Военное обозрение

Преимущества универсальности: потенциал патрульных кораблей проекта 23550 «Арктика» / «Ермак»

43

Проектный облик корабля пр. 23550 "Арктика"


По заказу военно-морского флота и береговой охраны пограничной службы сейчас ведется строительство нескольких универсальных патрульных кораблей пр. 23550 «Арктика» или «Ермак». С их помощью в обозримом будущем будет усилена оборона на арктическом направлении. За счет ряда интересных и оригинальных решений патрульные корабли нового типа смогут решать широкий круг боевых и гуманитарных задач, что определяет их ценность для флота.

В ходе строительства


Перспективный проект патрульного корабля с шифром «Арктика» был разработан в ЦМКБ «Алмаз» к середине прошлого десятилетия. Первый контракт на строительство был подписан в мае 2016 г. По его условиям, завод «Адмиралтейские верфи» должен был к 2020 г. построить и сдать два корабля в комплектации для ВМФ.

В 2019 г. сообщили о планах по строительству еще двух кораблей для БОХР. Соответствующий заказ выдали Выборгскому судостроительному заводу. Эти корабли будут выполнены по измененному проекту с прежним номером и названием «Ермак».

Головной корабль пр. 23550 предназначался для ВМФ и получил имя «Иван Папанин». Его заложили на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2017 г. В октябре 2019-го его спустили на воду и перевели к достроечной стенке. Согласно сообщениям последних месяцев, достройка на плаву завершается, а также проводится подготовка к швартовным испытаниям. Корабль передадут заказчику не позднее 2023-24 гг.

Преимущества универсальности: потенциал патрульных кораблей проекта 23550 «Арктика» / «Ермак»

Второй корабль для флота, «Николай Зубов», начали строить в ноябре 2019 г., и пока он остается на стапеле. Спуск на воду запланирован на 2023-24 гг., а передача ВМФ – на 2025 г. В июле 2020 г. в Выборге состоялась закладка первого «Ермака» для БОХР, получившего имя «Пурга». Его спустят на воду в 2023 г., а сдача намечена на 2024-й. Второй корабль береговой охраны пока существует только в планах, но его заложат в ближайшее время.

Корабль как платформа


Корабль «Арктика» / «Ермак» предназначается для работы в северных морях и должен выполнять разные задачи, что определило его технический облик. Фактически речь идет о корабле-платформе с возможностью установки разнообразного оснащения и вооружения, состав которого определяется заказчиком в соответствии с его целями.

Пр. 23550 предусматривает строительство корабля наибольшей длины 114,5 м и наибольшей ширины 19,5 м с осадкой до 6,5 м. Полное водоизмещение достигает 8500 т. Корпус корабля имеет характерные ледокольные обводы и соответствует ледовому классу Arc7. За счет этого максимальная толщина преодолеваемого льда достигает 1,7 м. Непрерывным ходом – до 1 м.

Конструкция корпуса и надстройки предусматривает получение максимально возможных внутренних объемов и закрытое размещение наибольшего числа устройств. За счет этого обеспечивается защита экипажа от холода и ветра. Максимум операций можно проводить, не выходя наружу. Надстройка выполнена многоярусной и имеет сложную конфигурацию. В ней имеются объемы для размещения различных средств, а на корме расположена вертолетная площадка с ангаром.


Спуск на воду "Ивана Папанина", 25 октября 2019 г.

Пр. 23550 использует т.н. единую электроэнергетическую систему (ЕЭЭС) с полным электродвижением. Основу ЕЭЭС составляют четыре дизель-генератора мощностью по 3,5 МВт. Такая система должна обеспечивать полноценное энергоснабжение гребных электромоторов и общекорабельных систем на всех режимах работы. Кроме того, создается запас для питания дополнительно установленных средств.

За движение отвечают два гребных электромотора мощностью по 6,3 МВт. В носовой части корабля помещено подруливающее устройство. Максимальная скорость на чистой воде достигает 18 узлов. Дальность плавания, в зависимости от модификации, не менее 10 тыс. миль.

