Military Review

LOMO under the microscope

7

Rosbalt continues a series of publications on the current state of enterprises that were the pride of the Leningrad economy. Today we will speak about the Soviet industrial giant LOMO, which more successfully fit into the new economic realities. What is the mystery of such success?

Almost all analysts agree that LOMO - unlike the overwhelming majority of other giants of Leningrad industry - has quite successfully stepped from socialism to capitalism. However, the reasons for this are different. Here are the main ones from the list: skillful management, the use of administrative resources and, finally, trivial luck. No wonder: in the competition of industrial giants with a staff of several tens of thousands of people, luck plays an important role. Let's start with it.

Good luck

Like other monsters of Leningrad industry, LOMO is an enterprise with pre-revolutionary roots. In just a year, on 2014, it will celebrate the 100 anniversary. It all started with optical-mechanical workshops engaged in the development and supply of artillery sights and detonator tubes for gun shells. In the Soviet period, an optical-mechanical plant arose on this basis. And in 60, an enterprise was merged with several others of the same profile into an association of optical-mechanical enterprises (from the year 1965 the Leningrad Optical-Mechanical Association).

At this time, LOMO is one of the main symbols of the Leningrad industry, 30 thousand employees work here, who receive very good salaries (even by union standards). And the reports about the main successes of this period sound good today. "1966 year: the beginning of serial production of lasers for scientific research. 1968 year: the first contact luminescent microscope was developed for intravital examination of human tissues. 1976 year: the world's largest Big Azimuth telescope was commissioned."

Recall that in Leningrad at that time there were several complete instrumentation chains at once, but it was LOMO that was the head company in optics. A little later this became his main success: optics at the turn of the 1990s turned out to be much more necessary tanks or warships.

“LOMO survived for two reasons,” says Lev. Savulkin, a senior researcher at the Leontief Center. “The main one is concentrating on the production of civilian products that were competitive. They supplied medical products (microscopes and endoscopes) to the foreign market, and so are lasers and night vision devices. "

Due to the peculiarities of the existing production facilities, LOMO was able to manufacture these products in the quantities and quality required by Western counterparties. The same Kirov plant simply did not have such opportunities.

Luck? Of course. But, of course, not only she.

Managers

Since 1992, LOMO has gone through several cycles of internal reforms and adaptations to new economic realities. Among other things, the company was able to successfully privatize, not giving the state any share in its share capital. But then, ONEXIM Bank, which became increasingly prominent and influential on the market, became a shareholder.

Reforms, of course, could not change the type of production itself. LOMO, in fact, turned out to be fragmented into several small companies, whose management received the right to make their own management decisions. And soon there was a division into "goats and sheep". The first (unprofitable) were closed, the second (respectively, profitable) focused on production, the demand for which was available not only in the domestic market (where would buyers have money in those years?), But also outside the country.

One problem: the whole complex of events resulted in more than threefold reduction of personnel. By the end of the stage of radical transformations, only 7 thousand people worked at LOMO. True, according to assurances from both the enterprise and external observers, the main thing - the production potential - was saved.

Resource

Far from every Petersburg director would be allowed, for example, to introduce into the shareholders of his plant several “offshores”, but not to take the state there. However, Ilya Klebanov it happened.

"Professional, energetic, courageous leading cadres are our national wealth. At least one name will be called - Klebanov, director of the Leningrad Optical Mechanical Association. He, like many others, had a hard time. After all, the factory had been focused on military production ... And nothing - the plant, as they say, floated. " These words in the summer of 1997 of the year were not uttered by anyone, but by President Boris Yeltsin. And not just anywhere, but in a weekly radio address to the nation.

At LOMO, Ilya Klebanov went through all the steps of the career ladder: from the design engineer and senior master of the optical shop to the director of the consumer goods complex and, finally, the general director. Perhaps the most significant was the stage with consumer goods: after all, Comrade Klebanov then moved to that chair in the second half of the 1980s, when there were almost no such people on the shelves of Soviet stores. Under the conditions of a wild commodity deficit, any tolerable goods were snapped up on the fly, and not taking advantage of this would be an obvious managerial sin.

Since January 1998, Ilya Klebanov has been the “economic” vice-governor in the government of Vladimir Yakovlev. Since May, 1999 is the vice-premier of the Russian government for the military-industrial complex. And since November 2003 is the plenipotentiary of the president in the North-West.

It is clear that in all the interviews both from the government and from LOMO all these years it was said that the new official does not allow any protectionism addressed to his production "alma mater". However, it is vital to correctly separate the concepts. Is it bad if an important state order is received by a company that has sufficient production capacity, the necessary human resources and capabilities to quickly and efficiently complete it? But on the other hand, in what situation are other developers of the country's factories?

In any case, since the beginning of 2000, most of the LOMO revenue has been generated by the state defense order, and "consumer goods" turn out to be less and less honored here.

Bet

According to official statistics, during the Soviet period LOMO worked in 20 scientific areas and produced 700 types of products (300 of them were serial, the rest - one-time). Since then, the number of types of products has halved (150 types of serial products and the same one-time). Today 2,5 thousand employees are employed here.

The company's revenue in 2011 amounted to 3,3 billion rubles, exceeding the level of 2010 of the year. The main products are microscopes and microvisors, endoscopes, observation instruments, instruments for monitoring meteorological conditions at airports, eye-safe lasers.

However, defense goods are considered especially pride here: "LOMO is the only Russian producer of homing heads for man-portable air defense systems, large-size optical-electronic systems for remote sensing of the Earth, and polarizing ultra-precise goniometric systems. In addition, in the framework of state defense procurement, a number of experimental tests are carried out "design work in the interests of the Navy, strategic missile forces." Defense products bring the company more than half of its revenue (over 1,7 billion rubles). Moreover, the main revenue growth is due to an increase in the share of export contracts.

Not surprisingly, civilian products "remain on the periphery." The most famous in this regard история with a camera "LOMO-compact", which for several years attracted the attention of many foreign amateur photographers to St. Petersburg.

At the beginning of the 1990-x, these cameras were already going to be removed from production, however, an unexpected thing happened: it seemed that an outdated unit found its fans in Western Europe. The media even talked about a new direction in photography - lomography, which, according to enthusiasts, captured up to half a million people. But in 2005, a message appeared on the company's official website that Compact is becoming a story. They say that production is unprofitable, modern technologies are conquering the market, and bad competitors are dumping. In return, they promised to create a new “digital lomographic camera,” which will be created — correctly — in China.

In general, the hippie end did not work.
Author:
Originator:
http://www.rosbalt.ru
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Strashila
    Strashila 15 September 2012 07: 03
    +6
    About ten years ago, LOMO decided to cut the dough on microscopes, placed an order in China ... and that's all, they completed the order. But a month later, the Chinese threw similar products to the market half as much. So LOMO helped the fraternal Chinese people.
    1. ankh-andrej
      ankh-andrej 15 September 2012 12: 27
      0
      Moreover, LOMO stuck its logo on Chinese microscopes. At this time I had to work at this enterprise. It's true. And it would be better to be silent about high salaries. As in other defense enterprises, the main part of the production workers consisted of pensioners and those who were left with it a little. The article is a simple promotional brochure.
  2. RUSmen
    RUSmen 15 September 2012 07: 22
    +2
    Simple: you need to work and not mess with China. China is actually not a country, but some kind of booth. I was there, I know.
  3. Brother Sarych
    Brother Sarych 15 September 2012 08: 29
    +2
    Is this an advertising article? It’s also not very fresh?
    Relatively recently, there was a whole series of materials about LOMO and in a completely different way! It would be softer to say, but everything fell apart according to those materials, especially the part that was related to the defense industry - and how everything was written more convincingly there ...
  4. andrey.joshua
    andrey.joshua 15 September 2012 09: 08
    +1
    This is already an echo from that deliberate collapse ...
    .particularly the part that was related to the defense industry
    and this is already, as a rule. But in general, I do not believe these digital stampings, oh ... it will tell us, the rejection of optics!? (In other matters, they do not ask us). After all, optics have no intermediaries, without eyes and an observed object !?
  5. APASUS
    APASUS 15 September 2012 09: 34
    +4
    Put a minus article .........,
    Perhaps a small company that reduced its production by just dozens of times. The number of 2,5 people looks ridiculous with how much they worked there, how many sites they sold and plundered. The company produced night-vision devices for the sun, now they will again build a new factory for the production of these devices . I'm not talking about lenses, binoculars and civilian optics. Earlier, getting to work there was just prestigious, the plant rattled all over St. Petersburg, and now this is one of many .........
  6. Krilion
    Krilion 15 September 2012 11: 15
    0
    completely ruined the production of domestic cameras ... managers worthless ...
    1. ankh-andrej
      ankh-andrej 15 September 2012 14: 15
      +1
      The main income they have is not from a defense order, but from the funds for renting a huge amount of vacated production space. But they didn’t think about spending money on the development of production.
  7. andrei332809
    andrei332809 15 September 2012 15: 28
    0
    Remember, such a camera was a shift? simple, reliable and indestructible. such nostalgia. then he squeezed 72 rubles from Bati and acquired the fifth fad. and going into the photo shop for reagents, saliva dripped, looking at the wind, where Zenith and Kiev were exhibited. dream, damn it

ЛОМО под микроскопом

ЛОМО под микроскопом

"Росбалт" продолжает серию публикаций о современном состоянии предприятий, составлявших гордость ленинградской экономики. Сегодня речь пойдет о советском промышленном гиганте ЛОМО, удачнее прочих вписавшемся в новые экономические реалии. В чем загадка такого успеха?

С тем, что ЛОМО — в отличие от подавляющего большинства других гигантов ленинградской промышленности — довольно успешно перешагнуло из социализма в капитализм, согласны почти все аналитики. Однако причины этого называют разные. Вот главные из списка: умелый менеджмент, применение административного ресурса и, наконец, банальная удача. Не стоит удивляться: в соревновании промышленных гигантов с численностью сотрудников в несколько десятков тысяч человек удача играет не последнюю роль. С нее и начнем.

Удача


Как и другие монстры ленинградской промышленности, ЛОМО — предприятие с дореволюционными корнями. Всего через год, в 2014-м, оно отпразднует 100-летие. Все начиналось с оптико-механических мастерских, занимавшихся разработкой и поставкой артиллерийских прицелов и детонаторных трубок для орудийных снарядов. В советский период на этой основе возник оптико-механический завод. А в 60-е предприятие слили с несколькими другими того же профиля в объединение оптико-механических предприятий (с 1965 года — "Ленинградское оптико-механическое объединение").

В это время ЛОМО — один из главных символов ленинградской промышленности, здесь трудятся 30 тыс. сотрудников, получающих весьма неплохие (даже по союзным меркам) зарплаты. А реляции о главных успехах этого периода неплохо звучат и сегодня. "1966 год: начало серийного выпуска лазеров для научных исследований. 1968 год: разработан первый контактный люминесцентный микроскоп для прижизненного исследования тканей человека. 1976 год: введен в эксплуатацию крупнейший в мире Большой азимутальный телескоп".

Напомним, что в Ленинграде в то время существовало сразу несколько полноценных приборостроительных цепочек, но головным предприятием в оптике выступало именно ЛОМО. Чуть позже это и стало его главной удачей: оптика на рубеже 1990-х оказалась куда нужнее танков или боевых кораблей.

"ЛОМО выстояло по двум причинам, — считает старший научный сотрудник "Леонтьевского Центра" Лев Савулькин. — Главная из них — концентрация на производстве той гражданской продукции, которая была конкурентоспособной. Они поставляли на зарубежный рынок изделия медицинского назначения (микроскопы и эндоскопы), а так же лазеры и приборы ночного видения".

В силу особенностей имевшихся производственных мощностей ЛОМО было способно выпускать эту продукцию в тех количествах и того качества, которые требовались западным контрагентам. Тот же Кировский завод таких возможностей просто не имел.

Удача? Разумеется. Но, конечно, не только она.

Менеджеры

С 1992 года ЛОМО прошло через несколько циклов внутренних реформ и адаптаций к новым экономическим реалиям. Помимо прочего, предприятие смогли удачно приватизировать, не отдав государству какой-либо доли в его акционерном капитале. Зато в состав акционеров вошел становившийся все более заметным и влиятельным на рынке ОНЭКСИМ-банк.

Реформы, разумеется, не могли не изменить и сам вид производства. ЛОМО, по сути, оказалось раздроблено на несколько небольших компаний, менеджмент которых получил право на принятие собственных управленческих решений. А вскоре случилось разделение на "козлищ и агнцев". Первые (убыточные) были закрыты, вторые (соответственно, прибыльные) сосредоточились на выпуске продукции, спрос на которую имелся не только на отечественном рынке (откуда в те годы у покупателей нашлись бы деньги?), но и за пределами державы.

Одна беда: весь этот комплекс мероприятий вылился более чем в трехкратное сокращение персонала. К концу этапа радикальных преобразований на ЛОМО работали всего 7 тыс. человек. Правда, по заверениям и со стороны предприятия, и со стороны внешних наблюдателей, главное — производственный потенциал — удалось сохранить.

Ресурс

Далеко не каждому петербургскому директору было бы позволено, к примеру, ввести в состав акционеров своего завода несколько "оффшоров", но не взять туда государство. Однако у Ильи Клебанова это вышло.

"Профессиональные, энергичные, смелые руководящие кадры — наше национальное богатство. Хотя бы одну фамилию назову — Клебанов, директор Ленинградского оптико-механического объединения. Ему, как и многим другим, приходилось тяжело. Ведь завод прежде был ориентирован на военное производство… И ведь ничего — завод, как говорится, выплыл". Эти слова летом 1997 года произнес не кто-либо, а президент страны Борис Ельцин. Причем не где-нибудь, а в еженедельном радио-обращении к нации.

Илья Клебанов прошел на ЛОМО все ступени карьерной лестницы: от инженера-конструктора и старшего мастера оптического цеха до директора комплекса товаров народного потребления и, наконец, гендиректора. Пожалуй, наиболее знаковой стала именно ступень с товарами народного потребления: ведь в это кресло тогда еще товарищ Клебанов пересел во второй половине 1980-х, когда оных на прилавках советских магазинов уже почти не было. В условиях дикого товарного дефицита любой сносный товар расхватывался налету, и не воспользоваться этим было бы явным менеджерским грехом.

С января 1998-го Илья Клебанов — "экономический" вице-губернатор в правительстве Владимира Яковлева. С мая 1999-го — вице-премьер российского правительства по ВПК. А с ноября 2003-го — полпред президента на Северо-Западе.

Понятно, что во всех интервью и из правительства, и из ЛОМО все эти годы говорилось про то, что никакого протекционизма в адрес своего производственного "альма-матер" новоиспеченный чиновник не позволяет. Однако тут жизненно важно правильно разделить понятия. Разве плохо, если важный государственный заказ получит предприятие, которое обладает достаточными производственными мощностями, необходимым кадровым потенциалом и возможностями быстро и качественно его выполнить? Но с другой стороны, в какой ситуации оказываются другие разработчики заводов страны?

В любом случае, с начала 2000-х годов большую часть выручки ЛОМО генерирует гособоронзаказ, а "товары народного потребления" оказываются здесь все в меньшем почете.

Ставка

Согласно официальной статистике, в советский период ЛОМО работало по 20 научным направлениям и выпускало 700 видов продукции (300 из них были серийными, остальные – разовыми). С тех пор количество видов продукции уменьшилось вдвое (150 видов серийных продуктов и столько же разовых). Сегодня здесь заняты 2,5 тыс. работников.

Выручка ОАО в 2011 году составила 3,3 млрд рублей, превысив уровень 2010 года. Основными видами продукции являются микроскопы и микровизоры, эндоскопы, наблюдательные приборы, приборы для контроля метеоусловий в аэропортах, безопасные для глаз лазеры.

Однако предметами особой гордости здесь считают товары оборонного назначения: "ЛОМО является единственным в России производителем головок самонаведения для переносных зенитно-ракетных комплексов, крупногабаритных оптико-электронных систем дистанционного зондирования Земли, поляризационных сверхточных угломерных систем. Кроме того, в рамках выполнения гособоронзаказа проводится ряд опытно-конструкторских работ в интересах ВМФ, ракетных войск стратегического назначения". Изделия оборонного направления приносят компании больше половины выручки (свыше 1,7 млрд рублей). Причем основной рост поступлений идет за счет увеличения доли экспортных контрактов.

Неудивительно, что гражданская продукция "остается на периферии". Самая знаменитая в этой связи история с фотоаппаратом "ЛОМО-компакт", которая на несколько лет привлекла к Петербургу внимание множества зарубежных любителей фотографировать.

В начале 1990-х эти камеры уже собирались снять с производства, однако тут случилось неожиданное: вроде бы устаревший агрегат нашел своих поклонников в Западной Европе. В СМИ даже заговорили о новом направлении в фотографии — ломографии, которое, по подсчетам энтузиастов, захватило до полумиллиона человек. Но в 2005-м на официальном сайте компании появилось сообщение, что "Компакт" становится историей. Мол, производство убыточно, современные технологии завоевывают рынок, а нехорошие конкуренты демпингуют. Взамен пообещали создать новую "цифровую ломографическую камеру", которая будет создана — правильно — в Китае.

В общем, хиппи-энда не вышло.
Автор: Марина Елецкая
Первоисточник: http://www.rosbalt.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Strashila 15 сентября 2012 07:03
    Лет десять назад, ЛОМО решил срубить бабла на микроскопах, разместил заказв Китае... ну и все на этом, они заказ выполнили.Но спустя месяц китайцы на рынок выкинули аналогичную продукцию в половину дешевле.Так ЛОМО помогли братскому китайскому народу.
    1. ankh-andrej 15 сентября 2012 12:27
      Мало того, на китайские микроскопы ЛОМО приклеивало свой логотип. В это время мне пришлось как раз работать на этом предприятии. Это правда. И о высоких зарплатах тут лучше бы помолчали. Как и на других оборонных предприятиях основной состав производственных рабочих состоял из пенсионеров и тех кому осталось до неё немного. Статья простая рекламная брошюра.
  2. RUSmen 15 сентября 2012 07:22
    Просто: работать надо и не связываться с китаем. Китай на самом деле не страна,а балаган какой-то. Был там, знаю.
  3. Братец Сарыч 15 сентября 2012 08:29
    Это рекламная статья? Вроде еще и не особо свежая?
    Относительно недавно была целая серия материалов про ЛОМО и совсем в другом ключе! Как бы помягче сказать, но развалили все по тем материалам, особенно ту часть, что имела отношение к оборонке - и как там было все написано более убедительно...
    Братец Сарыч
  4. andrey.joshua 15 сентября 2012 09:08
    Это уже эхо, от того преднамеренного развала...
    .особенно ту часть, что имела отношение к оборонке
    а это уже, как правило. А вообще, не верю Я этоим цифровым штамповкам, ох... скажется нам, отказ от оптики!?( в прочем нас не спрашивают). Ведь у оптики нет посредников, лиш глаза и наблюдаемый объект!?
    andrey.joshua
  5. APASUS 15 сентября 2012 09:34
    Поставил минус статье.........,
    Пожалуй немногое предприятие которое сократило свое производство просто в десятки раз.Численность 2,5 человек выглядит просто смешно с тем сколько там работало,сколько площадок продали и разворовали.Предприятие выпускало приборы ночного видения для ВС ,сейчас опять будут строить новый завод для производства этих приборов.Я уже не говорю о линзах,биноклях и гражданской оптике.Раньше попасть туда работать было просто престижно,завод гремел на весь Питер ,а сейчас это контора одна из многих.........
  6. Krilion 15 сентября 2012 11:15
    полностью угробили производство отечественных фотоаппаратов...манагеры хреновы...
    1. ankh-andrej 15 сентября 2012 14:15
      Основной доход у них не от оборонного заказа, а от средств за аренду огромного количества высвободившихся производственных площадей. А на развитие производства они тратиться и не думали.
  7. andrei332809 15 сентября 2012 15:28
    помните,такой фотоаппарат был-смена? прост,надёжен и неубиваем. такая ностальгия. потом отжал у бати 72 рубля и приобрёл пятый фэд. а заходя в фотомагазин за реактивами,слюной капал,смотря на ветрину,где выставлены были зенит и киев. мечта,блин

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня