Военное обозрение

Мультимедийный шлем пилота китайского истребителя J-20 в 4 раза дешевле шлема пилота F-35: одна из причин - редкоземельные металлы

47

Появились новые изображения китайского истребителя пятого поколения (в китайской классификации – 4-го) J-20. Точнее, речь идёт об обновлённой модификации этого истребителя – J-20A. Это изображение подтверждает сведения о том, что в обновлённых версиях китайского боевого самолёта нового поколения основная информация о параметрах полёта, а также о целях, готовности вооружений к применению, отображается на экране планшета, который расположен в ногах лётчика.


Китайские конструкторы ранее подчёркивали, что J-20A отличаются от J-20 (базовой версии) «наполнением» кабины. В обновлённых модификациях истребителя китайского производства в кабине «нет ничего лишнего». Помимо планшета информация проецируется на мультимедийный шлем. Кстати, именно на него сегодня обращается особое внимание в мире современного цифрового оснащения боевой авиации.

Дело в том, что Китай сегодня обладает преимуществом в плане наличия целой серии применяемых в сфере высоких технологий редкоземельных металлов. По большому счёту, Китай сегодня является чуть ли не единственной страной в мире, которая вышла на полный цикл работы с редкоземельными металлами. Они в ней добываются и доводятся до конечного «продукта». А это доведение до конечного продукта - технология, требующая огромных затрат. Один из таких «продуктов» - важнейшие элементы того самого мультимедийного шлема для пилота J-20 (J-20A).

На основании того, что в Китае этот цикл имеется и Пекину не нужно импортировать материалы, например, для нанолегирования, современный мультимедийный шлем лётчика обходится примерно 4 раза дешевле, чем шлем пилота американского F-35. И это обеспечивается, как было отмечено, в том числе, преимуществом Китая в сфере редкоземельных металлов.

Напомним, что изначально американский шлем оценивался в 750 тысяч долларов. Теперь его цена несколько снизилась, но и она продолжает оставаться заоблачной – $460 тыс. Китайский ММ-шлем оценивается примерно в 118 тыс. долларов. При этом в ВВС НОАК утверждают, что его функционал на сегодняшний день «максимально возможный» для удобства пилотирования стелс-истребителя. В частности, на «забрало» шлема нанесено специальное покрытие, которое позволяет добиваться оптимального времени отклика, что способствует более оперативному отображению изменения актуальных данных о режимах полёта. Американцам приходится импортировать львиную долю объёмов редкоземельных металлов (РЗМ) именно из Китая. Некоторое время назад в Пентагоне отмечали, что такой ситуацией может воспользоваться Пекин и, перекрыв продажу РЗМ, лишить США критически важного сырья.
Использованы фотографии:
https://t.me/milinside
47 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Cowbra
    Cowbra 17 октября 2021 20:45
    +15
    А мне так кажется, что основная причина - несопоставимая стоимость рабочего времени. В Китае и в США. А также то, что на оборонных заказах в США традиционно воруют так - аж гай стоит
    1. Shahno
      Shahno 17 октября 2021 21:13
      +7
      Да нет сопоставимые. С учётом того, где шлем производился. Реховот не самое бедное место в Европе.
      1. Гражданский
        Гражданский 18 октября 2021 07:06
        +2
        Молодцы коммунисты, что скажешь...
        1. Shahno
          Shahno 18 октября 2021 14:46
          -1
          Это вы про Жиботинского? what
  2. amr
    amr 17 октября 2021 20:46
    +23
    по этой логике в стоимости шлема, 90% стоимости редкоземельного металла???

    Мне кажется в стоимости шлема 90% это технологии, ноу-хау и тд.... а уж материалы из которого они изготовлены это абсолютно ни те цифры!

    В принципе как и качество ,конечно всю электронику делают сейчас китайцы, например айфоны - но разроботка, наполнение программным продуктом это ни капли китай, как раз китайский али-экспресс в этом показателен!

    в принципе, как в вопросе с движками на истребители, типа китайские движки такие же как наши просто дешевле, потому что у них метал дешевле!
    1. Горный стрелок
      Горный стрелок 17 октября 2021 22:31
      +12
      Цитата: amr
      по этой логике в стоимости шлема, 90% стоимости редкоземельного металла???

      Разумеется, нет. Стоимость материалов в стоимости высокотехнологичных продуктов - величина пренебрежимо малая, сколько бы они не стоили в номинале. Статья какая то "однобокая", и не правильная...
  3. АлексейЕг
    АлексейЕг 17 октября 2021 20:51
    +17
    Написана какая-то чушь . Редкоземельных материалов в составе шлема доли грамма, что несопоставимо со стоимостью шлема .
    1. Oleg Olkha
      Oleg Olkha 17 октября 2021 21:07
      +8
      И у израильского концерна Еlbit хватает своих редкоземелов добываемых из фосфатов Мёртвого моря, для своих же шлемов в F-35...
  4. Удав КАА
    Удав КАА 17 октября 2021 20:56
    +5
    Редкоземельные металлы -- ахиллесова пята Штатов. В нее и попадет китайская стрела, приковывая Ахилла к полю боя...
    Но меня больше поразило место размещения "планшета" в ногах пилота. Разве это удобно? На больших дистанциях -- возможно и так. А вот на коротких? no
    1. Cowbra
      Cowbra 17 октября 2021 21:00
      -2
      Наколенник у них вроде всю дорогу был. Просто теперь вместо бумажного - электронный
    2. Alien From
      Alien From 17 октября 2021 21:04
      -2
      Планшет в ногах пилота-тоже несколько смутило. А по поводу шлемов китайцам приходится завидовать.
      1. Удав КАА
        Удав КАА 17 октября 2021 21:15
        +5
        Цитата: Alien From
        А по поводу шлемов китайцам приходится завидовать.

        Не имею инфы про ММ-шлем китов. А вот амские (по СМИ) очень тяжелые. Лучше всех позиционируются израильские.
        А у нас -- проекция на фоне лобового стекла кабины пилота, хотя первыми применили нашлемную систему управления ракетами Р-27 -- визирования и наведения её по взгляду пилота. IT технологии в загоне получается?
        1. ANB
          ANB 17 октября 2021 21:24
          +4
          . IT технологии в загоне получается?

          Сердюков добил военные НИИ.
          Разработчики теперь стоят недёшево, МО не предлагает конкуретную зарплату.
        2. Alien From
          Alien From 17 октября 2021 21:31
          +2
          У нас IT мастера больше конечно в бизнесе работают......
        3. Avior
          Avior 17 октября 2021 22:24
          0
          Дело в том, что советские и постсоветские нашлемные НСЦ делали в Киеве.
          До 2014 в Россию они поставлялись из Киева, были перспективные разработки, в том числе совместные. Потом, понятно, поставки и сотрудничество с Киевом отпало. Сейчас пытаются делать самостоятельно.
        4. Flanker692
          Flanker692 17 октября 2021 23:39
          +13
          По поводу США: На самом раннем этапе шлемы для JSF разрабатывали две конторы: англичане из BAE Systems для морских версий:

          и уже упомянутые израильтяне из Еlbit для версий ВВС:

          Как видно американцы не стали выдумывать велосипед, а развили лучшие технологии, до которых можно дотянуться. Растиражированная картинка футуристичного шлема - это версия от BAE Systems. От нее в итоге отказались моряки и шлем стал един для всех версий. Израильтяне создали дочку своей компании в Америке, чтобы секретная технология деюре была в штатах.
          По поводу России: сам искал как там дела обстоят с российским шлемом, ведь о том, что все будет так же круто всегда не забывали упоминать, когда речь шла о Су-57. Попадались и фото, и видеорепортажи с ранними наработками в этой области и выглядели они мягко говоря как очень сырые прототипы. В итоге пока что приняли на вооружение новый шлем, но это самый обычный шлем для крепления на него ночника или рогов от системы наведения Р-73, которая от самого первого варианта из 80ых для Су-27 и Миг-29 отличается минимально:

          Сейчас по выставкам ездит не совсем шлем, но зато уже больше похожая на реальное изделие - насадка с позиционированием, индикацией на визор и скорее всего ночным зрением:

          По поводу Китая: в статье так обсасывается планшет, но почему то упускается, что в кабине виднеется все тот же Индикатор на лобовом стекле (ИЛС) или HUD, а это означает с вероятностью 100%, что их новый шлем не является аналогом такового для F-35, т.к. его главная фишка как раз в полном отказе от прочих индикаторов. А это значит опять низкое качество аналитики.
          Кроме того, шлем F-35 не первый американский шлем с индикацией. Явно подсмотревшие в 90ых идею с Р-27 они создают в 00ых модификацию AIM-9X и к ней шлем Joint Helmet Mounted Cueing System:

          Надевают его не всегда и не все, т.к. стоит он ~200 тыс. долл (т.е. китайский аналог только в 2 раза дороже, если он вообще существует) С этим шлемом на миссии воздух-воздух летают F-15, F-16, F-18. Забавно, но F-22 не имеет такого шлема, типа стоит все это удовольствие не дешево, а Рапторы и без него в догфайте со всеми справляются. Активно говорят, что после модернизации 2024 года появится возможность наводить AIM-9X головой и у них. Один из летчиков F-22 в интервью предположил, что он просто не поместиться под узкий фонарь F-22 и им выдадут не JHMCS, а монокуляр Scorpion. Кстати фонарь Cу-57 тоже очень маленький.
          PS И да ценность редкоземельных металлов явно переоценена.
          PSS И монокуляр с индикацией в штатах есть даже у штурмовика A-10. Когда кто-либо будь напарник, союзный дрон или даже морпех на земле подсвечивают лазером цель, она засекается сенсором контейнера и попадает штурмовику прямо на визор, вот это я называю непосредственной поддержкой с воздуха.
          PSSS И планшет на бедре с планом полета и прочими документами на полет есть даже у летчика F-35 несмотря на все навороты шлема, т.к. это супер удобно. У наших планшеты тоже есть.
          1. Удав КАА
            Удав КАА 18 октября 2021 00:39
            +5
            Цитата: Flanker692
            Когда кто-либо будь напарник, союзный дрон или даже морпех на земле...
            прочитают, Алексей, Ваш пост, все они будут поражены глубиной владения материалом и компетенцией комментатора.
            Коллега Фланкер -- Вам респект и уважение! good
          2. Oleg Olkha
            Oleg Olkha 18 октября 2021 15:23
            +1
            Очень интересно, спасибо! Не может этот Helmet Gen.3 быть дешёвым:-уже в Gen-1 шаг движения зрачка(!) пилота, в обе стороны, для удержания максимального качества изображения, составлял 1.5 мм. (что оказалось много...) в Gen-3 окончательно решили проблему, а Elbit уже имеет Gen-4. Он сугубо индивидуальный и моделирование происходит в два длительных сеанса, начиная с лазерного сканирования головы пилота, измерения межзрачкового расстояния, интервалов и скорости их движения на 360 град. и заканчивая тонкой настройкой управляющей логистики шлема под индивидуальную психо- моторику и контроль состояния пилота, онлайн.
    3. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 17 октября 2021 21:18
      +7
      Цитата: Удав КАА
      Редкоземельные металлы -- ахиллесова пята Штатов. В нее и попадет китайская стрела, приковывая Ахилла к полю боя

      На самом деле нет. Разведанных запасов редкоземельных металлов очень много. Тут главный вопрос в цене производства и экологичности. Производство этого металла очень «грязное», а сделать его «чистым» очень-очень дорого. Китаю плевать на экологию и своих подданных. Соответственно могут производить их за относительно дёшево, этим и пользуются. В случае прекращения продаж, США будут закупать у других поставщиков и раскупорят национальные резервы. В той же Австралии запасов редкоземелов чуть ли не больше чем в Китае (по предполагаемым запасам, а не разведанным), но перерабатывают руду они в Малайзии (забота об экологии…). Если что вбухнут денег на родину кенгуру. Кстати разведанные большие запасы есть в средней Азии.
      1. Vitaly Gusin
        Vitaly Gusin 17 октября 2021 22:04
        -1
        Цитата: OgnennyiKotik
        Кстати разведанные большие запасы есть в средней Азии.

        Кстати
        По состоянию на июнь 2019 года Россия занимала четвертое место в мире по запасам редкоземельных минералов - 12 миллионов тонн.
        Таким образом, он намного превосходит Австралию и Соединенные Штаты. Эти страны имеют 3,4 млн тонн и 1,4 млн тонн соответственно.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 17 октября 2021 22:13
          +2
          Это да. Проблема в том же. Нужны огромные инвестиции в отрасль и крайне высокие цены на производство.
          Разведанные запасы, млн т:

          Добыча, т:
          1. Avior
            Avior 17 октября 2021 22:20
            -2
            Судя по диаграммам, потенциальным поставщиком вместо Китая может быть Вьетнам, особенно если обеспечить инвестиции и технологии.
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 17 октября 2021 22:27
              +4
              Это же разведанные запасы, есть ещё не разведанные. Их в разы больше, просто разведку мало ведут ибо бессмысленно, даже то что разведанно не добывается. Редкоземельные металлы вовсе не редки. Их полно, во многих странах. Вопрос в переработке руды. Если разработают технологии дешевле и чище, многие страны начнут теснить Китай.
      2. Удав КАА
        Удав КАА 18 октября 2021 00:56
        0
        Цитата: OgnennyiKotik
        В случае прекращения продаж, США будут закупать у других поставщиков и раскупорят национальные резервы.
        Коллега, мне кажется, вы заблуждаетесь. Посмотрите повнимательней на графику:

        Цитата: OgnennyiKotik
        В той же Австралии запасов редкоземелов чуть ли не больше чем в Китае (по предполагаемым запасам, а не разведанным)...Кстати разведанные большие запасы есть в средней Азии.
        А на Луне еще больше -- и что из этого? Их сначала нужно найти (разведать) потом оценить рентабельность добычи, затем проект, разработка месторождения, обогащение, переработка руды, получение продукта... И все это требует времени и денег. А гонка не ждет!!! Кто не успел, тот опоздал...возможно и навсегда. История знает подобные примеры.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 18 октября 2021 01:03
          +3
          Цитата: Удав КАА
          Коллега, мне кажется, вы заблуждаетесь. Посмотрите повнимательней на графику:

          Да, я его смотрел. Редкоземелов более чем достаточно у других поставщиков (в том числе в самих США), просто будет значительно дороже. США всегда оставляют резерв, не беспокойтесь за них.
          Цитата: Удав КАА
          И все это требует времени и денег. А гонка не ждет!

          Так Китай поставляет все что нужно по первому требованию. Цену отказа они знают. Текущая ситуация устраивает всех. Перестанет устраивать, найдут выход.
          Вообщем проблема редкоземелов надумана.
        2. Фёдор М
          Фёдор М 18 октября 2021 04:54
          +1
          Не корректно все это, вы показываете миллионный тонн руды, содержание в руде разное
      3. Дмитрий Брагин
        Дмитрий Брагин 18 октября 2021 06:39
        0
        Вот, надо начинать развивать переработку и добычу в средней Азии, и гастарбайтеры работать дома будут а не в России.
      4. Сергей Аверченков
        Сергей Аверченков 18 октября 2021 07:36
        0
        Австралия на третьем месте после Китая и России. США - четвертое. Но не стоит здесь мериться пиписьками, потребность России в РЗМ крайне мала - Чуктуконское месторождение по сей день не разрабатывается и таких много (хотя последние два-три года не слежу за этим). И что значит "разведанных запасов очень много"? По какой категории? А, В, С1, С2? Какое содержание? Это очень скользкий путь такое утверждать... К полностью разведанным запасам можно отнести только категорию А. Про среднюю Азию не слышал, а вот про северную Корею да - месторождение сопоставимое (если не превышающее) с китайским (не помню как обзывается).
        Для справки. Ниобий - ракетостроение, авиационная и космическая техника, радиотехника, электроника, химическое аппаратостроение, атомная энергетика. У нас такие запасы есть (Кольский п-ов).
    4. Владимир_2У
      Владимир_2У 18 октября 2021 03:13
      0
      Цитата: Удав КАА
      Но меня больше поразило место размещения "планшета" в ногах пилота.

      Позволяет китайскому пилоту чувствовать себя попирателем Земли. laughing
  5. Сергей3
    Сергей3 17 октября 2021 21:20
    -1
    А по мне, так причина в другом: казнокрадов в Китае расстреливают чаще, вот и стоит всё дешевле.
    1. xASPIDx
      xASPIDx 17 октября 2021 21:25
      +1
      Не совсем верно, в КНР комплексный подход.
  6. Avior
    Avior 17 октября 2021 21:24
    0
    Ерунда написана. Как раз к цене шлема пилота редкоземельные металлы не имеют сколько - нибудь заметного отношения, в нем их использование минимально, если вообще используется.
    В целом при сравнении цены, нужно сравнивать и функционал шлема.
    Если действительно работает полносферический обзор, то это переворот в бою на средней и в первую очередь ближней дистанции, когда скорости самолетов ограничены, так как БВБ проводился в пределах визуальной видимости, а при наличии шлема и камер с полносферическим
    обзором появляется возможности вести БВБ за пределами визуальной видимости, но недостаточно далеко, чтобы противники могли эффективно использовать свои БРЛС.
    С учетом того, что появились и ракеты БВБ с полносферическим пуском и захватом цели после пуска, такой самолёт будет иметь решающее преимущество над противником в БВБ.
  7. Shahno
    Shahno 17 октября 2021 21:33
    -2
    Ну, стремно.,китайцы скопировали шлем, и все просто рады..а металлы какого приплели.
  8. Василенко Владимир
    Василенко Владимир 17 октября 2021 21:35
    -2
    Мультимедийный шлем пилота китайского истребителя J-20 в 4 раза дешевле шлема пилота F-35: одна из причин - редкоземельные металлы
    а другая, покупали на али экспресс
  9. Троль
    Троль 17 октября 2021 21:43
    0
    Стоимость изделия это стоимость сырья, стоимость изготовления и добавленная стоимость. Стоимость сырья в наукоемких изделиях, коим и является шлём, стремится к нулю, поэтому стоимость редкоземов тут почти не причём.
  10. Сергей 777
    Сергей 777 17 октября 2021 22:10
    +1
    А что будет у пилота Су 57 ? Есть информация?
    1. Flanker692
      Flanker692 18 октября 2021 00:05
      +4
      Пока обычный шлем. Первую распределенную апертуру с инфракрасным зрением получил F-22. Это были 90ые. Импортировали картинку с нее на шлем и отказались от HUD через ~20 лет на F-35. Путь для нас будет явно не быстрым
      1. poquello
        poquello 18 октября 2021 01:29
        -4
        Цитата: Flanker692
        Пока обычный шлем. Первую распределенную апертуру с инфракрасным зрением получил F-22. Это были 90ые. Импортировали картинку с нее на шлем и отказались от HUD через ~20 лет на F-35. Путь для нас будет явно не быстрым

        как обычно тихонько гадите?
        Цитата: Flanker692
        По поводу России: сам искал как там дела обстоят с российским шлемом

        долго искал? )
        «В настоящее время проходит испытания нашлемная система целеуказания и индикации, интегрированная в защитный шлем лётчика для самолёта Су-57. Эта система обеспечивает индикацию на стекло защитного забрала шлема лётчика прицельной символики для применения различных видов авиационных средств поражения, индикацию пилотажной информации, а также вывод видеоизображения закабинного пространства от телевизионных и тепловизионных датчиков», — сообщили в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации.
        1. Flanker692
          Flanker692 18 октября 2021 02:44
          +5
          Проходить испытания и вставать на вооружение - это разные вещи. Индикация на новом защитном шлеме Рязанского приборного завода, о котором уже говорил в этом трэде (меня ей не удивите) "проходит испытания" уже минимум 4 года. Начиная с 2017ого она появилась в прессе как перспективный шлем для Ми-28. Сейчас Ростех поместил ее на новый "обычный" шлем ЗШ-10 и вот это уже специализированное изделие для Су-57. О своих разработках в этой области за последние 6 лет упоминали минимум еще два научных предприятия в России, но Ростех видимо выбрал именно ГРПЗ, т.к. другие прототипы действительно выглядели страшно. Помимо подобных коротких новостей есть еще видео с демонстрацией работы прототипа: картинки, что видит летчик и короткое интервью разработчиков в которых они рассказывают, что у них получилось скрестить изображение от нескольких инфракрасных камер и наложить на все это индикацию, т.к. у вертолета понятное дело была только одна камера. Вот от этой точки до настоящего шлема, выдерживающего все перегрузки и прочие радости боевого вылета, включая катапультирование, стабильно работающего во всех режимах пройдет время. Судя по тому, что прототип внешне почти не изменился пройдет еще достаточно. Первые шлемы HMDS для F-35 появились в 2009 году и только через 10 лет более менее преодолели свои детские болячки.
          Это не тихонько гадить, а подавать холодный душ, он полезен для здоровья. Чудес не бывает: Elbit Systems (израильские системы вооружения включая их беспилотники; работы по нашлемной индикации с 90ых), BAE Systems (гигант военного сектора Англии), Raytheon Technologies (гигант военного сектора США) им потребовалось 10 и более лет для доведения своих образцов. а Рязанский приборный завод, продающий на гражданском рынке счетчики и сварочные аппараты с молодыми специалистами, вчера еще студентами должен сделать это за 5 лет?
          1. poquello
            poquello 18 октября 2021 18:17
            -1
            Цитата: Flanker692
            Начиная с 2017ого она появилась в прессе как перспективный шлем для Ми-28.

            ))))))))))))
            вы в своей изощренной писанине не преминули упомянуть раптор в 90м и как то вдруг подзабыли о наведении на советском вертолёте Черная акула (годы производства: 1981—2009), тч не с пустого места
            Цитата: Flanker692
            Рязанский приборный завод, продающий на гражданском рынке счетчики и сварочные аппараты с молодыми специалистами, вчера еще студентами должен сделать это за 5 лет?

            ) ну как-то Рязанский приборный компитентнее вамиупомянутых
            1. Flanker692
              Flanker692 18 октября 2021 22:03
              +1
              опять пытаетесь поймать вместо того чтобы понять ((
              статья называется "мультимедийный шлем". не путайте нашлемное целеуказание и индикацию. Первые известные системы целеуказания на самолете - "Agile" / Elbit Systems DASH (слева первый эксперимент 1973 год, справа первые серийные варианты конца 70ых для ракеты Python-3 на израильских F-15, F-16):

              Теперь главное: на вертолете - прицел М128 шлема SPH-4 для AH-1Q Cobra (1978 год):

              Принцип действия таких систем - синхронизация положения головы с ИК-головкой ракеты/встроенной пушкой вертолета. Этот монокль исключительно для удобства летчика, чтобы ему было проще/привычнее пользоваться этим. Вот что видно в эту стекляшку на примере НВУ-2М (Миг-29):


              Этот же прицел использовался первое время и на Апаче до ввода в 1985 году IHADSS‎ от все той же Elbit Systems. IHADSS - это уже помимо прицеливания пушкой полноценная индикация на монокль данных полета и картинки с прибора ночного видения:

              У Ка-50 такого никогда не было, их монокль просто помогал быстро наводить в нужную сторону прицельный комплекс Шквал. Трудно найти подходящее изображение шлема Ка-50, но там все то же само что и у летчиков Су-27, Миг-29. Есть худ.фильм "Черная акула" где крупным планом все это показывается. Было все это аналогом М128 (1978 год еще раз). Но это не означает что камовцы не молодцы, наоборот они всеми силами пытались двигать технологии вперед в советской армии, но видимо лобби милевцев было сильнее.
              IHADSS - уже сто лет в обед серийное изделие. Лично мне не нравиться даже не то что у нас разработки идут медленно, а то что для Су-57 и Ми-28НМ шлемы с индикацией и даже с дополненной реальностью считают или свершившимся или вот вот свершившимся фактом. Там работы непочатый край и вранье только мешает процессу.
              1. Flanker692
                Flanker692 18 октября 2021 22:31
                +1
                PS. Пока выясняем у кого там в 80ых был длиннее у Elbit Systems продолжается модернизация своих систем для американских войск. Вот выполнение контракта на шлемы для AH-1Z морской пехоты США:


                В России я вижу только новости, что вот вот что-то грандиозное намечается, толк от которых - выслужиться и создать вид бурной деятельности при что совсем не для тех кто реально занимается этими вопросами, а для начальника начальников.
                1. poquello
                  poquello 19 октября 2021 00:06
                  0
                  Цитата: Flanker692
                  PS. Пока выясняем у кого там в 80ых был длиннее у Elbit Systems продолжается модернизация своих систем для американских войск. Вот выполнение контракта на шлемы для AH-1Z морской пехоты США:


                  наверное помогает )

                  Цитата: Flanker692
                  В России я вижу только новости, что вот вот что-то грандиозное намечается

                  В России стараются делать практичные и полезные вещи, порой долго, а в Китае стараются всё скопировать, поэтому сравниваем шлем пилота китайского и шлем ф35
                  Цитата: Flanker692
                  совсем не для тех кто реально занимается этими вопросами, а для начальника начальников.

                  ну и так бывает
  11. Иванушка Иванов
    Иванушка Иванов 17 октября 2021 23:41
    +5
    Китайские трусы дешевле американских в 10 раз. Как можно красное сравнивать с теплым? Ибо экономика Китая и экономика США - разные в принципе понятия. Экономика России - это нечто третье, материя особая, непостижимая.
  12. Evgesha
    Evgesha 18 октября 2021 00:47
    +2
    Проблема редкоземельных (цветных) металлов - это их переработка сырть и получение чистых материалов.
    Это проблема. Надо для этого процесса соответствующие технологии, и еще подвести кучу энергии и тысячи кубометров ВОДЫ!!!!! А потом еще надо думать что делать с отходами!!!
    Вообще цветная металлургия - полный писец экологии!!!!!! Там стока отходов - ужас полный!!!!!

    И автору вопрос - сколько килограммов редкоземельных металлов используется при производстве шлема в Китае????