Вертолеты без перспектив

Вертолеты без перспектив

Перспективные вертолеты исключены из программы поддержки вертолетостроения. До 2025 года деньги на эти разработки, по предварительному плану Минпромторга, будут получать авиационные НИИ. В отрасли недоумевают: холдинг «Вертолеты России» уже готов к опытно-конструкторским работам по созданию новых вертолетов, финансирование запрошено в соотношении 50 на 50.

При подготовке программы «Развитие авиапрома до 2025 года» холдинг «Вертолеты России» подал заявку на финансирование перспективных проектов, где 50% средств выделяются из федерального бюджета, а 50% – самим холдингом, сообщил осведомленный источник в отрасли.

Но заявка не была удовлетворена: финансирование перспективных разработок в вертолетостроении отнесено к подпрограмме «Авиационная наука и технологии».


Деньги на авианауку

С 2013 до 2025 года подпрограмма «Авиационная наука и технологии» получает более 448,607 млрд рублей, без учета ФЦП «Развитие гражданской авиатехники до 2015 года». «Объем финансирования подлежит уточнению...

Основными получателями бюджетных средств до 2025 года по этой части программы названы не «Вертолеты России», а научные организации – ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и другие отраслевые институты. Но холдинг уже провел подготовительные работы за счет холдинга и рассчитывал на поддержку государства в опытно-конструкторских работах. Сейчас госинвестиции в перспективные программы – один из наиболее спорных вопросов проекта программы; профильное ведомство и вертолетостроительный холдинг ведут дискуссию об уточнении целевых расходов, говорит высокопоставленный источник, знакомый с ходом обсуждения.

Российские вертолетостроители являются признанными мировыми лидерами в сегментах среднетяжелых, сверхтяжелых и ударных вертолетов, констатируют авторы программы. Портфель заказов «Вертолетов России» превышает поставки 2010 года в 1,6 раз: сейчас в нем 351 вертолет (20% гражданского и 80% военного назначения).

В сегменте военных вертолетов Россия занимает долю примерно в 12% (у производителей из США – Sikorsky, Boeing и Bell – около 61% рынка; за европейскими Eurocopter и AgustaWestland – 24%). Ключевыми проектами в этом сегменте являются Ми-35, Ми-28 и Ка-52. В 2011-2020 годах более 1 тыс. военных вертолетов будет поставлено российской армии в рамках гособоронзаказа, остальные – примерно 1,15 тыс. – планируются на экспорт. Перспективные разработки в военном сегменте, в том числе создание комплексов беспилотной вертолетной авиации, прописаны к финансированию через ФЦП «Развитие оборонпрома до 2020 года».

По средним и тяжелым гражданским вертолетам позиции России устойчивы (в 2010 году доля рынка составила 15% - примерно $400 млн). Примерно четверть выручки холдинга приходится на этот сегмент, ключевые здесь – Ми-8 и Ми-17, разработанные в советские времена.

Но вертолеты не отвечают современным требованиям рынка, и «Вертолеты России» вынуждены продавать их со значительным дисконтом – дешевле западных аналогов на 15-20%, говорится в проекте программы.

Деньги на вертолеты

Подпрограмма «Вертолетостроение» предусматривает финансирование на уровне почти 104,88 млрд рублей, без учета ФЦП «Развитие гражданской авиатехники до 2015 года». К 2025 году Россия должна занять 13,9%...

На 2015 год запланировано начало серийного производства Ми-38 – его рассматривают как «достаточно конкурентоспособный». Минпромторг предлагает разместить госзаказ на НИОКР по этой машине и представить предприятиям отрасли субсидии на продвижение Ми-38 на рынках. До 2025 года может быть продано 175 вертолетов Ми-38, а до 2030 года – 264.

Еще один проект, который готовится к серийному производству, – средний многоцелевой Ка-62. Планируется, что он «займет на российском рынке регулярных грузоперевозок свою уникальную нишу, определяемую самым востребованным весом груза – 1-2 тонны». До 2020 года может быть продано от 59 до 215 таких вертолетов. Проект также поддержат через госзаказ на НИОКР по Ка-62 и субсидии предприятиям, работающим по нему.

Слабее позиции «Вертолетов России» по легким и сверхлегким вертолетам. В легком сегменте по итогам 2010 года доля составляет 1% (примерно $20 млн), и реализация конкурентоспособных проектов «Ансат» и Ка-226Т только начинается . Выводить на международный рынок эти машины холдинг будет за собственный счет. В сегменте сверхлегких вертолетов «Вертолеты России» не представлены, но конкретных задач по этому направлению Минпромторг не ставит (объем рынка относительно мал – 2% рынка вертолетостроения).

Из проектов будущего в подпрограмму «Вертолетостроение» включен только ПСВ – Перспективный скоростной вертолет, бюджетное финансирование которого началось в 2011 году.

Тогда Минпромторг выделил на проект 400 млн рублей, в 2012 году – 700 млн рублей, а на 2013 год запланированы 2,5 млрд рублей – тогда «Вертолеты России» приступят к опытно-конструкторским работам, которые в 2018 году завершатся созданием базовой версии вертолета. В рамках поддержки проекта Минпромторг планирует заказать НИОКР. В итоге с 2020 до 2036 года должно быть продано более 720 таких машин, причем больше половины – зарубежным заказчикам.

Работы по другим перспективным образцам техники – многоцелевому вертолету взлетной массой 4,5 тонны, перспективным легкому и тяжелому вертолетам – финансирование предусмотрено через подпрограмму «Авианаука и технологии».

За 11 лет после завершения программы – к 2036 году – «Вертолеты России» должны не только перевести научные разработки в железо, но и выпустить в «перспективной серии»: 892 легких, 446 многоцелевых средних и 260 тяжелых вертолетов.

«В холдинге уже провели все предпроектные проработки, включая маркетинговые исследования рынка и технико-экономические обоснования, – говорит источник в отрасли. – Есть основные характеристики проектируемых вертолетов, приняты основные компоновочные решения и конструктивно-технические решения. Этап поисковых исследований фактически завершен и налицо полная готовность к началу опытно-конструкторских работ по созданию вертолетов».

Поэтому холдинг просит Минпромторг включить их в подпрограмму «Вертолетостроение» «в форме текущих проектов» для их стабильного финансирования.

Представитель «Вертолетов России» во вторник был не доступен для комментариев. В Минпромторге оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.

«На вертолетостроение перенесена та же методология, которая применялась авторами проекта программы в части самолетостроения. Буквально: мы финансируем только то, на что государство уже выделяло деньги», – не исключает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Но для вертолетостроения – это ошибочный подход, считает эксперт. «Это в самолетостроении нужно концентрироваться на одном-двух проектах. С вертолетами ситуация иная: позиции России на этом рынке значительно лучше, а проекты – менее инвестиционноемки», – уточняет он.

Макиенко убежден: стратегическим планированием заниматься необходимо – как например, разрабатывать скоростной вертолет, но прогнозировать сейчас, сколько денег может выделить страна до 2025 года на скоростной вертолет, бессмысленно. «Никто не знает, какой будет мировая экономика в 2025 году, что будет с ценами на нефть и газ, каковы будут возможности российского бюджета, – поясняет эксперт. – Детальное прописывание на такой срок неизбежно ведет к неисполнению планов».
Автор: Алина Черноиванова
Первоисточник: http://www.aex.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. ShturmKGB 13 сентября 2012 11:33
    Шкуру неубитого медведя делят...
  2. в запасе 13 сентября 2012 11:34
    Кругом одни враги.
    в запасе
  3. мангуст 13 сентября 2012 11:36
    Но заявка не была удовлетворена: финансирование перспективных разработок в вертолетостроении отнесено к подпрограмме «Авиационная наука и технологии».

    классный перл, прямо противоречащий "смыслу" статьи
    мангуст
  4. Andrei.B 13 сентября 2012 11:41
    просто некоторым дяденькам пока не понятно каким образом по пилить денежку. ведь речь идет всего о 50% и если умыкнуть какую то часть - будет слишком заметно...поэтому, не переживай, безвыходных ситуаций не существует. найдется умник, мечтающий разбогатеть и...добро на финансирование дадут.
    Andrei.B
    1. мангуст 13 сентября 2012 13:44
      какой вы оптимист! однако
      мангуст
  5. саша 19871987 13 сентября 2012 13:47
    а если,а как бы,дело же в опыте,а на приобретения опыта в любом случае нужны деньги...
  6. iulai 13 сентября 2012 16:44
    вообще то , у нас есть такой орган как ФСБ ? или они только и умеют следить за разговорами на кухне , ловить пусси райт ? или ума не хватает разобраться в хитросплетениях вражеских агентов ? ума не хватает вычислить агентов влияния ? я им умную вещь скажу : у кого из тормозящих проект, есть большая недвижимость и большие деньги за бугром, того и берите за яйца, не ошибетесь !
    iulai
  7. Zomanus 13 сентября 2012 23:48
    Оптимизируют расходы. Стараются при этом не порезать военный бюджет. В общем все логично.
  8. gridasov 17 мая 2014 11:35
    Физические принципы на которых винт создает движущую силу являются не изученными , а значит и нет продуманности как этот процесс можно оптимизировать. При этом решение задач совершенствования организации этого процесса является линейной , а не комплексной. Поэтому и наблюдается эффект "перетягивания дырявого одеяла", а именно пропорциональная зависимость повышения требуемой мощности , что приводит к росту топливообеспеченности , чтобы поддержать время продуктивного полета и т.д
    Поэтому все перспективные вертолеты и турбо-винтовые двигатели -движители уже заранее являются не эффективными с той позиции , что есть алгоритмы построенного процесса на кардинально более эффективных результатах. Более того ракетные двигатели напрямую зависимые от потенциальных возможностей работы топливонагнетателей , которые не эффективные и работают на пределах своих возможностей т.е на старых физических принципах. Эти пределы заключаются в том , что увеличение производительности прокачки топлива вызывают ионизационные процессы , что приводит к трансформации топлива , как такового. Поэтому неочевидность таких процессов в анализе вызывает очевидность постоянных аварий.
    Пробиться даже к диалогу со специалистами невозможно. Все закрыты и законсперированны. Поскольку мы независимые ученые, то существуют очевидные вопросы , которые не все на пользу . Поэтому главный вопрос сейчас состоит в том "КТО ЧЕГО ХОЧЕТ"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня