Битва «стратегов»: ПАК ДА на фоне H-20 и B-21

89

В августе осведомлённый источник в авиастроительной отрасли сообщил ТАСС, что опытный образец перспективного стратегического бомбардировщика нового поколения должны собрать к 2023-му.

«Идет изготовление опытного экземпляра. Предполагается, что демонстрационный образец будет готов к 2023 году», — отметил он.

Если это действительно так, то темпы реализации программы обнадёживающие для России, которая в качестве временной меры решила провести модернизацию стратегических бомбардировщиков Ту-160 и построить десять новых таких машин.



И всё же у Ту-160, как, впрочем, и у турбовинтового Ту-95МС, есть один недостаток, который невозможно исправить в ходе модернизации. Эти самолеты не являются малозаметными в привычном смысле. Последнее совершенно не критично, если говорить о контртеррористических операциях или борьбе с очевидно слабым противником, тем более что дальность действия носимых самолетами крылатых ракет Х-101, по некоторым данным, превышает 5000 километров.


Однако в случае серьёзного конфликта технология стелс может дать решающее преимущество. Именно поэтому американцы и китайцы создают свои перспективные «стратеги» с оглядкой на B-2 Spirit, каким бы «неудачным» его не величали (последнее касается цены самолета, а отнюдь не самой концепции).

ПАК ДА vs B-21


Сразу оговоримся, что характеристики машин пока что сугубо предположительные, что, конечно, не позволяет провести детальное сравнение. Однако в последнее время появилось немало важных данных, проливающих свет на концепцию, размеры и дальность действия самолетов.

Что же собой представляет ПАК ДА? По данным французского журнала Air&Cosmos, на которые в своё время обратил внимание блог bmpd, ПАК ДА самолет строят по аэродинамической схеме «летающее крыло». Он будет иметь взлетную массу 145 тонн и полезную нагрузку в районе 30 тонн. Таким образом, ПАК ДА почти в два раза легче Ту-160 и находится по массе между дальним бомбардировщиком Ту-22М3 и упомянутым выше Ту-95МС. Скорость ПАК ДА — дозвуковая. Дальность полета составит около 15 тысяч километров без дозаправки. Самолет получит два двигателя, созданных на базе НК-32-02. В прошлом году сообщалось, что в России создали опытный образец авиационного двигателя, предназначенного для Перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

Битва «стратегов»: ПАК ДА на фоне H-20 и B-21

Американский B-21 в представлении не нуждается, однако на всякий случай напомним, что этот малозаметный стратегический бомбардировщик американцы создают как удешевлённый аналог B-2. Он должен сменить как сам Spirit, так и более ранний B-1B. А вот совсем «древние» B-52, как ни странно, будут служить и дальше: США хотят их списать лишь в середине века.

Как и ПАК ДА, B-21 — самолет дозвуковой, малозаметный и построенный по аэродинамической схеме «летающее крыло». Недавно ВВС США опубликовали фото прототипа временного укрытия для нового стратегического бомбардировщика. Сравнив размеры бетонных плит аэродрома и стоящих рядом авто, специалисты «прикинули» примерные габариты Raider. Получилось, что он имеет фюзеляж длиной порядка 15 метров и размах крыла 42 метра.


Если говорить про облик самого самолета, то самый детальный на сегодня рендер представлен самими ВВС США этим летом. Среди оригинальных решений — по крайней мере, одно узкое наклонное окно с левой стороны. Вероятно, на другой стороне находится такое же.


Даже без учёта этих данных можно почти наверняка утверждать, что самолет будет меньше B-2, имеющего длину 20 метров и размах крыла 52.

С учётом сказанного выше (включая расчётные характеристики) можно предположить, что российский самолет будет ближе по своим габаритам и массе полезной нагрузки к B-2, чем к B-21. В пользу этого говорит и то, что он будет в большей степени стратегической платформой, в то время как B-21 видится инструментом решения прежде всего тактических задач с опциональной возможностью применения в «большом» конфликте.

При этом американская машина почти наверняка будет лучше соответствовать требованиям малозаметности: всё-таки США имеют несравнимо больший опыт в этом деле. В конце концов, они единственные, кто создал полноценный стелс-«стратег».

ПАК ДА vs H-20


Xian H-20, насколько можно судить, единственный стратегический бомбардировщик, который сейчас создают китайцы. До последнего времени о нём было почти ничего не известно, кроме того, что самолет будет дозвуковой, малозаметный и построенный по аэродинамической схеме «летающее крыло» (то есть концептуально будет почти ничем не отличаться от ПАК ДА и B-21 Raider). Первый намёк на то, как именно будет выглядеть новый самолет, появился зимой этого года, когда ВВС Китайской Народной Республики на официальном уровне представили рендеры, на которых нос летательного аппарата на миг отражается в шлеме летчика Поднебесной.


А первое реальное представление о том, что увидит мир, появилось осенью, когда корпорация Aviation Industry Corporation of China (AVIC) на выставке Airshow China 2021 в своём презентационном ролике продемонстрировала новый самолет.


Ещё раньше издание China Daily сообщило, что военные КНР хотят иметь самолет большой дальности (до 8 тысяч километров), не требующий дозаправки в воздухе, и способный нести до 10 тонн оружия. Предполагается, что бомбардировщик получит российский двигатель НК-321 (версия НК-32) или модернизированную версию WS-10, который устанавливают на Chengdu J-10.

Если эти данные подтвердятся, то новая машина будет существенно уступать Перспективному авиационному комплексу дальней авиации по дальности и массе боевой нагрузки.

Для Китая это всё же будет гигантский шаг вперёд, так как единственный созданный Поднебесной до этого момента «стратег» — это Xian H-6, разработанный на базе очень старого советского Ту-16. Отметим, что H-6 — относительно небольшой бомбардировщик по современным меркам, с дальностью полета около 6000 километров и максимальной боевой нагрузкой 9000 килограмм.


Если рассматривать H-20 с позиции региональных амбиций КНР, то большего и не требуется, а открыто противостоять США Китай в любом случае не будет. Остаётся открытым вопрос о степени малозаметности Xian H-20, однако нужно понимать, что на него мы не узнаем ответ ни сейчас, ни даже после демонстрации новинки: в силу секретности, которая окружает проект.

Выводы


Таким образом, Китай, Россия и США создают очень похожие машины: все они являются аналогом B-2, не будь которого, облик стратегической авиации будущего мог бы сильно отличаться от того, что создают сейчас.

Самым крупным из тройки новых машин может оказаться российский бомбардировщик, в то время как для Китая H-20 будет чем-то вроде пробы пера (что, впрочем, совсем не умаляет его боевых качеств).

Наиболее массовой машиной почти наверняка станет Raider: их американцы хотят построить более ста единиц. О том, сколько будет ПАК ДА и H-20, можно только догадываться. Стоит, впрочем, отметить, что у России меньше финансовых средств, чем у США, а у китайцев — опыта.

Особняком стоит вопрос вооружений для ПАК ДА, H-20 и B-21, однако в свете разработки нового гиперзвукового оружия он видится настолько сложным и многогранным, что требует отдельного рассмотрения.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    25 октября 2021 05:02
    Может, если всё сложится хорошо в 2023 году и будем сравнивать и обсуждать? Гадания на кофейной гуще ,, может быть,, ,, вполне вероятно,, Давайте дождемся результат!
    1. +7
      25 октября 2021 05:25
      Хотелось бы дождаться.Но не опытного,демонстрационного образца,
      вокруг которого хороводы будут много лет водить, а серии поставленной в войска в необходимых количествах.А то,знаете,бывало уже..." Не имеет аналогов в мире"...,в том числе и в самой РФ...(((
      1. +5
        25 октября 2021 05:38
        Это же не мешает сравнивать три разных перспективных самолета? ) Тем более когда все три закрыты завесой тайны?) Интрига манит.
        1. +14
          25 октября 2021 05:55
          Цитата: carstorm 11
          Это же не мешает сравнивать три разных перспективных самолета? ) Тем более когда все три закрыты завесой тайны?) Интрига манит.

          я могу плюнуть на 2 метра,американец на 190см, а китаец аж на 201 см... посравниваем,и поспорим ...? пустая тема..
          1. +1
            25 октября 2021 09:26
            Цитата: Дедкастарый
            Цитата: carstorm 11
            Это же не мешает сравнивать три разных перспективных самолета? ) Тем более когда все три закрыты завесой тайны?) Интрига манит.

            я могу плюнуть на 2 метра,американец на 190см, а китаец аж на 201 см... посравниваем,и поспорим ...? пустая тема..

            Поздравляю.Вы переплюнули американца,но проиграли китайцу. На что вы хоть с ними спорили?
          2. +3
            25 октября 2021 17:15
            В точку коллега. Задолбало "мы всех победим", но потом, хз в каком году.
          3. +1
            25 октября 2021 23:07
            Совершенно верно! good
    2. +16
      25 октября 2021 06:31
      "В августе осведомлённый источник в авиастроительной отрасли сообщил ТАСС, что опытный образец"- это информация из надежного источника ОБС?? Дальше и читать не стал эту галиматью..
    3. AUL
      +14
      25 октября 2021 08:31
      Цитата: ASAD
      Гадания на кофейной гуще ,

      Сразу оговоримся, что характеристики машин пока что сугубо предположительные, что, конечно, не позволяет провести детальное сравнение.
      Так что вся статья - бла-бла-бла.
      1. 0
        30 октября 2021 19:06
        Цитата: AUL
        Так что вся статья - бла-бла-бла.

        Популярно стало. У них есть, а вот когда у нас будет - это будет нечто! laughing
    4. 0
      18 января 2022 12:49
      Информация на грош. У автора всё упирается в B-2: все якобы похожи на него. А разве до этого самолетов «летающее крыло» не было? XB-35, YB-49 и ещё куча других подобных.
  2. +11
    25 октября 2021 05:09
    Для стратега, кмк, важнее способность базироваться не на двух с половиной аэродромах, как Ту-160 и Ту-95.
  3. -5
    25 октября 2021 05:33
    Вот интересно.
    Если бы не пришлось тратить огромные силы и средства на восстановление производства Ту160, насколько быстрее бы продвигалась программа создания ПАК ДА ?
    1. +8
      25 октября 2021 06:06
      Цитата: Пиджак в запасе
      Вот интересно.
      Если бы не пришлось тратить огромные силы и средства на восстановление производства Ту160, насколько быстрее бы продвигалась программа создания ПАК ДА ?

      Думается,недостаточно быстро,чтоб вообще без стратегов остаться...
    2. +6
      25 октября 2021 15:59
      Цитата: Пиджак в запасе
      Если бы не пришлось тратить огромные силы и средства на восстановление производства Ту160...

      Восстановление производства Ту-160 - это в первую очередь восстановление технологий и технологических цепочек. Чего только сварка крупногабаритных титановых силовых конструкций стоит. А там таких "утерянных" технологий более чем предостаточно. Они в дальнейшем будут использованы в новых проектах, в том числе и ПАК ДА.
  4. -2
    25 октября 2021 06:36
    Прежде чем затевать постройку надо сначала определится, зачем он нужен? И нужен ли вообще? Мы будем проводить ковровые бомбежки Калифорнии или Нью-Йорка? Ил-96 недорого доработать под носитель крылатых ракет без разрывания баянов о "неимеющеманалоговмире".
    1. +5
      25 октября 2021 08:08
      Ту95 не производят уже, Ту160 слишком сложный и дорогой. Оружие, БРЭО и ТРД серийные есть. Вот и решили сделать один самолёт , вместо трёх в весе Ту22м3. Я бы все таки пошёл по пути американцев и не лишал бы Пак да тактических функций. Арсенал боеприпасов в РФ сейчас довольно большой для этого
      1. +2
        26 октября 2021 10:58
        Ту160 слишком сложный и дорогой
        и ПАК ДА вряд ли будет дешёвым
        1. 0
          26 октября 2021 11:02
          При прочих равных, БРЭО, сенсоры, нагрузка, дальность и т.д. сверхзвуковой будет раза в 1,5-2 тяжелее и дороже (планер) и мотора там 4, а на дозвуке 2шт.
      2. 0
        28 октября 2021 01:38
        А он и так почти точечный. Его задача удары по ключевым узлам а не ковровые бомбардировки в стиле ВВ2.
        1. 0
          28 октября 2021 09:38
          Посмотрите арсенал Б-52......там и КР всех типоразмеров и корр бомбы всех типоразмеров
    2. +1
      25 октября 2021 10:08
      Цитата: lelik613
      Прежде чем затевать постройку надо сначала определится, зачем он нужен? И нужен ли вообще? Мы будем проводить ковровые бомбежки Калифорнии или Нью-Йорка? Ил-96 недорого доработать под носитель крылатых ракет без разрывания баянов о "неимеющеманалоговмире".

      Насчет необходимости "носителя крылатых ракет" я с вами согласен. Хотя я бы видел в этой роли Ил-76 с доработками, позволяющими применять их в обеих ролях - как "ракетовоза", так и штатной ВТА.

      Он же может выполнять и функцию "бомбовоза" - просто сыпать десятки тонн чугуниевых бомб на противников, не имеющих ПВО.

      Но другой тип "бомбовоза" нам тоже нужен. Это "бомбовоз" позволяющий довозить до противника хороший груз относительно недорогих бомб и тактических ракет, не светясь на радарах за сотни километров. Тут Ил-76 уже не подойдет.
      1. 0
        26 октября 2021 11:40
        Нужен бомбер не заточенный как в СССР Ту160 и 95 только под КР, а Ту22М3 только под ПКР Х-22......у универсальный самолет с хорошим ресурсом, не сложный в модернизации, и способный нести все вооружение и КР и корр бомбы и ПКР и иметь доступ ко всем базам данных о разведке и целях.
    3. 0
      25 октября 2021 10:23
      Так подобными вопросами военные занимаются. И ответы на них наверняка пока находятся под грифом секретно. Хотя один ответ дал когда-то президент, сказав что пора готовить задел для потомков.
  5. -15
    25 октября 2021 06:49
    Выводы другие. В настоящее время самый сильный бомбер это китайский Н-20. Потому что он существует. Ни ПАК ДА ни В-21 нет, мультиков и тех нет.
    1. +10
      25 октября 2021 08:16
      правильнее тогда написать- В-2. Он то как раз существует.
    2. +3
      25 октября 2021 08:58
      Цитата: 28-й регион
      мультиков и тех нет.

      В-21 строится в кол-ве "2х штук"("механически" уже готовы...)...первые полёты назначены на 2022 год... Бомбер по первоначальному плану должен полететь в "десятых" годах;но заказчиком был изменён ряд требований к "изделию"... "Дата полёта " ПАК ДА неоднократно менялась; но "ожидается",что разрыв в датах полётов опытных образцов В-21 и ПАК ДА будет небольшой...
    3. -1
      25 октября 2021 16:24
      Ни добавить ни убавить.
  6. +11
    25 октября 2021 08:04
    1. Мы уже видим прогресс с Су57. 2 шт против 700 ф35.
    2 кто нибудь объяснит : чем В21 должен бить дешевле В2?
    3 какие ТРД поставили китайцы в бомбер? Д30?
    1. -28
      25 октября 2021 09:12
      На корыто Ф-35 хватит и обычных Су-30СМ и Су-35. 57й пока единственный представитель 5го поколения коих у американцев 0 штук
      1. +19
        25 октября 2021 10:13
        Цитата: Runner2022
        57й пока единственный представитель 5го поколения коих у американцев 0 штук


        Божественно... Вам корона не жмет?
      2. +10
        25 октября 2021 11:27
        Сделано уже 700 корыт Ф35АВС .....сколько у нас Су35С ? Су30СМ на поколение отстает, но можно посчитать и их. Можно посчитать и количество Ф16Вайпер и Ф15ЕХ.
    2. +13
      25 октября 2021 09:33
      Цитата: Zaurbek
      кто нибудь объяснит : чем В21 должен бить дешевле В2?

      В21 меньше в размерах и проще конструктивно, два серийных двигателя вместо четырёх, новые системы проектирования, планируется большая серия.
      1. 0
        25 октября 2021 10:59
        Два новых ТРРД.....БРЭО современное, и % его в самолетах в себестоимости все растет и растет.
        1. +4
          25 октября 2021 11:13
          Цитата: Zaurbek
          Два новых ТРРД

          Адаптация F135 там стоять будет
          Цитата: Zaurbek
          БРЭО современное

          Так на В-2 тоже современное стоит, правда на момент создание
          Цитата: Zaurbek
          и % его в самолетах в себестоимости все растет и растет.

          Процент растёт, себестоимость падает. Большая часть авионики будет использовано от F-35, его стоимость 78 млн $.
          1. 0
            25 октября 2021 11:19
            ....а стоимость модернизаций выведена в отдельную статья.
  7. +5
    25 октября 2021 08:15
    изготовление опытного экземпляра. Предполагается, что демонстрационный образец будет готов

    нужно заметить, что "опытный экземпляр" и "демонстрационный образец"- это не одно и то же.
  8. +6
    25 октября 2021 08:18
    Весьма вероятно, что некоторые элементы систем для будущего бомбардировщик а отрабатывают на С70 Охотник.
    1. 0
      25 октября 2021 11:00
      Согласен.....и аэродинамика и применение....покрытие.
  9. 0
    25 октября 2021 08:25
    На самом деле, в перспективных бомберах самое интересное это их концепции применения! Почему они делаются именно такими? Т160 с ракетами бьющими на 5000км и без стелс техи прекрасно может обходиться. В21 поговаривают может стать что то вроде воздушного крейсера, способного акромя бомбить, ещё и небо зачищать от истребителей. На что будет способен ПАК ДА и китаец?
    Смогут ли эти самолёты взять на себя функции ДРЛО если нужно? Или может они могут быть как КП для управления армией дронов? recourse
    1. +2
      25 октября 2021 22:01
      "Почему они делаются именно такими? Т160 с ракетами бьющими на 5000км..."////
      ----
      Чтобы сбрасывать бомбы прямо над целями. Тяжелые бетонобойные бомбы,
      пробивающие многометровые укрепления. Никакие ракеты не могут заменить
      такие бомбы.
    2. +1
      26 октября 2021 02:31
      Почему они делаются именно такими?

      Потому что это не стратег. А давно забытый американцами класс дальних бомбардировщиков. Нужный и как противокорабельный на флоте ( наши Ту-22м или китайские Ту-16 , ) или как барражирующий перехватчик в той же Аляске ( вроде нашего Ту-128 ), или просто сухопутный на оперативную глубину фронта. Стратег он с большой-большой натяжкой . Появился противник , Китай строит мощнейший флот - вот и понадобился "дальник" . Истребитель не пошлёшь, В-1 , В-2 жирновато будет .
  10. +9
    25 октября 2021 08:26
    Хроники бомбардировщика
    2014 год
    Конструкторское бюро имени Туполева 10 апреля 2014 года завершило проектирование перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80». В проекте принимали участие само конструкторское бюро Туполева и Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова.

    2017 год
    замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что ПАК ДА может быть представлен публике уже в 2018 году. По своим характеристикам он существенно превзойдет существующие бомбардировщики. Первоначально предполагалось, что самолет начнет поступать в войска в 2023-2025 годах, первые испытательные полеты намечались на 2019-2020 годы. Позже стало известно, что создание бомбардировщика сдвигается из-за возобновления серийного выпуска Ту-160.
  11. +2
    25 октября 2021 08:40
    Автор, а не могли бы Вы рассказать, нахрена нужна незаметность стратегу несущему раке6ты с дальностью в 5000 км? От чего незаметность? Задача стратега подойти к определенному рубежу, не входя в зону действия ПВО и истребителей противника и нанести удар ракетами. Для этой цели великолепно подходят ныне существующие самолеты. Пустая трата денег, гонка за модой.
    1. +1
      25 октября 2021 09:57
      Цитата: Виктор Сергеев
      Задача стратега подойти к определенному рубежу, не входя в зону действия ПВО и истребителей противника и нанести удар ракетами.

      Ну так зона действия истребителей противника во многих местах начинается прямо у наших границ.

      И нанесение ударов ракетами с дальностью в 5000 километров - далеко не единственный сценарий применения дальнего бомбардировщика. Хотя бы потому, что пулять такими ракетами - это очень дорого.
      1. +2
        25 октября 2021 13:27
        А если у наших границ, то зачем нашим стратегам находиться возле наших границ? Наоборот нужно базировать внутри своей территории, плюс защита собственными ПВО. Если не пулять ракетами с ядерной начинкой, то зачем применять стратега? Если воевать со слабыми, или только в качестве тактического бомбардировщика, то хватит и Ту22М3 с Су34. Ну есть в США В2 и много они использовали эту двухмиллиардную дуру?
        1. +1
          25 октября 2021 13:38
          Цитата: Виктор Сергеев
          Наоборот нужно базировать внутри своей территории, плюс защита собственными ПВО.

          А если истребители противника начнут действовать внутри нашей собственной территории? Такая возможность у них есть уже сейчас. Завтра могут появиться и беспилотные средства поражения, способные достать наши бомбардировщики внутри наших границ. Малозаметный бомбардировщик в любом случае нужен, даже если и кажется, что на сегодняшний день мы можем без него обойтись.
          1. +3
            28 октября 2021 08:05
            Когда истребители противника начнут действовать внутри нашей территории, значит либо мы лохи, либо я чего то не понимаю. Война у России может быть двух типов: со слабым противником (тактическая) и с США (НАТО). Только в случае войны с США может случится использование истребителей противника внутри нашей территории, а это гарантированный ядерный удар по США, причем не самолетами, а ракетами.
            Стратег это скорее пугалка, которая может вернуться на аэродром, в отличии от ракет. Подъем стратегов может немного надавить на потенциального противника (например Японию) дабы он не делал глупости, плюс стратеги могут уйти из под вероятного удара. Во всех этих случаях исключено появление истребителей противника над нашей территорией, учитывая мощь ПВО, наших перехватчиков, который способны продержаться хотя бы до момента нанесения ядерного удара по США и их союзникам.
            Со 100% вероятностью могу сказать, что стратега-невидимку ждет участь Су57: малая партия, долгое исследование и переход на что то новое, пока еще даже не имеющееся в представлении военных и самолетостроителей. Ну не нужны эти самолеты сейчас. Вот США наклепали F22, 35, В2 и думают: зачем? Используют пятое поколение в войнах с Бармалеями или странами у которых и ПВО то нормального нет.
    2. -1
      25 октября 2021 10:08
      Цитата: Виктор Сергеев
      Автор, а не могли бы Вы рассказать, нахрена нужна незаметность стратегу несущему раке6ты с дальностью в 5000 км?
      Его еще в дальнюю авиацию ставить будут.
      1. +1
        25 октября 2021 13:30
        Дорого, все равно, что забивать гвозди микроскопом. Унификация это путь в никуда. Каждая техника узкоспециализирована и использование ее не по назначению бессмысленная и дорогая затея. Это как в ВОВ использовать ЗИС3 против тигров, хвататься за соломинку, при низком результате и больших потерях.
    3. +3
      25 октября 2021 11:04
      А в угрожаемый период небо будет чистое? Не будет кораблей с Иджис, не будет самолетов с ДРЛО? Какое государство станет целью для ПАК ДА? Будет ли это ракета с ЯБЧ(у других дальности другие), Будет ли ПАК Да заменять Ту22М3 как средство нанесения удара по АУГ? Будет ли он применять различные бомбы?
      1. +1
        25 октября 2021 13:35
        Когда наступит время стратегов не будет ни Иджис, ни самолетов ДРЛО. Вам же сказали: стратег использует ракеты с ядерной головной частью с дальностью 5000 км, а скоро будет и дальше, не будет стратег входить в зону действия ПВО. Если в угрожаемый период взлетит стратег нападение на него будет расценено как объявление войны, фактически на уничтожение, есть желающие? Да и не будет стратег, в угрожаемый период, летать рядом с силами НАТО, его задача находится в воздухе, подальше и быть готовым к удару, при этом не подпадая под удар ядерных ракет противника.
        1. 0
          25 октября 2021 13:48
          Думаю, что не так много рядом с РФ районов пусков КР в сторону США......и там будут обязательно висеть АВАКСы....и отслеживать и бомберы и их КР......и затачивать новый бомбер только по КР с ЯБЧ - неправильно. СССР уже имеет такой опыт и во флоте и в авиации. Ту22М3 - или самолет с ПКР или бомбер с чугуном....А современные тренды - стратегический урон , не стратегическими КР по ключевой структуре промышленно развитой страны типа Турции. А дальность с такими КР , совсем не 5000км. И 5000км - - это надо поделить на профиль полета и обход зон ПВО. и останется около 2000км
          1. 0
            29 октября 2021 13:41
            Пустить КР в сторону США можно с любой позиции, лишь бы дальность позволяла. Да и удар будет наносится не КР, а стратегическими. Как я уже писал, для России авиационная составляющая триаду скорее несущественная, скорее для вида и давления. Вы реально верите, что АВАКСЫ могут прикрыть территорию США от КР? Дальность обнар3ужения КР АВАКСОм, если сильно повезет 100 км., сколько нужно АВАКСов, что бы прикрыть территорию США и Канады? АВАКС игрушка нападения, обеспечения работы своей авиации, ее наведения. Нет в мире ни у кого защиты от КР.
            Я не знаю, что такое тренды, мне известно только одно: стратегической авиацией обладают, в полной мере, три страны и только одна из них делает кучу бесполезных многомиллиардных игрушек, дабы разворовать бюджет, а потом думает: где бы это применить, что бы налогоплательщики не задали скромный вопрос: ну и зачем нам эта груда металла? Это касается самолетов 5 поколения, новых стратегов (начиная с В2), авианосцев и прочей лабуды.
            В настоящее время есть два типа возможных войн для России и США: сильного со слабым и схватка между собой, в первой стратеги не нужны, во второй стратеги роли не сыграют никакой.
            1. 0
              29 октября 2021 13:44
              АВАКСОв у НАТО в разы больше и они их используют и с истребителями.....
    4. +4
      25 октября 2021 16:36
      Например, боеприпасы большого и очень большого калибра типа бункер бастеров. Думаю и сейчас они куда эффективнее: надежнее, точнее любой ТК или КР. Или непосредственное подавление ПВО противника: F-35 обвиняют в том что он берет только два раза по тонне внутрь, ну вот с ним большой брат прилетит.

      Кроме того B-21 часто изображают в статьях, фантазирующих на тему сетецентрической войны в воздухе, как некие узлы связи, которые будут хабами по приему данных по защищенным каналам типа MADL от F-35 и передаче куда-то наверх по линк16 или спутнику. Такой B-21 способен действовать куда ближе к передовой чем любой авакс, а глубина проникновения и качество разведки распределенной группы F-35 в теории уже может поспорить с этим же аваксом.
    5. +1
      25 октября 2021 20:45
      Цитата: Виктор Сергеев
      От чего незаметность? Задача стратега подойти к определенному рубежу, не входя в зону действия ПВО и истребителей противника и нанести удар ракетами.

      Но ведь есть ещё и вторая задача -- произвести пуск как можно более неожиданно для противника, чтобы минимизировать шансы ПВО на перехват пущенных ракет.
      И вот как раз для этого даже "стратегам" малозаметность очень даже не помешает -- создавая дополнительное тактическое преимущество в виде фактора внезапности.

      Не говоря уж о том, что само по себе слишком раннее обнаружение движущегося в направлении цели "стратега" -- даёт противнику пусть и гипотетические, но уже ненулевые шансы уничтожить его ещё до подлёта к точке пуска.
      И чем дальше за линией ПВО находится цель -- тем глубже придётся входить в зону действия радаров противника, тем выше риски провала операции или даже потери самого "стратега".

      Поэтому, думаю, малозаметность -- крайне полезное во всех смыслах тактическое преимущество, которое явно никогда не будет "лишним", его значение трудно переоценить. Особенно в модели конфликта с технически развитым противником.
  12. 0
    25 октября 2021 09:52
    Сколько можно постить эту картинку, которая на заставке? Это не может быть никакой ПАК ДА. У самолета с крылом такой толщины крейсерская скорость будет не выше 200 километров в час.
  13. +2
    25 октября 2021 10:02
    Недофантастическая полусказочка. Абы, дабы, да кабы.
  14. -4
    25 октября 2021 10:07
    В конце концов, они единственные, кто создал полноценный стелс-«стратег».
    Полноценный не создали: когда ФРГ съела ГДР, то выяснилось, что радар Миг-29 видит B-2 и захват производится даже на фоне земли.
    1. +1
      25 октября 2021 17:03
      радар Миг-29 видит B-2 и захват производится даже на фоне земли.

      Да, да, 5 км это очень большая дистанция.
      В Югославии МиГ29 обнаружил F117 прямо по курсу ЛИШЬ ВИЗУАЛЬНО на дистанции не более 3х км! Чисто случайно, на фоне заходящего солнца пилот увидел знакомый силуэт и навёл ракеты с ИК ГСН. Амер был сбит, а капитан сразу после приземления получил майора.
      1. -2
        25 октября 2021 20:35
        Цитата: VasYok
        Да, да, 5 км это очень большая дистанция.
        Откуда у вас данные про 5 км? Всюду приведена максимум фраза "«Параболическая антенна радара Н-019 различает B-2 даже на фоне земли» - скандальное откровение Ларри Нильсена стало предметом горячих споров в среде авиаторов."
        Кроме того, 5 км вполне достаточно: в район бомбардировщика истребитель может вывести и длинноволновая РЛС, при помощи которой ракету не наведешь, однако она не видит хитрую форму B-2 (отражающие элементы менее половины длины волны) и не поглощается хитрым покрытием (толщины покрытия не хватает для такой длины волны).
  15. 0
    25 октября 2021 12:26
    Да. Догадки и предположения, это конечно неотъемлемая часть аналитики ВПК.
    Тьфу!
  16. +1
    25 октября 2021 12:31
    По данным французского журнала Air&Cosmos...
    Очень позабавило... Еще к агентству ОБС обратились
  17. +1
    25 октября 2021 12:37
    С учетом размеров и качества американской спутниковой группировки - выпуск нами небольшой партии "стелс-стратегов" суперэффективным решением не выглядит.Будут знать где самолеты базируются и следить за ними 24/7. Вообще у меня некоторые сомнения относительно способности капитально скрыть столь габаритный и массивный объект (как минимум В ПЕРСПЕКТИВЕ) от современных и развивающихся радаров и иных средств . Тем более что речь идет о дозвуковой цели. Понятно что речь о доставке таким "бомбовозом" средств поражения просто поближе к территории потенц.противника , но в случае потенц.противника (США) с его обилием баз - направление применения "стелсов" куда менее предсказуемо, чем в нашем случае (полюс-дв-европа как условные направления, все они довольно качественно напичканы средствами обнаружения,насколько я понимаю).
    Но самолет однозначно нужен ,тут без вариантов.
  18. -1
    25 октября 2021 12:37
    Автор:
    Выводы

    Таким образом, Китай, Россия и США создают очень похожие машины: все они являются аналогом B-2, не будь которого, облик стратегической авиации будущего мог бы сильно отличаться от того, что создают сейчас.

    Самым крупным из тройки новых машин может оказаться российский бомбардировщик, в то время как для Китая H-20 будет чем-то вроде пробы пера (что, впрочем, совсем не умаляет его боевых качеств).

    Наиболее массовой машиной почти наверняка станет Raider: их американцы хотят построить более ста единиц. О том, сколько будет ПАК ДА и H-20, можно только догадываться. Стоит, впрочем, отметить, что у России меньше финансовых средств, чем у США, а у китайцев — опыта.

    Особняком стоит вопрос вооружений для ПАК ДА, H-20 и B-21, однако в свете разработки нового гиперзвукового оружия он видится настолько сложным и многогранным, что требует отдельного рассмотрения.

    Выводы, простите, основывают на фактах, а у Вас, мнение, основанное на предположениях.
    Правильное название и структура статьи, сразу вернут её в строй (в заслуженное место), на пример: "Васисуалий Лоханкин и Мировая Революция (зачёркнуто)" "Моё мнение о дальнейшем развитии..." А вместо "Выводов", "Как мне кажется".
  19. +1
    25 октября 2021 12:37
    Самая мутная субстанция, которой любят задорого козырять американцы - невидимость. У них уже целый парк самолетов-невидимок, тут тебе и В-2, и F-117, 22, 35, и B-21 вот-вот попрут...
    Только вот сомнения берут - любая невидимость быстротухнущий товар.
    Человек научился видеть бактерий, молекулярные и атомные решетки, черные дыры и темную материю в космосе. Не глазами, конечно, путем всяких инструментов, методов и математики. Поэтому же делать основным козырем боевых самолетов невидимость - это фантастическая глупость, также, как и ранжирование своих и чужих вооруженных сио на потребу общественному мнению.
    А вдруг все не так?
  20. -5
    25 октября 2021 12:38
    Ту-160 сверхзвуковой, ему стелс не нужно, его и так не догнать и сбить сложно.
    1. +2
      25 октября 2021 13:38
      Он не может летать на сверхзвуке все время, это уменьшает дальность, сверхзвук ему был нужен на преодоление ПВО, что в наше время не нужно, в связи с появлением ракет с огромной дальностью, как следствие скорость излишнее почти никому не нужное излишество. Кстати в Ту160 есть элементы СТЕЛС.
      1. 0
        28 октября 2021 14:57
        Свехзвук нужен чтобы удрать от истребителя, от японских пингвинов красиво ушли крылья сложили полный форсаж и след простыл джапы офигели от такой прыти огромной махины tongue
  21. 0
    25 октября 2021 13:04
    Будет хлеб и будет пища. А так, это всё равно что смотреть в кромешную темноту в направлении объекта и рассуждать что это такое.
  22. Комментарий был удален.
  23. AML
    -1
    25 октября 2021 15:49
    Цитата: Zaurbek
    Сделано уже 700 корыт Ф35АВС .....сколько у нас Су35С ? Су30СМ на поколение отстает, но можно посчитать и их. Можно посчитать и количество Ф16Вайпер и Ф15ЕХ.

    Если пошла такая пьянка, то почему считаем ЕС плюс США плюс Израиль супротив одной России. Давайте уже к России и китайские плюсовать
  24. -2
    25 октября 2021 16:46
    Для парада и распила бабла "достаточно адной таблэтки" (ПАК ДА). Больше и не надо. Лишь бы это корыто летало.
  25. +2
    25 октября 2021 17:56
    Обычно все потом уходит вправо. Достаточно вспомнить МС-21 или ИЛ-112. К 2023 может быть и построят в 1 экз. прототип, он вряд ли он полетит ранее 2025. Ещё ресурсник, без него никак. Так что программы ТУ-160М, М2 и ТУ-22М3М - это в точку. Тем более, что М3М теперь с дозаправкой.
  26. 0
    25 октября 2021 20:08
    Чудеса, как у евреев при выходе их Египта. Только, недавно, писали что малозаметность до лампочки, то вдруг она стала важной. Самолёт может подняться и запустить сверхракету за тыщи миль, то он должен подлететь близко и бросить гранату в окно. Выбирайте уже нужное и морочьте голову что там шуршит в кустах лев, иди дикая утка? Пошёл Абрам на охоту. Только зашёл за первые деревья, как вдруг выбегает оттуда с лицом белым и испуганным и кричит - спасайся кто может. Его остановили, успокоили, налили сто грамм и спрашивают - ты чего так испугался. Только подошёл я к кусту, как там что-то зашевелилось. Я испугался бросил ружьё и удрал, там наверное был лев. Откуда в наших лесах лев, это могла быть утка. Ну и что, что утка, отвечает Абрам, разве это не страшно?! Наверное россияне нашли задел времён СССР и сразу поняли - это они это придумали и теперь он будет невидимым, как и те, которые сделаны недавно, их никто не видит, как и танк Т-14.
  27. -1
    26 октября 2021 00:34
    If the Su-S-70 Okhotnik is not subsonic, neither will be the Tu-PAK-DA.
  28. 0
    26 октября 2021 11:54
    Считаю что для стратега главное грузоподъемность и надежность систем.Все эти новомодные системы системы не дают 100 % невидимости,а учитывая что КР может запускаться с расстояния 5000 км ,то невидимость не является основополагающим фактором
  29. 0
    26 октября 2021 18:43
    Сначала хотя бы один до ума доведите, а потом уже сравнивать
  30. 0
    27 октября 2021 05:32
    Цитата: Eroma
    В21 поговаривают может стать что то вроде воздушного крейсера, способного акромя бомбить, ещё и небо зачищать от истребителей

    Ага. "И крестиком, и на машинке"...© Матроскин.
    Сильно сомневаюсь, что стратегический бомбардировщик будет выполнять функции истребителя - не для того их создают.
  31. 0
    27 октября 2021 18:35
    Цитата: Владимир_2У
    Для стратега, кмк, важнее способность базироваться не на двух с половиной аэродромах, как Ту-160 и Ту-95.

    А зачем?
    Если ЧО - у них билет в 1 конец. Отстрелялись а возвращаться скорее всего(и если не собьют потом) уже и некуда может быть.
    Большой ПЭ он такой.
  32. +2
    1 ноября 2021 17:25
    Опять топчут воду в ступе! "Эксперты" хреновые! Как можно обсуждать самолет, который не летает????!!!! Я хренею от вас!!!
    1. 0
      3 ноября 2021 14:29
      Он есть виртуально.
  33. 0
    3 ноября 2021 14:29
    ПАК-ДА еще не создан. Макета даже нет.
    А вот Ту-шки бы клепать сотнями...
  34. 0
    28 ноября 2021 16:22
    Высокий ресурс - важное качество новой машины. В мирное время им летать и летать.
  35. 0
    18 декабря 2021 19:59
    Цитата: carstorm 11
    Это же не мешает сравнивать три разных перспективных самолета? ) Тем более когда все три закрыты завесой тайны?) Интрига манит.

    Пока нечего сравнивать, но если ничего не мешает, то сравнивайте))
  36. 0
    20 декабря 2021 21:26
    На фоне голубого небо смотрится как птица Буревестник.
  37. 0
    28 декабря 2021 15:11
    вся эта невидимость простая трата денег.кому интересно,почитайте как В-2 применялся в Югославии.цитировать не буду,но коротко происходило так .в районе где предполагалось применение В-2 сначала появлялись самолёты РЭБ ЕА-6В Праулер.при поддержке истребителей Ф-15С . всем этим руководили с Е-3,при поддержке самолёта РЭР и управления Е-8.любому спецу из ПВО становилось понятно,что. скоро явится невидимый стелс.а ведь должен незаметно прилететь,всех убить ,и также незаметно убраться домой.а по факту? а ведь ПВО Югославии была не самая современная на то время.
    1. 0
      15 января 2022 22:58
      Есть определённая тактика применения и фора по обнаружению РЛС…..этого достаточно в качестве преимущества над традиционной схемой
  38. 0
    15 января 2022 22:56
    1. ТРД нК32 модернизированные есть
    2 все вооружение , в принципе, есть или может быть адаптировано с других комплексов( типа Цируона)
    3. Вопросы обводов , покрытий и применения , думаю, обкатают на С70( он по схеме такой же)
    4 БРЭО начали ставить на новые Ту160М и Ту22мзм ….


    Проект похож на реальный