Проблемы «Замволта» решены? Наверное, но не факт
Проектирование «Замволта» началось еще в прошлом веке. ВМФ хотел 32 корабля на замену устаревающим «Беркам», но цена получалась заоблачная даже для богатой Америки. Сначала программу сократили до 24, потом – до 7, в конце концов – ограничились 3. Хотя это явная глупость, которую сами американцы отлично понимают – большая серия позволяет уменьшить цену.
При таких раскладах вообще не стоило огород городить, поскольку строительство и последующая эксплуатация обещают сказочные суммы.
Еще одной проблемой становилось количество действующих эсминцев.
По мере того, как «Тикондероги» будут выводить в резерв, а крейсер, который должен их заменить, еще только рисуют, все большая нагрузка будет ложиться на эсминцы.
Хотя с американскими АУГ уже и так все грустно.
Если в годы холодной войны стандартная АУГ состояла из авианосца, двух «Тикондерогов» и 4–5 «Бьерков», то сейчас: авианосец, одна «Тика» и три-четыре эсминца.
Замена «Бьерка» (стоимостью в среднем в миллиард вечнозеленых) на корабль стоимостью в пять миллиардов пробивала в бюджете Пентагона невообразимую брешь, которую не разрешил Конгресс. Или же пришлось бы сокращать группы сопровождения авианосцев, и без того уже сокращенные.
Но на этом проблемы многострадальных кораблей не закончились.
Вашингтонские адмиралы хотели классический эсминец с возможностью «работать по берегу» артиллерией. Для чего было специально сконструировано 155-мм орудие (изначально вообще предполагался рельсотрон), ранее такой калибр флот США не использовал.
С сухопутной гаубицей унификация тоже невозможна, из-за размеров снаряда.
Увы, гонка цен продолжилась, снаряды большой дальности получились дорогими до неприличия. Назывались разные цифры: от 800 тыс. до 1,2 млн долларов за штуку. С учетом последующих ремонтов и амортизации – обещает дойти вообще до 2 млн, что превосходит цену «Томагавка», который имеет значительно большую дальность полета и вес БЧ.
Видимо, фирма «ВАЕ» была уверенна в том, заказчик не сможет отказаться, когда корабль спроектирован и построен под данную установку.
Но, не угадали.
Долго думали, что делать и решили отказаться.
Принято решение – башни с орудиями демонтировать, хотя суммы на разработку и изготовление потрачены «будь здоров».
Освободившиеся в корпусе объемы решили использовать для размещения вертикальных ПУ для запуска перспективных гиперзвуковых ракет CPS, максимально унифицированной с армейской LRHW. Судя по тому, что башни вместе с орудиями и вспомогательными механизмами весят около 200 тонн, соответственно возможно размещение 25–30 ракет, точные данные пока неизвестны.
Тут, правда, кроется еще один подводный камень: данная ракета находится в процессе испытаний.
Достигнет она заданных параметров или нет?
И какова будет окончательная стоимость?
Пока тоже неясно.
Большие размеры новой ракеты исключают использование стандартной УВП Мк. 41.
По какому пути пойдет флот?
И это также непонятно.
То ли будет разработана новая УВП, или ТПК будут монтироваться в корпусе – на сегодня не обнародовано.
Известно только то, что от полной переделки носовой части корпуса отказались, ограничившись минимально необходимыми работами. Хотя такие переделки не исключены в будущем, когда корабли будут проходить средние и капитальные ремонты.
Таким образом, американцы вернулись к идее «плавучего ракетного арсенала», которая была очень популярна в конце ХХ века.
По крайней мере, Пентагон теперь может объяснить и отстоять существование этих «белых слонов». Потому что уже выдвигались идеи отправить их на разделку.
Единственное, что удерживало вашингтонских воротил от столь радикальных шагов – стоимость построенных кораблей.
Информация