Российский ударный беспилотник С-70 станет незаметным для врага

71
Российский ударный беспилотник С-70 станет незаметным для врага
Опытный образец ударного беспилотника С-70 «Охотник», Фото: wikipedia.org

Беспилотная авиация все последние десятилетия доказывает свою значимость и состоятельность. Недавние конфликты, особенно в Нагорном Карабахе, доказывают, что современные ударные БЛА могут оказывать серьёзное влияние на ход боевых действий на земле. Главной надеждой российской ударной авиации справедливо считается тяжелый ударный БЛА С-70 «Охотник», разработчиком которого является компания «Сухой».

Новости о новом российском ударно-разведывательном беспилотнике, который сможет действовать совместно с истребителем пятого поколения Су-57, появляются достаточно дозировано. Так, недавно телеканал «Звезда» в своей программе подтвердил версию о том, что ударный беспилотник получит «стелс» сопла для двигателей.



Стоит отметить, что это не такая уж и новость. На протяжении длительного времени на выставках «Охотник» в виде макета демонстрируется именно с такой конструкцией сопла двигателя. В этом плане макет действительно отличается от летающего в настоящее время прототипа демонстратора-технологий, который ранее был героем видеосюжетов Минобороны России.

Ударный беспилотник С-70 «Охотник» получит плоское сопло


Отличительной особенностью нового российского ударного беспилотника компании «Сухой» должна стать новая для отечественной авиации конструкция сопла. В отличие от обычных – круглых – оно станет прямоугольным (плоским). До недавнего времени подобная конструктивная особенность в российской авиации не использовалась.

Ранее такой ход был реализован только на первом в мире серийном истребителе пятого поколения – американском F-22 Raptor. Вслед за ним такие же сопла получил и американский сверхзвуковой тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit. Подобная конструкция позволяет повысить малозаметность летательных аппаратов и их живучесть.


Макет ударного беспилотника «Охотник», Фото: Михаил Жердев

По словам Сергея Кузьмина, занимающего должность заместителя генерального конструктора ОКБ «Мотор» ПАО «ОДК УМПО», новая версия ударного БЛА С-70 «Охотник» получит плоское сопло, что обеспечит беспилотнику меньшую заметность. По словам Кузьмина, новое изделие позволит более эффективно рассеивать тепловой след от работы двигателя. Благодаря этому поразить «Охотник» с помощью управляемых ракет с инфракрасными и тепловыми головками самонаведения станет заметно сложнее.

По словам Кузьмина, такое нововведение для отечественного авиастроения является уникальным. Специалист отметил, что ни на одном отечественном истребителе в настоящее время такое техническое решение не используется. При этом Кузьмин подчеркнул, что внедрение такой формы сопла является общемировым трендом с конца XX века. Это позволяет обеспечить набор необходимых спецхарактеристик в задней полусфере самолета, в первую очередь незаметности.

По словам конструктора, новое плоское сопло, которое разработали в Уфе, будет почти полностью укрыто в конструкции ударного беспилотника С-70 «Охотник», что позволит уменьшить видимое пламя от работающего двигателя, эффективно его рассеивая. Для дополнительной маскировки от управляемых ракет, разработчики, в ходе конструктивных мероприятий во внутренней части сопла, прикрывают горячие части двигателя холодными элементами. За счёт укрытия сопла в конструкции планера снижается и радиолокационная заметность летательного аппарата.

«Ракета горячие лопатки двигателя не увидит», – подытожил своё выступление в программе телеканала «Звезда» Сергей Кузьмин.

Также специалист рассказал, что сопло для ударного беспилотника собирается по аддитивной технологии, при которой детали и элементы конструкции производятся на 3D принтере, после чего собираются и тестируются на стенде, на котором установлено более 200 различных датчиков.

Стоит отметить, что в Уфе на предприятии «Мотор» прямоугольное (плоское) сопло изучали ещё в начале 1990-х годов. Известно, что один из истребителей Су-27УБ был специально переделан в летающую лабораторию. На левом двигателе (АЛ-31Ф) истребителя было размещено плоское сопло разработки уфимского предприятия. При этом сопло имело возможность изменения реверса и направления вектора тяги.


Опытный образец беспилотника С-70 «Охотник» в полете, кадр видео Минобороны РФ

В рамках экспериментов было совершено порядка 20 полетов, которые сопровождались хорошими результатами испытаний. Среди прочего отмечалось, что ИК-заметность работающего двигателя с новой конструкцией сопла значительно снижалась (в несколько раз). Однако отсутствие необходимого финансирования в 1990-е годы стало причиной остановки подобного рода работ.

Какие преимущества и недостатки есть у прямоугольного сопла


Наибольший интерес инженеров и конструкторов к прямоугольным соплам возник в начале 1970-х годов. При этом интерес изначально был основан исключительно на военном применении подобной технологии. Данная форма сечения сулила преимущества только для боевых самолетов. Больше всего исследователей привлекали две возможности: снижение инфракрасной и радиолокационной заметности и изменение направления вектора тяги, что могло повысить маневренность самолета.

Радиолокационная заметность уменьшалась за счёт максимально возможного согласования обводов сопла двигателя с иными элементами конструкции самолета. При использовании сопла обычного (круглого) сечения сделать это практически невозможно.

Помимо этого, в конструкции элементов сопла в дальнейшем стали применять специальные радиопоглощающие материалы, как это было сделано на истребителе пятого поколения F-22. Инфракрасная заметность снижалась за счёт правильного формирования соотношения ширины к высоте сопла и выходящей струи с целью уменьшения её температуры.


Истребитель пятого поколения F-22 Raptor, фото: wikimedia.org

Первым боевым самолетом, поднявшимся в небо с новыми соплами двигателей, стал американский экспериментальный истребитель F-15 STOL/MTD. Это произошло в конце 1988 года. Отработка и обобщение результатов полученных испытаний легли в основу создания плоского сопла для двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100, которые установили на истребителе F-22 Raptor.

Помимо очевидных преимуществ, у плоского сопла есть и недостатки. Конструктивно управление вектором тяги на таком сопле осуществляется только в вертикальной плоскости. А это отсутствие всеракурсности, что может быть критично для боевых истребителей, которые ориентированы на маневренный бой. В то же время для ударных и разведывательных БЛА этот недостаток не играет практически никакой роли.

Ещё одним недостатком данной конструкции, который некоторые специалисты называют главным, является масса такого сопла. Плоские сопла, помимо растягивающих нагрузок, испытывают и изгибающие нагрузки. Обеспечение для них необходимого уровня жёсткости и прочности неизбежно влечёт за собой рост массы всей конструкции. Известно, что на экспериментальном истребителе F-15 STOL/MTD рост массы на каждый из двух двигателей составил 180 кг.

У прямоугольного сопла есть альтернатива


В любом случае сегодня можно говорить о том, что плоское сопло – это не безальтернативное решение для боевой авиации. Осесимметричное (круглое) сопло с управляемым вектором тяги является серьёзным конкурентом. В пользу большей маневренности и в ущерб радиолокационной заметности в задней полусфере сделали выбор отечественный Су-57 и китайский истребитель пятого поколения J-20.


F-35 ВВС Израиля, фото: wikimedia.org

Неизвестно, правда, какие сопла будут установлены на истребителях Су-57 с двигателями второго этапа, но уже сейчас Китай и Россия не одиноки в своём выборе. Американцы для своего истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 также выбрали традиционную осесимметричную форму сопла.

Получается, что и разработчики F-35 предпочли повышение маневренности и уменьшение веса в ущерб идеям технологии «стелс». В то же время интересной особенностью сопла двигателя F-35 являются зубчатые края, что помогает снизить радиолокационную заметность, но не так эффективно, как это было бы с прямоугольным соплом.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 октября 2021 05:39
    зубчатые края, что помогает снизить радиолокационную заметность
    1. +6
      19 октября 2021 07:08
      Гребное колесо, не имеющее аналогов в мире, снижает акустическую заметность для подводных лодок)
      1. 0
        19 октября 2021 08:00
        На фото к статье может кто нить разглядит прямоугольное сопло "Охотника"?
        1. 0
          19 октября 2021 20:35
          Цитата: Стропорез
          На фото к статье может кто нить разглядит прямоугольное сопло "Охотника"?

          =======
          Вы ВНИМАТЕЛЬНО читали, или так - "по диагонали"? Там же четко написано, что плоское сопло на "Охотник" ПЛАНИРУЮТ поставить (существует пока только на макетах: второе фото сверху), а пока летает с круглым (третье фото).
        2. +3
          19 октября 2021 21:04
          Вы посмотрите на фото макета (там где с красным ведром в паре), там сопло плоское. Все остальное только в планах. А сейчас "Охотник" максимально незаметен, так как его еще нет )
          1. -1
            20 октября 2021 15:54
            Цитата: Степан S
            Вы посмотрите на фото макета (там где с красным ведром в паре), там сопло плоское. Все остальное только в планах. А сейчас "Охотник" максимально незаметен, так как его еще нет )

            Ё ж маё! Опять фантазии с красным ведром и мкс. незаметностью из-за отсутствия присутствия wassat
      2. +5
        19 октября 2021 09:29
        Цитата: Zufei
        Гребное колесо, не имеющее аналогов в мире, снижает акустическую заметность для подводных лодок)

        А водомётный движитель ? А движитель "скат" ?
        1. +6
          19 октября 2021 14:57
          интересной особенностью сопла двигателя F-35 являются зубчатые края,
          Вот что я имел ввиду ! hi
    2. +5
      19 октября 2021 14:14
      Да тут вообще извилины выпрямляются... воздухозаборник угловатый, воздухопровод S-образный, турбина круглая, сопло прямоугольное... и от самолета требуют что-то еще...
  2. +2
    19 октября 2021 05:44
    Возникает обычный вопрос - когда?
    1. +1
      19 октября 2021 06:03
      Когда? Сколько в какие сроки? А то опять будет по штучно в год два,три,когда у потенциальных "партнёров" десятками с конвеера сходят.
      1. +1
        20 октября 2021 19:45
        Возьмите и найдите новости, об этом уже не раз говорили. Как и о том, что срок разработки резко сокращают, чтобы получить аппараты в серийное производство раньше
    2. -5
      19 октября 2021 06:08
      Да когда нибудь сделают. Просто при "рыночной экономике", тяжело создавать то, что уже было создано...
    3. 0
      19 октября 2021 06:51
      Как только так сразу!
    4. +3
      19 октября 2021 07:28
      Цитата: Ингвар 72
      Возникает обычный вопрос - когда?

      Когда на ВО в пятый или седьмой раз выйдет статья о плоском сопле для С-70
      Две (или три?) статьи уже были, вот и считайте.
      1. +1
        19 октября 2021 07:33
        Цитата: красноярск
        Две (или три?) статьи уже были, вот и считайте.

        Я бы не стал по статьям на ВО считать. По Армате их не один десяток был, и где Армата? laughing
        1. 0
          19 октября 2021 07:35
          Цитата: Ингвар 72
          Цитата: красноярск
          Две (или три?) статьи уже были, вот и считайте.

          Я бы не стал по статьям на ВО считать. По Армате их не один десяток был, и где Армата? laughing

          Вы зашли с козырей, мне бить нечем. laughing hi
        2. +2
          19 октября 2021 08:01
          Цитата: Ингвар 72
          Я бы не стал по статьям на ВО считать. По Армате их не один десяток был, и где Армата?

          Там же где и прямоугольное сопло Охотника yes
        3. -2
          19 октября 2021 17:09
          в серийном производстве
          1. -2
            19 октября 2021 21:38
            Цитата: янеробот
            в серийном производстве

            Не спать! А то паноснится всякое...... fellow
            1. 0
              20 октября 2021 08:10
              у вас есть достоверная информация что армата не в серийном производстве, только без ваших агитационных лозунгов
              1. -3
                20 октября 2021 08:17
                В России серийное производство Т-14 «Армата» начнется в 2022 году. Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. «У нас в следующем году заканчиваются госиспытания. Со следующего года уже пойдет активно в серию», — сказал он в интервью ТАСС, опубликованном в понедельник, 5 июля

                Вы же доверяете министру и официальным СМИ? wink
                1. +2
                  20 октября 2021 10:36
                  "Опытная партия новейших танков Т-14 "Армата" поставлена в войска. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора госкорпорации "Ростех" Владимир Артяков"
                  как можно поставить партию танков без серийного производства?
                  1. -2
                    20 октября 2021 15:07
                    Цитата: янеробот
                    как можно поставить партию танков без серийного производства?

                    Слово "Опытная" вы конечно пропустили. Роботы Сбербанка пошустрее в мыслительных процессах, чем Нероботы на ВО. wassat
                    1. +1
                      20 октября 2021 18:11
                      какая разница опытная или какая, мы говорим если вы забыли про серийное производство, а партия танков это серийное производство
                      если вы чего-то не понимаете, сначала уточняйте, а потом упражняйтесь в остроумии
                      1. -2
                        20 октября 2021 18:26
                        Вы только что обвинили Мантурова в скудоумии? belay
                      2. 0
                        20 октября 2021 18:30
                        о чем вы?
                        причем сдесь этот мантуров, я про него не писал, и если вам просто нечего ответить, то просто не пишите
                      3. -1
                        20 октября 2021 19:12
                        Цитата: янеробот
                        о чем вы?

                        Еще раз - официальный чиновник высшего уровня, министр промышленности Мантуров, заявил официальным СМИ о том, что Армата пойдёт в серию в 22-м году.
                        Вы же утверждаете, что серия это опытная партия, и выходит, что Мантуров "слегка" не в курсе, что такое серия. Соответственно он ...., как бы помягче сказать? Недообразован что ли? request Замете - это ваши выводы. wink
                        Это логика дружище, ничего личного. bully Надеюсь от куратора вам не прилетит, и премии не лишат. laughing
                      4. 0
                        20 октября 2021 21:04
                        ладно тогда вопрос: если есть партия в 20 танков, то как их произвели и что это?
                        ну и там он говорил про серийные поставки.
        4. +1
          20 октября 2021 08:15
          Я бы не стал по статьям на ВО считать. По Армате их не один десяток был, и где Армата?

          Уже всех врагов запугали и нас запутали laughing
          1. 0
            20 октября 2021 10:37
            это ожидания промышленников, испытания всегда вносят коррективы
    5. +2
      19 октября 2021 13:14
      Не суслик!"Охотника" видели?Конечно!А его нет!!!
  3. 0
    19 октября 2021 06:03
    Если возьмут за основу один из существующих двигателей и доработают сопло, то этот вариант проходной. Если же начнут с нуля работать, то, по аналогии с "изделием 30", это займёт десятилетия.
  4. 0
    19 октября 2021 06:26
    Как можно увидеть "горячие лопатки двигателя" в принципе? На земле?
    1. +1
      19 октября 2021 06:51
      Как можно увидеть "горячие лопатки двигателя" в принципе?
      Например, на ракете воздух-воздух с ГСН.
      1. 0
        19 октября 2021 06:59
        Думаю , струя газов горячее лопаток.
        1. +3
          19 октября 2021 11:07
          Цитата: Андрей Москвин
          Думаю , струя газов горячее лопаток.

          Вы заблуждаетесь.
          Температура лопаток ощутимо выше, чем температура истекающах газов за камерой сгорания.

          И в лобовой проекции - лопатки и передние кромки крыла видны гораздо сильнее, чем струя газов...

          Есть очень большая вероятность, что радары Ф-35 и Ф22 могут определять тип самолета летящего навстречу самолета по используемым двигателям, а вернее ко количеству лопаток турбины, а они в разных двигателях имеют разное количество.
  5. +5
    19 октября 2021 06:49
    адаптивной технологии, при которой детали и элементы конструкции производятся на 3D принтере,
    что автор опечатался или реально попутал аддитивные технологии с каким-то другими laughing
    1. +7
      19 октября 2021 07:03
      Цитата: А. К.
      что автор опечатался или реально попутал аддитивные технологии с каким-то другими

      Опечатка - это когда жи-ши через ы. Заодно не плохо бы пояснить, что такое "изменение реверса". По моему реверс или есть, или его нет. А вот про его изменение .... не понятно. Тут либо огрехи автора, либо неграмотная редактура. Этакое понятийное блуждание. laughing
  6. +7
    19 октября 2021 06:50
    Вслед за ним такие же сопла получил и американский сверхзвуковой тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit
    Чиииивоооо?!!Если данный самолет и превышает скорость звука, то только скорость звука в вакууме.
  7. -2
    19 октября 2021 07:39
    Почему американские невидимые технологии? Это Советские технологии!!! Или с РФ америкосы поделились технологиями?
  8. +3
    19 октября 2021 08:51
    "Охотник" был и остается платформой для отработки технологий,
    поэтому нелепо ждать его появления в виде "серийной" машины.
    В общем, тот же Су-57, только беспилотный.
    1. +7
      19 октября 2021 09:22
      Машины для отработки технологий тоже нужны. Как Су-47 например. В США и СССР сотни летательных аппаратов были созданы только для проверки гипотез и отработки технологий.
      Про серию это к нашим пропагандистам, именно этот БПЛА бесполезен. Попытка догнать вчерашний день. Фактически это беспилотный F-117 только в бок.
      F-117/С-70
      Длина: 20/14 м.
      Размах: 13/19 м.
      Взлетная масса (максимальная?): 24/25 т.

      Соответственно и задачи у него как у F-117 или RQ-170 и цена тоже будет сопоставимой. Попытки наделить его большими возможностями пропагандистический бред.
      Получаем на выходе узкоспециализированный самолёт, с ценником как у полноценного истребителя, с множеством технических вопросов. Это нашим ВС точно не нужно.
  9. +2
    19 октября 2021 08:57
    "Получается, что и разработчики F-35 предпочли повышение маневренности и уменьшение веса в ущерб идеям технологии «стелс». "
    Автор путает теплое с мягким. Осемметричное сопло нужно ф35 в первую очередь для вертикального взлета, поэтому его и поставили, а не потому что нужно повышение маневренности. Вот у су35 оно только для маневренности. Для су 57 сделать такое не проблема (что такое +200 кг), но конструктора решили использовать всеманевренность в ущерб малозаметности, хотя наверное можно было бы двигатели снизу прикрыть какой-то термоплитой, чтобы так не светили.
    1. 0
      20 октября 2021 19:49
      Вертикальный взлёт имеет лишь одна из трёх модификаций, совсем не многочисленная. Другое дело, что и отклонения сопла у обычного F-35 нет в любом случае, так что автор все равно ошибся.
    2. 0
      15 декабря 2021 21:02
      у разработчиков ф-35 кроме боевых способностей самолета были метрики по оптимизации его цены. это же не ф-22, где за ценой не постоим)
  10. +12
    19 октября 2021 10:09
    Также специалист рассказал, что сопло для ударного беспилотника собирается по адаптивной технологии

    Адаптивные технологии - это технологии для людей с ограниченными возможностями.
    Очевидно некоторые элементы сопла изготавливаются с применением аддитивной технологии.
    При этом сопло имело возможность изменения реверса и направления вектора тяги.

    Сопло обеспечивало возможность реверсирования и изменение вектора тяги.
    Уважающий себя ресурс не должен выпускать такой безграмотный материал.
  11. +8
    19 октября 2021 11:25
    Когда появилось первое фото С-70 и трактовка его как супер-пупер малозаметного самолета - всеми, кто хоть как то интересуется современной летной тематикой, сразу был задан вопрос: "О какой малозаметности может идти речь с таким соплом?"

    Сколько тогда от чепчикобросателей и уря-уря - было грязи вылито на недоумевающих: "Вы что умнее конструкторов? конструктора лучше вас все знают! Никому не нужны эти ваши плоские сопла""....

    Прошло время - и оно в очередной раз поставило все на свои места...
    1. -2
      19 октября 2021 17:07
      т. е вы считаете что ф-35 не малозаметный самолет с таким соплом
      1. 0
        20 октября 2021 08:16
        и за что минусы, т.е получается если круглое сопло российского производства то оно не малозаметное, а если американское то это настоящий стелс
        1. 0
          20 октября 2021 11:52
          Цитата: янеробот
          и за что минусы, т.е получается если круглое сопло российского производства то оно не малозаметное, а если американское то это настоящий стелс


          Дело в другом.
          Посмотрите на все современные БПЛА сходной аэродинамической схемы - у всех скрытое и уплощенное сопло.
          А сравнивая Ф-35 с БПЛА - это глупейшая подтасовка.
          Сравнивать надо с теми, в чьем поле он будет играть.
          1. 0
            20 октября 2021 14:09
            ф-35 и бпла подчиняются единым физическим законам-причем сдесь подтасовка
            если там и там круглое сопло, почему там стелс а здесь не стелс
          2. -2
            20 октября 2021 19:53
            В данном случае подтасовкой как раз занимаетесь вы, пытаясь оправдаться разными классами аппаратов, но, как вам правильно сказали, работающих при единых законах физики. Да и воплей никаких не было: большинство здесь сразу поняли, что это временное решение. Довольно быстро и модель с плоским соплом была анонсирована.
            1. +1
              20 октября 2021 20:56
              Цитата: Эль Чувачино
              В данном случае подтасовкой как раз занимаетесь вы, пытаясь оправдаться разными классами аппаратов, но, как вам правильно сказали, работающих при единых законах физики. Да и воплей никаких не было: большинство здесь сразу поняли, что это временное решение. Довольно быстро и модель с плоским соплом была анонсирована.


              Т.е. вы прямым текстом говорите вслух о том, что совершенно не видите разнице в задачах, методиках применения летательных аппаратов созданных по схеме "летающее крыло" и тупо сравниваете их с истребителями-бомбардировщиками фронтовой авиации?
              Я правильно вас понял?

              Для вас комплекс мер по задачам, методикам применения таких аппаратов, как: Б-2, Б-21, Н-20, Сентинел, Нейрон, Стингрей, Тарантис, Коракс, Охотник и другие, а также новейший разведчик США RQ-180 ( который БигВайтБэт", о котором статей то в интернете с гулькин нос... А уж в русскоязычном сегменте - около нуля...) - имеют туже концепцию применения, что и Ф-35?
              Дозвуковые аппараты, с огромным временем нахождения в воздухе (до 24-32 часов), маломаневренные, не имеющие развитого оборонительного вооружения, служащие для "длительных операций в зоне спорного неба" - вы считаете тождественными высокоскоростному, маневренному многофункциональному истребителю?
              1. -2
                20 октября 2021 22:22
                Цитата: SovAr238A
                Т.е. вы прямым текстом говорите вслух о том, что совершенно не видите разнице в задачах, методиках применения летательных аппаратов созданных по схеме "летающее крыло" и тупо сравниваете их с истребителями-бомбардировщиками фронтовой авиации?

                Ткните пальчиком, где конкретно я такое сказал.
                1. +2
                  20 октября 2021 22:34
                  Цитата: Эль Чувачино
                  Ткните пальчиком, где конкретно я такое сказал.

                  Цитата с вашего сообщения...

                  В данном случае подтасовкой как раз занимаетесь вы, пытаясь оправдаться разными классами аппаратов, но, как вам правильно сказали, работающих при единых законах физики.
                  1. -2
                    20 октября 2021 23:18
                    И? По-вашему белое - это черное, А - это Б?
                    1. +2
                      20 октября 2021 23:25
                      Цитата: Эль Чувачино
                      И? По-вашему белое - это черное, А - это Б?


                      Т..е вы с нова говорите о том, что суть маневренного фронтового истребителя для вас равна и тождественна сути "самолета длительных операций в зоне спорного неба" ?

                      Вы, лично вы, не видите разницы междц Ф-35 и Охотником или Нейроном?
                      просто не сливайтесь.
                      Скажите в чем разница - это очень важно для всех читателей...

                      Начнете юлить, сливаться - станет все понятно.
                      Начнете сыпать аргументами - честь вам и хвала...

                      Но читая вас много времени - чумаю, что ни чети, ни хвалы - вы не увидите.
                      Ибо пустышка.
                      1. -1
                        20 октября 2021 23:30
                        Аргументы чего вы хотите?

                        Ваша проблема в том, что вы додумываете за других свои же домыслы, а затем приписываете, в данном случае мне. Я так и не увидел привидения вами моих цитат, где я говорю, что не вижу разницу между Ф-35, Охотником и так далее.

                        Если пишете откровенную чушь, пытаетесь скрыть свой псевдоинтеллект с псевдоаналитикой, за, якобы, умными словами, старайтесь это делать хотя бы без вот этого ультимативного детского сада.
                      2. +2
                        20 октября 2021 23:36
                        Цитата: Эль Чувачино
                        Аргументы чего вы хотите?

                        Ваша проблема в том, что вы додумываете за других свои же домыслы, а затем приписываете, в данном случае мне. Я так и не увидел привидения вами моих цитат, где я говорю, что не вижу разницу между Ф-35, Охотником и так далее.

                        Если пишете откровенную чушь, пытаетесь скрыть свой псевдоинтеллект с псевдоаналитикой, за, якобы, умными словами, старайтесь это делать хотя бы без вот этого ультимативного детского сада.

                        Я не увидел от вас реальных слов в чем отличие малозаметного фронтового истребителя от малозаметного бомбардировщика и малозаметного самолёта РТР/РЭБ...

                        Потрудитесь хоть раз в жизни реально озвучить разности в применении, задачах, и т.д.
                        Пока сейчас я вижу простое пустопорожнее...
                        Простое бла-бла-бла.
                        Вы на техническом форуме, и от вас ждут доказательства ваших слов...
                        В чем разница между Ф-35 и Охотником.
                        А мы посмотрим ваш уровень знаний
                      3. -1
                        20 октября 2021 23:42
                        Цитата: SovAr238A
                        Потрудитесь хоть раз в жизни

                        Потрудитесь прежде перестать лгать и принесите извинения.
                        Цитата: SovAr238A
                        Вы на техническом форуме, и от вас ждут доказательства ваших слов...

                        Повторяю вопрос, какие конкретно аргументы, чего именно вам нужны?

                        У вас проблемы с памятью? Вам напомнить с чего начался разговор? Правильно, с сопла двигателя, которое может быть малозаметным как на истребителе-бомбрадировщике, так и на долгоиграющем БПЛА. Но какая-то из ваших извилин вдруг решила указывать, что с чем и как надо сравнивать, а что нет, причем на основе зарубежных аналогов. Не многовато ли вы на себя берёте? Может быть вы всё-таки некое... ничто, чтобы делать такие заявления здесь?
                      4. +2
                        21 октября 2021 01:10
                        Цитата: Эль Чувачино
                        Цитата: SovAr238A
                        Потрудитесь хоть раз в жизни

                        Потрудитесь прежде перестать лгать и принесите извинения.
                        Цитата: SovAr238A
                        Вы на техническом форуме, и от вас ждут доказательства ваших слов...

                        Повторяю вопрос, какие конкретно аргументы, чего именно вам нужны?

                        У вас проблемы с памятью? Вам напомнить с чего начался разговор? Правильно, с сопла двигателя, которое может быть малозаметным как на истребителе-бомбрадировщике, так и на долгоиграющем БПЛА. Но какая-то из ваших извилин вдруг решила указывать, что с чем и как надо сравнивать, а что нет, причем на основе зарубежных аналогов. Не многовато ли вы на себя берёте? Может быть вы всё-таки некое... ничто, чтобы делать такие заявления здесь?


                        Оу... от заядлой команды "урякалок" появились "грамотные слова" ?
                        Даже к соплам вернулись...
                        То есть на вопрос о чем либо, все сводится к замыливанию? к дешманскому троллигу?
                        Смешно.
                        Но. я понимаю то, что вы пытаетесь - и раздолбаю. вас на этом самом пустопорожнем троллинге.
                        Вы не Жырный, вы никчемный тролль...

                        Похвально...
                        Так вот. Урякалкам безбашенным и безосновательным - никаеих извинений не будет. Ибо вы ничего не сказали того, з что я должен извиниться.
                        Я помню ваши урякания -а вот ничего другого - не помню.
                        Напомните ссылками на ваши тезисы, в которых я не прав, именнно ваши - и если ваши тезисы актуальны - я извинюсь прилюдно....
                        Но 100% - вы их не предоставите... Ибо бла-бла-бла...

                        Во вторых.
                        Читая вас, я понимаю команду - это так?
                        Просто очень странно видеть иногда полный тупняк, иногда интерсный вопрос....
                        Так вот для вашей команды.
                        Я несколько раз писал о том, что на аппаратах:
                        имеющих схему "летающее крыло", соjтветственно имеющих дозвуковую скорость, не имеющих возможностей по маневрированию, имеющих задачу работать в "спорных районах" - вся основная задача сводится к максимальной малозаметности в ущерб летным характеристикам. Я список летательных аппаратов уже приводил. Добавь к ним loyal wingman.
                        У тебя есть авторитетные замечания к их летательной схему?
                        Почему у них у всех - щелевые сопла?
                        Просто задумайся над этим?

                        Знаешь ли ты, откуда пошло семейство Су-27?
                        а оно пошло с украденного нашими разведслужбами НортАмерикан FX project с 335 проекта...
                        Внезапно да?




                        Ну если смотреть на все схемы оетальных аппаратов до этого момента и после - то да, появление самолетов типа Су-27 и Миг-29, внезапно. С полной перестройкой, вс к всей концепции нашего машиностроения, нашей производственной системы. чего ранее никогда не было в таких масштабах. и как то странно получилось, что это было четко и конкретно заточено под определенный технологический уровень.
                        Который тогда ни наш минсредмаш, ни авиапром не умел работать...
                        Пришлось сломать всю советсую системку работы.
                        Ибо Су-27 и Миг-29 - аппараты, которые требовали полной перестройки советской экономики.
                        Внезапно? Ага.
                        Вы посмотрите всепредыдущие моели нашей авиации.
                        Они же разово, скачком, перепрыгнули пару поколений.
                        с Су-17 на Су-27 - такого в обычной технологии не бывает.
                        Это сверхкардинальный переход. который был в начале 80-х.
                        Никто об этом не залумавается.
                        о это было свехложно тогда.
                        И так мы понимается сверхсложно и сейчас..

                        Я не для тебя пишу - я пишу для тех десятков тысяч людей - которые придут на эту статью и прочитают как еее. как и отзывы к ней.
                        И мои отзыв будет актуальным, а твой будет- пустопорожним дерьмом.
                        Ибо, как я не просил от тебя актуальности, так я ее и не получил.
                        Пустышка та . и пустозвон... Урякалка, без какрх-либо доводов.....
  12. +4
    19 октября 2021 11:55
    Российское современное вооружение отличается одной замечательной особенностью - его можно разрабатывать и совершенствовать вечность.
  13. +5
    19 октября 2021 11:56
    Первым боевым самолетом, поднявшимся в небо с новыми соплами двигателей, стал американский экспериментальный истребитель F-15 STOL/MTD. Это произошло в конце 1988 года. Отработка и обобщение результатов полученных испытаний легли в основу создания плоского сопла для двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100, которые установили на истребителе F-22 Raptor.

    F 117 Nighthawk нервно курит в сторонке...

    Если чо, первый полёт 1981-й год...
  14. 0
    19 октября 2021 12:38
    Российский ударный беспилотник С-70 станет незаметным для врага

    Плоское сопло уменьшит ИК заметность БПЛА, но он не станет невидимым. Тем более, на макете БПЛА отлично видно с этим соплом. О какой невидимости идет речь?
    1. 0
      15 декабря 2021 21:08
      я может не прав, но с точки зрения обывателя плоское сопло дает возможность скрытности при возвращении из миссии. грубо говоря если лететь под определенным углом то сопло будет прикрыто.
      может я и далек от реального ответа. очевидно это не входит в приоритетные боевые качества, но повышает выживаемость аппарата. для пилотируемой авиации это важно, для беспилотной наверное менее важно.
  15. 0
    19 октября 2021 16:26
    Озадачивают размеры этого "охотника". Он такой здоровенный, что туда можно по моему и пилота посадить.
    А по поводу стелс, то непонятно зачем такие мучения. "старый метровый радар на лампах" <C>
    1. +1
      19 октября 2021 23:27
      Цитата: clidon
      Озадачивают размеры этого "охотника". Он такой здоровенный, что туда можно по моему и пилота посадить.

      Охотник по размерам равен F-117 или Су- 57. Выше расклад привёл.
  16. 0
    20 октября 2021 00:50
    ... с инфракрасными и тепловыми головками самонаведения станет заметно сложнее.

    Уххх, образованность
  17. -1
    20 октября 2021 01:50
    "Российский ударный беспилотник С-70 станет незаметным для врага".

    Прочитав заголовок подумал что самым хитрым и проверенным способом: не пойдет в серию..
  18. 0
    20 октября 2021 16:00
    Тут в качестве примера не Ф22 надо приводить, а сопла Ф17 и Б2.......

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»