Состояние и перспективы парка самолетов ДРЛОиУ в ВКС России

73

Один из первых модернизированных А-50У. Фото Минобороны РФ

Не самой многочисленной, но важной составляющей российских воздушно-космических сил являются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления. В настоящее время основу такого парка составляют машины А-50 в исходной версии и после глубокой модернизации. Кроме того, в обозримом будущем ожидаются самолеты следующей модели А-100 с более высокими летно-техническими и рабочими характеристиками.

В отдаленном прошлом


Перспективный самолет ДРЛОиУ под обозначением А-50 с радиотехническим комплексом «Шмель» разрабатывался с конца семидесятых годов. Тогда же появились первые опытные образцы, а к середине следующего десятилетия самолет довели до эксплуатации в частях ВВС СССР. Затем во второй половине восьмидесятых была проведена модернизация самолета с использованием усовершенствованной версии РТК «Шмель».



Производство самолетов А-50 и их аппаратуры осуществлялось силами нескольких предприятий при ведущей роли таганрогского ОКБ им. Бериева. Эта организация отвечала за интеграцию электроники и выпуск серийных машин. По разным данным, за годы производства заказчику передали не менее 30 самолетов.

В течение девяностых и двухтысячных годов количество строевых и активно используемых А-50 постепенно сокращалось по объективным причинам. Согласно справочнику IISS The Military Balance, к 2011 г. в строю оставалось только 20 самолетов. Позже, в 2014 г. представители предприятий, занятых в проекте модернизации, говорили о наличии в войсках 22 самолетов, включая технику на хранении.


Самолет "33 красный" вернулся в состав ВВС весной 2013 г. Фото Минобороны РФ

Современное состояние парка А-50 под вопросом. Официально такие цифры не раскрывались, а свежий справочник The Military Balance указывает наличие всего 9 строевых самолетов. Впрочем, такие данные не соответствуют новостям последних лет и, по всей видимости, являются ошибочными.

Процессы модернизации


В начале двухтысячных годов стартовала программа модернизации строевых А-50, предусматривавшая капитальный ремонт самолетов-платформ и обновление целевого оборудования. Такой проект получил индекс А-50У и был успешно реализован к концу десятилетия. В 2009 г. опытный А-50У прошел необходимые испытания, и вскоре появился заказ на серийную модернизацию техники.

Модернизацию самолетов ДРЛОиУ поручили предприятиям, ранее участвовавшим в их изначальной разработке. Ремонт и установка новой аппаратуры осуществлялись Таганрогским научно-техническим комплексом им. Бериева, а новый РТК создал и поставлял концерн «Вега».

Первый серийно модернизированный А-50У передали заказчику 31 октября 2011 г. В апреле 2013-го ВВС получили вторую машину в обновленной комплектации. Третьим сданным самолетом в марте 2014 г. стал борт с собственным именем «Сергей Атаянц» и любопытной историей. До 2009 г. он использовался в качестве опытного образца для проведения государственных испытаний. Затем самолет служил летающей лабораторией и помогал совершенствовать новый радиотехнической комплекс. И только через несколько лет машину вернули заказчику и вновь поставили в строй.


Самолет "Таганрог" после модернизации, март 2017 г. Фото "ОАК"

В 2017-19 гг. вновь созданные ВКС России получили еще три модернизированных самолета, по одному в год. Последний на данный момент акт о передаче был подписан 28 марта 2019 г. – это был уже шестой обновленный А-50У.

Тогда же стало известно о начале работ по седьмому самолету. Согласно планам того времени, его модернизация должна была занять более двух лет. Передача намечалась на 2021 г. В дальнейшем эта информация не уточнялась, а новости о передаче нового А-50У пока не появлялись. Возможно, модернизация уложится в график, и самолет возвратят ВКС в самом конце года – «под елочку».

Результат обновления


В ходе текущего ремонта и модернизации осуществляется восстановление технического состояния и продление ресурса базовой платформы в виде Ил-76. Основные летные и эксплуатационные характеристики остаются на прежнем уровне, соответствующем требованиям ВКС и решаемым задачам.

Также производится полная замена радиотехнических средств. А-50У получает современный цифровой РТК, включающий радиолокационные средства, системы обработки данных, средства связи и управления, рабочие места операторов и т.д. Комплекс построен на современной элементной базе, за счет чего отличается меньшими габаритами и энергопотреблением. Также обеспечен рост всех основных характеристик.


Пятый модернизированный А-50У, декабрь 2018 г. Фото "ОАК"

По разным данным, дальность обнаружения целей увеличена до 400-600 км, в зависимости от их типов. Количество сопровождаемых объектов в воздухе, на земле и на воде неизвестно, но сообщалось, что в сравнении с А-50 этот параметр вырос в несколько раз.

Сокращение объемов под целевую аппаратуру позволило улучшить условия работы экипажа. В распоряжении летчиков и операторов теперь имеется помещение для отдыха с буфетом и необходимыми удобствами. Благодаря этому появляется возможность увеличения времени дежурства в воздухе без ущерба для летного и «тактического» экипажа.

Новое поколение


Как минимум, с начала десятых годов ведется разработка нового самолета ДРЛОиУ под обозначением А-100 с РТК «Премьер». В проекте вновь задействованы ТАНТК им. Бериева и концерн «Вега». Целью работ является создание самолета на современной платформе с перспективным РТК, показывающим повышенные характеристики.

В качестве базы для А-100 выбрана современная модификация военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. За счет этого достигается необходимый уровень летно-технических характеристик при росте экономических и эксплуатационных показатель. Силами «Веги» разработан принципиально новый радиотехнический комплекс с повышенными характеристиками. Точные параметры не раскрываются, но утверждается, что «Премьер» превосходит все современные разработки своего класса, как отечественные, так и зарубежные.


А-50У - участник парада на Красной площади, 24 июня 2020 г. Фото АП РФ

В ноябре 2014 г. серийный Ил-76МД-90А отправили на ТАНТК для строительства первого опытного самолета А-100. В прошлом году сообщалось о скором строительстве второго прототипа. Кроме того, для отработки РТК была построена летающая лаборатория на базе одного из имевшихся А-50.

Летные испытания лаборатории А-100ЛЛ начались в октябре 2016 г. В ноябре следующего года состоялся первый полет полноценного опытного А-100 на новой базе. Испытания продолжаются до сих пор, а в ближайшие годы к ним присоединится еще один летный экземпляр. Проверку и отработку техники планируется завершить в 2024 г.

В том же году предполагается запустить серийное производство. Новые А-100 будут поступать в войска и дополнять имеющиеся А-50 и А-50У. По мере выработки ресурса, самолеты имеющихся типов будут списывать, и постепенно «Премьер» станет основой группировки ДРЛОиУ. Впрочем, пока не известны даже примерные сроки такой замены.

Развитие продолжается


По разным данным, в настоящее время в составе ВКС России имеется порядка двух десятков самолетов ДРЛОиУ семейства А-50. В это число входит шесть модернизированных А-50У, а также не менее десятка А-50 в базовой комплектации, ожидающих ремонта и обновления. Кроме того, сообщается о нескольких машинах на хранении, будущее которых неизвестно.


Опытный самолет А-100 "Премьер" в начале испытаний, 2017 г. Фото "Ростех"

Техника двух модификаций активно привлекается к решению задач в рамках различных учений и реальных операций. Так, в последние годы регулярно сообщается о работе самолетов А-50(У) по обеспечению операции в Сирии. Самолеты неоднократно участвовали в воздушных парадах.

Перспективы нашей группировки самолетов ДРЛОиУ ясны и понятны. В обозримом будущем промышленность продолжит модернизацию наличных А-50 по новому проекту с литерой «У». Благодаря этому они получат новые возможности, а также смогут продолжать службу в течение длительного времени. При этом в середине десятилетия ВКС должны получить первые самолеты А-100 новой постройки с повышенными характеристиками и, что тоже важно, с полным ресурсом.

Таким образом, состояние и перспективы российского парка самолетов дальнего радиолокационного обзора и управления в целом не вызывают беспокойства. Даже в самый сложный период истории ВВС сумели сохранить большую часть построенной техники, а в последние 10-15 лет были приложены все усилия для ее обновления и продления сроков службы. Теперь же речь идет не только о сохранении и улучшении наличных самолетов, но и о получении совершенно новых, обладающих самыми серьезными преимуществами. Это означает, что ВКС и вооруженные силы сохранят возможность следить с воздуха за обстановкой в радиусе сотен километров.
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +30
    3 ноября 2021 05:49
    состояние и перспективы российского парка самолетов дальнего радиолокационного обзора и управления в целом не вызывают беспокойства.

    А я из статьи сделал прямо противоположный вывод.
    1. +26
      3 ноября 2021 06:04
      Какие могут быть перспективы. Если с 1991 года не произведено ни одного самолета ДРЛО. Сейчас на вооружении всего 9 машин 5 А-50 и 4 А-50У. В основном стоят на стоянках аэродрома Иваново (Северный).
      Самолет А-100 планировались начало поставки в ВВС еще в 2016 г, но первый образец с макетом антенны взлетел только в 2017. Каково состояние работ молчат.
      1. +27
        3 ноября 2021 07:51
        Точные параметры не раскрываются, но утверждается, что «Премьер» превосходит все современные разработки своего класса, как отечественные, так и зарубежные.
        Даже американцев превзошли? Которых в процессе создания и эксплуатации самолётов ДРЛО всегда пытались догнать?!
        1. +21
          3 ноября 2021 07:52
          Как-то делается все у нас в последние годы через не пойми что. На словах впереди планеты всей, по делам слова сквозь слезы.
          1. -9
            3 ноября 2021 14:36
            ну как бы требуется время для решения любой задачи,С-350/400/500 или т-90м тому примеры,через пару лет прибавится Т-14 и Су-57..Тот же Коновалов в свое время активно писал что "не будет никакого С-500,это все фикция",а сейчас уже пишет "Прежде всего, С-500 - свидетельство того, что наш оборонно-промышленный комплекс и наша конструкторская мысль развиваются. Это совершенно новый комплекс, который продолжает линейку знаменитых С-125, С-200, С-300, и так далее"..Хотя в рамках ДРЛО я бы ставку делал на на БПЛА Гелиос
            1. 0
              3 ноября 2021 15:01
              Сколько времени потребуется не знаете? Развалить сердюковскими реформами и года не потребовалось. После них что-то особо не напрягаются.
              Что касается С-500 то сравните состав С-400 и С-500
              1. -1
                3 ноября 2021 15:51
                забавно..а он тут при чем ?)Если брать по факту-то как раз интенсификация ВСЕХ новинок вооружения началась именно при нем,до него у нас если что новое и появлялось,то только за счет иностранного заказа..Так что тут вопрос почему же при Шойгу за 7 лет ничего не выстрелило из новинок?
                В реальности все просто- когда рассказывают про новый вид вооружения почему то все начинают считать что завтра его в войска отправят..
              2. 0
                3 ноября 2021 17:29
                Цитата: ВАШ
                Что касается С-500 то сравните состав С-400 и С-500

                =======
                А ЧЕГО там "сравнивать"? Вы бы еще сравнили состав частей ПВО, оснащенных "Осой" или "Стрелой-10" и, к примеру "Витязей" и "Бук-М3"! К чему мелочиться? Уж не говорю о том, что С-400 сведены в полки, а С-500 - в бригады!
                P.S. А, ну да! Вы ж у нас - "крупнейший эксперт всех времен и народов" в области ПВО!! Вот только одна беда - даже на ПРОСТЕЙШИЕ вопросы ответить так и НЕ МОЖЕТЕ! lol laughing
                1. +1
                  4 ноября 2021 03:15
                  С вами тяжело спорить у вас два друга все вам рассказали один в РТВ служил второй в ПВО.
        2. +10
          3 ноября 2021 09:04
          Цитата: Вождь краснокожих
          Даже американцев превзошли? Которых в процессе создания и эксплуатации самолётов ДРЛО всегда пытались догнать?!

          Ну тут главное правильные термины подобрать. Скажем, ожидаемые (в будущем) характеристики А-100 превышают текущие характеристики нынешних американских самолетов ДРЛО. Или что-то такое. При этом понятно, что к моменту ввода А-100 в реальную эксплуатацию вероятный противник тоже что-то новое подгонит.
        3. +8
          3 ноября 2021 14:48
          Даже американцев превзошли? Которых в процессе создания и эксплуатации самолётов ДРЛО всегда пытались догнать?!

          Был момент, когда они нас догоняли. Первая настоящая зеркальная ( а не набор директорных, как на тогдашних "Хокаях" ) , вращающаяся вместе с обтекателем . Ту -126.
          1. +6
            3 ноября 2021 17:52
            Цитата: dauria
            Был момент, когда они нас догоняли

            При Союзе они нас по многим параметрам доганяли. Мы банально не догнали их по джинсам и жевачкам, и это сыграло злую шутку с Великой страной. request
      2. +1
        3 ноября 2021 22:11
        Слыхал, что разработка А-50 обошлась государству слишком дорого. Поэтому при разработке А-100 решили пойти по модному нынче пути создания цифровых двойников для сокращения расходов. Судя по тому, что сроки затягиваются, что-то там не срослось.
      3. -1
        30 декабря 2021 22:51
        Не все так плохо. В строю 7 модернизированых А-50У и работа по модернизации А-50 продолжается.

        Это эффективнее, дешевле и быстрее, чем строить новый самолёт.

        А-50У по возможностям равносилен А-100. Разница у них только в том, что А-100 это новый самолёт, а А-50У старый, прошедший капитальный ремонт.

        Кроме того у нас постройка новых транспортных Ил-76 идёт тяжело, а если ещё нагружать завод самолётами ДРЛО, то вообще ничего не успеем.
      4. 0
        3 января 2022 20:13
        Привезли на ремонт самолёт в Иваново. А на АРЗ говорят, что оборудование РЭО должно быть рабочим!!!Дак мы им самолёт везём!!!!????
        1. Комментарий был удален.
    2. +23
      3 ноября 2021 06:14
      Цитата: Пиджак в запасе
      А я из статьи сделал прямо противоположный вывод.

      Из статьи делается вывод о катастрофической ситуации с ДРЛО. Даже то что в теории способно летать, устарело безвозвратно.
    3. +14
      3 ноября 2021 08:15
      Цитата: Пиджак в запасе
      состояние и перспективы российского парка самолетов дальнего радиолокационного обзора и управления в целом не вызывают беспокойства.

      А я из статьи сделал прямо противоположный вывод.

      Да ладно Вам, зато каждый самолёт именной, почти как в годы первой мировой… если их много наклепать имен не хватит…
      PS: беспокоиться и не стоит - так отстали, что и не догнать
  3. +26
    3 ноября 2021 06:18
    Если не сравнить с американцами, то абстрактные цифры боеготовых самолетов не вызовут понимания, в каком глубоком месте мы находимся. Странный перекос в сторону истребителей и бомбардировщиков, с полным унынием в области ПЛО, заправщиков и ДРЛО наводит на мысль, что мы опять думаем, что враги дураки а мы такие раз и победили.
    1. -23
      3 ноября 2021 10:39
      "Если не сравнить с американцами, то абстрактные цифры боеготовых самолетов не вызовут понимания"

      Дело в том что у нас оборонная доктрина, мы полагаемся больше на наземные РЛС, в том числе мобильные. Север европейской части России тоже прикрыт не плохо, плюс МиГ-31 и А-50 в Иваново. Кроме Сирии нам их и отправить то некуда. Америке есть куда,- они везде воюют или готовятся воевать. СЯС,- главный гарант нашей безопасности, а с Украиной мы и без А-100 справимся. Путин хорошо понимает что с такой страной как Россия, воевать никто не хочет. Проще подорвать изнутри. Потому на МВД и ФСБ (с погранцами) денег выделяют не меньше чем на армию.
      1. +4
        3 ноября 2021 15:54
        Если исходить из того, что у нас на Тихом океане примерно 6 тыс км морской границы и учитывая необходимость как минимум ЦУ для ПКР и ТТХ, то получается, что только там нам необходимо 6 самолетов для одновременного дежурства. А по факту в 2 -3 раза больше.
        И это только Тихий океан.
        Если на вскидку прикинуть, то необходимо иметь не менее 40-50 шт. по минимуму. это только чтобы прикрыть границы. А нужны еще отдельные на прикрытие отдельных районов страны либо для экспедиционных сил.
        1. +1
          20 декабря 2021 02:43
          вы как то в кучу задачи ВКС и ВМФ не мешайте ))) вас диванных маршалов как почитаешь то бюджета Пентагона не хватит даже по минимуму защитить РФ . Потому как по вашему минимуму у нас самолетов ДРЛО должно быть больше чем у Пентагона )))
          1. 0
            20 декабря 2021 10:16
            Ну как то сейчас около 50 шт ДРЛО есть у США.

