Боевые самолеты. Предмет зависти Геринга

65

«Галифакс», «Стирлинг» и «Ланкастер» - троица, которая попортила много крови своим противникам во времена как Второй Мировой войны, так и после нее. Наш герой, «Галифакс», закончил свою боевую карьеру в 1955 году, на службе в ВВС Пакистана. А из 6176 выпущенных в небо «Галифаксов» различных модификаций было потеряно 1833 самолета. Боевой рыцарь.

А начиналось все в середине 30-х годов прошлого столетия. Фирма «Хэндли-Пейдж», заявившая о себе во время Первой Мировой войны, продолжала трудиться на благо Королевских ВВС в качестве разработчика и производителя бомбардировщиков. Фирмой были построены и приняты на вооружение такие самолеты, как «Хайдерабад», «Хинанди», «Хейфорд» и «Хэрроу». Последний даже дотянул до начала Второй Мировой войны, но как бомбардировщик не использовался.



А наш герой разрабатывался как замена самолету фирмы «Армстронг-Уитворт», который вошел в историю как «Уитли».

Это должен был быть самолет, способный перенести 1814 кг (не станем рассматривать в непривычных нам фунтах) бомб на расстояние около 2400 км при скорости более 300 км/ч на высоте 4500 м. Кроме того, размах крыла не должен был быть больше 30 метров, чтобы самолет мог использовать стандартные ангары ВВС.


Британцам, в отличие от авиастроителей многих других стран, голову не напрягал выбор двигателей. Выбирать было из чего: Бристоль «Геркулес», Роллс-Ройс PV-12 (это который станет «Мерлином») и Армстронг-Сиддли «Дирхаунд» V. Каждый из этой тройки двигателей выдавал примерно по 1000 л. с., что для бомбардировщика было более чем предостаточно на то время.

Первоначально самолет был двухмоторным, пара двигателей «Геркулес» HE-lSM разогнала прототип НР.55 до скорости в 404 км/ч. Это было вполне прекрасно, но вот бомбовая нагрузка и дальность с бомбами не соответствовали техзаданию. Вооружение тоже было слабовато, один курсовой пулемет, один в верхней турели, два пулемета в задней турели. Естественно, пулеметы были калибром 7,7-мм.

В общем, средний бомбардировщик из НР.55 получился не очень хорошим и проиграл изделию фирмы «Шорт». В 1936 году проект НР.55 был переделан в НР.56, что соответствовало требованиям спецификации Р.13/36 для тяжелого бомбардировщика.

Боевые самолеты. Предмет зависти Геринга

Силовая установка состояла из двух моторов Роллс-Ройс «Валчер», каждый из которых в свою очередь представлял собой сдвоенный мотор «Кестрел» на одном коленвале. Крыло подняли выше и сделали единый бомбовый отсек, в котором могли разместиться 16 бомб по 227 кг, или четыре бронебойных по 907 кг, или две торпеды длиной 5,56 м.


Помимо бомб в состав вооружения входили две турели, носовая и хвостовая, с двумя и четырьмя пулеметами 7,7-мм.

Экипаж самолета состоял из двух пилотов, один из которых был штурманом, бомбардиром и передним стрелком; радиста и заднего стрелка.

Тем временем «Валчеры» задерживались, и конструкторы начали рассматривать варианты с двумя «Геркулесами» или четырьмя моторами Бристоль «Пегас», Бристоль «Таурус», Нэпир «Даггер» или Роллс-Ройс «Кестрел».

Правда, ни один из этих вариантов не выглядел привлекательно, поскольку два мотора на крыле весили больше, чем один «Валчер», к тому же для них требовалось больше горючего и масла, и они создавали большее лобовое сопротивление.

В 1937 году возникла идея попробовать вместо двух «Валчеров» четыре «Мерлина» Х, мощностью 1010 л.с. каждый. «Мерлины» были весьма узкими, потому создавали небольшое сопротивление и смогли обеспечить необходимые летные характеристики.

Первый полет «Галифакса» состоялся 17 августа 1940 года.


Первый прототип был безоружным, второй уже оборудовали турелью «Болтон-Пол Тип «С» с двумя пулеметами в носу и турель «Тип 1» с четырьмя пулеметами. Максимальный взлетный вес дошел до 25 тонн. Зато стало возможным дооборудовать бомбовый отсек дополнительными отсеками на 6 бомб по 227 кг или два топливных бака на 1046 литров каждый. Кроме того, два бака по 364 литра можно было установить в отсеке для отдыха экипажа. В общей сумме это значительно увеличивало штатный запас горючего (6 328 литров) и дальность полета.

В серии «Галифакс» был обозначен как НР.59. Под таким обозначением он пошел в серию и, соответственно, в войска.


Первое боевое применение состоялось в марте 1941 года. К тому времени в распоряжении Бомбардировочного командования было 8 «Галифаксов», 6 из которых были отправлены бомбить доки и канал в Гавре. «Галифаксы» отбомбились успешно, все 6 вернулись обратно, и уже над Британией один самолет был сбит своим же истребителем по незнанию.


Боевое испытание было признано успешным, и по мере обучения экипажей, «Галифаксы» стали применяться все шире, постепенно начав вытеснять «Уитли». В основном самолеты применялись по ночам, хотя были случаи дневного применения. Например, днем 24 июля 1941 года группа самолетов, в составе которой было 15 «Галифаксов», атаковала в порту Ла-Палис немецкие корабли, в том числе и линкор «Шарнхорст». Было потеряно 5 самолетов и 7 получили тяжелые повреждения: немецкие зенитчики дело свое знали.

Еще 2 самолета было потеряно в рейде на Киль, в котором принимали участие 6 «Галифаксов», после чего британские бомбардировщики перестали летать на такие задания днем.

Боевое применение «Галифакса» выявило несколько слабых мест, одним из которых оказалась конструкция шасси. Самолеты имели проблемы с посадкой. Виной тому стала комплектация самолетов литыми деталями в системе шасси вместо кованых.

Ну и естественно, слабым местом было оборонительное вооружение.

Но «Галифаксы» понравились в летных частях и самолеты начали строить в приличных количествах. В 1943 году производительность перешагнула за 130 штук в месяц, а рекордным стал 1944 год, когда в первой половине выпускалось более 200 машин в месяц.


«Галифаксы» использовались на всех фронтах. Они бомбили «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Бресте, искали «Тирпитца» в норвежских фиордах, в марте и апреле 1942 года «Галифаксы» пробовали «достать» линкор 454-кг минами, но безуспешно. Из 34 самолетов назад не вернулось 6.

В апреле 1942 года на «Галифаксах» была опробована новая британская бомба весом в 3 629 кг. Это случилось во время налетов на Эссен.


«Галифаксы» стали постоянными участниками «рейдов 1000 бомбардировщиков». В первом налете на Кельн участвовало 118 «Галифаксов», из которых было потеряно всего 4. В июне 1942 года «Галифаксы» летали бомбить Эссен и Бремен.

