Преимущества универсальности: потенциал патрульных кораблей проекта 23550 «Арктика» / «Ермак»

44

Проектный облик корабля пр. 23550 "Арктика"

По заказу военно-морского флота и береговой охраны пограничной службы сейчас ведется строительство нескольких универсальных патрульных кораблей пр. 23550 «Арктика» или «Ермак». С их помощью в обозримом будущем будет усилена оборона на арктическом направлении. За счет ряда интересных и оригинальных решений патрульные корабли нового типа смогут решать широкий круг боевых и гуманитарных задач, что определяет их ценность для флота.

В ходе строительства


Перспективный проект патрульного корабля с шифром «Арктика» был разработан в ЦМКБ «Алмаз» к середине прошлого десятилетия. Первый контракт на строительство был подписан в мае 2016 г. По его условиям, завод «Адмиралтейские верфи» должен был к 2020 г. построить и сдать два корабля в комплектации для ВМФ.



В 2019 г. сообщили о планах по строительству еще двух кораблей для БОХР. Соответствующий заказ выдали Выборгскому судостроительному заводу. Эти корабли будут выполнены по измененному проекту с прежним номером и названием «Ермак».

Головной корабль пр. 23550 предназначался для ВМФ и получил имя «Иван Папанин». Его заложили на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2017 г. В октябре 2019-го его спустили на воду и перевели к достроечной стенке. Согласно сообщениям последних месяцев, достройка на плаву завершается, а также проводится подготовка к швартовным испытаниям. Корабль передадут заказчику не позднее 2023-24 гг.

Преимущества универсальности: потенциал патрульных кораблей проекта 23550 «Арктика» / «Ермак»

Второй корабль для флота, «Николай Зубов», начали строить в ноябре 2019 г., и пока он остается на стапеле. Спуск на воду запланирован на 2023-24 гг., а передача ВМФ – на 2025 г. В июле 2020 г. в Выборге состоялась закладка первого «Ермака» для БОХР, получившего имя «Пурга». Его спустят на воду в 2023 г., а сдача намечена на 2024-й. Второй корабль береговой охраны пока существует только в планах, но его заложат в ближайшее время.

Корабль как платформа


Корабль «Арктика» / «Ермак» предназначается для работы в северных морях и должен выполнять разные задачи, что определило его технический облик. Фактически речь идет о корабле-платформе с возможностью установки разнообразного оснащения и вооружения, состав которого определяется заказчиком в соответствии с его целями.

Пр. 23550 предусматривает строительство корабля наибольшей длины 114,5 м и наибольшей ширины 19,5 м с осадкой до 6,5 м. Полное водоизмещение достигает 8500 т. Корпус корабля имеет характерные ледокольные обводы и соответствует ледовому классу Arc7. За счет этого максимальная толщина преодолеваемого льда достигает 1,7 м. Непрерывным ходом – до 1 м.

Конструкция корпуса и надстройки предусматривает получение максимально возможных внутренних объемов и закрытое размещение наибольшего числа устройств. За счет этого обеспечивается защита экипажа от холода и ветра. Максимум операций можно проводить, не выходя наружу. Надстройка выполнена многоярусной и имеет сложную конфигурацию. В ней имеются объемы для размещения различных средств, а на корме расположена вертолетная площадка с ангаром.


Спуск на воду "Ивана Папанина", 25 октября 2019 г.

Пр. 23550 использует т.н. единую электроэнергетическую систему (ЕЭЭС) с полным электродвижением. Основу ЕЭЭС составляют четыре дизель-генератора мощностью по 3,5 МВт. Такая система должна обеспечивать полноценное энергоснабжение гребных электромоторов и общекорабельных систем на всех режимах работы. Кроме того, создается запас для питания дополнительно установленных средств.

За движение отвечают два гребных электромотора мощностью по 6,3 МВт. В носовой части корабля помещено подруливающее устройство. Максимальная скорость на чистой воде достигает 18 узлов. Дальность плавания, в зависимости от модификации, не менее 10 тыс. миль.

«Арктика» и «Ермак» могут нести различную полезную нагрузку и/или вооружение. Моторные лодки и катера различных типов предлагается размещать в бортовых отсеках с лацпортами, один на левом борту и два на правом. В надстройке имеется объем под один или два ангара для вертолета. Кормовая часть корабля имеет площадку для размещения дополнительной нагрузки в стандартных морских контейнерах, а также подъемный кран для самостоятельной погрузки.

Вооружение и оснащение


По известным данным, патрульные корабли «Арктика» для ВМФ в штатном порядке получат ствольное и зенитное ракетное вооружение. При необходимости они смогут нести и ракетные комплексы ударного назначения. Схожие подходы использованы и в проекте «Ермак», но такие корабли не нуждаются в ракетах.


Корабли двух проектов должны нести носовую 76-мм артустановку АК-176М, два зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд». Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей. Подобное вооружение позволит кораблям защищаться от нападения с воды или с воздуха либо наносить первый удар по различным целям.

Сообщается, что на кормовой площадке могут размещаться контейнеры ракетного комплекса «Калибр-К» – две пусковые установки с четырьмя ракетами на каждой. Также возможно использование аналогичных установок для ракет «Уран». Установка ракет резко расширяет возможности патрульного корабля и едва ли не делает его универсальной боевой единицей. При этом интеграция ударных комплексов будет быстрой и несложной. Тем не менее, по ракетному потенциалу «Арктики» будут уступать специализированным ракетным кораблям.

Корабль пр. 23550 способен перевозить, спускать на воду и поднимать на борт несколько плавсредств с достаточно широким диапазоном характеристик. На «Арктиках» и «Ермаках» планируется использовать различные катера, вплоть до скоростных «Рапторов». Катера и лодки обеспечат патрулирование и наблюдение, а также позволят высаживать десант и проводить абордажи.


Корабли для ВМФ и БОХР будут нести авиационную технику. В первую очередь, это вертолеты семейств Ка-27 и Ка-226 с необходимым оснащением. Также предполагается применение беспилотных летательных аппаратов. Корабли типа «Арктика» получают ангар на один вертолет, а «Ермаки», за счет иного состава бортового оснащения, смогут перевозить два. Вертолеты могут осуществлять наблюдение за акваториями, участвовать в перехвате нарушителей, а также выполнять другую работу.

Новые возможности


Таким образом, за счет особой конструкции и модульного подхода к оснащению и вооружению перспективные патрульные корабли пр. 23550 смогут участвовать в самых разных операциях и мероприятиях. Усиленный корпус позволит им работать на чистой воде и во льдах – самостоятельно или в составе корабельного отряда, в т.ч. в качестве ледокола. Это резко расширяет возможные районы работы и выполнения необходимых работ.

Предлагаемый набор радиоэлектронного и штатного артиллерийского вооружения, а также дополнительной техники обеспечит полноценное и эффективное выполнение всех задач, характерных для патрульных кораблей. Большое значение имеет наличие объемов и площадок для размещения дополнительных средств. В таком случае «Арктика» или «Ермак» может быть носителем ударного ракетного вооружения, спасательным судном, плавучим госпиталем и т.д. Подобный потенциал кораблей ограничен только потребностями заказчика и возможностью создания модулей с нужными функциями.


Закладка корабля "Николай Зубов",28 ноября 2019 г.

Модульный подход позволяет унифицировать корабли для флота и береговой охраны с получением очевидных преимуществ производственного и эксплуатационного характера. Появляется возможность полностью удовлетворить потребности двух разных структур без разработки двух самостоятельных проектов. Кроме того, упрощается и ускоряется строительство, в т.ч. силами нескольких предприятий.

Один за всех


Наблюдаемые процессы на международной арене заставляют нашу страну восстанавливать и заново строить оборону на арктическом направлении. Особую роль в такой обороне получают военно-морской флот и береговая охрана – но им требуются корабли разных классов, приспособленные к работе в суровом полярном климате.

