Нецелевое использование: броня для пожарных

43

СЛС-100 «Сойка» в Балашихе. Фото: doroshenko-us.livejournal.com

Гуманитарная миссия танка


Когда танк становится на пожарную службу, тому есть несколько причин.

Во-первых, гусеничная техника часто незаменима в борьбе с лесными пожарами за счет проходимости и возможности доставлять тушащую смесь непосредственно к фронту огня. Температура воспламенения резины не позволяет колесной технике разгребать горящие завалы и приближаться к пламени вплотную.



Во-вторых, броня защищает не только от экстремальных температур, но и от осколков и даже от прямых попаданий снарядов при возгорании артиллерийских складов. Именно поэтому пожарные танки впервые появились именно у военных.


ГПМ-54. Источник: fireman.club

В Советском Союзе за производство бронетехники для огнеборцев отвечал Львовский бронетанковый завод (17-й ремонтный завод), который и по сей день переделывает танки в пожарные машины.

Первый заказ на необычные гусеничные машины пришел во Львов в 1978 году от Главного ракетно-артиллерийского управления МО СССР. К тому времени производственная документация на пожарный танк была разработана и подготовлена инженерами киевского 482-го КТЦ Министерства обороны СССР.

Обратите внимание, пожарная броня понадобилась не танкистам, а именно артиллеристам. Связано это во многом с сибирскими складами боеприпасов, регулярно страдающими от лесных пожаров.

Какое-то время артиллеристы обходились самоделками на базе списанных Т-34, но к 70-м годам эта техника морально устарела. Военные предъявили разработчикам серьезные требования – на борту не менее 10 тонн воды, 2 тонны пенообразователя и наличие лафетного ствола мощностью подачи воды в 40 литров в секунду.








ГПМ-54. Источник: armor.kiev.ua

В качестве платформы выбрали Т-54, с которого убрали башню, водрузив гигантский бак. Благо списываемых со службы танков к тому времени было немало. Имя новинке дали соответствующее – ГПМ-54 (гусеничная пожарная машина).

Первые же испытания показали, что Т-54 не самым лучшим образом подходит на роль огнеборца, во многом из-за большой массы. Огромный расход топлива сокращал время работы пожарного танка, и решили проблему заменой противоснарядной брони на 20-мм стальные листы.

Однако даже в дебронированном состоянии снаряженная масса машина была чрезмерной – пришлось снижать её до 43 тонн сокращением запаса возимой воды до 9 тонн.

Экипаж состоял из двух человек: механик-водитель и оператор пожарного ствола, по совместительству – командир танка. Ключевым недостатком ГПМ-54 был редукторный привод водяного насоса, что не позволяло машине одновременно двигаться и поливать огнетушащей смесью пламя.

Сложностей добавляла и процедура обслуживания силовой установки. Прямо над танковым дизелем расположили поднимающийся на гидроцилиндрах кузов с цистернами. Несмотря на достаточно мощный насос, пожарным не хватало скорости подачи воды. Для того, чтобы потушить пылающие штабели боеприпасов, требовалась большая интенсивность потока воды. Дальнобойность пожарного ствола была около 60 метров, экипажу ГПМ-54 тем не менее приходилось подбираться к пламени на 10 метров – только тогда эффективность пожаротушения был достаточной.

В первую очередь от запредельного жара страдали дизели, выходившие из строя от перегрева. Огонь интенсивно выжигал кислород в округе, обильно насыщал воздух продуктами горения, что также становилось причиной остановки двигателей. Заглохший перед горящим арсеналом пожарный танк – это почти наверняка братская могила. Температура вокруг ГПМ-54 не позволяла экипажу даже выбраться из машины. К сожалению, подобные трагедии случались…








ГПМ-54. Источник: armor.kiev.ua

Лучше всего львовский пожарный танк справлялся с лесными пожарами – для этого у него был предусмотрен бульдозерный отвал. ГПМ-54 способен был проделывать проходы и расчищать горящие завалы. В 2005 году украинский танк модернизировали, добавив ему индекс 01 и новое бульдозерное оборудование ТБС-86. В кабину экипажа добавили еще одно кресло – обязанности оператора пожарного ствола можно было снять с командира машины.

Опыт тушения пожаров на арсеналах в 70–80-х показал новые векторы развития техники для столь экстремальных условий.

Во-первых, очень желательно иметь гораздо большую разовую массу «водяного выстрела» или хотя бы запас огнетушащей смеси.

Во-вторых, высокие температуры требуют систем дистанционного управления пожарными танками.

«Сойка» и другие


Следующим героем истории станет гусеничная машина с длинным именем – роботизированный самоходный лафетный ствол СЛС-100 «Сойка».

Появилась пожарная птичка в ответ на Чернобыльскую аварию, но многочисленные трудности позволили собрать первый опытный экземпляр только к концу 90-х. Базой для СЛС-100 стал Т-54/55, оснащенный системой дистанционного управления и способный работать вблизи источников радиоактивного и химического загрязнения. Когда позволяли условия, самоходный лафет работал под управлением экипажа из двух человек внутри бронированного корпуса.










СЛС-100 «Сойка». Источник: fireman.club

Облегчать «Сойку» было незачем – броня достаточно эффективно поглощала ионизирующее излучение.

Самоходный лафетный ствол не имел запаса воды на борту, но тянул за собой 100-метровый пожарный шланг.

Разработчики из «Всероссийского ордена «Знак Почета» института противопожарной обороны (ВНИИПО)» и ОКБ ПО «Пожмашина» учли ошибки танка ГПМ-54 и оснастили «Сойку» более мощным насосом. Теперь воду можно подавать к очагу на расстоянии в 100 метров, а пену – с 70 метров.

Кстати, «Сойка» установлена на пьедестале возле главного входа ВНИИПО в подмосковной Балашихе. Выпуск малыми сериями самоходного лафета наладили на 61-й ремонтном заводе в Петродворце.

Вопрос дистанционного управления пожарными танками был решен только в конце 90-х годов. Проблему объема огнетушащего залпа удалось преодолеть гораздо раньше – в 1988 году с появлением уникальной машины «Импульс – 2М». Опытные работы по направлению получили характерное имя ОКР «Торможение», а сама гусеничная машина на финальной стадии доработки обозначалась как «изделие 054».

Первые эксперименты проводились на заслуженном шасси Т-55 под именем «Импульс-1». Пожарному танку, ставшему впоследствии серийным, отрядили уходящий из армии танк Т-62 и поставили на крышу… систему залпового огня! Если не брать в расчет характерный цвет машины, то «Импульс – 2М» вполне можно спутать с ТОС «Буратино».

Так называемый многоствольный модуль состоит из 50 стволов, из которых можно вести огонь чем угодно – жидкостями, гелями, песком или порошками, в общем, всем, что не поддерживает горение. Стоит отметить, пожарный танк не запускал реактивные гранаты, а именно стрелял по очагу пожара, словно из пушки.

Платформа Т-62 позволяла выдержать машине отдачу от пяти последовательных залпов из десяти стволов. Если оператор по ошибке взводил более десяти стволов, автоматика блокировала залп.

Важной особенностью нового пожарного танка стала система орошения брони водой или другими изолирующими веществами – печальный опыт сгоревших ГПМ-54 не прошел даром.


«Импульс-2М». Источник: mpulse-storm.com




«Импульс-2М». Источник: vpk.name

Механика тушения горящих артиллерийских складов была несложной.

В отличие от предшественника ГПМ-54, «Импульсу» не было нужды подходить к возгоранию на расстояние 10 метров – достаточно было 70–100 метров. Далее оператор наводил пусковой модуль с 200-мм стволами и производил одиночный выстрел, либо сразу залп. Пламя гасилось метаемым веществом (вода, песок и так далее), а также сбивалось ударной волной, блокировалось продуктами взрыва и дробилось на мелкие, не столь опасные, очаги.