А в Африке и на Ближнем Востоке «Галифаксы» вообще стали и первыми, и единственными тяжелыми четырехмоторными бомбардировщиками, действующими против немцев и итальянцев. В июле 1942 года их постоянной ночной целью стал Тобрук, но эффективность была довольно низкой, так как экипажи не были подготовлены для боевых действий в условиях пустыни.

Параллельно с прямыми обязанностями «Галифакс» в ходе войны освоил и смежную специальность: самолет для специальных операций.


У самолетов переделывали нижние люки под сброс грузовых контейнеров, и три эскадрильи, укомплектованные польскими экипажами, с ноября 1941 года начали регулярное снабжение оружием и боеприпасами подразделений Армии Крайовой. «Галифаксы», которым пролететь в неполной загрузкой 3200 км вполне нормально справились с этой задачей, несмотря на то, что рейд в Польшу и обратно занимал около 14 часов.

В 1942 году аналогичные эскадрильи были созданы и действовали в интересах сопротивления во Франции, Греции и Югославии. Позже к «Галифаксам» присоединились на этом поприще «Либерейторы», но «Галифаксы» положили начало.

Во время таких операций, которые вполне естественно проводились по ночам, экипажи летали в уменьшенном составе, чтобы взять больше груза. Обычно экипаже уменьшали до 4 человек: два пилота, штурман и ответственный за выброску груза.

Для самолетов, выполняющих специальные операции, был сконструирован носовой обтекатель без турели, значительно улучшивший аэродинамику самолета. В дальнейшем этот обтекатель, получивший название «Обтекатель Толлертона», начали устанавливать и на обычные бомбардировщики.

Вообще экспериментов с оборонительным вооружением «Галифакса» было весьма много. Особенно в этом преуспели в Береговом командовании, куда «Галифаксы» тоже поступали в приличных количествах. Бомбардировщики освоили роль противолодочного патрульного самолета, способного работать в Бискайском заливе и ближней Атлантике.


Три бака по 1046 литров в бомбовом отсеке обеспечивали необходимую дальность действия, пусть и занимали место противолодочных бомб. Большой отсек позволял установить радар ASV Mk.III. 13-18 часов полета, РЛС и глубинные бомбы – это было хорошее сочетание для противолодочного патрульного самолета.

Пулеметы 7,7-мм заменялись на 12,7-мм «Браунинги», что позволяло обстреливать легкобронированные корабли. Конфигурация в крупнокалиберном исполнении выглядела так: один «Браунинг» в носовой части, по два в верхней и хвостовой установках.

«Галифаксы» в варианте ПЛО были весьма успешны. Достоверно подтверждено потопление самолетами 7 немецких подводных лодок двумя эскадрильями «Галифаксов», базировавшихся на Гибралтар.


Была сделана попытка создания на базе «Галифакса» высотного бомбардировщика. Это был проект НР.61 под двигатели Бристоль «Геркулес» VII или высотные модификации «Мерлина». Это моторы имели двухступенчатые нагнетатели и показывали хорошие результаты на высотах более 9 000 метров.

Для полетов на больших высотах в Хейдли-Пейдж планировали увеличить площадь крыла, модернизировать бомбоотсек под размещение бомб крупного калибра, вернуть убирающееся хвостовое колесо и установить новые пулеметные турели. Новый вариант бомбардировщика пошел в серию в феврале 1944 года как «Галифакс» III.

«Галифакс» III оказался на деле не столь высотным, сколько универсальным самолетом, способным выполнять различные задания. Эти самолеты шли на вооружение эскадрилий Бомбардировочного, Берегового и Транспортного командований. Несколько канадских эскадрилий тоже получили на вооружение «Галифакс» III.

К окончанию войны «Галифаксы» были весьма важной составляющей Бомбардировочного командования, хотя несколько уступали «Ланкастерам», которые брали больше бомб и несли немного дальше.


Ночные рейды на Германию в исполнении «Галифаксов» и «Ланкастеров» стали чем-то обыденном, и только в 1945 году, когда Люфтваффе практически прекратило сопротивление, британские бомбардировщики начали летать днем.

Здесь «Галифакс» освоил еще одну специальность, радиоэлектронную борьбу. Две эскадрильи и одно звено специального назначения несли на бортах «Галифаксов» комплексы «Мэндрил», которые нарушали работу немецких РЛС раннего обнаружения. Некоторое количество самолетов было оборудовано системой «Эрборн сигар», которая подавляла немецкие радиотелефонные каналы.

В конце войны «Галифаксы» снова пригодились как транспортно-десантные самолеты. Как самолет для выброски десанта «Галифакс» не очень подходил из-за неудобной для этого конструкции бомбового отсека, тут вся работа легла на «Стирлинг», зато как буксировщик планеров «Галифакс» оказался незаменим.


Самолеты участвовали в операции «Марди Гра» и «Фрешмен» в Европе, «Тайгер форс» против Японии, вообще «Галифакс» оказался единственным самолетом британских ВВС, способным тащить транспортный планер «Гамилькар», способный перевозить даже танки.

С 1943 года «Галифакс» стал штатным буксировщиком планеров в Королевских ВВС и участвовал во всех операциях, проводимых с привлечением планеров.

Переоборудование было минимальным: демонтировалась верхняя турель, за хвостовым колесом устанавливался крюк для буксирного троса с механизмом сброса, внутри фюзеляжа могли быть оборудованы места для 12 парашютистов и специальный нижний люк для выброски груза. Пол был усилен, на нем установили рельсы, по которым перемещались 12 грузовых контейнеров. Для выборки строп установили две лебедки.

Самолеты десантных модификаций получили маркировку А.


Таким образом было переоборудовано 257 самолетов в модели А.III и A.VII, и 145 самолетов модели А.IX.

После войны «Галифакс» продолжил использоваться как грузовой и пассажирский самолет. Ремонтопригодность и надежность позволили это сделать. Конечно, как пассажирский лайнер этот самолет не был удобен, его внутренние объемы позволяли разместить всего 8 пассажиров, но как транспортный самолет «Галифакс» оказался весьма полезен.

Итогом службы «Галифакса» можно считать 82 773 самолето-вылета, в результате которых было сброшено 224 000 тонн авиабомб. Фактически это почти 100 000 бомб весом 227-кг.


В заголовке материала «Галифакс» был назван предметом зависти Геринга. Вообще так можно было бы сказать в адрес любого самолета из британской четырехмоторной троицы: «Галифакс», «Стирлинг», «Ланкастер». Это действительно были самолеты, которыми не располагала Германия ни в начале войны, ни в конце. И которых Люфтваффе явно не хватало.

Конечно, если бы немцы смогли наладить выпуск «Кондоров» хотя бы в масштабах самого неудачного из тройки, «Стирлинга» (2382 шт.), то расклад мог бы быть иным.

Однако, 15 тысяч четырехмоторных бомбардировщиков у Люфтваффе не было, а вот у Королевских ВВС были. И потому немецкая промышленность была вынуждена работать, постоянно получая удары с воздуха.

В этом плане «Галифакс» оказался чуть уступившим «Ланкастеру», но тем не менее, это был впечатляющий инструмент нанесения ущерба.


ЛТХ «Halifax» B.Mk VII

Размах крыла, м: 31,75
Длина, м: 21,82
Высота, м: 6,32
Площадь крыла, м2: 118,45

Масса, кг
- пустого самолета: 17 345
- нормальная взлетная: 29 484

Тип двигателя: 4 х Bristol «Hercules» XVI х 1615 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 454
Крейсерская скорость, км/ч: 346
Практическая дальность, км: 3 840
Боевая дальность, км: 1 658
Практический потолок, м: 7 315
Экипаж, чел: 7

Вооружение:
- один 7,7-мм пулемет на подвижном креплении в носовой части;
- четыре 7,7-мм пулемета в надфюзеляжной турели;
- четыре 7,7-мм пулемета в хвостовой турели.
Бомбовая нагрузка до 5 897 кг
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 октября 2021 18:20
    Спасибо автору за проделаную работу.
    1. +8
      29 октября 2021 18:53
      Присоединяюсь!Отдельное спасибо за фотографии!
    2. +15
      29 октября 2021 21:36
      Цитата: Арон Заави
      Спасибо автору за проделаную работу.

      А какому из них?
      http://www.airaces.ru/plane/handley-page-halifax.html
      http://pro-samolet.ru/samolety-england-ww2/58-bombardirovschiki-schturmoviki/231-bomber
      http://www.airwar.ru/enc/bww2/galif.html
      Или вот этим Я бы склонился к благодарности вот к этому автору.

      Начало в этой книге один в один как в этой перепечатке.
      Цитата: Кроу
      Присоединяюсь!Отдельное спасибо за фотографии!

      Ну за фото конечно, тут оссобое спасибо, как всегда без подписей, причём по два раза, это вдруг кто-то не запомнит? Тут вот они все подробно подписаны


      Как всегда в последнее время статью не читал, поэтому про " косяки" , которых тут "имеет место быть" и не говорю. Грамотные люди сами увидят, а "восторгнутым" и смысла нет указывать...
      1. -3
        29 октября 2021 22:00
        Цитата: Fitter65
        Цитата: Арон Заави
        Спасибо автору за проделаную работу.

        А какому из них?
        http://www.airaces.ru/plane/handley-page-halifax.html
        http://pro-samolet.ru/samolety-england-ww2/58-bombardirovschiki-schturmoviki/231-bomber
        http://www.airwar.ru/enc/bww2/galif.html
        Или вот этим Я бы склонился к благодарности вот к этому автору.

        Начало в этой книге один в один как в этой перепечатке.
        Цитата: Кроу
        Присоединяюсь!Отдельное спасибо за фотографии!

        Ну за фото конечно, тут оссобое спасибо, как всегда без подписей, причём по два раза, это вдруг кто-то не запомнит? Тут вот они все подробно подписаны


        Как всегда в последнее время статью не читал, поэтому про " косяки" , которых тут "имеет место быть" и не говорю. Грамотные люди сами увидят, а "восторгнутым" и смысла нет указывать...

        Ну и ну. request
        1. +6
          30 октября 2021 11:05
          Цитата: Арон Заави
          Ну и ну. request

          Отродясь такого не бывало, и опять то же самое. © smile
          1. kig
            +5
            30 октября 2021 13:55
            Цитата: Alexey RA
            Отродясь такого не бывало

            гы-гы. Я тут попытался было опубликоваться, но надо ж такому случиться - одновременно запостил свой труд на своем же ЖЖ. Так мне здесь отказали, по причине
            Статья должна быть уникальная, ранее нигде не размещённая.
            . Оказывается, надо компилировать свое из сразу нескольких чужих источников!
        2. +2
          31 октября 2021 12:30
          Цитата: Арон Заави
          Ну и ну.

          Ну а что сделаешь? Да вам простительно, вы же впервый раз Ромину статью про авиацию прочитали... laughing
      2. +5
        30 октября 2021 15:03
        Этот самолет мне известен, потому что на нем летали поляки, кроме TBiU, который у меня есть, я помню, как 35 лет назад мы сделали в троих в модельном цехе, его модель из "Plany Modelarskie"


        Что касается самой статьи, то всегда после прочтения их здесь мне кажется, что я читаю дурацкую версию по сравнению с УголокомHеба
        1. +2
          31 октября 2021 12:26
          Цитата: Кonstanty
          Что касается самой статьи, то всегда после прочтения их здесь мне кажется, что я читаю дурацкую версию по сравнению с УголокомHеба

          Ни когда не читайте Роменых статей "посвящённых" Авиации. laughing laughing laughing Чтобы не портить себе настроение. drinks
          1. 0
            3 ноября 2021 21:27
            рома потреот, топит за ордло и пу. он против нато. ему все можно
  2. +14
    29 октября 2021 18:48
    Из=за политических интриг военное участие каждого ставилось по большое сомнение или просто,умалчиволось полностью.Освобождённые от политических оков,отдадим дань должную отважным английским бойцам сгорающим в своих бомберах,но песню свою они оставили и атаковали их мессеры которые очень нужны были сейчас на Вост.Фронте
    1. +5
      29 октября 2021 19:11
      о проектировании в середине и конце 30-хгг в ВБ--как выбрать Сов правительству на кого ориентироваться. кто главный враг. против кого, с кем воевать???
      ответы --и уже видно будет чьи тех решения надо копировать и воровать разведке.
      ПМВ показала превосходства европы в вооружениях, во ВМВ -уже Сша - т рудный выбор СССР в догонялках.
      только к 70 гг мы вышли в лидеры ВПК. стратегический паритет через 50 лет
    2. +3
      30 октября 2021 20:59
      Цитата: Громобой
      но песню свою они оставили

  3. +10
    29 октября 2021 18:54
    Британцам, в отличие от авиастроителей многих других стран, голову не напрягал выбор двигателей. Выбирать было из чего: Бристоль «Геркулес», Роллс-Ройс PV-12 (это который станет «Мерлином») и Армстронг-Сиддли «Дирхаунд» V. Каждый из этой тройки двигателей выдавал примерно по 1000 л. с., что для бомбардировщика было более чем предостаточно на то время.

