Military Review

With screw and leash

0
Even before the appearance of the first helicopter designs capable of flying, ideas for their use began to emerge. In addition to the transportation of goods or passengers, bold searchlights and quite decent designers offered original and even sometimes funny ideas. One of these proposals, appearing in the years of the First World War, survived to the Second, although it did not have much success. And this is with a rather original idea, which almost guaranteed would find practical application.

The positional nature of the First World War reinforced the importance of artillery preparation. The artillery fire, in turn, needed accurate target designation and adjustment. Not very successful attempts were made to use airplanes for this, but the speed of action of such spotters left much to be desired: Morans and Fokkers could not carry the radio station, due to which the transfer of target data could be carried out only orally or in writing and exclusively on the ground. More comfortable were tethered balloons. A cylinder with a light gas raised the observer-spotter to the desired height, from which he could observe the positions of the enemy using binoculars. The transfer of information was via a banal wired phone. But still this option was not fully convenient. To lift a man, the balloon had to be large, which made him vulnerable even for enemy rifle weaponsnot to mention machine guns aviation. Another problem with tethered balloons was ground-based flight support equipment. Gas-discharge stations were visible to the enemy, despite all attempts to camouflage. As a result, even before the balloon was lifted and the shelling started, the enemy could have retreated to safe positions or even fired at the scouts before they lifted the balloon. Finally, it took a relatively long time to transfer the aerostat unit to another section of the front.

PZK-2

In 1917, three Austrians - Sh. Petroshi, T. von Karman and V. Zhurovets - suggested replacing a bulky and inconvenient balloon with a compact helicopter. Their idea interested the military, but the project PZK-2, named after the first letters of the names of the creators, was created with the financial support of several commercial firms. Helicopters of that time, if they could make small flights, had big problems with controllability and stability. Petroshi, von Karman and Zhurovets solved this problem by a very original method. They reasoned simply: if it is not possible to provide the aircraft with proper flight qualities for horizontal flight, then let it fly only upwards. The Austrian designers decided to make virtually the same balloon, but based not on the Archimedes law, but on the principles of a propeller. The design was supposed to be a farm with motors, transmissions and screws. In addition, on the truss base was supposed to mount the cabin for the observer.

With screw and leash


In the spring of 1918, a prototype PKZ-2 was assembled. The main element of the design was a frame consisting of three identical trapezoidal parts. In the middle part of the frame, where its parts converged, three star-shaped rotary engines from Gnome Rhone, each with 100 horsepower, were mounted. In the center of the whole structure, the engine shafts converged at the same point where they were connected to the gearbox of the original design. That, in turn, distributed power to two coaxial screws with a diameter of six meters. In this case, the axes of both propellers rotated around a fixed central rod. A cylindrical observer pilot cabin was mounted on it. In the lower part of the structure were attached four inflatable absorber balloons, which performed the functions of the chassis. The large cylinder was mounted on the central bar of the frame, the other three - on the lateral parts of the frame. All control of the apparatus was carried out with the help of levers associated with the engines. The only flight parameters that could be changed by the pilot are engine revolutions and, as a result, the lift height. The design is relatively quickly disassembled, it could be transported in several cars or horse-drawn carts. The estimated weight of the PZK-2 with gasoline reserves per hour hovering in the air, the pilot and machine gun was 1200 kg.

2 April 1918, a tethered helicopter took off at an altitude of less than a meter. This was not enough for combat work, but the prospects became clear. Over the next few days it became clear that the installed motors have insufficient power. PZK-2 was temporarily sent back to the assembly shop. New 120 hp engines only came in may month. From 17 to 21, May conducted several more test flights, during which the helicopter reached a height of 50 meters. During the tests, I had to work hard on several unforeseen problems. Thus, the tethered cables unwound with increasing height, which led to an increase in the load on the engines. It was necessary to find the right balance between the length of the cables and the engine power so that the helicopter would hang in the air and not move from its place. In June 1918, the demonstration flights began in front of the military department commission. At the demonstrations, problems immediately began: first with the engines, and then the PZK-2 fell from a height of several meters and received serious damage. 21 June project was suspended. Petroshi, von Karman and Zhurovtsu were instructed to prepare a report on the causes of the crash. The investigation lasted until the fall. The construction of a new prototype could take several months. For this reason, its assembly did not start - the war smoothly approached its completion and the tethered helicopter could no longer change the situation on the fronts.

Helicopter E. Schmidt

As you know, the further development of rotary-wing cars went a completely different way. Aircraft designers preferred full-fledged aircraft with the ability to fully control the direction and parameters of the flight. However, the idea of ​​a tethered helicopter for artillery spotters was not lost. During the second half of the twenties, German engineer Erich Schmidt reflected on the development of the concept proposed by the Austrians. Only in 1933, Schmidt had the opportunity to test his guesses in practice.

Unlike Petroshi, von Karman and Zhurovtsa, Schmidt created not only a helicopter, but also the whole complex of related equipment. In addition to the helicopter itself, its reconnaissance and observation complex included a truck with an airstrip, an auxiliary machine, communications equipment, etc. Another original innovation related to the power plant of the helicopter. Since the development of gasoline changes the balance of the entire aircraft, Schmidt removed the very possibility of this unpleasant phenomenon. For this, a gasoline electric generator was installed on the truck, and the electric motor was the basis of the helicopter's power plant. At the same time, use was also made of cables for the transmission of electricity: three wires of a large cross-section were wound on separate winches and used to limit flight altitude.

1. Erich Schmidt helicopter undocked and laid on a truck for transportation. 2. The first prototype of a helicopter with an engine power 50 HP and lower arrangement of screws. 3. Final version


Like the PZK-2, the Schmidt helicopter consisted of several main parts that were mounted on a single frame. To remove the cable attachment points from the center of gravity of the frame, the frame consisted of three triangular units. The center housed the electric motor power 50 hp and cockpit. Two coaxial propellers were fastened on the axles that were removed at the bottom of the frame. Tests of the first version of the helicopter confirmed the reality of using an electric motor as a power plant for a tethered aircraft. However, the cable attachment points were higher than the screws, because of which the lift of the device was not stable. In addition, the fifty horsepower engine was not enough. By the beginning of 1940, the design of the helicopter was revised and significantly changed. The main construction farm remained the same, but instead of the old low-power electromotor, a new one was delivered, producing up to 200 hp. The two screws are now located above and below the frame. The observer cabin was not installed on the updated helicopter. Instead, the aircraft on test raised the load equivalent to the mass of the pilot and useful equipment. The design characteristics of the new power plant looked promising. So, on the winches it was placed only on 300 meters of cable, but according to the calculations, the motor had enough power to lift for a whole kilometer. Apparatus weight 1250 kg had a folding structure; It took only a few minutes to transfer from transport to flight and back.

In the winter and spring of 1940, the second Schmidt helicopter made several flights, during which it showed all its capabilities. However, it was not adopted. The reason for this was the excessive novelty of not only the design, but also the very concept of application. In addition, now, unlike in the times of the First World War, aviation could correct artillery fire or reconnaissance. Schmidt’s projects were closed as unnecessary and no longer resumed.

Serial "Wagtail"

Nevertheless, the idea of ​​a tethered rotary-wing apparatus was not completely forgotten and abandoned. By 1942, the German navy men had a serious problem. Submarines could not independently search for potential targets at relatively long distances. In the coastal zone, aircraft helped them in this matter, but they could not fly far into the Atlantic. The solution to this problem could be its own submarine aircraft.