«Арктика» и «Ермак» могут нести различную полезную нагрузку и/или вооружение. Моторные лодки и катера различных типов предлагается размещать в бортовых отсеках с лацпортами, один на левом борту и два на правом. В надстройке имеется объем под один или два ангара для вертолета. Кормовая часть корабля имеет площадку для размещения дополнительной нагрузки в стандартных морских контейнерах, а также подъемный кран для самостоятельной погрузки.

Вооружение и оснащение


По известным данным, патрульные корабли «Арктика» для ВМФ в штатном порядке получат ствольное и зенитное ракетное вооружение. При необходимости они смогут нести и ракетные комплексы ударного назначения. Схожие подходы использованы и в проекте «Ермак», но такие корабли не нуждаются в ракетах.


Корабли двух проектов должны нести носовую 76-мм артустановку АК-176М, два зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд». Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей. Подобное вооружение позволит кораблям защищаться от нападения с воды или с воздуха либо наносить первый удар по различным целям.

Сообщается, что на кормовой площадке могут размещаться контейнеры ракетного комплекса «Калибр-К» – две пусковые установки с четырьмя ракетами на каждой. Также возможно использование аналогичных установок для ракет «Уран». Установка ракет резко расширяет возможности патрульного корабля и едва ли не делает его универсальной боевой единицей. При этом интеграция ударных комплексов будет быстрой и несложной. Тем не менее, по ракетному потенциалу «Арктики» будут уступать специализированным ракетным кораблям.

Корабль пр. 23550 способен перевозить, спускать на воду и поднимать на борт несколько плавсредств с достаточно широким диапазоном характеристик. На «Арктиках» и «Ермаках» планируется использовать различные катера, вплоть до скоростных «Рапторов». Катера и лодки обеспечат патрулирование и наблюдение, а также позволят высаживать десант и проводить абордажи.


Корабли для ВМФ и БОХР будут нести авиационную технику. В первую очередь, это вертолеты семейств Ка-27 и Ка-226 с необходимым оснащением. Также предполагается применение беспилотных летательных аппаратов. Корабли типа «Арктика» получают ангар на один вертолет, а «Ермаки», за счет иного состава бортового оснащения, смогут перевозить два. Вертолеты могут осуществлять наблюдение за акваториями, участвовать в перехвате нарушителей, а также выполнять другую работу.

Новые возможности


Таким образом, за счет особой конструкции и модульного подхода к оснащению и вооружению перспективные патрульные корабли пр. 23550 смогут участвовать в самых разных операциях и мероприятиях. Усиленный корпус позволит им работать на чистой воде и во льдах – самостоятельно или в составе корабельного отряда, в т.ч. в качестве ледокола. Это резко расширяет возможные районы работы и выполнения необходимых работ.

Предлагаемый набор радиоэлектронного и штатного артиллерийского вооружения, а также дополнительной техники обеспечит полноценное и эффективное выполнение всех задач, характерных для патрульных кораблей. Большое значение имеет наличие объемов и площадок для размещения дополнительных средств. В таком случае «Арктика» или «Ермак» может быть носителем ударного ракетного вооружения, спасательным судном, плавучим госпиталем и т.д. Подобный потенциал кораблей ограничен только потребностями заказчика и возможностью создания модулей с нужными функциями.


Закладка корабля "Николай Зубов",28 ноября 2019 г.

Модульный подход позволяет унифицировать корабли для флота и береговой охраны с получением очевидных преимуществ производственного и эксплуатационного характера. Появляется возможность полностью удовлетворить потребности двух разных структур без разработки двух самостоятельных проектов. Кроме того, упрощается и ускоряется строительство, в т.ч. силами нескольких предприятий.

Один за всех


Наблюдаемые процессы на международной арене заставляют нашу страну восстанавливать и заново строить оборону на арктическом направлении. Особую роль в такой обороне получают военно-морской флот и береговая охрана – но им требуются корабли разных классов, приспособленные к работе в суровом полярном климате.

С этой целью разработан и доведен до строительства проект универсального патрульного корабля «Арктика» / «Ермак». В штатной комплектации такой корабль способен выполнять патрулирование или работать ледоколом, а сменные дополнительные модули расширяют круг решаемых задач. Таким образом, один корабль нового типа может заменять специализированные вымпелы разных классов, пусть даже и не одновременно.

Новые универсальные корабли не просто усилят оборону Арктики и упростят проведение различных мероприятий. Последовательно выполняя разные функции, они частично заменят целый вспомогательный флот – и ускорят достижение необходимой обороноспособности на северном направлении. Даже четыре запланированных корабля дадут заметный эффект такого рода, а продолжение строительства приведет к новым очевидным преимуществам.
Автор:
Использованы фотографии:
"ОСК", "Адмиралтейские верфи"
43 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. lucul
    lucul 27 октября 2021 18:19
    +11
    Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей. Подобное вооружение позволит кораблям защищаться от нападения с воды или с воздуха

    В случае невоенных действий может быть и оправданно , а в случае военных действий наличие морской версии Панциря М бы не помешало.
    Модульный подход позволяет унифицировать корабли для флота и береговой охраны с получением очевидных преимуществ производственного и эксплуатационного характера.

    Ну вот , а тут копья о модульности ломали в своё время , вот и посмотрим как оно в действии.
    1. Гуру
      Гуру 27 октября 2021 21:45
      +2
      Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей. Подобное вооружение позволит кораблям защищаться от нападения с воды или с воздуха

      В случае невоенных действий может быть и оправданно , а в случае военных действий наличие морской версии Панциря М бы не помешало.

      Думаю ПЗРК не будет иметь достаточной эффективности. Одного понять не могу request Ну зачем им 76-мм Носовая артустановка АК-176М. Может оправданней были бы Носовые "Панцири" с 57 мм пушкой ?
      1. Glagol1
        Glagol1 27 октября 2021 22:04
        +3
        76 мм носовая АУ - не подарочек. Конечно, нужна. Такой корабль и 100 мм может потянуть.
      2. Барбарис25
        Барбарис25 28 октября 2021 09:47
        0
        потому что панцирей с 57 мм нет,Но сама идея хорошая,относительно слабого вооружения как понимаю в случае обострения ледокол будет прикрыт другими короблями
      3. Alexey RA
        Alexey RA 28 октября 2021 12:12
        +1
        Цитата: Гуру
        Одного понять не могу request Ну зачем им 76-мм Носовая артустановка АК-176М. Может оправданней были бы Носовые "Панцири" с 57 мм пушкой ?

        Да потому что это ледокольный аналог пр.22160 - бывший ПСКР, волей судеб оказавшийся в ВМФ. Поэтому и вооружён он по стандартам БОХР ФСБ.
    2. Удав КАА
      Удав КАА 27 октября 2021 22:18
      +14
      Цитата: lucul
      тут копья о модульности ломали в своё время

      Видимо "не доломали малеха... А это -- плохо"! (с)
      Что появляются специализированные корабли ледового класса это хорошо.
      Что это электроходы -- тоже gut! Что у него РТВ по воздуху должно обеспечить ЦУ хотя бы для морской версии Тора М3 -- тоже не помешало бы...
      Но вот то, что про контейнеры ПЛО ни слова -- schlecht... Ибо! Главная угроза для транспортов на СМП -- ПЛА англичан и штатовцев. А если прилетит "издалека" ПКР, то комплексом самообороны (типа ПЗРК) тут не обойдешься... Как не крути, а нужен ТОР !!!
      Вот и получается, что -- либо 2 х 40 футовика, либо 4 х 20 футовых стандартных морских контейнера под это дело нужно грузить...
      А ПКР -- это баловство... Ну, для самоуспокоения, 4 Х-35У можно загрузить. Но навряд ли они реально там ( в отличии от ПЛО/ПВО) понадобятся.
      Вроде как прорыва Тирпица на наши полярные тропы не ожидается...
      АГА.
      1. alstr
        alstr 28 октября 2021 10:41
        +1
        Про ПЛО.
        Тут есть только один вопрос: как совместить аппаратуру ПЛО с ледокольными обводами.
        Я пока вижу только вариант с буксируемыми антеннами, т.к. носовые в бульбе сделать не получиться - об лед поломать можно.
        1. Удав КАА
          Удав КАА 28 октября 2021 14:32
          +3
          Цитата: alstr
          как совместить аппаратуру ПЛО с ледокольными обводами.