В каждый ствол «Импульса-2М» можно было забить до 30 кг вещества. Это было настоящее советское ноу-хау, автором которого стал Владимир Дмитриевич Захматов, младший научный сотрудник отделения геодинамики взрыва Института геофизики Национальной академии наук Украины. Ученый не только предложил тушить пожар взрывом, но и успешно апробировал свои огнегасящие бомбы в Чернобыле в 1986 году.

Пожарный танк на практике демонстрировал впечатляющие характеристики.

Например, однажды разработчики заполнили 30-метровый овраг глубиной 2 метра резиновыми покрышками, залили все тонной солярки и 150 литрами бензина. Подожгли и отправили разбираться экипаж на «Импульсе-2М». Танк подавил огонь восемью залпами из 10 стволов с расстояния от 10 метров.

Продолжение следует…
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 ноября 2021 18:10
    на борту не менее 10 тонн воды, 2 тонны пенообразователя и наличие лафетного ствола мощностью подачи воды в 40 литров в секунду.

    Это получается на 4 минуты работы what Однако.
  2. +3
    3 ноября 2021 18:11
    Нужный агрегат, однозначно...
  3. Комментарий был удален.
  4. 0
    3 ноября 2021 18:20
    Кстати, Захматов впервые (емнип) предложил тушение и глушение горящих нефте- и газовых скважин направленным взрывом.
    1. +4
      3 ноября 2021 20:12
      Газовую скважину в Узбекистане тушили взрывом ещё в 1965 году.
  5. +3
    3 ноября 2021 20:18
    Первый заказ на необычные гусеничные машины пришел во Львов в 1978 году от Главного ракетно-артиллерийского управления МО СССР.
    Еще бы , именно ГРАУ отвечало за арсеналы и пожары тушить там должны были ее служащие...Странно, что ни кто не подумал использовать для тушения переделанные огнеметные танки типа ОТ-54/55, когда вместо огнесмеси можно было бы выбрасывать огнегасящий порошок
  6. +2
    3 ноября 2021 20:36
    Очень интересно! Ждём продолжения!
  7. +2
    3 ноября 2021 20:39
    А резина на катках не горит?
    1. +1
      3 ноября 2021 21:06
      Горит. В статье же написано - температура воспламенения резины не позволяет технике вплотную приближаться к очагу горения
      1. 0
        4 ноября 2021 13:58
        Для колёсной техники, на самом деле не проблема приблизиться к пожару - вспомните металлические бандажи тракторов конца 19 и начала 20 века. Это означает, что такой конверсии можно подвергать и любую колёсную списанную бронетехнику - она легче и объёмы внутри больше. Кроме того - сейчас есть огнеупорные базальтовые и асбестовые ткани и гофрированные металлорукава, что позволяет пожарные рукава, изготовленные из них, применить в очагах пожара а также организовать орошение чувствительных к огню элементов подвески.
        Основная проблема - такая техника не поставляется заводами серийно за рубеж, хотя клиентов в мире можно было найти.

        [media=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fc/Case_Antique_Tractor.jpg]
        1. +1
          4 ноября 2021 14:31
          Как бывший старший преподаватель института МЧС могу со всей отвественностью утверждать что есть нормативы по расположению техники при работе с очагом горения для безопасности и личного состава и самой техники. Нормативы не я придумал, они созданы вследствие опасности из-за теплообмена инфракрасным излучением. Вполне возможно что с тез пор материалы ищменились в плане огнестойкости и нормативы могли пересмотреть. Как? Я не знаю ибо уже далек от всего этого.

          ЗЫ асбест давно не применяется вследствие его неэкологичности и вредности для дыхательных путей. Это даже в мое время было известно и принято нормативно. Насчет базальтовых наполнителей - не помню уже.
          Пожарные рукава для позиций ствольщиков уже в моемвремя меняли с брезентовых на новые из хитрой синтетики которая не горела и почти не плавилась даже при длительном огневом контакте.
          1. -1
            4 ноября 2021 17:59
            асбест давно не применяется вследствие его неэкологичности и вредности для дыхательных путей. Это даже в мое время было известно и принято нормативно.



            Да асбест вреден. Но вопрос в том как его применять и чем платить за это. Можно придумать одноразовые асбесторукава, которые в обычное время в пластиковом мешке, в котором их запаяли на заводе, находятся. Использованные - подвергать переработке заводской. И гораздо лучше иметь такие рукава, чем не иметь. Нормативы, соответственно, пишутся под уровень достижимого технического прогресса.
            Есть другой вариант - для безопасности асбесторукав вкладывать в двойной пластиковый. Соответственно, пластик в пожаре на рукаве обгорит а асбест будет работать всё равно. Потом рукав утилизировать или переснарядить пластиковыми каналами на заводе. И такой рукав лучше иметь чем не иметь а иметь брезентуху.

            То же самое касается и техники - можно снабдить колёса стальными бандажами или шины сделать плетеными из асбестоволокна, дополнить кабину баллоном высокого давления для дыхания и баком жидкого окислителя для ДВС, вроде пероксида водорода - и нормативы изменять можно будет и возможности другие появятся.
            И рынки новые коммерческие - например, спецпожшины асбестовые можно построить завод и экспортировать такую продукцию для пожарных служб и металлургии других стран.
            1. +1
              5 ноября 2021 12:43
              Цитата: ycuce234-san
              рынки новые коммерческие - например, спецпожшины асбестовые можно построить завод и экспортировать такую продукцию для пожарных служб и металлургии других стран.

              Угу, асбест запрещен практически везде...Кто СМОЖЕТ купить такие шины???
              1. 0
                5 ноября 2021 12:47
                Юрлица, естественно - никто же не запрещает перевозить и использовать, например высокоактивные изотопы для лучевой терапии; химикаты на ж/д сотнями тонн возят за раз.
                Всё это онкогенно, мутагенно и с этим работают с применением мер безопасности.
                А тут спецшины какие то.
                1. +1
                  5 ноября 2021 19:31
                  Есть заменителей асбеста куча.Никто не разрешит использовать что либо при наличии заменителей.
                  Вот например был в СССР хлорофос - изумительное средство от колорадского жука.Только он сильный яд и накапливается в организме.Естественно его запретили - потому что есть заменители

                  Цитата: ycuce234-san
                  высокоактивные изотопы для лучевой терапии; химикаты на ж/д сотнями тонн возят за раз.

                  Все это траспортируется и используется с кучей мер безопастности- исключающей доступ посторонних лиц.
                  А спецшины с асбестом будут изнашиваться при езде и их пыль будет неконтролируема
                  1. 0
                    5 ноября 2021 23:32
                    Из 2 млн. т. годового производства только 1 млн. т. асбеста - российский. Так что утверждение что его сурово и повсеместно запретили не совсем точно - его запретили использовать в жилстроительстве, но это не значит, что его не применяют в машиностроении, химии и много где, даже в промстрое и электротехнике.
                    А пожарная техника из своей службы в основном проводит её основную часть времени до списания, стоя в гараже, в отличие от грузовой фуры или такси, например, да и асбест в тех шинах - на связующей химмассе будет. Не надо беспокоиться что такого рода "девайсы" поступят в свободную продажу в сети автомагазинов.
  8. +1
    3 ноября 2021 21:10
    Хотелось бы услышать мнение хоть кого-то, кто сталкивался с
    Какое-то время артиллеристы обходились самоделками на базе списанных Т-34,
    . Что это, и как оно выглядело. На 100 процентов уверен, что у кого-то есть фото и воспоминание о таких машинах.
  9. +3
    3 ноября 2021 21:34
    Классная статья! Автор! Ждем продолжения с нетерпением!
  10. +5
    3 ноября 2021 21:37
    Автор добавь пожарный танк на базе Т-34
    1. +1
      3 ноября 2021 23:35
      Почему у нас нет такой теxники сейчас? для тушения лесов?
      Нужно создавать спецподразделения с такой теxникой!
      1. +2
        4 ноября 2021 00:32
        У нас такие просторы, что вопрос о нецелесообразно стих авиацией тушить ставят. А вы про гусенечную технику массой в десятки тонн. Она до пожара ехать будет год.
        1. +1
          4 ноября 2021 00:41
          Конечно же , речь не идёт том чтобы тайгу в глуши тушить.
          А например отсекать огонь от жилыx районов в той же сибири! Вопросы доставки теxники, тоже решаемы , при наличии желания!
      2. +2
        4 ноября 2021 03:19
        Цитата: ved_med12
        Почему у нас нет такой теxники сейчас? для тушения лесов?
        Нужно создавать спецподразделения с такой теxникой!