In 42, Kriegsmarine’s command appealed to Fokke-Achgelis to create a lightweight collapsible gyroplane that could be transported on a submarine and launched from it. The project, called the FA-330 Bachstelze (“Wagtail”) took only a few months. The design of the autogyro was extremely simple. From several pipes and metal profiles a light frame was welded, on which the tail assembly, the propeller column, the pilot's seat and the control system were installed. The lifting of the 68-kilogram structure (weight without pilot) was carried out using a three-blade screw with a diameter of 7,32 meter, rotating under the pressure of the incident flow. In the lower part of the gyroplane there were attachments for the towing cable. The design of the FA-330 autogyro was collapsible. Moreover, all the details could be brought inside the submarine through standard hatches. The safety of the pilot was ensured at once in several ways. First, if necessary, the device could come down in autorotation mode. The second mechanism, designed for more serious situations, meant dropping the propeller and opening the parachute. The pilot safely descended by parachute, the aircraft fell separately. At the beginning of 1943, the first flight of the Automaw "Wagtail" took place. The vehicle towed by car quietly took off, made a small flight and sat down. The minimum speed at which the FA-330 could take to the air was equal to the entire 25 kilometers per hour, which made it possible to use it on submarines without any problems. Soon after the start of testing, the gyroplane was recommended for mass production. The first carrier of Bachstelze was the U-177 submarine (project IXD2). The surface speed of the boat allowed easy take-off, towing and landing.



Regarding the practical application of FA-330 autogyros, little is known. These devices left a double impression on the submariners. The autogyro was conveniently assembled and disassembled, and did not take up much space inside the boat. On the other hand, if necessary, he did not allow for an emergency dive. True, the last minus of the "Wagtail" was somewhat compensated by the range of view from its side. Rising to a height of 120 meters, the pilot was able to observe the surroundings within a radius of forty kilometers. From the deck, the range of vision in good conditions was limited to 7-8 kilometers. From the middle of 43, the FA-330 autogyros were regularly used to patrol the waters of the Atlantic and Indian Ocean. Due to the peculiarities of the war at sea, in these regions submarine pilots did not achieve much success. In any case, only one case of detection of an enemy vessel by the autogyro was widely known. In early August, the X-NUMX-th pilot of the U-43 boat saw the Greek steamer Efthalia Mari. A few minutes after this, the ship was attacked. In the future, there were several more cases of such attacks. Over time, boats equipped with FA-177, began to send on duty in the Indian Ocean. However, this patrol lasted a relatively short time. Soon, Germany agreed with Japan on the organization of bases for submarines. Among other things, the agreement involved the purchase of several Japanese folding aircraft.

The total number of FA-330 autogyros released was barely over two hundred. Some of them were lost as a result of flight accidents, or they died together with the carrier submarines. A larger number of “Wagtails” was disposed of after the end of the Second World War. Until our time lived about a dozen autogyroes, which are stored in museums.


On the materials of the sites:
http://ursa-tm.ru/
http://aviastar.org/
http://base13.glasnet.ru/
http://nasm.si.edu/
http://uboat.net/
Author:
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

С винтом и на привязи

Еще до появления первых конструкций вертолетов, способных летать, стали рождаться идеи их применения. Помимо перевозки грузов или пассажиров смелые прожектеры и вполне приличные конструкторы предлагали оригинальные и даже порой забавные идеи. Одно из этих предложений, появившись в годы Первой Мировой войны, дожило до Второй, хотя и не имело особого успеха. И это при довольно оригинальной идее, которая почти гарантированно нашла бы практическое применение.

Позиционный характер Первой Мировой войны усилил значимость артподготовки. Огонь артиллерии, в свою очередь, нуждался в точном целеуказании и корректировке. Предпринимались не слишком успешные попытки применять для этого самолеты, но быстрота действия подобных корректировщиков оставляла желать лучшего: «Мораны» и «Фоккеры» не могли нести радиостанцию, из-за чего передача данных о цели могла осуществляться только устно или письменно и исключительно на земле. Более удобными были привязные аэростаты. Баллон с легким газом поднимал наблюдателя-корректировщика на нужную высоту, откуда тот мог наблюдать за позициями противника при помощи бинокля. Передача сведений шла посредством банального проводного телефона. Но все же и этот вариант был не в полной мере удобным. Для поднятия человека аэростат должен был иметь большой размер, что делало его уязвимым даже для вражеского стрелкового оружия, не говоря уже о пулеметах авиации. Еще одна проблема привязных аэростатов заключалась в наземном оборудовании для обеспечения полета. Газоразрядные станции были заметны противнику, несмотря на все попытки маскировки. Как результат, еще до подъема аэростата и начала обстрела противник мог уйти на безопасные позиции или даже обстрелять разведчиков до того, как они поднимут аэростат. Наконец, для переброски аэростатного подразделения на другой участок фронта требовалось сравнительно много времени.