    Как раз британцев выбор двигателей напрягал, потому как все британские авиадвигатели, Rolls-Royce Vulture, Napier Sabre , Fairey P.24, Bristol Hercules и так далее, которыми в будущем будут оснащаться самолеты, на этот момент были в стадии разработки поэтому в соответствии со Specification P.13/36, проектируемые самолеты должны были оснащаться конкретно двигателями Rolls-Royce Vulture.
  4. +13
    29 октября 2021 18:57
    «Галифакс» оказался единственным самолетом британских ВВС, способным тащить транспортный планер «Гамилькар»
    1. +11
      29 октября 2021 18:59
      способный перевозить даже танки
  5. +12
    29 октября 2021 19:03
    «Галифаксы» пробовали «достать» линкор 454-кг минами, но безуспешно. Из 34 самолетов назад не вернулось 6.
    Молчание. Пронзительно затрезвонил телефон.
    — Два экипажа немедленно на взлет. Берегитесь зенитного огня.
    Оставшиеся пожелали охотникам удачи. Командир и Гронд со своими экипажами отправились к самолетам.
    Шёнерт быстро натянул спасательный жилет, прикрепил к парашюту маленькую шлюпку, проверил сигнальные ракеты, трассирующие боеприпасы, неприкосновенный запас и аварийные флажки. По радио передавали медленный вальс. Летчики докуривали сигареты. Музыка неожиданно оборвалась.
    — Внимание! Оба истребителя на взлет — минный заградитель уже над землей Шлезвиг-Гольштейн. От восьми до двенадцати бомбардировщиков. Внимание! Внимание! Немедленно на взлет.
    Ханнес Рихтер, радист-ветеран, убежденный в том, что не сможет помочь Старику, ибо минные заградители летели слишком низко и не отражались на экранах SN-2, вертел ручки своего прибора. Однако Ханнес сохранял оптимизм: он точно знал, что его командир отлично предчувствует драку. Зажужжал стартер, взревели моторы. Зажегся зеленый фонарь. «До-217» медленно вырулил на взлетную полосу и вскоре уже мчался к красным ограничительным фонарям. У самого конца полосы самолет оторвался от земли и растворился в темноте.
    — Все в порядке, Ханнес?
    — Все в порядке, командир.
    Штурман наведения направил их в сектор «Цапля», а затем на курс 300 градусов. Противник летел на высоте 15 000 футов. Скорость 240 миль в час. Монотонно жужжали моторы. Шёнерт зарядил пушку и нажатием кнопки на приборной панели ввел первые смертоносные снаряды в стволы. Загорелось восемь красных лампочек. Было ровно три часа ночи. Промелькнуло неподвижное озеро Шверин, вдали на горизонте блеснула яркая полоска воды — Балтийское море.
    — Внимание! «Белый дрозд»! «Курьер»! «Курьер»!
    Старик толкнул ручку управления вперед, и моторы тут же отреагировали. Началось испытание выдержки. Белые барашки на морских волнах переливались в лунном свете. Малейшее касание воды могло погубить самолет. Радиосвязь с наземным постом наведения «Цапля» улучшилась. Шёнерт набрал высоту и вдруг насторожился. Что там внизу? Что-то молочно-серое медленно, лениво растекалось по поверхности моря и неуклонно приближалось, поглощая блеск и поднимаясь на сотни футов над водой. Туман! Самолет заскользил над влажной белой пеленой. Теперь только точный альтиметр давал представление об истинной высоте полета.
    — Внимание, «Белый дрозд». Самолет противника кружит в квадрате X, теряя высоту.
    Ханнес быстро доложил координаты своего самолета и передал пилоту новый курс. Расстояние до противника — пять миль. Ханнес включил SN-2, и через минуту на экране появились еле заметные зигзагообразные линии.
    1. +11
      29 октября 2021 19:05
      — Скоро мы его поймаем, — тихо сказал Ханнес, пристально глядя на блестящую полосу, затененную со всех сторон, чтобы не слепить летчика. Он медленно поворачивал переключатель диапазонов, пытаясь обнаружить противника. — Чуть сбросьте высоту. Ручку управления назад.
      Гауптман Шёнерт повиновался.
      И тут сработал чудесный прибор. На экране появилась отчетливая короткая линия — вражеский минный заградитель.
      — Он заходит на вираж! — крикнул Ханнес в микрофон. — Дистанция — полторы мили. Сбросить скорость!
      Шёнерт вглядывался в бледное небо, выискивая добычу, бросая самолет то влево, то вправо. Туман рассеялся, предоставляя противнику отличную возможность сбросить мины с низкой высоты. Зигзагообразная линия на экране увеличилась, сместилась влево, замерла на мгновение и поползла ниже и левее.
      — Противник кружит на одном месте и теряет высоту. Похоже, вот-вот сбросит мину. Дистанция — 1000 ярдов, — доложил Ханнес.
      — Выключи радар. Тишина в эфире. Смотри внимательнее, — прошептал Шёнерт так тихо, словно томми могли его слышать.
      В истребителе воцарилась мертвая тишина. Весь подавшись вперед, Шёнерт впился глазами в морскую гладь, искрящуюся в лунном свете. Альтиметр показывал высоту 1200 футов. Далекий горизонт окрасился розовым светом зари. Старик снял орудия с предохранителя. Он не проронил ни слова, но по выражению его лица и поведению экипаж понял, что командир заметил противника. Истребитель резко накренился, сбросил 300 футов высоты, и сквозь толстый пуленепробиваемый «сперспекс» все увидели жертву. Четырехмоторный бомбардировщик кружил над Балтикой, приспосабливаясь к сбросу мин и не подозревая об опасности. Легко узнаваемый фюзеляж и высокий хвост с красными, белыми и синими кругами, крылья с размахом в 120 футов: огромная железная птица снижала высоту. Восемь человек ее экипажа наверняка считали, что так далеко от берега им никто не угрожает. Но в 600 футах над морем томми заметили преследователя, однако не дрогнули, не потеряли надежду. В последний момент бомбардировщик круто ушел вверх, продемонстрировав четыре раскаленных струи выхлопных газов. Хвостовой стрелок дал очередь из всех своих орудий, но Шёнерт, далеко не новичок в этой игре, среагировал мгновенно, и трассирующие снаряды пролетели над истребителем, не задев его. В тот же момент восемь снарядов разорвали попавший в прицел фюзеляж бомбардировщика. Вспыхнули бензобаки. Зловещая огненная струя пронеслась под крыльями ночного истребителя. Члены экипажа потом уверяли, что адский жар чувствовался и в кабине. В последнюю секунду, когда пламя было в 15 футах от истребителя, Шёнерту удалось оторваться, и он вздохнул с облегчением.
      Гигантский четырехмоторный бомбардировщик еще каким-то чудом держался в воздухе; красные языки пламени лизали моторы, постепенно подбираясь ко всем частям самолета. Погибающий враг представлял жуткое зрелище. Немцы как зачарованные следили за похожим на огненную комету «Галифаксом». Охваченные пламенем крылья снова взмыли в небо; сквозь прозрачный фонарь кабины виднелся летчик, еще пытавшийся справиться с самолетом, но тщетно. Бомбардировщик перевернулся брюхом кверху, прогремел взрыв, и обломки рухнули в море. Смерть в небе. Смерть в море.

      Гибель храбреца, даже врага, всегда вызывает уважение и печаль. Когда Шёнерт докладывал центру, его голос слегка дрожал:
      — «Белый дрозд» — «Цапле»: минный заградитель сбит в квадрате X. Конец охоты.
      Йонен В. "Ночные эскадрильи люфтваффе."
      1. +8
        29 октября 2021 20:27
        Спасибо, дружище, раньше об этом бое ничего не читал. smile
        В 1942—1943 гг. было произведено 364 ночных истребителя Do-217 различных модификаций, многие самолеты оснащались радарами и различными вариантами вооружений для истребительных действий. Но этот самолет оказался слишком тихоходным и тяжёлым в роли ночного истребителя. В начале 1944 года самолеты Do-217 стали постепенно убирать из ночных истребительных частей, и к середине года их там уже не осталось.



        Я так понимаю, что немцы не от хорошей жизни перевели многоцелевые бомбардировщики в ночные истребители, и описанный выше случай вряд ли является правилом, но... не мне судить.
        Жаль погибших ребят, они тоже приближали победу как могли. soldier
        1. +4
          30 октября 2021 13:10
          Всем машинам семейства Дорнье от 17, 215 и 217 пришлось побывать в роли дальних ночных истребителей. Так-же переделкам подвергались Ю-88.
      2. +3
        29 октября 2021 21:21
        Легко узнаваемый фюзеляж и высокий хвост с красными, белыми и синими кругами, крылья с размахом в 120 футов

        На Галифакс не очень похоже
      3. +7
        29 октября 2021 21:36
        Чисто художественное произведение. Вряд-ли хоть кто-то из немецких пилотов стал-бы оперировать футами, милями и определять дистанцию в "тысячу ярдов". Интересно, сами-то немцы это читали? Что это не они писали (говорили) - точно.
        1. +5
          29 октября 2021 21:58
          Видимо, как обычно, русский перевод сделан с адаптированного англоязычного варианта, в свою очередь переведённого с оригинального немецкого.
        2. +9
          29 октября 2021 22:37
          Интересно, сами-то немцы это читали?
          Не знаю,это у них надо спросить...
          Что это не они писали (говорили) - точно.
          Johnen W. Duell unter den Sternen. Tatsachenbericht eines deutschen Nachtjägers, 1941-1945. — Friedberg: Podzun-Pallas-Verlag, 1956.
          1. +4
            30 октября 2021 13:13
            Нашим издателям "лень" обращаться к "первоисточникам". Или большой "дифсит" грамотных переводчиков с немецкого!
  6. +16
    29 октября 2021 19:18
    «Галифаксы» в варианте ПЛО были весьма успешны. Достоверно подтверждено потопление самолетами 7 немецких подводных лодок
    Слева: капитан-лейтенант Ганс-Гартвиг Тройер по прозвищу «Граф Дракула», 1916–1943 гг.
    Справа: немецкая подводная лодка U 34, на которой Тройер совершил семь походов в качестве второго и первого вахтофицера. На мостике — Тройер (справа) и Вильгельм Ролльман в белой фуражке

    Так как Тройер был родом из Трансильвании, ещё во время обучения в военно-морском училище в Мюрвике к нему прилепилось прозвище «Граф Дракула».18 августа 1939 года молодой лейтенант был назначен вторым вахтенным офицером на подлодку U 34 (тип VIIA), которой командовал капитан-лейтенант Вильгельм Ролльман (Wilhelm Rollmann). На ней Тройер встретил начало войны.
    В качестве вахтенного офицера Тройер прослужил на U 34 вплоть до конца 1940 года, когда лодка была переведена из боевой флотилии в учебную. Вместе с Ролльманом Тройер совершил на ней семь боевых походов, во время которых были потоплены 19 судов общим тоннажем 91 989 брт, английские эсминец «Уирлуинд» (HMS Whirlwind) и подлодка «Спирфиш» (HMS Spearfish). За это Ролльман стал кавалером Рыцарского креста, а Тройер был награждён Железными крестами обеих степеней.20 сентября U 221 вышла в пятый боевой поход для действий в Северной Атлантике. Штаб подводных сил забеспокоился, когда от неё две недели не было никаких сообщений. 4 октября она стала считаться погибшей, о чём свидетельствует запись в журнале боевых действий командующего подводными силами:
    «U 221 не выходила на связь с момента выхода из Сен-Назера 20 сентября. Она должна считаться погибшей. Так как нет никаких сообщений об атаках самолётов, возможно, что U 221 была уничтожена вражеской субмариной».
    1. +13
      29 октября 2021 19:23
      Однако это предположение было неверным. Вечером 27 сентября в 800 милях юго-западнее Ирландии противолодочный «Галифакс» из 58-й эскадрильи Королевских ВВС
      Флаинг-офицер Эрик Хартли, командир экипажа «Галифакса», потопившего U 221 капитан-лейтенанта Тройера
      заметил в надводном положении субмарину и атаковал её. Это была лодка Тройера. Самолёт сбросил на U 221 восемь глубинных бомб, после взрыва которых она быстро затонула. Нападение не прошло для англичан безнаказанно: зенитным огнём лодки самолёт был подожжён и упал в море. Из восьми членов экипажа «Галифакса» удалось спастись шестерым
      Из экипажа сбитого «Галифакса» погибли два воздушных стрелка. Остальные шестеро британских авиаторов смогли взобраться на спасательный плот, на котором дрейфовали 11 суток, прежде чем были спасены британским эсминцем
      из экипажа U 221 не выжил никто. «Граф Дракула» бесследно исчез в свинцовых водах Атлантики.
      В завершение хотелось бы отметить достаточно важный момент. В 1943 году за действия в северной Атлантике Рыцарским крестом было награждено всего восемь командиров лодок VII серии. Из них только два командира смогли перешагнуть планку в 50 000 брт потопленного тоннажа: командир U 402 корветтен-капитан Зигфрид фон Форстнер (Siegfried von Forstner) за 14 судов на 70 434 брт и командир U 221 обер-лейтенант цур зее Ганс-Гартвиг Тройер за 10 судов на 69 589 брт. Остальные шесть человек получили награду за меньшие достижения.
  7. +13
    29 октября 2021 19:36
    Силовая установка состояла из двух моторов Роллс-Ройс «Валчер», каждый из которых в свою очередь представлял собой сдвоенный мотор «Кестрел» на одном коленвале


    Двигатель Rolls-Royce Vulture - это X-образный 24- цилиндровый двигатель, состоявший из четырех блоков цилиндров, взятых от двигателя Rolls-Royce Peregrine.
  8. +10
    29 октября 2021 19:41

    "Бомбовый ассортимент" Королевских ВВС.
    1. +9
      29 октября 2021 19:49

      Эти тоннели готовились для размещения очередного германского "вундерваффе" - ФАУ-3.
      1. +10
        29 октября 2021 19:50

        А это британские бомбы, пробившие многометровую толщу породы, но не разорвавшиеся.
      2. +8
        29 октября 2021 20:39
        Добрый вечер, Вик! hi
        Вы, случаем не этот кошмар имели в виду?
        1. +8
          29 октября 2021 20:41
          Да, этот. Но к тому времени, когда я попал в эти тоннели, "оригинала" там уже не было.
          1. +6
            29 октября 2021 20:43
            Всю жизнь мечтал полазить по германским схронам, но далее линии Маннергейма как-то не получилось. request smile
            1. +6
              29 октября 2021 20:44
              Я во Франции полазил. Сколько усилий - и все впустую.
              1. +5
                29 октября 2021 20:50
                А мы на линии кое-что нашли, правда не в бункере, а в разрушенном блиндаже на острове посреди болота, странно, что туда никто из местных до нас не добрался.
                1. +7
                  29 октября 2021 21:19
                  В Европе все уже перекопали.
                  1. +5
                    29 октября 2021 21:31
                    К нынешнему времени и у нас наверняка всё "обслюнявили", я в последний раз катался в Карелию где-то в середине восьмидесятых. Брали с собой аппаратуру, ходили под воду, но там бесполезно, на трёхметровый глубине затопленный лес, второе дно, как на озере Топлиц, подходить даже страшно -- чуть коснулся топляка, весь завал приходит в движение, так что решили, что жизнь дороже старого железа. Это было небольшое озеро в скальном грунте, а над ним взорванный ход в тоннель, то что осталось от арки метров пять высотой, на глаз.
                    1. +5
                      29 октября 2021 21:55
                      жизнь дороже старого железа

                      Это точно. Иногда глянешь - и назад.
                2. +3
                  31 октября 2021 09:41
                  Ух ты! Здорово. Завидую белой завистью.
                  Я только на "Линии Сталина" побывал. Под Новоград Волынским. Пацаном ещё. К дядьке приехали, он и свозил к разрушенным ДОТам.
                  Я мелким сумел прошмыгнуть в бойницу и пока меня оттуда выманивали, то "просеял" песок вокруг себя. Увы - пара гильз и трухлявый шланг от противогаза...
                  1. +2
                    31 октября 2021 09:47
                    Всё равно есть воспоминания, а это приятно. smile
                    1. +3
                      31 октября 2021 09:48
                      Так нашли хоть что ни будь?
                      1. +2
                        31 октября 2021 09:55
                        Тело финского "Максима" в относительно хорошем состоянии, штык-ножи от финской трёхлинейки, пару гранат "Мильса" (выкинули сразу), не взорвавшийся наш 76-мм. снаряд, от которого загорелась землянка, безопасная бритва "Жиллет" цветного металла, а для меня самое главное -- финская газета за январь 1940 года, смогли датировать этот раскоп и зарядная машинка для ручника "Лахти-Солорант". Да, и ещё кучу патронов в хорошем состоянии, в т.ч. в дисках от "Суоми", а вот пистолет-пулемёт, жаль, не нашли.
                      2. +4
                        31 октября 2021 10:09
                        Знатно!
                        В свою очередь хочу пересказать историю киевского знакомого.
                        Лет десять тому их фирма укрепляла склоны вокруг церквей в Киеве. И ( если я не ошибаюсь) когда проводили работы вокруг Андреевской ( опять же, если не ошибаюсь) то обнаружили под завалом грунта вход в каменное помещение. Оно было забетонировано от основных подземных переходов собора. Там были здоровенные ящики. Начали вскрывать. В основном - документы на немецком, но несколько - с одежкой. Правда, все какие то "маломерки" и эмблемы не понятные. Ну, кто ростом не вышел, взяли себе пару шинелек.
                        Потом приехали"службы" и все увезли. А парни лишь позже за голову схватились - эти шмотки можно было бы реконструкторы продать!
                        Правда, позже, по каталогам, поняли, что одежда это каких то тыловых инженерных частей.
                      3. +1
                        31 октября 2021 10:27
                        Да, ребята слегка лопухнулись, обидно. smile
  9. +5
    29 октября 2021 20:03
    не плохие машины, но британское вооружение и чехарда с моторами не есть гуд
    1. -1
      30 октября 2021 21:05
      Цитата: Ryaruav
      чехарда с моторами не есть гуд

      Не от хорошей жизни. У нас тоже планировали и М-106, и М-30, и М-40 и М-120...
      А с вооружением вообще темный лес в ночных джунглях. Вроде и на Спитфайры крупняки ставили, а на стратегов не хватило ?
      1. 0
        31 октября 2021 12:21
        Цитата: Альф
        А с вооружением вообще темный лес в ночных джунглях. Вроде и на Спитфайры крупняки ставили, а на стратегов не хватило ?

        У британцев собственная гордость. smile
        Массово 12,7-мм ставились на "Ланкастерах" - на канадских с 1943 г. (видимо потому, что под боком были главные любители .5" изделий Джона Мозесовича), на британских - с 1945 г.
        Из "Галифаксов", ЕМНИП, 12,7-мм получили только самолёты Берегового командования.
        1. -1
          31 октября 2021 17:28
          Цитата: Alexey RA
          на британских - с 1945 г.

          Тугодумы...
          Цитата: Alexey RA
          Джона Мозесовича)

          Ивана Моисеевича. laughing
  10. +7
    29 октября 2021 20:24
    Итогом службы «Галифакса» можно считать 82 773 самолето-вылета, в результате которых было сброшено 224 000 тонн авиабомб. Фактически это почти 100 000 бомб весом 227-кг.


    Изменились ли правила математики?
    1. 0
      31 октября 2021 10:22
      Десять раз по 100000 бомб по 227кг.
      Рубль туда, рубль сюда)
  11. +6
    29 октября 2021 21:27
    с ноября 1941 года начали регулярное снабжение оружием и боеприпасами подразделений Армии Крайовой. ...
    Во время таких операций, которые вполне естественно проводились по ночам, экипажи летали в уменьшенном составе, чтобы взять больше груза. Обычно экипаже уменьшали до 4 человек: два пилота, штурман и ответственный за выброску груза.


