Как легенду о Рихарде Зорге использовали против Сталина

120
Как легенду о Рихарде Зорге использовали против Сталина
Рихард Зорге, 1940 год

В либеральной России был создан миф о том, что выдающийся советский разведчик Рихард Зорге внедрился в милитаристскую верхушку Японии, раскрыл планы Гитлера и его союзников. Он сообщил в Москву, что Третий рейх готовит нападение на СССР, и даже передал время нападения. Но к донесениям разведчика не прислушались, а когда его схватили, то Сталин не спас его от казни, хотя имел такую возможность.

Фальсификация Хрущёва


На самом деле эту фальшивую версию создал ещё Никита Хрущёв, который всеми силами старался дискредитировать, очернить Сталина (Предательство СССР. Перестройка Хрущёва; Как храбрый шакал укусил мёртвого льва).



При нём утверждали, что Рихард Зорге сообщил о нападении гитлеровской Германии 22 июня 1941 года по трём стратегическим направлениям. Естественно, что эту же тему подняли и постарались развить и в постсоветской Российской Федерации, где либеральная прозападная интеллигенция преобладает в сфере СМИ, и особенно на ТВ.

Так, в 2017 году сняли российский телесериал «Зорге» режиссёра Сергея Гинзбурга. Роль Рихарда Зорге сыграл Александр Домогаров. Премьера фильма прошла в 2019 году на «Первом канале».

Сюжет фильма имеет мало общего с исторической правдой. Это вообще особенность «исторических» фильмов российского кинематографа. Особенно там любят поливать грязью советский период истории России. В сериале договорились до того, что Зорге добыл из сейфа германского посла в Токио план «Барбаросса».

Что сообщил Рамзай


Первая важная информация по поводу нападения Германии на СССР поступила от резидента советской разведки в Японии, который скрывался под маской корреспондента влиятельных германских газет.

11 апреля 1941 года Зорге сообщил, что Германия завершила подготовку к войне с СССР, и она может начаться в любой момент. Однако германский посол получил телеграмму от Риббентропа, в которой сказано, что «Германия не начнет войны против СССР, если она не будет спровоцирована Советским Союзом». Также в Германии есть сильная партия войны с русскими, но она ещё не взяла вверх.

13 апреля 1941 года СССР и Япония заключили пакт о нейтралитете. Но Москва не была уверена, что Токио будет соблюдать соглашение в случае нападения немцев на СССР. Поэтому разведуправление Генштаба поставило Рамзаю задачу следить за внешней политикой и военными мероприятиями Японии. В Москве надеялись, что, временно закрыв вопрос с Россией, японцы сосредоточат усилия на южном направлении для завершения войны с Китаем и начнут противостояние с Англией и США. Поэтому крупных провокаций на советской границе не будет.

По поводу реакции японского правительства на заключения пакта о нейтралитете Зорге в донесении от 16 апреля 1941 года сообщал, что в Токио «чрезвычайно рады заключению пакта». Японское военно-политическое руководство теперь было сосредоточено на том, чтобы победоносно завершить войну в Китае и разрешить противоречия с США и Англией в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Отмечалось, если Англия и дальше будет терпеть поражения от Германии, то встанет вопрос о захвате Сингапура.

18 апреля 1941 года советский разведчик отметил, что посол нацистской Германии в Японии Ойген Отт имеет влияние на главу японского правительства Коноэ и других японских сановников, и может поднять вопрос о Сингапуре, подталкивая японцев к экспансии на юге. В свою очередь, Зорге был советником Отта, оказывал влияние на него. Он отметил, что может побуждать германского посла к оказанию давления на Токио в сингапурском вопросе.

Однако Москва отвергла это предложение, хотя оно было логичным. Рамзаю дали указание по-прежнему собирать информацию о конкретных мероприятиях Токио, о движении войск, а влиять на японскую политику не его задача.

Поэтому версия о том, что русские подталкивали Японию к войне с Англией и США не имеет оснований.

Противоречивость известий


2 мая 1941 года Зорге сообщил в Москву, что разговаривал с Отто и морским атташе о взаимоотношениях Германии и России. Отто сообщил, что Гитлер желает разгромить СССР и захватить европейскую часть России, превратив её в сырьевую базу рейха. Поэтому важное значение имеет конец сева в России, чтобы немцы могли захватить урожай, и переговоры Германии и Турции. Германский генералитет уверен, что война с Англией не помешает вторжению на Востоке. Немцы очень низко оценивают боеспособность Красной армии и уверены в блицкриге, победе за несколько недель. Решение о начале войны будет принято фюрером «либо уже в мае, либо после войны с Англией».

Таким образом, очевидно, что в этом донесении (как и последующих) не было точной даты нападения Германии на СССР.

Донесение было противоречивым.

Допускалась возможность начала войны в мае или после завершения войны Германии с Англией.

Можно было на основании таких данных сделать окончательные выводы?

Конечно, нет!

Виноват ли в этом советский разведчик?

Также нет.

Он просто передавал информацию, которую добывал. А выводы сделать было сложно. Ведь известия о войне поступали в центр и из других каналов. От британского правительства, заинтересованного в советско-германской войне. От других разведчиков, дипломатов, просто доброжелателей. Среди этой информации было много дезинформации, неточных и противоречивых данных. К примеру, разведывательная сеть «Красная капелла» сообщала, что гитлеровский рейх атакует СССР 15 апреля, 1 мая, 15 мая, 20 мая и т. д. Ошибочные данные передавал У. Черчилль. Сами гитлеровцы пытались обмануть Москву, запускали ложную информацию.

19 мая 1941 года Зорге снова передал противоречивую информацию.

Новые германские дипломаты сообщили, что война может начаться в конце мая. Но они также сообщили, что «в этом году опасность может и миновать». В этот же день разведчик известил Москву, что в начале войны Германии против России Япония будет соблюдать нейтралитет. Но в случае поражения русских Япония ударит по Владивостоку. Японцы и немцы отслеживают переброску советских сил с востока на запад.

30 мая разведчик сообщил в Москву: Отт получил известие из Берлина, что война начнётся во второй половине июня. 1 июня: военный атташе в Бангкоке подполковник Шолл сообщил, что война ожидается около 15 июня. 15 июня: война задерживается, вероятно, до конца июня. «Военный атташе не знает – будет война или нет». 20 июня: Отт сказал, что война неизбежна. Немцы уверены в своём военном превосходстве. Кроме того, стратегические оборонительные линии СССР до сих пор не готовы. 21 июня: война задерживается до конца июня.

В результате дату нападения Германии на СССР Рамзай не сообщил, как и деталей плана «Барбаросса». Информация от его источников не отличалась определённостью: то война неизбежна, то откладывается. Рихард Зорге сообщил несколько дат возможной атаки Германии, но они не подтвердились.

Также стоит помнить, что Москва получила информацию из Токио и из других источников. К примеру, советская разведка перехватила телеграмму военного атташе французского посольства (режим Виши) в Японии, который сообщал:

«Снова ходят настойчивые слухи о скором нападении Германии на Россию. Многие японские дипломаты, известные своей сдержанностью, дают понять, что некие события, последствия которых будут очень важными для будущей войны, произойдут примерно 20 июня 1941 года».

Здесь срок указывается близкий к верному, но снова отмечается, что речь идёт либо о нападении на Англию, либо на Россию.

Поэтому Москва, как и другие столицы, к примеру – Токио, до самого последнего момента не знала, будет ли война и когда. Гитлер скрывал эту информацию даже от самых близких союзников. Вплоть до 21 июня 1941 года поступали противоречивые, различные сведения, которые давали надежду, что нападение будет отложено, либо его вообще не будет, его возможно предотвратить.

Также понятно, что Сталин понимал, что война возможна, в том числе и внезапная.

Никакой «доверчивости и наивности», как уверяли десталинизаторы, в советском вожде не было. Вся держава лихорадочно готовилась к большой войне. Красная армия быстро преображалась. Строились новые укрепрайоны. Формировались новые дивизии, в армию поступали сотни новых танков, самолетов и орудий. Создавались новые образцы боевой техники, оружия.

Поэтому Кремль всеми силами тянул время, пытался отодвинуть начало войны.

Арест и казнь


После германского вторжения 22 июня 1941 года для Москвы жизненно важной была информация о том, как будет действовать в этой ситуации Японская империя.

14 сентября 1941 года Зорге сообщил, что на совещании у японского императора (6 сентября) было принято решение, что до конца 1941 года и вначале 1942 года Япония не выступит против СССР. Ожидалось, что Япония вступит в войну с СССР весной 1942 года. Это избавило Москву от ожидания войны на два фронта. Позволило высвободить часть сил и ресурсов на востоке, чтобы перебросить на западный, германский фронт.

18 октября 1941 года группа Зорге была схвачена японской контрразведкой.

При обысках японцы обнаружили документы, которые свидетельствовали о шпионской деятельности арестованных. Также члены группы, включая Зорге, стали давать показания. В мае дознание было завершено. До суда обвиняемые полгода подвергались повторным допросам, теперь шло судебное расследование.

Судебные заседания начались в мае 1943 года, в сентябре были вынесены приговоры основным обвиняемым. Зорге и Одзаки (японский журналист, советник премьер-министра Коноэ) были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен – к пожизненному тюремному заключению. Мияги (японский художник, коммунист) умер в тюрьме ещё до вынесения приговора.

Рихарда Зорге казнили в токийской тюрьме «Сугамо» 7 ноября 1944 года, после чего был казнён и Одзаки.

Миф об обмене


При Хрущёве была запущена выдумка, что Москва могла спасти Зорге, обменяв его на японских пленных. Но Сталин якобы обиделся на разведчика, который сознался, что был советским агентом, и отказался делать это. Кроме того, Сталин якобы хотел уничтожить свидетеля своих ошибок. Мол, разведчики предупреждали Кремль о начале войны с Германией, но он им не доверял и прохлопал нападение немцев. Это привело к катастрофическому развитию событий в начальный период Великой Отечественной войны.

Однако ни в СССР, ни в Японии не обнаружены документальные свидетельства, которые бы подтверждали этот миф.

Начало этой легенды положил советский разведчик Леопольд Треппер. В своих воспоминаниях он сообщил, что уже после войны, в период его нахождения в лубянской тюрьме ему сообщил его сокамерник генерал Томинага Кёдзи, что японцы предлагали советскому лидеру обменять Зорге, на что Сталин не пошёл. Японцы трижды обращались в советское посольство с предложением обмена, но там ответили, что Зорге им неизвестен.

Сама история Треппера весьма сомнительна и другими источниками не подтверждается.

Нет данных, что обмен советского разведчика был одобрен японским правительством; нет свидетелей со стороны японского и советского МИДа по поводу таких обращений; нет свидетельств со стороны представителей спецслужб, разведок.

Японское общество было довольно открытым, там не умели хранить секреты. Это было подмечено еще самим Рихардом Зорге. То есть в Японии сохранилась бы информация о якобы троекратном обращении к СССР по обмену.

Кроме того, американцы захватили в плен множество высокопоставленных японцев, выудили из них важную информацию. Тем более что делом группы Зорге после войны занималась специальная комиссия Конгресса США. Американцы в условиях холодной войны с большим удовольствием использовали бы такой факт против страны Советов. Но, кроме истории Треппера, ничего нет.

Треппер врёт и по другому вопросу: что донесения Зорге «не расшифровывались месяцами», вплоть до момента, когда стало ясно, что они бесценны. Однако это неправда.

Донесения из Японии расшифровывались своевременно и тут же докладывались на самый верх, вплоть до Сталина. Также очевидно, что Треппер, после его осуждения в СССР, люто ненавидел Сталина, что видно по его воспоминаниям. Поэтому в обстановке 60-х годов он мог просто выдумать эту историю, либо сильно приукрасить, исказить в личных интересах. Благо при Хрущёве различные выпады против Сталина поощрялись.

Таким образом, историю Зорге при Хрущёве стали использовать для очернения Сталина.

После развала СССР различные антисталинские мифы снова стали использовать для дискредитации Советского Союза и лично Сталина. Так, чёрный миф о «ненавидевшем Зорге» Сталине стал переходить из одного «исследования» в другое.


Почтовая марка СССР, 1965 год
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 октября 2021 06:04
    Ожидалось, что Япония вступит в войну с СССР весной 1942 года

    Зачем Японии нападать на малообжитые районы СССР, когда на Юге было все, что надо было для Японии - руды черных и цветных металлов, каучук, рис, а главное - нефть. Плюс отличная инфраструктура - порты и дороги, построенные европейскими колонизаторами...
    1. +12
      27 октября 2021 06:24
      Кстати, в 2000-м году (не так давно) в Японии скончалась "туземная" жена Рихарда Зорге. О своих отношениях с разведчиком она написала книгу, но она до сих пор не переведена на русский язык...Имена она на свои сбережения нашла где похоронили Зорге, эксгумировала, опознала, а затем кремировала его тело и долгое время хранила прах у себя дама пока не накопила денег на место на кладбище...СССР ей приплачивал некую сумму денег, типа пенсии, но для истории женщина была не нужна. Когда весь мир узнал о Рихарде Зорге из Максимовой сделали его жену, а о японке мне просто-напросто забыли...
      1. +19
        27 октября 2021 07:04
        Фото: Ханако Исии, последняя фактическая жена Рихарда Зорге, получавшая от СССР пенсию как вдова советского офицера-разведчика.
        Фото: Первый памятник на могиле Рихарда Зорге, в которую его прах был перенесен в 1950 году стараниями Ханако Исии.
        Фото: Современный вид памятника на могиле Рихарда Зорге на кладбище Томи в Токио. Под венком на переднем плане скрывается урна с прахом Ханако Исии.
        1. +7
          27 октября 2021 08:00
          Отличная статья. Встану в защиту и Сталина и Зорге. Зорге был одним "из многочисленных источников", Сталин руководствовался всеми и большинство из них не передал точную дату. Ну может перебежчики 20-21 июня 1941, но там тоже были разные даты с самого начала.
          Зорге выполнил главную свою задачу, доложил планы Японии. И они оказались достоверными.
    2. +3
      27 октября 2021 09:14
      Цитата: Xlor
      Ожидалось, что Япония вступит в войну с СССР весной 1942 года

      Зачем Японии нападать на малообжитые районы СССР, когда на Юге было все, что надо было для Японии - руды черных и цветных металлов, каучук, рис, а главное - нефть. Плюс отличная инфраструктура - порты и дороги, построенные европейскими колонизаторами...

      А что же тогда делали японские интервенты в Россмм во время интервенции и гражданской войны?
      О ПЛАНАХ Японии захвата Сибири и Дальнего Востока написано много в совестский период. Читайте.
      1. -1
        27 октября 2021 11:48
        А что же тогда делали японские интервенты в Россмм во время интервенции и гражданской войны?
        О ПЛАНАХ Японии захвата Сибири и Дальнего Востока написано много в совестский период. Читайте

        Что они там делали, вам тоже надо читать. Очень много читать...
        1. +5
          27 октября 2021 21:04
          Цитата: Xlor
          А что же тогда делали японские интервенты в Россмм во время интервенции и гражданской войны?
          О ПЛАНАХ Японии захвата Сибири и Дальнего Востока написано много в совестский период. Читайте

          Что они там делали, вам тоже надо читать. Очень много читать...

          Спасибо. Я приму к сведению. Я вот, правда очень давно, прочитал книгу П.П.Севостьянова "Перед великим испытанием", издана в 1981 году. Она и сейчас не потеряла своей ценности как источник информации. В ней автор описал отношения Советского Союза со всеми соседними странами начиная с Финляндии и до Японии. Очень советую почитать.
          Так вот, Япония была не только сама по себе опасно. Не менее, если не более была опасна политика США и ВБ, которые толкали Японию против нашей страны. Англичане потому, чтобы Японцы не смогли угрожать их колониям в Азии. А США - чтобы обескровить и вымотать соперника по окучиванию Азиатско-Тихоокеанского региона. Точно такая же игра как и в Европе.
          Эта страница истории широкой публике не известна, так как война с Японией не случилась.
          Но в то время страсти кипели не шуточные.
          Kнига есть на militera.lib.ru
      2. +3
        27 октября 2021 12:23
        Цитата: Сергей-1950
        А что же тогда делали японские интервенты в Россмм во время интервенции и гражданской войны?

        Они делили, как им казалось, наследство мёртвого государства. Воевать всерьёз за эти земли они не хотели - что и показало дальнейшее развитие событий.
        Цитата: Сергей-1950
        О ПЛАНАХ Японии захвата Сибири и Дальнего Востока написано много в совестский период. Читайте.

        Было бы странно, если бы этих планов не было. Квантунцы даже в Метрополии считались ещё теми отморозками.
        На наше счастье финансово-промышленные союзники японских армейских группировок умели считать. И после Маньчжурии, которая дала хоть какую-то прибыль лишь в конце 30-х, до этого будучи финансовой чёрной дырой, оные дзайбацу смотрели на сибирские перспективы весьма настороженно. Тем более, что на советском ДВ не разрабатывалось ничего из того, чего уже не было в Маньчжурии. А главное - на советской территории не было нефти в товарных количествах. Все месторождения Сахалина (половина участков которого на советской северной части и так разрабатывалась японцами) за год добывали столько же нефти, сколько японский флот расходовал всего за пару месяцев.
        Схожей точки зрения придерживался и ГШ IJA. Там считалось, что без серьёзного ослабления СССР большая война с ним на ДВ бесперспективна (и даже опасна в плане возможных налётов советской ДА на Метрополию) - да и вообще, принуждение Китая важнее. Кватунцы, конечно, считали иначе - но кто их будет слушать. smile
    3. +4
      27 октября 2021 12:06
      Цитата: Xlor
      Ожидалось, что Япония вступит в войну с СССР весной 1942 года

      Зачем Японии нападать на малообжитые районы СССР, когда на Юге было все, что надо было для Японии - руды черных и цветных металлов, каучук, рис, а главное - нефть. Плюс отличная инфраструктура - порты и дороги, построенные европейскими колонизаторами...

      И действительно зачем? Но почему-то в 18-ом когда появился удобный случай, то они ввели войска и по планам хотели весь Дальний Восток забрать себе.
    4. +2
      29 октября 2021 13:58
      Зачем Японии нападать на малообжитые районы СССР,


      А зачем они вперлись в нашу страну, когда шла ГВ?
      От половинки Сахалина не отказались - забрали бы и весь Сахалин.
      Малообжитые районы? Прекрасно, меньше проблем с колонизацией. Не только у Германии были проблемы (по мнению тогдашней элиты) с "жизненным пространством".
    5. 0
      12 ноября 2021 07:28
      "Зачем Японии нападать на малообжитые районы СССР, когда на Юге было все, что надо было для Японии - руды черных и цветных металлов, каучук, рис, а главное - нефть. Плюс отличная инфраструктура - порты и дороги, построенные европейскими колонизаторами..."
      Насчет нефти стоит сомневаться, как и насчет остальных ресурсов - основную часть разведали после ВМВ. А нападать - затем же, зачем и в 1905 г.
  2. +7
    27 октября 2021 06:24
    Также понятно, что Сталин понимал, что война возможна, в том числе и внезапная.

    Никакой «доверчивости и наивности», как уверяли десталинизаторы, в советском вожде не было. Вся держава лихорадочно готовилась к большой войне. Красная армия быстро преображалась. Строились новые укрепрайоны. Формировались новые дивизии, в армию поступали сотни новых танков, самолетов и орудий. Создавались новые образцы боевой техники, оружия.

    Поэтому Кремль всеми силами тянул время, пытался отодвинуть начало войны.
    1. +8
      27 октября 2021 16:59
      Цитата: Ольгович
      Вся держава лихорадочно готовилась к большой войне. Красная армия быстро преображалась. Строились новые укрепрайоны. Формировались новые дивизии, в армию поступали сотни новых танков, самолетов и орудий. Создавались новые образцы боевой техники, оружия.
      Ольгович, вы ли это? Или аккаунт увели?
      1. -5
        28 октября 2021 08:30
        Цитата: bk0010
        Ольгович, вы ли это? Или аккаунт увели?

        не я : это отрывок из статьи, который я пытался прокомментировать.

        При этом отрывок остался, а комментарий-нет.

        Удалить-тоже не получилось.

        Вот и получилась такая загогулина.

        А смысл был таков:НИ ОДНО действие руководства СССР не отсрочило ВОВ ни на одну секунду, наоборот-НЕмобилизация и НЕбоеготовность ВС только провоцировало на более раннее нападение.
  3. +10
    27 октября 2021 06:26
    В Казани в этом году по случаю126-летия со дня рождения Рихарда Густавовича Зорге установили мемориальную доску с ошибкой в отчестве советского разведчика. В России две беды, одна из которых здесь поработала.
  4. +7
    27 октября 2021 06:38
    Поэтому Москва, как и другие столицы, к примеру – Токио, до самого последнего момента не знала, будет ли война и когда. Гитлер скрывал эту информацию даже от самых близких союзников.

    Скажу больше. Сам Гитлер не знал эту дату. wink
    1. -2
      27 октября 2021 13:11
      Цитата: Arzt
      Скажу больше. Сам Гитлер не знал эту дату.

      Гитлер 10 июня уже назначил точную дату, потому что в войска ушла директива Гальдера с указанием даты - 22 июня:
      О НАЗНАЧЕНИИ СРОКА НАПАДЕНИЯ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 10 июня 1941 г.
      На основе предложения, представленного главным командованием сухопутных войск, Верховное главнокомандование вооруженных сил назначило для приготовления к военным действиям следующие сроки:
      1. Днем "Д" операции "Барбаросса" предлагается считать 22 июня.
      2. В случае переноса этого срока соответствующее решение будет принято не позднее 18 июня. Данные о направлении главного удара будут в этом случае по-прежнему оставаться в тайне.
      3. В 13.00 21 июня в войска будет передан один из двух следующих сигналов:
      а) сигнал "Дортмунд". Он означает, что наступление, как и запланировано, начнется 22 июня и что можно приступать к открытому выполнению приказов;
      б) сигнал "Альтона". Он означает, что наступление переносится на другой срок; но в этом случае уже придется пойти на полное раскрытие целей сосредоточения немецких войск, так как последние будут уже находиться в полной боевой готовности.
      4. 22 июня, 3 часа 30 минут: начало наступления сухопутных войск и перелет авиации через границу. Если метеорологические условия задержат вылет авиации, то сухопутные войска начнут наступление самостоятельно.

      По крайней мере после 18 июня все высшее военное руководство Германии уже знало что дату нападение не перенесут, а могут лишь отменить. Вот поэтому у советской разведки было очень мало времени, а точнее не более трех суток, чтобы понять, состоится нападение или нет. Естественно, что об этой дате даже посол в Токио не знал, вот почему Зорге и не мог указать её в своих донесениях, а мог только прогнозировать, исходя из слухов, которые он получал в посольстве.
      1. +3
        27 октября 2021 19:32
        короче, что бы знать самую точную точную дату, которую в этот раз уж точно не перенесут в 100500 раз нужен был не журналист в Японии, а как минимум завербованный Гальдер.
        1. 0
          27 октября 2021 19:55
          Цитата: ecolog
          нужен был не журналист в Японии, а как минимум завербованный Гальдер.

          Совершенно верно, просто некоторые люди этого не понимают, и участвуют в бессмысленных спорах о том, проспала разведка или нет сосредоточение немецких войск и почему не была указана точная дата нападения. Но эту дату знали лишь только высшие военачальники Германии, а думать что кто из них работал на нашу разведку, просто наивно. Совершенно очевидно для любого военного специалиста, что сам факт сосредоточения такого количества дивизий, как указано в разведсводке №5, уже само по себе является причиной ждать нападение в любой момент, и усилить ведение разведки за состоянием радиосетей оповещения вермахта в округах.
      2. 0
        30 октября 2021 02:38
        Вопрос о дате и возможностях Р.Зорге подробно описал М.Солонин напр. в книге "Мозгоимение":
        18 декабря 1940 г. Гитлер утвердил Директиву № 21 («план Барбаросса»). Директива начиналась такими словами: «Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию входе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии». Должны быть готовы. Далее было сказано: «Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости (подчеркнуто мной. — М. С.) за восемь недель до намеченного срока начала операций». Никаких конкретных сроков начала войны в «плане Барбаросса» установлено не было. Документ был отпечатан в девяти экземплярах, шесть из которых пролежали в сейфе Гитлера до конца войны, три были выданы главнокомандующим видами Вооруженных Сил.

        Требования по соблюдению секретности были обычными для такого рода документов, т. е. исключительно жесткими. В последних строках Директивы № 21 было сказано: «Я ожидаю от господ главнокомандующих устные (подчеркнуто мной. — М. С.) доклады об их дальнейших намерениях, основанных на настоящей Директиве». Неужели же «господа главнокомандующие» докладывали Гитлеру устно, с глазу на глаз, а послу Германии в Токио (который вообще не имел ни малейшего отношения к разработке оперативных планов) слали письменные документы? И главное — зачем? Для удобства работы Рихарда Зорге? Не только в декабре 40-го, но и в последние дни и недели перед началом войны Рамзай не мог сообщить в Москву ничего более определенного, нежели пересказ циркулирующих в посольстве слухов


        Роковая дата начала вторжения (22 июня) была установлена Гитлером и доведена до сведения Верховного командования вермахта только 30 апреля 1941 г. До этого числа никакие «источники» в принципе не могли сообщить Сталину этот, самый главный, секрет Гитлера — просто потому, что сам Гитлер еще не знал о том, когда он начнет войну против СССР. Причем — и это исключительно важно отметить — 30 апреля вовсе не была пройдена «точка невозврата». Это сегодня мы знаем, что дата 22 июня стала днем реального начала войны. В мае 41-го все еще могло многократно измениться. Считается, что дату начала вторжения во Францию Гитлер переносил в общей сложности 9 раз…

        23 мая германские железные дороги были переведены на режим «максимальных военных перевозок». Это очень важный «рубеж» в общем комплексе мероприятий по стратегическому развертыванию, и, насколько мне известно, он-то как раз и не был выявлен советской разведкой. Наконец, 10 июня Верховное главнокомандование вермахта довело до сведения командующих армиями ... точную дату


        Ну распускание слухов и дезинформации - обычная вещь для сопровождения подобных грандиозных начинаний
        1. -1
          30 октября 2021 11:57
          Цитата: Weddinger
          Вопрос о дате и возможностях Р.Зорге подробно описал М.Солонин напр. в книге "Мозгоимение":

          С этим выводом Солонина я согласен, хотя как военного историка я его не рассматриваю серьезно. Но это не принижает роль сведений Зорге - чтобы там не говорили, но личная информация посла могла быть шире, чем то, что он получал официально из Берлина.
          Цитата: Weddinger
          23 мая германские железные дороги были переведены на режим «максимальных военных перевозок». Это очень важный «рубеж» в общем комплексе мероприятий по стратегическому развертыванию, и, насколько мне известно, он-то как раз и не был выявлен советской разведкой.

          С этим я не согласен - даже оперативная разведка приграничных округов увеличение количество перевозок по ж.д.фиксировала уже с 15 апреля, так что если указывалось что прибыли новые соединения к границе из Германии, то очевидно что не своим ходом.
          Цитата: Weddinger
          Ну распускание слухов и дезинформации - обычная вещь для сопровождения подобных грандиозных начинаний
          С эти я согласен - с февраля 1941 года действовали директивы по организации дезинформационной работы.
  5. +3
    27 октября 2021 06:53
    Японское общество было довольно открытым, там не умели хранить секреты.

    laughing laughing laughing
    Ребята с Перл-Харбора не согласны!
    Потомки ниндзей самый большой линкор в мире построили так, что никто не узнал.
    1. +3
      27 октября 2021 07:43
      Правда толку с этого линкора не было никакого. laughing
      1. +3
        27 октября 2021 08:08
        Так и у нас есть Царь-пушка и Царь-колокол, а японские судостроители "сваяли" Царь-линкор hi
      2. +1
        27 октября 2021 13:44
        Цитата: Морской Кот
        Правда толку с этого линкора не было никакого

        Как ответила тётя Сара на вопрос "Зачем евреи делают обрезание?" - Ну во-перЬвых, это красиво!....


        ))
        1. +3
          27 октября 2021 17:03
          Ну во-перЬвых, это красиво!....
          есть японская поговорка - "В мире есть три величественные, но бесполезные вещи - Египетские пирамиды, гора Фудзияма и линкор Ямато" laughing
          1. 0
            27 октября 2021 17:07
            Цитата: Region-25.rus
            В мире есть три величественные, но бесполезные вещи - Египетские пирамиды, гора Фудзияма и линкор Ямато

            Но ведь красив же, мерзавец!
            1. +4
              27 октября 2021 18:16
              Но ведь красив же, мерзавец!
              Спорить не буду. По моему мнению самые красивые военные корабли делали японцы и итальянцы. Вторые особенно. Про японские крейсера ходило выражение - "Скорость отлитая в металле". Даже наш лидер "Ташкент" ....... увы родом из Италии. Факт.
              1. +2
                27 октября 2021 19:20
                Цитата: Region-25.rus
                По моему мнению самые красивые военные корабли делали японцы и итальянцы.

                Ну, не знаю.....Бисмарк-Тирпиц великолепен. А вообще -
                Нет ничего красивее парусника и подводной лодки!

                как сказал Старик лейтенанту Вернеру (Das Boot)
                ))
                1. +3
                  27 октября 2021 20:28
                  Бисмарк-Тирпиц великолепен
                  ну там особенная, тевтонская красота (с чем опять же согласен) но в плане эстетики как таковой....))) Дело вкуса в общем. Но то что я писал про итальянцев (законодателей мирового дизайна) и японцев ... как бы мировое признание. И я с этим признанием согласен! Но японские нравятся все-же больше))
                  1. +2
                    27 октября 2021 21:27
                    Цитата: Region-25.rus
                    Дело вкуса в общем.

                    Ну, судя по минусам к нашим комментариям - у кого-то своя точка зрения. Очень, видимо, непатриотично восхищаться эстетикой кораблей стран Оси. Здесь за этим бдят laughing
                    1. +4
                      27 октября 2021 21:49
                      видимо, непатриотично восхищаться эстетикой кораблей стран Оси.
                      УрА-паЦреоты..они такие. Эмоции опережают то, чего нет в принципе - логики и разума)))
                      1. 0
                        27 октября 2021 22:33
                        Цитата: Region-25.rus
                        Эмоции опережают то, чего нет в принципе - логики и разума)))

                        Нет, ну так-то я восхищаюсь фок-мачтой ЛК Петропавловск aka Марат, чего там.....Прекрасный образчик абстракционизма...А переломленная из-за перестройки мачты труба - это же классика кубофутуризма.

                        Я не шучу.
                        ))
                      2. +2
                        27 октября 2021 22:48
                        А переломленная из-за перестройки мачты труба - это же классика кубофутуризма.
                        ну-у-у бат-т-тенька...до японских "Конго" модернизированных все-таки далековато...)))) т.н. "пагод"
                2. +1
                  27 октября 2021 21:53
                  как сказал Старик лейтенанту Вернеру (Das Boot)))
                  кстати есть книга - ервоисточник. Не поню кто автор..но думаю найти не проблема. Слушал в аудио на работе
                  1. +2
                    27 октября 2021 22:25
                    Цитата: Region-25.rus
                    кстати есть книга

                    Вообще-то, "Лодка" Буххайма - одна из моих, что называется, настольных) Фильм шикарен, но книга - лучше (моё скромное мнение). Читать (если не владеете немецким) - только в хорошем переводе, иначе не браться. Фильм смотрю только на немецком. Это каноническая вещь, никто никогда не снимал и не снимет лучше. Хотя, конечно, можно было сделать ремейк "Акул и мелких рыбёшек" по "Стальной акуле" Отта ... но нет, тема закрыта "Лодкой". hi
        2. 0
          27 октября 2021 17:19
          Ну во-перЬвых, это красиво!....

          И впечатляет! Циклопический пшик! laughing
          1. 0
            27 октября 2021 18:04
            ...и ушёл красиво....
            1. +1
              27 октября 2021 18:55
              Зато разлёгся как-то не очень.
              1. +3
                27 октября 2021 20:29
                Зато разлёгся как-то не очень.
                ну "Титаник" тоже раскидало нехило так)) Все-таки скорость погружения с глубиной только увеличивается. Да еще и конструкция ослаблена повреждениями hi
                1. +2
                  27 октября 2021 20:48
                  А Бисмарк и Шарнхорст лежат на ровном киле)
                  1. +3
                    27 октября 2021 21:08
                    Немцы... Они любЮтЬ порядок! laughing
                    1. 0
                      27 октября 2021 21:17
                      Цитата: Морской Кот
                      Немцы... Они любЮтЬ порядок! laughing

                      ))
                      хорошее объяснение)
                      1. 0
                        27 октября 2021 21:29
                        ЯВОЛЬ !!!!!!!!!!!!!!!!
                  2. +3
                    27 октября 2021 21:51
                    А Бисмарк и Шарнхорст лежат на ровном киле)
                    ну тут гидродинамика рулит... В каком состоянии ушел под воду, сколько отсеков было затоплено, как при погружении судно сопротивлялось потоку воды, какая глубина затопления и т.д....
          2. +3
            27 октября 2021 21:54
            И впечатляет! Циклопический пшик!
            подозреваю рванули погреба боезапаса и котлы... Или в обратной последовательности)))
    2. +2
      27 октября 2021 08:37
      Цитата: Arzt
      Ребята с Перл-Харбора не согласны!

      Ага, и криптографы, ломавшие японские коды, тоже крутят пальцем у виска)
    3. +3
      27 октября 2021 12:25
      Цитата: Arzt
      Потомки ниндзей самый большой линкор в мире построили так, что никто не узнал.

      И это была их самая большая ошибка. smile
      Ибо раз никто не знал, что это самый большой ЛК - то никто его и не боялся.
      1. 0
        27 октября 2021 13:46
        Цитата: Alexey RA
        Ибо раз никто не знал, что это самый большой ЛК - то никто его и не боялся.

        Как говорил Крокодил Данди в голливудской нетленке в адрес одной рептилии: "Большой....Большой, но глупый..."
      2. +2
        27 октября 2021 18:20
        Ибо раз никто не знал, что это самый большой ЛК - то никто его и не боялся.
        ну как бы "Айовы" как раз и строили в противовес "Ямато" и "Мусаси" . Просто так, потому что не боялись)))) Потом конечно испугались когда узнали что против их 406мм были 460 ))) Да и несмотря на американские радары японцы все-таки чехвостили в артиллерийских боях. Особенно в ночных.
        1. +2
          28 октября 2021 11:33
          Цитата: Region-25.rus
          ну как бы "Айовы" как раз и строили в противовес "Ямато" и "Мусаси" . Просто так, потому что не боялись))))

          Если бы их строили в противовес новым японским ЛК, то в результате получилась бы добронированная "СоДак". Американцы же сочли, что шести предыдущих поствашингтонцев им вполне хватит для парирования новой угрозы (которую считали такими же обычными поствашингтонцами с 16") - и вписались в эксперимент с "быстроходным линейным соединением".
          Цитата: Region-25.rus
          Да и несмотря на американские радары японцы все-таки чехвостили в артиллерийских боях. Особенно в ночных.

          Тем не менее, как раз первый ночной линейный бой американцам удался, да... smile
  6. +9
    27 октября 2021 07:35
    Все сегодняшние "рассуждения" - это мудрость на лестнице. Реально поступало огромное количество противоречивой информации. Это мы сейчас знаем, что нападение случилось 22 июня. Но они-то послезнанием не обладали! Каким образом можно было решить, что правда, а что нет, тем более, что танки и авиацию немцы подтянули лишь в последний момент.
    Замечу, что изначально нападение было назначено на 15 мая, но заварушка в Югославии спутала карты. Решение перенести атаку на 22 июня было принято уже гораздо позже.
    Ну и если даже представить, что Сталин бы знал про 22 июня, что такого особенного это бы дало? Немцы имели хорошую разведку, особенно техническую и вполне могли бы упредить наше развертывание. Тем более, что внезапность не сыграла такой уж большой роли, даже в плане разгрома наших ВВС. Детальные исследования показывают, что основные потери на аэродромах наши понесли не от первого удара, но от последовательных налетов в течении всего дня, т.е. когда уже никакой внезапности не было.
    1. -3
      27 октября 2021 11:21
      Не знаю уж что там показывают "детальные исследования". Тут можно вспомнить где располагался аэродром 122-го истребительного полка из состава 11-й смешанной авиадивизии ЗапОВО. Кстати, недалеко от него были и аэродромы других полков этой авиадивизии.
      1. +2
        27 октября 2021 12:35
        Цитата: Charlie
        Тут можно вспомнить где располагался аэродром 122-го истребительного полка из состава 11-й смешанной авиадивизии ЗапОВО.

        А где ещё располагаться аэродрому авиаполка из состава авиадивизии 3-й армии, как не в полосе этой армии?
        Особенно - истребительного авиаполка на И-16 и И-15бис с их боевым радиусом в 130-140 км.
        1. 0
          27 октября 2021 15:48
          Ну так не в 15 же километрах от линии госграницы. Полк имел на вооружении истребители И-16. И-153бис там не было.
          1. +2
            27 октября 2021 18:09
            Цитата: Charlie
            Ну так не в 15 же километрах от линии госграницы.

            А больше некуда. Я так понял, что новые аэродромы Лидского аэроузла для 11 сад ещё строились, а действующий аэродром в Лиде встал под ремонт.
            Цитата: Charlie
            Полк имел на вооружении истребители И-16. И-153бис там не было.

            Я брал по Маслову - у него 122 иап указан в списке полков, имевших 01.06.1941 г на вооружении И-15бис.
            1. -2
              27 октября 2021 20:14
              Да, больше некуда. Надо было перелететь именно на запад, а не на восток
              1. +1
                28 октября 2021 11:43
                Цитата: Charlie
                Да, больше некуда. Надо было перелететь именно на запад, а не на восток

                Ещё раз: это истребители. С боевым радиусом 130-140 км.
                Вы же должны помнить плач Ярославны командования ЗОВО в "плане прикрытия": для решения первой и главной задачи ВВС округа в обороне - разгрома авиации противника и завоевания господства в воздухе - истребителям не хватает радиуса для прикрытия бомбардировщиков, работающих по аэродромам противника.
  7. +6
    27 октября 2021 07:40
    В сериале договорились до того, что Зорге добыл из сейфа германского посла в Токио план «Барбаросса».

    А на кой чёрт германскому послу в Токио нужен был этот план? Бред какой-то. wassat
    1. +9
      27 октября 2021 08:07
      Цитата: Морской Кот
      В сериале договорились до того, что Зорге добыл из сейфа германского посла в Токио план «Барбаросса».

      А на кой чёрт германскому послу в Токио нужен был этот план? Бред какой-то. wassat

      Это хорошо характеризует "историчность" современных российских сериалов. Такое впечатление, что сценаристы и режиссеры конченые неумные люди.
      1. +1
        27 октября 2021 08:23
        Это хорошо характеризует "историчность" современных российских сериалов. Такое впечатление, что сценаристы и режиссеры конченые неумные люди.

        Они, "умные", выполняют очередной политический заказ - обгадить советское прошлое. Потом другой исполнят, если заплатят, с тем же энтузиазмом. И раньше так было - текст писем товарища Сухова к Катерине Матвеевне в фильме "Белое Солнце пустыни" написал известный деятель Марек Захаров (Ширинкин).
        1. +1
          27 октября 2021 16:48
          И раньше так было - текст писем товарища Сухова к Катерине Матвеевне в фильме "Белое Солнце пустыни" написал известный деятель Марек Захаров (Ширинкин).

          А чем Вас их текст не устраивает, в чём крамола?
          1. +2
            27 октября 2021 18:11
            Дело в том, что Марек Ширинкин про что угодно талантливо напишет, если ему отсыпят сумму в шекелях. Думаю, он не менее высокохудожественно мог бы описать глубокий внутренний мир Чикатилло, если бы ему за это заплатили.
            1. +1
              27 октября 2021 18:51
              Не вижу ничего зазорного в том, что он продаёт свой талант. request
              1. +2
                27 октября 2021 19:05
                Не вижу ничего зазорного в том, что он продаёт свой талант.

                Таки да? В итоге получит и слева, и справа, мало не покажется. Это называется беспринципность, типично холуйское свойство - "чего изволите?"
                1. 0
                  27 октября 2021 19:19
                  Честнее писать по заказу? Фадеев не поэтому застрелился?
                  1. +2
                    27 октября 2021 19:32
                    Вот Марек по заказу всю жизнь и писал, при чём тут "честнее". И при чём тут Фадеев?
                    1. +1
                      27 октября 2021 19:45
                      Цитата: Авиатор_
                      Вот Марек по заказу всю жизнь и писал

                      А к какой именно работе Захарова у Вас претензии? Я не погружён в его творчество - всего пару раз был в Ленкоме. Ну и, разумеется, его кинохиты.
                      1. +2
                        27 октября 2021 19:56
                        У меня к Мареку претензии к его демонстрационному сжиганию партбилета на камеру, когда это стало выгодным, и проталкивания всюду своей бесталанной дочки, а так - типичный приспособленец. Кино он по сути и не научился снимать, его фильмы - это театральные постановки, а "12 стульев" - вообще чрезвычайно затянутая вещь. В "Обыкновенном чуде" Абдулов, играющий крутого "Прынца", сначала мчится на лошади, потом цепляется за балкон и висит там как сосиска несколько секунд ( темп теряется!). По сюжету он должен мгновенно делать выход силой, к актёру претензий нет - тут его вполне мог заменить каскадёр, тем более, что кадры со спины.
                      2. 0
                        27 октября 2021 20:05
                        Ясно ,спасибо.
      2. +2
        27 октября 2021 09:37
        Цитата: Сергей-1950
        Такое впечатление, что сценаристы и режиссеры конченые неумные люди.

        Кто получает западные гранды, сразу же теряют ум и совесть.
        1. +4
          27 октября 2021 11:53
          Цитата: tihonmarine
          Кто получает западные гранды, сразу же теряют ум и совесть.

          кто получает гранты от Фонда кино - тоже, мягко говоря, неумны. А их совесть - это вообще метафизическая субстанция.
          1. +2
            27 октября 2021 12:18
            Цитата: Пепел Клааса
            А их совесть - это вообще метафизическая субстанция.

            Называется - халява.
        2. +1
          27 октября 2021 16:22
          Цитата: tihonmarine
          гранды

          Гранды были в Испании. Деньги - гранты!
          1. +3
            27 октября 2021 16:47
            Цитата: kalibr
            Гранды были в Испании. Деньги - гранты!

            Вот те раз, век живи, век учись. Спасибо, хоть кто то заметил.
    2. +3
      27 октября 2021 08:10
      Когда Зорге крал эти бумаги он пел Интернационал и на голове его была надета "будёновка"! wassat
      1. +2
        27 октября 2021 08:48
        Цитата: hohol95
        Когда Зорге крал эти бумаги он пел Интернационал

        Заметьте - на японском!!! Иначе - провал.

        laughing
        1. 0
          27 октября 2021 09:18
          Пританцовывая "Яблочко..."
          1. -1
            27 октября 2021 10:31
            Цитата: hohol95
            Пританцовывая "Яблочко..."

            не, вряд ли Яблочко - вприсядку особо не нашпионишь. Думаю, лезгинка.
      2. -2
        28 октября 2021 19:14
        " смешно", кастрюля мешает мыслительному процессу походу.
    3. +6
      27 октября 2021 09:03
      Цитата: Морской Кот
      В сериале договорились до того, что Зорге добыл из сейфа германского посла в Токио план «Барбаросса».

      А на кой чёрт германскому послу в Токио нужен был этот план? Бред какой-то. wassat

      Так ясно же зачем. Чтобы его выкрали и положили на стол Сталину.
    4. +9
      27 октября 2021 10:25
      Цитата: Морской Кот
      А на кой чёрт германскому послу в Токио нужен был этот план? Бред какой-то.

      ))
      О-о, План Барбаросс мог оказаться в самых неожиданных местах!
      Вот как, по-моему, видят работу разведки современные дегенеративные сценаристы (экспромтик набросал):

      В далёкой Колумбии, в том, сорок первом,
      В стране бесконечных муссонных дождей,
      Жил и работал наркокурьером
      Русский разведчик Ефим Зильберштейн.

      Был дружен с женою посланника Рейха
      (Смазывал ствол именного ТэТэ),
      И однажды стащил ключик от сейфа
      Из её декольте.

      Между Майн Кампф и пакетами кокса,
      Накладных бакенбардов и прочих вещей
      Нашёл сверхсекретный План Барбаросса
      Русский разведчик Ефим Зильберштейн.

      Щёлкнул затвор фотокамеры ЛОМО,
      Рацию срочно герой расчехлил.
      Условный сигнал – песню «Семь-сорок»
      Он на ключе виртуозно отбил.

      А через день, без всплеска, без звука
      Подлодка бумаги в Кремль повезла.
      «Лично товарищу Сталину в руки!» -
      Такая приписка в депеше была!...

      …Где-то в Колумбии, вдали от России,
      Где нету картошки среди овощей,
      Тихо в камине печёт апельсины
      Русский разведчик Ефим Зильберштейн.

      (с) Пепел Клааса
      laughing
      1. +4
        27 октября 2021 12:48
        Сразу вспомнилась "Капитуляция". smile
        1. 0
          27 октября 2021 13:24
          Цитата: Alexey RA
          Сразу вспомнилась "Капитуляция"

          laughing
          Шикарный скетч.
      2. +1
        27 октября 2021 17:10
        Спасибо, Тиль! good Очень порадовали! laughing drinks

        Портрет Зильберштейна с сыном (от жены германского посла). wink

        Сынок согрел папину ностальгию: "Голос Родины, он особенный..."(с) bully
        1. -1
          27 октября 2021 18:18
          Цитата: Морской Кот
          Сынок согрел папину ностальгию: "Голос Родины, он особенный..."(с)

          laughing
          Ну, или так:
          1. 0
            27 октября 2021 18:53
            Это уже не просто патриотизм, а "суперпатриотизм"! Хаарошего сына воспитал товарищ Ефим. laughing drinks
    5. +1
      27 октября 2021 15:34
      Меня еще в детстве удивила эта деталь в советской книжке. laughing
  8. +5
    27 октября 2021 08:07
    что касается этого фильма про Зорге , где роль Зорге играет Домогаров , то стоить отметить , что присвоение Домогарову звания Народного артиста России и ордена Дружбы Народов есть такой же плевок на русскую культуру , как и такой же плевок харкнул Горбачёв присвоив звание Народный Артист СССР Алле Пугачёвой . Это моё личное мнение...
    1. +4
      27 октября 2021 09:40
      Цитата: север 2
      Это моё личное мнение...

      Я думаю, Вы здесь правы, особенно на счёт Пугачёвой.
  9. +6
    27 октября 2021 08:55
    История с Зорге появилась в связи с "разоблачениями" Хрущевым якобы крупных просчетов Сталина накануне войны. Хрущев был настолько поглощен дискредитацией личности Сталина, что пускался во все тяжкие, не останавливаясь перед прямым подлогом.
    По версии Хрущева Р. Зорге сообщал совершенно достоверную информацию о готовности Германии начать войну и даже называл точную дату ее начала. (Но, как уже давно известно, о готовности Германии к войне поступало много сообщений и помимо Зорге, а точной даты Зорге не называл).
    Заслуга Рихарда Зорге совсем в другом. Он смог добыть ценную информацию об отсутствии планов у Японии вступать в войну против СССР до 1942 года. Эта информация позволила принять смелое решение о переброске с Дальнего востока 10 стрелковых дивизий под Москву, что сыграло выдающуюся роль в разгроме немцев.
    Случайно или нет, в 1961 году появился фильм "Кто вы, доктор Зорге?",производство Франция-Италия-Япония. Который в Союзе прокрутили по телевизору раза три. Фильм удивительным образом ложился в концепцию Хрущева и таким образом усиливал силу воздействия "разоблачений" Хрущева.
    Надо сказать, что в то время начали выходить хорошие фильмы о войне, в которых показывался не только героизм, а прежде всего человеческая трагедия. Вместо туповатого "Два бойца" и откровенно тупого "Подвиг разведчика" появились "Летят журавли", "Баллада о солдате". Они вызывали эмоции от страшных потерь, которые до этого подавлялись. В принципе, это было оправдано, так как после Победы без паузы началась новая война, холодная. И расслабляться было не допустимо. А спустя годы, когда страна была восстановлена и, главное, "партнерам" было чем ответить пришла возможность вспомнить и о потерях.

    Так вот, Хрущев, сознательно сместил акценты, чтобы воткнуть свое "разоблачение" в нерв людей. Выходило, что Сталин мог спасти миллионы жизней, если бы пришлусался к Зорге.
    Таким образом Зорге вошел в сознание советских людей как несостоявшийся спаситель от разгрома в начале войны. Надо сказать, что в то время Зорге стал невероятно популярным. Степень признательности к нему людей я не знаю даже с чем и сравнить. Я не могу подыскать подходящих аналогов.

    Интересно вот еще что. Имя Зорге живет. Почему? А потому что оно еще может служить для дискредитации Сталина.
    1. +2
      27 октября 2021 09:41
      Цитата: Сергей-1950
      Хрущев был настолько поглощен дискредитацией личности Сталина, что пускался во все тяжкие, не останавливаясь перед прямым подлогом.

      А чего можно было ожидать от троцкиста.
      1. +1
        27 октября 2021 20:35
        Цитата: tihonmarine
        Цитата: Сергей-1950
        Хрущев был настолько поглощен дискредитацией личности Сталина, что пускался во все тяжкие, не останавливаясь перед прямым подлогом.

        А чего можно было ожидать от троцкиста.

        Дело совсем не троцкизме Хрущева. Если уж про троцкизм говорить, то с прилагательным "бывший".
        После войны троцкистов как таковых не было. Если что от троцкизма и можно Хрущеву предъявить, так... только глупость. Глупостью были его "новации" в с/х, слом стройной централизованной системы управления народным хозяйством... Самая грандиозная его глупость- это обещание построить материально-техническую базу коммунизма к 1980 году. Но я думаю, что в основе всех его идеологизированных преобразований лежало страстное желание в их ходе преобразований перетрясти кадры, избавиться от как можно большего сталинских выдвиженцев и вытянуть своих. Потому что у Никиты была очень большая проблема: он был самый кровавый из членов Политбюро и тем более ЦК. Он боялся, что когда-то ему могут предъявить его "подвиги" в борьбе с т.н. врагами народа.
        Так что, троцкизм тут ни при делах. Троцкизм притягивают за уши люди, которые не видели обстановки начала 60-х годов.
        Никита создавал фундамент своей власти. Но в силу своей ограниченности он не мог предположить насколько разрушительными окажутся его новации. И тем более не мог представить, что именно те люди, которых он выдвинул на высокие посты, увидят в своем благодетеле угрозу самой системе, в которой им было так приятно жить.

        И что еще надо понять. В то время о работе советской разведки ничего не было известно.
        В первую очередь потому, что много разведчиков оставались на службе и потому, что дела разведчиков очень долго остаются гостайной. Поэтому известие о Зорге- это было как появление НЛО на чистом и голубом небе на глазах у изумленной публики. Его имя стало так же известным, как имя Чапаева или Чкалова. Такое известное имя очень легко и заманчиво было использовать в политических целях.
    2. -1
      27 октября 2021 11:49
      Цитата: Сергей-1950
      Имя Зорге живет. Почему? А потому что оно еще может служить для дискредитации Сталина.

      По-моему, Зорге помнят по иной, вполне простой и известной, причине. А теория о том, что его имя держат в резерве для осточертевших плясок с бубнами вокруг Сталина - это, знаете ли, конспироложество. hi
    3. -1
      27 октября 2021 13:22
      Цитата: Сергей-1950
      Интересно вот еще что. Имя Зорге живет. Почему? А потому что оно еще может служить для дискредитации Сталина.

      Все это чушь, потому что независимо кто и как использовал имя Зорге, сам он является выдающимся разведчиком и в энциклопедии, выпущенной ГРУ к 200 летию военной разведки России, он стоит на одном из первых мест среди всех выдающихся разведчиков с 1812 года. Мало того, ему посвящено ШЕСТЬ страниц этой фундаментальной работы, что само по себе говорит о его таланте разведчика.
      Так что никто в ГРУ не использует имя Зорге для дискредитации Сталина, а ваши выводы лишь плод вашей безграмотности в вопросах ведения разведки, что впрочем для меня давно не удивительно.
    4. +2
      27 октября 2021 19:51
      Цитата: Сергей-1950
      якобы крупных просчетов Сталина накануне войны.

      А, то есть катастрофа лета 41 года так и задумано было великим стратегом?
  10. +5
    27 октября 2021 10:19
    Также очевидно, что Треппер, после его осуждения в СССР, люто ненавидел Сталина,


    В январе 1945 года Треппер, руководитель разведгруппы в Швейцарии Шандор Радо, его заместитель Александер Фут — всего 12 человек — сели в самолёт, который отправился в Москву.
    Когда Треппер прибыл в Москву, он тут же был арестован.
    Но что ему предъявили?
    Не придумав ничего иного, его обвинили в связях с Берзиным, его прямым начальником (!), , начальником 4-го (разведывательного) управления штаба РККА, арестованным в 1937 и расстрелянным в 1938 году. С тех пор, прошли 10 (десять!) лет.
    19 июня 1947 года «Особое совещание» осудило Треппера на 15 лет заключения, а позднее срок сократили до 10.
    Так за что, извините, ему было Сталина любить?
    1. -1
      27 октября 2021 13:31
      Цитата: А. Привалов
      19 июня 1947 года «Особое совещание» осудило Треппера на 15 лет заключения, а позднее срок сократили до 10.
      Так за что, извините, ему было Сталина любить?

      А за что было уважать Треппера, если он оклеветал двух разведчиков, причем Гуревича посадили, а вот на казненного Ефремова он повесил провал резидентуры, хотя сам был виноват в этом. Не зря он бежал из Польши в Израиль и там написал свою книгу, а Гуревичу пришлось долго восстанавливать свою репутацию после отсидки. Так что не надо нам слащавых сказок про Треппера рассказывать - его деятельность в то время давно уже раскрыта.
  11. Комментарий был удален.
    1. 0
      27 октября 2021 10:57
      Появился новый способ комментировать. Сначала надо потыркать в поле комментариев, после чего нажать поле "отправить". Тогда возникает фиговина типа той, что
      Цитата: иван2022
      [b][/b]ииИеееЕ
      - и возможность
  12. +2
    27 октября 2021 11:48
    При нём утверждали, что Рихард Зорге сообщил о нападении гитлеровской Германии 22 июня 1941 года по трём стратегическим направлениям.

    И что самое плохое это вбивается в головы. Пятилетие МЦК (московского центрального кольца). При подъезде к станции Зорге в поезде рассказывается о том что основной подвиг Зорге был в том что он предупредил дате начала войны. И это приходилось слушать два раза в день sad
  13. +4
    27 октября 2021 12:09
    Информация о точной дате практически ничего не меняла. СССР и так делал все возможное для отражение агресиии. Ничего лучше не могли сделать.
    1. +2
      27 октября 2021 14:52
      Цитата: Костадинов
      Информация о точной дате практически ничего не меняла.

      Конечно, точную дату можно всегда перенести. Странно было бы носиться с ней месяцами. Главная информация- о местах сосредоточения и направлении ударов. И здесь в начале войны первым под раздачу должен был попасть начальник Генштаба Жуков. Что и произошло.
      Но всё- таки главное, это не начало Войны и не репрессии. Главное- это истинные причины "хрущёвской оттепели" и причины хрущёвской игры против Сталина...... Вот темнейшая тема, которая десятилетиями тщательно замалчивается и перекрывается всевозможными "актуальностями", повторяемыми и вбиваемыми в головы читателей по сотне раз !
  14. +1
    27 октября 2021 13:49
    Автор: Самсонов Александр

    Можно поздравить автора статьи за довольно взвешенную и объективную оценку деятельности этого выдающегося разведчика в истории нашей страны. Думаю что автор немножко преувеличил роль Хрущева при использовании имени Зорге в целях компрометации Сталина, потому что причины "забытия" этого разведчика были другие.
    На самом деле существует пять версий провала резидентуры Зорге, и одна из них неблагоприятна для резидента, который стал совершать ошибки, которые и могли привести к его аресту и аресту агентуры.
    Мало того, сам провал произошел в самом начале войны, когда в информации от Зорге нуждались больше всего. Вот эти две причины и явились основанием того, что Зорге не представили к званию Героя Советского Союза сразу после войны, вплоть до выяснения всех причин, приведших к провалу. До сих пор это не выяснено, хотя подвиг Зорге высоко оценен в нашей стране. Чтобы не было разных домыслов по поводу шифровки Зорге от 2 мая, привожу её подлинный скан, чтобы каждый мог понять как он оценивал ситуацию:
    1. -1
      28 октября 2021 18:46
      "Вот эти две причины и явились основанием того, что Зорге не представили к званию Героя Советского Союза сразу после войны, вплоть до выяснения всех причин, приведших к провалу. До сих пор это не выяснено"
      --------------------------------------
      есть версия, что ему не дали героя именно из-за того, что он быстро сознался.
      А провал произошел из-за того, что центр поменял способ связи, используемый Зорге, в частности чтобы ускорить поступление информации переключил его связного на немецких коммунистов, у кот. была радиостанция
      1. -1
        28 октября 2021 19:29
        Цитата: Lewww
        есть версия, что ему не дали героя именно из-за того, что он быстро сознался.

        Этого никто не знает, потому что нет японских материалов доказывающих это. Да и наверняка у него была версия на случай провала, и он мог просто изобразить из себя агента другой страны. А вот аресты других членов резидентуры и их допросы могли привести к изобличению Зорге как агента советской разведки.
        Цитата: Lewww
        А провал произошел из-за того, что центр поменял способ связи, используемый Зорге, в частности чтобы ускорить поступление информации переключил его связного на немецких коммунистов,

        Вообще-то он работал через радиоузел ТОФ, и никакого прямого канала связи с Центром у него не было, как и с немецкими коммунистами. Думаю что эта версия не выдерживает серьезной критики.
        1. 0
          29 октября 2021 12:37
          "Этого никто не знает, потому что нет японских материалов доказывающих это." = = = а тут и доказывать нечего: до войны в СССР не было ни одного случая, чтобы провалившемуся и сознавшемуся разведчику дали героя. Если ошибаюсь - поправьте.
          Кроме того, героя сотруднику нелегальной разведки во времена СССР давали ну уж в самых исключительных случаях, обычно после провала, непризнания, и затем многие годы тюрьмы. Нелегалов вообще награждали очень скупо.
          ------------------------------------------------
          "Вообще-то он работал через радиоузел ТОФ, и никакого прямого канала связи с Центром у него не было" = = = насколько я помню из прочитанного он работал через различные каналы связи. В частности после начала войны его сведения сначала в письменном виде передавались то ли в Гонконг, то ли в Тайвань, а оттуда уже радиограммами в центр.
          В центре решили, что это слишком долго, и переключили его на связь через радиостанцию, используемую японскими коммунистами. А те в тот момент были в разработке у японской контрразведки. Наружка села на хвост связнику Зорге, а тот уже вывел ее на него. Из-за этого и случился провал.
          Связник кстати остался в живых, сначала сидел в Японии, потом был возвращен в СССР, где посидел уже в советской тюрьме.
          Эту версию озвучил Лео Треппер в своих мемуарах, он якобы сидел с этим связником на Лубянке в одной камере.
          Так это или нет, судить трудно - в деле Зорге до сих пор много темных пятен и многое не рассекречено
          1. 0
            29 октября 2021 15:08
            Цитата: Lewww
            "Этого никто не знает, потому что нет японских материалов доказывающих это." = = = а тут и доказывать нечего: до войны в СССР не было ни одного случая, чтобы провалившемуся и сознавшемуся разведчику дали героя. Если ошибаюсь - поправьте.

            После предвоенных чисток среди руководителей Разведывательного управления и наших агентов за рубежом, надеяться что в то время будут давать Героя Советского Союза совсем уж несерьезно.
            А вот впоследствии, когда появилась возможность проанализировать и материалы, и деятельность тех или иных резидентов, вопрос с Зорге мог решиться по другому, например как погибшего разведчика Н.И.Кузнецова.
            Цитата: Lewww
            насколько я помню из прочитанного он работал через различные каналы связи.

            С середины 1939 года и до ареста от Зорге было отправлено в Центр свыше 2 тыс. радиопрограмм - это официальные данные. Так что по другим каналам связи могли отправлять только то, что невозможно было передать по радиоканалу - например какие-то книги, справочники и т.д. Но оперативную информацию предавали только через нелегальную радиостанцию.


            Цитата: Lewww
            В центре решили, что это слишком долго, и переключили его на связь через радиостанцию, используемую японскими коммунистами.

            Есть фундаментальная работа "Позывные военной разведки", которая издана службой спецрадиосвязи ГРУ ГШ, и там есть все работе радиостанции Р.Зорге. Никаких радиостанций японских коммунистов там не указывается, хотя бы потому что радист М.Клаузен имел до семи оборудованных радиоквартир. Никто бы не разрешил рисковать так особо важным источником информации, передавая канал связи чужим людям.
            Цитата: Lewww
            А те в тот момент были в разработке у японской контрразведки. Наружка села на хвост связнику Зорге, а тот уже вывел ее на него. Из-за этого и случился провал.

            Есть основных пять версий провала резидентуры Зорге, и там нет ничего про радиостанции японских коммунистов.
            Цитата: Lewww
            Эту версию озвучил Лео Треппер в своих мемуарах, он якобы сидел с этим связником на Лубянке в одной камере.

            Этому человеку и его книге нельзя верить полностью - он слишком запятнал свою репутацию, и думать что кто-то в тюрьме ему изливал душу, все равно что поверить Солженицыну в его придуманные байки.
            Цитата: Lewww
            Так это или нет, судить трудно - в деле Зорге до сих пор много темных пятен и многое не рассекречено
            Конечно все открыть не могут, но есть книги, выпущенные при активном участии сотрудников ГРУ, где довольно подробно описана деятельность этого великого разведчика. Для начала можно порекомендовать книгу М.Болтунова "Ахиллесова пята разведки".
            1. 0
              29 октября 2021 16:51
              "А вот впоследствии, когда появилась возможность проанализировать и материалы, и деятельность тех или иных резидентов, вопрос с Зорге мог решиться по другому," = == == и решился. Только толчком к этому (насколько помню из прочитанного) послужили не результаты деятельности разведчика, а публикация статьи о нем в американской прессе.
              --------------------------------------------
              "Есть фундаментальная работа "Позывные военной разведки", которая издана службой спецрадиосвязи ГРУ ГШ, и там есть все работе радиостанции Р.Зорге." = == = возможно и так, не имею желания оспаривать сведения, проверить достоверность которых не представляется возможным
              -----------------------------------------
              "Есть основных пять версий провала резидентуры Зорге, и там нет ничего про радиостанции японских коммунистов." = = == ну так добавьте к ним шестую, в чем трудность?
              ------------------------------------------
              "Этому человеку и его книге нельзя верить полностью" = = = согласен, ни какому мемуаристу нельзя верить полностью. Написанное следует воспринимать лишь как одну из версий. Но что качаемо нелегальной разведки, то главная проблема заключается в отсутствии возможности проверки выдвигаемых версий в связи с тем, что материалы обычно до сих пор не рассекречены.
              ---------------------------------------------
              "Конечно все открыть не могут, но есть книги, выпущенные при активном участии сотрудников ГРУ" = = = опять же могу заметить, что все эти книги обычно не далеко ушли от мемуаров. В них много недостоверных сведений и домыслов авторов.
              Я прочитал как минимум 3 книги о Зорге, и из прочитанного могу сделать следующие выводы:
              1. как особо ценный агент Зорге никогда не рассматривался;
              2. он был двойным агентом, поэтому накануне войны в центре к его сведениям относились с большим недоверием, а потом как к дезе;
              3. недоверие к Зорге усугубилось теми обстоятельствами, что руководители РУ, привлекшие его к сотрудничеству, были разоблачены как иностранные шпионы, Зорге пытались вызвать в центр, но возвращаться в СССР он отказался.
              Таким образом сведения, получаемые от Рамзая, руководством СССР не были использованы и не оказали какого-то существенного влияния на ход событий.
              К сожалению это типичный случай, когда из человека случайно сделали ГСС, а настоящие герои остались безызвестными
              1. -2
                29 октября 2021 17:04
                Цитата: Lewww
                опять же могу заметить, что все эти книги обычно не далеко ушли от мемуаров. В них много недостоверных сведений.

                А как вы это определили - вы что сами проверяли их мемуары? Если да , то где и как, мне уже становится интересно...
                Цитата: Lewww
                1. как особо ценный агент Зорге никогда не рассматривался;

                Кто вам это сказал, если он более десяти лет работал резидентом в очень сложной стране пребывания с точки зрения контрразведывательного режима?
                Цитата: Lewww
                2. он был двойным агентом, поэтому накануне войны в центре к его сведениям относились как к дезе;

                Это просто ложь.
                Цитата: Lewww
                недоверие к Зорге усугубилось теми обстоятельствами, что руководители РУ, привлекшие его к сотрудничеству, были разоблачены как иностранные шпионы,

                Интересно, кто это из "разоблаченных" руководителей РУ был на самом деле шпионом? Фамилию назвать сможете?
                Не знаю что за три книги о Зорге вы прочли, но думаю их за серьезный источник информации считать нельзя, судя по вашим заявлениям.
                Цитата: Lewww
                К сожалению это типичный случай, когда из человека случайно сделали ГСС, а настоящие герои остались безызвестными

                Вы ничего не знаете ни о работе Зорге, ни о том, заслуживает ли он звание Героя, вот почему ваш вывод поверхностный, и мало того попахивает банальной антисоветчиной. К слову некоторые разведчики получали звание Героя по закрытому списку, так что Родина всегда умела отличать достойных, даже в трудное время войны, как Кузнецова.
                1. 0
                  29 октября 2021 22:49
                  "Вы ничего не знаете ни о работе Зорге, ни о том, заслуживает ли он звание Героя, вот почему ваш вывод поверхностный, и мало того попахивает банальной антисоветчиной. К слову некоторые разведчики получали звание Героя по закрытому списку," = == == == =
                  Уважаемый, у меня нет ни малейшего желания опровергать ваши представления о работе нелегальной разведки СССР.
                  Запомните лишь одно: и вы и я о работе Зорге и иных сотрудников нелегальной разведки в 30-х и 40-х гг. знаем лишь поверхностно из тех публикаций, которые печатались во времена СССР и после.
                  То есть фактически не знаем ничего.
                  Перепроверить сведения мы не можем.
                  На этой ноте предлагаю наш совершенно бессмысленный спор свернуть.
                  ------------------------------------------------
                  "Интересно, кто это из "разоблаченных" руководителей РУ был на самом деле шпионом? Фамилию назвать сможете?" ======= лично я не смогу, но в известной ниге Судоплатова приведены две фамилии Борович и Берзин.
                  -----------------------------------
                  И мне очень любопытно узнать ФИО нелегалов, которые получили ГСС по "закрытому списку".
                  Можете привести поименно winked ?
                  ----------------------------
                  "Родина всегда умела отличать достойных" = = = нуда ну да - Слава КПСС!!!
                  1. -2
                    30 октября 2021 11:37
                    Цитата: Lewww
                    Запомните лишь одно: и вы и я о работе Зорге и иных сотрудников нелегальной разведки в 30-х и 40-х гг. знаем лишь поверхностно из тех публикаций, которые печатались во времена СССР и после.

                    Вы то да, но не ровняйте меня с собой, хтя бы потому что я знал лично людей, которые еще до войны занимались разведкой. Ветераны кое-что рассказывали, и это позволило мне иметь свое представление об этом.

                    Цитата: Lewww
                    И мне очень любопытно узнать ФИО нелегалов, которые получили ГСС по "закрытому списку".

                    Пожалуйста, вот лишь малая часть:
                    Директор СВР Сергей Нарышкин на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" озвучил имена еще семи нелегалов, четырех из которых уже нет в живых.
                    Это Герой России полковник в отставке Юрий Анатольевич Шевченко (родился в 1939 году), Герой Советского Союза полковник в отставке Евгений Иванович Ким (1932-1998), Герой Советского Союза полковник в отставке Михаил Анатольевич Васенков (родился в 1942 году) и Герой России генерал-майор в отставке Виталий Вячеславович Нетыкса (1946-2011).
                    Кроме того, рассекречены имена вдовы Виталия Нетыксы, полковника в отставке Тамары Ивановны Нетыксы (родилась в 1949 году), а также отставных полковников Владимира Иосифовича Лохова (1924-2002) и Виталия Алексеевича Нуйкина (1939-1998).

                    Многие, как Блэйк, к примеру, получали ордена и медали по таким спискам:
                    Блейк был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, "За личное мужество", орденом Дружбы, многими медалями,



                    Цитата: Lewww
                    "Родина всегда умела отличать достойных" = = = нуда ну да - Слава КПСС!!!

                    Не знаю где ваша Родина, но на моей действительно отличали достойных.
  15. +1
    27 октября 2021 15:57
    Зорге получал важную информацию, часть которой могла быть дезой. Вообще, в первой половине 1941 года дезы было много, ее липили и немцы, и англичане. Гитлер очень хотел напасть в середине мая, но тут случилась у него неувязочка на Балканах, Греки душили Итальянцев, а в Югославии в начале апреля пришёл к власти Пётр 2, который фашистам показал средний палец. И Гитлеру пришлось туда пойти, сопротивление было упорным и он там месяц потерял. Фактически, греки и югославы нас спасли, начни фюрер восточную кампанию 15 мая, мог бы до зимы успеть... А так, 22 июня, и уже многие в рейхе думали насчет мая 1942. Но все таки напали, до зимы не успели, и получили своё.
    Так что деза активно переплелась с реальными Балканами... и было столько дат.
    Бесспорно, стратегическая информация Зорге о том, что Япония не нападет осенью 1941 также нас спасла, перебросили на запад много сил и удержали Москву!
    Светлая Память!
    1. -4
      27 октября 2021 19:45
      Цитата: Glagol1
      И Гитлеру пришлось туда пойти, сопротивление было упорным и он там месяц потерял. Фактически, греки и югославы нас спасли, начни фюрер восточную кампанию 15 мая, мог бы до зимы успеть...

      Это большое преувеличение, потому что совсем другие причины назначения даты нападения на июнь указывал не только Зорге, но и другие наши разведчики. Все дело в том, что с 1939 года в Германии уже были введены карточки на некоторые виды продуктов, и страна испытывала острый дефицит продовольствия в 1941 году, причем излишки у товаропроизводителей запрещалось продавать на рынках. Вот поэтому Гитлер ждал окончания посевных работ в СССР на Европейской части, чтобы впоследствии улучшить положение с продовольствием в Германии. Рихард Зорге указал в своем донесении это первой причиной, и ему можно верить. О том что будет захват Украины по тем же причинам, докладывалась и в других донесениях резидентов из Европы.
      1. 0
        27 октября 2021 22:21
        Согласен, вы правильно ставите акцент на экономических проблемах Германии. Но все равно фюрер хотел в середине мая, как минимум забрать озимые на Украине. Генштаб его точно ориентировал, успеть до осени, распутица, уже в октябре морозы, ну и тд. Балканская кампания вышла ему боком, месяц потерял. Не помню точно где я это читал, но 22 июня была крайняя дата для начала войны в 1941, для немцев, ибо тем, кто считал, что за 2 месяца справятся, противостояли те, кто оценивал в полгода...
        Он проиграл (фюрер). В 1941 поздно начал, ну не хватило 2-3 недели, а в мае 1942 уже СССР был бы готов. Вообще, воевать на западе с англосаксами, а на востоке с Россией, одновременно, господи, какое счастье, что у них главным был бесноватый. Но это их проблемы.
  16. +1
    27 октября 2021 17:27
    Точной информации от разведки не было по простой причине: Гитлер несколько раз переносил срок нападения на СССР. 15 мая, 30 мая, 15 июня и только потом-22 июня.Этьо написано у Начальника Генерального штаба сухопутных войск Германии Гальдера в Военном дневнике.
  17. +2
    27 октября 2021 19:25
    Очень безапелляционно изложено. В разведке и в политике есть много тайн, причём некоторые никогда не будут известны. Не надо упрощать и нивелировать роль личности, особенно такой сложной, как Рихард Зорге. И, вообще, надо быть деликатнее.
    Конечно, в той обстановке Сталин не мог признать, что это его разведчик работает против Японии. Это могла быть провокация с тяжкими последствиями.
  18. 0
    28 октября 2021 18:35
    Автор зачем то собрал в кучу все мифы о Зорге.
  19. kig
    +1
    7 января 2022 03:50
    Поскольку оригиналы донесений не приводятся, то все это можно считать очередным мифом. По крайней мере то, что относится к предупреждениям о начале войны, потому что дальнейшая судьба Зорге достаточно документирована. Ясно лишь то, что подобных сообщений было много, и все они указывали разные сроки, в том числе и реальные. Выбрать "настоящие" было невозможно. На роль "настоящего" назначали уже многих источников, например группу Бойзена. Это говорит лишь об отличной работе немецкой контрразведки по дезинформации вероятного противника.
  20. 0
    8 января 2022 10:36
    14 сентября 1941 года Зорге сообщил, что на совещании у японского императора (6 сентября) было принято решение, что до конца 1941 года и вначале 1942 года Япония не выступит против СССР.
    Автор собрал все байки.
    В действительности в этой шифровке было написано "Япония может выступить только в том случае, если СССР перебросит в большом масштабе свои войска с Дальнего Востока".
    Не имеется документального подтверждения что эта шифровка как-то повлияла на решение Сталина и даже о том, что эта инф-я была ему доложена
  21. 0
    14 января 2022 14:19
    Цитата: Alexey RA
    И после Маньчжурии, которая дала хоть какую-то прибыль лишь в конце 30-х, до этого будучи финансовой чёрной дырой,


    Финансы - не самый важный ресурс во время войны. Металл, уголь... их печатным станком не наделаешь. Опять же дешевая рабочая сила в избытке.