Пещеры. Духовные центры первобытных людей

138

Раненый бизон с потолка пещеры Альтамира. Ему 20 тысяч лет. Ни о каких «детских каракулях» первобытного человека тут и речи нет. Изображение фигуры бизона не только контурное, но ещё и объёмное: все выпуклости его массивной туши показаны мастерски! Но вот в чём примитивность изображения, так это в отсутствии общей композиции и согласованности изображений. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов; и каждая фигура в отдельности выполнена превосходно, однако как они расположены? Некоторые нарисованы даже вверх ногами, другие наложены одна на другую

И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.
Первая книга Царств, 24:4

Материальная история нашей Родины. В прошлый раз мы побывали в «жилых пещерах», где обитали неандертальцы эпохи палеолита. Познакомились с находками, сделанными в этих пещерах. Однако значение пещер для людей каменного века этим далеко не исчерпывалось. То есть можно считать доказанным, что в них не только и не столько жили, сколько они являлись своеобразными «центрами духовной культуры» древних людей, «живописными галереями» каменного века. Давайте же побываем в самых известных пещерах такого предназначения на территории нашей страны и в Европе, и посмотрим, до какого уровня в развитии искусства дошли люди той далёкой поры.

Начнём с того, что до середины XIX века про эти пещеры никто ничего не знал, а когда их стали открывать, то… очень многие не поверили, что покрывавшие их стены рисунки были сделаны первобытными людьми. Ну, как вот сегодня находятся люди, которые не верят в то, что первобытные охотники добывали мамонтов, так и тогда находились те, кто считал, что они ещё и так рисовать не умели. Потом, правда, под давлением фактов пришлось согласиться, что руки первобытных охотников могли держать не только топор и копьё, но и инструменты для живописи. Было доказано, что самые ранние изображения относятся к верхнему палеолиту, то есть им 40-20 тысяч лет как минимум. Среди «расписанных пещер» самая известная, пожалуй, пещера Альтамира. Вот с неё-то мы и начнём…



«Бизоны Альтамиры»


Пещера Альтамира находится в Испании (Сантильяна-дель-Мар в 30 км на запад от города Сантадера), ну а обнаружили её в 1879 году. Это естественное образование, а её рисунки – едва ли не самый ценный памятник искусства каменного века. Причём картинки на её стенах имеют давнюю историю и относятся к Мадленской, Солтюрейской, а также Граветтской и ранней Ориньякской культурам, что удалось выяснить благодаря уран-ториевому методу датирования. То есть люди посещали её около 22 000 лет, пока главный вход в не засыпало оползнем.

Пещеры. Духовные центры первобытных людей
Ещё один бизон или Альтамиры…

Значительная часть рисунков выполнена на… потолке, поэтому он получил название «Сикстинской капеллы первобытного искусства». Объявленная объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году, она привлекала и привлекает внимание огромного количества туристов. Так, в 60-70 годы прошлого века её посещало до 1500 человек в день, да и потом их меньше не стало. В итоге в ней завелась плесень, грозившая уничтожить ценные изображения, и с ней пришлось вести самую настоящую войну. Решили туристов туда не пускать, а разместить точные копии рисунков в музее рядом с пещерой, что и было сделано в 2001 году. Кроме того, копии рисунков из Альтамиры можно увидеть в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, а ещё в Немецком музее в Мюнхене, и в Японии.

Что же касается самой пещеры, то её длина 270 метров и в ней несколько коридоров и залов. Главный зал имеет длину 18 метров и от 2 до 6 метров в высоту. На рисунках присутствуют бизоны, лошади, кабаны, и отпечатки человеческих ладоней. Выполнены они углём, а также охрой, гематитом и другими минеральными красками. Очевидно, что сделаны они были не только пальцами, но и при помощи специальных приспособлений, сделанных для этой цели. Рисунки находятся на потолке и стенах главного зала, а также в коридорах и других залах. Интересно, что древние художники не просто рисовали, они ещё умело использовали естественные контуры стен, чтобы создать эффект трехмерного изображения, то есть их мышление было очень похоже на наше. Вполне возможно, что вся эта живопись имела религиозный характер. Очень похожие изображения есть также в пещерах Скандинавии и Северной Италии, то есть людей, которые «видели именно так», в то время было не так уж и мало!

Пещера Гаргас – «пещера человеческих рук»


Эта пещера находится в Верхних Пиренеях во Франции, принадлежит к граветтской культуре, ей 27 тысяч лет, открыта она была в 1906 году и интересна тем, что в ней кроме изображений животных во множестве присутствуют отпечатки человеческих рук. То есть традиция писать на стенах «Здесь был Вася!» идёт ещё из каменного века!


«Ладони» из пещеры Гаргас. Вот что бы это могло означать?

Капова пещера – «пещера верблюда»


Капова пещера на территории Башкирии имеет возраст от 36 до 18 тыс. лет. Использовать её начали с эпохи нижнего палеолита. На стенах её мы видим изображения животных, антропоморфные и геометрические фигуры. То есть зачатки абстрактного мышления у её художников были налицо. И здесь же мы видим древнейшее и, кстати говоря, единственное в Европе изображение такого животного, как верблюд. Обнаружена она была довольно поздно – в 1959 году. Исследованиями Института археологии АН СССР было описано 173 рисунка. Сделаны они краской из охры, которую смешивали с жиром, их возраст около 18 000 лет. Интересны антропоморфные фигуры. Есть изображения хижин, треугольников, лестниц, странные косые линии. Уран-ториевое датирование показало, что наиболее древние рисунки в Каповой пещере выполнены 36 400 лет назад.


Лошадь из Каповой пещеры. Реплика из музея в Брно

Поскольку наши туристы пещеру фактически загадили, для свободного посещения ока закрыта. Но с июля 2012 года в музее на территории заповедника, где находится эта пещера, устроен интерактивный киоск, где можно посмотреть наиболее интересные рисунки пещеры, не заходя в неё.

Медведь из пещеры Монтеспан


А вот в пещере Монтеспан (во Франции) нашли ещё и «израненного» глиняного медведя, но без головы. Зато у ног статуи лежал настоящий череп медведя. То есть к глиняному телу приставляли окровавленную голову только что убитого зверя и… колдовали. Дело в том, что в глине нашли наконечники копий и стрел. Их не стали вытаскивать: «медведь взял». То есть всё было, наверное, так же, как в книге «Листы каменной книги» А.М. Линевского, где люди прыгали вокруг изображения на земле и кололи его копьями, приговаривая: «Попал сейчас, попаду и на охоте!»


Чарльз Р. Найт (1874-1953). «Художник в пещере Фон-де-Гам»

Подводная пещера Коске


Пещера Коске, расположенная недалеко от Марселя, уникальна тем, что вход в неё находится под водой на глубине 37 м, что наглядно показывает нам, сколь велик был подъём уровня Средиземного моря в эпоху палеолита. Названа по имени дайвера Анри Коске, который нашёл её в 1985 году. Однако только лишь в 1991 году он сумел пройти 175-метровым подводным туннелем и выйти в саму пещеру. Зато летом в 1992 г. в этом туннеле погибли три дайвера-любителя, и свободный вход в неё запретили.

Уровень моря тогда был на 110-120 метров ниже, чем современный. Вот и получилось, что там, где люди ходили свободно, теперь может пробраться только аквалангист. Понятно, что море уничтожило очень много рисунков. Но и того, что осталось, хватает для изучения. Здесь можно увидеть 65 отпечатков ладоней и 177 изображений животных, относящихся к разным периодам посещения пещеры древними людьми. Интересно, что кроме бизонов, горных козлов и лошадей, там много изображений обитателей моря: тюленей, пингвинов (!), а также птиц и медуз.

«Ласко – Версаль первобытной живописи»


По своей популярности пещера Ласко во Франции, открытая в 1940 году, соперничает с пещерой Альтамира. Возраст её изображений 15-18 тысяч лет. Изображений в ней очень много, так что «Версалем» её назвали совсем не случайно. Открыта для посещений она была уже в 1948 году, но со временем туристов стало так много (до 1000 человек в день!), что их дыхание стало угрожать сохранности наскальных изображений, так как за день они производили 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водных испарений. Поэтому вход в пещеру закрыли тяжёлой бронзовой дверью, а в 1963 году перестали туда пускать туристов.


Гигантский пещерный олень. Пещера Ласко


Быки. Пещера Ласко


Пещера Ласко внутри


И это тоже она…

В итоге рядом с настоящей пещерой построили её копию Ласко II и в 1983 году открыли её для посещений. Саму пещеру Ласко от грибков и плесени «лечат» и по сей день.

«Черная комната» пещеры Нио


Пещеру Нио нашли во Французских Пиренеях департамента Арьеж. Общая её протяжённость более 14 километров. Наскальные рисунки тщательно выполнены в черном стиле, что было характерно для Мадленской культуры. Считается, что они были сделаны от 17 до 11 тысяч лет назад.