PZK-2


В 1917 году трое австрийцев – Ш. Петроши, Т. фон Карман и В. Журовец – предложили заменить громоздкий и неудобный аэростат компактным вертолетом. Их идея заинтересовала военных, однако проект PZK-2, названный по первым буквам фамилий создателей, создавался при финансовой поддержке нескольких коммерческих фирм. Вертолеты того времени, если и могли совершать небольшие подлеты, то имели большие проблемы с управляемостью и устойчивостью. Петроши, фон Карман и Журовец решили эту проблему весьма оригинальным методом. Они рассуждали просто: если нет возможности обеспечить летательный аппарат должными летными качествами для горизонтального полета, то пусть он летает только вверх. Австрийские конструкторы решили сделать фактически тот же аэростат, но основанный не на законе Архимеда, а на принципах воздушного винта. Конструкция должна была представлять собой ферму с моторами, трансмиссией и винтами. Кроме того, на ферменном основании предполагалось крепить кабину для наблюдателя.

С винтом и на привязи


Весной 1918 года был собран опытный экземпляр PKZ-2. Главным элементом конструкции была рама, состоявшая из трех одинаковых трапециевидных частей. В средней части рамы, где сходились ее части, смонтированы три звездообразных ротативных двигателя фирмы Gnome Rhone мощностью по 100 лошадиных сил каждый. В центре всей конструкции валы двигателей сходились в одной точке, где подключались к редуктору оригинальной конструкции. Тот, в свою очередь, распределял мощность на два соосных винта диаметром по шесть метров. При этом оси обоих воздушных винтов вращались вокруг неподвижной центральной штанги. На ней монтировалась цилиндрическая кабина летчика-наблюдателя. В нижней части конструкции крепилось четыре надувных баллона-амортизатора, выполнявших функции шасси. Большой баллон устанавливался на центральной штанге рамы, остальные три – на боковых частях рамы. Все управление аппаратом осуществлялось при помощи рычагов, связанных с двигателями. Единственные параметры полета, который мог изменяться пилотом – обороты двигателей и, как следствие, высота подъема. Конструкция сравнительно быстро разбиралась, ее можно было перевозить на нескольких автомобилях или гужевых повозках. Расчетный вес PZK-2 с запасом бензина на час висения в воздухе, пилотом и пулеметом составлял 1200 кг.

2 апреля 1918 года привязной вертолет поднялся в воздух на высоту менее метра. Этого было недостаточно для боевой работы, но перспективы стали понятны. За последующие несколько дней выяснилось, что установленные моторы имеют недостаточную мощность. PZK-2 на время отправили обратно в сборочный цех. Новые двигатели мощностью в 120 л.с. пришли только в мае-месяце. С 17 по 21 мая провели еще несколько пробных полетов, в ходе которых вертолет достиг высоты в 50 метров. Во время испытаний пришлось немало потрудиться над несколькими непредвиденными проблемами. Так, привязные тросы разматывались при увеличении высоты, что приводило к повышению нагрузки на двигатели. Нужно было подобрать правильное соотношение длины тросов и мощности двигателей, чтобы вертолет висел в воздухе и не сдвигался со своего места. В июне 1918 года начались показательные полеты перед комиссией военного ведомства. На демонстрациях сразу же начались проблемы: сначала с двигателями, а затем PZK-2 упал с высоты в несколько метров и получил серьезные повреждения. 21 июня проект был приостановлен. Петроши, фон Карману и Журовцу поручили подготовить отчет о причинах крушения. Расследование продлилось до осени. На строительство нового прототипа могло уйти несколько месяцев. По этой причине его сборка так и не началась – война плавно подходила к своему завершению и привязной вертолет уже не мог изменить обстановку на фронтах.

Вертолет Э. Шмидта

Как известно, дальнейшее развитие винтокрылых машин пошло по совершенно иному пути. Авиаконструкторы предпочли полноценные летательные аппараты с возможностью полного управления направлением и параметрами полета. Тем не менее, идея привязного вертолета для артиллерийских корректировщиков не пропала. На протяжении второй половины двадцатых годов немецкий инженер Эрих Шмидт размышлял над развитием концепции, предложенной австрийцами. Только в 1933 году у Шмидта появилась возможность проверить свои догадки на практике.

В отличие от Петроши, фон Кармана и Журовца, Шмидт создавал не только вертолет, но и весь комплекс сопутствующего оборудования. Помимо собственно вертолета в его разведывательно-наблюдательный комплекс входил грузовик со взлетно-посадочным агрегатом, вспомогательная машина, оборудование связи и т.д. Еще одно оригинальное нововведение касалось силовой установки вертолета. Поскольку при выработке бензина изменяется балансировка всего летательного аппарата, Шмидт убрал саму возможность этого неприятного явления. Для этого на грузовике устанавливался бензиновый электрогенератор, а основой силовой установки вертолета был электрический мотор. Заодно нашлось применение и кабелям для передачи электричества: три провода большого сечения наматывались на отдельные лебедки и использовались для ограничения высоты полета.

С винтом и на привязи
1.Вертолет Эриха Шмидта, расстыкованный и уложенный на грузовик для транспортировки. 2. Первый опытный образец вертолета с двигателем мощностью 50 л.с. и нижним расположением винтов. 3. Окончательный вариант


Как и PZK-2, вертолет Шмидта состоял из нескольких основных частей, которые монтировались на единой раме. Для выноса точек крепления кабелей от центра тяжести конструкции рама состояла из трех треугольных агрегатов. В центре располагались электродвигатель мощностью 50 л.с. и кабина пилота. Два соосных воздушных винта крепились на осях, выведенных внизу рамы. Испытания первого варианта вертолета подтвердили реальность использования электродвигателя в качестве силовой установки для привязного летательного аппарата. Однако точки крепления кабелей были выше винтов, из-за чего подъем аппарата не был стабильным. Кроме того, пятидесяти лошадиных сил мотора было недостаточно. К началу 1940 года конструкция вертолета была пересмотрена и значительно изменена. Основная ферма конструкции осталась прежней, но вместо старого маломощного электромотора поставили новый, выдававший до 200 л.с. Два винта теперь располагались сверху и снизу от рамы. Кабина наблюдателя на обновленном вертолете не устанавливалась. Вместо нее летательный аппарат на испытаниях поднимал груз, эквивалентный массе летчика и полезного оборудования. Расчетные характеристики новой силовой установки смотрелись многообещающе. Так, на лебедках помещалось только по 300 метров кабеля, но мощности, согласно подсчетам, мотора хватало для подъема на целый километр. Аппарат массой 1250 кг обладал складной конструкцией; на перевод из транспортного положения в полетное и обратно требовалось всего несколько минут.

Зимой и весной 1940 года второй вертолет Шмидта совершил несколько полетов, в ходе которых показал все свои возможности. Однако его не приняли на вооружение. Причиной тому была излишняя новизна не только конструкции, но и самой концепции применения. Кроме того, теперь, в отличие от времен Первой Мировой войны, корректировать огонь артиллерии или производить разведку могла авиация. Проекты Шмидта были закрыты за ненадобностью и более не возобновлялись.