            И еще кроме ДРЛО у них еще более сотни Посейдонов и Орионов, которые также могут использоваться в качестве ДРЛО.
      2. Комментарий был удален.
      3. +2
        4 ноября 2021 15:09
        Цитата: URAL72
        Дело в том что у нас оборонная доктрина, мы полагаемся больше на наземные РЛС, в том числе мобильные.

        А что, ДРЛО для обороны не нужно? Без ДРЛО ПВО отдаёт малые высоты противнику - потому как дальность обзора наземных РЛС на МВ глобально ограничена радиогоризонотом, а локально - складками местности и прочими затеняющими сектор обзора вещами.
        Цитата: URAL72
        Север европейской части России тоже прикрыт не плохо, плюс МиГ-31 и А-50 в Иваново.

        И сколько тех А-50?
        Их даже в советские времена не хватало - не от хорошей жизни начались все эти игрища с ДРЛО на базе звена МиГ-31 с "Заслонами".
        Цитата: URAL72
        СЯС,- главный гарант нашей безопасности, а с Украиной мы и без А-100 справимся.

        Отдадим малые высоты противнику? Отличная стратегия, в духе ПВО Сирии в войне 1982 года.
        1. 0
          30 декабря 2021 22:58
          потому как дальность обзора наземных РЛС на МВ глобально ограничена радиогоризонотом, а локально - складками местности и прочими затеняющими сектор обзора вещами.


          Наземные РЛС в России есть и загоризонтные, используется принцип отражения радиоволн от ионосферы - "Контейнер". Дальность 3000 км, сопровождают тысячи объектов.
      4. ban
        -2
        5 ноября 2021 09:37
        Да мы их всех просто шапками закидаем!
        Уряаааа!!!!!
  4. +34
    3 ноября 2021 07:51
    Не надо малодушничать!
    Автор отметил, что "самолеты неоднократно участвовали в воздушных парадах", а это говорит о том, что " состояние и перспективы российского парка самолетов дальнего радиолокационного обзора и управления в целом не вызывают беспокойства."
    1. +1
      4 ноября 2021 07:25
      Так точно, поводов для беспокойства не отмечаю.... Здравствуйте дорогой друг по крылатому строю!
  5. +16
    3 ноября 2021 09:20
    С таким количеством самолетов ДРЛО как у нас и такой большой территорией эти самолеты только для парадов и показательных учений и предназначены. В Японии боеготовых самолетов ДРЛО гораздо больше.
    1. +14
      3 ноября 2021 12:34
      Хотел бы высказать опасение, что толку нет от ДРЛО, если нет достаточного количества топливозаправщиков к ним. Весь же смысл в непрерывности наблюдения, а не как в Сирии пригнали в Хмеим борт, посветили им на фоне бетона и отогнали обратно.
      И вот с топливозаправщиками у нас вообще беда. Сколько их -12? На все!!! На первых лиц страны которых надо спасать если что, на командование оперативное, на стратегов, на тяжелые бомберы типа Ту-22м (раз уж приделали штангу назад - нужно пользоваться) на сложные операции ВВС с кучей согласованных действий. Так что ну наделаем еще 10 А-50м - помоему безопасность никак не увеличится, т.к. летать они не смогут непрерывно. А когда имеешь в виду, что у американцев под 450-500 топливозаправщиков....
      1. +2
        3 ноября 2021 23:38
        Хотел бы высказать опасение, что толку нет от ДРЛО, если нет достаточного количества топливозаправщиков к ним.

        Абсолютно с вами согласен, проще перечислить с чем у нас проблем нет, чем с тем что у нас есть. Заправщики самолеты нужные, безусловно но все же проще сделать самолет заправщик чем самолет ДРЛО.
    2. -17
      3 ноября 2021 14:29
      У России по мимо этих самолётов и различные наземные РЛС имеются в том числе загоризонтные а так же наземные комплексы управления восками А 50 это сейчас как дополнение -дублирование вышеописанному
      1. +8
        3 ноября 2021 18:14
        Цитата: Вадим237

        -3
        У России по мимо этих самолётов и различные наземные РЛС имеются

        Да никто Вадик и не сомневался, что вы опять зализывать дыры будете.
        1. -6
          3 ноября 2021 22:00
          В данном случае дыры зализываете Вы - свои бредом в принципи это с вами стандартно.
          1. +4
            4 ноября 2021 06:21
            Цитата: Вадим237
            это с вами стандартно.

            Да Вадик, здравый смысл и реальный взгляд на вещи мой стандартный набор.
            В отличии от вашего урякания, и убеждений что не все так плохо, как кажется. Вы и подобные вам постоянно убеждают, что все хорошо, и работы ведутся. Но с каждым годом результат почему то нулевой, или со знаком минус.
            Поэтому Вадик, практически все на ВО знают что вы ангажированы. И скорее всего вы здесь на работе.
      2. +1
        4 ноября 2021 00:56
        А можно уточнить, сколько их на том же дальнем востоке? Я слышал про 1 станцию "Подсолнух" под Владивостоком (дальность - 400 км) и 1 "Телец" на Камчатке (дальность - 250 км)
        И да, ЗГРЛС очень плохо различают низколетящие малогабаритные цели (те же томагавки)
        1. 0
          30 декабря 2021 23:12
          Загоризонтные РЛС все отлично различают, помню как-то лет 5 назад они засеки пуски ракет в сторону Сирии из Средиземного моря, засекли Ф-35 в тот день когда в Иране сбили украинский борт.

          Загоризонты РЛС имеют недостаток - они не видят вблизи, но это перекрывается обычными РЛС.
  6. +15
    3 ноября 2021 09:22
    А у меня вот вопросы:
    1. Почему , при модернизации, на А50 не ставят АФАР антенны?
    2. Почему не используется "тележка" Ил-96 для ДРЛО?
    3. Почему не отрабатываются самолеты ДРЛО меньшего веса (коммерческие) типа Ту204 или ССЖ или МС-21. С "бревном на спине" или встроенными системами?
    4. Не видно и не слышно о чем то на основе Ил114.

    На Западе малые самолеты типа Хокая или на основе комм лайнеров интенсивно используются в тактических операциях с истребителями, разведке....
    1. +4
      3 ноября 2021 23:28
      Потому что у Кремля в приорите гипер звуковые ракеты, Пасейдоны, Сарматыи прочая сильно пугающа я Запад муть, и она же заставляющая очень гордится страной урапатриотов. Кремль уже реально напуган приближением войны из за Украины. И ему главное старательно показать- не смейте даже начинать, мы всех в труху!... Так что не ДРЛО самолетов сейчас и полноценных эсминцев. Нам бы хотя бы турков по эффективности БПЛА догнать...
      1. 0
        30 декабря 2021 23:09
        Кремль уже реально напуган приближением войны из за Украины.


        Чушь не несите!!!

        Кремль ничем не напуган и проводит свою политику без оглядки на Запад - Грузию к миру принудили, Крыму дали возможность спокойно определиться со своим будущем, в Сирии ИГИЛ уничтожили.

        И приоритет у Кремля - это сбалансированное развитие вооружённых сил и флота в целом, а не какого-то одного направления и не ценой обнищания населения, как было в СССР.

        Надо трезво оценивать возможности бюджета России и МО, а то вам и старый А-50 надо модернизировать и новый А-100 хотите да ещё на базе Ил-96 и ещё аналог Як-44 и самолёты ПЛО и заправщики давай и сразу и ещё обязательно БПЛА как у турок (хотя он и так уже есть - Орион).

        А стратегические силы это ерунда Бореи, Сарматы, Посейдоны. Так по вашему?! ))

        Нет, не так!!! Стратегические силы - это основа безопасности страны и поэтому они в приоритете, а все остальное тоже важно, но при этом разумность и эффективность использования ресурсов никто не отменял.

        Зачем делать новый самолёт ДРЛО, если можно за меньшие средства и время из старого сделать такой же по возможностям или очень близкий к нему?! Незачем, вот и модернизируют А-50, а не делают их с нуля.

        Как все А-50 модернизируют, так и будут делать на новых самолётах А-100, а после и противолодочными и всеми другими самолётами займутся.
    2. +4
      4 ноября 2021 00:20
      А у меня вот вопросы:

      Вопросы правильные, к тому же есть готовые самолеты, тех же Ту-204 около 50 на хранении, надо только поставить оборудование, сами самолеты уже готовые и практически бесплатные, и сделать из него массовый самолет ДРЛО будет гораздо дешевле чем постройка десятка А-100, под который и самолётов то нет.
      Ту 204 самолет великолепный, может патрулировать до 10 часов, двигатели у него такие же как на новом Ил-76МД-90А, ресурс на этих самолетах остался огромный. Если в будущем провести ремоторизацию и поставить новые двигатели ПД-14, то время патрулирования еще вырастит, вместе с экономичностью.
      Со всех сторон хорош этот проект, и по хорошему это был бы самый разумный выход для нашей страны, но есть одна проблема, денег срубить уважаемым людям не получится, потому это проект при этой власти не реализуем.
      На Западе малые самолеты типа Хокая или на основе комм лайнеров интенсивно используются в тактических операциях с истребителям

      У нас был подобный проект Як-44 и его возобновление было бы тоже разумным, на его базе можно было бы создать не только очень нужный нам малый самолет ДРЛО, но и вариант самолета ДРЛО морского базирования для нашего ТАВКР. На базе Як-44 можно было бы построить и гражданскую версию самолета, для замены Ан-2, Ан-28 и L-410, это бы значительно снизило стоимость самолета.

      Если к нынешней системе ПВО Итурупа, Кунашира и Шикотана добавить 6-8 самолетов ДРЛО Як-44, добавить дивизион С-350 и пару эскадрилий Су-30СМ2, то ПВО этих островов станет практически неприступным. Комплексы С-400 и С-350 станут действительно дальнобойными и будут контролировать воздушное пространство на сотни километров вокруг, включая низколетящие цели, что без самолетов ДРЛО сделать невозможно. Сложно себе представить возможности воздушного патрулирования на этих островах самолетами А-50У или А-100, это был бы очень разорительный аттракцион для нашей страны.
      1. 0
        4 ноября 2021 15:07
        Хокай можно и не повторять….для сухопутных ВВС делают АВАКС на основе джетов , бревно на спину и вперед. Тот же ССЖ100 в некоторых версиях летает до 6000км…
      2. 0
        4 ноября 2021 15:16
        Цитата: ramzay21
        У нас был подобный проект Як-44 и его возобновление было бы тоже разумным, на его базе можно было бы создать не только очень нужный нам малый самолет ДРЛО, но и вариант самолета ДРЛО морского базирования для нашего ТАВКР.

        Як-44? Не взлетит. Подсказка - смотрите разработчика и производителя движков.
        А под новые движки придётся переделывать весь самолёт.
    3. +1
      4 ноября 2021 15:15
      Цитата: Zaurbek
      2. Почему не используется "тележка" Ил-96 для ДРЛО?

      Потому что по А-50 есть советская база и задел. А на базе Ил-96 придётся проектировать самолёт ДРЛО с нуля. Там одна ЭМ-совместимость надолго вгонит в ступор конструкторов.
      Цитата: Zaurbek
      3. Почему не отрабатываются самолеты ДРЛО меньшего веса (коммерческие) типа Ту204 или ССЖ или МС-21. С "бревном на спине" или встроенными системами?

      См. п. 2. Плюс SSJ и МС-21 критически завязаны на импорт - и в случае создания на их базе военного самолёта под санкции попадёт и выпуск базовой гражданской модели.
      1. +2
        4 ноября 2021 15:24
        Давайте исходить из того , что Ил96 и 76 делает одно КБ , или схожего размера и используют похожее брэо и ТРД. Поэтому, работа вполне по силам. По вопросу « тарелки» есть разные схемы и без неё. Что касается остального, то на основе ССЖ можно пробовать не военные системы и отрабатывать примение и над ССЖ идет работа по локализации……. МС21 да, но есть готовые Ту204….
        1. -1
          4 ноября 2021 15:34
          Цитата: Zaurbek
          Давайте исходить из того , что Ил96 и 76 делает одно КБ , или схожего размера и используют похожее брэо и ТРД. Поэтому, работа вполне по силам.

          Давайте исходить из того, что Ил-76 изначально разрабатывался как транспортный самолёт для ВВС, под нормы военной авиации. А Ил-96 - как пассажирский для ГА, под гражданские нормы по той же прочности и ЭМС.
          И вот на этот фюзеляж с этим БРЭО мы ставим тяжёлый кронштейн с вращающейся тарелкой / колбасой и мощным излучателем, боковые лепестки которого неминуемо будут попадать по самолёту. smile
          1. +2
            4 ноября 2021 17:16
            Не РФ, к сожалению, законодатель моды сейчас по АВАКСАМ…. А что мы видим у конкурентов? 99% носителей - гражданские лайнеры разных типоразмеров …основные схемы: тарелка, бревно на спине, интегрированные РЛС в нос, хвост, бока фюзеляжа…….
          2. 0
            4 ноября 2021 23:28
            Ил76 рамповый грузовик…….для перевозки негабаритного груза и посадки на грунт. И платит за все это дальностью и комфортом. Любой грузовой вариант Ил96 в разы эффективнее… и не думаю, что аппаратура дрло переживет посадки на грунт
    4. +6
      4 ноября 2021 18:16
      Цитата: Zaurbek
      А у меня вот вопросы:
      1. Почему , при модернизации, на А50 не ставят АФАР антенны?

      Нет в РФ АФАР . Кроме разве что МРЛС комплекса С-500 , но она первая АФАР на вооружении ВС РФ .
      Хотя разговоры о применении на А-100 АФАР были лет 10 назад , хотелитри полотна под обтекатель упрятать . Неподвижные полотна .
      Цитата: Zaurbek
      2. Почему не используется "тележка" Ил-96 для ДРЛО?

      А кому и куда такая "Годзила" нужна ?
      Во первых особые требования к ВПП и обслуживанию .
      Во вторых - их просто нет . Несколько бортов штучной сборки для спец.отряда .
      В третьих - Ил-96 СЛИШКОМ дорог , прожорлив и требователен в эксплуатации .
      В четвёртых - Ил-76 может при нужде сесть и взлететь с грунтовой полосы , а его полная унификация с самолётами ВТА , делает его эксплуатацию и ремонты планера необременительными .
      Цитата: Zaurbek
      3. Почему не отрабатываются самолеты ДРЛО меньшего веса (коммерческие) типа Ту204 или ССЖ или МС-21. С "бревном на спине" или встроенными системами?

      Нет технической возможности , нет желания и понимания высшим руководством Страны и Армии в необходимости таких машин ... и нет нормально организованного производства даже базы под такие специализированные самолёты . Из названных платформ серийно производятся только Супер-Джет-100" , да и то с иностранными двигателями , что исключает его использование в ВС РФ .

      Цитата: Zaurbek
      4. Не видно и не слышно о чем то на основе Ил114.

      Такого самолёта не существует .Ибо даже демонстрационная модель собрана из старого корпуса(начала 90-х) , экспериментальных и критически неготовых двигателей и какой-то авионики . Больше по этому самолёту ничего нет . И не будет - двигателей для них НЕТ .
      Цитата: Zaurbek
      На Западе малые самолеты типа Хокая или на основе комм лайнеров интенсивно используются в тактических операциях с истребителями, разведке....

      yes И на Востоке тоже . И на Юге . И в Западном полушарии - латино-американской его части .
      Они это просто покупают - в США или Израиле . Китай над этим работает - приладил "гриб" на спину клону Ан-12 и гонит их серией , готовит и палубника .
      У нас этим НИКТО не занимается .
      Нет техзадания , желания , да и исполнителей уже .

      Статейка заказная , "бодренькая" и ни о чём .
      Самолётов ДРЛОиУ видимо ВООБЩЕ в РФ не будет .
      К сожалению .
      Ибо такие самолёты КРИТИЧЕСКИ необходимы для ведения современной войны в воздухе и для отражения налётов КР на ПМВ .
      1. 0
        4 ноября 2021 23:31
        Пфар производят…..почему его не поставить?
        1. +3
          5 ноября 2021 05:28
          Чтобы ставить , надо иметь КУДА СТАВИТЬ .
          Ставить не на что .
          Строить новые желания нет . На Таганрогском АСЗ - бардак . Вега всё провалила , не только тему ДРЛОиУ .... Военные тему не педалируют - ВКС командует пехота , они просто не понимают ... Как не понимают и во Флоте , которыми тоже командуют(флоты подчинены округам , кроме СФ , который сам округ) .
          Самолёт ДРЛОиУ , это не просто летающий радар , это Комплекс - авиационный , РЛС , РТР , АСУ , системы связи , навигации , шифрования и пр. , пр. ... А в РФ Воронежский Авиаприбор угробили ... Производство частично передали в Ульяновск , а он не справляется ... и качественно , и количественно ...
          СЕРДЮКОВ рулит ныне авиапромышленностью - непотопляемый , безсмысленный и безпощадный . Серд.ковщина .... "оптимизация" ... сиречь - уничтожение авиапредприятий и свёртывание авиапроизводства . Как результат - резкое сокращение производимых в год самолётов и вертолётов .
          А если авиапроизводство сворачивается , зачем и самолёты боевого управления ?
          Саботаж всего и вся .
          Отговорка\оправдание - "Вега" проектируя РЛК и РТК для А-100 , расчитывала на американскую радиокомпонентную базу(! belay ) ... а тут "нежданно" - санкции .
          И ещё вопрос - куда эти самолёты построив , определять ? Кому подчинять ? Кому за это отвечать ?
          Опыта эксплуатации и использования таких самолётов в современной РФ ... не особенно . Изначально их строили(в СССР) для ПВО - освещение воздушной обстановки на ПМВ ... А ныне ПВО в ВКС , а командует ВКС ... ПЕХОТА .
          Которая просто не понимает .
          Поэтому не требует .
          И всем хорошо .

          ... Главное , что Верховного Главнокомандующего это устраивает .
          1. +2
            5 ноября 2021 15:07
            Воронежский завод где делали авионику (СВС, СОС , СПКР , ПВД и другие системы для всех ЛА) был самостоятельным предприятием. Он и разрабатывал эти системы. Например СПКР-М2 для Су-34.
            Или СОС-2-7-3 для Су-30СМ. Для Ту-160 делали СОС-5. И датчики углов атаки ДАУ для авиации тоже его профиль.
            В Ульяновске куда передали номенклатуру было ранее 2 завода - Утес и Ульяновское конструкторское бюро приборостроения. Потом слили в один под руководством последнего.
            Но это уже не самостоятельная организация а структура КРЭТ. Со всеми вытекающими.
            Они уже даже продукцию 30-летней давности воспроизводить не могут. А хотите ее ? Дайте еще десятки миллионов в их московскую контору.
            Нового там мало что проектируют. И дисплеи для Су-30/Су-34 это лишь японская/корейская ЖКИ-матрица с поляризатором и отечественным корпусом. За 2 миллиона рублей!
            А еще могу про часы для Су-34 рассказать от московского завода за 480 тысяч рублей! (см. Изд. 781) При том что себестоимость их производства в 20-30 раз ниже.
            Но хорошо руки греют на ГОЗе. Знают раз для государства, так можно и любую цену заломить. И вынуждены будут отдать.
  7. +12
    3 ноября 2021 10:08
    Таким образом, состояние и перспективы российского парка самолетов дальнего радиолокационного обзора и управления в целом не вызывают беспокойства.
    - пгостите, статью писал аналитик минобороны США? тогда да, им беспокоится нечего, а вот нам как раз наоборот... hi
  8. +3
    3 ноября 2021 10:54
    Нам нужны три типа ДРЛОиУ по размерам - малый, средний и большой. Большие есть- А50(У), а малых и средних нет. Малый это например на базе ЯК-40, или ИЛ-114, средний на базе Суперджет или МС-21. По количеству надо штук по пятьдесят. Вот тогда мы приблизимся к нормальному контролю за воздушной обстановкой. В принципе в воздухе должны находиться как минимум 4-5 самолётов по современной военной обстановке, хотя бы по одному на каждую сторону света. Ещё набил оскомину вопрос о корабельном ДРЛО. Он вообще универсален для нашей страны, с возможностью посадки на короткую ВПП. Почему бы не сделать ДРЛО на базе гидросамолёта?
    Подлетел например к Англии, отдежурил сутки-трое и домой по замене.
    У меня тоже мнение что с самолётами ДРЛО и У положение поганое.
    1. +2
      4 ноября 2021 00:24
      Нам нужны три типа ДРЛОиУ по размерам - малый, средний и большой. Большие есть- А50(У), а малых и средних нет. Малый это например на базе ЯК-40, или ИЛ-114, средний на базе Суперджет или МС-21.

      Лучше два типа. Первый на базе имеющихся самолетов Ту-204, с возможным строительством дополнительных новых самолетов с двигателями ПД-14. Второй самолет это разрабатываемая при СССР копия Хоккая Як-44
  9. +9
    3 ноября 2021 12:40
    в 2004 году началась работа над третьей моделью, А-100 «Премьер». Разработчики «Вега» и ТАНТК имени Бериева. И как всегда стали переносить сроки.
    А-100 должен был пойти на службу в 2014 году. Затем в 2016-м. В 2017-м министр Шойгу объявил о том, что самолет будет готов в 2020-м. Вот он, 2020, и в апреле все тот же Шойгу не дрогнув, объявляет о том, что А-100 будет закончен в 2024-м.
    То есть через 20 лет после начала разработки. Я об этой разработке читал когда ещё не существовал наш сайт ВО
    1. 0
      3 ноября 2021 18:20
      Цитата: Codett
      Разработчики «Вега» и ТАНТК имени Бериева.

      Если ТАНТК был имени Берии, было бы в разы быстрее. laughing
  10. +1
    3 ноября 2021 12:42
    В какой то из предыдущих статей писали что Ил-76 для целей ДРЛО - плохой вариант.
    Т-образный хвост сильно ограничивает заднюю полусферу.
    1. +4
      3 ноября 2021 13:07
      Это был массовый тяжелый самолет и военные готовились к большой войне с подбитыми аэродромами.......На самом деле и сейчас это единственный самолет с такой ГП в серии.....другое дело, что технологии ушли вперед и масса системы уменьшилась.
  11. +11
    3 ноября 2021 13:35
    Таким образом, состояние и перспективы российского парка самолетов дальнего радиолокационного обзора и управления в целом не вызывают беспокойства.

    Тяжек хлеб пропагандиста - агитатора по оболваниванию народных масс. Как писал Владимир Ильич Ленин:
    "В агитации надо предоставить каждому агитатору выбирать те средства, которые имеются у него в распоряжении: один агитатор производит наибольшее впечатление благодаря своему одушевлению, другой — благодаря своему едкому сарказму, третий — благодаря уменью приводить массу примеров и пр."

    У этого агитатора в распоряжении метод переливания из пустого в порожнее.
  12. +4
    3 ноября 2021 17:10
    И что самое главное, никакой конкретики,а именно сроков и количества поставок. Все ля-ля тополя!
    1. -5
      3 ноября 2021 22:03
      Как только так сразу узнаете - а спешить некуда пускай испытывают дорабатывают и дают войскам качественную технику.
  13. +6
    3 ноября 2021 19:42
    Всю статью можно уложить в одну фразу - Самолетов А50 и А50У примерно два десятка в различной степени готовности и один А100 на испытаниях.
    1. 0
      3 ноября 2021 22:01
      Да статья реально ниочём.
  14. +4
    3 ноября 2021 23:19
    Статью не Рогозин случайно писал?) Так все радужно на словах, и так все грустно в реальности.
  15. Комментарий был удален.
  16. -1
    4 ноября 2021 12:32
    Сопоставляя статью и фактическое состояние дел можно сделать уверенный вывод, что дела идут ни шатко ни валко (если выражаться сдержанно-оптимистично)...
  17. -1
    4 ноября 2021 12:49
    Цитата: Ингвар 72
    Цитата: Вадим237
    это с вами стандартно.

    Да Вадик, здравый смысл и реальный взгляд на вещи мой стандартный набор.
    В отличии от вашего урякания, и убеждений что не все так плохо, как кажется. Вы и подобные вам постоянно убеждают, что все хорошо, и работы ведутся. Но с каждым годом результат почему то нулевой, или со знаком минус.
    Поэтому Вадик, практически все на ВО знают что вы ангажированы. И скорее всего вы здесь на работе.

    И он не одинок (о чём уже говорилось)...
  18. -1
    4 ноября 2021 13:50
    Цитата: ВАШ
    Развалить сердюковскими реформами

    Как это видится сейчас, то у Сердюкова задача была другая, - подготовить ВС к полномасштабному перевооружению. Финансово и организационно. Очистить от совершенно дикой кредиторки, убрать лишние присоски и структуры, поменять кадры и т.п. Чтобы будущие огромные финансовые потоки попросту не ушли в песок. Вот такой вот Табуреткин. Кстати, либеральная общественность, поначалу довольно нейтрально воспринявшая назначение какого-то там гражданского на главный военный пост (и даже где-то с одобрением, - ну как же, общемировой тренд как-никак), потом, почуяв неладное, стала обильно поливать его помоями и спустила всех собак.
    1. +1
      4 ноября 2021 21:47
      Денежка все равно налево утекала к фавориткам и не только. Ну и что то оптимизировали так, что теперь уже и не реанимировать. Полезное. Так что Сердюкову по любому минус, ну то, что не посадили, понятно, воровал то свой, да ещё и делился щедро. Бабы конечно красивые были. И умные, насчет как охмурить. И он был не против. Страна, как обычно, умылась помоями, и поплыла дальше.
      1. 0
        5 ноября 2021 06:27
        Денежка все равно налево утекала к фавориткам и не только

        Да-да, и на дворцы с комнатами для грязи.
        Мне нечего вам возразить, поскольку вы более информированы и имеете представление о всей картине вплоть до деталей - кто был не против и кто кого охмурял
  19. 0
    4 ноября 2021 20:40
    А-100 обещают к 2024. Первый. А нужно бы шт. 10 - 12, как минимум. Но нужен ещё и самолёт поменьше, чтобы не гонять волкодава при охоте на белок. Какая платформа? ИЛ-114?
  20. 0
    20 декабря 2021 03:10
    Судя по коментам бюджет МО РФ походу больше бюджета пентагона .Давайте самолетов ДРЛО много и разных , все украдено до нас тд и тп . Почитаешь эти бредни про хотелки и страшно становится что с этими людьми живешь в одной стране )) . Неужели все так тухло в кабинах .
    Походу все специалисты от ВПК и эффективные менеджеры по управлению собрались на этом ресурсе .
  21. 0
    20 января 2022 10:32
    Только что на Репортере, а следом и на Взгляде читал победные статейки о прямо о "шахе и мате" Путина Америке и НАТО, этакому удару под дых загнивающим США с помощью заранее невыполнимых требований и этветки за это с помощью различных Пасейдонов и Буревестников, наводящих ужас на пляжи Майями... Теперь тут радужные краски по ДРЛО ВКС... Видимо помрачнели, загрустили урапатриоты, не понимают, чем мы реально ответим на то, как Россию прижимают к стенке американцы и натовцы. Вот и строчат политологи подобное, чтобы урапатриотическое настроение поднять им.
  22. 0
    16 марта 2022 10:17
    В нынешнее безденежье самое то модернизировать А-50, и по одной А-100 чтоб компетенцию поддерживать. ВКС молодцы все, и ОАК с ульяновцами и таганрожцами.