Синтетическое топливо E-Jet для ВВС США

25

Главная новинка от Twelve - специальный электрохимический реактор. Кадр из рекламного ролика Twelve

ВВС США заинтересовались новой технологией получения синтетического топлива E-Jet, предложенной компанией Twelve. Эта разновидность авиационного керосина вырабатывается без использования полезных ископаемых, является углеродно-нейтральной и требует только возобновляемые ресурсы. Кроме того, новые технологии открывают теоретическую возможность производства топлива в любой точке мира, что может упростить снабжение удаленных баз.

Технологии и экология


Американская компания Twelve (бывшая Opus 12) в течение нескольких последних лет изучала вопросы производства синтетических жидких топлив и искала способы его получения без применения ископаемых ресурсов. При этом особое внимание уделялось авиационному горючему. Полный переход самолетов и вертолетов на электрическую тягу не представляется возможным, и потому Twelve пытается найти приемлемый выход.



Перспективный проект получил поддержку ВВС в лице Управления оперативной энергетики (Air Force Operational Energy). В прошлом году стало известно о завершении научно-исследовательской работы, и стартовало изготовление опытной установки по производству топлива. На ближайшее будущее было запланировано получение первых объемов нового керосина.

Подготовка к таким испытаниям завершилась этим летом, и в августе установка дала первую порцию экологически чистого топлива E-Jet. Опытная система продолжает работу в рамках первого этапа испытаний, который продлится до декабря. По ее итогам ВВС хотят получить объемный отчет, отражающий все аспекты новой технологии, ее возможности, а также перспективы полномасштабного развертывания в войсках.


Реактор в разобранном состоянии

При получении положительных результатов, проект E-Jet перейдет на новый этап. Будут разрабатываться производственные комплексы, пригодные к полноценной работе и способные выдавать большие объемы горючего. Также рассматривается возможность создания мини-заводов топлива для развертывания в удаленных районах и упрощения их снабжения.

Из воды и воздуха


Компания Twelve уже раскрыла основные особенности своей технологии и огласила ее преимущества. В основе ее способа производства лежит хорошо известный и освоенный процесс Фишера–Тропша. При этом в технологическую линию введены принципиально новые средства, за счет которых обеспечиваются преимущества экологического характера.

Процесс Фишера–Тропша, созданный в Германии в двадцатых годах XX в., предусматривает использование ископаемого сырья, такого как каменный уголь. Из него получают т.н. синтез-газ – смесь угарного газа и водорода, который затем перерабатывается в смесь углеводородов и в жидкое топливо. Существует множество вариантов такой технологии с разными особенностями, и некоторые из них используются до сих пор. К примеру, в ВВС США сертифицированы смеси из «обычного» и синтетического авиационного керосина с пропорцией 50/50.

Компания Twelve нашла способ отказаться от ископаемого сырья. Для этого в ее проекте используется электрохимический реактор оригинальной конструкции на основе катализатора собственной разработки. Сырье в виде углекислого газа из воздуха и воды при помощи катализатора и электроэнергии преобразуется в синтез газ. Последующие процессы получения жидкого топлива аналогичны существующим технологиям.


Бомбардировщики B-52H - настоящие истребители керосина. В баки одного такого самолета входит 181 610 л топлива

Экологическая чистота производства должна достигаться за счет использования энергии от «зеленых» электростанций. Необходимый углекислый газ и, в перспективе, воду предлагается добывать прямо из воздуха. В результате этого обеспечивается практически нулевой «углеродный след»: при сжигании E-Jet в атмосферу выбрасывается углерод, ранее из нее извлеченный.

Объемы производства опытной установки не уточняются. Однако ясно, что лабораторная «производственная линия» не может покрыть потребности даже отдельного самолета, не говоря уже о целых подразделениях. Тем не менее, в будущем планируется выйти на новый уровень, соответствующий потребностям потребителей. Кроме того, предложенная технология позволяет получать не только авиационный керосин, но и другие виды горючего.

Решаемые задачи


Twelve продвигает свою разработку как выгодный способ сократить негативное влияние авиации на окружающую среду. ВВС США тоже намерены заботиться об экологии, однако их интересуют и другие возможности E-Jet. Военных предсказуемо привлекает потенциальная экономия и упрощение логистики.

ВВС США критически зависят от поставок топлива. Они обеспечиваются сложной системой перевозок, включающей танкеры, автоцистерны и т.д. С ее помощью осуществляется постоянный подвоз всей номенклатуры горюче-смазочных материалов ко всем частям и базам. Однако в условиях конфликта любой элемент этой системы может стать целью для удара противника, что будет иметь самые серьезные последствия для войск.


Самолет-заправщик KC-10 передает топливо бомбардировщику B-2

Пентагон рассчитывает, что в будущем Twelve или другой контрактор сможет создать мобильную систему производства синтетического топлива – керосина, бензина и т.д. Развернув ее на удаленной базе, можно будет снизить или вообще исключить необходимость подвоза горючего извне. Благодаря этому уменьшатся риски и потери, а также снизится стоимость оставшихся перевозок.

Вопрос стоимости топлива и его доставки имеет особое значение для ВВС. Ежегодно авиация выполняет сотни тысяч самолетовылетов, на которые тратятся миллионы кубометров топлива. К примеру, в 2019 г. более чем на 800 тыс. самолетовылетов потратили ок. 7,6 млн куб.м керосина. Только на авиационное топливо выделяется несколько миллиардов долларов ежегодно.

Любые новые разработки, способные удешевить топливо или сократить стоимость его перевозки, представляют большой интерес для Пентагона. Будет ли синтетический керосин E-Jet достаточно дешевым, чтобы конкурировать с «ископаемым», пока не известно. Но возможность производства топлива в любом месте способна упростить логистику, что тоже будет важным преимуществом.

Технологические вызовы


При всех ожидаемых преимуществах, новая технология от Twelve не отличается зрелостью и не готова к полноценному внедрению. Более того, до завершения первого этапа проекта и испытаний нельзя будет говорить и о ее реальных перспективах. Впрочем, уже понятно, какие задачи предстоит решить разработчикам, чтобы проект вышел за пределы лаборатории.


Дозаправка в воздухе новейшего истребителя F-15EX

В первую очередь, необходимо разработать полноценную установку по производству топлива, характеристики которой будут соответствовать практической эксплуатации в интересах реальных потребителей. Она должна показывать достаточно высокую производительность, но при этом потреблять разумное количество ресурсов и энергии.

Создание мобильного завода для развертывания на удаленных объектах является особо сложной задачей. Так, установка нуждается в средствах энергоснабжения и подаче воды. В месте ее развертывания может отсутствовать необходимая инфраструктура, и потому нужно предусмотреть собственные системы. Естественно, они не должны нуждаться в подвозе топлива, иначе производство E-Jet теряет смысл. Возможно, параллельно с мини-заводами топлива станут разрабатывать компактные электростанции, например атомные.

Пока нельзя исключать, что компания Twelve справится с техническими задачами и создаст полноразмерный завод для производства авиационного топлива нового типа. Однако проект отличается большой сложностью, из-за чего готовый продукт может получиться чрезмерно дорогим. В таком случае Пентагон потеряет интерес к проекту E-Jet либо переведет его в нишу разработок с прицелом на далекое будущее.

По результатам испытаний…


Пентагон всерьез заинтересовался альтернативными способами получения жидкого топлива и поддерживает один из самых интересных проектов в этом направлении. О целях таких работ говорят открыто: ВВС желают сократить риски логистического характера, а также уменьшить негативное влияние на окружающую среду.

Впрочем, перспективы проекта E-Jet все еще остаются неопределенными, и некоторая ясность появится только в конце этого года. Тогда заказчик сможет оценить показатели опытной установки по производству топлива и определит, стоит ли продолжать работы. Очевидно, что судьба нового проекта зависит именно от технических и экономических характеристик. Если они будут недостаточными, никакая риторика на экологические темы проекту не поможет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 октября 2021 18:32
    При всех ожидаемых преимуществах, новая технология от Twelve не отличается зрелостью и не готова к полноценному внедрению. Более того, до завершения первого этапа проекта и испытаний нельзя будет говорить и о ее реальных перспективах.
    Прям "горшочек алхимика" в котором спрятали "философский камень"!!!
    Чудеса науки, одним словом!
    1. 0
      9 января 2022 07:23
      Фашисты синтетический бензин для танков в ВОВ делали и а вот синтетическое дизтопливо делать не научились...
      1. 0
        9 января 2022 08:54
        Не зимостойкий тот бензин был ....
  2. -4
    26 октября 2021 18:35
    -Возможно, параллельно с мини-заводами топлива станут разрабатывать компактные электростанции, например атомные.
    Э.нет.Топливо д.б "зеленым",какие АЭС.
    Швейцарский проект "Sun-To-Liquid" осуществляет производство топлива на экспериментальном заводе, реакторы которого полностью работают на солнечной энергии.
    И что будет происходить с природой уже при нехватке углекислого газа в атмосфере,если все дружно начнут производить синтетическое топливо по данной технологии?
    1. +1
      26 октября 2021 22:07
      Цитата: knn54
      И что будет происходить с природой уже при нехватке углекислого газа в атмосфере?
      И что будет происходить с ней родимой при нехватке в атмосфере же воды? lol
    2. 0
      26 октября 2021 23:06
      Цитата: knn54
      И что будет происходить с природой уже при нехватке углекислого газа в атмосфере,если все дружно начнут производить синтетическое топливо по данной технологии?

      Углекислый газ, как побочный продукт в производстве- везде.
      Кокс производится из каменного и бурого угля и угольных смесей в особых печах при температуре приблизительно 1200 oС, при которой происходит их дегазация. В коксовом газе - 10% СО
      ПРОИЗВОДСТВО ОКАТЫШЕЙ,ПРОИЗВОДСТВО ЧУГУНА (Самые большие выбросы СО2 в металлургической промышленности),ПРОИЗВОДСТВО СТАЛИ.
      по химии пластика очень много СО и СО2 вылетает.
      СО и СО2 - от промышленности хватит на всех
  3. +1
    26 октября 2021 18:59
    Сырье в виде углекислого газа из воздуха и воды при помощи катализатора и электроэнергии преобразуется в синтез газ.

    Перпетум мобиле?
    Лично мне фотка в начале статьи больше всего напоминает фотку "секретной турбины" -пылесоса от "Нашего человека в Гаванне" Грэма Грина
    1. -5
      26 октября 2021 20:04
      Перпетум мобиле?

      Вы это .... куда вы лезете со своим критическим мышлением )))
      Не лишайте русофобов последней надежды ,что Россия вот-вот развалится )))
      1. -1
        31 октября 2021 06:45
        Цитата: lucul
        Не лишайте русофобов последней надежды ,что Россия вот-вот развалится

        Россия развалится (вернее провалится), когда в мире действительно "раскочегарится" зелёная энергетика. А пока - наоборот, Россия в тузах, газ подорожал и нефть вернулась к высоким ценам. Но, это не надолго. Боюсь что страны Запада, наученные теперешним "газовым уроком" по 2000 долларов за кубометр газа, как ошпаренные займутся своей энергетикой. И особенно зелёной и атомной. И они это сделают, не сомневайтесь... И тогда газ и нефть сойдут на ноль...
        1. 0
          10 января 2022 17:54
          Россия развалится (вернее провалится), когда в мире действительно "раскочегарится" зелёная энергетика.

          Доля энергоресурсов в ВВП России как бы неуклонно падает, а зелёная энергетика "раскочегарится" ещё не скоро.
          Но тут есть другой вопрос. Мало кто сейчас может возразить , что мы находимся в начале ледникового периода. Просто многие себя успокаивают,что это будет где-то далеко за горизонтом, через тысячи лет. Но точно ведь никто не спрогнозирует. И если будет какое-то похолодание по подобию средних веков хоть на период 5-10 лет, вся эта зелёная энергетика приведёт к реальной гибели миллионов людей. И как раз страны с ископаемыми энергоресурсами и АЭС устоят. Лично мне кажется, что тотальный переход к зелёной энергетике есть складывание всех яиц в одну корзину. При этом данная корзина очень уж хрупкая. Нет на земле опаснее людей, чем чем воинственные и невежественные "зелёные".
    2. -1
      27 октября 2021 17:07
      Не, не перпетуум. На определённой стадии техпроцесса вкачивается внешняя энергия (электрическая), которая затрачивается на расщепление углекислого газа. Потом эта энергия возвращается в виде полезной работы (плюс потери) и рассеивается в атмосфере. Просто в электрической форме энергию неудобно запасать и нельзя использовать в воздушно-реактивном двигателе. А в виде углеводородного топлива - удобно.
      1. 0
        27 октября 2021 17:09
        определённой стадии техпроцесса вкачивается внешняя энергия (электрическая),

        Это как раз энергия от "перпетум". А все остальное-это демагогия вокруг термина "КПД"
  4. +2
    26 октября 2021 19:04
    Голову вытащили - хвост увяз. Получается сказка без конца. Сколько будет получено "зелёного" керосина, сколько будет затрачено энергии? КПД больше единицы, перпетуум мобиле?
    1. 0
      28 октября 2021 16:12
      Сколько будет получено "зелёного" керосина, сколько будет затрачено энергии?

      Так работает завод-то. Производит бочку в сутки, стремится к цене 450 рублей за литр....
  5. +3
    26 октября 2021 20:22
    Будете смеяться, но Пентагон (или Госдеп, не суть) реально профинансировал программу массажа кроликов, что-бы определить ка массаж повлияет на самочувствие американских военных за рубежом.
    Новость из той же темы - как срубить бабла на бестолковой теме которую немцы разрабатывали в начале 40-х.
    1. +3
      26 октября 2021 20:41
      Ну конечно,немецкая "бестолковая тема",Но немцы обеспечивали всю армию и авиацию ТОЛЬКО синтезированным топливом! Кроме флота,т.к.не могли производить синтетическое дизельное топливо!
  6. 0
    26 октября 2021 20:24
    Немцам искуственное топливо не помогло,посмотрим как этим поможет.
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    27 октября 2021 06:38
    Сырье в виде углекислого газа из воздуха и воды при помощи катализатора и электроэнергии преобразуется в синтез газ.
    "Молодцы", нефть, газ, уголь почти исчерпали...взялись за воду и воздух, а самим то что останется?
    1. 0
      27 октября 2021 11:43
      Не, еще на долго хватит.
      В недрах планеты естественный химический реактор работает.
      Вопрос в другом - где они будут столько энергии брать?
      Понятно, что стоимость конечного продукта будет космической но, оно окупится в условиях в. конфликта и дефицита горючки. Но энергия?... Ветряки и солнечные панели это все ерунда(да и время на их развертывание и постройку уйдет масса).
  9. +1
    27 октября 2021 15:26
    Бред. Производство этого топлива предполагает наличие источника энергии, превосходящего по энергетике эти самые миллионы тонн ископаемого топлива (ок. 7,6 млн куб.м керосина в год и это без войны). Представьте себе размеры этой солнечной электростанции (или количество атомных) для достижения этой цели и как просто будет оставить амеров без топлива или сделать аэродромы непригодными для использования из-за радиационного заражения местности.
    1. 0
      30 октября 2021 15:47
      Трудно доказывать что-то людям, вместо физики изучающих бредни "зеленых" об альтернативных источниках энергии. Они уверены, что э-энергия берется в розетке, а КПД-ругательное слово. drinks
      1. -1
        31 октября 2021 06:48
        Цитата: Нафаня из дивана
        Трудно доказывать что-то людям, вместо физики изучающих бредни "зеленых" об альтернативных источниках энергии. Они уверены, что э-энергия берется в розетке, а КПД-ругательное слово.

        Так ты не веришь в экологическую катастрофу?
        1. 0
          31 октября 2021 06:58
          Я, в отличие от Греты Т. хорошо учился в школе и институте. Поэтому знаю, что название Гренландия, означает «Зелёная земля» с 982 года н.э..
          Пошутили наверное.
  10. 0
    2 ноября 2021 03:15
    Несколько лет назад читал про опытную установку, которая из воздуха синтезировала чистейший спирт.
    1. 0
      9 января 2022 06:54
      Для бомжей и прочих любителей выпить, Сия установка как артефакт божественного происхождения

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»