Серийная «Трясогузка»

Все же идея привязного винтокрылого аппарата не была окончательно забыта и заброшена. К 1942 году у немецких военных моряков возникла серьезная проблема. Подводные лодки не могли самостоятельно производить поиск потенциальных целей на сравнительно больших расстояниях. В прибрежной зоне в этом деле им помогали самолеты, однако они не могли улетать далеко в Атлантику. Решением этой проблемы мог стать собственный летательный аппарат подводной лодки.

В 42-м командование Кригсмарине обратилось в фирму Fokke-Achgelis с требованием создать легкий разборный автожир, который можно было бы перевозить на подводной лодке и запускать с нее. На осуществление проекта, получившего название FA-330 Bachstelze («Трясогузка») ушло всего несколько месяцев. Конструкция автожира была предельно простой. Из нескольких труб и металлических профилей сваривался легкий каркас, на котором устанавливалось хвостовое оперение, колонка винта, сиденье пилота и системы управления. Подъем 68-килограммовой конструкции (вес без пилота) осуществлялся при помощи трехлопастного винта диаметром 7,32 метра, вращавшегося под напором набегающего потока. В нижней части автожира имелись крепления для буксировочного троса. Конструкция автожира FA-330 была разборной. Более того, все детали можно было внести внутрь подлодки через стандартные люки. Безопасность пилота обеспечивалась сразу несколькими способами. Во-первых, при необходимости аппарат мог спуститься в режиме авторотации. Второй механизм, предназначенный для более серьезных ситуаций, подразумевал сброс винта и раскрытие парашюта. Летчик безопасно спускался на парашюте, летательный аппарат падал отдельно. В начале 1943 года состоялся первый полет автожира «Трясогузка». Буксируемый автомобилем аппарат спокойно взлетел, совершил небольшой полет и сел. Минимальная скорость, при которой FA-330 мог подняться в воздух, равнялась всего 25 километрам в час, что позволило без особых проблем использовать его на подводных лодках. Вскоре после начала испытаний автожир рекомендовали к серийному производству. Первым носителем Bachstelze стала подлодка U-177 (проект IXD2). Надводная скорость лодки позволяла спокойно осуществлять взлет, буксировку и посадку.

С винтом и на привязи


Относительно практического применения автожиров FA-330 известно достаточно мало. Эти аппараты оставили у подводников двоякое впечатление. Автожир удобно собирался и разбирался, а также не занимал много места внутри лодки. С другой стороны, при необходимости он не позволял осуществить экстренное погружение. Правда, последний минус «Трясогузки» в некоторой мере компенсировался дальностью обзора с ее борта. Поднявшись на высоту в 120 метров, пилот мог наблюдать за окрестностями в радиусе сорока километров. С палубы дальность видения в хороших условиях ограничивалась 7-8 километрами. С середины 43-го года автожиры FA-330 регулярно использовались при патрулировании акваторий Атлантики и Индийского океана. Ввиду особенностей войны на море, в этих регионах летчики-подводники не добились особых успехов. Во всяком случае, широкую известность получил только один случай обнаружения вражеского судна автожиром. В начале августа 43-го пилот лодки U-177 увидел греческий пароход Efthalia Mari. Через несколько минут после этого судно было атаковано. В дальнейшем было еще несколько случаев подобных атак. Со временем лодки, оснащавшиеся FA-330, стали отправлять на дежурство в Индийском океане. Однако это патрулирование длилось сравнительно недолго. Вскоре Германия договорилась с Японией на предмет организации баз для подводных лодок. Помимо прочего соглашение подразумевало закупку нескольких японских складных самолетов.

Общее количество выпущенных автожиров FA-330 едва превысило две сотни. Некоторая часть была потеряна в результате летных происшествий либо погибла вместе с подлодками-носителями. Большее количество «Трясогузок» было утилизировано после окончания Второй Мировой войны. До нашего времени дожило около десятка автожиров, которые хранятся в музеях.


По материалам сайтов:
http://ursa-tm.ru/
http://aviastar.org/
http://base13.glasnet.ru/
http://nasm.si.edu/
http://uboat.net/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня