Военное обозрение

Ми-8. Вертолёт сотни профессий

28

Вертолёт семейства Ми-8, фото: www.rhc.aero


Вертолёт Ми-8 при жизни стал легендой авиации. Этой машине, созданной конструкторами ОКБ Миля, принадлежит ряд важных рекордов. Первый опытный образец будущего вертолета поднялся в небо на заре оттепели летом 1961 года. По прошествии 60 лет вертолёт по-прежнему поднимается в небо и не собирается сдавать позиций.

Вертолёты Ми-8 были поставлены более чем в 100 стран по всему миру, а их общий налёт превысил 100 миллионов часов. Одновременно с этим вертолёт удерживает рекорд по массовости. Ми-8 является самым массовым двухдвигательным вертолётом на планете (всего выпущено более 13 тысяч машин различных модификаций). Этот же результат позволяет советскому/российскому вертолёту входить в список самых массовых винтокрылых машин в истории авиастроения.

Ставка на газотурбинные двигатели себя полностью оправдала


Над созданием нового многоцелевого вертолёта в СССР задумались во второй половине 1950-х годов. Работы по созданию будущего Ми-8 возглавили инженеры и конструкторы ОКБ Миля. К тому моменту они уже имели в своем послужном списке достаточно удачный для своего времени вертолёт Ми-4. На протяжении 1950–1970-х годов данная машина оставалась основным транспортно-десантным вертолётом всех стран Варшавского договора.

Ми-4 напоминал американский Sikorsky S-55. Машины были похожи и по компоновке, и по внешнему виду. При этом Ми-4 превосходил американский вертолёт по массе и грузоподъемности практически вдвое. Машина, которая создавалась на смену Ми-4, должна была превзойти предшественника по всем показателям. С реализацией этой задачи главный конструктор Михаил Леонтьевич Миль и его коллеги справились блестяще.


Многоцелевой вертолёт Ми-4, фото: wikimedia.org

Можно сказать, что Михаил Леонтьевич Миль произвел в вертолётостроении маленькую революцию.

Конструктор предложил использовать на новом вертолете газотурбинные двигатели, которые были призваны повысить не только летные характеристики вертолёта, но и улучшить экономическую эффективность его использования. Помимо всего прочего, новый вертолёт должен был стать винтокрылой машиной с двухдвигательной установкой, что повышало надежность вертолёта.

Первые опытные образцы новой винтокрылой машины получили обозначение В-8 или изделие «80». Строительство первых пяти опытных вертолётов началось в 1958 году. К тому моменту в СССР не существовало собственных вертолётных газотурбинных двигателей, по этой причине все первые прототипы оснащались самолетным двигателем АИ-24. Двигатель на опытных машинах был только один, его специально дорабатывали, чтобы разместить на борту вертолёта.

Первый полет опытного образца В-8 состоялся 24 июня 1961 года.

Во время этого полета машина выполнила непродолжительное висение в воздухе. По прошествии двух недель, 9 июля 1961 года, опытный образец вертолёта принял участие в авиапараде, который традиционно в те годы проводился на Тушинском аэродроме. Тогда вертолёт совершил полет по кругу.


В-8, один из первых прототипов будущего вертолёта Ми-8, фото: www.rhc.aero

Второй прототип будущего Ми-8 под обозначением В-8А приступил к испытаниям в 1962 году. К тому моменту машина уже получила первые советские турбовинтовые вертолётные двигатели ТВ-2-117. Также машина получила пятилопастной винт, на Ми-4 несущий винт был четырехлопастным.

Первый полноценный полет прототип В-8А совершил в сентябре 1962 года.

Ми-8 стал прекрасной заменой для Ми-4


Испытания третьего прототипа В-8АТ начались в 1963 году.

Это был транспортно-боевой вариант вертолёта для вооруженных сил. Именно данная модификация послужит затем базой для всех остальных версий вертолёта. После успешного завершения испытаний и внедрения в конструкцию всех необходимых доработок вертолёт в 1965 году отправился в серийное производство под обозначением Ми-8.

Новый вертолёт изначально разрабатывался как замена военно-транспортных Ми-4. При этом компоновка вертолёта изменилась принципиальным образом. Расположение силовой установки и кабины пилотов на Ми-8 по сравнению с Ми-4 фактически поменялось местами. Благодаря такому техническому решению ОКБ Миля, человек среднего роста смог по грузовому салону Ми-8 ходить не пригибаясь. При этом высота хвостовой балки нового вертолёта была достаточно высокой для того, чтобы в грузовую кабину мог въехать легковой автомобиль.

В процессе проектирования и испытаний вертолёт получал всё больше отличий от своего предшественника. Самыми заметными из них стали: трехточечное шасси, пятилопастной несущий винт, обширное остекление кабины пилотов. Все эти решения, в конечном счете, заложили фундамент для долголетия Ми-8, который десятилетия несет службу в самых разных уголках планеты, часто оставаясь единственным транспортным средством связи отдаленных и труднодоступных районов с Большой землей.


Первый серийный Ми-8 после полёта, 26 октября 1965 года, фото: www.rhc.aero

В 1967 году новый вертолёт официально приняли на вооружение советских ВВС.

Достаточно скоро он полностью вытеснил из военной авиации своего предшественника – Ми-4. При этом вертолёт Ми-8 оказался настолько удачным в техническом и конструкторском смысле, что закупки модернизированных версий данного вертолёта российские ВВС продолжают и спустя полвека после принятия вертолёта на вооружение.

Почему Ми-8 называют вертолётом «ста профессий»


Изначально производство вертолёта Ми-8 развернули на заводе № 386, который известен сегодня как Казанский вертолётный завод. На начальном этапе производства существовало две основных и самых массовых версии вертолёта – Ми-8П (пассажирский вариант) и Ми-8Т (транспортно-десантный вариант для военных). При этом спрос на новую авиационную технику превзошел все ожидания. Уже в 1970 году производство Ми-8 развернули и на Улан-Удэнском авиационном заводе, где оно продолжается и сегодня.

В наши дни Ми-8 называют вертолётом «ста профессий», и это полностью оправдано. С середины 1960-х годов заводы выпустили более 100 модификаций этой удивительной машины, которая оказалась многоцелевой не только по названию, но и по смыслу. Столь универсальный вертолёт, который нашел себя в военном деле и на гражданке, ещё стоит поискать.

Ми-8. Вертолёт сотни профессий
Рекламный буклет вертолётов Ми-17 холдинга «Вертолёты России»

Гражданские и военные версии вертолётов Ми-8/17 являются одними из самых эксплуатируемых в своем классе. Среди произведенных модификаций вертолёта: пассажирские, транспортные, десантно-штурмовые, поисково-спасательные, санитарные, сельскохозяйственные, пожарные версии. Помимо этого, на базе Ми-8 создавались воздушные командные пункты управления, вертолеты РЭБ, минные заградители, машины для транспортировки VIP-персон.

Высокие летно-технические характеристики вертолёта, простота в управлении, его долговечность, надежность и ремонтопригодность позволяют эксплуатировать машину даже в экстремальных погодных условиях в самых труднодоступных уголках планеты. А вместительная и удобная грузовая кабина позволили конструкторам создать десятки разновидностей вертолёта.

В модификации Ми-17 вертолёт не теряет своей актуальности


Летные характеристики и конструкция вертолётов Ми-8 с 1960-х годов многократно улучшались. Если при проектировании нового многоцелевого вертолета конструкторы закладывали грузоподъемность в две тонны, то в дальнейшем, по мере роста мощности турбовинтовых двигателей, она выросла до четырех тонн. Как сообщает холдинг «Вертолёты России», на новейшей модификации вертолёта Ми-171А2 этот показатель удалось довести до пяти тонн.

Сегодня средние многоцелевые вертолёты семейства Ми-17 являются наиболее совершенными вертолётами в семье Ми-8. Данные машины представляют собой глубокую модернизацию вертолётов Ми-8 и по-прежнему широко востребованы на мировом рынке.


Рекламный буклет вертолётов Ми-17 холдинга «Вертолёты России»

Вертолёты семейства Ми-17, выпускаемые в Улан-Удэ, в состоянии перевезти до 26 пассажиров или 36 десантников. Максимальная скорость полета вертолётов составляет 250 км/ч. Практический потолок – 6 000 метров. Дальность полета с двумя подвесными топливными баками – 1 065 км (офшорный вариант вертолёта), максимальная взлетная масса – 13 000 кг, максимальная полезная нагрузка – 4 000 кг.

Большой полезный объем грузовой кабины – до 23 кубических метров (в пассажирском варианте – до 27 кубических метров), позволяет использовать машину в самых разных вариантах исполнения. В обычном пассажирском исполнении в салоне вертолета устанавливается 26 пассажирских кресел, в VIP-варианте количество комфортабельных кресел может составлять 9–12. В десантном варианте в салоне размещается 36 откидных сидений.

Размеры салона позволяют эффективно использовать средние многоцелевые вертолёты Ми-17 в качестве санитарных и даже «летающих госпиталей». В санитарном варианте в салоне вертолёта может разместиться 12 носилок с ранеными. В варианте исполнения «летающий госпиталь» на борту вертолёта размещается современное медицинское оборудование, которое позволяет медикам проводить широкий спектр работ, вплоть до сложных хирургических операций.

При этом существуют и боевые варианты вертолёта Ми-17. К ним можно отнести новый вертолёт Ми-171Ш Storm, продемонстрированный на форуме «Армия-2021». В Подмосковье новый вертолёт добрался своим ходом из Улан-Удэ. Данная модель получила улучшенную бронезащиту фюзеляжа, «высотные» двигатели увеличенной мощности, а также усовершенствованные системы вооружения и средств защиты.


Ми-171Ш Storm на форуме «Армия-2021», фото: www.instagram.com/ulanudeaviationplant

Основная ниша данной модели – борьба с терроризмом и проведение спецопераций.

Разработчики из Улан-Удэ подчеркивают, что новая модификация специально создавалась для обеспечения действий спецподразделений. Особое внимание при разработке вертолёта Ми-171Ш Storm уделялось вопросу повышения безопасности экипажа и десанта.
Автор:
28 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. tralflot1832
    tralflot1832 21 октября 2021 18:13
    +18
    Какой же я древний ,я МИ 4 в полёте видел.
    1. Бережливый
      Бережливый 21 октября 2021 18:29
      +8
      А что помешало слово "Шторм " на Русском языке написать в рекламном проспекте, как и вообще, везде? Чего родной язык переталмачивать на иностранный вариант? Пусть учат Русский язык, а то стала глупость "правилом хорошего тона " , писать название, или давать имена собственные ненашенские, либо же по не Русски написанные!
      1. Holgerton
        Holgerton 21 октября 2021 20:43
        +5
        Потому-что вертолёты, особенно Ми-8, продают не только на внутреннем рынке, следовательно название должно быть узнаваемым не только на внутреннем рынке.

        Ввиду этого, маркетинг проводят на английском, так как это общепринятый международный язык, а латиница является более распространённой, нежели кириллица (свершившийся факт, вот сложилось так исторически).
        Следовательно все делают для удобства потенциальных заказчиков.

        Это всё равно что Вы бы предложили в отечественной математике/физике/химии заменить латиницу на кириллицу.
        Оно то конечно можно и даже работать будет, вот только зачем изобретать своё "не такое как все" колесо, когда это уже сделано до нас?
        Логики и здравого смысла в этом – ноль, а патриотизма ещё меньше.
      2. Стропорез
        Стропорез 21 октября 2021 21:09
        -4
        Цитата: Бережливый
        А что помешало слово "Шторм " на Русском языке написать

        Если коротко , то "понты", ответственно-безответственные разве признаются, что вся их "нетаналагафнетика" держится за Советские корни , а "Мишкам" ещё пахать и пахать.
    2. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 21 октября 2021 18:34
      +11
      Небо измеряется в Милях...
      И высказывание, абсолютно, правильное, и сериал хороший.
      1. aleks neym_2
        aleks neym_2 21 октября 2021 19:34
        +3
        А про амфибию так и не вспомнили, а жаль...
    3. Laksamana Besar
      Laksamana Besar 21 октября 2021 18:35
      +2
      Они в Северной Корее вроде до сих пор на вооружении.
    4. swnvaleria
      swnvaleria 21 октября 2021 19:02
      +6
      ми 4 это легенда ! 40 литров спирта на час полёта! и как обычно по прилёту вся антиобледенительная система была абсолютно сухая даже если полёт проходил летом и не далеко !
      1. tralflot1832
        tralflot1832 21 октября 2021 19:08
        +5
        Воспаминание из детства.Мурманск ,район Роста.Из за сопки за арсеналом,вываливает "коробка" из 36 вертолётов ,МИ 4 шли первыми.Чуть стёкла не повылетали.
    5. potap6509
      potap6509 21 октября 2021 19:23
      +3
      Наверное давно живущий, а не древний. wink
      1. tralflot1832
        tralflot1832 21 октября 2021 19:28
        +1
        Согласен с вашей формулировкой.Первый из семьи перешагнул 60лет. drinks
    6. Fitter65
      Fitter65 22 октября 2021 03:25
      +2
      Цитата: tralflot1832
      Какой же я древний ,я МИ 4 в полёте видел.

      В начале 70-х когда по Оби шла шуга, нам в село почту Ми-4 возил. Я помню эту "красно-синюю стрекозу". drinks
    7. prior
      prior 22 октября 2021 10:49
      +3
      Мальчишка. Я видел телегу запряжённую волами..... hi
    8. PilotS37
      PilotS37 25 октября 2021 18:22
      +1
      Цитата: tralflot1832
      Какой же я древний ,я МИ 4 в полёте видел.

      А я видел в полете В-12. Это было, если не путаю, в 1972 г., когда впервые под Москвой сильно разгорелись торфяники.
  2. knn54
    knn54 21 октября 2021 18:26
    +2
    -Вертолёт сотни профессий.
    ПОКА сотни.Ибо потенциал ЭТОЙ машины для модернизации
    прак тически неисчерпаем.
    Андрей,в одной из воинских частей (Средняя Азия) эксплуатировался "до упора."
    Уже не помню- 1987 или 1988г.


    -
  3. неглавный
    неглавный 21 октября 2021 20:35
    +7
    Да... Любимая машина! Летал и на 24-ке, на 2-ке(правда только курсантом), но любимая это 8-ка! Закончил службу на Ми-8МТ.
  4. Saxahorse
    Saxahorse 21 октября 2021 21:34
    +1
    Судя по габаритам кабины и грузоподъемности, туда как раз должна входить АСУ-57, первая бронетехника десанта. Однако ни одной такой фотографии к сожалению не видел.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 21 октября 2021 21:36
      0
      Сейчас это более актуально:
      1. Saxahorse
        Saxahorse 21 октября 2021 22:04
        +1
        Я б на такой блохе тоже б покатался laughing
        Но против пушек это детские игрушки конечно.
        1. carstorm 11
          carstorm 11 22 октября 2021 04:21
          0
          Вылетит группа на этих игрушках покрошит эти пушки за минуту и уйдет в закат) Эти блохи могут таких дел натворить за одну ночь что...сейчас высокомобильные подразделения актуальны как никогда.
          1. Saxahorse
            Saxahorse 22 октября 2021 22:07
            +1
            Цитата: carstorm 11
            Вылетит группа на этих игрушках покрошит эти пушки за минуту и уйдет в закат)

            Гы гы гы laughing Мобильная группа это вот например:

            Вот эти парни кого хошь покрошат. Включая встреченную бронетехнику. Ну а блохи , они блохи и есть. Хорошо если удрать получится. А мобильность на колесах (даже не 4х4), да еще за пределами бетонного шоссе, это лишь сказка для молодых стритрейсеров. Без гусель на войне никакой мобильности нет.
  5. bk0010
    bk0010 21 октября 2021 22:14
    +3
    По теме (иначе не пропускает)
    1. неглавный
      неглавный 21 октября 2021 22:26
      0
      Цитата: bk0010
      bk0010 Сегодня, 22:14
      +1

      По теме (иначе не пропускает)

      Всё верно! Обратите внимание на слова в первую минуту! Этим всё сказано!
    2. Джон22
      Джон22 23 октября 2021 17:50
      0
      Сказано по существу! Спасибо.
  6. Горный стрелок
    Горный стрелок 22 октября 2021 02:33
    +1
    Удивительно удачная машина. И размеры, и тяговооруженность, и модернизационный потенциал.
    Длительная эксплуатация позволила исправить все "детские болезни"... А запас прочности какой!
  7. Комментарий был удален.
  8. Монар
    Монар 22 октября 2021 06:07
    +4
    первые советские турбовинтовые вертолётные двигатели ТВ-2-117
    Не турбовинтовой, а турбовальный. Разница очень большая.
  9. Lyman1982
    Lyman1982 22 октября 2021 15:29
    -3
    Ого помню ещё ми2
  10. Zaurbek
    Zaurbek 23 октября 2021 17:49
    +1
    2шт поршневых по 2000лс смотрелись бы круто.