Бизон из «Черной комнаты». Как видите, в боку у него нарисованы стрелы или копья. То есть перед нами или сцена охоты, или опять же колдовство…

Осматривать её можно лишь группами по 25 человек. Таким образом стараются сохранить её микроклимат. Освещение обеспечивается с помощью переносных ламп, которые выдают посетителям при входе. Особенно интересная в этой пещере «Черная комната» с рисунками углём бизонов, коз, оленей и козлов.

Пещера Пеш-Мерль – «когда художники плюются…»


В ней есть рисунки с давностью 25 тыс. лет (граветтская культура); и рисунки мадленской культуры. Им – 16 тыс. лет. Среди них отпечатки ладоней, изображения животных, и даже встречаются изображения людей. Обнаружена она была в 1922 году на склоне холма в коммуне Кабрере, во Французских Пиренеях. Длина её 1,5 км. В ней семь залов, в каждом из которых на стенах можно увидеть яркие и очень живые изображения мамонта, пятнистых лошадей, одноцветных лошадей, быков, северных оленей, а также отпечатки человеческих ладоней и даже изображения людей. В радиусе 10 км от этой пещеры есть 10 других таких же пещер с рисунками верхнего палеолита, но все они для публики закрыты.

Интересно, что некоторые рисунки, как выяснилось, наносили на стену при помощи… плевков красящим составом!


Вот они – ладони из пещеры Пеш-Мерль

Пещера Шове – «пещера человека и собаки»


Эта пещера во Франции была открыта в 1994 году. Возраст её оценивается в 35 тыс. лет. Принадлежит к ориньякской культуре. В 2014 году пополнила список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она больше, чем Ласко, и состоит из зала и галереи длиной 800 метров и высотой до 18 метров. В ней нашли 435 рисунков с изображениями животных. Возраст старейших учёные оценивают в 36 тыс. лет (ориньякская культура), но точная датировка до сих пор вызывает споры. В пещере кроме рисунков нашли много медвежьих костей. И здесь же нашли доказательство совместного проживания человека и собаки – отпечатки её лап и одновременно ноги ребёнка.


Бизон из Шове…

25 апреля 2015 года была открыта точная копия пещеры вблизи города Валлон-Пон-д’Арк. Обошлась она в 55 миллионов евро. Но зато с помощью новейших технологий специалисты сумели с исключительной точностью воспроизвести оригинальные рисунки пещеры Шове.


Лошади из Шове. Рисунки наложены один на другой. Типичная манера живописи эпохи палеолита

Пещера Эль-Кастильо – самые старые рисунки на планете


Рисункам этой пещеры 40 тыс. лет, а первые следы человека в этой пещере датируются 150 тысячами лет до нашей эры. Находится в Испании в Кантабрии. Открыта в 1903 году.

На её стенах почти на протяжении в 275 м расположены наскальные рисунки с изображениями лошадей, бизонов, зубров, мамонта, и других животных, которые окружали первобытного художника. Считается, что часть настенной живописи сделана не кроманьонцами, как думали ранее, а неандертальцами.

И всё это лишь малая часть древних пещер с рисунками. Их изучение дало возможность определить особенности палеолитического искусства и многое узнать о мире первобытного человека – окружавшем его физическом мире и заключённом в нём самом мире духовном!

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

138 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    5 ноября 2021 05:48
    Вот читаешь и сразу виден каков уровень культуры на западе и в России. Вот про пещеру Альтамира
    Так, в 60-70 годы прошлого века её посещало до 1500 человек в день, да и потом их меньше не стало. В итоге в ней завелась плесень, грозившая уничтожить ценные изображения, и с ней пришлось вести самую настоящую войну.
    Это про пещеру Ласко
    Открыта для посещений она была уже в 1948 году, но со временем туристов стало так много (до 1000 человек в день!), что их дыхание стало угрожать сохранности наскальных изображений, так как за день они производили 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водных испарений. Поэтому вход в пещеру закрыли тяжёлой бронзовой дверью, а в 1963 году перестали туда пускать туристов.
    И вот только в России Капову пещеру
    Поскольку наши туристы пещеру фактически загадили, для свободного посещения ока закрыта.
    Просто загадили, одно слово Россия ни какой культуры и уважения к древним артефактам.
    1. +11
      5 ноября 2021 06:38
      Проблема не в культуре, проблема в другом. На западе данные объекты моментально становились, чей-то собственностью или интересом посредством которого «заколачивали бабки». У нас, как бы считалось, что достояние общее, то биш ничьё. Отсюда и «растут ноги». Сам не раз и не два ловил любителей «граффити» на бойцах рек Серга и Бардым. Что с ними делал говорить не буду.
      Интересный факт «вандализма» который дал имя Пешере.
      В Свердловской области есть национальный парк «Оленьи ручьи», где одна из ключевых достопримечательностей «Пещера Дружба». Открыта она была в конце позапрошлого века. В научный оборот включена в 1878 году земским врачем Барановским. Причём свое имя она получила по граффити над входом «Пещера Дружба 1870». Жалко, что я не удосужился в свое время сфотографировать вход с надписью. Которая худо-бедно видна и сегодня. Фотографии в интернете сделаны так чтоб избежать данного факта «вандализма»!

      Да Вячеслав Олегович, спасибо за продолжение!
      1. +11
        5 ноября 2021 06:42
        Рад, что Вам понравилось, Владислав. Ну, и спасибо за фото. Кстати, да в той же Испании и во Франции множество пещер - частные! Хочешь посмотреть - плати!
      2. +11
        5 ноября 2021 07:54
        Жалко, что я не удосужился в свое время сфотографировать вход с надписью. Которая худо-бедно видна и сегодня.
        Хочу заметить, что наскальные изображения фотографировать порой очень сложно. Безуспешно пытался это проделать с барельефом богини Хатхор (древнеегипетский аналог Хозяйки Медной Горы) в Тимне (Израиль). Глаз видит, объектив не берет. request
        Влад hi
      3. +8
        5 ноября 2021 10:44
        "Киса и Ося были здесь..."
        1. +4
          5 ноября 2021 14:35
          День добрый честной компании!
          В отличие от современных «Кис, Ось и Васей» древнему Мумба-большой-нога приходилось граффити выбивать кремнёвым резцом, причём стуча по нему другим булыжником. Потом заполнять выемку охрой или даже кровью жертвенного оленя. Последнего надо было ещё поймать. А из окружим лук с каменными стрелами, копье и топор с аналогичным девайсом или ещё хуже сучковатая дубина! Так что проявить талант мог только удачливый добытчик у которого было свободное время для творчества помноженное на желание!!!
          К слову если верить ряду ученых в у первобытных людей бытовал матриархат. Так что для живописи как минимум «пещерному художнику» необходимо было иметь покладистую жену!!!
          Ну где-то так!
          1. +2
            5 ноября 2021 14:46
            А разве женщины не могли рисовать в свободные от домашних дел минуты?
            Или все рисунки 100% признаны мужскими?
            1. +1
              5 ноября 2021 14:53
              Конечно могли..и даже скорее всего так и было в большинстве случаев.Но пещерный маскилизм и в 2021 неистребим)
              1. +2
                5 ноября 2021 15:33
                Цитата: Liam
                Конечно могли..и даже скорее всего так и было в большинстве случаев.Но пещерный маскилизм и в 2021 неистребим)

                В умении сморозить глупость Вам не занимать!
                1. 0
                  5 ноября 2021 16:03
                  Не обижайтесь так...лучше книжки какие по теме почитайте.Тогда возможно меньше многобукффенных глупостей напишете.Хотя в последнем я не уверен)
                2. +5
                  5 ноября 2021 16:10

                  В умении сморозить глупость Вам не занимать!

                  Ну что тут поделаешь... request

              2. +1
                5 ноября 2021 17:45
                Возможно Вы подразумевали Мускулизм?
                1. +2
                  5 ноября 2021 18:37
                  Цитата: hohol95
                  Возможно Вы подразумевали Мускулизм?

                  Уважаемый Алексей - это не мои слова, Лиама.
                  Если честно - гендерный подход мне лично не интересен. Вопрос в другом, для чего рисовали изображения?
                  Для красоты и тонкой духовной организации? В условиях далеких до идеальных, когда за каждый кусок «хлеба» насущного приходилось конкурировать со дикой природой. Даже в благодатных местах (где проживает Леам) можно добыть кусок мяса, а может и сам будешь чей-то добычей. Так что учитывая затраты на подобное «искусство» оно имело сакральный смысл для первобытного человека. Что именно, мы можем только догадываться.
                  Был ли это ритуал после удачной охоты, или камлание перед ней, заказ жены мужу на завтрак, либо так проходил процесс поведения в жрецы... мы не знаем.
                  Щурятся по мужчин (охотников) я прав в априори, что охота в основном удел мужчин. Женщины в основном занимались собирательством, в связи с чем имели другие интересы. Все не более и не менее. Вспомним культуры триполья, где возможно был развит матриархат. Фигурки богини матери, лейтмотивом этот символ проходит у первых номандов, а у охотников - это скорее исключение. Женский дуализм - это предмет более развитых и культурно продвинутых народов. Которые кроме выживания уже ставят ставку на развитие, размножение.
                  Ну где-то так.
                  1. +2
                    5 ноября 2021 18:57
                    Читая в далёком детстве книги о североамериканских индейцах или первобытных людях сталкивался с тем, что в тексте описывали разделку тушь убитых животных именно женщинами и детьми! Мужчины только вырезали языки и самые нежные куски мяса!
                    Остальное - снятие шкуры, срезание оставшегося мяса, жира и забор нужной кости оставался на женщинах и детях!
                    А уж разделка кита северным племенем вообще требовала присутствия всех членов поселения или племени!
                    Так же и рисунки - семья это маленькое племя. И рисовать могли все сообща!
                    Одни держали факели или плошки с горящим жиром, другие рисовали "места вечной охоты" или "рай для душь" убитых зверей дабы удача охотников не оскудела!
                    В произведении "Волкодав" главный герой произноситт ритуальные слова для того, чтобы душа убитого им коня вернулась в мир в образе новорождённого жеребёнка!
                    Возможно и древние охотники через рисунки, ритуальные танцы желали не только удачи в охоте, но и возрождени душь убитых животных в новорожденных дитёнышах вероятной добычи...
                    1. 0
                      5 ноября 2021 20:08
                      Все может быть!
                      Только семья как самостоятельный институт появляется достаточно поздно. На первом месте в первобытном обществе был род. Так что участие всего рода или его большей части в творениях древности однозначно. Форумчане даже предположили возможность артельного копирования подобных тотемов.
                      1. +1
                        5 ноября 2021 20:20
                        Для жизни рода в пещере она должна быть довольно крупной!
                      2. +1
                        6 ноября 2021 06:42
                        Цитата: hohol95
                        Для жизни рода в пещере она должна быть довольно крупной!

                        По оценке археологов численность рода (племени) колебалась от 25 до 100 человек. Также большенство из них считает, что в пещерах не жили. Это места временных охотничьих стоянок, поклонения духов и кладовки. Такой личный Тартар, холодильник и бунгало. Уж слишком сложно их отапливать. Обжитыми оказались места карстовых провалов (медиальные холодильники).
                        В предыдущей статье Вячеслава меня по этому вопросу (в зубках таскал настоящий археолог практик). Почитайте его комментарии - не пожалеете!
                        С уважением, Влад!
                  2. +2
                    5 ноября 2021 20:30
                    Цитата: Коте пане Коханка
                    Для красоты и тонкой духовной организации? В условиях далеких до идеальных, когда за каждый кусок «хлеба» насущного приходилось конкурировать со дикой природой.

                    Кстати спорный момент. Охота не самая затратная сфера деятельности. Завалил одну корову, неделю её всем племенем кушают. По сути два-три рабочих часа в неделю, кайф!

                    Переход к земледелию резко увеличил трудозатраты на поддержание штанов на талии. Зато зерно, в отличии от мяса, можно хранить месяцами и годами даже.
            2. +4
              5 ноября 2021 15:29
              Цитата: hohol95
              А разве женщины не могли рисовать в свободные от домашних дел минуты?
              Или все рисунки 100% признаны мужскими?

              Да были в те времена, ба бабы, а бабищи! И коня на скаку остановит, и в котёл его отправит. И в горящую пещеру войдёт, чтоб пястного мужика из неё выволочить. И если надо на стене быка нарисует, может сковородкой мужу череп проломить (учитывая первобытнее сковородки) - плоский камень в очаге. laughing
              Теперь без шуток. Почему и нет. Хотя Андрей Вы забываете самое главное в наскальной (пещерный) живописи это обрядовый ритуальный характер. Думаю качественно рисовали для совершения полонения духу или призыва удачи, либо проведения просвещения. Возможно даже артельный подход к подобному процессу. Так как в глубине пещеры необходим свет, как минимум лесенка, достаточно трудозатратная работа. Иногда непосильная одному человеку в априори.
              Так что все может быть. Но обрядовые рисунки для охоты с элементами повреждений от первобытных орудий охоты более вероятно, что мужская работа. Остально спорно и истину увы мы не знаем.
              1. +3
                5 ноября 2021 18:13
                Есть женщины в русских селеньях - их "бабами" нежно зовут - слона на бегу остановят И ХОБОТ ЕМУ ОТОРВУТ!!!
                Кто "вытянул" тыл во время Великой Отечественной...?
                Ваш Алексей!
                1. +1
                  5 ноября 2021 18:39
                  Цитата: hohol95
                  Ваш Алексей!


                  Блин каюсь третий раз на одни и теже грабли! recourse
                  1. +2
                    5 ноября 2021 19:02
                    Бывает. Как говаривает мой БАТЯ - хоть горшком назови - только в печь не ставь!
                    При нашей "хохляцкой" фамилии его в МПМ-1 "кликали" - "Татарином"!
                    Наверно за вечную смуглость...
                    А меня уже по фамилии - "хохлом"!
                    1. +1
                      5 ноября 2021 19:11
                      "Я татарин на лицо,
                      Но с фамилией хохлятской,
                      Как же я тоске кабацкой,
                      Угодил под колесо?" (С)
                      1. +1
                        5 ноября 2021 19:21
                        Не канает... Лица славянские!!!
                        Только цвет волос - чернявый!
                      2. +4
                        5 ноября 2021 19:33
                        Знавал многих татар, в том числе и киргизских, морды, в основном, средне-вятские, "здесь чудь начудила и меря намеряла"?
                        Мое неизбывное убеждение: русский, это не национальность, это состояние души.
                      3. +1
                        5 ноября 2021 19:43
                        Ни татарином, ни чудью меня никто не кликал!
                        Если у вас есть акаунт в ОК заходите на страничку - Пархоменко А. В.
                        А родители мои рождены в Азербайджанской ССР!!!
                      4. +3
                        5 ноября 2021 19:30
                        У сварных и резчиков "вечная смуглость" из-за особенностей работы.
                        А у некоторых и наследственная способность не обгорать на солце и быть "бронзовым" круглый год.
                      5. +2
                        5 ноября 2021 19:37
                        Профессия человека не отражается в геноме
                      6. +2
                        5 ноября 2021 19:40
                        Но кожа может "приобрести" профессиональные признаки!
    2. +4
      5 ноября 2021 07:21
      Цитата: Fitter65
      Вот читаешь и сразу виден каков уровень культуры на западе и в России. Просто загадили, одно слово Россия ни какой культуры и уважения к древним артефактам.
      Да ладно. России до "просвещённой" Европы и Америки в культурном плане ещё деградировать и деградировать. Этот хвалёный вами Запад уничтожил десятки народов и не одну цивилизацию с их культурой. Одни инки и ацтеки чего стоят, чьи золотые и серебряные артефакты тупо были переплавлены в слитки и вывезены в Европу. Разрушенные и разграбленные музеи Ирака и Сирии, включая Пальмиру , большая часть экспонатов которых была вывезена и осела в частных коллекциях, тоже находятся на совести Запада. Полагаю, скифское золото Крыма тоже было "заказано" заинтересованными лицами США и Европы, а посему если оно будет передано украине, то скорее всего будет растащено по частникам и в итоге будет утрачено для потомков.
      1. +10
        5 ноября 2021 08:31
        была вывезена и осела в частных коллекциях,
        Основу экспозиции того же Метрополитен-музея составляют пожертвования из частных коллекций. В нашем же случае, большинство из того, что попадает в загребущие ручонки музейной бюрократии навсегда пропадает в запасниках.
        1. +2
          5 ноября 2021 08:49
          Цитата: 3x3zsave
          Основу экспозиции того же Метрополитен-музея составляют пожертвования из частных коллекций.

          Ну-у так и в России были как жертвователи, так и меценаты - Третьяков, Морозов, Мамонтов, Бахрушин и т.д.
          Цитата: 3x3zsave
          В нашем же случае, большинство из того, что попадает в загребущие ручонки музейной бюрократии навсегда пропадает в запасниках.

          На чём сие утверждение строится? На том, что есть запасники? Так они имеются в любом музее любой страны, в силу того, что имеющиеся площади не позволяют выставлять всю экспозицию сразу. Другое дело заключается в том, как налажен учёт и контроль за сохранностью экспонатов в этих запасниках, что бы они не перекочёвывали в частные коллекции и не подменялись копиями.
          1. +7
            5 ноября 2021 09:07
            Сие утверждение строится на опыте общения с музейными бюрократами, моем, Шпаковского, Н. Михайлова.
            1. +2
              5 ноября 2021 14:01
              Цитата: 3x3zsave
              Сие утверждение строится на опыте общения с музейными бюрократами, моем, Шпаковского, Н. Михайлова.

              Приветствую, Антон! hi Вексельберг Фаберже скупал по всему миру, что мог, вернул в Питер. Есть ещё примеры. Просто сейчас все ещё продолжается период «первичного накопления капитала», поэтому хавается все, до чего рука достанет
          2. +6
            5 ноября 2021 09:19
            Цитата: Ныробский
            На чём сие утверждение строится? На том, что есть запасники? Так они имеются в любом музее любой страны, в силу того, что имеющиеся площади не позволяют выставлять всю экспозицию сразу. Другое дело заключается в том, как налажен учёт и контроль за сохранностью экспонатов в этих запасниках, что бы они не перекочёвывали в частные коллекции и не подменялись копиями.

            hi Дмитрий. Коллекция Федора Плюшкина, которую он собирал около 40 лет, была куплена государством у его потомков при Николае II. В настоящее время удалось отследить примерно одну десятую ее часть...
            В общем-то ценность коллекционного экспоната способен определить только сам коллекционер, а музейные профессионалы - это уже совсем другой подход...
            1. +3
              5 ноября 2021 10:26
              Цитата: Толстый
              Коллекция Федора Плюшкина, которую он собирал около 40 лет, была куплена государством у его потомков при Николае II. В настоящее время удалось отследить примерно одну десятую ее часть...
              Что не удивительно, поскольку во время крушения Российской Империи и последовавшей революции, великое множество бесценных экспонатов переместилось на Запад вместе с иммигрантами, в числе которых были те же смотрители музеев. Один из ритонов в виде головы быка выставленный в Лувре был вывезен в 1919 году из музея гор.Чердынь при отступлении Колчака.
              Цитата: Толстый
              В общем-то ценность коллекционного экспоната способен определить только сам коллекционер, а музейные профессионалы - это уже совсем другой подход.

              Отчасти согласен. hi
              1. +7
                5 ноября 2021 12:08
                Однако, бывает и так, что любовно собранные предметы определяются специалистами как заурядный бытовой хлам, а то что через пару десятков лет хлам станет ценным раритетом - не важно. yes
              2. +4
                5 ноября 2021 14:54
                Цитата: Ныробский
                Что не удивительно, поскольку во время крушения Российской Империи и последовавшей революции, великое множество бесценных экспонатов переместилось на Запад вместе с иммигрантами, в числе которых были те же смотрители музеев.


                Существенная доля вывезенных музейных экспонатов покинула без участия даже иммигрантов. Так чехословацкий корпус, целенаправленно грабил, все и вся по дороге на восток. Не гнушались даже церковной утварью.
        2. BAI
          +6
          5 ноября 2021 11:54
          Основу экспозиции того же Метрополитен-музея составляют пожертвования из частных коллекций.

          Особенно Египетский зал, экспонаты которого были в наглую вывезены из Египта.
          1. +2
            5 ноября 2021 21:44
            Цитата: BAI
            Особенно Египетский зал, экспонаты которого были в наглую вывезены из Египта.

            Твой жребий -бремя белых...
    3. +8
      5 ноября 2021 10:54
      Цитата: Fitter65
      Просто загадили, одно слово Россия ни какой культуры и уважения к древним артефактам.

      А какое название может быть у вот такого?
      Это петроглифы близ перевала Чет Кумбель Ташкентская область Бастанлыкский р-н. Неолит, предположительно 10 - 6 вв до н.э..

      А это под ними подписался какой-то современный питекантроп:

      Это какой-то Юра решил решил, увидев изображения козла, видимо, опознал в нем себя и решил оставить автограф. Чуть ниже, какая-то самка павиана, вдохновившись творчеством древних, нарисовала сердечко:

  2. +4
    5 ноября 2021 06:56
    что в них не только и не столько жили

    Жизнь в пещерах человека и животных в определенный период была вынужденной мерой, а затем вошла в привычку.
    Дело в том, что где-то 42 тыс. лет назад магнитные полюса планеты поменялись местами. Этот процесс не был мгновенным и людям и животным приходилось днем прятаться в пещерах, так как Земля лишалась магнитной защиты.
    В статье авторы предполагают, что событие Адамса может объяснить множество других эволюционных загадок, таких как вымирание неандертальцев и внезапное широкое появление фигуративной живописи в пещерах по всему миру

    https://www.popmech.ru/science/674483-42-000-let-nazad-magnitnye-polyusa-zemli-perevernulis-uchenye-pokazali-kakie-kataklizmy-eto-vyzvalo/
  3. +5
    5 ноября 2021 08:08
    Спасибо за статью. Как всегда интересно читать. Не знал что так много пещер с рисунками. Думал что это очень редкое явление.
  4. +1
    5 ноября 2021 08:09
    Некоторые нарисованы даже вверх ногами

    это как посмотреть. recourse

    Лошади из Шове. Рисунки наложены один на другой

    прям импрессионизм.

    Вот они – ладони из пещеры Пеш-Мерль

    Ишь ты: 25 тыс лет прошло, а привычки у людей все те же...
    1. +1
      5 ноября 2021 14:44
      Здесь был Вася. На месте французов я бы задумался.
  5. +6
    5 ноября 2021 09:18
    За статью - спасибо!
    Мне фигура медведя и рисунки животных с копьями/стрелами скорее вызывают ассоциации с "тренажером" для охотников и плакаты "куда бить зверя". Типа
    1. +2
      5 ноября 2021 20:35
      Цитата: dzvero
      вызывают ассоциации с "тренажером" для охотников и плакаты "куда бить зверя"

      Кстати да! Вполне возможно что это не мистика, и не пляски с песнями, а вполне практичные учебные плакаты и пособия "юного охотника". good
  6. +5
    5 ноября 2021 09:20
    Наскальной "живопИсью" люди занимаются и по сей день. "Здесь был Вася", "Привет из Кривопупкина" и т.п. Такое чувство, что у людей несколько десятков тысяч лет назад культура (во всех смыслах) была поразвитее, чем у некоторых сейчас. Может, всё-таки влияние пришельцев? winked
  7. +5
    5 ноября 2021 09:29
    В то время когда когда расцветало современное пещерное искусство...Охотники за мамонтами, в южноуральских степях, пытались приручить лошадей и создавали основу всех индоевропейских языков...а эти охрой любовались...молча глотая слюни и глядя на свои картины с голодным желудком. hi
    1. +10
      5 ноября 2021 09:47
      Охотники за мамонтами, в южноуральских степях, пытались приручить лошадей и создавали основу всех индоевропейских языков...
      Вот ведь хитрые башкиры! laughing
      1. +7
        5 ноября 2021 10:13
        Вот ведь хитрые башкиры

        Только башкир, в переводе с тюркских языков, в переводе, черноголовых, там не было. Это сейчас они там живут, а умные аборигены уехали в более комфортные места отдыхать от работы. Были они светловолосые и светлоглазые, миссионеры, хи-хи, на своих лошадках, вернее на колесницах поехали...кто в Европу, кто в Азию, а кто-то и в Индию, распространять индоевропейский язык и просвещать местных бандерлогов, говоря - делом надо заниматся, а не финтифлюшки рисовать и обращали их в рабство lol
        А если серьезно, то читайте про курганную теорию, про ямную культуру, смотрите документальный фильм "Equus: История лошади", режиссера-антрополога Найоби Томпсона и казахстанского продюсера, исследователя Нурбол Баймухан. Правда государственные СМИ Казахстана назвали казахов первыми людьми с лошадями, но не обращайте внимание, в те времена там казахами и не пахло bully
  8. +8
    5 ноября 2021 09:49
    А вот то, что рисунки некоторые изображены вверх ногами, могло быть изображением, что бизон убит. По крайней мере, такую версию слышал о белухах, изображённых на петроглифах в Карелии.

    И ещё: ладони к стеклу, наверное, каждый ребёнок прикладывал, который ехал в электричке с промороженным окном.

    Со школьниками из Якутии немного общался на одном мероприятии. Они тоже рисунки в виде своих ладоней изобразили.
    1. +5
      5 ноября 2021 10:31
      И ещё: ладони к стеклу, наверное, каждый ребёнок прикладывал, который ехал в электричке с промороженным окном.
      Главное, чтобы не языком к железу на морозе.
      1. +3
        5 ноября 2021 10:57
        Чувство самосохранения все же обычно побеждает желание экспериментировать.
      2. +7
        5 ноября 2021 10:58
        Пртложилась языком к дверной металлической ручке на Чукотке, воспоминание настолько живо, будто сделала это прямо сейчас. И до сих пор не могу понять, зачем я это сделала. Инстинкт познания -- пища или где? Это когда человек был ещё не выползшим на сушу каким-нибудь мерзким морским животным, состоявшим сплошь из органов пищеварения, а конкретно -- бывший тогда кишкой с ротовым отверстием wassat )))
        1. +7
          5 ноября 2021 11:18
          Иногда говорю, что все мы - потомки победителей. Те, кто ел, например, ядовитые растения наследников не оставляли.
          1. +6
            5 ноября 2021 11:48
            А есть такая теория.
            Мы потомки выживших, осторожных. Которые смотрели на всё с опаской и ждали, когда какой-нибудь пассионарий-"зацепер" не ухватит неизвестное растение и не съест его. Выжил? Прекрасно! Значит можно это есть. Потому пассионариев мало, они потомки тех невыживших, которые успели оставить потомство и только при наличии потомства пробовали на вкус всё подряд. А основная масса нынешнего населения -- потомки тех, которые стояли смотрели: выживет или не выживет wassat )))
            1. +4
              5 ноября 2021 12:24
              «А рядом случаи летают, словно пули,
              Шальные, запоздалые, слепые, на излете.
              Одни под них подставиться рискнули,
              И сразу, кто в могиле, кто в почете» (с).
              1. +5
                5 ноября 2021 13:16
                "И трезво, а не сгоряча
                Мы рубим прошлое сплеча,
                Но бьём расслабленной рукой,
                Холодной, дряблой — никакой.Приятно сбросить гору с плеч,
                И всё на божий суд извлечь,
                И руку выпростать дрожа,
                И показать: в ней нет ножа,
                Не опасаясь, что картечь
                И безоружных будет сечь.
                Но нас, железных, точит ржа
                И психология ужа."(с)
  9. +10
    5 ноября 2021 09:50
    Было доказано, что самые ранние изображения относятся к верхнему палеолиту, то есть им 40-20 тысяч лет как минимум.

    "Претенденты" на звание "самого древнего рисунка человека" постоянно меняются. На сегодняшний день самым древним из известных науке рисунков, выполненных человеческой рукой является фрагмент геометрического узора на куске кварцита, найденный в пещере Бломбос в ЮАР. После семи лет исследований его возраст определен в 73 000 лет.
  10. +7
    5 ноября 2021 10:11
    Если точнее, то пещера Альтамира расположена в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар (это север Испании), а ближайшие крупные города вблизи неё -- этоТоррелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
    Приводятся даже географические координаты, а именно: 43.377499, -4.122480. Ну, действительно, а как ещё указать положение места на горе?
    Что особенно поражает в пещере -- это её "вестибюль" -- 100 квадратных метров потолка, покрытых сплошной живописью высочайшего художественного уровня. И если вы думаете, что это какие-то мелкие рисуночки, то ошибаетесь! Размер изображений животных от 1,8 метра до 2 метров. Это монументальная живопись! )))
    Читая про пещеры, вспомнилось, как расписывала когда-то стенку в вестибюле собственного дома, а потом стену в одной из комнат. Было...
    1. +9
      5 ноября 2021 10:19
      Это монументальная живопись! )))
      "На стенах не писать!!!" (Сикейрос)
      1. +8
        5 ноября 2021 10:52
        Доброе утро, Антон! love )))
        Доброго утра и дня всем собеседникам! )))
        Правда, для меня утро оказалось не совсем добрым. В 12 ночи соседка снизу протравила меня особо пахнущим освежителем воздуха, пришлось устраивать часовое проветривание. В половине второго ночи домой явилась соседка сверху, начала ронять на пол тяжелые предметы и избивать щенка алабая. В общем, заснула в 4, проснулась в восемь -- веселая жизнь в хрущевке! )))
        А что касается Сикейроса, мастера монументальной настенной живописи, то вот прямо так и сказал? Видимо, пытался хоть как-то избавиться от конкурентов.
        Типа, не ходите, дети, в Африку гулять, если вы не ЧВК wassat )))
        1. +7
          5 ноября 2021 10:57
          Доброе утро, Людмила Яковлевна!
          Это фраза из моего цитатника, ее происхождение за давностью лет забылось.
          избивать щенка алабая.
          Какая дрянь!!!
          1. +6
            5 ноября 2021 11:17
            Вот представьте, Антон!
            Истеричная женщина, бытовая хамка, занявшая квартиру вместо умерших стариков. Видимо, опасается претензий со стороны других родственников и, чтобы как-то защитить себя, а там родственники драчливые, взяла на воспитание щенка здоровенной собаки. В общем, борьба за наследство. Щенок запираем регулярно один, воет, лает, превращая жизнь соседей в ад. Я было ткнулась к ней со списком законов и была послана далеко и надолго. Когда-то я удачно гоняла хамов-соседей, и они боялись, потому что их было за что ухватить -- предприниматели! Бедноту ухватывать не за что, беднота сама тебя ухватит и огреет своей цепью, которую охотно потеряет, избивая ею тебя wassat )))
            И как-то вдруг появилось много огромных собак в округе, их выгуливают под моим западным окном. Так было в кризис 2008 года, а потом собаки куда-то делись. И вот, опять. Обращение с собаками жестокое. Это только на видео собак спасают, ласкают, дают им облизать лицо. В нашей небогатой жизни все не так, к сожалению.
            К примеру, я мечтаю завести кота, но никогда этого не сделаю. Котю нужно кормить хорошо, прививки, когтеточка, игрушки, прочее. Понимая, что не потяну, не хочу становиться источником неблагополучной жизни милого маленького зверька.
            1. +8
              5 ноября 2021 11:42
              Бедноту ухватывать не за что
              Заведите солнечную аратингу. Птиц в 30 сантиметров и весом в 100 граммов выдает на-гора 120 децибел! Это громче бензопилы!. Соседи сбегут независимо от их финансов yes .
            2. +7
              5 ноября 2021 13:41
              Цитата: депрессант
              превращая жизнь соседей в ад.

              Тогда купите две дешевые микроволновки, найдите электрика их чуть перемонтировать, чтобы работали с открытой дверцей и... поставьте их под самый потолок квартиры соседки, особенно там, где ее кровать. Потом включите и...идите гулять куда подальше. Несколько раз так сделаете - уймется насовсем. И - главное, никаких следов!
              1. +3
                5 ноября 2021 13:51
                Тогда купите две дешевые микроволновки....

                Вячеслав Олегович, голубчик, и Вы туда же!
                Знаете, что я слышу во всех данных мне многочисленных советах? " Купите... купите... купите..."
                Не заставляйте меня вспоминать о моих материальных возможностях. Но, полагаю, ваш совет -- он ведь не только мне, не так ли? Отдаю должное, с микроволновками -- это мощно good drinks wassat )))
                Но поймет ли человек?
                1. +2
                  5 ноября 2021 15:47
                  Цитата: депрессант
                  Но поймет ли человек?

                  Это Вы о ком? О верхних? Тот или та, кто бьет собаку, тем более щенка - уже не люди.
                  1. +2
                    5 ноября 2021 16:33
                    та, кто бьет собаку, тем более щенка - уже не люди.

                    Полностью согласна. Но уподобляться не стала бы в любом случае. Есть законы. Правда, чтобы их применить в наше ковидное время да ещё с учетом моего хилого здоровья, требуется особый взрыв гнева, которого у меня уже нет. Израсходовался! crying
                2. +2
                  5 ноября 2021 17:50
                  Предлагаю наименее затратный вариант: жестяной тазик и молоток.
              2. +4
                5 ноября 2021 17:39
                Цитата: kalibr
                Потом включите и...идите гулять куда подальше
                Однажды в дурку поступил сигнал, что один мужик спятил. Санитары захватили ментов, приехали по адресу, их впускает мужик завернутый в фольгу. На вопрос зачем говорит, что сосед сверху его облучает. Ну, все ясно, можно уводить. Но от ментов взяли молодого сотрудника. Он потребовал проверить слова пациента. Пошли наверх, а там на полу дверцами вниз стоят включенные микроволновки. Сосед сверху заявил, что сосед снизу облучал его зомбирующими лучами, а он только наносит ответный удар. Увезли обоих.
        2. +10
          5 ноября 2021 11:05
          В общем, заснула в 4, проснулась в восемь -- веселая жизнь в хрущевке! )))

          Купите хороший музыкальный центр с мощной аккустикой и в ответ на злобные происки соседей включите им часа в три ночи фугу ре-минор, лучше в имполнии органа Домского собора.
          Или начните учиться играть на гитаре по ночам.
          1. +7
            5 ноября 2021 11:35
            Купите хороший музыкальный центр с мощной аккустикой и в ответ на злобные происки соседей...

            Вы это серьёзно? )))
            Музыкальный центр есть, сохранился с прошлых лучших времен, не включала уже лет 10... Есть и чудная акустическая гитара питерской фабрики -- красивее звука не слыхала! Давно не играю.
            Так что, инструменты для ответного удара имеются. Но, во-первых, становиться на уровень бытовых хамов противно моей природе. Во-вторых, есть ещё и другие соседи, которые передо мной ни в чем не виноваты. В-третьих. Вы не представляете гигантскую способность бытовых хамов мстить страшной мстёй за ущемление своих прав, наличие которых у других людей они с легкостью исключают.
            И вот я думаю, не по такой ли причине поумневшее и утончившееся чувствами человечество выбралось из пещер и расселилось семьями по отдельным жилищам, когда общие танцы с песнями вокруг костра -- лишь по расписанию, в строго отведенное время? wassat )))
            1. BAI
              +3
              5 ноября 2021 12:01
              Музыкальный центр есть, сохранился с прошлых лучших времен, не включала уже лет 10... Есть и чудная акустическая гитара питерской фабрики -- красивее звука не слыхала! Давно не играю.

              Купите барабан, и будет как у А. Свиридовой:

              Встаю как солнце рано
              И не грущу ни чуть
              Стучу по барабану
              Чтоб веселей был путь

              Преграды постоянно встречаю на пути
              Но мне по барабану все неприятности
              По барабану бам по барабану бум
              По барабану всё по барабану

              И всё идет по плану когда я словно гром
              Стучу по барабану и всё мне ни по чём
              Я унывать не стану и буду вновь идти
              Ведь мне по барабану все неприятности
              1. +5
                5 ноября 2021 12:45
                Вот же... wassat )))
                Я тут, понимаете ли, со всей искренностью, на какую способна, в гневе и печали, с перекошенной бледной физиономией толкнула исполненные праведной морали речи, а шутники мне в ответ -- то музыкальный центр, то электрогитару, а то и вообще африканский там-там советуют. А насчет барабана... Применение в качестве символа равнодушия, конечно, приемлемо. Но не получится ли так, что когда потребуется проявить неравнодушие, защитная оболочка не расколется? Звук барабана, знаете ли, обладает максимальными цементирующими свойствами.
                1. BAI
                  +1
                  5 ноября 2021 19:23
                  Не расстраивайтесь. Консультация у адвоката не дорого стоит, но он действительно даст серьезные, грамотные рекомендации. На любого трамвайного хама можно найти управу в действующем правовом поле. Проверено. Нужно немного настойчивости: кто кого.
                  1. +1
                    5 ноября 2021 20:39
                    Давайте оставим эту тему, разберусь с соседями )))
                    Охота поговорить про палеолитян. Если завтра у кого будет интерес к теме, выложу кое-какие соображения про социальные маркеры. А сегодня сил уже не осталось -- магнитная буря придавила.
                    Ну, смейтесь, смейтесь надо мной, но я зависима wassat )))
              2. +5
                5 ноября 2021 12:51
                Барабан инструмент серьёзный и громкий.Но!Ударная установка будет явно покруче! laughing
                1. +4
                  5 ноября 2021 13:21
                  Серёжа, рокеров уважаю, но только в приспособленном для этого помещении)))
                  Но по мне лучший рокер -- тот, кому достаточна простая акустическая гитара.
                  Похоже, люди из пещер повылазили тогда, когда помимо живописных талантов у них активно начали проявляться музыкальные. Стенок в пещере не было, чтоб постучать, выражая активный протест wassat )))
                  1. +3
                    5 ноября 2021 13:48
                    Ох,рокеры,рокеры.1994 год,"Юра!Пойдём лучше выпьем!" belay
                    1. +2
                      5 ноября 2021 14:03
                      Ох, ты ж!...
                      Надежды рокера питают,
                      Он прислоняется к скале,
                      Чей рыжий мох неувядаем:
                      Известность есть, дай деньги мне.
            2. +8
              5 ноября 2021 12:46
              Утро доброе!
              Да,друг мой,эк Вас угораздило...с соседушками.По описанию буквально 101 километр получается,куда во времена не столь отдалённые антисоциальный элемент выселяли. laughing Ужас.Ну,а что касаемо понятия верх и низ,то-извольте! wink
              1. +3
                5 ноября 2021 13:03
                Серёжа, дорогой, это не 101-й километр. Это просто люди, которые к 90-м оказались разной степени молодости и потрепанности, но выжили. И выживание стало их единственным достижением. Потому что условий достигать иное по их способностям не было. И теперь они бьются за то малое наследство, что досталось им от Союза, -- эти жалкие квартирки, эти пещерки. И ничего иного им не светит, кроме борьбы друг с другом за убогие квадратные метры -- не им и не их детям.
                И я одна из этих людей wassat )))
                Отличаюсь от них только тем, что не попала в кредитное рабство -- они все под кредитом ходят!
                Полагаю, такая разновидность рабства была ещё в палеолите )))
                А что касается картины Малевича... Много доводилось читать в 10-е, что запасники как Эрмитажа, так и третьяковки были ограблены путем подмены подлинников копиями. Но дела эти как-то быстро замялись. Видено, подлинники попали в те руки, в какие надо.
                Пещеры хороши тем, что рисунок вынести невозможно.
                1. +4
                  5 ноября 2021 13:16
                  Ну так и у меня дом далеко не "элитный",однако соседи вполне себе вменяемые люди.Когда переехали/1972 год/ контингент был конечно покруче,в хорошем смысле, всё-таки людей переселяли из центра Москвы.Хотя это тоже не показатель,но Вы можете представить себе уровень воспитания и привычек тогдашних соседей.Сейчас конечно очень многое изменилось и нынешних уже даже не знаю по именам,но...грех жаловаться.
                  1. +2
                    5 ноября 2021 13:44
                    В общем, комментарий мой не прошёл.
                    Скажу кратко.Вам повезло, мне нет )))
                    1. +3
                      5 ноября 2021 13:53
                      Вероятно-да.Хотя линия становится всё тоньше и тоньше.Но как иногда приятно встретить у подъезда немногих "старых" жильцов!И просто поболтать.С другой стороны кто мешает встречаться чаще?Вероятно темп жизни?Хотя и это весьма условно.
                      1. +3
                        5 ноября 2021 15:05
                        Да нет, мы просто стали не нужны друг другу, это отдельный разговор. Но сегодня мне хотелось бы сосредоточиться на пещерах )))
                      2. +4
                        5 ноября 2021 16:01
                        А если серьезно, без микроволновок, то НАЙДИТЕ ВОЛОНТЕРОВ, которые защищают животных от жестокого обращения. А оно налицо! Вот пусть они, а не Вы, и портят ей жизнь, приходят с полицией и изымают собаку.
            3. Комментарий был удален.
  11. +6
    5 ноября 2021 11:24
    Всегда интересовало, а какую подсветку использовали древние люди для рисования? Нарисовать цветное изображение с тенями при мерцающем огоньке... это большое искусство.
    1. +3
      5 ноября 2021 11:47
      Всегда интересовало, а какую подсветку использовали древние люди для рисования? Нарисовать цветное изображение с тенями при мерцающем огоньке... это большое искусство.

      Вопрос конечно интересный, но я мало верю существования в палеолите таких картинок, позже появилось гораздо менее правдоподобное искусство и первыми, по-крайней мере, сохранившимися , являются фигурки женщин, определенной сексуальной направленности. Как-то побывал в Историческом музее на выставке искусства медного века или ранней бронзы, было давно, еще в прошлом веке. То теми фигуркам женщин и мужчин мог бы восхищаться порнорежиссер, вдохновленный достижениями современных пластических хирургов.
    2. +1
      6 ноября 2021 16:06
      Судя по копоти - а она там местами сохранилась, - плошки с жиром.
      Краски, кстати, тоже на жировой основе, там смесь жира и охры в основном.
  12. BAI
    +4
    5 ноября 2021 11:50
    «Ладони» из пещеры Гаргас. Вот что бы это могло означать?

    А то, что в те времена были люди с 4 пальцами и характерным строением ладоней.
    1. 0
      5 ноября 2021 19:48
      Цитата: BAI
      «Ладони» из пещеры Гаргас. Вот что бы это могло означать?

      А то, что в те времена были люди с 4 пальцами и характерным строением ладоней.

      А так же то, что в создании этой "композиции" принимало участие 4 человека, из которых здоровая рука была только у одного, а остальные, в ходе борьбы за место под солнцем получили увечья и утратили часть фаланг на кистях рук.
      Второй "живописец", утративший часть мизинца и безымянного пальца, был у них самый шустрый и запечетлил свою руку трижды.
      Третий имел один полноценный палец(большой) и по одной фаланге на остальных пальцах кисти,
      Четвёртому, судя по четырёхпалому отпечатку, досталось по жизни "на орехи" больше всего и наверное он был самым авторитетным старожилом в этой компании древних райтеров настенного граффити.
  13. +9
    5 ноября 2021 11:56
    Жить в пещере - то ещё удовольствие. Холодно. Сыро. Развести костёр можно только если пещера сквозная, то бишь, есть вентиляция, такая, чтобы уносила дым и обеспечивала приток свежего воздуха с кислородом для горения и дыхания. Опять же, дрова... А ещё в пещере всегда темно, причём настолько, насколько это вообще возможно.
    Жить в таких условиях, мне кажется, очень некомфортно и хлопотно, особенно зимой, когда холодно.
    А рисунки...
    Я вот в антропологии слабо соображаю, но кое-что понимаю в криминалистике. Для того, чтобы создать такие рисунки требуется во-первых, надлежащее освещение, достаточно яркое, на протяжении достаточно длительного времени, а во-вторых, леса, на которые автор забирался бы, чтобы нанести рисунок на стены и потолки. Вся эта подготовка требует времени и немалого. Вывод: автор либо профессионал, зарабатывающий рисунками на пропитание (то есть племя его кормит), либо работы производились "группой лиц по предварительному сговору".
    В этом случае получается, что в какой-то момент организованная группа, приготовив всё необходимое (инструменты, краски, источники света, строительные материалы для лесов), врывается в помещение рисует там на стенке или потолке лошадку или коровку, после чего все члены этой группы возвращаются к своим обычным делам.
    Вопрос: нафига они это делают?
    Ответ напрашивается сам собой: отмечают радостное событие - удачную охоту. А рисуют того, кого убили. Наслоения рисунков эта гипотеза хорошо объясняет - добычи много, а места на потолке мало.
    И вот теперь перед глазами рисуется вполне себе определённая картина. Убили быка, зажарили и съели. Потом сытые довольные пошли в ближайшую пещеру, нарисовали его, дескать, спи спокойно, дорогой товарищ, ты теперь всегда с нами, память о тебе будет жить в веках.
    Ну а изображения людей... Видимо, всякое бывало. Люди - такое же мясо и человеколюбие было нашим предкам вовсе не чуждо. smile
    1. +7
      5 ноября 2021 12:33
      Вот как определить: был рисунок сделан до охоты - в предвкушении и визуализации, или после - от сытого триумфа? Неужто по упитанности изображения?
      1. +7
        5 ноября 2021 14:27
        Голодный и злой человек вряд ли пойдет рисовать.
        Я представляю его хмуро и сосредоточенно прикручивающего каменный наконечник к какой-нибудь палке. И тут подходит к нему товарищ и говорит:
        - Чо-то жрать охота. Пойдём, что ли, нарисуем лошадку?
        - Копьё точи, придyрок. Завтра ж на охоту. Вот сожрём кого-нибудь, тогда и нарисуем. Хоть носорога.
        smile
        1. +3
          5 ноября 2021 14:34
          А как же: сытое брюхо к учению глухо?
          Вот перед тем, как к иконе приступить, иконописцы постились.

          Другой вопрос, что степень голода бывает разная.
        2. +2
          5 ноября 2021 17:45
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Голодный и злой человек вряд ли пойдет рисовать.
          Пойдет, если это часть магического ритуала. И будет рисовать очень тщательно, так как считает, что от этого зависит его благополучие и жизнь. Кроме того, с красками тогда была беда: у всех точно был только уголь, а вот ту же киноварь скорее всего приходилось выменивать на что-нибудь полезное. Так что рисунки были делом не пустячным.
          1. 0
            5 ноября 2021 18:22
            Цитата: bk0010
            рисунки были делом не пустячным.

            Безусловно. Хотя я думаю, всё-таки, на сытый желудок рисовалось лучше. smile
        3. +1
          5 ноября 2021 18:00
          Нашли погребение человека каменного века, а в нем 10000 бусин из кости мамонта просверленных. С голодного брюха столько бусин обтачивать да сверлить не станешь!
          1. +1
            6 ноября 2021 16:13
            Ну, в Сунгири их всё-таки поменьше, но - по той же Сунгири и понятно, что детей активно для таких дел эксплуатировали, там у младшего мальчика артрит правой кисти уже в пятилетнем возрасте, а износ сутавакак раз и говорит, что бивни на бусы пластинами резал.
      2. 0
        6 ноября 2021 16:10
        В палеолите основной жанр - реализм, абстракций и символизм - это уже признак мезолита. И, там весьма так живо всё изображено, детализация - потрясая.
        У них и костяные статуэтки в том же жанре отработаны.
        Единственное абстрактное, это палеовенеры, но с ними всё сложно.
        1. 0
          6 ноября 2021 16:53
          Цитата: AllBiBek
          Единственное абстрактное, это палеовенеры, но с ними всё сложно.

          Была у меня здесь статья про паоеовенер. Можно набрать в поисковике и посмотреть
          1. 0
            6 ноября 2021 17:01
            Да, я помню.
            Там совсем не раскрыто главное: как и в окружении чего их поднимают готовыми (заготовки - это отдельная тема).
            Между тем они лежат на дне специально выкопанных ям, нередко - ещё и в отдельном отнорке. Естественно, что в охре. Нередко вокруг композиция из крупных пластин, причем неиспользованных.
            Сверху это всё накрыто крышкой из лопатки крупного зверя,по центру крышки вырезано круглое отверстие с ладошку размером, отверстие заткнуто крупным грушевидным камнем.
            Это основной вариантах погребения, там несколько традиций, у мальтийских Венер всё не так, и сами они другой формы, но в целом - это не какой-то культ женщин, как любят рассуждать феминистки, там скорее помесь жертвоприношения и магического ритуала.
            1. 0
              6 ноября 2021 19:30
              Цитата: AllBiBek
              Между тем они лежат на дне специально выкопанных ям, нередко - ещё и в отдельном отнорке. Естественно, что в охре. Нередко вокруг композиция из крупных пластин, причем неиспользованных.

              Не знал про это!
    2. +3
      5 ноября 2021 13:44
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Потом сытые довольные пошли в ближайшую пещеру, нарисовали его, дескать, спи спокойно, дорогой товарищ, ты теперь всегда с нами, память о тебе будет жить в веках.

      !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
      1. +3
        5 ноября 2021 14:12
        Вячеслав Олегович, а как интерпретирует эти рисунки официальная наука? Наверняка есть какие-то гипотезы...
        И, да, спасибо за материал. hi
        1. +3
          5 ноября 2021 14:45
          Миша, ваш предыдуший комментарий заставил меня задуматься. А как бы поступила я, проживая в пещере с соплеменниками, ежели б потянуло изобразить что-то. И не просто что-то, а именно то, что волнует -- опасность! Изображать животных на стенах на уровне глаз, -- таких животных, которые являются грозными противниками, воспринимаемыми серьезно даже отважными воинами, чтобы взглядами на них натыкались те, кто не отважен? Да ещё ночью? Когда от отсветов костра изображения будто начинают двигаться и пугать соплеменников? О, нет!
          И тут бы я наткнулась на идею: куча хвароста! И не просто куча, а многодневный запас тонких стволов деревьев, ветвей и сучьев, которые от близкого огня постепенно, день за днём, просыхают и только после этого легко воспламеняются и хорошо, устойчиво горят. Такие тонкие стволы и крупные ветки в подожженном состоянии хороши не только в костере, но и для защиты от медведя или соседнего племени, лезущего в мою пещеру по причине обвала собственной. Но я бы подумала не об этом. Наваленные кое-как, чтоб лучше просыхали, эти стволы и ветки, если их нужным образом утрамбовать, -- отличная подпорка, взобравшись на которую, можно легко достать до потолка и в свете костра изображать на нём всё, что вздумается. И вряд ли кто-то будет задирать голову, вглядываться в потолок и пугаться, есть дела поважнее. А умело положенные друг на друга более тонкие ветки не дадут провалиться ногам.
          Возможно, сначала так и было. И стало зачатком плетения корзин, а со временем -- архитектуры. А потом все эти стволы и ветки уходили по назначению -- в костер )))
          1. +2
            5 ноября 2021 15:44
            Цитата: депрессант
            Наваленные кое-как, чтоб лучше просыхали, эти стволы и ветки, если их нужным образом утрамбовать, -- отличная подпорка, взобравшись на которую, можно легко достать до потолка и в свете костра изображать на нём всё, что вздумается. И вряд ли кто-то будет задирать голову, вглядываться в потолок и пугаться, есть дела поважнее. А умело положенные друг на друга более тонкие ветки не дадут провалиться ногам.
            Возможно, сначала так и было. И стало зачатком плетения корзин, а со временем -- архитектуры.

            Какие Вы женщины... умные! Давно, уже много лет хочу написать книгу про первобытных. Вроде бы и знаю много. Но не хочется повторяться. Свой сюжет Нашел... некое изобретение древних. Но никак не мог придумать, как они до него додумались. Всю бошку сломал. Рассказал о затруднениях жене. И она мне в пять минут подсказала, как они это могли придумать. То есть так или иначе было на самом деле, но придумка сама по себе отличная и вполне романическая. Вот как! А я думал много лет!
            1. +2
              5 ноября 2021 16:14
              А я думал много лет!

              Вячеслав Олегович, так ведь мужские предки-неандертальцы в основном охотились, а неандерталкам приходилось непрерывно изобретать, как справляться с домашним хозяйством, выращиванием и воспитанием подрастающего поколения без кучи современного кухонного и прочего оборудования. И я не совсем уверена, что рисунки в пещерах делали только мужчины. Мне кажется, сильное творческое начало зародилось именно в женщинах и в меньшей степени -- у мужчин. Но поскольку именно женщины передают свои главные гены мальчикам, то со временем произошло сложение двух творческих начал и вылилось в гениальность мужчин.
              1. +3
                5 ноября 2021 16:22
                Цитата: депрессант
                сильное творческое начало зародилось именно в женщина

                У Джин Ауэлл это хорошо расписано. Жаль, что последняя ее книга "Раскашенные пещеры" вышла такая нудная...
          2. +1
            5 ноября 2021 18:16
            Если посмотреть на план пещеры, например, Алькантара, то мы увидим, что это глухая пещера с глубокими и узкими проходами, причем рисунки расположены, в том числе, и в самых дальних закутках. Пещера изрисована буквально вся. Не выходит по-вашему, Людмила Яковлевна. smile
            Жить в пещере можно только в непосредственной близости от входа, поскольку только там можно разводить огонь, в дальних закутках слишком темно, холодно и сыро.
            Так что, думаю, пещера имела у её хозяев исключительно сакральное значение - в ней они фиксировали свои подвиги, типа музея охотничьей славы. smile Ну и подобия храма заодно.
        2. +3
          5 ноября 2021 15:37
          Интерпретирует, что возможно это были элементы магии. Или... такая у них была духовная жизнь. Попытка самовыражения через увиденную природу. Людей нарисовано мало, потому, что зависимость от природы, животных, была очень велика. То есть опять же магия - "я тебя нарисовал, я тебя почитаю, будь добр ко мне". Потом в эпоху неолита все изменится. Человек станет изображать с себя с животными на равных и даже доминировать!
          1. +3
            5 ноября 2021 16:31
            Гораздо интереснее тема почему эти рисунки появились практически одномоментно(по историческим меркам) и повсюду где были люди,на разных континентах.Причем внезапно,в смысле homo sapiens существовал уже тысяч 150 лет до этого,но рисунками не баловался.И вдруг примерно примерно 40 тысяч лет назад начали повсеместно этим заниматься.Причем однотипные художества творили люди разделенные тысечями км и никак между собой не контактирующие
            1. +4
              5 ноября 2021 18:02
              Цитата: Liam
              люди разделенные тысечями км и никак между собой не контактирующие

              В свое время у меня было статья про информационное поле людей в котором информация передается внечувственным образом...
              1. +2
                5 ноября 2021 18:44
                Цитата: kalibr
                информация передается внечувственным образом...

                Палеогенетика дает более прозаический ответ на этот вопрос
            2. 0
              6 ноября 2021 16:33
              Так на то они и культуры, что на больших территориях более-менее однотипные традиции, что ремесленные, что культурные.
              У наскальной живописи верхнего палеолита очень такие чёткие и границы, и стили, и сюжеты, и приёмы. Граветт - одни традиции, мадлен - другие, азель - третьи.
              Там весьма такой классицизм. Панк во всём начнется с началом мезолитической революции.
          2. +1
            5 ноября 2021 18:17
            Ну, нечто подобное я и предполагал. smile
            Спасибо. hi
        3. +1
          6 ноября 2021 16:17
          Примерно как кинофильмы, возможно - как декорации под те или иные ритуалы. Они обычно хорошо так сныканы, и в большинстве случаев там сюжетные композиции.
          Особняком стоят отпечатки рук, но в палеолите вообще почти во всем нет единой точки зрения, а по их искусству так вообще масса мнений.
          Но рисовать абы кому не доверяди, рисунки всегда очень качественно и ярко сделаны, абы как шкрябали петроглифы в мезолите-неолите. А у этих прям ощущение что были художественные кружки для одаренных детей.
    3. +5
      5 ноября 2021 15:32
      Цитата: Хозяин Трилобита
      работы производились "группой лиц по предварительному сговору".

      Именно так, люди в верхнем палеолите жили семейными группами по 20-30 человек - максимум, но при этом имели глобальное общество, объединялись в племена по 300 - 500, это по генам пробивается. И регулярно, раз в год а может и реже, отдельные группы или их представители встречались что бы решить общие дела, - заключить брачные союзы с кем подальше, кто, где, когда охотится и прочее при этом что то камлали и придавали сборищу значимость, и эти пещеры были местами сборищ, своего рода храмами, с большой вероятностью там проводили обряды инициации, - вводили молодежь в общество.
      1. +3
        5 ноября 2021 18:28
        Согласен. Храм, музей, историко-культурный центр - всё в одном флаконе. smile
  14. +3
    5 ноября 2021 13:38
    Получается, что американский континент не предоставил ученым подобных свидетельств жизни древних людей?
    Европа, Азия, Африка - вот основные места расселения.
    1. +4
      5 ноября 2021 13:52
      Почему? Петроглифов хватает по всей Америке.
    2. +6
      5 ноября 2021 14:03
      Найл-Майл кэньон.
      1. +1
        5 ноября 2021 14:17
        А подобные испанским "тучным тельцам" изображения попадались?
      2. +2
        5 ноября 2021 15:25
        Найл-Майл кэньон.

        Тот, кто справа, опустился на колени, значит прячется, и его стрела нацелена в пастуха, чтобы убить, а стадо будет угнано убийцей. И более мелкие, значит менее важные помощники у угонщика имеются.
        Это понятно.
        Но вот что такое посредине? Что за предмет? Похоже на сосуд с двумя ручками. Это тоже кое-как понять можно. Неважно, каким способом изготовлен сосуд. Важно то, что его должны нести двое, ибо тяжел и, очевидно, предназначен для сбора козьего молока. А вот эти, на ножках, круглые -- они что или кто? )))
  15. +7
    5 ноября 2021 14:24
    - Папа, скажи, зачем первобытные люди делали наскальные рисунки?
    - Понимаешь, сынок, времена тогда были дикие, некультурные. Как правильно пишется слово из трёх букв никто не знал, вот и рисовали всякую ерунду!
    1. +3
      5 ноября 2021 18:54
      Как правильно пишется слово из трёх букв никто не знал, вот и рисовали всякую ерунду!
      "Исчо"?
      1. +1
        5 ноября 2021 21:13
        Нет - еда.
        «О доме надо думать».
  16. +1
    5 ноября 2021 16:01
    Теперь насчет краски.
    С этим достаточно несложно и в то же время непросто.
    Ещё не владея навыками развитой речи, люди уже знали, что случайно испачкавшись глиной, они, затаившиеся в кустах, менее заметны для соплеменников, значит тем более для врагов. С животными номер не проходил, так как те ориентируются с помощью нюха, на запах. Так что нанесение боевой маскирующей раскраски с помощью разного цвета глин было обычной практикой, полагаю, еще в Нижнем Палеолите.
    Но как глина превратилась в краску? Опять-таки мое предположение. Не так уж часто мылись те люди. И обнаружилось, что отодрать с лица или с тела засохшую глиняную корку оказывалось куда сложнее, чем с каменного орудия, которое при необходимости легко отмывалось водой. Потому что на теле человека глина смешивалась с выделяемым порами кожным жиром. Возле жаркого походного костра происходило задубливание жира, то есть образование сверхдлинных молекулярных цепочек, в результате боевая раскраска снималась плохо. И понадобилось какое-то время, чтобы понять, что глину надо высушить, растереть и смешать с топленым жиром животного. И только после этого можно было создавать шедевры на потолках пещер. Полагаю, и кисти у них были.
    1. +2
      5 ноября 2021 16:23
      Цитата: депрессант
      Полагаю, и кисти у них были.

      Были, нашли даже что-то на них похожее!
    2. +1
      6 ноября 2021 16:27
      Да проще там всё. Охристые глины, они их всегда находили. Плюс, киноварь, тоже а состав красок входила. Ещё костный уголь.
      Ещё они железистые конкреции жгли, там от термообработки внутри формируется сгусток порошка, похожего по цвету на охру (хотя он там плавает, от жёлтого до фиолетового).
      У них на стоянках всё в охре, вообще всё. Все кладовые ямки с артефактами, все нычки статуэток, даже на дне мясных ям - и то слой охры.
      Они даже костры перед уходом ей засыпали, да и очажные камни нередко ей натёрты.
  17. +1
    5 ноября 2021 19:33
    Доисторический дом культуры,кружки,секции хоровые студии...
  18. +1
    5 ноября 2021 23:10
    Спасибо, Вячеслав. Ждём продолжения.
    1. +1
      6 ноября 2021 07:04
      Уже написано. Ждет выхода...
  19. +1
    6 ноября 2021 11:45
    Ну а что еще. Звездное небо изображалось ввиде животных.
    На костях мамонта рисовали звезды. Изображения означют Цикличность и закономерность событий или метеорит пролетел.
  20. 0
    17 декабря 2021 13:45
    Цитата: Fitter65
    Вот читаешь и сразу виден каков уровень культуры на западе и в России


    Ага, виден. Особенно прогресс культуры на Западе.... "вперед в Прошлое, к пещерам!".
    В древности изобразительная культура развивалась от абстракционизма, через импрессионизм, к высшей форме - к реализму.
    В новейшее время западное искусство пошло в обратном направлении.
    Что касается бытовой культуры, то её уровень на Западе в наше время произвел бы удручающее впечатление даже на троглодитов.
    Так что нечего на Россию наезжать. Мы в мейнстриме, однако laughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»