С этой целью разработан и доведен до строительства проект универсального патрульного корабля «Арктика» / «Ермак». В штатной комплектации такой корабль способен выполнять патрулирование или работать ледоколом, а сменные дополнительные модули расширяют круг решаемых задач. Таким образом, один корабль нового типа может заменять специализированные вымпелы разных классов, пусть даже и не одновременно.

Новые универсальные корабли не просто усилят оборону Арктики и упростят проведение различных мероприятий. Последовательно выполняя разные функции, они частично заменят целый вспомогательный флот – и ускорят достижение необходимой обороноспособности на северном направлении. Даже четыре запланированных корабля дадут заметный эффект такого рода, а продолжение строительства приведет к новым очевидным преимуществам.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    27 октября 2021 18:19
    Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей. Подобное вооружение позволит кораблям защищаться от нападения с воды или с воздуха

    В случае невоенных действий может быть и оправданно , а в случае военных действий наличие морской версии Панциря М бы не помешало.
    Модульный подход позволяет унифицировать корабли для флота и береговой охраны с получением очевидных преимуществ производственного и эксплуатационного характера.

    Ну вот , а тут копья о модульности ломали в своё время , вот и посмотрим как оно в действии.
    1. +2
      27 октября 2021 21:45
      Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей. Подобное вооружение позволит кораблям защищаться от нападения с воды или с воздуха

      В случае невоенных действий может быть и оправданно , а в случае военных действий наличие морской версии Панциря М бы не помешало.

      Думаю ПЗРК не будет иметь достаточной эффективности. Одного понять не могу request Ну зачем им 76-мм Носовая артустановка АК-176М. Может оправданней были бы Носовые "Панцири" с 57 мм пушкой ?
      1. +3
        27 октября 2021 22:04
        76 мм носовая АУ - не подарочек. Конечно, нужна. Такой корабль и 100 мм может потянуть.
      2. 0
        28 октября 2021 09:47
        потому что панцирей с 57 мм нет,Но сама идея хорошая,относительно слабого вооружения как понимаю в случае обострения ледокол будет прикрыт другими короблями
      3. +1
        28 октября 2021 12:12
        Цитата: Гуру
        Одного понять не могу request Ну зачем им 76-мм Носовая артустановка АК-176М. Может оправданней были бы Носовые "Панцири" с 57 мм пушкой ?

        Да потому что это ледокольный аналог пр.22160 - бывший ПСКР, волей судеб оказавшийся в ВМФ. Поэтому и вооружён он по стандартам БОХР ФСБ.
    2. +14
      27 октября 2021 22:18
      Цитата: lucul
      тут копья о модульности ломали в своё время

      Видимо "не доломали малеха... А это -- плохо"! (с)
      Что появляются специализированные корабли ледового класса это хорошо.
      Что это электроходы -- тоже gut! Что у него РТВ по воздуху должно обеспечить ЦУ хотя бы для морской версии Тора М3 -- тоже не помешало бы...
      Но вот то, что про контейнеры ПЛО ни слова -- schlecht... Ибо! Главная угроза для транспортов на СМП -- ПЛА англичан и штатовцев. А если прилетит "издалека" ПКР, то комплексом самообороны (типа ПЗРК) тут не обойдешься... Как не крути, а нужен ТОР !!!
      Вот и получается, что -- либо 2 х 40 футовика, либо 4 х 20 футовых стандартных морских контейнера под это дело нужно грузить...
      А ПКР -- это баловство... Ну, для самоуспокоения, 4 Х-35У можно загрузить. Но навряд ли они реально там ( в отличии от ПЛО/ПВО) понадобятся.
      Вроде как прорыва Тирпица на наши полярные тропы не ожидается...
      АГА.
      1. +1
        28 октября 2021 10:41
        Про ПЛО.
        Тут есть только один вопрос: как совместить аппаратуру ПЛО с ледокольными обводами.
        Я пока вижу только вариант с буксируемыми антеннами, т.к. носовые в бульбе сделать не получиться - об лед поломать можно.
        1. +3
          28 октября 2021 14:32
          Цитата: alstr
          как совместить аппаратуру ПЛО с ледокольными обводами.

          Тут два(три) пути:
          Во-первых, ОГАС на лебедке с борта, но для этого нужно работать на "стопе";
          второе -- ГПБА за кормой, но опять же льдины могут подрезать "кишку".
          И третье -- работать с Ка-27ПЛ, но опять же дальность маленькая, а следовательно и поисковая производительность.
    3. +1
      28 октября 2021 12:03
      Цитата: lucul
      Ну вот , а тут копья о модульности ломали в своё время , вот и посмотрим как оно в действии.

      В данном случае модульность тем хороша, что позволит выгрузить всё вооружение на берег без долгого демонтажа. laughing
      ВМФ уже второй раз наступает на грабли патрульных ледоколов. В прошлый раз это было ещё при СССР - тогда ВМФ представил точно такие же планы по патрулированию крайних участков СМП, получил под это дело вооружённые ледоколы пр.97П, пару лет погонял их и... снял вооружение и продолжил использование своих 97П как обычных невооружённых ЛЕД для проводки кораблей и судов.
      А патрулирование приграничных участков СМП продолжили такие же ЛЕД пр. 97П "соседей" - из состава МЧПВ.
  2. +17
    27 октября 2021 18:20
    хм. раньше за фото корабля на стенде размагничивания (а тут еще можно определить пространственное расположение) можно было огрести неиллюзорных проблем от людей без юмора
    1. +4
      28 октября 2021 12:23
      Цитата: Sadok
      хм. раньше за фото корабля на стенде размагничивания (а тут еще можно определить пространственное расположение) можно было огрести неиллюзорных проблем от людей без юмора

      А где там стенд размагничивания? В статье три фото "Ивана Папанина" со спуска: на стапеле, сход со стапеля, на воде.
  3. +8
    27 октября 2021 18:28
    Корабли двух проектов должны нести носовую 76-мм артустановку АК-176М, два зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд». Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей.

    Что-то мне кажется, что 100-мм АУ предпочтительнее бы были, а против "воздуха" или "Кинжал", или "Панцирь-М".
    В "ручную" можно только какой-нибудь слабый беспилотник "отогнать, да и то в единичном нападении. sad
    1. +8
      27 октября 2021 19:20
      Президенту демонстрировалась модель пр. 23550 с вооружением аналогичным корветам пр.20385


      В т.ч. 8 УКСК и 16 УВП "Редут"
      1. +4
        27 октября 2021 23:55
        Вот из таких для Арктической зоны можно корабли ПЛО делать только пусковые торпеды и противоторпеды делать в днище корпуса что бы можно было во льдах пускать.
      2. 0
        29 октября 2021 19:15

        А вот вид на корму. bully
    2. +23
      27 октября 2021 19:27
      Цитата: К-50
      против "воздуха" или "Кинжал", или "Панцирь-М"

      Кинжалов уже нет, а вот Панцирь на мой взгляд не помешал бы. В наше время ПВО лишним не бывает
      1. +5
        28 октября 2021 09:47
        В наше время ПВО лишним не бывает

        Оно и в июне 41 было ох как не лишним, а сейчас и подавно, когда какой только пакости в воздухе не летает, мелкой и не очень.
      2. +2
        29 октября 2021 19:17
        Цитата: Тугарин
        а вот Панцирь на мой взгляд не помешал бы.

        Обледенеет. А лед с него не сколешь.
  4. Комментарий был удален.
    1. 0
      27 октября 2021 20:54
      Модульность это универсальность.
      1. -1
        28 октября 2021 08:49
        Модульность - это Ущербность! Представьте, началась война, нанесены первые масштабные удары по инфраструктуре, базам, складам, личному составу...... Кто, Где и Как будет менять/устанавливать эти самые Модули? Просто, будет не до того! Да и команда должна быть обучена работе с новым оснащением! Их сейчас учат? Нет!
        1. +3
          28 октября 2021 11:22
          Цитата: Yuriy71
          Модульность - это Ущербность! Представьте, началась война... Кто, Где и Как будет менять/устанавливать эти самые Модули?

