следствие увеличение веса.
    Поэтому неизбежно увеличится расход топлива, а отсюда или уменьшение радиуса или уменьшение нагрузки.
    А так, да, красиво, стильно, молодежно.
    1. Flanker692
      Flanker692 13 октября 2021 22:27
      +4
      Программа FVL подразумевает масштабируемость. Выше показал какие именно есть прототипы у Сикорски. Райдер весит ~6 тонн - весовая категория ударного Апача. Дефиант весит ~12 тонн - аналог транспортного Блек Хока. Ранний Х2 весит около 3 тонн - вот и легкий разведчик. Компания уже получила деньги на исследования варианта весом ~45 тонн, а это уже аналог Ми-24.
      Хм, думаю инженерам Сикорски видеться иначе насчет дальности. Вот требование от военных по прежней программе FLRAA на замену UH-60 в которой они учувствуют и продвинулись дальше всех. Обратите внимание на боевой радиус - 170-230 морских миль + 30минутный запас. Это в ~2 раза больше, чем у UH-60.

      Ну так у обычной схемы тоже есть хвостовой компенсирующий винт. Только он там как рудимент. А этот винт учувствует в полезной работе. Со слов инженеров они добились упрощения трансмиссии их соосной схемы ABC и количество деталей сопоставимо с классической схемой UH-60. При этом увеличили не только скорость, но и грузоподъемность и высоту полета (как раз плюсы двух винтов)
      1. OgnennyiKotik
        OgnennyiKotik 13 октября 2021 23:29
        0
        Цитата: Flanker692
        Райдер весит ~6 тонн - весовая категория ударного Апача. Дефиант весит ~12 тонн - аналог транспортного Блек Хока. Ранний Х2 весит около 3 тонн - вот и легкий разведчик.

        Логично использовать 1 платформу для этих 3 типов вертолетов. Меняя кабину и состав вооружения. Унификация крайне облегчит эксплуатацию и удешевит серию.
  8. Басарев
    Басарев 13 октября 2021 21:56
    +2
    Американцы совершенно серьёзно вкладываются в соосные машины, осознавая все их преимущества, интересуются и новыми схемами вроде винтокрыла... А у нас, блин, всячески задвигают Ка-52 и основным ставят проигравший советские конкурсы Ми-28. Ещё и окончательно устаревший Ми-24 зачем-то держат.
  9. Комментарий был удален.
    1. RipRap
      RipRap 13 октября 2021 22:22
      -2
      Игорь Сикорский уже давно чертей в аду развлекает и ничего ни для кого не делает.
  10. Абакан
    Абакан 13 октября 2021 22:17
    -1
    Игорь Сикорский делает отличные вертолеты для вооруженных сил и для президента, сильный патриот страны, нашел несколько видео его вертолетов







  11. RipRap
    RipRap 13 октября 2021 22:19
    -3
    На мой взгляд это победа техники над здравым смыслом. Так для сравнения 334 км/ч и Ми 24 выдать может. К чему этот соосный автожир не ясно и не понятно.
  12. Марсианин
    Марсианин 14 октября 2021 08:48
    0
    Ничего Нового американцы не придумали...Все эти идеи были давно и в СССР. Вот только американцы идеи внедряют гораздо быстрей СССР и России. А в России - это вообще полный абздец, здесь не экономикой занимается власть, а разворовыванием богатств и бабла....Так что США пока рулит впереди, Китай догоняет, Россия в болоте...
    1. Zaurbek
      Zaurbek 14 октября 2021 09:35
      +1
      Идеи-Идеями...техническое воплощение - дело практическое.
  13. Zaurbek
    Zaurbek 14 октября 2021 09:43
    0
    Молодцы, технически сложный и совершенный аппарат. Вопрос один: Перевесит ли выгода от таких затрат и сложностей при применении ? Какова концепция и стоит ли овчинка выделки? Апачи и МН60 , насколько я понял, никто не снимает с повестки дня.....БПЛА ударные цветут всеми цветами......ПТРК 3го и 3го+ поколения уже массово закупаются и применяются. Супер Тукано на вооружении стоят.
  14. Александр97
    Александр97 14 октября 2021 14:23
    +1
    Фото по теме.
    Bell 360 Invictus - спроектирован по классической схеме, больше подходит на роль разведывательно-ударного вертолета.

  15. Крабонг
    Крабонг 15 октября 2021 03:05
    0
    Ерундой занимаются…