    Это не было правилом. Например, в Halifax JD 154, который летевший на малой высоте врезался в дом, , и упал около Нове Скалмежице 15 сентября 1943 года, летели семь членов экипажа:
    por. pil. Franciszek Jakusz (1-й пилот)
    sierż. pil. Ludwik Henryk Misiak (2-й пилот)
    por. obs. Karol Piotr Gębik (наблюдатель)
    st. sierż. Wiktor Jabłoński (радист)
    st. sierż. Kazimierz Pacut (авиационный стрелок)
    plut. Zdzisław Kuczkowski (механик )
    kpr. Henryk Fojer (авиационный стрелок).
    1. +6
      30 октября 2021 06:28
      Главной целью Варшавского восстания было нанести максимальный урон Красной армии, вынужденной для спасения Варшавы пробиваться к ней напрямую. После выхода Красной армии на Вислу Армия Крайова (АК) отступила, оставив берег немцам, и сдалась. Обессиленная непрерывными боями, взять Варшаву сходу Красная армия не смогла.
      По условиям капитуляции АКовцам был гарантирован статус военнопленных с сохранением личного оружия за офицерами – поляк без сабли не поляк. В итоге из 34 тыс. бойцов АК 10 тыс. убитых и 17 тыс. сдались в плен. Руководителю восстания генералу Бур-Комаровскому немцы предоставили самолёт, на котором тот вылетел сначала в Швейцарию, а затем в Лондон. За какие заслуги перед III Рейхом Армия Крайова и её командующий были удостоены таких привилегий? В Польше на эту тему предпочитают не говорить. Забыли там и о предложении генерала Андерса судить Бур-Коморовского и его приспешников.
      Согласно «Ньюсуик-Польша» от 1 августа 2005 года Лондонское правительство и руководство Армии Крайовой в августе — сентябре 1944 года положили в Варшаве на алтарь своих амбиций:
      …Сильнее всего пострадало гражданское население: 150 тыс. человек были убиты, 165 тысяч — вывезены в Германию на принудительные работы, 350 тысяч — насильственно переселены
      – виноват, разумеется, Сталин.
      Союзники, обещавшие помочь восставшим, пытались сделать это в августе-сентябре 1944 года. Первые полёты начались в ночь с 4 на 5 августа. Рейды в Польшу осуществляли главным образом польские и южноафриканские экипажи. За весь период английских воздушных рейдов из 637 польских лётчиков было сбито 16 экипажей, 78 человек погибло. Как отмечал британский маршал авиации Джон Слессар, результаты помощи были несоизмеримы с риском и потерями. При исключительно больших материальных затратах ЛИШЬ ПОЛОВИНА СБРОСОВ ПОПАЛА В РУКИ ПОЛЯКОВ. Следует добавить, что это по приукрашенным данным самих англосаксов. Насколько они приврали теперь уже не установить, а сомнения в достоверности их результатов вызывает полный провал американской миссии 18 сентября 1944 года. Очевидно, что тактика действия английских бомбардировщиков не могла отличаться от американской. И в том, и в другом случае это был сброс грузов с большой высоты. Разница только в количестве машин, одновременно действующих в рейде. Вероятнее всего за успех операции выдаются факты сброса грузов над Варшавой независимо от того, кому они затем попали.
      Последний рейд с британских авиационных баз к Варшаве был осуществлён в ночь на 11 сентября 1944 года.
      18 сентября над Варшавой появились сразу 96 американских бомбардировщиков «летающая крепость» под прикрытием истребителей «Мустанг». С высоты четырёх километров они сбросили около 1000 контейнеров с оружием, боеприпасами и продовольствием. Повстанцам попало не более 20 контейнеров (2%), большинство опустилось на территорию, занятую немцами, а часть – даже В РАСПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК. О какой половине успешных сбросов талдычат англичане? Этот рейд был последней помощью Варшаве, пришедшей с Запада.
      Советские лётчики оказывали гораздо более действенную помощь восставшим. Однако реально они смогли действовать только после неудачной попытки освободить Варшаву – требовалось время на организацию воздушных перевозок. С 13 сентября по 20 октября авиация 1-го Белорусского фронта совершила 4821 самолётовылет для оказания помощи восставшим, из них с грузами боеприпасов, продовольствия, медикаментов – 2535. Причём советские самолёты ПО-2 (бомбовая нагрузка от 100 до 350 кг, типовая бомбовая нагрузка в 1944 году 250 кг.), а также полк ночных бомбардировщиков Войска Польского «Краков» сбрасывали грузы по ночам с высоты 150–200 метров. При этом лётчики руководствовались сигналами с земли. Т.е. бросали только наверняка. Тем временем в прессе Делегатуры с восторгом освещалась помощь западных союзников, действия советской стороны оставались в тени. Наши сбросы восставшей Варшаве продолжались вплоть до 30 сентября, но воевать против фашистов АК не собиралась. В итоге все сброшенное полякам оружие досталось немцам после капитуляции АК.
      1. +1
        30 октября 2021 13:19
        Поляки "критикуют" действия советской авиации - доставляли мало, бросали просто в мешках без парашютных систем.
        Грузы разбивались о землю и полякам "ничегошеньки" не доставалось - русские так делали намеренно!
        Подобные речи слышал в одном из документальных фильмов посвящённых Варшавскому "бунту".
        1. +1
          30 октября 2021 16:50
          Да, я встречал такие мнения, но я считаю, что они являются результатом непонимания ситуации, признания меняющейся реальности в повстанческой Варшаве и типа сакмолотов, используемых WMS RKKA.

          С другой стороны, критика предотвращения или замедления поставок оружия из США или Великобритании путем блокирования использования аэропорта Полтавы чаще встречается в польских СМИ.

          Что ж, война - это продолжение политики, и должнo это понимать. СССР действовал в своих интересах - это совершенно очевидно, и в этом нет ничего плохого.
          1. 0
            30 октября 2021 17:54
            Только "паны" знают, что ВСЕ страны должны были воевать только за "панские" интересы!
            И всё остальные мнения ими не принимаются!
            Они считают, что их "тузы самые козырные" при любых политических раскладах.
      2. +4
        30 октября 2021 15:10
        Извините, но какова связь между Halifax JD154, разбившимся в 1943 году, и Варшавским восстанием?

        И я тоже не буду комментировать ваши выводы, потому что это плохая провокация.
        1. 0
          30 октября 2021 15:39
          а это вам для общего развития.
  12. +1
    30 октября 2021 22:08
    Предпочтения автора - свобода выбора, совести и т. д. Одним словом - свобода слова во всём объёме. Поэтому решил написать.
    С одной стороны, документы показывают, что Англия во имя возврата мирового господства, хотела избавиться от своих конкурента - Германии, и СССР - врага, на материке. Поэтому, наряду с США способствовала как создание партии и приходу Гитлера к власти, так и последующих деятельности - строительства концлагерей, восстановление экономики, вооружений, вермахта и т. д. А затем - направление на восток. Иное дело, что Гитлер сообразил, что ослабленный в войне с СССР, он станет лёгкой добычей для Англии. Поэтому, вопреки предписанию и, вероятно, с подачи США, пошёл сначала на запад, помяв Англию, а потом уже, вероятно, договорившись, напал на СССР. Понятно, что и в Англии работала разведка и, вероятно, понимала, что такой вероломный удар, возможно, подготовленный с подачи той же Англии, может привести к поражению и росту фашистской мощи, что приведёт к уничтожению Англии. Поэтому и было решение поддержать СССР поставками необходимых материалов. И если основная тяжесть войны легла на СССР, то желательно не принижать его и возвышать союзника, который разрабатывал планы уничтожения СССР, тот же план "Немыслимое", а показывать истину. И если на тот момент СССР и Англия были союзниками, то скорее всего по поговорке - враг моего врага, если не друг, то союзник. А у Англии союзников нет, есть только интересы. Это она доказывает и ныне. Пора и нам доказывать свои интересы!
  13. +1
    30 октября 2021 22:09
    Предпочтения автора - свобода выбора, совести и т. д. Одним словом - свобода слова во всём объёме. Поэтому решил написать.
    С одной стороны, документы показывают, что Англия во имя возврата мирового господства, хотела избавиться от своих конкурента - Германии, и СССР - врага, на материке. Поэтому, наряду с США способствовала как создание партии и приходу Гитлера к власти, так и последующих деятельности - строительства концлагерей, восстановление экономики, вооружений, вермахта и т. д. А затем - направление на восток. Иное дело, что Гитлер сообразил, что ослабленный в войне с СССР, он станет лёгкой добычей для Англии. Поэтому, вопреки предписанию и, вероятно, с подачи США, пошёл сначала на запад, помяв Англию, а потом уже, вероятно, договорившись, напал на СССР. Понятно, что и в Англии работала разведка и, вероятно, понимала, что такой вероломный удар, возможно, подготовленный с подачи той же Англии, может привести к поражению и росту фашистской мощи, что приведёт к уничтожению Англии. Поэтому и было решение поддержать СССР поставками необходимых материалов. И если основная тяжесть войны легла на СССР, то желательно не принижать его и возвышать союзника, который разрабатывал планы уничтожения СССР, тот же план "Немыслимое", а показывать истину. И если на тот момент СССР и Англия были союзниками, то скорее всего по поговорке - враг моего врага, если не друг, то союзник. А у Англии союзников нет, есть только интересы. Это она доказывает и ныне. Пора и нам доказывать свои интересы!
  14. 0
    31 октября 2021 18:33
    Интересно, на фотографии, где видны 15 бомб в бомбоотсеках, какой у них калибр? Если исходить из максимальной бомбовой нагрузки, то 15 бомб - это 227-кг. На последней фотографии бомбы на фоне экипажа, скорей всего это 908-кг "подарочки".
  15. 0
    16 ноября 2021 01:31
    Фотографии без подписей - несолидно, это полдела.
    1. Киль закрыл букву, поэтому - два варианта:
    Handley Page Halifax Mk II series I W1146 "TL-W" 35 Squadron. Выполнил 21 б/в на бомбардировку объектов Германии. 13.11.1942 переведён в 10 squadron (RCAF - канадцы). Списан после авиакатастрофы 28.01.1943 при тренировочном полёте в Англии, трое погибли.
    или
    Handley Page Halifax Mk II series I, W7676 "TL-P" 35 Squadron. Не вернулся из налёта на Нюрнберг в ночь 28-29.08.1942.
    2. Handley Page Halifax, BVII "PT-H" RCAF 420 Squadron Snowy Owl 420-я эскадрилья "Снежная сова" - канадцы.
    3. Handley Page Halifax MkII Series 1A, JP228, после изготовления, 02.1944, Ливсден, графство Хартфордшир. С 28.04.1944 в составе 614 "County of Glamorgan" Squadron - 614 "Графство Гламорган" эскадрилья. Погиб в ночь 21-22.08.1944 во время боевого вылета в Италии.
    4. Handley Page Halifax Mark II, L9613, «NF-V» (138 Squadron). 138 эскадрилья специальных операций (до передачи её в 1944 бомбардировочному командованию) занималась поддержкой агентуры в немецких тылах. Именно этот самолёт высадил в Чехии агентов Йозефа Габчика и Яна Кубиса (группа "Антропоид") с заданием уничтожить протектора Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Р. Гейдриха 28-29.12.1941. (Акция прошла 27.05.1942 в Праге).
    После вторжения в Нормандии 138-я эскадрилья перешла под юрисдикцию 3-й группы бомбардировочного командования. На фото с полной загрузкой из пятнадцати подготовленных 500-фунтовых бомб GP для второго налета «1000 бомбардировщиков» на Эссен.
    5. Handley Page H.P.57 Halifax B MkI Srs.II, L9530, MP-L, 76 Squaron. Лето 1941. Сбит в ночь 15-16.08.1941 во время налёта на Магдебург, экипаж попал в плен.
    6. Handley Page H.P.57 Halifax MkII Series 1, L9619, ZA-E, 10 Squadron, 12.12.1941.
    Говорят, у него сняли верхнюю фюзеляжную терель и ввели бортовые пулемёты в фюзеляже. Где именно, не пойму, спрятаны внутрь, очевидно.
    7. Второй прототип Handley Page Halifax MkI, L7245. Первый полет второй прототип выполнил 18 августа 1940 года.
    8. Сборочный цех Handley Page в Криклвуде, 1942.
    9. Handley Page Halifax, JD379, "KN-M", 77 Squadron (на земле) - самолёт сбит над Германией при возвращении из налёта на Берлин 24.08.1943 асом-ночником оберлейтенантом Хайнцем-Вольфгангом Шнауфером.
    Handley Page Halifax B Mark II Series 1 (Special), HR946*, "KN-X" (в воздухе). Эльвингтон, Йоркшир, 07.1943. Самолёт сбит, предположительно зенитным огнём, 20-21.01.1944 при налёте на Берлин (769 самолётов, потеряно 35 (4,6%)).
    * - по зав. № есть разночтения (JB911, как вариант).
    10. Handley Page HP59 Halifax Mark II, 148 Squadron (Special Duties-S.O.E.) - 148 эскадрилья (специального назначения). 1944, Южная Италия. В фюзеляжном и центропланных бомбоотсеках парашюты, содержащие припасы для Югославской национально-освободительной армии.
    11. Handley Page Halifax Mark II Series 1s, ZA-S, ZA-F, 10 Squadron, Мельбурн, Йоркшир летят на Турин, Италия (после 19.08.1942).
    12. Handley Page Halifax Mk II, W7773 "NF-S" полёт на проверку двигателей польским экипажем (?). Странно, что нет опознавательного знака польских ВВС сразу за передней турелью.
    13. Handley Page Halifax B. MkII, JB780, MP-F, 76 Squadron. 09.1942. Бомбы для Дюссельдорфа.
    14. Handley Page Halifax A Mark V Series 1 (Special) 295 Squadron. 07.1943, Тунис
    15. Handley Page HP.57 Halifax B Mark V Series 1 (Special), EB151, "OO-R", учебного подразделения 1663 HCU, Холм-он-Сполдинг-Мур, Йоркшир, тренировочный полёт, 1944.
    16. Повтор. п. 9. Есть предположение, что это фотомонтаж: уж больно длинные руки у одного из бойцов.
    17. Handley Page Halifax B Mark III, "Gutsy Girty" ("Бесстрашный грязнуля"), 427 Squadron перед вылетом 3.11.1944. 27.02.1945 во время взлёта из-за лопнувшего колеса детонировал бомбовый боезапас (?!). Экипаж погиб. См. цветное фото экипажа.
  16. 0
    7 декабря 2021 17:45
    Все бы ничего. Но авиация союзников практически не воевала на фронах, а применялась в основном против мирных городов. Самый известный пример, это бомбежка Дрездена, когда город вместе с жителями сровняли с лица земли. Потом эту же технологию применили в Японии, когда деревянных хижины японцев засыпали зажигательными бомбами. Во Вьетнаме выжигали с самолетов джунгли. Уже позже бомбили Белград. Обратите внимание, не бомбили армию Югославии, а бомбили мирный Белград. Это как надо промыть мозги летчикам, чтобы их не мучала совесть после бомбежки мирного города.
  17. 0
    10 декабря 2021 08:55
    Замечательная познавательная статья. Ждём продолжения!
  18. -2
    5 января 2022 22:17
    Мне тут один товарищ на МО доказал, что союзники до
    высадки в Нормандии какие-то острова делили,
    вот и вся войнушка.
    Вот скрин. А я помолчу, за умного сойду:

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»