          Все это устанавливается заранее перед сдачей заказчику в зависимости от принадлежности кораблей. Или вы считаете, что будут сдаваться корабли без "начинки"?
        2. -2
          28 октября 2021 18:14
          Весь экипаж на таких кораблях этому обучают в обязательном порядке - и что это за война у вас такая первые масштабные удары по инфраструктуре - это уже 100% ядерный удар в ответ с уничтожением всего и вся в течении 30 минут. Ни какого подобия ВОВ больше не будет.
  5. +4
    27 октября 2021 19:09
    Так между делом,на саммите Баренц Региона министров иностранных дел,только Россия и Норвегия выступили против инициативы ЕС о полном запрете добычи углеводородов в Арктике.Гретта бушует.Ледоколов мало не бывает.
  6. -7
    27 октября 2021 20:47
    Очередной модульный инвалид)
    1. -4
      27 октября 2021 21:07
      Просто разработку разных модулей надо уже сейчас заказывать.
      1. +4
        28 октября 2021 12:32
        Цитата: Таврик
        Просто разработку разных модулей надо уже сейчас заказывать.

        Разработку разных модулей нужно было заказывать одновременно с разработкой проекта этого корабля. А ещё лучше - одновременно с разработкой проекта предыдущего модульного корабля - пр. 22160.
        Но у нас, судя по всему, спрашивают не за модули, а за корабли. Так что ждём очередного рапорта о вводе в строй современного модульного корабля... без модулей.
        1. +2
          28 октября 2021 18:00
          даже без модулей этот ледокол более вооруженный, чем многими сдесь расхваливаемый канадский ледокол
          1. 0
            29 октября 2021 13:27
            Цитата: янеробот
            даже без модулей этот ледокол более вооруженный, чем многими сдесь расхваливаемый канадский ледокол

            Я вот прямо вижу эпическую картину линейного боя ледоколов в Арктике. smile
            Основным противником ледоколов, как и в прошлую войну, будут ПЛ и авиация. Точнее - средства поражения, которые они несут. А против них у нашего ЛЕД есть только пара древних "паяльных ламп" да близорукий ПЗРК.
      2. +1
        28 октября 2021 13:08
        Цитата: Таврик
        Просто разработку разных модулей надо уже сейчас заказывать.

        Так вроде бы все то, что перечислено из планируемого к установке ("Калибры", ЗРК...) давно разработано и выпускается.
        1. 0
          28 октября 2021 20:25
          хоть одну серийную модель назовите пожалуйста.
          а то что на макеты на выставки возят и мы так и в курсе.
    2. +1
      27 октября 2021 22:05
      Если это инвалид, то кто тогда - нет?! Может назовёте?
  7. -2
    27 октября 2021 21:15
    Зенитную ракету для УКСК приспособили бы уже какую что ли...
  8. 0
    28 октября 2021 03:31
    Калибры, Калибры... и тут Калибры.
    Ну вот нафига козе баян?
    Действительно, лучше бы нормальную ПВО поставили бы и хоть какую-то ПЛО. А так чего он патрулировать будет слепой и глухой. Медведей на льдинах считать, разве что.
  9. +1
    28 октября 2021 04:20
    Для береговой охраны в Арктике - отличный корабль. Для ВМФ бесполезный.
    1. +1
      28 октября 2021 05:00
      Цитата: Sahalinets
      Для береговой охраны в Арктике - отличный корабль. Для ВМФ бесполезный.

      В статье и написано что и для БОХРа. Помнится старый ледокольный ПСКР "Анадырь" делал 8-10 узлов. Этот проект для патрулирования в Беринговом море для контроля за выловом ВБР самое то...
  10. -1
    28 октября 2021 08:42
    Корабль без ПВО , а с "ручными рогатками" - Это, просто Бред! Как Разработчики могли до такого додуматься!? Они - "Враги Народа"!
    1. +1
      28 октября 2021 12:09
      Цитата: Yuriy71
      Корабль без ПВО , а с "ручными рогатками" - Это, просто Бред! Как Разработчики могли до такого додуматься!? Они - "Враги Народа"!

      А с каких пор разработчики сами до чего-то додумываются? Или Вы забыли, что проектирование ведётся по ТТТ / ТЗ Заказчика?
      Что Заказчик прописал в ТЗ - то и получил. А главное, какой проект Заказчик утвердил - такой корабль ему и построили. Так что данный пепелац - это ни что иное как воплощение в железе очередных мрий нашего флота.
    2. +1
      28 октября 2021 13:16
      Цитата: Yuriy71
      Как Разработчики могли до такого додуматься!? Они - "Враги Народа"!

      Ага, потребуйте ещё всех расстрелять. fool Причем тут разработчики? Что им заказали, то и разработали.
    3. -1
      28 октября 2021 18:22
      Как Разработчики могли до такого додуматься!? Они - "Враги Народа"! Конструкторы Вас забыли спросить наверное. И да они то в курсе что этот ледокол входит в структуру береговой охраны а у них всё ПВО это зенитные орудия. Но сейчас есть отдельные модули того же Панциря и Тора - и их можно просто поставить на палубу и будет полноценное ПВО модульность корабля это позволяет сделать.
      1. +3
        29 октября 2021 14:43
        Цитата: Вадим237
        И да они то в курсе что этот ледокол входит в структуру береговой охраны а у них всё ПВО это зенитные орудия.

        Ошибаетесь. Этот ледокол входит в структуру ВМФ. У Береговой охраны свои ледоколы такого же проекта.
        Наш флот с упоением продолжает топтаться на граблях заказа кораблей, проектировавшихся совсем для другой структуры с совершенно другими задачами. Прикрывая всё это безобразие фиговым листком несуществующих модулей.
        Цитата: Вадим237
        Но сейчас есть отдельные модули того же Панциря и Тора -

        Модульность "Панциря" заключается в структуре комплекса - командный модуль и несколько боевых модулей. А вот для установки тех же боевых модулей нужны заранее включённые в конструкцию корабля подкрепления, подпалубные помещения и т.д. - причём заточенные именно под этот модуль.
        И кто видел морской "Тор"? Не старый "Кинжал", а новый "Тор"?
        1. 0
          3 ноября 2021 22:39
          Снимаемый модуль Тора на корабле показывали в Военной приёмке и он работал с палубы корабля по воздушной цели.
          1. -1
            4 ноября 2021 12:57
            Цитата: Вадим237
            Снимаемый модуль Тора на корабле показывали в Военной приёмке и он работал с палубы корабля по воздушной цели.

            Вот этот что ли?

            Это - автономный боевой модуль сухопутной ПВО. Для корабля он непригоден и испытывался на "Григоровиче" только для того, чтобы понять - а сможет ли "Тор" в принципе работать на море с палубы.
            Для корабельного модуля не нужна вращающаяся УВП. Не нужны упакованные в один модуль РЛС, ПУ и кабина управления. И вообще не нужен единый автономный боевой модуль: ибо РЛС нужно размещать, исходя из максимального сектора обзора, дальности и ЭМ-совместимости (то есть, засунуть куда-нибудь на мачту или на надстройку), ПУ нужно сделать максимально компактными и разместить в подпалубном пространстве - в тех местах, где старт ЗУР не будет никому мешать и где можно их беспрепятственно перезаряжать, кабину управления лучше отнести куда-нибудь к центру корабля + интегрировать ЗРК в корабельную БИУС. В общем, для корабельного модульного ЗРК вырисовывается обычная многомодульная система: модуль РЛС, модуль управления и несколько боевых модулей с ЗУР.
  11. 0
    27 ноября 2021 14:42
    Мощный корабль, нужный. Наверное весьма дорогой. Полосатые такие не строят?
  12. 0
    12 декабря 2021 10:25
    Больше кораблей хороших и разных

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»