        Почему нет? Есть! Даже пожарные поезда!!!

        1. +6
          4 ноября 2021 12:08
          Наш НИИ разрабатывал пожарный поезд. За неделю до выставки сгорел. Директор чуть не с шашкой наголо бегал. Замяли...
          И такие казусы бывают))
    2. Комментарий был удален.
  11. +2
    3 ноября 2021 21:54
    Интересно!Автору респект!
    Продолжение!!!)
  12. Комментарий был удален.
    1. 0
      3 ноября 2021 23:13
      Пожарный или пожарник? ОГНЕБОРЕЦ!!!!!!!
      1. 0
        4 ноября 2021 14:14
        Пожарник это тот кто спит где ни попадя, огнеборцы они ПОЖАРНЫЕ.
  13. +1
    3 ноября 2021 23:29
    автор-->автор-->автор РЕсПЕКТ!!!!
    Что-то новое, и действительно интересное!
  14. +2
    4 ноября 2021 00:44
    У нас в городе у пожарной академии поставили бтр с системой как у Импульс-2м. Только число стволов сильно меньше
  15. +1
    4 ноября 2021 01:20
    Обзор тяжёлой пожарной техники
  16. +2
    4 ноября 2021 12:10
    Помню, на Украине в районе Днепропетровска году в 2010-м видел из окна вагона на соседнем пути восстановительный поезд, на платформах которого стояла пара тягачей на базе ИСУ-152 белого цвета. С заваренными плитами отверстия под орудия.
    И сильно тогда удивился самому факту наличия таких динозавров.
    1. +1
      5 ноября 2021 12:45
      Цитата: Jager
      Помню, на Украине в районе Днепропетровска году в 2010-м видел из окна вагона на соседнем пути восстановительный поезд, на платформах которого стояла пара тягачей на базе ИСУ-152 белого цвета. С заваренными плитами отверстия под орудия.
      И сильно тогда удивился самому факту наличия таких динозавров.

      На СевКавЖД был тягачем в составе ремпоезда "Шерман".Без орудия правда
  17. +2
    4 ноября 2021 13:55
    Температура вокруг ГПМ-54 не позволяла экипажу даже выбраться из машины. К сожалению, подобные трагедии случались…
    Да уж, страшная смерть. Но думаю что парное применение машин и отработанная тактика отхода экипажа аварийной машины под прикрытием завесы могли бы помочь избежать подобного.

    Спасибо за статью!
  18. 0
    5 ноября 2021 12:51
    Здорово! good Имея отношение к эксплуатации гусеничной техники, читал с большим интересом. И ещё навеяло
    Все как обычно. Бывает время рушить, но всегда приходит время строить. Броня прямо как военный пенсионер.
  19. +2
    5 ноября 2021 14:04
    автору огромное СПС....тем не менее поведую казусную историю с Импульсом...на 3-м ялтинском пожаре не знаю по каким причинам, всё вроде шло успешно,несмотря на большой выход из строя техники, но командование решило задействовать этот самый Импульс, который находился на базе 19 СГПЧ т. Симферополь, ..ну его доставили на тягаче, а в верх по нитке на поляну(штаб пожаротушения) он должен был дойти своим ходом. но не доезжая буквально 300 метров заглох, перекрыв тем самым снабжение поляны, а на тот момент в строю оставались только Боливар (ЗиЛ 131 дизельный) , Неваляшка (Унимог) и пара шишиг (ГАЗ-66)...они в связке еле преодолели это расстояние до поляны, где этот Импульс простоял ещё пару месяцев после окончания оперативных действий по тушению...ну даже если б и дополз , то какой с него толк на козьих тропах...так что вот такая история