          Тут два(три) пути:
          Во-первых, ОГАС на лебедке с борта, но для этого нужно работать на "стопе";
          второе -- ГПБА за кормой, но опять же льдины могут подрезать "кишку".
          И третье -- работать с Ка-27ПЛ, но опять же дальность маленькая, а следовательно и поисковая производительность.
    3. Alexey RA
      Alexey RA 28 октября 2021 12:03
      +1
      Цитата: lucul
      Ну вот , а тут копья о модульности ломали в своё время , вот и посмотрим как оно в действии.

      В данном случае модульность тем хороша, что позволит выгрузить всё вооружение на берег без долгого демонтажа. laughing
      ВМФ уже второй раз наступает на грабли патрульных ледоколов. В прошлый раз это было ещё при СССР - тогда ВМФ представил точно такие же планы по патрулированию крайних участков СМП, получил под это дело вооружённые ледоколы пр.97П, пару лет погонял их и... снял вооружение и продолжил использование своих 97П как обычных невооружённых ЛЕД для проводки кораблей и судов.
      А патрулирование приграничных участков СМП продолжили такие же ЛЕД пр. 97П "соседей" - из состава МЧПВ.
  2. Sadok
    Sadok 27 октября 2021 18:20
    +17
    хм. раньше за фото корабля на стенде размагничивания (а тут еще можно определить пространственное расположение) можно было огрести неиллюзорных проблем от людей без юмора
    1. Alexey RA
      Alexey RA 28 октября 2021 12:23
      +4
      Цитата: Sadok
      хм. раньше за фото корабля на стенде размагничивания (а тут еще можно определить пространственное расположение) можно было огрести неиллюзорных проблем от людей без юмора

      А где там стенд размагничивания? В статье три фото "Ивана Папанина" со спуска: на стапеле, сход со стапеля, на воде.
  3. К-50
    К-50 27 октября 2021 18:28
    +8
    Корабли двух проектов должны нести носовую 76-мм артустановку АК-176М, два зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд». Для защиты от нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные ракетные комплексы современных моделей.

    Что-то мне кажется, что 100-мм АУ предпочтительнее бы были, а против "воздуха" или "Кинжал", или "Панцирь-М".
    В "ручную" можно только какой-нибудь слабый беспилотник "отогнать, да и то в единичном нападении. sad
    1. Cympak
      Cympak 27 октября 2021 19:20
      +8
      Президенту демонстрировалась модель пр. 23550 с вооружением аналогичным корветам пр.20385


      В т.ч. 8 УКСК и 16 УВП "Редут"
      1. Вадим237
        Вадим237 27 октября 2021 23:55
        +4
        Вот из таких для Арктической зоны можно корабли ПЛО делать только пусковые торпеды и противоторпеды делать в днище корпуса что бы можно было во льдах пускать.
      2. Alex777
        Alex777 29 октября 2021 19:15
        0

        А вот вид на корму. bully
    2. Тугарин
      Тугарин 27 октября 2021 19:27
      +23
      Цитата: К-50
      против "воздуха" или "Кинжал", или "Панцирь-М"

      Кинжалов уже нет, а вот Панцирь на мой взгляд не помешал бы. В наше время ПВО лишним не бывает
      1. S.Николаев
        S.Николаев 28 октября 2021 09:47
        +5
        В наше время ПВО лишним не бывает

        Оно и в июне 41 было ох как не лишним, а сейчас и подавно, когда какой только пакости в воздухе не летает, мелкой и не очень.
      2. Alex777
        Alex777 29 октября 2021 19:17
        +2
        Цитата: Тугарин
        а вот Панцирь на мой взгляд не помешал бы.

        Обледенеет. А лед с него не сколешь.
  4. Комментарий был удален.
    1. Вадим237
      Вадим237 27 октября 2021 20:54
      0
      Модульность это универсальность.
      1. Yuriy71
        Yuriy71 28 октября 2021 08:49
        -1
        Модульность - это Ущербность! Представьте, началась война, нанесены первые масштабные удары по инфраструктуре, базам, складам, личному составу...... Кто, Где и Как будет менять/устанавливать эти самые Модули? Просто, будет не до того! Да и команда должна быть обучена работе с новым оснащением! Их сейчас учат? Нет!
        1. Piramidon
          Piramidon 28 октября 2021 11:22
          +3
          Цитата: Yuriy71
          Модульность - это Ущербность! Представьте, началась война... Кто, Где и Как будет менять/устанавливать эти самые Модули?

          Все это устанавливается заранее перед сдачей заказчику в зависимости от принадлежности кораблей. Или вы считаете, что будут сдаваться корабли без "начинки"?
        2. Вадим237
          Вадим237 28 октября 2021 18:14
          -2
          Весь экипаж на таких кораблях этому обучают в обязательном порядке - и что это за война у вас такая первые масштабные удары по инфраструктуре - это уже 100% ядерный удар в ответ с уничтожением всего и вся в течении 30 минут. Ни какого подобия ВОВ больше не будет.
  5. tralflot1832
    tralflot1832 27 октября 2021 19:09
    +4
    Так между делом,на саммите Баренц Региона министров иностранных дел,только Россия и Норвегия выступили против инициативы ЕС о полном запрете добычи углеводородов в Арктике.Гретта бушует.Ледоколов мало не бывает.
  6. Легоев Роберт
    Легоев Роберт 27 октября 2021 20:47
    -7
    Очередной модульный инвалид)
    1. Таврик
      Таврик 27 октября 2021 21:07
      -4
      Просто разработку разных модулей надо уже сейчас заказывать.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 28 октября 2021 12:32
        +4
        Цитата: Таврик
        Просто разработку разных модулей надо уже сейчас заказывать.

        Разработку разных модулей нужно было заказывать одновременно с разработкой проекта этого корабля. А ещё лучше - одновременно с разработкой проекта предыдущего модульного корабля - пр. 22160.
        Но у нас, судя по всему, спрашивают не за модули, а за корабли. Так что ждём очередного рапорта о вводе в строй современного модульного корабля... без модулей.
        1. янеробот
          янеробот 28 октября 2021 18:00
          +2
          даже без модулей этот ледокол более вооруженный, чем многими сдесь расхваливаемый канадский ледокол
          1. Alexey RA
            Alexey RA 29 октября 2021 13:27
            0
            Цитата: янеробот
            даже без модулей этот ледокол более вооруженный, чем многими сдесь расхваливаемый канадский ледокол

            Я вот прямо вижу эпическую картину линейного боя ледоколов в Арктике. smile
            Основным противником ледоколов, как и в прошлую войну, будут ПЛ и авиация. Точнее - средства поражения, которые они несут. А против них у нашего ЛЕД есть только пара древних "паяльных ламп" да близорукий ПЗРК.
      2. Piramidon
        Piramidon 28 октября 2021 13:08
        +1
        Цитата: Таврик
        Просто разработку разных модулей надо уже сейчас заказывать.

        Так вроде бы все то, что перечислено из планируемого к установке ("Калибры", ЗРК...) давно разработано и выпускается.
        1. просто экспл
          просто экспл 28 октября 2021 20:25
          0
          хоть одну серийную модель назовите пожалуйста.
          а то что на макеты на выставки возят и мы так и в курсе.
    2. Glagol1
      Glagol1 27 октября 2021 22:05
      +1
      Если это инвалид, то кто тогда - нет?! Может назовёте?
  7. bk0010
    bk0010 27 октября 2021 21:15
    -2
    Зенитную ракету для УКСК приспособили бы уже какую что ли...
  8. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 28 октября 2021 03:31
    0
    Калибры, Калибры... и тут Калибры.
    Ну вот нафига козе баян?
    Действительно, лучше бы нормальную ПВО поставили бы и хоть какую-то ПЛО. А так чего он патрулировать будет слепой и глухой. Медведей на льдинах считать, разве что.
  9. Sahalinets
    Sahalinets 28 октября 2021 04:20
    +1
    Для береговой охраны в Арктике - отличный корабль. Для ВМФ бесполезный.
    1. Lynx2000
      Lynx2000 28 октября 2021 05:00
      +1
      Цитата: Sahalinets
      Для береговой охраны в Арктике - отличный корабль. Для ВМФ бесполезный.

      В статье и написано что и для БОХРа. Помнится старый ледокольный ПСКР "Анадырь" делал 8-10 узлов. Этот проект для патрулирования в Беринговом море для контроля за выловом ВБР самое то...
  10. Yuriy71
    Yuriy71 28 октября 2021 08:42
    -1
    Корабль без ПВО , а с "ручными рогатками" - Это, просто Бред! Как Разработчики могли до такого додуматься!? Они - "Враги Народа"!
    1. Alexey RA
      Alexey RA 28 октября 2021 12:09
      +1
      Цитата: Yuriy71
      Корабль без ПВО , а с "ручными рогатками" - Это, просто Бред! Как Разработчики могли до такого додуматься!? Они - "Враги Народа"!

      А с каких пор разработчики сами до чего-то додумываются? Или Вы забыли, что проектирование ведётся по ТТТ / ТЗ Заказчика?
      Что Заказчик прописал в ТЗ - то и получил. А главное, какой проект Заказчик утвердил - такой корабль ему и построили. Так что данный пепелац - это ни что иное как воплощение в железе очередных мрий нашего флота.
    2. Piramidon
      Piramidon 28 октября 2021 13:16
      +1
      Цитата: Yuriy71
      Как Разработчики могли до такого додуматься!? Они - "Враги Народа"!

      Ага, потребуйте ещё всех расстрелять. fool Причем тут разработчики? Что им заказали, то и разработали.
    3. Вадим237
      Вадим237 28 октября 2021 18:22
      -1
      Как Разработчики могли до такого додуматься!? Они - "Враги Народа"! Конструкторы Вас забыли спросить наверное. И да они то в курсе что этот ледокол входит в структуру береговой охраны а у них всё ПВО это зенитные орудия. Но сейчас есть отдельные модули того же Панциря и Тора - и их можно просто поставить на палубу и будет полноценное ПВО модульность корабля это позволяет сделать.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 29 октября 2021 14:43
        +3
        Цитата: Вадим237
        И да они то в курсе что этот ледокол входит в структуру береговой охраны а у них всё ПВО это зенитные орудия.

        Ошибаетесь. Этот ледокол входит в структуру ВМФ. У Береговой охраны свои ледоколы такого же проекта.
        Наш флот с упоением продолжает топтаться на граблях заказа кораблей, проектировавшихся совсем для другой структуры с совершенно другими задачами. Прикрывая всё это безобразие фиговым листком несуществующих модулей.
        Цитата: Вадим237
        Но сейчас есть отдельные модули того же Панциря и Тора -

        Модульность "Панциря" заключается в структуре комплекса - командный модуль и несколько боевых модулей. А вот для установки тех же боевых модулей нужны заранее включённые в конструкцию корабля подкрепления, подпалубные помещения и т.д. - причём заточенные именно под этот модуль.
        И кто видел морской "Тор"? Не старый "Кинжал", а новый "Тор"?
        1. Вадим237
          Вадим237 3 ноября 2021 22:39
          0
          Снимаемый модуль Тора на корабле показывали в Военной приёмке и он работал с палубы корабля по воздушной цели.
          1. Alexey RA
            Alexey RA 4 ноября 2021 12:57
            -1
            Цитата: Вадим237
            Снимаемый модуль Тора на корабле показывали в Военной приёмке и он работал с палубы корабля по воздушной цели.

            Вот этот что ли?

            Это - автономный боевой модуль сухопутной ПВО. Для корабля он непригоден и испытывался на "Григоровиче" только для того, чтобы понять - а сможет ли "Тор" в принципе работать на море с палубы.
            Для корабельного модуля не нужна вращающаяся УВП. Не нужны упакованные в один модуль РЛС, ПУ и кабина управления. И вообще не нужен единый автономный боевой модуль: ибо РЛС нужно размещать, исходя из максимального сектора обзора, дальности и ЭМ-совместимости (то есть, засунуть куда-нибудь на мачту или на надстройку), ПУ нужно сделать максимально компактными и разместить в подпалубном пространстве - в тех местах, где старт ЗУР не будет никому мешать и где можно их беспрепятственно перезаряжать, кабину управления лучше отнести куда-нибудь к центру корабля + интегрировать ЗРК в корабельную БИУС. В общем, для корабельного модульного ЗРК вырисовывается обычная многомодульная система: модуль РЛС, модуль управления и несколько боевых модулей с ЗУР.
  11. Glagol1
    Glagol1 Сегодня, 14:42
    0
    Мощный корабль, нужный. Наверное весьма дорогой. Полосатые такие не строят?